Тайны царицы савской. Кем была легендарная царица Савская

ЦАРИЦА САВСКАЯ

Царица Савская

Загадочная царица Савская хорошо известна по библейскому преданию, в котором речь идет о ее торжественной встрече с царем Соломоном. В исламском мире она почитается как могущественная царица Балькис, или Билькис, а в эфиопской традиции - как Махеда. В анналах древней истории из могущественных женщин-правительниц наибольшую популярность получила лишь Клеопатра, а о загадочной царице Савской известно так мало, что историки и археологи даже не уверены, существовала ли она на самом деле. Однако недавние археологические исследования пролили свет на эту загадочную историческую фигуру. В Библии, в Третьей книге Царств, царица Савская упоминается просто как «восточная царица». Нет никаких уточнений о ее происхождении, лишь рассказ о том, как царица, услышав о славе Саломона, покинула свой дом и отравилась с караваном, груженным специями, золотом и драгоценными камнями, в Иерусалим. Согласно библейскому преданию, она намеревалась удостовериться в правдивости молвы о мудрости Соломона, подготовив для него сложные вопросы. Пораженная его мудростью, величием царского двора, она вручила ему дорогие подарки, а Соломон предложил ей несметные сокровища и «все что она пожелает». Затем царица вернулась в родные края. Так вкратце изложена история о Соломоне и царице Савской в Библии. Однако рассказы о царице встречаются и в других источниках. В легендах иудеев и мусульман уже известная притча о Соломоне и Савской приукрашена некоторыми преимущественно фантастическими деталями. Иудейский историк Иосиф (I в.) считал, что Савская была царицей Египта и Эфиопии. В арабском фольклоре и Коране представлены более удивительные рассказы о царице Савской. Так, в Коране рассказывается о том, как от птицы удод Соломон узнал о богатом царстве, которым управляет некая царица, а его жители почитают Солнце. Царь Соломон вместе с птицей отправил той царице приглашение почтить его и заплатить дань, предупредив, что если она откажется, он уничтожит царство. Савская приняла столь странное приглашение и была обращена Соломоном в другую веру, приняв веру в одного истинного Бога.

Уже сотни лет ученые задаются вопросом, есть ли хоть доля правды в этих легендах. Главной проблемой является недостаток информации о царице Савской: ни во внебиблейских источниках, ни в исторических хрониках нет упоминаний об этой великой царице. Тем не менее во многих культурах появляется ее образ, поэтому сложно представить, что история о ней оказалась вымыслом. Современные археологи полагают, что если Савская была реальной исторической фигурой, то древними землями, которыми она управляла, могли быть Аксумское царство в Абиссинии (современная Эфиопия) или Савское (Сабейское) государство (современный Йемен), а возможно, и оба, ведь они отделены друг от друга лишь полосой Красного моря в 15 миль. Эго предположение основывается на том факте, что среди даров для Соломона был ладан, который растет лишь на землях этих двух царств и в расположенном неподалеку Омане. Что касается даты ее правления, ученые пришли к общему мнению, что это был 950 г. до н. э. Однако сохранились ли свидетельства того, что Сабейское государство и Аксум были богатыми царствами, которыми управляла удивительная царица, как об этом сказано в Библии? Сохранились данные о продаже благовоний и ладана на Ближнем Востоке и в Египте в III тысячелетии до н. э. Савское царство было процветающим торговым государством, контролировавшим караванные пути, по которым ладан и специи везлись через пустыню для того, чтобы заполнить ароматом храмы Средиземноморья и более отдаленных земель. Столицей Савского царства был Мариб, город, построенный на южной окраине Аравийской пустыни, в высохшей дельте Вади Адана. Жители этих засушливых земель в 750–600 гг. до н. э. построили плотину, с помощью которой удерживали воду, стекавшую во время муссонных дождей с гор, орошали ею земли вокруг города и выращивали зерновые.

В 2002 г. автор документальных фильмов, фотограф и археолог-любитель из Лос-Анджелеса Николас Клэпп опубликовал работу «Шеба: Через пустыню на поиски легендарной царицы». Клэпп выдвинул гипотезу о том, что царица Савская была известной в Йемене царицей Билькис. Она правила в Савском царстве, которое, пожалуй, было самым восхитительным и процветающим из пяти древних государств тех времен на юге Аравийского полуострова. Клэпп также полагал, несмотря на библейское описание, что Савская в действительности была правителем более могущественным, чем Соломон, который, по мнению ученого, был скорее правителем местного значения. Причиной долгого пребывания в пути, который проделала Билькис со свитой к Иерусалиму, были важные переговоры о налаживании торгового пути, проходившего через земли Соломона. Предполагалось, что царь будет содействовать торговле привозимыми издалека специями и ладаном. Таким образом, поездка Савской в Израиль (описанная в Библии) может быть интерпретацией воспоминания об одной из первых крупнейших торговых миссий в мировой истории.

В честь Билькис был назван храм, не так давно обнаруженный в девяти милях от руин столицы Савского царства Марибы. Храм Билькис, или Храм бога Луны, по словам главы проекта, профессора археологии из университета Калгари доктора Билла Гланзмана, был священным местом. В 1200 г. до н. э. - 550 г. н. э. сюда приезжали пилигримы со всей Аравии. Этот огромный яйцеподобный храм составлял в окружности около 900 футов, хотя большую часть древнего памятника ныне скрывают пески. Среди найденных там предметов были бронзовые и гипсовые статуи, а также большое количество костей животных, что указывает на проводившиеся в этом святилище жертвоприношения. Некоторые письменные свидетельства о Савском царстве сохранились в ассирийских текстах VIII–VII вв. до н. э… где говорится о царях Сабы Йатхиамаре и Карибииле в связи с выплатами и подарками Савского царства, в том числе драгоценными камнями. Эти дары напоминают те, которые Савская преподнесла царю Соломону. Однако речь идет о царях, а не царицах, и конкретных упоминаний о царице Савской здесь и вовсе нет. О ней не говорится и в многочисленных савских источниках, в том числе надписях из храма Билькис. Другой проблемой, касающейся происхождения библейской царицы, жившей в X в. до н. э., является то, что Саба, по-видимому, в это время была процветающим государством. Бесспорно, Соломон был известным и влиятельным правителем в истории того времени, но почему о царице Савской говорится только в связи с ним. Некоторым ученым библейский рассказ представляется выдуманным эпизодом, дописанным через сотни лет после правления Соломона, чтобы подчеркнуть славу великого царя и его легендарную мудрость.

У христиан Эфиопии, расположенной на противоположном от Сабейского государства берегу узкой полосы Красного моря (ныне Баб-эль-Мандебский пролив), есть предание, которое является частью исторического эпоса о царях «Кебра Негаст». В нем говорится, что эфиопы были потомками основателя эфиопской царской династии - сына царицы Савской и Соломона Менелика I. По преданию, Менелик ездил в Иерусалим, чтобы увидеться со своим отцом Соломоном, и тот умолял сына остаться и стать царем после его смерти. Менелик отказался от его предложения и тайно, под покровом ночи отправился домой, прихватив самую ценную царскую реликвию - ковчег Завета. Вскоре Менелик привез ковчег в Аксум, на севере Эфиопии, где он находится до сих пор в сокровищнице, во внутреннем дворе церкви Богородицы Марии Сионской. В книге «Кебра Негаст» говорится, что Махеда (как в ней именуется Савская) родилась в 1020 г. до н. э. в портовом городе Офире, о котором упоминается в Библии. Ученые полагают, что он находился в Йемене. Махеда получила образование в Эфиопии и, когда в 1005 г. до н. э. умер ее отец, стала царицей. На тот момент Махеде было 15 лет. Она правила страной 40 лет, хотя некоторые источники говорят о шести годах царствования.

В мае 1999 г. группа нигерийских и британских археологов в дождевых лесах Нигерии обнаружила массивные валы. Исследователи предположили, что в этих местах находился центр одного из наиболее известных африканских царств и возможное место захоронения царицы Савской. Сегодня памятник из Эредо является крупнейшим в Африке. Он представляет собой оградительный ров и земляную насыпь высотой 45 футов и протяженностью 100 миль. Местные жители говорят, что Биликису Сангбо (еше одно имя царицы Савской) построила в Эредо самое большое оградительное сооружение царства. Каждый год паломники съезжаются к этому месту, веря в то, что здесь находится ее могила. Эти земли имеют древнюю историю торговли золотом и слоновой костью и могут быть связаны с коммерческой деятельностью царицы Савской, однако сегодня нет прямых археологических и текстологических доказательств, связывающих имя Савской с Аксумом. Следует отметить, что хотя в легендах и упоминается имя царицы, на самом деле сооружение появилось через 1000 лет после предполагаемого времени ее правления в X в. до н. э.

Несмотря на сомнения археологов и историков относительно существования царицы Савской, образ властной, мудрой и красивой женщины уже сотни лет вдохновляет художников, рассказчиков и продюсеров на новые творения. Образ царицы Савской оказал большое влияние на искусство эпохи Возрождения, а позже и кинематограф, дав жизнь блестящим голливудским эпопеям. История царицы Савской была излюбленной темой кинематографа в течение всего времени его существования. Одними из самых известных картин стали: немой фильм Дж. Гордона Эдвардса «Царица Савская» (1921) с Бетти Блит в главной роли, в котором рассказывалось о несчастливой любви царя Израиля Соломона к царице Савской; кинолента «Соломон и царица Савская» (1959) с Юлом Бриннером и Джиной Лоллобриджидой в главных ролях; «Царица Савская и атомный человек» (1963), «Соломон и царица Савская» (1995), в котором впервые в исполнении Холли Берри создан образ темнокожей Савской.

На сегодняшний день, хотя и существует так маю данных, остается вероятность того, что царица Савская была реальным историческим персонажем, каким она предстает перед нами в Библии и в легендах более позднего времени. Безусловно, в Древней Аравии были могущественные женщины-правительницы. Возможно, дальнейшие исследования и раскопки на месте древнего царства Савского позволят найти сведения о той реальной женщине, скрывавшейся за образом Савской. А жители материковой Африки и Аравийского полуострова, игнорируя данные археологии и истории, как и 2000–3000 лет назад, до сих пор пересказывают легенду о царице Савской.

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

2. ЦАРИЦА Еще одной специфической чертой хеттской монархии было весьма независимое положение царицы. Свой титул «таваннанна», произведенный от имени супруги царя Лабарны, царица получала лишь после смерти своей предшественницы. До тех пор пока оставалась в живых

Из книги Женщины на российском престоле автора Анисимов Евгений Викторович

Царица Екатерина красавицей не была – об этом говорят многочисленные портреты, дошедшие до нашего времени. В ней не было ни ангельской красоты ее дочери Елизаветы, ни утонченного изящества Екатерины II. Ширококостная, полная, загорелая, как простолюдинка, она казалась

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Царица Пальмиры Город Пальмира - жители, чьим родным языком был арамейский, именовали ее Тадмор - разбогател благодаря торговле, но своим существованием был обязан прежде всего воде. Находившиеся в ней источники и колодцы представляли собой большую редкость в

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Шамаханская царица "…и девица Шамаханская царица…" А.С.Пушкин. Сказка о золотом петушке Тамара царствовала с 1184 (по другим источникам - с 1181 года) по 1213 год. Этот период характеризовался тем, что Грузия достигла высокой степени феодального развития. В ее царствование был

Из книги По следам Ковчега Завета автора Скляров Андрей Юрьевич

Царь Соломон, царица Савская и Менелик «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями;

Из книги 1185 год. Восток – Запад. Истоки. Мир ислама. Между двух миров автора Можейко Игорь

Царица и Поэт Для истории каждой страны 1185 год – мгновение в череде лет и событий. Заглянуть в это мгновение и сразу понять что-либо в нем, не будучи профессиональным историком, невозможно. Поэтому, преодолев очередной водораздел и оказавшись в долине следующей реки, мы

Из книги Рим и Карфаген. Мир тесен для двоих автора

Царица пиратов Неожиданно понесенным поражением этоляне преподали урок всем людям, что на будущее не следует взирать, как на свершившееся, что невозможно наперед возлагать верные надежды на то, что может кончиться неудачею, что нам, людям, необходимо во всех делах, а

Из книги Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины автора Елисеева Ольга Игоревна

Матушка-царица Одной из причин неприязни дворянского общества к Павлу было его нарочитое и грубое вмешательство в семейные дела - сферу частной жизни. В Екатерининскую эпоху процесс обособления частной жизни от служебной, государственной только начинался, благодаря

Из книги Самые богатые люди Древнего мира автора Левицкий Геннадий Михайлович

Царица Савская Образ царицы Савской вдохновлял композиторов, художников и литераторов. В XX в. снято несколько кинолент о свидании царицы Савской с Соломоном; в одном из фильмов главную роль играет Джина Лоллобриджида. Однако Библия довольно кратко описывает встречу

автора Молева Нина Михайловна

Царица Александра Нет, она была не такой, как представлял ее А.К. Толстой, - богобоязненной, любящей, покорной воле брата, но и защищающей, как собственное дитя, «слабого головой» мужа. Те дни, которые приходят после его кончины, как свидетельствуют документы, открывают

Из книги От Великой княгини до Императрицы. Женщины царствующего дома автора Молева Нина Михайловна

Потаенная царица Неизвестный художник. Царица Марфа Матвеевна. Конец XVII - начало XVIII в.М.Ф. Апраксин… Собственно, начинать надо было с детства Петра I, когда в конце правления его старшего сводного брата Федора Алексеевича в царский дом вошла новая царица - Марфа

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

2. Царица Другая своеобразная черта хеттской монархии заключается в чрезвычайно независимом положении царицы. Ее титул таваннанна, образованный от имени ее прародительницы - жены царя Лабарны, наследовался только после смерти ее предшественницы. Поэтому до тех пор,

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.4. Библейская царица Савская - это русская княгиня Ольга 26а. БИБЛИЯ. «Царица Савская, услышав о славе Соломона… пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством… И пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем… И увидела царица Савская

Из книги Любовные утехи русских цариц автора Ватала Эльвира

Царица Евдокия Евдокия Лопухина, Авдотья Федоровна, как еще ее называют, дочь знатного боярина, на которой Петр I женился 28 января 1689 г. Бедная, несчастная, безропотная женщина. Всю жизнь провела по монастырям и темницам, проливая горькие слезы над своей горькой долей. За

Из книги В поисках ковчега Завета: По следам скрижалей Моисея автора Манро-Хэй Стюарт

ГЛАВА 2 ВЕЛИКИЙ МИФ: СОЛОМОН И ЦАРИЦА САВСКАЯ …Есть книга, имя ей Кибра Нагаст, и содержит она законы всей Эфиопии. Царь царей Йоханнес, царь Сиона Эфиопии ЛЕГЕНДА О НЕБЕСНОМ СИОНЕДорога, ведущая к ковчегу, начинается за тысячи лет до того, как императоры Аксума возвели

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

26. История обретения Истинного Креста Господня на флорентийской фреске XIV века Византийская императрица Елена, она же библейская царица Савская - это русская княгиня Ольга Задержимся немного на истории обнаружения Истинного Креста Господня ввиду важности данного

Кто такая царица Савская? Миф или реальность?

Царица Савская - единственный персонаж древности, о котором есть упоминания в священных книгах трех основных мировых религий - христианство, иудаизм и мусульманство. Легендарная правительница Сабы в Южной Аравии - удивительной страны, где песок стоит дороже золота, где растут деревья из Эдемского сада, а людям не ведомы войны. В Библии рассказывается, что она пришла в Иерусалим испытать загадками царя Соломона и была в изумлении от его мудрости.

Согласно некоторым преданиям, у царицы Савской были козлиные ноги (возможно, отголоски древнего культа зооморфной богини луны Южной Аравии). В мусульманских легендах царицу зовут - Билкис. Она и , как утверждают мифы, - родоначальники 3 000-летней династии эфиопских императоров.

В Библии не называется ее имени, она фигурирует в ней просто как царица Савская, или Южная, и противопоставляется тем, кто не хочет внимать мудрости Иисуса. Она управляла савеями - народом «Счастливой Аравии», лежавшей южнее Палестины. Около 2000 км разделяли ее резиденцию от Иерусалима.

По какой же причине царица отправилась в путь? Согласно легенды, Соломон узнал от удода о диковинной стране и правящей ею женщине несравненной красоты и мудрости. Царь отправил ей письмо в котором приглашал посетить Иерусалим. В случае отказа он пообещал наслать на нее демонов. (Соломон был не только мудрецом, но и магом.) Царица откликнулась на призыв грозного соседа. Она ехала в Иерусалим, в надежде разрешить множество вопросов, относительно ее личной жизни, ее царства и ее народа.

Она была наслышана о Соломоне, слава которого всегда связывалась с именем бога. Этот бог казался ей причиной достигнутого благоденствия. Кому же может поклоняться такой мудрый царь? Царица Савская - рассудительная и умная женщина, но знает о границах своей осведомленности и хочет стать мудрей. Ради этого она жертвует временем, средствами и удобствами.

Соломона потрясла ее красота. Но наряду с этим он захотел проверить, какие у нее ноги… Нехорошая история описана в одной из книг Талмуда. По убеждению древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Царь остерегался, что под обличьем прекрасной женщины скрывается сам нечистый. Для проверки, он выстроил павильон со стеклянным полом и запустил туда рыбок.

Правительнице необходимо было пройти через этот зал, но, едва переступив порог, инстинктивно приподняла платье. Соломон успел увидать, что ноги царицы были человеческие, но покрыты густыми волосами. Эту же историю можно встретить и в мусульманских источниках. Но исламская версия легенды гласит: ноги Билкис в действительности оказались козлиными - покрытыми шерстью и с копытцами вместо ступней…


Примирить обе версии смогут предания Эфиопии. Там царицу Савскую называют Македой, или Атия-Азеб. Считается, что она была из племени, приносившее жертвы дракону. И вот настала очередь Атия-Азеб: девушка была привязана к кроне дерева, куда прилетал дракон… В тени этого дерева присели отдохнуть 7 святых. Они решили помочь и убили дракона.

Однако одна капля крови попала на пятку девушке, и ее нога превратилась в копыто. Жители деревни избрали Македу своей предводительницей. Однажды она услыхала, что в Иерусалиме правит царь Соломон, который излечивает людей от всех болезней. Преодолев тяжелый путь, предводительница переступила порог дворца царя, и ее нога сразу стала такой, какой была раньше.

Полгода длился роман царя и царицы Савской. Когда же выяснилось, что прекрасная южанка беременна, она покинула Иерусалим и возвратилась в Сабу, где родила мальчика, который стал родоначальником абиссинских правителей. Эфиопы называют его Бейна Хекемом («сыном царя»), или Менеликом. Достигнув зрелости, Менелик отправился в гости к отцу. А возвратившись в сопровождении молодых иудеев на родину, привез в Эфиопию библейский Ковчег Завета с реликвиями. Жители города Аксум уверены, что Ковчег спрятан в каменной часовне самой большой церкви города и охраняет их родину в течении уже почти трех 3 000 лет.

Царица Савская — реальная историческая личность?

Эту замечательную историю несколько омрачают два вопроса: где все-же находилось Сабейское царство? И вообще, существовала ли царица Савская на самом деле? Юг Аравийского полуострова и побережье Персидского залива наряду с Двуречьем и долиной Нила считаются древнейшими очагами цивилизации. Уже в IV тысячелетии до н. э. там жили аравийцы, которые в основном были семитами и говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии.

На рубеже II и I тысячелетий до н. э. на юго-западе Аравии возникли государства Хадрамаут, Катабан, Саба, Манн. Около середины I тысячелетия до н. э. наибольший вес приобрело здесь царство Саба, которое установило контроль над главной торговой артерией Аравийского полуострова - «путем благовоний».

Оно просуществовало под различными названиями полторы тысячи лет. Подлинных сведений о легендарной царице крайне мало. Мусульмане называют ее Билкис. Известно, что она была дочерью «премьер-министра» загадочного царства Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время путешествия в Израильско-Иудейское царство, куда она отправилась для того, чтобы договориться о свободном проходе караванов с благовониями через вассальные ему территории.

В 711 году до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар упоминал о государстве на юге Аравийского полуострова. Историк Флавий полагал, что страна савеев располагалась на северо-востоке Африки - в Эфиопии. Некоторые из исследователей библейского рассказа считают, что государство Дилмун (или Сабейское царство) было на острове Бахрейн в Персидском заливе. Такое заявление могло бы показаться необоснованным - в Ветхом Завете указывается только на юг Аравии, - если бы не древнегреческая легенда, наводящая на необычные мысли на счет происхождения царицы Савской.

Эллины верили в , древнейшими из которых считались жительницы Ливии, где когда-то насчитывалось множество племен воинственных и храбрых женщин. Прародиной одного их племен считался остров Геспера (Бахрейн) у берегов Эфиопии. Его правительница Мирина некогда покорила много соседних народов, в том числе и атлантов, а потом через Египет, Аравию и Сирию направилась в Малую Азию, где основала ряд городов.

Конечно, нельзя утверждать, что царица Савская и Мирина - одно лицо. Но и пренебрегать данным предположением не следует. Во-первых, остров находится как раз между Эфиопией и Аравией. Во-вторых, греческая легенда, которая возникла приблизительно в V–IV вв. до н. э., рассказывает о «давно минувших днях», так что Мирина вполне могла жить на 500 лет раньше.

В пользу того, что царица Савская - реальное историческое лицо, могут свидетельствовать археологические раскопки на территории Южного Йемена. Изучение руин дворца показало, что приблизительно в 1000-950 гг. до н. э. там жила царица, которая совершила поездку на север - в Аль-Кудс (арабское название Иерусалима).

Исламолог М. Пиостровский полагает, что Савская была царицей Древнего Йемена, для культуры которого характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей, которые упомянуты в преданиях. Кроме этого, в религии этой страны божество солнца Шамс играло очень важную роль. (Согласно легендам, жители Сабы поклонялись Солнцу и Луне.) Арабы связывают имя царицы с йеменским городом Мариб, около которого находятся величественные руины занесенного песком древнего храма Аввама (храма Билкис). Многие считают, что именно там был земной райский сад Эдем из Книги Бытия.

Эфиопская версия о происхождении царицы Савской тоже не лишена смысла, больше того, многим из ученых представляется весьма обоснованной. Хотя сама Эфиопия расположена в Африке, от Сабы ее отделяет неширокая полоска воды. Сабейцы, освоившие морской путь в Индию, могли легко преодолеть ее. Может быть, в древности эти две территории были тесно связаны между собой, составляя одно государство. Население Эфиопии считает, что царица Савская жила в городке Аксуме, неподалеку от морского побережья.

Подобного рода рассказ об этом мы находим в национальном эпосе, где сказано о царствующих династиях, которые ведут свое происхождение от знаменитой путешественницы. Доказывая, что Македа (царица Савская) выехала к Соломону именно из Аксума, эфиопы ссылаются на Книгу псалмов, где прямо сказано о визите Македы в Иерусалим. Кроме этого, в Эфиопии много религиозных обрядов, которые напоминают семитские: вряд ли они смогли укорениться в стране без поддержки со стороны верховной власти. Обращает на себя внимание соблюдение Субботы, разделение животных на чистых и нечистых, религиозные танцы. Кроме этого, император Эфиопии именуется «царем Сиона».

Местные жители говорит, что право составлять законы и толковать их дал потомкам иудейского колена левитов сын царицы Савской: он ведь и сам был наполовину иудей! По сей день существует небольшая обособленная религиозная группа абиссинских иудеев, которые считают себя потомками лиц, прибывших с сыном Македы из Иерусалима. Называют они себя «фалаши», что означает «эмигранты». Это историческое название подтверждает их неэфиопское происхождение. В Аксуме есть несколько достопримечательностей, которые имеют отношение к легендарной царице.

В первую очередь, это обелиск на центральной площади и могила самой Македы. На пшеничном поле за городом лежат несколько гранитных плит размером 5×1,5 метра с обелисками. Под одной из них якобы и нашла покой эта таинственная женщина. Под двумя другими покоится прах еще двух царей Аксума, а на горе у горизонта похоронен Менелик.

Сторонники эфиопского происхождения царицы Савской приводят разные исторические факты и ссылки на авторитеты, чтобы доказать, что библейская правительница жила именно тут. Они сообщают также, что Македе было 50 лет, когда она поехала в Иерусалим, и что умерла она в 986 году до н. э. Потомки царицы Савской и царя Соломона, как считается, правили страной до 1974 года, когда был свергнут император Хайле Селассие.

Многие из ученых считают утверждение, будто династия эфиопских правителей берет начало от легендарной царицы, государственной пропагандой, мифом, с помощью которого местные монархи пытались подтвердить законность своей власти. Дело в том, что ни один из официальных документов за пределами Эфиопии не упоминает, что Ковчег Завета когда-либо покидал границы Иерусалима. Первое же эфиопское королевство вообще появилось только через 800–900 лет после того периода, который указан в качестве предположительной даты жизни Соломона (965–928 г. до н. э.). Кроме этого, во времена правления мудрого царя происходило только становление Сабейского царства. Следовательно, оно не могло еще быть господствующим государством ни в южной Аравии, ни в Эфиопии.

Одним из авторитетнейших специалистов в этой области является археолог Р.Эйхман. Он же возглавляет список скептиков от истории. Применив научный подход к библейскому повествованию о царице Савской, он утверждает, что не обнаружил ни единого научного доказательства ее существования, и считает, что она - не более чем миф. Эйхман - далеко не единственный скептик, который выразил сомнение в существовании легендарной царицы. Однако он, пожалуй, впервые представил сугубо научные соображения на этот счет.

Сомнения усиливают детальные исследования археологов. Изучив найденные в Марибе надписи и каменную кладку, специалисты уверяют, что известный храм Аввам, основательницей которого предположительно могла быть царица Савская, строился во второй половине VII века до н. э. Это означает, что он не имеет никакого отношения к таинственной правительнице, жившей в середине X столетия до н. э. По мнению Эйхмана, в пользу того, что история о царице Савской - не реальный факт, а вымысел, говорит и ряд других моментов.

К примеру, неизвестно, позволяли ли сабейцы занимать женщинам столь высокое положение? На это, правда, часть специалистов справедливо замечает, что некоторые косвенные исторические источники говорят о том, что в Сабе того периода царил матриархат. В доказательство приводятся клинописные тексты, обнаруженные в Ассуре: в них рассказывается о «царицах арабов» Забибе и Самси. Но кроме этих записей нет других ассирийских источников, датируемых 700-ми годами до н. э., которые содержали бы упоминания о женщинах на троне. Эйхман и иные скептики, безусловно, правы, говоря, что без дополнительных исследований человечество всегда будет оставаться в плену мифов.

Итак, кем же была героиня известного библейского сказания, в котором переплелись исторические факты, восточный фольклор и фантастические легенды? Существовала ли она на самом деле? Жила ли в арабском Марибе? Являлась ли правительницей эфиопского Аксума? Или была представительницей гордого племени женщин-воительниц? Эта тайна не разгадана учеными по сей день. Да и так ли это важно для современного человека? Ведь в Книге Книг она продолжает существовать и поныне…

И.Вагман, О.Кузьменко

  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Таинственная царица Савская

    «Царица Савская, услыхав о славе царя Соломона, пришла из далекой страны увидеть его». Таков знаменитый библейский сюжет. Стандартная историография не дает четкого ответа на вопрос, что это была за страна. Чаще всего говорят обтекаемо: «Царица Юга».

    Иммануил Великовский предложил совершенно неожиданную, дерзкую, но в высшей степени увлекательную гипотезу. По его хронологии получалось, что единственной претенденткой на роль «царицы Юга» становилась Хатшепсут, правительница Египта, дочь египетского фараона Тутмоса. Царица Хатшепсут всегда была для историков фигурой в высшей степени приметной. После ее царствования осталось множество сооружений, барельефов, надписей. Великовский должен был мобилизовать все свое искусство почти детективной идентификации и скрупулезной интерпретации, чтобы убедить специалистов и просто читателей в своей правоте. И ему это удалось.

    Ключевым эпизодом царствования Хатшепсут была ее поездка в Пунт, в «Божественную землю», о местонахождении которой веками спорили исследователи.

    Великовскнй провел сопоставление даже мельчайших деталей — от маршрута путешествия царицы до особенностей внешнего вида воинов, изображенных на барельефах храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Вывод исследователя прозвучал уверенно: «Полная согласованность деталей этого путешествия и многих сопутствующих дат делает очевидным то, что царица Савская и царица Хатшепсут — это одна и та же личность, а ее путешествие в неизвестный Пунт было знаменитым путешествием царицы Савской к царю Соломону. И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее». К слову, лингвисты утверждают, что «царица Савская» — это есть «царица Фивская», т.е. из Фив, тогдашней столицы Египта.

    Если верить Великовскому, то просила Хатшепсут, которую еще при ее жизни величали «фараоном-строителем», чертежи великолепного храма. Ирония в том, что историки, придерживающиеся стандартной хронологии Египта, думают наоборот: что Соломон скопировал образец египетского храма. Получается, что Хатшепсут скопировала храм неизвестной «Божественной Земли Пунт», а Соломон, живший шестью веками позже царицы, скопировал ее храм для Священной земли и Священного города Иерусалима?

    Наследник царицы Хатшепсут фараон Тутмос III совершил военный поход в землю Рецену, которую он называет также «Божественной Землей», и разграбил какой-то храм в Кадеше. Местонахождение Кадеша историкам, как вы уже можете сами догадаться, неизвестно. Между тем, изображения утвари на барельефах фараона весьма напоминают утварь Иерусалимского Храма. У Великовского это все так доказательно детализировано, что не оставляет сомнений: сын Хатшепсут Тутмос III, ревновавший свою мать к дружбе с иудейским царем Соломоном, и ненавидевший ее настолько, что после ее смерти приказал отбить портреты Хатшепсут с барельефов. Именно он был тем таинственным фараоном, что ограбил Иерусалимский храм.

    Разумеется, для XV века до н.э. отождествление Кадеша с Иерусалимским xрамом немыслимо, но если отказаться, как сделал Великовский, от стандартной хронологии Египта, и передвинуть события на шесть веков вперед, то обнаруживается синхронизм между древней еврейской историей и соседней, египетской, и, более того, между египетской и греческой. Т.е. искусственное (с определенными идеологическими задачами!) растяжение египетской истории на шесть веков искажало всю историческую картину древнего мира.

    Идем дальше. Знаменитый фараон 18-й династии Эхнатон был основателем новой религии, признававшей только одного бога — Атона. Многие египтологи считали Эхнатона чуть ли не предвестником библейского монотеизма. Религия Эхнатона, однако, просуществовала в Египте всего лишь два десятка лет. Ученые нашли удивительное сходство в стиле и выражениях между гимнами Атону и библейскими псалмами. По их мнению, еврейский псалмопевец, а это, мы знаем, был царь Давид, подражал египетскому царю-монотеисту. Даже знаменитый Зигмунд Фрейд, написавший в 1939 году работу «Этот человек Моисей», повторил это заблуждение.

    Но как мог автор Псалмов копировать гимны Атону, которые в Египте были полностью забыты еще несколькими столетиями ранее? Можно ли себе представить, чтобы за два десятка лет «неоперившаяся» еще религия произвела такое впечатление на иудеев, что они стали перенимать ее черты? Ой, вряд ли. Согласно же хронологической реконструкции Великовского, Эхнатон — современник иудейского царя Иошафата, правившего спустя несколько поколений после Давида, создателя псалмов. «Монотеизм» Эхнатона был, несомненно, несостоявшейся копией иудейского монотеизма, а не его предвестником.

    В 1971 году в лаборатории Британского Музея в Лондоне были произведены радиоуглеродные анализы с целью датировки гробницы фараона Тутанхамона, сына Эхнатона. Анализы подтвердили тезис Великовского о необходимости пересмотра стандартной хронологии, дав расхождение между углеродной датой и подсчетами Великовского всего лишь в 6 лет. Казалось бы, истина восторжествовала? Ну что ж, тем хуже для истины!

    Один из самых авторитетных современных археологов, Захи Хавасс, председатель Верховного совета по древностям Египта, выступил против применения метода радиоуглеродной датировки в археологии. В своем интервью газете «Аль-Масри Аль-Юм» ученый заявил, что этот метод якобы недостаточно точен. «Этот метод вообще не следует использовать при выстраивании хронологии Древнего Египта, даже в качестве полезного дополнения», — заявил он. Метод, за который его автор У. Либби получил Нобелевскую премию, не устраивает египетского ученого. Не потому ли, что раз за разом доказывает реальность библейских сюжетов и меняет такую привычную устоявшуюся науку — египтологию?

    Интернет-журнал Евгения Берковича

    Хатшепсут имела всего одну родную сестру Ахбетнеферу, а также трёх (или четырёх) младших сводных братьев Уаджмоса, Аменоса, Тутмоса II и, возможно, Рамоса, — сыновей её отца Тутмоса I и царицы Мутнофрет. Уаджмос и Аменос, два младших брата Хатшепсут, умерли ещё в младенчестве. Поэтому, после смерти Тутмоса I она вышла замуж за своего сводного брата (сына Тутмоса I и второстепенной царицы Мутнофрет), жестокого и слабого правителя, правившего всего неполных 4 года (1494—1490 до н. э.; Манефон насчитывает целых 13 лет его правления, что, скорее всего, ошибочно). Таким образом, была сохранена преемственность царской династии, так как Хатшепсут была чистых царских кровей. То, что Хатшепсут впоследствии стала фараоном, специалисты объясняют довольно высоким статусом женщины в древнеегипетском обществе, а также тем, что престол в Египте переходил по женской линии. Кроме того, обычно считается, что такая сильная личность, как Хатшепсут, достигла значительного влияния ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II.

    У Тутмоса II и Хатшепсут в качестве главной царской жены было двое дочерей — старшая дочь Нефрура, носившая титул «Супруги Бога» (верховной жрицы Амона) и изображавшаяся в виде наследника престола, и Меритра Хатшепсут. Отдельные египтологи оспаривают то, что Хатшепсут была матерью Меритры, но более вероятным представляется обратное — поскольку имя Хатшепсут носили только эти две представительницы XVIII династии, оно может указывать на их кровное родство. Изображения Нефруры, воспитателем которой был фаворит Хатшепсут Сенмут , с накладной бородкой и локоном юности часто трактуются как доказательство того, что Хатшепсут готовила себе наследницу, «новую Хатшепсут». Однако наследником (а позже и соправителем Тутмоса II) всё же считался сын её мужа и наложницы Исиды, будущий Тутмос III, женатый сначала на Нефруре, а после её ранней кончины — на Меритре.

    Переворот

    Некоторые исследователи полагают, что Хатшепсут сконцентрировала в своих руках реальную власть ещё во время правления своего мужа. Насколько это утверждение соответствует действительности, неизвестно. Однако нам точно известно, что после смерти Тутмоса II в 1490 до н. э., двенадцатилетний Тутмос III был провозглашен единоличным фараоном, а Хатшепсут — регентом (до этого Египет уже жил в условиях женского правления при царицах Нитокрис из VI династии и Себекнефрура из XII династии). Однако через 18 месяцев (или через 3 года), 3 мая 1489 до н. э., малолетний фараон был отстранен от трона легитимистской партией во главе с фиванским жречеством Амона , которая возвела на престол Хатшепсут. Во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, нёсшие тяжёлую барку со статуей бога, опустились на колени прямо возле царицы, что было расценено фиванским оракулом как благословение Амона новому правителю Египта.

    В результате переворота, Тутмос III был отправлен на воспитание в храм, чем его планировалось отстранить от египетского престола, по крайней мере, хоть на время регентства Хатшепсут. Тем не менее, есть сведения, что в последующем Тутмос III допускался до решения практически всех политических проблем.

    Основными силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные («интеллектуальные») круги египетского жречества и аристократии, а также часть выдающихся военачальников. В их число входили Хапусенеб, чати (визирь) и первосвященник Амона, чернокожий генерал Нехси, несколько ветеранов египетской армии, помнящих ещё кампании Яхмоса, придворные Тути, Инени и, наконец, Сенмут (Сененмут), зодчий и воспитатель дочери царицы, а также его брат Сенмен. Многие склонны видеть в Сенмуте фаворита царицы, так как он упоминал своё имя рядом с именем царицы и выстроил себе две гробницы по подобию гробницы Хатшепсут. Сенмут по происхождению был бедным провинциалом, который при дворе поначалу считался простолюдином, но его незаурядные способности вскоре были оценены по достоинству.

    Официальная пропаганда

    После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями и дочерью Амона-Ра (в образе Тутмоса I

    Большинство из нас, наверняка слышали это имя, но мало кто имеет реальное представление о том, кем она была, когда жила и чьей была царицей. Сегодня я попробую рассказать вам о таинственной царице Савской:

    Царица Савская принадлежала к роду сабейских царей-жрецов – мукаррибов. Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа. Родилась она приблизительно в 1020 году до нашей эры в стране Офир, которая простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми и добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, овец и верблюдов, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь и умели выплавлять бронзу

    Edward Slocombe. «Царица Савская».
    Кадр из фильма «Царица Шева»

    Столица Офира – город Аксум – находилась в Эфиопии. В пятнадцатилетнем возрасте Македа отправилась царствовать в Южную Аравию, в Сабейское царство, где стала царицей Савской. Она правила царством около сорока лет.
    Подданные говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины. Столицей Сабейского царства был город Мариб. В Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись Солнцу.

    «Святая Македа, царица Савская» современная икона

    Гипотезы и археологические свидетельства

    Относительно недавно ученые установили, что в народной религии древнего Йемена большую роль играло солнечное божество Шамс. Легенды говорят, что первоначально царица поклонялась звездам, Луне, Солнцу и Венере. Она имела почетный титул верховной жрицы планетарной соборности и устраивала в своем дворце «Соборы мудрости». Была она верховной жрицей и некого южного культа нежной страсти. Лишь после путешествия к царю Соломону она познакомилась с иудаизмом и приняла его.

    Рассказ о рождении царицы, её воцарении, визите в Иерусалим и зачатии сына (эфиопский «комикс»)

    По описаниям античных авторов, владыки Сабы жили в мраморных дворцах, окруженных садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей. Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая держала воду в искусственном озере. Через сложную систему каналов и стоков озеро поило крестьянские поля, а также фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах

    «Царица Савская».Миниатюра из средневекового немецкого манускрипта.

    Длина каменной дамбы достигала 600, а высота – 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, раз в год приносимая тропическим ураганом из Индийского океана. Коран утверждает, что ирригационная система была разрушена небом как кара за язычество. В реальности же катастрофу учинили римляне, разграбившие город и разрушившие шлюзы в наказание за отчаянное сопротивление жителей Мариба.

    Миниатюра к книге Боккаччо«Достославные женщины», Франция, XV в.

    В город Мариб, где в незапамятные времена правила легендарная царица Савская, ученые пытались проникнуть давно. Однако само его местонахождение долгое время оставалось тайной, которую тщательно хранили местные арабские племена и власти Йемена.

    «Царица Савская на троне»:Персидская миниатюра XVI в

    В 1976 году очередную попытку проникнуть в заветный город предприняли французы. Они вели переписку с йеменскими властями долгих семь лет, пока не добились разрешения на посещение развалин одним человеком, которому было дозволено лишь осмотреть их. И тогда в Мариб решили послать парижского фотографа из журнала «Фигаро», умеющего снимать скрытой камерой.

    Афиша кинофильма 1921-го года

    Ему удалось увидеть и снять массивные колонны разрушенных храмов и дворцов, а также несколько скульптур, относящихся к периоду VI-IV веков до нашей эры. Одни были сделаны из мрамора, другие – из бронзы, третьи – из алебастра.
    Какие-то фигуры имели явно шумерские черты, другие – парфянские. Все они находились внутри развалин, прислоненные к камням. Фотографу удалось запечатлеть и выбитую на камне своего рода охранную грамоту: «Люди Мариба возвели этот храм под покровительством своих богов, царей и всего народа государства Саба. Кто повредит эти стены или унесет скульптуры, тот погибнет сам, а его род будет проклят».

    Соломон и Шева. Парма, епархиальный музей

    Как раз после съемки этого текста фотографа попросили уехать. Запись была сделана на осколке барельефа внутри здания, от которого остался лишь фундамент. Внутри него копошились люди в лохмотьях, которые укладывали в мешки половинки кирпичей.
    У фотографа сложилось впечатление, что в Мариб европейцев не пускают не из-за того, что он объявлен священным для мусульман местом, а по той причине, что он является частной каменоломней какого-то местного феодального клана. По словам фотокора «Фигаро», ему удалось сфотографировать лишь сотую часть возможного. Он признался, что такая работа сродни тому, чтобы промчаться на мотоцикле по залам Лувра.

    Пьеро делла Франческа - 2a. Шествие царица Савская

    Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, по всей видимости, мог быть торговой миссией, связанной с усилиями израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией.

    Пьеро делла Франческа - Легенда Истинный Крест - царица Савская -в зале приемов с Соломоном

    Ассирийские источники подтверждают, что южная Аравия вела международную торговлю уже в 890 году до н. э., так что прибытие в Иерусалим времён Соломона торговой миссии некоего южноаравийского царства представляется вполне возможным.

    Соломон и Шеба,витраж в Страсбургском романском соборе

    Встреча Шебы и Соломона,витраж в Кельнском кафедральном соборе

    Существует, однако, проблема с хронологией: Соломон жил приблизительно с 965 по 926 гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет.

    Развалины Храма Солнца в Марибе. Построен в VIII веке до н. э., существовал в течение 1000 лет

    В XIX веке исследователи И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб.

    Развалины древнего Мариба

    Среди найденных надписей учёные прочитали название четырёх южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава. Как выяснилось, резиденцией савских царей был город Мариб (современный Йемен), что подтверждает традиционную версию происхождения царицы с юга Аравийского полуострова.

    Соломон и царица Савская-портик.Врата рая

    Деталь»Врата рая»

    Надписи, обнаруженные в южной Аравии, не упоминают правительниц, однако из ассирийских документов VIII-VII веков до н. э. известны аравийские царицы в более северных областях Аравии. В 1950-е годы Вендел Филипс (Wendell Philips) произвёл раскопки храма богини Балкис в Марибе. В 2005 году американские археологи обнаружили в Сане руины храма около дворца библейской царицы Савской в Марибе (к северу от Саны). По словам исследовательницы из США Мадлен Филлипс, найдены колонны, многочисленные рисунки и предметы в возрасте 3 тысячелетий.

    Йемен — территория, откуда, вероятно, прибыла царица

    Эфиопия — страна, где, возможно, правил её сын

    Возникновение легенды о сыне царицы Савской в Эфиопии исследователи связывают с тем, что, по-видимому, в VI веке до н. э. сабейцы, перебравшись через Баб-эль-Мандебский пролив, осели у Красного моря и заняли часть Эфиопии, «захватив» воспоминание о своей правительнице с собой и пересадив его на новую почву. Одна из провинций Эфиопии носит название Шева (Шава, совр. Шоа).

    В амьенском соборе,медальоны с сценами легенды о Шеве

    Достаточно распространена также точка зрения, согласно которой родиной царицы Савской или её прототипа была не Южная, а Северная Аравия. В ряду других североаравийских племён сабейцы упоминаются на стеле Тиглатпаласара III.

    Фреска-де «Salomón y la Reina de Saba» в библиотеке Эскориала

    Эти северные сабейцы по ряду признаков могут быть ассоциированы с сабейцами (савеянами), упоминаемыми в книге Иова (Иов.1:15), Савой из книги пророка Иезекииля (Иез.27:22), а также с внуком Авраама Шевой (Быт.25:3, ср. также Быт.10:7, Быт.10:28) (упоминаемое рядом имя брата Шевы, Дедана, связано с оазисом Эль-Ула к северу от Медины).

    Царица Савская перед храмом Соломона в Иерусалиме, Саломон де Брей (1597-1664)

    По мнению некоторых исследователей, Израильское царство сначала вступило в контакт с северными сабейцами, и лишь потом, возможно через их посредничество, с Сабой на юге. Историк Дж. А. Монтгомери предположил, что в X веке до н. э. сабейцы жили в Северной Аравии, хотя и контролировали торговые пути с юга

    Зенобия, царица Пальмиры, в XX веке также стала «крестной»Зены — королевы воинов

    Знаменитый исследователь Аравии Г.Сент Джон Филби (H.St.John Philby) также полагал, что царица Савская происходила не из Южной Аравии, а из Северной, и легенды о ней в какой-то момент смешались с историями о Зенобии, воинственной царицей Пальмиры (совр. Тадмур, Сирия), жившей в III веке н. э. и принявшей иудаизм.

    Каса-де-Алегри Sagrera, Salomó я-де-ла-Рейна Sabà

    Так, например, рассказывается (одним из биографов Мухаммеда), что именно в Пальмире, в VIII в. во время правления халифа Валида I, был найден саркофаг с надписью: «Здесь похоронена благочестивая Билкис, супруга Соломона…».

    «Соломон и царица Савская»,Пьетро Дандини

    Еврейская каббалистическая традиция также считает Тадмур местом захоронения царицы—злой дьяволицы, и этот город считается зловещим приютом демонов

    «Царь Соломон и царица Савская.»,Франса Франкена

    Франс Франкена

    Кроме того, существуют параллели между Савской и другой восточной самодержицей — знаменитой Семирамидой, также воевавшей и занимавшейся ирригацией, жившей примерно тогда же — в к. IX в. до н. э., которые прослеживаются и в фольклоре. Так, писатель нашей эры Мелитон пересказывает сирийскую легенду, в которой отец Семирамиды зовётся Хадхад. Вдобавок, иудейская легенда сделала царицу матерью Навуходоносора, а Семирамиду — его женой

    « Царица Савская на Коленях перед Царем Соломоном»,Иоганн Фридрих Август Тишбейн

    Один из спутников Васко да Гамы высказал предположение, что царица Савская происходила из Софалы — древнейшей известной по документам гавани Южного полушария, берега, который, по его предположениям именовался Офиром. В этой связи упоминает Софалу в «Потерянном рае» Джон Мильтон. Кстати, позже в этих местах португальцы будут предпринимать экспедиции в поисках золотых копей царицы Савской.

    Соломон принимает царицу Савскую», художник Антверпенской школы,17в

    Прочие версии

    Иосиф Флавий в своём труде «Иудейские древности» приводит рассказ о посещении Соломона царицей, «царствовавшая в то время над Египтом и Эфиопией и отличавшаяся особенною мудростью и вообще выдающимися качествами». Приехав в Иерусалим, она, как и в других легендах, испытывает Соломона загадками, восхищается его мудростью и богатством. Этот рассказ интересен тем, что историограф упоминает в качестве родины царицы совсем другие государства.

    Общий вид храма Хатшепсут

    Согласно основанной на этих данных реконструкции исследователя Иммануила Великовского, создателя внеакадемической «ревизионистской хронологии», царица Савская — это царица Хатшепсут (XV век до н. э. по традиционной хронологии Древнего Египта), одна из первых и наиболее влиятельных правителей 18-й династии фараонов (Новое царство), отец которой, Тутмос I, присоединил к Египту страну Куш (Эфиопию).

    Хатшепсут

    Как отмечал Великовский, в Дейр эль-Бахри (Верхний Египет) царица построила для себя погребальный храм по образцу храма в земле Пунт, где имеется серия барельефов, подробно изображающих экспедицию царицы в таинственную страну, которую она называет «Божественной», или, по другому переводу, «Божьей Землёй». Барельефы Хатшепсут изображают сцены, схожие с библейским описанием визита царицы Савской к царю Соломону.

    «Соломон и Шева»,Кнюпфера

    Историки не знают, где в точности находилась эта земля, хотя в настоящее время существует гипотеза, что земля Пунт — территория современного Сомали. Кроме того, можно предположить, что названия «Савея» (на иврите Шева) и «Фивы» — столица Египта в период правления Хатшепсут (др.-греч. Θῆβαι —Теваи) — однозначны.

    Сабейская стела: пир и погонщик верблюдов, наверху надпись на сабейском языке.

    Британский писатель Ральф Эллис (Ralph Ellis), теории которого ставятся учёными под сомнение, предположил, что царица Савская могла быть супругой фараонаПсусеннеса II, который правил Египтом в период жизни Соломона, и чьё имя по-египетски звучало как Pa-Seba-Khaen-Nuit.

    Эдварда Пойнтер, 1890 , "Визит царицы Савской к Царю Соломону"

    Также предпринимались попытки провести аналогию между царицей Савской и китайской богиней Си Ван Му — богиней западного рая и бессмертия, легенды о которой возникли приблизительно в ту же эпоху и имеют схожие черты

    «Прибытие царицы Савской», картина Самуэля Коулмена

    Путешествие Билкис (так называют царицу Савскую в более поздних арабских текстах) к Соломону стало одним из самых известных библейских сюжетов. Она отправилась в семисоткилометровый путь с караваном из 797 верблюдов.

    «Соломон и царица Савская», Джованни Демин, XIX век
    Свита ее состояла из черных карликов, а охранный эскорт – из высокорослых светлокожих гигантов. На голове царицы красовалась корона, украшенная страусиными перьями, а на мизинце был перстень с камнем «астерикс», который неизвестен современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.

    Пьеро делла Франческа. Царица Савская Встречи с Соломоном.Фреска, - Сан-Франческо В Ареццо, Италия

    В Иудее царица задавала Соломону мудреные вопросы, но все ответы владыки были абсолютно верными. Историки отмечают, что едва ли не большинство загадок царицы основывались не на житейской мудрости, но на знании истории еврейского народа, и это действительно выглядит странным в устах солнцепоклонницы из далекой, по меркам того времени, страны.

    «Соломон и царица Савская», Конрада Вица

    В свою очередь, Соломон был покорен красотой и умом Билкис. Эфиопская книга «Кебра Негаст» описывает, что по прибытии царицы Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней»

    «Соломон и царица Савская»,картина Тинторетто, ок. 1555, Прадо

    Согласно некоторым преданиям, он женился на царице. Впоследствии двор Соломона получал из знойной Аравии лошадей, драгоценные камни, украшения из золота и бронзы. Самым же ценным по тому времени было благовонное масло для церковных курений. Царица тоже получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину.

    «Царица Билкис и удод».Персидская миниатюра, ок. 1590—1600

    Согласно большинству преданий, она с тех пор правила в одиночку. Зато от Соломона у Билкис родился сын по имени Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии. В конце жизни царица Савская вновь вернулась в Эфиопию, где к тому времени правил ее повзрослевший сын.

    Царица Савская скачет в Иерусалим.Эфиопская фреска

    Еще одна эфиопская легенда повествует о том, что долгое время Билкис хранила в тайне от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим, сказав, что он узнает отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в храме бога Яхве.

    «Соломон и царица Савская», деталь. Османский мастер, XVI в.

    Добравшись до Иерусалима и придя в храм на богослужение, Менелик достал портрет, но вместо рисунка с удивлением обнаружил небольшое зеркало. Посмотрев на свое отражение, Менелик обвел взглядом всех присутствующих в храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец…

    Загадка для ученых

    Между тем недавно случай помог приблизиться к разгадке целого ряда тайн Древней Аравии. Менее десяти лет назад поработать в Йемене пригласили целую группу горных инженеров из стран Европы, США и Саудовской Аравии.

    В эту сугубо техническую команду без лишнего шума были включены несколько археологов. Первое, что они обнаружили, это обилие забытых оазисов и древних поселений. Пустыня, овеваемая восточными легендами и знойными ветрами, в давние времена далеко не везде была безжизненной.

    «Соломон и царица Савская»,анонимный художник, XV век, Брюгге

    Там были пастбища, охотничьи угодья, прииски драгоценных камней. Среди прочего была обнаружена небольшая каменная скульптура, напоминающую древнюю индоевропейскую Богиню-мать, что озадачило ученых. Как ритуальная скульптура попала в южные края? Впрочем, и многие керамические черепки со специфическими орнаментальными украшениями были явно индоевропейского типа, близкого к шумерскому.

    Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом, фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо

    На севере Йемена археологи нашли десять участков с отвалами шлаков. По плавильным печам они определили, что там перерабатывали добротную медную руду, делали бронзу. Слитки из Сабы шли в страны Африки, Месопотамию и даже в Европу. Все это доказывало, что удачливыми металлургами были отнюдь не бедуины, а оседлые племена другого этнического происхождения.

    Джованни Демин (1789-1859), «Соломон И Царица Савская»

    Интересные факты

    Оба варианта имени царицы, Билкис и Македа, являются относительно распространёнными женскими именами — первое, соответственно, в исламских арабских странах, второе — среди христиан Африки, а также у афроамериканцев, подчёркивающих свою африканскую идентичность и интересующихся растафарианством.

    Царь Соломон и царица Савская,Рубенса

    11 сентября, день возвращения царицы Савской от Соломона в родную страну, является в Эфиопии официальной датой начала Нового Года и носит названиеEnkutatash.

    Царица Савская,Рафаэля,Урбино
    Третьим по старшинству орденов Эфиопии является Орден царицы Савской (Order of the Queen of Sheba), учреждённый в 1922 году. Среди кавалеров ордена были: королева Мария (супруга английского короля Георга V), президент Франции Шарль де Голль, президент США Дуайт Эйзенхауэр

    Гравюра иллюстрация Nicaula, царица Савская и Соломон

    Предок Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, по одной из версий, был родом из Эфиопии и, по его утверждениям, принадлежал к княжескому роду. Если этот род, что вполне допустимо, имел какие-либо брачные связи с правящей династией, то «кровь царицы Савской и Соломона» текла и в жилах Пушкина

    В Сомали в 2002 году были отчеканены монеты с изображением царицы Савской, хотя с этой страной её не связывают никакие легенды.

    Эфиопская церковь,фрески

    Редкий вид йеменской газели носит имя «газель Билкис» (Gazella bilkis) в честь царицы Савской

    Акопо Тинторетто,»Соломон и Шеба».

    Во французской кухне существует блюдо, названное в честь царицы — gâteau de la reine Saba, шоколадный пирог.

    Скульптура из камня копия статуи царицы Савской собора в Реймсе.

    В честь царицы названо два астероида: 585 Bilkis и 1196 Sheba.

    Царство Шебы,Ллорейна

    Одно из туристических мест Эфиопии — развалины Дунгур в Аксуме — называют (без каких бы то ни было оснований) «дворцом царицы Савской». То же показывают в Салала в Омане.

    Миндельхайм (Германия), вертеп в Йезуитский церкви, „царица Савская“

    В 1985 году в мансийском святилище рядом с селением Верхне-Нильдино было обнаружено серебряное блюдо с изображением Давида, Соломона и царицы Савской, почитавшееся местным населением как фетиш. По местным легендам, оно было выловлено из Оби неводом во время рыбной ловли.

    Где находилась Сабея?

    Сабейское царство располагалось в Южной Аравии, на территории современного Йемена. Это была цветущая цивилизация с богатым сельским хозяйством и сложной социальной, политической и религиозной жизнью. Правителями Сабеи были "мукаррибы" ("цари-жрецы"), власть которых передавалась по наследству. Самым знаменитым из них была легендарная Билькис, царица Савская, прославившаяся как самая прекрасная женщина планеты.

    Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа, она родилась примерно в 1020 году до н.э. в Офире. Легендарная страна Офир простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Древние обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми, добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, верблюдов и овец, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь, изготовляли бронзу. Столица Офира - город Аксум - находилась в Эфиопии.

    Матерью Македы была королева Исмения, а отец - главным министром при ее дворе. Македа получала образование у лучших ученых, философов и жрецов своей огромной страны. Одним из ее домашних любимцев был щенок шакала, который, вырастя, сильно укусил ее за ногу. С тех пор одна нога у Македы была обезображена, что породило многочисленные легенды о якобы козлиной или ослиной ноге царицы Савской.

    В возрасте пятнадцати лет Македа отправляется царствовать в южную Аравию, в Сабейское царство, и становится отныне царицей Савской. Правила Сабеей она около сорока лет. Про нее говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины.

    Столицей царства был город Мариб, сохранившийся до сих пор. Для культуры древнего Йемена были характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей. Относительно недавно стало ясно, что в народной религии древнего Йемена очень большую роль играло божество солнца Шамс. А в Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись солнцу. Об этом говорят и легенды, в которых царица представлена язычницей, поклоняющейся звездам, в первую очередь Луне, Солнцу и Венере.

    Лишь встретившись с Соломоном, она познакомилась с религией иудеев и приняла ее. Возле города Мариб сохранились остатки Храма Солнца, потом переделанного в Храм Лунного Бога Альмакха (второе название – храм Билькис), а также, согласно существующим преданиям, где-то недалеко под землей находится тайный Дворец царицы. По описаниям античных авторов, владыки этой страны жили в мраморных дворцах, окружённых садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы, и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей.

    Обладавшая даром дипломатии, владевшая многими древними языками и хорошо разбиравшаяся не только в языческих идолах Аравии, но и в Божествах Греции и Египта, прекрасная царица сумела превратить своё государство в крупный центр цивилизации, культуры и торговли.

    Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая подпирала воду в искусственном озере. Через сложную сеть каналов и стоков озеро поило влагой поля крестьян, фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах на территории всего государства. Длина каменной дамбы достигала 600 метров, высота была 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, приносимая один раз в год тропическим ураганом из Индийского океана.

    Прекрасная Билькис очень гордилась своими разносторонними познаниями и всю свою жизнь пыталась получить тайные эзотерические знания, известные мудрецам древности. Она имела почётный титул Верховной жрицы Планетарной Соборности и регулярно устраивала у себя во Дворце "Соборы Мудрости", на которые собирались посвящённые всех континентов. Не зря в легендах о ней можно встретить различные чудеса – говорящих птиц, волшебные ковры и телепортацию (сказочное перемещение ее трона из Сабеи во дворец Соломона).

    Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти.


    by PIERO DELLA FRANCESCA

    Путешествие к Соломону

    О путешествии царицы Савской к Соломону, не менее легендарному царю, величайшему монарху, прославившемуся своей мудростью, рассказывается и в Библии и в Коране. Существуют и другие факты, указывающие на историчность данного предания. Скорее всего, встреча Соломона и царицы Савской имела место в действительности.

    По одним рассказам, она отправляется к Соломону в поисках мудрости. По другим источникам, Соломон сам пригласил ее посетить Иерусалим, прослышав о ее богатстве, мудрости и красоте.

    И царица отправилась в поражающее своими масштабами путешествие. Это было долгий и трудный путь, длиной в 700 км, через пески пустынь Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим. Поскольку царица путешествовала в основном на верблюдах, такой путь должен был занять около 6 месяцев в один конец.

    Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом. фреска Пьеро делла Франческа, Базилика Сан-Франческо в Ареццо. 1452-1466.


    Караван царицы состоял из 797 верблюдов, не считая мулов и ослов, нагруженных провизией и подарками царю Соломону. И судя по тому, что один верблюд может поднять груз до 150 - 200кг., подарков – золота, драгоценных камней, пряностей и благовоний – было немало. Сама царица путешествовала на редком белом верблюде.

    Свита её состояла из чёрных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Голову царицы венчала корона, украшенная страусовыми перьями, а на мизинце её руки был перстень с камнем "астерикс", неизвестным современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.

    При дворе Соломона царица задавала ему каверзные вопросы, и тот отвечал на каждый из них абсолютно верно. В свою очередь государь Иудеи был покорен красотой и умом царицы. Согласно некоторым преданиям, он женился на ней. Впоследствии двор Соломона стал постоянно получать из знойной Аравии лошадей, дорогие камни, украшения из золота и бронзы. Но самым ценным по тем временам были благовонные масла для церковных курений.

    Царица Савская лично умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней и обладала искусством парфюмерии. В Иордании найден керамический флакон эпохи царицы Савской с печатью Мариба; на дне флакона сохранились остатки благовоний, полученных из деревьев, которые ныне в Аравии уже не растут.

    Испытав мудрость Соломона и удовлетворившись ответами, царица также получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину. Согласно большинству преданий, с тех пор царица правила в одиночку, ни разу не выйдя замуж. Зато известно, что у царицы Савской родился от Соломона сын Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии (подтверждение тому можно встретить в эфиопском героическом эпосе). В конце жизни царица Савская также вернулась в Эфиопию, где правил ее сын.

    Еще одна эфиопская легенда говорит о том, что долгое время Билькис скрывала от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим и сказала ему, что он узнает своего отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в иерусалимском Храме Бога Яхве.


    by KONRAD WITZ

    Прибыв в Иерусалим и явившись в Храм на богослужение, Менелик достал портрет, но увидел вместо рисунка небольшое зеркало. Посмотрев на своё отражение, Менелик обвёл взглядом всех присутствовавших в Храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец.

    Как повествует дальше эфиопское предание, Менелик был огорчён тем, что палестинские жрецы не признали его законные права на наследство, и решил похитить из Храма Бога Яхве хранившийся там священный ковчег с моисеевыми заповедями. Ночью он выкрал ковчег и тайно увёз его в Эфиопию к своей матери Билькис, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений. По словам эфиопских жрецов, ковчег и поныне находится в тайном подземном святилище Аксума.

    Последние 150 лет учёные и энтузиасты разных стран пытаются добраться до тайного Дворца, бывшего местопребыванием царицы Савской, но местные имамы и племенные вожди Йемена категорически препятствуют этому. Впрочем, если вспомнить, что случилось с богатствами Египта, почти подчистую вывезенными из него археологами, то, может статься, власти Йемена не так уж и неправы.(С)

    1. Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
    2. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце.
    3. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он ни изъяснил ей.
    4. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил...
    5. И пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться...
    6. И сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей...
    7. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои: и вот, мне и вполовину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
    8. Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
    9. Да будет благословен Господь, Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем творить суд и правду.
    10. И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
    11. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
    12. И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли, и псалтири для певцов. И никогда не приходило столько красного дерева, и не видано было до сего дня...
    13. И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.