История китайского театра — как он зарождался и развивался. Детский театр теней на Измайловском: история создания, репертуар, отзывы Театр теней в разных странах

Китайский театр теней (皮影戏) - это один из видов театрального кукольного искусства.

Он впервые появился при династии Тан (618 - 907 гг.), а во времена династии Сун (960 - 1279 гг.) достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю.

Фигурки-персонажи в основном делались из ослиной кожи, поэтому в народе этот вид искусства ещё называют «театр кукол из ослиной кожи».

Кукловод из-за ширмы управляет куклами с помощью тонких металлических или бамбуковых палочек. «Сценой» для театра теней служит рамка с натянутой на ней белой тканью. На рамку направляется свет, и зрители видят выразительные тени фигурок-персонажей. Актёры за ширмой озвучивают своих кукольных героев и поют песни под аккомпанемент традиционной музыки, погружая зрителей в удивительный мир древних легенд и преданий.

За два тысячелетия до появления кинематографа в Китае уже знали театр теней - самое первое представление на экране.

Иллюстрируя сюжет, в сопровождении музыки и рассказа замысловатые фигурки двигались на ярко освещенном белом фоне.

Искусство театра теней в Китае считается народным, но происхождением оно, по легенде, обязано императорскому горю.

В незапамятные времена, когда у императора Хань Уди умерла жена, он так опечалился, что на время оставил даже управление государством.

Тогда-то, подсмотрев, как тенями играют дети на улице, его сановник изобрел театр теней. Самое первое представление изображало жену императора. Увидев как будто ожившую тень любимой жены, император был немного утешен.

Различия эти связаны с техникой изготовления фигурок, набором сюжетов для представлений, музыкальным сопровождением.

Плоские фигурки для театра теней обычно рисовали сначала на бумаге, затем уплотняли кожей.

Театр так иногда и называли «Люй Пи-ин» - «фигурки из ослиной кожи» .

Эти марионетки, управляемые бамбуковыми, деревянными или металлическими тоненькими палками, были центральной частью представления, и обычно являли собой произведение искусства.

Они не были бесцветны, а напротив, раскрашивались так, чтобы цвет каждой детали различался через экран. Цвет это часто играл символическую роль, предупреждая зрителя о характере и амплуа персонажа.

Интересно, что белым, бесцветным изображали обычно коварного, опасного человека.

Главным был все же контур, и, чтобы сделать фигурку выразительной, контур делали замысловатым, богатым деталями.

Кожаные фигурки китайских старинных представлений сейчас стали экспонатами в некоторых зарубежных музеях. Фигурки могли быть скроены целиком, а могли скрепляться из разных частей, и в таком случае были подвижны.

Чаще всего в одной, неподвижной, руке персонаж держит оружие или другие атрибуты, а другая свободна для движений.

Зритель разглядывал в подробностях фигурки, но представление занимало не только зрение, оно сопровождалось игрой небольшого оркестра и рассказом.

В оркестр входили струнные традиционные инструменты, а в одном из регионов представление сопровождалось ритмичными ударами палочек из бамбука.

Репертуар же историй для теневых представлений был очень широким: это традиционные сюжеты вроде «Возвращения царя обезьян» , притчи, рассказы о путешествиях и красочные сказки.

Для исполнения спектакля труппа должна была включать не меньше пяти человек. Это были кукловоды и музыканты, причем последние играли на нескольких инструментах и тоже могли управлять фигуркой.

В Китае театр теней был популярен уже во 2-м тысячелетии до нашей эры, постепенно он распространился по всему Востоку, был особенно любим в Турции.

Европа же узнала это древнее восточное искусство только в 1767-м году, когда миссионер Жюль Алод рассказал о нем французам.

Европейское искусство тех лет живо оценило символические возможности Театра теней .

"Что, как не иллюзия, игра теней - весь этот мир" - как будто говорил китайский театр европейцу.

Фигурки стали изготавливать просто черными, делая акцент на их аллегорическом смысле.

Увлекался театром теней Гете.

Он устроил представление такого театра на своем дне рождения в 1774-м году.

А уже с 1776-го года Театр теней развлекал высокую публику во французском Версале.

Сейчас, когда очень мало осталось площадных представлений, Театр теней становится камерным искусством.

В Китае проводятся смотры и конкурсы театров по всей стране, есть труппы, говорящие на темы современности языком традиционного театра.

Однако время от времени слышны разговоры о том, что древнейшему искусству грозит исчезновение, что Театр теней нуждается в развитии и поддержке.

Плоские, тонкие театральные фигурки делали сначала из бумаги, и уплотняли ослиной кожей. Театр иногда называли «Люй Пи-ин» - «фигурки из кожи осла».

За более чем два тысячелетия до возникновения кинематографа в Китае уже знали о театре теней. Это было самое первое представление на экране. Показывая сюжет, в сопровождении музыки и рассказа милые фигурки двигались на ярко освещенном белом фоне. Плоские, тонкие театральные фигурки обычно делали сначала из бумаги, затем уплотняли ослиной кожей. Театр иногда называли «Люй Пи-ин» - «фигурки из кожи осла». Эти марионетки, управляемые деревянными, бамбуковыми или металлическими тонкими палками, были центральной частью театрализованного действия, и обычно представляли собой произведение искусства. Они не были белыми, а напротив, разрисовывались так, чтобы цвет каждой детали можно было различить через экран. Цвет часто играл символическую роль, рассказывая зрителю о характере и роли персонажа. Интересно, что бесцветным изображали обычно коварного, злого или подлого человека. Зритель рассматривал в мелких деталях фигурки, но за спектаклем нужно было не только наблюдать, но и слушать, оно сопровождалось игрой оркестра и стихали либо прозой.
В оркестр входили струнные традиционные китайские инструменты, а в некоторых регионах представление сопровождалось ритмичными ударами бамбуковых палочек. Репертуар историй для театральных постановок из тени и света был очень разнообразным: это традиционные сюжеты вроде «Возвращения царя обезьян», рассказы о странствиях и интересные сказки, притчи. Для спектакля труппа должна была состоять не меньше чем из пяти человек. Это были кукловоды и музыканты, причем последние играли на многих инструментах и могли управлять фигурками.
В Китае театр теней был интересен людям уже во 2 тысячелетии до н. э., постепенно он распространился по всему Востоку, был особенно любим турками. Европа же познакомилась с этим древним восточным искусством только 1767 году, когда миссионер Жюль Алод поведал о нем французам. Европейцы тех лет оценили символические возможности театра теней. Что, как не иллюзия, игра теней и света весь этот мир, как будто говорил китайский театр европейцу. Фигурки стали изготавливать просто черными, делая акцент на их аллегорический смысл.

Истоком самобытной традиции китайского кукольного театра, вероятно является древний обычай хоронить с покойником фигурки людей, призванных служить ему в загробном мире. В древнейших упоминаниях о кукольных представлениях прослеживается связь последних с погребальными обрядами: в ханьскую эпоху во время пиршеств знатные люди развлекались представлениями неких кукол и при этом исполнялась похоронная музыка. Впрочем, позднейшая традиция связывает начало кукольного театра с некой красивой куклой, которую один древнейший полководец послал в дар своему сопернику.

В источниках VI в есть сообщение о том что в парке императорского дворца имелся балаган с тремя сценами, располагавшимися ярусами. На нижнем ярусе находился кукольный оркестр из семи музыкантов, в среднем ярусе семеро монахов двигались по кругу, отбивая поклоны Будде, а на верхней сцене среди облаков летали буддистские божества. Все эти куклы приводились в движение водой. Тогда же в Китае появляется традиционный кукольный персонаж по прозвищу "лысый Го". Представления кукол, и в частности кукол-марнионеток, приобретают огромную популярность среди верхов общества и нередко разыгрываются на похоронах знатных особ. В последующие столетия складывается традиционный кукольный театр, который получает название "малый цзацзюи". В последующие столетия складывается полноценный кукольный театр, который получает название "малый цзацзюи". В XIII в. житель Ханчжоу приводит названия 71 пьесы кукольного театра, многие из которых имели аналоги среди пьес цзянцзюй. Китайские кукольники того времени охотнее всего пользовались сюжетами из народного сказа. Естественно элемент фантастики и гротеска был выражен в кукольном театре особенно сильно, и в репертуаре кукольных трупп всегда занимали видное место легенды о святых, мифических героях, послах из дальних стран, преподносящих владыке Серединной Империи сказочные сокровища и т. д. "Много вымысла, мало правды", - отозвался о кукольных представлениях современник той эпохи. По-прежнему пользовался любовью зрителей "лысый Го", к которому теперь добавился его постоянный партнер - "почтенный Бао", выполнявший, по- видимому, обязанности ведущего. В Фуцзяни к концу XIII в. насчитывалось около 300 трупп, игравших представления с участием "лысого Го". Тогда же сложились традиции музыкального сопровождения кукольных пьес, игравшихся обычно под аккомпанемент барабана и флейты.

В эпоху Сун были известны "плавающие куклы" - потомки механических кукол древности. По традиции, представления водяных кукол устраивались в специальных лодках-балаганах, но управлялись они кукловодами. Наряду с сюжетными пьесами типа цзацзюи в в программу этих представлений входили цирковые номера, разные фантастические сценки, вроде "превращения рыбы в дракона". Существовали и так называемые телесные куклы, облик которых не вполне ясен. Согласно одной версии, в театре "телесных кукол" играли люди, согласно другой - так назывались перчаточные куклы. Есть сообщения и о куклах, приводимых в движение порохом. В последующие столетия в Китае получили три вида кукол: марионетки, перчаточные и тростевые. Наибольшей популярностью кукольный театр - главным образом перчаточных кукол - пользовался в Фуйцзяни и на Тайване, где до последнего времени имелось более тысячи кукольных трупп. Культурная и социальная значимость кукольного театра видна на примере театра марионеток - одного из самых распространенных кукольных зрелищ. Во многих районах Китая этот жар кукольных представлений служил религиозным целям: их использовали в качестве очистительного обряда, также на свадьбах, чтобы обеспечить счастье молодых супругов. В Фуцзяни кукольная труппа должна была состоять из 36 голов и 72 тел, что символизировало весь сон божественных сил мироздания. Куклы считались олицетворением богов, и перед спектаклем им приносили жертвы. На подобные магические зрелища зрители обычно даже не приходили из опасения, что изгоняемые духи войдут в них. Нередко кукольные представления игрались в качестве очистительного обряда перед выступлением обычной актерской труппы. Вообще же, в китайской культуре существовала органическая и очевидная связь между куклами - экзорсистами* в театре, гигантскими фигурами чиновников и богов в праздничных процессиях и статуями божеств в храмах. Кукольные представления при храмах давались очень часто, при чем те из них, которые посвящались богиням, и могли предназначаться специально для женщин.

Перчаточные куклы чаще всего были принадлежностью "театра на коромысле", который был устроен очень просто: небольшая сцена в виде террасы ставилась на жердь, к её нижнему краю прикреплялась материя, закрывавшая кукловода. На сцене выступали одновременно две куклы, управляющиеся всеми пятью пальцами рук, причем актер говорил также от лица ведущего. Музыкальное сопровождение спектакля ограничивалось ударами небольшого гонга.

В Китае были известны тростевые куклы и куклы, управлявшиеся проволокой через отверстие в заднике. В Сычуани бытовали представления больших кукол величиной почти в человеческий рост.

К началу II тысячелетия относятся первые истории о существовании в Китае теневого театра. Свои сюжеты китайский театр теней черпал из общего с драмой и кукольным театром источника - популярных исторических сказаний и легенд. Фигурки кукол в теневом театре изготовляли из кожи (бараньей, ослиной или, как в Фуцзяни - обезьяньей), а в редких случаях из цветной бумаги. Обычно их украшали цветным шелком, так что китайский театр с его красочными представлениями можно было бы назвать цветотеневым. Куклы управлялись тремя спицами, крепившимися к шее и запястьям, и были подвижны в основных суставах рук и ног. До сего времени в Китае существует множество локальных форм теневого театра.

Китайский театр теней – один из видов драматического искусства, который имеет свои корни в Китае. Легенда гласит, что Император Уди (156-87 до н.э.) из династии Западная Хань был подавлен смертью своей любимой наложницы Ли, умершей от болезни. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать. Однажды, министр увидел детей, играющих с куклами, которые отбрасывали яркие тени на пол.

Вдохновленный этим, министр сделал из бумаги куклу – умершую наложницу императора , чтобы помочь ему преодолеть грусть. Когда наступила ночь, он пригласил императора посмотреть на это. Кукла отбрасывала тень на занавеску. Император был в восторге. Этот рассказ записан в официальной книге истории, считается, что именно с этого момента началась история китайского театра теней.

Теневой театр стал совсем популярным в начале династии Сун (960-1279), когда праздники были отмечены представлениями многих пьес. Во время династии Мин (1368 1644), было от 40 до 50 шоу теней в городе Пекине.

В 13 веке театр теней стал регулярным отдыхом в казарме монгольских войск. Он был распространен в далеких странах, завоеванных монголами – в Персии, Аравии и Турции. Позднее он был введен в Юго-Восточной Азии, также. Теневой театр начал распространяться в Европе в середине 18-го века, когда французские миссионеры в Китае, привезли его идеи во Францию, а??в 1767 году создали спектакли в Париже и Марселе.

Со временем Ombres chinoises, с местными отличиями и украшениями, стали Ombres Francaises и укоренились в стране. В настоящее время более чем в 20 странах существуют труппы театр теней. Некоторые люди, предполагают, что Китайские тени возвестили о кинематографической промышленности, что безусловно, способствовало ее развитию и обогащению развлекательного бизнеса в мире.


Введение

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.
Китайский кукольный театр всегда привлекает зрителей, ведь ведомые умелой рукой человека куклы показывают радости и горести мира людей. Куклы сопровождают человечество с самых ранних времен его существования. Однако в глубокой древности они ещё не служили предметом увеселения или детской игрушкой. Напротив, они принадлежали к области сакрального мира и ассоциировались у людей с загробным миром.
Кукольные представления устраиваются не столько для простого увеселения публики, сколько для того, чтобы выразить благодарность богам и изгнать силы зла.
Начиная со стародавних времен красочные кукольные представления были в Китае исконным и привычным способом исполнения как действ сугубо ритуального свойства, так и обычных развлекательных спектаклей на потеху почтенной публике.
Кукольный театр Китая имеет большое значение для мирового кукольного театра, так как едва ли еще в какой стране он получил столь широкое распространение.
Китайский кукольный театр мало изучен даже для настоящего времени, большинство его описаний сделаны сравнительно недавно, главным образом в XX в.. При этом, культурный пласт китайской цивилизации обширен и многолик, и невозможно переоценить его значение. Но даже для европейцев XXI в. он во многом остается загадочным. 1

Глава 1. Возникновение и развитие кукольных театров

      История возникновения
Истоком самобытной традиции китайского кукольного театра, вероятно, является древний обычай хоронить с покойником фигурки людей, призванных служить ему в загробном мире. В древнейших упоминаниях о кукольных представлениях прослеживается связь последних с погребальными обрядами: в ханьскую эпоху во время пиршеств знатные люди развлекались представлениями неких кукол. При этом исполнялась похоронная музыка. Впрочем, позднейшая традиция связывает начало кукольного театра с некой красивой куклой, которую один древнейший полководец послал в дар своему сопернику.
В источниках VI в. есть сообщение о том, что в парке императорского дворца имелся балаган с тремя сценами, располагавшимися ярусами. На нижнем ярусе находился кукольный оркестр из семи музыкантов, в среднем ярусе семеро монахов двигались по кругу, отбивая поклоны Будде, а на верхней сцене среди облаков летали буддистские божества. Все эти куклы приводились в движение водой. Тогда же в Китае появляется традиционный кукольный персонаж по прозвищу «лысый Го». Представления кукол, и в частности кукол-марионеток, приобретают огромную популярность среди верхов общества и нередко разыгрываются на похоронах знатных особ. В последующие столетия складывается традиционный кукольный театр, который получает название «малый цзацзюи». 2
В XIII в. житель Ханчжоу приводит названия 71 пьесы кукольного театра, многие из которых имели аналоги среди пьес цзянцзюй. Китайские кукольники того времени охотнее всего пользовались сюжетами из народного сказа. Естественно элемент фантастики и гротеска был выражен в кукольном театре особенно сильно, и в репертуаре кукольных трупп всегда занимали видное место легенды о святых, мифических героях, послах из дальних стран, преподносящих владыке Серединной Империи сказочные сокровища и т. д. "Много вымысла, мало правды", - отозвался о кукольных представлениях современник той эпохи. По-прежнему пользовался любовью зрителей "лысый Го", к которому теперь добавился его постоянный партнер - "почтенный Бао", выполнявший, по- видимому, обязанности ведущего. В Фуцзяни к концу XIII в. насчитывалось около 300 трупп, игравших представления с участием "лысого Го". Тогда же сложились традиции музыкального сопровождения кукольных пьес, игравшихся обычно под аккомпанемент барабана и флейты.
В эпоху Сун были известны "плавающие куклы" - потомки механических кукол древности. По традиции, представления водяных кукол устраивались в специальных лодках-балаганах, но управлялись они кукловодами. Наряду с сюжетными пьесами типа цзацзюи в программу этих представлений входили цирковые номера, разные фантастические сценки, вроде "превращения рыбы в дракона". Существовали и так называемые телесные куклы, облик которых не вполне ясен. Согласно одной версии, в театре "телесных кукол" играли люди, согласно другой - так назывались перчаточные куклы. Есть сообщения и о куклах, приводимых в движение порохом. В последующие столетия в Китае получили три вида кукол: марионетки, перчаточные и тростевые. Наибольшей популярностью кукольный театр - главным образом перчаточных кукол - пользовался в Фуйцзяни и на Тайване, где до последнего времени имелось более тысячи кукольных трупп. 3
Традиционный китайский кукольный театр бывает двух видов: театр кукол и в собственном смысле театр теней. И из двух искусств первое имеет более длительную историю и пользуется в стране большей известностью. Начиная со стародавних времен красочные кукольные представления были в Китае исконным и привычным способом исполнения как действ сугубо ритуального свойства, так и обычных развлекательных спектаклей на потеху почтенной публике. Не позднее 10-го века, в эпоху сунской династии, когда другим сценическим жанрам еще только предстояло обрести законченные формы, исполнительское мастерство артистов-кукольников уже достигло высокого профессионального уровня. Начиная с тех давних пор и вплоть до наших дней кукольный постановки и спектакли, в которых заняты «живые» актеры, - эти две основные ветви традиционного китайского театрального искусства – активно оказывают друг на друга взаимное творческое влияние. Своеобразные исторические и культурные условия, в которых происходило формирование театра кукол в Китае, объясняют, почему он обрел устоявшуюся репутацию зрелища большой эмоциональной и духовной заряженности, не какого-то второсортного ремесла или детской забавы. 4

Глава 2. Архаические виды кукольных театров
2.1 Театр плоских изображений

Театральное искусство Китая, как и других народов мира, восходит к архаико-религиозной традиции – к различным по культовой и региональной принадлежности обрядовым акциям. Это, во-первых, мистерии-карнавалы (типа входящего в сценарий очистительного обряда «Большое изгнание»), включавшие в себя шествие ряженых, облаченных в звериные шкуры и с зооморфными масками. Во-вторых, мистерии-инсценировки, воспроизводящие эпизоды жизни божественных персонажей. Такие инсценировки, реконструируемые на материале «Чуских строф», были принадлежностью чуской религиозной традиции. Они разыгрывались местными священнослужителями на основе определенного сценария и включали в себя диалоговую (речетатив-импровизация) и хоровую(хоровое сопровождение) части. В-третьих, придворные театрализованные постановки, как, например, чжоуский «Большой воинский танец», который, по сообщению письменных источников, представлял собой массовое сценическое воплощение покорения чжоусцами иньского государства. 5
Эта форма народного искусства рождается на стыке изобразительного, словесного и музыкального искусства. Это придает представлениям статичных картин с театральным искусством общие черты.
Если устанавливать связи между этой формой народного театра и кукольным искусством, то ее можно рассматривать как зачаточную стадию развития художественного языка театра кукол. Показ картинок, спрятанных в ящик, был распространенным уличным развлечением в Китае. Внутри ящика картинки передвигались с помощью веревочного приспособления. Иногда картинки изготавливались самими уличными актерами, но чаще покупали дешевые напечатанные. Картины всегда были раскрашены.
Картинки группировались в соответствии с каким-либо сюжетом, часто заимствованным из китайской народной драмы, только многочасовые пьесы сокращались до нескольких минут. Совершенно ясно, что эти уличные представления не имели ничего общего с религией. Как правило, они несли чисто развлекательный и коммерческий характер.
Актер пел арии, сочинял диалоги, меняя голос в соответствии с характером персонажей, в то время как картинки менялись. Владельца ящика с картинками сопровождали музыканты и помощник – сын или ученик. Мальчик собирал деньги с прохожих, помогал перетаскивать снаряжение.
При всей ограниченности материала о театре плоских изображений можно заключить, что главным их элементов художественного языка была музыка. Именно она передавала эмоции, создавала основу для слов, разграничивала эпизоды и обозначала начало и конец представления. Представление статичных картин есть нечто вроде начальной фазы кукольного театра, в которой уже присутствуют все остальные элементы кроме главного – движения.

2.2 Прочие архаические формы кукольного театра

В одной из древних книг дается классификация кукольных театров. Там присутствуют пороховые куклы, плавающие куклы и «живые куклы». Об этих видах кукол известно очень мало.
Пороховых кукол сейчас не существует, как и не существует описания их устройства. Вероятно, они приводились в действие не живыми актерами и были механическими, а динамической силой служили взрывы пороха, что-то вроде современного двигателя внутреннего сгорания. В этом случае, этих кукол можно назвать пиротехническими.
Относительно плавающих кукол сведений несколько больше, но тоже недостаточно для того, чтобы вообразить себе само представление. Куклы эти изображали человека до пояса и были укреплены на деревянных кругах или крестовинах, позволяющих куклам держаться на воде парковых прудов.
Что касается «живых кукол», то представления характерны только для эпохи Сун. «Живые куклы» – это костюмированные дети, сидящие на плечах у взрослых и своими движениями подражающие игре кукол.

Глава 3. Виды кукольных театров
3.1 Театр теней

Китайский театр теней – один из видов театрального кукольного искусства, родоначальник китайской драматургии. Театр теней насчитывает 2000-летнюю историю и являлся одним из популярнейших в народе театральных жанров
Считается, что теневой театр целиком заимствовал форму традиционного театра живого актера. Другие же считают теневой театр родоначальником. В любом случае взаимосвязь очевидна.
Существует мнение, что его рождение относится к эпохе Тан, то есть к седьмому-девятому векам, или же несколько позже, к периоду пяти династий, а окончательное становление – к одиннадцатому веку.
Своим происхождением театр теней, по легенде, обязан императорскому горю. В незапамятные времена, когда у императора Хань Уди умерла жена, он так опечалился, что на время оставил даже управление государством. Тогда-то, подсмотрев, как тенями играют дети на улице, его сановник изобрел театр теней. Самое первое представление изображало жену императора. Увидев как будто ожившую тень любимой жены, император был немного утешен.
К концу властвования династии Цин(1644–1911 гг.) театр теней уже развивался по нескольким направлениям. Только в одной провинции Хэбэй имелись два главных направления. Это западная школа, которая была популярна в местности вокруг Пекина и ее называли пекинским театром теней, и восточная школа, которую называют таншаньским театром теней, так как она популярна в местности Таншань (Провинция Хэбэй). Можно сказать, что таншаньский театр теней самый известный и влиятельный в стране. В этой местности, даже в таком небольшом окружностью менее 100 ли (1 ли = 0,5 км) уезде как Лэтин находились более 30 театральных трупп.
Для представления используют большой полупрозрачный белый экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны. Название Театр теней не совсем правильно – по ту сторону матерчатого или бумажного экрана плоские фигуры освещаются лампой, и зритель видит не тени, цветные фигуры марионеток.
Кукла сначала вырезается из бумаги. Бумага тонкая, потому кукла получается хрупкой и ей необходимо придать прочность. Для этого из дубленой бараньей, лошадиной или ослиной кожи вырезается точно такая же фигурка, которую скрепляют с первой, бумажной. Поскольку материалом для большинства кукол служит ослиная кожа, в народе театр теней так и называют – «театр кукол из ослиной кожи». Техника вырезания фигур позаимствована из искусства народной бумажной вырезки. Фигурки получаются словно живые. Высота куклы чаще всего 30 сантиметров, но бывают и большие, 70-сантиметровые. Фигурки подвижные в сочленении плеч, локтей, запястий, бедер и колен. Управляется она тремя железными спицами. Основная спица прикреплена к шее, и получается так, что кукла как бы висит на ней. Две другие прикреплены к запястьям. Спицы вставлены в тонкие тростниковые палочки.
Основы сюжетов спектаклей театра теней берутся обычно из популярных романов, сказаний, музыкальных сказов, легенд, сказок, преданий, которые интересны и понятны простым китайским зрителям, особенно крестьянам.
В наши дни с появлением новых видов развлечений театру теней, как и многим другим видам традиционного народного искусства угрожает исчезновение. В Китае уже говорят о необходимости внести заявку на включение театра теней в Реестр объектов мирового наследия ЮНЕСКО во избежание исчезновения этого вида восточного искусства.
К счастью, пока современные кино и телевидение соперничают друг с другом за зрителя, в Китае продолжает оставаться внушительная группа китайских народных художников, которые ежегодно высаживают на сцене театра теней новые цветы творчества, чтобы развивать и сохранять для потомков это замечательное древнее китайское искусство, не перестающее быть современным и новым.
Сейчас, когда очень мало осталось площадных представлений, театр теней становится камерным искусством. В Китае проводятся смотры и конкурсы театров по всей стране, есть труппы, говорящие на темы современности языком традиционного театра. Однако время от времени слышны разговоры о том, что древнейшему искусству грозит исчезновение, что театр теней нуждается в развитии и поддержке. 6

3.2 Куклы на пальцах (перчаточные)

Подробных описаний совсем мало, практически все сделаны относительно недавно, главным образом в XX в. Самое раннее упоминание о театре объемных кукол появляется в эпоху Тан (618-907). В литературе эпохи Сун(960-1279) китайские исследователи обнаружили термин, толкаемый некоторыми из них как «кукла на руке», «перчаточная кукла». Но это нельзя считать бесспорным. Глубокое прошлое перчаточных кукол остается на сегодняшний день неясным. Также существует несколько легенд о перчаточных куклах.
Первая легенда рассказывает, что императору однажды показалось, что будто куклы подмигивают его женам и сановникам. Правитель приказал убить создателя кукол, но, раньше чем палач успел приблизиться к кукольнику, тот быстро разрезал своих актеров ножом, дабы доказать, что они сделаны из дерева и кожи. Император успокоился и разрешил мастеру продолжать свои выступления, но, чтобы в дальнейшем больше недоразумений не было, запретил женщинам смотреть представления.
Следующая легенда рассказывает о происхождении первой куклы. Легенда эта записана в Династия Танскую эпоху Дуань Ань-цзе в его книги «Записи народных песен». В этой легенде рассказывается о том, как предводитель какого-то кочующего племени хан Модо осадил город Пинчэн. Спас город один из приближенных императора. Зная о том, что жена хана очень ревнива, он приказал сделать куклу-красавицу и с помощью каких-то приспособлений заставил ее танцевать на городской сцене.
Жена, увидев танцующую куклу, приняла ее за живую женщину, испугалась, что, захватив город, хан сделает красавицу своей наложницей. В этом случае была бы потеряна и ханская любовь, и ханская милость. Опасность была так велика и реальна, что перепуганная ханша уговорила мужа снять осаду с города.
Естественно, что ни одна из легенд не раскрывает истоков кукольного театра Китая, но само существование этих легенд говорит о том, что уже в те времена кукольный театр был явлением бытовым, постоянным, частью общественной жизни народа, одним из элементов народных зрелищ.
Действие в этом театре происходит в яркой раме на пестром фоне. Декораций, как правило, нет, но на сцене может оказаться одно два кресла, в которых персонажи ведут диалог или произносят монолог (точнее, поют арии). В некоторых пьесах это не кресла, а ложе. Поскольку декорации отсутствуют, то место происходящего определяется словом. Также большую роль играют двери-портьеры, ведущие из задней части сцены вперед. Их обязательно две, в южной традиции бывает и три. Если меняется место действия, то персонаж выходит через левую, от зрителя, дверь. Если эпизод заканчивается, то он покидает сцену через правую дверь.
Перчаточные куклы отличаются малыми размерами. Некоторые куклы дополнительно механизированы: у них вращаются глаза, открываются рты. Также у них шевелятся пальцы. Их сочленения подвижны. Если рука повернута ладонью вверх, то все пальцы одинаково вытянуты, но стоит только этой руке изменить положение и повернуться ладонью вниз, как под собственной тяжестью пальцы сгибаются. Кроме того, они способны держать предметы одной рукой. Для этого кисть куклы изготовляется в виде сжатых в кулак пальцев. Внутри проделывается отверстие, и в нее, когда надо, вставляется меч, лук, коромысло.
Следует отметить тщательность и тонкость отделки скульптурных деталей и одежды. Их головки и платье очень точно имитируют грим и костюм актеров китайской национальной драмы. Кукол делают не сами кукловоды, а профессиональные скульпторы. Можно сказать, что лицо и грим кукол создают символическую характеристику физических, моральных качеств и даже отображают биографию персонажа. Традиционное представление перчаточных кукол длилось не более получаса, его короткие пьесы и номера занимали всего несколько минут. Оно происходило на улице, среди толпы прохожих, или во дворе частного дома, куда актера приглашали, заранее договорившись о пьесе и оплате.
В Пекине кукольники работали одни, не юге часто в паре с помощником и с группой музыкантов из четырех-пяти человек. В Китае понятия кукловода и рассказчика не разделаются. Актер и управляет куклами, и говорит за них. Кукольник всегда работает внутри ширмы, создавая иллюзию самостоятельности кукол.
Тип персонажа выражается голосом, всем внешним видом, формой головы, раскраской лица.
Но главное средство выражения – пластика. Пластика перчаточных кукол Китая очень «красноречива», как в пантомиме. У персонажей разные походки, они могу фехтовать, жонглировать, носить коромысло, танцевать, после тяжелой работы или сражения они учащенно дышат, во сне они храпят, если жарко, то вытирают пот и т. д. кукольный тигр может чесаться, ловить блоху на задней лапе. Если полководец разрабатывает план сражения, то он ходит, заложив руки за спину.
Благодаря «классичности» содержания и высокой культуре исполнения этот театр был способен обслуживать самые различные слои населения – от изысканных интеллектуальных семей до обыкновенных крестьян. 7

3.3 Куклы на палке

Объемная кукла на палке получила широкое распространение в Китае. Особенно это было популярно на юге. Самая разработанная форма сложилась в провинции Гуандун. Более всего известны две традиции этого театра: северная (пекинская) и южная (кантонская).
Представления маленьких кукол сохранились в виде уличного театра одного актера. Этот театр предназначался большей частью для уличных представлений, в отличие от театра теней, который играл в частных домах по специальному приглашению.
Стилистические особенности северных уличных кукол на палке:
- Маленький размер (тот же размер, что и у перчаточных кукол, головы даже меньше);
- Длинная палка управления головой и корпусом (ограничивает подвижность куклы);
- Условное изображение кисти руки – и рукава выступает спиралью закрученная проволока.
Значительно больше известно о южных представлениях куклы на палке, особенно о знаменитых представлениях провинции Гуандун. Местные кукольники относят его появление в эпохе Тан. Существует легенда о происхождении этого вида кукольного театра. В ней говорится, что при дворе императора, правившего в 712-756 гг., играли спектакли, в которых участвовали сам император и его приближенные. Один их министров государя был родом из Гуандун. Оставив службу и вернувшись к себе на родину, он решил устроить представления наподобие столичных. Однако он никого не мог привлечь для участия. И тогда он приказал сделать куклы для танцев, управляемых палками. От них пошел обычай показывать кукольные представления.
Считается, что изначально куклы на палке танцевали и показывали короткие сценки без пения. Копировать репертуар музыкальных драм стали позднее. Со временем в южнокитайскую традицию исполнения стала проникать пекинская драма. В современных кукольных театрах заимствования из пекинской и кантонской оперы тесно переплетаются, в разных труппах лишь преобладает то или иное влияние. Репертуар гуандунских кукольников мало отличается от репертуара традиционной музыкальной драмы. Каждая кукла состоит из нескольких деталей, которые собираются перед представлением и разбираются после.
Главный элемент куклы – голова. Вырезается она из дерева вместе с палкой-рукояткой. Головы крупные, бывают до 20 см в высоту. Сверху выдалбливается сердцевина, потом она закрывается волосами. Части лица могут быть подвижными: куклы могут вращать глазами, закрывать веки, открывать рты, шевелить носом.
В комплекте труппы бывает от 35 до 60 голов. Они различаются формой и раскраской. Существует восемь типов голов:
- тип молодой героини;
- тип молодого ученого;
- тип мужчины зрелого возраста с более резкими чертами лица;
- тип молодого воина с почти квадратным лицом;
- тип клоуна – большой нос, который может шевелиться, смеющийся рот, глаза подвижны, язык высовывается;
- тип сводницы (комический женский персонаж) – шаржированные черты лица;
- тип зрелого мужчины с еще более резкими чертами лица;
- тип мятежных и варварских царей – похож на предыдущих, но с предельно резкими чертами лица.
Помимо этих голов вырезаются головы лошади, тигра.
Профессия кукольника была в основном потомственной. Но случалось, что бедные семьи продавали мальчиков хозяину труппы. Мальчик становился учеником. с учениками обращались сурово: заставляли делать всю черную работу, за малейшую повинность наказывали плетьми, отставляли без еды. Обучение длилось годами.
В кантонских труппах работало не менее шести человек. Они выступали с музыкантами, которые не считались членами труппы, а просто приглашались на сезон.
Кукольные труппы Гуандуна работали только по приглашению.
Раньше, вплоть до второй мировой войны, представления длились всю ночь. Возможно, у этого обычая древние религиозные корни, но позже продолжительность обуславливалась бытовыми причинами: люди боялись возвращаться домой по темным улицам и предпочитали дожидаться рассвета в театре.
Все кукольные пьесы музыкальны. События на сцене сопровождаются определенными мелодиями. Главные персонажи поют арии. Состояние героев выражается не только вокальным путем, но и инструментальным исполнением мелодий. Все музыкальное сопровождение кукольники переняли у исполнителей музыкальной драмы, и в идеале они должны быть хорошими оперными певцами.
Кукловоды скрыты от зрителя ширмой. Выглядит это так, что кукла живет собственной жизнью на сцене. У каждой куклы свой собственный кукловод. В левой руке он держит обе палки рук, в правой – палку головы. Самое трудное здесь – управлять руками кукол. Кукольник держит трость одной руки между указательным и большим пальцем, другую держит остальными пальцами. Средний палец может перемещаться от одной трости к другой. Сложность состоит в том, что иногда руки куклы должны двигаться в разные стороны, и трости изогнуты по направлению контура одежды куклы. Создание нужного жеста требует многолетнего опыта и большого мастерства.
Условности китайского театра куклы на палке подчиняются обще китайским национальным традициям, правилам китайского театрального языка, но обладают некоторой спецификой. Эти отклонения связаны с природой театра кукол вообще, а в данном случае – с природой куклы, управляемой из-за ширмы палкой в сочетании с тростями.
Отличительные черты театра кукол на палке в южном Китае:
-кукольник всегда скрыт от зрителя ширмой;
-иллюзионный способ показа;
-фактическое отсутствие у кукол рук и корпуса; отсутствие ног;
-подвижность деталей лица;
-прямая связь с репертуаром традиционного театра живых актеров (исполнение одних и тех же пьес).

3.4 Театр марионеток

Термин куйлэй, которым в китайском языке называют деревянную куклу, причем часто подразумевая марионетку, впервые встречается в древней книге, написанной около 178 г. Но эта книга не дает бесспорного факта, позволяющего говорить о существовании марионеток во II в., так как термин употреблен в ней в более широком смысле – относится и к театру кукол, и к театру актеров в масках. Так, скорее всего потому, что и марионетки и маски вырезались из дерева.
Бесспорно существование марионеток в XVIII в. Об этом свидетельствует стихотворение императора Минхуана, или Сюань-цзуна (правил в 712-756 гг.), из династии Тан, в котором он сравнивает человека с куклой на нитках, оживающей лишь на определенный период времени во время представления. В эпоху Тан представления марионеток назывались цяньсы – «театр шелковых ниток». В эпоху Сун кукольные представления были очень популярны, однако никаких описаний марионеток той эпохи в литературе не встречается, во всяком случае, не найдено. Пьесы не отличаются от пьес от традиционного театра и от тех, что используются в других видах кукольного театра. У кукольников не было полного текста пьес. Они знали, как правило, свои роли наизусть. Но обычно у главного актера хранился полный текст пьесы.
На сюжетном уровне представления китайских марионеток воспроизводился, таким образом, общекитайский театральный репертуар. Специфически особенного, свойственного только этому виду театра здесь не найти. Специфика содержания обнаруживается на глубинном уровне, она в магическом смысле представления, чаще всего скрытом (а иногда и забытом) и связанном с древними представлениями китайцев о магических свойствах деревянных марионеток.
Ни один другой китайский театр кукол не был так слит с магическими церемониями и религиозными обрядами, как театр марионеток. Главным раньше было в магической силе кукол, связанной с человеческой жизнью и способной на нее влиять. В современном Китае этого уже практически не существует. Но на Тайване в 70-е годы исследователь Ж. Пэмпано нашел его хорошо сохранившимся.
и т.д.................