История возникновения балалайки на руси. Русская балалайка

Не пугайся огня,
Не ходи сторонкой,
Ах, ревнуйте меня
Только к струнам звонким.

Я весь свет обошел С песнею летучей, И сказать вам пришел Я на всякий случай: По душе, может, вам Роль моей хозяйки? Я всю жизнь вам отдам, Кроме балалайки. У подружки моей В струнах есть мечтания. Я хожу вместе с ней К милой на свидание. Играй, играй, балалаечка, Звезда висит над лесочком. Ах, балалаечка, балалаечка, балалаечка - России удивительная дочка! Юрий Визбор. Балалайка. 24-26 ноября 1975 г.

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.


Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно.

Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Хотя впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717-1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах). На русском языке впервые в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо – инструменте они играют.

Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер, и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.


Но некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.
Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого в 1880-х годах он собрал мастеров Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (например, Трояновский). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

Одним из символов русского народа.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Валенки балалайка

Субтитры

Название инструмента

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.

По одной версии, которой придерживаются Чудинов А. Н. («Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», 1910)) и Михельскон А. Д. («Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней».) слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова «бала» (ребенок, дитё). На тюркское происхождение указывает фонетическая примета тюркских заимствований: сингармонизм гласных, практически в русском языке она даёт повторение одной и той же гласной в слове - башмак, батрак, балда, таракан, баклажан, балаган, балагур, баламут, багатур.

Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать , балабонить , балаболить , балагурить , что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар ). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры . Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600-700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

Квартово-унисонный

Струна Нота Октава Нотация
1 a 1 (ля 1) Первая
2 e 1 (ми 1)
3 e 1 (ми 1)

Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй . Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля , Ми , Ми (первой октавы) - это академический строй балалайки.

Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы , альт - ниже на октаву . Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d 1 , a, e) и тенор (a, e, H).

Музыкальный диапазон балалайки прима с 24-мя ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.

Квартовый

Струна Нота
1 D (Ре)
2 A (Ля)
3 E (Ми)

Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры . Последовательность тонов: Ре , Ля , Ми . Интервалы: D {ч.4} A {ч.4} E .

Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.

Настройка

Сначала проверяют правильность положения подставки на деке: одна и та же открытая струна и зажатая на XII ладу должна звучать с разницей в октаву . Если звук на XII ладу оказывается ниже, то подставку передвигают в сторону грифа (укорачивают рабочую часть струны), если выше - наоборот. Так проверяют все три струны.

При настройке в квартово-унисонный строй опорной струной, от которой начинают настройку, у балалайки примы является 1-я. Её настраивают по камертону Ля , фортепиано или баяну . Вторую струну настраивают путём образования чистой кварты с 1-й струной. В этом интервале содержится V полутонов , следовательно, 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают её в унисон с 1-й, после чего между ними открытыми образуется необходимый интервал. Третью струну настраивают в унисон со 2-й.

Разновидности

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас . Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.

Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане .

Вид Строй Нотация Мензура Длина Лады
Прима a 1 , e 1 , e 1 435-450 675-685 19-24
Секунда d 1 , a, a

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит» (Голейзовский, Касьян Ярославич|Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён».

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки :

В лесу выросло, из лесу вынесли, На руках плачет, а на полу скачут. В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп, На колени возьмёшь - заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках , она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», так любовно называл поэт

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».


Следующее упоминание названия «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.

Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Корпус инструмента был более узким.
Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами. Третья струна была редким исключением. Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок - звонкость тембра.
В середине XX в. была выдвинута новая гипотеза о том, что балалайка бытовала задолго до её упоминании в письменных источниках, т.е. существовала рядом с домрой. Некоторые исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и с их исчезновением потеряла широкую музыкальную практику. Балалайка же инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.
Cначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.
Второе рождение балалайка получила в конце XIX веке благодаря стараниям Василия Андреева, которого называли «молодым отцом балалайки». В. В. Андреев совместно с инструментальными мастерами В. В. Ивановым, а затем Ф. С. Пасербским и С. И. Налимовым, усовершенствовал народный инструмент и сконструировал семейство балалаек разных размеров по образцу смычкового квартета. Первое выступление ансамбля, который назывался «Кружок любителей совместной игры на балалайках» состоялось в Петербурге в 1888 году.
Андреев и его сподвижники - Н. Привалов, Ф. Ниман, В. Насонов, Н.П. Фомин не ограничились возрождением лишь одной балалайки. Они вели работу и по усовершенствованию и других инструментов русского народа, таких как домра, гусли, жалейка, владимирские рожки и др. Итогом этой работы стало формирование Великорусского оркестра, первое выступление которого состоялось под руководством Андреева 11 января 1897 года в зале Дворянского Собрания. С этих пор оркестры народных инструментов стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.
Благодаря исполнительскому искусству Василия Андреева и его талантливым последователям таким мастерам, как Борис Трояновский, Александр Доброхотов и немногим позднее - Николай Осипов, на балалайку обратили внимание маститые композиторы. Теперь на балалайке замечательно звучат не только русские народные песни, но и переложения произведений русской и западной классики, кроме того, композиторы создали для балалайки оригинальный репертуар, в том числе более 100 сюит, сонат, концертов и других произведений крупной формы.

С 1886 года балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский дворянин Василий Андреев. До Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов. Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке». После удачного выступления, с 1888 года начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...» После одного из концертов А. Глазунов пишет большое произведение, посвященное оркестру В. В. Андреева, тем самым, рассеивая предрассудки об ограниченных возможностях его программы. Любил исполнять песни в сопровождении оркестра Федор Иванович Шаляпин. Его первое знакомство с Василием Васильевичем, состоявшееся в Нижнем Новгороде, переросло со временем в тесную дружбу. Неутомимый пропагандист замечательного русского народного инструмента балалайки, Василий Андреев постоянно её усовершенствует. Он знакомится с музыкальным мастером С. И. Налимовым, и на протяжении многих лет они работают вместе. В 1902 году на Парижской выставке и на петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906-1907 гг., инструменты, сделанные С. И. Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили Большие золотые медали. С образованием Великорусского оркестра, воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892 года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей». В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...». Балалайка проникла в самую толщу народных масс. Кроме Андреева, появилось много превосходных исполнителей на балалайке, создавались оркестры народных инструментов. Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чзпаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался. Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера - умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры...

П риветствую Вас, мои дорогие читатели! Если заглянули на эту страничку, значит Вы – люди любознательные, а я очень уважаю любознательных. Кто я? Я – Старик Граммофон. Я знаю много интересных историй. Мы, старики, любим поболтать! Вот и я хочу рассказать Вам одну историю…

О балалайке! Что это Вы нахмурились? Скучно, говорите… Ну тогда скажите-ка мне, почему вот уже почти 70 лет в США действует запрет на продажу русской балалайки? Почему, когда заморские туристы представляют себе Россию, в их воображении рисуется этакий бурый медведь с балалайкой? Почему непременно с балалайкой?! Скажете, это вроде национального колорита. Колорит-то он, конечно, колорит. Да только не все так просто, как кажется на первый взгляд. Что, мои друзья, уже интересно стало? Ну, тогда читайте и слушайте.

История балалайки насчитывает почти три столетия. Известно, что к концу XVIII века она была одним из самых любимых инструментов русского народа. Но существовала ли балалайка в России до XVIII века? Как, когда и откуда она появилась? Неизвестно. Многие ученые мужи сходятся на том, что балалайка произошла от домры, которую русские переняли от восточных племен, выходцев из Азии. На какое-то время домра сделалась любимым инструментом бродячих музыкантов-затейников скоморохов с их бытовым, народно-сатирическим репертуаром. Церковь очень враждебно относилась к домре, рассматривая все народные инструменты, а в особенности инструменты струнные, как "сосуд Диавола" и "бесовские игры" . Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине XVII века приняло характер их массового уничтожения. Эта многовековая борьба привела к тому, что к началу XVIII века домра была совершенно забыта. Но, в то же самое время, появилась балалайка и заняла прочное место в народном творчестве. Как же так? Откуда вдруг? На самом деле, домра народом не была брошена, она только замаскировалась под другим названием, несколько видоизменилась и упростилась. Инструменту, который был предан гонению церковью и властями, хитрюга-народ сначала переменил название, дав новое, обозначающее предмет для забавы и развлечения. Затем, так как приходилось это музыкальное орудие изготовлять домашними средствами и наскоро, то для упрощения работы корпус начали сколачивать не полукруглым как у домры, а обрезанным снизу, а потом и вовсе треугольным из простых дощечек. Кроме того, на балалайку перенесен был и старинный русский прием игры – бряцание по струнам кистью руки. Поэтому инструмент и стал называться "брунькой" , "балабайкой" , "балалайкой" . Так из азиатской домры получилась русская балалайка . Но некоторые ученые приписывают балалайке другое – татарское происхождение. Они считают, что балалайка была изобретена самими русскими во время татарского владычества или была заимствована от татар. Татарское слово "балалар" в переводе на русский язык означает "дети" . Если к нему приставить типично русское окончание "-ка" , то полученное слово "балаларка" уж очень становится похоже на "балалайку" . Однако если согласиться с этой версией о татарском происхождении инструмента, то получается, что балалайка появилась в России не в XVIII веке, а, по крайней мере, лет на 400 раньше!

В общем, вопрос о происхождении балалайки оказался сложным и запутанным. В начале XIX века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары. Начался процесс постепенного исчезновения балалайки из народного музыкального быта. Затем серьёзный ущерб популярности балалайки был нанесен "голосистой тальянкой" (разновидность гармони), тоже широко распространившейся в России в середине XIX века. Конечно, балалайка не исчезла совсем из музыкального обихода народа, но ее популярность продолжала падать.

Неизвестно, как бы сложилась судьба балалайки, не окажись на ее пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. Именно с него начинается второе рождение балалайки и начало расцвета национальной инструментальной музыки.

Василий Васильевич Андреев (1861–1918) – выдающийся патриот России, реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике. Происходил из старинного дворянского рода. С ранних лет был увлечен фольклорной музыкой и самоучкой играл на многих инструментах. Услышав летом 1883 г. в своем имении Марьино в Тверской губернии игру балалечника-самородка Антипа, В.В. Андреев был поражен богатыми возможностями примитивного инструмента и загорелся идеей его усовершенствования. Уже в следующем году он отважился выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре, а в 1886 г. с новой, улучшенной им балалайкой дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания. Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском быстро превратили В.В. Андреева в кумира великосветских салонов и законодателя мод. В 1887 г. им был организован «Кружок любителей игры на балалайках» . Выступление этого Кружка в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 г. стало первым в истории Андреевского оркестра. В результате его неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских учителей - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с инструментами возвращались и народные песни.

Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России. В 1892 г. во Франции В.В. Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки. В 1913 г. ему пожалован титул надворного советника, а в 1914 г. – звание . Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь. Умер В.В. Андреев в ночь на 26 декабря 1918 г. Последними его слушателями были бойцы Уральского фронта.

Одним из самых знаменитых исполнителей-балалаечников, слава о котором гремела по всему миру был Борис Сергеевич Трояновский (1883–1951) . Его называли "русским Паганини" , "королем балалайки" , "балалаечником Кубеликом" (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Он был основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке. С 1904 по 1911 гг. являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 г. Б.С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского, и произвел настоящий фурор. В 1910 г. Б.С. Трояновский снова посетил Англию, где познакомился с выдающейся французской актрисой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре. С 4 по 6 июня 1909 г. музыкант общался с великим писателем Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне, играл для него на балалайке. Лев Николаевич очень тепло отозвался об игре Б.С. Трояновского. В Петербурге в зале городской Думы 17 апреля 1913 г. состоялся концерт, в котором принял участие и Б.С. Трояновский. Сборы от концерта пошли на поддержку экспедиции русского полярного исследователя лейтенанта Г.Я. Седова на Северный полюс. В 1914–1915 гг. за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Б.С. Трояновскому было присвоено звание «Солиста Его Императорского Величества» . В годы Первой мировой войны он много выступал на фронте перед русскими солдатами.

Но Б.С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки не только народных песен, но и классических произведений, которые входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг публики. С огромным мастерством он сделал переложения «Пляски смерти» К. Сен-Санса, «Испанское каприччио» Н.А. Римского-Корсакова и др. После Октябрьской революции 1917 г. Б.С. Трояновский выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П.И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр им. Н.П. Осипова. В годы Великой Отечественной войны Б.С. Трояновский жил в Ленинграде. В тяжелейших условиях блокады он не прерывал концертной деятельности, выступая на заводах, фабриках, в воинских частях. Концертная работа виртуоза-балалаечника продолжалась почти до самой его смерти в 1951 г.

Если Б.С. Трояновский вошёл в историю как мастер игры популярного народного репертуара, то Николай Петрович Осипов (1901 – 1945) с самого начала избрал другой путь – исполнение классического репертуара. Он был великолепным балалаечником. Полученное консерваторское образование по классу скрипки в Петербургской консерватории помогло ему, когда он окончательно оставил скрипку, найти свой особый почерк музыканта и внести в искусство игры на балалайке совершенно новое качество. Композитор М.М. Ипполитов-Иванов говорил, что «Осипов сделал в своих руках балалайку таким же совершенным инструментом, как скрипка» .

Возглавив оркестр русских народных инструментов в 1940 г., Н.П. Осипов стал руководителем – реформатором, смело выдвигал солирующие инструменты и активно вводил в состав оркестра совершенно новые инструменты, расширяя исполнительские возможности коллектива. Оркестр обрёл новое неповторимое лицо, засверкал новыми красками. Балалайка зазвучала не только в сопровождении русского народного, но и симфонического оркестра. Н.П. Осипов уделял особое внимание созданию для оркестра нового оригинального репертуара. В этот период появились композиторы, которые создали много интересных произведений "русского народного репертуара" . Среди них – Николай Павлович Будашкин (1910 – 1988) , который стал первым композитором, пишущим для народного оркестра. В 1945 г. Николая Петровича Осипова не стало. В 1946 г. оркестру было присвоено его имя.

Все эти замечательные люди не только возродили интерес к простому народному инструменту, – балалайке, – в России, но и прославили ее на весь мир, завоевав к ней любовь и уважение всего человечества! Поэтому удивителен тот факт, что уже почти 70 лет в США действует запрет на продажу балалаек.

История эта началась еще в 1940 г., когда тогдашний глава вашингтонской администрации Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на 10 лет. С тех пор декрет регулярно продлевается. В 2000 г. указом Президента Билла Клинтона запрет был распространен и на Аляску, которая являлась единственным штатом, где продажа была разрешена, т.к. балалайка на Аляске считается народным музыкальным инструментом. Во времена Ф. Рузвельта эти земли еще не имели статуса штата, поэтому запрет удалось обойти, благодаря лазейкам в законодательстве. Так что в США этот "экстремистский" инструмент до сих пор остается под запретом. Нынешний американский Президент Барак Обама 2 октября 2010 г. продлил табу до 2020 г. Правда, в наши дни запрет сохраняется в неполной форме. Играть на балалайке не запрещено, хотя для этого нужно иметь специальную лицензию. Не допускается массовая продажа этого инструмента и его промышленное изготовление. Поэтому книга Дж. Флинна «Как изготовить балалайку» , изданная в 1984 г. пользуется фантастической популярностью до сих пор и выдержала уже 9 переизданий! Простой американец, желающий насладиться звуками балалайки, может самостоятельно изготовить ее – купить балалайку в магазине будет невозможно, по крайней мере, еще десять лет.

Ох уж эти американские правители! Им бы еще запретить изготовление гитары, она ведь и размерами больше чем балалайка, и струн у нее целых шесть против трех… Смешно, право слово! Только ведь людей не обманешь. Хотят простые американцы слушать "русское банджо" – балалайку. И все тут! И ничего с этим не поделаешь, а запреты – они на то и запреты, чтобы их обойти. Вот и везут американцы из матушки-России под видом сувениров нашу балалайку! Ну и молодцы!

А балалайка, с ее древней историей, продолжает жить, всегда будет молодой и задорной, потому что она воплощает несгибаемый характер русского народа, ее хрустальный перезвон будит русские души от крепкого сна и забвения! Теперь, мои дорогие читатели, Вы поняли, почему именно балалайка у всех иностранцев является олицетворением русской культуры? А Вы говорите: «Медведи, балалайки…» . То-то же!

Материал подготовлен сотрудниками РГАФД