Освобождение от ига золотой орды. Освобождение руси от ордынского ига - как это происходило

На протяжении нескольких столетий русские земли платили дань Золотой Орде. Князья из поколения в поколение ездили в Орду платить дать, обменивать заложников и брать ярлыки на княжение. Освобождение Руси от ордынского ига произошло в 1480 году. Эта дата стала переломной в истории нашего государства.

Монголо-татарское иго

Оккупация всего северо-восточного региона русской территории была не по силам Золотой Орде. Но эти земли нужны были захватчикам как постоянный надежный источник дани. Гарнизонов татары на русской территории не имели, свою постоянную власть не устанавливали. Но, несмотря на ежегодные денежные подношения, татаро-монголы вовсе не гарантировали защиту княжеств. Границы Руси постоянно подвергались нашествию шведских и литовских войск. Изнутри страну раздирали противоречия и междоусобицы. Захватчики понимали, что раздробленное государство не сможет дать им достойный отпор, поэтому тщательно разжигали ненависть между соседними княжествами.

Иван Калита

В 1327 году произошло единственное восстание народа против ордынского ярма. Русь со страхом ожидала нового карательного набега. В этот момент на политическом горизонте появляется Иван Калита. Не имея возможности отступить перед татаро-монголами, он решается на единственно верный, с его точки зрения, выход - вести войско Золотой Орды на давнего недруга Москвы - Тверское княжество.

За это Калита получил от ордынского хана ярлык и стал Так не состоялось освобождение Руси от ордынского ига.

Век наращивания сил

В конце Москва возвысилась над другими городами и стала центром земель Юго-Восточной Руси. Князь Иван Калита сделал много для усиления города и для того, чтобы на землях русских больше не появлялись полчища ордынских грабителей. Его политику успешно продолжил Симеон Гордый. В 1346 году он достиг примирения с Тверью и даже женился на одной из дочерей Тверского князя Всеволода. Так постепенно началось примирение князей русских.

Второй памятной датой в деле освобождения Руси от ордынского ига стал 1362 год. В это время ханом был дан ярлык на великое княжение племяннику Симеона Гордого - Дмитрию Ивановичу Донскому. В этот же год в русских летописях возникло имя Мамай. Никто и не мог допустить тогда, что через много лет им придется встретиться, и эта битва будет одним из самых великих сражений эпохи Средневековья. Донской приблизил освобождение Руси от ордынского ига. Мамай защищал государство, когда-то созданное Батыем. Вопрос стоял следующим образом: успеет ли Дмитрий Иванович собрать русские земли вокруг Москвы или же Мамай придет со своим войском придушить московскую крамолу.

Куликовская битва

Донскому было всего 20 лет, когда назрела необходимость дать отпор Золотой Орде. Русское государство развивало торговые и культурные отношения с западными странами, это способствовало развитию военного дела и росту промышленности. Для разработки тактических приемов и переобучения войска требовалось время. Не стоит забывать, что сильной централизованной власти требовало освобождение Руси от ордынского ига.

Год и век Куликовской битвы тщательно выбирались. Московское княжество уже имело экономические и военные рычаги влияния на союзников, поэтому консолидация сил русского войска и отработка тактических приемов проходили вполне успешно.

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Впервые русскому войску удалось дать достойный отпор. Орда имела численное преимущество перед войсками Донского, но правильная тактика принесла свои плоды - главные силы Мамая были уничтожены, и хану пришлось отступить. Но, несмотря на то что освобождение Руси от ордынского ига не состоялось и на сей раз, Куликовская битва стала началом возрождения национального самосознания. А Золотая Орда продолжала пытаться восстановить свое влияние и пресечь объединение русских земель.

Эпоха Ивана III

Период стал временем укрепления российского войска и кордонов государства. Казанское царство было первым завоеванием царя, после чего он смог подчинить себе Великий Новгород. Такая военная активность обеспокоила и он начал готовить вторжение. К 1480 году все было готово для того, чтобы, наконец, состоялось освобождение Руси от ордынского ига. Год и век для этого были выбраны не случайно - Русь стала крупным политическим и экономическим центром, имеющим собственное, довольно сильное войско.

Известие о том, что хан Ахмат готовится к битве, пришло в Москву в начале осени 1480 года. Великий князь Иван III поставил на реке Оке свои самые сильные полки. Хан Ахмат узнал, что его встречают, и повернул к Калуге для объединения со своим союзником Казимиром. Правильно определив направление движения войска Золотой Орды, Иван III перехватил врага на Ахмат угрожал начать наступление, когда река покроется льдом. 26 октября Угра встала. Стоял и Ахмат. 11 ноября, несмотря на то что все пути к наступлению были открыты, хан повернул назад. В этот день празднуется освобождение Руси от ордынского ига.

Вывод

Героическая борьба русского народа против захватчиков ообеспечила срыв татаро-монгольской экспансии. 240 лет русское государство прикрывало Европу от темной азиатской орды, брало на себя всю тяжесть иноземного нашествия и отражало удары захватчиков. Год освобождения Руси от ордынского ига позволил нашему государству пойти по пути собственного развития.

§ 8. Освобождение Руси от ордынского ига

В 1480 г. Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Событие это достаточно хорошо и подробно разобрано в исторической литературе. К. В. Базилевич в своей монографии «Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV века» ярко осветил международную обстановку, в которой произошло нашествие в 1480 г. на Русскую землю хана Большой орды Ахмеда. Я не буду останавливаться на всех деталях, касающихся международного положения Руси в рассматриваемое время и военных действий русских и татарских отрядов. Я сосредоточу свое внимание лишь на одном важном вопросе: на роли народных масс в событиях 1480 г. Этот вопрос поставлен в печати М. Н. Тихомировым .

1480 г. - это год больших осложнений для Руси внутриполитического и внешнеполитического характера. В конце 1479 г. был раскрыт заговор против московского правительства Ивана III в Новгороде. Судя по данным, приведенным В. Н. Татищевым, новгородские бояре завязали опять сношения с польским королем и великим князем литовским Казимиром IV. Последний побуждал совершить поход на Русь хана Большой орды. Новгородские заговорщики были разгромлены в результате похода Ивана III в Новгород в октябре 1479 г. В начале 1480 г. был арестован, отправлен в Москву и заточен в Чудове монастыре новгородский архиепископ Феофил. Говоря о его вине, летописи подчёркивают, что он хотел, чтобы Новгород был не «за великим князем», но «за королем» или за иным государем.

В то же время усилилась агрессия на Русь со стороны Ливонского ордена. В августе 1479 г. Орден стал готовиться к нападению на Псковскую землю, а в начале 1480 г. открыл военные действия .

В начале февраля 1480 г., когда Иван III находился в Новгороде, ему стало известно, что против него подняли мятеж его братья Андрей угличский и Борис волоцкий. Начиналась новая феодальная война. Удельные князья Андрей и Борис Васильевичи были недовольны усилением власти великого князя, стеснявшего политическую самостоятельность московских уделов. Они считали, что все великокняжеские территориальные приобретения должны подлежать разделу между великим и удельными князьями. Поэтому Андрей и Борис Васильевичи протестовали против того, что Иван III завладел Дмитровским уделом их умершего брата Юрия и не выделил им доли из присоединенной к Московскому княжеству Новгородской земли. Наконец, Андрей и Борис отстаивали старинное право удельных князей и бояр на «отъезд» от неугодного им князя-сюзерена . Такой «отъезд» они и решили осуществить в знак протеста против действий Ивана III.

Встретившись в Угличе, Андрей и Борис (после возвращения Ивана III в Москву) отправились через Тверское княжество в пограничный город Ржеву (куда заранее переправили свои семьи), а оттуда с семьями, боярами и детьми боярскими двинулись в Новгородскую землю. Очевидно, князья предполагали войти в связь с мятежными новгородскими боярами. Узнав о разгроме Иваном III новгородских заговорщиков, Андрей и Борис Васильевичи изменили свой маршрут и повернули к литовскому рубежу, к Великим Лукам. Оттуда они обратились к Казимиру IV с просьбой о помощи против Ивана III. Но польский король активной поддержки братьям не оказал, хотя и дал их семьям город Витебск.

13 февраля 1480 г. Иван III прибыл из Новгорода в Москву. Настроение там было очень тревожное. Новая феодальная война, начатая князьями Андреем и Борисом, всколыхнула различные круги русского общества. Города Московского княжества готовились к защите от возможного нападения на них удельно-княжеских войск. Многие жители бежали из городов. «…Вси людие быша… в страсе велице от братии его [Ивана III], все грады быша во осадах, и по лесом бегаючи мнози мерли от студена без великого князя» . Иван III неоднократно посылал к своим братьям послов для переговоров, но эти переговоры не привели к благоприятным результатам. Удельные князья не шли на примирение.

Между тем Ахмед-хан, учитывая неблагоприятную для Руси внешнеполитическую и внутриполитическую обстановку, стал готовиться к походу на русские земли. Весной 1480 г. один татарский отряд вторгся в пределы Руси и произвел разведку по правому берегу Оки.

Москва укреплялась. Туда пришло из Пскова (по-видимому, по вызову Ивана III) московское войско, участвовавшее ранее в сражении с ливонскими немцами. Очевидно, к середине 1480 г. положение великого князя несколько упрочилось, и это дало ему возможность отклонить челобитье его братьев о примирении, присланное в Москву (на этот раз по их собственной инициативе) с их дьяками.

В августе 1480 г. Орден возобновил агрессию на Псковскую землю. А несколько позже начал свое наступление на Русскую землю Ахмед-хан. К. В. Базилевич замечает, что «осенью 1480 г. Иван III стоял перед оформленной или неоформленной коалицией врагов: Ордена, действовавшего в союзе с немецкими городами в Лифляндии и Эстляндии (Рига, Ревель, Дерпт), Казимира, имевшего возможность располагать польско-литовскими силами, и Ахмед-хана, поднявшегося со всей Большой ордой. Тяжесть положения усугублялась мятежом двух братьев, т. е. опасностью внутренней феодальной войны, которая должна была великому князю напоминать кровавую смуту, поднятую в годы его детства галицкими князьями» .

Весть о походе Ахмед-хана пришла в Москву в июне 1480 г. Иван III отправил навстречу ему к реке Оке своих воевод с военной силой. В Тарусу был послан брат Ивана III Андрей Васильевич Меньшой вологодский, в Серпухов - сын московского великого князя Иван Иванович Молодой. 23 июня сам Иван III направился в Коломну. В дальнейшем все московские вооруженные силы были передвинуты и сосредоточены у реки Угры, так как Ахмед-хан, шедший с Дона на соединение с войсками Казимира IV, решил обойти Оку.

30 сентября Иван III прибыл из Коломны в Москву на совещание («на совет и думу») с представителями высшего духовенства (митрополитом Геронтием, ростовским архиепископом Вассианом), своим дядей князем Михаилом Андреевичем белозерским и боярами. Целью совещания, очевидно, было выработать план дальнейших военных действий. Во время пребывания в Москве Иван III согласился на примирение с братьями, послы которых (судя по некоторым летописям) прибыли в Москву. Были разработаны условия мирного соглашения. Кроме того, Иван III организовал оборону Москвы. В ожидании осады города в Москве собралось «много множество народа от многих градов». Руководил обороной города, кроме князя Михаила Андреевича, московский наместник князь Иван Юрьевич Патрикеев. В городе оставалась мать Ивана III, княгиня Мария (Марфа) Ярославна («а мати же его великая княгини не захоте бежати, но изволи в осаде сидети»). Что касается жены великого князя Софьи Палеолог, то ее он отправил через Дмитров на Белоозеро в сопровождении В. Б. Тучкова, А. М. Плещеева, дьяка Василия Долматова. С Софьей Палеолог была послана и великокняжеская казна. Выезд Софьи Палеолог вызвал, очевидно, недовольство среди московского посадского населения. Выезд этот расценивался как бегство. В летописях содержатся в связи с описанием возвращения Софьи Палеолог в Москву (после поражения Ахмед-хана) резкие слова по ее адресу: «…бегала от татар на Белоозеро, а не гонял никто же». Говорится также о бесчинствах ее холопов . Согласно данным Вологодско-Пермской летописи, первоначально из города вместе с Софьей ушла и Мария Ярославна, но церковные сановники уговорили ее вернуться.

Можно думать, что настроение московских горожан в 1480 г. было примерно такое же, как и в 1382 г., когда московские посадские люди не хотели выпускать из осажденного Тохтамышем города жену Дмитрия Донского, считая, что она должна вместе с народом выдерживать все тягости осады. Только учитывая начинающиеся волнения среди московских черных людей, можно понять, почему все летописи так подчеркивают, что и мать Ивана III, и его дядя Михаил Андреевич, и Геронтий и Вассиан «молиша его великымь молением, чтобы стоял крепко за православное християнство против бесерменству» . Народ требовал, чтобы Ахмед-хану был дан отпор, а высшие светские и духовные сановники возглавили руководство делом защиты Руси.

Иван III, пробыв три дня в Москве, отправился в Кременец. Сюда (судя по ряду летописей) на помощь к нему пришли позднее мятежные братья Андрей и Борис Васильевичи со «своими силами». Ахмед-хан, обойдя Мценск, Любутск, Одоев, подошел к Воротынску, где стал дожидаться помощи от Казимира. Эта помощь так и не пришла. Казимиру помешали выступить нападение на Литовскую землю крымского хана Менгли-Гирея и восстание православного населения в Литве, возглавленное русскими князьями .

Попытка Ахмед-хана перейти в начале октября Угру окончилась неудачей. Татары были отбиты московскими войсками. Начались морозы. Река стала замерзать. Ожидая, что татары переправятся через Угру, Иван III созвал все свои силы в Кременец, а затем передвинул их к Боровску. Обе стороны (и русская, и татарская) испытывали опасения, не зная о намерениях друг друга («бысть же тогда страх на обоих, едини другых боахуся»). Ахмед-хану казалось, что русские, отступив, намеренно уступили ему свой берег Угры с тем, чтобы татары перешли реку и вынужденно приняли бой. Русские предполагали, что татары, совершив переправу, гонятся за ними. И тут якобы произошло чудо. На Ахмед-хана напал страх, и 11 ноября он обратился в бегство, хотя никто его к этому не побуждал («и побеже, никым же гоним от Угры»), Проходя по Литовской земле, он «воевал» ее, «мстя» Казимиру за его «измену». В Орде Ахмед был убит одним ногайским мурзой .

Подобную летописную версию нельзя принять. Данное подобного типа летописями объяснение бегства Ахмед-хана нельзя признать убедительным. Важно другое. Во всех летописных сводах говорится о пораженческих настроениях части бояр, отговаривавших Ивана III от сражения с Ахмед-ханом. Летописец сравнивает речи этих бояр с советами дьявола и указывает, что именно доводы бояр, не желавших сражаться с Ахмед-ханом, заставили Ивана III отступить. Наконец, по летописям можно установить, что настроения бояр в русском лагере на Угре стали известны в Москве и вызвали там волнения. Народ боялся, что поведение бояр приведет к тому, что татары захватят Москву: «в граде же Москве всем в. страсе пребывающим…»

Особую редакцию рассказа о событиях на Угре находим в летописях Софийской третьей и Львовской . Здесь, во-первых, названы имена некоторых бояр, которые не хотели «против татар за хрестиянство стояти и битися», а собирались «бежати прочь, а хрестьянство выдати». Это, прежде всего И. В. Ощера и Г. А. Мамон. Во-вторых, указано, что бояре вселили в Ивана III «ужас», и он во второй раз. отправился в Москву, хотя Вассиан ростовский прислал ему на Угру специальное послание, уговаривая стойко держаться против татар. Вместе с Иваном III выехал в Москву Ф. Палецкий. Руководство военными силами Иван III передал своему сыну Ивану Ивановичу, помощником которого был князь Д. Холмский.

Вологодско-Пермская летопись также говорит о вторичном приезде Ивана III в Москву, причем указывает, что это произошло после сделанной им попытки договориться с Ахмед-ханом о мире. Иван III посылал к хану посла боярина И. Ф. Товаркова с «тешью великой» (т. е. с дарами). Хан отверг эту «тешь» и потребовал, чтобы Иван III сам явился к нему и был «у царева стремени». Иван III не пошел на это и отправился в Москву. По Софийской и Львовской летописям (хронология которых в данном случае менее верна), переговоры Ивана III с Ахмед-ханом (через Никифора Басенкова, затем через И. Ф. Товаркова) происходили уже после вторичного его. приезда к войскам из Москвы.

Чем же были вызваны отступление русских войск и отъезд Ивана III в Москву? Очевидно, следует указать на три причины. Во-первых, была очень сложной международная обстановка. Иван III опасался соединения войск Ахмед-хана и Казимира IV. Решительное наступление на татарскую рать казалось опасным. По этому вопросу надо было посоветоваться с церковно-боярским руководством, находившимся в Москве. Во-вторых, хотя Иван III и договорился с послами своих братьев, Андрея углицкого и Бориса волоцкого, о примирении с ними, но они еще не явились к нему на помощь. Следовательно, феодальная война продолжалась. В связи с этим подняла голову боярская оппозиция. Бояре разлагающе действовали на войска разговорами о невозможности сопротивляться татарам и соответствующей агитацией, и по этому поводу Ивану III нужно было поговорить со своими советниками в Москве. И, наконец, самое главное, в Москве, по-видимому, назревало антифеодальное восстание. Об этом сохранились некоторые подробности в Софийской второй и Львовской летописях. Настроение московского посадского населения было неспокойное. Имеются основания говорить, что Москва была накануне волнений, аналогичных тем, которые произошли там в 1382 и в 1445 гг. На это имеются прямые намеки в летописи. Ряд бояр, указывая великому князю на то, что неблагоразумно вступать в бой с Ахмед-ханом, ссылались на опыт прошлого: на взятие Тохтамышем Москвы в 1382 г. и на пленение татарами Василия II в 1445 г. «Те же бояре глаголаху великому князю ужасы накладываючи и, вспоминаючи еже под Суздалем бои отца его с татары, како его поимаша татарове и биша; такоже егда Тахтамышь приходил, а князь велики Дмитреи Ивановичь бежал на Кострому, а не бился с царем».

И действительно, народ был раздражен пораженческими настроениями ряда бояр, настаивавших на бесполезности сражения с военными силами Ахмед-хана. Летопись осуждает «злых человек сребролюбець, богатых и брюхатых, и предателей хрестьяньскых, а норовников бесерменьскых», которые отговаривали Ивана III от активной внешней политики в отношении татар: «не мози с ними стати на бой». Весьма недоволен был народ поведением жены Ивана III Софьи Палеолог, которая уехала на Белоозеро (не желая переносить тяжесть осады) и захватила с собою казну. Летописи указывают, что княжеские и боярские холопы, сопровождавшие Софью Палеолог, причиняли населению больше вреда, чем татары. «И по которым странам ходили, тем пущи татар от боярьскых холопов, от кровопийцев христианских».

Когда в сентябре 1480 г. Иван III появился «на посаде у града Москвы», посадские люди обступили его и стали требовать от него решительных действий по организации сопротивления Ахмед-хану. «Начаша князю великому обестужився глаголати и изветы класти, ркуще: «Егда ты, государь князь велики, над нами княжишь в кротости и в тихости, тогды нас много в безлепице продаешь; а нынеча разгневив царя сам, выхода ему не платив, нас выдаешь царю и татаром»». Летописи указывают, что ввиду неспокойного настроения московских посадских людей, ввиду того, что «граждане роптаху на великого князя», последний во время пребывания в Москве жил не на своем дворе внутри города, а в Красном сельце. Опасаясь «гражан мысли злыя поимания», Иван III принимал меры предосторожности.

Накаленность атмосферы в Москве, по-видимому, хорошо учитывал находившийся там ростовский архиепископ Вассиан. Он занял позицию, совершенно отличную той, которую избрал в 1382 г. во время нашествия на Москву Тохтамыша митрополит Киприан. Вассиан не только не бежал из Москвы, подобно Киприану, но стал требовать от Ивана III, чтобы он вернулся к войску и активизировал военные действия против Ахмед-хана: «нача же владыка Вассиан зде глаголати князю великому, бегуном его называя, еще глаголаше: вся кровь на тебе падет хрестиянская, что ты, выдав их, бежишь прочь, а бою не поставя с татары и не бився с ними». Ясно, что Вассиан говорил так потому, что он не мог не считаться с народными требованиями.

Интересны данные, имеющиеся в Софийской второй и Львовской летописях, относительно пересылки грамотами между Иваном III (из Москвы) и его сыном Иваном Ивановичем Молодым, оставшимся во главе войска. Уезжая в Москву и предвидя сложность той обстановки, в которой он может оказаться, Иван III велел князю Даниилу Холмскому и своему сыну Ивану по его первому требованию также ехать в Москву. Почувствовав в Москве, насколько возбужден народ, Иван III, ощущая реальную для себя опасность, отправил из Красного сельца грамоты к Ивану Ивановичу и князю Даниилу Холмскому, настаивая, чтобы те немедленно прибыли в Москву. Князь Холмский должен был насильно привезти Ивана Молодого в том случае, если бы тот не захотел ехать. Но Иван Иванович категорически отказался выполнить отцовский приказ, заявив: «леть ми зде умрети, нежели ко отцу ехати». Вряд ли это было проявлением личного мужества самого молодого князя. Скорее можно думать, что он лишь выразил настроения значительной части русского войска, требовавшего борьбы с Ахмед-ханом. Значит, враждебной этому делу боярской агитации был противопоставлен как в Москве, так и на фронте патриотизм широких народных масс.

В Москве считали вполне возможным приход татар к столице. «А татарове искаху дороги, куды бы тайно перешед, да изгоном ити к Москве» . К встрече татар готовились. По приказу Ивана III жители Дмитрова были переведены в осаду в Переяславль, из Москвы были направлены «строи» в Дмитров. Иван III велел князю И. Ю. Патрикееву поджечь Московский посад.

После двухнедельного пребывания в Красном сельце Иван III вернулся к войску. Туда, в Кременец, к нему явились и его мятежные братья, добившиеся удовлетворения ряда своих требований («князь же велики во всю волю их даяся»).

Теперь общая политическая ситуация изменилась явно не в пользу Ахмед-хана. Прекращение феодальной войны на Руси, активное выступление Московского посада, потребовавшего наступления на татар, отсутствие обещанной помощи со стороны Казимира IV, начавшиеся морозы - вот комплекс причин, вызвавших отступление Ахмед-хана. Казанский летописец приводит еще одну причину: тайная посылка Иваном III в Большую орду войска под предводительством князя Василия Ноздреватого заставила Ахмед-хана уйти с Угры на защиту своих владений.

Итак, черные люди Москвы в 1480 г. дважды заявили свои требования. Под воздействием этих требований во время первого приезда Ивана III в Москву там были оставлены митрополит Геронтий, московский наместник князь Иван Юрьевич Патрикеев, удельный князь Михаил Андреевич верейский и белозерский, мать Ивана III инокиня Марфа. Народ должен был знать, что церковные и светские власти, представители княжеского дома не оставят Москву в момент опасности. Ведь в 1382 г. восстание в Москве вспыхнуло в значительной мере потому, что оттуда уехали и князья и митрополит, бросившие город на произвол судьбы в тот момент, когда к нему приступал враг. И в 1445 г., когда ожидался приход татар под Москву, московские посадские люди настаивали, чтобы в Москве оставались жена и мать лопавшего в плен к татарам великого князя Василия II.

Во второй приезд в Москву Ивана III черные люди потребовали продолжения борьбы с татарами.

В этой связи приобретает особое значение и выступление Вассиана Ростовского с его посланием на Угру. Не буду останавливаться на разборе этого памятника публицистической мысли, неоднократно изучавшегося и историками, и историками литературы. Я скажу лишь, что это письмо нельзя расценивать ни как отражение взглядов лишь самого Вассиана, ни как выражение настроений церковных кругов. Находясь в Москве, готовящейся к осаде, прекрасно ощущавший пожелания посадских людей, Вассиан выразил их в своем послании.

1. Вопрос:

Какие завоеватели пришли в XIII веке на Русь с востока и запада?

С востока пришли монгольские войска, а с запада ливонские рыцари.

2. Вопрос:

Каким было монгольское войско?

Монгольское войско было многочисленным, хорошо вооруженным, обученным, дисциплинированным, мобильным. Основную часть составляла конница.

3. Вопрос:

Что такое ордынское иго?

Ордынское иго – это власть татаро-монгольского государства Золотой Орды над Русью, заключавшееся в подчинении русских князей ордынскому хану, невозможностью самостоятельной политики княжества, выплатой ежегодной дани, карательными операциями против несогласных с Ордой.

4. Вопрос:

Чем прославился князь Александр Невский?

Князь Александр Невский прославился в Невской битве со шведами, которая произошла в 1240 году 15 июля на месте слияния рек Ижоры и Невы, и в битве на Чудском озере, известном как «Ледовое побоище», в 1242 году, в которой победил рыцарей ливонского ордена.

1. Вопрос:

Какой город стал центром объединения русских земель в XV веке?

Центром объединения русских земель в XV веке стала Москва.

2. Вопрос:

О чем договорился с Ордой Иван Калита? Всю ли дань он отправлял в Орду? Куда использовали ее излишки?

Москва при Иване Калите начала активно застраиваться каменными зданиями, обновился и укрепился кремль, появились посады и слободы, начали формироваться улицы и сквозные «проезжие» дороги. Откуда казалось, на все эти преобразования брались деньги?

Иван Калита первый из князей смог договориться с ордынским ханом о самостоятельном взимании дани и переправы ее в Орду. Иван Калита держал обещание, часто ездил в Орду, заслужил доверие, контроль со стороны Орды ослаб, часть денег Иван-Калита оставлял при своем дворе и для княжества Московского наступили спокойные времена для восстановления городов и экономического развития, именно в это время вокруг Москвы начинается объединение русских земель. Была заложена основа будущей могущественной страны – России.

3. Вопрос:

За что московскому князю Дмитрию было дано прозвище Донской.

За победу над войском Мамая в битве на Куликовом поле в 1380 году. Куликовское поле было у берегов реки Дон.

4.Вопрос:

Установите, сколько лет прошло от начала нашествия монголов на Русь до Куликовской битвы. В каких веках произошли эти события?

От начала нашествия монголов на Русь до Куликовской битвы прошло 143 года.

Первое нашествие состоялось в 1237 году, в XIII веке, Куликовская битва произошла в 1380году, в XIV веке.

5. Вопрос

Объясните, как русским войскам удалось победить войско Мамая?

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, она имела, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский, которые воевали против Дмитрия Донского. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.

Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще.

Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции.

В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

Как Русь освободилась от ордынской зависимости

1. Вопрос:

Какое значение имела Куликовская битва для русского народа? Когда Русь окончательно освободилась от власти Орды?

Историческое значение Куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Русские люди почувствовали веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить, победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамая потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тохтамышем.

С 1476 г. Иван III прекратил платить Орде дань. Разъяренный хан Ахмед, собрав большое войско, двинулся на Москву, желая ее покарать за непослушание. Примерно в 150 км от Москвы у реки Угры на калужских землях осенью стали напротив два войска.

Иван III вернулся в Москву и стал осуществлять поставки для армии – продовольствие, фураж. Так и стояли войска напротив друг друга, пока не подошла ранняя зима с бескормицей и не похоронила все планы Ахмеда. Монголы развернулись и ушли в Орду, признав поражение. Так бескровно произошло окончание монголо-татарского ига. Дата его – 1480 год – великое событие в нашей истории.

2. Вопрос:

Как стало называться в XV веке Московское княжество?

Как стали называть князя Ивана III? Каким был первый герб Московского государства?

В 1462 году на московский престол вступил законный правитель Иван III , который станет преобразователем и реформатором. Он осторожно и осмотрительно объединял русские земли. Он присоединил Тверь, Ростов, Ярославль, Пермь и даже строптивый Новгород признал его государем. Иван III получил прозвище «собиратель земель русских». Он начал развивать строительство в Москве и начал с постройки Кремля. Именно таким мы его и знаем.

Был утвержден герб княжества: на Гербе – печати – был изображен двуглавый орел с коронами на голове каждого орла, на оборотной стороне печати был изображен всадник с копьем поражающий змея.

Московское княжество стало называться Великим Московским княжеством. Иван III именовался Государь всея Руси.

3. Вопрос:

Бывал ли ты на экскурсии в Московском Кремле? Какие памятники архитектуры там сохранились со времен Ивана III.

Грановитая палата, Благовещенский собор, Успенский собор.

История России в рассказах для детей Ишимова Александра Осиповна

Освобождение Руси от 1478 до 1480 года

У великой княгини Софии уже было три дочери. Она и ее супруг желали иметь сына, и Бог исполнил их желание: в 1478 году у них родился сын Василий, который стал потом наследником престола. Но ни эти семейные радости, ни слава, ни беспрестанные победы Русских не могли доставить совершенного счастья ни великому князю, ни его супруге. Обоих занимала только одна мысль: видеть Русскую землю освобожденной от власти Татар. Умная, гордая София искусно умела усиливать в сердце супруга его ненависть к ханам! Как часто даже на веселых княжеских праздниках, когда Иоанн восхищался ее величественным видом, богатством царского наряда, красотой своих детей, София с хитростью спрашивала у него: «Долго ли быть мне и детям моим подданными Татарского хана?» Иоанн, который почти беспрестанно и сам задавал себе этот вопрос, радовался, видя то же самое желание и в сердце супруги своей, и еще усерднее старался его исполнить. Подходящий случай скоро представился.

Русские князья всегда должны были с особенными обрядами встречать Татарских послов, которые привозили с собой басму, то есть изображение, или болван хана. Князья пешком выходили за город на эту встречу, кланялись послам и для слушания ханских грамот подстилали соболиный мех под ноги чтецу, а сами становились на колени. На том месте, где происходила эта встреча, потом построили церковь, которая и теперь называется Спасом на Болвановке. София, чувствуя достоинство своего супруга, не могла перенести мысли о том, чтобы он преклонил колена перед болваном хана, и уговорила его не ходить на встречу послов. Некоторые историки говорят, что Иоанн не только исполнил ее желание, но даже изломал басму, бросил ее на землю, растоптал ногами и сказал послу: «Объяви это хану: что сделалось с его басмой, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое». Отпустив с такими словами посла, он не дал ему дани, за которой тот приезжал из Орды. Такая смелость Русского государя ужасно рассердила хана Ахмата. Хитрый Польский король Казимир, всегда желавший навредить России, постарался воспользоваться этой ссорой и наговорил столько на Иоанна, что Татарский царь приказал своему войску готовиться к нападению на Русские земли. Казимир обещал быть его союзником.

В это трудное для России время Крымский хан Менгли-Гирей доказал Иоанну свою верность и дружбу: он напал на Польские и Литовские владения и тем помешал Казимиру исполнить обещание, данное Ахмату. Иоанн отправил других Крымских царевичей, братьев Менгли-Гирея, живших в России, и с ними Звенигородского воеводу Ноздреватого с отдельным отрядом к Сараю, чтобы во время отсутствия хана разорить его столицу и по дороге к ней еще и Татарские селения, или улусы.

Между тем великий князь собирал войско, непременно хотел сам предводительствовать им и приготовился дать решительное сражение, которого с нетерпением ожидал весь народ, потому что был уверен в искусстве и счастье своего государя. Но Иоанн по своей обычной осторожности не спешил начинать войну, не хотел проливать без нужды кровь своих подданных и дошел с войском только до берегов Угры, что течет по Смоленским и Калужским землям, впадая в Оку. Здесь он мог удержать Ахмата от вторжения на территорию своего государства и ожидал известия о том, что сделал воевода Ноздреватый. Через некоторое время подошел к Угре и Ахмат со своим войском и расположился на ее правом берегу напротив Русских, стоявших на левом берегу. В числе главных воевод был также и молодой сын великого князя от первой супруги, Иоанн. Две недели оба войска смотрели друг на друга, ничего не делая: Ахмат поджидал Литовцев, о которых не было ни слуху, Иоанн высматривал местоположение, где удобнее было бы сражаться, и, наконец, выбрал для этого Боровские поля и приказал своему войску туда отступить. Князья, бояре и воины удивились и с досадой думали, что их государь боится сражения: они не поняли осторожного Иоанна. Татары же поняли его еще меньше, вообразив, что Русские обманывают их и, нарочно отступая, заманивают в приготовленные засады. Непостижимый ужас овладел Ахматом: он поспешил уйти из Русской земли и дорогой разорил двенадцать городов, бывших во владении Литовцев за то, что Казимир не пришел к нему на помощь. Никто не понимал, отчего Татарский хан так неожиданно оставил Русские области, но вскоре узнали причину: он получил известие, что в Сарае и во всех его окрестностях производят страшное опустошение посланные Иоанном Крымские царевичи и воевода Ноздреватый. Итак, Ахмату надо было оставить наше Отечество, чтобы защищать собственную землю. Но он не дошел до нее. Ногайские Татары под начальством Шайбанского князя Ивана, прослышав о богатой добыче Ахмата, отнятой в Литовских городах, напали на него, загнали к берегам Азовского моря и там убили. Потом Иван окончательно разорил Сарай, развалины которого еще и теперь видны на берегах Ахтубы, и прислал послов сказать великому князю, что врага его уже нет на свете, а он, как потомок Чингисхана, только просит дружбы Русского государя. Дети Ахмата еще долго бродили с остатками своей Орды по степям, окружавшим их прежние владения; воевали с Крымскими Татарами, ненавидя Менгли-Гирея за его преданность Русскому государю; уговаривали Казанских Татар идти с ними на Русских и, может быть, это и удалось бы им сделать, если бы в Казани все было в это время в прежнем порядке; но, напротив, после царя Ибрагима там происходили страшные ссоры за наследование престола, и народ разделился на разные партии, которые старались уничтожить друг друга. Иоанн воспользовался таким неустройством и послал в Казань своего храброго воеводу, князя Холмского, который усмирил всех и возвел на престол одного из царевичей, Махмет-Аминя, чтобы он был данником Иоанна. После этого Казанскому царю уже нельзя было согласиться с приглашением детей Ахмата идти на Русских, а наоборот, надо было по присяге, данной Русскому государю, считать их своими врагами. Таким образом, не получая ни от кого помощи, Кипчакская Орда была совершенно истреблена своим неутомимым врагом Менгли-Гиреем за три года до кончины Иоанна, и последний хан ее, Шиг-Ахмат, просивший помощи в Литве, умер там в темнице.

Русский боярин в становом кафтане и горлатной шапке

Так, наконец, наше бедное Отечество освободилось от жестокой власти своих завоевателей. О! Как мы должны благодарить Бога за то, что Он помог нашим добрым предкам перенести столько бед и горя! Вспомните все, что они терпели со времен Ярослава Всеволодовича, первого из наших князей, принужденного покориться Татарским царям. Можно ли было перенести все эти страдания без особенного покровительства и Божьей помощи? Можно ли было Руси, растерзанной и жестокими Татарами, и собственными князьями, и чужеземными государями, дойти одной, без этой небесной помощи, до той степени славы, которую она уже имела при Иоанне III? Конечно, нет! А чем же, думаете вы, милые читатели мои, наши предки заслужили эту помощь, эту любовь, эту милость к ним Бога?.. Тем, что они были самыми усердными христианами; тем, что они любили Бога выше всего на свете, что они надеялись на Него одного, а не на свои силы и ум, и не начинали никакого дела, не помолясь прежде Ему и не попросив Его благословения. Так жили у них и князья, и бояре, и купцы, и простые люди, и усердие их так приятно было Богу, что Он спасал их во всех опасностях и, наконец, возвратил им счастье.

Точно, друзья мои, вера и набожность их были примерные. За то Бог и наградил их примерно. Славное княжение Иоанна III есть еще только начало этой награды. Вы увидите в следующих рассказах, как их слава будет увеличиваться и как, наконец, наше Отечество достигнет своего настоящего могущества. Мы можем по справедливости сказать, что благословение Божье часто самым очевидным образом сопровождало дела наших предков. Постараемся же и мы, потомки их, заслужить это драгоценное благословение: постараемся иметь такую же твердую веру в Бога, такое же искреннее усердие, такую же пламенную любовь, какую имели они, и счастье нашего Отечества всегда будет неизменно!

Из книги История России в рассказах для детей автора

Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года Иоанн, назначенный Богом воскресить наше Отечество к славе и счастью, никогда не поступал необдуманно и неосторожно. Прежде всего он долго обдумывал свое намерение, рассуждал о том, как лучше его исполнить, готовил все

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Новое состояние России от 1480 до 1498 года С того времени, как Россия избавилась от власти жестоких татар, как она опять стала независимым государством, все в ней как будто переродилось, все получило другой вид! Имя Иоанна начало греметь еще больше, и беспрестанные победы

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Россия освобожденная 1478-1480 годы У великой княгини Софии были уже три дочери. Она и супруг ее желали иметь сына, и Бог исполнил их желание: в 1478 году у них родился сын Василий, который станет потом наследником престола. Но ни эти семейные радости, ни слава, ни беспрестанные

Из книги Ржевская мясорубка. Время отваги. Задача - выжить! автора Горбачевский Борис Семенович

Глава семнадцатая Освобождение Смоленска Апрель - сентябрь 1943 года Подготовка наступленияУход 9-й армии Моделя с Ржевского треугольника открыл Красной Армии путь на запад. Преследуя арьергарды противника, войска Западного и Калининского фронтов вплотную подошли к

Из книги Неизвестная война автора Мощанский Илья Борисович

Освобождение Белоруссии Первые бои (26 сентября 1943 - 5 апреля 1944 года) Представленная книга посвящена освобождению восточных районов Белоруссии. Первые районные центры этой республики стали свободными еще в сентябре 1943 года, но на центральном направлении германское

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

3.2. Завершение объединения русских земель. Освобождение Руси от ордынской зависимости К середине XIV в. имелись уже все предпосылки объединения русских земель в единое государство. Социально-экономические предпосылки заключаются в развитии феодального землевладения, в

Из книги Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР автора Мощанский Илья Борисович

Освобождение Прибалтики (февраль 1944 - май 1945 года) В годы Второй мировой войны территория недавно образованных прибалтийских республик Советского Союза стала ареной ожесточенных сражений, которые вели здесь войска Красной армии с германскими вооруженными силами.

автора Петренко Андрей Иванович

11. Бои за освобождение Клайпеды 19–28 января 1945 года 14 января 1945 года дивизия получила приказ на передислокацию. Ночными маршами через Мажейкяй, Седа, Тельшяй, Леплауке, Плунге дивизия вышла к Якубовасу на юго-востоке от Кретинги, чтобы участвовать в освобождении последней

Из книги Прибалтийские дивизии Сталина автора Петренко Андрей Иванович

9. Освобождение Нарвы 26 июля 1944 года 4 июля 1944 года Ставка Верховного главнокомандования поставила задачу 3-му Прибалтийскому фронту (командующий - генерал армии Масленников И.И.) разгромить псковско-островскую группировку противника, выйти на рубеж Остров, Гулбене,

Из книги Прибалтийские дивизии Сталина автора Петренко Андрей Иванович

10. Освобождение Таллина 22 сентября 1944 года Тартуская наступательная операция по освобождению Эстонской ССР началась 10 августа и проходила до 6 сентября 1944 года. Войска 3-го Прибалтийского фронта прорвали объявленную немцами непреодолимой оборонительную линию 18-й

Из книги Иван III автора Андреев Александр Радьевич

Часть III. Государь Всея Руси. 1480–1506 годы 28 декабря 1480 года, после победы над Ахматом, Иван III вернулся из Боровска в Москву. За поддержку против орды по докончанию 1481 года он отдал своим братьем Андрею Большому – Можайск, Андрею Меньшому – Серпухов, Борису – несколько

автора

Территория и внешняя политика Ордынской Руси (1243–1480) После катастрофического разгрома северо-восточные русские земли стали частью государства Золотая Орда, начался ордынский период в истории России (1243–1480). Часть земель на северо-западе и западе захватили крестоносцы

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Политическая история Ордынской Руси (1243–1480) С образованием Золотой Орды верховная власть над северо-восточными русскими землями была сосредоточена в руках хана, верховного сюзерена всех подчиненных ему русских князей. Местную власть первоначально осуществляли

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Социально-экономическая история Ордынской Руси (1243–1480) Монголо-татары разгромили Рязань, Владимир, Суздаль, Тверь, Торжок, Москву, Козельск, Киев, другие города. В этих центрах удельных княжеств погибли князья, их семьи, дружинники, много простых людей. Население пыталось

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Русская культура Ордынской Руси (1243–1480) В сгоревших русских городах и храмах погибли летописные своды, иконы, рукописные книги, а главное – ушли в вечность создатели духовных и материальных ценностей. Культура кочевников была ниже, и монголо-татары «не подарили алгебры,

Из книги Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси автора Черепнин Лев Владимирович

§ 8. Освобождение Руси от ордынского ига В 1480 г. Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Событие это достаточно хорошо и подробно разобрано в исторической литературе. К. В. Базилевич в своей монографии «Внешняя политика Русского централизованного государства.

Русь под монголо-татарским игом существовала крайне унизительно. Она полностью была подчинена и политически, и экономически. Поэтому окончание монголо-татарского ига на Руси, дата стояния на реке Угре - 1480 год, воспринимается как важнейшее событие в нашей истории. Хотя Русь и стала политически независимой, но уплата дани в меньшем размере продолжалась вплоть до петровских времен. Полное окончание монголо-татарского ига - год 1700-й, когда Петр Великий отменил выплаты Крымским ханам.

Монгольское войско

В XII веке монгольские кочевники объединились под властью жестокого и хитрого правителя Темучина. Все помехи к неограниченной власти он беспощадно подавлял и создал уникальное войско, которое одерживало победу за победой. Он, создавая великую империю, был назван своей знатью Чингисханом.

Завоевав Восточную Азию, войска монголов добрались до Кавказа и Крыма. Они уничтожили аланов и половцев. Остатки половцев обратились за помощью к Руси.

Первая встреча

20 или 30 тысяч было воинов в монгольской армии, точно не установлено. Ими руководили Джебе и Субедей. Они остановились у Днепра. А в это время Хотян уговаривал галичского князя Мстислава Удалого выступить против нашествия страшной конницы. К нему присоединились Мстислав Киевский и Мстислав Черниговский. По разным источникам, общее русское войско насчитывало от 10 до 100 тысяч человек. Военный совет состоялся на берегах реки Калки. Единый план не был выработан. выступил один. Его поддерживали только остатки половцев, но в ходе сражения они бежали. Не поддержавшие Галицкого князья все равно должны были сражаться с напавшими на их укрепленный лагерь монголами.

Три дня длилась битва. Только хитростью и обещанием никого не брать в плен монголы вошли в лагерь. Но слова своего не сдержали. Русских воевод и князя монголы живыми связали и накрыли досками и сели на них и стали пировать победу, наслаждаясь стонами умирающих. Так в муках погибли киевский князь и его окружение. Шел 1223 год. Монголы, не вдаваясь в подробности, ушли назад в Азию. Через тринадцать лет они вернутся. И все эти годы на Руси шла ожесточенная грызня между князьями. Она совершенно подорвала силы Юго-Западных княжеств.

Вторжение

Внук Чингисхана Батый с огромным полумиллионным войском, завоевав на востоке и половецкие земли на юге, подошел к русским княжествам в декабре 1237 года. Его тактика состояла не в том, чтобы дать большое сражение, а в нападении на отдельные отряды, разбивая всех поодиночке. Подойдя к южным границам Рязанского княжества, татары ультимативно потребовали от него дань: десятую часть коней, людей и князей. В Рязани едва набиралось три тысячи воинов. Они послали за помощью во Владимир, но помощь не пришла. После шести дней осады Рязань была взята.

Жители были уничтожены, город разрушен. Это было начало. Окончание монголо-татарского ига произойдет через двести сорок тяжелейших лет. Следующей была Коломна. Там русское войско было почти все перебито. Москва лежит в пепелище. Но перед этим кто-то, мечтавший вернуться к родным местам, закопал на клад из серебряных украшений. Его нашли случайно, когда велась стройка в Кремле в 90-х годах XX века. Следующим был Владимир. Монголы не пощадили ни женщин, ни детей и разрушили город. Затем пал Торжок. Но наступала весна, и, побоявшись распутицы, монголы двинулись к югу. Северная болотистая Русь их не заинтересовала. Но на пути стал оборонявшийся малюсенький Козельск. Почти два месяца город яростно сопротивлялся. Но к монголам пришло подкрепление со стенобитными машинами, и город был взят. Всех оборонявшихся вырезали и не оставили от городка камня на камне. Итак, вся Северо-Восточная Русь к 1238 году лежала в руинах. И у кого могут возникнуть сомнения в том, было ли монголо-татарское иго на Руси? Из краткого описания следует, что были чудные добрососедские отношения, не так ли?

Юго-Западная Русь

Ей пришел черед в 1239 году. Переяславль, Черниговское княжество, Киев, Владимир-Волынский, Галич - все разгромлено, не говоря уж о городах поменьше и деревнях и селах. И как еще далеко окончание монголо-татарского ига! Сколько ужаса и разрушений принесло его начало. Монголы вышли в Далмацию и Хорватию. Западная Европа задрожала.

Однако известия из далекой Монголии заставили захватчиков повернуть назад. А на повторный поход им не хватило сил. Европа была спасена. Но наша Родина, лежавшая в руинах, истекавшая кровью, не знала, когда придет окончание монголо-татарского ига.

Русь под игом

Кто больше всего пострадал от нашествия монголов? Крестьяне? Да, монголы их не щадили. Но они могли спрятаться в лесах. Горожане? Конечно. На Руси было 74 города, и 49 из них были уничтожены Батыем, причем 14 так никогда и не восстановились. Ремесленников превращали в рабов и вывозили. Не стало преемственности умений в ремеслах, и ремесло пришло в упадок. Разучились лить посуду из стекла, варить стекло для изготовления окон, не стало многоцветной керамики и украшений с перегородчатой эмалью. Исчезли каменщики и резчики, и на 50 лет приостановилось строительство из камня. Но тяжелее всех пришлось тем, кто с оружием в руках отражал нападение, - феодалам и дружинникам. Из 12 рязанских князей в живых осталось трое, из 3 ростовских - один, из 9 суздальских - 4. А потери в дружинах никто и не подсчитал. А их было не меньше. Профессионалов в воинской службе сменили другие люди, которые привыкли, что ими помыкают. Вот и стали князья обладать всей полнотой власти. Этот процесс впоследствии, когда наступит окончание монголо-татарского ига, углубится и приведет к неограниченной власти монарха.

Русские князья и Золотая Орда

После 1242 года Русь попала под полный политический и экономический гнет ордынцев. Чтобы князь мог по закону наследовать свой престол, он должен был ехать с подарками к «вольному царю», как называли наши князья ханов, в столицу Орды. Находиться там доводилось довольно продолжительное время. Хан медленно рассматривал нижайшие просьбы. Вся процедура превращалась в цепь унижений, и после долгих размышлений, иногда многомесячных, хан давал «ярлык», то есть разрешение на княжение. Так, один из наших князей, приехав к Батыю, назвался холопом, чтобы удержать свои владения.

Обязательно оговаривалась дань, которую будет уплачивать княжество. В любой момент хан мог вызвать князя в Орду и даже казнить в ней неугодного. Ордынцы вели с князьями особую политику, старательно раздувая их распри. Разобщенность князей и их княжеств была на руку монголам. Сама Орда постепенно становилась колоссом на глиняных ногах. В ней самой усиливались центробежные настроения. Но это будет уже значительно позже. А вначале ее единство крепко. После смерти Александра Невского его сыновья люто ненавидят друг друга и ожесточенно бьются за Владимирский престол. Условно княжение во Владимире давало князю старшинство над всеми остальными. Кроме того, присоединялся приличный надел земли с теми, кто приносит деньги в казну. И за великое княжение Владимирское в Орде разгоралась между князьями борьба, бывало, что и насмерть. Вот как жила Русь под монголо-татарским игом. Войска ордынцев в ней практически не стояли. Но при неподчинении всегда могли прийти карательные войска и начать резать и жечь все подряд.

Возвышение Москвы

Кровавые распри русских князей между собой привели к тому, что период с 1275 по 1300 год на Русь 15 раз приходили монгольские войска. Из усобиц многие княжества вышли ослабленными, из них люди убегали в более спокойные места. Таким тихим княжеством оказалось маленькое Московское. Оно досталось в удел младшему Даниилу. Он княжил с 15 лет и вел осторожную политику, стараясь не ссориться с соседями, ибо был слишком слаб. И Орда не обращала на него пристального внимания. Таким образом, был дан толчок к развитию торговли и обогащению в этом уделе.

В него вливались переселенцы из неспокойных мест. Даниилу со временем удалось присоединить Коломну и Переяславль-Залесский, увеличив свое княжество. Его сыновья после его смерти продолжали сравнительно тихую политику отца. Только князья тверские видели в них потенциальных соперников и старались, борясь за Великое княжение во Владимире, испортить Москве отношения с Ордой. Эта ненависть дошла до того, что когда московский князь и князь тверской были одновременно вызваны в Орду, Дмитрий Тверской заколол Юрия Московского. За такое самоуправство он был казнен ордынцами.

Иван Калита и «тишина великая»

Четвертый сын князя Даниила, казалось, не имел никаких шансов на московский престол. Но его старшие братья умерли, и он начал княжить в Москве. Волею судеб он стал еще и великим князем Владимирским. При нем и его сыновьях прекратились набеги монголов на русские земли. Богатела Москва и люди в ней. Росли города, увеличивалось их население. В Северо-Восточной Руси выросло целое поколение, которое перестало дрожать при упоминании о монголах. Это приближало окончание монголо-татарского ига на Руси.

Дмитрий Донской

Москва к рождению князя Дмитрия Ивановича в 1350 году уже превращается в центр политической, культурной и религиозной жизни северо-востока. Внук Ивана Калиты прожил недолгую, 39 лет, но яркую жизнь. Он провел её в сражениях, но сейчас важно остановиться на великой битве с Мамаем, которая состоялась в 1380 г. на реке Непрядве. К этому времени князь Дмитрий разгромил карательный монгольский отряд между Рязанью и Коломной. Мамай стал готовить новый поход на Русь. Дмитрий, узнав об этом, в свою очередь стал собирать силы для отпора. Не все князья откликнулись на его призыв. Князю пришлось обратиться за помощью к Сергию Радонежскому, чтобы собрать народное ополчение. И получив благословление святого старца и двух иноков, он в конце лета собрал ополчение и двинулся навстречу огромному войску Мамая.

8 сентября на рассвете состоялась великая битва. Дмитрий сражался в первых рядах, был ранен, его нашли с трудом. Но монголы были разбиты и бежали. Дмитрий возвратился с победой. Но еще не пришло время, когда настанет окончание монголо-татарского ига на Руси. История говорит, что под игом пройдет еще сто лет.

Укрепление Руси

Москва стала центром объединения русских земель, но далеко не все князья соглашались принять этот факт. Сын Дмитрия, Василий I, правил долго, 36 лет, и сравнительно спокойно. Он отстаивал русские земли от посягательств литовцев, присоединил Суздальское и Орда слабела, и с ней считались все меньше и меньше. Василий за свою жизнь только дважды посетил Орду. Но и внутри Руси не было единства. Без конца вспыхивали мятежи. Даже на свадьбе князя Василия II вспыхнул скандал. На одном из гостей был надет золотой пояс Дмитрия Донского. Когда об этом узнала невеста, то публично сорвала его, нанеся оскорбление. Но пояс не был просто драгоценностью. Он был символом великокняжеской власти. Во время княжения Василия II (1425-1453) шли феодальные войны. Московского князя захватили, ослепили, изранили при этом все лицо и всю последующую жизнь он носил на лице повязку и получил прозвище «Темный». Однако этот волевой князь был освобожден, и его соправителем стал малолетний Иван, который после смерти своего отца станет освободителем страны и получит прозвище Великий.

Конец татаро-монгольского ига на Руси

В 1462 году на московский престол вступил законный правитель Иван III , который станет преобразователем и реформатором. Он осторожно и осмотрительно объединял русские земли. Он присоединил Тверь, Ростов, Ярославль, Пермь и даже строптивый Новгород признал его государем. Он сделал гербом двуглавого византийского орла, начал строить Кремль. Именно таким мы его и знаем. С 1476 г. Иван III прекратил платить Орде дань. Красивая, но неправдивая легенда рассказывает, как это произошло. Приняв Ордынское посольство, великий князь растоптал басму и отправил в Орду предупреждение, что с ними такое же случится, если не оставят в покое его страну. Разъяренный хан Ахмед, собрав большое войско, двинулся на Москву, желая ее покарать за непослушание. Примерно в 150 км от Москвы у реки Угры на калужских землях осенью стали напротив два войска. Русское возглавлял сын Василия, Иван Молодой.

Иван III вернулся в Москву и стал осуществлять поставки для армии - продовольствие, фураж. Так и стояли войска напротив друг друга, пока не подошла ранняя зима с бескормицей и не похоронила все планы Ахмеда. Монголы развернулись и ушли в Орду, признав поражение. Так бескровно произошло окончание монголо-татарского ига. Дата его - 1480 год - великое событие в нашей истории.

Значение падения ига

Надолго приостановив политическое, экономическое и культурное развитие Руси, иго задвинуло страну на задворки европейской истории. Когда в Западной Европе начинался и расцветал Ренессанс во всех областях, когда складывались национальные самосознания народов, когда страны богатели и расцветали торговлей, отправляли корабельный флот в поисках новых земель, на Руси стояла тьма. Колумб уже в 1492 году открыл Америку. Для Европейцев Земля разрасталась стремительно. Для нас окончание монголо-татарского ига на Руси ознаменовало возможность выйти из узких средневековых рамок, изменить законы, произвести реформу в армии, строить города и осваивать новые земли. А если коротко, то Русь обрела независимость и стала называться Россией.