Проект экскурсия в краеведческий музей. Обзорная экскурсия по краеведческому музею села кулясово

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое и художественно - эстетическое развитие.

Цели:

  • приобщение к истокам духовной культуры русского народа;
  • знакомство с историей возникновения куклы, вызвать эмоциональный отклик;
  • бережное отношение к окружающему предметному миру, желание своими руками смастерить игрушку.

1-я часть. Вводная

Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? Как вы можете объяснить слово «музей»?

Музей - это собрание редких и замечательных предметов. А вы хотели бы, все вместе отправиться в удивительное путешествие и узнать много интересного о возникновении, наверное, самой любимой детской игрушки?

2-я часть. Информационная (Проходит в музее.)

Экскурсовод. Ребята, у вас дома, я думаю, есть много игрушек. А куклы у вас есть? А хотели бы вы узнать, как появились самые первые куклы, и, какими они были?

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находить свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь - кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Самые первые куклы изготовляли из кусочков ткани - лоскуточков. Изготовление этих кукол не требует шитья иглой, поэтому их можно делать даже с очень маленькими детьми. Так и было в давние времена - играли детишки лоскутными игрушками: куклами, зайчиками и даже лошадками. Сядут вечерком мама, а может быть бабушка с маленькой девчушкой и мастерят куклу - детали не сшивают, а связывают нитками. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица, оберегая этим ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы долго сохранялся у многих народов, был распространен в древнейшие времена и на Руси.

3-я часть. Проблемная

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы смастерить такую куклу?

Дети. Ткань белого цвета для лица, лоскуточки цветной ткани для косынки и сарафана, разноцветные нитки, тесемки и ленточки.

Воспитатель. Все ли куклы выполнены одним способом, ведь они такие разные? Действительно существует много способов изготовления кукол. И называются куклы по-своему. А вы хотели бы больше узнать о них и научиться мастерить такие куклы?

4-я часть. Стимулирование детских, вопросов

Дети проходят по выставочному залу, рассматривают представленные экспонаты и задают вопросы экскурсоводу о названиях кукол и технике их изготовления.

Техники изготовления кукол весьма разнообразны. Кукла - кувадка и неразлучники делаются из одних только лоскутков, перевязанных ниткой, вежская кукла состоит из трех «шариков» - комочков шерсти, обернутых тряпицей, а в основе разнообразных столбушек - столбик, скрученный из ткани. Если нарядить две связанные крест-накрест палочки, получится кукла - крестушка, если мешочек с зерном - зернушка.

Экскурсовод обращает внимание детей на куклу в избушке на курьих ножках и предлагает закрыть глаза.

Звучит музыка. Появляется Баба Яга и предлагает детям отгадать загадки о лесных жителях:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши выше головы? (Заяц.)

Мастер шубу себе сшил.

Иглы вынуть позабыл. (Еж.)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой.

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины,

Называемый плотиной. (Бобры.)

Затем Баба Яга предлагает игру «Кто быстрее пролетит вокруг елки на помеле», и угощает детей конфетами.


Постановка новой проблемы

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы сами смастерить куклу? Дома вместе со взрослыми выберите лоскутки ткани, разноцветные нити и ленточки и тогда в группе, мы с вами изготовим куклы - пеленашки. Подумайте, для кого это будет кукла: для себя или может быть, это будет подарок?

5-я часть. Символизация

Продуктивная деятельность. Художественно-ручной труд: «Кукла - пеленашка».


07.12.2013

Сегодня воспитанники старшей группы с родителями и воспитателем Бородиной Е.В. посетили музей краеведения.

Экскурсия организована в рамках проекта "Ал-гайский край чудесный", который осуществляется в старшей группе воспитателями Поляниной Л.С., Бородиной Е.В.

В начале экскурсиивспомнили правила поведения в музее:

В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.

- Разговаривают посетители музеев тихо, чтобы не мешать другим рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода.

В музее много разных предметов. Эти предметы называются - экспонатами. Музей хранит историю нашего села. Жители Александров-Гаяпринимали участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего села, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

Сотрудники музея рассказали об истории создания музея, познакомили с экспозициями. В зале природы дети отгадали загадки о животных, рассмотрели представителей фауны нашего края. Самое трудное для детей- смириться с тем, что чучела нельзя трогать руками. Следопыты по натуре, они очень хотели все потрогать, погладить.

Данное фото предоставлено Вологиной Л.

Султашева Г. загадывает детям загадки о животных

Большой интерес у детей вызвали предметы старины в зале культуры и быта русского народа.

Это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали носки, варежки.

Угольный утюг - это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки, которые брали из печки. Через какое-то время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи. Чтобы угольки не погасли приходилось утюгом размахивать или дуть в его отверстия. Этот утюг сделан из железа, он тяжелый. Еще одна старинная разновидность утюгов — литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи.

Посуда представлена чугунными котелками, горшками и глиняными кувшинами.

Лапти - традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка - это кора липы.

Заинтересовал детей и патефон. Виолетта с мамой рассказали, что в доме бабушки тоже хранился старинный патефон.


Шарафеева А.Т. рассказывает о предметах быта казахского народа

В конце экскурсии фото на память и благодарность в книгу отзывов музея.

Данное фото предоставлено Устимановой Н.

Выражаем благодарность сотрудникам музея в лице директора Давлекаева В.М. за взаимодействие с нашим детским садом по ознакомлению воспитанников с родным селом.

Спасибо Султашевой Г.Е. и Шарафеевой А.Т. за организованную экскурсию.

Также выражаем благодарность семьям Наседкина Егора, Синициной Ани, Устиманова Арсения, Вологина Глеба, Гурской Виолетты, Лебедевой Евы, Давлетьярова Искандера, Коваленко Полины, Камаристовой Сони за помощь в организации экскурсии. Всего на экскурсии присутствовало 22 человека.

Материал подготовила Бородина Е.В. Фото автора.

Синельная Рената
Конспект экскурсии в краеведческий музей

КОНСПЕКТ

ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Цели :

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

Предварительная работа :

Знакомство детей с историей возникновения города Барабинска;

Формировать "образ музея ", приобщать детей к народной культуре, активизировать словарь : экскурсовод , экспонаты, коллекция.

Разработка воспитателем маршрута. Беседа о правилах поведения на дороге, прогулке и в общественных местах, беседа о музее .

Условия : время проведения- октябрь.

Ход экскурсии

Сегодня я расскажу вам, что такое музей , и мы с вами побываем в самом настоящем музее .

Итак, музей - это то место , где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать» : о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим : «Экс-по-на-ты»

- Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, посмотрите сюда (показывает тематический альбом, краеведческие музеи , в них собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. У нас с вами в Осе тоже есть такой музей .

В историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие нам об истории города, края или даже целой страны.

Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки?

Сбор таких предметов называют коллекцией.

Коллекции разных предметов очень часто выставляются в различных музеях . И это уже называется выставкой. Мы можем с вами прийти в музей на выставку и полюбоваться какой-нибудь коллекцией : картин, посуды, монет и т. д.

И как я вам уже обещала, сегодня мы с вами тоже посетим музей , но музей не обычный .

Я вас приглашаю на экскурсию в наш Барабинский краеведческий музей .

Ребята, а что такое экскурсия ?

-Экскурсия – это поход в музей для того , чтобы узнать что-то новое и интересное.

Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом .

Ребята, но прежде чем идти в музей , мы должны с вами узнать как можно себя вести в музее и как нельзя . Как вы думаете?

Вы абсолютно правы, ведь если вы будете шуметь и бегать, то будете мешать другим людям. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея . Когда говорит экскурсовод , нельзя громко смеяться, разговаривать и перебивать его. Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить. Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка» ,то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.

Вам понятны правила поведения в музее ?

Надеюсь, вы будете их соблюдать.

А сейчас подходите поближе, я вам расскажу о нашем музее . (знакомит детей с мини, рассказывает об экспонатах, о коллекции, об истории экспонатов, пытается заинтересовать детей необычными экспонатами и т. д.)

На этом наша экскурсия заканчивается .

Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали.

Надеюсь, вам понравилась наша экскурсия ?

Публикации по теме:

Цель: формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать.

г. Купино "Видел я предметы быта Из ожившей старины. Для меня теперь открыто Прошлое моей страны!" Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему.

Город Саки богат своей исторической культурой. В нем установлено большое количество памятников, есть музей. Существуют памятники архитектуры.

Капранова Инна

МОУ ООШ с. Кулясово

Камешкирского района

Руководитель

учитель истории

Кулясово 2011г.

Введение … 1

1.1. История создания музея.

1.2. Из жизни замечательных людей села Кулясово

Заключение Список использованной литературы Приложения

I. Введение.

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко – краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определённой культурно – исторической общности. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Большую роль по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско – патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей - центр воспитательной работы , эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, села, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность.


Главное, музей даёт возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко – краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Такое участие школьников может осуществляться на основе диалога как формы межсубъектной коммуникации, при которой каждый ученик видит в другом равноправного, свободного, активного в высказываниях собеседника. Уважает его позицию, убеждения, интересы и мнения.

Музейная образовательная среда выполняет не только образовательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности , развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.

Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью обращения к истокам краеведения. В последнее время возрастает интерес к национальной культуре с целью переосмысления её места и роли в современном мире, развития национального самоосознания. Чтобы мы, младшие школьники, не выросли Иванами, не помнящими родства.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является знакомство с историей создания школьного краеведческого музея села Кулясово и перспективами его развития

Для раскрытия данной цели нами поставлены следующие задачи:

- изучить основной и вспомогательный фонд школьного музея;

- расширение исторического кругозора

- познакомить с традициями и обычаями мордовского народа.

- выработать активную патриотическую позицию

Воспитать любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны. Практическое применение работы заключается в возможности использования материала при проведении уроков по родиноведению, уроков по истории Пензенского края, внеклассных мероприятий.

Работа состоит из Введения, одной главы, Заключения, списка использованной литературы и Приложений.

Глава 1. Обзорная экскурсия по краеведческому музею села Кулясово

1.1. История создания музея.

Краеведческий музей нашей школы основан в 1989 году. Инициаторами создания были ветераны педагогического труда – учитель географии, вожатая . Силами учителей, учеников, родителей, жителей села был собран основной фонд музея. Случалось и такое: что в совхозе брали лошадь и объезжали дома, где с разрешения хозяев осматривали кладовые и чердаки. Да и жители отдавали в музей всё самое ценное, что осталось у них от прошлого. Так в нашем музее появился ткацкий станок, деревянная кровать, стул конца XIX века, предметы быта мордовского народа, орудия труда, мордовская национальная одежда. Станчиной Феодосии Яковлевне за мордовский национальный костюм были куплены шоколадные конфеты. В настоящее время он находится в районном краеведческом музее.

На основе рассказов старожилов села была составлена история села Кулясово. Жили – были два брата - Нурдо – атя и Брага – атя и была у них мать Акулина, Куля. По её имени и названо село Кулясово. По другой версии переселенцами из Мордовии были жители села Кулясово. Поэтому и новое село получило такое же название.


В музее организовывались встречи с ветеранами Социалистической революции, Великой Отечественной войны и тружениками тыла, ветеранами педагогического труда, с людьми, которые были в горячих точках.

На основе их рассказов и на основе архивных материалов в музее были созданы следующие стенды:

- Школа вчера и сегодня;

- Из жизни замечательных людей села Кулясово;

- Великая Отечественная война;

- Они были в горячих точках.

Много замечательных людей взрастила Камешкирская земля. Среди них есть врачи, учителя, строители, военные, да и просто сельские труженики. В нашем селе родился и вырос мордовский просветитель, автор первого мордовского букваря «Тундонь – чи» («Весенний день») – Григорий Карпович Ульянов. Его сестра - первая советская учительница в селе Старая Яксарка Шемышейского района, награждённая орденом Ленина, мордовский поэт Емельян Иванович Пятаев, который воспевал в своих стихах природу родного края, людей села.

В настоящее время работа в музее не стоит на месте. Объединение «Свежий ветер» продолжает пополнять основной фонд музея, пополнять интерьер крестьянской избы, накапливать вспомогательный фонд музея. Школьный ансамбль «Рябинушка» поёт мордовские песни, дети читают мордовские стихи, загадывают мордовские загадки, которые им спели и рассказали бабушки и дедушки.

Мы активно общаемся с Республикой Мордовия. Они подарили школе много учебников и художественной литературы на мордовском языке, картину с изображением собора в честь Фёдора Ушакова. Также они приглашали нас в апреле 2010 года в гости. Ученица 7 класса Федотова Мария в областном драматическом театре города Саранска представляла село Кулясово.

Устраиваем в музее тематические и обзорные экскурсии, мордовские посиделки.

Волонтёры активно помогают ветеранам Великой Отечественной войны.

Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания нас, учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

1.2. Из жизни замечательных людей села Кулясово.

Ульянов Григорий Карпович родился 25 сентября 1864 года в селе Кулясово ныне Камешкирского района Пензенской области – умер 23.01.1943 года в городе Климовске Московской области . Общественный деятель, журналист педагог. Мордвин (эрзя). После окончания Вольской учительской семинарии в 1885 году работал учителем в мордовском селе Наскафтым Кузнецкого уезда Саратовской губернии. Сыграл важную роль в становлении и развитии в системе просвещения мордовского народа. Соавтор букваря «Тундонь чи» («Весенний день»). В 1924 – 1926 годах как инспектор Наркомпроса организовывал всеобуч среди мордвы. Принимал активное участие в создании мордовской государственности.

Григорий Карпович Ульянов хорошо известен краеведам; пишет о нём:

В начале xx века он совместно с создал Общество взаимопомощи учеников и учителей начальных народных училищ Саратовской губернии.

С 1908 года находился в эмиграции. В мае 1917 года возвратился на родину, где его избрали в Учредительное собрание. После октябрьских событий он устанавливал советскую власть в Кузнецком уезде.

В начале тридцатых годов под его руководством проведено исследование по теме «Мордовская деревня как она есть», где дана точная оценка состояния образования и культуры в Мордовской автономной области.

Удивительным, редким человеком была Елена Карповна Ульянова – первая советская учительница в Старой Яксарке. Её можно назвать человеком долга в самом высоком смысле этого слова.

Ульянова в селе Кулясово Камешкирского района Пензенской области в семье бедного мордовского крестьянина. Нелёгкой, полной трудов и нужды была жизнь. Но Лена мечтала об учёбе. И поступила в самарскую учительскую школу. Училась на средства младшего брата – Григория Карповича. По окончанию школы два года работала она учительницей в бывшем Балашовском уезде Саратовской губернии. Понимала, что знаний мало, нужно учиться дальше. И поехала в Петербург, где окончила двухгодичные курсы. Училась по вечерам, а днём работала. Работа была разной, но всегда связанной с детьми. Поэтому за годы, проведённые в Петербурге, Елена Карповна Ульянова приобрела новые знания, пополнила свой опыт.

Поэтому тянуло её работать с деревенской детворой. Сплошь неграмотной была тогда деревня. И Елена Карповна мечтала передать сельским ребятам все свои знания, научить их всему, что умела сама.

В 1903 году была назначена учительницей в Старую Яксарку Шемышейского уезда. Её учениками были, и многие другие. Елена Карповна Ульянова учила своих подчинённых в революционном духе, стараясь передать им всё новое, прогрессивное, что узнала, услышала, поняла в Петербурге. Она читала им запрещённые царизмом брошюры и книжки. А в 1908 году её по доносу уволили с работы как неблагонадёжную. После такого увольнения о работе в селе нечего было и думать, куда ни подавала она заявление, везде получала отказ. Пришлось уехать в Саратов, потом опять в Петербург. Работа была везде, жить было можно. Но не таким человеком была Елена Карповна, чтобы просто жить. Ей необходимо было делать то дело, исполняя которое, она принесла бы наибольшую пользу. Она наверняка знала, что нужно в деревне. Надежду на возвращение к любимой работе, в село принесли ей революционные волнения, февральская революция. В конце 17 года она возвращается в Старую Яксарку. Здесь и проработала учительницей до 1957 года.

Недаром говорится в народе: чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. В 1939 году за выдающиеся успехи и безупречную многолетнюю работу по коммунистическому воспитанию молодого поколения Елена Карповна была награждена орденом Ленина, в 1949 году вторым орденом Ленина. В 1951 году за выдающиеся заслуги в области народного образования ей присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1946 году она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Все эти многочисленные высокие награды – признание её учительского мастерства, таланта. По заслугам оценила Родина её труд, всю её жизнь. Люди отдали ей свою любовь. Память о ней всегда с теми, кто её знал. И сейчас в Старой Яксарке улица, на которой она жила, носит её имя.

Емельян Иванович Пятаев принадлежал к поколению поэтов, пришедших в литературу в 30-е годы.

Пятаев в селе Кулясово, Камешкирского уезда Пензенской губернии в 1914 году в крестьянской семье. После окончания Камешкирской школы работал колхозным агрономом, а затем счетоводом. Пятаев был активным комсомольцем, возглавлял ячейку. Будущему поэту посчастливилось пройти школу центриздата. Именно там он близко познакомился с русской поэзией и полюбил её навсегда. Заметный след в биографии оставила работа в национальном секторе издательства «Молодая гвардия». Переехав в Саранск Емельян Пятаев несколько лет сотрудничал в газете «По ленинскому пути». В 1938 году вступил в член КПСС, был принят в союз писателей СССР. Емельян был участником Великой Отечественной войны. В армии оставался до 1953 года политработником. Имел звание майора. Демобилизовавшись, он вновь отдается журналистики: работает в редакции «Советский мордвин», а затем секретарём «Эрзянь – правды». С 1963 года и вплоть до смерти (1967) возглавлял редакцию «Сятко».

Таким образом, изучая жизнь и деятельность наших земляков можно сделать вывод, что они видели свой долг в служении людям. Их можно назвать людьми долга в самом высоком смысле этого слова.

Заключение

Создание и развитие музея, формирование его фондов – результат скоординированных действий многих людей.

Самое важное в работе школьного музея то, что маленький человек не просто смотрит на экспонаты, а участвует в их собирании, можно сказать впитывает в себя историю своего села, своей страны.

В музей ребята ходят не только на экскурсии. Учителя русского языка проводят здесь конкурсы чтецов о войне, готовят учащихся к написанию сочинений, используя материалы музея.

Экспозиция музея постоянно пополняется. Двери музея всегда открыты для школьников и гостей, они могут читать и смотреть старинные документы, изучать материалы и экспонаты.

Таким образом, школьный музей помогает ощутить сопричастность своей семьи, своих предков, а значит и личную сопричастность в великих событиях прошедших лет. Способствует формированию у юных граждан глубокого понимания и уважения истории своей Родины.

Список использованной литературы

1. Материалы краеведческого музея МОУ ООШ с. Кулясово

Капранова Инна на уровне района заняла третье место.