Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Раненые салютовали мне… ногами. Биография и молитва святому Луке (Войно-Ясенецкому)

Христиане смотрят на окружающие явления не так, как большинство людей. Даже собственное тело они рассматривают, как храм Божий. Но поскольку человек поражен грехом, физическое существование бывает отягощено недугами, которые причиняют много неприятных минут. Даже апостолы вынуждены были терпеть физические немощи до самых последних дней. Но все же, можно получить облечение — для этого принято молиться святым. Одним из известнейших целителей является святой Лука Крымский.

Врачеватель тела

Удивительная судьба ждала мальчика , который появился на свет в апреле 1877 г. в Керчи. Назвали его Валентин. Семья переехала в Киев, где у четвертого из пятерых детей проявилось художественное дарование.

Отец происходил из дворянского белорусского рода, был католиком. Но природная деликатность не позволяла ему навязывать кому-либо из членов семьи свои убеждения. Мать же была православной, занималась делами милосердия.

В молодости будущий очень редко посещал храм. Но уже тогда в его душе зародилась жертвенность, которая позже стала основной чертой его характера. Когда встал вопрос о том, в какое учебное заведение пойти, Валентин выбрал медицину , потому она приносит больше пользы обществу. Умение хорошо рисовать очень пригодилось юноше во время обучения в Киевском университете. По собственным словам, он стал «художником в хирургии».

Валентину Войно-Ясенецкому прочили блестящую научную карьеру. Но по окончании ВУЗа он выразил желание стать обычным земским врачом, чтобы лечить простых крестьян. Именно в этом он видел собственное предназначение. Никогда не боялся «черной» работы.

Закончив обучение, Валентин поступил в госпиталь . Там он встретил будущую супругу. Она была очень верующей, даже не хотела выходить замуж. Но молодой врач сумел добиться своего. В браке с Анной родилось четверо детей (все они уже почили в Боге). Сама супруга скончалась в довольно молодом возрасте от чахотки. Это печальное событие и пробудило в талантливом враче интерес к церковной жизни, Богу. Он стал часто наведываться в храм.

Врачеватель душ

В 1920 г. хирург жил и трудился в Ташкенте , куда перебрался ранее, в надежде, что южный климат положительно повлияет на ослабевшее здоровье жены. Однако, это не помогло. Потеряв супругу, врачеватель стал активно помогать в делах прихода, что не прошло мимо внимания правящего архиерея. Он предложил овдовевшему Войно-Ясенецкому принять священный сан, на что тот немедленно согласился. Так началась его жизнь во славу Христа.

В этот же период начинается первая из многих ссылок. Но репрессии не могли поколебать стойкость веры, даже когда врачу приходилось зимой жить в бараке с разбитыми окнами.

Крымская епархия

Через год после окончания Великой Отечественной Войны, когда страна вставала из руин, указом из Москвы святой Лука назначен архиереем в Крым . Архиепископ сразу вызвал недовольство местных соглядатаев от власти, поскольку не считался с ним в кадровых вопросах.

Уже зрелый священник читает лекции для местных врачей, консультирует сотрудников военного госпиталя. Как и на протяжении всей жизни, продолжает совмещать молитву и научную работу, пишет книги. При этом архиерею пришлось восстанавливать разрушенные храмы по всему полуострову.

В 1955 г. святитель потерял зрение , вследствие чего перестал оперировать. Но за свою долгую жизнь он успел спасти десятки тысяч простых людей — многим восстановил способность видеть, солдат уберегал от ампутации конечностей. И всех согревал теплом своей души. Скончался святой в 1961 г., оставив в народе о себе память, как о чудотворце. Несмотря на сопротивление властей, весь город вышел провожать любимого Владыку, торжественное шествие сопровождалось пением молитв.

Обретение мощей

Могила святого находилась на симферопольском кладбище, недалеко от храма. Паломники, приходившие на это место, исцелялись от болезней . Это заставило церковное начальство внимательно изучить жизнь архиепископа и он был причислен к лику святых.

Нетленное тело было обретено в марте 1996 г., торжественно перенесли в кафедральный Собор во имя Святой Троицы. На покрывале, которым был покрыт лик усопшего, проявился отпечаток его лица.

В Симферополе воздвигнуты 2 памятника св. Луке, имеется музей, посвященный его жизни и трудам. Множество паломников приходит в собор, чтобы приложиться к мощам угодника Божия, которые источают прекрасный аромат.

Иконы

До современников дошло много фото врача-архиерея, есть и видеозаписи, поэтому сегодня можно иметь ясное представление о его внешности . Иконы имеют большое портретное сходство с «оригиналом», хотя не следует забывать, что они показывают человека, обновленного Христом.

Земная жизнь святого продолжалась довольно долго (он умер в 84), иконописцы изображают старца, убеленного сединами. На нем архиерейское облачение. В левой руке либо посох, либо Евангелие. Правой он дарит благословение верующим. На груди — панагия с изображением Богородицы.

В жизни святой имел слабое зрение и носил очки . Но в Царстве Небесном люди избавляются от телесных немощей. Поэтому архиерею, который уже пребывает со Христом, очки не нужны. На ряде образов Лука Крымский пишется с хирургическими инструментами — они указывают на род деятельности при жизни.

Почитание

Ссылка за христианскую веру была для многих роковым приговором. Тысячи человек сложили свои головы за то, что не отреклись от Иисуса. Многие впоследствии были реабилитированы, как и святитель Лука (в 2000 г.). На несколько лет раньше Украинская православная церковь признала его святым, через пять лет он был причислен к сонму новомучеников Российских и стал поминаться и во всех храмах РПЦ.

У исповедника три праздника — 11 июня, 28 декабря (Собор Крымских святых). Особенно чтят его в Греции, где святое православие является главной религией. В честь св. Луки там освящено множество храмов. Серебряная рака, в которой сейчас покоятся мощи, была прислана монахами Элладской православной церкви. Мощи святого так и хранятся в Крыму, а в Москве имеется икона с частичкой — в храме Иверской иконы Божией Матери (на Ордынке).

Святой Лука — о чем можно молиться

  • К целителю обращаются в случае телесных болезней. Неважно, какая именно хворь постигла верующего — исповедник силой Христа способен помогать от многих физических недугов, о чем рассказывают тысячи исцеленных.
  • Беременные женщины молятся о том, чтобы благополучно выносить и родить дитя. Ведь не секрет, что даже сегодня это столь естественное событие может быть опасно как для матери, так и для младенца.
  • Если предстоит хирургическая операция, тоже следует обратиться к святому Луке Крымскому. Известно много случаев, когда он являлся пациентам и сам проводил сложнейшие операции.
  • Во время прохождения лечения можно читать молитву святому, чтобы он способствовал скорейшему выздоровлению.
  • Помогает Лука Крымский и во время душевных страданий, ведь он известен своей добротой к людям. Это видно даже в его научных работах — люди не были для него просто безликими «диагнозами», святой всегда заботился о том, чтобы пациент ощущал себя спокойно, верил в успех операции.

Свидетельства об исцелениях

Самый великий целитель — Иисус Христос, своим верным служителям Он дает силу лечить людей, не прибегая к традиционной медицине. Обладал таким даром и святой Лука .

  • Однажды святителю привели малыша, у которого опухла гортань. Операцию проводить было невозможно — слишком большое новообразование, угроза повредить жизненно важные артерии. После трехдневной молитвы опухоль спала, затем и вовсе исчезла.
  • Одна из прихожанок готовилась к ампутации конечностей. Пришла в последний раз исповедоваться, получить благословение о. Луки. Он не отпустил женщину, вместе они стали истово молиться. Через несколько дней ноги стали быстро заживать, операцию отменили. Молитва святителя помогла сохранить женщине ноги.

Это лишь небольшой список. Много еще добрых дел сотворил Лука Крымский. Чудеса продолжаются и в наши дни .

Заключение

Лука Крымский был очень талантливым хирургом — проводил операции на сердце, кишечнике, возвращал способность видеть. При этом святитель Лука был священником, читал проповеди, приводил людей к вере. Как ему на все хватало сил? Кто, как не Сам Иисус Христос вкладывал огонь в его сердце, наставлял, поддерживал и утешал?

Святой очень мало отдыхал, стремясь помочь как можно большему количеству людей. Но главное, что он сделал — пронес сквозь всю жизнь христианскую веру , не отказавшись от нее и во время репрессий. Вера и молитва помогли праведнику выдержать личное горе, ссылку, телесную немощь. Как яркий светильник, он указывал путь всем, кто приходил к нему. Путь не только к телесному, но и духовному выздоровлению.







Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 9 мая (27 апреля по старому стилю) 1877 года в городе Керчь Таврической губернии Российской империи (ныне Республика Крым Российской Федерации). В 1889 году его семья переехала в город Киев, где прошли отрочествои юность будущего святителя Луки.

Его отец, Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий, был по национальности поляком, происходил из древнего обедневшего дворянского рода. Он имел образование провизора (аптекаря), однако потерпел неудачу, пытаясь открыть свое дело, и большую часть жизни проработал чиновником. Исповедуя, как и подавляющее большинство поляков, католицизм, он не мешал своей русской жене Марии Дмитриевне воспитать детей (трех сыновей и двух дочерей) в православной традиции. Мать с ранних лет прививала сыновьям и дочерям любовь к ближним, чувство заботы и помощи по отношению к нуждающимся.

Тем не менее, впоследствии святитель Лука, вспоминая о своем детстве, подчеркивал, что религиозность, во многом, он перенял от своего благочестивого отца. Духовные поиски заняли важное место в юношестве будущего архиепископа. Валентин какое-то время увлекался учением знаменитого писателя графа Льва Толстого, порывался даже уехать жить в его общину в село Ясная Поляна, но затем осознал, что толстовство - не более чем ересь.

Важным вопросом для будущего великого святителя и врача был выбор жизненного пути. У него с ранних лет проявились отличные способности к живописи, параллельно с общеобразовательной гимназией Валентин Войно-Ясенецкий в 1896 году успешно окончил и художественное училище, затем год занимался в частной школе живописи в городе Мюнхене (Германия). Однако привитое матерью чувство альтруизма заставило его отказаться от профессии художника. Поступив в 1897 году на юридический факультет Киевского университета, он спустя год переводится на медицинский факультет. Не имея врожденных способностей к естественным наукам, он, благодаря усердию и труду, будущий профессор сумел окончить университет в 1903 году в числе лучших. Товарищей по учебе и преподавателей особенно поражали успехи Войно-Ясенецкого в изучении анатомии человеческого тела - помог природный дар живописца.

Семейная жизнь. Врачебное служение

По окончании университета Валентин Феликсович устраивается работать в киевскую Мариинскую больницу. В составе миссии Красного креста в марте 1904 он едет на Дальний Восток, где в это время идет Русско-японская война (1904 – 1905). Войно-Ясенецкому было поручено заведовать хирургическим отделением госпиталя в Чите, ему были поручены сложнейшие операции на конечностях, черепах раненых солдат и офицеров, с которыми он успешно справлялся. Здесь же он познакомился и женился на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской.

После свадьбы молодая семья переехала в Центральную Россию. Вплоть до начала революционных событий Войно-Ясенецкий работал хирургом поочередно в нескольких больницах в небольших уездных городках: Ардатов (на территории современной Республики Мордовия), Фатеж (современная Курская область), Романовка (современная Саратовская область), Переяславль-Залесский (современная Ярославская область). Как врача его отличала истовое самопожертвование, желание спасти как можно больше пациентов при равнодушии к их материальному достатку и социальному статусу, интерес к научным занятиям. В 1915 был издан его первый крупный труд «Регионарная анастезия», в котором рассказывалось о революционном для того времени местном обезболивании. В 1916 Валентин Феликсович защитил ее как диссертацию и получил степень доктора медицины.

В 1917 году Войно-Ясенецкий из-за проблем со здоровьем у жены решает переехать на вместе с семьей на юг, в зону теплого климата. Выбор пал на город Ташкент (ныне столица Республики Узбекистан), где как раз была вакантной должность главного врача в местной больнице.

Начало пастырского служения

В Средней Азии будущего святителя и застали Октябрьская революция и начавшаяся вскоре гражданская война, которыепоначалу слабо затронули жизнь Ташкента. К власти пришла коалиция большевиков и левых эсеров, периодически происходили мелкие уличные стычки между противниками и сторонниками новой советской власти.

Однако в январе 1919, на пике успеха белых войск в гражданской войне в России, военный комиссар советской Туркестанской республикиКонстантин Осипов, до этого тайно примкнувший в антикоммунистической организации, подготовил и возглавил антисоветское восстание. Мятеж был подавлен, а Ташкент охватили политические репрессии в отношении всех, кто мог хоть как-то быть причастным к мятежу.

Одной из их жертв едва не стал Валентин Войно-Ясенецкий - недоброжелатели донесли чекистам, что он укрывал и лечил раненого казачьего офицера, участвовавшего в мятеже Осипова. Доктор был арестован и доставлен к месту заседания чрезвычайного трибунала, который, как правило, выносил расстрельные приговоры, исполнявшиеся на месте. Валентина Феликсовича спасла случайная встреча с одним из высокопоставленных членов большевистской партии, который добился его освобождения. Войно-Ясенецкий сразу же вернулся в больницу и дал распоряжение готовить очередных больных к операциям - будто ничего и не случилось.

Волнения о судьбе супруга окончательно подорвали здоровье Анны Войно-Ясенецкой. В октябре 1919 года она скончалась. Все заботы о четырех детях (старшему из которых было 12 лет, а младшему - 6) Войно-Ясенецких приняла на себя помощница хирурга Софья Белецкая. Через некоторое время после кончины жены Валентин Феликсович, который и до этого был воцерковленным набожным человеком, принимает решение стать священником по предложению епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия. В конце 1920 он был рукоположен во диаконы, а 15 февраля 1921 года, в двунадесятый праздник Сретения Господня - во иереи.

Для того периода истории России это был исключительный поступок. Уже с первых дней своего существования советская власть начала проводить в жизнь антицерковную и антирелигиозную политику. Священнослужители и просто религиозные люди стали одной из наиболее гонимых и уязвимых для карательных органов категории граждан. При этом отец Валентин не делал тайны из своего рукоположения: он ходил в пастырском облачении с наперсным крестом и на чтение лекций в университете, и на работу в больницу. Перед началом операций он неизменно молился и благословлял больных, распорядился, чтобы в операционной была установлена икона.

Гонения на Русскую Православную Церковь и поддержка раскольников-«обновленцев» советскими властями катастрофическими темпами сокращали как и количество православных храмов, так и штат духовенства, в особенности архиереев. В мае 1923 в город Ташкент прибыл ссыльный епископ Уфимский и Мензелинский Андрей, который получил до этого благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона на совершение архиерейских хиротоний.

К тому времени епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий, который отказался признавать поддерживаемый государственной властью раскол, вынужденно покинул место служения. Туркестанское духовенство избрало заступить на архиерейскую кафедру отца Валентина. В этих непростых обстоятельствах, когда даже само исповедание веры во Христа грозило гонениями и даже смертью, он дает свое согласие нести служение архиерея, принимает монашество с именем Лука. 31 мая 1923 года епископ Андрей в сослужении двух других ссыльных архиереев Русской Православной Церкви - епископа Болховского Даниила, викария Орловской епархии, и епископа Суздальского Василия, викария Владимирской епархии, хиротонисаютиеромонаха Луку во епископы в храме городка Пенджикент (на территории современной Согдийской области Республики Таджикистан).

Уже 10 июня Епископа Луку арестовывают по обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросах держался стойко, не скрывал своих взглядов, осуждал революционный террор, отказывался снимать с себя сан. Находясь в заточении, он не оставил занятий наукой, именно в ташкентской тюрьме он завершил первую часть своего главного труда по медицине - «Очерков гнойной хирургии». 24 октября 1923 года комиссия Главного Политического Управления СССР принимает решение о высылке будущего святителя. Наказание Владыка Лука отбывал на территории Красноярского края по 1926 год. Эти три года были отмечены постоянными конфликтами с партийными бюрократами, которым претило почтение простых людей перед выдающимся хирургом и архиереем, его упорное нежелание сотрудничать с раскольниками-«обновленцами» и снимать с себя священный сан.

Под пятой советского колосса

С 1926 по 1930 года архиепископ Лука жил в Ташкенте как частное лицо, формально будучи архиереем на покое - единственный действующий в городе храм был захвачен раскольниками. Его отказывались официально брать на работу и как медика, допускать к преподавательской деятельности, приходилось довольствоваться частной практикой. Тем не менее, будущий святой пользовался большим почтением среди местных жителей, причем не только как компетентный врач-хирург, но и как носитель духовного чина. Это претило государственным властям.

6 мая 1930 года Владыку Луку арестовали по ложному обвинению в причастности к убийству жившего в Ташкенте ученого-биолога Ивана Михайловского. В действительности Михайловский помешался рассудком после смерти сына, и, в конечном счете, покончил жизнь самоубийством. Вся вина же святителя состояла в том, что он документально подтвердил факт психического расстройства Ивана Петровича по просьбе его супруги - дабы можно было совершить чин погребения несчастного. Следственными органами же смерть Михайловского была представлена как убийство, а архиепископ Лука - как участник его сокрытия.

Почти год он дожидался судебного приговора в тюрьме, в невыносимых для здоровья условиях. В конце концов, его приговорили к четырем города ссылки в Архангельской области. Вторая ссылка, по воспоминаниям самого святого Луки, была самой легкой. Ему позволяли трудиться как врачу, благодаря своей квартирной хозяйке Вере Михайловне Вальневой, он познакомился с народными методами лечения гнойных болезней. Во время второй ссылки святителя вызывали в Ленинград, где лично первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Киров предлагал возглавить научную кафедру в Ленинградском государственном университете в обмен на отказ от священного сана, однако это и ряд других подобных предложений были решительно отклонены.

Возвращение из ссылки обратно, в Среднюю Азию в конце 1934 года (ему предшествовали безуспешные попытки уговорить власти открыть Институт гнойной хирургии в Москве) было омрачено тяжелой лихорадкой, которая дала осложнения на зрении, - в конечном счете, святитель ослеп на один глаз. Затем были три относительно тихих года, когда святому Луке не мешали заниматься врачебной деятельностью, более того, ему даже доверили оперировать высокопоставленного партийного деятеля Николая Горбунова, бывшего личным секретарем Владимира Ленина (вскоре Горбунов будет репрессирован по обвинению в «антисоветской деятельности»). После этого от государства вновь последовали предложения отречься от сана в обмен на ученую карьеру, а в ответ вновь последовал отказ.

Пик сталинских репрессий не миновал святителя Луку стороной. В июле 1937 он, как и практически все жившие в Средней Азии другие православные священнослужители, был арестован сотрудниками госбезопасности. В вину арестованным вменялось создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации» и шпионаж в пользу сразу нескольких иностранных государств. Святителя-хирурга, к тому же, обвинили во «вредительстве» - попытках умышленного убийства оперированных ими людей!

Святитель Лука на допросах отказывался оговаривать и себя, и других «членов» мнимой «организации». К нему применялись самые жесткие формы выбивания показаний, его допрашивали не давая перерывов даже на сон, «конвейером», применяли побои и запугивания, но Владыка упорно стоял на своем, трижды объявлял голодовки.

Суда по делу «контрреволюционной церковно-монашеской организации» не было, Особое совещание представителей органов госбезопасности вынесло приговор в закрытом режиме: святитель Лука получил «всего лишь» к пяти годам ссылки, в то время как почти признавшие «вину» и сотрудничавшие со следствием «подельники» были приговорены к расстрелам.

Отбывать третью ссылку епископу назначили в поселке Большая Мурта, что в 120 км на север от Красноярска. Там власти не только позволили ему работать в местной больнице, но и даже выезжать в Томск, где в городской библиотеке он продолжал вести работу над своими научными трудами.

С началом Великой Отечественной войны святитель Лука пишет телеграмму на имя номинального главы государства, председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина:

«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука»

Красноярские партийные власти не дали телеграмме дойти до адресата. Профессор Войно-Ясенецкий, находясь на положении ссыльного, стал главным врачом эвакуационного госпиталя №1515 (размещался в помещении нынешней красноярской средней школы № 10) и консультантом всех госпиталей на территории края. Ежедневно он работал по 8-9 часов, совершая в день по 3-4 операции. 27 декабря 1942 года святитель Лука был назначен Управляющим восстановленной Красноярской (Енисейской) епархией, фактически полностью уничтоженной в годы воинствующего безбожия - на территории всего Красноярского края не действовало ни единого православного храма, .

На Красноярской кафедре епископу Луке удалось добиться восстановления Никольского кладбищенского храма в краевой столице. В связи с обилием работы в госпитале и отсутствием духовенства святитель вынужден был совершать Литургию только по воскресеньям и в дни двунадесятых праздников. Первое время он был вынужден пешим ходом добираться из центра города в Николаевку, чтобы совершить богослужение.

В сентябре 1943 ему позволили выехать в Москву для участия в Поместном соборе, избравшем Патриархом Московским и всея Руси Митрополита Сергия, а в феврале 1944 году, в связи с жалобами на плохое состояние здоровья, власти разрешили ему переехать в Тамбов. Там святитель вновь совмещал работу врача, ученую деятельность и архиерейское служение в сане архиепископа. Несмотря на конфликты с уполномоченным по делам религий, он добивался восстановления закрытых храмов, рукополагал достойных прихожан во диаконы и священники, увеличив за два года количество действующих приходов на территории Тамбовской епархии с 3 до 24.

Под руководством архиепископа Луки за несколько месяцев 1944 года для нужд фронта было перечислено более 250 тыс. руб. на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. В общей же сложности за неполные два года было пере­числено около миллиона рублей.

В феврале 1945 года награждён патриархом Алексием I правом ношения на клобуке бриллиантового креста. В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии», законченном в 1943 году и „Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов“, опубликованном в 1944 году», профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 000 рублей, из которых 130 тысяч рублей он передал на помощь детским домам. 5 февраля 1946 указом Патриарха Сергия Владыка Лука переведен для служения на кафедре Симферопольской и Крымской епархии.

Служение в Крыму

Последние полтора десятителетия в жизни святителя Луки выдались, пожалуй, самым спокойным ее периодом. Он восстанавливал церковную жизнь в Крыму, работал над своими научными трудами, читал лекции, делился своим богатейшим хирургическим опытом с молодыми врачами.

В начале 1947 года стал консультантом Симферопольского военного госпиталя, где проводил показательные оперативные вмешательства. Также он стал читать лекции для практических врачей Крымской области в архиерейском облачении, из-за чего они были ликвидированы местной администрацией. В 1949 году начал работу над вторым изданием «Регионарной анестезии», которое не было закончено, а также над третьим изданием «Очерков гнойной хирургии», которое было дополнено профессором В. И. Колёсовым и издано в 1955.

В 1955 году ослеп полностью, что вынудило его оставить хирургию. С 1957 года диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…»

Преставился святитель Лука 11 июня 1961 года. Множество людей пришло проводить в последний путь своего архиерея. До самого кладбища путь был усыпан розами. Медленно, шаг за шагом процессия продвигалась по улицам города. Три километра от собора до кладбища люди несли на руках своего Владыку в течение трех часов.

9 мая исполняется 140 лет со дня рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Судьба архиепископа Луки ярка, необычна и неповторима. В своей земной жизни он органично соединил два служения - Богу и людям. Одно - на святительской кафедре, другое - за операционным столом.

Валентин Феликсович (так звали в миру святителя Луку) родился в 1877 г. в Керчи в семье провизора. По окончании гимназии в Киеве он избрал медицину в качестве дела, которому решил посвятить жизнь. Интересно, что впоследствии святитель вспоминал, что испытывал больше склонностей к занятиям живописью, тогда как «к естественным наукам чувствовал почти отвращение», однако, как глубоко верующий человек, посчитал своей обязанностью «заняться тем, что полезно для страдающих людей». И этот жертвенный поступок был вознагражден Богом.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 1910 г.

Учась на медицинском факультете Киевского университета, он увлекся хирургией. Впоследствии о его хирургическом мастерстве было сложено много легенд. Сам же он в своих «Воспоминаниях» так резюмировал итог своих юношеских исканий: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургом».
По окончании университета Валентин в составе медицинского отряда Красного Креста участвовал в Русско-японской войне. В военно-полевом госпитале в Чите он успешно оперировал раненых. Там святитель встретил женщину, ставшую его женой и матерью его четырех детей, - сестру милосердия Анну Ланскую, которую раненые прозвали «святой сестрой» за ее исключительную доброту и кротость.

Архиепископ Лука, г. Тамбов, 1944 г.

Впоследствии семья Войно-Ясенецких жила в разных городах - Ардатове, Фатеже, Переславле-Залесском, Ташкенте. И везде Валентин Феликсович много и успешно оперировал больных, занимаясь также научной работой.
В 1915 г. вышла его первая книга - «Регионарная анестезия», посвященная вопросам местного обезболивания при оперативном лечении больных. В 1916 г. за этот труд он был удостоен степени доктора медицинских наук и премии Варшавского университета. Вслед за этим у Валентина возникла мысль изложить свой обширный хирургический опыт в книге под заглавием «Очерки гнойной хирургии». При этом, как он вспоминал позднее, ему явилась «крайне странная, неотвязная мысль: когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».

Архиепископ Лука после службы у собора Святой Троицы. Симферополь. 1953 г.

В 1917 г. умерла от туберкулеза его жена. А в 1921 г. Валентина Феликсовича рукоположили в сан священника, в 1923 г. постригли в монашество и вскоре хиротонисали во епископский сан.
Принятие священства в 1920-е годы требовало от человека немалого мужества. Это было время разгула «воинствующего атеизма», а святитель Лука не побоялся открыто вступиться за Православную веру, которую стремились вытеснить из сердец и памяти людей. Вот его собственные слова, объясняющие, почему он это сделал: «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом, мое сердце громко кричало: «Не могу молчать!» И я чувствовал, что мой долг - проповедью защищать оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому».
На эту тему святитель проповедовал и писал. Иногда это проявлялось и в житейских эпизодах, когда он заступался за икону, которую выбрасывали из операционной. Или когда отказался лечить человека, повредившего глаз при разрушении храма. Это мог позволить себе только очень смелый человек, особенно если учесть, что последний случай относится к периоду его сибирской ссылки, когда он был абсолютно беззащитен и бесправен.

Работа скульптора Оленина над бюстом лауреата Сталинской премии архиепископа Луки, 1946 г.

Но самой яркой проповедью христианства, которую всю свою жизнь вел святитель Лука, было его служение в качестве врача-хирурга. Вряд ли возможно назвать хирурга, равного ему в его врачебном искусстве. Он одним из первых в России делал операции не только на желчных путях, почках, желудке и кишечнике, но даже на сердце и на мозге, прекрасно владел и техникой глазных операций. Такой диапазон кажется сегодня невероятным. Один из лучших его биографов, Марк Поповский, упоминает о том, что в 1924 г., за десять лет до официально известного случая трансплантации чужеродной почечной ткани, он пересадил больному почку свиньи, то есть произвел операцию, с которой отсчитывается эра пересадок почки в нашей стране.

Архиепископ Лука в Свято-Троицком соборе с клиром. Симферополь. 1953 г.

Этот искуснейший хирург был необычайно смиренным человеком. Он признавал себя лишь орудием в руках Бога. «Это вас Бог исцелил моими руками. Молитесь Ему», - так говорил он пациентам, пытавшимся его «отблагодарить». При этом он благословлял больных. Перед каждой операцией молился; прежде чем сделать на коже разрез, трижды осенял крестным знамением операционное поле. А если прибавить, что операции его почти всегда были успешными и что сам он говорил, что «исцеляет с помощью Господа Иисуса Христа», то хирургическая деятельность святителя Луки была самой настоящей проповедью, хотя и звучала не с церковного амвона.
Глубоко христианской была и личная жизнь святителя Луки. Он отличался крайней нестяжательностью, не брал традиционных в медицине со времен Гиппократа «приношений» врачу от больных. Будучи архиепископом в Симферополе, всегда ходил в чиненых рясах с протертыми локтями. А на предложение племянницы сшить новую одежду отвечал так: «Латай, латай, Вера, бедных много», предпочитая потратить эти деньги на еду для нуждающихся. Многие из них ежедневно приходили к дому, где жил владыка, там их кормили обедом… Это милосердие архиепископа-хирурга было убедительней самых красноречивых, но не подкрепленных делами проповедей.

Архиепископ Лука. Тамбов, 1944 г.

За свои православные убеждения святителю Луке пришлось заплатить одиннадцатью годами мытарств по тюрьмам и ссылкам. Енисейск, Красноярск, Архангельск - вот города, где не по своей воле побывал святитель-хирург. Ссылка в Архангельск была второй из его ссылок и длилась три года - с 1931 по 1933 г. Причиной ее послужило то, что в Ташкенте владыка был несправедливо обвинен в пособничестве самоубийству одного психически нездорового ученого. В Архангельске святитель Лука работал хирургом и занимался подготовкой к печати своего основного труда - «Очерки гнойной хирургии», увидевшего свет в 1934 г., сразу после ссылки.
В Архангельске он пробыл до ноября 1933 г., хотя срок ссылки истек еще в мае этого года. По свидетельству одного из биографов святителя Луки, «вторую свою ссылку он считал легкой», но это несколько не соответствует тому, что писал о ней сам святитель в своих воспоминаниях: «В первый год жизни в Архангельске я испытывал большие затруднения в отношении квартиры и был почти бездомным».

Прижизненное издание «Очерков гнойной хирургии» архиепископа Луки

Здесь он разработал новый метод лечения гнойных ран. Его вызвали в Ленинград, и Киров лично уговаривал его снять с себя сан, после чего обещал тут же предоставить ему институт. Но владыка не согласился даже на печатание своей книги без указания сана. Однако «Очерки гнойной хирургии» все-таки вышли в 1934 г. и выдержали два переиздания. За этот труд святитель получил в 1946 г. Сталинскую премию 1-й степени.
Для нашего времени чрезвычайно актуален его опыт перенесения лишений. Известно, что они способны сделать человека озлобленным, безжалостным, мстительным. Но святитель Лука, много выстрадав, сумел не превратиться в замкнутого мизантропа. Не следует думать, что он забыл то, что пережил «по острогам и ссылкам». Но при этом не разучился быть милосердным. Известно, что когда началась Великая Отечественная война, он, будучи в очередной ссылке под Красноярском, пришел к руководителю райцентра и предложил свой опыт, знание, мастерство для лечения воинов Советской армии. Причем это не было попыткой получить свободу. Заявление, сделанное в связи с этим архиепископом Лукой, кончалось потрясающими словами: «…по окончании войны готов вернуться в ссылку». Он, как пастырь и врач, просто-напросто не мог оставаться в стороне при виде страданий людей, которым мог бы помочь.

Епископ Лука в окружении паствы. Ташкент, 1936 г.

С октября 1941 г. святитель Лука стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он много работал, совершая по пять сложных операций в день. Несмотря на то что в это время ему было уже за шестьдесят, Владыка проводил в операционной по пять-десять часов ежедневно, особое внимание уделял тяжелораненым, которых нередко спасал от смерти.

Одиннадцать лет, через мытарства тюрем и ссылок, пронес святитель верность избранному им жизненному пути, верность Православию. Он мог бы получить свободу, возглавить институт, который ему готовы были предоставить, ценой одной-единственной уступки. От него требовалось только отказаться от сана, отречься от Бога. Он предпочел вынести любые страдания, но не предал свою веру. Свобода пришла к нему лишь в 1942 г. В 1944 г. он стал архиепископом Тамбовским, а в 1946 г. - архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время из-за прогрессирующей потери зрения он уже не мог заниматься хирургической деятельностью.
Творческое наследие святителя Луки обширно. Это и труды по медицине, и проповеди, из которых 750 записаны и составляют 18 томов машинописи, и написанная им с целью доказать неверующим истинность Православия книга «Дух, душа, тело», и, наконец, автобиографические «Воспоминания», которые неоднократно переиздавались. Много страданий выпало на долю святителя. Но он знал, что терпит их за правое дело - за дело Божие, и иной судьбы для себя не хотел. На исходе своей жизни в одном из писем к сыну он написал: «Даже если бы не изменилось столь существенно положение Церкви, если бы не защищала меня моя высокая научная ценность, я не поколебался бы снова выступить на путь активного служения Церкви. А к тюрьме и ссылкам я привык и не боюсь их».

Заключенный Валентин Войно-Ясенецкий (епископ Лука), Ташкент, 1939 г.

Жизненный путь святителя-исповедника Луки завершился 11 июня 1961 г. в Симферополе. Постановлением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 г. он был причислен к лику местночтимых святых. Определением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г. установлено всероссийское почитание священноисповедника Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского.

Могила святителя Луки в Симферополе

На многих иконах, особенно греческих, святитель Лука изображен с хирургическими инструментами в руках.

В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания было внесено имя человека, которого знают как выдающегося ученого и всемирно известного хирурга, профессора медицины, духовного писателя, богослова, мыслителя, исповедника, автора 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей. Его научные труды по гнойной хирургии и в наши дни остаются настольными книгами хирургов.

Имея талант художника, он мог вести богемный образ жизни, пачкая руки лишь красками, а стал «мужицким врачом», священником, жертвой политических репрессий. Он мог выставлять свои картины в лучших залах мира, но сознательно выбрал путь служения простым людям, путь, полный страданий, крови, пота и гноя. Этот путь принес ему не богатство и почести, а аресты, каторги и ссылки, самая дальняя из которых была в 200 километрах от Полярного круга. Но даже во время ссылок он не оставлял научную деятельность и сумел разработать новый метод лечения гнойных ран, который помог спасти тысячи жизней во время Великой Отечественной войны.

Сталинская премия – детям

Отсидев 11 лет в сталинских лагерях, архиепископ-хирург был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», высшей церковной наградой – правом носить на клобуке алмазный крест – и Сталинской премией первой степени по медицине.

В 1946 году, став архиепископом Симферопольским и Крымским и получив эту высокую государственную награду, он из 200 тысяч рублей премии 130 тысяч перечислил в помощь детям, пострадавшим в войну.

В начале войны епископ Лука послал телеграмму М.И. Калинину с просьбой прервать очередную ссылку и направить его для работы в госпиталь на фронте или в тылу: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам… По окончании войны готов вернуться в ссылку».

Ответ пришел незамедлительно. В конце июля его перевели в мой родной Красноярск, назначив консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

После 10-11 часов в операционной он шел домой и молился, ибо в городе с многотысячным населением не было ни одного действующего храма.

Жил архиерей в сырой холодной комнате и постоянно голодал, т.к. на госпитальной кухне профессора начали кормить лишь с весны 1942 года, а отоваривать карточки ему было некогда. Благо, санитарки тайком оставляли ему кашу.

Коллеги вспоминали, что смотрели на него как на Бога: «Он многому научил нас. Остеомиелиты, кроме него, никто оперировать не мог. А гнойных ведь было – тьма! Он учил и на операциях, и на своих отличных лекциях».

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: “Раненые салютовали мне… ногами”

Приезжавший инспектор всех эвакогоспиталей профессор Н.Н. Приоров отмечал, что нигде он не видел таких блестящих результатов лечения инфекционных ранений суставов, как у владыки Луки. Его отметили грамотой и благодарностью Военного совета Сибирского военного округа. «Почет мне большой, – писал он в то время, – когда вхожу в большие собрания служащих или командиров, все встают».

«Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, – писал профессор, у которого остались светлые и радостные воспоминания о тех военных годах. – Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них… неизменно салютовали мне высоко поднятыми ногами».

В Красноярском крае святитель-хирург находился в ссылке дважды – в начале 1920-х годов и на рубеже 1930-1940 годов. Из Красноярска владыка писал сыну: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Как уроженка Красноярска я с гордостью узнала из книги В.А. Лисичкина «Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)», что именно в моем родном городе епископ Лука стал архиепископом Красноярским и постоянным членом Священного Синода.

5 марта 1943 года он пишет сыну очень светлое письмо: «Господь послал мне несказанную радость. После 16-ти лет мучительной тоски по церкви и молчания отверз Господь снова уста мои. Открылась маленькая церковь в Николаевке, предместье Красноярска, а я назначен архиепископом Красноярским…». «Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел меня в сан архиепископа». Думаю, это уникальный случай в истории РПЦ.

Когда он покидал красноярскую кафедру, моей маме было 5 лет, но бабушка, работавшая в Красноярске почтальоном, не могла не слышать о владыке-хирурге, сосланном в Красноярский край (в село Большая Мурта). Я родилась в Красноярске уже после смерти святителя Луки. Уезжая после окончания школы из родного города, я понятия не имела ни о Боге, ни о том, был ли на тот момент открыт хотя бы один храм. Помню лишь возвышающуюся над городом часовенку, которую можно видеть на десятирублевых банкнотах.

Рада, что 15 ноября 2002 года мои земляки установили в центре Красноярска бронзовый памятник, изображающий архиепископа Луку с молитвенно сложенными руками. Это третий по счету памятник после Тамбова и Симферополя. Но к нему могут прийти лишь красноярцы или гости города. А вот к другому «Святителю Луке» – «поезду здоровья» с вагоном-храмом за врачебной и духовной помощью приходят жители Красноярского края и Хакасии.

Как же ждут люди эту поликлинику на колесах, гордо носящую имя одного из самых выдающихся деятелей русской медицины и Русской Православной Церкви! Церкви, представителей которой советская власть десятилетиями уничтожала, расстреливая, ссылая в лагеря, сажая в тюрьмы. Но далеко не всех обитателей сталинских лагерей эта же власть потом награждала высочайшими государственными наградами.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Художник в анатомии и хирургии

Впервые я узнала о святителе Луке во время паломнической поездки по Крыму, будучи уже взрослым человеком. Позже прочитала, что святитель Лука, по молитвам к которому до сих пор получают исцеления люди, больные самыми разными болезнями, в том числе онкологическими, родился 27 апреля (9 мая по новому стилю) 1877 года в Керчи в многодетной семье аптекаря Феликса Станиславовича, происходившего из древнего русского дворянского рода. При крещении младенца нарекли Валентином (что значит «сильный, крепкий») в честь священномученика Валентина Интерамского, получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю он стал и врачом, и священнослужителем.

Архиепископ Тамбовский Лука, Тамбов, 1944 г.

А Лукой будущий святитель был назван при монашеском постриге в честь святого апостола Луки – врача и художника-иконописца.

Этот удивительный человек за свою 84-летнюю жизнь спас огромное количество безнадежных больных, причем многих из них он помнил в лицо и по фамилии. Такой «человеческой хирургии» владыка учил и своих учеников. «Для хирурга не должно быть «случая», – говорил он, – а только живой страдающий человек». Ради этого страдающего человека Валентин Феликсович и пожертвовал своей юношеской мечтой – стать художником.

После окончания в Киеве гимназии и художественного училища во время вступительных экзаменов в Петербургскую Академию художеств он вдруг решил, что не вправе заниматься тем, что ему нравится, «но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», т.е. медициной, т.к. именно в медицинской помощи нуждалась российская глубинка.

Впрочем, он все же стал художником – «художником в анатомии и хирургии», как сам себя называл. Преодолев отвращение к естественным наукам, Валентин с блеском окончил медицинский факультет и получил диплом с отличием. Но карьере ученого предпочел должность простого земского лекаря – «мужицкого» врача. Иногда, не имея под рукой инструментов, он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные щипцы, а вместо ниток – женский волос.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий овдовел в 1919 году, потеряв любимую жену и мать четверых детей. В феврале 1921 года, в страшное время репрессий, когда тысячи мирян и священников, отвергнувших обновленчество, сидели в тюрьмах, ссылках и лагерях, хирург Валентин Феликсович стал священником. Теперь он оперировал и читал студентам лекции в рясе и с крестом на груди. Перед операцией молился Божией Матери, благословлял больного и ставил на его теле йодовый крест. Когда из операционной однажды вынесли икону, хирург не приступил к операциям до тех пор, пока у высокого начальства не заболела жена и икону вернули на место. Он всегда открыто говорил о своей вере: «Куда меня ни пошлют – везде Бог». «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», – этому принципу он остался верен до конца своих дней.

В своей автобиографии святитель-хирург писал: «Ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9; 37-38). У меня буквально дрогнуло сердце… «О Господи! Неужели у тебя мало делателей?!» Позже, через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему».

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: “В служении Богу вся моя радость”

«Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако врачебной и научной работы я не намерен оставлять», – писал Валентин Феликсович сыну Михаилу. И еще: «О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его…»

В 1923 году знаменитый хирург принял тайный монашеский постриг и был возведен в сан епископа. Он добровольно и открыто избрал крестный путь мученичества, страданий и подвига, путь «агнца среди волков», о котором ни разу не пожалел.

Однажды возглавлявший ЧК Петерс спросил профессора: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?», – ответил врач. «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?»

«Бога я действительно не видел… Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Значит ли это, что их нет?».

Под хохот всего зала «Дело врачей» с треском провалилось.

Владыку Луку не сломили ни многочисленные аресты, ни годы тюрем и сталинских лагерей, ни 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, ни клевета и изгнания. Сколько людей сломалось в подобных условиях! А он ничего не подписал и не отрекся от сана священника. Идти по столь тернистому пути, по его признанию, ему помогало почти реальное ощущение, что его поддерживает и укрепляет “Сам Иисус Христос”.

По биографии Святителя Луки Войно-Ясенецкого можно изучать историю и географию России. Он пережил революцию, Русско-японскую войну, Гражданскую войну, две мировые войны, Великую Отечественную войну, гонения на Церковь, годы лагерей и ссылок.

Вот лишь некоторые места, где ему довелось жить: Керчь, Кишинев, Киев, Чита, Симбирская, Курская, Саратовская, Владимирская, Орловская, Черниговская губернии, Москва, Переславль-Залесский, Туркестан, Ташкент, Андижан, Самарканд, Педжикент, Архангельск, Красноярск, Енисейск, Большая Мурта, Туруханск, Плахино, Тамбов, Тобольск, Тюмень, Крым…

В разные годы владыка был епископом Ташкентским и Туркестанским (25.01.1925 – сентябрь 1927), епископом Елецким, викарием Орловской епархии (5.10.1927 – 11.11.1927), архиепископом Красноярским и Енисейским (27.12.1942 – 7.02.1944), архиепископом Тамбовским и Мичуринским (7.02.1944 – 5.04.1946), архиепископом Симферопольским и Крымским (5.04.1946 – 11.06.1961).

В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

В 1946 году владыка назначается архиепископом Симферопольским и Крымским. Здесь он завершает работу над богословским трудом «Дух, душа и тело», в котором внимание уделяется также учению Священного писания о сердце как органе богопознания. Когда в 1958 году архиепископ Лука полностью ослеп, он писал своей дочери: «От операции я отказался и покорно принял волю Божию быть мне слепым до самой смерти. Свою архиерейскую службу буду продолжать до конца».

11 июня 1961 года, в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, 84-летний архиепископ Лука отошел ко Господу. Три дня неиссякаемым потоком люди шли попрощаться с любимым архипастырем. Многие больные у могилы святителя Луки получили исцеления.