Технологическая карта урока литературного чтения на тему «Соломинка, уголек и боб. Анализ сказки соломинка, уголь и боб

Урок по теме: «Соломинка, уголек и боб»

Подготовила учитель

начальных классов:

Завалишина О.М.


  • Познакомить учащихся с творчеством Братьев Гримм;
  • Раскрыть содержание произведения;
  • Совершенствовать технику чтения;
  • Формировать морально-этические представления.








2.Назовите главных героев сказки.

3. Как соломинка, уголёк и боб познакомились?

4.Что произошло если бы уголёк не выпал из печки?

5.А что стало бы с бобом?

6.К какому мнению пришли товарищи?

7.Что встретили они на своём пути?

8.Был ли мостик на ручейке?

9.Кто предложил выход из этой ситуации?


10.Что она предложила?

11.Почему план соломинки не удался?

12.Что произошло с угольком?

13.Верно ли что боб лопнул?

14.От чего?

15.Кто его спас?

16.Как он его спас?

17.Почему у всех бобов чёрный шов по середине?

18.Кто вам понравился? Почему?

19.Кто не понравился? Почему?

20.Чему учит эта сказка?


  • Что такое уголёк?
  • Как вы понимаете слово разгореться?
  • Что такое бережок?

Соотнесите

добрая

Соломинка

злой

Уголёк

трусливый


  • Назовите всех героев по мере их появления в сказке;
  • Прочитайте строки, относящиеся к картинке:



Домашнее задание:

С.123-125,пересказ


  • С творчеством каких авторов мы сегодня познакомились?
  • Как называлась сказка?
  • Чему она учит нас с вами?

Спасибо

за внимание!

КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Урок чтения.

4-й класс.

Братья Гримм.

"Соломинка, уголек и боб"

П.Ибреси,2011

Цели:

1.Познакомить детей с творчеством братьев Гримм.

2. Развивать навыки беглого чтения, развивать умение сравнивать черты характера персонажей, находить положительные и отрицательные стороны, сравнивать персонаж в русской народной сказке и в авторской сказке, развивать технику чтения учащихся.

3. Воспитывать интерес к зарубежной литературе.

Оборудование:

Слайды с портретами писателей, аудиозапись сказки «Соломинка, уголёк и боб».

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие.

Эмоциональный настрой

1. Чтение чистоговорок.

Ту-ту-ту - наводим сами красоту.

Ты-ты-ты - нами политы цветы.

Ят-ят-ят - парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют - очень любим мы уют.

Ло-ло-ло - на улице тепло.

Лу-лу-лу - стол стоит в углу.

Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

Оль-оль-оль - мы купили соль.

  1. Лы-лы-лы, лы-лы-лы стоят в комнате столы.
  2. Лу-лу-лу, лу-лу-лу идет Танечка к столу.
  3. Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша Леночка мила.
  4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры сидит мышка у норы.
  5. Ра-ра-ра, ра-ра-ра начинается игра.
  6. Ру-ру-ру, ру-ру-ру очень рад я был шару.
  7. Ро-ро-ро, ро-ро-ро привязал к шару перо.
  8. Жи-жи-жи, жи-жи-жи яблочки несут ежи.
  9. Жа-жа-жа, жа-жа-жа я нашел в лесу ежа.
  10. Жу-жу-жу, жу-жу-жу молока я дал ежу.
  11. Жа-жа-жа, жа-жа-жа не обижу я ежа.

5 минут жужжащего чтения. Дети читают сказку «Гулливер с стране лилипутов».

2. Проверка домашнего задания

Чтение сказки. Работа с учебником. Оценка прочитанного с пояснением.

Дети читают 1 минуту, чётко выговаривая слова, и отмечают последнее слово.

Ещё раз читают 1 минуту этот же текст и отмечают последнее слово.

На сколько больше слов вы прочитали во второй раз?

Почему?

Давайте вспомним золотое правило чтения

3.1. Разгадывание кроссворда по сказкам «Герои волшебных сказок».

Появилась девочка

В чашечке цветка.

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

Скачет лошадь не простая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

С голубыми волосами

И огромными глазами.

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

И туфельку я потеряла тогда же.

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец,

Кто же этот молодец?

Человек немолодой

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

Писать учился носом буковки

И посадил в тетрадке кляксу.

Не слушался совсем Мальвину

Сын папы Карло...

Царевна-лягушка жила на болоте –

Вы имя ее без труда назовете!

Много серебра и злата

В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет.

Ответы: 1. Дюймовочка; 2. Горбунок; 3. Мальвина; 4. Золушка; 5. Емеля; 6. Карабас; 7. Белоснежка; 8. Буратино; 9. Василиса; 10. Кощей.

Молодцы! Вы знаете много сказок.

4. Постановка цели урока

Сегодня наша задача познакомиться со сказкой “Соломинка, уголёк и боб” и поработать над беглостью чтения, чтению по-ролям.

ІІ. Изучение нового материала

Аудиозапись. Слушаем отрывок из сказки “ Соломинка, уголёк и боб ”.

Как называется сказка?

На доске появляются портреты писателей

Якоб Гримм(1785 – 1863)

Вильгельм Гримм(1786 – 1859)

Слово учителя:

Якоб и Вильгельм Гримм родились в небогатой семье, учились в университете и там же работали. Это немецкие писатели. Они были погодки, очень дружные. Никогда не расставались и не унывали. Их книгами можно было заполнить целый шкаф. Они написали целых три тома сказок.

5.Физкультминутка

Назовите действующие лица сказки.

Какая беда их ожидала?

Перечитываем второй раз начало сказки.

Как встретились друзья?

Какое решение приняли?

Как вели себя друзья у ручейка?

Что сказочного было в их поведении?

Что могло быть в действительности?

Эта сказка потешная. Что она высмеивает?

Лень, глупость, трусость, жадность.

Докажите.

Соломинка перекинулась, а уголёк пошёл.

Сказки не знают границ. Они переходят из одной страны в другую. И вот в нашей стране есть похожая сказка “Соломинка, пузырь и лапоть”.

Просмотр сказки по DVD «Соломинка, пузырь и лапоть».

Над чем смеялся лапоть?

А как вёл себя боб?

Чем похожи эти две сказки?

У нас на доске написаны пословицы. Прочитайте их и выберите те, которые могут быть ответом на вопрос:

Что мы можем посоветовать пузырю и бобу.

Вперёд чужой беде не смейся голубок

Если друг дорог, то помогай.

6. Закрепление нового материала

Дети читают сказкупо – ролям: первый вариант ученики, второй вариант учителя. Через минуту меняются ролями.

7. Итог урока

Что вы сегодня слушали?

Кто написал это произведение?

Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)

Технологическая карта урока литературного чтения

Данькиной Анны Сергеевны

Знакомство учащихся с произведением Якоба и Вильгельма Гримм « Соломинка,

уголек и боб »

Задачи урока

Образовательные :

    Отрабатывать навыки выразительного чтения;

    Познакомиться с новым произведением;

    Выяснить значение новых слов.

Развивающие:

    Развивать умение отвечать на вопросы,

    Развивать речь, требуя от учащихся полных развернутых ответов

    Развивать мышление, с помощью различных заданий на развитие логического мышления.

    Развивать умения аргументировать свою точку зрения

Воспитательные:

    Воспитывать нравственные качества дружбу и взаимопомощь.

Основные термины, понятия

Миска, невзначай, боб, похлебка, чужедальняя страна, жердинка, жалостливое сердце, портной

Планируемый результат

Предметные умения

Познакомиться в произведение

«Соломинка, уголек и боб »

Личностные УУД:

    Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Развивать чувство сопереживания.

Регулятивные УУД:

    Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом.

    Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

    Развивать умение слушать и понимать речь других.

3.Формулировать свои мысли в устной речи.

Организация пространства

Фронтальная

Работа в парах

Учебник литературного чтения Г.С. Меркина, Б.Г.Меркина, С.А.Болотовой.;

Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина, Б.Г.Меркина, С.А.Болотовой «Литературное чтение»

Электронная презентация, слово «дружба» и его синонимы; изображения боба, соломинки и уголька.

План урока:

    Самоопределение к деятельности

    Актуализация знаний

    Введение в тему урока

    Работа по теме урока

    Физминутка

    Закрепление знаний

    Подведение итогов урока. Рефлексия

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности

2 мин

Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Сергеевна, и я сегодня проведу у вас урок литературного чтения.

Я рада вас приветствовать на уроке.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнетесь мне и друг другу. С хорошим настроением принимаемся за работу!

Слайд 2.Значит, у нас всё получится! Эпиграфом к нашему уроку будет вот эта фраза: «Сказка ложь, да ней намек, добрым молодцам урок»

Приветствуют учителя и друг друга, настраиваются на работу.

2.Актуализация знаний

5 мин

Слайд 3,4. Определение темы. На доске дан ребус, решите его, и узнаете, с чем будет связан наш урок.

Вспомним, как решается ребус: буква Д впереди означает, что слово начинается с этой буквы; две запятые после слова означают, что из него нужно убрать две последние буквы; и последняя картинка, что у данного слова не произносим вторую букву. Какое слово получилось?

Что такое дружба?

Давайте подберем к этому слову слова-синонимы и однокоренные слова.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов .

Дружелюбный

- Друг

- Содружество

Товарищество

Братство

3. Введение в тему урока

3 мин

Мы рассмотрели это слово неспроста. В произведении, которое мы с вами сегодня изучим, будет говориться о дружбе.

Слайд 5.Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется « Соломинка, уголек и боб», а написали его Якоб и Вильгельм Гримм (братья Гримм)

4.Работа по теме урока

10 мин

Слайд 6. 1.Биография писателей . Якоб и Вильгельм Гримм это немецкие детские писатели, родились они в небогатой семье, учились в университете и там же работали. Они были погодки, очень дружные. Никогда не расставались и не унывали. Их книгами можно заполнить целый шкаф. Они сочинили много интересных сказок. Я советую вам их прочитать.

Слайд 7. Какие произведение братьев Гримм вы знаете?

Слайд 8. 2.Словарная работа.

Вам в тексте сказки будут попадаться эти слова. Давайте разберем их значение

Миска-, невзначай, боб, похлебка, чужедальняя страна, жердинка, жалостливое сердце, портной.

3.Работа над произведением

Слайд 9. Открываем учебник на странице 76.

Посмотрите на иллюстрацию на стр.77

Сейчас мы с вами прочитаем это произведение. И я назначу ребят, которые мне будут помогать читать.

Первый ученик читает первый абзац до слов «…а вскоре выскочил к ним из печи и горящий уголек. Отмечай себе карандашом в учебнике. Дальше, до конца страницы читаю я. Стр. 77, до картинки читает следующий ученик. И то, что написано под картинкой и на стр. 78 до конца читает следующий ученик.

Ребята все внимательно слушайте сказку и следите.

3.Чтение произведения.

Бременские музыканты, Мальчик-с-пальчик, Госпожа Метелица

5.Физминутка

2 мин

Слайд 10.Мы поставим в печь пирог, и достанем из печи,

Из трубы идет дымок такой приятный,

Повар-Булочка живет, возле леса у реки,

По утрам печет пирог он ароматный!

6.Закрепление знаний

14 мин

4 . Беседа .

Назовите действующие лица сказки.

Назовите главных героев.

Что с ними произошло в доме у старухи?

Что заставило героев сказки пойти в «чужедальнюю» страну?

Найдите, где говориться об этом в тексте? Зачитайте.

Удачно ли сложилось путешествие? Почему?

Как вели себя друзья у ручейка?(Соломинка,уголек, боб)

Кого из них вы бы назвали другом?

Почему остальных так нельзя назвать?

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 77.Опишите героев.

То есть их внешний вид соответствует внутреннему.

Какими качествами они обладают?

Эта сказка потешная. Что она высмеивает?(Лень, глупость, трусость.)

Про сказки говорят:

Сказка ложь да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Какой урок вы сегодня сделали для себя?

Старуха, боб, уголек, соломинка.

Боб, уголек,соломинка

Они чуть не погибли

Они хотели дружить и быт вместе, что бы с ними не приключилась беда

7.Подведение итогов урока.

Рефлексия

4 мин

Рефлексия

Были ли случаи в вашей жизни, когда кто-то смеялся над вами?

Вы когда-нибудь смеялись над чужой бедой?

Вы будете помогать попавшим в беду людям?

Слайд 12. Домашнее задание : в учеб. стр. 76-78 читать выразительно.

МКС(К)ОУ «Обвинская коррекционная школа-интернат

VIII вида»

Урок чтения и развития речи

(4 класс)

Урок чтения

Тема: Братья Гримм «Соломинка, Уголёк и Боб»

Цели: - знакомство с содержанием сказки «Соломинка, уголёк и боб»;

Формирование у детей осознанного чтения вслух и молча;

Развитие у детей слухового и зрительного восприятия через выполнение коррекционно-развивающих упражнений;

Воспитание положительных качеств личности на основе правильной оценки поступков персонажей.

Ход урока:

Этапы урока

а) Чтение с убыстрением.

б) Чтение через 1 цвет.

в) Чтение через 2 цвета.

2. Упражнение для языка.

3. Буквы-слоги

а) Чтение гласных

б) Чтение слога: С+Г

в) Чтение слога: С+С+Г

Какие из этих слогов являются словом?

4. Скороговорка:

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

2. Знакомство с биографией братьев Гримм

Якоб и Вильгельм Гримм родились в небогатой семье, учились в университете и там же работали. Это немецкие писатели. Они были погодки, очень дружные. Никогда не расставались и не унывали. Их книгами можно заполнить целый шкаф.

Изучение нового материала.

1. Вход в сказку.

2. Прослушивание аудиозаписи сказки.

Проверка первичного восприятия

О чём говорится в сказке?3

3. Словарная работа.

Блюдо – тарелка, портной – человек, который шьёт одежду.

4. Работа над трудными словами.

Слова на доске:

Восемь – восемьдесят

Топила – растопила

Горел - разгорелся

Калённый – раскалённый

Со-ло-мин-ка

Рас-сы-пать-ся

По-счас-ли-ви-лось

5. Чтение текста учащимися (самостоятельно).

6. Работа по содержанию текста.

Анализ сказки

- Как встретились друзья? - Какое решение приняли? - Как вели себя друзья у ручейка? - Что сказочного было в их поведении? - Что могло быть в действительности? Физкультминутка 1. Упражнение для глаз а) Зажмурьте глаза, а потом откройте. б) Сделайте круговые движения глазами: влево –вверх – вправо - вниз. в) Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. 2. Общеразвивающие упражнения. Игра на внимание Дети по команде ходят по кругу. 1 хлопок – Ходьба простым шагом; 2 хлопка – быстрый шаг;

Топанье ногами – Стоп.

Закрепление знаний 1. Игра «Стоп» 2. Психогимнастика а) Характеристика главных героев б) Психокоррекционная беседа Соломинка переломилась. Уголёк пошёл ко дну. Боб стал хохотать. - Боб, ты как себя чувствуешь? - Над чем ты смеялся? - Соломинка, тебе понравилось поведение боба? - Уголёк, а тебе? - Вы можете назвать боба другом? - Настоящий друг так поступает? - Боб, ты правильно поступил? - Боб, как надо было тебе поступать? - А теперь как ты себя чувствуешь? - Соломинка, боб для тебя теперь друг? - А уголёк для тебя? 3. Работа с пословицами. - Выберите пословицу, которая подходит к сказке. Сделал дело, гуляй смело. Если друг дорог, то помогай. Тише едешь, дальше будешь. Вперёд чужой беде не смейся голубок.

Выход из сказки.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
2 апреля 1805г. Ганс -Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. г. Оденсен улица в г.Оденсе, где жил Г.Х.Андерсен Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Дом, где прошло детство Г.Х.Андерсена Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял, разыгрывал для себя спектакли. Чего он только ни переделал в юные годы: и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена. В 1835 году (в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок. Перед вами викторина по сказкам Андерсена Ответьте на поставленные вопросы!И мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Ханс Кристиан решает написать пьесу. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. г. Копенгаген Героиня сказки Андерсена которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Кто она? Из какой сказки русалочка? Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах. Памятник Андерсену в Копенгагене Памятник Русалочке Памятник Стойкому Оловянному солдатику Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком. За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. 4 августа 1875г. могила Андерсенакладбище Ассистэнсг. Копенгаген Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? . Из какой сказки эти строчки? « - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то…» Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? Какие чудесные вещи смастерил принц-свинопас? Горшочек с бубенчиком. Когда в нём что-то варилось, можно было узнать, у кого в какой кухне, что варится. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? Из какой сказки эти лебеди? Как звали мальчика и девочку из сказки «Снежная королева»? А какая сказка начинается такими словами? «Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма». Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? Кто помог Герде из сказки«Снежная королева»? попасть в королевский дворец? Из какого яйца вылупился этот красавец? «Что такое?- удивился император.- Соловей? А ведь я не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица…»Из какой сказки эти строки? Из какой сказки эти строки?« Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году- канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно влезла она. Кто она? Знаком ли вам герой этой сказки?