Мнемозина - Сентенция. Трагедия христианской цивилизации в контексте русской культуры

П. И. Пестель

Павел Иванович Пестель (1793-1826) принадле­жит к наиболее выдающимся деятелям дворянского этапа революционного движения в России. Одним из первых, еще в 1816 году, вступил он в первое тайное общество дворянских революционеров - Союз спа-, сения - и был основным автором устава этой орга­низации. В 1818 году П. И. Пестель организовал на Украине, в Тульчине, где он служил во 2-й армии, управу Союза благоденствия.

Он первым из дека­бристов высказал мысль об установлении в России республиканского строя. По его докладу совещание Союза благоденствия, состоявшееся в 1820 году в Петербурге на квартире Ф. Н. Глинки, единогласно отдало предпочтение республике. П. И. Пестель, та­ким образом, является родоначальником республи­канской традиции российского революционного дви­жения. Он был создателем и бессменным руководи­телем Южного общества декабристов . С 1821 года Павел Иванович начал подготовку обширного проекта социально-экономических и поли-тичеаких преобразований в России. (Позже он назвал этот документ «Русской правдой».) Это был самый прогрессивный среди всех программных документов («Конституция» Никиты Муравьева, «Манифест к русскому народу», написанный накануне восстания 14 декабря 1825 года), разработанных декабриста­ми. П. И. Пестель выступал сторонником немедлен­ного освобождения крепостных крестьян с землей, ограничения помещичьего землевладения и создания двух земельных фондов: общественного и частного. Он требовал ликвидации сословных привилегий и предоставления политических прав всем мужчинам с 20 лет.П. И. Пестель был арестован в Тульчине 13 де­кабря 1825 года, накануне восстания декабристов, и вместе с П. Г. Каховским, М. П. Бестужевым-Рюми­ным, С. И. Муравьевым-Апостолом, К. Ф. Рылеевым 13 июля 1826 года казнен. Исследователи считают пребывание П. И. Пестеля в Васильеве важным этапом в разработке им прог­раммы дворянских революционеров. Академик М. В. Нечкина пишет об интенсивной работе руково­дителя и идеолога Южного общества над «Русской правдой» во время пребывания его в Петербурге.

Потом работа над второй редакцией этого програм­много документа «продолжалась в Васильеве, куда он заезжал на обратном пути, а также на юге, куда он вернулся на службу, после отпуска».В настоящее время деревня Васильево входит в совхоз «Соболевский». Ее жители хранят предания о пребывании здесь П. И. Пестеля. Сохранилась часть парка, в котором долгое время стоял господ­ский дом.

Вскоре после Великой Отечественной войны дом пришел в полную ветхость и был разобран. Старожилы помнят беседку под кронами лип, где, по преданиям, любил отдыхать П. И. Пестель. В 1968 году в деревне Васильево в память о пре­бывании здесь П. И. Пестеля установлен памятный знак. Он сложен из кирпича и оштукатурен. На ли­цевой стороне знака укреплена мемориальная доска из темно-розового мрамора, текст которой гласит: «Во время своей поездки из Тульчина в Петербург для переговоров с Северным обществом жил в Ва­сильеве-имении родителей - в 1824 году (с 25 фев­раля до начала марта и с 6 мая до 18 июля) руко­водитель Южного общества декабристов, автор программы «Русская правда» Павел Иванович Пестель».

Павел Иванович Пестель. Родился 24 июня (5 июля) 1793 года в Москве - казнен 13 (25) июля 1826 года в Санкт-Петербурге. Декабрист. Руководитель Южного общества декабристов.

При крещении получил имя Пауль Бурхард.

Происходил из немецкого семейства Пестелей, которое поселилось в России в конце XVII-го века. Семья исповедовала лютеранство.

Отец - Иван Борисович Пестель (1765-1843).

Мать - Елизавета Ивановна Крок (1766-1836).

Получил начальное домашнее образование. В 1805-1809 учился в Дрездене.

В 1810 вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определён прапорщиком в Литовский лейб-гвардии полк (с 1817 года - Московский лейб-гвардии полк).

Участвовал в Отечественной войне с . Отличился в Бородинском сражении. Был тяжело ранен и награждён золотой шпагой «За храбрость».

По выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну.

В компаниях 1813-1814 годов участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге - награждён орденами Св. Владимира 4-й ст. с бантом и австрийским Леопольда 3-й ст. Отличился при переправе через Рейн - награждён баденским орденом Военных заслуг Карла Фридриха. В боях при Бар-сюр-Об и Труа также отличился, награждён орденом Св. Анны 2 ст. Отмечен прусским орденом «Pour le Mérite».

Позже вместе с графом Витгенштейном проживал в Тульчине, откуда в 1821 году ездил в Бессарабию для собирания сведений о возмущении греков против турок и для переговоров с господарем Молдавии.

В 1822 году он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок. Сам , осматривая его в сентябре 1823 года, выразился: «Превосходно, точно гвардия» и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли.

С 1816 года состоял в масонских ложах. Позднее был принят в «Союз спасения», составил для него устав, в 1818 году стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 году, после его самоликвидации возглавил Южное тайное общество .

Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова, о чём единогласно свидетельствуют почти все его современники, Пестель скоро встал во главе общества. Но силы его красноречия и природного обаяния не смогли убедить в 1825 году петербургское Северное общество действовать в духе Южного, и окончательное решение о слиянии было отложено на 1826 год.

Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда» . Этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с конституционным проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества, хотя ни тот, ни другой не имели никакой обязательности для членов общества. Сам Пестель, по словам Ивана Якушкина, при составлении «Русской Правды» имел в виду только подготовиться к деятельности в земской думе. Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев называл «социалистическими теориями». Следственная комиссия построила свои обвинения против Пестеля и некоторых других именно на «Русской Правде».

Из сохранившихся писем Пестеля видно, что он отличался нежной заботливостью по отношению к родителям.

Незадолго до 14 декабря 1825 года он был арестован на дороге в Тульчин и после 6-месячного заключения в Петропавловской крепости приговорён к четвертованию, заменённому повешением, что и было исполнено 13 (25) июля 1826 года.

В своём последнем перед казнью письме от 1 мая 1826 года из Петропавловской крепости к родителям Пестель писал: «Я должен был раньше понимать, что необходимо полагаться на Провидение, а не пытаться принять участие в том, что не является прямой нашей обязанностью в положении, в которое Бог нас поставил, и не стремиться выйти из своего круга. Я чувствовал это уже в 1825 году, но было слишком поздно!» .

По свидетельству одного офицера, перед казнью Пестель сказал такие пророческие слова: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно».

Сохранилось следующее воспоминание протоиерея Мысловского, присутствовавшего на казни декабристов, о Пестеле: «Пестель в половине пятого, идя на казнь и увидя виселицу, с большим присутствием духа произнёс следующие слова: "Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали тела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно бы было нас и расстрелять"».

Похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

В Санкт-Петербурге одна из улиц названа в честь П.И. Пестеля.

Также улицы Пестеля есть в Москве, Воронеже, Киеве, Одессе, Харькове, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Калуге, Липецке, Ставрополе, Новосибирске, Астрахани, Воткинске, Ярославле, Улан-Удэ, Самаре.

Лю-те-ра-нин. По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, за-тем обу-чал-ся в Дрез-де-не под руководством А.Е. Зей-де-ля (1805-1809 годы), в Па-же-ском кор-пу-се в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1809-1811 годы), слу-шал курс по-лит-эко-но-мии профессора Санкт-Пе-тербургского института К.Ф. Гер-ма-на (1816-1817 годы). Слу-жил в лейб-гвардии Ли-тов-ском (1811-1814 годы), Ка-ва-лер-гард-ском (1814-1819 годы), Ма-риу-поль-ском гу-сар-ском (1819-1821 годы), Смо-лен-ском дра-гун-ском (1821 год), Вят-ском пехотном (с 1821 года; его ко-ман-дир) пол-ках; адъ-ю-тант генерала от кавалерии графа П.Х. Вит-ген-штей-на (1813-1821 годы). Ма-сон (по-свя-щён в 1812 году), член лож «Со-еди-нён-ных дру-зей» (1812-1817 годы), «Сфин-кса» (1817 год) и «Трёх доб-ро-де-те-лей» (1817-1819 годы) в Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Уча-ст-ник Отечественной вой-ны 1812 года (тя-же-ло ра-нен в Бо-ро-дин-ском сра-же-нии, на-гра-ж-дён зо-ло-той шпа-гой с над-пи-сью «За храб-рость») и за-гра-нич-ных по-хо-дов российской армии 1813-1814 годов . Член тай-ных об-ществ - Сою-за спа-се-ния (при-нят, по сло-вам Пестеля, в конце 1816 - начале 1817 годах; уча-ст-во-вал в на-пи-са-нии ус-та-ва об-ще-ст-ва), Сою-за бла-го-ден-ст-вия . Ор-га-ни-за-тор тай-но-го Юж-но-го общества (1821 год). В 1821 году три-ж-ды по при-ка-зу начальника шта-ба 2-й ар-мии П.Д. Ки-се-лё-ва по-се-щал Бес-са-ра-бию с це-лью сбо-ра све-де-ний о со-бы-ти-ях в Мол-дав-ском княжестве, в том числе о дея-тель-но-сти там А. Ип-си-лан-ти, всту-пил в Ки-ше-нё-ве в ма-сон-скую ло-жу «Ови-дия».

На фор-ми-ро-ва-ние по-ли-тических взгля-дов П. по-влия-ли связь с ма-со-на-ми и его пре-бы-ва-ние во Фран-ции в 1814 году, где по-сле рес-тав-ра-ции мо-нар-хии Бур-бо-нов бы-ла со-хра-не-на и при-зна-на, по сло-вам Пестеля, за «бла-гие ве-щи» зна-чительная часть «ко-рен-ных по-ста-нов-ле-ний» Французской ре-во-лю-ции конца XVIII века . Пер-во-на-чаль-но Пестель вы-сту-пал за ус-та-нов-ле-ние в Рос-сии кон-сти-туционной мо-нар-хии. Од-на-ко в начале 1820 года вы-ска-зал-ся за рес-пуб-ли-ку (док-лад о различных ви-дах прав-ле-ния на со-б-ра-нии Ко-рен-ной упра-вы Сою-за бла-го-ден-ст-вия в квар-ти-ре Ф.Н. Глин-ки в Санкт-Пе-тер-бур-ге) и ца-ре-убий-ст-во (на сле-дую-щем за-се-да-нии на квар-ти-ре И.П. Ши-по-ва). По-ла-гал, что рес-пуб-ли-ка мо-жет на-дёж-нее га-ран-ти-ро-вать ра-вен-ст-во ме-ж-ду людь-ми.

Ав-тор про-ек-та про-грам-мы Юж-но-го общества - «Рус-ской прав-ды, или За-по-вед-ной го-су-дар-ст-вен-ной гра-мо-ты ве-ли-ко-го на-ро-да рос-сий-ско-го, слу-жа-щей за-ве-том для усо-вер-шен-ст-во-ва-ния Рос-сии и со-дер-жа-щей вер-ный на-каз как для на-ро-да, так и для Вре-мен-но-го вер-хов-но-го прав-ле-ния» (впер-вые опубликована в 1906 году, пол-но-стью - в издании «Вос-ста-ние де-каб-ри-стов», том 7, 1958 год). В её ос-но-ву Пестель по-ло-жил идею максимальной по-ли-тической, со-ци-аль-ной, национальной и куль-тур-ной уни-фи-ка-ции. Счи-тал не-об-хо-ди-мым по-сле осу-ще-ст-в-ле-ния в Рос-сии государственного пе-ре-во-ро-та по при-ме-ру яко-бин-ской дик-та-ту-ры во Фран-ции ус-та-но-вить дик-та-ту-ру Временного ре-во-люционного пра-ви-тель-ст-ва, ко-то-рое бы ру-ко-во-дство-ва-лось в сво-ей по-ли-ти-ке «Рус-ской прав-дой…». Рос-сия долж-на бы-ла стать «еди-ным и не-раз-де-ли-мым» го-су-дар-ст-вом, со-стоя-щим из 53 гу-бер-ний (де-ли-лись на уез-ды и во-лос-ти) со сто-ли-цей в Ниж-нем Нов-го-ро-де, ко-то-рый пе-ре-име-но-вы-вал-ся бы во Вла-ди-мир (в честь ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча). Гра-ни-цы Рос-сии Пестель оп-ре-де-лял ис-хо-дя из пра-ва «бла-го-удоб-ст-ва», под ко-то-рым он по-ни-мал пра-во боль-ших го-су-дарств под-чи-нять се-бе со-сед-ние ма-лые на-ро-ды, не-спо-соб-ные от-стаи-вать свою не-за-ви-си-мость.

Пра-вом на-род-но-сти (пра-вом на са-мо-сто-ятельное по-ли-тическое бы-тие) Пестель на-де-лял толь-ко по-ля-ков, другие на-ро-ды Рос-сии долж-ны бы-ли пол-но-стью рас-тво-рить-ся в еди-ной об-ще-русской на-род-но-сти. С этой це-лью Пестель на-ме-ре-вал-ся от-ме-нить на-зва-ния на-ро-дов и пле-мён, объ-я-вить всех гра-ж-дан Рос-сии рус-ски-ми, а русский язык - един-ст-вен-но воз-мож-ным язы-ком (под-ле-жал бы об-нов-ле-нию на об-ще-славянской ос-но-ве; все за-им-ст-во-ван-ные сло-ва пред-ла-га-лось за-ме-нить не-оло-гиз-ма-ми со славянскими кор-ня-ми или ар-ха-из-ма-ми из древнерусского язы-ка). Пред-по-ла-га-лось пре-вра-тить ко-че-вые пле-ме-на в осед-лые, пе-ре-се-лить ев-ре-ев (по под-счё-там Пестеля, свыше 2 миллионов человек) из Рос-сии че-рез Ос-ман-скую им-пе-рию в Па-ле-сти-ну, а не-ко-то-рые на-ро-ды Кав-ка-за (так называемые буй-ные) - не-мно-го-чис-лен-ны-ми груп-па-ми во внутренние гу-бер-нии Рос-сии (вме-сто них по-се-лить рус-ских; так называемые мир-ные кав-каз-цы долж-ны бы-ли ос-тать-ся на мес-те и под-чи-нить-ся об-ще-российским за-ко-нам).

Ис-хо-дя из тео-рии раз-де-ле-ния вла-стей, Пестель пред-ла-гал пе-ре-дать за-ко-но-дательную власть Народному ве-чу, ис-пол-ни-тель-ную - Дер-жав-ной ду-ме (оба ор-га-на пла-ни-ро-ва-лось из-би-рать на 5 лет, ка-ж-дый год 1/5 часть их со-ста-ва под-ле-жа-ла сме-не), су-деб-ную («блю-сти-тель-ную») - Вер-хов-но-му со-бо-ру (в со-ста-ве 120 человек, из-би-рав-ших-ся по-жиз-нен-но). Пестель вы-сту-пал за унич-то-же-ние всех со-сло-вий, ус-та-нов-ле-ние все-об-ще-го ра-вен-ст-ва гра-ж-дан пе-ред за-ко-ном, вве-де-ние гражданских сво-бод, а так-же из-би-рательного пра-ва с 20 лет для лиц муж-ско-го по-ла (на мес-тах Зем-ские народного со-б-ра-ния долж-ны бы-ли из-би-рать сво-их пред-ста-ви-те-лей в На-ме-ст-ные народные со-бра-ния 3 сте-пе-ней - во-ло-ст-ные, уезд-ные и гу-берн-ские). При-зна-вал ес-те-ст-вен-ным де-ле-ние об-ще-ст-ва на бо-га-тых и бед-ных, од-на-ко вы-сту-пал за соз-да-ние оди-на-ко-вых эко-но-мических ус-ло-вий для всех гра-ж-дан пу-тём пе-ре-рас-пре-де-ле-ния зем-ли (де-ли-лась бы на 2 рав-ные час-ти - об-ще-ст-венную, ко-то-рая под-ле-жа-ла еже-год-но-му рас-пре-де-ле-нию ме-ж-ду семь-я-ми, и ча-ст-но-вла-дель-че-скую).

Идеи Пестеля вы-зва-ли не-од-но-знач-ные оцен-ки де-каб-ри-стов. Чле-ны Юж-но-го общества в це-лом при-ня-ли «Рус-скую прав-ду», чле-ны Се-вер-но-го общества её от-верг-ли. На-ка-ну-не вос-ста-ния де-каб-ри-стов на Се-нат-ской площади в Санкт-Пе-тер-бур-ге, 13(25) декабря 1825 года, Пестель был аре-сто-ван по до-но-су ка-пи-та-на Вят-ско-го пехотного пол-ка А.И. Май-бо-ро-ды. В начале 1826 года дос-тав-лен в Санкт-Пе-тер-бург, за-клю-чён в Пе-тро-пав-лов-скую кре-пость. Вер-хов-ным уго-лов-ным су-дом над де-каб-ри-ста-ми при-го-во-рён к смерт-ной каз-ни чет-вер-то-ва-ни-ем, ко-то-рая императором Ни-ко-ла-ем I за-ме-не-на на смерт-ную казнь че-рез по-ве-ше-ние. Каз-нён в чис-ле пя-ти при-го-во-рён-ных к смер-ти де-каб-ри-стов близ Пе-тро-пав-лов-ской кре-по-сти.

В отечественной ис-то-рио-гра-фии Пестель рас-смат-ри-вал-ся как пред-ше-ст-вен-ник со-циа-лис-тов (А.И. Гер-цен , В.И. Се-мев-ский, М.М. Ко-ва-лев-ский, Н.С. Ру-са-нов и др.) или как дик-та-тор яко-бин-ско-го ти-па (М.А. Ба-ку-нин, Н.П. Пав-лов-Силь-ван-ский, С.Н. Чер-нов и др.).

Име-нем Пестеля на-зва-ны ули-цы в Ев-па-то-рии, Ка-лу-ге, Кие-ве, Ли-пец-ке, Мо-ск-ве, Рос-то-ве-на-До-ну и Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Ис-точники:

Де-ло П. И. Пес-те-ля // Вос-ста-ние де-каб-ри-стов. Ма-те-риа-лы. М.; Л., 1927. Т. 4.

Пестель Павел Иванович (1793-1826), один из руководителей декабристского движения. Родился 24 июня (5 июля) 1793 в Москве в семье тайного советника И.Б.Пестеля, генерал-губернатора Сибири в 1806-1821. Его дед, выходец из Саксонии, переселился в Россию в 1751. В 1805-1809 учился в Дрездене.

По возвращении на родину был принят в 1810 в Пажеский корпус в Петербурге. Блестяще окончив его в 1811, получил чин прапорщика и был направлен в лейб-гвардии Литовский полк. Являясь поклонником французских просветителей 18 в. и исповедуя деизм (бог как мировой разум), вступил в масонскую ложу «Соединенные друзья». Во время Отечественной войны 1812 отличился в сражении под Бородино 26 августа (7 сентября), где был тяжело ранен; награжден золотой шпагой «За храбрость», которую ему вручил лично М.И.Кутузов. В период Заграничного похода 1813-1814 участвовал в битвах с французами при Дрездене 14-15 (26-27) августа, Кульме 18 (30) августа и Лейпциге 4-7 (16-19) октября 1813; служил адъютантом генерала П.Х.Витгенштейна. Остался на этой должности и после войны, числясь в Гвардейском кавалерийском полку.

Вся моя история заключается. в двух словах: я страстно любил. моё отечество, я желал его счастия с энтузиазмом.

Пестель Павел Иванович

Ужесточение политического режима во второй половине 1810-х (аракчеевщина) способствовало усилению его оппозиционных настроений. В 1817 по рекомендации одного из учредителей Союза спасения М.Н.Новикова был принят в эту первую тайную организацию декабристов. Будучи широко образованным, обладая сильной волей, железной логикой и ораторским даром, быстро выдвинулся среди своих единомышленников. Разработал устав Союза («Статут»), главными пунктами которого стали уничтожение крепостного права, введение конституционной монархии и ликвидация засилия иностранцев в России. После создания в 1818 на базе Союза спасения Союза Благоденствия стал лидером его радикального крыла.

Переведен на юг; с декабря 1819 - подполковник Мариупольского гусарского полка. Продолжил революционную деятельность, возглавив Тульчинскую управу Союза благоденствия. На Петербургском совещании членов общества в январе 1820 выступил с докладом о преимуществах республиканской формы правления и поддержал выдвинутую Н.М.Муравьевым идею цареубийства; внес предложение передать после устранения самодержавия всю полноту власти временному правительству с диктаторскими полномочиями, которое было отвергнуто большинством.

Не участвовал в Московском съезде (январь 1821), организованном умеренным крылом Союза с целью вытеснить из него радикалов. В марте 1821 по его инициативе Тульчинская управа осудила постановление Московского съезда о роспуске Союза благоденствия, приняла решение о создании Южного общества и одобрила идею установления республиканского строя путем военного переворота и цареубийства. Избран председателем и одним из трех директоров Общества. Установил строгую дисциплину среди его членов. Стремился ограничить состав заговорщиков исключительно военными. В отличие от С.И.Муравьева-Апостола не считал возможным самостоятельное антиправительственное выступление на юге, возлагая главную надежду на успех восстания в столице.

В 1821 был командирован правительством в Молдавию для сбора информации об антитурецком движении Александра Ипсиланти. Блестяще выполнил поручение. 1 (13) ноября 1821 был произведен в полковники, а 15 (27) ноября назначен командиром Вятского пехотного полка, дислоцированного на Украине в районе Белой Церкви; восстановил дисциплину среди солдат и превратил свой полк в образцовый.

Составил Русскую правду, конституционный проект, единогласно одобренный на Киевском съезде Южного общества в 1823, в котором своеобразно сочетались демократизм и унитаризм. В противовес федералистским устремлениям Северного общества, созданного весной 1821 в Петербурге, проект П.И.Пестеля провозглашал Россию единым и неделимым государством с общими для всех его частей политическим строем и законами; все населяющие ее этносы должны слиться в один народ; «буйные кавказские племена» следует малыми группами переселить вглубь России. Предполагалось установить республиканский строй и представительное правление на основе всеобщего равного избирательного права для мужчин с двадцатилетнего возраста: жители каждой волости (исходная территориальная единица) ежегодно выбирают депутатов в волостные, уездные и областные (губернские) собрания; последние выбирают депутатов Народного вече, верховного однопалатного законодательного органа; исполнительная власть осуществляется избираемыми уездными и главными областными посадниками, а на общегосударственном уровне - Державной думой.

Планировалось учредить институт конституционного контроля - Верховный собор из ста двадцати пожизненно избираемых членов. Провозглашалось полное освобождение крестьян с землей; вся земля в государстве делилась на частную и общественную; каждый гражданин получал право на безвозмездное выделение надела из общественного фонда; устанавливался земельный максимум в пять тысяч десятин; излишки подлежали конфискации или выкупу. Уничтожались привилегии дворянства и остальных сословий; устанавливалось равенство граждан перед законом. Гарантировалась свобода личности, вероисповедания, печати, торговли и предпринимательской деятельности; вводился суд присяжных. Столицу предполагалось перенести в Нижний Новгород. Но реализовать этот проект планировалось лишь после длительного (десяти- или пятнадцатилетнего) периода диктатуры временного революционного правительства.

В последнее время многочисленные публикации авторов «исторических фэнтези» на тему, «Какой могла бы быть Россия» совсем загнали рядового гражданина в тупик. Тяга к ниспровергательству коснулась и образа декабристов. Политическая программа Пестеля была объявлена чуть ли не «фашистской», а сам декабрист предан анафеме.

Не претендуя на истину в последней инстанции, автор это поста пытается кратко изложить основы политической программы одного из лидеров движения декабристов.

Родился в Москве в семье крупного чиновника. Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления, которого П. И. Пестель был осужден «вне разрядов» и приговорен к смертной казни. По своим философским взглядам П. И. Пестель был материалистом и атеистом.

В своих социальных взглядах он исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общества.

Последнее возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Правительство имеет обязанность «распоряжаться общим действием и избирать лучшие средства для достижения Благоденствия всем и каждому народ имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стремилось к общему и частному Благоденствию». Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то «государство входит в состояние насильственное и болезненное». Поэтому необходимо создать такие законы, посредством которых возможно поддержание подобного равновесия. «Цель Государственного устройства возможное Благоденствие всех и каждого», и достигается она только на основе законов.

Всё законы Пестель делил на три вида: духовные, естественные и гражданские. Духовные законы известны из Священного Писания. Естественные законы вытекают из требований природы и нужд. Каждый человек им подвластен, и никто не в силах их низвергнуть».

Государственные законы представляют собой постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного Благоденствия. Такое соответствие является непременным условием их действительности.

Другим условием, определяющим содержание государственных законов, служит приоритет общественных интересов: выгоды целого всегда превалируют над выгодами части. Государственная организация в России не служит достижению общественного Благоденствия и потому характеризуется Пестелем как «зловластие», приносящее стране народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге - гибель самого государства. Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы.

Социальная программа Пестеля радикальна. Но в чем его «радикальность»? Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей. Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю, так как земля - главный источник «пропитания человечества». План П. И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников .

Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную); и частную . «Первая представляет собственность общественную, вторая -собственность частную». Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П. И. Пестелем «священным и неприкосновенным». Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но, тем не менее, каждый «россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость».

Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми, -- считал Павел Пестель. -- И если найдется среди дворян такой изверг, который будет противиться мерам Верховного правления по отмене крепостного права, надо такого злодея безизъятно взять под стражу и подвергнуть строжайшему наказанию яко врага Отечества и изменника… Личная свобода - есть первое и важнейшее право каждого гражданина… Однако освобождение крестьян без земли (т.е. предоставление им только личной свободы.- прим.) я считал и считаю совершенно неприемлемым.

Таким образом, аграрный проект Пестеля давал крестьянам значительно больше земли, чем три десятилетия спустя, в 1861 году, дала правительственная реформа. То есть проект Пестеля на основе его крестьянской реформы открывал путь именно буржуазному развитию страны. Впрочем, дело не ограничивалось только крестьянским вопросом. Важно, что, по замыслу Пестеля, в государстве должны быть решительно уничтожены все сословия, в том числе и дворянское. Провозглашается принцип: священное и неприкосновенное право собственности. Объявляется полная свобода занятий для населения, свобода книгопечатания и вероисповедания, широкая и неограниченная свобода торговли.

Да, я - убежденный противник самодержавия, тирании, этого разъяренного зловластия, -- писал Павел Пестель. -- Вот мой план. Самодержавие в России решительно уничтожается. Уничтожается не только самый институт самодержавия, но и физически должен быть истреблен весь царствующий дом… Да, я был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции .

Политическим идеалом П. И. Пестеля является республика. «Я сделался республиканцем и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».
В организации верховной власти в государстве Пестель различает Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная - Державной думе, а надзор за их деятельностью - Верховному собору, которому принадлежит блюсти тельная власть.

Избирательным правом пользуются все лица мужского пола., достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении.

Народное вече (Верховная власть) - однопалатный орган, избираемый сроком на пять лете ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран». Вече представляет собой «одно целое и на каморы не разделяется - вся законодательная власть в нем обретается. Оно объявляет войну и заключает мир», «а также принимает законы «заветные» (основные) и все прочие. «Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа».

Исполнительная власть - Державная дума - состоит из пяти человек, избираемых, сроком на пять лет; одиниз нихсроком на один год избирается президентом. Державной думе принадлежит высшая исполнительная власть, она «ведет войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальствоДержавной Думы».

Верховный собор (Блюсти тельная власть) - состоит из 120 человек, именуемых Боярами, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещаетими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей и только после утверждения Верховным собором закон получает юридическую силу.

Собор имеет серьезные контрольные функции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором. Таким образом, по мысли Пестеля, «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу». Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Действия законодательной и исполнительной властей, а также государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным заветом.

Россия представлена в проекте Пестеля федерацией с разделением «всего пространства на 10 областей и 3 удела». Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний или округов, губернии из уездов, а уезды из волостей. Местные органы власти строились по образцу центральных.
Проект организации и деятельности Временного правительства во многом напоминает известную схему М. Робеспьера, представленную последним Конвенту в знаменитой речи «О принципах революционного и конституционного правлений» (1793).

Вместе с тем, многие исследователи декабризма отмечают, что примерно за два года до восстания, в сознании Пестеля произошел некий переворот.

Я, верующий, лютеранин, не был до того в храме пять лет, не исповедовался. Конституция моя и дело тайного общества - вот всё, чем я жил, а вера будто куда-то отлетела от меня, -- писал Пестель, находясь в Петропавловской крепости. -- А если вера, то и душа. Один холодный рассудок. Алгебра-геометрия! Ах да, еще и арифметика, когда считали мы с Поджио будущих наших жертв!.. Полно! Мой ум стал, верно, льдом, но вдруг душа ожила, проснулась, и я ужаснулся. И захотелось мне покаяния. Да, впервые за те самые пять лет вошел я в храм, был у исповеди и святого причастия. И легче стало. Путь увидел. И решил тогда же: всё, удалюсь от тайного общества. А другие пусть сами решают, как им быть: продолжать ли или, как я, бороться с бесами в душе своей…

Из журналов Следственного комитета (заседание XVIII, 1826-го года генваря 3-го дня): «Комендант С.-Петербургской крепости генерал-адъютант Сукин, войдя в присутствие, объявил, что при полковнике Пестеле, присланном для содержания в крепости, найден яд… Яд взял он с собою для того, чтобы, приняв оный, спасти себя насильственною смертию от пытки, которой опасался… Вообще казался откровенным и на все почти вопросы отвечал удовлетворительно; многие показания, на него сделанные, признал справедливыми, многие - совершенно отверг…»

Из приговора:«…Предлагал ввесть республику посредством революции; доказывал необходимость истребления государя императора и всей августейшей фамилии, рассуждал о средстве исполнения сего и с хладнокровием считал по пальцам самые жертвы. По совершению сего ужаснейшего злодеяния намеревался принудить Синод и Сенат объявить Временное правление, составленное из членов общества, и облечь оное неограниченной властию… Он открыл сношения с Польским тайным обществом… обещая Польше независимость… и требуя взаимного содействия, одинакового правления и истребления цесаревича. Одобрял и готовился содействовать начатию возмущения в 1824 году при Белой Церкви с покушением на жизнь государя, потом намеревался непременно начать открытые действия в 1826 году и предварял о том Северное общество…»