Освобождение от ига золотой орды. Как избавились от «татаро-монгольского ига»

Подлинная история России. Записки дилетанта Гуц Александр Константинович

Как избавились от «татаро-монгольского ига»?

Своеобразно. Царь Ахмат пошел на великого князя Ивана III. Надеялся вернуть былое подчинение московитян, угрожая силой. Было долгое стояние на Угре. Историки судорожно ищут серии маленьких «битв». Поскольку Царь постоял, постоял, да вдруг домой в Орду заспешил. С чего бы это?

Дело все в том, что, пока он стоял да уговаривал нерадивого подданного, Иван III послал отряд в Орду, где оставались женщины, дети и старики, и почти всех побили или в плен увели. Побили не всех, совесть у военных начальников отряда вдруг заговорила. Отряд состоял из тех же татар, только принявших православие. Во главе были царь Уродовлет городецкий и воевода князь Гвоздев звенигородский. Бойню в Орде прекратили после того, как «городецкий мурза имянем Обляз Силный пошепта цареви: «О царю! Нелепо есть великое сие царство до конца опустошити и разорити, отнюду же и ты сам изшел еси и мы вси, и се есть отечество наше. И сего ради идем отсюду: уже бо и тако доволно попленихом и исполнихом, егда како Бог прогневается на нас; но идем отсюду» (Лызлов, 1990. с.42-43). История повторилась, как только Рюриковичи размножились, то стали воевать друг с другом и Киевская Русь ушла в небытие. В Ордынской Руси расплодившиеся цари и царьки, ханы да мурзы, князья и князьки «ударились» в рюриковские игры – Орда пала. Кстати, царь-то был городецкий. Помните Андрея городецкого, славного начальника татарского и погромщика городов русских?

Убил царя Ахмата «нагайский царь Иван имянем» (Лызлов, 1990. с.43).

1. Найти свидетельства о военном сотрудничестве Батыя и Фридриха II Гогенштауфена.

2. Показать, что хан Ногай и русская семья Нагих – родственники.

(А.И. Лызлов в «Скифской истории», и не только он, постоянно пишет не «Ногай», как в учебниках, а «Нагой»).

3. «Астрахань» писали в XVII в. как «Астарахань» (= Астарахань). Возможно ли, что «Тмутаракань» = Тмутарахань = Тму-тарахань. Что тогда означает Ас, Тму, тарахань (тюркские слова?). Eсть версия, что Ас = ассы (народ), а тарахань = тархан (монгольская грамота).

4. Что заставило татар вместо равнинной Германии, где гораздо удобнее действовать коннице, повернуть в гористую и гораздо более бедную Хорватию?

(Бушков, 1998. с.286). В рамках традиционной версии это объяснить невозможно. В нашей версии этот поход, видимо, представлялся монголам как самый надежный способ добить остатки врагов на Аппенинском полуострове.

5. Почему Батый «неожиданно» ушел с берегов Адриатического моря? Не пришли корабли, что должны были переправить их в Италию? (Бушков, 1997. с.169). Возможно, что переправа состоялась, и так появились в Италии знаменитые и загадочные этруски. По версии А.Т. Фоменко именно так и происходило.

6. Почему татары, якобы терпимые ко всем религиям, так нелюбезно встречали посланцев папы? (Бушков, 1998. с.286).

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

7.4. Четвертый период: татаро-монгольское иго от битвы на Сити (1238) до «стояния на Угре» (1481) - официального конца татаро-монгольского ига на Руси ХАН БАТЫЙ с 1238 годаЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ, 1238–1248, правил 10 лет, столица - Владимир.Пришел из Новгорода , с. 70. Согласно ,

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Мифы Цивилизации автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

НЕКОТОРЫЕ ПОДОЗРЕНИЯ ПО ПОВОДУ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА Опыт дискуссионного общения с гражданами, хорошо или не очень хорошо помнящими историю Руси, свидетельствует: спорить бесполезно! Болезненно отрывать от тела даже медицинскую банку или перцовый пластырь, а что уж

автора Носовский Глеб Владимирович

7.4. Четвертый период: татаро-монгольское иго от битвы на Сити в 1238 году до «стояния на Угре» в 1481 году, считающегося сегодня «официальным концом татаро-монгольского ига» ХАН БАТЫЙ с 1238 года.ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ 1238–1248, правил 10 лет, столица - Владимир. Пришел из Новгорода

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

5. Как описывали современники начало татаро-монгольского нашествия Историки говорят нам, что «о первом нашествии татар… на Русь в центральной Европе узнали очень скоро… Эта грозная новость уже в течение нескольких месяцев долетела с окраин Руси до ближайших западных

автора Носовский Глеб Владимирович

4 период: татаро-монгольское иго от битвы на Сити в 1237 году до «стояния на Угре» в 1481 году, считающегося сегодня «официальным концом татаро-монгольского ига» Хан Батый с 1238 г.Ярослав Всеволодович 1238–1248 (10), столица - Владимир, пришел из Новгорода (, с.70). По : 1238–1247 (8). По

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Как описывали современники начало татаро-монгольского нашествия? Историки говорят нам, что «о первом нашествии татар на Русь в центральной Европе узнали очень скоро. Эта грозная новость уже в течение НЕСКОЛЬКИХ МЕСЯЦЕВ долетела с окраин Руси до ближайших западных

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РУСЬ ДО И ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ К началу XIII столетия на Руси существовало двенадцать фактически самостоятельных крупных политических образований, именовавшихся «землями». В большинстве из них - Волынской и Галицкой, Муромской и Пинской, Полоцкой и

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

12. Иноплеменного «татаро-монгольского завоевания» Руси не было Средневековая Монголия и Русь – просто одно и то же. Никакие чужеземцы Русь не завоевывали. Русь была изначально заселена народами, исконно живущими на своей земле – русскими, татарами и т. д.Так называемое

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

автора

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора Гуц Александр Константинович

Как избавились от «татаро-монгольского ига»? Своеобразно. Царь Ахмат пошел на великого князя Ивана III. Надеялся вернуть былое подчинение московитян, угрожая силой. Было долгое стояние на Угре. Историки судорожно ищут серии маленьких «битв». Поскольку Царь постоял,

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта [с иллюстрациями] автора Гуц Александр Константинович

Кто получил выгоду от «татаро-монгольского нашествия»? Странный вопрос. Русский народ, как учат в школе, пережил разгром, убийства, грабежи, насилия, наконец, спас Европу, а заданный вопрос предполагает поиск русских людей, которые, если не организовали нашествие, то, по

Из книги Русская история. Часть I автора Воробьев М Н

ПАДЕНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА. «СУДЕБНИК» 1497 г. 1. - Падение татаро-монгольского ига. 2а. - Источники и история Судебника 1497 года. 2б. - Возникновение дворянства и закрепощение крестьян. 2в. - Судебный процесс по Судебнику 1497 г. Сегодня мы будем говорить о стоянии на

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Первым камнем, положенным в основу борьбы Руси за освобождение от монголо-татарского ига стала Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года. Орда имела численное превосходство над русскими, но благодаря превосходным тактическим задумкам Дмитрия его войску удалось взять в окружение и уничтожить главные силы Мамая.

Разгром Мамая, и последовавшие за этим ордынские неурядицы, которые привели к окончательному распаду грабительского государства, демонстрация превосходства русского военного искусства над военным искусством врага, усиление государственной власти на Руси - заметные последствия битвы на Куликовом поле. Вместе с этим Куликовская битва положила начало возрождению национального самосознания русского народа.

Огромную роль в этой победе сыграл Дмитрий Донской. Это исторический деятель, который сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей на их свершение и перед решающей схваткой с угнетателями примирить самые острые общественные противоречия. В этом его заслуга во внутренней политике. Но он не только возродил лучшие традиции военного искусства, он обогатил его новыми принципами стратегии и тактики, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско. Так же сподвижниками его во всех его делах были митрополит Алексей и игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Эти люди смогли под эгидой русской церкви собрать всех гонимых людей под единое знамя освобождения. Одним из самых значительных полководцев Древней Руси был Дмитрий Волынский, отнюдь не по капризу отдал князь под его начало засадный полк и руководство всей битвой. Это ли не высшая оценка?

Куликовская победа создала в Восточной Европе качественно новую политическую ситуацию, при которой искусственно сдерживавшиеся объединительные процессы получили простор для своего развития. С Куликовской победы началось неуклонное восхождение Москвы, столицы Русских земель. Сейчас же явились и признаки возросшего личного влияния Дмитрия Донского.«Со всех сторон счастливый Дмитрий, одним ударом освободив Россию от двух грозных неприятелей, послал гонцов в Москву, в Переславль, Кострому, Владимир, Ростов и другие города, где народ, сведав о переходе войска за Оку, денно и нощно молился в храмах.»

После Куликовской битвы Орда еще не раз пыталась восстановить свое ослабленное влияние на Русь и пресечь начавшееся объединение земель вокруг Москвы.

В 1381 году Тохтамыш, правивший в то время Ордой решился на вторжение в пределы Северо-Восточной Руси, чтобы сорвать планы Дмитрия и его митрополита Киприана по созданию общерусского антиордынского фронта.

Ему удалось дойти до Москвы и взять её. Овладев Москвой, Тохтамыш распустил отряды по волостям. Ограбили Юрьев, Дмитров, Можайск. Под Волоколамском отряды столкнулись с войском, которое собирал Владимир Андреевич, ордынцы были изрублены в короткой сече. Узнав об этом, Тохтамыш собрал рассеянные отряды и помчался прочь так же скоро, как и явился, не пожелав встречаться ни с Владимиром Андреевичем, ни с тем более Дмитрием Донским, который двинул свое войско из Костромы к Москве.

Так закончился поход Тохтамыша на Москву в 1382 году. Орде снова удалось предотвратить чрезмерное усиление одного из государств Восточной Европы - Московского.

Одновременно с этим Орда искусно подогревала конфликт между Московским и Литовским княжествами. они увеличивали накал их соперничества, и одновременно подогревали сепаратистские настроения удельных князей внутри этих двух великих княжеств.

Такое положение дел сохранялось вплоть до 1405 года, когда ордынский хан Едигей двинул свои войска в новый поход на Москву. Одновременно удар шел и по Рязани, Переславлю, Юрьеву, Ростову и Дмитрову. Едигей осадил Москву. Рассчитывая на помощь оппозиционных Василию князей Едигей ошибся. Времена, когда по призыву Орды русские князья с легкостью поднимались друг на друга, миновали. Еще одной неприятной новостью для Едигея было то, что Василий смог поднять против хана Булат-Султана, ставленников Едигея, ордынских царевичей. В Орде начались распри и Едигей, сняв осаду Москвы, поспешил в Орду.

В это время митрополитом Всея Руси был Фотий. В его время католическая церковь усилила свой нажим на поляков, с целью установления католичества в как можно большем количестве русских земель. Абсолютное большинство коренного населения этих земель было православным. Ослабленное и утихнувшее, но все ещё окончательно не свергнутое татарское иго заставляло русский народ всё больше и больше сплачиваться друг с другом. Политически ордынский контроль над русскими землями уже был довольно слаб, но экономически Русь еще не вполне оправилась от нашествий Тохтамыша и Едигея и не прекращавшихся мелких татарских отрядов. Монголо-татарское иго, ослабшее под влиянием Куликовского поражения еще оказывало свое влияние на Московское княжество. И хотя в сознании русских людей монгол уже не был страшным воином, которого все боялись, но передаваемый из поколения в поколение народный эпос еще держал русичей в каком-то страхе и почтении перед монголо-татарами.

В 1462 году, после смерти Василия II на престол взошёл его сын Иван III.

Эпоха Ивана III - эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска, необходимого для обороны Русского государства. Первым завоеванием Ивана III было Казанское ханство, затем последовало присоединение Новгорода и к 1492 году Иван III стал официально величаться «государь всея Руси». Но еще в 1480 году Иван III стал подготавливать политическую почву для свержения ордынского ига. Как только в Москве получили с Дикого поля точное известие, что хан Ахмат со всей своей силой к Дону, великий князь выставил полки на Оке. Хан Ахмат, узнав, что на Оке выставлены сильные полки, пошел к Калуге, на соединение с Казимиром. Определив направление похода Орды Иван III перехватил ее на реке Угре. Москва тем временем была осаждена.

Ахмат грозился начать наступление, когда лед скует Угру. 26 октября Угра встала. Стоял и Ахмат. 11 ноября хан Ахмат, несмотря на то, что все переправы через Угру были открыты, повернул прочь. Кинулся в бег через литовские волости своего союзника Казимира.

11 ноября 1480 года, день ухода хана Ахмата с берегов Угры, принято считать днем полного освобождения Русской земли и русского народа от ордынского ига, от какой-либо зависимости от ханов Золотой Орды.

В 12 веке государство монголов расширялось, совершенствовалось их военное искусство.

Главным занятием было скотоводство, разводили в основном лошадей и овец, земледелия они не знали.

Жили в войлочных шатрах-юртах, их легко было перевозить во время дальних кочевий. Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в седле и владел оружием. Трусливый, ненадежный в воины не попадал, становился изгоем.

В 1206 году на съезде монгольской знати великим ханом был провозглашен Темучин с именем Чингисхан.

Монголы сумели объединить под своей властью сотни племен, что позволило использовать им в войсках во время войны чужой человеческий материал. Они покорили Восточную Азию (киргизов, бурят, якутов, уйгуров), Тангутское царство (юго-запад Монголии), Северный Китай, Корею и Среднюю Азию (крупнейшее среднеазиатское государство Хорезм, Самарканд, Бухару). В итоге к концу 13 века монголы владели половиной Евразии.

В 1223 году монголы перешли Кавказский хребет и вторглись в половецкие земли. Половцы обратились за помощью к русским князьям, т.к. русские и половцы торговали друг с другом, заключали браки. Русские откликнулись, и на реке Калке 16 июня 1223 года состоялась первая битва монголо-татар с русскими князьями. Войско монголо-татар было разведывательным, небольшим, т.е. монголо-татары должны были разведать, что за земли лежат впереди. Русские пришли просто воевать, они слабо представляли себе, что за враг находится перед ними. До половецкой просьбы о помощи они даже не слышали о монголах.

Битва закончилась разгромом русских войск из-за измены половцев (они с самого начала битвы бросились в бегство), а также из-за того, что русские князья не сумели объединить свои силы, недооценили противника. Монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь и отпустить на волю за выкуп. Когда князья согласились, монголы их связали, положили на них доски, и сев сверху, стали пировать победу. Русские воины, оставшись без предводителей, были перебиты.

Монголо-татары отступили в Орду, но вернулись в 1237 году, зная уже, что за противник перед ними. Бату-хан (Батый), внук Чингисхана привел с собой огромное войско. Они предпочли напасть на самые сильные русские княжества - Рязанское и Владимирское. Разгромили и подчинили их себе, а в следующие два года - всю Русь. После 1240 года независимой осталась только одна земля - Новгородская, т.к. Батый достиг уже достиг своих основных целей, терять людей под Новгородом не имело смысла.

Русские князья не смогли объединиться, поэтому потерпели поражение, хотя, по оценкам ученых, Батый потерял в русских землях половину своего войска. Он занимал русские земли, предлагал признать его власть и уплатить дань, так называемый «выход». Вначале она собиралась «натурой» и составляла 1/10 часть урожая, а потом была переведена на деньги.

Монголы установили на Руси иго-систему тотального подавления национальной жизни на захваченных территориях. В такой форме татаро-монгольское иго продлилось 10 лет, после чего князь Александр Невский предложил Орде новые взаимоотношения: русские князья поступали на службу к монгольскому хану, обязаны были собирать дань, отвозить ее в Орду и получать там ярлык на великое княжение - кожаный пояс. При этом ярлык на княжение получал тот князь, который заплатит больше. Этот порядок обеспечивали баскаки - монгольские полководцы, которые с войском обходили русские земли и следили, правильно ли собирается дань.

Это было время вассалитета русских князей, но благодаря поступку Александра Невского сохранилась православная церковь, прекратились набеги.

В 60-х годах 14 века Золотая Орда раскололась на две враждующие части, границей между которыми была Волга. В левобережной Орде происходили постоянные усобицы со сменой правителей. В правобережной Орде правителем стал Мамай.

Начало борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига на Руси связано с именем Дмитрия Донского. В 1378 году он, почувствовав ослабление Орды, отказался платить дань и перебил всех баскаков. В 1380 году полководец Мамай пошел со всей Ордой на русские земли, и на Куликовом поле произошла битва с Дмитрием Донским.
У Мамая было 300 тыс. «сабель», а т.к. монголы почти не имели пехоты, он нанял лучшую итальянскую (генуэзскую) пехоту. У Дмитрия Донского было 160 тыс. человек, из них только 5 тысяч были профессиональными военными. Основным вооружением русских были дубины, окованные металлом и деревянные рогатины.

Итак, битва с монголо-татарами была самоубийством для русского войска, но все же у русских оставался шанс.

Дмитрий Донской перешел Дон в ночь 7 на 8 сентября 1380 года и сжег переправу, отступать было некуда. Оставалось победить или погибнуть. В лесу он спрятал 5 тыс. дружинников, позади своего войска. Роль дружины была в том, чтобы спасти русское войско от обхода с тыла.

Битва продолжалась один день, за который монголо-татары вытоптали русское войско. Тогда Дмитрий Донской приказал засадному полку выйти из леса. Монголо-татары решили, что идут основные силы русских и, не дождавшись, когда выйдут все, повернулись и принялись бежать, затоптав генуэзскую пехоту. Сражение превратилось в преследование бегущего противника.

Через два года пришла новая Орда с ханом Тохтамышем. Он захватил Москву, Можайск, Дмитров, Переяславль. Москве пришлось возобновить выплату дани, но Куликовская битва явилась переломом в борьбе с монголо-татарами, т.к. зависимость от Орды теперь была слабее.

Через 100 лет в 1480 г. правнук Дмитрия Донского, Иван III прекратил выплату дани Орде.

Хан Орды Ахмед вышел с большой армией против Руси, желая наказать непокорного князя. Он подошел к границе московского княжества, к реке Угре-притоку Оки. Туда же подошел и Иван III. Так как силы оказались равными, то стояли на реке Угре весну, лето и осень. Боясь надвигавшейся зимы, монголо-татары ушли в Орду. Это был конец татаро-монгольского ига, т.к. поражение Ахмеда означало крах державы Батыя и обретение независимости Русским государством.

Татаро-монгольское иго длилось 240 лет.

Русские княжества не вошли непосредственно в состав Монгольской феодальной империи и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками. Русские князья получали ярлыки на владение своими княжествами. Власть поддерживалась карательными походами и репрессиями против некоторых князей. До начала 60-х годов XIII века Русь находилась под властью великих ханов, а затем ханов - Золотой Орды.

Золотая Орда представляла собой государство, искусственно образованное путем захвата чужих земель и насильственного соединения в одно целое разных народов. На дани, а также на громадных налогах и повинностях с кочевого и земледельческого населения и основывалось богатство Золотой Орды. Батый основал в устье Волги Сарай-Бату - столицу Орды. Во главе стоял хан с неограниченной властью. Татаро-монгольское иго было формально установлено в 1243 году. Русские князья со своими войсками должны были служить золотоордынскому хану. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели старались использовать для укрепления своей власти.

С 1245 года Галицко-Волынская земля находилась в вассальной зависимости от татар, но фактически продолжала вести независимую политику. В 1262 года против баскаков поднялись восстания в Ростове, Суздале, Владимире, Ярославле. Наиболее сильные князья стремились получить великокняжеский стол. В этот период выделяется Московское, Ростовское, Тверское, Костромское княжества, правители которых враждовали между собой. В этих условиях русскому народу очень трудно было вести борьбу за объединение и освобождение от татар. И всё же борьба с татарами идет (1289,1315,1316,1320 гг.) это заставило золотоордынских ханов передать сбор дани в руки русских князей и отказаться от баскачества.

Темник Мамай представлял реальную опасность для Москвы. В 1373 году состоялся поход татар на рязанскую землю, в отражении которого участвовали московские войска. С этого момента начинается «размирье» Москвы с татарами. К этому времени большинство княжеств уже полностью признали первенство Москвы, и поэтому появляется реальная возможность составить общерусскую коалицию против татар. Зимой 1374 года в Переяславле - Залесском состоялся княжеский съезд, на котором решался вопрос о дальнейшей борьбе с Ордой. Это был пик общерусского единения. Тверскому князю из Орды был послан ярлык на Владимир. Создалась угроза новой междоусобной войны. Но эта попытка Мамаю не удалась. В договоре с Тверью, заключенном после похода объединенных сил в 1375 году содержался специальный пункт о борьбе с татарами: «А пойдут на нас татарова или на тебе, биться нам и тебе заодно противу их. Али пойдем на них и тобе с нами заодно пойти на них» . Так закладывались основы общерусского военно-политического единства.

Тверскому князю, совершенно проигравшему борьбу с Москвой, из Орды был послан ярлык на Владимир. Создалась угроза новой междоусобной войны. И эта попытка Мамаю не удалась. В договоре с Тверью, заключённом после похода объединенных сил в 1375 году содержался специальный пункт о борьбе с татарами: «А пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам и тебе заодно противу их. Али пойдем на них и тобе с нами заодно поцти на них» . Так закладывались основы общерусского военно-политического единства. В 1377 году к русским пределам подошёл Арабшах из конкурировавшей с Мамаем Орды. Навстречу татарам выступил сам Дмитрий Иванович вместе с нижегородскими князьями. У реки Пьяна в Суздальско-Нижегородском княжестве стало известно, что татары задержались у «Волчьих вод». К тому времени великий князь с главными силами уже вернулся в Москву. Но татары нагрянули с другой стороны. Посланный Мамаем отряд напал на застигнутых врасплох русских. Бояре и ратники разбежались, многие из них утонули в реке или были перебиты. В результате Нижегородская земля была опустошена двумя волнами нашествия.

Окончательный разгром Золотой Орды произошел после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял Ахмед - хан, заключивший союз с польско-литовским королём Казимиром IV. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли - Гирея. Простояв на Угре несколько недель, Ахмед - хан понял, что вступать в сражение безнадёжно; узнав же, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увёл свои войска обратно. «Стояние на Угре» закончилось освобождением Русской земли от монголо-татарского ига. Оно было подготовлено всем ходом истории, героической борьбой против завоевателей и успехами объединительного процесса.

Более чем двухвековое ненавистное татаро-монгольское иго было навсегда свергнуто. Русь окончательно за несколько лет до 1480 года прекратила платить дань Золотой Орде.

Под руководством литовского князя Ольгерда литовско-русское войско в 14 веке освободило от татарского ига земли западной и юго-западной Руси. В битве на Синих Водах, состоявшейся осенью 1362 года на реке Синие Воды (Синюха) вблизи крепости Торговица в окрестностях Новоархангельска (Украина) Ольгерд разбил огромное татарское войско и вышел к Черному морю в устье Днестра.

В то время как татары завоевали в 1237-1240 гг. русские земли, на границе русских и германских земель сложился государственно-племенной литовский союз. Архаичный язык литовцев ближе всех других европейских языков стоит к древнему санскриту. В 1230-е годы литовцы, последние язычники Европы, и их соседи – славяне Черной Руси (район Гродно и Новогрудки), защищаясь от католиков-немцев, дружин православного Пскова и татар, создают Литовское княжество. В начале 14 века при Гедимине, Литва присоединяет к себе Белую Русь – Полоцкое и Полесские княжества.

Литовцы не имели письменности, в своем большинстве не были еще крещены и потому начинали принимать православие и славянскую грамоту. До конца 16 века литовские государственные документы составлялись на русском языке. Гедимин, женатый на русской княжне, принял титул Великого князя Литовского и Русского. Сын Гедимина Ольгерд (1341-1377) освободил от татар (азиатов Центральной Азии) Киевскую и Переславскую, Волынские и Подольские земли, княжество Чернигово-Севрское и часть Смоленского княжества. Там, где князья-Рюриковичи сохраняют верность татарам, он прогоняет их и заменяет своими наместниками; там, где они встают вместе с ним против татар, оставляет. Ольгерда русские встречают как освободителя. Он же восстанавливает уставы дотатарской русской жизни, автономию отдельных княжеств и земель, и заменяет непосильные татарские дани умеренными податями.

Довольно подробное описание Синеводской битвы содержится только в хронике Матея Стрыйковского: « Ольгерд, заключив на два года соглашение о мире с прусскими и ливонскими крестоносцами, отправился в поход в Дикие поля против татар. С ним отправились также четыре его племянника, сыновья новогрудского князя Кориата, княжичи Александр, Константин, Юрий и Фёдор. И когда они, миновав Канев и Черкассы, дошли до урочища Синие Воды, то увидели в поле большую татарскую орду с тремя царьками, разделённую на три отряда. Один отряд вёл султан Кутлубах, второй возглавлял Качибей-Керей, а третьим командовал султан Димейтер. Ольгерд, увидев, что татары готовы к бою, выстроил своих в шесть изогнутых отрядов, по-разному их по бокам и во главе рассадив, так чтобы татары, как задумали, не могли их окружить в обычных схватках и причинить вред стрелами. Татары с неистовым рвением начали бой, засыпав литву густым железным градом из луков, случились несколько стычек, но нанесли мало потерь из-за правильного её построения и быстрого маневрирования. А литва с русинами вдруг с саблями и копьями нагрянули на них и в рукопашном бою прорвали лобные части и смешали им танцы полукругом, а другие, особенно новогрудцы с Кориатовичами, с самострелов со стрелами нагрянули по бокам и длинными копьями сбрасывали их с сёдел, словно ветер снопы в бурю. Не сумев дольше выдержать лобового натиска литвы, татары начали мешаться и испуганные бежать в обширные поля. На побоище остались убиты три их царька: Кутлубах, Качибей (от имени которого названо Качибейским солёное озеро в Диких полях по дороге как идти в Очаков) и султан Димейтер, и вместе с ними очень много мурз и уланов. Также везде по полям и в реках лежало полно татарских трупов».

Исходя из описания Стрыйковского, битву на Синих Водах можно разбить на два этапа. Первый этап — это противостояние разделённой на три отдела орды и расположенных полукругом и разделённых на шесть отрядов войск Ольгерда. Попытка ордынцев уничтожить отряды в центре оказалась неудачной. Войско расступалось и пропускало конницу, обстреливая её с боков. На втором этапе битвы войска Ольгерда перешли в наступление. Они стремились окружить ордынцев и уничтожить. Ордынцы не выдержали натиска и отступили. Битва завершилась преследованием войсками Ольгерда остатков орды. Однако число участников и погибших в битве неизвестно.

Вследствие одержанной победы Ольгерд включил в состав своего государства, занимавшего в то время значительные территории по обоим берегам Днепра, Киевское княжество и захваченное татарами ещё в середине XIII века Подолье, расширив свои владения далеко на юг по направлению к Чёрному морю. И хотя золотоордынские ханы ещё совершали набеги на эти земли и порой приходилось выплачивать им дань, политическую власть на этих территориях они потеряли. Присоединив к своим владениям вслед за Западной и Южную Русь, Великое княжество Литовское стало крупнейшим государством Европы того времени.

Ольгерд замышляет вовсе изгнать татар с Руси и стать общерусским Великим князем. Князья Тверские и Рязанские, Смоленск, Новгород и Псков поддерживают это его намерение и вступают с ним в союз. Ольгерд принимает православие.

Однако азиаты крепко держатся за оставшиеся под их властью восточные русские земли. Их правители избегают битвы со всей Русью и, маневрируя, передают ярлык на великое княжение Владимирское (главное в восточной Руси) то одному, то другому претенденту, стравливают их, разжигая междоусобицы. И князья, воюя друг с другом, часто приводят на своих соперников татарские войска. Особой корыстью и раболепством перед ордынскими ханами отличались московские князья – Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Донской. Своими главными соперниками они видели не Орду, а Литву. Московские князья нередко осуществляли по повелению Орды карательные походы против русских городов. Они сохраняли свою власть с помощью татар.

Наконец русское самосознание овладело и князем Дмитрием Донским. В Куликовской битве в 1380 году татары потерпели второе серьезное поражение на Руси.

Но освобождение от татарского ига так и не наступило. Вскоре на Русь пришла орда хана Тохтамыша. Донской позорно бежал из Москвы еще до подхода татарских войск, а оборону Москвы возглавил внук Ольгерда литовский князь Остей, утвержденный военачальником на московском вече. Но Тохтамыш разорил Москву и прошел с огнем и мечом по другим восточным русским землям.

В те времена русские считали Литву частью русской земли. Освобождение через Литву сулило Руси непосредственный политический и торговый выход в Западную Европу, переживавшей быстрый культурный и экономический подъем. Но Орда оказалась сильнее. Литовский князь Витовт, племянник Ольгерда, пользуясь распрями в Орде, решает окончательно освободить и объединить русскую землю. Добившись господства в Новгороде, Твери, Рязани, примирившись с польским королем и купив поддержку Ливонского ордена, Витовт с огромной армией, составленной из русских, польских, литовских, ливонских и татарских полков Тохтамыша, претендовавшего на трон Золотой Орды, двинулся в 1399 году на Орду. На реке Ворскле объединенная армия Витовта вступила в сражение с армией хана Темир Кутлуя. В многочасовой битве Витовт потерпел поражение . После битвы на Ворскле татары прошли по всей Западной Руси сжигая города. Киев откупился дорогим выкупом.

Разгром на Ворскле заставил Витовта искать союза с католическим Западом. Витовт принимает католичество. Надежда на объединение Руси с Запада постепенно уменьшается. Греки так долго учили русских вражде к католическому миру, что русские изменить свой подход не смогли и правители Литвы начинают смотреть на православных как на сторонников Москвы. Между Западной и Восточной Русью вырастает стена.

Орда все более слабела из-за внутренних распрей. С Золотой Ордой соперничали татарские ханства – Казанское и Крымское, которые уже стали вассалами Москвы. В то время ханы Орды находились в антимосковской коалиции с Литвой, хотя большинство населения Литвы оставалось православными.

Литва становилась все более католической, ведущие государственные должности теперь могли занимать только католики. Русские княжества начали переходить от Литвы к Москве. В Литве в 15 веке устанавливается сеймовая система – все существенные вопросы великие князья решают в согласии с князьями, боярами, дворянами и городами. С 1413 года великий князь Литовский является не наследным государем, но избираемым на сейме. С конца 14 века Литва вводит Магдебургское городское право, по которому города приобретают независимость от местных князей и самоуправление. Киев, Минск, Луцк, Кременец, Владимир-Волынский, Полоцк, Брест, Новогрудок становятся самоуправляющимися.

В Северо-Восточной Руси простой народ в это время имел гражданских прав больше чем в Литве. Крепостного права не было, вече еще собиралось, хотя и не регулярно (кроме Новгорода и Пскова).

Московские князья, имея планы утвердить свое самодержавие, совсем не желая походить на литовских князей, предложили народу Восточной Руси новые принципы, льстящие национальному самолюбию. При Иване III начинается поток сочинений, убеждающих в том, что Московское государство – единственный законный наследник Рима и Константинополя – так называемый Третий Рим. Авторы сочинений в своих доводах не останавливаются перед прямыми подлогами и обманом.

При Иване III на Руси вводится та государственная идеология, которая в своем существе сохраняется и поныне. Русь объявляется осажденной крепостью истинной веры, а русский царь – единственным хранителем святыни православия. Измена князю Московскому начинает рассматриваться как национальное предательство. Новая идеология льстила властолюбию правителя как гаранту единства Руси и давала ему в руки мощный рычаг управления обществом. Но жизнь самого народа новая идеология никак не улучшала. Напротив, за самообольщение национальной уникальностью и великой «духовностью» население расплачивалось утратой гражданской свободы, бессилием перед произволом, бесконечными войнами, повышающимися податями, культурной самоизоляцией.

Иван III разворачивает невиданные в истории русских репрессии. Население как скот переселяют по прихоти царя. Любое реальное или мнимое сопротивление деспотии жесточайше подавляется. Независимость Новгородской земли была утоплена в крови. Призыв Новгорода о помощи к Литве остался без последствий - Литва в тех обстоятельствах уже не могла помочь.

По материалам: «История России. 20 век: 1894-1939. Как Россия шла к 20 веку» Под редакцией А.Б. Зубова 2010 год.