Римляне избранные богами. Боги древнего Рима – кто они

Римлян эволюционировали. Изначально существовала политеистическая религия - язычество. Римляне верили во многих богов.

Структура и главные понятия древнеримской религии

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Древние отвечали за различные стороны человеческой жизни и природные стихии. В каждой семье почитали обряды - их проводил глава семьи. У богов просили помощи в домашних и личных делах.

Были обряды, которые проводились на уровне государства - их в разные времена проводили жрецы, консулы, диктаторы, преторы. У богов просили помощи в битвах, заступничества и способствования в бою с противником. Гаданиям и ритуалам отводилась большая роль в решении государственных вопросов.

Во времена правления появилось понятие «жрец». Это был представитель замкнутой касты. Жрецы имели огромное влияние на правителя, они обладали тайнами ритуалов и общения с богами. Во времена империи функцию понтифика стал выполнять император. Характерно, что и Рима были аналогичными по выполняемым функциям - они только носили разные названия.

Главные черты религии Рима

Важными характеристиками римских верований были:

  • большое влияние иностранных заимствований. Римляне часто контактировали с другими народами в ходе завоеваний. Особенно тесными были контакты с Грецией;
  • религия была тесно связана с политикой. Об этом можно судить, исходя из существования культа императорской власти;
  • характерно наделение божественными качествами таких понятий, как счастье, любовь, справедливость;
  • тесная связь мифа и верований - определяет, но не отличает римскую религию от других языческих систем;
  • огромное количество культов, обрядов. Они отличались масштабностью, но охватывали все стороны государственной и личной жизни;
  • римляне обожествляли даже такие мелочи, как возвращение из похода, первое слово младенца и многое другое.

Древнеримский пантеон

Богов римляне, как и греки, представляли человекоподобными. Верили в силы природы и духов. Главным божеством был Юпитер. Его стихией было небо, он был повелителем грома и молнии. В честь Юпитера проводили Великие игры, ему был посвящен храм на Капитолийском холме. Древние боги Рима опекались различными сторонами жизни человека: Венера - любовью, Юнона - брачными отношениями, Диана - охотой, Миневра - ремеслом, Веста - домашним очагом.

В римском пантеоне были боги-отцы - наиболее почитаемые из всех, и низшие божества. Верили также в духов, которые присутствовали во всем, что окружает человека. Исследователи считают, что поклонение духам присутствовало только на раннем этапе развития религии Рима. Изначально, главными богами считались Марс, Квирин и Юпитер. Во времена появления института жречества зародились родовые культы. Считалось, что каждому сословию и знатной семье покровительствует определенный бог. Появились культы у рода Клавдиев, Корнелиев и других представителей верхушки общества.

На государственном уровне отмечали Сатурналии - в честь земледелия. Устраивали грандиозные празднества, благодарили покровителя за урожай.

Социальная борьба в обществе привела к оформлению триады богов или «плебейской триады» - Церера, Либер и Либера. Римляне выделяли также небесных, хтонических и земных божеств. Существовала вера в демонов. Они делились на добрых и злых. К первой группе относились пенаты, лары и гении. Они хранили традиции дома, очаг и оберегали главу семьи. Злые демоны - лемуры и лавры мешали добрым и вредили человеку. Такие существа появлялись, если умершего захоронили, не соблюдая ритуалы.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века - менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.

Во времена империи популяризируется богиня Рома - покровительница всего государства.

Каких богов позаимствовали римляне?

В результате частых контактов с другими народами, римляне начали включать в свою культуру чужие верования и обряды. Исследователи склоны думать, вся религия представляет собой комплекс заимствований. Главная причина этого - римляне с уважением относились к верованиям народа, который завоевывали. Существовал ритуал, который официально вводил чужестранное божество в пантеон Рима. Этот обряд именовался эвокатией.

Древние боги Рима появились в пантеоне в результате тесных культурных связей с покоренными народами и активного развития собственной культуры. Наиболее яркими заимствованиями являются Митра и Кибела.

Таблица «Боги Древнего Рима и греческие соответствия»:

Мифология Древнего Рима

Во всех языческих культурах мифы и религиозные верования тесно связаны между собой. Тематика римских мифов традиционна - основание города и государства, сотворение мира и рождение богов. Это один из наиболее интересных для изучения аспект культуры. Исследователи по мифологической системе могут отследить всю эволюцию верований римлян.

Традиционно легенды содержат множество описаний чудесных, сверхъестественных событий, в которые верили Из таких повествований можно выделить особенности политических взглядов народа, которые скрыты в фантастическом тексте.

В мифологии практически всех народов на первом месте стоит тема сотворения мира, космогония. Но не в этом случае. Здесь преимущественно описаны героические события, древние боги Рима, ритуалы и обряды, которые необходимо проводить.

Герои имели полубожественное происхождение. легендарные основатели Рима - Ромул и Рем - были детьми воинственного Марса и жрицы-весталки, а их великий предок Эней - сын прекрасной Афродиты и царя.

Боги Древнего Рима, список которых включает и заимствованных и местных божеств, насчитывает более 50 имен.

Цицерон писал:
«Благочестием, почитанием богов и мудрой уверенностью в том, что всем руководит и управляет воля богов, мы, римляне, превзошли все племена и пароды».

Римляне почти полностью переняли греческих богов - они просто дали им другие имена. Их образы, цвета, символы и заклинания остались теми же; все что вам нужно сделать, это просто заменить Зевса на Юпитера, и так далее; однако это не говорит о том, что они полностью совпадают.

Существует небольшая разница между римскими и греческими богами в том, что различные имена помогают лучше понять их. Как правило, римские боги серьезней и тверже греческих; они добродетельнее и надежнее. Некоторые считают римских богов слишком ограниченными и немного замкнутыми, однако они, конечно же, обладают и хорошими качествами. Например, некоторая жестокость Афродиты меньше выражена в Венере, Юпитер не такой деспотичный, как Зевс.

Выражение «вернуться в родные пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты - это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Римская богиня Юнона имела титул Монета - «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого слова произошло общее название денег - money.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину - богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон , а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Римский император Калигула однажды объявил войну богу морей Нептуну, после чего привёл войско к берегу и приказал солдатам бросать копья в воду.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет , к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Когда император умирал, его причисляли к богам, а к имени добавляли титул Divus – Божественный.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон . Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.

Все планеты Солнечной системы, кроме Земли, названы именами римских богов.

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее.





очень клево но хочу добавить
римские; те же греческие;
юпитер зевс
плутон аид
юнона гера
диана артемида
феб апполон
минерва афина
венера афродита
церера деметра
либер дионис
вулкан гефест
меркурии гермес
марс арес
01.03.12 диана

– богиня утренней зари. Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи. По другой версии Солнца – Гелиоса и Луны – Селены).

Артемида – дочь Зевса и Леты, сестра Аполлона, между женскими божествами то же, что и ее брат между мужскими. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица; сопровождаемая лесными нимфами, охотится по лесам и горам, охраняет стада и дичь. Она никогда не подчинялась силе любви, и, как Аполлон, не знает уз брака. В римской мифологии – Диана.

Афина – дочь Зевса, не имевшая матери. Гефест рассек секирою голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении. Она является олицетворением благоразумия Зевса. Афина – богиня ума, войны, наук и искусств. В римской мифологии – Минерва.

Афродита – дочь Зевса и Дианы, называется так потому, что произошла будто бы из морской пены. Она – богиня красоты, счастливой любви и брака, превосходящая всех богинь прелестью и изяществом. В римской мифологии – Венера.

Венера – в римской мифологии богиня садов, красоты и любви, отождествлялась с матерью Энея Афродитой. Венера была не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.

Геката – богиня ночи, властительница мрака. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.

Грации – в римской мифологии благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. В древнегреческой мифологии – Хариты.

Диана – в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.

Ирида – олицетворение радуги, соединяющей небо с землей, посланница богов, посредница в их сношениях между собою и с людьми. Это вестница Зевса и Геры и служительница последней.

Кибела – дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, считалась великой матерью богов. Она является олицетворением упорядочивающего стихийные природные силы начала.

Минерва – в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников.

Мнемозина – в греческом мифотворчестве богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида. Мать муз, которых она родила от Зевса. По числу девяти ночей, которые Мнемозина подарила Зевсу, и муз было девять.

Мойры – Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), дочери Никты. Мойры являются богинями судьбы, естественной необходимости, вечных и непреложных мировых законов.

Музы – богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины.

Немезида – богиня мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. Немезида была рождена Никтой в наказание Кроносу.

Персефона – дочь Зевса и Деметры, или Цецеры, супруга Плутона, или Аида, грозная повелительница теней, властвующая над душами умерших и над чудовищами преисподней, внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. В римской мифологии – Прозерпина.

Рея – в античном мифотворчестве греческая богиня, одна из титанид, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса. Культ Реи считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции.

Тефида – одно из древнейших божеств, титанида, дочь Геи и Урана, сестра и супруга Океана, мать потоков, рек и трех тысяч океанид, считалась богиней, дающей жизнь всему существующему.

Фемида – богиня правосудия. Греки называли богиню также Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи. Ее дочерьми были богини судьбы – мойры.

Хариты – дочери Зевса и океаниды Эвриномы, воплощали радостное, доброе и вечно молодое начало. Звали этих прекрасных богинь Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая"), Клета ("желанная") и Пейто ("убеждение").

Эвмениды – милостивые, благожелательные богини – одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини-мстительницы.

Эринии – дочери Земли и Мрака, страшные богини проклятия, мести и кары, восстававшие против преступников и карающие их только ради восстановления нравственного порядка в мире, преимущественно же выступают они мстительницами за нарушение освященных природою семейных прав. В римской мифологии – Фурии.

На сайте Энциклопедия мифологии древнего мира размещено более 150 статей о богинях античности, которые можно найти в нашем мифологическом словаре.

Мифы и Легенды * Боги Древней Греции и Рима

Боги Древней Греции и Рима


Википедия

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи:

* Зевс — верховный бог, бог молнии и грозы.
* Гера — покровительница брака.
* Деметра — богиня плодородия и земледелия.
* Гестия — богиня домашнего очага
* Посейдон — бог морской стихии.
* Аид — бог, владыка царства мёртвых.

А также их потомки:

* Гефест - бог огня и кузнечного ремесла.
* Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства.
* Арес - бог войны.
* Афродита - богиня красоты и любви.
* Афина - богиня справедливой войны.
* Аполлон - охранитель стад, света, наук и искусств. Также бог - врачеватель и покровитель оракулов.
* Артемида - богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле.
* Дионис - бог виноделия, производительных сил природы.

Римские варианты

В число олимпийцев входили дети Сатурна и Кибелы:

* Юпитер,
* Юнона,
* Церера,
* Веста,
* Нептун,
* Плутон

А также их потомки:

* Вулкан,
* Меркурий,
* Марс,
* Венера,
* Минерва,
* Феб,
* Диана,
* Бахус

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

* «Илиада» и «Одиссея» Гомера
* «Теогония» Гесиода
* «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
* «Мифы» Гая Юлия Гигина
* «Метаморфозы» Овидия
* «Деяния Диониса» - Нонна

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

* присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
* обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии:

* 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
* 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
* 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
* 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
* 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите, а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Религиозные представления древних греков

Основная статья: Древнегреческая религия

Олимп (Майков Николай Аполлонович)

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.
Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).
Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.
Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.
Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более глубокому изучению.
В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Volker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.
Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К. О. Muller).
Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.
Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).
В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).
Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins, 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Первое поколение богов

Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

Второе поколение богов

Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман).

Титаны

Титаны: Океан, Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос.
Титаниды: Тефида, Мнемозина, Рея, Тейя, Феба, Фемида.

Младшее поколение титанов (Дети титанов)

* Астерия
* Лето
* Астрей
* Перс
* Паллант
* Гелиос (персонификация солнца)
* Селена (персонификация луны)
* Эос (персонификация утренней зари)
* Атлант
* Менетий
* Прометей
* Эпиметей

Олимпийцы

Совет богов (Рубенс)

Состав пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12.

* Аид — главный бог. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Владыка подземного царства мёртвых. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец). Жена — Персефона (Прозерпина).
* Аполлон — греч. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог — прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами.
* Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит. Любовник или муж Афродиты.
* Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань.
* Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.
* Афродита — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза.
* Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар.
* Гермес — рим. Меркурий. бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).
* Гестия — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня — девственница.
* Гефест — рим. Вулкан. бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового).
* Деметра — рим. Церера. богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
* Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином.
* Зевс — главный бог. Рим. Юпитер. бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец, орел, молния.
* Посейдон — главный бог. Рим. Нептун. владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита.

Боги и божества водной стихии

* Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
* Посейдон — бог моря
* Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты
* Тритон — водный бог, вестник глубин, старший сын и полководец Посейдона
* Протей — водный бог, вестник глубин, сын Посейдона
* Рода — богиня воды, дочь Посейдона
* Лимнады — нимфы озёр и болот
* Наяды — нимфы родников, источников и рек
* Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты
* Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
* Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды
* Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид и рек
* Океаниды — дочери Океана
* Понт — бог внутреннего моря и воды (сын Земли и Неба, либо сын Земли без отца)
* Эврибия — воплощение морской стихии
* Тавмант — подводный великан, бог морских чудес
* Нерей — божество мирного моря
* Форкис — страж бурного моря
* Кето — богиня морской пучины и морских чудовищ, обитающих в глубинах морей

Боги и божества воздушной стихии

* Уран — олицетворение Неба
* Эфир — воплощение атмосферы; бог-олицетворение воздуха и света
* Зевс — бог-повелитель небес, бог грома

Основная статья: Ветры в древнегреческой мифологии

* Эол — полубог, повелитель ветров
* Борей — олицетворение северного бурного ветра
* Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
* Нот — южный ветер
* Эвр — восточный ветер
* Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
* Небула — нимфа облаков

Боги смерти и подземного мира

* Аид — бог подземного царства мёртвых
* Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
* Минос — судья царства умерших
* Радамант — судья царства умерших
* Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений
* Керы — демоны-женщины смерти
* Танатос — воплощение Смерти
* Гипнос — бог забвения и сна, брат-близнец Танатоса
* Онир — божество вещих и лживых сновидений
* Эринии — богини мести
* Мелиноя — богиня искупительных пожертвований для умерших людей, богиня преображения и перевоплощения; повелительница темноты и привидений, которые, при смерти, находясь в состоянии жуткого гнева или ужаса, не смогли попасть в царство Аида, и обречены вечно скитаться по миру, среди смертных (дочь Аида и Персефоны)

Музы

* Каллиопа — муза эпической поэзии
* Клио — муза истории в древнегреческой мифологии
* Эрато — муза любовной поэзии
* Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки
* Мельпомена — муза трагедии
* Полигимния — муза торжественных гимнов
* Терпсихора — муза танца
* Талия — муза комедии и лёгкой поэзии
* Урания — муза астрономии

Киклопы

(часто «циклопы» — в латинской транскрипции)

* Арг — «молния»
* Бронт — «гром»
* Стероп — «блеск»

Гекатонхейры

* Бриарей — сила
* Гиес — пашня
* Котт — гнев

Гиганты

(некоторые из примерно 150)

* Агрий
* Алкионей
* Гратион
* Клитий
* Мимант
* Паллант
* Полибот
* Порфирион
* Тоон
* Эврит
* Энкелад
* Эфиальт

Другие боги

* Ника — богиня победы
* Селена — богиня луны
* Эрос — бог любви
* Гименей — бог брака
* Ирида — богиня радуги
* Ата — богиня заблуждения, помрачения ума
* Апата — богиня обмана
* Адрастея — богиня справедливости
* Фобос — божество страха, сын Ареса
* Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
* Энио — богиня яростной и неистовой войны
* Асклепий — бог врачевания
* Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
* Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
* Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
* Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна

Неперсонифицированные боги

Неперсонифицированные боги — боги-«множества» по М. Гаспарову.

* Сатиры
* Нимфы
* Оры — три богини времён года и природного порядка