Талантливый человек. Что такое талант и гениальность в психологии

В последнее время стали очень популярны различные талант-шоу, благодаря которым мы узнали, что среди обычных людей - множество талантов! А что такое талант?

На первый взгляд, все просто. Талант - это проявление ярких способностей в определенной области, это особая одаренность, которую невозможно не заметить.

Но вот вопрос: является ли талант даром, которым наделены только исключительные личности, или его можно в себе развить?

Талант - дар природы?

В словаре Брокгауза талант определяется как высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области.

Сразу же вспоминаются имена знаменитых актеров, ученых, музыкантов, писателей. Достоевский, Бетховен, Менделеев, Миронов - вот кого, бесспорно, можно назвать людьми талантливыми, вот кого щедро наделила природа!

Талантливый ученый, словно живущий в мире абстракций, размышляющий над новым произведением писатель или создающий музыку композитор иногда кажутся остальным людям несколько странными...

То есть талантливый человек - особенный, тот, кто от рождения имеет выдающиеся способности? И обладателями талантов могут быть лишь избранные?

Да, талант - это, бесспорно, показатель особой одаренности. Но не избранности!

И в применении к обычным людям мы тоже нередко пользуемся словом «талант». И даже больше - каждый человек по своей природе в чем-то талантлив.

Как отыскать в себе талант

Не всем дано быть гениями в одной из наук, обладать уникальным художественным или музыкальным даром. А что мешает обычному человеку начать развивать в себе данные природой способности? Но для начала нужно их в себе отыскать. Как это сделать?

Прислушайтесь к своим желаниям, вспомните, о чем мечтали в детстве. Ведь способности в первую очередь проявляются в непреодолимом стремлении заниматься какой-то определенной деятельностью, в чем-то проявлять себя.

Такое желание может возникнуть еще в детстве или юности. А бывает, что искра таланта вспыхивает и в зрелом возрасте. В любом случае нужно не игнорировать это внутреннее чувство, а довериться ему.

Какие бывают таланты

Талантливый человек - какой он? И какие бывают таланты?

Еще в 1980 году американский психолог Говард Гарднер в своей книге «Рамки ума» выделил семь типов таланта. И хотя после него были описаны еще более 30 видов, эти семь и сейчас считаются основными. Вот они.


Доброжелательность и любовь к людям - тоже талант!

Сегодня все реже встречаются люди, которые могут по-настоящему посочувствовать, помочь, подставить плечо. Умение оставаться порядочным человеком в наше время тоже можно считать особым и довольно редким талантом. Даже искренние приветливость и доброжелательность - определенно талант. И он не менее важен для развития человечества, чем талант двигать вперед науку или развивать искусство.

Если способность к человечности не дана от природы, стоит приложить усилия, чтобы ее воспитать.

Вот и получается, что талант - это не только одаренность, данная Богом; он, прежде всего, зависит от человеческого упорства и желания становиться совершеннее.

Талантливые дети

Практически все дети имеют к чему-то особую склонность, а иногда проявляют наличие дарований сразу в нескольких сферах. Чтобы помочь ребенку раздуть зарождающуюся искру, родители должны вовремя обнаружить эти способности и как можно раньше начать развивать в ребенке творческий талант.

Ведь маленький человек вряд ли может научиться играть на музыкальном инструменте или писать картины самостоятельно, даже если у него к этим занятиям недюжинные способности. А если талантливый человек не будет иметь возможности столкнуться с предметом своей одаренности, то он может так никогда и не узнать о своем таланте.

Поэтому так важно дать ребенку испытать себя в разных делах и определить, что именно малышу нравится больше всего, к чему лежит его душа.

Попробовать свои силы и способности дети могут, посещая различные кружки и секции, а также участвуя в детских творческих конкурсах, которые организуются специально для того, чтобы отыскать молодые таланты.

А обнаружив у ребенка зачатки способностей, нужно их лелеять и развивать. Ведь если этого не делать, он может остаться просто увлекающимся любимым делом человеком. Да, он будет радовать своим дарованием близких и друзей, но не более того. А вот получив должную подготовку и развитие, дарование может круто изменить всю свою жизнь.

Но талант бывает настолько выраженным и ярким, что он сам не даст забыть о себе, вырвется наружу, словно нежный цветок, пробивающийся сквозь асфальт, и «зарыть его в землю» не получится даже при неблагоприятных условиях.

Два значения выражения «Зарыть талант в землю»

Раньше у выражения «Зарыть талант в землю» был совсем иной смысл, чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Как и само слово «талант», которое первоначально означало наибольшую денежно-счетную единицу в Древней Греции, Персии, Вавилоне.

Выражение «Зарыть талант в землю» пошло из евангельской притчи о том, как один богатый человек перед отъездом в другую страну раздал трем своим рабам таланты (монеты). Одному из них он отдал 5 талантов, второму - 2, третьему - 1. Первые два раба вложили данные им монеты в дело, а третий закопал свой серебряный талант в землю.

Когда господин вернулся, два раба отдали ему денег больше, чем получили. Третий же вернул только одну монету, которую сохранил в земле. Похвалу получили те, кто не зарыл свои таланты, а приумножил их. Третьего же господин назвал лукавым и ленивым.

В современном языке «Зарыть талант в землю» означает не развивать данный свыше дар.

Как развить талант

Обнаруженные способности нужно развивать, а это требует немалых усилий. Ведь талант - это не только необычайная одаренность, данная от рождения, но и развитая под влиянием упражнений.

Многие люди добиваются больших успехов и достигают известности благодаря тому, что развивают заложенные природой задатки трудолюбием и упорством. Именно из таких со временем получаются незаурядные экономисты и юристы, выдающиеся ученые, креативные дизайнеры, талантливые музыканты, актеры и литераторы.

Ведь сам по себе талант не имеет силы и никому не интересен. Он требует обработки, словно драгоценный камень, который будучи неотесанным, никому не виден. Чтобы заложенная в человеке способность, одаренность преобразовалась в талант, нужно затратить много времени и сил. Но это того стоит!

В каждом человеке заложено зерно таланта. Нужно уметь рассмотреть в наших детях будущих великих ученых, спортсменов, артистов, музыкантов, чтобы помочь им развить и реализовать данные от природы способности.

Также не нужно забывать о том, что и в себе отыскать талант никогда не поздно, стоит только разглядеть внутри себя ребенка и вспомнить, о чем он мечтал… И главное - не страшиться реализовывать эти мечты! Бояться нужно зарыть в землю данный природой талант.

Не менее важным, чем необычайные способности к наукам или творчеству, является талант быть Человеком - добрым, сострадательным, отзывчивым. Если наш читатель именно такой - он, бесспорно, чрезвычайно талантлив.

Многие люди просто физически не могут дать определения этому понятию. Они понимают, что это, но если попросить объяснить, то большинство просто перебирают синонимы к слову «талант». Так что такое талант?

Гений — 1% таланта и 99% труда

Если с трудом все понятно, то по поводу таланта могут возникнуть некоторые вопросы. В психологии талант понимается как уникальный набор особенных качеств человека, которыми он обладает с рождения. Эти особенности предопределяют те черты, которые в дальнейшем будут развиваться, а также то, в какой сфере будет реализовываться дар, чтобы принести наибольшую пользу обществу. В настоящее время талант характеризуется как особая способность к какому-либо занятию, делу.

Талант начинает закладываться в каждом человеке с самого рождения. Его можно назвать неким фундаментом, на котором будет создаваться личность, будет формироваться успешный и талантливый человек. Но стать таким человеком нелегко, для этого нужно приложить большое количество усилий и труда. Проведя цепочку умозаключений, можно прийти к выводу, что дело, которое человек будет выполнять долго и успешно и при этом его никто не будет заставлять это делать, – и есть дар.

Чтобы определиться с таким делом, человек должен попробовать себя в разнообразных сферах деятельности. Он должен набраться опыта, благодаря которому сможет понять, что ему лучше всего удается и что ему нравится.

Неподдельный талант можно обнаружить у себя в любой момент, даже если у вас уже есть какой-то успех в той или иной области. Но как узнать, какой талант есть у определенного человека?

Сейчас бытует мнение, что у одного человека может быть не один дар, а целое множество. Но это неправда, это миф. С момента появления на свет у человека только один главный талант, а вот проявляться он может по-разному, в различных областях и профессиях.

Как определить свои сильные стороны

Так как найти свой талант? Сейчас существует большое количество способов, с помощью которых можно определить свой дар. Вот один из них. Применяя данный метод, главное – настроить себя на поиск, также очень важно, чтобы вас никто не отвлекал. Методика предполагает несколько этапов:

1. Первый шаг. Нужно выявить все свои склонности. На данное занятие может уйти довольно много времени, но оно того стоит. Сконцентрируйтесь, и в итоге у вас получится список того, что вы умеете или чем хотите научиться владеть. Не забывайте, что склонности должны относиться к определенным профессиональным областям.

2. Второй шаг. Дальше спокойно, не торопясь, нужно перечитать список, обращая внимание на те эмоции, которые возникают при прочтении. На данном этапе также важна визуализация того действия, о котором вы сейчас думаете. Это поможет лучше распознать те эмоции, которые возникают у вас при занятии тем или иным делом. Не забывайте, что оно должно быть полезным не только для вас, но и для общества. Если вы почувствовали, что испытываете приятные эмоции, запишите это дело в отдельный столбец.

3. Третий шаг. Пожалуй, это самый трудный этап, так как над ним необходимо как следует потрудиться. Придется определить, что общего между делами, которые мы выбрали в предыдущем пункте. Что-то может дополнять друг друга, что-то – зависеть от другого. Велика вероятность, что всё это не получится с первого раза, тогда стоит повторить анализ снова.

4. Четвертый шаг. В результате обработки предыдущих данных вам станет очевиден именно ваш талант. Если быть точнее, у вас получится что-то вроде цепочки, звеньями которой будут характеристики вашего таланта.

5. Пятый шаг. Теперь нужно выбрать свои особенности, которые помогут в реализации таланта. Это может быть что угодно. Вы можете определить профессию, в которой будете талантливы, либо область деятельности. Но у вас точно составится свой план по развитию именно вашего таланта.

Определившись со своим даром, человек сразу начинает ясно понимать, что он должен делать дальше и зачем он в принципе живет. Знание своего предназначения помогает определиться в будущей профессии, и этим в настоящее время активно занимаются многие учебные заведения, такие как школы и университеты. Когда человек точно знает свой талант, он не будет тратить драгоценное время на поиски своего места в жизни.

Сколько людей, столько и талантов

Говоря о талантах, нельзя не упомянуть об их видах. Так какие бывают таланты? В настоящее время выделяют следующие таланты:

  • Вербально-лингвистический дар. Без данного таланта не обходятся юристы, писатели, также он очень нужен журналисту и переводчику.
  • Слуховой дар. Если вы думаете, что вы прирожденный музыкант или лингвист, вам не обойтись без этого дара.
  • Цифровой дар. Люди, владеющие цифровым даром, определенно математики, или физики, или программисты – в общем, технари.
  • Пространственный дар. Как известно, пространственным мышлением обладают дизайнеры и художники, и это тоже дар.
  • Физический дар. А кто говорил, что в спорте не нужен талант? Именно такой дар есть у спортсменов и танцоров.
  • Личностный/межличностный дар. Чтобы заниматься психологией, тоже нужно быть одаренным человеком.
  • Предпринимательский дар. Ну а тут и говорить нечего. Бизнес – это тяжелое занятие, и для этого должен быть дар.
  • И многие другие.

Определив именно свои незаурядные способности и превращая свои склонности в умения и навыки, человек постепенно будет приходить к все большему успеху. Каждый согласится, что успешность очень важна в нашей жизни. Успешным людям всегда рады, их всегда хотят видеть, за ними хотят идти.

Для того чтобы стать таким успешным человеком, нужно не только иметь талант, но и правильно преподнести его окружающим. Нужно четко понимать, что ты сможешь сделать с этим талантом, как можешь пригодиться обществу.

Когда человек развивает свой талант, он может претворить в жизнь все свои желания. Он может воплотить все надежды, которые возлагает на него как общество, так и он сам. Благодаря всему этому он становится удачливым и счастливым человеком.

Если человек реализует свой талант на полную мощность и с его помощью создает что-то грандиозное, то его называют гением. Таких людей особенно ценят в обществе, они имеют большое влияние на людей.

Если вы будете развивать свои самые сильные стороны, то до ваших недостатков уже никому не будет дела. Ведь человек не может быть идеальным во всем, но сделать что-то грандиозное в одной области он может. Автор: Ольга Морозова

Талант – это потенциал или изначально заложенная способность индивида. В толковых словарях значение слова талант определяется, как особые личные предрасположенности человека. С приобретением опыта они формируют навык. В противовес гениальности, когда человек считается одаренным во всем, и что, необходимо отметить, истории известны лишь отдельные случаи, когда личность талантливая имеет высокие способности, касающиеся одной, двух, а реже сразу нескольких сфер.

Значение слова талант интересно раскрывается благодаря греческому корню, который также обозначает меру веса, денежного расчета в древности. Здесь мы припомним притчу о розданных талантах, что повествует не лишь о монетах, но также поучает, как поступать с умениями, которыми природа одарила нас – не «хоронить» их, а всячески приумножать.

Что такое талант?

Талантливость находится выше просто хорошего результата, это особая , заметная даже окружающим как из ряда вон выходящие способности. Например, если у человека высоки способности к игре в шахматы, то тогда он при определенных усилиях показывает хорошую игру. Однако талант к игре станет проявляться, словно сам по себе, будет ощущаться через влечение к шахматам, а результаты будут превосходить результаты тех, кто просто имеет хорошие навыки. Это заметят и окружающие, считая такого игрока особым, словно имеющим сверхспособности от природы. По отношению к талантливости всегда есть какой-то трепет. Однако талант не всегда сразу виден. Если у талантливого человека никогда не было возможности столкнуться с предметом его одаренности, он может вовсе не ведать о своей способности.

Так бывает в жизни в неподходящих для развития этой сферы условиях. О выходцах из нижних экономических слоев населения или бедных стран снята не одна кинолента, которые при попадании в новую жизнь становились гениальными боксерами, танцорами, даже учеными, при наличии хоть небольшой подготовки.

Сложность выявления талантливости связана и с другими особыми условиями, не только экономическими – известны случаи, когда ребенка в школе посчитали умственно отсталым, но он при особом обучении не только добился высоких показателей в сфере своей одаренности, но и совершил открытия, был первопроходцем в новой области. Здесь также имеет значение свежесть взгляда, незамыленность знаниями, как правильно, что свойственно обывателям, которые не пытаются посмотреть на предмет изучения или тренировок с иной стороны, а словно по шаблону выполняют необходимые действия.

Талантливый человек сможет достигнуть сверхрезультатов как по обычной методике развития, так и даже часто без нее, либо сам будет стараться внести в нее личный вклад. В том, что делает талантливая личность, всегда виден ее особый почерк.

Не развивая свой дар от природы, человек часто остается просто увлекающимся, например, пением, радует этим хобби себя и знакомых. Но попав в надлежащие условия – на шоу талантов, и получив основы подготовки, он может круто изменить свою жизнь. Однако ярко выраженный талант часто не дает своему носителю спокойно жить, забыв о нем. Он словно рвется наружу, сила таланта иногда даже правит человеком, увлекая его и требуя, чтобы стремлению нашли выход – словно сильное растение пробивается сквозь асфальт.

Существуют истории, когда человеку запрещали следовать своему влечению родители, наставники, общество. Тогда у личности разгорался нешуточный между бессознательным мощным стремлением заниматься любимым делом и запретами на него. Особенно это было характерно для прежних, более деспотичных времен. И здесь даже можно отчасти понять тех, кто накладывал запрет. Например, потомственные врачи могли гарантированно обеспечить своему ребенку достойное и благополучное будущее, обучив его медицине, передав своих клиентов и известное имя. Однако особенно одаренные, талантливые от природы сын или дочь не всегда могли покориться этому ходу событий, чувствуя себя не вправе идти по этому безликому, пустому и несчастливому для них пути. Если помимо таланта человек обладал хоть сколь-нибудь выраженными волевыми качествами, то он мог противостоять давлению окружения и защищать свой дар, получая признание иногда уже только после смерти. Однако какое это признание!

Не один воистину великий человек был непризнанным в своем отечестве и времени. Зачастую — это окружение не хочет, не способно воспринимать нечто новое, отличное от привычного, противится новому веянию или даже агрессивно защищается от него. Некоторые таланты шли настолько вразрез с общественно признанной деятельностью, что и сам носитель не мог себе объяснить, что владеет им, и пытался бороться и искоренять влечения к таланту. Однако ни внешняя, ни внутренняя борьба с истинной талантливостью не приносит желаемых результатов, сила таланта лишь растет от борьбы. Многие выдающиеся, острые талантливые произведения, обычно художественные, были созданы как раз под влиянием этого конфликта, словно на изломе, в них прослеживается душевное колебание и даже страдание создателя. Но, как и в случае со своим творцом, позже они завладели умами и сердцами своих зрителей, а часто даже положили начало новому, революционному направлению, став впоследствии классикой.

Сам по себе, без развития, проб, тренировок, подчас даже мучительных часов, проведенных над ним, без своего проявления – талант не имеет силы, не интересен окружающим. Подобно драгоценному камню, он требует от своего мастера филигранной обработки, дабы из неотесанного куска камня превратиться в сияющую драгоценность. Время и труд, затраченные в направлении развития своего таланта – следующий необходимый шаг, чтобы заложенная способность преобразовалась в нечто большее, нашла свое проявление.

Дабы быть полезным и признанным, надо не только знать, что я талантлив, но и определить, в какой форме мир может воспринимать мой талант сегодня, а затем приложить усилия и затратить время. Работая, основываясь на свою талантливость, ее обладателю нужно догнать тех, кто путем упорного труда в этом направлении сейчас получает наилучшие результаты.

Сегодня талантливость часто имеет практическое применение, является источником заработка и мечтой многих людей – работать в сфере своих интересов. Поэтому понимание рынка как приемника результатов талантливого труда очень важно на сегодняшний день.

Виды таланта

Еще в 1980 году Гарднер в своей книге разделил способности и выделил типы таланта. Они и сейчас хорошо иллюстрируют основные группы талантов, хотя после Гарднера было выделено еще более 30 видов.

Вербально-лингвистический талант – это способность четко формулировать свои мысли и красиво их выражать, острота ума и слова. Этот талант присущ выдающимся журналистам, ораторам, писателям.

Цифровой талант – это умение разбираться с цифрами и различного рода точными символами. Он характерен для математиков, программистов и экономистов, которые воспринимают мир через точные выражения и способны быстро проводить исчисления. Явно одаренные в цифровой сфере люди словно живут в мире абстракций и без развития социальных навыков могут даже выглядеть странно для остальных людей.

Пространственный тип таланта есть не что иное, как умение ориентироваться в пространстве и творчески его преобразовывать, что встречается у дизайнеров и художников. Часто у них есть свой особый взгляд на действительность, и они выражают его в предметах искусства. Однако есть и те, кто талантливы именно в передаче реалистичного мира, могут в точности, словно на фотокарточке воссоздать вид.

Физический талант свойственен людям, которые отлично владеют своим телом и органами чувств. Здесь самый широкий спектр занятий от выдающихся работников физического труда до искусных танцоров. Люди этого типа по стилю восприятия противоположны людям математического склада, поэтому обучение для физически одаренных должно быть на практике, через телесность.

Личностный или эмоциональный талант отвечает за способность распознавать свои и чувства, проживать глубокую внутреннюю жизнь. Этот вид талант сродни , наблюдению за своей психической жизнью и противоположен . Его можно заметить, например, у выдающегося писателя Достоевского.

Межличностный талант помогает в общении с другими людьми и нужен учителям, политикам, актерам и общественным деятелям.

В отдельную группу Гарднер выделяет также такой тип, как талант окружающей среды. Это умение гармонично вписываться в природу, окружающий мир и соответствовать ему, оно свойственно прирожденным земледельцам и дрессировщикам животных.

Эти типы таланта могут сочетаться между собой. Например, человек, одаренный пространственным и цифровым типами таланта, может стать хорошим архитектором. А эмоционально и межличностно одаренный – хорошим психологом.

Как найти свой талант?

Распознание таланта похоже на поиск своих сильных сторон, однако найти в себе таланты и способности есть нечто большее.

Как обнаружить талант в себе, своих детях, признать в других людях, помочь в его раскрытии? Для этого следует проанализировать предыдущие достижения или факты, ответив, какие из этих результатов выдающиеся.

У маленького ребенка можно распознать талант, пробуя его в разных видах деятельности: предлагая спеть, станцевать, сконструировать. И может обнаружиться, что ребенок спел прекрасно, с , без специальной подготовки лучше, чем другие дети. Часто даже дети сами тянутся к тому, в чем заключается их талант. Талантливого в пении ребенка не нужно заставлять петь, он наверняка будет напевать часто, с удовольствием, а его родители без труда заметят его любовь и способность к пению. И здесь уже важно правильно распорядиться талантом, данным от природы – дать ему возможность дальнейшего развития, предоставить условия, словно почву, полив, свет и удобрение для цветка.

Как найти в себе таланты и способности? Ниже предлагается методика, благодаря последовательным шагам которой можно определить свои таланты.

Шаг 1. Какая ваша мечта? Припомните свои мечты с детства вплоть до нынешнего момента, выпишите их.

Шаг 2. Разделите их на категории: иметь и быть. Первая категория касается желаний обладания какими-то вещами. Тогда как вторая – желания быть кем-то, стать тем человеком, о ком вы мечтали. В дальнейшую работу по методике мы берем только мечты из второй категории.

Шаг 3. Выпишите те профессии, которые находят в вас отклик. Вспомните тех людей, на чьем месте вы желали быть.

Шаг 4. Чем нравится заниматься вам? Добавьте в перечень те занятия, которые приносят вам истинное удовлетворение, те, что не требуют для вас принуждения, а наоборот, радуют.

Шаг 5. Все выписанные мечты, любимые занятия и профессии объедините, и проверьте, какие вызывают положительные эмоции у вас. Для наибольшей точности представьте себя в каждой роли максимально детально, визуализируйте ее так, словно это есть ваша реальность сейчас. Дайте оценку вашим ощущениям в теле и эмоциям по шкале из 10 баллов.

Шаг 6. Вычеркните из списка те сферы, что получили низкие оценки – это те желания, от которых легко можно отказаться.

Шаг 7. Сгруппируйте получившийся список ваших склонностей, если отдельные из них имеют связь. Например, в одном желании вы хотите петь, а в другом – получить признание и известность, тогда они логически объединяются в стремление стать известным певцом.

Шаг 8. Назовите каждую группу каким-то талантом, например, как в прошлом примере – талант пения.

Шаг 9. Ищите связь между образовавшимися группами. В жизни на практике ваши склонности обязательно поддерживают друг друга или конфликтуют, однако в итоге образуют неповторимое индивидуальное сочетание.

Шаг 10. Какое применение можете найти вы своим способностям? Рассмотрите каждую группу наклонностей, объединенных как талант, и связи между ними, чтобы найти возможные для вас пути реализации этих способностей. Каждой профессии или сфере деятельности дайте оценку по шкале снова из 10 баллов и выделите наиболее перспективные.

Шаг 11. Из конкретных деятельностей выберите ту, что наиболее близка вам, нравится и имеет высокие шансы принести вам успех. Это и будет ваш талант.

Тема урока: «Я талантливый ребёнок…»

Цель:

Поговорить о самоценности человеческого «я

Ход урока.

1. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы узнаем: Слайд № 1..

§ Что такое талант?

§ Каких людей мы называем талантливыми?

§ Можем ли мы себя назвать талантливыми людьми?

§ В чём может проявиться талант человека?

§ В чём можно достичь высот?

2. Вступительная беседа учителя.

· Чем человек отличается от других существ?

Речь отличает человека от других существ. Язык и общение отличает человека от всего живого

· Все мы очень разные. Вы слышали о том, что Дима Билан победил на конкурсе «Евровидения»?

Дима Билан талантливый человек? В чём?

Как он достиг победы?

· В телевизионной передаче «Звёзды на льду» фигуристы устанавливают рекорды. Эти люди талантливые?

В чём проявляется их талант?

· Можете ли вы назвать какие-либо рекорды?

· Какого человека можно назвать талантливым?

· Что такое талант?

3. Что такое талант? Слайд № 2.

Талант - выдающиеся врождённые качества, особые природные данные.

Талантливый – обладающий талантом, проявляющий талант.

С. И. Ожегов. Словарь.

4. Запись в тетради.

Талант. Талантливый.

5. Портрет М. Ю Лермонтова.

§ Поэт,

§ Писатель,

§ Художник,

§ Музыкант.

Можно ли отнести всё это к одному человеку?

· Показать автопортрет. М.Ю Лермонтова

· Показать М.Ю Лермонтова в возрасте 4 лет.

(Только что умерла его мама. Бабушка заказала его портрет художнику, т. к. фото не делали).

· Что в руке у мальчика? (Лист бумаги и мелок).

· Это случайно? (Нет, мальчик очень любил рисовать.)

В его комнате бабушка попросила устлать пол куском материи, чтобы мальчик мог рисовать свои картины в большом виде. А когда Миша подрос, бабушка отдала его учиться художественному мастерству.

· Показать картину М.Ю Лермонтова «Вид Крестовой горы».

А ещё М.Ю Лермонтов был хорошим музыкантом, но его музыка не дошла до нас. Отлично играл на фортепиано, на скрипке, пел арии из опер.

Вот это и есть талант. И зарождается он в детские годы. Может проявиться во многом.

6. Поговорим о себе и о своих товарищах.

У кого какие таланты, в чём они проявляются? Выслушать детей.

Слайд № 3. «Где может проявиться талант человека?

§ В науке.

§ В спорте.

§ В живописи и рисовании.

§ В музыке и пении.

§ В моделировании.

На своей «ладошке»- рисунке закрашивают кружочки на пальчике карандашами разного цвета.

Что мы теперь имеем. У каждого из вас есть какой-то талант. А у кого-то их несколько.

7. Выступления и представление некоторых детей.

§ Награды за олимпиады имеют:

§ Аня Р. хорошо поёт.

§ Занимаются моделированием:

§ Таня С. прекрасно поёт и танцует.

§ Замечательно рисуют:

§ Задорно исполняют частушки:

§ Успехи в спорте имеют:

§ Владеют музыкальными инструментами

Наш класс – класс талантливых детей

8. « Как помочь таланту расти?» Слайд № 4 .

§ Много работать, трудиться, читать.

§ Талантливого человека нужно чаще хвалить

Тогда я прошу вас, ребята, вспомнить, когда и за что вы похвалили в последний раз другого человека, и как он на это реагировал?

9.. «Как вы понимаете это выражение «Зарыть талант в землю»

(дать заглохнуть таланту)

10.. « Талантливый человек – это…»

§ Способный;

§ Трудолюбивый;

§ Скромный;

§ Умный;

§ Интересный;

§ Любящий книгу и хорошо читающий;

§ Любознательный;

11. На своих страничках-ладошках записать те качества, которые есть у тебя.

Домашняя работа. Написать мини-сочинение на тему «Как я буду помогать расти моему таланту».

12. Скромность – сестра таланта.

Петя занял первое место в городе по шахматам. Когда он пришёл в класс, ребята попросили его рассказать, как он добился такого успеха. Петя отвечал очень коротко на вопросы друзей, но сам так ничего и не рассказал. «Зазнался!»,- подумали ребята, а некоторые даже обиделись.

А как бы вы поступили на месте Пети?

Какие правила надо выполнять, чтобы быть скромным:

§ Рассказывать о себе только самое необходимое;

§ Не хвалиться тем, что было и что будет;

§ Не говорить о себе хорошо, а о других плохо.

13. Подведение итогов занятия.

Тебе от Господа даны таланты,

Ты приумножь их, в землю не зарой.

Как это сделать, знаешь только сам ты,

Но честным должен быть тот способ твой.

И вот когда пред Господом явиться

Тебе придётся, чтоб долги отдать,

Сторицею твой труд вознаградится,

С тобою вечно будет благодать.

Инна Высоцкая.

14. Концерт детей.

В жизни бывает всякое. Часто работа не по душе, район проживания не тот или семья не относится к человеку так, как ему хотелось бы. Закрадывается мысль, что это явно не самое полное раскрытие нашего потенциала. Так сказать, жизнь на «тройку» свойственна многим людям в наше время. Чем это вызвано и как это изменить, расскажет эксперт Bright. О том, кто такой талантливый человек ниже.

Эксперт

Антарам Егиазарян

коуч, тренер, лецензиат Международного Прикладного Образования.
Консультант в области карьеры и образования

Не зарывайте то, что дано вам природой.

Cегодня отводила свою девятилетнюю родственницу в поликлинику. По дороге она мне что-то оживлённо рассказывала, а я прилежно делала вид, что слушаю, в голове же крутились потенциальные формулировки и предложения, которые в будущем должны были стать частью этой статьи. Чтобы поддержать беседу, я спросила у девочки, что, по её мнению, означает слово «талант»?
К моему удивлению, она вдруг стала страшно серьёзной и заявила, что талант – это особый дар, которым наделены все люди без исключения. Кто-то талантливо рисует, кто-то вышивает, кто-то поёт, а кто-то помогает другим. «А если никаких видимых признаков таланта не наблюдается? – спрашиваю я. – Ни голоса, ни слуха, ни художественного вкуса, вообще никаких отличительных особенностей?» «Нет, такого не бывает, талант обычно проявляется сам по себе ещё в детстве, но он может прятаться, и тогда родители должны ребенку помочь отыскать его. Если они этого не сделали, то талант спит, пока человек сам его не разбудит, ну или пока он не станет добрым. Это тоже талант. Но людей без талантов не бывает». Вот так, понимаете? Людей без талантов не бывает. Мнение ребенка девяти лет, которое поразило меня. Многие уверены, что люди делятся на тех, кому дано и кому не дано, искренне веря в афоризм «талантливый человек – талантлив во всём», а если не во всём - то и не талантливый вовсе. Они не допускают мысли, что талант – обязательная составляющая любого человека, как нос, сердце или кожа, а не привилегия избранных везунчиков. Новое понимание проблемы ставит ряд вопросов: что же тогда на самом деле есть талант? Правда ли, что люди изначально уже рождаются талантливыми, но просто не все реализуют свой потенциал? И если талантами обладают все без исключения, то как найти в себе свой талант, как его развить?

О таланте как таковом

Итак, начнём с начала, «талант» — это… У древних греков талант – это высшая единица веса и монеты, измеряемая в золоте. Происхождение современного определение «таланта» уходит корнями в Новый Завет, в притчу о трёх рабах и трех монетах - «талантах», одна из которых была закопана, другая разменяна, а третья – приумножена. Оттуда и пошло крылатое выражение «зарыть талант в землю», но имеют в виду под этим не монету, а Божественное дарование. Словарь Брокгауза даёт следующее определение: талант - это высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области. Талантливый человек, соответственно, тот, кто обладает этими выдающимися способностями. А кто именно? В какой области? На ум сразу приходят имена знаменитых актеров, певцов и писателей, само собой. Но выделить кого-то одного попросту не удается. Трудно представить, например, современный Голливуд без таких актеров как Том Хэнкс, Анджелина Джоли, Брэд Питт, Эдвард Нортон, Кевин Спейси и без многих других. Кто из них талантливей? Каждый по-своему. Суть Вы улавливаете? Талант — это показатель одарённости, но не избранности, это то, что может отличать не только одного, а многих людей даже в пределах одной профессиональной области. А как насчет тех, кто не является представителями бомонда? Легко применять слово «талантливый» к тому, чьё имя на слуху, а лицо, извините за пошлость, на виду. Но ведь в обычной жизни мы тоже часто слышим и употребляем сами этот эпитет относительно вроде бы заурядных людей самых заурядных профессий. Чего далеко ходить за примером? Пока я пила свой кофе и размышляла о статье, за барной стойкой началось представление: бармен подкидывал бутылки, вытворял что-то невероятное с шейкером, поджигал, замораживал, заставлял коктейли извергать клубы белого плотного пара. И вроде бы, ничего тут такого. Многие бармены это умеют, есть мастера, которые в два счета заткнут его за пояс. Однако все посетители искренне и долго аплодировали пареньку, а женщина за соседним столиком восхищалась дольше остальных и в итоге резюмировала: «Талантливый мальчик». А ведь и правда, талантливый парень, и трюки тут, в общем-то, ни при чём. Его талант заключался в нём самом, а не в отработанных и выточенных навыках. Прежде всего, в обаянии и умении очаровывать, что он и продемонстрировал. Искренняя улыбка, адресованная всем и каждому в отдельности, приятельский, но сдержанный тон и сверхвнимательность. Даже во время трюков он умудрялся наливать кофе, не забывая положить маленькую зефирку на блюдце возле чашки и пожелать приятного вечера каждому новому гостю. Разве это не талант? Он самый. Это наблюдение натолкнуло меня на вполне логичный вывод. Можно разделить талантливых людей на две большие группы, которые, впрочем, отнюдь не исключают друг друга. Есть люди, которые своим упорством, совершенствованием навыков, трудолюбием развивают изначально заложенные в них задатки. И тогда получаются талантливые юристы, незаменимые экономисты, выдающиеся химики и физики-ядерщики, поражающие воображение дизайнеры, оскароносные актеры, певцы-грэммивцы и писатели-пулитцеровцы. А есть вторая категория, на мой взгляд, не менее значимая. В наше неоднозначное время особым талантом является умением оставаться порядочным, отзывчивым, справедливым, верным и добрым человеком, сталкиваясь при этом ежедневно с безнравственностью и дикостью. Даже быть приветливым и доброжелательным – уже какой-то отдельный талант. Воспитание в себе этих качеств требует не меньших усилий и труда, чем профессиональные навыки. Хорошо это или плохо, но быть сегодня настоящим сочувствующим человеком – это большой и редкий талант. Однако повторюсь, что одно не исключает другого. Талантливый юрист вполне может быть отзывчивым благодетелем, как и талантливый физик-ядерщик – верным другом. Так что же получается? Значит, талант – это не только врожденная одарённость, это то, что зависит целиком и полностью от нашего желания и упорства. Будь то беспрецедентная доброта к людям или писательское мастерство.

Талантливые детки

Но поговорим вот ещё о чём. Вы заметили, что последнее время на каналах всё больше появляется передач про талантливых детей? Гораздо больше, чем про взрослых. И это неспроста. Ученые уже давно доказали, что практически все дети потенциально обладают незаурядными способностями и имеют склонность к какому-либо виду деятельности, иногда к нескольким. Задача родителей – распознать и помочь развить эти способности. Ярко выраженными они становятся в возрасте 10-13 лет, однако есть детки, которые проявляют себя уже в очень раннем возрасте. Так, лично меня поразил малыш на одном из подобных шоу. В свои три года он уже имел второй разряд по шахматам! А другой мальчик нашёл свое призвание в изучении космоса. Он ориентировался среди звезд и планет так легко, будто изучал их много лет. Или девочка, ещё толком не научившись говорить, уже с легкостью называла столицы всех стран мира. О чём это говорит?
О том, что дети, действительно, проявляют себя довольно рано, и родителям нужно не упустить момент, чтобы помочь ребенку развить в себе эту жилку. Конечно, во многом, именно подобные передачи способствовали всплеску талантливых детей в стране, но это, наверное, даже плюс, так как вдохновленные чужим примером родители стали внимательней смотреть на своих собственных чад, прислушиваться к ним. Но, как было сказано, не все родители могут увидеть, и не каждый ребенок знает, чего хочет. Но это отнюдь не повод считать себя бездарным. Нужно пробовать, испытывать себя. Мы, взрослые, очень боимся казаться смешными, боимся быть осуждёнными, и поэтому не рискуем заглядывать в себя, искать там ту самую ниточку. Мы всегда думаем, что уже поздно. Но поздно – на том свете. Это я к чему. Нельзя бросать попытки найти себя, сколько бы Вам ни было лет, нельзя бояться открыть себя миру с новой стороны. Важно помнить, что человек изначально уже талантлив, нужно просто позволить таланту проявить себя, а затем не лениться работать на него в поте лица.

Итоги

Если резюмировать весь вышеизложенный поток мыслей, то получится примерно следующее.
1) Во всех людях заложен потенциал, уже изначально каждый из нас носит в себе зерно таланта.
2) Талант – это не только доведённые до совершенства навыки, просто быть человеком – тоже большой талант, как и быть дружелюбным или отзывчивым. Вы переживаете, что время идёт, а талант всё не проявляется? Критически взгляните на себя. Если окажется, что Вы добрый и отзывчивый человек, если Вы – душа компании, если к Вам идут за советом, и даже если Вы одеваетесь стильно и со вкусом без советов Эвелины Хромченко, то, поздравляю, Вы уже талантливый человек. Просто не в общепринятом смысле.
3) Научитесь «видеть» своих детей, в них живут великие ученые, астрономы, географы, спортсмены и балерины. И от взрослых во многом зависит, как быстро ребенок сможет проявить себя и начать расти и развиваться, совершенствуя свой талант.
4) Взрослые – это большие трусишки, которые боятся сделать лишний шаг или, не дай Бог, ошибиться. Но делать шаги нужно, прежде всего, внутрь себя. Там живет талантливый ребенок, который ждёт своего часа.
5) Лень губительна, как и страх. Поэтому, как бы ни было трудно, не отказывайтесь от своего дара, тот, кто умеет ждать, – всегда побеждает. Станет легче. И не ленитесь.
У Заболоцкого есть замечательное стихотворение «Не позволяй душе лениться…», мне оно помогает, возможно, поможет и Вам. Есть у таланта и наивысшая точка – это гениальность. Ей страдали такие великие люди как Джексон, Чаплин, Толстой, Менделеев и другие. Вы знаете, помимо самой гениальности, объединяет их и другая общая черта: они все мертвы. Не зря говорят, что гениальными становятся посмертно. Поэтому живите здесь и сейчас, ничего не бойтесь, прислушивайтесь к себе, заглядывайте вглубь, не зарывайте то, что дано Вам природой, и помните: «Людей без талантов не бывает».

Не зарывайте то, что дано Вам природой!