Анализ произведения 3 части гоголь мертвые души. Анализ Мёртвые души

Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, хотя это название формально не соответствовало тогдашнему пониманию поэмы как жанра. Отличительным признаком поэмы Белинский считал, что она «охватывает жизнь в ее внешних моментах». Это определение соответствовало широко распространенному в русской литературе жанру героической поэмы-эпопеи.

В литературе XIX века до Гоголя большим успехом пользовалась романтическая поэма, где внимание сосредоточивалось на сильной и гордой личности, на ее трагической участи в условиях современного общества.

Произведение Гоголя не похоже ни на героическую эпопею, ни тем более на романтическую поэму. Не случайно определение «Мертвых душ» как поэмы явилось одним из поводов ожесточенных нападок на Гоголя реакционной критики, стремившейся истолковать комическое у Гоголя как карикатуру, сатирическое — как следствие холодности и нелюбви писателя к отечественному или склонностью к шутке, острословию, к мистификации читателя.

Нашлись и такие критики, для которых жанровое определение «Мертвых душ» послужило поводом для восторженной апологии Гоголя и его нового творения. Но такие похвалы оказывались опаснее прямой брани критиков-реакционеров, ибо за этими похвалами скрывалось то же стремление выхолостить из поэмы ее критический, сатирический пафос.

К. Аксаков ставил поэму Гоголя в один ряд с «Илиадой», ее создателя провозгласил новым Гомером, возрождающим древний эпос, а утверждающийся в повествовательной литературе роман считал ничем иным, как измельчанием и вырождением древнего эпоса.

Белинский, полемизируя с К. Аксаковым о жанровой природе «Мертвых душ», отверг его утверждение о «Мертвых душах» как о своего рода «Илиаде» нового времени. Критик показал, что поэма «Мертвые души» диаметрально противоположна «Илиаде», ибо в «Илиаде» жизнь «возведена на апофеозу», а в «Мертвых душах» она «разлагается и отрицается». Великое значение произведения Гоголя, писал критик, заключается в том, «что в нем сокрыта и разанатомирована жизнь до мелочей и мелочам этим придано общее значение». Белинский oтверг утверждение Аксакова о романе новейшего времени как о свидетельстве измельчания древнего эпоса. Он указывал, что характернейшей чертой литературы нового времени является анализ жизни, нашедший художественное выражение именно в романе. «Илиада» же Гомера есть выражение жизни древних греков, их содержания в их форме

Произведение Гоголя, писал Белинский, представляет собой широкую картину жизни современной России. Самый характер идейно-художественного задания писателя идет прежде всего и от Пушкина, много размышлявшего о прошлом и о путях исторического развития своей Родины. Масштабность проблематики «Мертвых душ» может быть соотнесена с проблематикой «Медного всадника» или философических писем Чаадаева. Поставленные в них вопросы были узловыми в 30-е годы. Они определяли размежевание борющихся сил, а поэма Гоголя обостряла и ускоряла это размежевание. Учитывал Гоголь и традиции социального и нравственно-описательного романа России и Запада.

Сюжет его поэмы весьма прост: это похождения Чичикова. «Пушкин находил, — писал Гоголь, — что такой «сюжет» «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Сам Гоголь также неоднократно утверждал, что для того «чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней поездиться самому». Задача требовала воспроизведения общей картины жизни самодержавно-крепостнической России («Вся Русь явится в ней»), и обращение к жанру путешествия оказалось естественным и закономерным.

Разъезды Чичикова по Руси для скупки мертвых душ оказались очень емкой для художественного обрамления материала формой. Форма эта несла в себе большой познавательный интерес, потому что в поэме путешествуют не только Чичиков, а и незримо для него (но зато вполне зримо для читателя), едет со своим героем автор. Именно ему принадлежат зарисовки дорожных пейзажей, путевых сценок, разнообразные сведения (географические, этнографические, экономические, исторические) о «проезжаемой» местности. Указанные материалы, являющиеся неотъемлемыми компонентами в жанре «путешествия», служат в «Мертвых душах» целям более полного и конкретного изображения русской жизни тех лет.

Именно автор, встречаясь с представителями помещичьего, чиновничьего и народного мира, создает богатейшую галерею портретов-характеров помещиков, чиновников, крестьян, соединяя их в единую, целостную картину, в которой все служит тому, чтобы обнаружить пружины поступков и намерений людей, мотивировать обстоятельствами и психологией персонажей любой поворот в сюжете. «Мертвые души» — это художественное исследование, где все как бы рассчитано, каждая глава имеет свой предмет. Но одновременно в эту строго выверенную схему врываются всякого рода несообразности, неожиданности. Они и в описаниях, и в чередовании планов, историй, в самом характере «негоции» Чичикова, в ее развитии, в суждениях о ней обывателей города N. Вдумываясь в эти несообразности, всматриваясь в развертывающуюся общую картину жизни, современной Гоголю, читатель начинал понимать, что эти несообразности, алогизмы есть характерные черты русской жизни, и не столько Чичиков с его мошенническими «пассажами», сколько огромная эпическая тема, тема России составляет суть произведения, и эта тема присутствует на всех страницах поэмы, а не только в лирических отступлениях. Вот почему нельзя рассматривать персонажи «Мертвых душ» порознь. Вырвать их «из контекста, окружения, всей массы действующих лиц поэмы — это значит рассекать ее на части и тем самым убивать ее смысл», — замечает советский исследователь творчества Гоголя (Гуковский Г. Л. Реализм Гоголя. М., 1959, с, 485—486).

Автор, наполняя свое путешествие большим общественным и патриотическим содержанием, опирается, несомненно, на Фонвизина («Письма из-за границы»), Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), Пушкина («Путешествие Онегина»).

Но «Мертвые души» не роман приключений или путешествий. Никакой усложненности сюжета здесь нет, как нет и никакого нарушения жизненной и художественной логики. В произведении не рассказывается о жизни и страданиях одного героя, подобного Онегину или Печорину. В нем нет и поэзии любви, играющей такую важную роль в развитии сюжета в романах «Евгений Онегин», «Герой нашего времени». Гоголь в «Мертвых душах» порывает с семейно-бытовым сюжетосложением и начинает другой, новый тип русского романа. Хотя в его произведении и живописуется частная жизнь, протекающая во «вседневности», но протекает она во «вседневности» социальной. Писатель сознательно отказывается от веками разработанной любовной завязки и любовной интриги. Раскрывая уродства современной ему русской жизни, он показывает, что не любовь, не страсть, а низменные, пошлые «задоры» — и самые сильные из них: «денежный капитал, выгодная женитьба» — оказываются главным стимулом поведения «мертвых душ» помещичьего и чиновничьего мира.

Взгляд па жизнь сквозь «видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы», глубина проникновения художника в действительность, суровый и бескомпромиссный ее анализ, гражданский пафос, наполняющий произведение, трагическое значение комического — все эти качества присущи именно реалистическому роману. Тем самым произведение Гоголя — это крупнейшее завоевание русской литературы и составляет новое звено в истории русского реалистического романа XIX века.

С особой силой Белинский подчеркивал сатирический, критический пафос «Мертвых душ», направленный против русской крепостнической действительности.

Считая мерой «достоинства поэтического произведения верность его действительности», Белинский указал на непоправимую ошибку общего замысла «Мертвых душ» как поэмы, заявив о невозможности реализовать этот замысел средствами реализма, ибо «субстанция народа» может быть предметом поэмы как эпического произведения «только в своем разумном определении, когда она есть нечто положительное и действительное, а не гадательное и предположительное, когда она есть уже прошедшее и настоящее, а не будущее только» (Белинский В . Г . Полн. собр. соч. в 13-ти т. М., 1956, т. VI, с. 420). И все же Белинский нигде не называет «Мертвые души» романом.

О жанровом своеобразии произведения Гоголя JI. Толстой говорил: «Я думаю, что каждый большой художник должен создавать свои и формы. Если содержание художественных произведений может быть бесконечно разнообразным, то так же и их форма... возьмем «Мертвые души» Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».

Почему же «Мертвые души» Гоголь назвал поэмой? В слова «поэзия» и «проза» он вкладывал смысл более широкий, чем «стих» и «проза»: и прозаический род, говорил он «может неприметно возвышаться до поэтического состояния и гармонии», отчего ряд произведений, написанных прозой, можно отнести к произведениям поэтическим.

Гоголь разделяет повествовательную литературу на виды и жанры в зависимости от широты охвата действительности. Повествовательная литература тем значительнее, чем убедительнее поэт доказывает свою мысль не прямыми высказываниями от себя, а в живых лицах, «из которых каждое своей правдивостью и верным сколком с природы увлекает внимание читателя». Произведение от этого нисколько не теряет своего воспитательного, «дидактического» значения. Более того, чем естественнее, жизненно правдивее будут развертываться в нем события, тем действеннее его воспитывающее значение.

Гоголя не удовлетворяли существовавшие формы литературы (роман, повесть, драма, баллада, поэма). Он выступает против безыдейных произведений, где отсутствие мысли прикрывается эффектностью происшествий или копированием натуры, а автор предстает простым описателем.

Самое полное и самое великое создание повествовательной литературы, по утверждению Гоголя, — поэтическая эпопея. Ее героем является всегда лицо значительное, вступающее в «соприкосновения» со множеством людей, событий, явлений. Эпопея «объемлет» не отдельные черты жизни — в ней находит свое выражение «вся эпоха времени», среди которого действовал герой, с образом мыслей, верованиями, со всей суммой знаний, каких достигло к тому времени человечество. Эпопея есть высший вид искусства, не стареющего ни в своей познавательной, ни в эстетической сущности, так как в ней дана картина жизни целого народа, а иногда и многих народов. Ярчайший образец эпопеи — «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Роман в представлении Гоголя также может быть явлением поэтическим. Но он не есть эпопея, так как изображает не всю жизнь, а ограничивается только происшествием в жизни — правда, настолько значительным, что оно заставило «обнаружиться в блестящем виде жизнь, несмотря на условленное пространство».

Но Гоголь находил, что в новое время появился еще один, совершенно особый род повествовательной литературы, составляющий «как бы сердцевину между романом и эпопеей» — так называемый «малый вид эпопеи». Герой в «малой эпопее» частное, невидное лицо, не обладающее множеством связей с людьми, событиями и явлениями эпохи, но все же значительное «во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». Здесь нет всемирного охвата явлений, как в эпопее, тем не менее «малая эпопея» раздвигает жанровые рамки романа. Роман, но мысли Гоголя, скован в своих возможностях ограниченным кругом избранных для изображения лиц, движением сюжета и суженностью пространства. В романе автор не может по личному усмотрению распоряжаться героями, их связи и отношения между собой и окружающим миром определяются происшествием, в котором они «запутались» и которое должно раскрывать человеческие характеры. Вот почему в романе все должно быть строго продумано: завязка, события, действующие лица.

«Малая эпопея» не знает таких ограничений и в отличие от романа несет в себе «полный эпический объем». Он достигается тем, что автор ведет героя «сквозь цепь приключений и перемен» с тем, чтобы предоставить читателю «вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени». Такое произведение представляет собою широкое полотно жизни, имеет свободную композицию. В нем окажется и большое количество действующих лиц, многие из которых не очень тесно связаны с главным героем, с его судьбой. В таком произведении описательный эпический элемент органически объединяется с элементом лирическим, ибо жизнь раскрывается и через авторские переживания. Наконец, такое произведение одухотворено и высокой целью, так как в его задачи входит стремление автора привлечь «взгляд наблюдательного современника», ищущего в былом «жизненных уроков для настоящего». Оно, по глубочайшему убеждению Гоголя, есть создание поэтическое, хотя и написано прозой.

Нетрудно заметить, что перечисленные признаки «малой эпопеи» могут быть отнесены к «Мертвым душам», потому что в этом произведении «статистически схвачена картина недостатков, пороков и всего, что увидел Гоголь «во взятой эпохе и времени».

«Мертвые души» — новая ступень в развитии поэмы. Это реалистическая поэма—роман, где дана монолитная картина целого, где каждый эпизод масштабен, так как является одним из моментов в великом повествовании о бесконечной по своему содержанию человеческой жизни. Так, Прошка, лицо эпизодическое, появляется в поэме всего только один раз, но он позволяет читателю увидеть бездомную, безрадостную, окаянную жизнь тысяч мальчишек в передней, в сенях помещика, на побегушках у чиновника. И Манилов, и Коробочка, и Плюшкин также представляют собою поистине скорбные страницы из огромной книги, повествующей о том, что подстерегает человека в его жизненной судьбе.

Приводя гоголевскую формулу «смех сквозь слезы», исследователи обычно имеют в виду ту горечь, которая наполняла ум и сердце писателя при виде царящих в мире неправды и зла, искажающих природу человека.

Мы полагаем, что это только одна сторона дела. Есть и другая — «смех» и «слезы» стоят в одном эмоциональном ряду, как бы уравнены между собой. Слезы, появляющиеся в глазах сатирика, могут быть и слезами восторга, могут быть вызваны сознанием того, как говорил Салтыков-Щедрин, что порок угадан и по поводу него уже раздался смех.

Книга Гоголя пронизана активным гуманизмом. В ней пет равнодушия, облегченного показа жизни. В ней заключена художественная и жизненная правда в своей суровой, иногда горькой и жестокой беспристрастности. Крик сердца в главе о Плюшкине — одно из проявлений гуманистической устремленности писателя, свидетельство его глубокой любви к человеку, веры в победу светлого в людях. Понять Гоголя — значит проявить чуткость к душевному миру человека, увидеть в обыкновенном необыкновенное, в земном — возвышенное. В его книге торжествует великая идея человечности, гуманности — идея в основе своей прекрасная и жизнеутверждающая, выраженная через конкретные образы и факты. «Мертвые ду-ши» — действенная книга, она будила совесть людей, звала уничтожить злое, пошлое, позорное в жизни.

В «Мертвых душах» на переднем плане действуют персонажи отрицательные, с огромной силой обнажается мертвенная бесчувственность господствующего эксплуататорского класса, задерживавшего экономическое и культурное развитие страны, но название произведения не раскрывает его темы, ибо истинный эпический образ в нем — образ родной земли. Герой произведения — народ, бесправный, забитый, пребывающий в рабской неволе и все же таящий в себе неисчерпаемые силы. Через всю поэму проходит, с одной стороны, Русь собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, Чичиковых — Русь, ежеминутно стоящая перед глазами, хотя и сильная, но мертвая; с другой стороны, — Россия будущего — могучая и прекрасная, Россия живая, стремительно несущаяся в неведомую «сверкающую, чудную, незнакомую земле даль».

В произведении, таким образом, налицо два плана, оба они в своем развитии и движении вступают в сложное взаимодействие. Но направление движения их одно— к гибели «мертвых душ» России помещиков и чиновников и к торжеству живых душ России народной. Это делает поэму произведением мажорным, оптимистическим. Русь реальная воплощена в целой галерее «холодных, раздробленных повседневных характеров» — помещиков, чиновников, Чичикова. Русь будущего вырисовывается из лирических отступлений, которыми «прослоена» композиция поэмы и которые составляют неотъемлемое начало ее поэтической структуры.

План

1.Вступление

2. Смысл названия «Мертвые души»

3. Жанр и суть поэмы

4. Герои и образы

5. Композиция произведения

6. Вывод

В мае 1842 года в свет выходит печатное издание «Мертвые души », автором которого является Николай Васильевич Гоголь. Произведение с первых же дней своего существования заинтересовало читателей, являясь не просто поэмой, а отражением всей России. Хотя изначально показать страну автор хотел всего лишь «с одного боку». После написания первого тома, Гоголь загорелся желанием дальше и глубже раскрыть суть произведения, но, к сожалению, второй том был частично сожжен, а третий и вовсе не был написан. Мысль о создании поэмы появилась у Николая Васильевича после беседы с великим русским поэтом А. С. Пушкиным на тему махинаций с мертвыми душами где-то в Пскове. Изначально Пушкин и сам хотел взяться за работу, но «подарил» идею молодому дарованию.

Смысл названия «Мертвые души» многогранный и многоуровневый. Все дальше углубляясь в чтение, становится понятна задумка автора. При существовании крепостничества умерших крестьян «исключали их списка живых» только раз в четыре года при проведении ревизской сказки. До этого момента они числись живыми и недобросовестные хозяева или прочие чиновники пользовались этим, продавая или покупая их в своих корыстных целях. Именно эти крестьяне являются «мертвыми душами» в первых главах. Далее автор знакомит нас с чиновниками и помещиками, которые как раз и занимаются передвижением несуществующих крепостных. Их алчность, бесчеловечность и жажда наживы говорят о черствости их души, или вообще об ее отсутствии. Вот кто является настоящими «мертвыми душами».

С литературным жанром этого уникального произведения тоже не все так просто. До начала написания «Мертвых душ» Гоголь позиционировал произведение как авантюрно - плутовской или социальный роман. Но в процессе работы многое изменилось, и писатель понял, что любовная интрига совсем не то, что он хотел показать современникам и потомкам. Во время издания первого тома автор настоял на том, чтобы произведение было оформлено, как поэма. Желание Николая Васильевича было вполне обоснованным.

Во - первых планировалось написание еще двух томов, в которых бы уже с другой стороны раскрывалась тема работы. А во - вторых множественные отступления лирического характера также указывают на данный литературный жанр. Сам Гоголь объяснял это тем, что события в поэме разворачиваются вокруг одного главного героя, на пути которого встречаются различные трудности и события, отражающие суть данного времени.

В основу этой поэмы легло детище Данте Алигьери «Божественная комедия». Путь главного действующего лица Чичикова должен был пройти через ад, чистилище и рай, взрастив в своей изувеченной душе новые ростки хорошего человека. Социальный строй, и уклад народной жизни играет значимую роль в становлении личности каждого отдельного героя. Обстановка в стране в целом, отдельно взятом городе или усадьбе и отношение человека к этому социальному быту являются выражением порочных сторон личности. Не зря автор считал, что мертвеет душа в основном от обстоятельств и условий жизни.

Ранее в своих работах Гоголь раскрывал жизнь русского народа только в одной конкретной местности. В «Мертвых душах» же охвачена вся российская земля и жизнь различных слоев населения - от крепостных крестьян до прокурора. От провинции до столицы проблемы, волновавшие народ были тесно связаны между собой и четко, но достаточно резко обрисованы автором. Безнаказанная коррупция, воровство, жестокость и разруха были основными из тех проблем. Но, несмотря на все это русский народ не прекращал верить в светлое будущее, выделяясь на сером фоне своей возвышенностью и благородством цели. Наверное, поэтому поэма приобрела такую значимость и популярность, дошедшую и до наших дней.

Положительных героев «Мертвых душ» можно сосчитать по пальцам. Это сам писатель и помещик Костанжогло. Имея научные знания, помещик отличался от других героев поэмы своей рассудительностью, ответственностью, логичностью совершенных дел. Попав именно под его влияние, Чичиков начинает присматриваться к своим поступкам, осмысливать их и делать первые шаги к положительному исправлению. Образ самого писателя, как героя работы, представлен человеком, трагично болеющим за свою страну.

Коррупция и царящие повсюду беспорядки нещадно ранят его в самое сердце и невольно заставляют глубоко прочувствовать ответственность за совершенные другими проступки. Образы остальных героев являются отрицательными и появляются в сюжете по мере своего морального упадка. Все чиновники и помещики относятся к отрицательным личностям. Ими управляет жажда наживы. Все их действия и мысли оправданы только абсурдом и безумством, и абсолютно не поддаются логическому объяснению.

Автор заостряет внимание на том, что каждый конкретный герой описывает не самого человека, а людской типаж, в общем. Например, про Коробочку автор пишет «…одна из тех…». Она является неким собирательным образом, символизирующим коробочку, как сосуд, полный жажды наживы и накопительства чужого добра. А про Манилова сказано, что он «…принадлежит к людям так себе…».

В каждой главе Гоголь уделяет особое значение не только диалогам, но и красочному описанию деревенских пейзажей, обстановке домов и усадеб а также портретной характеристике героя. Особенно ярким и запоминающимся получился образ Степана Плюшкина. «…Ой, баба! Ой, нет!...». Первые впечатления об этом помещике не дали четкого ответа на то, какого он пола, «…платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, который носят деревенские дворовые бабы…». Характер помещика был довольно ярким, несмотря на его скупость, жадность и неряшливость. Окружающие люди описывали его, как скрягу, мошенника, собаку, в котором «…человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно…». Несмотря на то, что Плюшкин проявляется высшей степью деградации и неряшливости, а Чичиков полон абсурдной жадности, автор представляет их нам как людей, способных на лучшие изменения.

Несмотря на высокий уровень литературной значимости сюжет произведения достаточно прост. Это использование тех самых мертвых крестьянских душ в своих неблагородных целях. Например, приезжий чиновник Чичиков скупал их для того, чтобы заложить несуществующих работников и выручить за них немаленькую сумму. Композиция поэмы делится на три части, каждая из которых содержит определенное количество глав. В первой композиционной части «Мертвых душ» показаны помещичьи типажи, существовавшие во время творчества Н. Гоголя. В их образе представлены Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич и Плюшкин.

Также подробно описано появление в городе Чичикова и его поездки по усадьбам. Первое звено сначала кажется пустыми передвижениями главного героя с одной усадьбы на другую. Но на самом деле это некая своеобразная подготовка читателя к развязке поэмы. Далее в сюжете следуют более энергичные и интересные события. Совершение «покупок» душ и толки по поводу дел, проведенных Чичиковым и прокурором. К тому же главный герой находит время, чтобы увлечься дочерью губернатора. В конце этого звена прокурора поджидает смерть, так как он не выдерживает укора совести перед своими поступками.

Крайняя глава первого тома является последним звеном и началом следующей работы писателя. В части второго тома дошедшей до нас, раскрываются более глубокие и трагичные переживания по поводу перепродажи несчастных душ умерших крестьян. Сюжет все-таки можно назвать неожиданным и до конца непонятным. Появление главного героя происходит ниоткуда и уезжает он также в никуда. Неясность его поступков указывают больше на тему характеров, чем на масштабную беду страны.

Своей поэмой Николай Васильевич Гоголь не только разоблачает чиновников, показывая нам их черствость, гнилостность и лицемерность, но и обращает внимание на то, что каждый из нас может вырастить в своей душе зерно жестокости и равнодушия. «А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?...». Этими словами автор предупреждает читателя, заставляя его прислушаться к своему внутреннему миру и искоренить в нем существующую порочность.

Немаловажное значение автор в своем произведении уделил теме любви к своей Родине, уважению к труду, человечеству, как в целом, так и к каждому отдельно. Тома «Мертвых душ» должны были отождествлять собой прошлое, настоящее и будущее страны. Но к великому сожалению третий том не был написан. Может быть, таким образом, писатель дает шанс сотворить будущее самостоятельно?

Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения - духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Анализ

Описание произведения, сюжет

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города - Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса - предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей - сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов - в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка - хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка - также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Цитаты

«Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Чичиков

«Не имей денег, имей хороших людей для обращения”, - сказал один мудрец...» Чичиков

«... больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был» Отец Чичикова

«... как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…» Гоголь

Главная идея, смысл произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко - раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

Заключение

«Мертвые души» - классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.