Растительные мотивы в орнаменте. Стилизация растительных форм в орнаменте Использование растительных мотивов в художественном творчестве

«Композиция орнамента» - Правила построения орнаментальной композиции. Ритмическое построение орнаментальной композиции. Осевая симметрия. Способность художника к абстрактному мышлению. Композиция. Шахматный ритмический строй. Орнаментальная композиция. Виды симметрии. Ассиметричное расположение. Конструктивные элементы орнамента.

«Орнаменты и узоры» - Восточные орнаменты. Зооморфный орнамент. Русский народный костюм. Платки из Павловского Посада. Золотая Хохлома. Главные эпохи развития орнамента. Ренессанс. Геометрический орнамент. Жостовские подносы. Вопросы для повторения. Характер композиции на украшаемой поверхности. Основные мотивы. XVII-XVIII века (Европа).

«Орнаменты народов» - Зооморфный орнамент. Восточные орнаменты. Орнаменты ханты и манси. Матрёшка. Древнее искусство ранголи. Орнамент на платках. Орнамент на тканях. Чередование. Индийский орнамент. Мелкие окаймляющие узоры. Орнамент. Виды орнаментов. Расположение элементов орнамента на ткани. Казахский орнамент. Орнаменты Востока.

«Красивые орнаменты» - Туркменистан. Орнаменты в посуде. Китай. Узоры и орнаменты. Применение орнамента. Источником создания орнамента явилась природа. Какие бывают орнаменты. Разных странах орнаментам придают свой смысл. Арабы. Симметричный орнамент. Бордюры. Орнаменты народов мира. Орнамент. Монголия Казахстан. Орнаменты в архитектуре.

«Орнамент «Турецкий огурец»» - Персидский кипарис. Восточные мотивы в русском национальном узоре. Слеза Аллаха. Мотив турецкого огурца в дизайне. «Турецкий огурец» завоевал популярность в России. Мотивы «Турецкого огурца» в России. Родиной орнамента считается Персия. Круг. Палитра «Турецкого огурца». Последовательность выполнения росписи.

«Классификация орнаментов» - Происхождение. Содержание предметного орнамента. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Растительный орнамент. Классификация орнаментов. Мотивы. Животный орнамент. Виды орнамента. Пейзажный орнамент. Фантастический орнамент.

Всего в теме 12 презентаций

Байкова Екатерина Владимировна

В статье представлены структурно-семиотическое исследование растительных мотивов в Средней Азии и Татарстане, детерминация их появления в орнаментальных изображениях культур этих регионов. Выделены лежащие в основе функции защиты и культ плодородия. Интерпретируются народные представления о бессмертных садах мусульманского рая, фантастические и реальные растительные формы, окружающие обитателей оазисов. Сравниваются растительные культы и орнаменты горных и равнинных районов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-272.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 2. C. 15-18. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список источников

1. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. 2-е изд-е, испр., перераб. и доп. / пер. с нем. А. В. Ко-ченгина, О. А. Шипиловой. Харьков: Гуманитарный центр, 2016. 268 с.

2. Вспоминая Маршалла Маклюэна [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcluhan.ru/articles/vspominaya-marshalla-makluena/ (дата обращения: 21.07.2017).

3. Интернет против телевидения: битва продолжается [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск № 3367 от 03.05.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116190 (дата обращения: 21.07.2017).

4. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorelli N. Living with Television: The Dynamics of Cultivation Process // Perspectives on Media Effects / ed. by J. Bryant, D. Zillman. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1986. Р. 17-40.

5. Willifms R. Television. Technology and Cultural Form. Hannover - L., 1992. 234 p.

THE ROLE OF TELEVISION IN MAN"S LIFE

Akimova Irina Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Bauman Moscow State Technical University akira29@mail. ru

This article is devoted to the analysis of television as the main means of mass media having its own specificity. Modern television, conceived as a means of democratization of the society and the possibility of increasing its educational and cultural level, turned out to be able to generate new sociocultural "media" reality. Television is able to influence insensibly a person"s perception of the surrounding reality and to formulate attitudes and opinions about the social world.

Key words and phrases: mass communication; television as communication; television and socialization; domestic culture; media reality; cultivation of beliefs.

УДК 7.048; 72 Искусствоведение

В статье представлены структурно-семиотическое исследование растительных мотивов в Средней Азии и Татарстане, детерминация их появления в орнаментальных изображениях культур этих регионов. Выделены лежащие в основе функции защиты и культ плодородия. Интерпретируются народные представления о бессмертных садах мусульманского рая, фантастические и реальные растительные формы, окружающие обитателей оазисов. Сравниваются растительные культы и орнаменты горных и равнинных районов.

Ключевые слова и фразы: растительные мотивы; Татарстан; Средняя Азия; сузани; сюзане.

Байкова Екатерина Владимировна, д. культурологии, доцент

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. baykovaekaterina@yandex. гы

РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ТАТАРСТАНА

В визуальном искусстве признаки, выявляющие сущность предмета или изображения, во всех случаях имеют универсальный характер и могут быть применены как калька в любом художественном тексте зрительно воспринимаемых объектов. Именно такими информативно значимыми признаками обладает растительный орнамент, использовавшийся во всех видах искусства мусульманской культуры, занимая лидирующее место.

Орнамент в мусульманских странах имел особое место и особое значение почти единственно дозволенного изображения, преломлённого через геометрию рисунка, он сохранял живой образ окружающего мира.

В архитектуре этой цивилизации в ряде случаев использованы геоморфные образы, задействованные и как предмет поклонения, и как элемент декора или конструктивной системы.

Несмотря на сходство мотивов и общности идеи, существенно различается образная система этих культур, каждая из которых предполагает отражение скотоводческих и земледельческих культов. Разное географическое местоположение, климат и иное окружение цивилизаций наложили свой отпечаток. Строжайшая регламентация изображений всё же не исключает региональные особенности этих очень разных в сущности культур, объединённых в единую мусульманскую цивилизацию.

Крупнейший английский арабист Х. А. Р. Гибб дал определение термину «мусульманское искусство» -явление, раскрывающее универсальные стилеобразующие черты художественной культуры мусульман, в этом контексте он также отмечает специфику «исламского искусства», под которым он подразумевает художественную культуру в основном мусульманского средневековья на огромном пространстве от Индии до Испании. «Общность искусства мусульманского мира раскрывается как в пространстве, так и во времени, что обусловлено религиозно-философским мировоззрением, приверженностью эстетическому канону и идеалам

прекрасного. Наделенное определенными унифицированными чертами мусульманское искусство включает в себя своеобразие исторически сложившихся географических провинций и национальных художественных школ, оно развивается в рамках региональных и локальных культур» .

Культура татар Среднего Поволжья

Принятие ислама волжскими булгарами включило их культуру в обширный мир мусульманской цивилизации, эта историческая метаморфоза предопределила дальнейший путь народа и его художественной культуры. В национальном искусстве наряду с этническими традициями получили развитие традиции, привнесённые из других мусульманских стран.

Однако на территории Среднего Поволжья, где сформировалась национальная культура татар, тенденции мусульманского искусства в большей степени относятся к городской культуре, нежели к древней этнической традиции, сохранявшейся в небольших селениях. Впрочем, и в народном искусстве со временем всё больше стало ощущаться влияние ислама.

Материальная и духовная культура татар «восходит в своем генезисе к древнетюркской цивилизации, является своеобразным синтезом древних кочевых традиций "степной" культуры с культурой оседло-земледельческой» . На раннем этапе исламизации этой территории арабские надписи встречались синхронно с тюркской руникой. С XVIII века европейские тенденции всё больше проникают в эту культуру. Со второй половины XIX в. стираются ранее выраженные границы стилевых признаков, появляются реалистические тенденции в изображении природы в изделиях прикладного искусства. В конце XIX - начале XX в. наблюдается сближение русской и татарской культур в целом, и всё же стиль и каноны мусульманского искусства, с одной стороны, и этническая традиция - с другой, определяли и определяют национальную самобытность татарской художественной культуры.

В пространстве архитектурных решений Волжская Булгария также выступает своеобразной провинцией мусульманской цивилизации. Она тяготела к традициям Ближнего Востока и Средней Азии.

Исследованию Волжской Булгарии, её архитектурно-художественных особенностей были посвящены труды А. С. Башкирова, Б. Н. Засыпкина, Ф. X. Валеева, Г. Валеевой-Сулеймановой, А. П. Смирнова, Р. Г. Фахрутдинова, С. М. Червонной и др.

По мнению А. П. Смирнова, «сохранившиеся материалы, в том числе археологические, свидетельствуют о различных видах архитектурных декораций - фресковых росписях, майоликовой и мозаичной облицовке внутренних стен и гробниц в мавзолеях, резьбе по камню и гипсовом литье. Геометрические и растительные композиции орнамента в сочетании с арабскими надписями в стиле "куфи" и "насх" применялись для акцентирования наиболее важных частей здания - оконных и дверных проемов, ниш, архивольтов, карнизов и др.» [Там же].

Красочная многоцветность декоративного убранства татарских мечетей, жилых и общественных зданий, ханских усыпальниц сближает их облик с ближневосточной и малоазийской мусульманской архитектурой.

Растительные культы в Средней Азии и Татарстане

В Средней Азии и Татарстане огромное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства оказали культуры политеизма и зороастризма (в Средней Азии), сложившиеся ещё до принятия ислама. «Среди идей, порождённых культурой примитивного земледелия, важное место занимает мысль о возможности и необходимости помогать природе в плодоношении магическими средствами. Эта идея породила многие древние культы, в своей основе являвшиеся выражением культа природы» .

Зооморфные мотивы и «звериный стиль» в искусстве поволжских булгар не были реалистическими, они были условны, стилизованы и схематичны. Антропоморфные образы почти полностью отсутствуют. Изображали лишь языческих богов: Тенгри и Куар.

С появлением мусульман зооморфные мотивы язычества постепенно исчезают и к концу домонгольского периода постепенно заменяются цветочно-растительными и геометрическими узорами.

В этой связи огромный интерес представляет весенний праздник «красного цветка» - тюльпана или мака -как древний культ, который, вероятно, существовал ещё до прихода ислама. Именно этот цветок символизировал весеннюю воскресающую растительность. Он отражал не только культ природы, присутствовавший у этих народов, но и развившийся в земледельческой цивилизации культ умирающих и воскресающих божеств растительности. Исследователь Е. М. Пещерева открыла для науки и описала праздник тюльпана в Исфаре. Она сделала предположение, что собирание тюльпанов символизировало поиски останков божества, обряд, зафиксированный ещё в древнекитайских источниках. Связывание тюльпанов в букеты или соединение их в букет-деревце символизировало «соединение разрозненных частей его тела» и, вероятно, было условием его воскресения. В мусульманской культуре в целом есть заимствования у арабов, например, тюльпаны - это кровь убитого Хусейна, выходящая весной на поверхность земли. Это поверье, по мнению Е. М. Пещеревой, имеет по сюжету перекличку с культом Адониса, кровь которого символизировала весенний цветок красного цвета - анемон. В этой связи исследователь Е. М. Пещерева считает, что Хусейн стал мусульманской ипостасью вытесненного исламом древнего умирающего божества.

По свидетельству узбекского этнографа Хаёта Исмаиловича Исмаилова, в Паркенте (теперь Ташкентская обл.), население которого относилось к группе узбеков-сартов, ещё в начале века отмечали «праздник маков». Девушки выходили на праздник очень нарядными, многие были одеты в красный цвет, так, что, по словам этнографа, «сами были похожи на маки» . Сведения о «празднике красного цветка» также записал этнограф Н. П. Лобачёва . В зависимости от местности и природных условий тюльпаны росли в горах, а маки - на равнинах, праздник посвящался тому или иному цветку. Его изображение запечатлено не только в орнаментах одежды, но и металлического декора.

В европейскую культуру тюльпан попадает через Турцию (отсюда его ошибочное название, как производная от слова «тюрбан»). Сорта всемирно известных голландских тюльпанов были сконструированы из цветов, привезённых не только из Турции, но и казахских степей.

В настоящее время «праздник красного цветка» возрождается и проводится на государственном уровне в Таджикистане, Туркмении и Узбекистане. Отмечают его и в Иране.

Культ красного цветка также очень популярен и отражён в орнаменте многих народов. Только в Средней Азии примеры его использования присутствуют в вышивке многих центров: Бухары, Самарканда, Хорезма, Шахрисабза, Карши. Культ красного цветка приурочен к наврузу в день весеннего равноденствия, который в восточном календаре являлся началом Нового года. Появление весенних цветов было знаком для начала возделывания земли, а цветочный декор в свадебных вышивках должен был готовить к благополучной свадебной ночи, обеспечивая плодовитость невесты. В целом в символике вышивки, как уже было отмечено, заложена идея покровительства природных сил.

Стилизованное изображение птичек и коней в тех же вышивках, вероятнее всего, пришло из зороастризма и связано с культом огня.

Сузани - свадебное покрывало в Узбекистане, сюзане - в переводе с таджикского - шитый иглой ковёр в Таджикистане, Узбекистане, Иране. Очень часто центром композиции или, по крайней мере, способом акцентирования становится красный цветок на белом, жёлтом или синем фоне. Он является, как самостоятельным элементом, так и объединённым в цветочных кругах составным элементом свадебного покрывала. Часто соседствуют красный и жёлтый (золотой). В этом нам видится перекличка со старорусскими свадебными нарядами -жёлтыми в первый день свадьбы (жёлтый летник) и красными - во второй (красный сарафан). Отсюда сразу понятен смысл русского романса: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...» . Стилизованные изображения символических фигурок зороастризма - коней и птиц - также присутствуют в русских вышивках.

Красный цветок - в центре композиции многих татарских вышивок. В значительной степени используются золотосеребряные нити. В одежде узоры становились оберегами и поэтому располагались рядом с наиболее уязвимыми точками на теле, что являлось универсальным для культуры многих народов.

Элементы древних культов сохранили своё значение и в иных областях современной культуры. Тюркские имена, столь распространённые в границах Российского государства и за его пределами, являются отражением древних культов. Вероятно, наиболее интересны для нас татарские имена, которые как будто подтверждают данное высказывание.

Татарские имена наделены определённой поэтической мечтательностью. Но если мужские имена порой связаны с царственными хищными зверями, то женские - часто воспроизводят названия цветов, заимствованные из арабского, тюркского, латинского; вариации на тему Гуль-цветка, сравнения со звёздами, инжиром и финиками. Существуют также и сравнения с животными: Ленора - Дочь льва; Лея - Антилопа. Для сравнения, у арабов: Азхар - Цветущая; Захрах - Цветок, красота, звезда; Наувар - Цветок; Уарда -Роза. Присутствуют и сравнения с грациозными животными: Маха - Газель.

Растительный орнамент в искусстве мусульман, как и соседних народов, схематизировался и абстрагировался. Но в основе были произрастающие именно на этой территории виды растений (например, вьюнок). Они объединялись в композиции, «некоторые были связаны с фольклором (например, стилизованные под орнамент изображения птицы, гуся, филина, змеи), поэтическим иносказанием, живым наблюдением природы» . Орнамент становится всё более обобщённым, подчиняясь заданному ритму, выстраивая целую композицию. Некоторые элементы орнамента являются заимствованными: розетка, трилистник, полупальметта являлись наиболее общим и абстрагированным выражением растительной природы.

Растительные мотивы сохраняются в декоративно-прикладном искусстве этих народов как при оформлении костюма, так и в металлических изделиях, в оформлении предметов быта и посуды, а также фасадов и интерьеров. Ограничение парадигм изобразительного искусства, в том числе и в декоре, определяется эффективностью их применения для моделирования конкретных способов передачи информации. В наши дни эти ремёсла сохраняют свою актуальность, и очевидна необходимость возвращения к истокам и традициям в повседневной жизни и культуре.

Список источников

1. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Мусульманское искусство татар Среднего Поволжья: истоки и развитие [Электронный ресурс]. URL: http://www.tataroved.ra/institut/islamoved/publ/1 (дата обращения: 20.09.2017).

2. Гибб Х. А. Р. Арабская литература. Классический период / пер. А. Б. Халидова, П. А. Грязневича; Институт востоковедения АН СССР. М.: Наука, 1960. 184 с.

3. Лобачёва Н. П. Формирование новой обрядности узбеков. М.: Наука, 1975. 140 с.

4. Пещерева Е. М. Праздник тюльпана (Лола) села Исфара Кокандского уезда // В. В. Бартольду - туркестанские друзья, ученики и почитатели: сборник / ред. А. Э. Шмидт, Е. К. Бетгер; О-во для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. Ташкент: КазГИЗ, 1927. С. 374-385.

5. Смирнов А. П. Волжские булгары: монография. М.: Издание Государственного исторического музея, 1951. 302 с.

6. Сухарева О. А. Празднества цветов у равнинных таджиков (конец XIX - начало XX в.) // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии: историко-этнографические очерки / отв. ред. В. Н. Басилов. М.: Наука, 1986. С. 31-32.

7. Шаниязов К. Ш., Исмаилов Х. И. Этнографические очерки материальной культуры узбеков конец XIX - начало XX в. Ташкент: Фан, 1981. 124 с.

8. http://pesni.retroportal.ru/sr2/01.shtml (дата обращения: 20.09.2017).

FLORAL MOTIFS IN THE APPLIED ARTS OF CENTRAL ASIA AND TATARSTAN

Baikova Ekaterina Vladimirovna, Doctor in Culturology, Associate Professor Yuri Gagarin State Technical University of Saratov baykovaekaterina@yandex. ru

In the article the structural-semiotic study of floral motifs in Central Asia and Tatarstan and the determination of their occurrence in the ornamental images of these cultures are presented. The author singles out the functions of protection and the fertility cult, interprets the folk ideas about the immortal gardens of the Muslim paradise, the fantastic and the real floral forms surrounding the inhabitants of the oases, and compares the floral cults and ornaments of mountain and plain areas.

Key words and phrases: floral motifs; Tatarstan; Central Asia; suzani; susanee.

Исторические науки и археология

В статье изучена проблема социального контроля над жизнью российского села в конце XIX- начале XX века. Изучена степень эффективности деятельности земских начальников губерний Центрального Черноземья. Установлено отношение сельского населения к функционированию этой формы государственного попечения. Сделан вывод о том, что осуществление властной опеки проистекало из объективных реалий села, соответствовало крестьянскому менталитету и способствовало развитию правовой культуры деревенских жителей.

Ключевые слова и фразы: сельские общества; земские начальники; власть; крестьяне; сход; волостной суд; закон; преступность.

Безгин Владимир Борисович, д.и.н., профессор

Тамбовский государственный технический университет vladyka62@mail. ru

Ерин Павел Викторович, к.и.н.

Мичуринский государственный аграрный университет erin198 7@m ail. ru

ПОПЕЧЕНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ВЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ГУБЕРНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ)

Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта РФФИ № 15-01-00117а.

Проблема социального контроля и его действенности всегда была актуальной для исторических исследований. Поиск рычагов воздействия власти на общество с целью достижения лояльности населения и управляемости его общественной активностью значим и для современности. В эпоху перемен, влекущих рост девиаций в общественном поведении, наличие или создание такого механизма, как показывает исторический опыт, является одним из способов самосохранения власти.

Тема роли и значения института земских участковых начальников находится в поле исследовательского интереса ученых, о чем свидетельствуют научные публикации последних лет. Внимание специалистов привлекают вопросы целесообразности введения данного института и действенности контроля над ним , а также содержания административных и судебных функций земских начальников , их взаимоотношения с органами сельского управления и губернской администрацией .

Цель статьи состоит в том, чтобы выяснить значение земских начальников в функции контроля власти над общественными отношениями в российской деревне конца XIX - начала XX в., их роль в борьбе с правонарушениями сельского населения, реакцию крестьян на создание и функционирование этого института.

Развитие российского села в пореформенный период обнаружило ряд явлений, имевших негативные последствия на состоянии социальных отношений в деревне. Тревогу власти вызывали ухудшение криминальной ситуации, противоречия и рост напряженности на сходах, низкая управленческая культура выборных должностных лиц, состояние волостного судопроизводства. Исправить ситуацию был призван институт земских участковых начальников, введенный законом от 12 июля 1889 г. Его созданием преследовалась цель соединить попечительство над сельскими обывателями с обязанностями по охране благочиния и общественного порядка. Следует признать, что сама форма контроля вполне соответствовала традиции крестьянского патернализма. Подтверждением тому служит записка неизвестного автора на имя В. К. Плеве, в которой он утверждает, что крестьяне одобряли допущенное законом 12 июля 1889 г. расширение надзора за сельским самоуправлением и некоторое ограничение его самостоятельности .

Цветы - символ весны, олицетворение самого светлого и чистого на земле, воспевались еще в седой древности. Радоваться и удивляться цветам всегда умели художники. В Древнем Египте колонны храмов делали в виде пучков лотоса или папируса, а капители - в форме готовых раскрашенных бутонов. Старинные китайские и японские свитки донесли до наших дней живые краски пионов, глициний, лилий. Не будь цветов, бесконечно обеднело бы декоративно-прикладное искусство. (Приложение 6, рис. 1, 2)

Русское искусство неоднократно обращалось к цветочным мотивам. К этой теме обращались художники разных творческих устремлений. Так, И.И. Левитан, являясь преимущественно художником пейзажистом уделил внимание цветочному натюрморту.

В композициях мастера были распространены постановки, состоявшие из большого количества цветов. Левитан придавал писанию цветов большое значение в овладении цветом и цветовыми отношениями. Композиция «Весна. Белая сирень» интересна с точки зрения техники и цветового решения. Пастель с ее бархатистостью фактуры и в особенности методом прокладки больших цветовых плоскостей, по которым сверху штрихами карандаша наносится как бы лессировочно другой цвет, - эта техника облегчала Левитану обобщение форм и их увязку между собой. Этим достигалось более натюрмортное и декоративное решение мотива букета цветов сирени в горшке. Все это в еще более развитом виде находим в натюрмортах «Букет васильков» и «Колеус». (Приложение 7, рис.1,2)

В России в 90-е гг. XIX в. многие художники К. Коровин, З.Е. Серебрякова, В.А. Серов, А.Я. Головин, Н.Э. Грабарь обращались к цветочным мотивам. Эти художники создают натюрморты для специального анализа цвета, формы, декоративности композиции, ритма; появляется плоскостность в живописных решениях.

Побудительным мотивом для К. Коровина к созданию произведений всегда являлась конкретная реальность, в каждый миг новая, изменчивая. Потому, например, розы, написанные в разное время -- «Цветы и фрукты», «Розы и фиалки», «Розы», «Натюрморт. Розы», каждый раз несут в себе отражение неповторимости момента, нового настроения. Но всегда это у мастера -- прославление радости, многоцветия, богатства земной жизни. Полотно «Цветы и фрукты», искрящееся солнцем в каждом своем сантиметре, -- подлинный шедевр русского импрессионизма . (Приложение 7, рис. 3)

К теме натюрморта обращается и мастер театрально-декорационного искусства А. Головин. В его натюрмортах «Фарфор и цветы», «Девочка и фарфор», «Натюрморт. Флоксы», проявился характерный почерк мастера - графичность, четкая контурность, плоскостная узорчатость, изысканная раскрашенность изображения. Мазок нарочито линеарен. В этой декоративной манере, отмеченной влиянием модерна, были решены напоминавшие гобелены цветочные композиции.

Натюрморты Головина отличаются изысканной пышностью. В этом сказались и склонность художника к декоративности. (Приложение 8, рис. 1)

За свою долгую творческую жизнь Сарьян написал множество прекрасных полотен. Он удивительно проникновенно, лирично и правдиво передал величавую красоту и своеобразие окружающей жизни, природы. Он создал образы, полные ликующей радости, раскрыл людям мир - добрый, щедрый, солнечный.

«Многословны», пространственны и приближены к натуре натюрморты. Вместо немногих, тщательно отобранных по формам и краскам предметов, своеобразие каждого из которых подчеркнуто нейтральным фоном, как это было в «Винограде», художник заполняет холст множеством вещей, цветов, плодов, наслаждаясь этим изобилием.

Многие из работ Сарьяна относятся к вершинам его творчества, соединяя силу, энергию кисти с тонкостью и сложностью выражения. (Приложение 8, рис. 2)

Колористические поиски Сарьяна, привели художника к теме натюрморта. Этот жанр давал художнику большую свободу в обращении с формами и красками, позволяя комбинировать их в любых сочетаниях.

Лиризм и удивительная живописность свойственны натюрмортам С. Герасимова.

«Я так люблю родную землю, что мне дорого все, что с ней связано, что на ней живет и растет...» - так говорил Герасимов, и эти слова можно в равной степени отнести и к его великолепным его натюрмортам. В них легко прослеживаются традиции, лежащие в основе искусства мастера. Лучшим натюрмортам художника присуща яркая живописность. Вместе с тем нельзя не видеть прямого отличия грубоватой живописи Герасимова от поэтических творений А. Архипова или К. Коровина.

Написанные широкими фактурными мазками, натюрморты Герасимова хорошо передают сочность зеленых листьев, нарядную яркость цветов, все это - со зримой материальностью, впрочем, лишающей натуру трепетной поэтичности. К, безусловно, лучшим произведениям Герасимова следует отнести большую «картинную», «пейзажно-натюрмортную» композицию «После дождя» («Мокрая терраса»). В этой работе удачно воплотился интерес живописца к пейзажу, к натюрморту и интерьеру. Как это видно из воспоминаний сестры художника, он, буквально потрясенный видом сада после бурного, проливного дождя, написал картину «с молниеносной быстротой» - в течение трех часов.

Написанная под впечатлением, целиком захватившим ее создателя, «Мокрая терраса», однако, не кажется этюдом, фиксирующим пусть яркое, но мимолетное состояние природы. Это вполне законченная картина, отличающаяся цельностью и обобщенностью художественного образа. Ее полная динамики композиция отмечена, однако, строгой продуманностью. За столом, сдвинутым к входу на террасу, открывается глубина старого сада. Ярко блестят мокрые доски пола, тяжелые дождевые капли сверкают на сочной зелени кустов, на лепестках пионов в стеклянном кувшине, на гранях стакана, опрокинутого дождем. Тучи еще не разошлись, и поэтому все в природе, освеженной щедрым летним ливнем, окрашено в холодные и чистые серебристые тона. Сочетание холодных и звонких цветов, в которых исполнена «Мокрая терраса», позволило Герасимову выразить свой восторг перед богатством и красотой мира, создать радостное настроение, которым живописец щедро делится со зрителем. В другом натюрморте - «Розы» - можно усмотреть влияние К. Коровина, обращение Герасимова к отдельным приемам его живописи. Это чувствуется не только в выборе сюжета, но и в «углублении» пространства картины путем включения в композицию зеркала, в общей фрагментарности натюрморта.

Художник прекрасно владеет цветом -- важнейшим выразительным средством живописи, и в этом натюрморте это можно хорошо почувствовать в том, как он пишет прозрачную зелень за окном или темные плотные листья роз. А сами розы, каких только оттенков нет красного цвета нет в их изображении - от нежно-розового до густо-лилового. О том, насколько разнообразны были натюрморты живописца, свидетельствуют его картины «Дары осени, «Букет» и другие. (Приложение 8, рис. 3)

Больших успехов в области натюрморта достигли такие талантливые художники, как П. Кузнецов, М. Сарьян («Зеленый кувшин и букет», «Персидский натюрморт»), К. Петров-Водкин, П. Кончаловский («Натюрморт с красными гладиолусами»), А. Куприн («Красно-лиловый букет на розовом фоне»), И. Машков («Яблоки и груши на белом фоне», «Натюрморт с веером»), Р. Фальк.

Цвет, его выразительность, обобщенная трактовка формы - вот язык этих художников XX в. В их необычайно расширяются границ натюрморта как изобразительного жанра. В натюрморте ощущается не только специфика жизненного уклада, но и те неповторимые черты, которые присущи определенной индивидуальности.

С богатством форм и красок понятие прекрасного в натюрморте стало разнообразнее.

Цветы, казалось бы, совсем не сложно написать, но это впечатление обманчиво. Цветы помогут развивать вкус, овладеть профессиональной грамотой, дадут понимание законов формы, светотени, колорита. «Цветок нельзя писать «так себе», - говорит Кончаловский, простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как все другое». Цветы - великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В розах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в букете полевых цветов, надо разобраться как в какой-нибудь чаще лесной, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайным.

Цветы можно рисовать и писать круглый год. Зимой - комнатные, а в марте и апреле подснежники. Потом загораются желтые огни калужниц, купавнец, одуванчиков. Далеко не все отдают предпочтение роскошным розам, пышным пионам и георгинам, изысканным гладиолусам. И. Шишкин, И. Левитан, С. Поленов чаще всего изображали скромные лесные и полевые цветы - васильки, ромашки, одуванчики.

Одним нравятся огромные, пестрые букеты, другим небольшие, всего из нескольких растений.

Жизнь природы в искусстве перевоплощается в художественные образы и становится интересной не только сама по себе, но и как интерпретированное художником изображение процессов жизни, как его отношение к действительности. В этом отношении, опосредованном мировоззрением и мировосприятием личности, выражается авторское суждение о действительности, претворяется художественный замысел.

Цветы для художников - строгие экзаменаторы. По тому, как он их видит, как к ним относится, как изображает, можно судить о его отношении к людям, природе, жизни.

Орнаментальное начало, подчинявшее своим ритмам все элементы композиции, превалировало в изобразительном ряду витража стиля модерн. Как мы можем заметить, круг мотивов - материал из органической природы: животные, птицы, листья, деревья, цветы, используемый стилем, наиболее естественно могут найти себе место именно в орнаменте.

В равной степени в стилистике модерна существовали всевозможные типы орнаментального декора, от простого до самого сложного. Удивительно тонкие и законченные орнаментальные композиции притягивали взгляд зрителя и придавали очарование предмету, для которого были задуманы.

При всем многообразии орнаментальных вариаций, которые целиком и полностью зависели от воли и фантазии художника, стиль модерн сохранял единую идеологическую направленность и художественную целостность.

Искусство, явив свету художников - романтиков, которые обращались к мифологическим образам, мотивам средневековья, поначалу лишь прославляя красоту и естественность природы, постепенно все больше приобретало мистическую направленность, пытаясь установить связь видимых явлений с идеальными представлениями, незримой реальностью. Новый виток развития получил язык знаков, символов.

В орнамент символ пришел из всей художественной культуры рубежа столетий. Декоративная сущность орнаментального узора как бы отошла на второй план, благодаря символизму появилась новая семантика. Новую семантику мог дать только символический образ, условный знак действительности, а не фрагмент, взятый прямо из реальности. Фигура, предмет, фрагмент предмета превратились в пластический символ, в пластическую метафору. Так, к примеру, один из ведущих мастеров стиля, Ф. Шехтель тонко чувствовал новое место, которое занял орнамент, часто имевший формообразующее значение и игравший важную роль в чувственном восприятии художественных произведений, выражая напряжение или слабость, подъём или спад.

Линия в орнаменте этой эпохи старалась вести главную тему, являлась той важной частицей, которая служит основой для будущего облика предмета. Фактически стиль модерн дал возможность заново оценить важность орнамента и определить его место во всех видах искусства.

Те или иные элементы, согласно новому художественному направлению, могли быть с легкостью перенесены с одних предметов на другие. В то же время, однотипным орнаментальным мотивам в стиле модерн не было места. В каждом новом случае узор приобретал иное звучание и пластическую выразительность. Не смотря на то, что огромное значение художниками придавалось восточным мотивам, традиционные и известные всей европе элементы были неузнаваемо изменены. Цветки персика, гвоздики, вишни, стебли бамбука -- все это было переработано и приобрело новое звучание. Стилизованные природные формы применялись как самостоятельный декоративный элемент и использовались с тем условием, чтобы создавалось впечатление любования их неповторимой красотой - цветом, формой, структурой.

Растительный мир становится предметом специального внимания художников, графиков, мастеров прикладного искусства. В данном случае мы имеем дело не с традиционным анималистическим жанром, которого не найдешь в модерне, не с традиционным пейзажем или натюрмортом. Художника интересует не природа в целом, а отдельные ее части или предметы: цветок, лист, стебель. Все эти "персонажи" выступают не в обычном окружении, не в естественной среде, а самостоятельно. Как изолированный предмет или как предмет, условия существования которого не занимают художника. 7*

Разнообразные цветы и растительные мотивы были излюбленными сюжетами для изображения на стёклах, в основном такими являлись экзотические растения с мягко изогнутыми стеблями, выразительным силуэтом, прихотливо извивающимися и ассиметричными контурами: причудливые цветы, морские редкости, волны в полной мере присутствуют в витражах. Бессчетное количество раз мы можем встретить мотивы ирисов, маков, кувшинок, лилий, ягод, шишек и многие другие растительные формы. Все это встречается в работах ведущих мастеров: Эмиля Люксфера и Арсена Хербиниера «Весенние цветы», окно «Маки» художника Пиццагалли, витраж «Кувшинки» Арнольда Лионгрюна и похожих «Кувшинках» Вильгельма Мевеса, «цветочных» окнах Вильгельма Хааса, бесподобных витражах с кувшинками и маками А. Хренова в доходном доме на Знаменской (С.-Петербург) ил. №, а также незабываемых композициях Л.К. Тиффани «Цветущие магнолии и ирисы», «Клематисы на шпалере», «Четыре времени года. Весна. Лето», «Пейзаж с озером и ирисами». ил. с по

Ирис

В большинстве случаев фигурировал в орнаментальных обрамлениях центральных больших стекол, и в живописных сюжетах оконных витражей ирис, который чаще всего встречается в орнаментах из переплетения геометрических и растительных мотивов. Этот цветок стал эмблемой модерна. Сочетание строгих прямых линий его листьев и стеблей с плавностью абриса цветка, а также сдержанная цветовая гамма цветов полностью совпадала с концепцией нового стиля. Он изображен на фасаде дома Ф. Шехтеля, его любил М. Врубель, о нем слагал стихи А. Блок, ему посвящали романсы. Ирис в высшей степени достоин своей славы. В Европе ирис символизирует доверие, мудрость и надежду. Ирисы стали появляться не только в витражном искусстве но и: в росписях на вазах, веерах, ширмах, на открытках и картинках.

В большинстве витражных композиций, ирис изображен могущественно, словно король сидящий на троне, в окружении своих слуг незабудок, таков например витраж в Столичном шоколадном доме на Шелковичной ил. №

или витражное окно в Белом зале здания Санкт - Петербурга ил. №

В работе Тиффани (США)"Цветущие магнолии и ирисы" 1905г. ил №

этот цветок, заполняя всю нижнюю "земную" часть витражной композиции олицетворяет, на мой взгляд, сплоченность, дружную семью, не падающую духом, ждущую, что там за горами есть много прекрасного.

Рассмотрев иллюстрации, с изображением этого прекрасного цветка, можно сказать, что он может выступать в роли единственного героя основной композиции витража, так и ее дополнением.

Роза

Иную символическую нагрузку нес цветок розы. Воспринимаемая как цветок Венеры, роза служила символом самого прекрасного в жизни человека -- любви, красоты и счастья. Этот прекрасный цветок мы можем встретить в работах: Джованни Бельтрами (Италия)витраж "Павлины"1900г. ил. №

Жак Грюбе, (Франция) витраж "Розы и чайки" 1905г. ил. №

Особняк Каса Навас, Реус витраж на лестнице (Испания) ил. №

Жак Грюбе (Нидерланды) витраж ле - роз 1906г.) ил. №

Витраж Шапель. Модерн ил. №

Во многих витражных композициях, розы - спускались гирляндами по окну из-под самого потолка наподобие прозрачных занавесей

Нередко для большой композиции художник использовал образ Дерева, символизирующего вечную райскую жизнь. Подсолнух как цветок наиболее адекватный образу солнца отождествлялся с красотой и праздничностью жизни.

Модерн превратил незатейливые геометрические узоры в настоящее буйство форм, цветов, линий, и привнес в стекольное искусство даже большие сюжетные сцены.

Северная природа заставляла грезить о тропиках - и вот появлялись окна с изображением пышных пальмовых листьев и бамбука, неожиданно и экзотично "выраставших" в серых сумрачных парадных. Но чаще всего в стекле запечатлевались привычные и любимые цветы, своими яркими витражными красками услаждавшие глаз прохожего.

Кувшинки и кубышки, выполненные из неравномерно окрашенного "опалового" стекла, играли на свету, словно в бликах на воде своих родных озёр.

Благородные лилии поднимались перед глазами по стеклу окна в окружении торжественных лент и гирлянд.

Алые маки витражей манили в страну грёз - эти цветы в Серебряном веке русской культуры символизировали волшебный сон.

Конечно, чаще всего делались витражи с собирательными образами растений - милых полевых цветов, вьюнков, цветов плодовых деревьев. Или просто в виде стилизованных цветков в духе детских рисунков: маленькое стеклянное полушарие (кабошон) в центре, а вокруг симметричные округлые лепестки.

Мастер стихийной, спонтанной линии, московский зодчий Ф. Шехтель одним из первых отошел от узнаваемо конкретной орнаментики природных форм и обратился к абстрактному ритмически организованному орнаменту линий и цветных пятен.

Геометрический мир кристаллов, камней, минералов подчас оказывается прообразом для мастеров позднего модерна. Но здесь геометризм выступает в более осложненной форме и приобретает «природный характер». Более поздние работы, такие как витраж Л. Кекушева в особняке И.А. Миндовского, витраж в банкетном зале гостиницы «Метрополь» В.Валькота, витражи холла второго этажа и столовой Охотничьего замка Мокрхейде или витраж жилого дома на Виноградском проспекте в Праге являются яркими образцами этой тенденции.

Круг мотивов, используемый стилем, вряд ли дает полный приоритет изобразительного искусства перед орнаментом; здесь мы имеем дело с такими предметами, которые наиболее естественно могут найти себе место именно в орнаменте. Повторюсь еще раз, это материал из органической природы: животные, птицы, листья, деревья, цветы.

Даже простая линия, комбинация линий, не имеющая за собой какого - либо реального предметного прообраза, но часто составляющая основу орнаментального узора, обрела образный смысл.

Линейная комбинация могла создавать впечатление напряжения или расслабленности, подъема или увядания.

Даже в геометрические мотивы модерн умеет привнести свойствен-ные ему черты беспокойного на-пряжения. Правильные окружности помещаются одна в другую сбивая привычную симмет-рию. Нарушается регулярность в сетке треугольников или квад-ратов, они будто неравномерно, рывками захватывают поверхность. ил.№ симмет-рию

Декоративный витраж с растительными и геометрическими композициями был неотъемлемым атрибутом архитектуры модерна, в том числе и в России, не отстававшей на рубеже XIX-XX веков от других стран. Особняки и большие доходные дома для жильцов разного достатка, банки, вокзалы и другие общественные сооружения были немыслимы без витражей.

Большинство историков искусства, изучавших стиль модерн, придерживаются мнения о значительной роли орнамента в сложении и развитии стиля. Мадсен называет орнамент "символической структурой", придавая этому виду образного мышления сугубо содержательное значение. 8*

Место проведения

Кабинет председателя (Главное здание), Красная пл., д. 1

Режим работы выставки

  • 14 декабря 2016 – 3 апреля 2017
  • В соответствии с графиком работы музея
  • Билеты:

    По билету в музей

    Участники:

    Государственный исторический музей
    Государственный архив Российской Федерации
    Российская государственная библиотека
    Частная коллекция Ю.Д. Журавицкого (США)
    Частная коллекция Е.А. Малинко (РФ)
    Ювелирный дом Anna Nova

    Генеральный информационный партнер:

    Инновационный информационный партнер:

    Информационная поддержка проекта:

    Партнеры проекта:


    Театр "Клякса"

    Государственный исторический музей впервые представляет уникальную коллекцию бисерных произведений, а также других предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства первой половины XIX в. с цветочными и растительными мотивами и их символикой. На выставке демонстрируется около 100 экспонатов, интересных своей историей.

    Несмотря на относительную хронологическую близость и обилие документальных и иных свидетельств, культура первой половины XIX века остается малоизученной. Одним из наиболее интересных и сложных моментов этой культуры является символика цветов, базировавшаяся на отблесках барочной эмблематики, ампирных образах, а также на проникшей в конце XVIII века моде на восточный селам (язык цветов). Отголоски цветочного символизма существуют и поныне. Так, красная роза считается знаком любви, лилия - чистоты и непорочности. Однако богатство этого культурного феномена во многом остается скрытым. Экспозиция призвана продемонстрировать его многообразие современному зрителю.
    В первом зале выставки можно увидеть индивидуальный опыт обращения к флоральным мотивам, который будет представлен личными вещами императрицы Александры Федоровны. Это рукописный Blumensprache (язык цветов), которым она пользовалась, дневники с цветочными зарисовками, гербарий, письма императрицы к отцу и листы из альбома «Описание праздника «Волшебство Белой Розы», который был посвящен торжеству по случаю дня рождения Александры Федоровны в Потсдаме в 1829 году. В этой части экспозиции также представлены журналы и пособия, которые показывают популярность такого явления, как язык цветов.

    В зале демонстрируется видео, материалом для которого послужили стихотворения и поэмы Жака Делиля, Жуковского, Пушкина, Карамзина в которых, безусловно, нашел отражение язык цветов и цветочная символика.

    Второй зал организован по принципу усложнения композиций предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства и состоит из нескольких разделов.

    Первый раздел раскрывает значение отдельных растений, цветов и использование этих смыслов в декоративно-прикладном искусстве. Здесь расположены предметы с сольными мотивами и сопровождающими их пояснениями: розы, символа любви; колоса, связанного с модой на образ античной богини Цереры; незабудок, фиалок, смыслы которых были глубоко вплетены в культуру дворянского альбома; дуба, обладавшего маскулинным подтекстом и пр.
    Второй раздел демонстрирует предметы с цветочными композициями в оформлении и раскрывает образ и смысл гирлянды, букета, венка как символов благопожелания. Здесь же представлены акрограммы – зашифрованные цветочные послания в венках и букетах.
    Третий раздел включает предметы декоративно-прикладного искусства, в оформлении которых использовано сочетание цветов и различных атрибутов – лир, стрел, рогов изобилия, которые дополняют цветочные смыслы, вносят в них различные вариации.
    Последний раздел демонстрирует сочетание цветов, растений и мифологических персонажей, зооморфных, антропоморфных сюжетов.
    На выставке также представлены работы современного ювелирного дома Anna Nova, опирающегося на традиции искусства XIX века, а также предметы из частных коллекций Ю.Д. Журавицкого (вещи демонстрируются впервые) и Е.А. Малинко.