Литературный час «Художник веселый и добрый» с проведением мастер-класса «Метод рисования Евгения Чарушина.

Конспекты занятий в подготовительной группе

«Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина»

Задачи:

  1. Познакомить детей с иллюстрациямим Е.И.Чарушина, обратить внимание, как художник с помощью штриха изобразил пушистую шерстку животных, передал объём.
  2. Дать представление о том, как с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.
  3. Вызвать интерес детей к новому виду рисования.
  4. Развивать графические навыки.

Ход занятия :

На экране портрет Е.И.Чарушина и его иллюстрации

Евгений Иванович Чарушин – российский график, писатель. Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. В своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.

Его работы прорисованы ярко и выразительно.

Что можно сказать об этих животных? Как их изобразил художник? Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Его звери всегда очень трогательны, эмоциональны

Художник считает, что главное - крупным планом показать животное, его образ.

Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на животных Чарушина? Какими вам они представляются?

Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович не любил. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть как живые.

«Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» – говорил Евгений Иванович.

Что особенного вы заметили в его работах?

Художник работал в разной технике и гуашью, и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.

Мы рассматривали рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, они называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины одноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами.

В графических работах растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Эти линии называются штрихами.

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.

Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверей, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко.

А хотели бы вы научиться рисовать в такой технике? Что для этого нам надо знать и уметь?

Существуют разные виды штрихов (показ таблицы):

– Короткие прямые штрихи.

– Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи.

Программные задачи:

  • Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина.
  • Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.
  • Определять художественные средства в передаче характерных образов животных.
  • Познакомить детей со словом «анималист» и его значением.
  • Воспитывать интерес к книге и иллюстрации.
  • Развивать умение передавать пушистость животного при помощи тычка в процессе рисования.

Интеграция :

Худ. литература, познавательная, физкультура.

Материал:

Рассказ «Волчишко» Е.И.Чарушина; портрет Е.И.Чарушина; иллюстрации Е.И.Чарушина - волчонок, медвежата, лисенок, олененок; листы бумаги; тычки-кисточки; цветная гуашь; салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Е.И.Чарушина «Волчишко», не называя его.

Из какого произведения вы услышали отрывок?

Легко ли пришлось волчонку, живя в доме у человека?

Почему не легко? (волк-животное дикое, ему нужна свобода, ему нужно охотиться, т.д.)

Какие еще произведения о животных Е.И.Чарушина вы знаете? О ком они? / «Медвежата», «Олешки», «Друзья», «Кот Епифан», «Верный Трой»,

«Про Томку» /

Правильно. Ребята Е.И.Чарушин был не только детским писателем, но еще и художником.

Он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат, и др. Наблюдая за ними Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверушек, рисовал к ним иллюстрации.

Давайте рассмотрим иллюстрации Е.И.Чарушина к уже знакомым вам рассказам.

Вот наш маленький волчонок. Что вы можете сказать про волчонка? Какой он? (маленький, серенький, мохнатенький, одинокий, грустный, несмышленый, и т.д.)

Хорошо. Кто же изображен на следующей иллюстрации? (медвежата)

Чем заняты медвежата? (Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)

Какими изобразил Чарушин медвежат? Опишите. (маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками)

Молодцы. Перейдем к следующей иллюстрации. Кто нарисован на ней?

Из какого рассказа этот зверек? (лисенок – «Друзья»)

Каким изобразил Чарушин лисенка? (маленьким, беззащитным, рыженьким, пушистым, кричащим, испуганным,и т.д.)

Как художник изобразил испуг лисенка? (ушки прижаты к спине, глазки сужены, рот открыт, хвост опущен и поджат, шерсть вздыблена)

Так и кажется лисенок кричит, зовет маму на помощь. Страшно ему в лесу одному. Жалко лисенка.

Давайте посмотрим следующую иллюстрацию. Кого вы на ней видите? (олененок)

Каким олененок изображен на картине? (беззащитный, маленький, слабенький, рябенький с белыми пятнышками, с большими внимательными глазами, длинноногим и т.д.)

Обратите внимание, ребята, художник нарисовал олененка маленьким, только родившимся. Он еще не может долго стоять на длинных тонких ножках, потому что они у него еще слабенькие.

Мы рассмотрели с вами иллюстрации Е.И.Чарушина. Посмотрите внимательно на них и скажите какие цвета использовал художник изображая животных?

(натуральные – серые, белые, коричневые,др.)

Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе.

Каким планом изображал художник своих животных на иллюстрациях?

Почему? (Крупным планом. Для того чтобы можно было рассмотреть их характерные черты) Да. Обратите внимание зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т.д.

Рисовал Е.И.Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.

Нарисованные им волчата, олешки, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку.

Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е.И.Чарушина только звери и птицы? Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е.И.Чарушина можно назвать художником-анималистом.

Как называют художников рисующих только зверей и птиц? (инд. и кол. ответы)

Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.

/Физкультминутка/

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишко,

Посидим, как олененок,

И продолжим путь.

Молодцы. Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е.И.Чарушина и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками, и нарисовать маленьких, пушистых зверьков. А из ваших рисунков мы сделаем свою книжку-альбом о животных. И чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими мы вместо кисточек воспользуемся тычками.

Выберите, какое животное вы будете рисовать.

Подумайте, какую краску нужно взять.

Вспомните, как правильно рисовать тычком. /Воспитатель напоминает технику рисования тычком./

Интеграция образовательных областей. “Речевое развитие”, “Социализация”, “Художественное эстетическое развитие”, “Физическое развитие”,

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством художника-анималиста и писателя Евгения Ивановича Чарушина

Задачи: В области “Речевое развитие”:

  • Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.
  • Воспитывать любовь к книге, к чтению, к животным.
  • Расширять представления детей о художественных и иллюстрациях писателя и художника.

В области “Социализации”:

  • Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяже-нии всего занятия.
  • Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отве-чать, слушать ответы других.

В области “Художественное творчество”:

  • Продолжать учить рисовать животных в нетрадиционной графической технике -тычком жесткой полусухой кистью
  • Учить детей правильно держать кисточку.
  • Развивать чувство фактурности и объемности.
  • Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изо-бражение образов.

В области Физическое развитие”:

  • Поддерживать двигательную активность во время физминутки, правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.

Наглядный материал:. Иллюстрации и книги русского писателя и художника Е.И. Чарушина, Портрет Е.И. Чарушина,

Мольберт с картинками животных по рассказам, Е.И. Чарушина, Показ презентации по рассказам Е.И. Чарушина, Плюшевый медвежонок, Акварельная бумага с контурным изображением животного, Кисти с жесткой щетиной, Гуашь, коричневая, черная, Музыкальное сопровождение, «Весна просыпается. ”

Ход занятия.

Организационный момент.

Сейчас становитесь дети, в круг-
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте девочки,
Здравствуйте мальчики!
Ваши ушки на макушки,
Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.

Основная часть.

Воспитатель: Дорогие ребята! Наше занятие сегодня будет не обычным, потому что к нам сегодня пришло много гостей.

Сюрпризный момент:

Ребята сегодня утром я получила посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты) .

У меня для вас есть загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

Загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга) .

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на книжную выставку к Евгению Ивановичу Чарушину,

Ребята сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Сегодня мы начнем знакомство с творчеством Е.И. Чарушина.

Сейчас я вам немного расскажу о нем. Е.И. Чарушин Писатель и художник известный своими добрыми рассказами и рисунками о животных.

Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. ‘Отец Е.И. Чарушина был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мать учила ребенка “смотреть и удивляться красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию”В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках, рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Женя любил рисовать и стал Евгений Чарушин рисовать иллюстрации, т.е картинки к детским книгам. Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками к народным сказкам, понравилось ему история про лису и зайца. И вот написал он сказку, “Теремок”, ”Лиса и заяц”. Особенно Чарушин любил рисовать звериных малышей, забавных и беспомощных. ”Посмотрите ребята, какие они маленькие и милые.

Воспитатель: Нравятся вам животные в рисунках этого художника?

Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке?

Дети: Медвежата.

Воспитатель: Правильно, а почему?

Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.

Воспитатель: Какие они? (Рассуждения детей:, дикие, пушистые, как живые,)

Воспитатель: Где они должны жить.

Дети: На воле.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь давайте немного отдохнем с вами.

Физминутка: Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. повороты головой. Вот так, вот так. Головой своей крутили. Медвежата мед искал, Руки верх. Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили Ходьба на месте, изображая медвежат. И из речки воду пили. А потом они плясали, Лапы дружно поднимали. Поочередно поднимать то левую, то правую руку. Вот так, вот так, Лапы дружно поднимали..

Воспитатель: Молодцы ребята.

Читая книги Е.И. Чарушина, мы узнаем о животных много интересного, нового, получили самые первые и простые навыки наблюдения и ухода за ними.

Е.И. Чарушина призывает учиться понимать и ценить родную природу.

Е.И. Чарушина художник – анималист.

Художник который рисует животных, Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.

Ребята давайте представим, что мы художники, мы пришли, в лес и увидели медвежат и нам захотелось, их нарисовать.

Вот правила выполнения рисования тычком жесткой полусухой кистью:

Кисть надо держать вертикально. При работе тычком кисть в воду не опускают.

Игра с кисточкой: Кисточку возьмем вот так. Это трудно? Нет, пустяк!

Кисточка пошла тычком, Застучала каблучком. Мы рисуем раз, раз, раз. Все получится у нас!

Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.

Анализ детских работ. При просмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького, самого маленького. Задаю вопрос:

Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?

Итог занятия. Наше занятие подошло к концу.

О том, как Евгений Чарушин животных рисовал - страница №1/1

Конспект интегрированного занятия

для детей средней группы на тему:

«О том, как Евгений Чарушин животных рисовал»

Интеграция образовательных областей:


  • познание (развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей);

  • коммуникация (развитие устной речи);

  • чтение художественной литературы (формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие эстетического вкуса;

  • художественное творчество (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие продуктивной деятельности – рисования, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Программное содержание:

  1. Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина, его добрым и внимательным отношением ко всему живому.

  2. Обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении животных.

  3. Учить различать особенности творческой манеры художников-иллюстраторов: Е.Чарушина и Ю.Васнецова.

  4. Научить детей изображать животных в манере Е.Чарушина (рисование щетинкой).

  5. Продолжать развивать у детей художественное восприятие.

  6. Воспитывать доброе отношение к миру животных.
Предварительная работа:

  1. Занятие «О том, как Юрий Васнецов животных рисовал».

  2. Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова. Выставки иллюстраций.

  3. Игра: «Кто бежит, кто сидит» (иллюстрации животных в разных позах, в движении, статике).

  4. Чтение книг Е.Чарушина, рассматривание его рисунков и эстампов.
Материал:

Портрет Е.И.Чарушина, его книга «Вот они какие», иллюстрации Ю.Васнецова к потешкам; бумага для рисования, гуашь, кисти№2 и №5; кисть для клея (щетинка), тряпочки, стаканчики для воды, палитра.

Организация:


  1. Дети сидят полукругом на стульчиках (на мольберте перед ними портрет художника).

  2. Дети садятся за столы, где все подготовлено для рисования (столы буквой «П»), на мольберте перед столами стоит книга с иллюстрациями Е.И.Чарушина.
Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель: - Дети, сегодня я хочу вам рассказать об очень интересном человеке – Евгении Ивановиче Чарушине. Посмотрите на портрет. Это писатель и художник – большой друг зверей. Он очень любил их и всю жизнь писал и рисовал к ним рисунки.

Когда Евгений Иванович был еще маленьким мальчиком, он часто бывал в лесу, наблюдал повадки зверей и птиц. А вы знаете сколько животных у него жило дома и во дворе?! Очень много! Это были кошки, собаки, кролики, утки, гуси, рыбки. А как вы думаете, кто из них жил дома, а кто во дворе?

Ответы детей:

Восп.: - Молодцы, ребятки! Маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Мальчик внимательно наблюдал за их поведением, привычками. Все в их жизни было ему интересно. Он стал рисовать их движения, позы, настроение, учился понимать животных и птиц.

Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал сам писать рассказы о животных и рисовать иллюстрации к ним.

А вы знаете, что Евгений Иванович Чарушин родился в городе Вятке? А какой еще удивительный художник-сказочник родился в Вятке?

Ответы детей:

Восп.: - Да, Юрий Алексеевич Васнецов. Давайте вспомним рисунки Васнецова к потешкам. К какой потешке нарисована эта картинка?

Ответы детей: - «Котинька-коток».

Восп. : - «А эта?»

Ответы детей: - «Конь».

Восп.: - А вот эта картинка?»

Ответы детей: - «Заинька, выйди в сад…»

Восп.: - Ребята, давайте с вами вспомним потешку «Котинька-коток».

Дети и воспитатель (рассказывают и показывают):

- «Котя котинька – коток,

Котя – серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать».

Воспит.: - Очень хорошо! Вспомнили потешку! А давайте еще вспомним с вами каких животных рисовал Юрий Алексеевич Васнецов? И как он их рисовал?

Ответы детей:

Восп.: - Правильно! Он рисовал сказочных животных. Звери у него в нарядной одежде, среди сказочных ягод и цветов, живут в избушках, разговаривают, поют и даже могут смеяться.

А теперь давайте посмотрим на рисунки Евгения Ивановича Чарушина. Они удивительны! Их не спутаешь ни с чьими другими. У Васнецова звери сказочные, а у Чарушина нарисованы как живые. Давайте посмотрим, как художник рисует малышей – детенышей животных. Посмотрите, кого изобразил художник?

Ответы детей:

Восп.: - Да, зайчат. А какие они?

Ответы детей:

Воспитатель: - Да, похожи на маленькие пушистые комочки. А как вы догадались, что они пушистые?

Ответы детей:

Восп.: - Как интересно нарисовал художник шерстку. А какие зайчата по цвету?

Ответы детей:

Восп.: - Коричневато-серенькие. Да, дело-то летом происходит, Вот они в травке спрятались, цветочки кругом, Притаились зайчата, чего-то бояться, даже ушки прижали, тихо-тихо сидят, только глазки блестят.

Посмотрите, еще один зверек. Кто же это: волчонок. Он похож на щенка, но это будущий волк, Он грызет кость, зубы у него крепкие. Расскажите о нем. Какой он?

Ответы детей:

Воспитатель: - А вот еще один из малышей. Кто же это? Олененок. А как художник нарисовал его шерстку?

Ответы детей:

Восп.: - Да, она короткая, торчит в разные стороны. Но какие красивые белые пятнышки на его красно-коричневой шкурке и черная полосочка на спинке. Очень красивый будет олень, когда вырастет.

Ребятки, похожи звери Чарушина на сказочных?

Ответы детей:

Воспитатель: - Правильно, нет. Звери нарисованы как живые. Они находятся в настоящем лесу, в настоящей траве. И шерстка у них как настоящая.

2 часть:

Восп.: - Мы посмотрели, как художник Чарушин рисует зверей. А сейчас вы будете художниками и нарисуете зайчат или котят так, как рисовал Е.И.Чарушин. А я вам помогу. Покажу, как можно нарисовать пушистых животных.

Дети садятся за столы.

Восп.: - Давайте еще раз посмотрим на этих зайчат. Какого они цвета? (коричневато-серые). А у нас на столе нет серой краски, а есть черная и белая. Что же нам надо сделать?

Ответы детей: - Смешать на палитре черную и белую краски (смешивают).

Восп.: - Как вы думаете, с чего мы начинаем рисовать?

Ответы детей: - С туловища.

Восп.: - А какой оно формы?

Ответы детей: - Овальной (рисуем пальчиком в воздухе).

Показ воспитателя: Рисует овал серого цвета. – Теперь рисуем… (голову). Круг серого цвета. Пока изображение подсыхает – физкультминутка : «Изобрази зайчонка, который… (сидит, прыгает, веселый, напуганный, прислушивается)».

Сели на свои места.

Восп.: - А теперь превращаем наши фигуры в пушистиков.

Показ воспитателя: Обмакнув кончик щетинной кисти в коричневую или черную краску, немного отжав ее о край баночки, делает несколько отрывистых движений по нарисованному контуру (точечный удар кистью).

Затем дети рисуют сами, придумывая детали (глазки, лапки, хвостики, травку, грибы и т.д.).

3 часть:

Анализ детских работ: дети рассматривают рисунки; воспитатель одобряет работы детей (- Очень красиво нарисовали малышей – пушистые, забавные – совсем как у Евгения Ивановича Чарушина).

Художник стремится распахнуть этот мир так широко, как это возможно, во всех измерениях: по горизонтали - сколько охватывает глаз, по вертикали- от земли до облаков, в глубину - от травинок перед глазами до горизонта. Зверь и птица у него - обычно только часть этого насыщенного жизнью пространства, деталь во всеобъемлющей картине природы, и они не могут при этом хоть немного не утратить в своей единичности, значительности неповторимого. Для Чарушина главным и единственным предметом всегда были животные. Недаром он обычно вообще пренебрегал изображением среды, и не очень проницательные критики попрекали его этим едва ли не на протяжении всей его творческой жизни, начиная еще с «Охоты на медведя», и заботливо рекомендовали ему «расширить фокус», давать «картины природы», а он, по доброте, а может быть, и искренне соглашаясь с ними, оправдывался, что у него «видение какое-то комковатое», что объем он передает, а вот с пространством у него труднее и что пейзаж у него получается «импрессионистический», не так, как он сам его воспринимает (и снова поминал дурным словом своих профессоров, которые его плохо учили). Словом, оправдывался как мог, и время от времени делал попытки изобразить лес, поляну, поле, реку - и попытки эти были тем удачнее, чем тактичнее и ос­торожнее он их предпринимал, скажем, в иллюстрациях к собственному рассказу «Про сороку» (1937) или к рассказу М. Пришвина «Ярик» (1936), или к «Дерсу Узала» В. Арсеньева (1936) - где он бережно сохранял белую плоскость бумаги, скупо размещая на ней деревья, травы, куст. Конечно, была правда и в его объяснениях, потому что его пластическое мышление противилось передаче пространства. Но все-таки главная правда была в том, что в животном для Чарушина заключался весь интересный ему мир, и мир этот для него был неизмеримо богат и уже не нуждался в дополнении чем бы то ни было. За это его тоже время от времени упрекали, да и сам он порой (особенно к концу жизни) вдруг начинал как бы не доверять себе, стесняться своего призвания и возмущался: «Почему это я - анималист? Я - художник!» - и рисовал пейзажи. Но стеснительность и оправдания эти шли от лукавого. Он был анималист и ничего больше, и пейзажи, которые он старательно рисовал, были так себе, и изображение человека ему не очень давалось, и неспроста часть рисунков в книжке 1941 года «Охотничьи рассказы» он передоверил своему другу Василию Кобелеву. Если сопоставлять доступный ему угол зрения с полнотой окружающего мира, его призвание в самом деле покажется узким, но на своей узкой площадке он разрешил такие задачи, которые до него никто и не ставил, и задачи не «звериные» или «птичьи» (потому что искусство таких не знает), а че­ловеческие.