Башкирские национальные узоры и орнаменты трафареты. "Башкирский орнамент в круге" презентация к занятию по рисованию (средняя группа) на тему

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Изобразительное искусство башкир было весьма разнообразно как по технике выполнения, так и по мотивам. Для него одной из самых характерных была техника аппликации и связанные с ней мотивы.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды.

Шитый нитками орнамент был трех типов: тамбурный, гладевый, с косой наклонной стежкой, реже петельчатый.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию разных народных ремесел. Это открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни семьи было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей:

  • узорный шаршау (большие занавески, для разделения дома на мужскую и женскую половины);
  • свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки.

В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и ее мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Одним из разновидностей декоративно-прикладного искусства у башкир является вязание пуховых шалей. Этот промысел был развит очень хорошо в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Зианчуринском, Кугарчинском, Хайбуллинском районах, а также в Оренбургской области. Благодаря природно-климатическим условиям в этих районах разводили особую породу коз, дающих пух, тонкий, и одновременно крепкий, волокнисто-эластичный, с высокими прядильными свойствами: из него изготавливали пряжу для тканных и вязальных шалей. Башкирские тканные шали – уникальный вид ткачества. Эти шали не вязали а ткали на станках. А также изготовлялись ажурные узорчатые шали, связанные вручную на двух длинных спицах.

Мастерицы различают в платке середину и кайму, края завершаются – зубчиками. Узор геометрический. Искусство вязания пуховых шалей сохраняется и продолжает развиваться в республике – в основном это семейный пуховязальный промысел. (Показ изделий.)

Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и др. изделий. (Показ изделий.)

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используется все эти примеры одновременно.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени,
белый - чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия,
коричневый – цвет старости увядания.

Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Башкирское народное декоративноприкладное искусство богато разнообразием видов: ткачество, вышивка, аппликация.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, серцевидных фигур.

Все промыслы и орнаменты смотрите здесь.

Гульнара Мухаметдинова
Орнаменты в жизни башкирского народа

Мухаметдинова Гульнара

Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа »

Тип проекта :

- реализация проекта : кроткосрочный

Познавательно – творческий

Групповой

- участники проекта : 23 воспитанника, воспитатель, родители.

Актуальность :

Приобщение к народной культуре с одной стороны и развитие творческих способностей с другой.

Проблема :

На основе знакомства с народным искусством , дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Цель : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Развивать интерес к башкирскому народному творчеству . Способствовать речевому, художественно – творческому и социальному развитию детей.

Задачи :

Продолжать знакомить детей с народным искусством , познакомить детей с костюмами, традициями, бытом башкирского народа .

Развивать познавательную активность детей, чувство цвета, композиционные умения, развивать мелкую моторику, расширить кругозор, развивать любознательность,

Пополнить активный словарь.

Развивать умения составлять узоры по мотивам народных росписей , учить сравнивать и обобщать.

Воспитывать любовь к народному творчеству , интерес к народному прикладному искусству.

Гипотеза проекта :

Деятельный подход в ознакомлении дошкольников с народным искусством будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.

Реализация проекта :

Здоровье :

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, закрепить название слова платок на башкирском языке .

Познакомить с национальными блюдами и напитками (баурсак, бишбармак, кумыс)

Физическая культура :

Формировать у детей потребность в двигательной активности, через народные игры .

- “Юрта”, «курай» , «зеленый платок»

Социализация :

- игровая ситуация : «Куклы Айгуль и Арслан пришли в гости в детский сад» . Цель : рассматривать костюмы, обратить внимание во что одета Айгуль, во что одет Арслан. Обобщить : Башкирские национальные костюмы яркие и красивые.

Учить детей здороваться и прощаться на башкирском языке ,

- башкирская народная игра «Липкие пеньки» .

Сюжетно-ролевая игра «Семья» - формировать представления о составе семьи, традициях.

Сюжетно-ролевая игра «Бабушкин сундук» - украшение национального костюма, башкирским орнаментом .

Беседа «Мы живём в Башкортостане » .

Рассматривание иллюстрации народного башкирского костюма .

Труд :

Знакомство с трудом швеи, портнихи. Они шьют одежду (обычную, праздничную, национальную)

Ручной труд (поделки)

Познание :

Развивать умения у детей называть элементы башкирского костюма : (Хараус, платье с оборками, ичики)

Беседа «Тюбетейка моего Бабая»

Дидактическая игра «Найди такой же» (фартук, тюбетейку и т. д.)

Развивать мелкую моторику рук : пальчиковые игры на башкирском языке (5 детей у Тимербая)

Математические представления :

Упражнять в умении сравнивать два предмета - Тюбетейка (размер и форма)

Воспитывать внимание. «Найди предмет по внешнему виду»

Конструирование :

Приобщать детей к конструированию по элементарным рисункам-схемам : мебель для куклы.

Коммуникация :

Учить составлять рассказ на тему «Наряд бабушки» ,

Рассматривание иллюстраций к книге «Бабушкин сундук» ,

Дидактическая игра «Составь башкирский орнамент и узор »

Чтение художественной литературы :

- «Мудрый старик и глупый царь» ,

- «Умная девушка» .

Художественное творчество :

Рисование «юрты» : приобщать детей к декоративной деятельности, показать способы раскрашивания элементов национального орнамента , рисование башкирских орнаментов

Самостоятельная творческая деятельность детей «Украшаем камзол узорами башкирского народа »

Лепка «Баурсак» : развивать умение отрывать от основного куска небольшие комочки,раскатывать их круговыми движениями.

Аппликация «Украшаем фартук для куклы» : развивать умение вырезать детали для украшения фартука башкирским орнаментом и клеить готовые детали башкирского орнамента на силуэт фартука .

Работа с родителями :

Консультация «Обычаи и праздники «башкирского народа » .

Совместная работа родителей и детей изготовления поделок с применением башкирского орнамента , украшение коврика башкирским орнаментом

Итоговое мероприятие : Выставка детского творчества.

Методы проекта :

Познавательное развитие (Беседы о культуре башкирского народа , знакомство с башкирскими узорами , национальными костюмами)

Игровая деятельность («Составь башкирский узор » , «Залатай коврик» , «Башкирское лото » )

Продуктивная деятельность (лепка, аппликация)

Художественно-эстетическое направление : рисунки на тему «Башкирские орнаменты »

Взаимодействие с родителями : изготовление поделок или украшений с использованием башкирского орнамента , работа родителей совместно с детьми.

Презентация проекта :

Открытый показ ООД по художественному творчеству на тему : «Башкирские орнаменты »

Выставка работ родителей и детей на тему : «Изготовление поделок с применением башкирского орнамента ».

Публикации по теме:

Открытый воспитательный час «Национальные орнаменты» Областная санаторная школа – интернат № 4. Открытый воспитательный час: «Национальные орнаменты, о чём говорят» Провела: учитель 1.

Конспект Открытого занятия в старшей группе «Убранство башкирского дома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 218 городского округа город Уфа Республики Башкортостан Конспект.

Методические рекомендации «Средства народного (башкирского) искусства в декоративном рисовании» Народное башкирское декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой.

Тема непосредственно-организованной образовательной деятельности: «Путешествие в прошлое башкирского народа» 25.04.2012г. /подготовительная.

Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.

Разделы: Технология

Цели:

1. Познавательные:

  • познакомить обучающихся с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой;
  • уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.

2. Развивающие:

  • продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии;
  • научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.

Оформление:

  • записи башкирских мелодий;
  • плакаты и рисунки башкирского орнамента;
  • шаблоны матрешки и сапожка;
  • краски, кисти, карандаши, цветная бумага, клей;
  • работы местных мастериц.

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.

Р.Б.Даутова

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя:

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни семьи было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканных и вышитых вещей:

  • узорный шаршау (большие занавески, для разделения дома на мужскую и женскую половины);
  • свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки.

В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и ее мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Одним из разновидностей декоративно-прикладного искусства у башкир является вязание пуховых шалей. Этот промысел был развит очень хорошо в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Зианчуринском, Кугарчинском, Хайбуллинском районах, а также в Оренбургской области. Благодаря природно-климатическим условиям в этих районах разводили особую породу коз, дающих пух, тонкий, и одновременно крепкий, волокнисто-эластичный, с высокими прядильными свойствами: из него изготавливали пряжу для тканных и вязальных шалей. Башкирские тканные шали – уникальный вид ткачества. Эти шали не вязали а ткали на станках. А также изготовлялись ажурные узорчатые шали, связанные вручную на двух длинных спицах. Мастерицы различают в платке середину и кайму, края завершаются – зубчиками. Узор геометрический. Искусство вязания пуховых шалей сохраняется и продолжает развиваться в республике – в основном это семейный пуховязальный промысел. (Показ изделий.)

Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и др. изделий. (Показ изделий.)

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, любо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву.

Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяют шесть основных орнаментальных комплексов:

Орнаментальные комплексы

Краткая характеристика

Применение

Примеры

1 Первый комплекс (древнейший). Включает простые геометрические фигуры. Основной принцип композиции – бордюры и розетки. При украшении изделий из дерева, кожи, росписи и иногда в вышивке и аппликации.
2 Второй комплекс. Составляет криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн. Встречается в вышивке, аппликации тканью, в оформлении обуви с суконными голенищами.
3 Третий комплекс. Растительные узоры. В женской и мужской одежде.
4 Четвертый комплекс. Объединяет группу сложных узоров. Это восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы или различные многогранники. Украшаются ковры, шаршау, скатерти, концы полотенец.
5 Пятый комплекс. В виде парных изображений птиц и животных, разделенных растительным орнаментом. Для женских налобных повязок и аппликаций для обуви.
6 Шестой комплекс. Включает в себя геометрические узоры, простые и сложные. В орнаменте одежды и предметов убранства жилища.

2. Закрепление.

1. Для закрепления полученных знаний по башкирскому орнаменту вы разрисуйте готовые шаблоны башкирских кукол и сапогов .

В башкирской семье старались чтобы вещи получались нарядными, поэтому для этих целей придумывались интересные узоры. И вы свои выбранные шаблоны должны расписать в традициях башкирского народа, используя элементы башкирского орнамента, основные цвета которые использовали башкиры для составления узоров.

2. Кто справился с первым заданием, приступает ко-второму: составляем узор ковра.

Коврами застилали пол в тирме (юрте), нары. На коврах спали, отдыхали, ими украшали свои жилища. Представим, что вы в ткацком цеху и вам как дизайнерам нужно придумать узоры для ковров.

3. Подведение итогов.

Анализ выполненных работ.

При анализе обращать внимание на элементы творчества, на цветосочетание.


Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор". Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок.

О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой"). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.

Литература:
Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во:Китап, 1994 г.

Любое национальное творчество достаточно интересно в изучении. Ведь оно формировалось, впитывая в себя традиции народа, его важные черты, отношение к жизни, природе, друг к другу. Через народное прикладное творчество познается национальная история. В данном контексте мы рассмотрим башкирский орнамент. Ознакомимся с его отличительными чертами, историей, комплексами узоров и многим другим.

Что это?

Начнем разговор с определения.

Башкирский орнамент - это узор, который основывается на гармоничном повторении растительных, геометрических либо зооморфных элементов. Это творчество, которое относится к прикладному искусству. Подобным орнаментом мастера и мастерицы украшали посуду, оружие, одежду - праздничную и повседневную.

История

Рассмотрев фото башкирского орнамента, читатель, конечно, задастся вопросом: почему используются именно данные узоры? Дело в том, что в орнаменте народные мастера выразили свое представление о тройственном устройстве мира. Если вы знакомы с образчиками прикладного творчества других народов, то обнаружите заметное сходство. И это не случайно: тройственный ритм бытия характерен для очень многих этносов.

Сам по себе орнамент - это одна из самых древних форм творчества, художественной деятельности человека. Как составляющая изобразительного искусства, составление таких узоров у башкир формировалось постепенно. Первые изображения были достаточно просты и наивны: веточка или цветок, стебелек растения, осколок ракушки или семена, вдавленные в сырую глину.

Со временем изображения стали усложняться. Художник продумывал их композицию, гармоничное соотношение. Затем башкирскому орнаменту авторы стали придавать и определенное символическое значение.

Варианты изображений у башкир встречаются такие:

  • Геометрические узоры.
  • Растительные узоры.
  • Криволинейные узоры.

Древние образчики башкирских орнаментов и узоров мы можем встретить на различных материалах: коже, полотне, дереве или металле.


Особенности башкирского узора

Представим главные отличительные черты башкирского орнамента:

  • Яркий, многокрасочный, с различными элементами.
  • Симметричный.
  • Узоры располагаются бордюром, розетками, сеткой. Иногда все это применяется вместе.
  • Композиционная зона определяется размерами, назначением, формой изделия.
  • Элементы располагаются в 2-4 ряда, канва составлена из ритмически повторяющихся элементов.
  • Центральное поле украшено более крупными элементами, а верхние зоны - более мелкими, рисунок на них зеркально отражается.

Цветовые предпочтения

Рассмотрим оттенки, характерные для башкирского орнамента:

  • Полихромный: многоцветный и яркий.
  • Колористический образ - контраст ярких чистых цветов.
  • Преобладают красный, желтый, черный, зеленый. Реже встречаются голубой и синий, алый, оранжевый.
  • Фон изделия черный или красный. Гораздо реже встречается белый и желтый.

Центральное символическое значение

Мы выше обозначили, что древние мастера наносили узоры не просто так. Орнамент нес в себе определенное значение.

Если мы взглянем на трафареты башкирского орнамента, то поразимся их геометрической правильности, симметричности. Узор отражает в себе восприятие мира народом. В этой реальности все противопоставлено: день - ночи, жизнь - смерти, свет - тьме, мужское - женскому, левое - правому. Такие пары и определяют симметричность рисунка.

Изображенные фигуры тут как бы противостоят друг другу. Но, чтобы определить их целостность, связь между собой, мастер обязательно вводит центральный объект в орнамент. Он выступает связывающим элементом между противопоставлениями.

Снова обратимся к трафаретам башкирских орнаментов, узоров. Центральные фигуры здесь следующие:

  • Женщина. Символизирует собой богиню, мать всего сущего на земле.
  • Изображение дерева. Здесь тоже все однозначно - растение обозначает древо жизни.
  • Ромб. А эту геометрическую фигуру сложно понять современному человеку. Древние же считали, что ромб - это символ земли и пашни.

Любопытные элементы узора

Орнамент башкирского народа - это еще и следующие любопытные для изучения элементы:

  • ¥. Этот символ называется "кускар". Он образно изображает завиток бараньих рогов. Кроме того, у древних народов кускар часто выступал и символом как трав, так и растений вообще.
  • ֔֕. Один из солярных знаков, что были характерны практически для всех народов мира. Древние почитали солнце, поклонялись ему. Звезда, как и сегодня, считалась источником жизни. Этот солярный знак напоминает собой окружность с расходящимися от нее лучами.
  • . Символическое изображение сердца, столь знакомое и современным людям. Однако у башкир этот символ означал не нежность, страсть и любовь, а гостеприимство.

Важно отметить, что башкирский народный орнамент отражает в себе самые первые этапы развития национальной культуры. Этот тот период, когда башкиры еще не приняли ислам.


Применение в прикладном искусстве

Башкирские национальные орнаменты широко применялись в следующем:

  • Украшение воротников, застежек, вырезов, подолов одежды, краев рукавов. Однако эстетика тут была не на самом первом месте. Если край одежды украшался орнаментом, это якобы делало человека защищенным от порчи, злого глаза.
  • Украшение элементов домов, жилых построек. Тоже делалось не только для внешней привлекательности. Так древние башкиры стремились защитить родной дом от злых духов. Орнаментом покрывали ставни, ворота, наличники окон, крыши.
  • Многие предметы быта делали оберегами для владельцев, нанося на них символическое изображение глаза. При этом ромб рисовали в фас, а треугольник - в профиль. Кстати, последней геометрической фигуре башкиры уделяли большое значение. Они почитали треугольник как символ, способный оградить их от врагов, темных сил, злых духов и прочих негативных воздействий.

Орнаментальные комплексы

Если вы приобретете раскраску с башкирским орнаментом, то обнаружите в ней один из шести (или собрание сразу нескольких) основных орнаментальных комплексов, характерных для декоративно-прикладного творчества этого народа.

Перечислим их:

  • Простые геометрические узоры. Мастера изображали треугольники, прямоугольники, квадраты, крестики, ромбы, круги, геометрические розетки-завихрения. Все эти фигуры причудливо складывались в общую сложную картину. Такой орнаментальный узор, например, мог быть бордюром или розеткой.
  • Спирали, рогообразные и сердцевидные фигурки, пальметки, бегущие волны и неизменные треугольники. Такими узорами украшались всевозможные амулеты.
  • Растительные узоры. Орнамент, копирующий естественные рисунки природы, более всего был характерен для оформления национальной одежды башкир, тамбурной вышивки на ней.
  • Восьмиконечные звезды сложного начертания, многоугольники, роговидные парные завитки, многоступенчатые ромбы, причудливые многоугольники с "отростками". Эти элементы узора складывались по замыслу мастера в более сложный орнамент. Чаще всего - в сетки, сложные розетки.
  • Геральдические композиции. В фамильных гербах присутствовали символические изображения животных, птиц, растений. Встречались и восьмиконечные звезды. Еще частые варианты - ногтевидные, вилообразные фигурки.
  • Ромбики, квадраты, изображение восьмиконечных розеток, Х-образные фигуры и даже стилизованные зарисовки человека. Все это было характерно для ткачества, строчной, счетной вышивки.

Особенности башкирской вышивки

И сегодня вышивки башкирских мастериц все также поражают восхищенных зрителей. Для данных работ характерно следующее:

  • Чаще всего используется именно растительный узор.
  • Для рисунка предпочитают такую цветовую гамму: желтый, зеленый и красный. Притом оттенки не плавно перетекают, а всегда контрастируют друг с другом.
  • Аппликация тканью и техника вышивания "косая сетка" характеризуются частым применением спиралевидных узоров.
  • Бесконтурные гладьевые вышивки и ткачество - это выбор Х-образного и ромбовидного орнамента.
  • Часто используются и следующие отличительные приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, сплошной сеткой либо розетками.

Вязание шалей

Башкирское декоративно-прикладное искусство невозможно представить без пуховых шалей. Промысел был развит сразу в нескольких районах:

  • Баймакский.
  • Абзелиловский.
  • Хайбуллинский.
  • Белорецкий.
  • Зианчуринский.
  • Кугарчинский.

Также на всю страну известны оренбургские пуховые платки. Природно-климатические условия этих регионов позволяли держать определенную породу коз, чей пух был одновременно тонкий и крепкий, эластичный. Его прядильные качества признавались самыми высокими. Именно из такого пуха изготавливалась пряжа для удивительных башкирских шалей.

Они относятся к уникальному виду ткачества. Ведь эти шали ткали на станках. К нашей теме же более близки узорчатые ажурные шали. Их вязали только вручную всего на двух длинных спицах. Различали середину и кайму изделия, по бокам делали зубчики. Узор - башкирский геометрический орнамент. До сих пор в республике популярен семейный пуховязальный промысел.

Прикладное творчество может многое рассказать о самой ранней истории народа. Каждый элемент орнамента здесь не случаен - он выполняет определенную задачу. Что мы и увидели на примере башкирских узоров.