Как пройти собеседование успешно? Несколько секретов эффективной коммуникации. Тренинг собеседования

Тренинг

«ПОКАЖИ СЕБЯ В ПОЛНОМ БЛЕСКЕ, ИЛИ КАК УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ».

Цель - социально-психологическая помощь выпускникам в трудоустройстве по окончании учебы и реализации знаний и навыков, приобретенных во время обучения в школе.
Оборудование :
тест с вариантами ответов на вопросы у каждого учащегося; бланки для ответов;
набор из пяти карточек А, Б, В, Г, Д у каждого учащегося; плакаты с текстами по теме классного часа.

Тренинг «Как устроиться на работу» является итоговым, завершает цикл занятий по профориентации, которые мы проводили ранее.
Речь сегодня пойдет о вашем «счастливом билете» на рынке труда, то есть о проблеме успеха в поиске работы, ибо по утверждению немецкого философа Ницше «Быть занятыми люди хотят еще больше, чем быть счастливыми».
Сегодня мы с вами попробуем научиться «искать место под солнцем». В условиях растущей обостряющейся конкуренции на рынке труда нужно действительно уметь убедить работодателя, что именно вы - тот специалист, который украсит его учреждение, поможет его процветанию, а общение с вами будет для него «даром небес»! Данная проблема у вас не за горами. Представьте, что 11класс и обучение в ВУЗе или техникуме позади, вы пришли устраиваться на работу.
Советы деловых людей, рекомендации психологов, проигрывание ситуаций при приеме на работу станут для вас полезными. Надеемся, что все это поможет вам более уверенно чувствовать себя при устройстве на работу и в результате стать “единственным и неповторимым” специалистом.

Цель нашего занятия: попытаться найти ответ на поставленный вопрос «Как устроиться на работу».

    Игра – активатор

Всех учащихся делю на четыре группы: яблоки, груши, бананы, апельсины. Называю пару, например, яблоки и груши. Встают ребята названной группы и меняются друг с другом местами, причём ведущий занимает место одного из игроков. Так повторяется несколько раз. Желаю быть такими же активными в течение всего тренинга.

2. Упражнение «Как себя вести на собеседовании при приёме на работу». Мозговой штурм.

Никто не станет оспаривать тот факт, что устройство на работу начинается с визита к руководителю учреждения или руководителю его кадровой службы. Общеизвестно также, что первое впечатление - самое сильное, поэтому очень важно все сделать так, чтобы первая встреча с работодателем не стала встречей последней. “Искусство нравиться - есть тайна, которая даруема или природой или похищаемая упорными усилиями. В обоих случаях достойна уважения и зависти, в последней дани ей немногие и отказывают” (А.А. Вяземский).
Итак, покажем себя в полном блеске!
А помогут вам в этом советы деловых людей и рекомендации психологов.

Но прежде мне бы хотелось услышать ваше мнение о том, как себя вести, когда вы пришли на собеседование при приёме на работу. Как одеться, где и как сесть, что сказать, куда глядеть. Говорим по кругу по одному предложению.







11. Всегда глядим в глаза. В затруднительных случаях смотрим в переносицу. 12. Не лжём. Обман всегда раскрывается, и из-за этого можно лишиться хорошей работы. 13. Не переборщим с юмором. Если вам рассказали анекдот или пошутили, можно смеяться, но не пытаться ответить шуткой. Слишком веселые собеседования редко заканчиваются стоящим результатом. 14.

18.
20. Прощаются там, где собеседники расстаются. Уходим сразу, не возвращаясь, не “застывая” на пороге, улыбнувшись перед тем, как
повернуться спиной.


Возможно, во время визита вам предложат чашечку кофе или чая. Советуем проявить сдержанность и отказаться.
4. Тест «Как вести себя на собеседовании при приёме на работу». Мини – дискуссия по каждому вопросу.

Итак, нетрудно запомнить, что нужно быть соответственно одетым, прийти вовремя, правильно держаться и уметь вести беседу, вовремя проститься, оставив о себе самое приятное впечатление.
Но кроме этих обязательных условий есть и другие, о которых хорошо бы знать в свой “звездный час”. Итак, вам представился случай получить работу, о которой вы мечтаете. Вы уже узнали, что кандидатов много и договорились о встрече для собеседования. Попробуйте представить себя в предложенных обстоятельствах и ответьте на следующие вопросы. Выберите возможные варианты ответов и сразу же фиксируйте правильные и неправильные ответы для определения результатов теста. За каждый правильный ответ зачтите себе 10 очков. Неправильный ответ не оценивается. Каждому ученику раздаётся тест с возможными вариантами ответов, бланки для ответов, набор из пяти карточек А, Б, В, Г, Д (см. приложение). Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, голосуя карточкой с определённой буквой. Проводится мини – дискуссия по каждому вопросу. Затем ведущий зачитывает правильные ответы.

1. В чём будет состоять ваша домашняя подготовка:

Правильный ответ - “Б”. Это позволит вам разумно отвечать на вопросы и показать, что вы можете быть полезным организации.



Лучший ответ “А” или “В”. Тактику “В” применяют спортсмены перед соревнованиями: представлять себя победителем - хорошее тонизирующее. Если вы ответили “Б”, то не трудитесь даже после этого показываться на собеседовании.

что:
а) вы

Верный ответ - “В”. Так вы подготовитесь к любой неожиданности и в случае неудачи не умрёте от разочарования.

у дверей и просит

б) диван;
в) остаетесь стоять.
Верный ответ - “А”. Это место испытуемого напротив экзаменатора. Контролирует ситуацию он. Предпочтя диван, вы вынудите его сесть рядом с вами, что поставит вас как бы на одну доску. Если же вы останетесь стоять, вам обоим будет неловко.

5 . Вы садитесь на стул и:

Правильный ответ - “Б”. Это самая нейтральная поза. Поза “А” - враждебная и агрессивная, “В” выдает ваше волнение, а уж “Г” - это самое худшее, что вы можете сделать.
6. Кто начинает разговор:
Верный ответ - “Б”. Это его игра.

7. Он спрашивает, нравилась ли вам ваша последняя работа и почему вы с ней расстались. Ваш ответ:


д) эта работа не приносила мне удовлетворения.
Верный ответ - “Б”. Это показывает вас с выгодной стороны и объясняет, почему вы покинули работу, кстати, по собственной инициативе. «А» характеризует вас как “подрывной” элемент, «В» - как лентяйку, «Г»- как жертву, а «Д» - как мечтательницу, далёкую от реальной жизни.


б) спасибо, нет;
в) спасибо, с удовольствием;
г) спасибо, для меня это слишком крепкие сигареты.
Верный ответ - “Б” вне зависимости от того, курите вы или нет. Это неписаное правило игры. Кстати, курящие имеют меньше шансов получить работу. Если фирма стоит перед выбором между двумя специалистами, и один из них курит (а квалификация абсолютно одинаковая), то работу получит некурящий.



в) переключаетесь на другую, более интересную деталь своей биографии; г) задаете вопрос об организации, где хотите работать.
Верный ответ - “Г”. Ничто не пробуждает симпатии сильнее, чем вопрос, ответ на который собеседнику хорошо известен.



в) его невозможно выдержать.
Верный ответ - “Б” и “В”. Некоторые так верят в клише “Глаза - зеркало души”, что ни на секунду не отпускают взгляд собеседника. Это заблуждение. Время от времени вполне допустимо отводить и опускать глаза, но, конечно, прятать их не следует.

11. На вопрос, как далеко простираются ваши профессиональные планы, вы отвечаете :
б) угадайте;

Верный ответ - “Г’.
12. Как вы пожмете
б) крепко;
в) возьмете руку интервьюера двумя руками и тепло пожмете;
г) чтобы продемонстрировать ему свою силу, сдавите ему руку так, как только сможете, не показывая при этом, каких усилий вам это стоит.
Лучший ответ - “Б”. “В” - глупо и непрофессионально, “Г” причинит человеку боль. Если вы всерьез ответили “А”, это свидетельствует о вашей, мягко говоря, отсталости.

Результаты теста.
От 100 до 120 очков. Вам доступно умение показать себя с лучшей стороны и с необходимой дозой отстраненности. Ваш собеседник поймет, что вы - сила, с которой нужно считаться. Ваши спокойствие, уверенность, доброжелательность говорят о том, что вы - человек успеха. Не волнуйтесь, вы наверняка будете приняты.
От 70 до 90 очков. У вас хороший потенциал, но чтобы показать себя в полном блеске, необходимо еще поработать. Собеседник может “учуять” вашу неуверенность, поскольку ваши жесты, речь вас выдадут. Хорошо бы отказаться от пристрастия к сухим и точным фактам. Вы наверняка справитесь с желанной работой, но, чтобы добиться ее, прибавьте себе уверенности!
От 40 до 60 очков. Кажется, у вас довольно-таки незатейливое представление о том, как произвести хорошее впечатление. Вы собираетесь прийти на эту встречу в туфлях на высоченных шпильках? Не надо. Употребляете выражения типа: “Ну это просто балдеж!”? Воздержитесь от них в разговоре. Попросите кого-нибудь, чьими манерами вы восхищаетесь, научить вас, как сгладить острые уголки и обнаружить достоинства.
Меньше 40 очков. От души надеемся, что у вашего папочки есть свое дело, и он примет вас, не настаивая на собеседовании.
Это был тест американского психолога Шарона Кохена.
5. Упражнение «Вопросы работодателя». Мозговой штурм.
Вы будете более уверенно чувствовать себя при собеседовании, если заранее подготовите ответы на вопросы, которые наиболее часто задаются работодателем. Как вы думаете: какие это вопросы?

Ответы учащихся (добавляет ведущий)
- Какова ваша профессиональная подготовка?
- Где вам ранее приходилось работать?
- Ваше семейное положение, условия проживания.
- Почему вы обратились об устройстве на работу именно в данную организацию?
- Что вы знаете об этой работе?
- Какого типа работу вы больше всего любите?
- Каково состояние вашего здоровья?
- Почему вы оставили свою прежнюю работу?
- Как бы вы могли охарактеризовать самого себя?
- Кто дал вам совет обратиться именно к нам?
- На какую зарплату вы рассчитываете?
- Каковы ваши интересы вне работы?
- Каковы ваши цели в жизни?
- Каковы ваши слабые стороны?
- Каковы ваши сильные стороны?

6. Упражнение «Отрицательно оцениваемые факты». Мозговой штурм. А теперь посмотрим на проблему нашего трудоустройства с позиции работодателя. Ведь последнее слово останется за ним. Что, по вашему мнению, отрицательно оценивается при собеседовании?

Ответы учащихся (добавляет ведущий): - небрежно составленные документы;
- опоздание на собеседование;
- небрежное пожатие руки;
- невнимание к вопросам;
- осуждение своих работодателей, сослуживцев;
- отказ от условий работы, требующих определенных неудобств для работника;
- противоречие данных, приведенных в документах и высказанных в ходе собеседования;
- болезненный вид;
- использование духов, одеколона с резким запахом;

- неряшливая, кричащая или грязная одежда;
- косноязычная, невнятная речь;
- отсутствие интереса к делам организации.
7.Заключительное слово ведущего. Выводы по занятию. Какой вывод вы могли бы сделать по сегодняшнему занятию?

Как правило, работодатели стремятся найти следующие профессиональные качества: - высокая квалификация по нескольким специальностям;
- хорошее здоровье;
- пунктуальность и аккуратность.
Среди личных качеств чаще всего требуются следующие: преданность, верность, умение хранить секреты фирмы, находчивость, честолюбие, дружелюбие, контактность, порядочность, вежливость, деликатность, опрятность, уравновешенность, готовность работать в коллективе, помогая другим, эрудиция, чувство юмора.
Я очень надеюсь, что вы станете прекрасными специалистами, устроитесь на работу, которая бы вам очень нравилась и была хорошо оплачиваемой.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тест «Как вести себя на собеседовании при приёме на работу». За каждый правильный ответ зачтите себе 10 очков. Неправильный ответ не оценивается.

    В чём будет состоять ваша домашняя подготовка:
    а) вы подробно, чтобы ничего не упустить, восстановите в памяти все свои достижения;
    б) как можно больше постараетесь узнать об организации, в которой собираетесь работать, просмотрите профессиональные журналы, переговорите со сведущими людьми;
    в) выбросите всё из головы: надо отвлечься, может быть, устроить вечеринку, иначе от тревожных мыслей у вас заболит голова и появятся морщины.
    2. Некоторые специалисты советуют заранее перед собеседованием проиграть ситуацию. Как, по-вашему, это лучше сделать:
    а) вы попросите подругу выступить в роли интервьюера;
    б) за неделю до этого запросите в этой организации список вопросов, которые вам могут задать, это, во-первых, продемонстрирует ваши навыки работы, во- вторых, действительно поможет в подготовке;
    в) перед сном представите в уме будущий экзамен и несколько раз «проиграете ответы», следя за тем, чтобы они звучали гладко.
    3. Другие специалисты советуют готовиться к худшему. По-вашему, это означает, что:
    а) вы всё время говорите себе: “Я неудачница”, это вас успокоит и подготовит к испытанию;
    б) на собеседовании вы расскажете всё самое жуткое и нелепое, что случилось с вами за время учебы, подчеркнув, что теперь с такими ситуациями вы справились бы лучше;
    в) продумываете самые кошмарные варианты возможных вопросов и готовите ответы на них.
    4. И вот вы входите в кабинет. Ваш собеседник встречает вас у дверей и просит
    присесть. Вы осматриваетесь и выбираете:

    а) стул перед письменным столом;
    б) диван;
    в) остаетесь стоять.
    5 . Вы садитесь на стул и:
    а) кладёте ногу на ногу, скрещиваете руки на груди;
    б) садитесь и откидываетесь на спинку стула; в) сидя на краешке стула, наклоняетесь вперёд с выражением внимания и готовности;
    г) изо всех сил стараетесь истерически не рассмеяться.
    6. Кто начинает разговор:
    а) вы - задаёте толковый вопрос об организации, в которой хотите работать; б) ваш собеседник.
    7.Он спрашивает, нравилась ли вам ваша последняя работа и почему вы с ней расстались. Ваш ответ:
    а) я категорически не сошлась взглядами с руководством;
    б) я достигла своего потолка в этой организации и поняла, что пора двигаться дальше;
    в) работа мне нравилась, но рабочий день казался мне невыносимо долгим;
    г) таких бессовестных мошенников, как в этой конторе, я в жизни своей не видела;
    д) эта работа не приносила мне удовлетворения.
    8. Он достаёт сигареты и предлагает вам закурить. Вы отвечаете:
    а) ой, что вы, мне мама не разрешает!
    б) спасибо, нет;
    в) спасибо, с удовольствием;
    г) спасибо, для меня это слишком крепкие сигареты.
    9. Вы расписываете свои успехи. Он смотрит на часы. Вы:
    а) смотрите на свои часы и вежливо сворачиваете разговор, сообщив, что у вас назначена еще одна встреча, таким образом, вы сохраните контроль над ситуацией;
    б) говорите: “Простите, что заставила вас скучать’;
    в) переключаетесь на другую, более интересную деталь своей биографии; г) задаете вопрос об организации, где хотите работать.
    10. По-вашему, взгляд прямо в глаза при разговоре:
    а) производит впечатление грубое и отталкивающее; б) предполагает честность и прямолинейность;
    в) его невозможно выдержать.
    11. На вопрос, как далеко простираются ваши профессиональные планы, вы отвечаете:
    а) вот бы такую должность, как ваша!
    б) угадайте;
    в) хотелось бы открыть свое собственное дело, но до этого еще далеко;
    г) хочу работать в этой должности, пока не исчерпаю возможности своего профессионального роста.
    12. Как вы пожмете руку своему собеседнику на прощанье:
    а) вы считаете, что рукопожатие женщины должно быть мягким, деликатным, так как сильное производит неверное впечатление - в нем есть что-то противоестественное;
    б) крепко; в) возьмете руку интервьюера двумя руками и тепло пожмете;
    г) чтобы продемонстрировать ему свою силу, сдавите ему руку так, как только сможете, не показывая при этом, каких усилий вам это стоит.

Буква

Баллы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

1. Выглядим опрятно и нарядно.
2. Избегаем зеленых, оранжевых, ярко-красных, ярко-желтых, розовых, лиловых и нежно-голубых тонов.
3. Приходим на 5-10 минут раньше.
4. Войдя, говорим: “Позвольте”, - “Здравствуйте!”. Не забываем об улыбке.
5. Представляемся: “Позвольте представиться...”
6. Садимся на стул в 1-2 стульях от собеседника.
7. Исключаем кресло - оно коварно.
8. Не садимся на краешек стула, занимаем все сиденье, спиной ощущаем спинку стула, расслабляемся.
9. Спокойное лицо и размеренный ровный тон - умение властвовать собой!
10. Слушаем внимательно, не торопимся с ответом, говорим спокойно.
11. Всегда глядим в глаза. В затруднительных случаях смотрим в переносицу.

12. Не лжём. Обман всегда раскрывается, и из-за этого можно лишиться хорошей работы.

13. Не переборщим с юмором. Если вам рассказали анекдот или пошутили, можно смеяться, но не пытаться ответить шуткой. Слишком веселые собеседования редко заканчиваются стоящим результатом.

14. Ни в коем случае ничего не трогаем на столе, за которым сидит человек, беседующий с вами.
15. Не пытаемся заглянуть в бумаги, лежащие на столе.
16. В беседе появились паузы - визит заканчиваем, не дожидаясь, когда с вами начнут прощаться.
17. Интересуемся, что нужно делать дальше - звонить, зайти к заместителю, исчезнуть.

18. В конце собеседования в одной фразе выразим свое желание работать в данной организации. Ничего не просим, только убежденно выразим свое желание.
19. Встаем, только когда прощаемся.
20. Прощаются там, где собеседники расстаются. Уходим сразу, не возвращаясь, не “застывая” на пороге, улыбнувшись перед тем, как повернуться спиной.

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

ТРЕНИНГ «ЭФФЕКТИВНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО»

Цель: повышение социальной уверенности подростков путем формирования у них навыков трудоустройства.

Задачи:

1. Обучить навыкам написания резюме и самопрезентации в процессе прохождения собеседования при трудоустройстве;

2. Сформировать активную готовность к поиску работы.

Занятие №1 «Поиск работы»

Упражнение «Кто есть кто?»

Ведущий: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени.

Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Упражнение «Почему мы ищем работу?»

Материалы: таблица, ручки.

Участники делятся на мини-группы и проводят мозговой штурм по заполнению таблицы на каждый вопрос. Ведущий: «Записывайте все варианты ответов. Начните с первого вопроса, последовательно переходя к следующей колонке».

После заполнения таблицы происходит обсуждение в большом кругу:

    Какие факторы (личностные, социальные, профессиональной самореализации) могут послужить приоритетами при выборе места работы?

    Можем ли мы выделить три основных причины поиска работы?

    Для чего мы выполняли упражнение?

    Какие мысли возникают, когда мы видим ответы на поставленные вопросы?

ТАБЛИЦА:

Упражнение «Легальная и нелегальная работа»

Материал: несколько наборов карточек по числу мини-групп

Ведущий рассказывает о наличии на рынке труда легальной и нелегальной работы. Участники делятся на несколько мини-групп. Их задача – разложить карточки в соответствии с плюсами и минусами легальной и нелегальной работы.

Ведущий задает вопросы участникам:

    Почему так решили?

    Что вы предпочли при устройстве на работу?

НАБОР КАРТОЧЕК:

    Ненормированный рабочий день: ты можешь работать

и 2 часа в день, или вообще не приходит на работу, главное - в сроки сдать задание.

    Трудовая книжка.

    Трудовой договор, где оговариваются твои права и обязанности, в случае разногласий с руководством о не выполнении пунктов, указанных в договоре, ты имеешь права подать на него в суд. Зарплата + «халява».

    Регистрация в Пенсионном Фонде. Чем больше стаж работы, тем выше пенсия в старости.

    Нет налогов.

    Социальные льготы (пособия, оплаченный декретный отпуск и т.д.). Например, учителя имеют льготы на оплату за квартиру, свет, воду. Милиционеры, налоговые инспекторы – бесплатный проезд в общественном транспорте и т. д.

    Совмещение нескольких работ (учеб).

    Законный ежегодный отпуск. Нет испытательного срока.

    Ежемесячная зарплата.

    Нет ответственности

    Карьерный рост.

    Легкость трудоустройства.

    Оплаченные командировки, курсы переквалификации,

    больничные.

    Должностные права и обязанности (если ты бухгалтер на предприятии, то тебя не имеют права заставлять делать работу секретаря или слесаря).

    Нормированный рабочий день (если в договоре твой рабочий день составляет 8 часов, то тебя не могут заставит работать12 часов.)

    Оплаченный испытательный срок.

    Нет трудового стажа и трудовой книжки (нет начислений на будущую пенсию).

    Нет возможности быстрого обогащения.

    Связанность договором.

    Неоплаченные отпуск, командировка, больничный, декрет.

    Ответственность.

    Нет «шарового» заработка.

    Налоги государства. Отсутствие социальных льгот.

    Возможность обмана. Неполучение заработанных денег.

    Испытательный срок.

    «Бумажная волокита» (очень много беготни и заполнения бумаг при устройстве на работу).

    Нет трудового договора.

    Обязательность работы (ты не имеешь права уйти с работы раньше положенного, даже если переделал всю работу – «Сиди и считай мух на окне!!!»).

    Незаконная деятельность.

    Ненормированный рабочий день (ты можешь работать и 12 –15 часов день, что нарушает условия Трудового Кодекса (закона).

    Не имеешь права уйти с работы, не предупредив за месяц.

    Незаконное увольнение.

    Иногда отсутствие выходных.

    Если есть испытательный срок, то он неоплаченный.

Упражнение «Объявление в газету»

Ведущий: «При поиске работы важно использовать разнообразные средства для достижения своей цели. Одно из таких средств – дать объявление в газету, самому заявить о себе, тем самым, увеличивая свои шансы на трудоустройство. Работодатели тоже читают газеты, и если им требуется специалист, они не только дают объявления в газету, но и просматривают объявления соискателей. Поэтому стоит научиться писать о своих достоинствах так, чтобы заинтересовать работодателя через объявление. Это тоже возможность получения работы».

Участникам предлагается самостоятельно написать объявление в газету в колонку «Ищу работу», представив в этом объявлении свои профессиональные качества в максимально положительном свете. После того, как все объявления будут написаны, предложить участникам вывесить объявления на доске, предварительно зачитав их.

Попросить участников стать на время работодателями подойти к доске объявлений и выбрать, отметив галочкой наиболее заинтересовавшее объявление. Ведущий подсчитывает количество голосов и подводит итоги.

Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки

Ведущий: Каждый из вас должен обвести свою руку на лис­ те бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы переда­ ете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от со­седа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисун­ ка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом паль­ чике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комп­ лиментами».

Ведущий проводит обсуждение:

    Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

    Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

    Со всем ли вы согласны?

Упражнение «Живая анкета»

Ведущий: «А сейчас я попрошу каждого сказать, что вам больше всего запомнилось или понравилось в сегодняшнем занятии, что узнали нового?».

Каждый участник круга говорит о том, что ему понравилось и запомни­ лось в этом занятии больше всего.

Занятие №2 «Резюме»

Упражнение «Возьми салфеток»

Необходимые материалы : бумажные салфетки.

Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Упражнение «Структура резюме»

Мини-лекция, в которой ведущий дает определение понятия резюме, рассказывает о видах резюме. Участникам предлагается на листе бумаги записать разделы, из которых состоит резюме. Ведущий перечисляет требования к каждому разделу.

Лекция. Резюме обычно состоит из следующих блоков:

1. Анкетные данные. Ваше имя, адрес, номер телефона (вместе с кодом города), точная дата рождения, электронная почта (если есть).

2. Цель (не обязательно, хотя желательно): краткое описание должности, на которую вы претендуете (не больше 6 строк, а лучше 1–2).

Рекомендация: раздел «Цель» имеет смысл включать в резюме лишь в том случае, когда вы абсолютно уверены в том, что хотите получить именно это рабочее место и не хотите даже рассматривать никаких других предложений. Не следует включать этот раздел в резюме в тех случаях, когда вы собираетесь пользоваться единственным вариантом резюме. Рассылая его во многие компании, предлагающие самые различные вакансии.

3. Опыт работы в обратной хронологической последовательности (сначала указывают последнее место работы).

Раздел о трудовом опыте самый важный. Укажите дату начала и окончания работы, название организации, название должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно). В списке учреждений, где вы работали, следует указать контактный телефон, если у вас нет оснований что-то скрывать, и вы меняли работу «без эксцессов». Но если хотя бы в одной фирме возникала конфликтная ситуация, спровоцировавшая ваше увольнение, то не указывайте ни одного телефона. Действуйте последовательно: либо вы указываете телефоны всех организаций, в которых работали, либо не указываете этих телефонов вообще. Можно кратко описать должностные обязанности и производственные достижения, если вы их имели.

4. Образование: перечисляются все учебные заведения, которые вы закончили или в которых учитесь сейчас (кроме средней школы), факультеты и полученные специальности. Выпускникам и студентам этот раздел следует помещать перед предыдущим, поскольку в данном случае опыт работы, если он имеется, значительно меньше. Можно сообщить о наградах и знаках отличия, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют должности, на которую вы претендуете.

Составляя этот раздел своего резюме, следует руководствоваться следующими правилами:

Квалификация. Укажите квалификацию, присвоенную вам по окончании соответствующего учебного заведения, перед указанием названия этого заведения.

Специальность. Указывайте только в том случае, если она имеет непосредственное отношение к той работе, которую вы хотите получить.

Особые достижения, связанные с учебой. Указывайте средний балл своего диплома только в том случае, если он необычайно высок (если вы, например, получили диплом с отличием). Можно назвать и другие знаки отличия, если они пользуются авторитетом в вашей сфере деятельности или если вы лишь недавно закончили учебу.

5. Раздел «Дополнительная информация» может содержать такие сведения: знание языков, умение пользоваться компьютером, деловые качества, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т. п. Хобби уместно упоминать лишь в том случае, если оно непосредственно связано с желаемой работой.

В списке деловых качеств достаточно указать три–четыре, наиболее весомые для желаемой должности.

Резюме следует составить на компьютере и распечатать на качественной белой бумаге.

Основные требования к стилю написания резюме: лаконичность, честность, конкретность, активность. Четко выделяйте нужные заголовки. Позаботьтесь о том, чтобы ваше резюме было оформлено в едином стиле и одинаковым шрифтом. Выбирайте шрифт, который легко читается, сделайте большие поля, установите достаточный интервал между строк и т. д. Очень важно поместить ваше резюме на одной странице (как минимум - на двух). Вы должны быть уверены в том, что сможете подтвердить всю информацию, изложенную в резюме.

Схема составления комбинированного резюме

Фамилия, имя, отчество

Адрес:

Телефон:

Дата и место рождения:

Семейное положение:

Цель:

Образование: месяц, год приема - месяц, год

окончания

Название учебного заведения, факультет, специальность,

квалификация.

Профессиональная квалификация

Опыт работы: месяц, год приема - месяц, год

увольнения

Название организации (сфера ее деятельности)

Должность: название должности

Количество подчиненных Функции:

Достижения:

Причина увольнения:

Дополнительная информация:

Личные качества:

телефон

Обсуждение:

    Для чего нужно резюме?

Упражнение «Идеальное резюме»

Ведущий делит участников на несколько малых групп по 4–5 человеку в каждой. Всем группам раздает маркеры и листы бумаги и предлагает каждой группе выбрать профессию/должность, на которую нужно составить резюме.

Задание для всех малых групп: придумать такие сведения о соискателе, которые в наибольшей мере будут отвечать требованиям выбранной должности, составить «идеальное резюме», чтобы результатом явилось приглашение на интервью. На выполнение задания отводится 20 минут.

На презентацию дается 2 минуты.

После каждой презентации ведущий предлагает всем участвующим дополнить предложенный вариант резюме.

Упражнение «Письмо моему будущему руководителю»

Ведущий: Сейчас вам предстоит оценить свой нынешний уровень профессиональной компетентности и одновременно заглянуть в будущее. Представьте себе, что вы устраиваетесь на работу и вам с этой целью необходимо написать письмо вашему будущему начальнику. В письме должны быть отражены следующие аспекты:

1. Характер работы, на которую вы претендуете.

2. Основные личные и профессиональные качества и навыки, которыми вы обладаете для успешного выполнения данной работы.

3. ваши ожидания от нового руководителя, ваши надежды, связанные с новой работой.

4. Вклад, который вы сами готовы внести в общее дело, ответственность, которую вы готовы на себя взять.

Когда напишите письмо выберете себе партнера, с которым вы хотели бы обменятся мнениями. Прочтите друг другу свои письма и обсудите, что вам понравилось в письме вашего партнера, чего в нем не хватает и что вам не понравилось.

Теперь вернитесь в общий круг. Кто хочет прочитать нам свое письмо, адресованное руководителю?

Упражнение «Живая анкета»

Описание:

    Какое сейчас настроение?

    Что тебе понравилось?

    Что тебе не понравилось?

Занятие №3 «Собеседование»

Упражнение «Приветствие в парах»

Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например: Вы, встретили неожиданно давнего друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.

Упражнение «Телефонный разговор»

Два участника-добровольца разыгрывают ситуацию: «Вы звоните по телефону к будущему работодателю, чтобы получить приглашение на собеседование». Участники садятся в центре малой группы, спиной друг к другу. Один участник выступает в роли работодателя, другой - в роли ищущего работу. Остальные участники рассказывают о своих наблюдениях, отмечают, что было удачным, вносят предложения по улучшению такой работы.

Возможные осложнения ситуации для проигрывания:

    У работодателя нет времени, он очень спешит.

    Работодатель все время поднимает трубки других телефонов.

    Работодатель одновременно разговаривает с Вами и с клиентом.

    Работодатель говорит, что у них нет вакансий. (А Вы точно знаете, что есть, Вам сказала подруга, которая работает в этой фирме.)

Следует напомнить участникам, что конечная цель упражнения - добиться назначения собеседования.

Упражнение « Насколько хорошо вы умеете читать жесты?»

Ведущий раздает каждому участнику таблицу, где необходимо соедините жест из левой колонки с его значением в правой. Соедините жест из левой колонки с его значением в правой!

    Нервничает

    Не уверен (-а) в себе

    Не говорит правду

    Пытается что-то скрыть

    Самоуверен (-а)

    Дружелюбен (-на)

    Уверен (-а) в себе

    Выражает свое превосходство

    Спокоен(-на)

    Избегает смотреть в глаза.

    Скрещивает руки перед собой.

    Держит руки в карманах.

    Ерзает на стуле.

    Натягивает рукава, как будто пытается «спрятаться» или мерзнет.

    Грызет ногти.

    Вертит в руках карандаш.

    Теребит пуговицы.

    Смотрит в глаза, когда разговаривает.

    Все время улыбается.

    Разваливается на стуле.

    Закидывает руки за голову.

    Закидывает ногу на ногу так, что видна подошва туфель.

    Закидывает ногу на ногу, сидит комфортно.

    Сидит прямо, на всей поверхности стула.

17.Держит руки перед собой, видны ладони.

Упражнение «Как вести себя во время собеседования»

Материалы: бумага, ручки.

Ведущий разбивает всех участников на две малые группы. Первой группе поручите написать рекомендации о том, как правильно вести себя во время собеседования.

Второй группе дайте задание написать, чего не следует делать во время собеседования.

Сообщите участвующим, что на задание отводится 10 минут.

Предложите группам презентовать выполненное задание.

После каждой презентации спросите группу, есть ли замечания или дополнения.

Обсуждение:

    Чем было полезно для участников проведенное упражнение?

    Как эффективнее вести себя во время собеседования?

Упражнение «Мой рабочий ландшафт»

Материалы: бумага А4, А3, восковые мелки, карандаши.

Ведущий: я предлагаю вам со стороны посмотреть на тот профессиональный мир, в который вы будите, включены, и составить карту вашего «рабочего ландшафта».

Географические карты выполняют разнообразные функции. Они помогают нам определить, как можно добраться до определенного места и какие препятствия предстоит преодолеть на пути из пункта А в пункт Б. Они показывают где находятся плодородные и неплодородные земли, достопримечательности и неинтересные участки пути.

Выберите сами свой масштаб и площадь, вы можете изобразить горную гряду с вершинами и подписать: «Это мое проявление». Можно нарисовать остров, населить людьми, животными, обозначить погоду и климат в отдельных его частях. Изобразите ваше собственное место в этом ландшафте и ваше непосредственное окружение.

Вопросы для обсуждения:

    Узнал ли что-то новое?

    На что хотел бы обратить внимание в будущем?

    Хотел бы заняться чем-либо другим?

Упражнение «Живая анкета»

Описание: Участники, передавая игрушку по кругу, отвечают на следующие вопросы:

    Какое сейчас настроение?

    Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

    Что тебе понравилось?

    Что тебе не понравилось?

Тренинг проведения собеседования (Interviewing Skills) – аудиторный тренинг, в компаниях сферы FMCG предназначенный для формирования у линейных управленцев навыков проведения собеседования при подборе сотрудников. В основном, на тренинге обучаются , поскольку в большинстве компаний FMCG в функционал супервайзеров входит участие в подборе в свои команды.

Необходимость такого обучения вызвана несколькими причинами. Далеко не во всех филиалах территориально распределенной компании в штате может быть hr-менеджер, способный провести собеседование с кандидатом. В небольших филиалах его гарантированно нет, но потребность в подборе сотрудников периодически есть. Иногда единственным управленцем в таких филиалах является супервайзер, «тянущий» на себе всю административную нагрузку. Следовательно, на него ложатся обязанности по поиску новых сотрудников, и он должен уметь это делать на достаточно профессиональном уровне. Кроме того, независимо от размера филиала, если супервайзер подбирает сотрудников в свою команду, он несет ответственность за работоспособность команды в целом. И наоборот, если он несет ответственность за выполнение планов командой, он должен иметь право принимать участие в подборе персонала в свою команду, и его голос при выборе кандидата в любом случае должен быть решающим. Поэтому в крупных компаниях FMCG проводится обучение супервайзеров навыкам подбора персонала, разработаны четкие проведения собеседования и тренинги, обеспечивающие усвоение этих стандартов супервайзерами.

Приведем для примера содержание тренинга Interviewing Skills, разработанного в одной из федеральных торговых компаний:

  1. Виды интервью при отборе персонала. Структурированное поведенческое интервью, его особенности и задачи.
  2. Требования к кандидату, профессиональные и личностные компетенции.
  3. Разработка и размещение объявления о наборе. Первичная фильтрация кандидатов. Анализ и отбор резюме, параметры анализа резюме: цель резюме, материальные ожидания, образование, последнее место работы, карьера в целом, дополнительные сведения.
  4. Подготовка к интервью с кандидатом, структура подготовки к интервью. Подготовка места проведения интервью. Проведение интервью, принципы ведения интервью, этапы интервью, тайминг. Начало интервью: приветствие, создание доброжелательной атмосферы. Диалог с кандидатом, техника построения вопросов «ситуация – действие – результат», анализ ответов кандидата. Проективные вопросы. Кейс-метод. при подборе торгового персонала. Оценка мотивации кандидата. Оценка достоверности ответов кандидата.
  5. Характерные ловушки в проведении интервью: «эффект ореола», «эффект копыта» и другие. Завершение интервью. Анализ результатов интервью. Проверка рекомендаций с предыдущих мест работы.