Кто изобрел гитару и в каком году. История создания электрогитары

Гитара - самый распространенный щипковый музыкальный инструмент с полым деревянным корпусом, выступающим в качестве резонатора, длинным грифом и струнами. Используется гитара во многих музыкальных жанрах, как сольный инструмент, так и как аккомпаниатор.

Древнейший инструмент

История возникновения гитары уходит на много тысячелетий назад в историю, в период . Первые упоминания о струнных щипковых инструментах встречаются в Древнем Египте и Индии, также есть похожие описания в библейских сказаниях. Основными прародителями гитары считают наблу и кифару. Они представляли собой пустотелый корпус округлой формы и длинную шейку со струнами. Корпус изготавливали из высушенной тыквы, выделанной из цельного куска дерева формы и даже из панциря черепахи. Изображением наблы еще передавали понятие «добро».

Более приближенным к гитаре инструментом был китайский жуань, у которого корпус собирался из двух частей. Именно благодаря этому инструменту появилась латинская и мавританская гитары.


Китайский жуань

В Европе гитара появилась в VI веке, это была латинская гитара. Считается, что ее завезли арабы вместе с лютней. Понятие «гитара», возможно, произошло от слияния двух старинных понятий «сангита» и «тар», что в переводе означает, соответственно, «музыка» и «струна». Есть также предположение, что название «гитара» произошло от другого слова - «кутур», означающего четырехструнный. Первые упоминания о музыкальном инструменте именно под названием гитара появились в XIII веке.

Струны гитары

Все гитары были трех- или четырехструнными до того, как инструмент получил широкое распространение в Испании и стал народным музыкальным инструментом страны. В XVI веке появилась гитара с пятью струнами. Это была испанская гитара. Все струны, кроме первой, были сдвоенными. В XVIII веке у гитары появляется еще одна, шестая, струна. Струны становятся одиночными, а диапазон звучания значительно расширяется. Немного меняется форма инструмента, теперь он больше и удобнее. Для гитары пишется много музыкальных произведений. Из Испании гитара кочует в Европу и Америку, где завоевывают огромную популярность.

Уже в XIX-XX веках в России появилась семиструнная гитара, получившая название русской.

С появлением интерес к гитаре немного утих, но уже в XX века он вернулся с новой силой благодаря появлению электрогитар, покоривших музыкантов, в особенности, приверженцев рок-культуры.

Ее красота подобна роскошной девичьей фигуре, а звучание способно заставить замолчать даже самого страстного болтуна. Речь о гитаре, которую сегодня называют самым популярным музыкальным инструментом в мире.

По статистике, только каждый третьих из желающих способен обучится игре на гитаре, для остальных это не представляется возможным. Говорят, даже о генетической предрасположенности к владению этим музыкальным инструментом, а по факту – научиться играть на гитаре сможет любой желающий. А наша миссия помочь Вам в этом.

Зато есть много фактов, которые подтверждают – история гитары сложна и многогранна, оттого интересна и даже в какой-то степени поучительна.

Где появилась эта красавица

История возникновения гитары берет начало задолго до нашего времени. Прообраз этого музыкального инструмента появился еще за 2 тысячи лет до нашей эры. Та гитара была не похожа на современную. Хотя принцип игры был несколько похож на теперешний. В гитаре древних людей тоже были струны, корпус круглого вида и своеобразную шейку, на которой струны и крепились.
Шло время, и продолжалось развитие гитары. Ее любили и уважали Древние китайцы. В 3 веке до нашей эры они мастерили такой инструмент из панцирей черепах и даже тыквы, которую предварительно вымачивали в солевом растворе, а после тщательно высушивали именно на солнце. Считалось, что только тогда гитара будет звучать идеально… До наших дней записи тех гитар не дожили, поэтом остается лишь уповать на честность тех, кто жил в прошлом и описывал звучание такого музыкального инструмента.

Гитара, которая очень похожа на ту, что мы используем в 21 веке, уходит на Древний Восток. Там почти 2 тысячи лет назад появились прототипы современного музыкального инструмента. Там же появилась лютня – это прапра и еще 100 раз прабабушка современной гитары. Она развивалась и росла, сначала имела 2 струны, а к 16 веку – уже 4. На ней играли рукой и прообразом современного медиатора.

В 17 веке появилась, так называемая, испанская гитара. У инструмента было уже 5 струн. Играть на ней могли только избранные. Мелодия получалась настолько звучной, что ее обожали короли и заказывали на любой бал и даже прием пищи!

Пятиструнная испанская гитара существовала почти целый век, пока один народный умелец не решился добавить в конструкцию еще одну струну. Так, гитара стала шестиструнной. Первыми на такой научились играть испанцы, а потом и все остальные.

История названия гитары

Само слово «гитара» не русское. Прежде чем, двигаться дальше, необходимо разобраться с его происхождением.

Слово пришло из Средней Азии. Затем трансформировалось в Греции. В Испании говорили – гуитарра, в Италии –гайтар. Современное «гитара» пришло из Англии. Такое слово мы используем сегодня.

Акустика и гитара

История акустической гитары полностью повторяет историю гитары, потому что ею и является. Ее ближайшими родственниками и даже родителями называют:

  • виуэлу;
  • виолончель.

Сегодня в мире известно 3 вида акустических гитар. К ним относят:

  • классическую;
  • джамбо;
  • дредноут.

Немного о классике

Классическая гитара – самая старая и нам хорошо знакомая. Ее используют на различных концертах, а также в музыкальных школах. На ней учатся играть дети и взрослые, ее иногда снимают в видеоклипах и фильмах. В общем, классическая – это гитара, какой мы привыкли ее видеть и знать. У современной струны из нейлона. Это недорогой и практичный материал, который можно быстро заменить. Корпус сделан из дерева. Это, конечно, по-простому, зато понятно и знакомо каждому.
Инструмент почти каждый из нас держал в руках. Он достаточно тяжелый, иначе не способен был бы выдавать такие звуки, которые цепляют!
Классическую гитару создал испанец Антонио Торрес. Он придумал добавить шестую струну, придал инструменту окончательную форму и впервые сам исполнил на ней классическое произведение.

Эх, гитара семиструнная…

Это совершенная правда, современную семиструнную гитару называют русской. Иногда еще цыганской. Ее так любил Высоцкий, на ней играл Джимми Хендрикс… Семиструнная гитара – такая наша и такая родная.
Изобрел семиструнную гитару Андрей Сихра. Он был виртуозом этого музыкального инструмента и мечтал научить играть на ней всех и каждого жителя нашей страны. Этого сделать не удалось, зато благодаря ему мы пользуемся именно семиструнной гитарой.
Считается, что именно у семиструнной гитары – самое идеальное звучание, она подходит для любой музыки от классической до современной в рок-обработке. Вот почему сегодня семиструнной делают и электрическую гитару.

Гитара семиструнная и классическая – это целая кладезь разных фактов. Вот например, самые занимательные из них:

  • в семиструнном инструменте самые тонкие струны, вот почему звучание такое высокое.
  • Раньше струны делали из кишок зверей, считалось, что такие струны самые звучные и крепкие.
  • Тех, кто делает гитары, называют лютье.
  • Самый дорогой инструмент в мире стоит почти 3 миллиона долларов.
  • Самая маленькая семиструнная гитара – всего 10 микрон в длину. Ее собирали под мощным микроскопом.
  • В Англии на гитаре можно жениться или выйти за нее замуж.
  • У гитары 4 октавы.
  • Самая большая гитара – 13 метров в длину.
  • Цыгане умеют гадать на гитаре.
  • На таком инструменте умеют играть только 6 процентов людей во всем мире.
  • На гитаре раньше играли только смычком, прикасаться к струнам руками считалось дурным тоном
  • Есть на свете гитара, у которой аж целых 15 струн. На ней не часто играют, зато поклонников у нее – хоть отбавляй!
  • Тем, кому снится гитара, сулят новые знакомства.
  • Девушкам легче научится играть на семиструнном инструменте, чем парням.
  • Красивую женскую фигуру сравнивают именно с гитарой.

А вот следующий факт – не история создания гитары, но его можно назвать любопытным для общего развития. Тем, кто одинок и ищет свою вторую половину, ученые советуют взять в руки гитару. Зачем? Чтобы привлечь представителей противоположного пола. Наш мозг на парня или даму с гитарой реагирует странным образом. Такой человек кажется нам привлекательным, активным и очень… добрым. С человеком с гитарой в руках знакомятся в пять раз чаще, чем с тем, у кого гитары нет. Причем, играть на инструменте не обязательно!

История происхождения современной гитары, которую мы видим сейчас, восходит к глубокой древности. Ее прародителями считаются инструменты, распространенные в странах Ближнего и Среднего Востока несколько тысячелетий назад. Одними из представителей которых являются египетская кифара, набла, вина, киннора и др. - древние инструменты с резонирующим корпусом и шейкой.

Эти инструменты имели округлый пустотелый корпус, который обычно изготавливался из цельных кусков древесины, либо высушенной тыквы или панцерей черепах.
Появление верхней, нижней деки и обечайки было зафиксировано значительно позже.
В первые века новой эры был популярен инструмент лютня- ближайший родственник гитары. Само название "лютня" происходит от арабского "эль-дау" - "деревянный, благозвучный". Слово же «гитара» произошло от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что в переводе означает «музыка» и древнеперсидского «тар» - «струна».

До XVI века гитара была четырех и трехструнной. Играли на ней пальцами и плектором-костяной пластинкой (некое подобие медиатору).
И лишь в XVII веке в Испании появляется первая пятиструнная гитара, которая приняла название "испанская гитара". На нее ставились двойные струны, а первая струна -"певунья" часто была одинарной.

Появление шестиструнной гитары зафиксировано во второй половине XVIII века, возможно тоже в Испании. С появлением шестой струны, все двойные были заменены на одинарные. В таком виде гитара предстает перед нами сейчас.
В этот период начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам. А за счет своих качеств и музыкальных возможностей она получает мировое признание.

Слово «гитара» почти у каждого человека вызывает романтические воспоминания и связано с чем-то светлым и приятным. Но немногие задумываются о том, что история такого знакомого и, казалось бы, обыденного инструмента, уходит глубоко в прошедшие тысячелетия. История возникновения гитары начинается около 2 – 2,5 тыс. лет до нашей эры. Этими периодами датируются найденные при раскопках древних цивилизаций предки современной гитары:

  • Кинорра в Месопотамии;
  • Цитра и нефер в Египте;
  • Ситар в Индии;
  • Кифара в Риме и Греции.

Древние инструменты, являющиеся прародителями гитары, имели округлый пустотелый корпус, изготовленный из высушенной тыквы, обработанного куска дерева либо из панциря черепахи.

Китайские предки современной гитары уже имели верхнюю и нижнюю деки, соединенные обечайкой, и выполненные из дерева, хотя форма корпуса была еще округлой и напоминала современную версию очень слабо.

Происхождение гитары

Впервые изображение инструмента, имеющего характерное для гитары строение (корпус, гриф и головку), нашли в Испании, и отнесли его ко II в. нашей эры. Позже, в VIII веке, в рукописях монаха Беатуса Льебана, в нарисованных миниатюрах с изображениями музыкантов, присутствуют музыкальные щипковые инструменты с различным строением. Конструкция многих из них свидетельствует об эволюции строения гитары .

Постепенно щипковые музыкальные инструменты (виола, гитара, виуэла) получают широкое распространение, и с X в. их изображения присутствуют в произведениях искусства, на барельефах и в манускриптах.

С XIII в. гитара пользуется огромной популярностью в Испании. Она становится здесь основным музыкальным инструментом, любимым королями и простым народом. В этот период различают две разновидности гитары:

  1. Мавританская. Имела овальную форму и более резкий звук. Игра производилась медиатором (плектром). Двор монарха Альфонсо X отдавал предпочтение именно этому виду инструмента.
  2. Латинская. Имела более мягкое звучание и усложненную форму. По изображениям на миниатюрах можно судить о том, что эта разновидность получила признание у менестрелей и любителей утонченной музыки.

В XVI в. наибольшее распространение получает ручная виуэла, имеющая по сравнению с гитарой более выпуклый и узкий корпус. Этот инструмент, украшенный богатыми инкрустациями, был особенно любим в знатных домах. Здесь он выступал вначале в качестве аккомпанемента. Впоследствии, благодаря талантливым музыкантам Луису Милано и М. де Фуэнльяна, он становится солирующим инструментом. В этот же период появляются первые пьесы, написанные специально для гитары.

История создания гитары

XVII в. становится для гитары переломным в развитии. Период характеризуется популяризацией музыкальных произведений и написанием первого руководства по обучению игре на гитаре. Испанский композитор и священник Гаспар Санс в 1674 г. опубликовывает «Руководство по игре» для гитары. Благодаря профессиональному подходу к теории игры и советам мастера высшего уровня, книга выдержала несколько переизданий и оставалась лучшим руководством на долгие десятилетия.

Наибольшее признание в качестве концертного инструмента гитара получает в XVIII – XIX в. в. Имеющая первоначально 4, 8, 10 струн, к этому периоду гитара имеет почти современный вид с 6 струнами. Очень важную роль для популяризации инструмента сыграла музыкальная деятельность в эту эпоху знаменитых композиторов, написавших множество концертов, фантазий, пьес, сонат, вариаций именно для гитары соло: итальянцев М. Джулиани и М. Каркасси, испанцев Д. Агуадо и Ф. Сор.

Конечно, история гитары получила наибольшее развитие именно в Испании. Страстные и импульсивные испанцы первые оценили благородство и выразительность инструмента в полной мере.

Агуадо даже называли «Бетховеном гитары», а Сор и сегодня ставится в один ряд с лучшими виртуозами игры.

Многие талантливые композиторы писали для гитары и были поклонниками этого инструмента:

  1. Француз Гектор Берлиоз, живший в 19 в. и являющийся родоначальником симфонической музыки, особо отмечает гитару в качестве инструмента, оказавшего значительное позитивное влияние на его музыкальное образование.
  2. Итальянец Никколо Паганини, известный скрипач, высоко оценивал качества гитары как музыкального инструмента. Музыкант написал множество сонат, пьес и концертов для игры на гитаре, как соло, так и в квартете с другими инструментами. Паганини сам виртуозно играл на гитаре и ставил ее в один ряд со скрипкой. Гитара знаменитого итальянца хранится в музее Парижской консерватории.
  3. Великий Франц Шуберт писал для гитары танцы и песни, сонаты и пьесы. Знаменитый немецкий композитор был любителем гитарной музыки и имел собственный инструмент, который находится в музее Шуберта.
  4. Немецкий композитор Карл Вебер, по свидетельству сына, играл на гитаре столь же виртуозно, как и на фортепиано. Музыкантом был создан ряд песен, сонат и пьес для игры на гитаре в ансамблях.

Вторая половина 19 столетия характеризуется снижением популярности гитарной музыки, на первый план выходит новый инструмент – фортепиано. Звучность, богатство и громкость музыки этого инструмента на некоторое время выдвинули его вперед в музыкальном мире.

Начало 20 века ознаменовало для гитары новый толчок в популяризации:

  • В Мюнхене создается Интернациональный союз гитаристов;
  • Западноевропейские композиторы М. де Фалья, Понс, Руссель в своей деятельности уделяют гитаре значительное место;
  • Появляются новые виртуозы игры: А. Сеговия, М. Льобет, Э. Пухоль, С. де ла Маса;
  • В Америке возникает ряд новых направлений, и открываются школы игры на гитаре.

Повсеместное распространение и популярность гитары неразрывно связаны со скачком научно-технического прогресса. Массовое производство инструмента сделало его доступным для широких масс, а открытие музыкальных школ дало возможность научиться играть всем желающим.

Когда появилась гитара в России

До середины 17 в. инструмент в России изредка можно было встретить в аристократических домах как случайную диковинку. Позже, когда путешественники-итальянцы познакомили русское общество с гитарой поближе, ее необычайно романтическая и душевная музыка получила повсеместное признание.

Основоположником развития в России направления гитарной музыки считается композитор А. Сихра (19 век), который усовершенствовал семиструнную гитару. Она завоевала популярность не только высшего сословия, но и была весьма любима в низших классах.

Многочисленные американские джазовые и блюзовые бэнды 1920-х и 1930-х годов использовали акустическую гитару, однако её почти не было слышно, посему она оказалась на должности исключительно ритм-инструмента. Да и там её слышно было еле-еле, несмотря на то, что с конца XIX века было предпринято немало усилий для повышения громкости этого инструмента, в частности — изменения формы резонаторного ящика и изобретение стальных струн.

Так или иначе, гитаре иной раз предпочитали банджо — за более яркий звук. Первые известные эксперименты с усилением гитарного звука при помощи электричества, относятся к 1923 году — когда некий инженер и изобретатель Ллойд Лор (Lloyd Loar)

изобрёл электростатический звукосниматель, фиксировавший колебания резонаторного ящика струнных инструментов. На рынке, однако, его изобретение провалилось.


В 1931 году Жорж Бошам (George Beauchamp)

и Адольф Рикенбакер (Adolph Rickenbacker)

придумали электромагнитный звукосниматель, в котором электрический импульс пробегал по обмотке магнита, создавая электромагнитное поле, в котором усиливался сигнал от вибрирующей струны.
Их инструмент, когда он появился, немедленно обозвали "сковородкой" — и не просто так: во-первых, корпус был цельнометаллический. Во-вторых, по своей форме инструмент действительно до безобразия напоминал сковороду с непропорционально длинной "ручкой" — грифом.

Но в итоге это оказалась первая жизнеспособная и конкурентноспособная электрогитара. К концу 1930-х годов многочисленные экспериментаторы начали скрещивать ужа с ежом, и встраивать звукосниматели в более традиционно выглядящие испанские гитары с полыми корпусами. Однако тут их ждали изрядные неприятности в виде резонансных наводок (feedback), искажений и прочих посторонних шумов. В конце концов, с ними управились при помощи двойной встречной обмотки — которая гасила "излишний" сигнал. Однако сначала музыканты и инженеры пытались решить эту проблему иначе: в резонаторный ящик набивались всякие тряпки и обрывки газет, чтобы избавиться от лишних колебаний — а следовательно, и от наводок.

Ну а наиболее радикальный вариант предложил гитарист и инженер Ле Поль (Les Paul)

— он просто сделал деку для гитары монолитной. В отличие от сковородки, впрочем, дека Les Paul была выполнена из дерева. Из сосны, если уж совсем быть точными. И называлась она — "Брусок" (The Log). Для звукоснимателя Лес Пол использовал запчасти от телефона и, что самое интересное, действительно обычный деревянный брусок в качестве корпуса. В связи с тем, что звук усиливался посредством электроники, в акустическом резонаторе надобность отпала. Когда же он впервые появился на публике, на его инструмент смотрели, как на чёрт знает что. В итоге, чтобы успокоить публику, Лес Пол приладил к бруску — только для виду — корпус испанской гитары. И после этого его принимали на ура. С цельным или почти цельным куском начали экспериментировать и другие инженеры.

В 1940-х годах этим занимались мистер Пол Бигсби (Paul Bigsby)

и мистер Лео Фендер (Leo Fender).

Знакомые имена, не правда ли? К 1950 году компания, основанная Фендером уже вовсю штамповала копии гитары под названием Esquire (сквайр, или оруженосец), затем последовал Broadcaster, за ним — Telecaster, а в 1954 году свет увидел первый Stratocaster. С тех пор эта модель гитар особых изменений не претерпела.

Надо сказать, что в это время музыкантов редко удовлетворяла участь отдельной частицы безмерного поп-конвейера: желающих найти что-то своё было куда больше. Это отражалось и на инструментах, гитарах, в частности. Искали и своё звучание, а многие, в особенности исполнители поп-музыки, стремились внешность и своих инструментов сделать неповторимой. От формы корпуса звучание гитары особо не зависит, поэтому дизайнеры старались кто во что горазд.

У гитариста ABBA инструмент по форме напоминал звезду. Гитарист Scorpions много лет играет на гитаре в виде ласточкиного хвоста. Вообще гитары подобных "экстремальных" форм предпочитали исполнители глэм-рока.

Что же касается фирм-производителей — то на поприще извращенческо-экстремальных очертаний инструментов более всего прославились, пожалуй, компания Gibson и B.C. Rich. Тот самый "ласточкин хвост", который именуется Flying V или V Factor был придуман дизайнерами Gibson.

Кстати, по этому адресу расположена целая галерея фотографий гитар B.C.Rich, так что на все эти хищные углы можно взглянуть своими глазами. На гитары Gibson — компании, долгое время бывшей крупнейшим производителем электрогитар в США.

Для гитаристов: осторожно, существует угроза резкой активизации слюноотделения. Случалось, что дизайнерам от гитарной промышленности так хотелось выпендриться, что чувство меры и вкуса попросту отказывало. Скажем, в одном музыкальном салоне на ВВЦ много лет на стене висела гитара, дека которой была выполнена в виде свившегося в восьмёрку дракона. Резчик по дереву был искусный, но, видит Бог, эту гитару серьёзные музыканты покупать не станут ни за что. Во-первых, такого зазубренно-чешуйчатого монстра неудобно держать в руках, а во-вторых, даже издали кажется, что эта гитара держится на честном слове: чихнёшь — рассыплется.
Украшение на стену, не более того.

Любой поборник акустических инструментов заявит вам, что электрогитара — это и не гитара вовсе, а лишь внешне отдалённо напоминающий её совершенно иной инструмент, по инерции сохранивший старое название. В том, что это другой инструмент, поборники будут правы. Что же касается инерции
— то что-то слишком долго она сохраняется: уже более 70 лет. Более того, на буклетах всевозможных рокеров словом guitar подчас обозначается именно электрогитара, а акустическую гитару приходится обозначать отдельно. Беда с электрогитарой состоит в том, что без средств обработки — то есть, усилителя и динамиков, — она, в отличие от своего акустического предка, бесполезна.

Сейчас они удивляют своими формами и разнообразием всяких примочек и наворотов!