Классификация танцоров в спортивных бальных танцах. Бальные танцы

Бальные танцы – это не просто танцы, это целое искусство, и одновременно наука, спорт, страсть, одним словом – целая жизнь, воплощённая в движении. Также бальные танцы совершенно не напрасно называют спортивными – это колоссальная тренировка для всех мышц тела, а также правильная и здоровая кардиологическая нагрузка.

Во время танца пара общается друг с другом и с залом языком тела, который может выражать как огромный посыл позитивной энергии, так и нежное, умиротворённое, возможно даже тоскливое настроение – надрыв души, и это зависит от вида бального танца.

На данный момент к видам бального танца часто причисляют такие направления, как, например, бачата или сольная латина для девушек, но это не совсем правильно. В традиционную программу бальных танцев (они обязательно являются парными) входит десять танцев, разделённые на европейское направление или программу (по другому называют «стандарт») и латино-американское («латина»). Итак, какие существуют виды бальных танцев – начнем по порядку.

Король танцев – вальс

Самый благородный и торжественный танец классической программы – медленный вальс. Зародилось это направление вальса еще в начале прошлого века и с тех пор не претерпевало никаких изменений. Танец имеет очень размеренное движение на три счета, как и все вальсовые виды бальных танцев, и сопровождается лирической музыкой.

Есть в стандартной программе и ещё один вальс – венский, который отличается обилием вращений на достаточно высокой скорости и танцуется под быструю мелодию, тем самым создает просто феерические ощущения у зрителей.

Другие элементы европейской программы

Наполненный дыханием аргентинской страсти танго – ещё один элемент европейской программы, очень чувственный, сочетающий быстрые и медленные движения. Все виды бальных танцев отводят главенствующую роль партнеру, но именно танго особо акцентирует на этом внимание.

Также в программу стандарта входят медленный фокстрот (танцуют на счет до 4), отличающийся умеренным темпом с некоторыми переходами с замедленному и ускоренному, и квикстеп. Последний – это самый озорной танец из всей программы, основанный на прыжках, быстрых поворотах. Задача танцора соединить эти резкие движения с плавными переходами под очень энергичную музыку.

Танцы под зажигательные латино-американские ритмы

Виды бальных танцев латинской программы – это, во-первых, не менее волнующий, чем танго, но, в то же время, очень нежный танец – румба.

Ритм медленный, с акцентом на ещё более медленные доли. Во-вторых, полная противоположность румбе – джайв, невероятно позитивный и очень быстрый, самый современный и постоянно обретающий новые движения.

Беззаботный латино-американский танец ча-ча-ча – удивительнейшая придумка человечества, для него характерны движения бёдрами и ногами, которые ни с чем невозможно спутать, и очень интересная манера счета («ча-ча-1-2-3»).

Сродни зажигательному ча-ча-ча – танец самба, которая может быт как достаточно медленной, так и невероятно быстрой, настолько, что танцорам приходится проявлять высочайший уровень мастерства.

Самба базируется на «пружинных» движениях ногами, сочетающихся с плавными движениями бедрами. И конечно, и самба, и другие виды бальных танцев латинской программы – это четкий ритм и бешеная энергетика, которая распространяется на самих танцоров и зрителей, даже если танец исполняют не профессионалы.

Разрешенные классы

Под классом мастерства понимается определенный уровень физического развития, психологической и музыкально-эстетической подготовленности спортсмена, обеспечивающие ему способность исполнять фигуры и танцы определенной степени сложности в техническом и хореографическом отношении на различных этапах тренировочного процесса, связанных с возрастом спортсмена.

В различают семь классификационных групп. Класс мастерства присваивается спортсмену только по результатам соревнования, проводимого СТСР и ее членскими организациями.

Спортсмену, не имеющему класса, может быть присвоен класс «Е», если он прошел начальное обучение по программе шести танцев и получил на основании заявления тренера классификационную книжку.

Присвоение классов D, С, В, А производится президиумом региональной членской организации ТСР по представлению руководителя клуба на основании набранных очков на соответствующих соревнованиях. «Присвоение S и М классов производится Президиумом ФТСР по представлению ходатайства президиума региональной членской организации СТСР.»

На соревнованиях по десяти танцам (двоеборье) в случаях, когда класс пары различен в европейской и латиноамериканской программах (например, А – в европейской, В – в латиноамериканской), пара регистрируется и допускается до соревнования по низшему из этих классов.

Подсчет очков, на основании которых осуществляется переход из одного класса в другой для всех спортсменов, производится по таблице

Количество пар, участвовавших в соревновании

187 и более

Начисление очков производится раздельно для каждого спортсмена в паре, в соответствии с его классом мастерства и местом, занятым каждым из спортсменов в соревновании.

Спортсмен, не получивший очков по таблице и вошедший в половину из числа взятых для начисления очков пар, получает 1 очко. Округление не производится до целого числа. Для перехода из класса B в класс A и из класса A в класс S спортсмен должен иметь в общем зачетном количестве очков, не менее 2-х очков, набранных на одном из следующих соревнований:

Первенстве любого ФО, Москвы и Санкт-Петербурга;
- Чемпионате любого ФО, Москвы и Санкт-Петербурга;
- Первенстве России;
- Чемпионате России;
- Открытом международном турнире «Слава России», Москва,
- Открытой международной турнире «Виват Россия», Сочи.

Присвоение классов А, S и М осуществляется раздельно в Европейской и Латиноамериканской программах.

Количество очков, необходимых для перехода из класса в класс

Общее количество необходимых очков

Минимальное количество очков
по одной из программ

Услышав словосочетания «бальные танцы», многие представляют себе роскошные платья, изысканные мужские фраки и тихую классическую музыку. Все потому, что слово «бал» ассоциируется с торжественными королевскими событиями и мероприятиями, о которых мы читали еще в детских сказках.

На самом же деле, «бальными» начали называть светские, непрофессиональные, парные танцы, которые возникли еще в средневековье в Европе. За всю свою историю они претерпели существенные изменения, и каждая эпоха вкладывала в них свои особенности и специфические черты.

В 20 веке бальные танцы складывались из европейских, в которые были внесены элементы латиноамериканской и африканской культуры. На самом деле, большая часть современных бальных направлений имеют настоящие африканские «корни», которые были «отполированы» европейскими мастерами и танцевальными школами.

Разделение бальных танцев и новинки, ставшие популярными

В двадцатых годах 19 века при английском Императорском обществе возник особый Совет, который должен был заниматься конкретно бальными танцами. Целью специалистов было - стандартизировать все имеющиеся на тот момент направления, такие как:
  • фокстрот (быстрый и медленный);
  • вальс;
  • танго.
Именно в тот момент все бальные танца были разделены на два противоположных по стилю направления - social dance и популярные ныне - спортивные. Уже к 50-м годам число танцевальных направлений, господствующих в Европе, существенно увеличилось. Люди узнали о зажигательных, фестивальных латиноамериканских танцах, которые, несмотря на свою специфику, были приняты обществом и по праву стали считаться «бальными». Европейцы оценили: джайв, самбу, пасадобль, румбу, ча-ча-ча.

В наши дни, ежегодно, проводятся тысячи крупных и небольших соревнований по классическим спортивным танцам . В большинстве случаев, они делятся на три программы - латиноамериканскую, европейскую, и «десятку».

Все, что нужно знать о бальных танцах

Первая особенность бальных танцев - это то, что все они являются парными, и представляют собой, своего рода, «общение» между дамой и кавалером. Причем партнеры должны точно соблюдать все допустимые точки контакта, чтобы по-настоящему слиться в превосходном, красивом, чарующем взгляд, танце. Техники, разрабатываемые годами, были доведены до идеального баланса, чтобы танец был не просто движениями под музыку, а совокупностью гармоничных па, создающих идеальный ансамбль.

Если говорить о контактах, то латиноамериканские танцы отличаются большей свободой движений, а партнеры основную часть времени соприкасаются только руками. В некоторых моментах контакт теряется полностью, а иногда усиливается, во время исполнения специальных фигур.

В современном мире популярность бальных танцев значительно снизилась, за счет того, что их исполнение требует особых навыков и изнурительных тренировок, для постоянного поддержания формы.

В шестидесятых годах 20 века появился твист, популярность которого стала «началом конца» для парных стилей танца. Танго , вальс, фокстрот практически канули в лета и перестали служить способом развлечения для широких масс людей.

Без сомнений, говорить о бальных танцах как об одном направлении, неправильно - каждый из них имеет свои особенности, которые заслуживают отдельного внимания. Но бесспорно, самыми гармоничными и яркими являются два танца - танго и фокстрот. В один период времени им удалось охватить сразу несколько континентов, и по сей день они остаются популярными и любимыми направлениями миллионов людей по всему миру.

Танго

Этот стиль появился в африканских сообществах, проживавших в Буэнос-Айресе, и был основан на древних танцевальных движениях, придуманных жителями самого жаркого континента.

В Европу его «привезли» гастролирующие оркестры и танцоры, а впервые он был исполнен в столице Франции - Париже и только после этого «пошел» в Берлин, Лондон и другие города.

В 1913 году танец стал популярен в Финляндии, США и множестве других стран.

В период «Большой депрессии» был настоящий «золотой век» танго - в это время создавалось множество ансамблей, в состав которых входили обычные люди, ставшие со временем настоящими звездами.

В 83 году 20 века, в Нью-Йорке было создано шоу Forever Tango, после показов которого люди по всему миру начали ходить на уроки, дабы освоить это прекрасное, ритмичное и страстное направление.

Фокстрот

Существует ошибочное мнение, что своим названием этот танец обязан английскому слову «foxtrot», которое в переводе означает «лисья походка», однако, на самом деле, название пошло от фамилии человека, который стал родоначальником стиля - Гарри Фокса.

Появившийся в США в 1912 году, фокстрот сразу после Первой мировой войны, завоевал сердца европейцев.

Особенностью этого танца стала «невесомость» шагов, придававшая всем движениям особую легкость и воздушность. Пожалуй, больше ни одно «бальное» направление не может похвастаться тем, что партнеры, в процессе, становятся буквально одним целым, сливаются в идеальный организм.

Классификация бальных танцев

Все бальные спортивные танцы делятся на две основные программы - латиноамериканскую и европейскую. Каждое из направлений имеет определенные нормы, правила и темп, которым необходимо следовать.

Латиноамериканская включает в себя такие стили как:

  • ча-ча-ча (от 30 до 32 тактов в мин.);
  • джайв (от 42 до 44 тактов в мин.);
  • пасодобль (от 60 до 62 тактов в мин.);
  • румба (от 25 до 27 тактов в мин.);
  • самба (от 50 до 52 тактов в мин.).
В европейскую входят:
  • танго (от 31 до 33 тактов в мин.);
  • медленный вальс (от 28 до 30 тактов в мин.);
  • квикстеп (от 50 до 52 тактов в мин.);
  • медленный фокстрот (от 28 до 30 тактов в мин.);
  • венский вальс (от 58 до 60 тактов в мин.).
В наши дни, европейские бальные танцы вряд ли можно встретить на вечеринках в ночных клубах. Чаще всего их исполняют на соревнованиях и торжественных мероприятиях, а вот латиноамериканское направление достаточно популярно среди молодежи.

История становления спортивных бальных танцев как самостоятельного вида искусства берет отсчет еще с прошлого столетия, хотя предпосылки к их созданию были уже веком ранее. Сегодня спортивные бальные танцы – это не просто искусство, а стиль жизни огромного количества людей во всем мире: от танцоров-любителей до профессионалов международного класса. Так в чем же особенность и притягательность бальных танцев?

Латиноамериканская программа отличается от Европейской не только костюмами, но и подачей. Танцы в Латине более страстные, экспрессивные, энергичные и зажигательные в отличие от размеренного, порой плавного, но не менее чувственного Стандарта. Обе программы прекрасно дополняют друг друга, поэтому одинаково интересно наблюдать за исполнением всех десяти танцев. Что касается костюмов для выступления, то, начиная с категории Ю-2, Европейскую программу танцев партнерши исполняют в длинных пышных платьях (подобно тем, что одевали на балы дамы в XIX веке), дополненные струящимися крыльями на руках и запястьях и легкими шарфами, декорированных различными украшениями в виде страз, перьев, стекляруса и т.п. Мужской костюм для Стандарта – это фрачная брюки, фрачная рубашка, фрак (можно смокинг или жилет), также образ дополняется такими аксессуарами, как запонки, пуговицы, воротнички, подтяжки и платок для фрака. Латиноамериканская программа более свободная и дает больший простор фантазии. Здесь у партнерш открытые, хорошо облегающие фигуру наряды, чаще всего ассиметричные с разными моделями юбок, также обильно украшенные стразами, перьями и другими декоративными элементами. У мужчин также более свободный стиль - брюки (они могут быть более расклешенными по сравнению со Стандартом) и латинская открытая рубашка-боди (водолазка, пиджак, туника), также украшенная декоративными элементами. Стоит отметить, что и обувь для Латинской и Европейской программ разная, как у партнеров, так и у партнерш.

Так уж исторически сложилось, что танец стал неотъемлемой частью жизни людей. У кого-то это проявляется в большей степени, у кого-то в меньшей. Но факт в том, что именно любовь к танцам, их зрелищность в совокупности с мастерством танцоров и чарующей музыкой и эффектные сногсшибательные костюмы заставляют миллионы людей по всему миру обожать танцевальный спорт и следить за всем, что в нем происходит.