Образовательные технологии детском саду по фгос. Презентация на тему "новые педагогические технологии в доу"

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагогические технологии используемые в ДОУ:

· Здоровьесберегающее технологии

· Технологии проектной деятельности

· Технологии исследовательской деятельности

· Информационно - коммуникативные технологии

· Личностно - ориентированные технологии

· Технология портфолио дошкольника

· Технология портолио педагога

· игровая технология

· Технология разноуровневого обучения

· Технология "ТРИЗ"

· Технология коллективного способа обучения

· Технология интегрированного обучения

· Технология проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии применяемые в ДОУ.

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагогические технологии используемые в ДОУ:

  • Здоровьесберегающее технологии
  • Технологии проектной деятельности
  • Технологии исследовательской деятельности
  • Информационно - коммуникативные технологии
  • Личностно - ориентированные технологии
  • Технология портфолио дошкольника
  • Технология портолио педагога
  • игровая технология
  • Технология разноуровневого обучения
  • Технология "ТРИЗ"
  • Технология коллективного способа обучения
  • Технология интегрированного обучения
  • Технология проблемного обучения

Цель внедрения технологии

Описание технологии

результат

1. Здоровьесберегающая технология (Смирнов Н.К.)

здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

При планирование и проведение различных видов деятельности учитываем возрастные особенности воспитанников; создание благоприятного психологического климата в группе; распределение физической нагрузки с учетом физических возможностей.

Это технология способствует снижению заболеваемости; снижению усталости и утомляемости; укрепляет здоровье воспитанников; формирует устойчивый интерес к двигательной деятельности.

2. Технологии проектной деятельности (Дьюи в США, Щацкий С - Россия)

Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

В основе лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Способствует творческому развитию детей.

Позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных ситуациях

3. Технология исследовательской деятельности (Савенков А.И. "Одаренный ребенок в массовой школе"; Н.Н. Поддьяковым - "Детское эксперементирование")

сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

4. Информационно-комуникативные технологии (Беспалько В.П., Захарова И.Г.)

повысить качество обучения, используя информационно - коммуникативные технологии на занятиях.

создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители .

Приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

Позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.

Обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов.

способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения с широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений. Родители, прислушиваются к советам воспитателей, активнее участвуют в групповых проектах.

5. Личностно-ориентированные технологии (Карла Роджерс; В. А. Сухомлинский; Ш. Амонашвили)

Признать в каждом воспитаннике неповторимую личность; формировать социально значимые качества; создать условия для использования полученных знаний.

Личностно-ориентированное обучение воспитанников в ДОУ, это целенаправленное формирование всех качеств его личности, с учетом его особенностей. Это определение уровня обученности и воспитанности с помощью диагностических методик.

Ребенок развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории.

6.Технология портфолио дошкольника (Е. Егорова; Л. Орлова, И. Руденко.).

собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволят целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Своеобразная копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Возможность увидеть родителям на сколько их малыш усвоил новое и сравнить с предыдущим.

7. Технология портфолио педагога (Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С.Прутченкова термин "портфолио" трактуется как "учебный портфель")

оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии (самооценки)

портфолио – это своеобразная копилка достижений, открытых занятий, педагогической активности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

8. Игровая технология (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н.)

Развивать познавательную активность у воспитанников. Повысить интерес к занятиям, каждого воспитаника. Разнообразить занятия и другие виды деятельности различными методами и приемами. Увеличить двигательную активность детей. Повысеть эмоциональный фон на занятиях и других видах деятельности

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. Игра это неотъемлемая часть режима. Игра – это тот вид деятельности где дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Поэтому этот вид деятельности вызывает наибольшее количество откликов и эмоций.

Игровая образовательная технология способствует, созданию благоприятного психологического климата дружеской атмосферы, при этом сохраняет элимент конкуренции и соревнования внутри группы.

9. Технология разноуровневого обучения (Песталоций И.Г.; Д.Б. Эльконин; В.В. Давыдова.)

Развивать чувство ответственности за каждого воспитаника, построить занятия и другие виды деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка, уровня его обученности и воспитанности.

Каждому ребёнку предоставляется возможность развивать в своём темпе и ритме, исходя из особенностей, заложенных в нем природой.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

Психолого-педагогическая диагностика воспитанника;

Сетевое планирование;

Разноуровневый дидактический материал.

предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

10. Технология "ТРИЗ"(теория решения изобразительных задач). (Т.С. Альтшуллером.)

развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Дает возможность: проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения; позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.

11. Технология коллективного способа обучения (Дьяченко В.К.)

Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности)

Развитие коммуникативных умений (умений слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать)

Обучение навыком сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально.

позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения: умение слушать, объяснять, развивает речь учеников, обучает навыкам совместной деятельности.

12. Технология интегрированного обучения (С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец)

формирование целостной естественно-научной картины мира.

Соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, расширяют кругозор; основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников; эмоционально развивают детей, т.к. основан на элементах музыки, живописи. литературы, пластики движения и др

13. Технология проблемного обучения (Д. Дьюи)

усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности воспитаника и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).

Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.

Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.

Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.

воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.


В. Ф. Одоевский

Слайд 2

Актуальность

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.

Слайд 3

Технология– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве

(толковый словарь).

Основные требования педагогической технологии:

  • Концептуальность
  • Системность
  • Управляемость
  • Эффективность
  • Воспроизводимость
  • Слайд 4

    Современные образовательные технологии

    • здоровьесберегающая технология;
    • технология проектной деятельности;
    • технология исследовательской деятельности;
    • информационно-коммуникационная технология;
    • личностно-ориентированная технология;
    • игровая технология и др.
  • Слайд 5

    Здоровьесберегающая технология

    Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

    Классификация здоровьесберегающей технологии:

    • медико-профилактическая;
    • физкультурно-оздоровительная;
    • обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
    • здоровьесбережение и здоровьеобогащение
    • педагогов;
    • образовательная;
    • обучение здоровому образу жизни;
    • педагогическая технология активной
    • сенсорно-развивающей среды.
  • Слайд 6

    Технология проектной деятельности

    Цель:Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

    Виды проектов:

    • исследовательско-творческие;
    • ролевые, игровые;
    • ознакомительно-ориентировочные (информационные);
    • практико-ориентированные (прикладные);
    • творческие.
  • Слайд 7

    Технология исследовательской деятельности

    Цель:Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

    • постановка и решение вопросов проблемного характера;
    • наблюдения;
    • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
    • опыты;
    • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
    • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
    • подражание голосам и звукам природы;
    • использование художественного слова;
    • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
    • трудовые поручения, действия.
  • Слайд 8

    Информационно-коммуникационная технология

    Цель:Повышение качества воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.

    Использование компьютерной технологии помогает:

    • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
    • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
    • формировать информационную культуру у детей;
    • активизировать познавательный интерес;
    • реализовывать личностно-ориентированный
    • и дифференцированный подходы в обучении;
    • формировать интерес воспитателя к работе;
    • активизировать мыслительные
    • процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
  • Слайд 9

    Личностно - ориентированная технология

    Цель:Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

    • Принципы личностно-ориентированной технологии
    • Построение доверительных отношений с малышом.
    • Общение с ребенком на равных.
    • Уважение личности и достоинства маленького человечка.
    • Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка.
  • Слайд 10

    Игровая технология

    Цель:Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

    Важнейшие функции игр:

    • развлекательная (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
    • коммуникативная: освоение диалектики общения;
    • самореализация в игре как на «полигоне человеческой практики»;
    • терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
    • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
    • коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    межнациональная коммуникация:

    • усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
    • социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
  • Слайд 11

    Вывод

    Эффективность использования педагогических технологий зависит исходного уровня специальных знаний и умений разработки и реализации технологий, от уровня сформированностиобщепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Это предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения и по содержанию, и по его организации.

    Слайд 12

    АтемаскинаЮ.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.

    Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.

    Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

    Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

    Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.

    Интернет – ресурсы

    Литература:

    Слайд 13

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Слайд 14

    ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

    Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

    В. Ф. Одоевский

    Выполнила: Черкасова О.В., воспитатель МДОБУ «Детский сад № 17»

    Посмотреть все слайды

    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
    Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
    2.Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
    3. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
    4.Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

    ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
    5. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
    Б. Т. Лихачев дает такой определение [Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса].
    И.П. Волков дает такое определение [Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения].
    ЮНЕСКО - [Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования].
    В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
    6. Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
    1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
    2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
    3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
    Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

    7. Понятие « педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
    1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
    2. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
    3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)
    ОТЛИЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОТ МЕТОДИКИ
    8. Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методики обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.
    СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
    9. В понятие педагогической технологии входят:
    концептуальная основа;
    содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
    технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).
    10. По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
    Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
    Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
    Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
    Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
    Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
    11. На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования:
    технологии развивающего обучения,
    технологии проблемного обучения,
    игровые технологии, компьютерные технологии,
    альтернативные технологии.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
    12.В теории и практике работы детских садов сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
    По уровню применения
    По концепции усвоения
    По организационным формам
    По типу управления познавательной деятельностью
    По подходу к ребенку
    По категории обучающихся

    Схема №1. Педагогические технологии.
    По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия воспитателя и ребенка, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.
    По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
    По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
    По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СДП).
    По организационным формам: индивидуальный-групповой, коллективный, дифференцированный способы обучения
    Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
    Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
    По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:
    - массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
    - технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейного, специального образования и др.);
    - технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
    - различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
    - технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
    ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
    13. Описание технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение.
    Описание (и анализ) педагогической технологии можно представить в следующей структуре.
    1. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой).
    2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.
    3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):
    целевые установки и ориентации;
    основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
    позиция ребёнка в образовательном процессе.
    4. Особенности содержания образования:
    ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);
    объем и характер содержания образования;
    дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.
    5. Процессуальная характеристика:
    особенности методики, применения методов и средств обучения;
    мотивационная характеристика;
    организационные формы образовательного процесса;
    управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
    категория учащихся, на которых рассчитана технология.
    6. Программно-методическое обеспечение:
    учебные планы и программы;
    учебные и методические пособия;
    дидактические материалы;
    наглядные и технические средства обучения;
    диагностический инструментарий.
    Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.
    Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
    Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
    В процессуальной характеристики, прежде всего, определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
    Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
    Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к воспитателю, ребенку и общественно-родительскому контингенту лиц.

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
    14.Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
    В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижения личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
    Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
    Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.
    Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

    ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
    15. Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.
    Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технология, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    16. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам.
    Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
    Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
    К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.

    ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
    17. Игра на ряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
    По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссозданием и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
    Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и других образовательных учреждениях. В современном образовательном учреждении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию воспитательно-образовательного процесса, игровая деятельность на занятиях используется в следующих случаях:
    - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного процесса;
    - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
    - в качестве занятия или его части (введении, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
    - как технология культурно-досуговой работы (игры типа «Поле чудес», «Звездный час», «Умники и Умницы» и др.).
    Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
    Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
    По области деятельности
    По характеру педагогического процесса
    По игровой методике
    По предметной области
    По игровой среде

    Схема № 2. Педагогические игры
    ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
    18. Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.
    Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
    Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
    19. Методика создания проблемных ситуаций
    воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
    сталкивает противоречия практической деятельности;
    излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
    предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
    побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
    ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
    определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
    ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

    ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
    20. Инновационная методическая работа - часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированная на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической деятельности.
    21. Отличительные особенности:
    1) обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;
    2) отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие;
    3) обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;
    4) обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;
    5) обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;
    6) обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;
    7) оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.
    Для повышения эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении необходимым условием является создание педагогических условий.
    22. К комплексу необходимых педагогических условий относятся:
    1) отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования;
    2) проектирование продуктивных форм методической работы, активизирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетентности;
    3) нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами инновационных программ и технологий, на освоение новых способов профессионально-педагогической деятельности.
    Первое условие включает в себя обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках психолого-педагогической литературы, о современных образовательных программах и педагогических технологиях; в области содержания образования – создание условий для реализации вариативных образовательных программ, методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования. Современная практика дошкольного образования не защищена от использования в работе с детьми негативных инноваций. В чем суть такого негатива? Добиваясь повышения уровня образованности детей, педагоги подчас используют в практической работе содержание, методы и приемы начальной школы. Дети дошкольного возраста порой знают гораздо больше, чем учащиеся первого класса. А ведь такое образование построено на усилении блока регламентированной детской деятельности, увеличении времени на занятия познавательной направленности. А вследствие этого дети меньше играют, нарушаются требования САНПиН к организации двигательной активности. Таким образом, нарушается принцип паритетности образования и здоровья. В связи с этим педагогов необходимо обучить оцениванию влияния инноваций на психологическое и соматическое здоровье детей, на отбор только позитивных инноваций для реализации их в практике. Поэтому условие «отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования является достаточно важным в содержании инновационной методической работы. Для этого руководителями могут быть использованы педагогические гостиные по обсуждению имеющегося арсенала инновационных разработок, круглые столы по анализу здоровьесбережения в содержании вариативных программ и методических рекомендаций по разделам дошкольного образования.
    Для обеспечения активного участия педагогов ДОУ в инновационной методической работе необходимо проектирование продуктивных ее форм. Это является вторым условием эффективности инновационной методической работы. По классификации, предложенной С.Г.Молчановым, формы методической работы делятся на:
    1)Репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).
    2)Репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции).
    3)Эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры).
    4)Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок).
    5) Продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, участие в работе творческих групп).
    Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются эвристико-продуктивные и продуктивные формы методической работы.
    Третьим условием повышения эффективности методической работы является нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами инновационных программ и технологий, на освоение новых способов профессионально-педагогической деятельности. В чем заключается данное условие? Разработкой инноваций, их содержания в современном дошкольном образовательном учреждении занимаются специально созданные инновационные подразделения педагогов: творческие группы, методические объединения. Деятельность таких инновационных структур основывается на нормативно-правовой базе. Нормативная основа включает в себя: приказ на создание того или иного структурного подразделения, положение об инновационном структурном подразделении, план работы на текущий период, экспертные заключения на созданную педагогами методическую продукцию (рецензии внешние и внутренние на методические пособия, авторские программы). Экспертным оцениванием продукции внутри образовательного учреждения занимается специально созданный экспертный совет.
    Таким образом, проблема организация действенной и эффективной структуры инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении является весьма актуальной. Для обеспечения эффективности инновационной методической работы необходима реализация ряда условий: отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования; проектирование продуктивных форм методической работы, активизирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетентности; нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами инновационных программ и технологий, на освоение новых способов профессионально-педагогической деятельности.

    Проблема : недостаточность применения современных педагогических технологий на практике в современном дошкольном образовании.

    Цель: повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.

    Задачи:

    • повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;
    • применить полученные знания на практике;
    • определить эффективность современных педагогических технологий;
    • повысить качество образования воспитанников.

    Предмет исследования: современные педагогические технологии.

    Гипотеза исследования: обучение и развитие личности обучающегося будет более глубоким и полным, если преподавателями будут освоены, эффективно внедрены и непрерывно использованы новые педагогические технологии.

    ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.

    В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность.

    Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образованиии использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.

    Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

    Так что же такое “технология”, в чём её отличие от методики?

    Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве.

    Проблемой педагогических технологий занимались: Селевко, Беспалько, И.П.Волков, В.М.Монахов и другие.

    На данный момент существует несколько определений пед. технологии, мы выберем на сегодня самую развёрнутую:

    Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

    Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

    Отличия от методики:

    Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

    Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

    Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

    Необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

    Осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

    Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ребёнка, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

    Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни преподаватели к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к воспитаннику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. Нет связи со школьными технологиями, где ещё сильна авторитарная система.

    В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки детей, более эффективного использования времени.

    Требования к педагогу.

    Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно - ориентированной), технологии сотрудничества.

    Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.

    Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об “авторской” технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

    Использование технологий на практике.

    Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

    Технологии интерактивного обучения. В последнее время обретают большую значимость (интерактивные музеи мира)

    Позволяют реализовать качественно новую эффективную модель построения воспитывающей среды. Они направлены на организацию комфортных условий воспитания и развития детей, в которых активно реализуются взаимодействие, взаиморазвитие и взаимообогащение. Учат умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах, развивают коммуникацию, воспитывают толерантность, способствуют формированию социальной позиции в дальнейшем.

    1. Работа в парах. (тест карандаши)

    2. Карусель.

    4. Работа в малых группах.

    5. Аквариум.

    6. Незаконченное предложение. (Жили – были король и королева, и вот однажды...)по цепочкке.

    7. Мозговой штурм.

    8. Броуновское движение.

    9. Дерево решений.

    10. Ролевая (деловая) игра.

    11. Мастерская.

    Технология ИКТ – интерактивная технология.

    Использование ИКТ – результат реализации программы “Электронная Россия”

    ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

    Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.

    Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона, игровых приставок.

    Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.

    С точки зрения использования ИКТ на занятии, представляется целесообразным разделить их на четыре группы. Принадлежность урока к той или иной группе обусловливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

    1. Занятия демонстрационного типа - презентация.

    2. Занятия – викторины, тесты.

    Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня воспитатели сами разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях.

    3. Обучающие компьютерные игры.

    Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

    1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

    2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

    3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

    4. Игры-путешествия, "бродилки".

    5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

    4.Физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.

    5. Работа с родителями.

    Самопрезентация педагога, создание портфолио ребёнка и педагога, использование на собраниях, в качестве сбора информации по проблеме, для домашнего обучения. Педагог может размещать консультации, обмениваться фотоматериалами, давать объявления, проводить диспуты на сайтах ДОУ, или в соц. сетях.

    6. Использование для профессионального роста воспитателя.

    Сбор и хранение информации, участие в конкурсах межрегионального и международного уровня, собирая материал для портфолио. На сайте ДОУ можно сделать мет. копилку, куда педагоги могут складывать информацию, доступную для членов группы: нормативные документы, картотеки, разработки занятий, стихи и т.д.

    Использование ИКТ - технологий на уроке позволяет:

    • активизировать познавательную деятельность учащихся;
    • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
    • повысить объем выполняемой работы на уроке;
    • усовершенствовать контроль знаний;
    • сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
    • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
    • И, как следствие всех этих составляющих, имеет место повышение качества знаний учащихся.

    Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.

    "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
    К.Д.Ушинский

    МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.

    Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. В своей работе я использую мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация). На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек знакомлю детей с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.

    Приёмы мнемотехники широко использую на занятиях по математике, ИЗО.

    Благодаря обучению детей мнемотехническим приемам, по результатам обследования у детей была отмечена положительная динамика: заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. А также дети стали осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала.

    Важнейшие принципы мнемотехники.

    В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

    Основные приёмы:

    • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
    • Рифмизация
    • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
    • Закономерности
    • Знакомые числа

    Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал “легкоусвояемым”.

    Рассмотрим, как можно использовать мнемотехнику на занятиях. Из своего опыта знаю, что информация в стихотворном виде запоминается надолго.

    Для запоминания прямого и обратного счёта:

    6.7.8.9.10 – надо мысли все нам взвесить.

    10,9.8.7 – вот мы взрослые совсем.

    6.5.4.3.2.1 – вот и весь ваш господин.

    Временные отношения: Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь;

    Геометрич. материал: луч, волнистая, кривая, ломаная, отрезок.

    Мнемотаблицы по месяцам, знаки больше, меньше, минус, плюс.

    Запоминание цифр, состава чисел, таблицы сложения. Название чисел второго десятка сорок, девяносто, сто – примеры в таблицах.

    Технология проектов.

    Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей работе. Проектной деятельностью мы занимаемся ни один год.

    Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также можно проводить проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три.

    В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

    Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

    Преимущества проектного метода:

    Является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

    Повышает качество образовательного процесса;

    Служит развитию критического и творческого мышления.

    Способствует повышению компетентности педагогов.

    Недостатки: низкая мотивация воспитателей, родителей;

    Недостаточный уровень сформированности у воспитанников умений исследовательской деятельности

    Алгоритм работы над проектом: выбор темы, тематическое планирование, организация окружающей среды, совместная работа воспитателя с детьми.

    В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

    Проекты семейные, личностные, коллективные, групповые.

    Подведение итогов

    Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

    Педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

    Педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.

    Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

    Часто педагогический коллектив детского дошкольного учреждения, рассказывая о своих успехах и достижениях, оперирует фразами: “Наше учреждение активно внедряет в работу инновационные технологии обучения и взаимодействия с родителями”. Но инновационным образовательным учреждением в истинном значении может называться только то учреждение, которое не только внедряет инновационные программы в свою систему образования, но и комплексно разрабатывает и внедряет их в свою работу. То есть такое детское образовательное учреждение выступает в качестве лаборатории по разработке программ и площадкой для их апробации.

    Характеристики инновационной деятельности детского дошкольного учреждения:

    Педагогический коллектив инновационных детских садов разрабатывает и применяет в деятельности по воспитанию детей и в организации образовательной среды модель, которая отличается от общепринятой в других дошкольных учреждениях.

    Коллектив разрабатывает и применяет новые способы деятельности педагогов.

    Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:

    Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

    Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

    Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

    Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

    Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрациивнимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

    Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

    Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

    Родителям нужно быть очень внимательными при выборе детского сада для своего ребёнка, конечно, в том случае, если этот выбор есть.

    Случается и так, что за вывеской “инновационное детское дошкольное учреждение” нет ничего, кроме слов.

    Здесь имеется в виду феномен “псевдоновизны”: стремление сделать не столько лучше, а просто иначе.

    А здесь можно поиграть в классную флеш-игру “Улитка Боб 2″ которая тренирует смекалку.

    Прогресс не стоит на месте, и он может и должен внедряться в образовательную среду детских садов, но только в том случае, если научный потенциал педагогического коллектива позволяет ему быть сенситивным к подобным изменениям. Введение инновационных технологий в среду образования на данный момент затруднено по многим причинам. Зачастую старое доброе оказывается лучшим.

    Виды технологий Личностно-ориентированная технология включает в себя: 1.Исследовательская (проблемно-поисковая - обучение через открытие) 2.Коммуникативная (дискуссионная - поиск истины через обсуждение) 3.Иммитационного моделирования (игровая) 4.Психологическая (самоопределенческая)- самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности. 5.Деятельностная - способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность и быть её субьектом. 6.Рефлексивная- осознание ребёнком этапов деятельности, какими способами достигался результат, что он чувствовал при этом. Если всё объединить то получиться интегральная технология - проектная деятельность. Ещё есть информационно-коммуникативные технологии.