Сочинение на тему: Эгоизм и равнодушие Печорина, другие черты характера героя (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»). «…хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь», – считает Печорин, и это убеждение позволяет ему смелее идти вперёд. Однако даже смертельная опасность, с которой он ежедневно сталкивался на Кавказской войне, не помогла ему справиться со скукой: к жужжанию чеченских пуль он быстро привык. Очевидно, что военная служба не являлась его призванием, а потому блестящие способности Печорина в этой сфере не нашли дальнейшего применения. Он решил путешествовать в надежде найти средство от скуки «с помощью бурь и дурных дорог».

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Тест по произведению

Можно сказать, что доброта и жестокость – это две стороны одной монеты. Поступок, совершённый одним человеком с добрыми намерениями, может оказаться жестоким для другого; а жестокость может прикрываться плащом добросердечности и отваги. Такие примеры мы находим в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте разберём их поподробнее.

  1. (Доброта и жестокость как стороны одной души ) В романе мы видим несколько ситуаций, когда любовь и доброта к одному предмету оборачивается жестокостью к другому. Например, любовь к чужой лошади и желание заполучить её становится причиной похищения Азаматом собственной сестры. Из-за той же лошади, любви к своему товарищу-разбойнику, сам Казбич убивает и отца Бэлы, и её саму. А Печорин, наоборот, из любви к Бэле готов похитить и её саму, и чужого коня. Более того, на любовь Бэлы он ставит пари, что завоюет её за неделю, обещая ей своё сердце и верность, желая лишь её счастья, однако, лишь на словах. Покорный своей натуре, он быстро остывает к ней, оставляя страдать бедную девушку, лишённую семьи, дома, а теперь ещё и любви. Значит, доброта и жестокость в человеческом сердце тесно переплетаются между собой, и человек часто путает одно и другое. Оставаясь добрым по отношению к себе и своему окружению, он жестоко расправляется со всеми остальными людьми, не чувствуя ответственности за то, что делает.
  2. Равнодушие как жестокость мы видим в первый раз в характере Печорина при встрече с Максимом Максимычем. Когда старик радостно встретил товарища, Григорий лишь холодно распрощался с ним, желая поскорее уехать. Подобное отношение сильно задело героя, ведь он и его юный помощник много пережили вместе, когда служили, а теперь старый друг и знать его не хочет. Далее, раскрывая характер героя, Лермонтов всё чаще показывает нам эту его черту. Печорин одинаково пожимает плечами как на признания Мэри (сначала в любви, потом в ненависти), так и на уход бывшего друга доктора Вернера. Для Григория завоевание любви княжны Мэри, похищение Бэлы и другие его поступки – это лишь средство от скуки, желание наполнить свою жизнь хоть чем-то, а также жажда власти, желание быть объектом восхищения, обожания юной неопытной девушки. В этих целях он успешно манипулирует окружающими его людьми. Он никого не бьет и не убивает, но его жестокость, проявляющаяся в равнодушии, больно ранит тех, кто находится рядом с ним. Действительно, самый ужасный тип человеческой жестокости – это безразличие.
  3. (Жестокость под маской справедливости) . Отдельного внимания в рамках этой темы требуют отношения между Печориным и Грушницким. Изначально, внутренне презирая и издеваясь, Печорин, тем не менее, входит в доверие, становится для Грушницкого товарищем и приятелем. Началом кризиса в их отношениях становится «переманивание» Мэри и желание уязвить Грушницкого, показать ему же его нелепость и недалёкость. Естественно, юнкер решил отомстить «товарищу» за незаслуженную обиду. Он спровоцировал дуэль, но решил подменить пистолеты на недействующее оружие, дабы Григорий не смог ему навредить. Но Печорин раскусил хитрость, переменил пистолеты и хладнокровно застрелил почти безоружного соперника. Как бы ни было это с его стороны рационально и оправданно, я все равно считаю, что это жестокий поступок. Более того, такое ужасное поведение даже хуже неприкрытой агрессии, ведь сам Григорий прикрывает свою низость тем, что наказал труса и лгуна. Жестокость под маской справедливости двойне опасна, так как человек, совершивший ее, не считает себя виновный, а значит, никогда не исправится. Так и Печорин не смог исправить свои ошибки, поэтому так и остался несчастным, одиноким и непонятым героем.
  4. (Последствия жестокости) . Самым важным в истории героя становится момент, когда он осознаёт свою любовь к Вере и одновременно свою самую большую в жизни потерю. Устав от безразличия и пренебрежения любовника, женщина все рассказывает мужу, желая огородить себя от новых измен. Супруг увозит ее прочь от Печорина. Тогда Григорий пускается в погоню, но лишь загоняет лошадь до смерти. Вера была потеряна навсегда, как и его надежда на счастье. Взрослый мужчина, гроза женских сердец, безвольно плакал на пыльной дороге. Эта ситуация ненадолго позволяет ему снять с себя все маски, скуку, всё его презрение к миру, слишком простому и понятному. Именно в этот момент он по-настоящему страдает, мучаясь от собственной жестокости, возвращённой ему бумерангом прямо в сердце. Именно так откликается его жестокое равнодушие к женщинам. Как мы видим, последствия жестокости весьма трагичны, ведь человек остается в одиночестве, все покидают его.
  5. (Причины жестокости) . Необходимо разобраться, откуда родилась жестокость в характере Печорина? Он сам указывает на нее, ссылаясь на судьбу, волю случая и совпадения. «Я так глупо создан», «мне выпадает роль», «не угадал своего назначения» — вот его оправдания для совершённых им поступков и бестолково прожитой жизни. Из-за этого он похитил и опозорил Бэлу, убил Грушницкого, разрушил жизнь княжны Мери и Веры, которые сильно его любили, обидел и распугал всех друзей. Но неужели вся эта жестокость исходила от воли злого рока? Нет. Но на самом-то деле причины, скрывающиеся под этими фразами, гораздо глубже – это нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу, эгоизм и слабость перед лицом своих низменных страстей. Именно этот клубок неправильных решений и вера в предначертание судьбы стали причинами такого отношения к окружающим его людям и к миру в целом.
  6. Жестокость не всегда очевидна , а иногда и вовсе может показаться и отвагой, и самопожертвованием, и добротой. Вспомним, к примеру, показательное благородство Печорина перед княжной на балу или взятие буйного казака в одиночку в главе «Фаталист». Оба поступка выглядели бы со стороны благородными и честными, если бы мы не знали внутренних мотивов героя. Ведь первое показательное выступление он сделал уже после того, как принял решение завоевать любовь Мэри, а второе – для того чтобы испытать свою судьбу и проверить задуманное. Как мы помним, игра на чувствах молоденькой девушки была отвратительным и жестоким проявлением характера Печорина, который обманул ее надежды ради того, чтобы беспрепятственно проникать в дом Лиговских, где жила его любовница. О взятии агрессивного казака, который убил Вулича, тоже нельзя сказать ничего хорошего, ведь Григорий был жестоким даже по отношению к самому себе и не жалел своей жизни. Потому он и пошел к вооруженному казаку, но не из-за смелости, а из-за того, что он не дорожил собой. Таким образом, жестокость может принять любое обличье, поэтому важно уметь различать ее под любой маской, иначе нельзя будет миновать трагических последствий от совершенной ошибки.
  7. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. Проблема личности в романе.
2. Особенности времени создания.
3. Трагизм Печорина.
4. Авторское отношение к герою.

«Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
М. Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — это первый прозаический, социально-психологический и философский роман в русской литературе. И центральное место в нем занимает проблема личности. В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в «Думе»: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX века.

В отличие от Онегина А. С. Пушкина, который, разочаровавшись в жизни, погружается в праздную томительную среду, Печорин постоянно в гуще событий. В тревожных условиях на Кавказе, вызванных войной с горцами, всесторонне раскрывается деятельная натура героя. Автор сводит Печорина с людьми различных национальностей, профессий, убеждений. Читая роман, я с напряженным вниманием следил за событиями, стремясь понять загадочный и противоречивый характер героя.

Печорин во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Поставленная им цель достигается любыми средствами во что бы то ни стало. «Таков уж был человек, бог его знает», — говорит о нем Максим Максимыч. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны. Героя часто охватывает скука и полное безразличие к окружающим. Равнодушие к людям, разочарованность сказываются на его отношении к ним. Печорин говорит: «...я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...».

В повести «Максим Максимыч» впервые открывается трагедия Печорина. Он и Максим Максимыч — люди разных миров. Жестокость Печорина по отношению к старику — внешнее проявление его характера, под которым кроется горькая обреченность и одиночество. Но откуда эта преждевременная душевная усталость и, как следствие, глубокое разочарование в жизни?

Главные особенности того времени, когда создавался роман Лермонтова, очень хорошо раскрыл А. И. Герцен. По его словам, эти годы «были ужасны... людьми овладевало глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей...». Была переходная эпоха. Идеалы прошлого были разрушены, а идеалы новые еще не успели сформироваться. И в Печорине по принципу контраста как раз и отражено писателем то, «что на простом языке называется "хандрою" и "сомнением"».

Печорин скучает в обществе мелких завистников и ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к людям, среди которых он вынужден жить. Свободолюбивые идеи, воспринятые Печориным в ранней юности от декабристов, сделали его непримиримым по отношению к действительности. Но николаевская реакция, наступившая после разгрома декабристов, не только лишила его возможности действовать в духе свободолюбивых идей, но и поставила под сомнение эти идеи. А уродливое воспитание и жизнь в светском обществе не позволили ему подняться до правильного понимания жизни. Печорин сам признается Максиму Максимычу, что его «душа испорчена светом». Эгоизм Печорина — результат влияния светского общества, к которому он принадлежит от рождения.

По моему мнению, Печорин — натура деятельная, глубокая, одаренная. Его трагизм в ясном понимании таящихся противоречий «между глубокостью натуры и жалкостью действий». Ощущая собственную ненужность и бесполезность своей жизни, Печорин говорит: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли... узнав хорошо свет и пружины жизни... я сделался нравственным калекой». Его мысли вызывают сочувствие и сострадание: "Зачем я жил? Для какой цели родился?... А верно она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные..."».

В истории с Мери, как и в других драматических эпизодах романа, Печорин выступает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком. Ему свойственны живые порывы сердца и подлинная человечность.

Авторское отношение к Печорину неоднозначно. Лермонтов осуждает индивидуализм Печорина, не считающегося с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути. Но в то же время слова Лермонтова о Печорине («это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии») не являются окончательным осуждением героя.

Печорин выступает в романе как представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов. И как многие сверстники, он потратил все силы на то, чтобы насытить свою гордость, удовлетворить свое честолюбие, но счастья не обрел. Каждый шаг Печорина доказывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни, чувства, без истинной любви в самом человеке к окружающему его миру, к людям. Межчеловеческая связь прерывается, если общение человека идет лишь в одном направлении: к тебе, но не от тебя. А Печорину не суждено понять внутренний голос человеческой природы и пойти за ним туда, где он мог бы обрести наконец истину человеческого существования.

Образ Печорина по роману Михаила Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221

Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.

Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою.

Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (”Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”) Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример.

В романе показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. Не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.

Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…”. Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” - признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.

Печорин - эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он испытывает постоянную раздвоенность духа. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка развеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью.

На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человек, привыкший смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” - как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования. И все же Печорин - натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник - не что иное, как саморазоблачение.

Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость - маска самозащиты.

Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич.

Образ Печорина есть образ сложного, мятущегося человека, не нашедшего себя; человека с большим потенциалом, но не способного, тем не менее, его реализовать. Сам Лермонтов подчеркивал, что в образе Печорина дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

Аргументы к итоговому сочинению по направлениям: "Равнодушие и отзывчивость", "Цель и средства". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".

Часть 3. Равнодушие и отзывчивость.

Чем опасно равнодушие?

Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. , центральный персонаж романа «Герой нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений». Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня». Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.

Цель и средства. Какие средства нельзя использовать для достижения цели?

Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были. Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал. На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.

Соотношение цели и средств.

Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали. Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

К чему приводят ложные цели?

Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.