Упражнения на командообразование для подростков. Упражнение на командообразование «Тролли»

Тренинг на командообразование .

«Школа актива».

Только в коллективе ничтожество обретает силу

Цель:

Создать условия для активизации процесса успешного сплочения группы.

Задачи:

  1. формирование групповых норм партнерского общения.
  2. умения координировать совместные действия

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Этапы и упражнения!

I этап. “Знакомство”.

Цели:

  1. Ориентация учащихся в целях занятия;
  2. знакомство с участниками;
  3. установление групповых норм;
  4. создание рабочей атмосферы в группе.

Упражнения

Цель

Слово ведущего.

Знакомство с группой, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

Знакомство, ориентация участников в целях занятий, установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе.

Упражнение “Снежный ком”

Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д.

Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций.

Упражнение “Интервью в парах”

Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 5 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим.

Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.

II этап. “Учимся общаться”.

Цели:

  1. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;
  2. доверия;
  3. доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в команде.

5 общих признаков

Цель: развитие умения учитывать интересы каждого в команде.

Материалы: фломастеры и ватман.

Проведение: Все участники делятся на две группы. Каждой группе предлагается придумать и нарисовать новое несуществующие блюдо, состав которого бы удовлетворял пожеланиям и соответствовал вкусам всех членов команды. После чего каждая команда презентует другой свое блюдо, с его названием, составом и всем остальным.

III этап. “Мы – команда”.

Цели:

  1. Сплочение группы;
  2. формирование чувства команды;
  3. навыков взаимодействия в команде (в группе);

Упражнения

Цель

Упражнение “Вавилонская башня” (нужен скотч, ножницы и стопка газет).

Примечание: обязательна рефлексия упражнения.

Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей.

Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.

Упражнение “Пантомима”

Группу разделить на несколько команд (по 7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды.

Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции.

IV этап. “Сплочение и доверие”.

Цели:

  1. Формирование доверительной обстановки в группе;

умения координировать совместные действия,

  1. Выбор лидера команды

Упражнение “Сквозь кольцо”

При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча?

Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, “просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги.

Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии.

V этап.

«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.

Все вот эти упражнения на командообразование я использовала лично и была полностью удовлетворена результатом. После первых двух упражнений на командообразование, чувствуется, что атмосфера становится более дружелюбной, а на лицах участников появляется улыбка. Я надеюсь, что вам помогут эти упражнения на командообразование в своих тренингах на сплочение коллектива. Ведь если в команде налажены межличностные отношения, то решение задач не заставит себя долго ждать.

Литература.

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
  2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
  3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
  4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
  5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003

Тренинг по тимбилдингу

Тренинг предназначен: работников образовательного учреждения, среди которых возникают конфликты.

Программа тренинга командообразования рассчитана на построение доверия внутри группы работников, выработку навыков взаимодействия и соответственно сплочение коллектива.

Возраст участников: 20-55 лет.

Количество участников: 12-14 человек.

Пол участников: Женский.

Место проведения: просторный зал.

Продолжительность тренинга: 7,5 часов.

Частота встреч: три дня по 2,5 часа.

Проблематика компании: в процессе работы возникают споры и недопонимание различных рабочих нюансов. Работники не редко конфликтуют между собой. Эта проблематика и является необходимостью для проведения тренинга командообразования внутри коллектива.

Первый день

Время: 10 минут.

Упражнение «Мой вклад в команду»

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Время: 40 минут.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 2-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Выводы:

Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному - выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

Упражнение «Мост»

Цель и возможность применения. В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы: узкая скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

Время: 30 минут.

Описание. Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне нельзя, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

Обсуждение. То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Упражнение «Воздушные замки»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно проходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволяет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эффективно и позитивно его завершать.

Необходимые материалы: пачка бумаги формата А 4 или газеты.

Время: 30 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение. Упражнение используется для анализа навыков совместной деятельности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде.

Упражнение «Издание анекдотов»

Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия.

Необходимые материалы: смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт).

Время: 30 минут.

Описание. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 6 человек, каждая группа получает один конверт.

Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда - это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема - родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды - привести текст в порядок».

Вопросы для обсуждения.

Как команда справилась с заданием?

Что было сложно?

Почему победители победили?

Варианты.

Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.

Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.

Подведение итогов первого дня: 10 минут.

Второй день

Упражнение «Круг-треугольник-квадрат-спираль»

Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.

Время: 30 минут.

Описание.

Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.

После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:

Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.

Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:

Квадрат - что помогает поддерживать порядок и структуру.

Треугольник - что помогает достигать результатов.

Круг - что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.

Спираль - что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

Упражнение «Остров»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы. По листу бумаги формата А 3 на каждую подгруппу.

Время: 20 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3.

Тренер озвучивает инструкцию: «Перед вами остров. Нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь - ваше дело. Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.

Упражнение «Синергия»

Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.

Необходимые материалы: бумага, карандаши.

Время. 15 минут на выполнение упражнения, от 5 до 15 минут на обсуждение в зависимости от глубины представляемого теоретического материала.

Размер группы. Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв. (Например, покупатель, мерчендайзинг.)

Тренер раздает каждому по листку бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.

После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.

После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист бумаги и просит создать список, общий для всей группы.

Обсуждение. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них всегда положительные.

Упражнение «Башни»

В упражнении тренируются навыки взаимодействия в команде.

Необходимые материалы: Детали для детского конструктора, карточки с инструкциями по количеству участников. Инструкции, которые следует написать на карточках:

Башня должна иметь высоту в 10 уровней.

Башня должна быть не меньше 8 уровней в высоту.

Башня должна быть не больше 15 уровней.

В строительстве можно использовать только белые, красные и желтые «кирпичики».

Башня должна быть построена только из белых и желтых «кирпичиков».

Каждый уровень должен быть единым по цвету.

Шестой уровень башни должен быть желтым.

Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.

Время: 30 минут.

Описание. Участники делятся на группы по 3-6 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора.

Тренер объясняет участникам, что каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает дополнительные инструкции на карточках, которые нельзя показывать другим.

Обсуждение.

Происходили ли в процессе совместной работы конфликты? Каким образом они разрешались?

Насколько быстро участники команды поняли, что для эффективного взаимодействия необходимо понять цели каждого?

Как в реальной деятельности команды возможно интегрировать интересы каждого?

Упражнение «Переправа»

Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.

Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.

Время: 30 минут.

Описание. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок.

Группе дается следующая инструкция: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками - безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками - опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель - всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет - вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы.

Вопросы для обсуждения.

Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?

Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?

Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало?

Что помогало или мешало эффективной деятельности команды?

Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

Подведение итогов второго дня: 10 минут

Третий день

Упражнение «Вместе мы сила»

Упражнение позволяет осознать, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников.

Материалы: бумага, карандаши.

Время: 20 минут.

Описание: Каждый участник в течение 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности.

За тем, работа происходит в мини-группах или все участники (если группа не большая) составляют общий список сильных и слабых сторон всей команды. При этом, если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, то этот недостаток можно вычеркнуть и не учитывать. Так же, если команда формирует какие-либо новые общие недостатки или достоинства их следует дописать в список.

После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены.

Вывод: Возможность команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.

Упражнение «Волшебная бутылочка»

Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде.

Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А 3.

Время: 30 минут.

Описание: Тренер дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей рабочей командой, то и желания должны касаться работы. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать больше перерыв на обед, изменить штатное расписание и т.д. Каждый может загадать свои три желания.

Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?

Упражнение «Расскажите историю»

Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу.

Время: 20 минут.

Описание: Тренер или группа пишут на флипчарте:

Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.

Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме.

Любой вид спорта.

Любую еду.

Имя любой знаменитости.

Любое преступление.

Любую профессию.

Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на флипчарте.

Подведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.

Упражнение «Путаница»

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом.

Время: 20 минут.

Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.

Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка.

Возможные вопросы к группе:

1. Что было легко, а что тяжело?

2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются?

3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?

4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?

Упражнение «Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Время: 10 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 2 человека, каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно вместе встать на газетный лист и скандировать «Мы - одна команда»! после чего продержаться несколько секунд вместе, можно держаться друг за друга»

После того как это будет сделано, команда складывает газету пополам и повторяет задание. После того как и это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы - разместиться на наименьшем кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы - одна команда!»

Подведение итогов тренинга: 30 минут.


В прошлом году мы начали делиться методическими рекомендациями для менеджеров по персоналу, которые проводят тренинги в своей компании. ­Сегодня речь пойдет о тренинге формирования команды.

Командообразование в организации - довольно востребованная услуга на рынке консалтинга. Если раньше основным направлением, приносящим доход тренинговым компаниям, было обучение продажам, то теперь клиенты просят провести мероприятия по формированию команды. Но в кризис их может провести внутренний бизнес-тренер. В этом случае ­планированием, организацией и проведением тренинга занимается служба персонала.

Сама по себе технология тренинга довольно проста - нужно заставить работников вместе выполнять задания, используя определенные алгоритмы. Этим, кстати, в компании занимается руководство, менеджеры делают все, чтобы сотрудники помогали друг другу, обучали, понимали, совместно принимали решения. Организация это и есть команда, но иногда руководители хотят провести тренинг, потому что чувствуют, что ­сотрудники могут действовать еще сплоченней и производительнее.

При описании тренинга мы будем придерживаться общей схемы тренингов, которая включает в себя следующие этапы: подготовка, знакомство, активизация, проблематизация, обучение, закрепление, обратная связь заказчику.

Подготовка

В отличие от всех других учебных программ (ведения переговоров, продаж и т.д.), тренинг формирования команды требует серьезной предварительной подготовки. Дело в том, что не все руководители хорошо понимают, какими могут быть эффекты командообразования. Обычно запросы на тренинг звучат так:

  • чтобы сотрудники не конфликтовали между собой;
  • чтобы появился «кураж»;
  • чтобы действовали самостоятельно;
  • чтобы сотрудники придумали, как повысить производительность (прибыль, количество клиентов и т.п.).

Бизнес-тренеру нужно разобраться с каждым запросом, понять истинные причины проблем. Например, конфликтность может быть связана с тем, что нет психологической совместимости, а может быть - и с тем, что неправильно выстроены бизнес-процессы. Опять же непонятно, для чего нужен «кураж» и что это такое вообще. Если речь идет о продавцах, которые с кислыми лицами ходят в торговом зале и не желают общаться с покупателями, то, может быть, нужно просто пересмотреть систему мотивации или набрать других сотрудников? Посмотрим, чему обучает тренинг формирования команды, а чему нет.

Доверие

Одна из распространенных проблем в коллективе, характерная именно для нашей страны, - отсутствие доверия друг к другу. Сотрудники боятся, что их «подсидят», выставят в глазах начальства в недобром свете, сделают гадость за спиной, поэтому неохотно идут на сотрудничество. Командные мероприятия немного «расковывают», облегчают общение. По сути, работа тренера в этом плане напоминает роль тамады на свадьбе, когда люди конкурс за конкурсом преодолевают робость и стеснение и в конце концов начинают общаться между собой уже без помощника.

Но доверие друг к другу в коллективе не поднимет автоматически производительность отдела или компании в целом.

Умение управлять эмоциями

На тренинге формирования команды участники получают обратную связь о себе и учатся конструктивно выражать свои эмоции и пожелания. Это важное умение. Некоторые люди привыкли добиваться своего исключительно через агрессию, другие наоборот - прикидываются ­жертвой и манипулируют группой.

На тренинге можно научиться действовать по-другому, сдерживать порывы, конструктивно выражать свои пожелания.

Работать в рамках своей роли

Некоторым людям сложно понять свою роль в коллективе. Они то пытаются руководить, то, наоборот, выбирают роль ведомого. В процессе ­тренинга сотрудники определяют свое место в группе и учатся приносить пользу.

Таковы три основных аспекта, которые присутствуют в тренинге формирования команды. О них обязательно нужно поговорить с заказчиком (руководителем организации или подразделения).

После этого нужно уточнить, на чем заказчик хочет сделать акцент. При проведении тренинга формирования команды возможны такие приоритеты:

  • выделить лидера или лидеров и укрепить их позицию (научить руководить, поднять авторитет);
  • просто дать сотрудникам возможность спустить пар, отдохнуть;
  • способствовать тому, чтобы у сотрудников появилось чувство групповой идентичности («вместе мы - сила!», «мы - команда!»);
  • создать условия для более глубокого знакомства, укрепить доверие друг к другу;
  • научить совместной работе (алгоритм продуктивной работы команды).

В зависимости от пожеланий заказчика тренер будет делать соответствующие акценты в процессе. Программа, излагаемая в настоящей статье, рассчитана на запрос о создании групповой идентичности и ­обучении совместной работе в рамках подразделения или организации.

Знакомство

Тренер начинает занятия с того, что объясняет, что такое команда и чем она отличается от обычной группы людей. Сообщение не должно быть долгим, участники не настроены долго слушать. Главное, подчеркнуть, что команда, в отличие от простой группы людей, работает в ­несколько раз эффективнее.

Тренер рассказывает стандартные правила тренинговой группы, принципы работы и переходит непосредственно к знакомству. Как правило, участники уже более-менее знают друг друга, поэтому использовать обычные упражнения не стоит. Надо ориентировать на командное взаимодействие.

О коммуникативном тренинге читайте подробнее в статье «Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь »

Пример 1

Упражнение «Знакомство»

Свернуть Показать

Тренер обращается к группе: «Мы все знакомы друг с другом в большей или меньшей степени. Но сейчас мы здесь немного в другом качестве, мы - команда. Поэтому давайте немного расширим наше знакомство и сделаем следующее упражнение. Желающий рассказать о себе выходит на середину круга и говорит, чем он может быть полезен для группы. Затем выходит следующий участник, и так далее».

Поучаствовать в упражнении должен каждый. Оно задает контекст, способствует возникновению чувства ответственности. Во время знакомства тренер отслеживает, кто из членов группы относится к заданию активно, а кто нет. «Недобросовестным» участникам потом нужно будет указать, что подобное поведение разрушает ­команду. Но это позже, уже на стадии проблематизации.

Активизация

На этом этапе тренер должен заставить участников думать о том, что такое командная работа. Люди, в большинстве своем, эгоистичны и думают о собственных потребностях и неудачах, поэтому их нужно ­«развернуть» в социум.

Пример 2

Дискуссия с модерацией «Признаки команды»

Свернуть Показать

«Давайте поговорим о команде, о том, какими признаками она обладает. Все мы интуитивно знаем, что это такое, потому что наша жизнь проходит в коллективе. Разобьемся на небольшие группы по три человека. Каждая группа должна составить список признаков, отличающих настоящую команду. Время на обсуждение - 7 минут. Время пошло!»

Через семь минут тренер останавливает обсуждение и предлагает каждой группе выбрать своего представителя, который зачитает результаты. Далее представители от каждой группы рассказывают признаки команды. Тренер делает записи на флипчарт (или обычную школьную доску) и комментирует. Как правило, участники называют следующее: «высокий уровень доверия друг другу», «сплоченность», «синхронность», «понимание друг друга с полуслова» и т.п. Важно, чтобы среди записанных признаков не было синонимов. То есть нет смысла, например, писать в одном списке «сплоченность» и «единство». Второй момент - надо добиться того, чтобы все ­понимали значение терминов одинаково. Для этого тренер ­переспрашивает и уточняет.

Довольно часто во время обсуждения забывают такой признак команды, как «общий алгоритм работы» или «командные процедуры взаимодействия», «правила». Тренер должен об этом сказать.

После обсуждения тренер спрашивает у всех участников: «Какая группа, по-вашему, продемонстрировала признаки команды?» (имеются в виду подгруппы, ­принимавшие участие в упражнении). Все высказываются и обосновывают свои ­ответы.

Подробнее о том, на что обратить внимание при проведении дискуссии, читайте в статье «Как проводить дискуссию в тренинге »

Чтобы научить различать «плохие» и «хорошие» команды и показать, что такое слаженность, тренер проводит еще несколько подвижных упражнений.

Пример 3

Упражнение «Скакалка»

Свернуть Показать

Образуются две большие группы по 7-8 человек, в зависимости от количества участников. Тренер вращает скакалку (веревку длиной 2-3 метра) вместе с помощником-добровольцем, а одна из групп прыгает через нее. Задача - перепрыгивать всем одновременно. Иногда это удается, иногда нет. По окончании упражнения проводится обсуждение. Участники отмечают, что эффективно действует та команда, члены которой приспосабливаются друг к другу, прыгают примерно на одну и ту же высоту, берутся за руки, становятся ближе, чтобы чувствовать импульс.

Пример 4

Упражнение «Синхронные движения»

Свернуть Показать

Тренер: «Встаньте, пожалуйста, в колонну друг за другом. Закройте глаза. Когда я хлопну в ладоши, вы должны синхронно сделать одно действие. Например, ­подпрыгнуть или развернуться в одну и ту же сторону. Переговариваться нельзя».

Как правило, с первого раза ничего не получается и все возвращаются в исходное положение. На седьмой-десятый раз группа начинает действовать слаженно и ­выполняет задание. Тренер проводит обсуждение, задавая следующие вопросы:

  • что мешало действовать синхронно в самом начале?
  • в какой момент группа начала действовать как единое целое?
  • кто и как способствовал синхронности?

Когда участники группы накопили информацию об эффективных и неэффективных командах, переходим к следующему этапу.

Проблематизация

На этой стадии обучения тренер должен создать условия, чтобы каждый из участников осознал свое место в группе, понял, мешает он или помогает групповому процессу в целом. Необходимо использовать более сложные групповые задания. На этой стадии появляется первая волна лидеров - участников, которые пробуют свои силы в качестве ­руководителей группы.

Это самый важный этап тренинга. Целесообразно провести какое-нибудь групповое действие, в которое вовлечены все участники. Ведущие чаще всего предлагают ролевые игры, где нужно сделать что-то практическое - построить башню, мост из подручных материалов - ­бумаги, ­карандашей, скрепок, преодолеть препятствие и т.д.

Мы считаем, что командная игра должна быть, с одной стороны, приближена к реальным рабочим ситуациям участников, а с другой - иметь элемент «фантастичности». Если заставлять менеджеров по закупкам собирать из кубиков домик, то они, конечно, это сделают, но потом не будут переносить навык в обычную жизнь. Для них командная игра так и останется детсадовской забавой, не связанной с реальностью. Поэтому ситуации должны быть рабочими. Например, для менеджеров по продажам они связаны с переговорами и тому подобным. С другой стороны, если дать ролевую игру, в точности повторяющую рабочие ситуации, то, как показывает практика, участники не смогут конструктивно ее анализировать. Они станут цепляться к деталям, вспоминать, как это бывает в жизни.

Лучше всего, например, для менеджеров по продажам сделать так:

Пример 5

Ролевая игра «Сказочный VIP-клиент»

Свернуть Показать

Вы команда продавцов. К вам обратился Дед Мороз, и он хочет получить от вас комплексное предложение. Каждый год он разносит подарки, но на этот раз ему ­хотелось бы сделать для детей что-то интересное. Ваша задача:

  1. подготовить для Деда Мороза интересное коммерческое предложение (можно предлагать скидки, акции и прочее);
  2. изготовить образцы продукции для презентации;
  3. сделать презентацию (выступить перед Дедом Морозом).

Заданий должно быть как можно больше, чтобы участники группы были вынуждены распределять роли и ответственность. В общем, ролевая игра должна быть как рабочий проект.

Для смешанной команды, где присутствуют разные специалисты - программисты, менеджеры по продажам, бухгалтеры, можно провести другую ролевую игру.

Пример 6

Ролевая игра «Ремонт»

Свернуть Показать

Используя доступные вам ресурсы - стулья, мебель, канцелярские предметы, преобразуйте эту аудиторию в помещение с другим функциональным назначением. Это может быть что угодно - яранга, зал центра управления космическими полетами, рубка корабля и так далее. Постарайтесь сделать все так, чтобы посторонний ­человек мог с первого раза угадать, что это такое.

Желательно заранее договориться с каким-нибудь сотрудником, который не участвует в тренинге, зайти в тренинговую комнату в определенное время и «опознать» результат коллективного труда. Если тренинг ведут два тренера, эту роль может ­выполнить один из них.

Задача ролевых игр и различных коллективных заданий на этапе проблематизации - обнаружить проблемы, которые существуют в группе и мешают нормальной командной работе. Самое важное происходит после, когда начинается обсуждение. Во время самой игры тренер внимательно следит за тем, как взаимодействуют участники, и обращает ­внимание на следующие категории людей:

  • лидеры;
  • саботажники;
  • «зайцы».

Лидеры

Имеет значение то, как они «заявляются» на свою роль. Они могут открыто предлагать свои услуги группе либо действовать исподволь. Обычно во время ролевой игры появляются 2-3 лидера, в зависимости от ­количества участников. Они могут вести себя следующим образом:

  1. конкурировать;
  2. признать верховенство одного из лидеров и стать помощниками;
  3. «затаиться», чтобы взять реванш позже, например в следующей ролевой игре.

Позиции лидера в группе очень важны. Есть коллективы, где лидера вроде бы нет, а все решения принимаются группой. Но сама по себе руководительская функция никуда не пропадает, она просто распределяется. Один формулирует цели, другой распределяет задания, третий контролирует результат и так далее. Но чаще в коллективе все-таки есть один или два лидера. Они могут менять друг друга. Например, один управляет группой в обычном режиме, а другой - в экстремальных ситуациях. Либо один выполняет представительские функции, а другой занимается ­«внутренними делами». Тренер задает лидерам такие вопросы:

  1. Как вы начали руководить в этом задании?
  2. Почему вы считаете, что именно вы готовы руководить группой? Каковы были ваши мотивы?
  3. Были ли в группе другие люди, которые могли справиться с этой функцией руководства лучше, чем вы? Если да, то почему вы не дали ­действовать им?

Эта серия вопросов направлена на то, чтобы группа поняла, что команда строится вокруг лидера. Именно поэтому обсуждение ролевой игры начинается с них. При этом сами лидеры должны отнестись к своей позиции серьезно, оценить свои способности и решить, готовы ли они выступать в качестве глав команды.

Тренер должен опросить также и несостоявшихся лидеров , то есть тех, кто так и не стал ими, но пытался:

  1. Как вы заявляли себя на роль лидера?
  2. Почему упустили ее?
  3. Кто перехватил управление?
  4. Готовы ли в следующий раз воспользоваться возможностью? Как ­будете действовать?

С точки зрения активности команда действует всегда более энергично, чем просто группа людей. Для этого тренер создает инициативное ядро, центром которого является лидер. Тот, кто управляет группой, должен быть активен и неравнодушен. Как поется в известной песне В.С. ­Высоцкого:


Чтобы сделать позицию лидера более четкой, ведущий группы задает вопросы, призывающие каждого подумать о том, готов ли он рискнуть и поруководить. Рассмотрим два сценария, когда в группе никак не может обозначиться лидер. Это если группа неактивна и если в ней ­конкуренция лидеров.

Неактивная группа

Когда группа вялая, лидера нужно «назначить». Для этого тренер выбирает «лучшего из худших» и задает вопросы:

  1. Могли ли вы помочь группе действовать более уверенно и эффективно?
  2. Есть ли у вас для этого способности?

Если человек отказывается, его нужно поддержать, выделить моменты, когда он действовал именно как лидер: «Вы установили дисциплину во время рабочей ситуации, заставили говорить по очереди. У вас несомненно есть способности к руководству». Или: «Вы распределили задания между участниками, благодаря этому была достигнута общая цель».

То есть тренер должен своими вопросами и обратной связью «привить вкус» к лидерству, сделать так, чтобы другие захотели тоже попробовать себя в этой роли. Часто это необходимо в «интеллигентных» коллективах, где все стесняются взять инициативу в свои руки. Либо там, где люди работают вместе долгое время и боятся друг друга обидеть.

Конкуренция между лидерами

Но бывают ситуации, когда нехватки вожаков не наблюдается, а наоборот, каждый тянет одеяло на себя. Такое часто встречается там, где сотрудники молодого возраста, особенно если им надо конкурировать и проявлять агрессию каждый день, - менеджеры по продажам, торговые представители.

В этой ситуации тренер должен сделать так, чтобы они не мешали группе, выясняя отношения. Можно, например, провести упражнение, которое покажет, каковы реальные симпатии членов команды.

Пример 7

Упражнение «Живая социометрия»

Свернуть Показать

Тренер предлагает двум участникам, претендующим на первенство, выйти на середину круга и закрыть глаза. Остальным дается такая инструкция: «Пожалуйста, посмотрите на Елену и Василия и подумайте, с кем вы бы хотели быть в одной команде. Затем молча подойдите и встаньте рядом с этим человеком». Упражнение выполняется до тех пор, пока все участники не определятся со своими симпатиями. Затем тренер говорит лидерам: «Откройте, пожалуйста, глаза и посмотрите, кто на самом деле вас поддерживает».

После этого упражнения тот, кто получил меньше всего «голосов», обычно становится помощником лидера либо переходит в категорию ­исполнителей, то есть не пытается оспаривать главенство над группой.

В некоторых случаях приверженцев оказывается примерно поровну, но это тоже хорошо. Лидеры будут проявлять себя в разных упражнениях и ролевых играх, чтобы не мешать друг другу. При этом они будут знать, на кого могут опереться.

Саботажники

Как правило, в каждой группе есть люди, которые по ряду причин не хотят «быть как все». Они подвергают сомнению любые инициативы, критикуют тех, кто активно участвует в работе коллектива, в общем, ставят палки в колеса. Таким нужно давать отрицательную обратную связь. Они должны почувствовать, что именно по их вине срывается нормальная ­работа в группе. Тренер задает им следующую серию вопросов:

  1. Как вы думаете, какова была ваша роль?
  2. Что вы сделали для того, чтобы команда выполнила задание?

Как правило, «саботажники» начинают уходить от ответа. Они говорят: «Я просто шутил», «Да ведь это же все игра», «Я не всерьез» и т.д. В этом случае тренер описывает, как на самом деле вел себя участник. Например, так: «Во время выполнения задания вы высмеивали остальных, призывали “бросить заниматься ерундой”. Как вы думаете, помогало это команде или мешало?». Делая подобным образом, тренер преследует две цели:

Во-первых, участники тренинговой группы (в том числе и те, кто вел себя конструктивно) должны понять, что работа в команде - это не только радость от совместной работы в духе «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», но и большая ответственность. Личные амбиции и эмоции надо контролировать и помнить, прежде всего, о результате.

Во-вторых, тренер показывает лидеру (или лидерам), как надо себя вести с теми, кто тянет группу назад. При этом, конечно, не надо говорить: «Посмотрите, как правильно действовать». Лидер будет копировать ­поведение тренера неосознанно.

«Зайцы»

Еще одна категория, которая тормозит работу команды, - это так называемые «зайцы». Они ведут себя порой даже хуже, чем явные саботажники. «Зайцы» не вступают в конфронтацию, считают себя членами команды, но при этом ничего не делают. Они проявляют активность ровно настолько, чтобы их заметили. Чаще всего они выбирают для себя участок работы, не требующий особого напряжения. В обсуждениях ­участвуют, но не делают каких-либо полезных предложений.

Сам по себе они безвредны, но заражают пассивностью остальных . Если лидер команды или тренер не примут мер, то через некоторое время вся группа превратится в «болото». Потому тренер задает «зайцам» (кстати, это термин методический, не нужно так называть участников) такие вопросы:

  1. Что вы сделали для того, чтобы группа достигла целей?
  2. Какие личные цели вы преследовали, занимая пассивную позицию?

Как правило, участники осознают, что на самом деле они только состоят в команде, но ничего не дают взамен. Однако этого недостаточно. Необходимо дать толчок в правильном направлении:

  1. Что вы на самом деле могли сделать для команды?
  2. Какие ваши способности, знания или навыки помогли бы общему делу?
  3. Как вы собираетесь действовать дальше? Будете принимать более ­активное участие?
  4. Что вы будете делать для команды?

После того как тренер даст обратную связь по ролевым играм, этап проблематизации пройден. Следует помнить, что для некоторых участников вопросы ведущего могут носить психологически травмирующий эффект, поэтому к концу дня они будут выглядеть подавленно. Тем не менее волноваться не стоит. Чем более сильные впечатления останутся у участников, тем более сплоченной командой они станут позже. В отличие от чисто «навыковых» тренингов (продаж, переговоров), тренинг формирования команды более жесткий. Люди получают интенсивную личностную ­обратную связь, у многих открываются глаза на отношения в коллективе.

Мы продолжим рассказывать о тренинге формирования команды в следующем номере. Речь пойдет

Игры на командообразование

Собрано из различных источников

Прыжок

Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Время: 20 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

Упражнение «Паззлы»

Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.

Время: 10-15 минут.

Ресурсы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».

Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.

Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

Обсуждение: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

Упражнение «Кто быстрее?» Цель: сплочение коллектива. Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву;

птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время: 15 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Упражнение «Построение круга»

Время: 10 минут.

Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

Упражнение «Остров»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности.также можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы. По листу бумаги формата А3 на каждую подгруппу из 3-6 человек.
Время. 15-20 минут.
Размер группы. 12-20 человек.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3.
Тренер озвучивает инструкцию: «Перед вами остров.нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь – ваше дело. Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.

Упражнение Круг-треугольник-квадрат-спираль

Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.

Время: 20-30 минут.

Размер группы: 12-20 человек.

Описание.

1. Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.

2. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:

  • Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
  • Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
  • Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
  • Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:

  • Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.
  • Треугольник – что помогает достигать результатов.
  • Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
  • Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

«Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Время: 10 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!»

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»