Изображение фактуры. Инструкция по освещению для портретной съемки

Первым делом нужно выяснить, чего вы хотите достичь в своем снимке. Это важно, потому что только так вы сможете определить, какие методы необходимо использовать для того, чтобы получить задуманные кадры. Попробуйте собрать несколько примеров изображений, которым вы хотели бы подражать. А затем уделите некоторое время на их рассмотрение и изучите характер освещения.

Обратите внимание естественный это свет или студийный. Если второе, то в каком количестве и под каким углом по отношению к объекту его использовали? Такой анализ поможет вам определить то, что необходимо для вашей собственной работы и даст гораздо больше шансов на получение желаемого результата.


Естественный свет

Использование дневного света может быть очень хорошим вариантом для достижения более тонкого, четкого и естественного вида ваших портретов. Многие профессиональные фотографы любят использовать свет из окна для портретной съемки. Прибегая к этому методу, вы можете контролировать количество света с помощью жалюзи или шторы, а также изменять дальность и угол наклона в зависимости от конфигурации окна.

При работе на открытом воздухе, вы должны быть внимательны, чтобы правильно выбрать время суток для съемки. Предпочтительно избегать периодов, когда солнце находится высоко в небе. Тогда свет работает слишком ярко и резко. Лучше выберите время с утра пораньше или поздно вечером, когда свет утратит яркость и станет теплее. Это позволит вам избежать чрезмерного воздействия и сильных контрастов.

В случае необходимости, при работе с естественным светом можно использовать отражатель прямого света. Это позволит вам избежать тени на лице, так как вы можете направлять на него свет, отраженный из угла.


Студийный свет

Использование студийного освещения не должно быть сложной наукой. Для некоторых фотографов, которые всегда снимали при дневном свете, это может показаться сложной перспективой. Но следует отметить, что использование студийных установок для освещения дает очень много преимуществ. Поэтому желательно уделить некоторое время на ознакомление с премудростями искусственного света. Оно того стоит.

Основным преимуществом студийного освещения является то, что вы можете управлять светом, его силой и углом, под которым он направлен к вашему объекту. Это открывает море творческих возможностей, которые не доступны при использовании естественного света.

Для начала, можно взять один источник постоянного искусственного света. Поэкспериментируйте с его размещением по отношению к объекту съемки и посмотрите, как это повлияет на ваши снимки. Вы все равно сможете добиться довольно естественно выглядящих кадров, так как у вас всего один источник света, так же как и при солнечном свете. Только теперь у вас больше контроля и в этом очевидное преимущество.


Углы света

Как только ваш объекты успешно расположится, вы можете перейти к использованию передвижного света для того, чтобы получить желаемое освещение. Переносите его вокруг. Таким образом, вы активно управляете углом и количеством света проливаемого на объект.

Вы обнаружите, что, казалось бы, незначительные перемены приводят к существенным изменениям в снимке. Поэтому не начинайте с резких передвижений. Просто экспериментируйте, настраивая свет и делая пробные снимки. При этом объект съемки остается статичен. Двигается лишь освещение.


Несколько источников искусственного света

Как только вы почувствуете, что можете управлять одной студийной установкой, задумайтесь об использовании несколько более сложного набора, в который входят две лампы или еще больше. Здесь действительно много возможностей для расположения огней и все зависит от вашего воображения и от того, чего вы хотите достичь.


Тона

При портретной съемке, вы стремитесь к тому, чтобы изобразить объект в лучшем виде. Это означает, что вы стремитесь объединить основные черты и характер человека в одном кадре, что требует много навыков и, возможно, немного удачи.

Тем не менее, чтобы помочь себе, убедитесь, что вы не используете слишком много света, избыток которого делает лицо плоским. Важно иметь различные тона, продиктованные особенностями лица. Из-за переизбытка света вполне может исчезнуть характерная черта, и вы потеряете естественный интерес и глубину кадра.


Хорошие и плохие тени

При использовании мощных источников света легко может возникнуть отбрасывание теней на стенах и потолках. Это не всегда плохо. Вы можете делать это намеренно, чтобы использовать в кадре. Но они также могут добавлять излишнюю мрачность и угрюмость вашему снимку. Как правило, если вы не планируете тени, то их случайное появление будет не лучшим образом работать в кадре. Поэтому просто убедитесь в том, что вы их не создаете.


Ракурс камеры

После того как ваш объект занял выгодное положение, даже если смотреть на него действительно приятно, важно, чтобы вы не зацикливались на достигнутом. Изменяя угол освещения, не забудьте об использовании также различных ракурсов. Некоторые фотографы предпочитают использовать штатив, что абсолютно нормально, но если вы используете студийный свет, то имеете доступ к достаточно сильному освещению для того, чтобы снимать с рук. Съемка сверху, снизу, сбоку или над головой – все это будет изображать объект совершенно по-другому. Так что не бойтесь бродить вокруг него, чтобы выяснить, какие ракурсы лучше подходят для конкретной фотосессии.


Контакт с глазами

Одно из золотых правил портретной фотографии состоит в том, чтобы убедиться, что у вас есть контакт глазами или, по крайней мере, с одним глазом субъекта. Конечно, случаются очень удачные исключения из правил, но это скорее везение. А для того, чтобы создать сильную связь зрителя с объектом, вы должны убедиться, что в кадре виден хотя бы один глаз фотографируемого.

Объект не должен смотреть в камеру, но если вы используете студийный свет, то различные тени, тона и углы иногда отчасти скрадывают глаза и они могут быть видны не достаточно ясно.

Яркость - это свет, исходящий от площади поверхности, который при измерении должен восприниматься площадью шахты экспонометра без молочной насадки. При восприятии экспонометром-яркомером (или просто яркомером) общей яркости объекта в отличие от измерения освещенности не происходит суммирования отдельных элементов яркости, а измеряется некоторая средняя величина, зависящая от преобладания площади темных или светлых элементов объекта. При этом большую роль играет угол охвата яркомера и расстояние, с которого измеряется яркость. На рис.1 показаны схемы наиболее распространенных углов охвата яркомерами 60, 20 и 1º

Различие в углах зависит от конструкции прибора и типа фотоприемника.

Рис. 1. Схемы углов охвата яркости плоского объекта различными экспонометрами-яркомерами

При измерении яркости необходимо учитывать фактуру поверхностей. Яркость глянцевых поверхностей должна восприниматься яркомером по оптической оси объектива фотокамеры, поскольку коэффициент яркости таких поверхностей в направлении его наибольшего значения всегда больше единицы. Яркость матовых (диффузных) поверхностей может восприниматься с любых направлений. Если условия съемки не позволяют измерить яркость всего объекта в целом, то необходимо в месте сюжетно-важной детали объекта расположить и измерить яркость светло-серой детали с эталонной светлотой ρ=0,2, приблизив яркомер на требуемое по углу восприятия расстояние. Экспонометр-яркомер рассчитан на измерение яркости только средне-серой детали. Этим часто пренебрегают и расчет ведут по теням, светам или какой-либо темной и светлой детали объекта без знания ее конкретной светлоты. Такие методы определения экспозиции не соответствуют принципу работы калькулятора экспонометра-яркомера и всегда ведут к ошибкам.

Рис. 2. Схема, поясняющая зависимость показаний экспонометра-яркомера в значениях диафрагм при измерении яркости различных элементов объекта съемки

Особенно большие ошибки получают при доминирующей площади белого или черного в кадре.

На рис. 2 показана схема зависимости показаний яркомера от разной светлоты поверхностей. Условный объект выражен пятью светлотами, отличающимися друг от друга в два раза, и по местным яркостям определены пять различных диафрагм съемочного объектива от 2,8 до 11. С установкой в позицию 3 яркомер измеряет среднесерую деталь и расчет экспозиции дает правильную диафрагму 5,6 такую же, как и в позиции 6 при измерении общей (интегральной) яркости объекта. При расчете общей экспозиции не по общей яркости всего объекта в целом, как это предусмотрено калькулятором яркомера, а по яркости произвольно выбранной детали фотограф практически принимает эту деталь как бы за средне-серую с ρ = 0,2, т. е. ставит эту деталь в шкале тонов будущего позитива на положение средне-серого цвета. При этом все остальные детали объекта автоматически смещаются в тональном ряду в одну сторону. Например, при замере яркости белых фактур шкала тонов сдвигается к черному и негатив будет недодержан, а при замере яркости темных фактур - к белому и негатив передержан (рис. 3). Практически это получается следующим образом.

Рис. 3. Кривые плотности негативов, показывающие перемещение местных экспозиций (полей серой шкалы) по характеристической кривой фотопленки при расчете общекадровой экспозиции по замеру яркости поверхности: белой (а), средне-серой (б) и черной (в)

Если яркомер направлен шахтой на белую поверхность объекта с ρ=0,8, то стрелка гальванометра отклонится от номинального своего значения на два деления в сторону меньшей диафрагмы. На рис. 2 - от диафрагмы 5,6 к диафрагме 11. А при этой диафрагме, естественно, будет 4-кратная недодержка. Если яркомер направлен шахтой на черную деталь объекта с ρ=0,06, то стрелка прибора отклонится очень мало - на два деления в сторону большей диафрагмы, т. е. от диафрагмы 5,6 к диафрагме 2,8, при которой будет 4-кратная передержка относительно нормальной. Как видно на рис. 3 в первом случае пропадают детали в тенях, во втором - негатив получается забитым в светах. Если объект съемки освещен равномерно и не имеет значительных контрастов, то при определении съемочной экспозиции по интегральной яркости получаются относительно нормальные результаты. Если интервал яркости объекта и контраст освещения велики, то способ определения экспозиции по яркости не дает правильных результатов. В этом случае экспозиция должна быть получена замером освещенности, а возможность тоновоспроизведения яркостей объекта должна быть определена замерами яркости отдельных элементов при согласовании их с воспроизведением на характеристической кривой негативного материала. При натурных съемках с обычным экспонометром-яркомером фотограф часто бывает лишен такой возможности, а в интерьере он может добиться необходимого интервала яркости посредством регулирования различными источниками света освещенности отдельных участков объекта для достижения их необходимой яркости. При современном состоянии съемочной техники и достаточной светочувствительности фотоматериалов для фотографа всегда должно быть главным создание или выбор необходимого интервала яркостей объекта, способного воспроизводиться в требуемом интервале плотностей негатива и позитива, а затем определение необходимой экспозиции с выбором диафрагмы и выдержки. Определяя экспозицию по яркости, необходимо учитывать соотношение площадей светлот, распределенных на объекте в рамке кадра.

Характеристика объекта съемки для определения экспозиции по яркости.

Для определения точной экспозиции по яркости объект съемки должен иметь светлоты, среднее значение которых должно быть равно светлоте 20 % (ρ=0,2). Тогда показания экспонометра-яркомера будут соответствовать правильной экспозиции, соответствующей номинальной светочувствительности фотопленки при стандартной обработке. Такой объект выражен условным содержанием в себе примерно 8... 10 равных по площади тонов от белого до черного. Из этого следует, что реальный объект съемки должен иметь локальные светлоты площадью 1/8...1/10 площади кадра (или 12...10 %). Отклонение от этих значений при измерении экспозиции по яркости приводит к ошибкам - незначительным, когда локальная площадь отличается мало, и значительным, когда некоторые светлоты, отличные от 20 %, имеют доминирующую площадь над всеми другими. В объекте съемки (портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер, экстерьер и другие) по 12 % площади кадра примерно должны иметь следующие локальные светлоты: черные элементы - темные складки одежды и другие места, в которых свет поглощается и не отражается. В интерьере - это неподсвеченные черные места, в экстерьере - темные проемы открытых окон, подъездов домов и аналогичные им. Светлота таких элементов съемочного кадра соответствует светлоте черного бархата, всегда присутствует в обычном кадре (первое поле, серой шкалы, 1) и выражается в позитиве максимальной плотностью (черным тоном); серые элементы различной светлоты, из которых формируется основное изображение объекта. Эти элементы разнообразны и занимают в кадре площадь, равноценную 5...6 полям серой шкалы. К ним относятся и детали лица человека при съемке портрета, не считая ярких бликов и черных мест, не отражающих свет; белые элементы имеют светлоту 40...80 %. Их преобладание создает значительную ошибку в определении экспозиции. Высшие светлоты (80 %) всегда присутствуют в объекте, но могут иметь площадь в кадре и менее восьмой или десятой части кадра. При съемке необходимо следить за величиной этих площадей с целью корректировки экспозиции, определяемой по яркости. Это в основном яркое небо, белая одежда и бумага, белые стены зданий, снег. Особенно важно не превышать 10... 12 % площади кадра белого неба, которое в большинстве случаев имеет большую яркость, значительно превышающую яркость белых поверхностей объекта. Снег в кадре создает очень тяжелые условия съемки. Небо в кадре при съемке необходимо визуально анализировать и определять его площадь и яркость. Голубое небо опасности пересветки не представляет, яркость его меньше яркости белой бумаги примерно в два раза. Пасмурное небо различается примерно тремя состояниями: первым - яркостью темного дождевого неба пониженной интенсивности, равной, но в большинстве случаев меньше яркости белой бумаги; вторым - ярким небом, как самосветящимся источником относительно большой силы, которым создается значительная пересветка; третьим - небом из белых ярких облаков, отражающим свет Солнца и являющимся сильным источником света. Объект съемки с ярким небом в кадре всегда требует значительной корректировки при определении экспозиции. С применением экспонометра-яркомера необходимо следить, чтобы яркое небо не попадало в его угол восприятия или попадала бы его незначительная часть - 1...S % по площади шахты яркомера. Особенно удобно это осуществлять в камерах TTL, в видоискателе которых хорошо просматривается объект, и наклонением камеры вниз располагать небо в кадре до 12 % его площади в зависимости от его яркости и при этом определять экспозицию. Снежные пространства в кадре относятся в основном к зимним пейзажам с малым количеством черного и темного. Площадь снега в кадре занимает от 00 до 90 % и создает значительное светорассеяние в съемочной камере. В таких условиях съемки измерять экспозицию по яркости не следует, поскольку значительная ошибка не поддается точной корректировке. При съемке снежных пейзажей съемочную экспозицию следует определять по освещенности, затем корректировать ее значение в сторону уменьшения (или увеличения) и выбирать режим обработки негатива.

Соотношение светлот на объекте съемки и коррекция ошибок при определении экспозиции фотоэкспонометрами по яркости.

При съемке объекта его пластичность выявляется в основном яркостями темных деталей и их тенями. В экспонометрически правильно сформированном объекте распределение яркостей аналогично распределению светлот на серой шкале. Поэтому перед съемкой при световом анализе объекта следует мысленно сравнивать его светлоты и яркости с эталонной серой 8-польной шкалой. Отношение площадей светлот эталонного объекта- серой шкалы (пример эталонного соотношения). По эталонному объекту с равновеликими площадями светлот (рис. 4) видно, что 50 % площади шкалы занимают высшие средние яркости, интегральные значения которых в 16 раз больше интегральной яркости низших светлот, занимающих другую половину площади - 0,4:0,025=16.

Рис. 4. Серая шкала с разделением на темную и светлую части

Отсюда следует, что основными яркостями, определяющими экспозицию, являются высшие и средние яркости объекта съемки, поскольку среднее значение низших яркостей составляет 6 % от среднего значения высших яркостей - (0,025 * 100) : 0,4 = 6 %. Если пренебречь четырьмя полями низших светлот (50 % площади) и принять условно их отражение за нуль или отнести их к светлоте черного бархата, что практически одно и то же, то на светоприемник экспонометра-яркомера в угле его охвата будут действовать четыре поля высших яркостей, за исключением 6 % яркости низших (рис. 32). Тогда среднеарифметическое значение отражения всей площади шкалы будег несколько меньше эталонного с ρ = 0,2 и составит р = (0,8 + 0,4 + 0,2 + + 0,1 + 0 + 0 + 0 + 0): 8 = 0,187. Практически это значение можно округлить до ρ = 0,2, поскольку ошибка практически мало ощутима. Однако решающую роль играет не эта ошибка, а уменьшение угла охвата яркомером действующей яркости шкалы. С углом охвата экспонометра-яркомера тесно связана его светочувствительность. Она падает пропорционально квадрату уменьшения угла. На примере (рис. 5) угол охвата уменьшился в два раза, следовательно, светочувствительность яркомера уменьшилась в 22= 4 раза. Это значит, что стрелка гальванометра прибора не доходит до своего истинного значения на две ступени. Такое изменение показаний требует коррекции показаний экспонометра с поправкой экспозиции в сторону закрытия диафрагмы съемочной камеры на два деления. Приведенные условия измерения яркости характерны для съемки светлых предметов на черном фоне, когда предметы и фон в границах кадра приблизительно равноценны по площади. Например при измерении яркости такого объекта на калькуляторе яркомера определились следующие показания: диафрагма 5,6 при выдержке 1/60 с. Если бы в границах кадра был эталонный объект, го при выдержке 1/60 с диафрагма была бы равна 11. Налицо ошибка в две ступени. Число отверстия съемочного объектива следует считать на два деления больше, т. е. оно будет соответствовать диафрагме 11. Наличие в объекте одной высшей яркости на фоне низшей. Пример характерен для значительно уменьшенного угла восприятия экспонометра-яркомера. При наличии в серой шкале одного поля с ρ = 0,8 и остальных полей из черного бархата с ρ = 0,006 (рис. 6, а) получим ошибку, исключающую определение экспозиции по яркости. Интегральное значение такого ряда 10,8 + (0,006 * 7)1: 8 = 0,1. Значение ρ ср= 0,1 уже создает ошибку в одну ступень.

Рис. 5. Схема восприятия яркости объекта экспонометром-яркомером: полного набора яркостей при интервале яркостей 1: 128 и полном угле восприятия а (а) и одних светлых участков в пределах 50 % площади объекта при а/2 (б)

Рис. 6. Примеры объектов с различным соотношением светлот: а - белого на черном; б - без предельно белого; в - без черного; е - с преобладанием белого; д, е - при значительном преобладании белого тона

Однако в данном случае значительную ошибку вносит уменьшение угла охвата яркомера. Угол его восприятия уменьшился в восемь раз. Чувствительность прибора при этом упала в 82 = 64 раза, а ошибка с учетом ρ ср = 0,1 занизила показания в 64 * 2 = 128 раз. Стрелка прибора не будет отклоняться и применять яркомер в этом случае нельзя. Такие объекты, как правило, бывают на театральных сценах, где преобладают большие темные площади фона, на которых ярко выражено белое лицо актера.

Преобладание средних и темных участков объекта с исключением высшей яркости.

Из объекта исключена высшая яркость с р = 0,8 (рис. 6, б). Интегральная яркость его будет ρ ср = (0,006 + 0,012 + 0,025 + 0,05 + 0,1 + 0,2 + + 0,4 + 0,006) : 8 = 0,1. При измерении яркости такого объекта яркомером угол его восприятия изменяется незначительно или совсем не изменяется, чем можно пренебречь. Пренебречь же исключенной яркостью нельзя. Она в восемь раз светлее интегральной яркости оставшихся полей. Отсутствие высшей яркости создает ошибку при измерении в двухкратную величину: (Эталонный ряд светлот с ρ ср = 0,2)/(Укороченный ряд светлот с ρ ср = 0,1)=2 При измерении яркости такого укороченного светлотного ряда стрелка прибора не доходит до своего истинного положения на одну ступень, поэтому следует вносить поправку на одно деление. Для темных объектов существует правило: отверстие диафрагмы, полученное на экспонометре, следует уменьшить во столько раз, во сколько средняя яркость объекта отличается от объекта с ρ = 0,2, или во столько раз уменьшить выдержку. В данном примере надо уменьшить экспозицию на одну ступень.

Преобладание высших яркостей.

Существуют объекты съемки, состоящие из больших поверхностей с ρ = 0,8. Например белая бумага с черными надписями: чертежи, текстовой материал, машинописный текст, а также пейзажи с низким горизонтом и большими белыми облаками. В таких объектах белое поле с ρ = 0,8 занимает площадь порядка 80 %. На рис. 6, в на эталонном объекте установлены шесть полей с ρ = 0,8, а два оставшихся поля - с ρ = 0,025 (черная типографская краска). Интегральная яркость такого объекта ρ ср = [(0,8 X 6) + 0,025+ + 0,025] : 8 = 0,6. Это значение отличается от ρ=0,2 в 3 раза и требует изменения показаний экспонометра-яркомера на полторы ступени в сторону увеличения экспозиции. Если яркость объекта превышает яркость среднесерой поверхности с ρ = 0,2, то выполняют следующее правило: отверстие диафрагмы, полученное на экспоиометре-яркомере, увеличивают во столько раз, во сколько средняя яркость объекта превышает яркость объекта с р = 0,2, или во столько раз увеличивают выдержку, помня ступенчатость изменения величин. Однако данный пример с текстовыми или графическими объектами (фоторепродукция) относится к особым случаям фотографирования, при которых не следует увеличивать выдержку на три ступени (восемь раз), а только на одну или на две. Тогда в негативе черный шрифт или линии не проработаются, а белый фон получит достаточную плотность. Реальные объекты съемки с большими площадями высшей яркости. У таких объектов небо в кадре может занимать площадь от 10 до 80 % площади, а его яркость быть соизмеримой с яркостью белого поля с ρ = 0,8. В этой связи характерны четыре случая съемки. Первый случай. Небо занимает площадь не более 1/8...1/10 кадра (примерно 12,5 % как восьмое поле на серой шкале), что является нормальным при экспонометрических замерах по яркости с получением относительно оптимальных расчетных результатов. Второй случай. Небо занимает площадь 1/4 кадра. При измерении яркости возникает небольшая ошибка. Принимая небо на два самых ярких поля шкалы в совокупности с полем, имеющим ρ=0,8, можно составить следующее соотношение 33 г) Среднеарифметическое значение этого соотношения рР = [(0,8 X 3) + 0.1 +0,05 + 0,025 + 0,012 + 0,006] : 8 = 0,325. Измерение яркости такого объекта создает ошибку в 0,325:0,2 = = 1,6 раза и требует раскрытия отверстия диафрагмы на 0,5 деления шкалы, Третий случай. Небо занимает 3/4 площади кадра. Шкала яркостей такого объекта показана на рис-6. 3. Среднеарифметическое значение этого ряда рср = [(0,8 X 6) + 0,2 + 0,1] . 8 = 0,64. Ошибка измерения при этом составит 0,64:0,2 = 3,2 раза, что потребует коррекции и раскрытия диафрагмы на 1,5 деления шкалы. Рассмотренные случаи с соотношением яркостей объекта относятся также и к большим площадям водных пространств, иногда зеркально отражающих небо. Кроме ландшафтов со сплошной яркой облачностью фотографируют и ландшафты с синим небом в ясную погоду без облаков при Солнце. Яркость синего неба в зависимости от чистоты атмосферы и высоты Солнца над горизонтом бывает от 6000 до 15 000 асб. В кадре на фоне голубого неба может присутствовать ярко белая деталь, например, белый костюм человека или белый пароход на море, освещенная Солнцем и имеющая яркость 25 000 ... 40 000 асб. В этом случае голубое небо по яркости в кадре слабее белого костюма или белого парохода в 2...4 раза и не может приниматься в расчет как доминирующая яркость большой площади. Аналогично яркому небу в кадре могут присутствовать большие площади земли, покрытые свежевыпавшим снегом, обладающие очень большой яркостью. В этом случае при экспонометрических замерах экспозиции по яркости ошибка возрастает на значительную величину. Четвертый случай. Снежный покров занимает 3/4 площади кадра (рис. 6, е). Среднеарифметическое значение этого яркостного ряда ρ ср = [(0,9 X 6) + 0,1 + 0,05] : 8 = 0,7. Ошибка при определении экспозиции составит 0,7: 0,2 - 3,5 раза и потребует увеличения диафрагмы или выдержки до двух ступеней.

Восприятие яркостей объекта фотокамерами TTL.

Восприятие яркостей экспонометрическими устройствами (ЭУ) за съемочным объективом в различных фотокамерах неодинаково и зависит от конструкции ЭУ, типа и места размещения фотоприемника. Эти особенности создают неравномерное распределение светочувствительности встроенного ЭУ по площади наблюдаемого в окуляр фотокамеры кадра, от чего зависит точность измерений экспозиции по яркости. По площади восприятия яркостей (зоне восприятия) выделяют четыре вида светоизмерения: интегральное, локально-интегральное, точечное и многозональное (рис. 7, а - г). Согласно этому разделению, различают несколько групп ЭУ фотокамер TTL (рис. 7, д - л). Первая группа (рис. 7, д) -ЭУ с равномерным восприятием яркостей по всей площади кадра (интегральная яркость), аналогичным восприятию яркостей селеновыми фотоэкспонометрами (камеры «Хассельблад»; «Асахи Пентакс»: ES, Спотматик F, SP-1000; «Экзакта PTL -1000»; «Яшика-электро»). Вторая группа ЭУ (рис. 7, е) отличается от первой нечувствительными углами в рамке кадра (камеры «Киев-15», «Зенит-TTL», «Зенит-16», «Мамия-секор»). _ Третья группа ЭУ (рис. 7, ж) имеет зону восприятия яркостей в центральной части кадра (локально-интегральная яркость) с преимущественной чувствительностью в центре, спадающей к границам кадра (камеры «Практика». LTL, LLC, VLC; «Никон»: FTN, F2; «Канон»: TLB, ТХ; «Никкормат EL»).

Рис. 7. Типы экспонометрирования ЭУ по яркости объекта в рамке фотокадра: интегральное (а), локально-интегральное (б), точечное (в), многозональное (г) и схемы восприятия яркости (заштрихованная область) различными фотокамерами TTL (д - л)

Четвертая группа ЭУ (рис. 7, л) идентична третьей. Зона восприятия яркости объекта ограничена в поле видоискателя штриховой линией (камера «Пентакон-сикс TL»). Пятая группа ЭУ (рис. 7, и) имеет зону равномерного восприятия яркостей (локально-интегральную) примерно в нижних 2/3 или 3/4 площади кадра. Верхняя часть кадра, часто занимаемая ярким небом, к свету нечувствительна (камеры «Канон EF»-«Олимпус ОМ1»; «Контакс PTS»; «Минольта»: SPT ХК ХЕ-7). " ЛГУ> Шестая группа ЭУ (рис. 7, /с, л) имеет явно выраженную чувствительность в центральной части кадра в форме прямоугольника или круга. Угол восприятия при этом менее 10, а с применением объектива с фокусным расстоянием 300 мм - примерно 2°. Такая система ЭУ позволяет производить примерно точечный замер яркости и при угле восприятия менее 10° замерять яркость, например, сюжетно-важной детали - лица человека (камеры «Роллейфлекс SL66»; «Лейкафлекс»: SL, SL2; «Лейка»: М5, CL; «Канон»: Fl, FTB). Все варианты ЭУ камер TTL дают возможность фотографу приспособиться к приемлемому способу измерения экспозиции по яркости. При измерении системами TTL возможны значительные погрешности, возникающие при попадании света в окуляр видоискателя в момент отрыва глаза от камеры. Некоторые окуляры имеют шторку с управлением клавишей возле окуляра для его закрытия.

Определение экспозиции по яркости при съемке портрета.

Результаты будут получены правильными, если светлота лица портретируемого близка к 20%. При съемке темных и загорелых лиц светлотой ниже 20 и белых выше 20% требуется соответствующая корректировка полученных результатов измерений.

Рис. 8. Схемы правильного и неправильного положения экспонометра-яркомера при замере яркости лица в портретной съемке

Яркость замеряют с учетом угла восприятия шахты экспонометра-яркомера и соответствующего ему расстояния до измеряемой поверхности объекта. При направлении яркомера на лицо человека необходимо следить, чтобы область охвата прибора приходилась на светлую часть лица, не затрагивая поверхности головы, волос и одежды (рис. 8). Фон не должен попадать в зону видимости яркомера. При белом фоне в этой зоне будет получена недодержка, при черном - передержка, ведущая к потере деталей в темных и светлых частях портрета соответственно.

Определение экспозиции по яркости при съемке объекта с небом в кадре

Частый случай получения значительных ошибок при съемке пейзажей и портретов в пейзаже. Обычно, замеряя яркость объекта, фотограф держит экспонометр-яркомер на уровне груди с направлением оптической оси прибора горизонтально в сторону объекта (неправильно). При этом в область охвата яркомером попадает значительная часть неба (рис. 9). Свет неба, имея большую яркость, при попадании в шахту яркомера отклоняет стрелку гальванометра значительно больше номинального расчетного. При этом диафрагма по калькулятору прибора получается со значительным уменьшением отверстия. Устанавливая эту диафрагму в экспозиции при съемке, получают значительную недодержку. Для правильного показания экспонометр-яркомер следует наклонять шахтой вниз к земле таким образом, чтобы в зону его охвата вовсе не попадала или попадала бы очень малая часть неба (1/10 его часть). Наиболее удобно наблюдать за небом в кадре через окуляр в съемочных камерах TTL с замером яркости через объектив.

Рис. 9. Стилизованные схемы измерения яркости объекта съемки для определения экспозиции

Десять схем постановки света со стандартным набором из трёх осветителей Hensel.

Многие фотографы задают вопрос, как ставить свет в студии при съёмке портрета. Понимая, что без примеров учиться очень сложно, мы решили написать статью о фотосъёмке fashion.

Для того чтобы схемы можно было легко повторить в большинстве студий, мы использовали 3 моноблока Hensel 500 Integra.

И самые популярные светоформирующие насадки: октобокс 80 см, серебристый зонт 120 см, портретную тарелку, стандартные рефлекторы, стрипбоксы 60х120 см и 30х180 см (в идеале должны быть одинаковыми, но пришлось работать с тем, что есть).

Помимо этого, мы использовали отражающие панели и чёрные флаги.

Схема 1



В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.

Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.

Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон - только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.

Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.

Схема 2



Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.

При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.

В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.

Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.

Схема 3



Очень простая схема. В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Модель снималась в полный рост, и для контрового света мы использовали ростовой стрипбокс 30х180 см, который установили слева от модели. Этот стрипбокс удобен для съёмки моделей в полный рост.

В итоге мы получили ярко освещённую модель, выделяющуюся на тёмно-сером фоне.

Схема 4



Схема с одним источником света. Рисующий свет от нашего фаворита - моноблока с октобоксом. По бокам модели две широкие отражающие панели для заполнения светом.

Этого оказалось вполне достаточно для получения интересной фотографии.

Как видите, фон при этом освещён равномерно.

Почему я назвал октобокс фаворитом? Он мне всегда нравился - достаточно мягкий, почти как от зонта, но легко управляемый свет. И в зрачках модели не получается квадратного блика, в отличие от обычного софтбокса.

Схема 5



В данной схеме рисующим стал октобокс, контровой стрипбокс, отделённый от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон.

Чтобы получить на фоне градиент, мы поставили моноблок с рефлектором и сотами.

Светлое пятно на сером фоне оживило изображение.

При достаточной фантазии цветные фильтры, установленные на фоновом светильнике, добавят изображению желаемый эффект и превратят нежно-серый фон в цветной. Размер пятна легко отрегулировать с помощью установки сотовой решётки различной градусности.

Схема 6



В предыдущем кадре мы получили однородный тёмно-серый фон.

Добавив в кадр уже применяемый нами фоновый светильник со стандартным рефлектором и сотами, мы осветили фон и изменили настроение в кадре.

Этот пример лучше всего показывает, как любая схема может быть изменена и пополнена для достижения конкретной цели.

Схема 7



Фотосъёмка достаточно высокой модели в полный рост потребовала равномерного освещения от верхней до нижней границы кадра. Этого легко добиться, используя в качестве рисующего света осветитель с длинным стрипбоксом.

В качестве контрового света также использовался стрипбокс. По бокам модели установили чёрные светопоглощающие панели. Свет от источников попадал на модель, светопоглощающие панели исключали его бесконтрольное переотражение в кадре.

Схема 8



В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Контровой источник со стрипбоксом установили позади модели слева и достаточно высоко, чтобы подсветить причёску.

Такая схема постановки позволила нам чуть приглушить освещение фона и обрисовать модель контровым светом.

Схема 9



Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.

В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.

Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).

Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.

Схема 10



В качестве рисующего света мы использовали портретную тарелку. Чтобы получить более направленный пучок света, надели сотовую решётку.

По обеим сторонам от модели установили светопоглощающие панели, так называемые французские флаги. Модель в чёрной кожаной куртке, освещённая узким пучком света, получилась на абсолютно чёрном фоне.

Чтобы куртка не сливалась с фоном, мы осветили последний с помощью стандартного рефлектора.

Итоги

Завершая данный обзор, хочу сказать, что хорошие кадры можно сделать как с одним, так и с двумя источниками света, комбинируя их в соответствии с вашей фантазией. Использование же при съёмке трёх источников света практически делает ваши возможности безграничными. Не зря же многие известные компании, и в их числе Hensel, производящие и продающие осветительное оборудование, комплектуют наборы из трёх осветителей и светоформирующих насадок, упакованных в удобный фирменный кофр.

Бэкстейдж

Благодарности

Благодарим за техническую помощь в организации съёмки hensel-studio.ru , эксклюзивного дистрибьютора продукции Hensel в России.

Команда

  • Фотограф и стиль: Ира Бачинская, @irabachinskaya_photographer
  • Автор и технический специалист:

Основная проблема, часто встающая перед людьми, работающими в данном жанре - это несоответствие динамических диапазонов человеческого глаза и датчиков камеры, у которых он значительно ниже. Для получения качественного и реалистичного портрета, суммарная яркость кадра должна максимально соответствовать тому, что видит фотограф. В целом ситуация напоминает ту, когда с помощью объектива нужно передать стереоизображение, которое мы получаем в жизни, благодаря глазам.

Теоретически законы света одинаково работают везде, однако, когда дело доходит до освещения в фотографии, то основная наша цель заключается в увеличении динамического диапазона. Это достигается путем лучшего заполнения затемненных участков кадра и фиксации ключевого объекта фотосъемки одновременно в тени и на ярком свете (за исключением использования оригинальных схем освещения , реализуемых против всех правил фотографии для воплощения необычной творческой идеи).

Многие начинающие фотографы считают, что неукоснительное следование правилам фотографии не позволяет им в полной мере реализовать имеющиеся творческие идеи. Несомненно, эксперименты положительно влияют на портретную съемку, однако и правила были придуманы не просто так. Нередко фотографы, анализируя свои ошибки, начинают понимать, что не допустили бы их, если бы соблюдали базовые законы работы со светом. Поэтому, для проведения удачной портретной фотосъемки важно уметь различать смелый эксперимент и нелепую идею, не способную привести ни к чему выдающемуся.

Использование модификаторов света

Наибольшей популярностью среди портретистов пользуются софтбоксы и отражатели различных видов и размеров. Все остальные существующие приспособления для изменения характера и направления освещения также могут значительно улучшить качество фотосъемки при условии правильного их использования. Выбор конкретного модификатора света зависит, в первую очередь, от личных предпочтений фотографа, но также на него влияет ряд следующих критериев:


  • насколько большую площадь вы хотите осветить - тип и размер модификатора напрямую зависит от того, снимаете вы лицо крупным планом, или делаете ростовой портрет;

  • состояние кожи объекта фотосъемки - если ваша модель не имеет проблем с кожей, то освещение можно делать достаточно сильным, что позволяет добиться интересной игры света и тени. В случае фотосъемки пожилого человека или человека с проблемными кожными покровами к подбору световой схемы нужно подходить деликатно. Скрыть имеющиеся недостатки лучше всего поможет софтбокс, который позволяет получить мягкое освещение;

  • количество моделей - если вы снимаете групповой портрет и еще не видели будущих моделей вживую, то разумнее всего будет начать съемку с использования софтбокса. Это позволит избежать проблем с постобработкой фотографий, если у одной из моделей может оказаться проблемная кожа.

Тем, кто хочет снимать по-настоящему качественные портреты, необходимо научиться читать схемы света на чужих работах, различать форму бликов в глазах модели, степень жесткости освещения, а главное - понимать, с помощью использования каких модификаторов был получен тот или иной эффект.

Использование портретной тарелки

Для получения этого фотоснимка была использована . Серебряный отражатель позволил заполнить глубокие тени под носом и подбородком модели. Ее кожа была практически безупречна, а после работы визажиста стала идеальной. Благодаря этому использование сильного света было вполне приемлемым в данной ситуации. Если вы никогда не снимали с портретной тарелкой, то самое время попробовать сделать это. Несмотря на свою простоту, этот аксессуар способен поменять очень многое в кадре в лучшую сторону.

Использование софтбокса

Следующие две фотографии были получены при использовании такой же световой схемы, как и на предыдущем снимке, но в качестве основного источника освещения использовался большой софтбокс . В фотосессии участвовало более десяти моделей, и было решено использовать именно такой модификатор света. Это позволило одинаково выгодно показать прически и лица всех участниц, избежать возможных сложностей с проблемной кожей кого-то из девушек.

Если у вас нет опыта использования портретной тарелки и софтбокса, вы можете и не заметить, в чем отличие этих фотографий от предыдущего снимка. Эта граница достаточно тонкая, но чем больше вы будете снимать, тем легче вам будет ее замечать.

Как правило, опытный фотограф легко определяет, какой модификатор света был использован для получения той или иной фотографии, и возможно ли в имеющейся ситуации добиться лучших результатов. Это умение помогает правильно настраивать освещение и не допускать ошибок самому. Для начала учитесь определять глубину и степень жесткости теней под носом и подбородком модели. Так вам будет легче определиться с тем, какой модификатор света лучше выбрать.

Применение серебряного отражателя

Широкую популярность среди фотографов-портретистов получил серебряный отражатель . Он практически не изменяет оттенков света, при этом делает его прямым и жестким. Грамотная регулировка мощности источника освещения и правильное расположение рефлектора относительно модели и фона позволяет получить отличные результаты.

Если у вас под рукой нет серебряного отражателя, его можно быстро сделать из кухонной фольги, наклеенной на плотный картон с помощью двухстороннего пластыря. Если вы на автомобиле, то в качестве рефлектора также можно использовать светозащитный серебряный козырек. Применение даже столь простых и дешевых самодельных приспособлений принесут на порядок больше пользы во время проведения портретной фотосъемки.

Если у вас все же нет возможности использовать отражатель, направляйте вспышку в белую стену, потолок или любую светлую поверхность позади себя. Это же актуально для помещения, которое имеет неподходящую окраску или большую площадь, на которую не хватает мощности вашего освещения. Следующие два изображения наглядно показывают разницу в динамическом диапазоне снимков, снятых без отражателя, и с его использованием.

Использование цветных фильтров

Интересные результаты в портретной фотосъемке можно получить, когда используются цветные гелевые фильтры . Они могут значительно снижать мощность вспышки на выходе, поэтому при покупке этого аксессуара необходимо ориентироваться в первую очередь на мощность имеющегося оборудования. При использовании цветных фильтров контролируйте температуру вспышки. Мощные устройства могут повредить материал аксессуара при сильном нагреве.

Этот снимок, который вы видите, был получен с использованием оранжевого и голубого фильтров, установленных на вспышках, которые находились позади модели.

Применение других модификаторов света

Несмотря на то, что другие модификаторы света получили меньшую популярность в портретной съемке, они тоже могут принести много пользы при умелом их применении.

Например, для получения этой фотографии был использован двухметровый октобокс. Применение настолько большого источника света позволило дать модели максимально много свободы в движениях.

В своей работе портретисты время от времени используют фотографические зонты . Характер света на них несколько отличается от того, который получается при использовании софтбокса или портретной тарелки. Хотя зонт зачастую не способен дать освещение профессионального уровня, но его функциональности хватает для решения многих задач, а компактные габариты и легкий вес делают это приспособление незаменимым помощником при работе на выезде.

Использование люксметра

От профессионалов нередко можно услышать, что люксметр необходим только аматорам. Эта точка зрения достаточно спорная. Несомненно, в большинстве случаев фотографу действительно проще и полезнее определять освещенность сцены визуально - это позволяет получить незаменимый опыт и необходимые навыки. Но нередко возникают ситуации, когда настроить вспышку нужно очень быстро, или же фотограф работает с арендованным оборудованием, к которому не привык. В таком случае люксметр окажет неоценимую помощь, так что не стоит списывать этот полезнейший прибор со счетов.

Конечно, существует еще множество модификаторов света, которые не получили столь широкого распространения в портретной съемке, а их использование зависит, в первую очередь, от индивидуальных предпочтений каждого фотографа. Если вы в совершенстве овладеете теми светомоделирующими приспособлениями, которые описаны выше, вам гораздо проще будет получать отличные портреты.

И напоследок маленький экзамен для фотографов. Попытайтесь определить, какие модификаторы света использовались для получения этого снимка.

При съемке портрета в помещении или на натуре используют различные виды света: рисующий и заполняющий, а также моделирующий, контровой и фоновый. Изобразительные возможности расширяются, если применяют дополнительные осветительные приборы или светоотражатели. Используя эти виды света, создают тональный или светотеневой рисунок, с помощью которых выявляют не только характерные черты лица, но и цветовые сочетания.

Задачи портретного освещения можно определить следующим образом. Во-первых, оно должно выявлять цветные оттенки и цветовые контрасты. Во-вторых, создавать единый колорит с использованием светлой или темной тональности. В-третьих, цветовые сочетания в светах и тенях должны подчеркивать объемную форму лица.

При подготовке к портретной съемке прежде всего необходимо выбрать направление рисующего света. При съемке в помещениях с естественным освещением фотографируемого человека приходится усаживать так, чтобы найти соответствующее его положение по отношению к окну. В этом случае получается наиболее выразительный светотеневой рисунок.

При съемке в помещении с электрическим освещением, наоборот, меняют расположение источника света и фотоаппарата. Таким образом, на первом этапе съемочного процесса должно быть найдено как положение фотографируемого человека, так и направление съемки по отношению к рисующему свету. После этого уточняют позу, поворот корпуса и наклон головы. Одновременно выбирают точку съемки и определяют тем самым масштаб изображения и ракурс.

При поиске наилучшей композиции портрета приходится учитывать множество других факторов, в том числе возможность дополнительной подсветки теней, размещение предметов на фоне и их освещение.

Элементы освещения. Портретное освещение характеризуется: ключевой яркостью изображения, светотеневыми и цветотеневыми контрастами, а также резкостью границы теней, определяющей пластичность освещения.

Ключевая яркость - это наибольшая яркость какой- либо части лица. Ключевую яркость используют в некоторых случаях для выбора оптимальной экспозиции.

Светотеневой контраст определяется отношением яркости наиболее освещенного участка лица к яркости затененного участка, т. е. отношением ключевой яркости к минимальной яркости лица.

При съемке светотеневой контраст оценивают зрительно, и на основе этой оценки регулируют интенсивность рисующего света по сравнению с заполняющим, а также интенсивность моделирующего света по сравнению с рисующим.

Цветотеневой контраст - это разница цветов на яркоосвещенных и на затененных участках лица, определяемая цветностью освещения этих участков. Соотношение цветности в светах и тенях регулируют с помощью цветной подсветки теней, а также применением зонально окрашенных сеток или светофильтров, устанавливаемых перед источником рисующего света. Наибольший цветовой контраст достигается в том случае, если источники света создают в тенях и светах оттенки дополнительных цветов. Например, если в осветительном приборе, создающем заполняющий свет, установлены лампы накаливания, а рисующий свет создается электронным импульсным источником, то света получаются с голубоватым оттенком, а тени - красно-коричневыми.

Пластичность освещения помогает выявить объемные формы лица фотографируемого человека. Пластичность освещения усиливается при увеличении протяженности светотеневых переходов и снижении резкости границы тени. Протяженность светотени меняется в зависимости от расположения источника света и площади светящейся поверхности. Чем ближе находится источник света к фотографируемому человеку, тем больше разница в освещении разноудаленных участков лица и тем больше протяженность светотеневых переходов.

Резкость границы светотени с увеличением площади светящейся поверхности уменьшается. Если границы теней на лице от носа, надбровных дуг и подбородка получаются не резкими, портрет выглядит более объемным, пластичным. Резкая граница светотени, например от носа, выглядит неестественно, поэтому ее следует по возможности избегать. Чтобы создать большую по площади светящуюся поверхность, перед осветительными приборами устанавливают светорассеивающие сетки или используют рефлекторы большого размера.

Тональное и светотеневое освещение. Когда рисующий свет направлен по линии съемки от фотоаппарата, освещение называют тональным. Если же источник света смещен относительно линии съемки, образуется светотеневое освещение. Изменение направления освещения влияет не только на контраст и световую тональность снимка, но и на его колорит.

При тональном освещении изображение получается в светлой тональности (ил. 45,а). При этом колорит определяется локальными цветами, т. е. окраской изображаемых предметов.

При светотеневом освещении, когда источник света удален от линии съемки (ил. 45,6), снимок получается в более темной тональности, при боковом и верхнем освещении (ил. 45,в и г) - в еще более темной тональности.

При тональном освещении световой рисунок, контраст контуров регулируют удалением или приближением источника света к лицу фотографируемого человека.

На ил. 46,а показано, что при расположении источника света около фотоаппарата тональный переход получается достаточно протяженным. С удалением источника от лица протяженность светотонального перехода уменьшается, освещение становится более плоским (ил. 46, 6). Если же источник расположен близко к лицу, разница в освещенности близких и удаленных участков, наоборот, возрастает и соответственно увеличивается тональный контраст контуров (ил. 44,в).

Цветовые соотношения на лице лучше выявляются при переднем освещении. В то же время для передачи объемности, пластичности формы лица предпочтительнее передне-боковое, нормальное освещение с применением источников с большой площадью светящейся поверхности.

При портретных съемках наиболее часто применяют светотеневое передне-боковое освещение. Причем наиболее выразительным считается нормальное портретное освещение. Оно достигается, когда рисующий свет падает спереди и сверху под углом 45° к направлению съемки (ил. 45,6). Если лицо человека обращено по направлению к источнику света, то получают портрет в более светлых тонах. Если же лицо обращено в противоположную сторону, то одна сторона его получается более темной и весь портрет в более темной тональности.

Контраст светотени меняется от уровня подсветки и площади светящейся поверхности источника рисующего света.

Чем больше площадь светящейся поверхности, тем меньше контраст светотени (ил. 47, а, 6, в) и больше протяженность светотени (см. ил. 28).

Портреты, выполненные при светотеневом освещении, различают не только по контрасту, но и по цветотеневым соотношениям.

Различают два типа цветотеневого освещения, обусловленного цветностью рисующего света и цветностью подсветки. Если рисующий свет сине-голубой, то и цвет лица получается холодным, с бледно-голубыми оттенками, а тени - теплыми, с красно-коричневыми оттенками (см. ил. 28). Если рисующий свет желтый, как прямой солнечный свет, то и цвета получаются теплыми, с желтым оттенком, а тени-холодными, как при освещении рассеянным синим светом небосвода.

Цветность освещения влияет не только на цветотеневые соотношения, но и на цветность всего снимка в целом. Если при съемке преобладает теплый заполняющий свет, портрет получается в теплой тональности. Если же преобладает заполняющий голубой свет, снимок получается в холодной тональности. Если тени подсвечены более теплым светом по сравнению с рисующим, то на снимке при повороте лица к источнику рисующего света (а) преобладают в тенях теплые тона. При повороте в противоположную сторону большая часть лица освещена холодным рисующим светом (б). Когда подсветка осуществляется более холодным голубоватым светом, а рисующий направленный свет имеет теплый цветовой тон, получается иной эффект, а именно: если лицо обращено к источнику рисующего света, большую часть в снимке занимает затененный участок лица и соответственно преобладают холодные тона (в). Если же лицо обращено в противоположную сторону, снимок получается более светлым и в нем преобладают теплые тона (г). Таким образом, при цветотеневом освещении изменением поворота лица удается менять колорит портретного изображения.

На ил. 48 показано, как меняется преобладающий цветовой тон при смешанном цветном освещении в зависимости от поворота лица к источнику рисующего света. Если тени подсвечены более теплым светом по сравнению с рисующим, то на снимке при повороте лица к источнику рисующего света (а) преобладают в тенях теплые тона. При повороте в противоположную сторону большая часть лица освещена холодным рисующим светом (б). Когда подсветка осуществляется более холодным голубоватым светом, а рисующий направленный свет имеет теплый цветовой тон, получается иной эффект, а именно: если лицо обращено к источнику рисующего света, большую часть в снимке занимает затененный участок лица и соответственно преобладают холодные тона (в). Если же лицо обращено в противоположную сторону, снимок получается более светлым и в нем преобладают теплые тона (г). Таким образом, при цветотеневом освещении изменением поворота лица удается менять колорит портретного изображения.

В каждом конкретном случае при портретных съемках требуется установить, какой тип цветотеневого освещения наиболее подходит к фотографируемому лицу, какими - теплыми или холодными - должны быть тени. Соответственно меняют цветность рисующего и дополнительного, моделирующего света. При съемке с естественным дневным освещением изменение соотношения цветов в светах и тенях достигают применением цветных светоотражающих экранов, а при электрическом освещении - использованием источников с разноокрашенными лампами и светорассеивающими сетками и осветительными светофильтрами.

Хотя освещение и влияет на цветовой тон изображения, тем не менее колорит портрета в основном определяется цветом волос, костюма и деталей фона. Цвета костюма и фона, так же как и цвет светотеневого освещения, выбирают применительно к каждому конкретному лицу в соответствии с намеченным цветовым решением снимка. Рассмотрим сначала, как выбирается естественное и электрическое освещение при съемке портретов в помещениях, а затем на натуре.

Естественное освещение в помещениях. При съемках в помещениях рисующим является дневной свет (ил. 49, 1), проникающий из окон. Этим естественным светом создается основной светотеневой рисунок на лице и фигуре фотографируемого человека. В большинстве случаев этим же светом освещается задний план (2), который образует фон портретного снимка. Чем больше площадь окна и чем ближе расположен к нему человек, тем менее контрастной получается светотень и менее резкой граница светотени.

Светотеневой контраст заметно меняется, если в помещение проникает прямой солнечный свет (3). Когда он попадает на подоконник, пол или стену, то количество заполняющего света увеличивается и контраст светотени уменьшается, подсветка теней и заднего плана усиливается. В этих случаях появляется возможность в больших пределах изменять направление съемки и поворот лица без применения дополнительной подсветки.

Если же в помещение не попадает прямой солнечный свет, то снимки получаются в более темной тональности. Подсветку теней на лице и фигуре, так же как и высвечивание фона, осуществляют светоотражающими экранами, покрытыми серебристой или цветной фольгой, или просто листами светлой бумаги (4). Если рядом с фотографируемым человеком находится стол, то для подсветки теней он должен быть покрыт белой скатертью или листом белой бумаги (5).

На ил. 50 приведены схемы вариантов расположения фотографируемого человека и фотоаппарата при съемке в помещении с одним окном. Пунктиром показаны те изменения точки съемки и расположения человека по отношению к окну, при которых светотеневое соотношение не является чрезмерно контрастным и снимать можно без дополнительной подсветки.

Светотеневой рисунок и затененность большей или меньшей части лица меняется от направления съемки по отношению к источнику рисующего света, падающего из окна. Чем больше отличается направление съемки от направления рисующего света, тем больше получается затененным лицо. Когда из окна свет падает на лицо под углом 45° к направлению съемки, получается нормальное передне-боковое освещение. Когда свет от окна падает под прямым углом к линии съемки, освещение становится более контрастным. При дальнейшем изменении направления рисующего света, когда освещение становится задне-боковым, затененной оказывается большая часть лица. В этих случаях необходимы дополнительная подсветка теней и увеличение заполняющего света.

Схема а на рис. 50 соответствует расположению человека прямо против окна. В этом случае направление съемки может изменяться на 45° в одну и в другую сторону без применения подсветки. Оптимальная точка съемки - у края окна. Если в окно падает прямой солнечный свет, который отражается от пола во все стороны, появляется возможность в более широком пределе изменять направление съемки и поворот лица также без применения подсветки. Если с помощью светорассеивающих экранов прямой солнечный свет направить в глубь комнаты, снимать можно с боковым освещением (ил. 50, б, в, г). Экраны располагают ближе к окну, чтобы отраженный свет падал на лицо не под прямым углом к линии съемки, а несколько меньшим.

Схема б соответствует светотеневому освещению, при котором контраст теней усиливается.

На схемах в г показаны варианты бокового и задне-бокового освещения. При таком расположении фотоаппарата к источнику света для подсветки теней применяют два светоотражающих экрана.

При съемке в помещении с двумя окнами зона допустимого перемещения человека и фотоаппарата существенно расширяется (ил. 51). Если фотоаппарат расположен между окнами, то фотографируемому человеку можно перемещаться как по радиусу (в) в любом направлении, так и параллельно окнам (б).

На схемах, приведенных на ил. 51, в и г, показано, что при съемке в комнате с двумя окнами, расположенными под углом, зоны допустимого расположения фотоаппарата и фотографируемого человека еще более расширяются. Причем в этих случаях возможно не только радиальное и параллельное перемещение человека по отношению к фотоаппарату, но и в глубину комнаты под прямым углом.

Цветная портретная съемка с электрическим освещением. В тех случаях, когда в помещении имеются осветительные приборы с достаточно мощными лампами накаливания, для съемки портретов используют пленку типа ЛН. Когда в распоряжении фотографа имеются электронные импульсные лампы, портреты снимают на пленку типа ДС.

При цветных съемках используют те же осветительные приборы направленного и рассеянного света, которые применяют при черно-белых съемках (ил. 52). Поскольку при цветных съемках лучшие результаты получаются при менее контрастном освещении, то предпочтительными являются приборы с рефлекторами большого размера или же перед осветительными приборами устанавливают рассеивающие сетки или матированные прозрачные пластмассовые экраны.

Поиск наилучшего портретного освещения при наличии осветительных приборов с лампами накаливания начинают с выбора положения источника рисующего света 1 по отношению к выбранному направлению съемки. Затем выбирают высоту расположения этого источника и угол, под которым сверху освещается лицо фотографируемого человека. Регулируют интенсивность рисующего света до достижения заданной ключевой яркости и одновременно расширяют площадь светящейся поверхности светорассеивающей сетки, экрана или рефлектора. Источник 2 используют для подсветки теней. Его располагают ближе или дальше от лица фотографируемого человека. Источник 3 применяют для создания контрового или задне-бокового бликующего света. Заполняющий свет образуется этими же источниками или дополнительными.

При использовании одного источника света, когда его размещают около фотоаппарата (ил. 53,а), изображение получается плоским с узким тональным контуром. Если же применять второй источник света и цветные экраны, то Даже при тональном освещении (ил. 53,6 и в) удается получить пластичное, более объемное изображение. Использование разноцветных источников света позволяет менять цветовой строй снимка за счет образования цветных бликов и окраски тонального контура. Чем ближе расположен второй источник света к лицу фотографируемого человека, тем более широким получается окрашенный тональный контур.

Еще более объемным становится изображение при светотеневом освещении, когда электронно-импульсная лампа, создающая рисующий свет, расположена в стороне от фотоаппарата.

Схема г - пример нормального светотеневого освещения, когда рисующий свет создается источником, имеющим сравнительно небольшой рефлектор. Чтобы сделать собственную тень на лице менее резкой, более размытой, перед источником рисующего света, как показано на схеме д, устанавливают светорассеивающую сетку. Схема е относится к случаю, когда с помощью второго источника света создают цветную подсветку лампами накаливания.

На схемах ж, з, и показаны варианты светотеневого освещения, отличающиеся между собой направлением рисующего света: ж-пример прямого верхнего освещения; з-бокового освещения; и-задне-бокового освещения. При задне-боковом и прямом верхнем освещении рисующий свет падает на лицо примерно под углом 45° к горизонтали. При боковом освещении источник рисующего света располагают, как правило, на одной высоте с лицом.

При передне-боковом освещении, когда направление рисующего света отклоняется от линии съемки более чем на 60°, а лицо обращено к источнику света, большая часть лица оказывается затененной, изображение получается в темных тонах.

При верхнем переднем освещении представляется возможным в больших пределах изменять поворот лица без изменения тональности освещения. Однако чтобы тени не оказались излишне темными, требуется интенсивная их подсветка от фотоаппарата.

Для усиления светлой тональности на плечах и волосах фотографируемого человека создают светящиеся ореолы с помощью источника заднего и верхнего контрового света. Чтобы усилить блики и ореолы, перед объективом устанавливают светорассеивающие сетки или диффузоры.

Тональность изображения меняется не только от типа применяемого освещения, но и от экспонирования. Цветовой контраст деталей в тенях изображения при сильном уменьшении экспозиции снижается, и снимки получаются в темной тональности. При сильном увеличении экспозиции, напротив, снижается контрастность изображения в светах, и снимки получаются в светлой тональности.

Установив перед объективом цветные светоотражающие сетки красного или розового цвета, можно усилить теплые тона, если же использовать сетки зелено-голубых тонов, то на изображении усиливаются холодные тона.

Правила светотеневого освещения. Мастерство освещения заключается в выявлении характерных черт лица, в создании задуманной тональности и колорита. Причем выбор того или иного освещения не должен вызывать нежелательных эффектов, например двойных теней, появляющихся от одинаковых по яркости источников света.

Чтобы получить снимки без грубых ошибок и выявить желаемые черты лица, следует придерживаться некоторых правил.

При съемке портрета сначала выбирают участок лица, который должен быть наиболее ярко освещен. Источник рисующего света перемещают до тех пор, пока не будет наиболее ярко освещен овал лица или участок, близкий к глазам. Таким образом создается световой ключ.

Затем находят такое положение источника моделирующего света, при котором не возникает двойных теней от носа. Чтобы нос не получился излишне широким, источник света располагают недалеко от фотоаппарата, чаще всего по другую сторону от источника рисующего света.

Выявление характерных черт лица зависит прежде всего от того, под каким углом сверху падает на лицо рисующий свет. С увеличением высоты расположения источника света тени в глазных впадинах углубляются, тень от носа становится удлиненной. Поворот лица к источнику рисующего света выбирают обычно таким, чтобы тень от носа, глубокая и резкая, не достигала верхней губы и не пересекала линию губ. Вместе с тем, если длинная тень от носа пересекает лишь один угол рта и соединяется с затененной частью скулы, она воспринимается вполне естественно.

При низком расположении источника рисующего света образуется короткая тень. Широкая и короткая тень от носа, если она контрастная и границы ее резки, создает впечатление расширенного носа. Делая границы тени более мягкими, можно достичь того, что нос будет казаться на снимке более коротким и не расширенным.

Особое внимание при портретной съемке уделяют освещению глаз. Нередко можно видеть снимки, в которых выразительно изображены линии носа, овала лица и других деталей. Однако портрет оказывается неинтересным, потому что не выделены глаза, не видны белки глаз и зрачки.

В цветной фотографии такие "слепые" портреты получаются при съемках с искусственным электрическим освещением, когда на фотографируемого человека падает прямой поток направленного света. Чтобы глаза на портрете достаточно ясно выделялись, необходимо использовать верхний свет, который образует мягкие тени под глазными впадинами, а перед фотографируемым человеком следует размещать экран, от которого отраженный свет создает блики на белках глаз и соответственно выделяет темные зрачки (ил. 54).

Таким образом, при смешанном портретном освещении, когда подсветка осуществляется другим по цветности светом, появляется возможность выделять цвет глаз. Например, синим отраженным светом удается подчеркнуть синеву радужной оболочки и белизну белков.

Изменяя высоту расположения источника света и регулируя светорассеивающей сеткой площадь светящейся поверхности, можно для каждого типа лица подобрать требуемое светотеневое освещение. Одновременно применяют затенители. При верхнем освещении с их помощью затеняют волосы и часть лба, а при нижнем - часть корпуса и руки.

Особое внимание уделяют освещению волос. Сложная прическа всегда более заметна на снимке, чем в повседневной жизни, даже если фотограф специально затенит ее. Желательно, чтобы прическа была как можно проще, но волосы перед съемкой должны быть тщательно причесаны. Освещение должно выделять и подчеркивать линию прически и блеск волос. Для этого используют дополнительные источники, создающие верхнее или задне-боковое бликующее освещение. Верхний свет позволяет создать светящийся ореол вокруг головы, а задне-боковой свет - подчеркнуть бликами линию и блеск волос. Интенсивность рисующего света при задне-боковом бликующем освещении ослабляется с помощью затенителей или светорассеивающих сеток, частично перекрывающих световой пучок.

Контровое рисующее освещение используют также при съемке портретов в профиль. Снимки выполняют в темной тональности. Для выявления деталей в тенях применяют дополнительную подсветку от фотоаппарата.

Эффектное освещение. Различные источники света, такие, как лампа под абажуром, керосиновая лампа, зажженная свеча, свет от камина или печи, включенные в композицию кадра, создают эффектное освещение. Портреты при этом получаются в темной тональности. Для эффектного освещения характерна разница в цветности источника света и цветовой тональности всего изображения. Эта разница создается с помощью разноцветных осветительных светофильтров.

Интервал яркостей, который может быть получен на цветном изображении, почти всегда меньше интервала яркостей реального эффектного освещения. Поэтому приходится уменьшать светотеневые контрасты. В этом случае снижается контрастность деталей в тенях объекта, реже - в средних яркостях. Снижение светотеневого контраста зависит от экспозиции. Для естественного изображения эффектного освещения и создания соответствующего колорита необходимо снижать экспозицию настолько, чтобы уменьшение контраста в тенях соответствовало зрительному восприятию.

Если внимательно посмотреть на детали лица человека, находящегося в непосредственной близости к источнику света, можно заметить градацию тонов в тенях, а также детали самого источника света. При внимательном рассмотрении даже глубокие тени воспринимаются "прозрачными". Учитывая это явление, фотограф в процессе съемки должен перераспределять освещение так, чтобы привлечь внимание на детали лица и уменьшить яркость источника света, включенного в кадр.

Например, если при съемке портрета в кадр включена какая-либо лампа или фонарь, яркость их должна быть значительно понижена в сравнении с яркостью лица. Это же самое относится и к яркости всего фона и близлежащих яркоосвещенных участков фона. Самая глубокая тень, если она занимает на втором или третьем плане значительный по площади участок, тоже не должна быть темнее самых темных деталей на первом плане. Это требование прозрачности теней и затенения источников света относится прежде всего к эффектному освещению "под ночь", "под вечер" и т. д.

Интересные результаты получаются также при съемке портретов на фоне окна, затянутого прозрачными шторами. Подсветка таких штор естественным дневным светом позволяет снизить контраст оконных переплетов с пейзажем за окном. Основной рисунок при этом создается электрическим источником света. Если подсвечивать штору дополнительно, эффект объединения цветных деталей на фоне может быть усилен.

Примеры портретной съемки. Поясной портрет артистки театра и кино Елены Прокловой (ил. 55) выполнен в светлой тональности. Мягкое светотональное освещение хорошо выявляет глаза актрисы, платье, украшения. Но контрастирующим элементом композиции является черный кот, расположившийся на плече актрисы. Удачно выбрана поза, поворот головы артистки. Она смотрит на нас анфас, хотя плечо выдвинуто в сторону фотоаппарата. Только едва уловимая тень на стене указывает, что был использован источник рисующего света. В этом снимке отчетливо выявлено все то, что говорилось о цветовых контрастах.

Портрет киноактрисы Валентины Теличкиной (ил. 56) тоже поясной, но выполнен в темной тональности и в живописной манере. Здесь белое платье актрисы контрастирует не только с красной цветастой шалью, которой покрыто кресло, но и с темным шкафом. Светлые волосы актрисы как бы сливаются с цветом дерева. Освещение лица светотональное, как и в предыдущем портрете. Здесь нет отчетливо выраженных теней ни на лице, ни на платье.

Эти два портрета показывают, какие творческие возможности таит в себе использование светотонального освещения с применением электрических источников.

Портрет народной артистки СССР Людмилы Гурченко (ил. 57) выполнен с использованием верхнего контрового света, который хорошо освещает ее волосы и отделяет фигуру от фона. Подсвечник со свечой и резная декоративная ваза создают дополнительные рефлексы и блики на лице актрисы.

Наконец, портрет народного артиста СССР Андрея Попова (ил. 58) выполнен в довольно сложной технике - двойной экспозиции. Портрет оригинален тем, что снята только голова в светотональном ключе, что позволило хорошо выявить светом глаза, фактуру лица и волосы, подернутые сединой. Когда же портрет был готов, фотограф синим фломастером выделил лицо, что создало контрастирующий фон и усилило воздействие на зрителя. Этот прием не новый. Еще в 20-30-х годах известного фотомастера М. Наппельбаума укоряли за вмешательство кисти в негатив. Он наносил мазки на негатив и на отпечатках появлялись световые блики, которые оживляли портрет.

Съемка портретов на натуре. При фотографировании портретов на натуре в солнечную погоду прежде всего необходимо выбрать место съемки и направление освещения, чтобы свет не слепил глаза и светотень не получалась бы слишком контрастной. Для этого подбирают несколько вариантов направления съемки.

Когда небосвод затянут дымкой или покрыт легкими облаками, съемку производят при передне-боковом освещении. Чтобы уменьшить контраст светотени и подчеркнуть те или иные черты лица при боковом и задне-боковом солнечном освещении, приходится использовать дополнительную естественную или специально созданную подсветку теней. Искусственную подсветку осуществляют с помощью светотеневого экрана, электронно-импульсной лампы или света, отраженного от приближенных к лицу светлых предметов: листов бумаги, ткани. В некоторых случаях применяют светорассеивающие сетки большого размера, установленные в непосредственной близости от лица.

При съемке на натуре на фоне светлых зданий используют свет, отраженный от белых стен. В этом случае можно снимать не только с боковым и задне-боковым освещением, но даже с контровым солнечным светом. Тени, подсвечиваемые отраженным солнечным светом, имеют теплый оттенок. Если такая подсветка отсутствует, тени приобретают холодный синий оттенок света, рассеиваемого небосводом. Чем меньше облачность, тем холоднее оттенки в тенях.

На схемах ил. 59, а, б, в показаны варианты естественного портретного освещения, различающиеся направлением рисующего солнечного света. Подсветка теней при передне-боковом освещении, так же как и при расположении человека в тени, производится с помощью светоотражающих экранов, покрытых серебристой или цветной фольгой, соответственно голубой или оранжевой.

Схемы г, д, е представляют варианты задне-бокового солнечного освещения, при котором интенсивная подсветка затененных участков лица осуществляется естественными светоотражателями-белыми стенами зданий, парусами, рекламными щитами и т. д.

Схемы ж, з, и относятся к тем случаям, когда рисующим светом является не солнечный, а свет, создаваемый алюминированными отражателями (ж, з) или электронно-импульсной лампой (и).

При съемке портретов на натуре возникает вопрос: делать ли задний план резким или же нерезким? Освещенность первого плана на натуре обычно достаточна для того, чтобы можно было изменять диафрагму объектива и таким образом достигать требуемого соотношения резкости изображения первого плана и фона. Если съемка портретов ведется крупным планом, то второй план выполняет лишь вспомогательную роль и резкость его изображения не должна быть чрезмерной (ил. 60). При съемке же поясных и групповых портретов изображение заднего плана должно быть достаточно резким, чтобы видно было окружение, в котором находятся люди.

Групповые портреты подразделяют на официальные и сюжетные. К официальным групповым портретам относят те, которые снимают с целью запечатлеть людей на память, например учащихся одного класса, студентов одного курса и т. д. В таких снимках важно достоверно отобразить внешний облик всех фотографируемых. Такие снимки важны своей документальностью.

В сюжетных групповых портретах люди изображаются во время какого-либо действия или в некоторой ситуации, которая их объединяет (ил. 61). Такие портреты близки к жанровым фотографиям. Отличие состоит лишь в том, что в групповом портрете основное внимание уделяется изображению людей, в то время как в жанровых снимках первостепенное значение приобретает изображение ситуации, события, обстановки.

Групповые портреты рекомендуется снимать на широкоформатную пленку, с тем чтобы достоверно передать черты каждого человека и осветить одинаково каждое лицо. Лучшие результаты достигаются при естественном освещении на натуре или в светлом просторном помещении.

Выполнение групповых портретов затруднено прежде всего тем, что необходимо достичь естественного, непринужденного выражения лица одновременно у всех фотографируемых. Для этого приходится делать ряд снимков, каждый раз выбирая момент съемки, чтобы исключить случайное выражение того или иного лица или случайный жест.

Съемку группового портрета производят, как правило, со штатива, а экспонирование - с помощью тросика. Даже малейшие колебания фотоаппарата при съемке группового портрета заметно ухудшают резкость изображения.

Два основных технических требования, которые обязательны для групповых портретных фотографий,- высокая резкость изображения при равномерном освещении.

Точка съемки и освещение должны быть предварительно установлены и по возможности опробованы. Размещение людей в групповых портретах должно быть подчинено направлению рисующего света и по нему определено направление съемки. Только после этого выбирают точку съемки и фокусное расстояние объектива.

Наиболее равномерного освещения достигают при съемках с передним рисующим светом. Однако такие снимки изобразительно менее выразительны, чем те, в которых используют задне-боковой и фоновый свет. Снимая на натуре, лучший результат получают в тех случаях, когда задний план менее освещен, чем передний. При выполнении групповых портретов в помещении помимо переднего или передне-бокового рисующего света применяют еще и дополнительную подсветку теней с помощью электронных импульсных ламп.

При съемке группового портрета следует избегать фронтального расположения фотографируемых людей "плечо к плечу" и по возможности разнообразить их позы. Чтобы масштаб изображения этих людей не сильно различался, съемку лучше производить с некоторого возвышения (т. е. фотоаппарат располагать выше уровня глаз стоящего человека). Благодаря этому появляется возможность снимать с большим относительным отверстием объектива, что особенно важно при использовании малочувствительных цветных фотопленок. Следует также избегать нижнего ракурса, так как среди фотографируемых всегда найдутся люди, у которых нижняя часть лица крупная (тяжелая) и подбородок поднят.

Чтобы достичь непринужденности поз и естественного выражения глаз фотографируемых людей, во время съемки следует привлекать их внимание в одном направлении, но не на фотоаппарат.