Пасха. Семейный праздник от А до Я

Игры с крашенками

1. Ребята раскладывают на столе принесённые яйца и накрывают их шапками. На столе лежат так же шапки под которыми ничего нет. Затем шапки водят по столу. Один из участников игры в это время находится в другой комнате. Его зовут и спрашивают: "Где коки паришь?" Водящий и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра продолжается до тех пор, пока все крашенки не разберут. Кто удачливее, у того больше всех яиц

2. Катание яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный "каток" и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к "катку" и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

3. Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на "команды", и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

4. Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

5. Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт её сопернику.

7. Бой крашенками. Играющие выкрикивают: "Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!" Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.

Указания к проведению: в эти игры можно играть везде. Чем старше дети, тем более сложные варианты им можно предлагать. Можно играть вдвоём, однако с большим количеством они проходят интереснее.

Среди любимых весенних забав в старину и сегодня - игры, состязания (с прыгалкой, с камешками, с мячом), игры - прятки, игры - загадки, игры - ловишки, хороводные игры с выбором.

1) Конкурс на самое необычное, красивое яйцо.

Предложите детям сваренные, выдутые яйца, либо яйца из пластмассы, пищевые и неорганические красители, листья и травинки, наклейки, т.е. все то, что (как вам кажется) поможет детям в исполнении их творческих замыслов. Пусть в этот день дети подарят свое яйцо, кому захотят, и скажут слова "Христос воскрес". Тем самым они усвоят один из пасхальных обрядов.

2) В старину мужчины, девушки и парни развлекались как могли с крашеными яйцами. Два человека берут по одному яйцу и ударяют острыми концами. У кого разобьется - тот проиграл, а выигравший получает очко. Из всех пар кто окажется победителем? Альтернативой ударам яиц является катание их по желобкам с наклоном. Принцип игры тот же.

3) "Поиск пасхальных яиц".

Припрячьте яйца в одной из комнат дома или во дворе. Детей разделите на 2 команды. Искать яйца помогут детям записки, в которых вы указываете (иносказанием) место, где спрятано следующее яйцо. Всего команде нужно набрать, например, 4 яйца. Значит должно быть 4 записки-подсказки, каждая из которых обнаруживается с вновь найденным яйцом. Какая из команд окажется сообразительнее и быстрее?

4) Эстафета "Пасхальный стол".

Участвуют 2 команды. В зависимости от количества участников определите и придумайте этапы эстафеты. Например.

1-й этап

Первый участник добегает до стола (удаление 5-6 метров). Ему необходимо очистить яйцо, сваренное на пасху и окрашенное, съесть его (поставьте соль, теплый чай, чтоб можно было запить), скорлупу сложить в спичечный коробок, закрыть его и вернуться с ним обратно.

2-й этап

Второй участник, добежав до стола, должен аккуратно порезать кулич, уложить его на тарелке кусочками.

3 этап

Третий участник готовит пасху из предложенного набора продуктов: творога, масла, изюма, сливок.

4 этап

Четвертому участнику даются ложка и яйцо. Он должен подкатить к "Пасхальному столу" по бумажной дорожке ложкой яйцо. А пятый участник должен подкатить яйцо носом.. Вы можете продолжить количество этапов эстафеты сами.

После конкурсов пригласите детей к праздничному столу, не забудьте помимо пасхальных блюд приготовить малышам сладости. А после легкой закуски можно предложить детям очень популярную в России в свое время игру в камешки. (Эта игра не так подвижна, но очень увлекательна и полезна, воспитывает внимание, находчивость, развивает ловкость рук и пальцев). Для игры дети с помощью особого жребия решают, кому за кем бросать камешки: играющие берут 5 камешков, слегка подбрасывают их вверх, поворачивают руки ладонями вниз и пытаются их поймать на тыльную сторону руки. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Затем участники садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Место, где проходит игра, называется коном. Очередь игроков устанавливается по кругу.

Жары

Игрок берет в руку пять камешков, один из них подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. Пока он летит в воздухе, нужно успеть прикоснуться к одному из лежащих на столе камешков. Если несколько камешков лежат вместе, можно коснуться одновременно всех и успеть поймать падающий камешек. Камешки, которых коснулся играющий, откладывают в сторону.

Верты

Та же самая игра, но рассыпанные камешки нужно перевернуть или сдвинуть с места.

Грудка

Дети берут в руку по пять камешков, один бросают вверх, а четыре грудкой кладут на стол и ловят той же рукой брошенный камешек. Камешек подбрасывают вверх еще раз, быстро берут лежащие на столе четыре камешка и ловят брошенный. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят задание.

На подолик Играющий рассыпает на столе четыре камешка, пятый подбрасывает вверх. Прежде чем поймать брошенный камешек, нужно успеть один камешек взять со стола и переложить на колени, подол платья. Игра повторяется до тех пор, пока играющие не поднимут все камешки и не переложат их на колени.

Мены

Четыре камешка игрок рассыпает на столе, пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих камешков и успеть поймать брошенный. Один из двух камешков снова бросают вверх, а второй быстро кладут на стол; вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный. Игра продолжается до тех пор, когда играющие обменяют все камешки.

Одиночка

Ребенок берет пять камешков в руку. Один из них подбрасывает вверх, а четыре рассыпает по столу. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх, быстро берет со стола один камешек и ловит брошенный. Игру повторяют, пока не соберут со стола все камешки.

Чет и нечет

Один из играющих берет в горсть несколько камешков, бросает их вверх и, повернув руку ладонью вниз, ловит камешек на тыльную сторону одной руки. Прикрыв пойманные камешки другой рукой, спрашивает у играющих: "Чет или нечет?" Кто не угадал, платит фант. Тот, кто отдал все свои фанты, выходит из игры.

Царапки

Для игры нужно 40 камешков. Все камешки, кроме одного, кладут на кон. Первый игрок подбрасывает один камешек и, прежде чем поймать его, быстро берет с кона столько камешков, сколько успеет, и ловит брошенный. Поймав его, играющий откладывает все камешки в сторону, кроме одного, снова подбрасывает один камешек и, пока он летит, опять берет с кона камешки. Если играющий не поймал брошенный вверх камешек, игру начинает второй игрок. Кто больше поднимет камешков, тот и считается победителем

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Сдувание яйца.

Необходимо подготовить яйцо для игры. Для этого в сыром яйце пробиваем небольшое отверстие и выливаем из него содержимое. Промываем скорлупку изнутри. Здорово, если яйцо будет окрашено или расписано, как полагается настоящему пасхальному атрибуту!

Кладем пустое яйцо в центр стола. Все гости - дети и взрослые - садятся вокруг стола как можно плотнее друг к другу, делясь на две команды. На счет «три-четыре» одна из команд начинает дуть на яйцо. Каждый игрок пытается сдуть его на противоположный конец стола, так, чтобы, в конце концов, оно упало на пол. Вторая команда должна сопротивляться и изо всех сил сдувать яйцо в сторону соперников.
Кому же все-таки удастся сдуть яйцо со стола?

Яичные коллекционеры

Пока вы готовитесь к приходу гостей, малышей можно развлечь, предложив им эту игру. Из белого плотного картона вырезаем 12 яиц и рисуем на них яркие весенние цветочки от одного до двенадцати. Чтобы усилить развивающий эффект игры, можно изображать разные цветы, подписывая их названия.

Яйца раскладываются на столе, цветочками вниз. Каждый игрок по очереди берет по одному яйцу. Тот, у кого на яйце нарисовано больше цветочков, оставляет «трофей» себе. Соперник кладет яйцо с меньшим количеством цветочков обратно на стол и перемешивает яйца-карточки.
Кто соберет больше цветочных яиц?

За двумя зайцами

Для этой игры нам понадобятся 3 деревянных яйца (крашенки).

Две крашенки кладем рядом. Нужно третьей попасть так, чтобы они покатились в разные стороны. У кого так получится - тому достается какой-нибудь приз.

ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Игра «в каточки»

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Охота за яйцами

Взрослые прячут пасхальные яйца в комнате или среди кустов и деревьев. Дети ищут их и складывают в корзинки. Кто соберет больше яиц? Можно прятать картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо отыскать яйцо.

Чоканье яйцами.

Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло - проиграл!

Шапки

Выбирают ведущего, все игроки отворачиваются. Ведущий прячет яйцо под одной из шапок. Игроки по очереди пытаются отгадать, под какой. Ведущий приподнимает ту шапку, на которую указывает игрок; угадавший становится ведущим.

Когда старшие дети закончат играть в эти игры и перейдут к подвижным заданиям, можно предложить малышам покатать яйца. Перед этим нужно разложить на подстилке игрушки для малышей.

Яичные гонки (упрощенный вариант, для малышей)

Для игры необходимо 2 сваренных «вкрутую» яйца, 2 столовые ложки.

Игроки делятся на 2 команды. Каждая команда получает столовую ложку, на которую кладется крашеное яичко. Цель - пробежать определенное расстояние (отмеченное флажком или кеглей), развернуться и отдать ложку следующему участнику, не уронив яйцо. Можно усложнить задачу, держа ложку не в руке, а во рту! Выигрывает команда, чьи игроки справятся с заданием быстрее. В качестве призов победителям можно подготовить шоколадные яички.

Яичная эстафета (усложненный вариант, для ребят постарше и взрослых)

Для игры необходимо 2 сваренных «вкрутую» яйца; дополнительно: 2 цветка с длинным стеблем (или 2 деревянных карандаша).

Игроки делятся на 2 команды. Каждая команда получает крашеное яичко, которое кладется на ладошку игрока. Цель - пробежать определенное расстояние (отмеченное флажком или кеглей), развернуться и передать яйцо, не уронив его, следующему участнику.

Чтобы усложнить бега, можно построить какое-нибудь препятствие на дистанции или давать игрокам дополнительные задания. Например, трижды повернуться вокруг своей оси на обозначенном месте. Или пробежать дистанцию не только с яйцом, но и с цветком (карандашом), заложенным за ухо или зажатым между носом и верхней губой. Дополнительный предмет нельзя ронять и нужно передавать вместе с яйцом следующему игроку.

Другие игры

Гуси

Для игры в «Гусей» на площадке на расстоянии 10-15 метров друг от друга чертятся две линии - два "дома". В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между "домами под горой" живет "волк" - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да.
- Так летите!
- Нам нельзя.
Серый волк под горой
не пускает нас домой.

После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный «гусь» становится «волком».

Подарки.

Одного из игроков выбирают водящим, он отправляется в путешествие, и все играющие просят его привезти им из разных городов подарки. Они называют города, но подарки не называют - они пока не знают, что "пришлют" им "родственники".

Города лучше называть общеизвестные и желательно на разные буквы. Водящий принимает все просьбы, прощается и отправляется в путешествие, т.е. выходит из комнаты.

Путешествие продолжается не более пяти минут - за это время водящий должен придумать, кому что привезти. Название подарка должно начинаться с той же буквы, с которой начинается название города, упомянутое каждым играющим. Так, например, назвавшему город Калуга можно привезти корзинку, кошку, корыто, копыто, колесо, капусту и т.д., а назвавшему Ставрополь - сапоги, самовар, суп, сундук и т.д.

Чем смешнее подарок, тем лучше. Главная задача водящего - запомнить, кто какой город назвал, а подарок на соответствующую букву придумать несложно.
Путешествие закончено. Все поздравляют путешественника с благополучным прибытием. Начинается раздача подарков.
- Был у вашего дедушки, - обращается водящий к тому, кто назвал город Омск, - он прислал вам ошейник.

Игрок должен принять подарок, но, если водящий ошибся, и он такого города не называл, подарок отвергается. Когда играют больше пяти человек, то одна ошибка в расчет не принимается, но за две ошибки водящего штрафуют - он обязан отдать свой фант.

Кто ведущий?

В игре должно участвовать не меньше шести игроков, один из играющих покидает комнату. В это время остальные садятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий делает простые движения, например, хлопает в ладоши, мотает головой, трясет кулаками в воздухе и т.д. Остальные игроки должны повторять движения ведущего и как можно быстрее выполнять новые движения вслед за ним.

Теперь игрок, который выходил за дверь, возвращается и становится в центр круга. Его задача - обнаружить, кто ведущий. Это совсем непросто, потому что, пока он смотрит на ведущего, тот не станет делать новых движений. Когда ведущий все же найден, он должен выйти из комнаты, а игроки выбирают нового ведущего.

Найди свисток.

Вам понадобятся свисток, булавка и нитка длиной около 20 см.

Выведите из комнаты троих человек, которые никогда не играли в эту игру. Остальные игроки садятся на стулья в плотный круг лицом внутрь. Теперь вы приглашаете одного из тех, кто за дверью. Он становится в круг, и, пока вы завязываете ему глаза, кто-нибудь из игроков осторожно прикалывает ему на спину, нитку со свистком так, чтобы он этого не заметил. Потом вы говорите, что один из играющих, сидящих вокруг него, украл волшебный свисток и ему нужно найти виновного. В это время один из игроков свистит в свисток и осторожно отпускает его.

Может пройти очень много времени, пока игрок с завязанными глазами, всякий раз поворачиваясь на свист, догадается, что волшебный свисток привязан к его собственной спине! Потом так же вызывают другого из тех троих, кого выводили из комнаты.

Фанты.

Обычно фанты, если их не придумать заранее, бывают довольно однообразными: спеть песню, прочитать стихотворение, сплясать, рассказать анекдот. Но если подготовиться заранее, можно придумать много интересного: инсценировать дрессировщика и дрессированное животное, изобразить собственной фигурой какую-нибудь знакомую картину, сочинить частушку о сегодняшнем вечере, при помощи пантомимы рассказать о событии, известном всем присутствующим, и т.д.

Скороговорки.

Ведущий предлагает играющим померяться силами в скороговорках, он раздает всем карточки, на которых напечатано по одной скороговорке. Затем вызывает соревнующихся. Сначала каждый из играющих медленно и громко читает слова текста, чтобы его смысл был понятен всем, после чего по команде ведущего произносит скороговорку в быстром темпе. Выигрывает тот, кто не пробалтывал слова и не допустил ни одной ошибки.

Скороговорки могут быть любыми. В зависимости от возраста детей, следует подобрать простые или сложные, длинные или короткие скороговорки. Особенную радость вы доставите детям, если подберете скороговорки, в которых упоминаются их имена.

Вот такие например:

Купила бабуся бусы Марусе.

У Бори винт. У Вити бинт.

Съел Валерик варенник,
А Валюшка - ватрушку.

Дед Данила делил дыню,
Дольку Диме, дольку Дине.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.
Перекрыть крышу пригласили Гришу.

Везет Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,
Соню в лоб, с санок все в сугроб.

А вот еще варианты скороговорок:

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

В огороде Фекла ахала и охала,
Уродилась свекла не на грядке - около.
Жалко Фекле свеклу, жалко свекле Феклу,
Жаловалась Фекла: - Заблудилась свекла!

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не трогай больше туши.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,
Две мышки поплоше несли по два гроша.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,
Везет, да скороговорками так и сыплет:
мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева;
мол, у гусыни усов не ищи - не сыщешь;
мол, каков Савва, такова и слава...

Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Купить различные подарки родным, друзьям, детям можно в разделе Подарки к Пасхе нашего детского интерне-магазина Ученый Кот. Здесь есть пасхальные игры, добрые книги, деревянные игрушки отечественных производителей и другие приятные и красивые вещи.

Желаю Вам хорошо встретить светлый празник Пасхи! Христос Воскресе!

МОУ Среднеякушкинская СОШ

Методическая разработка

занятия по Пасхальной тематике

для детей начальных классов

Пасхальные игры

Выполнила

учитель начальных классов

МОУ Среднеякушкинская СОШ

Андреева Любовь Ивановна

2016год

Цель : формирование интереса к истории православной культуры нашей Родины.

Задачи:

1. Знакомство с пасхальными играми.

2. Развитие жизненного опыта учащихся в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.

3. Формирование уважительного отношения к русским обычаям и православным праздникам.

Тип занятия: комбинированный.

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, наглядно-иллюстрированный,беседа , игра.

Материал к занятию: фонограмма, фоновая музыка.

План классного часа

    Организационный момент.

    Сообщение цели классного часа.

    Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.

    Рассказ педагога об истории происхождения праздника.

6. Знакомство со значениями цветов яиц.

Ход классного часа

(Класс нарядно оформлен, горят свечи, на столах куличи, крашеные и расписные детьми яйца. Звучат колокольные звоны.)

1 . Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Пасха наступила,
Радость охватила.
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес.
Поздравляю с лаской,
С богоданной Пасхой –
Праздником прекрасным,
Чудом из чудес.

Ученик 1: Звонко капают капели

Возле нашего окна

Птицы весело запели

В гости Пасха к нам пришла

Ученик 2: Повсюду благовест гудит

И всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес

Христос Воскрес! Христос Воскрес!!

Ученик 3: Вот просыпается земля

И одеваются поля

Весна идет полна чудес

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Учитель: Ребята, давайте послушаем стихотворение собственного сочинения Димы Родионова «Христос Воскрес!»

Ярко светит солнышко сегодня

Радуюсь я чистоте небес.

В каждый дом заходит праздник звонко

Говорит он всем: «Христос Воскрес!»

Ручейки друг друга обгоняя,

Весело несут благую весть.

Колокольный звон мир заполняя,

Извещает всех: «Христос Воскрес!»

И душа моя сильней трепещет,

Ожидая чуда из чудес.

Каждый православный рукоплещет:

«Христос Воскрес! Во истину Воскрес!»

2.Сообщение цели классного часа.

3. Выявление знаний учеников о праздновании Пасхи.

Что вы знаете об этом православном празднике?

Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник?

Какие атрибуты они использовали в этот день?

А какие обычаи этого праздника вы знаете?

Ребята, а знаете ли вы, как правильно отмечать этот праздник?

4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.

И сегодня на классном часе мы с вами узнаем много нового и интересного о Пасхальных традициях и его атрибутах. Праздник великой Пасхи был утвержден в городе Никее в 325 году н. э. Пасха - это празднование воскрешения Иисуса Христа. Пасха празднуется только в воскресенье, при этом Пасха празднуется всегда между 22 марта и 25 апреля, но никогда не бывает в одно и тоже число. Хочу отметить, что Пасхе предшествует вербное воскресенье. После вербного воскресенья, которое известно тем, что люди, взрослые и дети, идут в церковь, несут веточки вербы, освящают их в храмах. Вербное воскресенье напоминает о том, что Иисус Христос вошел в город Иерусалим, который находится ныне на территории государства Израиль. Праздник Пасхи это самый главный, самый значимый праздник, он празднуется 40 дней. Всё это время люди ходят, друг другу в гости, поздравляют со светлым Христовым Воскресеньем и радуются, что Иисус Христос открыл путь к светлой жизни.

5 . Рассказ педагога об украшениях и атрибутах праздника.

А сейчас более подробно остановимся на украшениях и атрибутах этого праздника. В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Позднее, когда многие кочевые племена занялись земледелием, весенний праздник Пасхи выбрал в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю, принимающую брошенной рукой сеятеля семена. Вот откуда обычай печь на Пасху куличи.

Как вы думаете, что символизирует кулич? (ответы детей).

Древнему человеку представлялось, что кулич – это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если опробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы. К Пасхе наши предки относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались работы, в школах объявлялись каникулы. На церквах и улицах устраивались иллюминации. Собирались за общим столом и младшие и старшие родственники, близкие, друзья посылали друг другу поздравления, дарили подарки. Люди всех сословий объединялись общей памятью о великом страдании и чудесном воскресении Христа.

А как вы думаете, а что же являлось главной приметой праздника? (ответы детей) Конечно же, главной приметой праздника являлось - крашение яиц. О яйце, как о начале всего живого, рассказывают и мифы и легенды: Мир, который имеет форму яйца, состоит из Верхней части внутренней части - желтка. Желток - это мир всего живого: людей и животных. Нижняя часть яйца - мир мертвых людей, ночная страна. Когда в ночной стране ночь, у нас - день. Чтобы попасть в ночную страну, надо прорыть насквозь колодец и камень, если он упадет в этот колодец, будет лететь 12 дней и ночей. К празднику Пасхе красили куриные, реже - гусиные яйца. Не принято красить яйца в тёмные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Красное яичко создало вокруг себя, в нашем народе, множество разного рода поверяй и суеверий. И сейчас я предлагаю вам на слайде рассмотреть, какой цвет яйца что мог обозначать.

6. Знакомство со значениями цветов яиц.

Красный цвет – знак счастья;: Желтый – знак солнца;
Зеленый цвет – знак жизни; Голубой цвет – знак неба;
Синий цвет – цвет ночи и таинства; Коричневый цвет – цвет земли.
Самый древний узор – геометрический.
Треугольники – единство духа, разума и тела; единство настоящего, прошлого и будущего; единство семьи – мама, папа и ребенок; единство земных стихий – земли, воды, огня.
Кукушка – эта птица, по легендам, хранит ключи от рая.
Листья дуба – мужской знак (сила, красота)
Звездочки – женский знак (здоровье, красота)
Точечки (слезинки) – слезы Богоматери
Круг – знак бесконечности.

- Вот как было важно красить яйца в определенный цвет.

7. Знакомство учеников с пасхальными играми.

Учитель: В давние времена в день пасхального праздника было принято собираться всей семьей за стол, вести неспешные разговоры, играть в игры. И я вас приглашаю на пасхальные игры.

1) Игра«Катись, яичко» Надо прокатить яйцо по желобу, так чтобы оно не разбилось и укатилось как можно дальше. Если разбилось, то надо съесть. Кто скорее? Помогает есть друг, которого выберет ребенок

2)Игра «Займи место»

Одного из участников игры выбирают водящим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит:

«С вербой, с вербой
Иду за тобой.
Коснусь вербой,
Беги за мной! Хоп!»

Сказав «Хоп», водящий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу на встречу водящему. Оббежавший круг раньше, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
Напоминаем: в ходе игры, что круг должен сразу остановиться при слове «Хоп», бежать разрешается только по кругу, не пересекая его во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

3)Игра “Катание яиц”

1.Разложить в ряд конфеты (6-7 штук). Игрок, находясь на расстояний 1-1,5 м катает в сторону конфет яйцо. Если яйцо коснулось конфеты, он забирает ее. Игру продолжают другие игроки.

2.Насыпать продолговатую горку из песка с пологими склонами. Ставят множество препятствий, например,

4)Игра “Кто сказал “Яйцо”?

Ведущий выбирает игрока. Он должен отвернуться, чтобы не видеть остальных играющих, а одному из играющих кладут под, щеку половинку очищенного яйцам тот должен сказать: “Яйцо, яйцо”. Первый игрок должен угадать говорившего.

5) Игра «Яйца в канавке» Насыпать продолговатую горку из песка с пологими склонами. Ставят множество препятствий, например, через которые может прокатиться яйцо. У подножия горки сделать широкую неглубокую канавку и положить в нее крашеное пасхальное яйцо.
Первый игрок скатывает яйцо с горки, точно прицелившись, потому что яйцо должно преодолеть все препятствия и попасть в канавку. Если это удалось, игрок может скатить второе яйцо. Если игрок промахнулся, он становится в конец очереди. Тот игрок, которому удалось закатить в канавку наибольшее число яиц, становится победителем и получает приз.

6)Игра “Назови пасхальное слово”

Ведущий предлагает назвать все пасхальные слова. Назвавший слово последним получает сувенир.

7)Игра «Битва яиц»
Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке, другой бьёт по нему обоими
концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба
конца.
2. Каждому даётся по 3 яйца, игроки их раскручивают и чьи яйца будут крутиться дольше, тот и победит. Победителю вручается медаль «КРУТОЙ»

8)Игра «Долбянка»

Игроки стукаются крашенными яйцами, чье яйцо останется целым, то и победил.

9) Игра «Чье дальше»
Вам понадобится луг на склоне холма. Внизу ветками или камнями отметьте линию. На возвышении выстраиваются все игроки и скатывают с горы по одному яйцу. Победителем считается тот, чье яйцо укатилось дальше. Тот, чье яйцо не докатилось до линии, выходит из игры.
10)Игра «Чье яйцо будет дольше крутиться»
Если жалко разбивать крашенки, можно проверить, чье яйцо будет дольше крутиться. Игроки по команде ведущего должны одновременно раскрутить яйца на поверхности. Победит тот участник, чье яйцо будет крутиться дольше всех. В качестве приза он забирает крашенку соперника.
11)Игра «Горячее яйцо»
Для этой игры понадобится пасхальное яйцо. Дети должны сесть в круг. Им надо включить музыку, которая нравится. Пока звучит мелодия, нужно передавать яйцо по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого оказывается яйцо, покидает круг. Игра продолжается, пока не останется последний игрок, который и получает приз победителя.

12)Игра« Дотянись до яйца». Один из игроков кладет пасхальное яйцо на землю и делает 5 шагов. Другому игроку завязывали глаза, трижды оборачивали вокруг себя и заставляли делать 5 шагов. Потом открывали глаза, и он старался дотянуться к пасхальному яйцу рукой. Если дотягивался, то забирал себе.

13)Игра« Найди яйцо ». Игрока отводили далеко от пасхального яйца, и он, закрывая шапкой лицо, старался подойти к нему.

14)Игра«Лучшее яйцо». Игроки «стучались» пасхальными яйцами. Чье разбилось, тот проиграл.

15)Игра«В броски». Два пасхальных яйца клали так, чтобы между ними не могло прокатиться третье яйцо. Игрок бросал между яйцами свое пасхальное яйцо, стараясь разбить сразу оба яйца.

16)Игра «Белое яйцо» Каждому ребенку выдается крашеное яйцо определенного цвета. Одно яйцо должно быть белым. Белое яйцо кладется в центр комнаты, после чего каждый ребенок должен катнуть один раз свое яйцо по направлению к белому яйцу. Получает очко тот игрок, чье яйцо ближе всего будет к не цветному яйцу. Тот, кто первым наберет определенное количество очков, выигрывает.

17)Игра « Поиск пасхальных яиц и сюрпризов»

Вам понадобятся крашеные яйца и мелкие призы-сюрпризы: конфетки, наклейки, маленькие игрушки и т.п. Взрослый заранее прячет в помещении пасхальные яйца и призы, а ребенок или группа детей должны будут их найти. Если детей много, то можно разделить их на две команды. Найденные сюрпризы дети забирают себе.

18)Игра «Бег с яйцом в ложке» Кто быстрее обежит стул не уронив яйцо.

19) Игра «Катись, катись яичко»

Дети встают в круг. Водящий отдаёт одно яйцо ребёнку в кругу.

Со словами дети передают яйцо по кругу в любую сторону.

«Катись, катись яичко

По нашему кружочку

Найди, найди яичко

Для себя дружочка»

С последними словами передача яиц по кругу заканчивается

20)Игра «Шапки » Реквизитом этой пасхальной игры для детей являются шапки по числу игроков. Выбираем ведущего, остальные игроки отворачиваются. Ведущий прячет яйцо под одну из шапок. Игроки по очереди отгадывают, под какой шапкой находится яйцо. Угадавший становится ведущим.

21) Игра «Крутой». Каждому даётся по 3 яйца, игроки их раскручивают и чьи яйца будут крутиться дольше, тот и победит. Победителю вручается медаль «КРУТОЙ»

22)Игра «В какой руке»

Тоже очень простая и знакомая игра. Первый игрок прячет в руках за спиной свое Пасхальное яйцо и Пасхальное яйцо второго игрока. Конечно. Пасхальные яйца должны различаться по цвету или рисунку.

Второму игроку необходимо угадать, в какой руке первого игрока находится его Пасхальное яйцо. Если отгадает - забирает себе оба Пасхальных яйца, если нет - отдает свое Пасхальное яйцо.

23) Игра «пасхальный ловец»

Выбирается один из игроков, который будет «ловцом». Он садится на расстоянии 4-5 метров лицом к остальным игроками. В руках у него пластмассовый стаканчик или чашка, которым он должен словить Пасхальное яйцо.

В руках остальных игроков веревочки, к концам которых прикреплены Пасхальные яйца. Сами же Пасхальные яйца кладутся недалеко от «ловца».

«Ловец» считает да трех и пытается словить одно из Пасхальных яиц в то время, как другие участники игры дергают за свои веревочки.

Тот игрок, чье Пасхальное яйцо «ловец» поймал – выбывает из игры.

24)Игра «Прятание яиц»

В игре нужна смекалка и умение ориентироваться в пространстве.Игра похожа на жмурки.

Как играть:

1. На землю (или в современном варианте на пол, на стол, на стул) кладут яйцо.

2. Одной девочке завязывают глаза и отводят ее подальше от места, где лежит яйцо. В первый раз девочки редко запоминают «дорогу», в дальнейшем они сами догадываются, что надо считать шаги и запоминать повороты, чтобы понять, куда тебя отвели и где от тебя находится яйцо.

3. Девочка с завязанными глазами идет к яйцу. Она идет до того места, пока сама не решит, что уже подошла к яйцу (ей никто не подсказывает и никто ее не останавливает).

4. Дойдя до нужного места (как она считает), она останавливается и снимает повязку.

5. Теперь ей надо достать это яйцо и взять его в руки. Если девочка подошла к нужному месту, то задача эта решится просто. А если далеко? Придется проявить изобретательность чтобы достать яйцо! Если девочке удалось достать яйцо, она забирает его себе.Считалось, что выигрыш яйца приносит счастье в дом, здоровье и богатство!

25) Игра «Катание яиц навстречу»

Игра в паре. Каждый игрок встает у стены комнаты. Один говорит: «Христос Воскресе!». Второй ему отвечает: «Воистину воскресе!». После этого игроки катят яйца по полу навстречу друг другу. Задача – чтобы яйца встретились и столкнулись. У кого яйцо при этом разбилось – отдает ему выигравшему.

Можно в эту игру играть и большой группой. Тогда одна команда встает у одной стены, а другая у другой стены. Каждая пара катит яйца навстречу. Задача – прокатить так, чтобы яйца встретились. Если это произошло, то пара обнимается.

8. Подведение итогов классного часа.

О каких традициях праздника Пасхи вы узнали?

Что является главной приметой праздника?

Почему именно яйца являются украшением пасхального стола?

С какими пасхальными играми на классном часе познакомились?

Дорогие ребята, пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать «Христос воскрес!» и в ответ услышать «Воистину воскрес!». Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение Господа нашего Иисуса Христа.

Вот и подошел к концу наш классный час о праздновании Пасхи - самого светлого и красивого праздника России. Давайте в канун этого праздника зажжем маленькие свечи, (зажигаются свечи) , помолчим, подумаем о добром и светлом, о том хорошем, что у нас впереди и о том, что нам предстоит сделать, чтобы встречать праздник Пасхи с чистой душой и распахнутым сердцем.

Список использованной литературы.

    «Воспитание школьников» №3, 2009 г., статья Агеевой Е.С «Праздник Пасха».

    Библия для малышей”, АО “Молодая гвардия”, М., 1993 г.

    Медриган Е. В., Внеклассное занятие по теме « Праздник Пасха

    «Пед. совет» №1, 2004 г.

    Табак Ю. “Евангельские истории”, Российское библейское общество, М.,1995 г.

    Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.

7.Панкеев К. И. Русские праздники. - М., 1998.

8.Пасхальные традиции русского народа //Начальная школа. - № 3 – 2005.

МБОУ «Рыльская основная общеобразовательная школа №2»

Игровая конкурсная программа

«Встречаем Пасху»

Подготовила и провела: воспитатель

Дмитриева Татьяна Викторовна

ИГРОВАЯ КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»

Цель: Познакомить с историей возникновения традиций празднования Светлого праздника Пасхи, традиций крашения пасхальных яиц.

Задачи:

    Познакомить детей с традициями празднования Пасхи на Руси, обрядами, играми, сопровождающими этот праздник.

    Познакомить с историей возникновения традиции крашения яиц к Пасхе.

    Создать условия для детей духовного и культурного наследия христианского праздника Пасхи.

    Воспитывать уважение к русским православным традициям.

    Совершенствовать творческие способности.

Ход мероприятия:

Фонограмма «Звон колоколов»

    Дети читают стихи .

1.Пасхальный благовест

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

2. Из страны далекой

Ласточки летят,

Весело щебечут,

Людям говорят:

«Люди, пробудитесь!

К нам весна идет!

А с весной и Пасха

Радость нам несет!»

3.Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит

Воззреть, как в зареве небес

Вновь по весне Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

Медведь восстал от зимних снов,

И зеленеет ближний лес…

Вот и Христос уже воскрес!

Вновь просыпается земля,

И одеваются поля!

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

4."Колокола"

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

Пасха - Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель - 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг - день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница - напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота - день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха - воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо - раскрашивание и роспись яиц. А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это были крапанки. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии - это моря-океаны. Круг - яркое солнышко. По традиции, готовые крашенки и писанки складывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда - на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное настроение.

На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!» Свячёное яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать. Всю Светлую неделю длится праздник

    Конкурс «Пасхальное кушанье»

Из выданного набора продуктов дети готовят украшения для пасхального стола(вареные яйца; свежие яблоки, огурцы, томаты, морковь; зелень петрушки, укропа; консервированные зеленый горошек, кукуруза).

    Пасхальная сценка «Золотое яичко»

Ведущий:

Жили-были дед да баба,

Была у них курочка-ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое ─ золотое.

Баба:Эй, старик, проснись скорей!

Дед:Волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба:Да смотри, что я нашла:

Наша курочка-пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед: А тебе что за беда?

Ведь яйцо-то хоть куда!

Баба:Да яйцо-то непростое,

А, гляди-ка, золотое.

Дед: Золотое! В самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба:Ох, горит, слепит глаза!

Дед:Чудеса!

Баба:Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его (слышен стук в дверь)!

Баба: Нет дома никого!

Дед: Ты, пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Баба (возвратившись):

В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там!

Им яичко и продам.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочках голубую,

До краев набью сундук.

Дед:Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба: Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

Дед: Я хозяин или нет?! (Яйцо падает и разбивается).

Баба (плача): Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

Дед:Успокойся, хватит, баба!

Нанесет яиц нам Ряба.

Мы раскрасим яйца эти

И вручим на Пасху детям.

Дед и баба выносят лукошко с конфетами и одаривают детей.

Вопросы по сказке.

    Пасхальные игры (за участие в играх дети получают сладкие призы)

Во время Пасхальной недели принято ходить в гости, дарить подарки, отправлять поздравительные открытки. В эти дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой (колокольный звон). Я приглашаю вас всех на игры.

«Где яйцо варится?»

В игре участвуют два человека. В старину яйцо накрывали шапками, можно взять пластиковые стаканчики. Один из игроков на время выходит из комнаты или просто закрывает глаза. Пустые перевернутые стаканчики ставят на стол, под ними прячут яйцо, зовут игрока и спрашивают: «Где яйцо варится?», водящий выбирает стаканчик и поднимает его, если там есть яйцо, то забирает его себе как приз.

«Раскрути яйцо»

Играют двое, у каждого свое яйцо. Одновременно игроки раскручивают пасхальные яйца на столе, у кого яйцо будет дольше крутиться – тот и выиграл, победитель забирает яйцо проигравшего игрока. Играть можно не только вдвоем, но и втроем, вчетвером, тогда победитель забирает уже не одно яйцо, а все.

«Крашенка на земле»

Яйцо кладут на землю. В десяти шагах от него стоит один из игроков. Ему завязывают глаза платком. С завязанными глазами он отмеряет десять шагов, развязывает глаза и пытается достать яйцо, не сходя с места. Если достанет, то выиграл, не достанет - проиграл.

Дети встают парами, у каждого яйцо. Необходимо прокатить яйцо по горке так, чтобы оно не упало, не разбилось и укатилось как можно дальше яйца соперника.

«Раскрась яйцо»

Детям завязывают глаза салфеткой, и они раскрашивают яйца – заготовки

«Не урони яйцо»

Дети делятся на две команды, у каждой команды яйцо и ложка. Первый участник должен нести яйцо на ложке одной рукой, обойти преграду, вернуться и отдать ложку следующему игроку. Чья команда первая справится с заданием и не разобьет яйцо, является победительницей.

    Пасхальная викторина

А сейчас проверим ваши знания в пасхальной «сладкой» викторине, почему сладкой, догадались? (за правильный ответ – конфета)

    Как на Руси называли Пасху? (Светлое Воскресение, Велик день, Христов день, Царь день)

    Имя Матери Спасителя? (Мария)

    Сколько учеников – апостолов было у Христа? (12)

    Один из них стал предателем. Как звали его? (Иуда)

    В какой день недели Христос был предан, в какой распят, в какой – воскрес? (среда, пятница, воскресенье)

    Мария Магдалина пришла к императору Тиберию и сказала: «Христос воскрес!» Что при этом она преподнесла ему? (яйцо)

    Так появилась традиция красить яйца. А знаете ли вы, как называются яйца, окрашенные в один цвет? (Крашенки)А если на общем фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета? (Крапанки) А ещё были яйца, расписанные от руки сюжетными или орнаментальными узорами, они называются? (Писанки)

    Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая седьмица, посвящённая страданиям Иисуса Христа)

    Подведение итогов конкурса декоративно – прикладного творчества «Светлая Пасха».

Выставка работ обучающихся.

    Дети читают стихи , тихо звучит звон колоколов.

1 .Кулич и верба – символ Пасхи,

Весны, семейного тепла.

Так пусть же в день такой прекрасный

Вовсю звонят колокола.

Пусть будет дом полнейшей чашей,

Пусть радость не оставит нас

И путь звезда свободы нашей

Нам озаряет в трудный час.

2. Счастливой Пасхи от души желаем,

Христос воскрес – вот главные слова!

Пусть вас Господь от бед оберегает,

И наградит за добрые дела!

3. «Христос воскрес!» - поют колокола.

И весть та радостна, светла.

Над миром носится волной,

И мир внимает песни той.

«Христос воскрес!» - поет земля,

Моря и горы, и поля…

И им в ответ звучит с небес:

«Воистину воскрес!»

Заключительная песня «Пасха»

Литература:

    "Библия для малышей", АО "Молодая гвардия", М., 1993 г.

    Журнал "Воспитание школьника" №3, 2009 г., статья Агеевой Е.С "Праздник Пасха".

    Пашкина В.М. «Жили – были, хоровод водили» Фольклорные праздники в 5-9 классах./ В.М. Пашкина. Худож. А.А. Селиванов.- Ярославль: Академия, 2005-160с.

    Журналы «Начальная школа» №4, 2000г., № 1, 2006г.

И вот уже дни строгого поста и изматывающей подготовки к великому празднику Пасхи остались позади. Ваш дом сияет чистотой, пахнет цветами и ни с чем несравнимым ароматом свежевыпеченного пасхального кулича. Дом скоро наполнится праздничными звуками, щебетом долгожданных встреч, радостным детским смехом и благодатным, объединяющим всех: «Христос Воскрес!». Родственникам, которые соберутся скоро в вашем доме, после длительной разлуки наверняка найдется, о чем поговорить и вспомнить. А если, вдруг, возникнут нелепые немые паузы – вы всегда сможете их заполнить веселым развлечением, так мило пахнущим детством! И, конечно же, душистым сливовым пирогом, яичным салатом и множеством других неподражаемых вкусностей!

Приглашения Декор Костюмы
Игры Угощения Подарки

Пасхальная развлекательная программа, над которой, я уверен, вы думаете уже много дней, должна быть, в первую очередь, ненавязчивой. Допустим, вашей набожной тетушке Лизе, в ее шестьдесят с лишним лет, ну никак не под силу поучаствовать в «Яичном боулинге» (где нужно быстро бежать и метко «стрелять»). Зато она с удовольствием «обскакает» всех в «Пасхальной викторине» (где нужно сидеть на месте и знать все нюансы пасхального богослужения и историю праздника). А ее внуку, Мишке, будет очень по вкусу пасхальная эстафета, но он совершенно ничего не знает о нюансах Воскресной литургии. Подберите так игры и забавы к празднику, чтобы все гости смогли (и захотели!) в них поучаствовать. Ну а несколько возможных вариантов, как всегда, я вам предложу!

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ПАСХАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА

Для начала - пару слов скажу о музыке. Она непременно (в фоновом режиме) должна сопровождать ваш праздник. Конечно же, для такого торжественного события как семейный обед в день Великой Пасхи, лучше всего подойдут величественные церковные произведения и гимны, а также - классика. Возьмите «Иоланту» Чайковского, «Времена года» - того же Чайковского и Вивальди, другие задорные весенние композиции.

Кроме всего прочего, отлично будут звучать в унисон вашему радостному весеннему смеху восточные мотивы, например, «Цветение сакуры» и, конечно же, этнический русский фолк-рок и просто традиционные народные песни.

Сочетание таких направлений будет (даже не сомневайтесь в этом!) интересно всем. Старшее поколение рода ознакомится с музыкальными предпочтениями молодежи, и наоборот, юные узнают о том, как умеет петь «Казачий Круг» и что такое хоралы.

Ну а теперь - несколько слов об обещанных забавах!

АКТИВНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Игра 1. «Пасхальный боулинг»

Участники: все желающие.

Реквизит: несколько, сваренных вкрутую яиц разного цвета.

Правила: в эту игру можно играть как в помещении, так и на открытом воздухе. Посреди комнаты (лужайки) устанавливают белое (неокрашенное) яйцо. Все участники становятся на расстоянии нескольких шагов от яйца. Задача каждого из них - как можно ближе подкатить свое яйцо к белому. Тот из участников, яйцо которого ближе всех оказалось к центру - побеждает.

Игра 2. «Пасхальная гонка»

Участники: дети и молодые люди (игра активная).

Реквизит: пластиковые яйца (стаканчики), коктейльные соломинки.

Правила игры: все участники становятся на стартовую линию. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее доставить яйцо (перевернутый вверх дном стаканчик) до финишной линии. Младшим участникам разрешается просто перекатывать яйцо соломинкой, старшим - задачу можно усложнить. Пусть толкают «паску-стаканчик» или яйцо силой своего дыхания (нужно дуть в соломинку). Победитель награждается аплодисментами и сладкими призами!

Игра 3. «Весенняя эстафета»

Участники: молодые люди.

Реквизит: большие пластиковые яйца.

Правила: все участники становятся в круг. Первый - зажимает между шеей и подбородком яйцо и пытается передать его таким способом следующему за ним участнику. Прикасаться к яйцу-трофею руками запрещается. Если при передаче яйцо упало - игру покидает тот из участников, кто неудачно пытался его передать. Побеждает, как всегда, самый ловкий!

Игра 4. «Что в корзине?»

Реквизит: большая коробка, украшенная пасхальными рисунками или настоящая плетеная корзинка, мелкие предметы (конфеты, яйца, заколки, скрепки, мячики, игрушки и пр.).

Участники: все желающие.

Суть игры: каждому желающему поучаствовать разрешается взять из корзинки (коробки) один предмет. Но! Назвать его нужно не вытаскивая из коробки и не глядя на него. Нужно угадать только на ощупь, какой пасхальный подарок достался. Если ответ оказался верным - подарок принадлежит участнику, если нет - возвращается назад в корзину и игра продолжается дальше.

Игра 5. «Каждой твари по паре»

Реквизит: карточки с названиями животных (так, чтобы название одного животного повторялось на двух картах).

Участники: все желающие, имеющие чувство юмора (не менее 6 человек).

Правила: «Бог, перед вселенским потопом, разрешил Ною взять на свой ковчег каждой твари по паре»… Так можно начать игру, суть которой заключается в том, что все участники должны как можно быстрее узнать себе подобного, подбежать к нему и взять за руку. В нале игры участники берут из рук ведущего по одной карточке, читают название животного, повадки которого им придется имитировать. По команде «начали!», все должны в доступной форме показать, в какое они животное перевоплотились. Те, кто не смог показать узнаваемые, характерные черты своего животного и не создали пару - игру покидают.

Игра 6. «Захват пасхального яйца»

Участники: дети (не меньше 8 игроков).

Реквизит: 8 пасхальных яиц.

Правила: игру лучше всего проводить на открытом воздухе. Все участники делятся на две команды. Каждая команда получает по 4 яйца, которые нужно разложить на одинаковом расстоянии друг от друга на двух противоположных сторонах лужайки (игрового поля). Это - крепости команд. По команде «марш!» участники каждой команды должны любыми путями добраться к замку противника, и забрать его яйца. Но это нужно сделать так, чтобы не быть пойманными противниками, которые будут пытаться отвоевать свои яйца! Игра продолжается до победного свистка ведущего.

Игра 7. «Пасхальные зайчики»

Реквизит: веревка, или платок для каждой пары участников.

Участники: все желающие, не обделенные чувством юмора (парное количество).

Правила: пары становятся бок о бок друг к другу. Их ноги и руки (которые соприкасаются между собой) связывают. Задача состоит в том, чтобы в таком стреноженном состоянии донести до других гостей (которые находятся на противоположной стороне комнаты шоколадные пасхальные яйца). Та пара, которая быстрее всех справиться с заданием, сохраняет за собой гордое звание «пасхального зайца».

Игра 8. «Непослушная корзинка»

Реквизит: корзинки с пасхальными угощениями.

Участники: все желающие.

Суть игры: донести корзинку на голове с одного конца игровой площадки к другой так, чтобы она не упала и ее содержимое не просыпалось на пол. Для старших участников задание можно усложнить, добавив к нему полосу препятствий.

Кроме активных игр на свежем воздухе предложите своим дорогим гостям несколько вариантов творческих совместных проектов.

ПАССИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ

Викторина «Пасхальное IQ»

Участники: люди старшего поколения.

Суть: в икторина на пасхальную тематику. Всем участникам нужно задавать вопросы, связанные с Пасхой. Например, сколько длиться Пасхальная Литургия или как подсчитать дату следующей Пасхи?

Эта забава опасна тем, что может превратиться в теологический диспут. Потому, я бы советовал, подбирая вопросы к викторине, не заострять внимание на сугубо церковных и религиозных моментах (пусть смысл христианства останется у каждого в душе), а брать более легкие и смешные вопросы, например, «чем отличается пасхальный заяц от пасхального цыпленка?», или «что первым появилось: курица или яйцо?».

Пока взрослые будут искать ответы на каверзные и многозначительные вопросы пасхальной викторины, предложите деткам собрать оригинальный пазл-яйцо или же устройте среди них конкурс на самую красивую писанку.

Реквизит: краски, лак, неокрашенные яйца, кисточки, бисер.

Суть: нарисовать на яйце свое видение праздника. Выбрать цвета, узоры так, чтобы можно было потом объяснить, почему именно такой выбор был сделан. Автору самой интересной и необычной идеи - полагается приз.

Реквизит: пластиковые тарелки, ножницы, цветная бумага, клей, пуговицы и пр.

Суть конкурса состоит в том, чтобы за 15 минут собрать из подручных средств какой-либо пасхальный символ: зайчика, цыпленка, писанку, корзинку, кулич и пр.

Когда самое креативное «пасхальное чудо» займет свое почетное, видное место в праздничном зале - можно приглашать гостей к торжественной трапезе!

ПАСХАЛЬНОЕ УГОЩЕНИЕ И ЗАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

В этот день на столе должно быть много выпечки. Горячей, парующей. Это - символ присутствия Святого Духа за праздничным столом. Пирожки, пампушки, булочки, ватрушки - радостное пасхальное изобилие!

Ах да, еще не забудьте сделать сочную творожную паску с цукатами и сухофруктами! Ведь есть мнение, что именно такое изделие действительно является русской национальной паской в полном значении слова!