Где сейчас можно послушать. Где в России можно послушать орган

Поэзия на улицах города

Москва, Волгоградский проспект, 51

Мужской голос

Проект возник в сентябре 2011 года.

Создатели: поэты Алексей Шмелев, Иван Купреянов и музыкант Виталий Веникеев.

Выступления достаточно редки, потому что переведены из клубного в театральный формат. На счету у творческого объединения два поэтических спектакля в Театре на Таганке («Конец старого света» и «Как в кино»).

Суть проекта: объединить лучших молодых поэтов-мужчин, чтобы сформировать некоторый культурный срез эпохи и общества. «Мужской голос» отличается высоким цензом участия и отсутствием цеховых творческих рамок. Костяк проекта составляют, помимо троих основателей, Арс-Пегас, Костя Потапов и Алексей Вдовин.

Место: Театр на Таганке (Земляной Вал, 76/21)

Стоимость: 300-500 рублей.

Салонъ Изящных Искусств

Появился в марте 2013 года.

Создатель: Лана Сергеева

Суть проекта: объединить поэтов, не только пишущих достойные стихи, но и умеющих их преподносить публике. По мнению создателя, «Салонъ» должен заменить Comedy Club и его суррогаты, потому что пришло время отдыхать культурно, а не угорать над шутами на нижепоясную тему. «Салонъ» предполагает обратную связь с залом и жюри, а также место для полемики о творчестве авторов.

Вечера проходят несколько раз в неделю.

Место: кафе «Чай и Кофский» (Чистопрудный бульвар, 1)

Стоимость: 200 рублей.

«Поэтарий»

Проект возник в августе 2011 года.

Создатели: Дмитрий Ерохин, Данила Иванов, Михаил Татарский.

Еженедельные мероприятия, как платные (100 - 250 рублей), так и бесплатные. В проект «Поэтарий» входит система из пяти разнообразных по формату поэтических вечеров.

1. «ЛитБрют»

Проходит в формате кабацкой байки: мол, «а вот был случай...». Люди рассказывают случаи из своей жизни. Всё это предлитературный процесс, что-то, что может стать стихами, прозой, etc.

Вход свободный

2. «Чистилище»

Это мероприятие со свободной критикой. Авторы имеют право на три произведения, которые обсуждаются коллегией критиков Поэтария. Каждый Зритель также вправе высказаться по поводу услышанного. Поэты, прошедшие «Чистилище» получают возможность выступить на сцене в «Цехе Поэтов».

Проводится в разных кафе Москвы

Стоимость: 100 рублей.

3. «Цех Поэтов»

Десятка избранных поэтов читают стихи на конкретную тему и с музыкальными паузами.

Место: Винзавод, [«Цурцум»] кафе (4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6)

Вход свободный.

4. «Poetary PLAY»

Битва авангардистов и реалистов, «либералов» и «консерваторов» в поэзии. Двое ведущих: один - авангардист, другой - реалист, поэты делятся на две команды. Зал выбирает, кто был круче в этот раз.

Место: центр Artplay (Нижняя Сыромятническая, 10)

Стоимость: 100 рублей (бывает бесплатный).

5. JackPOET

Уникальное мероприятие, где поэт может заработать чтением стихов. Есть фиксированная цена за вход, которая идет в джекпот вечера. Три победителя, три места. Судит коллегия жюри и есть голоса зала.

Проводится в разных кафе Москвы

Стоимость: 200 рублей.

Слово за Слово

Проект возник в декабре 2010 года.

Создатели: Рита Саар и Михаил Безликий.

Вечера проходят в формате поэтических дуэлей, где единственное оружие поэта – это слово. Победителя определяют зрители, а также известные писатели и литературоведы, которые специально приходят на мероприятие, чтобы отметить понравившегося «дуэлянта». Помимо состязания поэтов, в программу включены музыкальные паузы, танцевальные номера и выступления стнедаперов.

Вечера проходят каждую среду.

Место: клуб «Zavtra», (Сретенка, 26/1).

Вход: 250 руб, по флаеру 200 руб. Флаер можно скачать с сайта.

ЛитПоны

Проект возник в ноябре 2009 года.

Создатель: Арс-Пегас

«Литературные Понедельники у Арса-Пегаса» - музыкально-литературные вечера, гостями которых становятся самые разные деятели и представители современного искусства: поэты, музыканты, писатели, художники и режиссёры, которых организатор приглашает лично.

Суть проекта: «ЛитПоны» - это возможность познакомить между собою поэта и слушателя, переломить незавидную тенденцию в столичной литературной тусовке, когда поэтические вечера напоминают откровенные междусобойчики: стайка одних поэтов не особо-то и слушает стайку других поэтов.

Вечера проходят каждый понедельник

Место: арт-кафе «С утра» (Тверская, 12, стр. 8)

Стоимость : 300 рублей.

Чтецы

Проект возник в июле 2009 года в Екатеринбурге, в Москве - в мае 2012 года.

Создатель: Сергей Соколовский.

Помимо стихов, чтецы представляют широкий спектр жанров: проза, стендап, мелодекламация, интеллектуальный хип-хоп, авторская музыка. Здесь нет умудренных критиков со скучным лицом.

Суть проекта: не только показать тех или иных артистов, а создать семейное мероприятие для творческих людей, где непринужденный формат капустника сочетается со строгим отбором материала по качеству.

Вечера проходят раз в месяц.

Место: театр и клуб «Мастерская» (Театральный проезд, 3)

Орган – король инструментов. А любая уважающая себя королевская династия ведёт свой род из глубины веков. И это – правда. Предвестие органа можно видеть во флейте Пана и волынке. А изобрёл орган древний грек Ктезибий, живший в египетской Александрии. Правда, был этот орган водяным и звучал во время гладиаторских боёв, а также при церемонии вступления императоров в должность. Изображение водяного органа встречается на монетах императора Нерона – известного любителя музыки.

В IV веке, появились органы, вполне королевские по своему звучанию, а в VII веке папа Виталиан ввёл орган в католическую церковь. Византия же VIII века повсеместно и заслуженно славилась своими органами! Правда, были они грубоваты по виду, а клавиатура была настолько широкой, что по клавишам ударяли не пальцами, а кулаками. Впрочем, и королевские дворы того времени не отличались особой изысканностью нравов.

Уже в XIV веке орган обзавёлся педалями, т.е. клавиатурой для ног. Игра в две руки и в две ноги значительно увеличили возможности исполнителя. А в XV – наконец-то уменьшилась ширина клавиш и увеличилось количество труб. И мы получили того короля музыкальных инструментов, которого знаем и любим сегодня. Дальнейшие усовершенствования имели, хоть и важное, но не столь существенное значение.

Любая королевская династия обязательно владеет какой-то тайной. Есть она и у органа. Орган – исцеляет души. Благородство его столь велико, что любая незатейливая мелодия, исполненная на его трубах, становится высокой музыкой. Кстати, количество труб у некоторых органов доходит до 7000. И, чтобы не запутаться во всём этом многообразии, они сгруппированы по регистрам. Регистр – набор труб с одинаковым тембром и являющимся, как бы, отдельным инструментом. Встречаясь с органом, органист обязательно проводит регистровку. Ведь каждый инструмент абсолютно индивидуален – количество регистров, порой, доходит до 300. А ещё, чтобы не отвлекаться во время игры, органист заранее готовит тембры клавиатур – мануалов. У органа их несколько – на самых больших случается до семи.

Короля делает свита. Чем величественнее король, тем масштабнее шлейф его музыки. А органную музыку писали лучшие композиторы. И, конечно же, самый приближённый и доверенный из них – Иоганн Себастьян Бах. Кстати, Бах, хотя и был великим органистом, к своей игре относился с долей иронии. «Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а всё остальное сделает орган» – отвечал он на вопрос, как это ему удаётся.

Орган подобен оркестру. Но он – величественнее оркестра. За ним – более, чем двухтысячелетняя история. И столь же необозримое будущее. Мы любим орган и признаём его право первенства в прекрасном царстве музыки. Ведь он – истинный король инструментов.

По-настоящему прочувствовать органную музыку можно лишь услышав ее на живом концерте. Не одна, даже самая совершенная акустическая система, не передает вибрации, движения воздуха и волшебство мелодий «короля инструментов». Его мощь и разнообразие обертонов в сочетании со скрипкой, саксофоном и другими инструментами рождают чарующее звучание, которое невозможно забыть.

Благотворительный фонд «Бельканто» предлагает вашему вниманию разнообразную афишу концертов органной музыки в залах Москвы. Выбрать подходящее мероприятие вы можете ниже на этой странице. Наш благотворительный фонд предлагает различный формат программ, от классического органного концерта до аудиовизуальной постановки. Приобрести билет можно зайдя в раздел понравившегося мероприятия, где вы найдете не только описание события, но и время его проведения. Там же вы можете оплатить понравившиеся места удобным способом. Все изменения в расписании сразу же отражаются в афише.

ParkSeason продолжает делиться с читателями необычными местами Москвы. В сегодняшнем материале мы расскажем, где можно послушать настоящий орган, посмотреть на протестантскую церковь, и как оказаться в маленькой Англии (или Германии), не покидая пределы Садового.

1

Лютеранский собор Петра и Павла в Старосадском переулке


В переулках Китай-города спрятался готический шпиль: при ближнем рассмотрении он вырастает в не типичное для Москвы архитектурное строение. Это кафедральный собор Петра и Павла. После долгих скитаний лютеранской общины (соборы еще с XVII века появлялись и на Чистых прудах, и в Лефортово), в начале XIX века она наконец обосновалась в Старосадском переулке (тогда он еще был Космодамианским). Для встреч и богослужений выкупили усадьбу князей Лопухиных и в 1818 году заложили здесь церковь. Дом перестраивали несколько лет, а к 1850-м прихожан стало так много, что постройку решили расширить: именно тогда ей придали такой вид, который она имеет сейчас – с колоколом и готическим шпилем. Сюда приходили немцы, шведы, финны, эстонцы и латыши, проживающие в Москве. Богослужения велись на трех языках: немецком, латышском и эстонском.

Уже с марта 1915 года здесь начались погромы, а с приходом советской власти деятельность собора вовсе остановилась. Здание передали кинотеатру, а шпиль разобрали. К началу 1990-х инициативные группы начали поднимать вопрос о восстановлении собора, и спустя двадцать лет, после долгих поисков спонсоров и оформления документов, в реконструированном храме снова началась служба.

Одной из главных реликвий и достопримечательностей собора Петра и Павла считается исторический орган. В 1892 году община приобрела 42-регистровый «Э. Ф. Валькер», который стал лучшим инструментом в Москве. Во времена войны его эвакуировали в Новосибирск, где пустили на металлолом. К счастью, уцелел «В. Сауэр», который, будучи «жителем» Лютеранской церкви в Немецкой слободе, был перевезен в Крематорий, где его сохранили вплоть до 2000-х годов. В 2005 его отремонтировали и передали в собор Петра и Павла: на нем продолжают играть музыканты.

В зале собора регулярно проводят концерты: организацией занимается благотворительный фонд Belcanto. Им руководит Татьяна Ланская – певица и популяризатор классической музыки. ParkSeason побеседовал с Татьяной и узнал, для кого и зачем в Москве устраивают выступления органистов.

Скажите, какие музыканты выступают на концертах? Это профессиональные люди?

На концертах, организованных фондом, выступают органисты со всего мира. На сегодняшний момент это порядка 5 000 человек. Мы приглашаем музыкантов в Москву и устраиваем вечера разного формата.

На каких площадках выступают органисты?

Залы разбросаны по всей Москве: это может быть собор в центре Москвы, камерные помещения консерватории, дворцы в усадьбах, музеи.

Собор Петра и Павла – одна из главных площадок для органных концертов?

Это площадка с историческим немецким органом XIX века. Еще старинные инструменты стоят в Большом и Малом зале консерватории, зале Чайковского и музее Глинки.

Сколько концертов устраивает фонд?

Максимальное количество мероприятий за день – 11. В среднем, количество уже проведенных концертов приближается к пяти тысячам. В августе откроем программы в Петербурге.

Кто ходит на органные концерты?

Единого пласта аудитории нет. Это сильно зависит от формата концерта и площадки, где он проводится. Если это концерт Баха, например, мы ждем людей более «академических», старшего возраста. Если это «Звучащие полотна» и «Звуки города», то приходят хипстеры и средний класс. Это отдельный проект фонда, который запустился еще в прошлом году: игра на музыкальных инструментах сопровождается арт-инсталляциями, которые проектируются на стены и купол собора. Рисунки, которые попадают в проекцию, тут же, на месте создают песком или водой. То есть происходит совмещение сразу нескольких видов искусства: музыки, рисования и видео. Приобрести билеты на концерт можно на сайте фонда «Бельканто».








2

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской


В Пресненском районе на Малой Грузинской расположился еще один непривычный нашему глазу собор – это католический храм, построенный до революции 1917 года. Здесь проходят богослужения, кажется, на всех европейских (и не только) языках – французском, испанском, польском, английском, латыни и даже на корейском и армянском. Этот храм открыли в 1911 году, а построили на средства поляков, которые плотно обживали район вблизи современного Белорусского вокзала, работая на Московско-Смоленской железной дороге. Собору на Грузинской повезло больше, чем тому, что в Старосадском переулке: во время войны его разграбили, но основательно не разрушали. В советские годы здесь размещали продовольственную базу, а потом отдали постройку под общежитие. В конце 1990-х польские экспаты добились возвращения собора Католической церкви, и здесь возобновились богослужения. В храме стоят два органа: цифровой и духовой. В отличие от органа в соборе Петра и Павла, это современные инструменты, созданные в последние пятьдесят лет. Органные концерты в разных форматах проводятся в соборе на Малой Грузинской каждую неделю: иногда органисты выступают соло, иногда – в сопровождении других музыкальных инструментов. Посмотреть актуальное расписание можно на сайте благотворительного фонда «Искусство добра», который занимается организацией концертов.









3

Англиканская церковь святого Андрея в Вознесенском переулке


Храм в стиле викторианской готики незаметно расположился в Вознесенском переулке: даже те, кто считает себя знатоком архитектурной Москвы, не сразу понимают, где он прячется. Это единственная англиканская церковь в столице, и все богослужения здесь проходят на английском языке. Британская община, как и немецкая, довольно долго кочевала по городу: еще с XVI века церкви то строили то в Немецкой слободе и рядом с Сухаревской башней, то арендовали части особняков у русской аристократии. Наконец, в 1828 году англиканский приход обосновался в Вознесенском переулке: тогда еще в доме Колычева. В 1870-е годы община разрослась, и было решено здание перестроить. Из Лондона запросили архитектурный проект и по эскизам Ричарда Фримена возвели типичную английскую церковь. В январе 1885 года здесь провели первое торжественное богослужение. Тогда же установили духовой орган «Бриндли и Форстер». Судьба храма в советские годы мало чем отличается от тех, о которых мы уже рассказали: сначала прекратили богослужения, потом разместили общежитие и уничтожили орган, и уже в 1960-м году передали здание студии грамзаписи «Мелодия». Из-за хорошей акустики храм начали использовать музыканты: основные артисты записывали песни именно здесь. 1990-е годы и в этом случае стали спасением: после визита в Москву королевы Елизаветы II церковь пообещали вернуть прихожанам, после чего «Мелодия» освободила помещение.

Сейчас в соборе святого Андрея проводят органные концерты: правда, музыканты играют на электронном цифровом инструменте. Мероприятия проводят в разных стилях: можно попасть на рок-выступления, где перепевают Nirvana, а можно послушать непрофессиональный церковно-приходской хор. На сайте благотворительного фонда «Небесный мост», который отвечает за организацию концертов, можно посмотреть расписание и приобрести билеты на концерт.





В Москве есть несколько мест, где можно услышать настоящий органный концерт.

1. Московский международный Дом Музыки (ММДМ). Это 10-этажное здание общей площадью более 40 тыс. кв.м. Здесь три зала, в одном из которых стоит самый большой в России орган. В Дом Музыки давали концерты такие именитые звезды, как: Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Зураб Соткилава и др. В ММДМ есть все для того, чтобы слушатели могли получить максимальное удовольствие от выступления.
Адрес: Москва, Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8.
Метро: Павелецкая.

Это действующая лютеранская церковь. Построена в 19 веке. Органные концерты здесь проводятся регулярно несколько раз в день. Стоимость билетов около 2 т.р. Можно прийти по купонам, скидка в этом случае составит 50% стоимости. Купоны приобрести можно .
Адрес: Москва, Старосадский переулок, 7/10, стр. 10.
Метро: Китай-город.

Очень красивый собор, выполнен в неоготическом стиле. Орган, который находится здесь, был построен еще в 1955 г. для собора «Basel Münster» в Базеле, а в 2002 году был передан в дар Римско-католическому собору в Москве. Это один из самых больших органов в России, 74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы.
Стоимость билетов на органные концерты от 650 руб. Приобрести можно онлайн через ponominalu.ru .
Адрес: ул. Малая Грузинская, 27/13.
Метро: Краснопресненская.

– основной зал Московской государственной филармонии. Был построен в 1940 г. Изначально на его месте планировали построить театр В.Э. Мейерхольда, но во время строительства Мейерхольд был репрессирован и расстрелян. В итоге театральный зал переоборудовали в концертный. Из Петербургского собора св. Петра и Павла привезли старинный (1839 г.) немецкий орган, на котором в 60-е гг. 19 в. играл П.И. Чайковский. Но при перевозке из Петербурга в Москву он получил серьезные повреждения и к 1959 г. находился уже в неудовлетворительном состоянии. В итоге в зале установили новый орган чешской фирмы «Ригер-Клосс», 81 регистр, 7800 труб.
Билеты на концерты можно приобрести на официальном сайте http://www.meloman.ru/calendar/
Адрес: Триумфальная площадь, 4/31.
Метро: Маяковская.

Здесь находится старейший орган России – орган, созданный немецким мастером Ф. Ладегастом или так называемый «Хлудовский» орган (по имени первого владельца, им был московский купец Василий Алексеевич Хлудов).
С концертной программой можно ознакомиться на официальном сайте музея http://www.glinka.museum/
Адрес: Москва, ул. Фадеева, 4.
Метро: Новослободская, Маяковская.

Здесь в 2008 г. появился небольшой мобильный орган на 12 регистров производства немецкой фирмы Glatter-Götz - Klais. Концерты проходят по субботам. Стоимость билета 400-500 руб.
Адрес: ул. Дольская, 1.
Метро: Царицыно, Орехово.

– это единственная англиканская церковь в столице. Он известен своей архитектурой и проводимыми здесь органными концертами. Изначально после постройки в соборе установили орган производства английской фирмы «Brindley&Foster», но в советское время он был утерян и сейчас концерты проводят на трехмануальном электронном органе фирмы «Viscount».
Стоимость билетов – от 1350 р.
Адрес: Вознесенский переулок д. 8.
Метро: Тверская, Охотный ряд.



Звукозаписывающая фирма «Мелодия» представила новый альбом органной музыки — собрание сочинений Иоганна Себастьяна Баха. Издание включает три важных направления творчества композитора: жанры токкаты, сонаты и концерта. Исполнил произведения Баха талантливый органист Константин Волостнов. Он рассказал порталу «Культура.РФ», как в наше время можно практически доподлинно воспроизвести звучание старинных органов и в каких городах России находятся лучшие органы страны. «Альбом «Мелодии» объединил 17 виртуозных произведений Баха — многие их них входят в обязательную программу самых крупных международных конкурсов органистов. Эта удивительно красивая музыка далеко выходит за рамки церковной традиции, с которой многие привыкли ассоциировать органное звучание. Однако выбор репертуара был продиктован и спецификой инструмента: уникального для России органа, построенного финским мастером Мартти Портаном, который находится в евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии вСанкт-ПетербургеУ этого инструмента есть прототип: орган XVIII века, созданный знаменитым органостроителем и другом самого Иоганна Себастьяна Баха. Готфридом Зильберманном. Да и интерьер церкви Святой Марии напоминает те церкви, которые видел и посещал в свое время «Великий кантор». Сегодня мы знаем орган именно таким, каким он стал во времена Баха. Любой орган состоит из трех частей: труб, воздухонагнетательной системы и системы управления — системы тяжей, которые при нажатии клавиш открывают клапан под трубами и впускают туда воздух, отчего труба начинает звучать. Технически эти три элемента со временем претерпели множество изменений из-за развития технологий. Например, сегодня воздух в органе нагнетается мотором, тогда как в течение много веков этим занимались специальные люди — кальканты, которые качали мехи ногами. А механическая система управления сменилась пневматической или электрической: нажатая клавиша замыкает контакт, и на другом конце провода магнитик открывает клапан. Органные трубы сегодня отливают из обновленных сплавов, в них повышается давление — да и сами органы с каждым веком постепенно становились все больше, мощнее. Поэтому органное звучание времен Баха, устремленное ввысь, воздушное, совсем не похоже на звук органов ХХ века: экспрессивный, эффектный, даже несколько перенасыщенный.

Так что музыка, написанная Бахом, в исполнении современных органов просто не сможет звучать так, как задумывал ее композитор. Поэтому для записи альбома с «Мелодией» мы должны были найти особый инструмент, который бы воспроизводил хотя бы примерные каноны органостроения XVIIIвека, — и нашли его в петербургской лютеранской церкви Святой Марии.


В России есть и другие, не менее удивительные органы, чем этот орган Мартти Портона. В том же Санкт-Петербурге любителям органной музыки стоит прийти в Таврическую капеллу, где находится орган, построенный по старинным принципам органостроения, но во французской барочной стилистике. Более современный орган, сохранивший, впрочем, голоса и краски инструмента XIX века, находится Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.

Государственная академическая апелла.

Но главным органом России можно назвать орган Большого зала Московской консерватории. Его построил в 1899 году Аристид Кавайе-Коль, который совершил революцию в органостроении и открытиями и наработками которого пользуются и современные мастера.



Этот инструмент позволяет исполнять практически что угодно — от старинной музыки до ультрасовременных композиций, требующих хорошего технического подспорья.


Фото:golos.io Внутри органа.



Прекрасный орган есть и в Казани - в консерватории. Это замечательный инструмент голландской фирмы Flentrop, который воспроизводит французскую «романтическую» технику органостроения. Любопытный случай произошел с органом Челябинской филармонии. Его перенесли из здания, которое вернули Православной церкви, в кинотеатр «Родина», для чего последний специально перестроили: там подняли потолок, покрыли стены специальным звукоотражательными материалами, создали нишу. Сегодня в России почти каждый год строится новый орган, и это замечательно — ведь с развитием технологий и инструментов развивается и сама музыка».



(компиляция)