Генерал халилов погиб при выполнении. Формула таланта: Валерий Халилов о творчестве и дисциплине

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Халилова Валерия Михайловича

Халилов Валерий Михайлович − композитор, главный военный дирижер России, известный как организатор праздничных театрализованных представлений. Носил воинское звание генерал-лейтенанта.

Начало музыкального пути

Валерий Михайлович родом из узбекского города Термез. Там он появился на свет 30 января 1952 года. Когда Валере исполнилось девять лет, семья переехала в столицу СССР. Будущее мальчика было предопределено профессией его отца, военного режиссера. Вместе с тем смышленый ребенок довольно рано проявил свои музыкальности наклонности. Первые ноты в своей жизни он сочинил уже в четыре года, а уже с одиннадцати был зачислен в московское военно-музыкальное училище. Живописное место, где оно располагалось (Серебряный Бор), благоприятствовало творческим начинаниям. Здесь подросток не только овладевал инструментами, но и сочинял музыку. Параллельно приучался к четкому армейскому режиму. Конечно, о полноценной воинской службе речь не шла, однако распорядок дня максимально приближался к солдатскому. Пришлось привыкать к казарменному положению.

Зато в 1967 года Валерий Халилов получил незабываемые впечатления от необычайно красивого и мощного военного парада на Красной площади, по которому торжественно прошел в составе роты барабанщиков. До сих пор Валерий Михайлович вспоминал об этом с мальчишеским восторгом и гордостью. Впоследствии он не раз маршировал по главной площади страны, но тот период юности он забыть не в состоянии.

В период с 1970 по 1975 год проходил обучение в Московской государственной консерватории им. на факультете, где готовили руководителей исполнения ансамблевой музыки в армии. Наставником юноши являлся выдающийся советский дирижер Георгий Алявдин.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Главный военный музыкант страны

После окончания этого заведения Халилов прибыл в распоряжение командования Пушкинского высшего училища радиоэлектроники войск противовоздушной обороны. Молодому специалисту доверили дирижировать оркестром. Валерий рьяно и со знанием дела взялся за исполнение служебных обязанностей, в результате чего спустя короткое время вывел свой творческий коллектив на лидирующую позицию в Ленинградском военном округе. На окружном конкурсе военных оркестров курсанты Халилова вышли на первое место.

С 1981 года занимался преподавательской деятельностью, а в 2002-м возглавил оркестровое подразделение вооруженных сил России. Привлекался к разработке многих зрелищных представлений, в частности, фестиваля «Спасская Башня». История этого популярного патриотического мероприятия началась с 2007 года.

Валерий Халилов всегда придерживался мнения о том, что армейский оркестр непременно нужно ставить во главу угла. Именно поэтому, по его словам, профессию военного музыканта нужно уважать, а ее представителей всячески поддерживать.

Гибель

Жизнь Валерия Халилова трагически оборвалась 25 декабря 2016 года в авиакатастрофе над Черным морем. Генерал погиб в результате падения самолета, на котором он с музыкантами направлялся в Сирию.

Валерия Халилова я увидел в соцсетях видео: молодой морской офицер дирижирует оркестром. Его жесты напомнили мне неповторимый почерк главного военного дирижера Минобороны , который в последние месяцы жизни возглавлял и Ансамбль имени Александрова .

- Это Михаил, папин племянник, - объяснила Мария, дочь Валерия Михайловича. - Служит в Севастополе.

Сакстайм, композитор - Валерий Халилов..

На днях я связался с Михаилом Халиловым. (Кстати, полностью его должность звучит так: военный дирижер оркестра штаба Черноморского флота.)

- Насчет особого «халиловского дирижирования», которое у вас заметно, - спрашиваю, - я не ошибся?

Да, смотрю очень много концертов моего дяди. Хочется, конечно, как Валерий Михайлович, дирижировать. У меня же и отец - Александр Михайлович - военный дирижер, полковник. И дед - Михаил Николаевич Халилов - был военным дирижером. Меня, кстати, в честь дедушки и назвали... Я, как говорится, еще не родился, а уже знал, что буду военным музыкантом. Брал уроки музыки у дяди. И отец со мной занимался. И Суворовское военно-музыкальное училище окончил с отличием, и Институт военных дирижеров. По распределению еще в 2011-м попал в Севастополь .

Марш Кант, композитор - Валерий Халилов..

Много раз видел, как дирижирует Валерий Халилов - и на Красной площади, и на базе Хмеймим в Сирии... Энергично.

Во-первых, Валерий Михайлович сам по себе был человеком энергичным. У него не было жестов «неконкрентных», не было «размазанности»... Считаю, то, как генерал Халилов дирижировал, это - эталон. Он же и сам музыку сочинял - такую же энергичную. (Всего у Валерия Михайловича более 100 произведений, много маршей.) И любил повторять слова Суворова : «Музыка удваивает, утраивает армию...»

- Ну, военную мощь.

Да! Мы вспоминаем его часто. При жизни, правда, редко с ним виделись, он всегда - с оркестром, все время куда -то летал... Буквально за месяц до гибели он мне свою дирижерскую палочку подарил - из вишневого дерева. Для меня это - как будто Валерий Михайлович со мной. Ею я дирижирую только тогда, когда мы с нашим оркестром даем такие большие концерты. Я ее берегу...

Марш "Александр" (М.Халилов).

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО

Экипаж и пассажиры военного самолета Ту-154

25 декабря 2016 года военный самолет Ту-154 рухнул в Черное море недалеко от Сочи . На бору воздушного судна находились 92 человека - члены экипажа, артисты ансамбля имени Александрова, журналисты «Первого канала», «НТВ » и телеканала «Звезда»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вспоминая Черное горе

25 декабря 2016-го над Черным морем под Сочи разбился Ту-154 Минобороны России с 84 пассажирами и 8 членами экипажа

70 СЕКУНД ПОЛЕТА

Ночью 25 декабря самолет Ту-154 с бортовым номером RA-85572 поднялся с военного аэродрома «Чкаловский» под Москвой и взял курс на Сирию - на российскую авиабазу Хмеймим. Дозаправка планировалась на Северном Кавказе - в Моздоке , но из-за непогоды ее перенесли в сочинский аэропорт. Лайнер взлетел оттуда в 5.25 утра. И через 70 секунд... пропал с радаров. Никто не хотел верить, что самолет потерпел крушение. Его искали в горах, на побережье, но потом заметили фрагменты фюзеляжа в воде. В 1,5 километра от берега.

Приемный сын доктора Лизы: Я только однажды видел, как мама плакала...

Илья Швец поделился с «Комсомолкой» воспоминаниями о женщине, только в Донбассе спасшей более 500 детей

Сегодня ровно год, как в небе над Черным морем потерпел крушение ТУ-154. Одной из 84 пассажиров, летевших в Сирию с гуманитарной помощью, была Елизавета Глинка. Всю жизнь она спасала больных и обездоленных, раненных на войне, стариков и детей. И в тот раз не осталась в стороне, хотя ради этой поездки она впервые нарушила традицию проводить выходные с семьей. У Елизаветы Петровны и ее мужа, адвоката Глеба Глинки, двое взрослых сыновей, живут в Америке . О том, что есть еще третий, приемный сын Илья Швец, мало кто знал. Сегодня он с семьей живет в Саратове , работает в кафе, учится на юриста. От общения с журналистами категорически отказывается, но для «КП » сделал исключение.

Валерия Халилова была тесно связана с Абхазией, а его супруга родом из курортного города Гагра, мало кому было известно в республике. об этом не писали в СМИ и громко никто не заявлял. По рассказу депутата Парламента Абхазии Анзора Кокоскерия, ему посчастливилось быть не только соседом Халилова, но и стать для него "младшим братом".

"Супруга Валерия Халилова, Наталья, родом из Гагры. Она хотела построить небольшой домик недалеко от отцовского участка. Семья Халиловых обратились к моим друзьям, которые занимаются строительством, а те, в свою очередь, ко мне, так как знали, что я сам живу на этой улице", — вспомнил Кокоскерия.

Кокоскерия рассказал, что Халиловы приезжали не часто, где-то раз в полгода на две или три недели. Несмотря на кратковременное пребывание в Абхазии, их семьи очень сдружились, проводили много времени за общим столом и всегда старались помогать друг другу.

Валерий Халилов запомнился Анзору Кокоскерия как человек добродушный, отзывчивый, умеющий уважать традиции и культуру той страны, в которой он находился. Кокоскерия отметил, что по своему мировоззрению, поведению и моральным принципам Валерий был очень близок абхазскому народу.

"У меня даже есть фотографии, где Валерий помогает мне делать вино. Он мог сам прийти и предложить помочь порубить дрова, к примеру. Валерий был физически очень крепким мужчиной, любил работать, его двор всегда был в чистоте. Он для меня был не просто другом, а старшим братом", — с горечью утраты рассказал Анзор Кокоскерия.

Человечность и отзывчивость Валерия Халилова были безграничными, отметил Кокоскерия. Он был готов помочь, естественно, не только в Абхазии, но и везде, где у него была такая возможность.

Анзор вспомнил, что несколько лет назад у него были проблемы со здоровьем. Он поехал в Москву. Наталья Халилова, супруга Валерия, договорилась устроить его в один из лучших военных госпиталей российской столицы. Когда ее спросили, кто же этот человек, за которого они так просят, она ответила, что это сын Валерия Халилова.

"У них две дочери, сына не было. Наталья называла меня сыном, который построил им дом", — сказал Кокоскерия.

Валерий Халилов познакомился со своей супругой в Гагре еще в советские годы, он был обычным солдатом и покорил молодую Наталью своим умением красиво играть на музыкальных инструментах. Анзор Кокоскерия поделился тем, что он до сих пор не может поверить в произошедшее и все еще надеется на то, что у Валерия Халилова был шанс выжить.

Нежный "колдун" с дирижерской палочкой

Бывший первый заместитель генерального прокурора Абхазии Беслан Квициния познакомился с Валерием Халиловым в 2009 году в Москве. Умение найти общий язык, душевная простота и искренность Халилова быстро их сблизили. Квициния даже удалось лично увидеть репетицию военного оркестра, дирижером которого был Халилов. Квициния был удивлен, как ловко Халилов управлял таким количеством музыкантов одним лишь взмахом дирижерской палочки.

"Я спросил, как такой большой оркестр его слушается, особенно, когда играют на улице или на плацу. Валерий засмеялся и сказал, что на День победы в ВОВ ему предстоит вывести 1200 музыкантов, и он сейчас думает и колдует, как это лучше сделать", — вспомнил Беслан Квициния.

И вправду, Валерию Халилову удалось с честью справиться со столь сложной задачей, добавил Квициния. Он с удивлением наблюдал, как во время военного парада в честь 65-ой юбилейной годовщины победы в ВОВ военный оркестр гордо, красиво и слаженно прошел по Красной площади.

А когда Валерий Халилов приехал в Абхазию на один из Дней Победы в Отечественной войне народа Абхазии, его друг Беслан Квициния спросил его, как ему абхазский оркестр. На что дирижер улыбнулся и отметил хорошую игру музыкантов.

"Можно будет в следующий раз пригласить и военный оркестр Южного федерального округа, чтоб устроить настоящий праздник", — сказал тогда Халилов.

По воспоминаниям Квициния, Валерий Халилов был влюблен в Абхазию и очень за нее переживал. Он не мог смириться с тем, что республика никак не может до конца отойти от войны, а люди не могут найти покоя.

"Почему все так должно быть? Здесь люди должны спокойно жить, тут нельзя даже громко разговаривать", — сетовал Халилов.

Валерий Халилов очень любил и природу Абхазии. Когда у него была возможность приезжать в Абхазию, он много времени проводил на море, а все остальное время в огороде, рассказал Беслан.

"Часто мы собирались дома у Халиловых в Гагре, где он виртуозно играл нам на пианино. Это был удивительный человек, очень внимательный. Никогда не обделял вниманием, всегда поздравлял с праздниками", — подчеркнул Беслан.

Солистке Москонцерта Татьяне Сучковой-Гаврииловой (меццо-сопрано), которая не раз выступала в Пицундском органном зале с абхазскими артистами, посчастливилось поработать с мэтром российского военного оркестра Валерием Халиловым в начале 2000-х годов на фестивале духовной музыки. Она запомнила Халилова как спокойного, но очень требовательного в работе человека.

"В начале 2000-х годов мы проводили фестивали Духовной музыки вместе с Халиловым и композитором Борисом Феоктистовым. Несмотря на то, что Валерий Михайлович был военным, он не был жестким. Требовательным был, но мягким", — рассказала Сучкова-Гавриилова.

Минобороны РФ сообщило в воскресенье утром, что в 5.40 мск пропала с радаров отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера.

По уточненным данным министерства, на борту воздушного судна находились 84 пассажира и восемь членов экипажа — военнослужащие, артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые летели поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС РФ на авиабазу Хмеймим в Сирии, девять представителей российских СМИ.


Утром 25 декабря 2016 года вблизи Сочи произошла страшная трагедия – потерпел крушение самолет Минобороны РФ. В этой ужасной катастрофе погибли все пассажиры: известный военный дирижер Халилов Валерий Михайлович, вместе с ним ушел весь состав художественного ансамбля. И сегодня наша статья посвящена Главному дирижеру нашей страны: Халилов Валерий Михайлович, жена, дети и его биография.

Валерий Халилов: биография

Валерий Халилов родом из Узбекистана. Заниматься музыкой она начал в 4 года, в столь малом возрасте он уже мог сочинять свои первые музыкальные произведения. В 10 лет родители отдали его в военное музыкальное училище, которое он окончил с отличием. После училища Халилова сразу берут дирижером в училище радиоэлектроники ПВО, его оркестр в 1980 году стал лучшим военным оркестром Ленинградского округа. Позднее он попадает в Московской консерватории им. Чайковского и, начиная с 2002 года, и до последних дней своей жизни он был Главным военным дирижером РФ.

За свою жизнь Халилов Валерий Михайлович был удостоен множество наград и медалей, но всегда оставался скромным и глубоко религиозным человеком, об этом говорят его жена и дети.

Халилов Валерий Михайлович, его личная жизнь

Валерий Халилов был женат на удивительной женщине, которая во всем поддерживала своего мужа и всегда была рядом с ним в любой, даже в самой тяжелой жизненной ситуации. Жизнь главного дирижера была неразрывно связана с Абхазией, ведь его жена, Наталья, родилась в Гаграх. Знакомство с будущей супругой произошло в то время, когда Халилов был простым солдатом. Он покорил красавицу тем, что так умело мог играть на музыкальных инструментах.

Как вспоминает депутат Абхазии Анзор Кокоскерия, Халилов очень любил Абхазию, они часто приезжали сюда вместе с Натальей в свой домик, который они построили неподалеку от участка родителей Наташи. По своему мировоззрению он был близок к абхазскому народу, уважал культуру и традиции этой страны. Когда они приезжали, то много времени проводили на море или в огороде. Халилов Валерий Михайлович, жена, дети старались как можно чаще проводить отдых вместе, для дирижера была ценна семья.

Валерий Халилов не только отец двух дочерей, но и дедушка. В одном из интервью он поделился, что его внуки и даже внучки очень похожи на него. С пеленок ходят строям и пытаются дирижировать. Дети Валерия Михайловича часто рассказывали, что их папа обожает своих внуков, он всегда брал их на свои концерты и вместе с ними слушал симфоническую музыку.

Напомним нашим читателем, что в 5.40 утра 25 декабря 2016 года в Черное море упал авиалайнер. На его борту было 92 человека – участники ансамбля и военнослужащие, которые летели в Сирию, чтобы поздравить ее жителей и российских военных с Новым годом. Среди погибших был и Халилов Валерий Михайлович — жена, дети и огромная толпа народа хотела выразить свое почтение. Он был похоронен на родине своих предков во Владимирской области на Архангельском погосте. Богоявленский собор, где прошел чин отпевания, с трудом вмещал всех тех, кто пришел проститься с Главным военным дирижером России

Если вы нашли ошибку в статье, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Главные новости


Жанна Геращенко.

Валерий Халилов – организатор праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали многочисленные военные духовые оркестры из разных стран мира. В эксклюзивном интервью корреспондентам ИА «Экзистенция» Марату Бекмурзаеву и Анне Качеровой Валерий Михайлович поделился воспоминаниями о годах учебы в военно-музыкальном училище, создании маршей и переменах, произошедших в военной музыке.

ИА «Экзистенция»:
Валерий Михайлович, кому принадлежит идея проведения фестиваля «Спасская башня»?

Халилов В.М.: Ставший традиционным фестиваль «Спасская башня» в 2010 году состоялся в третий раз. Первый военно-музыкальный смотр назывался «Кремлевская Зоря». Он прошел в сентябре 2007 года, разрешение на проведение было подписано Президентом РФ В.В. Путиным. Сама идея плац-концерта возникла в связи с удивительной архитектоникой Красной площади. Я считаю, что именно главная площадь столицы с историческими декорациями – стенами, башнями Кремля, Собором Василия Блаженного – является идеальной площадкой для потрясающего патриотического действа, знакомящего россиян с достижениями в области военной музыки. Основу фестиваля будут составлять военные оркестры, включающие в себя 1400 музыкантов из 15 стран. Кроме этого, как и в прошлые годы, в смотре принимали участие подразделения почетного караула – Президентского полка РФ и Республики Казахстан.

ИА «Экзистенция» : Что Вы сами ожидаете от фестиваля?

Халилов В.М.: Очень хотелось бы выстроить переход к финалу логично и «свести» все выступления высокопрофессионально. Например, оркестр Евросоюза, состоящий из 40 волынщиков, выступит по программе пятым номером. После дефиле к нему присоединится российский оркестр и исполнит номер на тему песен военных лет (в прошлом году мы играли попурри из песен легендарных The Beatles). Мы сместили акценты таким образом, чтобы сам финал – торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского и знаменитый старинный марш В.И. Агапкина «Прощание славянки» – получился цельным, без эклектики. 2010 год – юбилейный, мы празднуем 65-летие со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Поэтому особое внимание мы уделяем теме Победы. Днем 5 сентября для москвичей и гостей города ведущие военные оркестры фестиваля сыграют в Измайловском парке, Сокольниках, в парке Горького, в Александровском саду, на Поклонной горе и в Царицыно, а тем же вечером в 20.00 на Красной площади состоится благотворительный Гала-концерт «Рубежи нашей памяти», на котором барды исполнят военные песни.

ИА «Экзистенция» : Чем «Спасская башня-2010» отличается от предыдущих фестивалей?

Халилов В.М. : Несмотря на традиционность фестиваля, на нем представлено много новшеств. Впервые на Красной площади выступил Роговой оркестр из Санкт-Петербурга. Известный со времен императрицы Елизаветы Петровны, необычный состав духовых инструментов возрожден и сыграет специально созданную фанфару: 14 музыкантов протрубили о начале праздника с гульбища Спасской башни. Новой и разнообразной стала и программа фестиваля. Оркестр Бундесвера (Германия) предложил вниманию зрителей произведения Рихарда Вагнера, коллектив из США исполнил музыку Майкла Джексона, курсанты московского военно-музыкального суворовского училища сыграли «Танец с саблями» Арама Хачатуряна и эстрадную музыку.

ИА «Экзистенция» : Валерий Михайлович, Вы сделали блестящую карьеру военного дирижера, возглавили Военно-оркестровую службу Российской Армии, в этом году после парада Победы Вам присвоено звание генерал-лейтенанта. Расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша музыкальная карьера? Когда Вы впервые взяли в руки дирижерскую палочку?

Халилов В.М .: Это произошло в 1970-м году. Я окончил военно-музыкальное училище, затем поступил на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Я попал в класс профессора Георгия Петровича Алявдина, ученика Ильи Александровича Мусина – самого известного российского педагога, воспитанниками которого были выдающиеся дирижеры, в том числе и Валерий Абисалович Гергиев.

ИА «Экзистенция» : На каком музыкальном инструменте Вы начинали играть?

Халилов В.М. : Я занимаюсь музыкой с четырех лет. Играл на пианино.

ИА «Экзистенция» : То есть, у Вас не было сомнений в выборе профессии?

Халилов В.М. : У папы не было. У меня же были колоссальные сомнения. Поступив в суворовское музыкальное училище, я подумал: «Куда я вообще попал?» Мне было одиннадцать лет, и меня обрили наголо. Да, я любил поиграть в футбол, похулиганить, как все мальчишки во дворе, но при этом я был домашним ребенком, занимался музыкой. В училище мне случалось даже плакать от обиды…Оценивая свой выбор через много лет, я считаю, что он был верным, ведь я продолжил семейную династию. Военно-музыкальное училище – уникальное учебное заведение: у нас был огромный конкурс – пятьдесят человек на место, на курс поступило тридцать человек со всего СССР. Поразительный факт: за семь лет учебы было отчислено всего четыре курсанта, и то по состоянию здоровья. А коллектив педагогов и студентов у нас был замечательный.

ИА «Экзистенция» : Вы поддерживаете с ними отношения?

Халилов В.М .: Конечно! Мы собираемся ежегодно в конце мая в Серебряном Бору, где располагалось училище.

ИА «Экзистенция» : Что вдохновляет Вас на создание собственных произведений?

Халилов В.М. : Вдохновением служит армия, ведь основная тематика моего творчества – армейская. Я пишу марши, мне это нравится и легко дается, я не стремлюсь к другим жанрам. Однажды я был в гостях у великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и поинтересовался: «Георгий Васильевич, а Вы бы смогли марш написать?». Он ответил: «Я же написал военный марш, в «Метели». А потом улыбнулся и говорит: «Конечно, это не военный марш. Просто тема такая. Я не смог бы написать». Я вообще не уверен, что, к примеру, известный композитор, но не армейский человек, может сочинить марш. Думаю, чтобы создать военную музыку, нужно находиться в недрах армии, впитать ее ритм. Для марша характерна определенная музыкальная форма: есть мотив, который должен быть развернут «сверху» и «снизу», есть «трио», во второй части должен быть обязательно контраст. Важно учитывать эти нюансы при создании марша. К примеру, симфонические или увертюрные музыкальные жанры – это развернутые произведения, создание которых требует большого количества времени, сосредоточения. Чтобы написать подобные произведения, необходимо учиться. А у меня нет специального образования, но есть умения, навыки и желание. Для меня творчество стало скорее хобби, во время учебы я входил в военно-научное общество по композиции, где и освоил основы композиторского письма. Это и есть мое «обучение». Меня принимала в Союз композиторов комиссия достаточно известных музыкантов. Я сыграл два своих произведения, и мне сказали: «Хватит!» Значит, этого было достаточно, чтобы признать меня композитором.

ИА «Экзистенция» : Как Вы считаете, что происходит сейчас с военной музыкой?

Халилов В.М .: В последние пять-семь лет я начал чувствовать, что действительно началось реальное возрождение военной музыки в России. Во-первых, в последние годы мы получили достаточно средств, чтобы начать обновление оркестров музыкальными инструментами. Москву и Санкт-Петербург мы уже полностью «одели» в новые комплекты отличных инструментов мирового уровня. И продолжаем обеспечивать инструментами оркестры отдаленных гарнизонов. Ведь инструмент – это оружие каждого музыканта. Во-вторых, за последние годы мы провели Всеармейский конкурс военных оркестров. Впервые за всю историю Вооруженных сил СССР и РФ все военные дирижеры собрались для обмена опытом и знакомства с достижениями в военной музыке. А до этого на протяжении 15 лет у нас был silentium (молчание): инструменты не закупались, конкурсы и смотры не проводились, потому что средства на это не выделялись. Шли девяностые, время было непростое.

ИА «Экзистенция» : На Ваш взгляд, есть ли разница между оркестрами Советского Союза и РФ?

Халилов В.М .: Мы отказались от репертуара, который много лет нам насаждали: не играем сейчас, например, песню «Широка страна моя родная». Думаю, в выборе исполняемых произведений необходимо избегать идеологической архаики, важно выбирать произведения, представляющие культурную ценность и соответствующие духу времени. В то же время, нельзя отказываться от шедевров музыкальной культуры, таких как «Священная война» Александра Васильевича Александрова. Посмотрите, что произошло: музыка гимна Советского Союза осталась основой гимна Российской Федерации. Слова изменились, но музыка-то осталась. Потому что это шедевр.

ИА «Экзистенция» : Валерий Михайлович, а Вам не кажется, что народ устал от современной музыки, от «попсы»?

Халилов В.М .: Мы все с вами и составляем российский народ, я не отношу себя к «элите». После службы я спускаюсь в метро и становлюсь таким же, как и все, ведь в гражданском никто не может различить, что я генерал. Я прихожу домой и слышу по радио или телевидению современную музыку, и она меня удручает. Я категорически против фонограммы в любом ее виде. Я еще могу понять исполнение под аккомпанемент, ведь артист иногда не может везти с собой из Москвы в регион оркестр. Но он может петь своим голосом. Пусть это будет «минусовка», но когда и артист, и аккомпанемент «не живой» – я не могу этого понять! Приходит зритель на концерт в зал, а его, извините, дурачат. Меня, музыканта-профессионала, это коробит. Исполнитель обязан показать свое мастерство.

ИА «Экзистенция» : Какие исполнители Вам нравится?

Халилов В.М. : Меня привлекают настоящие профессиональные «откровения», за которыми стоят труд и любовь к музыке, переданная по-настоящему. Недавно Игорь Бутман сказал мне такую фразу о бардах: «Поэтом можешь ты не быть, но музыкантом быть не можешь!» Да, барды не являются музыкальными профессионалами, и в то же время, я обожаю их: это музыка достаточно серьезная, глубокая, интересная, где чувства доносятся по-настоящему, через сокровенность. И мне барды, честное слово, дороже, чем профессионал, который исполняет свою музыку вымученно.

ИА «Экзистенция» : На Ваш взгляд, какую роль играет военный оркестр в жизни общества?

Халилов В.М. : Великий критик Владимир Васильевич Стасов сказал: «Военные оркестры – проводники не одной только военной, но всяческой музыки, в массу народную». Еще до революции, до эпохи радио и телевидения, военный оркестр являлся настоящим культурно-музыкальным центром, в задачи которого входило не только обеспечение строя военной музыкой или исполнение ритуальных протокольных произведений, но и выступление перед зрителями как филармонии, игра на балах, в садах и парках. У каждого полка был свой гимн в виде марша или какой-нибудь «цитаты» из классического оперного произведения. Музыку военного оркестра раньше обожали все. Вспомните популярные произведения: «Амурские волны», «Осенний сон», «На сопках Маньчжурии», вальсы, созданные, кстати, военными дирижерами.

ИА «Экзистенция» : Какую цитату Вы произносите чаще всего?

Халилов В.М .: Слова Александра Суворова: «Музыка ведет к победе – победа ведет к славе!» Вообще-то я не строю свою жизнь по цитатам или постулатам. Я верующий человек. Конечно, в жизни есть внутренние эстетические нормы, правила, которым я следую. Знаю, что где-то пролегает грань, дальше которой идти нельзя, потому что там находится «черная дыра», к которой я просто боюсь приближаться. А если вспомнить еще цитаты, то я часто обращаюсь к строчкам Владимира Маяковского.