Как научиться играть в шахматы — пошаговый план, описание фигур, советы. Как играть в шахматы (для начинающих)

Как научиться играть в шахматы?

Шахматы называют мудрой игрой. Еще в далекие времена людей привлекал загадочный мир шахмат, красота этого искусства. Так как научиться играть в шахматы начинающим или детям?

Положите перед собой шахматную доску. Она разбита на квадраты. Всего 64 квадрата, половина – белые, другая половина – черные. Доска всегда располагается так, чтобы в левом нижнем углу (который ближе к вам) находился черный квадрат.

По шахматному полю ходят фигуры. Посмотрите и запомните, чтобы научиться играть, необходимо знать, как расставляются фигуры перед начинающейся игрой. В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. Ферзь всегда стоит на своем цвете: белый – на белом поле, черный – на черном. Это положение фигур перед началом игрой.

В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.

Начинаем знакомиться с шахматными фигурами, и учимся ими ходить:

Король. Самая важная фигура, но очень слабая. Если король погиб – партия проиграна. Король ходит на любое соседнее с ним поле только на одну кленку. Главная цель игры – поставить короля противника в безвыходное положение, объявить ему мат. Если вам удалось объявить мат - вы победили и партия окончена.

Ладья. Это вторая по силе шахматная фигура. Она ходит почти так же, как ферзь, только ею нельзя ходить по диагонали.

Ферзь. Самая сильная фигура. Ее называют королевой. Она ходит как угодно: и по горизонтали, и по вертикали, и по диагоналям, вперед и назад. За один ход королева может пройти как одну клетку, так и все шахматное поле.

Пешка. Самая слабая фигура. Она ходит только вперед, и только на одну клетку, только один раз с исходной позиции пешка может сделать двойной ход (через клетку, например c2 – c4). Однако если пешке удается пройти все поле, то дойдя до последнего ряда, она может превратиться в любую шахматную фигуру, кроме короля. Не правда ли, это немного напоминает сказку про Золушку, которая превращается в принцессу?

Конь. Это очень интересная фигура. Конь ходит следующим образом: две клетки вперед, одна вбок, или две клетки вбок, одна вперед. При каждом ходи конь меняет цвет поля.

Слон. Эта фигура ходит только по диагоналям, вперед и назад. Слон ходит по клеткам только своего цвета.

Как правильно играть в шахматы?

Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.

Давайте рассмотрим пример:

В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.

Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной - короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» - x.

Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:

  1. Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход - одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
  2. Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу - возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.

При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру - ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход - не прикасайтесь к фигуре.

Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.

Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .

Как научиться шахматной аннотации?

Аннотация в шахматах – это обозначения фигур на доске, этому обязательно нужно научиться начинающим, а также детям, которые собирается заниматься этой игрой всерьез. Чтобы описать шахматную партию, существует своеобразный шахматный язык. Этот язык прост. Каждая клетка шахматного поля обозначается латинской буквой и цифрой. Вертикали обозначаются буквами, горизонтали - цифрами.

Счет всегда ведется от левого углового поля белых фигур. Например: a1, c2, dЗ, h5, f8. При записи фигуры обозначаются сокращенно: король - Кр, королева - Ф, ладья - Л, слон - С, конь - К, пешка - не обозначается.
Полная запись ходов включает «пункт отправления» и «пункт прибытия» фигуры.

Например:
1. e2 - e4 цифра показывает порядковый номер хода, е2 - е4 - что на поле е4 с поля е2 стала белая пешка.

Можно записывать ход сокращенно, указывая только «пункт прибытия». Например: 1. e4.

Ход черных обозначается тремя точками перед записью. Например:
1. ...e5. черная пешка прошла с e7 на e5.
Взятие фигуры обозначается «:». Например:
3. Ф: f7 - ферзь взял пешку f7.

Перед вами встал нелегкий вопрос, для поиска ответа на который требуется немало времени и терпения. Все усилия буду вознаграждены, если с самого начала вам удастся заинтересовать малыша старинной интеллектуальной игрой. Встает логический вопрос – как этого добиться?

Научить ребенка игре в шахматы может оказаться даже занимательнее, чем обучать взрослого-сверстника. Вы сами погружаетесь в детство, чтобы проникнуться давно забытым детским мышлением и понять уже известное вам с другой точки зрения./

Перед тем как читать статью дальше , ознакомьтесь вот с этим замечательным видеокурсом КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ от основателей онлайн-школы “Шахматы с Жориком”. Благодаря ему ваш ребенок научится играть в течение 1-2 недель даже если ему нет и 5 лет. Он выполнит норму 2-3 юношеского разряда по шахматам и сможет принять участие в каком-либо шахматном турнире. Данная методика опробована уже на десятках детей и дает хорошие результаты.

Воспользовавшись простыми и нехитрыми подсказками, вы сумеете добиться положительных результатов уже через несколько недель. Как показал опыт, успехов на начальном этапе обучения шахматам может достигнуть даже 4-хлетний кроха.

Помните – вы учите ребенка

Нет ничего сложного в том, чтобы научить трехлетнего ребенка . Детский дошкольный возраст характерен тем, что большая часть времени уделяется игре. Поэтому нет ничего удивительного в том, что знакомство с шахматами от начала и до конца должно происходить исключительно в игровой форме.

Избегайте строгого и поучительного тона, но и не сюсюкайтесь с юным учеником. Информация усваивается быстрее и проще, когда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Лучше приводить все объяснения на наглядных и максимально простых примерах. Можно воспользоваться методом сказки – пусть ребенок представляет яркие сцены из древности, где королей защищают верные подданные, статные слоны гордо вышагивают по боевому полю, а соперник коварно отправляет кавалерию из двух коней.

С чего начать обучение ребенка шахматам?

Психологи утверждают, что учить ребенка играть в шахматы с нуля нужно постепенно, двигаясь с простейших азов и понемногу переходя к более сложным деталям. Главное сохранять принцип доступности и высокого интереса к игре на всех этапах обучения.

Расскажите малышу немного о том, как появились шахматы. Не забудьте уделить внимание самой доске – ведь это основное место для сражения. По очереди показывайте каждую фигуру, кратко и выразительно поведайте, как она называется и почему важна. Начните с низших чинов (пешки) и закончите королем, указывая на их законное место. Вооружившись пешкой, сделайте элементарный ход и предложите ребенку сделать ход своей пешкой.

Будьте терпеливы и снисходительны. Для первого занятия, если ребенок очень мал, будет достаточно 10-15 минут. Не пытайтесь освоить всю программу за один присест. Старайтесь увлечь в игровой процесс неторопливо, каждый раз показывая новый захватывающий кусочек правил. Если тяга к шахматам у ребенка только растет от урока к уроку – вы на верном пути.

Шахматы – это весело и познавательно

Необходимо во что бы то ни стало привить ребенку уважение к этой настольной игре. Ребенок не только развивает свое мышление, но и учится усидчивости и аккуратности, пока познает основы шахмат. В доступе имеется множество видео, детально объясняющие, как научить ребенка играть в шахматы в кратчайшие сроки и с наилучшими результатами.

Шахматы… Есть ли те, кто не слышал название этой игры? Думаю, нет. Многие видели доску с клетками, умное и сосредоточенное выражение лица игроков, которые по очереди двигают разными фигурками в надежде выиграть у противника, сказав такое долгожданное слово «мат». Давайте же познакомимся с этой игрой поближе.

Это игра, которая ведется на 64-х клеточной доске с 16-ю белых и 16-ю черных фигур, которая развивает тактические возможности, стратегическое мышление, комбинационное зрение, зрительную память и многое другое. Шахматы основываются на логическом мышлении, так как во время партии Вы сосредоточены на поиске оптимальных решений сложившейся ситуации на доске и предугадыванием ходов соперника для собственного выгодного расположения фигур. Таким образом, развитая логика даст возможность Вам находить причинно-следственную связь и отыскивать саму суть тех или иных вещей. Это поможет Вам выделяться в обществе своей дальновидностью и быть прагматичным. Помимо этого, развитие интеллектуальных способностей Вам гарантированно!

Само название игры состоит из двух слов персидского языка – «шах» и «мат», что, в свою очередь, означает только одно - «король умер». Что касается истории, то данные располагают, что игра под названием шахматы родом из Индии и довольно таки стара – ей не меньше 1500 тысяч лет (внушительная цифра, не правда ли?).

Доска и свойства фигур

Шахматы – игра настольная, поэтому все действия происходят на доске, которая поделена на клетки, или, другими словами, поля – 8 × 8. Ряды по вертикали (поля, которые находятся внизу и вверху от Вас на доске) обозначаются буквами латинского алфавита начиная от «a»и до «h», располагаясь слева направо. Ряды же горизонтальные (находятся справа и слева от Вас) обозначены цифрами от 1 до 8 – единица находиться внизу, а все цифры от нее идут к верху, аж до самой восьмерки на верху.

Игра начинается с того, что у каждого из шахматистов одинаковое количество фигур, которые стоят в определенном порядке. У игроков такие наборы фигур: король, ферзь, две ладьи, пара слонов, два коня и восемь пешек окрашены в тот цвет, который представляет шахматист (белый или черный). Фигуры размещены в таком порядке, как показано на рисунку ниже.

Ходы

Первыми всегда ходят белые – поэтому ход делает тот игрок, кто владеет фигурами именно такого цвета. Как же ходит каждая из упомянутых выше фигур? Остановимся на этом подробней:

  • ходить можно на клетку, которая не занята своей фигурой или же становиться вместо чужой, предварительно «убив» ее;
  • король может ходить на одну клетку в трех направлениях: горизонтально, вертикально и по диагонали;
  • ферзь идет по тем же трем направлениям, но имея свободу в передвижении, не ограничиваясь одной клеткой, а имеет все пространство в распоряжении;
  • ладья – ход на любое расстояние но только в двух направлениях: горизонтально и вертикально;
  • слон – неограниченность хода только в одном направлении – диагональ;
  • конь ходит на клетку, которая находится на расстоянии 2-х по вертикали и 1-й по горизонтали или 1-й по вертикали и 2-х по горизонтали от своего положения (буквой «Г») и имеет свою уникальную возможность – перепрыгивать все (как свои, так и чужие) фигуры и становиться на любую клетку;
  • пешка имеет возможность направляться на одну клетку доски вперед по вертикали, а при взятии другой фигуры на одну клетку по диагонали. Если пешка (при самом начале игры) не делала еще ни одного хода, то она имеет возможность сделать ход на две клетки вперед по вертикали. Еще одна возможность пешки - это трансформация в любую фигуру, если она дошла до последней горизонтали противника.

Ситуации в шахматной партии

  • шах – это ситуация, когда король стоит под ударом любой из фигур и обязан устранить данную ситуацию ближайшем же ходом для возможности продолжать игру;
  • мат – игроку невозможно никаким ходом предотвратить поставленный шах и король оказывается «убитым». При этом противник, который сумел «убить» короля, произносит фразу «шах и мат» - это является целью игры;
  • пат – ситуация, когда игрок при своей очереди хода не может сделать ход, который бы соответствовал правилам, но при этом король не находится под шахом.

Советы тем, кто хочет научиться самостоятельно играть в шахматы с нуля

  • всегда анализируйте все происходящее на доске – помните, что не только Вы, но и Ваш соперник имеет стратегию и большинство (если не каждый) его ход направлен на угрозу Вашему королю, поэтому стремитесь предугадывать ходы и быть сосредоточенным;
  • не спешите ставить «шах», лишь бы чаще произносить эту фразу. Будет более уместно, если Вы будете подходить к атаке не единой фигурой, а комплексно, продумав варианты «бегства» короля противника и создав уже там свою «засаду»;
  • понимайте ценность каждой из фигур и имейте ввиду, что суть игры поставить «мат» королю, а не перебить, ценой и собственных потерь, чужие фигуры;
  • здесь совет, сродни такому виду спорта, как бокс и многие другие – старайтесь контролировать центр, именно в этой части доски происходят все важнейшие события, которые зачастую имеют решающие значение;
  • имейте ввиду, что охрана короля имеет важное значение в игре, потому что без надежной защиты невозможно полноценно идти в атаку на противника;
  • после того, как Вы окрепнете тактично, практикуйте – играйте вместе с знакомыми, друзьями, родителями, изучая различные ситуации в «живой» игре, и самое главное… не забывайте наслаждаться игрой, испытывая на себе как радость побед, так и горечь поражений, которые превращаются в неоцененный опыт и основу для будущих побед.

Надеюсь, что мы ответила на ваш вопрос, как быстро научиться правильно играть в шахматы для начинающих. Читайте дополнительную литературу и всё у вас получится!

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Из этой статьи вы узнаете

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически . Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии . Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков : длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память , учат ответственности и самостоятельности . Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет , когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод — сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно ! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре. Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут ). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут ).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры — лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:


Это интересно ! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку »: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля .
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода .
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском . Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная : ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку ! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо , иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер.
  • Заинтересовывайте дополнительно : рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход , какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка , хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит : проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках . Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

Важно ! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Приветствую вас уважаемый читатель или гость данного блога. Меня зовут Александр Борисов. Жорику я прихожусь родным отцом и в этой статье я хотел бы рассказать вам о том, как научиться играть в шахматы и достигать хороших результатов в этом виде спорта.

Дело в том, что заучить правила игры, чтобы пойти играть во двор с друзьями или же с бабушкой на даче, можно за 1 день, а вот научиться играть профессионально, для этого нужно еще и тренироваться, и делать это правильно.

Данная статья будет полезна тем кто:

хочет научиться играть в шахматы с нуля

хочет понять основные принципы игры

хочет узнать, как правильно нужно тренироваться каждый день для повышения навыков шахматного мастерства

хочет не совершать жестоких ошибок в начале своей шахматной карьеры

хочет узнать с кем лучше играть и при помощи каких шахматных программ тренироваться

Сразу один момент, если вы наткнулись на эту статью в интернете и хотите научить играть своего ребенка, то тогда, вам нужно для начала , а потом уже эту. А мы начинаем.

Имею ли я право учить вас играть в шахматы? Я думаю да. Почему? Ну если уж за 2 недели научил 4-х летнего ребенка с нуля игре и через 3 месяца он , то и вас смогу научить.

Кроме всего прочего я сам играю в шахматы уже довольно таки давно. В далеком, вроде бы 2003 году мой рейтинг доходил до почти 2200 пунктов ЭЛО.

База шахматной игры состоит из следующих блоков:

  1. Обучение правилам игры
  2. Понимание тактики и стратегии игры
  3. Ежедневные тренировки

Сейчас мы все это и рассмотрим.

Чтобы здесь и сейчас, заново не сидеть и пересказывать вам все правила: как расставляется доска, как ходят фигуры, как они едят друг друга, какие есть подводные камни и все такое, я вам просто рекомендую , где по полочкам от начала и до конца собрано все, что нужно знать для того, чтобы научиться играть.

При чем научиться играть по правилам и чтобы вам никто никогда не сказал, — «Эй друг, так не ходят, или так не кушают»… Кроме того, изучив эти правила по ссылке, что я дал выше вы сами сможете поправлять других. Ну даю вам гарантию, что как минимум 50% дворовых шахматистов даже не знают простого правила – .

Если вам лень читать, то в таком случае рекомендую вам, приобрести вот этот видеокурс , который мы совместно с Жориком записали для вас. Подойдет как для взрослых, так и для детей.

Итак, для того, чтобы начать играть в шахматы вам нужно изучить базовые правила (элементарные вещи: кто ходит первым, что такое шах, мат, пат, как фигуры называются и кто сильнее кого из них и т.д.).

После того как базу вы поняли нужно научиться правильно расставлять фигуры на доске и узнать, как ходит каждая из 6 основных фигур, это пешка, ладья, конь, слон, ладья, ферзь и король.

После этого изучить правила рокировки, взятия пешки на проходе и то, в какую фигуру превращается пешка, когда доходит до последней линии шахматной доски. ВСЕ!

Все остальное уже к вам придет со временем. Шахматную нотацию вам, например, знать не обязательно в первые дни, так же, как и знание того, что такое тай-брейк в шахматах. Все просто. Вот вам для удобства ссылки на все статей, которые вы прямо сейчас можете прочитать и уже через 2 часа пойти играть с другом во дворе или бабушкой на даче.

Давайте будем считать, что в шахматы вы уже научились играть. Теперь нужно прокачивать свои навыки игры. Что для этого нужно делать? Все верно – тренироваться каждый день, но давайте об этом чутка по позже. Давайте вначале изучим основные принципы игры.

Вот вам полезная статейка кстати — . Почитайте. МЕГА полезные правила для новичка, чтобы он не делал ошибочных ходов, не зевал фигуры и мат своему королю. Эти правила – наша собственная с Жориком разработка.

Идем дальше к принципам игры. Сейчас я вас могу грузить всякими разными сложными терминами гроссмейстерскими, но давайте не будем. Давайте я простым языком расскажу вам об элементарных принципах, поняв которые вы мега мощно повысите уровень своей игры уже после их прочтения.

Собрал их всех в кучу на основе самых распространенных ошибок новичков, в том числе и своего Жорика. Вот вам мои советы которые одобрит любой профессиональный шахматист (гроссмейстер):

  1. Не ходи крайними пешками в начале игры. Захватывай центр центральными
  2. Не выводи тяжелые фигуры в начале игры, выводи легкие
  3. Не бегай ферзем в начале игры в одиночку, пытаясь кого-то съесть, потому что это самая сильная фигура
  4. Не забывай о защите короля, не забывай про рокировку .
  5. Ладьи любят открытые линии , занимай их
  6. Кони любят простор , располагай их в центре, а не на краю доски
  7. Старайся не допускать сдваивания или страивания пешек
  8. Старайся не образовывать слабых не защищенных пешек
  9. Не ходи пешками от рокированного короля . Королю требуется защита из собственных пешек
  10. Не спешите ставить шах сопернику , показывая свое нападение на короля. Шах можно поставить так, что только поможет сопернику в развитии. Не надо говорить «Шах» вслух.

А теперь по подробнее о каждом совете.

    1. Центр – важнейшие поля шахматной доски и именно за их завоевание в начале партии бьются все шахматисты. Это как на войне стараются взять высоту, чтобы все остальное поле боя было как на ладони, так и в шахматах, стараются захватить центр, чтобы с него атаковать по всем фронтам.
    2. В начале игры нужно стараться выводить легкие фигуры, это кони и слоны, а уже потом все остальное. Тяжелая фигура в одиночку не сможет ни чего сделать, ей нужны помощники и это как раз-таки легкие фигуры. Тяжелая фигура, выйдя на поле боя в одиночку вынуждена будет отступать от нападок легких фигур противника.
    3. Аналогично всему тому что написано в пункте №2. Пока ферзем побегаешь по доске в надежде кого-то скушать, противник разовьет все фигуры и будет атаковать в то время когда твои боевые единицы стоят в гараже и отдыхают.

Перед вами пример того как не нужно играть новичку:

Пока белые бегали ферзем, черные развивались. Посмотрите на итоговую позицию. У белых стоят все фигуры на своих местах, а у черных уже захвачен центр и выведены два коня, один из которых в центре.

    1. Не рокированный король часто гибнет еще в середине игры, не доживая до эндшпиля (конец игры), поэтому после вывода легких фигур постарайтесь сделать рокировку, чтобы защитить свою самую важную фигуру.
    2. Ладьи любят простор, поэтому захватывайте свободные линии, так же очень хорошо ладьи работают в паре. Ворвавшись в так называемый обжорный ряд противника, они могут атаковать его по полной программе.

Пример атаки ладей в обжорном ряду:


    1. Своих коней старайтесь ставить в центр, потому что на краю доски они не эффективны и у них меньше вариантов ходов. Если стоя на краю, у коня в лучшем случае 4 варианта хода, то в центре может быть целых 8.
    2. Это уже конечно же уровень профи, но все же знать это надо. Сдвоенные или строенные пешки в большинстве случаев усугубляют позицию. Сдвоенные пешки мешают друг другу, становятся мишенями для нападения. Пешки любят идти рядышком друг с другом, когда каждая может защитить ей подобную.

Вот пред вами пример сдвоенных и строенных пешек:


    1. Что значит слабые пешки. Вот вам простой пример таких слабых пешек:


А вот так образовалась такая ситуация. Возможно лучше было черным вместо хода c6 сходить Cd7.

Слабые пешки – это те пешки, которые не могут быть защищены другими своими же пешками. В результате, такие пешки становятся мишенями для атаки. Соперник найдя такую слабость в вашей армии будут стараться направить все силы именно в этом направлении.

    1. После того, как вы сделали рокировку старайтесь не ходить пешками от короля, потому что пешки — это его защитники, ладно еще сделать форточку, но не ослаблять позицию примерно вот так, как это любят делать новички, стараясь прогнать слона, который связал коня.


Очень часто такое ослабление коня заканчивается неудачей:

  1. Новички любят пошаховать. Совет такой – перед тем как сделать «шах», подумай что это даст? Это действительно навредит королю соперника и ухудшит его позицию или же наоборот поможет ему получить преимущество, хорошую позиционную игру, развитие фигур или еще хуже, выиграть у тебя фигуру.

Очень часто вижу у новичков такую ошибку. У них одна фигура находится под боем и нужно ей уходить, но вместо этого они дают бесполезный шах королю соперника другой фигурой. В итоге соперник закрывается от шаха пешкой с нападением на вторую фигуру.

Получается, теперь две фигуры под боем и какая-то одна проиграна. Смысл было делать шах? Мотайте на ус.

Ну что же. В целом это все. Теперь когда вы знаете все правила игры и умеете играть, когда вы знаете все основные принципы игры в шахматы, остается только каждый день тренироваться.

Как это делать? На самом деле это ооооооочень большая тема и всю ее охватить в этой статье я естественно не могу поэтому, чтобы ваши ежедневные тренировки были максимально эффективными, предлагаю вам, посмотреть вот этот видеокурс, который мы разработали совместно с Жориком.

В нем есть абсолютно все, что необходимо для того, чтобы каждый день эффективно и результативно тренироваться и выходить на супер результаты.

Так же совсем скоро мы с командой откроем школу шахмат «Шахматы с Жориком» в которой будем постоянно совершенствовать свои навыки игры под руководством опытного тренера Шипинцына Павла Александровича.

P.S. В заключение статьи совет. Купите или скачайте в интернете программу CT-ART 4.0. Очень крутая штука. Есть различные варианты проработки различных шахматных ситуаций.


После того как ее полностью прошел мой Жорик, то уровень игры вырос на лицо, а рейтинг поднялся с 1070 до 1530 на lichess.

До скорых встреч друзья. С вами был, Александр Борисов.