Михаил михайлович жванецкий - биография, информация, личная жизнь. Жванецкий, михаил михайлович Молодой жванецкий

Михаил Михайлович Жванецкий (Михаил Маньевич Жванецкий). Родился 6 марта 1934 года в Одессе. Советский и российский писатель-сатирик, исполнитель собственных литературных произведений. Народный артист Украины (1999). Народный артист Российской Федерации (2012).

Отец - Мане (Эммануил) Моисеевич Жванецкий.

Мать - Раиса Яковлевна Жванецкая.

Рос в Томашполе Винницкой области, где отец работал терапевтом, а мать стоматологом. Когда ему было 7 лет началась война. "Помню хорошо эвакуацию, помню бомбежку по дороге. Мы бежали из вагонов, бежали в поезд, пока немцы, помимо бомб, обстреливали вагоны из пулеметов. Вагоны - с беженцами, с детьми, с женщинами и стариками. Это сейчас я понимаю, какое это было бесчеловечное зверство - стрелять по беззащитным гражданским, а тогда воспринимались мелочи. То, как мама укрывала меня какими-то лопухами, забрасывала травой, стремясь сберечь мою жизнь", - вспоминал он.

Во время войны его отец был главным врачом Ташкентского госпиталя. Туда приехали и он со своей мамой. До третьего класса он учился в Ташкенте. Семья вернулась в Одессу из эвакуации после освобождения города в 1944 году.

Детство провел на улице Старопортофранковской, 133, в чисто еврейском дворе с неподражаемым колоритом мироощущения. Окончил 118-ю среднюю школу для мальчиков.

После школы в 1951 году поступил в Одесский институт инженеров морского флота.

В 1956 году окончил ОИИМФ по специальности «Инженер-механик подъёмно-транспортного оборудования портов». После окончания ОИИМФа работал в Одесском порту вместе с Виктором Ильченко: Михаил – механиком по кранам, а Виктор - механиком по автопогрузчикам.

В студенческие годы участвовал в самодеятельности, где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял.

В 1958 году Жванецкий знакомится с Романом Карцевым.

"Мои университеты - это Одесский институт инженеров морского флота, потом восемь лет работы в порту города Одессы, потом еще работа на заводе... Все эти годы, пока я работал, я встречался с обычными людьми - слесарями, крановщиками, рабочими. Они во многом и становились героями моего творчества. Да мне и самому приходилось работать руками. Я, например, вагоны разгружал!.. Словом, опыт, который я за все эти годы получил, трудно переоценить. Это был опыт не театральный, не сценический, не литературный. Это было гораздо важнее - это был жизненный опыт. Мне кажется, что то, что так много моих высказываний ушло в народ и потеряло всякую связующую нить со своим автором - это и есть признание и отголосок тех лет", - говорил он.

В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным, который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил его в свой театр на должность заведующего литературной частью.

Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».

В период работы в театре , творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более трёхсот миниатюр и монологов.

Затем самостоятельно выступал в Одесской филармонии, потом в Московском театре «Эрмитаж», где приобрел популярность.

С 1988 года художественный руководитель созданного им Московского театра миниатюр.

Миниатюры Жванецкого - «Авас», «В греческом зале», «Подруги», «Города», «Только приятное», «Как лечат стариков», «На складе», «О воспитании», «Ночью», «У кассы» и многие другие - исполнялись многими известными артистами.

Свой стиль называет верлибром: "Я действительно поэт, я согласен. Понимаете, я уже в том возрасте, когда могу говорить о себе правду без присущей мне застенчивости. И - да, в моих текстах есть поэзия. Есть внутренняя музыка, есть ритм, который запоминается. То, что я пишу, называется верлибр, верно? Свободный стих, как говорят французы".

В 1991 году снялся камео в эпизоде фильма «Гений».

По его произведениям поставлено множество знаменитых спектаклей, среди них: «Птичий полет», «Избранное», «Моя Одесса», «Искренне Ваш», «Бенефис», «Политическое кабаре», «Престарелый сорванец».

В 1988 году в саду скульптур Литературного музея Одессы по адресу ул. Ланжероновская, 2 открыт памятник Михаилу Жванецкому.

С 2002 года стал ведущим ежемесячной телепередаче «Дежурный по стране» на канале Россия 1.

"Человек по-настоящему свободен только наедине с собой, но даже это получается у единиц. А я по-настоящему свободен только, когда я пишу" , - говорит Жванецкий.

Михаил Жванецкий. Концерт в Одессе

Рост Михаила Жванецкого: 171 сантиметр

Личная жизнь Михаила Жванецкого:

Первая жена - Лариса. Они поженились в 1954 году. Брак продержался 10 лет.

Фактическая жена - Инна. Отношения между ними имели место в начале 1970-х, когда Жванецкий работал в Москве. Инна родила от Жванецкого ребенка и принудила сатирика выплачивать алименты. Позже она эмигрировала в Соединенные Штаты.

Фактическая жена - Венера. Их связывал 10-летний роман, у пары родился сын Максим Жванецкий. Венера также уехала в США.

Фактическая жена - Надежда Гайдук. Дочь Елизавета.

Фактическая жена (с 1991 года) - Наталья Сурова, костюмер. Разница в возрасте супругов - 32 года. Они познакомились в Одессе на открытии Клуба одесситов. В 1995 году родился сын Дмитрий Жванецкий.

Наталья рассказывала: "Но у Миши была очень путаная жизнь, он никогда ни с кем толком долго не жил. Немножко зная его предыдущих женщин, могу сказать, что они были довольно своеобразными, со странным характером. И когда появилась я, молчаливая, высокая, красивая, тихо сидящая в углу, в меня Мишины друзья так вцепились! Они так хотели, чтобы я с ним осталась - даже не знаю почему. И мне кажется, что во многом именно благодаря его друзьям я с Мишей и осталась. Вообще, я была молодая, и, наверное, в таком возрасте мало что видишь, мало что замечаешь, делаешь резкие шаги, поэтому и соглашаешься на брак с известным человеком старше себя".

Всего у Михаила Жванецкого пятеро детей - двое сыновей и три дочери.

6 января 2002 года сатирик стал жертвой ограбления. Трое преступников избили Михаила Михайловича, кинули его на заднее сиденье собственного внедорожника, отобрали документы на авто и 600 долларов. Затем грабители бросили Жванецкого на необитаемый пустырь около МКАДа и скрылись в неизвестном направлении. Преступники также забрали с собой портфель писателя, в котором были тексты новых произведений. Через несколько дней были задержаны 5 участников ингушской группировки, участвовавших в нападении.

Книги Михаила Жванецкого:

«Встречи на улицах» (1982);
«Год за два» (1987);
«Моя Одесса» (1993);
«Собрание произведений» в 5 томах (2001, 2006, 2009, издательство Время);
«Мой портфель» (2004, издательство Махаон-Украина);
«Одесские дачи» (2007, издательство Время);
«Тщательней...» (2008, издательство Время);
«Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Избранное» (2008, 2010, 2011, издательство Эксмо);
«Не продолжай короткое» (2010, издательство Время);
«Жаркое лето» (2011, издательство Время).




Жванецкий смотрит на тебя, зная, что сказать

Михаил Маниевич (Михайлович) Жванецкий (евр. рас. מִיכָאֵ-ל בֵּן מאַנעֶ ז׳וואַנעֶצקִיי , род. 6 марта 1934) —ЕРЖ таки расовый одессит, писатель-юморист. Начинал как литературный негр у Аркадия Райкина. Стал известен, не в последнюю очередь, благодаря эпическому срачу с оным, в результате всех перипетий вывернулся таки из его удушающих объятий и зажил долгой, счастливой жизнью совкового борзописца писателя-юмориста. В настоящее время котируется благодаря отсутствию склонности к беспорядочному петросянству , вследствие чего его творчество быстро стало доступно только для поуехавшего «небыдла » и недоступным для большинства населения этой страны . На текущий момент является единственным вменяемым из имеющихся в наличии юмористов. В зомбоящике появляется редко, ибо нехуй! Да и старенький уже. 5 апреля 2009 бульвар Искусств вОдессе был переименован в бульвар Жванецкого, что вызвало сильное недоумение у местных жителей .

  • 1 МихМих против быдла
  • 2 Почётный член
  • 3 Ограбление
  • 4 Дежурный по стране
  • 5 Короткие произведения
    • 5.1 Консерватория
    • 5.2 Звонок
    • 5.3 Начальник транспортного цеха
  • 6 Отдельные цитаты
  • 7 Цитаты
  • 8 Альтернативная точка зрения
  • 9 Ссылки
  • 10 Примечания

МихМих против быдла

«Элитарное» творчество этого великого «русского» человека, к сожалению, для многих остается невозбранно запредельным . И никакие жалкие потуги познать истину , причастившись короткими произведениями писателя, даже при титанических усилиях найти смысл , не заставят фалломорфировать школие в бородатого олдфага . Ощущение полной зрительской ничтожности подкреплено неповторимым авторским стилем быстрого-пребыстрого чтения с листа. В силу такого резвого пиздежа кропотливо-вдумчивый моск Онотоле плавится как шоколад в руках, и почтенный энциклопедист, не разделивший мнения дежурного, внезапно оказывается среди школоты и других неверных. Репертуар Аркадия Райкина чуть менее, чем полностью написан Жванецким.

Почётный член

«Встречи на улицах» (1982), «Год за два» (1987), «Моя Одесса» (1993), «Собрание произведений» в 4-х томах (2001) + 5-й «Двухтысячные».

С 1988 г. Михаил Жванецкий — художественный руководитель Московского театра миниатюр.

  • Президент Всемирного клуба одесситов
  • Награждён орденом «Дружбы народов» (1994) и является лауреатом независимой премии «Триумф» (1994)
  • Член Союза писателей СССР (1978—1991)
  • Член Союза писателей (1992)
  • Почётный гражданин города Одессы — Украина (1994)
  • Народный артист Украины (1999)
  • Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2001)
  • Народный артист России (2012). Таки да, Шмеле уже подписал соответствующий указ. По словам самого Жванецкого, это стало для него полнейшей неожиданностью.

Такие дела.

Ограбление

6 января 2002 г. стал жертвой ограбления. Трое грабителей внезапно захватили внедорожник премиум-класса Mercedes G (Merсedes-Geländewagen) на третий день после покупки. Жванецкого, по его словам, затолкали на пол между передними и задними сиденьями и скомандовали «Мордой в пол!». Затем выкинули его на безлюдный пустырь возле Московской кольцевой автодороги, откуда он, по его словам, шёл пешком. Вместе с автомобилем уехал и любимый старый портфельчик Жванецкого с его нетленными рукописями (по утверждению самого Жванецкого, в портфеле лежали его записные книжки, которые являются основой для его произведений, а самих произведений там не было).

Автомобиль был угнан по заказу одного из поклонников Жванецкого, перекрашен в автосервисе , вновь зарегистрирован в Зеленограде и за 44 тысячи евро доставлен заказчику в Москве. Портфель писателя анонимные воры по слёзной просьбе автора вернули.

После этого инцидента ходила байка о том, что в одном из интервью спрашивали:

Дежурный по стране

Жванецкий вместе с телеведущим Андреем Максимовым ведёт винрарную ежемесячную передачу на канале Россия1 (бывшее РТР) «Дежурный по стране». Единственной причиной, по которой Кровавая Гебня до сих пор не прикрыла эту лавочку у себя под носом является, вероятно, непраймтаймовое время эфира и малочисленные зрители . А ещё непрекращающиеся сентенции в духе: «Но вы посмотрите, ведь жить-то стало лучше!» Здесь ММ намекает на слова Сталина : «Жить стало лучше, жить стало веселее », сказанные во время речи 17 ноября 1935 года, после которой, собственно, и начались массовые расстрелы. ММ эту фразу произносит с плохо скрываемой подъёбкой.

Непроверенный факт: «чай» , который обычно пьёт Жванецкий во время съемок передачи — это коньяк, смешанный наполовину с чем-нибудь (кока-колой или тем же чаем). Факт был рассказан самим ММ: на каком-то концерте, после антракта, на столе стоял чай в стакане с подстаканником. Жваня хлебнул, кто-то в зале зааплодировал (видимо, из тех, кто поставил стакан), а народ не понимал, почему автор с каждым прихлебыванием становится все веселее.

Короткие произведения

Статуя портфеля М. М. в Ялте

Консерватория

Звонок

— Скажите, это институт по отработке ориентации ракет в безвоздушном пространстве? — А-а-а! В институте упала трубка и раздался выстрел. Застрелился начальник первого отдела. На следующий день куча опавших листьев, под которыми ревели мощные грузовики, переместилась в тайгу. На старом месте только ветер шевелил оставшийся кусок парового отопления. Звонок. — Скажите, пожалуйста, это институт по отработке ориентации ракет в безвоздушном пространстве? — А-а-а! Опять! А-а-а! Ба-бах! Застрелился опытный сотрудник-секретчик, гордость организации. На следующий день вся тайга вместе со снегом переехала в Каракумы. Звонок. — Простите, пожалуйста, это опять я, я вам, наверное, надоел… Это институт по отработке ориентации ракет в безвоздушном пространстве? — Да. Чего тебе? — Надю можно?

Начальник транспортного цеха

Начальник транспортного цеха — мем из произведения М. М. Жванецкого «Собрание на ликёроводочном заводе». Употребляется в случае, когда в беседе много раз повторяются одни и те же вещи, например, при флешмобах (см. мотороллер).

Смысл в том, что директор ликёроводочного завода, будучи в состоянии алкогольной интоксикации (то есть в нормальном) по ходу собрания четыре раза подряд вызывает делать доклад именно начальника транспортного цеха. Н. Т. Ц. же, будучи в аналогичном состоянии, все четыре раза что-то все же придумывает.

Отдельные цитаты

Нормально, Григорий! — возглас одобрения. Дабы соблюсти историческую справедливость , на него отвечают: «Отлично, Константин!».

Цитаты

  • Раки по пять рублей. Но вчера. Но о-о-о-о-очень большие. А сегодня — по три. Но маленькие .
  • Теперь духовная пища: книги, фильмы, эстрада, керамика.
  • Меня спрашивают: вот олигархи обанкротились, а нам что делать? Как что — радоваться! Это единственная радость! Но мы все понимаем, что через некоторое время они снова станут богатыми, а мы — так же. Через 10 лет они опять обеднеют, а мы — так же. Еще через какое-то время они опять обанкротятся, а мы — все так же! Еще через десяток лет они снова разбогатеют. А мы — все так же! Меня радует эта стабильность.

  • Алкоголь во мне, преодолев барьер, высказался по острым политическим проблемам.
  • Надпись в туалете: «Не сиди просто так: думай что-то. Мама Жванецкого».
  • Песик «японский пекинес» умер от инфаркта. Перед ним внезапно раскрыли зонт. Он увидел мир в черном цвете.
  • Если стена в квартире стала теплой, значит, кто-то лег с другой стороны.
  • Мы настолько точно выбираем не тех, что уже не стоит беспокоиться.
  • Свобода — то, что мы делаем, когда никто не видит .
  • Он был советником Рабиновича по национальной безопасности.
  • Люди богатые нас раздражать не должны! — только на их фоне мы можем выглядеть честными.
  • Сегодняшняя цель ясна — там уже живут!
  • Тот помер, не найдя смысла в жизни. А тот помер, найдя смысл в жизни. А тот помер, не ища смысла в жизни. А этот вообще ещё живет. Надо бы с ним побеседовать.
  • Что ты мне все молодежь, молодежь! Да, если мы захотим, то молодежи вообще не будет.
  • Пассажиров с билетами на Львов, рейс 7704 просят уйти из аэропорта!
  • Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу.
  • Если уволиться и сесть писать, то жить на что, а если работать и писать, то жить когда?
  • Мы так привыкли делать то, что никому не нужно, что когда это кому-то понадобилось, оно все равно не работало.
  • Гляжу на вас и думаю: как благотворно влияет на женщину маленькая рюмочка моей крови за завтраком.
  • Дураки очень любят наказывать умных. Во-первых, себя поднимают. Во-вторых, умней получаются. В-третьих, все видят, кто главный. Единственное — потом не знают, что делать.
  • Запретных вещей нет, есть вещи нерекомендованные.
  • История России — борьба невежества с несправедливостью.
  • Наша перестройка весёлая, как любовь, когда фригидность внизу, а импотенция сверху.
  • Не готовы наши люди. Жить ещё не готовы. Помирать не хотят, а жить не готовы.
  • Не можешь любить — сиди дружи!
  • Очень тяжело менять, ничего не меняя, но мы будем!
  • Почему слушающий засыпает, а говорящий нет? Тот больше устает.
  • Россия — страна талантов. Талантов масса, работать некому.
  • У нас в Одессе быстро поднятое не считается упавшим.
  • Чего больше всего хочется, когда влезешь наверх? Плюнуть вниз.
  • Вот я думаю: а может, нас для примера держат. Весь мир смотрит и пальцем показывает: — Видите, дети, так жить нельзя.
  • Меняю яркие воспоминания на свежие ощущения.
  • Болезнь принимает здоровые формы.
  • Врачи удивляются, как при таком лечении больные ещё живы. Больные удивляются, как при такой зарплате врачи ещё живы.
  • Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве.
  • Что наша жизнь: не привыкнешь — подохнешь, не подохнешь — привыкнешь.
  • Вместо жизни — здоровый образ жизни.
  • Тот, кто на букву «Я», живет дольше — пока ещё до него дойдет.

Таки там же

  • Будь у меня кадры, я бы их тоже переставлял.
  • Одно неловкое движение — и вы отец.
  • Она не сдержала себя, открыла прелестный ротик и испортила прекрасную фигурку и дорогой купальник.
  • Из страны утекают не только мозги, но и мышцы, если у них есть мозги.
  • Мысли и женщины вместе не приходят.
  • Политическое влияние женщин в стране днем очень низкое.
  • Дети вейсманистов похожи на своих родителей, дети лысенковцев — на окружающую среду.
  • Правда второй половины ХХ века допускает некоторую ложь и называется подлинной.
  • Сидишь дома — кажется, все дома сидят. Выйдешь на улицу — кажется, что все вышли. Попадёшь на вокзал — думаешь, ну, все поехали. В больнице впечатление, что все туда залегли; на кладбище — все загибаются. Ну много нас. На всё хватает. И всюду чересчур.
  • Очень большие трудности у киношников. Самые большие, жуткие трудности у киношников. Прямо не знаешь. Требования к достоверности возросли, а танков старых нет, маузеров мало. Фрак народ носить разучился. Хамство и грубость в Сибири как раз получаются ничего, а образование в Петербурге не идёт пока. Аристократизм в Петербурге пока не идёт. Если герой просто сидит — ещё ничего, а как рот откроет — так пока не идёт.
  • Как сказал один восточный мудрец, живущий в Одессе, — нельзя быть честным и нечестным в одно и то же время, даже если это происходит в разных местах.
  • Две вещи мы поняли: словам не верить — раз, надеяться на себя — два. Наружных врагов у нас нет. Мы им не нужны. Завоёвывать нас — себе дороже. А вдруг мы победим? Так что с наружными врагами мы расправились собственным примером. А внутренним счастья не будет. Они живут в нашем окружении. Мы знаем друг друга наизусть и видим насквозь. Так что жизнь продолжается.
  • Концов счастливых не бывает. Если счастливый, значит не конец.
  • Как же надо ненавидеть эту страну, чтобы бросить квартиру после такого ремонта.
  • Старость приближается как электричка: вот она еще там — и вот она уже здесь.
  • Радиации у нас никто не боится — считается, что умереть от неё мы просто не успеем.
  • Приятное новшество: пение под фонограмму. Любимый певец прилетает на концерт, но голос с собой не берет.
  • Спрашиваешь, почём помидоры? Прошу шесть, отдам за пять. Хорошо, возьму по четыре, на тебе три.
  • Мы им обещаем-обещаем, обещаем-обещаем, а им всё мало!
  • Я брошу всё и войду в твоё положение.
  • Холодная женщина — это не вчерашний суп, ее не подогреешь.
  • Сейчас наступило время, когда аккомпанемент выступает с сольными концертами.
  • Нормальный человек в нашей стране откликается на окружающее только одним — он пьёт. Поэтому непьющий все-таки сволочь.
  • Он добавил картошки, посолил — и поставил аквариум на огонь.
  • Он так упорно думал о куске колбасы, что вокруг него собрались собаки.
  • Любовь изменяется от обожания до ненависти по вертикали и от секса до полной фригидности по горизонтали. Крестообразная форма любви характерна для городов с населением более одного миллиона.
  • Всё, тишина, будем садиться!… Будем использовать третий закон Ньютона. Первые два, суки, не сработали, представляешь?
  • В нашей стране можно руководить — и не знать чем.
  • Вот вам успокоительное, а вот и патроны к нему.
  • Уважаемые пассажиры, просьба пристегнуть ремни и сохранять спокойствие до полного окончания бомбометания… Светлячки, которыми вы любовались, — это зенитный огонь… Вас приветствует экипаж ночного бомбардировщика…
  • Тщательней надо, ребята, формулу нам дали СН 3 СОС 2 Н 5 , два часа на пару — и не берет. Должна брать… Может, руки надо помыть тому заскорузлому пацану, что колбу держит. Не хочет сам — силой помыть.

Альтернативная точка зрения

Большую часть репертуара МихМиха составляет «элитарный юмор», который не вызывает даже ухмылки. При чтении подобных монологов Жванецкий делает многозначительные паузы в местах, где «смешно». При этом кривит лицо, поправляет очки и встает в позу Петросяна. В отдельных случаях выдает что-то типа «Я подожду», и после того как 2-3 зрителя выдавят из себя «гы-гы», продолжает.

Михаил Маньевич ЖВАНЕЦКИЙ . Народный артист Украины, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Президента РФ, художественный руководитель Московского театра миниатюр, почетный гражданин города Одессы.

Родился 6 марта 1934 года в Одессе (Украина), в семье врачей. Отец – Жванецкий Эммануил Моисеевич. Мать – Жванецкая Раиса Яковлевна.

Говоря о своем детстве, Михаил Жванецкий вспоминает «что-то очень солнечное, пляжное… Пока не грохнула война. Дальше – поезд, Средняя Азия, школа, Победа, возвращение в Одессу».

В 1951 году Михаил Жванецкий поступил в Одесский институт инженеров морского флота. Именно здесь застал его 1953 год. На волне бурного роста художественной самодеятельности в Москве появляется студия «Наш дом», в Ленинграде – «Весна в ЛЭТИ», в Одессе – студенческий театр миниатюр «Парнас-2», созданный Михаилом Жванецким. «Парнас-2» стал настоящим событием в жизни города: на вечера в Институт инженеров морского флота трудно было попасть, концерты шли с аншлагами, подобными ленкомовским в Москве. Жванецкий активно включился в работу студии. В 1954 году он познакомился с Виктором Ильченко, вместе с ним на сцене «Парнаса-2» играл миниатюры, вел концерты. Начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял. Получалось смешно, вернее не смешно (смешно Жванецкий никогда не писал), а грустно, что и вызывало смех…

Окончив в 1956 году институт по специальности «инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов», Михаил Жванецкий работал в Одесском морском торговом порту сменным механиком, затем инженером по подъемно-транспортным механизмам на одесском заводе «Продмаш». «Восемь лет погрузки-выгрузки, – вспоминает Михаил Маньевич, – разъездов на автопогрузчике, сидения в пароходе, в трюме, в угле, когда видны только глаза и зубы. Там я мужал…»

В 1960 году Михаил Жванецкий переходит на работу в Центральное проектно-конструкторское бюро. За два года до этого, в 1958-м, он познакомился с Романом Карцевым , а в 1962 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр состоялось знакомство с Аркадием Исааковичем Райкиным . А.И. Райкин взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил в свой театр на должность завлита. Произведения М.М. Жванецкого читал на ленинградской сцене и любимец молодежи – Сергей Юрский , но настоящую известность автору сатирических монологов обеспечил А.И. Райкин, из уст которого реплики Жванецкого уходили в народ. В 1969 году под руководством А.И. Райкина театр осуществил постановку программы «Светофор» по произведениям М.М. Жванецкого, в которой впервые прозвучали легендарные миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «К пуговицам претензий нет».

В период работы в театре А.И. Райкина (1964–1969) М.М. Жванецкий творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более 300 миниатюр и монологов. Обретя свой индивидуальный стиль, он ушел из театра А.И. Райкина и стал работать самостоятельно.

В 1970 году он вместе с Р. Карцевым и В. Ильченко вернулся в Одессу, где, по его собственным словам, «стартовал второй раз за жизнь», создав Театр миниатюр. К театру быстро пришел успех, а вскоре состоялись первые гастроли в Ростовской области. Перед отъездом в Ростов Р. Карцев и В. Ильченко записали на телевидении миниатюру Михаила Жванецкого «Авас». После возвращения с гастролей, которые прошли с аншлагами, М. Жванецкий, Р. Карцев и В. Ильченко приняли участие в конкурсе артистов эстрады, разделив 1-е и 2-е места с Кокориным. Несмотря на уговоры директора «Укрконцерта» остаться в Киеве, они вернулись в Одессу.

В 1970–1972 годах М.М. Жванецкий работал артистом разговорного жанра Одесской филармонии. В 1972 году его пригласили в Московский театр миниатюр (впоследствии «Эрмитаж») на должность помощника главного режиссера. В эти годы он уже приобрел всесоюзную известность.

С 1972 по 1974 год Михаил Жванецкий являлся режиссером-постановщиком Государственного концертно-гастрольного объединения «Росконцерт». В 1981–1983 годах работал литературным сотрудником в издательстве «Молодая гвардия».

В 1988 году М.М. Жванецкий создает Московский театр миниатюр, бессменным художественным руководителем которого является до настоящего времени. В театре по его произведениям созданы спектакли: «Птичий полет» (1988), «Избранное» (1988), «Политическое кабаре» (1989), «Искренне ваш» (1991), «Моя Одесса» (1994), «Бенефис» (1995), «Престарелый сорванец» (1999).

Михаил Жванецкий – автор миниатюр «Авас» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Подруги» (из спектакля А. Райкина), «Не пойму, что с людьми происходит» (для Р. Карцева), «День, полный жизни» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Только приятное» (для Р. Карцева), «Физкультурно одаренный» (для Л. Полищук), «У меня все хорошо» (для Р. Карцева), «Слова, слова…» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Странный мальчик» (для Р. Ромы), «Города» (для Р. Карцева), «Как лечат стариков» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Сила слова» (для А. Райкина), «В век техники» (для А. Райкина), «Диспут» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Ваше здоровье?» (для Р. Карцева), «Пить вредно» (для Р. Карцева), «Монолог искреннего человека» (из спектакля Московского театра миниатюр «Когда мы отдыхали…»), «В Греческом зале» (для А. Райкина), «Дефицит» (для А. Райкина), «Дай руку, внучек!» (для А. Райкина), «О воспитании» (для А. Райкина), «Для вас, женщины» (для А. Райкина), «Сосредоточенные размышления» (для А. Райкина), «Два дурака» (для А. Райкина), «Какое-то напутствие из 70-х» (для А. Райкина), «У кассы» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Дегустация» (для Р. Карцева), «На складе» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Демографический взрыв» (для Р. Карцева), «Ставь птицу» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Доктор, умоляю…» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Ночью» (для С. Юрского), «Специалист» (для Р. Карцева), «Поймите меня правильно…» (для С. Юрского), «Черная полоса» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Тренер» (для С. Юрского), «Собрание на ликероводочном заводе» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Уз оцень я смесной целовек» (для А. Райкина), «Свадьба на сто семьдесят человек» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Нормально, Григорий! Отлично, Константин! История болезни» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Он таким не был» (для С. Юрского), «Воскресный день», «Понял наконец» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Тщательнее», «Падает снег» (для Р. Карцева), «Успокойтесь, ухожу» (для Р. Карцева), «Раки по пять» (для Р. Карцева), «Паровоз для машиниста», «Государство и народ» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Вам привет» (для Р. Карцева), «Перекличка» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Наш человек в постели», «Птичий полет» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Была еда», «Здесь будет лучше» (для Р. Карцева), «Автопортрет в цифрах», «Плохо слышно» (для Р. Карцева) и другие.

В 2001 году в издательстве «Время» вышло 4-томное «Собрание произведений» Михаила Жванецкого, а в 2006 году в том же издательстве выпущен 5-й том «Собрания произведений» под названием «XXI век».

М.М. Жванецкий – заслуженный деятель искусств РФ (2001), народный артист Украины (1999), лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2001), лауреат независимой премии «Триумф» (1994). Награжден орденом Дружбы народов. Член Союза писателей СССР/России (с 1978 г.), Русского Пен-центра, президент Всемирного клуба одесситов. Почетный гражданин города Одессы (1994).

Михаил Жванецкий любит жизнь во всех ее проявлениях. Он предпочитает книги А. Чехова , Дж. Селинджера , музыку Голливуда 1940-х годов, творчество группы «АББА», волейбол. Его любимые артисты – С. Любшин , А. Фрейндлих , Р. Карцев. Любимая еда – «одесская, плюс горячие раки, плюс холодное пиво, плюс старые друзья, плюс один–два новых знакомых».

Андрей Максимов: — Михаил Михайлович, прокомментируйте, пожалуйста, выдвижение Ксении Собчак в Президенты России.

Михаил Жванецкий: — Я так же весело, как и остальные, воспринимаю это. Но я совершенно этому не удивился. Почему кандидат в президенты должен быть один? Их должно быть несколько! Пусть будет больше кандидатов, там вроде ещё кто-то появился из женщин. Мужчины, видимо, трезвее смотрят на этот вопрос, а женщины всегда слегка возбуждены. Пока, конечно, действующий президент на этом фоне выигрывает. Ксения — девушка неглупая, она из правительственной семьи. Может быть, президент её на коленях в младенческом возрасте качал? Может, она называет его «дядя Володя»? Этого мы не знаем, но похоже на то. Потому что в Питере было гнездо. Папа у Ксении был великолепный, настоящий, прекрасный, мудрый. И поэтому — будем с интересом следить, что Ксюше ответит жизнь!

— Учитывая, что президент — это человек, который носит ядерный чемоданчик, не опасно ли для страны, если вдруг Ксения Собчак потеряет его где-нибудь на тусовке?

— Вы считаете, что она не изменится? Она уже сейчас выглядит гораздо серьёзнее. И вообще, уже обнародован её возраст. Смелая девушка — объявила, что ей 36 лет. Это возраст, конечно! Я с этим согласился.

— В Сочи прошёл 19-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов: 188 стран, 25 тысяч участников, 5 тысяч волонтёров, 200 общественных послов, 1325 спикеров. Огромное событие, выступал президент. И все говорили, что это хороший фестиваль, потому что молодёжь там знакомится. Но есть же Интернет! Как вам кажется, в чём смысл таких фестивалей в эпоху Всемирной сети?

— Девочки знают, в чём смысл. Я был свидетелем первого фестиваля молодёжи в 1957 году. Вы не представляете, сколько потом появилось чернокожих младенцев под фамилиями Иванов, Зубарев и пр. 1957 год! Советская власть в разгаре, но на фестивале люди занимались своим делом. Смешная история случилась спустя много лет.

«Вы Жванецкий?» — спросил женский голос по телефону. Я говорю: «Да, это я». — «У вас есть друг, он всё время ко мне пристаёт. Он сказал, что даже через вас будет ко мне приставать». Я спрашиваю: «А вы кто?» — «Фамилия моя Слесаренко. Я чернокожая. Это последствия фестиваля 1957 года». — «И что?» — спрашиваю. «Понимаете, ваш друг считает, что во мне что-то особенное. Я негритянка. Я ему говорю: „Да ничего особенного нету там!“ Он не верит. Скажите ему, что ничего особенного». Я этому другу сказал. Он как закричит: «Ты ничего не понимаешь, это такой случай! У нас в Америку не выпускают, а тут экзотики отведать!» Я говорю: «Она же мне сказала, что ничего особенного!» — «Ты ей веришь?»

В общем, фестиваль был очень яркий, никто тогда в компьютерные игры не играл и с Интернетом не связывался. Потому что знакомились и куда-то уходили! И появлялись дети! Фестиваль молодёжи и студентов для этого и создан. Поэтому я очень приветствую сочинский фестиваль. Приятно, такое количество волонтёров, и президент выступает. А Интернет... Ну что в Интернете? А тут — тут всё живое.

«Нету голодного блеска в глазах»

— Как-то незамеченным прошёл юбилей — 25 лет ваучерной приватизации. Как вы относитесь к тому периоду?

— Вы знаете, что бы там ни происходило с этим ваучером, важно, куда в итоге повернулось дело. А дело повернулось в хорошую сторону — как мне кажется. Лично мне, если смотреть с моего невысокого роста — 1 м 67 см, — кажется, что Россия так хорошо ещё не жила.

— Как сейчас?

— Как сейчас. Мне столько лет, что я пережил и тоталитаризм, и диктатуру — что только не пережил. И всё кончалось голодухой, всё кончалось недоеданием, всё кончалось очередями!

А как живётся сегодня? Вокруг меня лица хорошие, нет голодного блеска в глазах. И самое главное — никто не ходит с кошёлкой, в которой колбаса. У меня на концертах такое сплошь и рядом было — люди охотились за продуктами даже в буфете театральном. Помню, однажды там были сосиски. И все рванули туда, не дожидаясь звонка на антракт. Без мата не могу вспоминать про тот период. А сейчас открыл дверь в магазин — ящиками помидоры, яблоки, персики, сливы. Ну, осталось медицинское обслуживание — здесь, конечно, проблемы. Но в смысле самого главного, жратвы и одежды, у нас всё нормально. И в ином вы меня не убедите. Потому что я помню макуху — куски жмыха после того, как всё масло из семечек отжали. У нас в Одессе работал маслозавод. И ты сосёшь эту макуху и хочешь только одного — жрать.

— На заседании ООН выступила робот по имени София. Если посмотреть видео, внешность у неё абсолютно как у человека — мягкая кожа, красивое лицо. Она обладает мимикой. Более того, интеллект Софии может самообучаться, и, по утверждению Софии, скоро роботы заменят чиновников. У меня к вам вопрос: если роботы заменят чиновников, жизнь станет прекрасной? Или роботы тоже начнут брать взятки? И вообще, вас роботы не пугают?

— Ну а чего пугаться? Сопротивляться прогрессу и роботам — это как, извините за выражение, жопой волны отбивать. Придут роботы, так и придут — ничего не сделаешь. Особенно если они смогут ещё и размножаться. Представьте: встречаешь живую женщину, а она оказывается роботом. Зато такой вариант вполне безопасен для твоей семьи. Я скажу жене: «Это ж робот был!»

А в моём возрасте робот-женщина, конечно, гораздо удобнее. Не последует насмешки ни над тобой, ни над твоим возрастом. Ничего. Нажал кнопку — и доволен! А с живой женщиной никогда не знаешь, на что и как она отреагирует.

Вопросы от читателей «АиФ»

Как вы считаете, что лучше: сделать и потерпеть неудачу или так и не попробовать сделать что-то?

Роман Калачёв, Тобольск

— Конечно, потерпеть неудачу! Я, например, ценю провалы. Ценю! А как же! Ведь в них — суть игры. К тому же, во-первых, ты уже не повторишь ошибки.

Во-вторых, они обучают так, как ничто другое! Ты сразу становишься дураком, ты унижен и обязательно будешь избегать этого потом, потому что повторного унижения ты себе не простишь.

Какие соседи вам попадались на протяжении вашей жизни?

Екатерина Верещагина, Самара

— На протяжении моей жизни с соседями конфликтовала моя мама. Я слышал эти крики. Я просыпался оттого, что они ругались. Папа получил орден Трудового Красного Знамени, он был заслуженный врач, но жили мы в коммуналке. Ребята, это была такая нищенская жизнь! У нас с соседями были общая веранда, туалет общий. Вы не представляете, что это за туалет — душ над унитазом. Туалет был самодельный, и однажды оттуда высунулась крыса. Хорошо, я включил душ, и она, ошпаренная, куда-то помчалась... Конфликтов с соседями была масса. Потому что чистить рыбу все собирались у одного крана: и коты собирались, и соседи собирались, и собаки собирались. Жуть!


Биография

Михаил Михайлович Жванецкий (Михаил Маньевич Жванецкий; род. 6 марта 1934, Одесса, Украинская ССР, СССР) - русский писатель-сатирик и исполнитель собственных литературных произведений. Народный артист Украины (1999). Народный артист Российской Федерации (2012).

Родился в семье врачей Мане (Эммануила) Моисеевича Жванецкого и Раисы Яковлевны Жванецкой. Рос в Томашполе, где отец работал хирургом, а мать стоматологом. Семья вернулась в Одессу из эвакуации после освобождения города в 1944 году. Окончил 118-ю среднюю школу для мальчиков.

В 1956 году окончил ОИИМФ - Одесский институт инженеров морского флота по специальности «Инженер-механик подъёмно-транспортного оборудования портов». После окончания ОИИМФа работал в Одесском порту вместе с Виктором Ильченко: Михаил - механиком по кранам, а Виктор - механиком по автопогрузчикам.

В студенческие годы участвовал в самодеятельности, где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял. В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным, который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил его в свой театр на должность заведующего литературной частью.

Дело прошлое, но должен сказать, что как завлит Жванецкий никуда не годился. Ему не хватало дипломатичности, терпимости, элементарной усидчивости. - А. Райкин Без грима. Воспоминания

Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».

Но литературный дар Жванецкого, острота и парадоксальность его жизнеощущения, его способность передавать в тексте многообразие современной разговорной речи, его умение улавливать фантастичность действительности - все это покорило меня. Настолько покорило, что на какое-то время Жванецкий стал в нашем репертуаре, если можно так выразиться, автором-премьером - А. Райкин Без грима. Воспоминания В период работы в театре А. И. Райкина, творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более трёхсот миниатюр и монологов.

Затем самостоятельно выступал в Одесской филармонии, потом в Московском театре «Эрмитаж», где приобрёл популярность.

Наступил момент, когда подобное положение Жванецкому показалось обидным. Входя в троллейбус и слыша какие-нибудь реплики собственного сочинения, […] ему подчас хотелось […] обратить внимание пассажиров на то, что автор-то вот он… - А. Райкин Без грима. Воспоминания Являлся художественным руководителем созданного им Московского театра миниатюр. В 1991 году снялся камео в эпизоде фильма «Гений».

С 2002 года по настоящее время является постоянным ведущим в ежемесячной телепередаче «Дежурный по стране», оригинального формата на канале Россия 1.

Личная жизнь

Первая жена Лариса
Фактическая жена Надежда Гайдук
Дочь Елизавета
Фактическая жена Венера
Сын Максим Жванецкий
Фактическая жена (с 1991) Наталья - костюмер
Сын Дмитрий Жванецкий (род. 1995)
Всего у Михаила Жванецкого пятеро детей - два сына и три дочери.

Адрес в Санкт-Петербурге

Во время работы в Ленинграде жил на ул. Стойкости, д.19.

Спектакли

«Птичий полёт» (1987)
«Избранное» (1988)
«Политическое кабаре» (1989)
«Моя Одесса» (1994)
«Престарелый сорванец» (1999)

Книги

«Встречи на улицах» (1980);
«Год за два» (1987);
«Моя Одесса» (1993);
«Собрание произведений» в 5 томах (2001, 2006, 2009, издательство Время);
«Мой портфель» (2004, издательство Махаон-Украина);
«Одесские дачи» (2007, издательство Время);
«Тщательней…» (2008, издательство Время);
«Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
«Избранное» (2008, 2010, 2011, издательство Эксмо);
«Не продолжай короткое» (2010, издательство Время);
«Жаркое лето» (2011, издательство Время);
«Южное лето (Читать на Севере)» (2014, издательство Эксмо).

Награды и членство в организациях

1970 - лауреат VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады вместе с Виктором Ильченко и Романом Карцевым
1978-1991 - член Союза писателей СССР
1990 - наст. время - президент Всемирного клуба одесситов
1994 - кавалер ордена «Дружбы народов»
1994 - лауреат негосударственной российской премии «Триумф» за 1993 год
1994 - лауреат Кубка Аркадия Райкина, международный фестиваль «MORE SMEHA», Рига
1994 - почётный гражданин города Одессы(по другим сведениям - 1997)
1999 - почётное звание «Народный артист Украины»
2001 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» 2002 - лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года
2002 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым» 2006 - программа Михаила Жванецкого «Дежурный по стране» стала лауреатом российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2006» в категории «Профессии» в номинации «Развлекательная программа: юмор»
2009 - кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
2009 - Решением сессии Одесского городского совета от 5 апреля 2009 года бульвар Искусств (бывший Комсомольский бульвар) в городе Одессе переименован в бульвар Михаила Жванецкого в честь 75-летия со дня рождения писателя-сатирика
2012 - почётное звание «Народный артист Российской Федерации» Член Общественного совета Российского еврейского конгресса Некоторые источники утверждают, что Жванецкий был одним из последних, кто получил звание «Народный артист СССР» в 1991 году, наряду с А. Б. Пугачёвой, однако в «Ведомостях Верховного Совета СССР» № 52 за 1991 год (самый последний выпуск) его имени нет среди других награждённых.