Биологические ресурсы и их классификация. Биологические ресурсы планеты их значение, причины снижения и пути сохранения

Проблемы освоения биологических ресурсов Арктических морей

Промысел рыбаков Европейского Северо-Запада России в последние годы более, чем на 80 % сосредоточен в Северной Атлантике (Северного бассейна - на 81-93 %, Западного - на 70-75 %). Эти районы, включая воды Баренцева, Гренландского и Норвежского морей, относятся к традиционным и наиболее интенсивно используемым рыболовством. Развитие масштабного промысла в Центральной и Южной Атлантике является стратегической задачей и в данной статье не рассматривается.
Потенциальные факторы развития комплекса как на средне-, так и на долгосрочную перспективу, в первую очередь, связаны с внешним окружением: сырьевой базой промысла, нормативноправовым обеспечением и технической политикой.
2. Оценка потенциала морских биологических ресурсов
Сырьевая база в Северной Атлантике, обеспечивающая от 80 % до 90 % общего объема вылова, хорошо изучена, жестко квотируется и по данным ПИНРО находится в следующем состоянии (Состояние., 2004; 2005; 2007; 2008). Из 13 основных объектов лова в Баренцевом море и сопредельных водах по трем (треске, пикше, сайде) промысловые запасы и квоты в последующие годы могут незначительно увеличиваться; промысел сайки целесообразно возобновлять только высокоэффективными судами, так как снижение платы за право лова не решает в полной мере вопрос экономической эффективности ее добычи; для налаживания широкомасштабного промысла креветки необходимы специализированные суда, оборудованные для выпуска продукции в вареномороженом виде, которых в настоящее время имеется 1 единица; добыча мойвы возобновилась в 2009 г. с квотой для России в 152 тыс. т (для Мурманской области - 80-90 тыс. т) и прогнозируется дальнейшее увеличение ОДУ и квоты для России. В Норвежском море наблюдается сокращение ОДУ на путассу. В СевероЗападной Атлантике состояние запасов рыб неудовлетворительное, и существенного увеличения добычи ожидать не следует.


Полное освоение квот (среднегодовой недолов за 2002-2007 гг. составил 79,7 тыс. т) плюс возобновление добычи мойвы в 2008 году (+80 тыс. т), увеличение квот на треску (+7,5 тыс. т), пикшу (+3,0 тыс. т) и сайду (+3,0 тыс. т) позволяет дополнительно вовлечь в промысел около 138 тыс. т биоресурсов, или 24 % к среднему уровню улова за 2000-2007 гг. (экспертные оценки). На 2010 г. и последующий период промысловые запасы трески, пикши и мойвы, согласно прогнозам ПИНРО, будут находиться в хорошем состоянии, позволяющим увеличить ОДУ и квоту России. По шести наиболее значимым объектам промысла (треска, пикша, мойва, путассу, сельдь, скумбрия), общий объем установленных квот может составить около 1 млн тонн.
Кроме этого специалистами ПИНРО недоиспользуемая сырьевая база промысла в морях Европейского Севера и в Северной Атлантике определена в 167-217 тыс. т. (Прищепа, 2008). Следует подчеркнуть, что в связи с продолжающимся потеплением вод Северной Атлантики может произойти смещение ареала некоторых гидробионтов на восток и увеличение продуктивности Баренцева моря, и уловы в экономической зоне РФ могут возрасти (Рыболовство..., 2007).
Для стабильной работы крупных судов необходима сырьевая база за пределами Северной Атлантики и создание экономических условий для достижения приемлемого уровня эффективности
промысла. Полагаем, что часть крупных судов могла бы работать на условиях государственно-частного сотрудничества в намеченной к созданию Корпорации для промысла в Южном океане.
3. Анализ государственного регулирования освоения морских биологических ресурсов
Проблема оптимизации изъятия ресурсов свободного доступа, а также плохо контролируемых решается преимущественно государственным регулированием с помощью соответствующей налоговой политики, технических мер, квотирования биоресурсов, оптимизации размерно-возрастного состава уловов и других биологических мер.
Система квотирования. В условиях роста ресурсных ограничений система регулирования промыслов на основе общего допустимого улова (ОДУ) и установление квот по организациям, судам, орудиям лова и видам рыболовства признана наиболее действенной природоохранной мерой. Однако она решает проблему ресурсов свободного доступа только в том случае, если заданная обществом цель по объему лова как раз соответствует оптимальной величине добычи ресурса. Выяснение этой величины осуществляется не "невидимой рукой" рынка, а государством, которое, пытаясь корректно определить ОДУ, испытывает большой дефицит информации. Наблюдается несовершенство методик, а также давление политических и рыночных сил. В итоге заданные объемы вылова могут существенно отличаться от оптимальных.
Налоговая политика. Экономической мерой, способствующей достижению максимального объема вылова при сохранении в хорошем состоянии исходного запаса, т.е. максимального возможного вылова в состоянии биологического равновесия, является введение налога на объем добычи.
Рыночное равновесие устанавливается лишь тогда, когда для каждого продавца (хозяйствующего субъекта) цена на биоресурсы совпадает с предельными издержками. Это означает, что общие издержки добычи соответствуют общему обороту соответствующей отрасли. Введение налога в виде платы за квоты морских биологических ресурсов может создать условия для формирования равновесной цены еще до нанесения существенного урона запасам рыб и, следовательно, для обеспечения рыболовства на устойчивом уровне. Чем больше будет уровень платы за биоресурсы, тем раньше (при лучшем состоянии запасов) будет достигнут уровень равновесной цены.
Однако эту идею трудно претворить в жизнь из-за того, что государству обычно не хватает информации для определения готовности платить, издержек использования и добычи ресурса. Ситуацию осложняет и тот факт, что налог необходимо все время корректировать в связи с изменениями этих показателей в целях сохранения оптимальности налога на длительное время, что вызывает издержки адаптации, а также политические противостояния. Пионером использования экономических мер регулирования промысла является Россия, осуществившая введение сборов за право пользования морскими биологическими ресурсами.
Технические меры. Действие этого инструмента заключается в том, чтобы сделать улов/добычу ресурса неэффективной, дорогой и тем самым как можно менее выгодной, путем введения запрета на применение некоторых современных эффективных методов лова или использования селективных устройств и орудий промысла, снижающих его производительность. Контроль за применяемой техникой проводить значительно легче (и дешевле по затратам). Поэтому нельзя исключить, что более или менее функционирующая система таких "ухищрений" приведет в итоге к лучшим результатам регулирования, чем налоговая система, связанная с множеством проблем мониторинга и контроля за объектом налогообложения.
В Северо-Восточной Атлантике существуют ограничения на размер ячеи в тралах, предписано использование селективных решеток в тралах, запрещена добыча трески разноглубинным тралом, предпринимаются меры для ограничения тралового лова и замены его пассивными орудиями промысла, в определенной мере соблюдаются ограничения по мощности и размерам судов на добыче донных видов рыб. Однако следует отметить, что эффективность этих мер до сих пор дискуссионна.
Оптимизация размерно-возрастного состава улова. Как с биологической точки зрения, так и с экономической промысел должен базироваться на облове половозрелой, крупной рыбы. Изъятия из стада неполовозрелых особей ведет к уменьшению численности популяций в будущем. Кроме этого, для освоения ОДУ крупных особей необходимо выловить в несколько раз меньше, чем мелких, что также скажется на состоянии и численности промысловых и нерестовых запасов уже в ближайшей перспективе.
Производительность промысла на крупной рыбе по данным ученых ПИНРО значительно выше, чем на мелкой, что ведет к снижению производственных затрат и, следовательно, к повышению экономической эффективности освоения морских биологических ресурсов (Рекомендации..., 2000). Наконец, цена крупной рыбы (трески) на зарубежных рынках на 15-30 % выше, чем мелкой (до 45 см).
Прочие меры. Наряду с перечисленными выше "Правилами рыболовства для
рыбохозяйственных бассейнов" предусмотрены и другие меры. Так, для Северного рыбохозяйственного бассейна определены: районы моря и сроки запрета промысла, минимальный размер ячеи, размеры и оснастки орудий лова, промысловый размер и допустимые приловы молоди водных биоресурсов, приловы при специализированном промысле (Правиларыболовства..., 2007).
Практическая отдача от перечисленных мер регулирования запасов промысловых биоресурсов упирается в проблему контроля. Невозможность его тотального проведения в море по экономическим причинам приводит к переловам, браконьерству, выбросам мелкой рыбы и прилова. По разным оценкам экспертов фактический вылов до недавнего времени превышал ОДУ на 50-100 %, а возможно и более. Объемы выбросов также были значительны. В результате принятых совместно с Норвегией мер в 20082009 гг. положение с нелегальным, незаявленным и нерегулируемым (ННН) промыслом несколько улучшилось. Уровень эффективности управления и регулирования рыболовства проявляется в состоянии запасов и в финансовых результатах функционирования отрасли.
В целях совершенствования государственного регулирования использования морских биоресурсов нами исследован опыт зарубежных стран с развитым рыболовством.
Норвегия. Квоты распределяются в зависимости от длины судна (или тоннажа). В основе распределения лежат два принципа: регулирование промыслового усилия и регулирование изъятия. Квоты достаются судовладельцам, объединенным в союзы, которые несут ответственность за своих членов и контролируются властями. Число разрешений определяется состоянием запасов.
Судну, поставляющему улов на переработку в Норвегию, выделяется большая квота, чем судну, осуществляющему переработку улова в море. Приоритеты, как правило, отдаются прибрежному рыболовному флоту, суда которого составляют около 75 % общей численности рыболовного флота (Зеленцов, 2001). На их долю приходится около 70 % ОДУ Норвегии по треске и пикше.
Исландия.
1. Квоты получают суда, имеющие лицензии на осуществление коммерческого промысла.
2. Критерием на право получения квот является среднегодовой вылов судна за 3 года, предшествующих внедрению индивидуальных передаваемых квот (ИПК). Квота выделяется на промысловый год (в Исландии с 1 сентября по 31 августа следующего календарного года).
3. В течение промыслового года владельцы судов имеют право произвести полную или частичную передачу (по существу, продажу) ИПК через специальные биржи (конторы), контролируемые Директоратом рыболовства Министерства.
4. Владельцы ИПК должны ежегодно осваивать не менее 50 % выделенной квоты. Если условие нарушается два года подряд, судовладелец рискует лишиться квоты.
Система ИПК препятствует новичкам и приводит к тому, что квоты часто сосредотачиваются в руках крупных компаний, т.е. монополизируются (Зиланов, Шевченко, 1999). По оценкам специалистов, около 70 % первоначальных владельцев квот продали их крупным компаниям1.
Канада. Морской промысел делится на прибрежный (суда до 25 м длиной) и океанический (траулеры более 25 м длиной).
На прибрежном лове судовладелец имеет только одно лицензированное судно со строго определенным количеством квот. Он не имеет права увеличивать количество судов. Если ОДУ резко возрастает, то для освоения "излишков" приглашаются другие желающие, чтобы увеличить количество рабочих мест в отрасли. Улов обязательно должен продаваться береговым предприятиям. Нижний предел цен контролируется государством. В случае, если рыбообработчики и рыбаки не могут договориться, то государство назначает арбитраж, решение которого обязательно для всех. Таким образом, рыбаки имеют гарантированные твердые цены, а рыбопереработчики получают в оговоренные сроки качественный сырец.
На океаническом промысле действуют другие правила. Квоты распределяются пропорционально мощностям. Компании вправе увеличивать свои промысловые возможности и квоты в случае увеличения ОДУ. Продукция глубокой переработки, как правило, поставляется на экспорт1 2.
Великобритания. Рыболовные лицензии выдаются по решению Министерства. Выдача лицензий на промысел во внутренних и внешних водах по квотируемым видам водных биоресурсов судам более 10 метров длиной зависит от уровня экономической связи, которую судовладелец поддерживал в предпоследний год действия лицензии. Важно подчеркнуть, что рыболовным судам,
1 Шейнис Л.З. Анализ управления национальными рыбными ресурсами ведущих рыболовных стран.
URL: http://www.fishkamchatka.ru/?key=,problem&con=abc_persons&id_thema=1 &one=1&cpos=30&PHPSESSID=
2 Рыбная промышленность Канады: прошлое, настоящее, будущее. URL: http://fishkamchatka.ru/
зарегистрированным в Великобритании и не обеспечившим установленные экономические связи с Великобританией, и в то же время имеющим право на получение лицензии, могут быть выданы лицензии на право вылова не квотируемых водных биоресурсов и только во внутренних водах. При этом квота (или часть ее) не может передаваться другим судам.
Шетландские острова. Среди причин снижения запасов рыбаки называют несостоятельность подхода к регулированию промысла через систему индивидуально передаваемых квот. Возможным решением этой проблемы ассоциация Шетландских островов считает списание значительной части флота с выплатой компенсации из средств правительства. Оставшиеся на промысле суда должны управляться через систему ограничения количества суток нахождения в море.
Торговля лицензиями на промысел и индивидуальными квотами, поддерживаемая правительством, привела к резкому повышению цен на квоты и лицензии, которые зачастую превышают стоимость орудий лова и даже судов. Одна лицензия на пелагический лов стоит несколько миллионов фунтов стерлингов3 4 5.
США. Рыболовство в США регулируется законом Магнусона-Стивенса от 11 октября 1996 г.
ОДУ делится только между прибрежным и морским промыслами. Объявляется его объем и время начала путины. Количество пользователей и судов не ограничивается. Промысел начинается и кончается одновременно для всех с выбором установленных объемов квот. Эта, так называемая "олимпийская", система освободила государство от обязанностей наделения предпринимателей квотами, и главной ее целью было создать условия для быстрого развития рыболовства в стране. Подрыв запасов основных промысловых рыб вынуждает власти искать альтернативные методы регулирования промысла. Для добычи угольной рыбы и палтуса с 1995 г. введены ИПК.
Заслуживает внимания опыт наделения квотами морских биологических ресурсов местного населения Тихоокеанского побережья Аляски по программе "Квоты на развитие общин". Ими наделяется население поселков, располагающихся на расстоянии 50 миль от побережья Берингова моря. Заявки на получение квот должны содержать подробный бизнес-план развития общин. Простая перепродажа квот не разрешается. Представители местных общин должны непосредственно принимать участие в производственном процессе. Доходы, полученные от реализации программы, должны инвестироваться в развитие рыболовецкой отрасли и стимулировать развитие стабильной экономики на западе штата Аляска (Вылегжанин, 1998)4 5.
Япония. С 1 января 1997 г. начала действовать система ОДУ. Особенность ее введения -ограниченный перечень объектов промысла (на первых порах - шесть). Вводимая новая система регулирования рыболовства предполагает дополнительные меры регулирования: наряду с традиционными (регулирование на входе), ввести квотирование по отдельным видам гидробионтов (регулирование на выходе из промысла). Эту систему можно отнести к "олимпийской" (подобные примеры есть в Дании, Франции, Испании, США), она дополнительно предусматривает меры ограничения промысла на промежуточном этапе.
Опыт регулирования рыболовства по "олимпийской системе" в других странах показывает, что существует опасность неоправданно высокой конкуренции на промысле и излишней концентрации промысловых усилий6.
Россия. Квоты в долях от ОДУ получают рыбодобывающие компании. Критерием на право получения долей является среднегодовой вылов организации за 3 года, предшествующих распределению. Первое наделение долями в конце 2003 г. осуществлено на 5 лет и в дальнейшем пролонгировано на десять лет.
Организации прибрежного лова не менее 50 % улова должны доставлять на российский берег.
Судовладельцы имеют право произвести полную или частичную передачу (продажу) долей через региональные аукционы.
Основные отличия российской системы распределения квот:
1. Долговременность наделения.
2. Слабый контроль и отсутствие мер по наказанию организаций, не осваивающих квоты.
3. Разрешение осваивать квоты не только собственными судами (порождение рантье).
3 Шейнис Л.З. Анализ управления национальными рыбными ресурсами ведущих рыболовных стран.
URL: http://www.fishkamchatka.ru/?key=,problem&con=abc_persons&id_thema=1&one=1&cpos=30&PHPSESSID=
4 Рыболовство на Аляске. URL: http://www.westvisa.com/alaska_jobs.htm
5 Cистема управления рыбным хозяйством в США: Основные Положения.
URL: http://www.usda.ru/usda_programs/2005/03/16/46/
6 Курмазов А. А. Новый шаг Японии на пути установления морского правопорядка в соответствии с принципами Конвенции ООН по морскому праву. URL: http://npacific.kamchatka.ru/np/magazin/2-97_r/articl88-91.htm
4. Наделение квотами организаций, суда которых утратили связь с берегом.
5. Отсутствие лицензирования судов.
6. Наличие сборов за биоресурсы.
7. Обязательное декларирование в российских портах рыбопродукции из уловов, добытых в Баренцевом море.
4. Обоснование модели согласования экономических интересов субъектов рыбопромысловой деятельности
Являясь собственником морских биоресурсов, государство может решать за счет их использования различные проблемы в зависимости от приоритетности: геополитические, продовольственной безопасности, занятости населения, бюджетной наполняемости, заселения побережья. Решая различные задачи, оно вступает во взаимодействие с различными хозяйствующими субъектами, а те, в свою очередь, между собой. Гармонизация экономических интересов при использовании биоресурсов, по нашему мнению, играет главную роль в достижении поставленных целей. Таким образом, в первую очередь руководство страны и рыбной отрасли должно определить приоритеты.
В "Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года" предусмотрена "...оптимизация промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации, усиление государственного контроля за выловом рыбы и рациональным использованием рыбопромысловым флотом, .создание (экономических - А.В.) условий для переориентации поставок на внутренний рынок." (Морская доктрина., 2001). Из приведенного можно сделать вывод, что первостепенной задачей считается усиление контроля за промыслом, участие в обеспечении продовольственной безопасности и повышение эффективности использования биоресурсов. В "Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года" эти вопросы предусматривалось решить на первом этапе в 2003-2005 годах. Анализ действительного положения дел показывает, что решение перешло на второй этап (2006-2010 гг.) (Концепцияразвития..., 2003).
Отношения хозяйствующих субъектов при современном уровне развития и разнообразии форм собственности характеризуются многообразием и противоречивостью интересов. Поэтому возникает объективная необходимость согласования этих отношений на макро- и микроуровнях, разработки и использования механизмов государственного регулирования. При этом система регулирования должна иметь не только административный, организационно-распорядительный, но преимущественно экономико-правовой характер и учитывать отраслевую и региональную специфику.
Ситуация в рыбной отрасли обусловлена превалированием интересов первичного (добывающего) комплекса. Его представители не заинтересованы в объединении с береговыми предприятиями или создании собственного рыбоперерабатывающего производства, вследствие необходимости делиться рентными доходами. Обеспечение продовольственной безопасности в целом для государства, в том числе и обеспечение населения доступной рыбопродукцией, при прочих равных условиях, является, совместно с аквакультурой, преимущественно функцией и задачей рыбопромысловых организаций. Рыбопереработка по своей сути относится к сервисной производственной деятельности, развитие которой в рыночных условиях определяется, главным образом, экономическими факторами, и определяющими среди них становятся предпочтения и совокупная платежеспособность населения, конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.
Как известно, экономическая политика ведущих рыболовных стран (Норвегии, Японии, Великобритании и др.) дает возможность за счет государственной системы регулирования использования водных биологических ресурсов обеспечивать деятельность не только добывающих, но и береговых предприятий (рыбоперерабатывающих, судоремонтных, рыбных портов и др.). В России эти проблемы до сего времени не решены, и проходившая в последние годы трансформация системы распределения биоресурсов не дала положительных результатов в достижении целей, поставленных в Морской доктрине и Концепции. Позитивным с этой точки зрения стало принятие решения о значительном увеличении прибрежной квоты с обязательной выгрузкой охлажденного сырья на российский берег, что позволило увеличить занятость и производство рыбопродукции глубокой переработки.
Низкая доступность приобретения сырья стала существенным фактором уменьшением объемов производства перерабатывающих предприятий. Добывающие предприятия Мурманской области имеют устойчивые и долгосрочные взаимосвязи по реализации своей рыбопродукции за пределами региона. Это объясняется более высокой платежеспособностью посреднических структур и наличием теневого оборота. Для преодоления этих негативных тенденций, наряду с дальнейшим увеличением масштабов прибрежного рыболовства, предлагается:
осуществлять первичную продажу рыбопродукции промысловых предприятий на аукционных
торгах;
ввести государственную систему стимулирования поставок сырья и полуфабриката водных
биологических ресурсов океанического и морского промысла;
запретить поставки с моря за рубеж продукции неглубокой разделки.
Государственная поддержка береговых предприятий может быть оказана в форме субсидий и снижения налоговой нагрузки (налога на имущество, арендной платы за землю, платы за ресурсы и др.), при условии, что большая часть их продукции (не менее 80 %) будет реализована на внутреннем рынке. Что касается специфики обеспечения жизнедеятельности и поддержки градообразующих рыбоперерабатывающих предприятий, окраинных и депрессивных территорий зависимых от этого вида деятельности, то здесь, по нашему мнению, необходимо государственное регулирование посредством установления временных преференций (налоговых, таможенных и др.) или законодательно установленного выделения ресурсных квот целевой направленности.
В условиях растущих требований к общественным услугам и инфраструктуре при финансовых и бюджетных ограничениях государства в западных странах развиваются модели партнерства государства и бизнеса. Концепция партнерства государственного и частного секторов (ГЧП) предполагает развитие любых договорных отношений, регулирующих их сотрудничество с целью оказания общественных услуг, создания или модернизации общественной инфраструктуры. В рамках концепции ГЧП сформировалось пять базовых моделей сотрудничества государства и частного сектора, характеризующихся особыми формами собственности, финансирования и управления (модель оператора, модель кооперации, модель концессии, договорная модель, модель лизинга). В целом государственночастное партнерство рассматривается как концепция, позволяющая использовать ресурсы частного сектора для развития инфраструктуры, повысить качество и увеличить объем общественных услуг и избавить государство от специфических рисков, связанных с выполнением проектов (Сильвестров, 2001). В рыбной отрасли ГЧП, по нашему мнению, может эффективно использоваться для развития океанического промысла в дальних районах.
Наряду с этим, в мировой практике, в зависимости от конкретной ситуации и в разнообразных формах, осуществляется непосредственная государственная поддержка товаропроизводителей. Ниже приведена классификация сложившегося в 90-е гг. субсидирования предприятий в мировом рыбном хозяйстве (по данным ФАО и зарубежной печати) (Бобылов, 2004):
1. бюджетные субсидии (дотации на развитие, государственные инвестиции, финансирование доступа в иностранные зоны, стимулирование развития рынка);
2. внебюджетные субсидии (льготное кредитование, гарантия займов, реструктуризация займов, освобождение от налога на топливо, снижение подоходного налога, ускоренная амортизация);
3. межотраслевые субсидии (финансовая помощь судостроению и развитию инфраструктуры рыбного хозяйства);
4. субсидии, направленные на снижение внутренних рентных платежей (дотации пользователям ресурсов).
Разрушение дореформенных системных принципов управления (как на федеральном, так и на региональном уровнях), деквалификация по кадровому составу в сочетании с лоббированием узкогрупповых интересов оказывает негативное воздействие на состояние и развитие бассейновых рыбохозяйственных комплексов. Трансформация функций государственного управления и контроля способствовала появлению неэффективных квотопользователей, теневых оборотов и предприятий-рантье. С другой стороны, наблюдается устойчивое игнорирование позиции региональных ассоциированных объединений при формировании нормативно-правовой базы и принятии на федеральном уровне административных решений по регулированию промысловой деятельности. Все это снижает возможности всестороннего согласования экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности и государства.
5. Влияние развития нефтегазовой отрасли на рыболовство в Баренцевом море
Освоение морских ресурсов и коммуникаций - одно из основных направлений и составляющих развития мировой экономики как в прошедшем, так и наступившем столетии. С середины прошлого века мировые океанические и морские уловы выросли более чем в 4 раза и в последние годы колебались в пределах 84-87 млн т (Борисов и др., 2001). За этот же период объем мировых морских перевозок и, соответственно, общий грузооборот в тонно-милях увеличился в 11,5 раза. При этом в составе общего тоннажа морского транспортного флота удельный вес танкеров повысился с одной четверти до одной трети (Андрианов, 2005). С конца 40-х годов развивается освоение шельфовых нефтегазовых месторождений Мексиканского залива. Энергетический кризис 70-х годов в значительной мере ускорил
этот процесс, интенсифицировав добычу в Северном море. Уже к середине 80-х годов доля нефти, добываемой на шельфе, превышала в Западной Европе 90 %, в Латинской Америке - 50 % 7. В настоящее время в структуре общей добычи нефти морская составляющая достигает одной трети, в аналогичных показателях по газу - 12-15 %.
Расширение разнонаправленного морепользования способствовало развитию береговой экономики, основной и инфраструктурной деятельности. За последние 40 лет удельный вес населения приморских регионов Земли увеличился с 30-35 до 40-45 %.
Отмеченные тенденции все в большей степени сопровождаются возрастанием антропогенной нагрузки на морскую экосистему, противоречий и конфликтных ситуаций между различными морепользователями, дифференцированных по приморским регионам и уровню воздействия на виды деятельности. В наибольшей степени негативные последствия отразились на биопродуктивности и рыбопромысловой деятельности, менее защищенных от воздействия расширяющейся морской добычи углеводородного сырья и транспортировки (танкерной, трубопроводной) нефти и газа.
В соответствии с официальной позицией ФАО, в океаническом и морском рыболовстве достигнуты предельные возможные уровни вылова водных биоресурсов. По мнению экспертов этой организации, для восстановления и сохранения рыбных запасов необходимо более эффективно регулировать процесс лова, опираясь, прежде всего, на предотвращение ННН промысла. По существу этой же позиции придерживаются и некоторые российские авторы при ретроспективной оценке причин истощения сырьевых промысловых ресурсов и снижения объемов вылова, методов и организации промысловой деятельности в Баренцевом и Норвежском морях (Матишов и др., 2008).
Влияние же добычи нефти и газа на шельфах морей, при отсутствии масштабных аварийных разливов, как показывает практика, в том числе в Северном и Норвежском морях, незначительно. Имеющиеся данные по норвежскому рыболовству показывают, что в первые годы эксплуатации нефтегазовых скважин компенсации рыболовству за повреждение орудий лова достигали 6 млн крон, что не имело существенного значения при валовой продукции рыбной отрасли в эти годы в 3-5 млрд. крон (таблица). Ущерб от разливов отсутствовал.
Таблица. Компенсации норвежским рыбакам по временному соглашению за повреждение орудий лова в результате нефтяной деятельности на шельфе
Показатели 1983 г. 1984 г. 1985 г. 1986 г. 1987 г. 1988 г. 1989 г.
Число случаев обращений за компенсациями 348 287 264 283 193 99 75
Количество принятых компенсаций 316 272 225 234 150 68 52
Выплаты, тыс. NOK 5803 5946 5257 5350 3988 1838 1561
В последующие годы, по заявлению норвежских ученых, выплаты стали незначительными и перестали публиковаться в статистике (Fishery statistics).
Отсутствие значительного вреда рыболовству косвенно подтверждает развернувшаяся в Норвегии дискуссия по поводу возможностей добычи нефти у Лофотен, в районе, являющимся "роддомом" для трески. И судя по ходу дискуссии верх возьмут сторонники добычи углеводородов.
Известно, что в перспективе основные приросты запасов и добычи углеводородов будут происходить за счет ресурсов морского шельфа, включая Арктику. Их разработка, с одной стороны, потребует применения новых технологий и соблюдения жестких экологических требований, с другой -привнесет, в дополнение к рассмотренным выше, возрастающие реальные и потенциальные ограничения и потери в рыбопромысловой деятельности, в том числе и в промысловых районах Северного бассейна. Это подтверждается, например, практикой возникновения конфликтных ситуаций и экономических потерь (убытков) добывающих предприятий при осуществлении разведочных, поисковых и эксплуатационных работ при освоении шельфовых углеводородных месторождений в Норвежском море (Норвегия) и Охотском море (Сахалин, РФ).
В конце 80-х годов прошлого века морские транспортные перевозки (экспорт, импорт, каботаж) в Баренцевом море не превышали 12-13 млн т. Их основу составляли лес, генеральные и навалочные грузы. После спада в середине 90-х годов объемы морских перевозок возрастали, и уже с начала 2000-х годов - за счет нефтеналивных грузов. В последние годы суммарные объемы морских перевозок вышли на уровень 31-32 млн т, в том числе до 40 % - наливные грузы. В дальнейшем прогнозируется общий рост морских грузопотоков, в том числе и наливных, преимущественно за счет освоения арктических шельфовых месторождений (Приразломное) и увеличения мощностей морских перевалочных терминалов (Варандей и др.). Значительное увеличение морских перевозок (суда обслуживания и
7 Данные Комитета по энергетической политике Государственной Думы РФ.
газоперевозчики) в Баренцевом море будет связано с разработкой газоконденсатного Штокмановского месторождения.
Освоение месторождений на шельфе объективно связано с отторжением площадей, выполнением подготовительных (поисковые, бурение и обустройство скважин и др.) и эксплуатационных работ, технологических и перевалочных операций, имеющих разную степень негативного воздействия на морскую среду, био- и рыбопродуктивность промысловых районов, ограничения промысловой деятельности. В, частности, одним из наиболее существенных привносимых ограничительных факторов проектируемого Штокмановского газоконденсатного месторождения в южной части Баренцева моря будет прокладка трассы трубопровода. Связанное с этим отчуждение промысловых участков может привести к промысловым потерям и утрате части вылова, которые в максимальной среднегодовой оценке достигают 50-70 тыс. т (Никитин, 2008).
Таким образом, снижение и предотвращение загрязнения морской среды нефтью при ее добыче и транспортировке, судовыми отходами и загрязнителями, образующимися в процессе нормальной эксплуатации судов, нивелирование комплексных негативных последствий при осуществлении поисковых, разведочных и эксплуатационных работ на шельфовых нефтегазовых месторождениях становятся определяющей составляющей принимаемых решений в процессе комплексного освоения морских ресурсов и коммуникаций.
В настоящее время все виды морехозяйственной деятельности в России регламентируются большим количеством ратифицированных международных конвенций, федеральных законов и постановлений правительства, ведомственной нормативно-методической документацией. Они составляют нормативно-правовая база обеспечения, в широком понимании, охраны окружающей среды, в том числе предотвращения, оценки и возмещения причиненного ущерба.
В концепции проекта Федерального Закона "О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения" отмечается, что общие и специальные международные конвенции, относящиеся к загрязнению морей нефтью, не отражают специфику морского права. Предотвращение экологического вреда, если и провозглашается в качестве одной из целей, не является их основной задачей, а обязательные компенсации ограничиваются покрытием прямого ущерба. Анализируя российское правовое регулирование в рассматриваемой области, можно сделать вывод, что оно носит фрагментарный и бессистемный характер, правовые нормы разбросаны по многочисленным законам и подзаконным актам, не учитывают морскую специфику, носят общий характер, а иногда противоречат друг другу, что приводит к их разнообразному толкованию и коррупции. В дополнение можно констатировать, что вопросами морской деятельности в настоящее время занимается более 20 федеральных органов исполнительной власти, система которых нестабильна, многие годы находится в условиях перманентной административной реформы, функции, названия и количество органов постоянно меняются.
Характеризуя российскую нормативно-правовую базу охраны окружающей среды при эксплуатации нефтяных месторождений и транспортировке нефти, к ее недостаткам в целом эксперты относят незавершенность системы методических документов оценки ущерба природным ресурсам и то, что не отработаны порядок и процедура компенсации экологического вреда (Danilov-Danilian et al., 2005). Расчет ущерба, причиняемого рыбным запасам, обычно ведется исходя из объема потерянной продукции за год. Но потери повторяются и в последующие годы. В научной литературе можно найти предложения подсчитывать ущерб за 10 или 100 лет, а например, при расчете капитализированной стоимости водных биологических запасов срок их эксплуатации принимается бесконечным (Ширков и др., 2006). Вопрос остается открытым. Действительно, если считать ущерб морским гидробионтам за срок, равный бесконечности, а прибыль по углеводородам за срок, равный эксплуатации, то многие нефтегазовые проекты были бы отвергнуты.
6. Заключение
В связи с вышеизложенным и возрастанием конфликтности в природопользовании актуальными становятся вопросы введения интегрированного управления морехозяйственной деятельностью. Канада, США и Норвегия уже приступили к разработке планов интегрированного управления деятельности на морях. В России система взглядов и методов в этой области только формируется. В настоящее время координирующие функции выполняют Морская коллегия и региональные Советы по морской деятельности при областных администрациях. Однако опыт разработки и реализации комплексных управленческих программ в различных странах показывает, что без властных полномочий, превышающих уровень отдельных министерств, их успех минимален из-за антагонизма целей и методов различных природопользователей.
А.М. Васильев, Ю.Ф. Куранов
Институт экономических проблем КНЦ РАН

Лесные ресурсы являются богатым биологическим источником. Они возобновляются, но должно пройти около столетия, прежде чем естественным путем лес сможет вырасти на месте лесосека вновь.

Лесные ресурсы очень нужны человеку. Дрова, изготовление деревянных изделий, сырье для промышленных предприятий, работающих с этим ресурсом, - далеко не весь список. Леса сводят для освобождения территорий для нужд населения. Строительство домов, железных дорог и судов не обойдется без древесины. Совокупность потребностей чрезвычайно высока, поэтому возникают проблемы обезлесения.

Нерациональное использование лесных богатств может привести к серьезным последствиям для экологии планеты. Переруб - основное пагубное воздействие, которое влияет на лесной ресурс. Вырывают из экосистемы в основном здоровые деревья. Недоруб тоже вреден, при нем лес быстро стареет.

Чтобы этого не произошло необходимо осуществлять не только первичную, но и вторичную переработку древесного сырья, заниматься выборочной вырубкой, объемы которой не нарушат естественного прироста деревьев, и восстанавливать лес, совершая дополнительную посадку растений.

Лесные ресурсы имеют несколько характеристик:

  • площадь леса, которая составляет около четырех миллиардов гектаров земли;
  • запасы древесины.

Леса на планете находятся в неравномерном распределении. Специалисты-экологи разделили лесные богатства на северный и южный участки по климатическому принципу. Леса севера находятся в умеренном климате и субтропиках. Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция - страны, наиболее богатые зеленой растительностью. Леса южные расположены в тропиках и на экваторе. Амазония, местность реки Конго, Юго-Восточная Азия, Бразилия, Венесуэла - государства, насыщенные тропическими лесами.

В целях бережного применения лесных резервов выделили следующие группы:

  1. Лесные массивы, способствующие защите водных источников и сохранению почвенного слоя, курортная местность, зеленые площадки городов и деревень, заповедники, защитные насаждения вдоль рек, шоссе и железных дорог, леса Сибири, тундра.
  2. Лесные посадки малой площади, которые выполняют защитную функцию и практически не эксплуатируются.
  3. Леса большой площади, которые используются в разных сферах деятельности человека.

Промышленные предприятия заготавливают лес для своих нужд именно в лесах третьей группы. Растения первой группы не уничтожаются для производства, их рубят только для профилактики заболеваний деревьев. Вторая группа отличается рубкой только для увеличения лесного прироста, который рассчитывают профессионалы из специальных лесоохранных служб.

Основные проблемы использования лесных ресурсов

Экологическим трудностям нет конца из-за нерационального истощения лесов и неразработанным отлаженным механизмом защиты земель, которые находятся под охраной государства.

Проблемы следующие:

  1. Вырубка лесов и как следствие исчезновение среды обитания живых существ;
  2. Недостаточно разработанная система охраны леса и происходящая из нее проблема увеличения пожаров, в которых повинен человек;
  3. Эрозия почвы лесных массивов;
  4. Превращение в болота места вырубок;
  5. Заражение сточных вод отходами обработанной древесины, которые засоряют природную среду;
  6. Высыхание водоемов посредством вырубки лесов, которое ведет к нарушению водного баланса;
  7. Уменьшение популяций животных, обитающих на территориях, подвергшихся уничтожению лесов;
  8. Разделение естественной среды на малые части, не сообщающиеся между собой, что рушит экосистему, заставляя природу подстраиваться под нужды человека;
  9. Изменение и перераспределение миграции животных.

Законодательно лес в каждой стране защищен, но исполняется этот запрет далеко не всеми. Лесное браконьерство распространено повсеместно. До восьмидесяти процентов леса использует не по правилам. Вырубки, которые разрешены официально, выводят сплошняком, на выборочные работы не хотят тратиться ни деньгами, ни рабочей силой, ни техникой.

Гидроэлектростанции, построенные рядом с лесными зонами, чрезмерно увлажняют почву. Наполнение воздуха свинцом, железом и другими вредными веществами, выброшенными в атмосферу в районе авто- и железнодорожных магистралей, приводит к увяданию лесополос, которые расположены вдоль этих дорог. Со временем деревья начинают белеть и погибать.

Хлорофилл, который содержится в листьях растений, разрушается посредством воздействия кремния. Вытаптывание плодородного слоя земли ведет к его уплотнению, что в свою очередь сказывается на ухудшении роста кустарников и питании остальных растений. Зелень плохо растет, увядает и погибает.

Решение проблемы лесных ресурсов

Для разрешения всех трудностей, связанных с сохранением лесных ресурсов, нужно приложить большие силы. Необходимо увеличить количество лесных хозяйств, которое будет осуществлять ряд функций.

Сохранять окружающую среду, защищать положительные свойства природы для дальнейшего использования их на благо человека. Оно будет следить за тем, чтобы не истощать лесные массивы, но в разумных пределах исполнять потребности людей в древесных и других источниках.

Лесные фермы могут помочь производить качество растений, увеличить их продуктивность. Привести к единству политику в отношении лесных ресурсов во всех странах мира. Применять изобретения научно-технического прогресса к рациональному использованию ресурсов. Поддержание биологического разнообразия - еще один важный шаг в развитии лесных экосистем.

Необходимо проводить процедуры по недопущению размножение сверх нормы насекомых-вредителей и распространению болезней. Для этого истребляют носителей. Специалисты должны обследовать лес и его обитателей, выявлять места появления больших популяций. По результатам должны приниматься меры.

Профилактика должна занимать ведущее место в охране лесных зон и его ресурсов. Она направлена на увеличение устойчивости деревьев к неблагоприятным факторам среды. Специалисты должны выращивать новые культуры, которые придут на смену старым растениям.

Защита областей с малым расположением лесных массивов приобретает все большее значение. Увеличение автотрасс, рост городов, увеличение количества фабрик и заводов, которые загрязняют окружающую среду, требует увеличения растительности на этих территориях для соблюдения баланса жизни, к которой привыкли люди.

Правительство каждой из стран должно разрабатывать законы для организации правильного использования природных ресурсов леса. Методы решение экологических проблем должны находиться сейчас, иначе в будущем нам нечего будет спасать.

Положительные стороны восстановления лесов:

  1. Лес - это «легкие» планеты. Уничтожение данного ресурса без контроля повлияет на все человечество. Станет меньше кислорода, так как уменьшится количество растений, его вырабатывающих.
  2. Уменьшится загрязнения грунтовых вод, приводящих к отравлению почвы.
  3. Лес - основа развития биосферы Земли. До девяноста процентов всех растений планеты находится в пределах лесных зон.
  4. Листья деревьев поглощают солнечную радиацию, поддерживают радиационный фон.
  5. Санитарно-гигиеническая функция позволяет производить лекарственные средства.
  6. Эстетическое значение лесов играет роль в туристической сфере, оздоровлении населения.
  7. Лесные растения служат регулятором баланса атмосферного воздуха, сохраняя нормальные показатели кислорода, углерода и азота.
  8. Производные деревьев - хвоя, листья, кора - утилизируются в почвенном земляном слое, удобряя его.
  9. В ходе фотосинтеза растения выделяют особые химические вещества: эфиры, масла и прочие, способствующие особому благоуханию.
  10. Леса окисляют вещества, которыми загрязнена атмосфера, и впитывают различные вредные элементы, находящиеся в воздухе благодаря промышленным предприятиям.
  11. Фитонциды, вырабатывающиеся в лесу, уничтожают болезнетворные микроорганизмы, обеззараживая воздух.
  12. Лесная зона поддерживает гидрологию рек и водоемов, предотвращает засухи, уменьшает последствия загрязнения сточными водами.

Лес покрывает землю, являясь источником живительной силы. Человечество должно уважать эту силу, бережно относиться к его продуктам: древесине, травам, животным. Без лесов жизнь на Земле не сможет существовать. Каждый человек может внести свой вклад в возобновление лесных ресурсов, посадив самостоятельно хотя бы одно дерево.

Роль живых организмов в жизни Земли огромна. Именно живые организмы обогащают кислородом атмосферу, создают на границе «живой» и «мертвой» природы плодородный почвенный слой.

Растительность заметно влияет на климат: испаряемая ею влага участвует в круговороте воды. Более того, растительность наряду с микроорганизмами создала современную атмосферу и поддерживает ее газовый состав.

Растения обогащают почву органическими остатками, улучшая тем самым ее плодородие.

Посадки лесных полос помогают снегозадержанию и сохранению влаги. Лесные посадки создают преграду движущимся пескам. Деревья, кустарники и травы защищают почву от эрозии.

Живые организмы, в особенности микроорганизмы, играют большую роль в биологическом выветривании. Бактерии способствуют разложению органического вещества и участвуют в снабжении почвы азотом. В то же время некоторые бактерии заражают водоемы сероводородом.

Растительные остатки и отмершие животные организмы заполняют озерные котловины сапропелевыми илами, наращивают торфяники. Большие скопления органических остатков становятся материалом, слагающим горные породы.

Многие животные - земляные черви, роющие грызуны - активно участвуют в почвообразовании.

Есть животные, которые переносят семена и плоды растений, помогая их расселению.

Конечно, и в живой природе есть вредные сорняки, хищники, кровососущие насекомые, с которыми человеку приходится бороться. Однако всегда следует помнить о многочисленных связях, существующих в природе. Например, большинство хищных птиц истребляют вредных грызунов. Поэтому делать однозначный вывод о том, что хищные птицы приносят человеку вред, значит, слишком примитивно воспринимать сложные отношения в природе.

Организмы на Земле - это один из наиболее сложных и ярких компонентов, определяющий облик почти всех географических ландшафтов.

Роль растительного и животного мира в жизни человека трудно переоценить. Освоение людьми природных ресурсов началось с освоения ресурсов биологических.

Различают растительные ресурсы и ресурсы животного мира.

Ресурсы растительного мира. Проблемы и решения.

Экономическая оценка.

Растительный мир дает человеку пищу и корма, топливо и сырье. С давних пор человек использовал плоды полезных дикорастущих растений – ягоды, орехи, фрукты, грибы. Человек научился разводить полезные для него растения, окультуривать их.

Несколько цифр: на территории России насчитывается 11 400 видов сосудистых растений; 1370- мохообразных; более 9000 водорослей, около 3000 видов лишайников, более 30000 - грибов. 1363 вида обладают различными полезными свойствами, из них 1103 вида используются в медицине

Следует отметить, что по некоторым оценкам, объем промысловых запасов дико растущих растений составляет около 50% от биологических запасов.

В 2000 г. только в лесах, подведомственных МПР России, возникло более 18 000лесных пожаров (ущерб - 3387 млн. рублей, погибло около 183 тыс. га молодняков, на корню уничтожено 38 802 тыс. кубометров древесины).

Конечно, леса болели и горели всегда и во всех странах, где они есть; но почти везде им стараются помогать - в борьбе с вредителями, в охране от огня. В России сейчас работы по воспроизводству лесов крайне ограничены из-за все той же нехватки средств.

Но речь не только о лесах. На севере, например, за четверть века площадь лишайниковых тундр сократилась в два раза. К тому же наблюдается деградация 25%оленьих пастбищ. Одна из причин - деятельность ресурсодобывающих предприятий.

Деградирует растительность и в таежной зоне. Но самые серьезные проблемы сейчас - в степных и полупустынных районах. Степные природные экосистемы - это уникальный мир, создававшийся тысячелетиями. А у нас сейчас около 70% земель распахано в Центрально-Черноземном районе, столько же, если не больше, - в Поволжском и Северо-Кавказском, да еще до 40% - в Восточно-Сибирском и Западно-Сибирском районах.

Конечно, не получится одновременно и природные экосистемы сохранить, и использовать их же как пашню или кормовые угодья. Но в том-то и дело, что половина этих угодий все равно имеет урожайность меньше, чем 5 (пять!) центнеров с гектара. Более того - из-за антропогенных нагрузок на этих территориях снижается видовое разнообразие.

Человек давно стал "мощной геологической силой" (В. И. Вернадский), но, к сожалению, все еще остается "дефицит разума при общении с почвой"(А. Н. Тюрюканов). В народе об этом говорят проще, высмеивая такой подход – сила есть, ума не надо. Не обязательно быть Докучаевым или Вавиловым, Измаильским или Мальцевым, чтобы понимать то, о чем эти великие ученые говорили и писали. Достаточно хоть немного думать о настоящем и о будущем, которые без почв не возможны.

Тем не менее те же степи практически полностью распаханы в Краснодарском и Ставропольском краях. В результате растительность Северо-Кавказского региона деградирует; ксенофильные леса находятся под угрозой полной гибели (их фрагменты остались только на склонах гор близ Анапы, Геленджика и Новороссийска).

Россия- страна лесов (достаточно сказать, что на нашей территории - 22% всех лесов планеты). Это почти 1,2 миллиарда га. Но значительная часть российских лесов в течение XX века так интенсивно эксплуатировалась, что теперь истощена. Поэтому реально сейчас можно использовать только около 55% леса. Общий запас древесины в лесном фонде составляет почти 82 миллиарда кубометров.

К положительным моментам в лесоразведении можно отнести то, что в течение 2000года лесхозами было создано почти 25 тыс. га защитных лесных насаждений. От этого, в частности, и сельское хозяйство выиграло, и почвы стали более плодородными.

Государственная лесная охрана России насчитывает около 100 тыс. человек и имеет более двух тысяч пожарно-химических станций. Наземным способом от пожаров охраняется около202 миллионов гектаров леса (около 142 миллионов гектаров - с авиапатрулированием).

В трудно доступных районах проблемы охраны лесов решаются с помощью авиации. Эта задача возложена на ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана". Это 23 авиабазы, одно авиазвено и одно авиапредприятие, которыми охраняется почти 678 млн. га леса.

Ресурсы животного мира. Проблемы и решения.

Экономическая оценка.

Ресурсы животного мира – это прежде всего охотничье – промысловые ресурсы. Охотничий промысел – одно из наиболее древних занятий человека. К числу основных промысловых пушных зверей России относятся белка, песец, лиса, заяц- беляк. Более редкими пушными зверьками являются куница, колонок, выдра, бобр.

Территория России огромна - свыше 17 миллионов квадратных километров. Природные условия -самые разнообразные. Поэтому и значительная часть мирового биологического разнообразия находится в нашей стране. Давайте вдумаемся в цифру - 1513. Именно столько видов позвоночных насчитывается в России, а именно:

320видов млекопитающих, 732вида птиц, 80видов рептилий, 29видов амфибий, 343вида пресноводных рыб, 9видов круглоротых.

Кроме того, в омывающих нашу страну морях обитает около 1500 видов морских рыб.

Что касается фауны беспозвоночных, то она насчитывает до 150 000 видов, из которых97 процентов - насекомые.

И многие из этих видов существуют только у нас, нигде в мире больше их нет. Ученые называют такие виды эндемиками.

Охотиться в России разрешено на 60 видов млекопитающих и 70 видов птиц. По свидетельству государственной службы охотничьих ресурсов, численность охотничьих животных стабилизируется. Отмеченные колебания вызваны изменениями погодно-климатических условий. Например, в 1999 году эти условия были крайне неблагоприятными - снежная зима, майские заморозки, сильная летняя засуха. Это вызвало уменьшение поголовья некоторых видов животных.

В хорошем состоянии поголовье ценных пушных видов животных – возрастает численность соболя и бобра, несмотря на то, что их добыча намного возросла.

Наконец восстановилась численность тетеревиных птиц, состояние которых еще пять лет назад вызывало тревогу.

Положительную роль играют и охотничьи заказники - сейчас их более тысячи, общей площадью почти 44 млн. гектаров. В большей части заказников плотность животных намного выше, чем в смежных угодьях. И со временем животные из заказников естественным образом переходят на сопредельные территории.

В2000 году общий допустимый улов рыбы в пресноводных водоемах России составил более 111 000 тонн. Как и в прочие годы, основная часть (более 41%) – это мелкочастиковые рыбы; лещ и сиговые виды (по 16%); совсем мало осетровых и лососевых. Это не удивительно, потому что запасы ценных видов рыб (осетровые, лососевые, судак) снижаются, как и запасы и число хищных видов рыб, таких, как щука, налим, сом.

Слишком активная человеческая деятельность (не только промысел, но развитие промышленности) привела к тому, что в таких озерах, как Ладожское, Онежское, Ильмень, Белое тоже снизились запасы промысловых видов рыб. Хотя в целом в российских водохранилищах запас промысловых видов рыб сохраняется на достаточно высоком уровне.

Вообще наиболее интенсивно используются рыбные запасы водоемов Европейской части России - здесь добывают около 80% рыбы из водохранилищ. А на водоемы Урала и Западной Сибири приходится до 70% общего вылова речной рыбы.

Как правило, вылавливают больше всего там, где есть ценные породы рыб и, естественно, рынок сбыта. Так, в бассейне Енисея добыто в 2000 году 1,7 тыс.тонн, в озере Байкал - 2,6 тыс. тонн, в Рыбинском водохранилище - около 1,5тыс. тонн, в Куйбышевском - 2,8 тыс. тонн, а в Цимлянском - 7,4 тыс. тонн (хотя это и ниже уровня 1999 года).

По экономическим соображениям последние два года промысел тюленей не ведется ни одной из Прикаспийских стран.

В естественные водоемы ежегодно выпускаются заводами сотни миллионов штук молоди частиковых рыб - сазана, леща, судака. И уловы показывают высокую эффективность работ по искусственному воспроизводству их запасов. Благодаря деятельности Цимлянского рыбоводного завода в одноименном водохранилище сформировано промысловое стадо белого толстолобика. Появились промысловые запасы растительноядных рыб в Краснодарском, Волгоградском, Саратовском и других водохранилищах.

Каково же экологическое состояние рыбохозяйственных водоемов России? А то ведь иногда получается парадоксальная картина: один завод рыбу выращивает, а второй ее тут же губит.

В 2000 году органами рыбоохраны зарегистрировано 58 случаев залпового загрязнения водных объектов. Один из плачевных результатов этого - погибшая рыба. Между прочим, ущерб от этих залповых загрязнений составил более 60 миллионов рублей.

Кроме этого, на многие водоемы отрицательно влияют и природные факторы. Например, в Приморском крае из-за рубок леса в водоохранных зонах (устанавливаются для каждой реки в зависимости от ее величины) произошло заиление нерестилищ.

Из-за загрязнения воды в заливах Находка, Амурский и Уссурийский снизились запасы красноперки, камбалы, терпуга, корюшки, наваги, минтая. К тому же к загрязненному побережью уже не подходит камчатский краб, сократились нерестилища сельди, а утерянные места обитания гребешка и трепанга вовсе не восстанавливаются.

Пагубное воздействие на кормовую базу, а соответственно и на воспроизводство рыбы, оказывает нефтегазовый комплекс в бассейне Оби.

Целлюлозно-бумажные комбинаты на берегах Ладожского, Онежского озер, реки Янис-Йоки тоже не способствуют размножению рыбы. От грязных сточных вод снизились запасы ряпушки, уменьшились нерестилища и зимовальные ямы леща, а сама рыба стала иметь специфический - вовсе не рыбный! - запах.

И наоборот - там, где деятельность предприятий прекращается или сокращается, -там рыбные запасы восстанавливаются. Например, как только на Сахалине перестали работать некоторые предприятия, тут же в морскую зону стали заходить на нерестазиатская корюшка, навага, горбуша. Прекратили деятельность Холмский иЧеховский целлюлозно-бумажные комбинаты - улучшилось состояние лососевых рек.

С уменьшением объема буровых работ в Архангельской области восстановились рыбные запасы в тундровых озерах.

Ихтиофаунарек Пукса и Подина восстановилась только после закрытия двух целлюлозных заводов; в 2000 году даже успешно прошел нерест сиговых, а в реку Пукса удалось вселить молодь.

Речь, конечно, не о полном закрытии всех предприятий. Но, как говорил еще Парацельс, во всем важна доза, то есть - мера. А в нашем веке - и применение новых очистных технологий. Конечно, плохо без бумаги и картона, но и они ни к чему, если не из-за них не станет лесов, рек, рыбы и природы.

В последнее время возрастает понимание не только экологической, но и экономической ценности такого специфического ресурса, как способность окружающей природной среды к ассимиляции и определенного объема поступающих в нее отходов, т. е. к самоочищению. Экономическое значение этого свойства означает, что в пределах ассимиляционной емкости окружающей среды можно осуществлять процесс производства, не тратя деньги на природоохранные мероприятия.

Это свойство природы является достоянием всех народов и поколений, но им воспользовалось относительно небольшое число стран, первыми вставших на путь индустриального развития, тем самым сдерживается прогресс других стран и создается угроза существованию будущих поколений. Справедливое решение данной проблемы возможно на основе объективных международных договоренностей.

Первые мероприятия по охране отдельных элементов биосферы (видов организмов) осуществлялись еще до начала нашей эры в странах древней культуры - Египте, Индии, Китае и др.. Основная масса живого вещества окружает Землю тонким слоем - от нескольких миллиметров до десятков метров.

В связи с тем, что живые организмы находятся в тонком приповерхностном слое, они легкодоступны для прямого и косвенного воздействия человека. Живое вещество биосферы имеет огромное химическую активность, обусловленную биологическим обменом веществ. В процессе фотосинтеза за год наземной и водной растительностью аккумулируется огромная энергия Солнца, связывается 35 млрд. т углерода, фиксируется 44 млрд. т азота, выделяется несколько десятков миллиардов тонн кислорода и т.д..

К биологическим (биотических) ресурсам относятся ресурсы растительного и животного миров. Растительные ресурсы представлены на территориях и акваториях высшими растениями, грибами, мхами, лишайниками, водорослями, которые используются или могут быть использованы для нужд общества. Хозяйственное значение имеют лесные, степные, луговые, болотные и водные растительные ресурсы.

Сейчас исследованы, названо и определено более 1,5 млн видов растений и животных, но ученые считают, что существуют еще 5-10 млн. неисследованных видов, особенно в тропических лесах, морях и океанах. Все виды живых существ в совокупности называются биотой. Важнейшей ее свойством является способность к самовосстановлению на основе обмена веществ. В благоприятных условиях организмы биосферы способны за короткое время заполнить всю планету.

Природные условия Украины способствуют развитию богатой и разнообразной флоры. Здесь растет около 5 тыс. видов растений природной флоры и около 1 тыс. видов культурной и заносных флоры, которая распределена весьма неравномерно. Богатейшая флора Крыма и Карпат (почти 2 тыс. видов), в Полесье и лесостепной зоне насчитывают только 1600-1700 видов, а в степи их еще меньше - около 1 тыс. На территории Украины есть 45 тыс. видов, из которых 17 видов - земноводные, 20 - пресмыкающихся, около 400 - птицы, 200 - рыбы.

Использование человеком биосферы началось с момента ее возникновения и непрерывно усиливалось с увеличением численности и потребностей человечества. Наиболее распространены два вида применения живых организмов и производимых ими продуктов:

Непосредственное использование - как еда, сырье, строительные материалы;

Опосредованное - как источника кислорода для дыхания и технологических процессов, связывания углекислоты, регуляции стока, защиты полей от действия ветра, эстетических потребностей и т.д..

Ценность природной биоты для человека рассматривают по следующим основным направлениям:

Основа сельского и лесного хозяйств;

Ресурсы для медицины;

Прямая польза, которая проявляется в том, что растительный покров является фактором предотвращения эрозии, сохранение пахотного слоя почвы, обеспечения инфильтрации и пополнения запасов грунтовых вод, уменьшение поверхностного стока, поддержки круговорота биогенов в экосистемах. Биота непрерывно воспроизводит древесину, диких зверей и птиц, рыбу и др..;

Возможности для отдыха, удовлетворения эстетических и научных потребностей;

Коммерческий стимулятор спортивного бизнеса, обслуживания туристов и т.д..

Биологические ресурсы (БР) представляют собой источники живого происхождения, которые способствуют получению человеком материальной пользы, например, пищи, материала для промышленности, селекции растений, животных и микроорганизмов. Данные ресурсы являются важной составляющей среды окружения человека и представлены в виде растений, животных, бактерий, а также экосистем (лесов, водных экосистем и прочего).

Следует отметить, что все организмы имеют способность к размножению, следовательно, биологические ресурсы возобновляемы, необходимо только поддерживать для этого соответствующие условия. На сегодняшний день современная система использования БР может стать причиной ликвидации их значительной части.

Основная часть БР приходится на лесную флору, благодаря которой мы имеем ¼ часть ежегодного увеличения биомассы. В настоящее время деятельность людей привела к тому, что это число живой материи сократилось, поэтому биологическая продуктивность Земли снизилась. Однако, заменив часть бывших лесов на пастбища, люди, тем самым, обеспечили питанием и техническим сырым материалом население планеты.

На сегодняшний день на планете леса образуют два пояса: южный (лиственные породы деревьев) и северный (хвойные породы деревьев). Те страны, которые не имеют лесных зон, имеют недостаточное количество лесных природных ресурсов.

В настоящее время лесные биологические ресурсы россии, Канады, США и Бразилии являются самыми крупными. При этом площадь южных лесов начинает исчезать вследствие увеличения экспорта древесины и использования её в качестве топлива, тогда как леса серного пояса остаются практически неизменными. Но, несмотря на это, эти ресурсы ежегодно увеличиваются.

Биологические ресурсы, а именно продовольственные, составляют двадцать процентов от всей аграрной продукции и один процент от всей производительности океанов и суши. Следует помнить о том, что в связи с быстрыми темпами роста численности населения, производительность изделий растениеводства необходимо увеличить вдвое, тогда как изделий животноводства – втрое. Таким образом, необходимо развивать сельское хозяйство, поливное земледелие, рационально использовать ресурсы океана.

Биологические ресурсы мирового океана насчитывают сто миллионов тонн продукции, из которых двадцать процентов оставляется на её восстановление. Вся продукция представлена в виде рыбных и не рыбных объектов; многие страны занимаются, так называемым, морским фермерством, разводя водоросли, моллюски, трепанги и рыбу.

Так, первое место по добыче занимает рыба (85%), затем - нерыбные объекты, в том числе и водоросли (9%), ластоногие и киты (6%).



Несмотря на то, что население Земли растёт быстрыми темпами, увеличение промысла всегда идёт быстрее. Необходимость увеличения количества добываемых водных объектов связана как с экономикой, так и с медициной, поскольку последняя указывает на необходимость регулярного употребления людьми морепродуктов.

Но всё-таки не стоит забывать о необходимости удвоения количества добычи морских продуктов.

Биологические ресурсы животного мира являются мировым достоянием, поскольку животные обеспечивают чистоту водных объектов, плодородность почв, опыление цветов и прочее.

На сегодняшний день многим представителям фауны грозит вымирание. Однако следует сказать, что до сих пор многие уголки планеты не исследованы, равно, как и многие группы организмов. К тому же человеком используется только небольшая часть природных объектов, да и многие экосистемы поддерживают себя сами.

Таким образом, БР представляют собой все живые объекты биосферы, которые образуют окружающую среду.

75. Природно – охраняемые ландшафты и заповедные территории

Заповедники – высшая форма охраны природных участков. Заповедники предназначены исключительно для выполнения научных и научно-технических задач в стране. В этом специфика и принципиальное отличие заповедников от других форм охраняемых территорий. Под заповедники отводятся участки, наиболее типичные для данной природной зоны, способные служить образцом ландшафтно-геогра-фических зон. Предпочтение отдается тем участкам, которые в наименьшей степени изменены хозяйственной деятельностью человека, а также тем ландшафтам, которым угрожает опасность исчезновения.

Чаще всего один заповедник занимает 30–70 тыс. га, но есть заповедники по 700–800 тыс. га (например, Печеро-Ильческий, Алтайский). В европейской части страны, где нет больших площадей, пригодных для заповедника, размеры его не превышают 1 -5 тыс. га.

Вокруг большинства заповедников создаются охранные зоны, где ограничены эксплуатация природных ресурсов, развитие промышленности и строительства. Задачи охранных зон – сгладить влияние прилегающих территорий на заповедные природные комплексы.

Важным критерием при выборе участка под заповедник является присутствие на его территории редких видов животных и растений, уникальных образований неживой природы. Основное направление научных исследований в заповедниках – изучение структуры и функций первичных биогеоценозов, выявление их закономерностей, что имеет большое значение для понимания сущности законов биосферы в целом.

Основой научных исследований в заповеднике являются разработка методов учета животных, определение эффективности и выявление последствий хозяйственного использования природных ресурсов на смежных территориях, разработка биологических методов борьбы с вредителями лесного и сельского хозяйства, изучение факторов, определяющих изменение численности диких животных, с целью их прогнозирования, а также изучение экологических особенностей отдельных видов животных и растений, разработка мероприятий, обеспечивающих сохранение природных заповедных территорий, восстановление редких и исчезающих животных, растений и т.д.

Заповедный режим преследует цель сохранения всех элементов биогеоценозов в таких количественных соотношениях, которые им присущи и которые обеспечивают естественное разнообразие и динамичное равновесие природного комплекса. Заповедники не могут допустить чрезмерного увеличения численности какого-либо одного, даже самого ценного вида, в ущерб остальным.

Охрана ландшафтов имеет много форм, которые могут быть объединены в три группы:

Две первые формы охраны ландшафта связаны с заповедными территориями. При этом полная охрана преследует главным образом научные цели. Частичная охрана направлена на научно-технические или ресурсно-охранные и культурные цели.

Большое значение имеют заповедные территории для охраны генофонда нашей планеты, как природные объекты для экологических исследований.

Формы заповедных территорий во всем мире разнообразны. Это национальные и природные парки, резерваты различных назначений, заказники, охраняемые ландшафты, участки дикой природы, заповедники и т.д. Основные формы охраны природных участков за рубежом – национальные и природные парки, резерваты, а в России – заповедники и заказники.

76. Особо – охраняемые ландшафты и заповедные зоны Алтайского края

В настоящее время в Алтайском крае практически не сохранились изначально естественные ландшафты. В крае в настоящее время отсутствуют как действующие заповедники, так и национальные парки. На территории края существует 33 заказника. Их общая площадь составляет 773,1 тыс. га или менее 5 % площади края, что значительно ниже среднего показателя по России и недостаточно для поддержания ландшафтно-экологического равновесия в биосфере. В Алтайском крае утверждено 100 памятников природы, из них 54 геологических, 31 водный, 14 ботанических и 1 комплексный. В настоящее время принято решение о создании в крае Кулундинского и Тигирекского государственных заповедников.

Тигирекский заповедник

Территория занимает водораздел между правыми притоками реки Чарыш и верховьями истоков реки Алей. Площадь заповедника 40 693 га, с охранной зоной площадью 26 257 га. Первоначально территория заповедника должна была составлять около 300 тысяч га.

Заповедник состоит из трех участков: Белорецкий - верховья реки Белая; Тигирекский - прилегающий с юга к посёлку Тигирек; Ханхаринский - верховья реки Большая Ханхара

Рельеф заповедника среднегорный с куполообразными вершинами. Абсолютные высоты достигают 2200 метров над уровнем моря. На территории много рек, самая крупная из которых - Белая. Климат заповедника резко континентальный с жарким летом и холодной зимой. В январе температура может опускаться до -49C -52С, абсолютный максимум июля равен +33C +38С.

Особенности растительного покрова заповедника определяются его географическим положением, неоднородностью климата и многообразием экологических условий. Основную площадь занимает черневая тайга, которая является древней (реликтовой) формацией. Заповедник является убежищем следующих третичных реликтов: осморизы остистой, копытня европейского, волчеягодника обыкновенного, колокольчика широколистного. Флора включает большое число лекарственных, кормовых, медоносных, декоративных растений. К лекарственным растениям относятся родиола розовая (золотой корень), рапонтикум сафлоровидный (маралий корень), пион марьин корень, бадан толстолистный. Среди пищевых растений наиболее известны щавель шпинатный, черника, калина обыкновенная, шиповник колючий, спаржа обыкновенная. В Красные книги РСФСР и Алтайского края включены: щитовник мужской, стеллеропсис алтайский, лук алтайский, касатик Блудова, колокольчик широколистный, пион марьин корень и другие.

Фауна заповедника представлена, в первую очередь, такими крупными животными, как бурый медведь, марал, косуля, лось. Везде распространены соболь, колонок, горностай, белка, бурундук, заяц-беляк. Реже встречаются рысь, ласка, росомаха, солонгой, немногочисленна кабарга.

На территории заповедника встречается множество видов птиц. Самыми характерными лесными птицами являются рябчик, тетерев, длиннохвостая неясыть, мохноногий сыч, кедровка, изредка встречается глухарь.

Сотрудники Тигирекского заповедника в Алтайском крае обнаружили три вида ранее не встречавшихся здесь птиц. Это зеленушка, большой сорокопуд и малый дубонос. В пресс-центре заповедника подчеркнули, что малый дубонос впервые отмечен не только на территории Алтая, но и, возможно, в Западной Сибири.

Кулундинский заповедник

Целью создания Кулундинского заповедника является сохранение крупнейшей в Кулундинской низменности квазиестественной территории. Она включает соленое озеро Кулундинское - самое большое из бессточных озер Кулунды, и прилегающие к нему с востока экосистемы - степи, солончаковые луга, солончаки. Озеро и устья впадающих в него рек важны как местообитания гнездящихся и пролетных околоводных птиц. На всей территории заповедника много лет существовал зоологический (охотничий) заказник для охраны птиц.

77. Понятие о «красной книге», её значение для воспроизводства и рационального использования растительного и животного мира

Кра́сная кни́га - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные.

Международный Союз Охраны Природы (МСОП) объединил и возглавил в 1948 году работу по охране живой природы государственных, научных и общественных организаций большинства стран мира. В числе первых его решений в 1949 году было создание постоянной Комиссии по выживанию видов (англ. Species Survival Commission), или, как принято называть в русскоязычной литературе, - Комиссию по редким видам.

Издания Красной книги МСОП

Первое издание Красной книги МСОП вышло в свет в 1963 году. Это было «пилотное» издание с небольшим тиражом. В два его тома вошли сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц. Красная книга рассылалась по списку видным государственным деятелям и учёным. По мере накопления новой информации, как и планировалось, адресатам высылались дополнительные листы для замены устаревших.

Три тома второго издания книги вышли в 1966-1971 годах. Теперь у неё был «книжный» формат (21,0 × 14,5 см), но, как и первое издание, она имела вид перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменён новым. Книга по-прежнему не была рассчитана на широкую продажу, она рассылалась по списку природоохранным учреждениям, организациям и отдельным учёным. Количество видов, занесённых во второе издание Красной книги МСОП, значительно увеличилось, так как за прошедшее время была собрана дополнительная информация. В первый том книги вошли сведения о 236 видах (292 подвидах) млекопитающих, во второй - о 287 видах (341 подвиде) птиц и в третий - о 119 видах и подвидах рептилий и 34 видах и подвидах амфибий.

Постепенно Красная книга МСОП совершенствовалась и пополнялась. В третье издание, тома которого начали выходить в 1972 году, были включены сведения уже о 528 видах и подвидах млекопитающих, 619 видах птиц и 153 видах и подвидах рептилий и амфибий. Была изменена и рубрикация отдельных листов. Первая рубрика посвящена характеристике статуса и современного состояния вида, последующие - географическому распространению, популяционной структуре и численности, характеристике местообитаний, действующим и предлагаемым мерам по охране, характеристике содержащихся в зоопарках животных, источникам информации (литературе). Книга поступила в продажу, и в связи с этим был резко увеличен её тираж.

Последнее, четвёртое «типовое» издание, вышедшее в 1978-1980 годах, включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 - птиц, 2 вида рептилий. Сокращение числа форм в последнем издании Красной книги произошло не только за счёт успешной охраны, но и в результате более точной информации, полученной в последние годы.

Работа над Красной книгой МСОП продолжается. Это документ постоянного действия, поскольку условия обитания животных меняются и всё новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие плоды, о чём свидетельствуют зелёные её листы.