Кто такие русалки. Есть ли доказательства существования русалок? Что хорошего и плохого сулит вам встреча с русалкой

По всеобщему представлению, русалка - это необычное существо, главная особенность которого заключается в человеческой верхней части туловища и рыбьем хвосте вместо ног. Из-за постоянного нахождения под водой их кожа имеет бледный, практически белый цвет. Они обладают манящим темпераментом и удивительным глубоким голосом, при этом умеют петь. Так кто такие русалки? Существуют ли они на самом деле? Попробуем разобраться.

Как стать русалкой?

В народе известно несколько гипотез появления русалок. Так, по одной из легенд, мифическими существами невозможно стать, ведь настоящие русалки - это дочери Нептуна, бога воды.

Но часть населения верила, что русалками становятся девушки, которые собирались выйти замуж, да так и не сделали этого по каким-либо причинам. Также особы женского пола могли обрести рыбий хвост из-за разбитого любимым человеком сердца. Иногда, по легендам, русалками становились и некрещенные дети. Также такая участь могла постигнуть девочку, которую по каким-либо причинам однажды прокляли.

Так кто такие русалки? Это красивейшие создания с манящим голосом и добрым сердцем? Или, возможно, это злые нимфы, основная цель которых - затянуть больше молодых людей в темную пучину вод? И существуют ли они вообще?

Разберемся, кто такие русалки

В старину люди не просто верили в существование русалок, нисколько не сомневаясь в этом. Называли этих существ по-разному: ундины, сирены, чертовки, нимфы, вилы, купалки. Но суть была одна - русалок боялись. Люди верили, что их излюбленное место - это русло реки. Таким образом, настоящие русалки, как видите, предпочитают пресную, а не соленую воду, вопреки всеобщему мнению.

Как считали в старину, водяные красавицы манили к себе молодых мужчин с помощью прекрасного мелодичного голоса. Парни были очарованы, подходили к ундине, которая начинала их щекотать, пока жертва не потеряет сознание. Затем сирены уносили их в морскую пучину. Но молодые люди, которые были осведомлены о таких проделках, всегда носили с собой иголку. Считалось, что нимфы боялись каленого железа.

Ошибочное мнение о том, кто такие русалки, - что это существа, стремящиеся погубить как можно больше людей. Во-первых, русалки затягивали только мужчин. Во-вторых, они никогда не трогали детей. А по некоторым источникам, русалки даже часто помогали заблудившимся малышам найти верную дорогу.

Все эти красавицы имеют собственный характер и прихоти. Так, в зависимости от желания или настроения, они могут и спасти тонущего человека, и, наоборот, утащить его на дно. Также они жадные к ярким вещам. Некоторые русалки их просто воруют, а некоторые могут попросить отдать.

Кроме того, красавицы любят различные шалости. Они запутывают рыбацкие сети, утаскивают на дно лодки и даже ломают мельницы. Особенно они становятся шаловливыми в июне во время «русалочьей недели». Сейчас это время, на которое выпадает праздник Троица.

Существуют ли они на самом деле?

Про русалок написано множество легенд и сказок. Точных доказательств их существования пока нет, но многие люди уверены, что не бывает дыма без огня. Ведь в культуре самых разных народов мира упоминаются одни и те же барышни прекрасного внешнего вида и с рыбьим хвостом.

Известна также легенда о том, что если русалка захочет обрести душу, ей нужно навсегда отказаться от воды. Мало кто из нимф на такое решался. Например, одна из русалочек когда-то всем сердцем полюбила священника, причем ее любовь была взаимной. Она очень долго плакала и думала о приобретении души. Даже ее возлюбленный молил ее об отказе от воды. Но нимфа так и не смогла предать море.

Есть очень похожая на эту легенду сказка о русалке Ариэль. Возможно, это всего лишь умелая копия прекрасной истории, а может, сказочная красавица и вправду существовала.

Источники рассказов

Первые истории о русалках были рассказаны мореплавателями. Даже скептически настроенный Колумб был уверен, что водяные нимфы - это реальность. Он неоднократно рассказывал о существах с человеческим верхом и рыбьим низом.

Возможно, эти истории - всего лишь воображение мужчин-мореплавателей, которые давно не видели женщин, из-за чего их подсознание нарисовало такую замечательную картину. Но если настоящие русалки и существуют, то они никому не вредят, по крайней мере, за последнее столетие об этом никто не слышал.

Стоит ли верить в их существование?

Несмотря на то что сейчас обнародовано множество фотографий русалок, ни один источник не может гарантировать, что они не поддельные. Кроме того, далеко не всегда нимфы описывались как прекрасные и обворожительные создания с манящим голосом. По некоторым источникам, общее у этих существ со старинными легендами одно - хвост русалки. Туловище же у нее мужеподобно, а вместо прекрасного лица - огромный рот и торчащие наружу острые зубы.

Русалочки из восточных легенд

Не только современные девушки задаются вопросом о том, как стать русалкой. Об этом думали в свое время и восточные славяне. Но после долгих размышлений люди пришли к выводу, что специально стать русалкой невозможно.

Рождение нимфы происходило уже в загробном мире. И ею могла стать девочка, мать которой покончила с собой, будучи в положении. При этом из нее вырастала утонченная, чрезвычайно привлекательная русалочка с длинными волосами цвета морской тины и венком на голове.

Жили нимфы не только в водоемах. По легендам, они могли облюбовать облака, подземное царство и даже гробы. И только во время «русалочьей недели» красавицы выходили из своих убежищ, чтобы как следует пошалить.

Стоит ли знакомиться с русалкой?

Существует множество сказаний на эту тему, но самое популярное все же состоит в том, что русалки обожают детей и молодых мужчин. А вот женщин и стариков попросту не переносят.

Чтобы не попасть в сети русалки, нужно быстро убираться с опасного места, пока она не начала петь. Определить же скорое ее появление можно по звуку, который напоминает стрекотание сороки.

Также легенды гласят, что спасение от русалки всегда мнимое. Если мужчина познал ее любовь, или она успела его поцеловать и отпустила, то совсем скоро он или сильно заболеет, или покончит собой. Спасением от таких последствий были специальные обряды и амулеты. Особо настойчивые парни могли попытаться самостоятельно спугнуть русалку, ударив палкой по ее тени.

Также поверья гласят, что нимфы как огня боятся крапивы.

Русалочка из сказки

Выше уже упоминался сказочный образ русалочки Ариэль. Это персонаж из экранизации Уолта Диснея. Там русалочка выходит из моря ради прекрасного принца и любви к нему. Преодолев все препятствия, они женятся и живут долго и счастливо.

А вот сказка Ганса Христиана Андерсена не так оптимистична. Русалочка спасает жизнь прекрасного принца во время шторма и без памяти влюбляется в него. Ради любимого она заключает с колдуньей сделку. Обретя возможность ходить по суше, девушка теряет свой волшебный голос, который так запомнился принцу. При этом каждый шаг приносит ей нестерпимую боль. В итоге Русалочка проигрывает и превращается в морскую пену. Пожалуй, это самая известная сказка о мифической девушке.

Русалки - крайне популярные герои мифов, легенд, сказок, мультфильмов, фильмов и преданий. Верить или не верить в существование нимф, решать нужно самостоятельно. Но даже признанные исследователи считают, что неспроста образ русалки настолько въелся в существующие истории.

В отечественной мифологии так же существуют мифы о хвостатых девах, которые занимали большую часть легенд. Как считали славяне, значительная часть русалок - это души утонувших женщин, которые покончили жизнь самоубийством. В славянскую мифологию, считают исследователи, образ русалки пришел с Украины и из Восточной Европы. В России, впрочем, их облик изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и мстительных существ, наравне с "дедушкой водяным".

Русалок, поющих веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных реках растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить.

Собственно, представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена "Русалочка", а также одноименного диснеевского мультика. Посему большинство граждан (причем не только малолетних) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные отношения.

Однако большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря посадил свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами-ундинами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.

В одних местах (зап. Полесье, Украина) говорили, что русалка выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон). В других местах (Пинское Полесье, Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. О таких русалках рассказывали, что они "кудлатые как ведьмы", "горбатые и старые", "черные, заросшие шерстью", что у них "груди как каменья" или "железные цыцки"; они ходят голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пральник, пест.

Живут русалки не только в воде. С Троицына дня до дня Петрова (С.Б. Русальная неделя) они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Но от них много и вреда. Могут, например, запутать сети у рыбаков или испортить, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. Кое-где рассказывали, что русалки не причиняют никакого вреда, а могут лишь испугать человека или подшутить над ним. Однако подавляющая часть поверий относит русалок к опасным духам, которые преследуют людей, сбивают их с пути, душат или щекочут до смерти, заманивают в воду и топят, превращают в животных или в какие - нибудь предметы, могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже (С.Б.: Явное смешение с Кикиморой и Ветшицей). В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства.

Как и прочая нежить, они не выносят вида креста, не могут переступить через начерченный на земле круг, осененный крестным знамением; боятся чеснока и любого железа, будь то иголка, булавка или нож. Когда русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание: не зная имени, она не в силах причинить вред. "Против чар и козней русалок, - пишет фольклорист С.Максимов, - отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, - это полынь, трава окаянная, бесколенная. Надо только пользоваться ее силой и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит: "Что у тебя в руках: полынь или петрушка?" - "Полынь". - "Прячься под тын", - громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать "петрушка", то русалка ответит: "Ах ты, моя душка", - и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена и не повалится он, как мертвый, ничком".

Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить русалки, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем, не выполняли никаких полевых и огородных работ, не подмазывали печь и стены избы, не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

Кстати, одну из них можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат и питаются исключительно паром. Правда, живут они в доме всего год, а на следующую русалью неделю получают свободу и скрываются на дне речном.

С русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого она должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Русалочьи свадьбы устраиваются только в самые короткие ночи.

Через неделю после Троицы устраивались русалочьи проводы. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах русалка погребалась по-своему - в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года.

У русалок есть родственницы - мавки. В мавок, по поверьям, превращаются дети, умершие без крещения. Та же судьба ожидает и тех несчастных младенцев, которых проклинают матери еще в утробе или до совершения над нами таинства крещения; они исчезают из дому и становятся русалками. Живут мавки в лесах и являются людям под видом молодых красивых девушек. Так же как и русалки, они завлекают мужчин, заговаривают их, принимаются щекотать и не отпускают, пока не защекочут до смерти. Мавки стараются мстить людям за то, что допустили их умереть некрещеными и лишили небесного царства.

В некоторых местах, где русалки считались водным духом, их называли фараонками. Фараонки - родные сестры зарубежных русалок, то есть ундин, потому что у всякой фараонки непременно есть рыбий хвост. Они водятся преимущественно в морях, и уж конечно, на ветвях сидеть никак не могут.

1 июня наступает Духов день - Русалочья неделя, время, когда, по поверьям наших предков, можно было запросто встретить русалок и мавок. А раз так, то давайте о них и поговорим.

Морских дев любили математики и воспевали поэты, им посвящены сказки и легенды, но удалось ли разгадать тайну этих водных созданий? Сирена, Ундина, Русалочка – в чем разница, с чего началась история о русалках-проститутках и почему по сей день не стоит заходить в воду на "русальной неделе".
Существовали ли эти полуземные жители на самом деле? Если резюмировать все исследования культурологов – да, но все могло быть иначе, чем мы себе представляем. Истина о подлинных русалках где-то посередине. Все примерно так, как с легендами о драконах. "Огнедышащие" казались чистой выдумкой, пока не были изучены скелеты динозавров. Образ драконов передавали люди - они шифровали реальность в сказочный код, который мы разгадываем до сих пор.

Главный признак русалки – она не одна, у нее много родственников. Именно за это русалок любили математики, они спорили: число ли рождает русалку или русалка число?
Русалки увеличиваются в геометрической прогрессии, только начни изучать. Водных дам настолько много в мифах разных стран, что немецкий литератор Андреас Красс создал "русалочью энциклопедию", в которой описал около 20 видов получеловека-полурыбы. Он пишет о наядах, нереидах, мелюзинах, сиренах, которые приходятся друг другу дальними или ближними родственниками
Андреас Красс говорит и об исторической подоплеке, например, истории жительниц моря в «Одиссее» Гомера. В поэме речь идет об одном из видов подводной братии – "сиренах". Они серьезное испытание для моряков, которые вынуждены проплывать мимо острова "сладкозвучных сирен". Мужчины, услышав пение, забывали про дом, жен и детей - пускали жизнь и корабль под откос. Одиссей, впрочем, согласно сюжету, однажды велел своим спутникам заткнуть уши воском, а себя привязать к мачте, чтобы не соблазниться. Но речь не о мудром решении, а о том, какая реальная история легла в основу сюжета.
Вполне может быть, что сирены – эпитет для прекрасных девушек легкого поведения, что владели искусством любви.
Дело в том, что на том месте, о котором пишет Гомер, реально находился остров, но там располагались публичные дома и жили там, соответственно, не подводные, а вполне земные существа - древнегреческие проститутки, которые завлекали мореходов, обещая такие наслаждения, что впору забыть и жену, и детей, и дом родной.

О чем говорят сказки, где фигурируют русалки и сестры? Возможно, речь о необычных женщинах-музах, преданных и потому кардинально поменявших амплуа: из музы - в дьяволицу.
Грустная и романтическая сказка о Русалочке Ганса Христиана Андерсена одна из самых популярных в детстве. Однако ее главная героиня не русалка, а морская дева. Если дословно с датского, ту, что мы называли Русалка, зовут "Маленькая морская госпожа" и относится эта госпожа к классу "Морских дев". Они имеют родственные связи с русалками, но ими все-таки не являются. Русалка – героиня славянской мифологии, которая живет вблизи водоемов, тогда как Морская дева - это сестра своих сестер и родилась под водой.
Русалку в прямом толковании слова можно встретить на земле в течение Русальной недели (примыкающей к празднику Троицы) и у нее есть ноги. Считается, что русалки пришли в воду из земного мира: умершие до замужества девушки или на Русальной неделе, утонувшие, реже - некрещеные дети. Часто сердце русалок разбито, вот они и мстят - заманивают мужчин в воду, откуда последние не возвращаются. Четкого описания их внешнего вида нет, иногда - это молодые девушки в белых одеждах и с длинными волосами, иногда уродливые бабы с большой грудью, которую они перебрасывают за плечи.
Прародителем морских дев считается - вавилонский бог Оаннес. Он долго менял форму, в итоге он некий русал - голова и торс мужчины и рыбий хвост вместо ног. Первая женщина с хвостом - богиня Луны и рыболовства - Атаргате.
Но вернемся к сказкам.

Русалочка Андерсена - с хвостом и она никогда не тонула, она "Морская дева", что живёт в подводном царстве. Согласно сюжету, когда подводной даме исполняется 15 лет, ей дозволено посмотреть на мир над водой. С этого момента и начинается активное развитие сюжета: принц тонет, она спасает юношу и это любовь с первого взгляда. Дальше девица наводит справки о людях и узнает от бабушки о прелестях человеческой души, которая перерождается и вообще бессмертна. Помочь почувствовать себя человеком вызывается ведьма, она забирает голос Русалочки. Договор подписан, но принц безголосой водной девушке предпочитает земную. Экс-русалке грозит смерть и сестры предлагают решение - если убьет принца, снова станет подводной жительницей. Но она превращается в пену. Кажется, что это грустный конец, но как поясняют культурологи, да и в тексте самой сказки есть этот пункт: русалочка становится одной из дочерей воздуха, кардинально меняя стихию. И здесь узнает, что и с мечтой о человеческих ногах не все так плохо: 300 лет ей совершать добрые дела и быть тогда человеком с бессмертной душой.
У братьев Гримм "Русалка в пруду" менее безобидная, хотя и прекрасная. Обедневший мельник обещал отдать русалке за возвращенное богатство своего новорожденного сына, но, когда ребенок появился на свет, он передумал и стал прятать мальчика. Однажды, завещанный до рождения принц, на тот момент уже женатый, подошел-таки к пруду, и был благополучно погружен на дно. Жена не обрадовалась такой участи, обратилась к колдунье и вызволила из-под воды суженного. Он остался жив, благодаря титаническим усилиям другой женщины, которая не исключено, тоже имела русальи корни.
В этих сказках не говорится о путанах, что заманивают голосом и чудным видом, здесь перед нами и другой вид русалок и другая стратегия: жертвенность и любовь ради бессмертия, возмездие за предательство и невыполнение обязательств.
В других преданиях и легендах, также часто прослеживается некая перепись страхов: потерять любимого, предательства, а также неуверенность в себе и ревность. По-сути все представители русальего племени - роковые женщины, которых изображают, примерно так, как после будут изображать ведьм: с зеркалом и распушенными волосами.

Существует легенда, которая живет в наши дни "благодаря" заболеванию "синдром ночного апноэ", который негласно называют - "Проклятье Ондины". Как гласит придание: "русалочка"- дева по имени Ондина, наложила на суженного проклятье, после того как он несколько десятилетий спустя нашел себе другую: "Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай - пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснёшь, дыхание покинет твоё тело и ты умрёшь".
Сегодня "синдромом ночного апноэ" страдает по статистике 10% мужского населения планеты, а около 40% склонны к этому заболеванию после 40 лет. Больные им люди способны дышать, лишь бодрствуя.
И всё-таки русалки - миф или реальность? Легенды о них будоражат человеческое сознание. Представления о русалках противоречивы, поэтому сложно сказать что они из себя представляют: добрых или злых существ? Каждый народ дает свое представление о них. Давайте посмотрим на представление наших предков. Насколько современное представление об этих водных обитателях соответствует представлению наших предков. В славянской мифологии известны существа, называемые русалками. Образ русалки является исконно славянским . Считается, что слово русалка происходит от "русло", "русый" . Видимо, из-за этого в современном мире обитанием русалок стали считать только воду. В Украине русалок называли мавки, а в Белоруссии - водяница или купалка. Основным их предназначением является охрана лесов, вод и полей. А как же делать это, если находиться только в воде?
Образ русалки

Дело в том, что образ современных русалок отличен от образа мифологического. Славянская русалка - это красивая девушка в белом платье. Рыбьего хвоста у них никогда не было. Поэтому они спокойно могли перемещаться по суше, сторожить леса и сидеть на деревьях. Образ русалки с хвостом пришел в умы людей из литературы и прочего искусства. Но в славянской мифологии "девушки воды" имеют ноги. Хвосты же принадлежат сиренам, которых многие знают по легендам об Одиссее.
Длинные распущенные волосы - это атрибут, который имеется у русалок в мифологии всех народов. Сейчас девушки с распущенными волосами на улице это норма, но раньше это было недопустимо. Существует даже выражение:

"Ходит как русалка (нечесаная девушка)."

Это современным модницам на заметку.
В некоторых местах русалки имеют образ девочек с распущенными зелеными волосами и длинными руками. Но в народной традиции есть и совсем другой образ русалки - косматой, безобразной и заросшей шерстью . Все это подчеркивает принадлежность к нечистой силе. Часто при этом упоминаются большие груди:

"цыцки большие-большие, аж страшно."

В работе Е. Левкиевской "Мифы русского народа" упоминаются рассказы о том, как люди видели русалок :

"У нас говорили, что русалка будет ходить в той одежде, в какой ее похоронят. У меня сестра шла через поле с бабушкой, там межа была, стежка среди поля, бабушка вперед пошла, а сестра шла, цветы рвала. Глянула - а в жите идет девушка. В веночке, как убирают умершую девушку, когда в гроб кладут - в веночке, вешают рушник на руку, в фартуке. Волосы распущенные, из-под венка ленты висят. И фартук, и юбка - как хоронят. Сестра закричала: «Бабушка, посмотри, какая девушка!» И тут же жито сомкнулось, и никого не стало"

Русалки добрые или злые. Как становились русалками

Так кто же русалки? Добрые существа или нечисть, творящая зло. По мнению старообрядцев, когда Сатана пал с небес, то вместе с ним пали иные существа, в том числе русалки. С этой точки зрения хорошими их назвать язык вряд ли повернется. Но все таки нужно разобраться с их происхождением. Согласно славянский мифам русалками становятся утопленницы или молодые незамужние девушки . Иногда говорят только о некрещеных, но суть от этого не меняется. Русалки - это души утонувших/незамужних молодых девушек . Хоронить таких умерших на кладбище нельзя, поэтому погребение осуществлялось за кладбищем. А в Русальную неделю девушка обращалась в русалку. Когда таких умерших хоронили, то плакали не из-за того, что человек умер, а из-за того, что ходить теперь умершему век русалкой по земле. Не бывать покою. Теперь вы легко сможете ответить на вопрос: как стать русалкой . Вряд ли кто-то захочет обратиться в нее по своей воле на таких условиях.
Про русалок говорят, что они могут соблазнять молодых людей. Чтобы в дальнейшем защекотать до смерти или заманить к воде и утопить . В деревнях даже запугивали русалками детей, чтобы те не лезли в глубокие участки реки, когда купались:

"Далеко уйдешь от берега, русалка утянет под воду."


Это сразу создает образ плохих существ. Так же считается, что они любят воровать у женщин нитки, холсты и прочие вещи для шитья. Связано это с тем, что русалки ходят либо в рваных сарафанах, либо вообще голыми . Так, например, если в русалью неделю встречали в лесу русалку, то обязательно бросали ей платок или открывали кусок ткани.
Способов защитить себя от русалки не много. Если вы встретитесь с ней, то первое, что рекомендуется - это не смотреть ей в глаза. Также считается, что русалок отпугивает полынь или укол булавкой (не забывайте, что это старинные поверья- прим.)

Помимо негативного в русалках есть и некоторые положительные черты. Например, русалки любят детей и защищают их в лесу от диких зверей, а также могут спасти тонущего ребенка. Хотя это не мешает взрослым оберегать детей во время купания образом "плохой русалки".
Русалки известны своей жизнерадостностью. Всем знакомо по фильмам их заигрывание и хохот. Считается, что они веселушки, любящие играть и радоваться жизни. Хотя их шутки кажутся смешными только им самим. Для людей же, например, тушение костра вряд ли покажется забавным. Русалки любят водить хоровод вокруг деревьев. Если в лесу увидеть дерево, вокруг которого не растет трава, то значит вокруг него русалки водили хоровод. Представляя русалку, предстает образ девушки, сидящей на берегу реки или на ветке дерева, которая расчесывает волосы. Именно так пишет А. С. Пушкин:

"Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;"

Известно также, что русалки любят плести венки . Для этого они используют цветы и древесные ветки. Жители Полесье, например, русалку представляют в образе молодой красавицы с длинными волосами и с венком на голове из цветов и трав. Сложно при таком описании представить что-то негативное. Образ исключительно положительный и радостный.
Наиболее активны русалки в ночь на Ивана Купала 22-23 июня. А в день Февронии-русальницы русалки уходят вглубь водоемов.

https://mistika.temaretik.com/1139885221339990841/rusalochka...

В Польше сделаны фотографии настоящей русалки, которую от посторонних глаз скрывают военные…

Русалки – существа, сказания о которых можно найти в мифологии народов, живущих во всех концах света. Везде, где есть какие-то водоемы – озера, моря или океаны, местная мифология хранит истории о таинственных жительница глубин. Назвать их сказочными персонажами со стопроцентной уверенностью не могут даже атеисты и религиозные деятели, ведь хотя бы раз в десятилетие появляются шокирующие доказательства существования русалок.

Откуда берутся и как выглядят русалки?

Сирена, ундина, наяда, мавка – множество имен одного и того же создания, которого в славянской истории называли «русалкой». Родоначальником этого термина стало слово «русло», обозначающее путь, проложенный речным потоком. Считалось, что именно там обитают заблудшие души некрещеных девочек-младенцев, умерших на Троицкой неделе, девушек, утонувших или совершивших самоубийство до замужества, а также решивших стать хранительницами вод по собственному желанию.

По сей день, в некоторых деревнях староверов живы сказания о том, что если представительнице слабого пола не мила жизнь на земле из-за одиночества, бедности или смерти родителей, она может попросить лесных духов забрать ее к себе на болото или в озеро, чтобы там обрести вечный покой.


Народные поверья приписывают русалкам способность перевоплощаться в животных – птиц, лягушек, белок, зайцев, коров или крыс. Но более привычен для них вид молодой девушки или женщины, у которой вместо ног можно увидеть длинный хвост, напоминающий рыбий. В Малороссии и Галиции люди считали, что русалка может превратить его в ноги, если пожелает. Кстати, у греков было аналогичное представление: сирен они изображали исключительно как прекрасных дев, ничем не отличающихся от обычных девушек. Понять, что перед ним – сирена, а не юная прелестница, моряк мог, лишь очутившись лицом к лицу с собственной смертью: сирены заманивали мужчин соблазнительным пением и беспощадно убивали.


По мнению всех народностей, русалки носят прически исключительно из распущенных волос. Этот признак в стародавние времена позволял отличить живых девушек от паранормальных существ. Дело в том, что христианки всегда покрывали голову платком, поэтому простоволосость - знак, что перед человеком стоит русалка. В церковных книгах Украины сохранилась запись о девушке, ушедшей из дома накануне свадьбы и ставшей русалкой. Ее отец все понял, когда увидел ее ночью возле дома с локонами, рассыпавшимися по плечам и «повенчал» ее со столбом, чтобы ее душа больше его не беспокоила.


Реальные истории очевидцев о русалках

Известно, что объектом своей охоты водяные нимфы выбирают исключительно мужчин. В Шотландии и Ирландии до сих пор некоторые из них всегда носят при себе иголку, чтобы уколоть русалку, боящуюся каленого железа как огня, при нападении, дабы спасти себе жизнь. Встреча с ней опасна для жизни, потому что это существо постарается заманить жертву на глубину и утопить или защекотать до смерти. Но истории известны рассказы счастливчиков, чудом выживших после общения с русалкой.

Первое документированное упоминание о ней относится к XII веку. Исландские хроники Speculum Regale сообщают о женщине с рыбьим хвостом, которую выловили и заточили в клетку жители прибрежной деревушки. Неизвестно, умела ли она говорить и выжила ли после встречи с суеверными крестьями, но очевидцы говорили, что ей успели дать имя Маргигр.


В 1403 году в Голландии автор книги «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное» и собиратель редкостей Сиго де ля Фонд встречается с девушкой, которую люди нашли на берегу, когда она просила о помощи. У нее был плавник, к тому же ее выбросило во время шторма, поэтому ей дали имя Нереида. Русалку привезли в город, научили готовить еду, стирать и ухаживать за скотом. Известно, что Нереида провела с людьми более 15 лет – и каждый день пыталась вернуться домой, в морскую пучину. Однажды она все таки уплыла, так и не научившись говорить и понимать человеческий язык.


16 июня 1608 года мореплаватель Генри Гудзон, именем котором в дальнейшем был назван пролив, отправился в путешествие с группой моряков. В первый же день в открытом море, вдали от цивилизации, они увидели качающуюся на волнах девушку, поющую чарующим голосом.

«Юная красавица с голой грудью, черными волосами и хвостом макрели, к которой мы так и не решились приблизиться.»

Так позже записали моряки в бортовом журнале. Узнав об этом случае, Петр I просил совета у священнослужителей из Дании, можно ли верить в эти истории. Епискон Франсуа Валентин ответил ему, что на днях лично видел русалку и свидетелей тому – пятьдесят человек.

В 1737 году английская газета для мужчин Gentleman’s magazine выпустила заметку о том, как в прошедший уик-энд рыбаки вместе с барахтающейся в сети рыбой подняли на борт странное существо. Конечно же, они слышали о русалках, но в улов попался…мужчина с рыбьим хвостом! Странное существо так напугало бедняков, что они насмерть забили добычу. Труп монстра был выкуплен и на протяжении нескольких веков демонстрировался в музее Экстера.


Очевидцы сообщали:

«Это существо поражало воображение и издавало человеческие стоны. Когда мы пришли в себя, то увидели, что это мужчина с белым хвостом и перепончатым плавником, покрытым чешуей. Внешность существа была отталкивающей и удивительно похожей на человеческую одновременно.»

1890 год в Шотландии был ознаменован появлением неподалеку от Оркнейских островов целой семьи русалок. Три девушки купались в воде, хохотали и ловили рыбу, но никогда не подплывали близко к людям. Нельзя сказать, что они опасались человека – скорее избегали. В отсутствие рыбаков нимфы отдыхали на прибрежных камнях. Известно, что русалки прожили в этих краях более 10 лет. В 1900 одному шотландскому фермеру удалось застать одну из морских дев врасплох:

«Как-то пришлось мне отправиться со своей собакой к далекому оврагу, чтобы вытащить угодившую в него овцу. Двигаясь вдоль оврага в поисках овцы, я заприметил неестественное беспокойство собаки, которая стала испуганно выть. Взглянув в овраг, я увидел русалку с рыжими вьющимися волосами и глазами цвета морской волны. Русалка была ростом с человека, очень красивой, но с таким ожесточенным выражением лица, что я в ужасе бросился прочь от нее. Убегая, я понял, что русалка попала в овраг из-за отлива и вынуждена была там же дождаться прилива, чтобы уплыть обратно в море. Но прийти ей на помощь мне не хотелось.»

На протяжении XX века русалок видели в Чили, Соединенных Штатах Америки, Полинезии и Замбии. В 1982 году нимфы впервые были обнаружены в СССР, где раньше не верили в истории о потусторонних существах, обитающих в водоемах. Во время тренировки боевые пловцы на Байкале столкнулись под водой со стаей рыб с женским туловищем. После всплытия они рассказали об увиденном и получили приказ наладить контакт со странными обитательницами Байкала. Стоило им подплыть к русалкам, как ты выкинули их на берег будто взрывной волной, из-за которой аквалангисты умерли за несколько дней один за другим, а выжившие – стали инвалидами.

Последним упоминанием в прессе о русалках стали статьи, написанные журналистами множества стран после появления в интернете фотографий с военного полигона в Польше в 2015 году. На снимках отчетливо видно, что люди в защитных костюмах несут нечто размером с человека, но обладающее рыбьим хвостом. Весит их ноша довольно много, потому что носилки одновременно несли шесть человек.


Правительство Польши оставило фотографии без комментариев. Да и сможет ли консервативная наука найти объяснение существованию русалок?

Русалки миф или реальность. Случаи встреч

Русалка как правило изображается, как девушка с рыбьим хвостом, но у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а порой еще и играет на арфе. Кроме русалок существуют и «русалы» иногда такие же романтичные, а временами вспыльчивые и гневные. Русалки любят погреться на солнце на прибрежном песке или на скалах, расчесывая гребнями свои длинные волосы. Они встречаются не только в морях, но и в озерах, реках и даже колодцах. В России - в омутах.

Неизвестный корреспондент пишет: «В том году мы отдыхали на Азовском море. Один раз я, 12-ти летний мальчик, шел по пояс в воде, минуя отмели и углубления, которые плавно чередовались, и внезапно провалился в подводную яму. Я нырнул, что бы посмотреть, что это за яма, и… лицом к лицу столкнулся с небольшим зеленым человечком!

Он отдыхал, лежа на песчаном дне. Глаза у него были несоразмерны лицу - большие и очень выпуклые. Он поднял веки, наши взгляды встретились и оба вздрогнули. Человечек махнул рукой и нечаянно поцарапал мне живот своими длинными ногтями. Мы оба рванулись в разные стороны. Он - вглубь, а я - вверх. Перепуганный насмерть, примчался я домой и больше ни разу не вошел в море в том году. больше зеленого человечка я не встречал».

Это далеко не первое свидетельство наблюдения в воде человекообразного существа.

1610 год — англичанин Г.Хадсон увидал русалку недалеко от берега. У нее была белая кожа, а на голове - длинные черные волосы. Моряки прошлых столетий так часто встречали русалок, что попросту отмахнуться от их рассказов ученым было невозможно.

Вот что написал известный английский путешественник мореплаватель Генри Гудзон, в начале XVII столетия: «Один из матросов команды, посмотрев за борт, увидал русалку. Ее грудь и спина были, как у женщины… Очень белая кожа и спадающие черные волосы. Когда русалка нырнула, мелькнул ее хвост, походивший на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели».

В начале XVIII столетия в одной книге поместили изображение русалки с такой подписью:

«Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину полтора метра, телосложение похожее на угря. Прожило существо на суше четыре дня и 7 часов в бочке с водой. Временами издавало звуки, напоминавшие мышиный писк. Предлагаемых моллюсков, крабов и морских раков есть не стало…»

Почему-то более часто русалок встречались в Шотландии. В XVII столетии в «Абердинском альманахе» утверждали, что путешествующие в этих местах «непременно увидят прелестную стайку русалок - изумительно красивых созданий».

1890 год — учитель Уильям Монро (Шотландия) увидал на пляже существо, на голове которого «были волосы, лоб выпуклым, лицо пухлым, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие. Груди и живот, руки и пальцы того же размера, что и у взрослого человека; то, как это существо использовало свои пальцы (при расчесывании), не предполагает наличия перепонок».

1900 год — с русалкой, у которой были волнистые золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза, ростом с человека, повстречался некий Александр Ганн. Через 50 лет в тех же местах русалку увидели две девочки. По их описанию, она в точности была похожа на русалку, которую видел Ганн.

1957 год — существо, похожее на русалку, даже запрыгнуло на плот путешественника Эрика де Бишопа. Руки этого странного существа покрывала чешуя.


В России жители одной деревушки возле Ведлозера в Карелии с давних времен замечали в нем водяных существ полутораметрового роста с круглой головой, длинными волосами, белыми руками и ногами, но коричневым туловищем. Увидев рыбаков, они ныряли под воду. Эти водяные описаны в книге С. Максимова, которая вышла в 1903 г.

Частота встреч с русалками начала снижаться после эры великих географических открытий и уже в наше время упала почти до нуля. Морские люди вымерли, и, вероятно, произошло это относительно не так давно - в середине или конце XIX столетия. Причина- усиление рыболовства и загрязнение вод. Шансов на то, что где-то в теплых бухтах южных морей мы еще повстречаем последних представителей русалочьего племени, не больше, чем на встречу со в Гималаях или с динозавром в Конго.

Жанна Железнова из Петрозаводска рассказала вот о таком случае:

«В этнографической экспедиции я узнала о встрече человека с невиданным земноводным человекообразным существом.

Это произошло во время Великой Отечественной войны в Белоруссии. Солдат отстал от своего взвода, чтобы догнать его, шел по лесной дороге. И вдруг увидел, на этой дороге лежит человек. Он побежал к нему, и когда добежал, то понял, что это не совсем человек, а кто или что - понять невозможно. С виду мужчина с бородой, но весь в рыбьей чешуе, а на руках и ногах вместо пальцев перепонки. Солдат перевернул его на спину, увидал, что у него лицо человеческое, хотя и нельзя назвать его красивым, но и безобразным не назовешь.

И этот чешуйчатый начал знаками показывать солдату на себя и куда-то в сторону, вероятно, просил его туда отнести. Солдат пошел в том направлении и в скором времени увидал небольшое лесное озеро. Отволок туда чешуйчатое существо, опустил в воду. Он немного полежал в воде, пришел в себя и уплыл. И даже на прощание солдату рукой помахал».

В исландской хронике XII столетия запечатлено свидетельство о полуженщине-полурыбе, которую увидели у берегов Гренландии. У нее было ужасное лицо, широкий рот и два подбородка. Рафаэль Холиншед сообщает о том, что во времена английского короля Генриха II (50-80-е годы XII века) рыбаки поймали человека-рыбу, который отказывался говорить и ел как сырую, так и вареную рыбу. Он сбежал в море через два месяца после поимки.

1403 год — после шторма в Западной Фрисландии обнаружили русалку, запутавшуюся в водорослях. Ее одели и кормили обыкновенной пищей. Она научилась прясть и кланяться перед распятием, но так и не начала говорить. Она часто предпринимала безуспешные попытки к бегству обратно в море и умерла после 14-ти лет жизни среди людей.

Эти и другие подобные свидетельства долго поддерживали веру в существование человекоподобных морских существ. Скорей всего, за русалок принимали тропических ламантинов, небольших китов, котиков и тюленей. Вблизи эти животные, безусловно, вовсе не напоминают людей, но в воде их позы и крики бывают порой очень «человеческими»…

1723 год, Дания — была учреждена специальная Королевская комиссия, которая должна была внести полую ясность в вопросе о существовании русалок. Во время поездки на Фарерские острова с целью сбора информации о русалках члены комиссии встретили русалку-мужчину. В докладе было указано, что у русалки «глубоко посаженные глаза и черная борода».

1983 год – американский антрополог из Университета Виргинии Рей Уогнер рассказал одной ричмондской газете, что в южной части Тихого океана, неподалеку от острова Новая Гвинея, он дважды видел существо, чем-то напоминающее человека. Уогнер объяснил, что при помощи новейшего подводного видеооборудования ему удалось установить, что существо, которое он увидел, было морской коровой. В большинстве известных случаев, считает он, русалки были не чем иным, как тюленями, бурыми дельфинами, ламантинами или морскими коровами. Но Уогнер не утверждает, что русалки вовсе не существуют.

Приведем случай невероятной встречи. Сообщение о нем получила одна из московских редакций в ответ на публикацию статьи на тему реальности леших и русалок. Говорилось об одной разновидности - болотнянике.

В военные годы Иван Юрченко жил в деревне Николаевка, в одной из северных областей европейской части России, учился в начальной школе. Школа отправляла учеников полоть сорняки в колхозных посевах, далеко за деревню. Там сразу же за полем начинались болота. Возле болот находились сенокосы. Косцы устроили рядом сарай для ночевки, постелили на нары сено. Как-то утром, придя на прополку, ребята зайдя в сарай заметили, что на сене остались вмятины от двух фигур огромного роста, как видно ночевавших в сарае той ночью. Они удивились росту людей, поговорили по этому поводу и принялись за работу.

Ивану захотелось оправиться и он отошел с поля к болоту. И вот на болоте за кустами он увидел двух неизвестных, которые пристально следили за ним. Иван обратил внимание на то, что они были черными, на головах у них были длинные волосы, в плечах были очень широкими. Рост не мог определить, так как мешали кусты. Иван очень испугался и, крича, побежал к своим товарищам.

Узнав, что кто-то есть на болоте, побежали в деревню к коменданту (комендатуры в то время существовали для ссыльных) и председателю колхоза. Те, вооружившись наганом и ружьем, с ребятами отправились к месту происшествия. Неизвестные черные люди ушли в глубь болота и из-за кустарников смотрели на людей. Никто из местных жителей не решался продвинуться вперед.

Мужчины выстрелили в воздух, неизвестные оскалили белые зубы (что в особенности бросалось в глаза на черном фоне их лиц), начали издавать звуки, похожие на раскатистый хохот. После этого, как показалось Юрченко, они присели или погрузились в болото. Больше их никто не видел. В сарае на сене остались следы, как видно, самца огромного роста и самки поменьше, можно было рассмотреть и следы больших грудей.

Так известно ли нашим современникам о подобных существах? Или это единственный непонятный случай?

Вот еще такое письмо.

«В 1952 году я, М.Сергеева, работала на лесозаготовительном участке Балабановск в Западной Сибири. Заготовляли лес в зимнее время, а весной сплавляли по реке Карайга. Местность кругом болотистая, летом мы собирали там грибы и ягоды. Много там и озер. В 20-ти км от участка находится озеро Порасье. На него-то четвертого июля мы и пошли: я, старик сторож с племянником Алексеем и Таня Шумилова.

По пути дед рассказал, что озеро это торфяное и незадолго до революции оно высохло, дно загорелось от молнии и горело на протяжении целых 7-и лет. После вода вернулась, и теперь на озере много плавучих островов. Их называют „кымья“. Пока погода стоит хорошая, кымья у берега, но если отходят на середину озера - жди дождей.

На месте мы были уже в одиннадцатом часу вечера. Наскоро натянули два полога и тут же втроем свалились от усталости. А дед отправился ставить сети.

Когда мы поутру проснулись, уха была уже готова. Рыбы в сети поймалось много, загрузили целиком повозку. И тут я увидела, что неподалеку за деревьями виднеется еще одно озеро. Спросила о нем старика, но он рассердившись на меня буркнул: «Озеро как озеро…» Больше ни о чем спрашивать я его не стала, но Алексею и Татьяне все рассказала. Выбрав момент, когда дед пошел осматривать дальнюю сеть, мы побежали к тому озеру, благо до него было всего метров 200. Вода в нем оказалась настолько чистой, что все камешки на дне было видно. Таня и Алексей захотели искупаться, я же лишь сняла платок и положила его на какую-то корягу у берега, а сама присела рядом.

Алексей уже зашел в воду и звал Таню, когда вдруг та вскрикнула, схватила свою одежду и кинулась в лес. Я посмотрела на Алексея, который стоял неподвижно и смотрел перед собой округлившимися глазами. И тут я увидала, как к его ногам тянется чья-то рука. Под водой к Алексею подплыла девушка. Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными черными волосами, которые тут же убрала с лица.

На меня глянули ее большие синие глаза, девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я вскрикнув, вскочила, и потащила его за волосы из воды. Увидела, как при этом зло сверкнул взгляд русалки. Она схватила лежавший на коряге мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду.

Мы и опомниться не успели, как дед очутился рядом. Он торопливо перекрестил Алексея, поплевал в сторону и лишь после этого облегченно вздохнул. Я и не подозревала, что наш сторож-человек верующий…

В том же году в декабре меня перевели на другой участок, и постепенно тот случай начал забываться. Но через 9 лет я вдруг получила письмо от старика, в котором он писал, что тяжело болен и вряд ли поднимется. Я взяла отпуск на три дня и отправилась к нему. Мы проговорили всю ночь, тогда-то старик мне и поведал одну историю.

Лет 40 назад, молодым парнем, он работал десятником. Как-то раз пошел в лес за жердями. Тогда впервые и оказался на том самом озере. Захотел искупаться… и завладела им русалка. Трое суток не отпускала, с жизнью уже распрощался. Но, на счастье, вспомнил благословение матери… И громко произнес он эти слова. Русалка с ненавистью, и невероятной силой оттолкнула его…
Только тогда я поняла, почему старик так не хотел пускать нас на то озеро».