Образ старинной иконы взыскание погибших. Икона взыскание погибших значение в чём помогает: какое значение

Православные понимают икону, как проводник в мир Божий. Чтобы знать, кому молиться в определённом случае, какие молитвы читать перед конкретной иконой, нужно знать о её значении.

Одна из особо почитаемых в православии икон – образ Божией Матери «Взыскание погибших». Она относится к наиболее ранним образам Пресвятой Богородицы.

Обращаются к Богородице перед этой иконой:

  • невесты перед браком с просьбой о защите и покровительстве брака;
  • материи о погибающих в грехах детях;
  • за избавлением от различных пороков.

История образа

Первые упоминания о «Взыскание погибших» встречаются ещё в VI веке, когда в городе Адане в Малой Азии она избавила от вечной гибели инока Феофила. Инок был оклеветан и изгнан из дома архиерея. Он был обижен и вступил в союз с дьяволом, отвернувшись от Бога. Но позже он раскаялся и искренне воззвал к Богородице, назвав её «Взыскание погибших» – ведь он был на пороге духовной гибели. Небесная Царица услышала горячие молитвы Феофила, приняла его раскаяние и даровала прощение. От обязательств перед дьяволом инок был освобождён. После этого он посвятил служению Богу и был прославлен Церковью в лике преподобных.

Образ в России

Одна из самых древних икон «Взыскание погибших» в России упоминается в церковных записях ещё в 1548 году. Скорее всего, она была написана неким итальянским мастером, сейчас она хранится в Москве, в Храме Воскресения Словущего.

Известная чудотворная икона, написанная в 1707 году, ранее хранилась в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии. Эта икона прославилась в середине XVIII века, когда чудесным образом избавила от гибели крестьянина Феодота Обухова, очень благочестивого и тратящего много сил на украшение храма, который посещал.

Однажды ночью в пути его застала сильная вьюга, лошадь выбилась из сил. Понимая, что скоро погибнет, Обухов начал взывать к Пресвятой Богородице и дал обет сделать список иконы «Взыскание погибших» из болховского Георгиевского храма для церкви в селе Бор. В это время в соседнем селении некий крестьянин услышал, как кто-то сказал под окном: «Возьмите». Он вышел во двор и увидел лошадь с санями, а в них Обухова. Замерзающего внесли в дом и обогрели.

Когда он выздоровел, он немедленно заказал копию (список) иконы, которую принёс в дар своей церкви, иконописцу Гурову. Однако Гуров, по преданию, попросил очень большую плату за список. У Обухова столько денег не было, поэтому он ушёл. Но едва он вышел за дверь, как Гуров ослеп. Он понял, что это наказание Богородицы за жадность, поэтому согласился писать икону за столько, сколько предложит Обухов. Зрение немедленно вернулось!

Написанную икону Обухов передал церкви в селе Бор. К ней потянулись люди – поклониться и попросить заступничества. Почитатели иконы стали делать щедрые пожертвования. Этих пожертвований хватило, чтобы построить вместо бедной сельской церкви большой каменный храм. Ещё до начала строительства, церковному старосте приснилось место, где будет стоять святыня. Через некоторое время Священный Синод прислал указ, в котором определил именно это место под строительство нового храма.

Борская икона «Взыскание погибших» славилась своими знамениями и чудесами . В 1871 году её внесли в Серпухов, где началась эпидемия холеры, и она прекратилась. В это же время, немой неходячий мальчик, который жил в этом городе, начал говорить и поднялся на ноги. Серпуховцы в благодарность за это чудо преподнесли церкви в Боре Евангелие, которое содержало изображение иконы «Взыскание погибших» и запись об этом событии.

После этого образ ежегодно стали проносить торжественным крестным ходом из Бора в Серпухов. Эта традиция прекратилась только после того, как советская власть разрушила храм, а сама икона исчезла. Верующие продолжали поклоняться её копиям, которые бережно хранили, например списку в Троицком соборе. Но когда в 1961 году его закрыли, икону передали в историко-художественный музей, где она находилась в хранилище. И только в 1985 году в церковь Воскресения Христова под Серпуховом передали копию борской святыни.

А в 1996 году икону временно вернули прихожанам. Ей доставили из Высоцкого монастыря в Ильинский храм, сопроводив возвращение чудотворного образа праздником с колокольными звонами и церковными песнопениями. На центральной площади собралось множество верующих, иконе «Взыскание погибших» был прочитан акафист.

Окончательно святыня вернулась в 1997 году, когда музей передал её Высоцкому монастырю. Это был настоящий праздник для верующих, которым она теперь доступна в любой день.

Чудеса, которые являет образ «Взыскание погибших»

Икона «Взыскание погибших» известна множеством чудес, совершённых для тех, кто вознёс ей искреннюю молитву.

В 1666 году саратовский воевода исцелился после смертельного ранения, когда икона явилась ему в водах Волги. В 1866 году А. И. Кадышева, которая являлась потомком этого воеводы, преобразовала находящуюся в селе Раковка женскую общину в женский монастырь и стала его первой игуменьей. Фамильная икона «Взыскание погибших» стала главной святыней монастыря, она исцеляла верующих и была известна не только на Поволжье. Одним из исцелённых этой иконой был сын графа Шереметьева, который в благодарность за это подарил монастырю золочёный киот с драгоценными камнями для иконы.

Сохранившиеся святыни

На сегодняшний день в России сохранилось несколько древних списков «Взыскания погибших»:

  • в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве;
  • в Покровском храме в Мариенбурге в Санкт-Петербурге;
  • в Покровском кафедральном соборе в Самаре.

Московская икона «Взыскание погибших»

Храм Воскресения Словущего, в котором хранится этот образ, был возведён в середине XVII века. Он никогда не закрывался, в нём всегда проводились богослужения. «Взыскание погибших» – одна из главных икон храма. Она была пожертвована верующим, которому помог этот образ: его семья оказалась на грани разорения, умерла жена, поэтому он молился перед домашним образом, чтобы отвести беду, и Матерь Божия услышала его.

Сначала прихожанин передал святыню в храм Рождества Христова в Палашах, но в 1812 году французские войска сравняли храм с землёй, а икону разрубили на части. Несмотря на повреждения, образ продолжал творить чудеса и исцелять больных. После войны храм восстановили, но работал он только до 1934 года, затем он был закрыт, а вся утварь и иконы были переданы в другие церкви и монастыри.

При перевозке образа «Взыскание погибших» на новое место снова начались чудеса: когда её хотели везти в Пименовскую церковь, кони не желали даже двигаться с места. Но как только её решили передать в Воскресную церковь на Малой Бронной, то тут же понеслись вскачь. Когда же и эту церковь уничтожили, икона нашла свою обитель в храме Воскресения Словущего.

Образ из Раковского монастыря

В церкви Покрова Божьей Матери в Мариенбурге находится копия, созданная в 1888 году монахинями из Раковского женского монастыря . Она была утеряна после Октябрьской революции, но вновь обретена в середине XX века – она использовалась как доска на пешеходном полу. Найденную таким чудесным образом икону передали в храм. В феврале 1994 года, накануне дня памяти этой иконы, она замироточила.

Считается, что это не первый случай мироточения Раковского образа Пресвятой Богородицы. Например, капли мира появились на руках и ликах Божьей Матери и Младенца в 1895 году во время освящения нового храма Свято-Троицкого монастыря. В обычное время эта святыня была тёмного цвета, но иногда из неё как будто шёл свет – это считалось хорошим предзнаменованием радостных событий.

Как выглядит образ «Взыскание погибших»

Образ «Взыскание погибших» представляют собой сидящую Пресвятую Богородицу, на коленях которой стоит Младенец Христос, обнимающий Матерь Божью за шею и прижимающийся к её лику левой щекой. Богородица охватывает Младенца руками, образуя при этом кольцо.

Есть варианты, в которых существует икона «Взыскание погибших»: фото различных списков могут показать разницу между ними. В основном они отличаются следующими деталям и, где Богородица может быть:

Иногда на иконе присутствовали другие святые (на московской святыне Царица Небесная изображена с непокрытой головой в окружении святых), какие-либо дополнительные элементы.

На верхней части Борской иконы изображено Крещение Христово – именно в этот праздник спасся от гибели Феодот Обухов. Размеры этого образа внушительны – 1,25 м в ширину и более 2 м в высоту. Обухов принёс его в церковь на руках, чтя таким образом Богородицу.

Какое имеет икона «Взыскание погибших» значение, в чём помогает – заключено в самом названии. Пресвятая Богородица испытывает безграничную любовь к людям и всегда готова даровать прощение и помощь тем, кто близок к гибели – духовной или реальной. Она неустанно молится о тяжело больных, погибающих в нищете или пороках и спасает их , возвращает к вере. Этот образ – последняя надежда тех, кто в отчаянии и не способен помочь себе сам.

О чём молиться этой святыне

К иконе с молитвами идут те, кому требуется спасение . Матери могут молиться за спасение младенцев – икона неоднократно являла чудеса спасения от болезней и страданий детей, она является их покровительницей и заступницей. Женщины могут просить за здоровье детей и счастливый брак.

К ней же обращаются безнадёжно больные и их родные и близкие, в том числе об исцелении находящихся при смерти. Молитва перед образами помогает избавиться от головной боли, лихорадки, глазных заболеваний, зубной боли.

В военные дни образ помогает защитить воинов на поле боя .

Молитва к образу «Взыскание погибших» избавляет от пороков – алкогольной или наркозависимости, игромании и пр. Чтение акафиста, а также молитв перед акафистом помогает встать на спасительный путь жизненный, найти своё предназначение. Эти образа спасают раскаявшихся грешников, отвернувшихся от Бога.

«Взыскание погибших» – очень значимая икона в православии , подобных образов немного, но все они чудотворные. Самое главное – чтобы просьбы к ним шли от души. Обращаясь к образу «Взыскание погибших», вы должны быть наполнены верой в Бога. Нужно выучить молитвы, обращённые к этой иконе, тексты этих молитв, а также акафиста есть даже в интернете. Но можно обращаться к Божьей Матери и своими словами – важно, чтобы они были искренними, от чистого сердца. Тогда Царица Небесная явит свою милость и станет вашей заступницей.




К иконе обращаются люди, которые физически или духовно близки к гибели. К Пречистой направляют христиане прошения свои о силе волы, необходимой, чтобы справиться с горестями и не осквернить при этом заповедей Господних. Молятся перед чудотворной иконой и за близких своих, прося о здоровье родных или знакомых, которые находятся при смерти. Просят даровать исцеление для детей своих и чужих. В военные времена к чудотворной святыне Божией Матери «Взыскание погибших» приходили богомольцы, умоляя Заступницу сохранить каждого, кто на фронт попадал.
Почитаемым образ является для незамужних девушек, поскольку помогает передать Царице Небесной пожелания, заключающиеся обустройстве счастливой семейной жизни.

Особенно почитаема икона среди людей, которые все свои силы растратили от недугов физических или боли душевной, поскольку единственной надеждой для погибающих она является. Взывают с глубокой и чистой верой к Богоматери, прося о том, чтобы помогла она там, где не справиться без святой помощи.

Как говорится в духовной литературе, образ Пресвятой Богородицы, известный под названием «Взыскание погибших» написан был еще в VI столетии, через несколько столетий списки с него появились и на Руси. Однако только с XVIII века икона стала пользоваться особым почитанием среди православных христиан. Обусловлено это множеством чудес, случившихся, после молитв перед святыней. В те времена образ «Взыскание погибших» считался символом милосердия Божией Матери, перед действиями которой все преграды отступают.

В 1548 г. появились первые упоминания об иконе «Взыскание погибших». Что касается автора творения, то предполагается, что это был итальянский мастер, создавший образ Матери Божией для семьи русских дворян. Глава семьи остался вдовцом, но это не единая беда, постигшая его. Вскоре он с детьми своими оказался на пороге нищеты.

Не видел дворянин другого спасения кроме молитв к Пресвятой Богородице. Днями и ночами он взывал к Заступнице, чтобы спасла она семью его от доли лихой. И молитвы его были услышаны. Дела страдальца начали расти вверх, в семье появились деньги, но самое главное – в сердце его поселилась гармония и радость большая. Чтобы отблагодарить икону за чудеса ее, передал мужчина святыню в Храм Рождества Христова, который располагался в Палашах. О том, что образ святой способен на чудеса, скоро начала молва ходить по всему городу.
Приходить к «Взысканию погибших» начали даже те люди, которые отчаялись совсем. И только здесь надежда возвращалась к верующим, а молитвы их были настолько искренними, что Богородицы не могла не исполнять прошения христиан.
Когда в 1812 г. пришел на земли эти Наполеон, то Храм Рождества Христова был полностью разрушен и разграблен (правда, в дальнейшем христиане позаботились о его восстановлении). Икону «Взыскание погибших» было осквернено захватчиками и разрублено на несколько частей. После этого вера людей в икону и ее чудодеяния только возросла, и христиане говорить начали, что Матерь Божия теперь страдает вместе с народом русским. Даже когда образ был разрублен, не переставали к нему приходить верующие, и чудеса продолжали происходить. Позже икону отреставрировали.

Много чудес произошло после молитв перед иконой. Об одном из них поведала жена священника, которого арестовали в годы революции. Осталась женщина с тремя детьми на руках, силы ее были на исходе. Измучавшись, она решила прибегнуть к страшному греху – самоубийству. Перед этим женщина все же решила помолиться в последний раз перед иконой «Взыскание погибших». И внезапно почувствовала она, как Царица Небесная отогнала мысли дурные и вселила в страдалицу уверенность в том, что завтра все будет хорошо. Так и случилось. Бедная женщина уже на следующий день нашла в своей сумке золотые монеты.

В 1934 г. храм, в котором находилась икона, закрыли. Планировали перенести «Взыскание погибших» в Пименовскую церковь. Но не так случилось, как думалось. Долго понукал извозчик лошадь, которая была запряженной в повозку со святыней, но ни на шаг животное с места не сдвинулось. Собравшиеся христиане решили, что самой Царице Небесной такая идея не нравится, и приняли решение отвезти икону в Воскресную Церковь на Малой Бронной, а туда чудотворный образ отправился без проблем. Однако пробыла там святыня недолго, так как церковь была разрушена. После «Взыскание погибших» было перенесено в Храм Воскресения Словущего.

Не так уж давно, в 1980-х годах, случилось еще одно чудо, связанное с иконой. Храм Воскресения Словущего пострадал от пожара. Все, что там находилось, сгорело дотла. И только «Взыскание погибших» уцелело.

Находится в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке , г. Москва.


(празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям (Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) . Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря . игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. (Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь...». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова) , пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Первоначально «В. п.» находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой теплой домовой ц. настоятельского корпуса; для поклонения молящихся ее спускали на шнурах. С 20 мая 1895 г. на летнее время икона переносилась в новый каменный Свято-Троицкий храм. С 1862 г. ее приносили из мон-ря в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

В 1924 г. монахини мон-ря отказались передать ее обновленческому архиеп. (председателю епархиального управления) Александру Анисимову (?), о чем он 17 сент. того же года писал в донесении представителям местной власти (ГА Самарской обл. Ф. Р-857. Оп. 5. Д. 62. Л. 4). После закрытия Раковского мон-ря в 1928 г. икона, вероятно, сохранялась в близлежащем селе, на квартире у оставшихся в живых монахинь. По свидетельствам современников, в 30-х гг. в Покровском храме г. Самары (в 1935-1991 Куйбышев), принадлежавшем тогда обновленцам, а в 1941 г. ставшем кафедральным собором Куйбышевской и Сызранской епархии, находилась икона «В. п.», но, по заключению еп. Куйбышевского Иеронима (Захарова) , это был позднейший список с чудотворной иконы. Согласно распоряжению еп. Иеронима, в 1953/54 г. в Покровский кафедральный собор была перенесена икона «В. п.», сохранявшаяся раковскими монахинями, в соборе она пребывает и в наст. время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день ее празднования совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в сер. сент. крестном ходе вокруг города.

Икона писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7´ 23,9 см) близки описанным свящ. П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на ее близость к памятникам, выполненным под влиянием зап. (итал. или критских) образцов в кон. XVIII в.

В рукописях Раковского мон-ря было зафиксировано чудесное изменение вида иконы: обычно она была темной и черты ликов едва различались; иногда образ просветлялся («как бы лучи и сияние исходят»), что рассматривалось как предвестие радостного события. Известны случаи появления на лике Божией Матери, лике и руках Младенца капелек мира, напр., с мая по окт. 1895 г., во время освящения нового Свято-Троицкого каменного монастырского храма, придел к-рого был посвящен «В. п.», и совершавшихся перед иконой молебнов в домах жителей окрестных сел.

По словам Кадышевой, в нач. 60-х гг. XIX в., во время ее остановки в Н. Новгороде по пути из С.-Петербурга, Нижегородский еп. Нектарий (Надеждин) пожелал иметь копию с иконы, к-рая была выполнена инокиней Дивеевского мон-ря. Она находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе. Др. копия, написанная настоятельницей Раковского мон-ря игум. Анатолией, хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса. Судьба этих 2 списков неизвестна.

В самарском храме апостолов Петра и Павла находится копия, написанная, как значится на обороте, «в подобие и меру», крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. Этот список, как и все др. иконы, Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил, держа кисть зубами.

В 50-х гг. XX в. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл. была обретена икона «В. п.», в советские годы бывшая частью настила пешеходного моста. Из надписи на иконе известно, что она «сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского мон-ря Самарской губ. и того же уезда игум. Анатолии с сестрами в память чудесного избавления имп. Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 окт. 1888 г. близ ст. Борки). В наст. время этот образ находится в ц. Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февр. 1994 г. на всенощной в канун празднования «В. п.» образ начал мироточить.

«В. п.» из с. Малижина Богодуховского у.

Харьковской губ., по преданию, была обретена ок. 1770 г.; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением этой местности от холеры. Др. сведений об иконе нет.

«В. п.» ц. Рождества Христова в Палашах в Москве

(в наст. время в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке) датируется 1802 г. (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1995. С. 62. Кат. 50). По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресв. Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с др. церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями худож. Т. Г. Мягкова. В 1815 г. в Рождественской ц. на месте прежнего Покровского придела по ходатайству прихожан был устроен и освящен придел в честь «В. п.», где икона находилась до разрушения храма (1935-1937). Затем образ перенесли на короткое время сначала в ц. Воскресения словущего на М. Бронной ул. (разобрана в 1935, снесена в 1938), затем в ц. Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. (закрыт в 1937), в наст. время «В. п.» находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке. В 1981 г. от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако образ остался невредим. В 1982 г., после обновления киота, «В. п.» была перенесена на солею, слева от царских врат главного придела.

Образ написан маслом в традициях западноевроп. живописи. На полях изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мч. Мамант, ап. Филипп, прав. Анна, свт. Николай Мирликийский, прмц. Параскева, вмц. Екатерина.

В день празднования «В. п.» в палашевском храме литургию совершали Московские митрополиты или викарные архиереи, неоднократно служил Патриарх свт. Тихон. Традиция совершения литургии 5 февр. архиерейским чином сохранилась и после перенесения иконы в воскресенскую ц. на Успенском вражке; по воскресным дням перед иконой читается акафист.

В Успенском соборе новомосковского Свято-Успенского муж. мон-ря

Тульской обл.(с 1992), слева от иконостаса, рядом с ковчегом с частицей мощей блж. старицы Матроны, в киоте хранится образ «В. п.», написанный по ее просьбе и ранее находившийся в ц. Успения Божией Матери в с. Себине Тульской обл. На полях иконы изображены свт. Николай Мирликийский и мч. Лавр. Икона украшена серебряной чеканной ризой. В воскресные дни перед ней совершается молебен с чтением совмещенного акафиста иконе и блж. Матроне (др. образ, созданный также по воле старицы, в наст. время пребывает в московском жен. мон-ре в честь Покрова Пресв. Богородицы).

Особенности иконографии

Под названием «В. п.» известны 2 извода, восходящие к разным чтимым протографам. Их сходство ограничивается положением стоящего справа в рост Младенца Христа, левой ручкой охватывающего шею Богоматери, правой прикасающегося к горловине ее платья. Различаются положения голов Богоматери и Младенца: на иконах, повторяющих болховский образец (иконы из с. Бор и г. Таруса, из московской ц. свт. Николая в Кузнецах), лики не соприкасаются; в др. варианте (иконы из раковского мон-ря, из московской ц. Рождества Христова в Палашах и др.) Младенец приникает к щеке Богоматери. Различия касаются и положения рук Богоматери, что является характерным отличительным моментом для извода 2-го типа: руки Богородицы кольцом охватывают Младенца, пальцы плотно сцеплены между собой; в 1-м типе кисти рук, придерживающих Младенца, расположены близко друг к другу, но не соприкасаются, сохраняя молитвенный жест. Во 2-м изводе Богоматерь изображена сидящей, так что Младенец, обе ножки Которого (левая отведена назад) видны из-под хитона, стоит на Ее правом колене (или коленях); в 1-м варианте Младенец опирается ножками о подобие парапета, на передней части к-рого надпись-посвящение. На иконах 1-го типа на голове Богородицы традиц. мафорий; на иконах, подобных образу раковского мон-ря, Ее голову покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос; на московской иконе волосы Богородицы не прикрыты и свободно спадают на плечи.

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика.

Гимнография

В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа (« ») и 4-го гласа (« »); канон 4-го гласа (ирмос: « », нач.: « »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: « » и « ».

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34.

Лит.: Рождественский А ., свящ . Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор» // Калужские ЕВ. 1864. № 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ. // ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И ., свящ . Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь // Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76; Альбицкий П ., свящ . Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.) // Там же. 1896. № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138; Кременский Е . В ., свящ . Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших». М., 1898, 19033; Никольский В ., свящ . Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», что при моск. Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900; Борская икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3. С. 1-3; Кондаков Н . П . Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 54-67, 201; Соколов П ., свящ . Икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших». М., 1912; Никольская Ю . «Взыскание погибших». М., 1914; Троицкий В ., прот . Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Тверь, 1914; Богословский Т . М . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // ЖМП. 1945. № 5. С. 54-56; Праве Л . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Там же. 1980. № 2. С. 24-26; Антонов В . Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге // С.-Петербургские ЕВ. 1991. Вып. 8. Окт. С. 87; Морозова-Утенкова Е . Седьмое начало: История восстановления храма Воскресения Христова в Тарусе Калужской еп. Таруса, 1998. С. 53-57. Ил. на с. 52; Правосл. святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63; Раковский Св.-Троицкий жен. мон-рь (1859-1927 гг.) // Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.

Э. В. Шевченко, инокиня Вероника (Горячева)

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование "Взыскание погибших", как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону "Взыскание погибших". И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: "Возьмите". Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Волхова Орловской губернии. С того времени Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Известны чудотворные образы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы "Взыскание погибших".

Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме в честь "Воскресения Словущего" в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: "Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас" (тропарь, гл. 4).

Достоверно установить, когда и как появились образы с таким названием на Руси, сегодня не представляется возможным. Сведения об этом в разных источниках порой значительно отличаются друг от друга. Попробуем собрать воедино разрозненные данные. Возможно, получится цельная картина. Но сначала поговорим о появлении таких икон в православии вообще.

История появления образа

Церковные предания гласят, что первая икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» появилась в VI веке. Согласно легенде, инок Феофил, оклеветанный и изгнанный из дома архиерея, затаил в душе большую обиду. Отвернулся он от Бога и Матери Его и вступил в союз с дьяволом.

Но на пороге духовной гибели Феофил испугался содеянного и горячо просил Богородицу о спасении, называя её «Взыскание Погибших». Пресвятая Мать, услышав искренние молитвы его, приняла искреннее раскаяние падшего, даровала прощение и освободила от обязательств перед дьяволом.

Спасённый Феофил посвятил остаток жизни служению Богу и был прославлен в лике святых.

Ранние русские образы «Взыскание Погибших»

В московском Храме Воскресение Словущего хранится русская икона «Взыскание Погибших», впервые упоминавшаяся в церковных записях 1548 года. Предположительно, извод принадлежит кисти итальянского мастера.

Легенды рассказывают, что в 1666 году раненый воевода Саратова, Кадышев, исцелился в момент явления ему такого образа. Воин, готовившийся к смерти, увидел в Волге чудесную икону и встал на ноги. Много ещё чудес сотворила эта икона Богородицы «Взыскание Погибших».

Двести лет спустя Кадышева, потомок знаменитого воеводы, организовала в селе Раковка женский монастырь и стала его первой настоятельницей. Главной святыней этой обители стала фамильная ценность: икона Божьей Матери «Взыскание Погибших». Чудотворная икона исцелила многих верующих и прославилась далеко за пределами Поволжья.

Граф Шереметьев в благодарность за излечение своего сына заказал для этой иконы дорогой золочёный киот, украшенный драгоценностями.

Чудотворная Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших»

Особое почитание образов с таким названием на Руси началось с прославления Борского извода.

Красивое предание гласит о чудесном спасении Обухова Федота. В лютый мороз крестьянин выехал из дома и по пути заблудился. К ночи несчастный вконец обессилел и замёрз. Лёг он в сани и стал горячо молиться Божьей Матери. Дал он в тот момент обет, что если останется жив, закажет список образа Божьей Матери «Взыскание Погибших» и подарит его приходской церкви.

Чудесным образом сани оказались у крестьянского дома. Хозяин этой избы вдруг услышал женский голос, приказавший: «Возьмите!» Выйдя на улицу, он обнаружил Федота, замерзающего в санях.

Чудеса продолжались. Верный данному обету, Федот обращается к иконописцу Гурову. Но тот требует такую сумму за работу, которой у Обухова нет. Едва Федот вышел за двери, иконописец ослеп — очередное чудо Пресвятой Богородицы. Осознав, что это наказание за алчность, Гуров обещает написать извод за любую цену. И тут же зрение вернулось!

Другие чудотворения святого образа

Икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» была написана и пожертвована Федотом Обуховым церкви в селе Бор. Многие приходили поклониться этой иконе и попросить её заступничества. Вскоре на пожертвования прихожан был построен новый прекрасный храм.

И снова чудо: церковный староста во сне увидел, где будет впоследствии стоять эта икона. А в скором времени из Синода был получен указ о строительстве храма именно на этом месте.

В 1871 году Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших» спасла город Серпухов от холеры. Во время принесения случилось ещё одно чудо: немой мальчик, до того дня не ходивший, вдруг заговорил и встал на ноги. В благодарность жители Серпухова принесли в дар Борскому храму Евангелие с изображением этой иконы и записями о сотворённом чуде.

Этот образ был утрачен с приходом советской власти. Но в 1985 году в церковь Воскресения Христова Тарусского района был передан список борской иконы. О том, что это копия известного почитаемого образа, свидетельствует надпись на нём.

«Взыскание Погибших» в Серпухове

Ежегодно, начиная с 1892 года, торжественный Крестный Ход доставлял эту святыню в город Серпухов. Каждый верующий мог поклониться святыне и просить Божью Матерь о помощи. Особой удачей для православных серпуховчан была возможность принять этот образ для молебна в собственном доме.

Обычай был нарушен с установлением советской власти в России после Октябрьской революции. Храм, в котором хранилась эта чудотворная икона, сравняли с землёй. Многие образы были потеряны.

Но верующие продолжали поклоняться этой святыне и бережно хранили её копии. Один из таких списков находился в Троицком храме. Однако и эта церковь была закрыта в 1961 году. А чудотворная икона на 35 лет стала недоступной для верующих, так как всё это время находилась в хранилищах историко-художественного музея города Серпухова.

Возвращение святого образа в лоно церкви

Но в июне 1996 года святая икона «Взыскание Погибших» снова появилась в Серпухове: её временно поместили в Ильинский храм для молитв. Это событие стало большим праздником для многих жителей. Цветы, колокольный звон и церковное песнопение заполнили город в этот день.

Крестный Ход доставил чудотворный образ из Высоцкого монастыря в Ильинский храм. С раннего утра площадь при монастыре заполнили многочисленные паломники. А многие даже ночевали там.

В городских храмах состоялись торжественные богослужения. Бесконечный поток верующих, желающих причаститься и исповедоваться, двигался к Трехсвятительскому храму. Исповедовали в этот день несколько священников одновременно. Много народа собралось на центральной площади, где был прочитан Акафист иконе «Взыскание Погибших».

Окончательно образ Божьей Матери «Взыскание Погибших» был возвращён верующим в 1997 году. 18 мая святыня была передана Серпуховским историко-художественным музеем Высоцкому монастырю. Этот день стал большим праздником для православных серпуховчан. Сейчас образ доступен для верующих и продолжает творить чудеса.

Московская икона «Взыскание Погибших»

Велика любовь Матери Божьей к людям и безгранична милость её. В России найдётся не одна чудотворная икона «Взыскание Погибших». В Москве есть храм Воскресения Словущего, возведение которого относят к середине XVII века. Богослужения здесь не прекращались никогда. Икона «Взыскание Погибших» - одна из главных святынь этого храма.

Предание гласит, что представителя некогда богатой дворянской семьи стали преследовать беды: сначала смерть жены, а затем угроза полного разорения. Многодневные горячие молитвы перед этой домашней святыней отвели от его семьи нищету и несчастья.

В знак благодарности спасённый пожертвовал эту икону Храму Рождества Христова в Палашах. В 1812 году войска Наполеона разрушили церковь, а икону «Взыскание Погибших» разрубили на несколько частей. Но даже в таком виде образ не потерял своей силы, приносил исцеление больным и творил чудеса. Восстановленный храм работал до 1934 года и был закрыт. Утварь и иконы передавались в другие церкви и монастыри. Святой образ «Взыскание погибших» не сразу нашел себе новый дом.

Богородица сама выбирает себе обитель

Интересно, что при попытке перевезти икону в Пименовскую церковь повозка не сдвинулась с места. Решив, что сама Богородица не желает находиться там, выбрали новое место хранения святыни - Воскресную церковь, располагавшуюся на Малой Бронной. В этот раз кони буквально летели к месту назначения.

А когда и эту церковь снесли, икона «Взыскание Погибших» нашла своё последнее пристанище в Храме Воскресения Словущего.

Другие прославленные российские образы «Взыскание Погибших»

В Мариенбурге, в церкви Покрова Божьей Матери хранится список с самарского образа «Взыскание погибших». Эта икона была создана в 1888 году монахинями Раковской женской обители.

После революции этот образ был утрачен, но чудом обретён в 50-х годах прошлого столетия в Мариенбурге. Долгое время он находился буквально под ногами: его положили в качестве доски на пешеходный мост. Находку поместили в храм Покрова Божьей Матери города Мариенбурга. Примечательно, что накануне празднования дня памяти иконы «Взыскание Погибших» в феврале 1994 года эта икона начала мироточить.

Особо почитаются иконы «Взыскание Погибших», которые хранятся в московских храмах.

Свято-Успенский мужской монастырь, расположенный в Тульской области, стал местом хранения и почитания списка иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», созданным для церкви Успения Божией Матери в селе Себино.

Интересные факты об иконе «Взыскание Погибших» из Раковского монастыря

Сохранились рукописи, в которых засвидетельствованы чудесные изменения внешнего вида этого образа. В обычное время Раковская икона Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших» была тёмной, изображения на ней едва просматривались. Но иногда образ вдруг просветлялся, как будто свет изливался изнутри. Это считалось Божьим посланием о радостных событиях. Описаны случаи появления на лике и руках Божией Матери и Младенца капель миро. Это происходило в период с мая по октябрь месяцы 1895 года, со времени освящения нового каменного храма Свято-Троицкого монастыря.

Иконография образов «Взыскание Погибших»

Изводы этого типа являют нам Матерь Божью сидящей. На её коленях стоит Младенец Христос. Он обнимает Мать руками за шею, прижимается левой щекой к её лику. Руки Царицы Небесной образуют кольцо вокруг фигуры Младенца, пальцы её плотно сцеплены.

Существовало несколько вариантов икон этого типа — с покрытой или непокрытой головой, иногда руки Богородицы изображались не сцепленными.

Иногда в композицию включались дополнительные элементы: окно с пейзажем или изображения святых. Так, на московском образе Богородица изображена с непокрытой головой в окружении святых.

Примечательны размеры Борской иконы. Ширина её 1 метр 25 сантиметров, а высота превышает 2 метра. В верхней части иконы - изображение Крещения Христова. Это связано с тем, что крестьянин Обухов спасся от смерти именно в праздник Крещения. По преданию, эту огромную икону Федот принёс в храм на руках. Так он почтил Богородицу за чудесное спасение.

Почему эти образы так именуют?

Попробуем разобраться, какой смысл заключает в себе икона «Взыскание Погибших». Что означает это название? Оно само говорит за себя: Матерь Божья в своей бесконечной любви к человечеству всегда готова удостоить прощения (взыскать) и помочь тому, кто находится на краю гибели. Эти образы - символ Богородицы, которая неустанно молится о безнадёжных больных. Пресвятая Мать спасает погибающих в нищете и возвращает к вере людей, утонувших в пороках.

«Взыскание Погибших» - икона, значение которой можно кратко описать так: это последняя надежда для того, кто впал в отчаяние и не может помочь себе сам.

Именно к этим образам идут матери с просьбой о спасении младенцев. Икона, неоднократно являвшая чудеса избавления детей от болезней и страданий, считается покровительницей и заступницей малолетних.

О чём молятся верующие перед иконой Богородицы «Взыскание Погибших»?

К этому образу обращаются с горячими просьбами тяжело больные и их родственники. Она помогает избавиться от пороков, например, от алкогольной зависимости. К этим иконам идут раскаявшиеся грешники, отвернувшиеся от Бога. Женщины просят в своих молитвах перед «Взысканием Погибших» о счастливом браке и здоровье детей.

К этому образу идут просить исцеления для больных близких, находящихся при смерти. В военное время верующие взывают к Богородице, умоляя защитить воинов на поле брани.

Молитва иконе «Взыскание Погибших» помогает при болезнях глаз, лихорадке, головной боли. Важно, чтобы просьбы шли от чистого сердца и были полны веры в Бога. Только тогда Матерь Божия явит свою милость и силу заступничества.

Обращаться к Пресвятой Матери можно простыми искренними словами, которые идут от души. Но лучше выучить молитвы, которые можно найти даже интернете. А еще лучше для этого сходить в храм.

В церковном календаре 5 (18) февраля установлен день памяти иконе Богородицы «Взыскание Погибших».

Православные традиции продолжаются

На Руси возникают всё новые храмы иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». Только один пример — по инициативе Харьковского союза ветеранов Афганистана в 2007 году было начато строительство часовни в память о погибших участниках локальных войн.

Часовня была задумана, чтобы увековечить память 19-летнего пограничника Евгения Родионова, погибшего «за веру» в 1996 году. 100 дней в плену не изменили убеждений молодого бойца, он мужественно встретил смерть. Евгений почитается православными как мученик за веру.

А уже летом 2008 года митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим благословил преобразование часовни в храм. Главной святыней стала икона «Взыскание Погибших». Фото этого храма вы можете видеть ниже.

26-метровую церковь венчает крест, изготовленный в Украине. Проект храмового комплекса включает в себя колокольню и прицерковный парк.

23 августа 2008 года стал двойным праздником для харьковчан: годовщина освобождения города от фашистских оккупантов и освящение нового храма в честь иконы Богородицы «Взыскание Погибших».

«Взыскание погибших» - икона, значение которой для православных трудно переоценить. Таких богородичных образов не так много, но почти все они являются чудотворными.