Лирическое отступление в романе евгений онегин по главам. Философские размышления в лирических отступлениях романа А.С

Роль авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Энциклопедичность, масштабность и фи­лософскую глубину придают в романе лирические отступ­ления. Роман А. С. Пушкина изобилует отступлениями, среди которых можно выделить эпические (они подчер­кивают достоверность описываемого или развивают фило­софскую тему) и лирические (в них поэт представляет соб­ственную оценку того, что изображается в произведении, выражает свои чувства и размышления, ведет диалог с чита­телем и т. д.)

Тематика отступлений. Среди всего многообразия чет­ко выделяются следующие темы авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

2) с темой романа тесно связана и тема творчества вооб­ще (гл. 2, строфы 940, гл. 3, строфы 11-14);

3) картины светской жизни (гл. 1, строфы 5, 18, 25, 29-30):

4) мысли о вечном чувстве — любви (гл. 1, строфы 31-34, 57-58);

5) одна из центральных тем всего творчества А. С. Пуш­кина — тема свободы — не могла не отразиться в романс «Евгений Онегин» (гл. 1, строфа 50);

6) тема деревенской жизни (гл. 1, строфа 55-56);

7) тема дружбы (гл. 2, строфа 14);

8) мысли о родном языке (гл. 3, строфы 26-30);

9) воспевание картин русской природы (гл. 4, строфы 40-43, гл. 5, строфы 13, гл. 7, строфы 14);

11) тема искусства, его роль в жизни человека (гл. 1, стро­фы 19-20);.

12) автобиографические мотивы (гл. 1, строфы 19, 29- 34 и др.).

Все отступления позволяют поэту создать образ автора, а также расширить границы повествования и превратить ро­ман, по словам В. Г Белинского, в «энциклопедию русской жизни», т.е. произведение А. С. Пушкина перестает быть произведением о частной истории.

Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

4.6 (91.11%) 9 votes

На этой странице искали:

  • лирические отступления в романе евгений онегин
  • лирические отступления в романе евгений онегин по главам
  • лирические отступления в евгении онегине по главам
  • лирические отступления в романе евгений онегин по главам и строфам
  • евгений онегин лирические отступления по главам

Виды лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» -- первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно» . А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа и о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» можно разделить на несколько групп:

1) Автобиографические отступления (воспоминания о юношеской любви, отсылки к биографии, отступления о переоценке романтических ценностей). Описывая действие, Пушкин остается на страницах романа. Он впрямую разговаривает с читателем, он не оставляет героев, потому что им трудно; он хочет помочь им жить - и нам тоже; он с открытой душой раздает нам то богатство, которое накапливал всю жизнь: мудрость и чистоту своего сердца…

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при криках лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

(Гл. XVIII, строфы I-II)

2) Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений -- мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни:

Я думал уж о форме плана

И как героя назову;

Покамест моего романа

Я кончил первую главу;

Пересмотрел все это строго;

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу;

Цензуре долг свой заплачу

И журналистам на съеденье

Плоды трудов моих отдам;

Иди же к невским берегам,

Новорожденное творенье,

И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань!

(Гл. I, строфа LX)

3)Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии). Именно тут впервые на протяжении II главы перед читателем открыто проявляется сам Пушкин, как будто подхватывая грустные мысли Ленского:

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья

По тайной воле провиденья,

Восходят, зреют и падут;

Другие им вослед идут…

Так наше ветреное племя

Растет, волнуется, кипит

И к гробу прадедов теснит.

Придет, придет и наше время…

Пушкин пишет эти строки, когда ему вот-вот исполнится двадцать пять лет: еще, казалось, рано задумываться о смерти, о смене поколений, об уходе из жизни. Но Пушкин был мудр даже в молодости, он умел такое подарить людям, что дух захватывает и жить хочется:

Придет, придет и наше время.

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!

(Гл. II, строфа XXXVIII)

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится;

Приятней, если он, друзья,

Завоет сдуру: это я!

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье;

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

(Гл. VI, строфа XXXIII)

Шестую главу «Онегина» он кончил в середине 1826 года и, хотя обещал читателям вернуться к своему герою, не возвращался к нему долго - трудное было время. Вот почему так грустно начинается VII глава; горькие философские мысли приходили ему на ум, когда он видел просыпающуюся весну:

Или с природой оживленной

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?

Быть может, в мысли нам приходит

Средь поэтического сна

Иная, старая весна…

(Гл. VII, строфы II-III)

Философские размышления о судьбах и будущем России перемежаются житейской иронией над вечными российскими проблемами. Российские дороги, немало измучившие поэта, не меняются со времени Соловья-разбойника и - так думает Пушкин - если изменятся, то «лет через пятьсот». Тогда наступит блаженство:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведет крещеный мир

На каждой станции трактир.

Это не насмешка - про трактир, это стон человека, много ездившего по стране, где:

Трактиров нет. В избе холодной

Высокопарный, но голодный

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит.

(Гл. VII, строфы XXXIII-XXXIV)

4) Отступления на житейские темы («роман требует болтовни»). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т. д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях: мы видим то убежденного эпикурейца, насмехающегося над скукой жизни, то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

(Гл. I, строфа V)

Вмешавшись в светскую беседу об Онегине, Пушкин горько смеется над тем идеалом, который создали себе «важные люди». Посредственность, самолюбивая ничтожность - вот кто счастлив, вот кто не вызывает удивления или недовольства:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел;

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался…

(Гл. VIII, строфы X-XI)

Дружба для Пушкина - не только одна из главных радостей жизни, но и долг, обязанность. Он умеет относиться к дружбе и друзьям всерьез, ответственно, умеет думать о человеческих отношениях, и мысли его далеко не всегда веселы:

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами -- себя.

(Гл. II, строфа XIV)

Авторские отступления о любви имеют бесценное значение. Любовные атрибуты, за которыми действительно любовь и настоящее чувство, и в тоже время, внешнее проявление этих чувств, которых на самом деле нет, изображены Пушкиным мастерски:

Чем меньше женщину мы любим.

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный,

Наукой славился любовной,

Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя…

(Гл. IV, строфы VII-VIII)

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям…

(Гл. VIII, строфа XXIX)

Сюда же можно отнести многочисленные отступления о женских ножках, о вине, кухне, альбомах, которые точно и верно трактуют события и нравы того времени:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма…

(Гл. I, строфа XXIX)

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом.

(Гл. IV, строфы XXVIII-XXX)

5) Образ лирического с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой -- остается целостным и гармонически законченным. Сюда входят авторские отступления о культуре пушкинского времени, о литературных героях, о поэтических жанрах:

Волшебный край! там, в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там, под сению кулис

Младые дни мои неслись.

(Гл. I, строфа XVIII)

Пушкин опять, не таясь и не прячась, беседует с читателем о книгах, о литературе, о деле поэта, о том, что волнует его больше всего:

Свой слог на важный лад настроя,

Бывало, пламенный творец

Являл нам своего героя

Как совершенства образец.

Он одарял предмет любимый,

Всегда неправедно гонимый,

Душой чувствительной, умом

И привлекательным лицом.

(Гл. III, строфы XI-XIII)

Могу ли их себе представить

С «Благонамеренным» в руках!

Я шлюсь на вас, мои поэты;

Не правда ль, милые предметы,

Которым, за свои грехи,

Писали втайне вы стихи,

Которым сердце посвящали,

Не все ли, русским языком

Владея слабо и с трудом,

Его так мило искажали,

И в их устах язык чужой

Не обратился ли в родной?

Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

(Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)

Пейзажные отступления также входят в число лирических. Чаще природа показана сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

(Гл. V, строфа I)

6) Отступления на гражданскую тему (о героической Москве 1812 года). Пушкин умел отделять парадный, казенный патриотизм царских манифестов и светских раутов от того народного патриотизма, который живет в душе каждого честного человека. Именно свое отношение к Москве он показывает через торжественные и возвышенные строки:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

(Гл. VII, строфа XXXVII)

В.Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни» , поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина.

Роман в стихах "Евгений Онегин", был написан в 20- 30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лег. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе се проблем великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала прогни крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например. Онегин читает Адама Смита. Руссо - любимый автор Татьяны.

А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах «Евгений Онегин», в котором отразилась «вся жизнь, вся душа, вся любовь его», «его чувства, понятия, идеалы». Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской истории, поднимает ряд проблем: философских, социальных, моральных. Роман поражает своей объемностью и глубиной мысли, и поэтому литературные критики не могли пройти мимо него, не сказав несколько слов в его адрес. Один из видных критиков прошлого века Виссарион Григорьевич Белинский, анализируя пушкинское произведение, называет его «энциклопедией русской жизни».

В своем стихотворном романе -в собственно повествовательной его части и в многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал «болтовней», - поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок. В «Евгении Онегине» автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиций и обычаи, создает реалистические портреты дворян того времени, сословия, к которому сам принадлежал и жизнь которого хорошо знал. В этом и заключается «энциклопедич-ность» романа. Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века. Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя -молодого столичного «повесы» Евгения Онегина, на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время:



Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur его сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l"Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой....

Образование было поверхностным, «чему-нибудь и как-нибудь», а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, «кланяться непринужденно» и «наука страсти нежной». Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь «из моды вышли», и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, «певцом Гяура и Жуана» Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых «отразился век и современный человек изображен довольно верно». Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах. Мы видим и одежду главного героя («надев широкий боливар»), и его кабинет, в котором есть «все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам», подробно описано и меню в ресторанах:



Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Стразбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым

Особенно полно представлен театр того времени - его репертуар, артисты, известные драматурги:

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил....

Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни Татьяны Лариной. Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне»; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки. О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Татьяна, любимая героиня Пушкина, воплощает в себе идеал русской женщины, она была близка народу, впитала в себя его дух:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

В седьмой главе показана патриархальная Москва. Ее описание очень. похоже на грибоедовское, что не. случайно. Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец;

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп....

Но, в отличие от Грибоедова, Пушкин все-таки любит Москву именно за ее душевность, теплоту и приверженность национальным традициям. Он восхищается ее богатой историей, ее богатыми военными подвигами:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Кроме зарисовок жизни России, данных непосредственно в повествовательной части романа, многое мы узнаем и из авторских лирических отступлений. Постоянно прерывая повествование романа своими замечаниями, автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого автора. Это лишний раз подтверждает слова Белинского о том, что роман Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни» первой четверти XIX века.

Пушкин и сам шагнул на страницы романа «Евгений Онегин», стал рядом с героями, рассказывая о личных с ними встречах и беседах. Именно со слов автора мы во многом узнаем характер Онегина, именно его воспоминания и оценки становятся для читателя приметами времени. Лирические отступления в романе - не просто милые воспоминания из жизни автора, не только вспышки его яркой личности, а правдивейшие и ярчайшие иллюстрации русской жизни первой четверти XIX столетия, написанные величайшим художником, ростки, из которых, чудно переплетаясь, складывались, вырастали картины жизни.

Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна - «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и, несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень.

Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношение к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «она любила на балконе предупреждать зари восход», «в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.

Какие блистательные строки посвящены театру! Драматурги, актеры... Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где «блистал Фонвизин, друг свободы и переимчивый Княжнин», видим летящую, «как пух от уст Эола», Истомину.

Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман - история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой.

«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...»

Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:

Кто жил и мыслил, то не может

В душе не презирать людей...

Была нам молодость дана...

Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!)

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!

Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:

«...просто вам перескажу Преданья русского семейства, Любви пленительные сны Да нравы нашей старины.»

Дружба, благородство, преданность, любовь - качества, высоко ценимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей, потому и возникли такие строки:

Кого ж любить?

Кому же верить?

Кто не изменит нам один? -

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «...я сердечно люблю героя моего». Автор, не скрывая своей привязанности к героям, подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно согласиться с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа и не только в его героях. Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.

Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя - «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применимо в самой полной мере.

11. Образы «русских европейцев», Евгения Онегина и Владимира Ленского.

Благодаря роману Пушкина “Евгений Онегин” мы подробно знакомимся с русским обществом начала XIX столетия. Главный герой романа - Евгений Онегин - один из типичных представителей того времени, “молодой повеса”, “наследник всех своих родных”,то есть богатый, легкомысленный, поверхностно образованный молодой человек с циничными представлениями о смысле жизни.

Молодой помещик Онегин показан Пушкиным как человек сложный, с противоречивым характером. Порой трудно понять отношение к нему самого автора. Описывая Евгения, Пушкин ироничен. Поэт не скрывает недостатков своего героя и не пытается их оправдать. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относится к окружающим. В первой главе автор иронизирует над его «ученостью», глубиной его экономических познаний, прямо говорит о том, как Онегин цинично приготовлялся «денег ради, на вздохи, скуку и обман». И в то же время Александр Сергеевич говорит, что ему нравились суждения Онегина, что

Условий света свергнув бремя.

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время,

Мне нравились его черты.

Мечтам невольная преданность.

Неподражательная странность

И резкий охлажденный ум.

Приведя в восьмой главе отрицательный отзыв светского повесы о Евгении Онегине, Пушкин тут же вступается за своего «приятеля», почти отождествляя его с собой:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она.

Противоречия в характере Онегина делают его образ жизненным, далеким от схематизма. Он ни положительный, ни отрицательный, а почти реально существующий:

Как ты да я, да целый свет....

На протяжении романа образ Онегина кардинально меняется. В конце повествования это уже не тот повеса, который, устав от пиров и балов, все критикует. Евгений узнал жизнь настоящую, а не карнавал. Он научился подчиняться обстоятельствам, а не игнорировать их. Глубокие и искренние переживания делают героя богаче духовно. Наблюдательный человек и тонкий психолог, Онегин при первой же мимолетной встрече оценил Татьяну. Но обстоятельства, его эгоизм и покорность традициям того общества, которое он презирает, разлучают их. Встретившись безнадежно поздно, герои понимают, что «счастье было так возможно», но они сами его упустили. Онегин поступил с героиней благородно, но недальновидно. Ему и в голову не могло прийти, что через несколько лет он будет умирать от любви к этой «простушке», «сельской девочке». Да, такова его судьба. Он везде лишний, страдающий глубоко и искренне от своей ненужности:

И мыслит, грустью отуманен:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик,

Как этот бедный откупщик?

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!

Эти строки примиряют нас с Евгением. Мы забываем о его легкомыслии в ранней молодости.

Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а «страдающего». Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. «Тоскующая лень» - вот основная черта и беда его характера. «Упорный труд ему был тошен» -это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится настолько, чтобы обрести счастье.

Глубоко раскрыто Пушкиным мироощущение еще одного характерного для этой эпохи героя - Владимира Ленского. В нем очень привлекательны нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежесть чувств, вольнолюбивые настроения. В противоположность разочарованному Онегину Ленский проникнут верой в человека, в любовь, в дружбу. Восторженность Ленского, его пылкость, дух «довольно странный» Пушкин прямо связывает с его полным незнанием жизни вообще и русской жизни в частности.

Поклонник Канта и Шиллера вызывает в Пушкине сердечное участие и одновременно ироническое отношение. Эта ирония проявляется постоянно, даже в характеристике стихов Ленского, которые так трогательно звучат в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». У Пушкина же они включены в совершенно определенный контекст, не оставляющий сомнений в отношении к ним автора романа:

…его стихи

Полны любовной чепухи,

Звучат и льются.

Их читает Он вслух,

в лирическом жару,

Как Дельвиг пьяный на пиру.

И сами по себе стихи Ленского очень типичны для эпигонов модного тогда романтизма, в них широко представлены устоявшиеся поэтические штампы: «златые дни», «дева красоты», «ранняя урна» и т. д. Ленский романтик был изображен Пушкиным реалистом, для которого «И нечто, и туманна даль, //И романтические розы» были давно уже пройденным этапом. В этом плане показательна та условно-поэтическая лексика (очень характерная для поэзии Жуковского), с помощью которой Пушкин дает представление о внутреннем мире Ленского: «безумная душа», «младые восторги», «сладостная неволя», «нежный стыд». В альбом Ольги Ленский рисовал надгробный камень или голубка на лире.

В романе намечены два пути, по которым мог бы пойти Ленский, если бы остался жив. Он мог бы стать великим поэтом или превратился бы в самого заурядного, обычного помещика. Белинский был убежден, что «с Ленским сбылось бы непременно последнее». Пушкин же не решает столь прямолинейно поставленный им вопрос. Для него эта альтернативность, разные варианты жизненной судьбы героя связывались с представлением о губительном влиянии неблагоприятной среды на личность. В каждом человеке (в Ленском, в Онегине) заложены богатые задатки, но эти возможности по-разному реализуются в зависимости от конкретных жизненных условий.

Сюжетное развитие романа не завершено. Неизвестно, как дальше сложится жизнь у Татьяны, у Онегина. (Идут споры, сможет ли он примкнуть к декабристскому движению.) В таких случаях принято говорить об «открытом финале». Но внутренне роман завершен, что подчеркивается стройной, четко организованной композицией. Она строится на основе симметрии. Это порою называется «зеркальной композицией», ибо структурные единицы текста повторяются в обратном порядке: письмо Татьяны - ответ Онегина и наоборот: письмо Онегина - ответ Татьяны.

12. Образ Татьяны Лариной.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского.

Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы.

И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки.

Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада.

Весь этот блеск и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.

Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» обрисован Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной - провинциальной девушкой, потом - с дамой высшего мира. Для этого образа характерные женственность, скромность, избранность. Татьяна близкая природе, простому народу, даже назвал Пушкина свою героиню не случайно Татьяной. Он подчеркивает ее необычность: «тихая, печальная, молчаливая, как лань лесная...»

Татьяна возрастает одинокой, она всегда задумчивая. Окружение не влияет на ее формирование. Она любит слушать рассказа своей няни, любит романы о необыкновенных героях, чувстве, ее душа сливается с родной природой.

Пушкин отмечает народное влияние, которое и сформировал характер Татьяны. Татьяна пишет Онегину письма. Он нежный, открытый, трогательный. Ее любовь сливается с поэтическим изображением природы, и все это воспринимается, как самая жизнь.

Это любимый образ Пушкина. Он это подчеркивает: «прелестным пальчиком писала», «моя душа», «Татьяна, милая Татьяна».

Ні холодный отказ Онегина, ни время не смогли убить чувства Татьяны, так как она воспитанная была на народном восприятии природы, в трудные и радостные минуты ее душа родственная с природой, даже пейзажные картины Пушкина дает через восприятие Татьяны: «Татьяна, русская душою, любила русскую зиму». Зима для нее - сказки, ворожение, «преданья милой старины». Этим Пушкина подчеркивает народности героини. О ее мечтах, снах автор говорит серьезно и в тот же время растроганно. Он любит Татьяну, это единый образ в романе, о котором Пушкина не говорит с иронией. Автор подчеркивает в героине не только способность на пламенные чувства, но и умение сдержаться (встреча с Онегиным).

Она духовно богатая натура. Чтобы лучше знать того, кого любит, она идет к нему в дом, знакомится с его библиотекой. Понимает, чему Онегин ей отказал: «Не может вон мнет счастья дать». Через три года, когда она стала княгиней, мы видим, что Татьяна не изменилась внутренне, она та самая Татьяна. Ее характер, ее отношение к жизни не изменились, но она много пережила и многое поняла. В последней сцене романа перед нами Татьяна, взволнованная, искренняя, верная своим моральным принципам. В этой сцене она более сильная за Онегина. Прощаясь с ней, Пушкина называет ее «милый идеал».

Вывод. Образ Татьяны Лариной - это образ идеальный и, вместе из тем, живой, реалистический образ русской женщины. Татьяна - нежная, тонкая, благородная, мила, естественная натура.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

13. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Проблематика, идейное содержание. Основные образы.

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836) основан на реальных исторических событиях. В ней описывается восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1772 – 1775). Одной из ведущих проблем произведения является проблема взаимоотношения народа и дворянства.

Все события повести даны глазами дворянина Петра Гринева. Он решительно осуждает «народное» восстание и самого Пугачева. Гринева ужасают те методы, которыми не гнушается пугачевская «шайка»: насилие, грабежи, убийства.

Безусловно, все дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, - отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья».

Другую позицию дворянства выражает Алексей Швабрин. Из трусливых, корыстных и карьерных соображений он нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева. Но не пользуется и там уважением, потому что самозванец видит в нем того, кто он есть на самом деле: подлого и трусливого человека.

В своем романе Пушкин вовсе не противопоставляет народ и дворянство. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость. То есть понятия чести и долга не чужды и этому, народному, герою. Да и сам Гринев не страдает снобизмом и заносчивостью: он отдает свой тулуп «неизвестному мужику», выведшему их во время метели, его дядька Савельич становится герою вторым отцом, близким и дорогим человеком.

Кроме того, вся семья Мироновых – это тоже представители народа. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Неслучайно, Гринев влюбляется и женится именно на Маше Мироновой, чьи корни глубоко народны.

Таким образом, Пушкин в своем произведении сближает дворянство и народ, показывая, что два этих класса имеют общие корни, единые моральные и нравственные представления. По мнению Пушкина, конфликт заключен вовсе не в противопоставлении народа и дворянства, а во взаимоотношениях народа и власти.

Стоит обратить внимание и на композицию романа. Всему произведению предшествует общий эпиграф, взятый из народного творчества, что подтверждает мысль писателя о родственности народа и дворянства. Это пословица: «Береги честь смолоду», которая определяет жизненный путь героев «Капитанской дочки», а также авторское отношение к описываемому в романе.

Кроме того, каждая глава предваряется эпиграфом, взятым как из классической литературы, так и из фольклора. Этот прием также подтверждает мысль Пушкина о близости дворянского и крестьянского сословий. Каждый эпиграф является своеобразным введением в главу, которое в сжатом виде сообщает основной сюжет, мотив, действие. Так, например, главу 4 «Поединок» предваряет эпиграф из Княжнина: Ин изволь, и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Или 7 главе «Пугачевщина» предшествует эпиграф из народной песни:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

Таким образом, эпиграфы как единица художественной структуры романа помогает Пушкину раскрыть свое понимание проблему взаимоотношений народа и власти в России.

Повесть «Капитанская дочка» по объему небольшая, однако она тематически так широкоохватна, что многие исследователи называют ее романом. В этой книге нашла яркое отражение жизнь различных социальных слоев в России XVIII века, от крепостного крестьянства, дворянского круга людей до императорского двора Екатерины II, широко показано восстание Пугачева и отношение к нему двора императрицы Екатерины, нравы, быт повстанцев, народные традиции. В «Капитанской дочке» представлены исторически реальные картины, широко охватывающие российскую действительность эпохи Екатерины II - эпохи, отмеченной широкими волнениями крестьянства - от Казани до Урала. Пушкин ярко показывает и глубоко раскрывает весь комплекс явлений и событий, связанных с восстанием крестьянства. В художественных образах освещает социальные истоки, причины самого восстания и исторически обосновывает самозванство Пугачева, присвоившего себе титул русского царя Петра III. В повести находим картины кровавых расправ крестьян с помещиками, милосердие и жестокость Пугачева, дворянской расправы с восставшим крестьянством. Автор, раскрывая отрицательное отношение крестьян к помещикам, дворянам и к двору Екатерины, указывает и на слепую веру в «царя-батюшку».

В повести показаны самые различные слои общества и представители разных народов, населявших юг Урала. Значительный интерес вызывают образы башкира, калмыка, чуваша, черемиса - свидетельство не узкого движения недовольных жизнью повстанцев, а широкого всенародного крестьянского восстания. Пушкин, оставаясь верным самой истории, изображает пугачевское восстание не разбойничьим бунтом, а именно широко организованным восстанием, но лишенным будущего, обреченным на неминуемое поражение. Самозванный Петр III (Пугачев) пользуется в крестьянских кругах, так сказать, «всенародным признанием». Пушкин неоднократно это показывает в повести: «Народ повалил на площадь, жители выходили из домов с хлебом и солью». При появлении Пугачева «раздавался колокольный звон» (гл. VII); «Народ пошел провожать Пугачева» (гл. VIII); Народ толпился на улице... кланялся в пояс" (гл. X). Где бы ни появлялся самозванец Петр III, везде его встречают люди восторженно, возбужденно, радостно. И это естественно, ибо темные малообразованные народы России и не могли себе представить жизнь без царя-батюшки. Это - многовековая традиция, и Пушкин не мог ее нарушить, ибо это влекло за собой искажение исторической действительности. Всеохватную роль «правдивого вымысла» в исторической прозе (романе, повести, рассказе) и в частности в «Капитанской дочке» Пушкин увязывал с требованием правдиво освещать историю, исторически верно рассказывать о людях и событиях прошлого, взятых для сюжета своего произведения; романист обязан, считал Пушкин, «воскресить минувший век во всей его истине».

Образ Пугачева в Капитанской дочке

Образ Пушкинского Пугачева в капитанской дочке, в отличие от многих других попыток в XIX веке осмыслить эту необычную фигуру в истории, это прежде всего незаурядная личность и в то же время человек, не лишенный недостатков. В нем органично сочетаются и качества смелой личности, вождя и организатора народного движения и удалого разбойника с «загубленной головушкой». Об этом говорит и эпиграф, предпосланный главе «Вожатый», которая знакомит читателя с обликом Пугачева: «...сторона незнакомая!... Завела меня, доброго молодца, простота, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая» (из старинной песни). В этом эпиграфе - значительная часть авторской характеристики Пугачева. И первая встреча читателя с Пугачевым сопровождается нелестными эпитетами «черное», «воз не воз», «волк или человек», «добрый молодец» и т. п. Однако это вовсе не значит, что Пушкин в образе «доброго молодца» Пугачева видел личность только отрицательную. Образ Пугачева при всем этом, с одной стороны, «овеян искренним и глубоким сочувствием поэта», с другой - реалистичностью изображения Емельяна Пугачева - таким, каким он был на самом деле:

Вот мой Пугач - при первом взгляде Он виден: плут, казак прямой! В передовом своем отряде Урядник был бы он лихой.

(Из письма к Денису Давыдову)

В повести Пушкин часто указывает на такие качества характера Пугачева, как пытливость, большой разум, смекалка; он свободен от рабского унижения, так характерного для множества крестьян. Образ Пугачева в значительной мере раскрывается в сценах и картинах взаимоотношений с Петром Гриневым. Судьба Петра Гринева переплетается с семьей Мироновых - комендантом крепости Иваном Кузьмичом, его женой, Василисой Егоровной, дочка Машенькой, и дуэлянтом и повесой Швабриным.

Глубокая связь Пугачева с беднейшими слоями населения, жесткая, доходящая до жестокости непримиримость к дворянству, помещикам-крепостникам и, вместе с тем, христианское великодушие, какая-то присущая только Пугачеву наивная гуманность, лихой героизм, большой необразованный талант, упакованный в казацкую обывательскую скорлупу, и казачья удаль - таковы ведущие черты характера Пугачева, раскрытые Пушкиным в ходе изображения крестьянского восстания и его разгрома.

Капитанская дочка - Швабрин

Галерею образов от императрицы до Савельича дополняет образ гвардейского офицера Швабрина. Он умен, по-дворянски хорошо воспитан, дерзок, порывист, но легкомыслен. Безумно влюблен в Машеньку Миронову, ради нее готов на предательство своего сословия - из гвардейского офицера превращается в сообщника Пугачева.

Капитанская дочка - Мироновы

Как бы в противовес эгоисту Швабрину, презирающему Мироновых, попирающему офицерскую честь и человеческое достоинство, в повести представлена семья коменданта крепости - «людей государственных», патриархальных взглядов, простых и добродушных. Безвестный, ничем не примечательный комендант крепости, прошедший армейскую службу от рядового солдата до капитана, его жена представляют ту часть обедневшего дворянского сословия, которому присущи и высокие патриотические чувства и самоценное понимание воинского долга. Они добродушны и простосердечны, наивны и доверчивы, как дети. И в то же время в них уживается и суровость оценок происходящего и жестокость по отношению к взбунтовавшимся крестьянам. В сущности Мироновы - плоть от плоти крепостники. Их добродушие и милосердие вмиг исчезают, когда они соприкасаются с крестьянским неповиновением. Такова нравственная сущность крепостнической действительности, раскрытая Пушкиным в характерах старших Мироновых. Повесть «Капитанская дочка» учит нас понимать и правильно оценивать характеры и поступки людей, различать честность, мужество, порядочность и преданность; узнавать в человеке подлые и низкие черты, прикрытые камуфляжем благородства и чести.

В правдивом изображении пугачевской истории важную роль играет язык героев, в котором отражаются их характеры, своеобразие мысли, чувства, условия их жизни в период восстания. Лаконична, выразительна речь Пугачева, который постоянно прибегает к пословицам. Строго литературным, присущим дворянству языком говорит Гринев; просторечно выражаются люди старшего поколения - в семье Мироновых; в языке слуги Гринева - старого человека Савельича сочетаются просторечные выражения с литературными оборотами, заимствованными им у дворян. Вообще язык повести, речевые характеристики героев - предельно точны и лаконичны.

Один из главных героев романа - Гринев-мемуарист, который по истечении многих лет после описываемых событий посчитал необходимым представить на суд читателя события двух лет его юношеской жизни. Эти два года жизни надолго запомнились Гриневу прежде всего своими «странными» приятельскими отношениями с Пугачевым. Более того, за этот короткий период времени он заметно возмужал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу и мужество, смог отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Создавая образ героя-мемуариста, Пушкин все досконально продумал. Рассказчик Гринев - дворянин. Для него естественно неприятие и осуждение восстания Пугачева и его преследователей. Он добрый, честный, благородный. Придание своему герою именно таких нравственных качеств Пушкин посчитал очень важным и необходимым: читателю легче поверить в правдивость описываемых событий. Неслучаен и возраст Гринева-свидетеля - семнадцать лет. Этот возраст счастливой юности, по Пушкину, как бы делал его героя свободным от социальной морали, способным на «бунт», на борьбу за свое счастье, на протест против деспотической воли родителей.

Таким образом, замысел автора показать мемуариста объективным, честным, благородным, истинным дворянином с социально-обусловленным характером убеждений несомненно удался суд читателя события двух лет его юношеской жизни. Эти два года жизни надолго запомнились Гриневу прежде всего своими «странными» приятельскими отношениями с Пугачевым. Более того, за этот короткий период времени он заметно возмужал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу и мужество, смог отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Создавая образ героя-мемуариста, Пушкин все досконально продумал. Рассказчик Гринев - дворянин. Для него естественно неприятие и осуждение восстания Пугачева и его преследователей. Он добрый, честный, благородный. Придание своему герою именно таких нравственных качеств Пушкин посчитал очень важным и необходимым: читателю легче поверить в правдивость описываемых событий. Неслучаен и возраст Гринева-свидетеля - семнадцать лет. Этот возраст счастливой юности, по Пушкину, как бы делал его героя свободным от социальной морали, способным на «бунт», на борьбу за свое счастье, на протест против деспотической воли родителей.

Юному офицеру-дворянину еще чужд социальный стереотип мышления. Социальный инстинкт подсказывал Гриневу, что относиться к мятежникам и «бунтовщикам» нужно отрицательно, однако в реально возникавших ситуациях он больше доверял личным впечатлениям. Полагая, с точки зрения дворянина, что Пугачев -враг и разбойник, Гринев все же считал своим долгом рассказать правду о поведении этого чег ловека. Правду, какой бы она ни была, не считаясь с тем, что эта правда противоречит той, что сложилась в официальном мнении о Пугачеве.

Благодаря честности Гринева-рассказчика, никому не ведомая правда о руководителе восстания Пугачеве стала достоянием всех. Сбереженная с молодости честь позволила Гриневу-мемуаристу быть благородным в описании всего, что он видел много лет назад, быть благодарным за добро Пугачеву.

Гринев на склоне лет не пытается ничего скрыть от потомков - ни своих поступков, ни своих тогдашних мыслей: «Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан.... ».

Мемуарист Гринев - настоящий дворянин, никакие «насильственные потрясения» он не приемлет. Честь помогла ему быть искренним в неприятии вооруженной борьбы народа: «.... начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно.... Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » Образ Гринева дан в повести в двух временных измерениях - Гринев в семнадцать лет и Гринев-мемуарист, человек, умудренный опытом и много повидавший на своем веку. Прошлое свое, особенно детство, Гринев-мемуарист описывает с юмором. Взять хотя бы эпизод, повествующий нам об учителе-французе: «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности» или: «Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу.... » Ирония, относящаяся к самому себе, в словах Гринева-мемуариста очень важна. Ею Пушкин стремился подчеркнуть объективность своего рассказчика, показать характер героя положительным, лишенным тщеславия, эгоизма и гордыни.

14. Место Пушкина в литературе

Александр Сергеевич Пушкин - первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности, Пушкин опирался на язык народа.

Творчество Пушкина проложило дорогу Гоголю, Тургеневу, Толстому и Чехову. В результате русская культура сделалась ведущим голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир

Действительно, талант Пушкина был не только огромным - он был специфическим. Пушкин умел проникать в дух различных культур и эпох, в этом сыграла роль его широкая осведомленность в мировой литературе. Достаточно ознакомиться с его статьями и заметками, чтобы понять, что он был прекрасным знатоком французской литературы, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом постоянного внимания поэта на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание.

Пушкин был продолжателем дела, начатого Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковым. Вместе со своими современниками Карамзиным и Жуковским он предпринял грандиозный труд по построению новой русской литературы как части и наследницы литературы мировой.

Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным, - поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников. Человек глубоко исторического мышления, Пушкин распространял этот взгляд и на собственное творчество. И в то же время творчество Пушкина отличается единством. Это как бы реализация некоего пути.

Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу. Поэзия его была разнообразной, она вмещала все жанры лирики, поэмы, роман в стихах, сказки.

Жанры развивались в творчестве Пушкина в тесном взаимодействии. Так, иногда лирика становилась лабораторией поэмы, дружеские письма - школой прозы. В известном смысле, все творчество Пушкина - единое многожанровое произведение, сюжетом которого является его творческая и человеческая судьба.

Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского письма. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на "низкие" и "высокие". Это явилось условием решения им важнейшей задачи - синтеза языковых стилей и создания нового национального литературного языка.

Первый период творчества Пушкина (1813 - лето 1817) приходится на время ожесточенной борьбы между сторонниками Карамзина и приверженцами ШицАова. Пушкин-лицеист активно включился в нее на стороне последователей Карамзина. Но одновременно некоторые позиции молодого Пушкина несовместим с поэтикой карамзинистов. В творчестве Пушкина этих лет проявляется интерес к эпическим жанрам и в особенности к сатирической поэме. "Монах" (1813), "Бова" (1814), "Тень Баркова" и "Тень Фонвизина" (1815) связаны с сатирической традицией XVIII в. и противоречат сентиментализму карамзинистов. В лирике можно отметить влияние Державина и Дениса Давыдова.

Отсутствие единства в лицейском творчестве Пушкина порой истолковывается как результат творческой незрелости поэта. Однако ученический период был у Пушкина предельно кратким. Очень скоро поэт достиг совершенства зрелых мастеров. Так, в элегиях и романсах (например, "Желание" или "Певец") Пушкин выступает как зрелый соперник Жуковского, а в дружеском послании "Городок" он равняется с Батюшковым.

Второй период творчества падает на время с осени 1817 г. до весны 1820 г. Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами. Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, Н. Тургеневым, Чаадаевым и испытывает сильное воздействие их идей. Его политическая лирика становится выразительницей идей "Союза благоденствия". Под непосредственным влиянием Н. Тургенева создаются программные стихотворения: ода "Вольность" и "Деревня", которые широко расходятся в рукописных копиях. Именно в сфере политической лирики этих лет особенно заметны новаторство Пушкина и его поиски новых художественных решений. Попробовав в оде "Вольность" решить задачу создания актуальной политической лирики, Пушкин в дальнейшем к этому опыту больше не обращался, а призыв Кюхельбекера в 1824 г. возродить оду вызвал у него ироническое отношение.

Интересны попытки использовать “малые жанры” и на их основе создать гражданскую поэзию. Пушкин соединяет высокий пафос с интимными интонациями. Такие опыты делаются с мадригалом ("Плюсковой", "Краев чужих неопытный любитель") и дружеским посланием. Особенно интересно в этом отношении послание "К Чаадаеву".

Первые строки стихотворения должны вызвать в сознании читателей образы унылой элегии. Жанр этот не встречал сочувствия в кругу декабристов. Строки: "Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман" воспринимались как жалоба на "преждевременную старость души", разочарование в "юных забавах". Достаточно сопоставить с ними элегию Пушкина "Я пережил свои желанья, /Я разлюбил свои мечты", чтобы увидеть родство этих строк. Однако начало следующей строфы резко все меняет. Не случайно она начинается с энергического "но".

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Разочарованной душе противопоставлена душа, полная сил и мужества. Вместе с тем фразеологическое клише "горит желанье" намекает на то. что речь идет о нерастраченной силе любовного чувства. Только с шестого стиха раскрывается, что речь идет о жажде свободы и борьбы. Напряженно-любовная фразеология сменяется образом боевого товарищества.

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Новаторство это имело свои причины. Идеалом "Союза благоденствия" был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины. С этих позиций осуждалась и любовная лирика, расслабляющая и уводящая от сурового героизма.

Однако в целом позиция Пушкина была более сложной..В стихотворении "Краев чужих неопытный любитель" Пушкин поставил рядом два высоких идеала. Перед нами одновременно идеал гражданина "с душою благородной, / Возвышенной и пламенно свободной" и женщина "не с хладной красотой, / Но с пламенной, пленительной, живой". В глазах поэта любовь не противоречит свободе, а является как бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет, а не самоограничение личности. Поэтому для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия.

Главным созданием этого периода была поэма “Руслан и Людмила”. Поэма имела большой читательский успех. Критики же обнаружили неспособность понять новаторство поэмы. Основной художественный принцип поэмы - контрастное соположение несовместимых жанрово-стилистических отрывков. Результатом этого эксперимета стала ирония, направленная на сам принцип жанровости. Критиков возмущала игривость некоторых сцен, а также соседство этих сцен с героическими и лирическими интонациями. Но уже здесь намечались принципы повествования, которые достигли зрелости в “Евгении Онегине”.

Третий период творчества связан с пребыванием Пушкина в южной ссылке (1820 - 1824). Творчество этих лет шло под знаком романтизма. В “южный период” были написаны поэмы “Кавказский пленник”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, начаты “Цыгане”.

В “южных поэмах” активно присутствует описание жизни народной, экзотического этноса и одновременно характеров, полных дикой силы и энергии. С такой тенденцией были связаны и "Братья разбойники", и "Черная шаль", и "Песнь о вещем Олеге". Носителем протеста был энергичный, сильный духом "разбойник" или "хищник". Колебание между двумя этими поэтическими идеалами определило своеобразие пушкинского романтизма.

На дальнейшее развитие Пушкина повлияла тесная связь его с кишиневской группой декабристов. Именно в Кишиневе накал его политической лирики достигает высшего напряжения ("Кинжал", "Давыдову" и др.). Поэзия Пушкина наполняется тираноборческими призывами.

В последние месяцы в Кишиневе и особенно в Одессе Пушкин напряженно думал над опытом европейского революционного движения, перспективами тайных обществ в России и проблемой бонапартизма. Он перечитывал Руссо, Радищева, читал материалы по французской революции. Ближайшим итогом этого были кризисные настроения 1823 года.

Трагические размышления этого периода выразились в элегии "Демон", стихотворении "Свободы сеятель пустынный" и поэме "Цыганы". В этих произведениях в центре оказывалась, с одной стороны, трагедия безнародного романтического бунта, ас другой - слепота и покорность "мирных народов". При всем трагизме переживаний Пушкина в 1823 году кризис был плодотворным, так как он обращал мысль поэта к проблеме народности.

Главным итогом творческих поисков 1822-1823 г.г. было начало работы над романом в стихах "Евгений Онегин". Работа над этим произведением продлилась более семи лет. "Евгений Онегин" стал не только одним из центральных произведений Пушкина, но и важнейшим русским романом XIX в.

Проблема народности включала для Пушкина в середине 1820-х гг. два аспекта. Один касался отражения в литературе народной психики и народных этических представлений, другой -роли народа в истории. Первый повлиял на концепцию "Евгения Онегина", второй выразился в "Борисе Годунове" .

"Борис Годунов" завершал трудные раздумья Пушкина, которые овладели им в Одессе в 1823 г. Поэту не давали покоя перспективы политической борьбы в России, безнародность революционных настроений декабристов и трагическая судьба "мирных народов". Сама история перевернула страницу: 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов.

Реакция Пушкина на события на Сенатской площади и на то, что последовало за ними, была двойственной. С одной стороны, остро вспыхнуло чувство солидарности с "братьями, друзьями, товарищами". На задний план отступили сомнения и разногласия, мучившие поэта с 1823 года. Чувство общности идеалов продиктовало "Послание в Сибирь", "Арион", обусловило устойчивость декабристской темы в позднем творчестве Пушкина.

С другой стороны, не менее настойчивым было требование извлечь исторические уроки из поражения декабристов. В феврале 1826 года Пушкин писал Дельвигу: "Не будем ни суеверны, ни односторонни - как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира". "Взгляд Шекспира" - взгляд исторический и объективный. Пушкин стремится оценить события в свете объективных закономерностей истории.

Интерес к законам истории, историзм сделаются одной из главных черт пушкинского реализма. Одновременно они повлияют и на эволюцию политических воззрений поэта. Стремление изучить прошлое России, чтобы проникнуть в ее будущие пути, надежда найти в Николае I нового Петра 1 продиктуют “Стансы” (1826) и определят место темы Петра в дальнейшем творчестве поэта. Нарастающее разочарование в Николае I выразится, наконец, в дневнике 1834 года записью: "В нем много от прапорщике и немножко от Петра Великого".

Плодом первого этапа пушкинского историзма явилась "Полтава" (1829). Сюжет позволил столкнуть драматический любовный конфликт и одно из решающих событий в истории России. Не только сюжетно, но и стилистически поэма построена на контрасте лирического романтизма и оды. Для Пушкина это было принципиально важно, так как символизировало столкновение эгоистической личности с исторической закономерностью. Современники не поняли пушкинского замысла и упрекали поэму в отсутствии единства.

“Полтава” построена на конфликте романтического эгоизма, воплощенного в поэме в образе Мазепы, и законов истории, "России молодой" в лице Петра. Конфликт безоговорочно решен в пользу строителя новой России. Более того, в исторической перспективе не сила страстей и даже не величие личности, а слитность с историческими законами сохраняет имя человека в народной памяти:

Прошло сто лет - и что ж осталось

От сильных, гордых сих мужей,

Столь полных волею страстей?

Забыт Мазепа с давних пор.

Совсем иное дело Петр. В нем воплощено веление Истории, что придает его образу характер героический и поэтический.

В гражданстве-северной державы,

В ее воинственной судьбе.

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе.

Хотя в "Полтаве" верховное право Истории было торжественно провозглашено, в сознании Пушкина уже зрели коррективы этой идеи. Еще в 1826 году в черновиках 6-й главы "Евгения Онегина" мелькнула формула: "Герой, будь прежде человек". А в 1830 г. она уже обрела законченность и афористичность формулировки: "Оставь герою сердце! Что же/ Он будет без него? Тиран..." В дальнейшем конфликт "бессердечной" истории и истории как прогресса гуманности совместится с конфликтом “человек - история”. Этот конфликт прозвучит в творчестве Пушкина и в другом варианте: как человек - стихия.

В конце 1820-х г.г. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из существенных признаков его явился возрастающий интерес к прозе. Проза и поэзия требуют принципиально разного художественного слова. Поэтическое слово - слово с установкой на особое его употребление. Новаторство Карамзина-прозаика состояло в том, что он начал употреблять в прозе поэтическое слово, этим "возвышая" прозу до поэзии. После него понятие "художественной прозы" отождествлялось с прозой поэтической.

Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем "простое", "голое" прозаическое слово было перенесено в поэзию. Это был закономерный следующий шаг от перенасыщенного слова "Евгения Онегина".

Белинский писал об этом: "Мы под "стихами" разумеем здесь не одни размеренные и заостренные рифмою строчки: стихи бывают и в прозе, так же как и проза бывает в стихах. Так, например, "Руслан и Людмила", "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан" Пушкина - настоящие стихи; "Онегин", "Цыганы", "Полтава", "Борис Годунов" - уже переход к прозе, а такие поэмы, как "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь", "Русалка", "Каменный гость" - уже чистая, беспримесная проза, где уже совсем нет стихов, хоть эти поэмы писаны и стихами.".

Время с начала сентября до конца ноября 1830 г. Пушкин провел в Болдине. Здесь он написал две последние главы "Евгения Онегина", "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", "Историю села Горюхина", "Сказку о попе и работнике его Балде" и "Сказку о медведихе", ряд стихотворений, критических статей, писем... Период этот вошел в историю русской литературы под названием "болдинской осени". Здесь новые принципы пушкинского реализма получили осуществление. При всем разнообразии тем и жанров, произведения болдинского периода отличаются единством - поисками нового прозаического слова и нового построения характера человека.

Завершение "Евгения Онегина" символизирует окончание предшествующего этапа творчества, "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" - начало нового. Онегинский опыт не был напрасным: от него осталась игра "чужим словом", многоликость повествователя, глубокая ирония стиля. Еще в 1822 году Пушкин писал: "Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе. Ответ - Карамзина". Новый период русской прозы должен был "свести счеты" с предшествующим: Пушкин собрал в "Повестях Белкина" как бы сюжетную основу прозы карамзинского периода и, пересказав ее средствами своего новрго слога, отделил психологическую правду от литературной ус-ловностп"Ън дал образец того, как серьезно и точно литература может говорить о жизни и иронически повествовать о литературе.

Наиболее полным выражением реализма болдинского периода явились так называемые "маленькие трагедии". В этом отношении они подводят итог развитию поэта с момента разрыва его с романтизмом. Стремление к исторической конкретности образов, представление о связи характера человека со средой и эпохой позволили Пушкину достигнуть неслыханной психологической верности характеров.

Исторические отступления в романе «Евгений Онегин»

«Перечитаем прежде всего эпиграфы: Дмитриева, Баратынского и Грибоедова. (11, стр. 181) Они намечают основную тему седьмой главы -- тему Москвы, куда Пушкин переносит действие романа. Эпиграфы свидетельствуют о том, что поэт смотрит на Москву не как на вторую столицу, а как на любимый русский город, с наибольшей силой и полнотой олицетворяющий Родину, средоточие одной любви, и преклоняется перед великой ролью в истории Русского государства.»(7, стр. 15)

Г. Белинский писал: «Первая половина 7-й главы,.. как-то особенно выдается из всего глубокостью чувства и дивно-прекрасными стихами.

Здесь Пушкин рассуждает о будущем России, о будущих дорогах, рассказывает о настоящих. Такое ощущение, что это ему принадлежит фраза, что на Руси две беды: дураки и дороги.

«…(Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут,

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

И заведет крещеный мир

На каждой станции трактир…»(11, стр. 194)

«Теперь у нас дороги плохи.

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет…»

«Зато зимы порой холодной…

…Дорога зимняя гладка…» (11, стр. 194)

И перед нами как - будто карта Москвы:

«Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы…» (11, стр. 194)

«В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе! Москва...как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось! » (11, стр. 194)

Петровский замок находился недалеко от въезда в Москву. В 1812 году, во время похода в Россию, Наполеон спасался в нем от пожара, охватившего Москву и Кремль.

«Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон ,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.» (11, стр. 195)

В романе Пушкин описывал и прекрасно соотнес пейзажи разных городов, и деревень. Имею в виду Петербург и Москву. И деревню Онегина и Лариных.

«Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы ", сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики…»(11, стр. 195)

Кроме бытовых черт, много места отведено в «Евгении Онегине» также лирическому элементу. Ход романа беспрестанно прерывается лирическими отступлениями, вставками, воспоминаниями, размышлениями.

Такое соединение лирического и эпического элемента составляет одну из особенностей поэм Байрона («Чайльд-Гарольд», «Дон-Жуан»); от него мог усвоить себе эту манеру и Пушкин, тем более что «Онегин» был начат еще в эпоху его байронических увлечений, и он сам указывал на «Дон-Жуана», как на свой образец.

Содержание и настроение этих лирических отступлений чрезвычайно разнообразны. Многие из них проникнуты неподражаемым остроумием, другие — глубокой задушевностью. От легкой насмешки поэт быстро переходит к серьезным размышлениям: одно чувство сменяется другим, но каждое из них вполне искренно и все они, вместе взятые, рисуют различные черты многосторонней натуры Пушкина.

Видное место в романе Пушкина занимают лирические отступления, т. е. такие места, в которых автор отходит в сторону от нити рассказа, оставляет на время в стороне своих героев, и выражает свои чувства или мысли по поводу героев или какого-нибудь описанного события или явления; иногда автор вставляет свое воспоминание, мечты о будущем. Словом, все, что так или иначе касается личности автора, а не героев, называется лирическими отступлениями.

К лирическим отступлениям следует отнести также и все описания при роды, поскольку в них отразилась личность поэта.

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

Далее в идут лирические отступления, в которых поэт связывает свою судьбу с судьбой Онегина и выражает свои чувства, какие испытывал на берегах Невы, моря, вспоминает об утраченной свободе и, наконец, о том, что волновало его душу вдали от родины.

Он грустил и тосковал по своей родине, и ему казалось, что в России он похоронил свое сердце. Поэт говорит также о своей любви к сельской природе и жизни, излагает свое мнение о поэтах, о том, какое действие на него производит поэзия, о своей грусти, о поэтических намерениях и планах, о журналистах, а последние строчки посвящает своему творению и кончает главу следующими словами:

Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!

Если собрать вместе все лирические отступления первой главы, то они составят ее добрую половину, но самому течению рассказа они нисколько не мешают, а напротив, оживляют его.

Во второй и следующих главах встречается не меньшее количество отступлений. Некоторые из них занимают две-три строчки, другие 5-6 и больше строк, но все по
своему задушевному характеру и художественной отделке представляют перлы поэтического творчества Пушкина.