Адыги история. Черкесы (адыги)

Кавказ – живая лаборатория для изучения культуры человека. Кавказ всегда был воротами, через которые шло епрерывное движение народов с юга на север, с севера на юг. Поэтому кавказская цивилизация является одним из самых уникальных явлений в мировой культуре. Кавказ не только “страна гор”, но и “гора народов”, значит, культура Кавказа как нигде полифонична. Одно из величайших значений кавказской культуры заключается в том, что она по сути дела выполнила роль посредника между цивилизациями Востока и Запада. Кавказ, вступив в “диалог” с другими народами, дал материал для обогащения своей культуры.


“Pоль племён и народов древнего Кавказа, – писал один из крупнейших кавказоведов нашего столетия Е.И. Крупнов, – в истории нашей страны заключается не только в их собственных культурных и технических достижениях как создателей, например, яркого и мощного металлургического очага и высоких археологических культур, но и в том, что они на протяжении тысячелетий являлись посредниками, связывающими европейские районы нашей Родины с культурой передовых стран Древнего Востока, с всемирной историей”.


Этнокультурные связи народов Северного Кавказа с другими народами уходят своими корнями вглубь истории. В этой полифоничной кавказской культуре заметное место занимал и занимает адыгский этикет (адыгэ хабзэ).


Подобно тому, как Древняя Спарта не дала миру ни поэтов, ни учёных, древние адыги до начала XIX в. не оставили после себя ни учёных, ни литераторов. Но следует отметить, что адыги создали неповторимую уникальную систему воспитания подрастающего поколения, правила взаимоотношений людей и их поведения при любых отношениях и условиях – это адыгэ хабзэ (адыгский этикет).


Как-то В.И. Вернадский писал, что “рождённое живёт и умирает, а сделанное переживает своих создателей”. Адыгэ хабзэ является созданием народа на протяжении тысячелетий. Создавая свой этикет, народ всегда учитывал опыт предков и условия жизни своего этноса, среду его обитания. “Человек всегда работает для своих близких и в своём ландшафте, на базе опыта предков – своих и чужих”, писал Л.Н. Гумилёв.


Адыги издревле занимались охотой, животноводством, земледелием и различными видами ремесла. Кроме этого, адыги находились в условиях постоянных военных столкновений с иноземными захватчиками, которых всегда привлекала к себе природа Кавказа. Чтобы выжить с этих экстремальных ситуациях и в суровых условиях Кавказа, в которых адыги постоянно находились, необходимо было, чтобы они обладали такими чертами характера, как храбрость и отвага, трудолюбие и дисциплинированность, стремление к согласованным действиям и взаимовыручка и т.д. Обстоятельства, в которых находились адыги, всегда побуждали их проявлять черты поведения, которые закрепились в национальном характере. Адыгэ хабзэ для адыга нечто большее, ибо его законы распространяются шире, чем религиозные учения. Поэтому, надо полагать, адыги, в отличие от других соседних народов, менее религиозны. Адыгэ хабзэ не только заменил религию, но и шире “обслуживал” все стороны жизни адыгов.


Уникальность адыгэ хабзэ заключается ещё и в том, что он живуч. Его не смогла вытеснить из жизни ни одна идеология и ни один общественный строй. Адыгэ хабзэ выдерживал все испытания времени, и он сейчас переживает своё возрождение. Этот этикет не только сохранился в среде адыгов, но основные его принципы были переняты многими народами.


Самые широкие связи имели место между восточными славянами и адыгами, которые были установлены ещё в VI – IX вв. Естественно, какой бы характер ни носили эти связи, они не могли пройти без взаимовлияния их образа жизни и образа мышления.

В этом плане мы находим богатейший материал взаимовлияния культур между терскими казаками и кабардинцами. На протяжении нескольких веков их совместной жизни много общего выработалось в их материальной и духовной культуре, начиная от перенятия казаками у черкесов их национальной формы одежды, кончая многими компонентами русской кухни – последними. А что касается адыгэ хабзэ, как свода правил взаимоотношений, то много сходного с ними мы находим и у терских казаков. Таким образом, народы Кавказа не просто проживали по соседству, но постоянно шел процесс взаимовлияния их культур. Об этом более подробно можно узнать из трудов учёных Л.Б. Заседателевой, Л.И. Лаврова, Е.Н. Студенецкой, В.К. Гарданова, С.Ш. Гаджиевой, Б.А. Калова и многих других.


В сегодняшних условиях, когда идёт глобальный процесс смешения культур и народов, необходимо, чтобы этикет не “Растворился” в нём. А важно, чтобы более широко использовались учебными заведениями и учреждениями основные принципы адыгэ хабзэ. Речь идёт о том, чтобы основные требования адыгэ хабзэ умело использовались в этих вопросах и с учётом изменений условий жизни народа. Это вовсе не означает, чтобы адыгский этнос самоизолировался, а наоборот, он, сохраняя свой образ жизни, свой образ мышления, своё “национальное лицо”, поддерживал самые тесные и цивилизованные контакты со всеми народами, уважая их культуру, образ жизни. Этим правилам взаимоотношений с другими народами подчинён адыгэ хабзэ.


Иванова Н. В. "Общий обзор географии и этнологии Кавказа"

Адыги - это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Окружающие народы называли их также зихами и касогами. Происхождение и значение всех этих названий - вопрос спорный. Древние адыги принадлежали к европеоидной расе.
История адыгов - это бесконечные столкновения с ордами скифов, сарматов, гуннов, булгар, алан, хазар, мадьяр, печенегов, половцев, монголо-татар, калмыков, ногаев, турок.

В 1792 году, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань, началось активное освоение западных адыгских земель Россией.

Поначалу русские воевали, собственно, не с адыгами, а с турками, которые в это время владели Адыгеей. По заключении в 1829 года Адриапольского мира все турецкие владения на Кавказе перешли к России. Но адыги отказались переходить в русское подданство и продолжали совершать атаки на русские поселения.

Только в 1864 году Россия взяла под контроль последние независимые территории адыгов – кубанские и сочинские земли. Небольшая часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. Но большая часть адыгов - свыше 200 тысяч человек - пожелала переселиться в Турцию.
Турецкий султан Абдул-Хамид II поселил беженцев (мохаджиров) на пустынной границе Сирии и в других приграничных районах для борьбы с набегами бедуинов.

Эта трагическая страница русско-адыгских отношений в последнее время сделалась предметом историко-политических спекуляций для того, чтобы оказать давление на Россию. Часть адыго-черкесской диаспоры, при поддержке определенных сил Запада, требует бойкотировать олимпиаду в Сочи, если Россия не признает переселение адыгов актом геноцида. После чего, разумеется, последуют судебные иски о компенсациях.
Адыгея

Сегодня основная часть адыгов проживает в Турции (по разным данным от 3 до 5 млн. человек). В Российской Федерации численность адыгов в целом не превышает 1 млн. Есть еще немалые диаспоры в Сирии, Иордании, Израиле, США, Франции и других странах. Все они сохраняют сознание своего культурного единства.

Адыги в Иордании

***
Так уж получилось, что адыги и русские издавна мерились силами. А началось все еще в давние времена, о которых рассказывает «Повесть временных лет». Любопытно, что обе стороны – русская и горская - рассказывают об этом событии почти одними и теми же словами.

Летописец излагает дело так. В 1022 году сын святого Владимира, тмутороканский князь Мстислав отправился в поход на касогов – так в то время русские называли адыгов. Когда противники выстроились напротив друг друга, касожский князь Редедя сказал Мстиславу: «Чего ради губим дружину свою Выйди на поединок: если одолеешь ты, то возьмешь именье мое, и жену, и детей, и землю мою. Если я одолею, то возьму всё твоё». Мстислав ответил: «да будет так».

Противники сложили с себя оружие и сошлись в борьбе. И начал изнемогать Мстислав, ибо Редедя был велик и силён. Но молитва пресвятой Богородице помогла русскому князю одолеть врага: он ударил Редедю оземь, и, вынув нож, зарезал его. Касоги покорились Мстиславу.

Согласно же адыгским преданиям, Редедя был не князем, а могучим богатырем. Однажды адыгский князь Идар, собрав множество воинов, пошел на Тамтаракай (Тмуторокань). Тамтаракайский князь Мстислау вывел навстречу адыгам свое войско. Когда враги сблизились, Редедя вышел вперед и сказал русскому князю: «Чтобы не проливать напрасно крови, одолей меня и возьми все, что имею». Противники сняли с себя оружие и несколько часов подряд боролись, не уступая друг другу. Наконец Редедя пал, и тамтаракайский князь поразил его ножом.

Смерть Редеди оплакивает также древняя адыгская похоронная песня (сагиш). Правда, в ней Редедя оказывается побежден не силой, а коварством:

Большого князя урусов
Когда ты наземь бросил,
Он возжаждал к жизни,
Нож из-за пояса вынул,
Под лопатку твою коварно
Его воткнул и
Твою душу, о горе, он вынул.

По русскому преданию, два сына Редеди, уведенные в Тмуторокань, были крещены под именами Юрия и Романа, причем последний будто бы женился на дочери Мстислава. Позднее к ним возводили себя некоторые боярские роды, например Белеутовы, Сорокоумовы, Глебовы, Симские и другие.

***
С давних пор Москва - столица разрастающегося Российского государства - привлекала внимание адыгов. Довольно рано адыгско-черкесская знать вошла в состав российской правящей элиты.

Основой русско-адыгского сближения была совместная борьба против Крымского ханства. В 1557 году пять черкесских князей в сопровождении большого числа воинов прибыли в Москву и поступили на службу к Ивану Грозному. Таким образом, 1557 год является годом начала образования адыгской диаспоры в Москве.

После таинственной гибели первой жены грозного царя - царицы Анастасии - выяснилось, что Иван склонен к тому, чтобы закрепить свой союз с черкесами династическим браком. Его избранницей стала княжна Кученей, дочь Темрюка, старшего князя Кабарды. В крещении она получила имя Мария. В Москве про нее говорили много нелестного и даже приписывали ей идею опричнины.

Перстень Марии Темрюковны (Кученей)

Кроме своей дочери, князь Темрюк отправил в Москву своего сына Салтанкула, который был наречен в крещении Михаилом и пожалован в бояре. Фактически он стал первым человеком в государстве после царя. Его хоромы находились на Воздвиженской улице, где теперь расположено здание Российской государственной библиотеки. При Михаиле Темрюковиче высокие командные должности в русской армии занимали его родственники и соотечественники.

Черкесы продолжали прибывать в Москву весь XVII век. Обычно князья и сопровождавшие их дружины селились между Арбатской и Никитинской улицами. В общей сложности в XVII веке в 50-тысячной Москве одновременно находилось до 5000 черкесов, большинство из которых были аристократами.

Князья Черкасские были сподвижниками Алексея Михайловича и Петра I. Самую блестящую карьеру сделал князь Алексей Михайлович Черкасский, который при Екатерине I был сенатором, при Анне Иоанновне вошел в кабинет министров, а в 1740 году стал великим канцлером Российской империи.

На протяжении почти двух столетий (до 1776 года) на территории Кремля стоял Черкасский дом с огромным подворьем. Марьина Роща, Останкино и Троицкое принадлежали черкесским князьям. О том времени, когда адыги-черкасы во многом определяли политику Российского государства, до сих пор напоминают Большой и Малый Черкасские переулки.

Большой Черкасский переулок

***
Адыги обладают характерной внешностью. В большинстве своем они стройны и широкоплечи. Темнорусые волосы обрамляют лицо с красивым овалом и с блестящими темными глазами (знаменитые «кавказские» глаза). Их внешность дышит достоинством и внушает симпатию.

С глубокой древности и до конца XIX века адыгское общество состояло из нескольких каст: благородных людей, вассалов, крепостных и рабов. Свободные адыги знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы на соседей, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян. Жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что благородные до 60-летнего возраста не смели входить в церковь, чтобы не осквернить своим присутствием святое место.
Впрочем, храбрость адыгов, их лихое наездничество, великодушие, гостеприимство славились так же, как красота и грация адыгских женщин. Однако положение женщин было тяжелым: на них лежали самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома.

У благородных существовал обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на воспитание в другую семью, опытному учителю. В семье учителя мальчик проходил суровую школу закаливания и приобретал привычки наездника и воина, а девушка - познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями на всю жизнь устанавливались прочные и нежные узы дружбы.

С VI века адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды тоже были языческие, они придерживались многоженства. Письменности адыги не знали. Деньгами у них служили куски материи.

Турецкое влияние за одно столетие произвело в жизни адыгов огромную перемену. Во второй половине XVIII века все адыги формально приняли мусульманство. Однако их религиозные обряды и воззрения по-прежнему представляли смесь язычества, ислама и христианства. Они поклонялись Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам воды, моря, деревьев, стихий. Особенным уважением с их стороны пользовались священные рощи.

Язык адыгов по-своему красив, хотя в нем обилие согласных, а гласных всего три - «а», «э», «ы». Но усвоить его для европейца - дело почти немыслимое из-за обилия непривычных для нас звуков.

Адыги - это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Окружающие народы называли их также зихами и касогами. Происхождение и значение всех этих названий - вопрос спорный. Древние адыги принадлежали к европеоидной расе.
История адыгов - это бесконечные столкновения с ордами скифов, сарматов, гуннов, булгар, алан, хазар, мадьяр, печенегов, половцев, монголо-татар, калмыков, ногаев, турок.




В 1792 году, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань, началось активное освоение западных адыгских земель Россией.

Поначалу русские воевали, собственно, не с адыгами, а с турками, которые в это время владели Адыгеей. По заключении в 1829 года Адриапольского мира все турецкие владения на Кавказе перешли к России. Но адыги отказались переходить в русское подданство и продолжали совершать атаки на русские поселения.




Только в 1864 году Россия взяла под контроль последние независимые территории адыгов – кубанские и сочинские земли. Небольшая часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. Но большая часть адыгов - свыше 200 тысяч человек - пожелала переселиться в Турцию.
Турецкий султан Абдул-Хамид II поселил беженцев (мохаджиров) на пустынной границе Сирии и в других приграничных районах для борьбы с набегами бедуинов.

Эта трагическая страница русско-адыгских отношений в последнее время сделалась предметом историко-политических спекуляций для того, чтобы оказать давление на Россию. Часть адыго-черкесской диаспоры, при поддержке определенных сил Запада, требует бойкотировать олимпиаду в Сочи, если Россия не признает переселение адыгов актом геноцида. После чего, разумеется, последуют судебные иски о компенсациях.


Адыгея

Сегодня основная часть адыгов проживает в Турции (по разным данным от 3 до 5 млн. человек). В Российской Федерации численность адыгов в целом не превышает 1 млн. Есть еще немалые диаспоры в Сирии, Иордании, Израиле, США, Франции и других странах. Все они сохраняют сознание своего культурного единства.



Адыги в Иордании

***
Так уж получилось, что адыги и русские издавна мерились силами. А началось все еще в давние времена, о которых рассказывает «Повесть временных лет». Любопытно, что обе стороны – русская и горская - рассказывают об этом событии почти одними и теми же словами.

Летописец излагает дело так. В 1022 году сын святого Владимира, тмутороканский князь Мстислав отправился в поход на касогов – так в то время русские называли адыгов. Когда противники выстроились напротив друг друга, касожский князь Редедя сказал Мстиславу: «Чего ради губим дружину свою? Выйди на поединок: если одолеешь ты, то возьмешь именье мое, и жену, и детей, и землю мою. Если я одолею, то возьму всё твоё». Мстислав ответил: «да будет так».

Противники сложили с себя оружие и сошлись в борьбе. И начал изнемогать Мстислав, ибо Редедя был велик и силён. Но молитва пресвятой Богородице помогла русскому князю одолеть врага: он ударил Редедю оземь, и, вынув нож, зарезал его. Касоги покорились Мстиславу.

Согласно же адыгским преданиям, Редедя был не князем, а могучим богатырем. Однажды адыгский князь Идар, собрав множество воинов, пошел на Тамтаракай (Тмуторокань). Тамтаракайский князь Мстислау вывел навстречу адыгам свое войско. Когда враги сблизились, Редедя вышел вперед и сказал русскому князю: «Чтобы не проливать напрасно крови, одолей меня и возьми все, что имею». Противники сняли с себя оружие и несколько часов подряд боролись, не уступая друг другу. Наконец Редедя пал, и тамтаракайский князь поразил его ножом.

Смерть Редеди оплакивает также древняя адыгская похоронная песня (сагиш). Правда, в ней Редедя оказывается побежден не силой, а коварством:

Большого князя урусов
Когда ты наземь бросил,
Он возжаждал к жизни,
Нож из-за пояса вынул,
Под лопатку твою коварно
Его воткнул и
Твою душу, о горе, он вынул.


По русскому преданию, два сына Редеди, уведенные в Тмуторокань, были крещены под именами Юрия и Романа, причем последний будто бы женился на дочери Мстислава. Позднее к ним возводили себя некоторые боярские роды, например Белеутовы, Сорокоумовы, Глебовы, Симские и другие.

***
С давних пор Москва - столица разрастающегося Российского государства - привлекала внимание адыгов. Довольно рано адыгско-черкесская знать вошла в состав российской правящей элиты.

Основой русско-адыгского сближения была совместная борьба против Крымского ханства. В 1557 году пять черкесских князей в сопровождении большого числа воинов прибыли в Москву и поступили на службу к Ивану Грозному. Таким образом, 1557 год является годом начала образования адыгской диаспоры в Москве.

После таинственной гибели первой жены грозного царя - царицы Анастасии - выяснилось, что Иван склонен к тому, чтобы закрепить свой союз с черкесами династическим браком. Его избранницей стала княжна Кученей, дочь Темрюка, старшего князя Кабарды. В крещении она получила имя Мария. В Москве про нее говорили много нелестного и даже приписывали ей идею опричнины.


Перстень Марии Темрюковны (Кученей)




Кроме своей дочери, князь Темрюк отправил в Москву своего сына Салтанкула, который был наречен в крещении Михаилом и пожалован в бояре. Фактически он стал первым человеком в государстве после царя. Его хоромы находились на Воздвиженской улице, где теперь расположено здание Российской государственной библиотеки. При Михаиле Темрюковиче высокие командные должности в русской армии занимали его родственники и соотечественники.

Черкесы продолжали прибывать в Москву весь XVII век. Обычно князья и сопровождавшие их дружины селились между Арбатской и Никитинской улицами. В общей сложности в XVII веке в 50-тысячной Москве одновременно находилось до 5000 черкесов, большинство из которых были аристократами. На протяжении почти двух столетий (до 1776 года) на территории Кремля стоял Черкасский дом с огромным подворьем. Марьина Роща, Останкино и Троицкое принадлежали черкесским князьям. О том времени, когда адыги-черкасы во многом определяли политику Российского государства, до сих пор напоминают Большой и Малый Черкасские переулки.



Большой Черкасский переулок

***


Впрочем, храбрость адыгов, их лихое наездничество, великодушие, гостеприимство славились так же, как красота и грация адыгских женщин. Однако положение женщин было тяжелым: на них лежали самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома.






У благородных существовал обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на воспитание в другую семью, опытному учителю. В семье учителя мальчик проходил суровую школу закаливания и приобретал привычки наездника и воина, а девушка - познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями на всю жизнь устанавливались прочные и нежные узы дружбы.

С VI века адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды тоже были языческие, они придерживались многоженства. Письменности адыги не знали. Деньгами у них служили куски материи.

Турецкое влияние за одно столетие произвело в жизни адыгов огромную перемену. Во второй половине XVIII века все адыги формально приняли мусульманство. Однако их религиозные обряды и воззрения по-прежнему представляли смесь язычества, ислама и христианства. Они поклонялись Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам воды, моря, деревьев, стихий. Особенным уважением с их стороны пользовались священные рощи.

Язык адыгов по-своему красив, хотя в нем обилие согласных, а гласных всего три - «а», «э», «ы». Но усвоить его для европейца - дело почти немыслимое из-за обилия непривычных для нас звуков.

В конце XVI — начале XVII века кабардино адыгские феодалы продолжали вести междоусобную борьбу, поэтому искали поддержки и помощи вне своих владений. Правительство Бориса Годунова считало западных адыгов и абазин русскими подданными. В дипломатических документах в числе «вновь прибылых» к Русскому государству названы «Черкасская земля и Абазы». Однако в период Смутного времени политические связи Русского государства с северокавказскими народами ослабли.

С воцарением Михаила Фёдоровича Романова ситуация изменилась в лучшую сторону. Сохранились сведения о том, что примерно в 1614 — 1615 годах вместе с другими народами Северного Кавказа московскому царю присягнули западные адыги.

Правительство царя Алексея Михайловича (1645-1676) стремилось выполнять роль покровителя по отношению к народам, которые добровольно приняли русское подданство. В 1670 году, например, оно потребовало от крымского хана Адил-Гирея «Черкасской земли не воевать».

Несмотря на изменчивость политических симпатий и антипатий северо-кавказских владетелей, московские государи во второй половине XVII века считали прикубанских адыгов своими подданными. Не случайно Алексей Михайлович, Иван Алексеевич и Пётр I именовались царями «кабардинской земли, черкасских и горских князей».

На исторические судьбы народов Северного Кавказа в XVIII веке существенное влияние оказывала международная обстановка. Могущество султанской Турции, которая с давних пор стремилась овладеть Кавказом, клонилось к закату. Однако теперь она становилась послушным орудием в политике западноевропейских держав, в первую очередь Франции и Англии, проявлявших большой интерес к Кавказу.

Политика России в данном регионе определялась необходимостью борьбы с внешней опасностью. Российская империя активно продвигалась сюда, с тем чтобы обезопасить от постоянных набегов воинственных жителей степей и предгорий Кавказа свои южные границы.

Адыгейцы, или черкесы, считались подданными крымского хана. На их территории находилась турецкая крепость Копыл — резиденция кубанского сераскира (главнокомандующего турецкими войсками в регионе). Однако зависимость была довольно непрочной. Отдельные племена, например темиргоевцы, платили крымским владетелям дань пленниками и лошадьми. В то же время они не соглашались с регулярным характером таких выплат и называли их подарками. На самом деле это была дань, позорная и унизительная, истощавшая силы народа. Ежегодно 200 девушек и 100 юношей поставляли адыги крымским ханам. В случае отказа от уплаты дани крымцы изымали её, организуя разорительные набеги. Для того чтобы окончательно покорить закубанские народы, турки и крымские татары огнём и мечом насаждали ислам. Однако успешной эта политика поначалу была только по отношению к феодальной знати. В большинстве своём жители Северо-Западного Кавказа оставались полуязычниками-полухристианами.

Под влиянием кровавых, опустошительных набегов турок и татар отдельные адыгские племена в середине XVIII века заявляли о своём желании принять российское подданство. Однако, несмотря на большое стратегическое значение прикубанских земель, правительство России воздерживалось от переговоров о подданстве черкесов. Оно хотело избежать «явного с Портою Оттоманскою нарушения дружбы».

Политическое состояние адыгейского общества

Многочисленные адыгейские племена занимали территорию за Кубанью (отсюда — Закубанье), от реки Лабы до Чёрного моря, а также горную часть Западного Кавказа.

Адыги переживали период феодализации общества. Наиболее быстрыми темпами этот процесс шёл у темиргоевцев, жанеевцев, хатукаевцев и бжедухов, которые жили на предгорных равнинах. Здесь высшим феодальным слоем были князья. Часть из них породнились с крымским ханским домом. Обладая властью и землёй, князья распределяли участки земли между дворянами (уорками) и крестьянами (тфокотлями).

Племена, жившие по горным склонам, князей не имели. Управление осуществлялось выборными старшинами. У черкесов ещё не было государства. Это обстоятельство затрудняло их борьбу с внешними опасностями. Кроме того, адыгов, как «княжеских», так и «вольных черкесов» (абадзехи, шапсуги и натухаевцы), ослабляли постоянные междоусобные войны.

По свидетельству современников, все адыгские народы во второй половине XVIII века в случае надобности могли выставить на поле боя 100 тысяч воинов и даже больше.

Крымский хан не имел права набирать воинов из числа черкесов, но когда начинал войну, то просил черкесских князей оказать помощь людьми, указывая количество. Удовлетворение таких просьб всецело зависело от степени влияния и расположения, какими крымский хан пользовался среди адыгской знати.

Беи и другие знатные адыги имели исключительное право ношения оружия. Подвластные же им слуги вооружались только в случае необходимости за их счёт. Как только знатный черкес становился беем, то первым делом он запасался достаточным количеством оружия. Бей выдавал его своим людям на время военных действий. После их окончания оружие в обязательном порядке возвращалось владельцу.

Черкесские племена находились в постоянной вражде между собой. Они организовывали набеги с целью захвата рабов. Причём всё захваченное считалось законной добычей, и никто не требовал его возвращения. Но если нападавший имел несчастье быть пойманным, все люди, находившиеся с ним, становились рабами.

Турецкие и крымско-татарские города Северо-Западного Кавказа

От прошлых веков черкесы унаследовали традицию не обзаводиться прочными жилыми строениями (по свидетельству многих источников, дом с крепкими стенами считался показателем малодушия и трусости хозяина). Главные города Черкесии — Тамань, Темрюк, Ачу, Агджи, Суджук и Каплу (Копыл) — находились на крымско-турецкой территории и турками же были построены. В большинстве своём это были маленькие крепости, что в значительной степени определяло быт их жителей.

Тамань в то время представляла собой небольшой городок на восточном берегу Керченского пролива с населением около шести тысяч человек. На торговой площади располагались около ста лавок. Городу принадлежало от 18 до 20 торговых судов, вместимостью от 500 до 1000 центнеров.

В Тамани была баня. Приверженцы ислама совершали религиозные обряды в двенадцати мечетях. Один из кварталов городка назывался «грузинским». Его жителями были отпущенные на свободу рабыгрузины. Турецкий султан держал в Таманской крепости небольшой гарнизон, состоявший из янычар, с 50 — 60 пушками. Управлявший Таманью чиновник подчинялся еникальскому паше.

К северо-востоку от Тамани находился Темрюк, крепость, возведённая турками в 1519 году. Здесь проживало около двух тысяч человек; гарнизон янычар располагал 70 — 80 пушками. В крепости было две мечети. Торговая жизнь не отличалась такой активностью, как в Тамани: число торговых лавок не превышало пятнадцати, а суда могли входить в плохо оборудованный порт Темрюка только в тихую погоду.

В одном из устьев Кубани, согласно французским источникам в 22 лье к северо-востоку от Тамани, турки построили форт Ачу. (Лье — старинная французская единица измерения расстояния. Сухопутное - 4444,4 м (длина дуги 1/25 градуса земного меридиана; 4,16 версты). В Ачу проживало 300 — 400 человек, включая гарнизонных янычар. На деревянных укреплениях форта были размещены 26 — 30 пушек; рвы наполнялись водой. Болотистые окрестности форта делали его абсолютно неприступным.

Управлялся форт татарским беем, назначаемым ханом. К юго-востоку от Тамани в удобной бухте находился форт Суджук. Гарнизон его состоял из янычар, на укреплениях размещалось от 36 до 40 пушек. Управление было вверено татарскому бею, который назначался кубанским сераскиром. Несмотря на выгодное географическое положение форта, торговля не развивалась. Всё необходимое для жизни населения (около 400 жителей) и гарнизона поставлялось из Тамани, за исключением небольшого количества хлеба, закупавшегося в окрестностях.

В двадцати лье от Тамани и в двух лье от реки Кубани располагался город Каплу (Копыл), построенный турками в 1607 — 1608 годах. Он был, как уже отмечалось, резиденцией кубанского сераскира, а также служил складочным местом. Купцы из Тамани, Кафы и других мест доставляли сюда товары, шедшие затем на продажу. Черкесы и кубанские ногайцы привозили в Копыл изделия собственного производства; с каждой повозки с товаром взимались определённые пошлины в пользу сераскира и местного мирзы. Пять караван-сараев, около 500 лавок, множество мастерских определяли ритм жизни четырёхтысячного населения города.

Важнейшим транзитным пунктом в Приазовье служила Тамань. Здесь складировались все товары, предназначенные для Черкесии, и осуществлялась погрузка тех, которые в дальнейшем вывозились. Двенадцать красильных заведений Тамани ежегодно потребляли около 500 ок (единица измерения веса) индиго (растительный краситель).

Адыгское население занималось земледелием и скотоводством, в Закубанье — садоводством, пчеловодством, в лесной полосе — бортничеством и охотой. У черкесов отсутствовало денежное обращение, была распространена меновая торговля.

Развитие торговли

В Тамань, Копыл, Темрюк и другие торговые поселения свозились товары из Турции (Константинополь, Смирна, Филиппополь), Крыма (Бахчисарай, Кафа), Марокко, Туниса, Египта (Каир), Германии, Франции. Разнообразие товаров поражало. С простыми суконными и ситцевыми тканями соседствовали дорогие шелка, женские вуали и купальные полотенца. Популярностью у женщин пользовались белила и румяна. Доставлялись в Приазовье также пряности, мелкие бакалейные товары. Особенно большой спрос был на орехи (прежде всего мускатные), маслины, французский кофе и русский табак.

Важнейшую статью импорта составляли олово, ртуть, свинец для ружейных пуль и сетей, железо в полосах, стремена из Бахчисарая и Ак-Мечети (Симферополь), удила, луки, наборы подков с гвоздями, крымские ножи, обрезки кож для ружейных чехлов, мелочные железные и медные товары, а также готовые ружейные стволы из Бахчисарая. Из Кафы и Константинополя поступало большое количество пороха.

В течение одного сезона здесь реализовывалось 30 — 35 тысяч кос из Германии. Жители Таманского полуострова остро нуждались в дровах и строительном лесе. Всё это привозилось в Тамань из Суджука. В качестве экспортных товаров прикубанские народы поставляли на внешний рынок ежегодно 80-100 тысяч центнеров шерсти (примерно поровну от черкесов и ногайцев). Она отправлялась через Тамань в Кафу и Константинополь. Большим спросом у татар и турок пользовалась грубая шерстяная ткань.

К другим статьям экспорта относились мёд, воск, сыромятные кожи, куньи, лисьи, волчьи, медвежьи и овечьи шкуры (общим количеством более 750 тысяч штук в год). Большую часть составляли овечьи шкуры. Они доставлялись в Тамань в сыром виде и уже здесь подвергались дальнейшей обработке. Ремесленники изготовляли из них различные предметы домашнего и военного обихода.

Экспортным товаром были и кабаньи клыки. Их поставлялось до 200 тысяч пар в год. Татары делали из них ножи и рукоятки для ножей. Для таких же целей предназначались 200 тысяч пар бычьих рогов.

Заметную часть черкесского экспорта составляли стрелы.

Из окрестностей Ачу на рынок поставлялось огромное количество осетровой и белужьей икры, а также сухой рыбы. Ежегодно отсюда отправляли в Кафу и Константинополь около трёх тысяч центнеров икры и до двух тысяч центнеров белуги. Из Ачу ежегодно вывозилось две-три тысячи центнеров рыбьего жира. Ногайцы употребляли его в пищу, а татары использовали для освещения жилищ. Значительное место в товарообмене занимали рабы. Крымские купцы отправлялись в Черкесию для приобретения рабов в обмен на привозимые товары. В Кафе они перепродавали их купцам из других стран. Ежегодно много рабов покупал также и крымский хан. Причём он сохранял за собой право выбора. Поэтому, когда привозилась партия рабов, никто не мог купить их до тех пор, пока этого не сделает хан. Из
привозимых в Крым невольников наибольшим спросом пользовались адыги. «Женщины этой страны (Черкесии), — писал Пейсонель, — самые красивые и пленительные из всех, какие только могут быть в мире.

Очаровательность их фигуры и естественность грации приводят в восторг. Мужчины также почти все рослые и хорошо сложены». Высоко ценились на рынках черкесские лошади. Они были красивыми, сильными, быстрыми и выносливыми. За черкесскую лошадь в Крыму отдавали восемь и более рабов.

Адыги — это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Окружающие народы называли их также зихами и касогами. Происхождение и значение всех этих названий — вопрос спорный. Древние адыги принадлежали к европеоидной расе.
История адыгов — это бесконечные столкновения с ордами скифов, сарматов, гуннов, булгар, алан, хазар, мадьяр, печенегов, половцев, монголо-татар, калмыков, ногаев, турок.

В 1792 году, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань, началось активное освоение западных адыгских земель Россией.

Поначалу русские воевали, собственно, не с адыгами, а с турками, которые в это время владели Адыгеей. По заключении в 1829 года Адриапольского мира все турецкие владения на Кавказе перешли к России. Но адыги отказались переходить в русское подданство и продолжали совершать атаки на русские поселения.

Только в 1864 году Россия взяла под контроль последние независимые территории адыгов - кубанские и сочинские земли. Небольшая часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. Но большая часть адыгов — свыше 200 тысяч человек — пожелала переселиться в Турцию.
Турецкий султан Абдул-Хамид II поселил беженцев (мохаджиров) на пустынной границе Сирии и в других приграничных районах для борьбы с набегами бедуинов.

Эта трагическая страница русско-адыгских отношений в последнее время сделалась предметом историко-политических спекуляций для того, чтобы оказать давление на Россию. Часть адыго-черкесской диаспоры, при поддержке определенных сил Запада, требует бойкотировать олимпиаду в Сочи, если Россия не признает переселение адыгов актом геноцида. После чего, разумеется, последуют судебные иски о компенсациях.

Адыгея

Сегодня основная часть адыгов проживает в Турции (по разным данным от 3 до 5 млн. человек). В Российской Федерации численность адыгов в целом не превышает 1 млн. Есть еще немалые диаспоры в Сирии, Иордании, Израиле, США, Франции и других странах. Все они сохраняют сознание своего культурного единства.

Адыги в Иордании

***
Так уж получилось, что адыги и русские издавна мерились силами. А началось все еще в давние времена, о которых рассказывает «Повесть временных лет». Любопытно, что обе стороны - русская и горская — рассказывают об этом событии почти одними и теми же словами.

Летописец излагает дело так. В 1022 году сын святого Владимира, тмутороканский князь Мстислав отправился в поход на касогов - так в то время русские называли адыгов. Когда противники выстроились напротив друг друга, касожский князь Редедя сказал Мстиславу: «Чего ради губим дружину свою? Выйди на поединок: если одолеешь ты, то возьмешь именье мое, и жену, и детей, и землю мою. Если я одолею, то возьму всё твоё». Мстислав ответил: «да будет так».

Противники сложили с себя оружие и сошлись в борьбе. И начал изнемогать Мстислав, ибо Редедя был велик и силён. Но молитва пресвятой Богородице помогла русскому князю одолеть врага: он ударил Редедю оземь, и, вынув нож, зарезал его. Касоги покорились Мстиславу.

Согласно же адыгским преданиям, Редедя был не князем, а могучим богатырем. Однажды адыгский князь Идар, собрав множество воинов, пошел на Тамтаракай (Тмуторокань). Тамтаракайский князь Мстислау вывел навстречу адыгам свое войско. Когда враги сблизились, Редедя вышел вперед и сказал русскому князю: «Чтобы не проливать напрасно крови, одолей меня и возьми все, что имею». Противники сняли с себя оружие и несколько часов подряд боролись, не уступая друг другу. Наконец Редедя пал, и тамтаракайский князь поразил его ножом.

Смерть Редеди оплакивает также древняя адыгская похоронная песня (сагиш). Правда, в ней Редедя оказывается побежден не силой, а коварством:

Большого князя урусов
Когда ты наземь бросил,
Он возжаждал к жизни,
Нож из-за пояса вынул,
Под лопатку твою коварно
Его воткнул и
Твою душу, о горе, он вынул.

По русскому преданию, два сына Редеди, уведенные в Тмуторокань, были крещены под именами Юрия и Романа, причем последний будто бы женился на дочери Мстислава. Позднее к ним возводили себя некоторые боярские роды, например Белеутовы, Сорокоумовы, Глебовы, Симские и другие.

***
С давних пор Москва — столица разрастающегося Российского государства — привлекала внимание адыгов. Довольно рано адыгско-черкесская знать вошла в состав российской правящей элиты.

Основой русско-адыгского сближения была совместная борьба против Крымского ханства. В 1557 году пять черкесских князей в сопровождении большого числа воинов прибыли в Москву и поступили на службу к Ивану Грозному. Таким образом, 1557 год является годом начала образования адыгской диаспоры в Москве.

После таинственной гибели первой жены грозного царя — царицы Анастасии — выяснилось, что Иван склонен к тому, чтобы закрепить свой союз с черкесами династическим браком. Его избранницей стала княжна Кученей, дочь Темрюка, старшего князя Кабарды. В крещении она получила имя Мария. В Москве про нее говорили много нелестного и даже приписывали ей идею опричнины.


Перстень Марии Темрюковны (Кученей)

Кроме своей дочери, князь Темрюк отправил в Москву своего сына Салтанкула, который был наречен в крещении Михаилом и пожалован в бояре. Фактически он стал первым человеком в государстве после царя. Его хоромы находились на Воздвиженской улице, где теперь расположено здание Российской государственной библиотеки. При Михаиле Темрюковиче высокие командные должности в русской армии занимали его родственники и соотечественники.

Черкесы продолжали прибывать в Москву весь XVII век. Обычно князья и сопровождавшие их дружины селились между Арбатской и Никитинской улицами. В общей сложности в XVII веке в 50-тысячной Москве одновременно находилось до 5000 черкесов, большинство из которых были аристократами.

На протяжении почти двух столетий (до 1776 года) на территории Кремля стоял Черкасский дом с огромным подворьем. Марьина Роща, Останкино и Троицкое принадлежали черкесским князьям. О том времени, когда адыги-черкасы во многом определяли политику Российского государства, до сих пор напоминают Большой и Малый Черкасские переулки.

Большой Черкасский переулок

***

Впрочем, храбрость адыгов, их лихое наездничество, великодушие, гостеприимство славились так же, как красота и грация адыгских женщин. Однако положение женщин было тяжелым: на них лежали самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома.

У благородных существовал обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на воспитание в другую семью, опытному учителю. В семье учителя мальчик проходил суровую школу закаливания и приобретал привычки наездника и воина, а девушка — познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями на всю жизнь устанавливались прочные и нежные узы дружбы.

С VI века адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды тоже были языческие, они придерживались многоженства. Письменности адыги не знали. Деньгами у них служили куски материи.

Турецкое влияние за одно столетие произвело в жизни адыгов огромную перемену. Во второй половине XVIII века все адыги формально приняли мусульманство. Однако их религиозные обряды и воззрения по-прежнему представляли смесь язычества, ислама и христианства. Они поклонялись Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам воды, моря, деревьев, стихий. Особенным уважением с их стороны пользовались священные рощи.

Язык адыгов по-своему красив, хотя в нем обилие согласных, а гласных всего три — «а», «э», «ы». Но усвоить его для европейца — дело почти немыслимое из-за обилия непривычных для нас звуков.