Библейские картины айвазовского. Человек, поцелованный богом Картина айвазовского всемирный потоп где находится ковчег

В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга хранится в запасниках картина Айвазовского "Всемирный потоп" К сожалению, любители живописи лишены возможности увидеть ее подлинник. Возможно, виной тому, малая площадь зала, предназначенного для экспозиции произведений Айвазовского. Ведь размер этого шедевра, действительно, впечатляет 246,5 х 319,5 метра и он мог бы занять целую стену.

Этот можно сказать жуткий сюжет живописец начал писать в 1862 году, а спустя два года вновь вернулся к этой теме и создал другой вариант, который и находится в музее. Он написан маслом на холсте, есть также вариант рисунка акварелью на бумаге. Стоит особо отметить, что имея многогранный талант, Айвазовским было написано немало на библейские и исторические темы.

Картина Всемирный потоп, была проэкспонирована на выставке Академии художеств получила восторженные отзывы русской интеллигенции. На следующий год ее купил император Александр II для Эрмитажа.

Прекрасные рассказы священной книги, словно оживали под его волшебной кистью. Палитра красок умело передавала на холсте жизненность и эмоциональность. Обратите внимание, что именно перед картинами Айвазовского в музее всегда стоит кучка народа, не в силах оторваться от созерцания этих переливающихся лазурно-бирюзовых оттенков, которые незаметно перетекают от водной стихии к мрачному небу. На картине "Всемирный потоп" золотисто-желтые краски, будто написаны лишь для того, чтобы осветить иссиня-фиолетовую тьму всего остального мира, покинутого ковчегом Ноя.

Вспененная морская гладь предстает перед нашим взором. Картина показывает более злобную сущность стихии моря, чем рассказывается об этом в священных книгах и легендах. Айвазовский намеренно делает акцент на изображении моря, его прелести и жесткости, кисть мастера изображает явную победу морской стихии. От ее гигантского гребня не стоит ждать пощады. Существует четкий закон, и лишь ему подчиняется море. Он неумолим и безжалостен. И в этом тоже есть роскошь и величественность. Сила стихии быстрее человеческой мысли. Автор убедительно показывает силу природы над живыми существами. Не надо ждать от нее снисхождения, и попав в пучину – уже возврата нет.

Могущество природы всегда привлекало любопытство человечества, подобно гипнозу. Горестно-завораживающие тона и оттенки - уже своеобразное предсказание гибели и неизбежности. Контраст в произведении добавляет отчаяние людей, оставшихся один на один с катастрофой.

Однако вода очищает от греховности и беспросветный сине-фиолетовый мрак, это не конец – говорит Айвазовский. Предстающая перед нами стихия несет в себе и слабую надежду и веру, несмотря на тьму и печаль. Это дарованный Всевышним шанс очищения и получения спасения. Произведение не вызывает у зрителей пессимизма, поскольку мы уверены, что очень скоро будет найден выход из бездны в светлый мир добра. Море у художника своеобразная основа природы и истории, особенно в религиозных темах. Однако религиозную иконографию, трудно назвать большой удачей Айвазовского.

Мировосприятие Айвазовского национальными корнями тесно связывалось с культурой Армении. Арарат - символ Армении - живописец изображал более десятка раз. Его известное произведение "Сошествие Ноя с Арарата" было представлена на парижской выставке.

Потоп - вселенский катаклизм, о котором говорится во многих религиях мира. Это гигантское наводнение - кара Высшего существа (Высших существ) за греховность и непослушание. Потоп - возмездие за утрату нравственности. Бог хотел избавить Землю от людей, погрязших в безнравственности и оставить только благочестивого Ноя с семьей. Ною тогда исполнилось, согласно Библии, пятьсот лет. Он имел трех сыновей и на сооружение этого "допотопного" судна у них ушло около ста лет.

Завершив эту грандиозную деятельность Ной взошел на судно, взял по паре каждой твари, которые тогда обитали на Земле. Дверцы захлопнулись, и в тот же миг вода мощной стеной обрушились на сушу. Бедствие продлилось 40 суток и все погибли. Выжили лишь, находящиеся на борту. Вода поднялась выше гор. Через пять месяцев она потихоньку стала убывать, и в 17-й день 7-го месяца ковчег приплыл к Арарату. Прошло еще немало времени, пока стала видна суша.

Картина Айвазовского "Всемирный потоп" - довольно редкое произведение на сюжет, заимствованный из Библии. Здесь Айвазовский гениально сочетал талант, воображение и любовь к импровизации. Возможно, что никто из его современников не смог бы так великолепно изобразить масштабность катаклизма, бурю на небесах и на море, огромные волны, захлестывающие скалы, где безуспешно стараются спастись люди и животные. Все герои произведения автор объединил в группы – в центре видна фигура старика, которого окружает семья, рядом умирает женщина, неподалеку люди стоят на коленях с обращенным к небу взором. Наивны образы, которые обличают алчность, надежду избежать судьбы – это сидящие на слонах царь и жрец с золотыми сосудами и драгоценностями. Море у Айвазовского - основа природы. Его больше интересует морская стихия. а не библейский рассказ. Именно к морю, его неукротимой мощи прикованы и наши взоры.

В правой стороне картины из темноты немного выглядывает набережная города и жилые дома, ни в одном из окошек не горят ломпады, скорее всего сейчас часа три ночи, все жители спят спокойным сном, но скоро город начнет просыпаться, а за ним проснется и безмятежное море. Художник смог с помощью масляных красок на холсте передать этот короткий момент безмятежности и спокойствия морской стихии, когда все вокруг будто бы замерло в ожидании чего-то важного. Скоро наступит утро и дымка таинственности исчезнет, придет новый день, но это уже будет совсем другое повествование…

Сегодня картина Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии» находится в Таганроге в городской картинной галерее, ее размер 94 на 143 см.

Всемирный потоп — одна из самых известных картин великого русского художника Ивана Константиновича . Картина была написана в 1864 году. Холст, масло. Размеры: 246,5 х 369 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Всемирный потоп — картина религиозного направления. Здесь Айвазовский изобразил библейскую сцену, которая повествует о том, как весь мир был поглощён водами. В результате этой катастрофы, погибли все, кроме Ноя, который смог спасти при помощи построенного им ковчега самых разных животных. Однако на своей картине Иван Константинович изобразил вовсе не Ноя и его ковчег, как делают это другие художники, помещая в центр изобразительного повествования ключевую фигуру библейской истории. Художника-мариниста больше привлекла трагедия обычных людей, которые пытаются спастись от наступающего моря.

Айвазовский в первую очередь известен именно как непревзойдённый художник-маринист. Море в его картинах зачастую является главной темой произведения. Художник был всецело поглощён непреодолимой мощью водной стихии, её красотой, загадками, бесконечностью и даже жестокостью. Конечно же, Айвазовский просто не мог пройти мимо такого сюжета, где море губит практически всё живое на земле.

На картине изображены люди, которые спасаются от наступающей стихии и бушующих волн на самой вершине скал. Пытаются спастись не только люди, но и животные, но беспощадная стихия с лёгкостью смывает их в морскую пучину. Эту трагедию художник подчеркнул мрачными тонами в правой части картины. Однако в левом верхнем углу мы можем увидеть яркий свет, который говорит о том, что потоп призван освободить землю от грехов. Яркий свет является на картине символом того, что подразумевает сама история всемирного потопа — обновление мира, наступление царства добра и света.

В еликий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты - иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия. Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).

Сотворение мира

Сотворение мира. 1864. ГРМ

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме - имя «ночь». Настал вечер, настало утро - первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро - второй день» (Книга Бытия, 1:1–8) .

Всемирный потоп

Всемирный потоп. 1864. ГРМ

«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, - все умерли. Все, что было на земле, - и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные - все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24) .

Сошествие Ноя с горы Арарат

Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889. Национальная галерея Армении

«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи - и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы - все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19) .

Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море. 1891. США, Собрание К. и Э. Согоян

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем - воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем - и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне - и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех - и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую - стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30) .

Хождение по водам

Хождение по водам. 1888. Государственный музей истории религии

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним - Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» - закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» - тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», - сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» - закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32) .

Картина Ивана Айвазовского «Всемирный потоп» написана в 1864 году на библейский сюжет, к которому в течение жизни художник обращался неоднократно. Эта картина – один из лучших вариантов, созданных Айвазовским. Акцент сделан в сторону морской стихии, дикой красоте и преимуществу моря над всеми.
Огромный гребень волны неумолимо и жестоко захватит людей и отправит их в морскую пучину…Неминуемую гибель людей и невозможность спастись предсказывает печальная палитра красок. С художественной картиной контрастируют ужас и отчаяние человека наедине со стихией. Сила природы прежде всего и показана художником. Вместе с тем он подчеркивает, что с водой уходят грехи и мрак. Это не смерть, для него представленная стихия – проблеск надежды и веры, единственный шанс для людей очиститься и получить милость от Творца. В конечном результате художник предполагает выход из бездны в другой мир, полный добра и света.
Оригинал этой картины хранится в запасниках Русского музея Санкт-Петербурга: из-за впечатляющего размера (246, 5 – 319,5 метра) и малой площади залов музея, предназначенных для экспозиции произведений Айвазовского любители живописи не могут увидеть подлинник…

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Всемирный потоп художника Ивана Айвазовского на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Ивана Айвазовского Всемирный потоп: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Ивана Айвазовского на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ивана Айвазовского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Ивана Айвазовского на натуральном холсте.

Иван Костантинович Айвазовский – наиболее выдающийся художник - армянин XIX века Ованнес Айвазян.
Предки Айвазовского были из галицийских армян, которые переселились в Галицию из Турецкой Армении в XVIII веке. Сохранилось также семейное предание о том, что среди его предков были турки: отец художника рассказывал ему, что прадед художника по женской линии был сыном турецкого военачальника и, будучи ребенком, при взятия Азова русскими войсками в 1696 году был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. Самостоятельно научился играть на скрипке. На художественные способности мальчика первым обратил внимание феодосийский архитектор Яков Кох. Он дарил ему бумагу, карандаши, краски, учил мастерству, помог поступить ему в феодосийское уездное училище. Затем Айвазовский закончил симферопольскую гимназию и был принят за казенный счет в императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно. Несмотря на это, по совету профессора Александра Ивановича Зауервейда он сумел подготовить к выставке Академии художеств несколько картин. Таннер пожаловался на самовольность Айвазовского императору Николаю I, по распоряжению царя все картины были сняты с выставки, несмотря на восторженные отзывы критиков.

Конфликт удалось нейтрализовать благодаря Зауервейду, в класс которого через полгода и был определен начинающий молодой художник для занятий морской военной живописью.В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Там он помимо создания морских пейзажей занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии. В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург, получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

В 1840 году отправился в Рим. За свои картины итальянского периода получил Золотую медаль Парижской Академии художеств. В 1842 году отправился в Голландию, оттуда – в Англию, Францию, Португалию, Испанию. Во время путешествия корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул в Бискайском заливе. В парижских газетах даже появилось сообщение о его гибели. После четырехлетнего путешествия осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Россию и стал живописцем Главного морского штаба, а с 1947 года – профессором петербургской Академии художеств, состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штудгарда.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия - Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством.
На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей, за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

В 1848 году Иван Константинович женился. Его женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца.Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича.Спустя год они поженились.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ивана Айвазовского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Мероприятие получилось семейно-культурное, потому что живейший интерес к выставке проявили мои родители. Его картины поразили их еще в молодости, когда они посещали музеи то в Питере, то в Феодосии, поэтому возможность увидеть почти все и сразу в одном месте пропустить было нельзя. Итак, мы купили билеты, сели в машину и отправились на встречу с прекрасным.

Наученная горьким опытом очереди на Серова (ТМ) администрация галереи ввела онлайн продажу билетов на сеансы посещения. На каждый сеанс запланировано 250 билетов. При этом время входа благоразумно разделено на тридцатиминутные промежутки: не все в состоянии появиться точно ко времени; театральные, академические и прочие опоздания тоже нужно учитывать. Электронный билет уже не требуется дополнительно оформлять в кассе галереи или распечатывать из терминала. Теперь сканируют штрихкод прямо с бумаги. Мысль с заблаговременно проданными сеансами оказалась на удивление удачной. Выставка пользуется огромной популярностью. Билеты доступны на сеансы через 10 дней. 1 августа я без проблем купила билеты на 12; в пятницу билеты продавались уже только на 23. Впрочем, те, у кого нет интернета или нет возможности так долгосрочно планировать свои дела, тоже имеют шанс попасть на выставку. На каждый сеанс запускают и 25-50 (зависит от заполненности зала) человек из живой очереди. Тут тоже не осталось особых сюрпризов: людей также запускают каждые полчаса, а вдоль очереди расставлены таблички с приблизительным временем ожидания. Чтобы не было иллюзий...Кстати говоря, заранее купить билеты можно не только в интернете, но и в отдельной кассе, однако перед входом установлена табличка с указанием ближайшей возможной даты визита. В целом недочеты Серова были учтены, так что ближайшие пару месяцев полевые кухни МЧС могут отдыхать. Дискотека, видимо, начнется ближе к закрытию.

Поскольку я заложила запас времени на пробки, парковку (в выходные дни, когда я приезжала на разведку, на парковку очередь была просто мёртвая, без движения стояли полчаса, двигались за счет потерявших терпение бедолаг) и т.д., на место мы явились на час раньше назначенного времени. Очередь из спонтанных посетителей тянулась часа на полтора, для прохода по электронным билетам очереди как таковой нет, просто ближе к назначенному времени собирается народ, чтобы войти прямо с последним ударом курантов. Впрочем, мы с большим удовольствием подождали на скамеечках в парке Музеон. Погода была просто прелесть: приятная прохлада, чуть прикрытое облаками солнце. Мама давно не выбиралась в центр города: совершать пешие прогулки ей не позволяет здоровье. Поэтому парк привел ее в восторг. Надо сказать, ландшафтники и правда чудесно поработали. Вместо ярких цветов на клумбах высажены разные травки, сдержанно цветущие синими хохолками или серыми метелками. Все это выглядит очень стильно, радует глаз и очень успокаивает. Когда пробило 11 часов, мы направились к дверям. На входе функционирует три рамки, посетителей быстренько между ними распределили, поэтому никакой задержки не было вообще. Предъявив бумагу с напечатанными билетами интеллигентной даме со сканером и вооружившись аудиогидом, мы наконец вошли в зал.

На входе устроена небольшая видеоинсталляция, демонстрирующая бесконечно закольцованную съемку морских волн. Черно-белые кадры выглядят весьма уныло, особенно на фоне удивительного света, льющегося от картин.

"Главные" картины художника известны всем. Папа, переступив порог выставочного зала, немедленно отправился на поиски картины "Волна", заворожившей его еще в Русском музее.

"Девятый вал", "Черное море", "Радуга", разнообразнейшие бухты - волны на этих картинах так и зовут погрузиться в них или, наоборот, отпрянуть, спасая жизнь.



Картины на выставке привезены из многих музеев: самой Третьяковки, Русского музея в Санкт-Петербурге, Военно-морского музея, дворцов, из Феодосии, Еревана. Картина "Хаос", находящаяся в Ватикане, на выставку не приехала. Картины собраны по темам: "Морские симфонии", "Художник главного морского штаба", "Плененный тайной мирозданья", "Ноктюрны". Объединяет их удивительный свет и жизнь. Зрители тщетно ищут подсветку за картинами. Кисти, краски и талант - вот и все, что было у художника.

Жизнь его сложилась весьма удачно. Мальчик из бедной армянской семьи Ованез Айвазян (Гайвазовский) обратил на себя внимание феодосийского градоначальника Казначеева. Благодаря его помощи мальчик выучился сначала в гимназии, а затем был зачислен в Петербургскую академию художеств. В качестве пенсионера (теперь такие студенты называются стипендиаты) он побывал в Италии, которая его конечно заворожила. Главной любовью художника было море, иногда критики, желая похвалить какую-то картину, говорили о том, что на картине удивление хорошо вышли люди, которые ему якобы обычно не очень удавались.
В 1844 году Айвазовский был назначен живописцем Главного морского штаба Российской империи. Впрочем, достаточно забавен тот факт, что в уведомлениях об очередных официальных почестях: то ли живописец Главного морского штаба с правом ношения мундира (!), то ли в дальнейшем профессор Петербургской академии художеств - всегда указывалось сакраментальное "без денежного содержания". Но денег у него хватало: его картины покупали и коллекционеры, и царская семья, турецкий султан заказал у него около 30 полотен для украшения дворца Долмабахче. Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский пользовался большим уважением у военных моряков, дружил со многими прославленными флотоводцами.
"Смотр Черноморского флота в 1849 году".
Моряки даже специально стреляли из пушек, чтобы художник посмотрел, как ядро рикошетом летит по воде. Он бывал в морских походах, во время Крымской войны долго отказывался покинуть осажденный Севастополь.
Айвазовский неоднократно бывал в Турции, владел турецким языком, писал картины для султана Абдул-Газиза. Около его восточных картин я зависла очень надолго. Его изображения Стамбула очень созвучны моим впечатлениям об этом удивительном городе.




Художнику вообще довелось много путешествовать. В конце жизни он даже побывал в США, своими глазами увидев Ниагарский водопад.


Но и в нашей стране ему было что порисовать. На картинах, изображающих Дагестан, его краски на удивление схожи с палитрой, которой рисовал Гималаи Николай Рерих.


Писал он картины и на мистические, и на религиозные сюжеты. На картине "Всемирный потоп" мы старательно искали Ноев ковчег, но так и не нашли:-) Картина очень большая, с обилием деталей, крайне напоминает "Последний день Помпеи" Брюллова (который очень повлиял на творчество Айвазовского). Я очень хотела сфотографировать коленопреклоненного посетителя, который именно так рассматривал на картине некую важную деталь, но постеснялась. Есть в этом что-то от подглядывания в замочную скважину. Неудобно.


На картине "Хождение по водам" Христос изображен эфемерно, как свет мира.


Одна из самых жутких картин - "Гибель корабля Лефорт". Это до сих пор самая крупная катастрофа русского военного корабля. Вместе с ним в морской пучине сгинули 843 человека. На картине нет ни страшных волн, ни разбиваемого судна. Корабль лежит на дне, вокруг него души погибших. Кого-то принимает Христос, а кто-то не восходит на небеса, лишь взывая: "Помяни мя Господи во царствии твоем", - а кто-то даже не смотрит наверх. Картина обычно выставляется в Военно-морском музее.

Наиболее яркое представление о даре Айвазовского, не таланте, а именно о даре, дает картина "Сотворение мира".

"Земля была безвидна и пуста и дух Божий носился на водою". Само полотно не самое яркое в экспозиции, но есть одна подробность. Художник написал его за девять часов. Размер картины приблизительно 1,5 на 2 метра, то есть площадь не менее 3 квадратных метров. Если красить такую площадь широкой малярной кистью, потребуется приблизительно час. А тут масляные краски, мелкие детали, маленькие кисточки. Короче говоря, времени на обдумывание своих действий у него не было и быть не могло. Его рукой будто кто-то водил.
Так и жил он, поцелованный Богом. Жизнь его была не самой простой, но безусловно счастливой. И даже если в конце жизни его обвиняли в салонности и коммерции, то это значило лишь то, что его работы при жизни отлично продавались, что для гениальных художников обычно большая редкость.

На выставке мы провели четыре часа. Я бы сходила еще раз, благо до ноября время еще есть.
У каждого будет свой Айвазовский. К примеру, я невольно подслушала, как одна дама жаловалась своей спутнице, что больше не может на это смотреть: на каждой картине кто-то непременно тонет. Хотя критики полагают,что художник дает своим героям пусть призрачный, но шанс выжить. Зато другая дама, впав в некую эйфорию ходила по выставке и, останавливаясь у картин, читала стихи. Полушепотом, лишь для себя. Было большое количество мам и бабушек/дедушек, пытающихся приобщить своих чад к прекрасному. Чада приобщались с переменным успехом. Кто-то пытался покрутить штурвал, благоразумно спрятанный под стеклянный колпак, а кто-то бурно рыдал, ибо все надоело. У меня же от этих картин осталось чувство светлой радости. Родители тоже были счастливы, ведь эти картины напомнили им радостные события их молодости. Повезло нам и с погодой. Когда мы вышли на улицу, оказалось, что за проведенные в музее часы приятная прохлада превратилась в нагнавший свинцовые тучи ледяной ветер. Но ливень любезно дождался, когда мы сядем в машину, за что ему отдельное спасибо.

Сходите на выставку, если еще не были. Не пожалеете.