Как нарисовать ель: мастер-класс. Как рисовать различные породы деревьев? Рисуем сосновый лес

Тип урока: урок комбинированный (урок получения новых знаний и урок формирования и закрепления способов деятельности).

Технология урока: Традиционный урок с использованием ИКТ.

Главная дидактическая цель урока:

Изучить основные изобразительно-выразительные средства графики как вида искусства.

Обучающие цели:

  1. Обеспечить понимание основных изобразительно-выразительных средств графики всеми учениками.
  2. Обеспечить применение полученных знаний на практике.
  3. Продолжить развитие навыков анализа формы изображаемого предмета.
  4. Продолжить закрепление понятия о композиции.
  5. Продолжить формирование навыка последовательного выполнения рисунка от общего к деталям и умения сравнивать свой рисунок с натурой.

Развивающие цели:

  1. Продолжить развитие кругозора учащихся через интеграцию естествознания и изобразительного искусства.
  2. Продолжить развитие внимания, усидчивости.
  3. Способствовать формированию умения применять графические приёмы для создания художественного образа.

Воспитывающие цели:

  1. Создать условия для эмоционального восприятия действительности.
  2. Способствовать бережному отношению к природе.
  3. Прививать художественный вкус.

План урока (45 мин.)

  • Организационный момент 0,5 мин.
  • Сообщение темы урока 0,5 мин.
  • Изложение нового материала 15 мин.
  • Закрепление знаний 4 мин.
  • Требования к работе 2 мин.
  • Самостоятельная работа 20 мин.
  • Подведение итогов 2 мин.
  • Организованный конец урока 1 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, на данном уроке мы с вами попытаемся создать образ веточки удивительного дерева средствами графики. Вспомним, что такое графика, и узнаем, что это за средства, а также попробуем применить их на практике. Но всё по порядку.

Изложение нового материала.

Итак, сегодня пойдёт речь об удивительном дереве. Конечно, это дерево не такое огромное, как, например, мамонтово дерево (слайд 2) , которое произрастает в Калифорнии (его высота достигает порой 110 метров, а диаметр ствола – 12 метров!), и не такое смешное, как баобаб из Африки, который похож на бутылку, а ветви словно корни, растущие в небо (слайд 3) . Посмотрите на изображение (слайд 4) . Это вечнозелёное, богатое смолой дерево, обыкновенно очень крупное (до 40 метров высоты), реже мелкое, иногда почти кустарник (слайд 4) . Вы уже догадались, что это за дерево? Конечно, это сосна. И всё же сосна, такая для нас привычная – это поистине удивительное дерево! Послушайте.

Сосна вышла в чемпионы растительного царства: её можно встретить за полярным кругом и на крайнем юге, высоко в горах и на равнине, в болоте, в барханных песках, на меловых обрывах и на тучном чернозёме (слайд 5) , то есть сосны рассеяны почти по всему Северному полушарию. Едва ли есть такая почва, кроме солончаков, на которой сосна не могла бы расти и развиваться. Естественно, деревья, выросшие в разных условиях, очень отличаются друг от друга (слайд 6) : сосна с чернозёма за сто лет вырастает на 25 метров, и крона у неё пышная-пышная. А вот сосенка на торфяном болоте за сто лет достигает высоты всего 1 метра, её кривенький ствол не толще пяти сантиметров.

А на этом снимке запечатлена остистая сосна (слайд 7) . Она растёт в Белых горах восточной Калифорнии. Учёные определили, что среди обследованных на сегодня во всём мире деревьев это одно из самых старых. Ему 4700 лет! Из уважения к столь почтенному возрасту дерево получило собственное имя. Его назвали “Мафусаил”.

У сосны мощная корневая система. Основа её – стержневой корень, глубоко уходящий в почву (слайд 8) . Он прочно удерживает дерево даже в штормовой ветер. Сосны не ломаются в бурю и тем более не падают, как ели, выворачивая корни.

Сосна – очень сильное дерево. Если дерево здоровое – даже короедам не справиться с ним. Михаил Михайлович Пришвин так описал битву сосны с короедами: “Как ни бились короеды с этим огромным деревом, у него на всех хватало сил, на каждый укус у него хватало капельки живицы, прозрачной клейкой смолки, обращающей каждого червяка в неподвижную мумию”.

Сосна – наша самая светолюбивая порода. Залитая солнцем, она празднична, нарядна. Один из самых, пожалуй, светлых и притом типичных сосняков – бор-беломошник (слайд 9) . Бором на Руси исстари называют сосновый – именно сосновый! – лес, а беломошником его зовут за седой покров под деревьями. Это лишайники. Любовь к свету приводит сосну на открытые места: она поселяется на опушках леса, в карьерах, на дюнах.

Сосна, несомненно, одно из самых красивых и поэтичных деревьев. И когда это корабельная роща с медно-жёлтыми стволами, будто подпалёнными вечерним солнцем (слайд 10) , и когда это дерево-шатер, одиноко стоящее на просторе, приземистое, с распахнутыми мощными сучьями, будто заломленными руками, опущенными до самой земли (слайд 11) . Её аромат, даже янтарные слёзы – всё прекрасно! Недаром сосна – одно из наиболее почитаемых и любимых деревьев у всех народов мира. На востоке её считают волшебным деревом, приносящим счастье, во многих странах она – символ долголетия и величия.

Давайте пройдём по галерее (слайды 12-16) , в ней мы полюбуемся картинами, в которых художники воспели красоту сосны. Каждая картина по-своему очаровательна!

Сегодня мы попытаемся нарисовать с натуры веточку сосны (мы же не можем принести сюда целое дерево).

Держу ветку сосны в руках, рассматриваем веточку и слайд 17 .

– Стволик веточки гладкий или нет?

– Правильно, стволик словно покрыт чешуйками. Из каждой чешуйки на укороченном побеге растут длинные иголки.

– Веточка вся покрыта иголками?

– Конечно, не вся. Оказывается, хвоя у сосны сохраняется на побегах максимум 5 лет, а потом опадает и больше на этом месте не вырастает никогда.

– А сколько иголок растет на одном побеге?

– Вы правы, обычно на одном побеге растут 2 иголки пучком, но бывает в пучке и до пяти иголок.

– Где хвоя гуще (иголок больше)?

– Да, на кончиках ветки хвоинок больше.

– Что это за утолщения на кончиках ветки?

– Несомненно, это почки и зародыши шишек.

Итак, строение веточки изучили. Теперь мы будем изображать веточку средствами графики.

Что такое графика ?

– Правильно, графика – это вид изобразительного искусства (слайд 18) . Слово “графика” происходит от греческого “царапаю, пишу, рисую”. Как и в живописи, её образы создаются на плоскости, а объем и пространство иллюзорны. По технике исполнения графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и эстамп (слайд 19) . Об эстампах мы поговорим в другой раз.Рисунок выполняется художником в одном экземпляре различными “сухими” или “мокрыми” материалами.

Карандаш, уголь, мел, сангина – это сухие материалы (слайд 20) .

Какими средствами художественной выразительности можно создать тот или иной образ?

Линия – основное изобразительное и выразительное средство графики: ею создается само изображение, иллюзия пластической формы (слайд 21) .

Штрих параллельный или перекрёстный, легкий и мягкий или энергичный и жесткий, также служит не только изобразительным, но и выразительным средством в искусстве рисунка (слайд 22) .

Пятна черного и белого также важнейшее изобразительно-выразительное средство. Пятноможно создать из линий или штрихов (слайд 23) .

Теперь решаем вопрос о композиции, то есть вопрос о наиболее красивом размещении рисунка на листе бумаге. Лист расположим вертикально. Кто мне ответит, каким изобразительным средством необходимо воспользоваться, чтобы задать расположение ветвей? Правильно, именно лёгкой линией мы планируем изображение (слайд 24) . Отмечаю, что рисунок должен занимать почти весь лист, но необходимо оставить место для последующего изображения иголок. Напоминаю учащимся о том, что, выполнив первоначальный набросок, надо обязательно посмотреть на натуру и сопоставить с ней получившееся изображение.

Работа учителя на доске.

Работа учителя на доске.

Самостоятельная работа учащихся (5 мин.).

Теперь необходимо изобразить чешуйки и короткие побеги, из которых чуть позже “вырастут” длинные сосновые иголки (слайд 26) . Чешуйки изображаем короткими штрихами.

Работа учителя на доске.

Самостоятельная работа учащихся (4 мин.).

Учителю необходимо пройти по рядам и помочь некоторым учащимся справиться с заданием.

И, наконец, пришло время нарисовать сосновые иголки. Мы выяснили, что из каждой чешуйки на коротком побеге пучком растут две иголки. Как же их нарисовать? (слайд 27) . Сначала на доске показываю приём рисования иголок мелом, а затем на листе бумаги простым мягким карандашом: приложить острый кончик грифеля к чешуйке с коротким побегом и лёгким движением руки провести один штрих, второй и.т.д. Следует помнить, что на некоторых побегах иголок уже нет, зато на концах веточки иголок много.

Работа учителя на доске.

Самостоятельная работа учащихся (7 мин.).

Подведение итогов.

Ребята, посмотрите, какие чудные сосновые ветки вы нарисовали обычным карандашом! (слайд 28) . Какие художественные средства графики помогли вам?

Ответы учащихся: линия, пятно и штрих.

Организованный конец урока.

Оборудование урока:

для учителя:

– сосновая ветка, прикреплённая к белому листу бумаги;
– графитный мягкий карандаш;
чистый лист белой бумаги формата А4 для выполнения задания учителем;
компьютерная презентация “Рисование с натуры. Ветка сосны”;

для учащихся: простой мягкий карандаш, лист белой бумаги формата А4, ластик.

Экспозиция на доске

1 – ветка сосны на белом листе бумаги;
2 – лист бумаги, на котором задание выполняется учителем в классе.

Пособия вывешиваются по ходу урока.

Литература:

  1. Ломоносова Т.М. Графика и живопись: Учебное пособие.– М.:ООО “Астрель”, ООО “АСТ”, 2002 г.
  2. Алексеева В.В. Что такое искусство?– М.: “Советский художник”, 1991 г.

/ Природа

Учимся рисовать сосну поэтапно цветными фломастерами STABILO Trio A-Z.

Фломастеры с трехгранной зоной обхвата и тонким наконечником. Для правшей и для левшей.

Эргономичная форма зоны обхвата формирует навык правильно держать пишущий инструмент и предотвращает усталость руки даже при длительной работе. Корпус фломастеров украшен латинским алфавитом и забавными рисунками, они помогут при обучении рисованию и письму.

Фломастеры STABILO Trio A-Z - обладатели немецкого знака качества для игрушек, что подтверждает их высочайшее качество и безопасность для здоровья.

Толщина линии 0,7 мм. Вентилируемый колпачок. Чернила на водной основе не токсичны, не имеют запаха, легко отстирываются с любых видов ткани и отмываются с рук.

Рисунок сосны выполним фломастерами STABILO на бумаге для рисования.

Фломастером коричневого цвета намечаем ствол сосны двумя вертикальными линиями, сходящимися вверху в одну линию.

Тем же фломастером коричневого цвета выше середины высоты ствола рисуем горизонтальные ветки. Сверху ветки уменьшаются по длине и образуют скругление кроны.

Коричневым фломастером добавляем мелкие ветки ближе к краю. Все концы веток направлены кверху. Заштриховываем ствол.

Заштриховываем хвою короткими штрихами от веток вверх зеленым цветом. Формируем отдельные группы хвои в кроне.

Верхние иголочки проходим штрихами светло-зеленого цвета. Формируем рисунок кроны в виде полукружия.

Коричневым фломастером заштриховываем нижнюю часть ствола сосны. Затем вносим уточнения в рисунок ствола и веток фломастером черного цвета.

Сейчас мы рассмотрим, как нарисовать сосны с помощью карандаша. Речь идет о хвойном растении. Однако, если попытаться нарисовать каждую иголочку при помощи карандаша, можно потратить неделю впустую. Таким образом можно изобразить лишь веточку сосны, укрытую шишками. Целое дерево точно не войдет на бумагу при таком подходе.

Основа

Итак, начнем поэтапное рассмотрение вопроса, как нарисовать сосны при помощи карандаша. Начнем с того, что издалека иголки не видны. Глаз человека в данном случае различает лишь контуры. Однако сосна отличается от лиственных деревьев. Далее вы узнаете, чем именно. На первом этапе, чтобы нарисовать сосну карандашом, изображаем ствол дерева. Внизу, ближе к корню, он становится шире. В верхней части ствол сужается, а после и совсем исчезает. При помощи окружностей показываем места, где впоследствии будут размещены листья.

Ветви

Переходим к следующему этапу. Издалека не видно ни листьев, ни иголочек. Однако в случае с хвойными деревьями растительность напоминает зеленые тучки. Их мы и рисуем. Переходим к следующему этапу. Рисуем тонкие ветки наших сосен. "Тучки" при этом делаем более пушистыми. На очереди следующий этап в создании картины. Добавляем немного теней, так изображение будет более естественным.

Вы уже знаете, как нарисовать сосны при помощи карандаша, однако, существует еще несколько общих советов по изображению деревьев на бумаге, которые мы сейчас подробно рассмотрим.

Главное - это сделать наше растение как можно более реалистичным. Деревья не должны иметь чётких очертаний. Если попытаться изобразить слишком много листьев и веток, работа может стать затруднительной и слишком долгой. Более живым рисунок становится при использовании возможностей света и тени.

При изображении дерева не следует забывать о линии земли. Если композиция рисунка это позволяет, то проводим ее в первую очередь. Ветки дерева лучше изображать различной толщины. При создании "тучек" с иголками важно добиться максимальной пышности, объема, легкости и живости.

Нижнюю часть основы дерева можно сделать более темной, а верхнюю осветлить, поскольку она открыта солнечным лучам. Следует также учитывать, что иголки у сосны растут с разной густотой, это необходимо показать при изображении "тучки". В создании лиственных деревьев есть свои особенности. Вот мы и разобрались, как нарисовать сосны при помощи карандаша.


Перед тем, как нарисовать ребенку дерево поэтапно, необходимо внимательно изучить эти объекты природы и найти между ними сходство.

Что же есть у любого, ну или почти любого дерева? Ответ напрашивается сам собой - прямой и мощный ствол. Как правило, снизу он достаточно толстый и объемный, но чем ближе к верхней части дерева, тем он становится тоньше. Именно от ствола во все стороны идут ветки, при этом, главные из них устремляются вверх.

Ближе к основанию ветки длинные, а к вершине - наоборот, короткие. От скелетных крупных веток в разные стороны растут более маленькие веточки, от них еще меньше и т. д. Крона практически всех деревьев напрямую зависит и формируется от таких веточек. Учитывая все эти факты, Вы легко нарисуете «скелет» дерева.

Важно: деревья зимой вы сможете изобразить аналогичным способом - одни ветки, без листвы.

Заинтересовались? Тогда давайте рассмотрим более подробно, как нарисовать дерево карандашом поэтапно для детей. Поверьте - это будет очень познавательно, а также интересно.

Как нарисовать дерево: общая схема

Прежде всего, украсим «скелет» дерева листочками. Создать их можно простыми точками, выполнив из отдельных точек лиственную крону (рисунок А). Что касается раскрашивания, то для летнего дерева лучше использовать несколько оттенков желтого или зеленого цвета, осенний вариант можно выполнить с помощью красных, желтых, оранжевых или зеленых красок.

Кроме того, большинство детей с легкостью изобразят определенную плоскость с неправильной, похожей на овал формой (рисунок Б). Этот способ идеально подходит для того, чтобы обучить рисованию малышей. Также полезным будет в данном случае рисование деревьев в пейзаже. Нарисуйте сначала один ствол и скелетные толстые ветки. Теперь закрасьте зеленую часть дерева и добавьте мелкие веточки.

Варианты изображения листвы

Как уже говорилось выше, мы рисуем дерево «в принципе», то есть привычный большинству из нас образ. Естественно, в природе различные виды деревьев существенно отличаются между собой. На нашем рисунке также будет присутствовать разница в стволах: мощный и толстый дуб-великан, сосна или рябина, плакучая стройная береза с поникшими веточками. Что именно изобразить - решайте сами.

Простое дерево: урок рисования для детей от 4 лет

Это, на самом деле, очень легкий, но интересный способ нарисовать дерево. Конечно, определить его вид не получится. Да это здесь и не требуется. Главное - мы точно знаем, что дерево лиственное.

1. Нарисуйте вместе с ребенком ствол и несколько объемных, крупных веток. Листву необходимо выполнить в форме овала.

2. Раскрасьте свой рисунок цветными карандашами, фломастерами или красками. Все зависит лишь от Вашей фантазии.

На первый взгляд кажется, что такой рисунок очень простой и обыденный, тем не менее он дает богатую почву для творчества и позволяет воплотить самые оригинальные идей. Внимательно посмотрите на картинку ниже и убедитесь сами, какие разнообразные деревья Вы сможете нарисовать, используя подобную технику.

Дуб - пошаговое исполнение с детьми от 6 лет

Этот дуб чем-то напоминает обыкновенное дерево, которое мы с Вами уже рассматривали. Однако, здесь присутствует гораздо больше отдельных деталей: ветки сложной формы, текстура коры и дупло. Не стоит переживать, если Ваш ребенок сделает урок проще либо же что-то пропустит. Основная цель - дерево должно получиться мощным и коренастым.

Рисуем березу с детьми от 8 лет поэтапно

Для многих детей нарисовать подобное дерево - сложная задача. Почему? Здесь все максимально приближено к реалистичному изображению, присутствуют сложные линии и детали. Поэтому не стоит рисовать березу дошкольникам, а также тем, кто учится в начальных классах. Скорее всего они постараются упростить рисунок.

Обратите внимание ребенка на ветки березы - они склоняются вниз!

Сосна: пошаговое выполнение с детьми от 8 лет

А теперь давайте оставим лиственные деревья и перейдем к хвойным. Расскажите детям, если они еще не знают, что сосна является вечнозеленым деревом. Поэтому нет разницы в какое время года Вы будете ее рисовать: летом или зимой - крона всегда одинаковая. Для рисования сосны используют тот же принцип, что и для лиственных деревьев. Единственное отличие - зеленые пятна-иголки необходимо четко соединять с ветками. Кроме того, в отличии от лиственных пород, это дерево имеет более объемную «голую» часть ствола.

Елка - простая схема рисования для детей от 4 лет

Нарисовать другое, не менее популярное и всем известное хвойное дерево елку можно сразу несколькими способами. Но мы рассмотрим только один - хвойное и весьма реалистичное дерево для взрослых ребят. Увидеть рисунок Вы можете на картинке снизу.

А теперь необычный вариант - рисуем пальму с детьми от 7 лет

Итак, ранее мы узнали как рисовать деревья, которые растут в нашей стране. Теперь пришло время более экзотических растений. Например, очень интересно рисовать пальму - декоративное, простое, но, в то же время, оригинальное деревце. В переводе с латыни пальма означает «ладонь» — «palma». Видимо это обусловлено растопыренными, как «пальцы» листочками пальмы.

Мы приведем два основных варианта рисования этого дерева: первый - более реалистичное изображение, второй - можно сказать «мультяшный». Сложность выполнения обоих рисунков примерно одинакова. С такой задачей легко справятся дети от 7 до 8 лет, конечно, не без помощи родителей.

Вариант № 1 - схема рисования пальмы с детьми от 7 лет в несколько шагов.

Вариант № 2

Ну вот и все. Теперь Вы лично убедились, что нарисовать дерево - просто. И не важно, что именно Вы хотите изобразить: дуб, березу, пальму и т. д. Главное - верить в собственные силы и, конечно же, проявить немного фантазии. Ниже мы приведем дополнительные материалы.

Инструкция

Начните со ствола, который у сосен, растущих в лесу или на открытом пространстве, прямой и довольно тонкий. Нарисуйте в середине альбомного листа очень узкий и длинный прямоугольник, сужающийся кверху. У полевой сосны ствол может раздваиваться в первой четверти от земли.

Приступайте к рисованию веток, растущих у сосны практически перпендикулярно к стволу. Однако не следует изображать ветки прямыми линиями – это выглядит неестественно. Рисуйте ломанные, причудливо изогнутые линии и не забывайте разделять большую ветку на несколько мелких по мере ее удаления от ствола. Помните, что сосна, выросшая в лесу, сильно отличается от полевой сосны – последняя обладает густой кроной, начинающейся в полутора-двух метрах от земли, а у лесной сосны большая часть ствола лишена ветвей.

Располагайте ветви не только по бокам ствола, но и сзади и спереди. Ветви, расположенные прямо перед стволом, будут казаться самыми короткими и одновременно самыми густыми, а ветви сзади можно не прорисовывать детально, ограничившись штриховкой карандашом. Также обратите внимание на то, что ветви сосны становятся короче и тоньше по мере приближения к верхушке дерева.

Прорисуйте иголки сосны. Уверенными штрихами карандаша пройдитесь по концам веток, сделайте дерево «пушистым». Ветви, которые находятся далеко от зрителя, не нужно прорисовывать слишком детально – хвою можно просто обозначить штриховкой. У старого дерева нижние ветви вполне могут быть сухими и голыми или сломанными.

Добавьте тени. Старайтесь располагать их грамотно в одном направлении, ориентируясь на воображаемый источник света. С помощью более глубокой штриховки по бокам ствола можно показать его цилиндрическую форму. Тени от ветвей добавят рисунку выразительности.

Видео по теме

Полезный совет

Отмечайте индивидуальные особенности деревьев: сломанная ветка, дупло, птичье гнездо. Такие детали сделают ваш рисунок более реалистичным и интересным.

Источники:

  • как нарисовать сосну поэтапно

При создании мультяшных рисунков художник сталкивается с необходимостью нарисовать природу так, чтобы она выглядела одновременно достаточно натурально и в то же время не выбивалась из общего плана. Нарисовать кору дерева можно при помощи программы Photoshop, даже если вы не владеете всеми инструментами в полной мере.

Вам понадобится

  • - программа Photoshop;
  • - фотография дерева.

Инструкция

Создайте новый документ в программе Photoshop. Выберите стандартную круглую кисть (размер 40 px, прозрачность 40%) и нарисуйте ствол, делая множество длинных мазков. При этом давление на перо меняйте, чтобы получить небольшую «полосатость». При необходимости сделайте ответвления, мазки при этом должны немного вдаваться внутрь ствола.

С той стороны, где будет солнце, сделайте несколько мазков более светлой кистью (того же оттенка), а с противоположной стороны немного затемните ствол. У самого края темной стороны можно провести самые темные штрихи – ориентируйтесь на фотографии настоящих деревьев.

Создайте новый слой для волокон. При помощи непрозрачной круглой кисти (размер 8 рх) нарисуйте волокна дерева, в виде ромбической сети. Цвет при этом нужен самый темный из использовавшихся ранее. Подберите оптимальную прозрачность при режиме наложения Soft Light.

На этом же слое при помощи кисти размером 4 рх прозрачностью 60% каждую ячейку сети заполните мелкой штриховкой. Старайтесь, чтобы в соседних волокнах штриховка была в разных направлениях. Можно добавить несколько трещин между волокнами.