Нарисовать голову человека карандашом. Рисуем лицо человека

Голова :

Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Эта фигура называется ОВОИД.
По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями.

Вертикальная
линия - это ось симметрии (она нужна, чтобы правая и левая части
получились равными по размерам и элементы изображения не оказались на
разном уровне).
Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей.

Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу.

Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут
не полностью видны - частично их закрывает верхнее веко), но не спешим
это делать, вначале закончим наш набросок.

Часть от линии глаз до подбородка делим на два - это линия на которой будет находиться нос.
Часть от линии глаз и до макушки делим на три равные части. Верхняя отметка - линия откуда растут волосы)

Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ.
Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего.

Теперь заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья.
Линии,
проведённые от внешних краёв глаз, укажут нам место, где рисовать шею.
Линии из внутренних краёв глаз - ширину носа. Линии, пущенные по дуге из
центра зрачков - ширину рта.

Когда вы расцвечиваете изображение, обратите внимание, что выпуклые его
части (лоб, щёки, нос и подбородок) будут светлее, а глазницы, скулы,
контур лица, и место под нижней губой - темнее.

Форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и
т.д. у всех людей разная. Поэтому, рисуя чей-либо портрет, старайтесь
увидеть эти особенности и наложить их на стандартную заготовку.

Ещё один пример того, что черты лица у всех разные.

Ну а здесь мы видим как рисовать лицо в профиль и пол-оборота - так называемые "три четверти"
При
рисовании лица в пол-оборота, нужно учесть во внимание правила
перспективы - дальний глаз и дальняя сторона губы будут казаться меньше.

Перейдём к изображению фигуры человека .
Чтобы максимально правильно изображать тело, нужно, как и при рисовании портретов, знать несколько секретов:

За единицу измерения человеческого тела принимается "длина головы".
- рост человека в среднем равен 7,5 длины головы.
- Мужчины, естественно, обычно, чуть выше женщин.
-
Рисовать тело мы, конечно же начинаем с той самой головы, которой будем
всё мерять. Нарисовали? Теперь откладываем её длину ещё семь раз вниз.
Это и будет рост изображаемого.
- Ширина плеч равняется двум длинам головы у мужчин и полторы длины у женщин.
- На месте, где заканчивается третья голова:), будет находиться пупок и сгибаться в локте рука.
- Четвёртая - то место - откуда ноги растут.
- Пятая - середина бедра. Именно здесь заканчивается длина рук.
- Шестая - низ коленки.
-
Можете мне не верить, но длина рук равна длине ног, длина руки от плеча
до локтя будет чуть меньше, чем длина от локтя до кончиков пальцев.
- Длина кисти равна высоте лица (заметьте, не головы - расстоянию от подбородка до вершины лба), длина стопы равна длине головы.

Зная всё это можно достаточно правдоподобно изобразить фигуру человека.

Взято в группе посвященной граффити вконтакте.


Формы губ


форма носа




Формы глаз

Формы женских брофей

(с) Книга "Как рисовать голову и фигуру человека" Джек Хамм


Пропорции детской фигуры отличаются от
пропорций взрослого. Чем меньше раз длина головы помешается в росте
ребёнка, тем он младше.

В детском портрете всё немного по-другому.
Лицо ребёнка более округлое, лоб больше. Если мы проведём горизонтальную
линию через середину детского лица, то это не будет линией глаз, как
было в портрете взрослого человека.

Чтобы научиться рисовать человека не только
стоящего, как столб, мы, на время упростим наше изображение. Оставим
лишь голову, грудную клетку, позвоночник, таз и прикрутим к этому всему
руки и ноги. Главное соблюсти все пропорции.

Имея такой упрощённый вариант фигуры человека, мы с лёгкостью можем придать ему любую позу.

Когда с позой мы определились - можем
нарастить на наш упрощённый скелет мясо. Не забываем, что тело, оно не
угловатое и состоит не из прямоугольников - стараемся рисовать плавные
линии. На талии тело плавно сужается, в коленях и локтях тоже.

Чтобы образ получился более живым, характер и выражение нужно придать не только лицу, но и позе.

Руки :

Пальцы на такие ровные, как доска, суставы во всём скелете являются самыми широкими частями костей.

(с) книга "Анатомия для художников: всё просто" Кристофер Харт

В различных специализированных заведениях (художественных школах, к примеру) рекомендуется изучить полное строение головы – от мышц и до волос – чтобы удалось правильно ее нарисовать. Но здесь есть один маленький секрет: даже если вам каким-то чудом удастся выучить самостоятельно абсолютно все термины, хоть косвенно связанные со строением головы, вы всё равно не сможете нарисовать голову так, как полагается. А все потому, что подобные заведения имеют в своем распоряжении большое количество надзирателей (преподавателей, в смысле) , которые корректируют и направляют учеников во время работы.

Наша задача (прежде чем научиться ) – самостоятельно (без учителей под боком) научиться координировать свои действия, понимать саму суть процесса рисования, иметь возможность видеть свои ошибки и правильно исправлять их. Именно поэтому, мы немного обогнем стандартную привычную систему и приступим к формированию пунктов своеобразной инструкции, что поможет нам решить нашу задачу:

  1. Во-первых, нам нужно понять процесс работы в создании головы на бумаге
  2. Дальше – самое легкое на первый взгляд – просто рисовать.
  3. И, наконец, научиться без лишнего напряга правильно рисовать голову, понимать суть этого процесса и иметь возможность ликвидировать свои ошибки

Ну что, дорогие рисовальщики-любители, готовы? Настроились на работу? Тогда вперед и с песней (напевать желательно мысленно, нечего соседей настораживать!)

Для начала работы нам, как всегда, нужно найти все, что может потребоваться . В данном случае, это , уголь, бумага формата А2, натура, стул (или скрепка – это от вашей натуры зависти…) . Для натуры вылавливаем неугомонного и проверенного друга или убеждаем бабушку с ее вязанием переместиться на табуреточку к вам, или просим деда рассказать о чем-то интересном (в процессе, конечно, трудимся) . Если у вас имеются усидчивые братики-сестрички – и их можно пристроить. Но не стоит начинать рисунок головы с рисования головы любимого попугайчика…

На крайний случай (ну очень на крайний – если выхода совершенно нет и рядом ни одной живой души) можно использовать уже готовую репродукцию или же фото (которое мы крепим на мольберте в верхнем левом уголочке) . Все есть? Натура имеется? Продолжаем, а, вернее, приступаем к рисованию.

Первые наброски головы

В первую очередь делаем конструктивные углем – и пусть выходит не очень аккуратно, не волнуйтесь, это ведь просто наброски:

  1. Ищем основные соотношения пропорций высоты и ширины – для этого компонуем на бумаге плечи, шею и голову. Тут у нас усердно трудится наш .
  2. Теперь нам нужно найти объемы того, что мы скомпоновали по отдельности (голова, шея, плечевой пояс)
  3. Помните, как в самом начале, будучи еще несмышлеными начинающими рисовальщиками, вы трудились в поте лица над рисованием , цилиндриков и т.п.? Так вот, посмотрите на свою натуру и поймите, что это не голова, а всего лишь одна из разновидностей формы. Именно сейчас мы должны осознать и воспринять то, что голова – неживой предмет, тогда и рисовать будет легче.

Следующим шагом будет наблюдение за вашей натурой и зарисовка этого самого объема головы . Не стоит сразу же вырисовывать малюсенькие морщинки, щетинки и реснички – лучше обратите внимание на то, что мы рисуем трехмерное изображение, а не плоское. Из этого следует, что нам нужно прочувствовать объем головы, ощутить все выступающие части лица и головы вообще.

Рисуйте, хватит тратить время на чтение моих писулек – карандашики в зубки и вперед, вы должны понять саму суть процесса. А как поймете – я все еще буду здесь.

Для того, чтобы нарисовать голову карандашом, нам нужно за что-то держаться. Это могут быть такие точки, которые, если смотреть, видны сразу – они означают наиболее выпирающие места в области головы. Дальше нужно выделить основные плоскости – они образовываются с помощью разнообразных изломов формы.

Наиболее выделяющиеся точки и, соответственно, плоскости составляют структуру объема головы – это конструктивные моменты. Ярче всего нашим взором выделяются скулы, (или же носовая призма – ведь нос по форме напоминает призму) , лоб, подбородок, шары в глазницах.

Для поиска высоты головы нам достаточно просто найти наивысшую точку на черепе и наинизшую, наиболее выпирающую точку на подбородке.

Теперь важно распределить основную светотень . Для этого нужно сощурить глаза и глянуть на натуру, тогда вы сможете распределить базовые светотени по плоскостям головы. Кстати, если вы сильны в распределении теней по граням простейших геометрических фигур, то скажу по секрету, что голову вполне можно вписать в куб, так что… И действовать по той же системе распределения света и тени.

Главное, что вы должны понять на этом этапе работы – так это то, что голова — такая же форма, в которой имеются такие характеристики, как глубина и ширина плюс плоскости и грани (как в кубе) . То есть на нее действуют все те же закономерности, что и прежде (надеюсь вы помните, там шла речь об активном и неактивном, отдаленном и приближенном) .

Приступаем к следующему пункту. В одном из предыдущих абзацев говорилось о загадочных конструктивных точках, благодаря которым определяется форма головы. Именно эти точки дают нам пропорциональные соотношения плоскостей на объеме головы. Если всю важность этих точек вы осознали, то с должным благоговением и трепетом приступаем к их рассмотрению, разбору и распределению.

  1. Первое, что нам бросается сразу же, это конечно же глазничные впадины и глазницы.
  2. Второе, на что мы сразу же обращаем внимание – скуловая точка слева и справа.
  3. Теперь черед лобных бугров.
  4. Подбородок (вернее, точка подбородка).
  5. Угол нижней челюсти.
  6. Теперь одна из наиболее важных – это самая высокая точка на черепе нашей натуры.
  7. Наконец, височные точки.
  8. Теменные бугры – наиболее выпуклые, согласно учебникам, по ширине кости, которые расположены на затылке.

Ну вот и всё для начала с точками – их нужно прорисовать и хорошенько запомнить, иначе придется снова повторять этот материал. А теперь гляньте еще раз на рисунок сверху, видите? Кроме точек там есть еще и цветные линии.

Вам интересно, что же они обозначают и как их звать-величать? Терпение, дорогие мои, сейчас разберем и их.

Эти линии называются осями, которые, что вполне логично, схематично разделяют голову человека на разные определенные участки . На следующем рисунке, уже более «очеловеченном» , а не костяном, мы можем рассмотреть как наши точки, так и оси.

  1. Первая линия красного цвета – она делит голову на две равных половины, иными словами это ось симметрии.
  2. Синим цветом выделена линия надбровных дуг, которая делит голову на верхнюю черепную и нижнюю лицевую область.
  3. Зеленая линия та, что делит голову на лицевую и затылочную область и проходит она аккурат через высшую точку черепа и через уши.
  4. По желтенькой линии обычно определяют поворот головы (сами понимаете, для рисунка это очень важно), то есть это ось трех-четвертного поворота.
  5. Цилиндр шеи, на котором установлена голова.
  6. И еще одна ось, она бирюзового цвета, которая проходит через нижние точки ушей и нижнюю линию носа. Она показывает нижнюю часть носовой призмы.

НО! Все это дается вам, начинающим рисовальщикам, исключительно для ознакомления и для того чтобы вы лучше понимали строение головы. А рисовать мы будем учиться по более легкой версии вышеописанного – это болванки. Значит так, : вид спереди, сбоку и поворот в три четверти .

На этих прямоугольных болванках есть все, что нам надо: оси, точки, пропорциональные соотношения разных областей головы и, собственно, самое главное — строение . То есть, как пример, пропорциональных соотношений, высота от уровня бровей и до уровня нижней линии носа равна высоте уха или же рот и нижний угол челюсти расположены на одной линии. Но и здесь можно применить : та часть лица, что ближе к нам, сохраняет оригинальные размеры и формы, а та, что в отдалении (в повороте, к примеру) будет немного (немного, дорогие художники, немного, а не как всегда…) искажаться в размере, становиться меньше.

Закрепление результата

Теперь финал: закрепляем только что прочитанное . Для этого нам нужно будет потрудиться вдвоем с болванкой. Сейчас наш главный помощник в рисовании – это болванка, она вроде шаблона, некоего прототипа настоящей головы. По ней гораздо проще учиться.

Вы уже рисуете голову человека, то есть композиция намечена и место для головы, основные объемы тоже.

Вторым шагом будет поиск пропорциональных соотношений головы, ее форма и характер. Это и будет наброском основы головы, нашей незатейливой болванки.

Теперь вертикальная ось – прям руки чешутся разделить голову на равные области (ну, не обязательно равные – это зависит от всяких поворотов и ракурсов) . Эта ось определяется по расположению носа и дает нам аж две важные точки: наивысшую и наинизшую.

Поскольку мы определяем еще и поворот головы, то нужно найти линию трех-четвертного поворота – она нам была бы очень кстати. Для этого визуально находим расположение скуловой кости и проводим линию через скуловую точку. С ней мы разберемся позже, поэтому пока достаточно просто слегка ее наметить.

Вот и пришел черед линии надбровных дуг. Здесь нам нужно просто задействовать глазомер и определить сколько места занимает лоб и волосы, а сколько лицо вплоть до подбородка. Ву-а-ля! Готово.

Теперь нужно выделить линию нижней пирамиды носа. Для этого лучше воспользоваться такой закономерностью: линия надбровных дуг и линия нижней призмы носа делят голову на одинаковые части. Но при этом нужно учитывать также и особенности рисуемой головы.

Следующий этап – поиск линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую часть . Мы уже помним, что она проходит через ушное отверстие и наивысшую точку. Теперь присмотритесь повнимательнее: на пересечении линии трех-четвертного поворота и предыдущей линии находится височная точка, намеченная нами ранее. Если у вас еще не просматривается форма головы, то скорректируйте все линии с помощью глазомера.

Ну что же, у нас уже предостаточно точек и линий, чтоб приняться за разметку носа, место для которого уже расчищено и найдено.

То же с ухом – и для него место есть (было бы странно, если б этого места не было, согласитесь) . Его высота равна расстоянию между линией надбровных дуг и линией нижней призмы носа, а само оно проходит через линию, делящую голову на лицевую и затылочную часть. Лучше гляньте на рисунок справа, думаю, он понятнее, чем все эти закрученные фразы.

Осталось совсем немного…

Следующий этап — поиск скуловых точек , но поскольку они зажаты, можно сказать, в линиях, то найти их будет не сложно. И уголок нижней челюсти – он расположен на пересечении (опять на пересечении) линии рта и линии, делящей голову на заднюю и переднюю часть (вы поняли, о чем я). Ну, рот теперь найти сумеет даже ежик 🙂

Осталось найти немного и среди этого «немного» место для глаз, надбровные бугры (места, особо выступающие на бровях – расшифровываю) . И вот пришло время искать лобные бугры (то есть выступающие точки на лбу) . Их искать не менее просто, стоит только провести линии от надбровной дуги к самым выпуклым точкам лба. Та-да! У вас уже есть лобные бугры. Но, чтобы лучше их понимать, нужно привязать эти точки к наивысшей точке и к височным.

Напоследок, если ракурс позволяет нам увидеть теменной бугор – наиболее выпуклую часть на затылке.

Теперь покрутите болванки, используйте линии и точки, которые запомнились. К примеру, как-то так:

Пересмотрите еще раз то, что мы уже прошли здесь, и вращайте болванки с учетом всех конструктивных мелочей. Для начала хорошо бы, чтобы у вас получались болванки в трех привычных положениях: профиль, фас и трех-четвертной .

Наигрались? Готовы к страшно серьезной работе? Вылавливайте свою натуру и возвращайте на место. Сейчас будем постепенно переносить то, что мы выучили на болванках, на нашу многострадальную натуру. Взгляните на нее новым взглядом. Осмотрите голову со всех ракурсов и попытайтесь оценить ее как неживой предмет, понять ее «устройство»… Абстрагируйтесь от персоны носителя головы.

Следующая задача – просто перенести все изученные ранее конструктивные оси и точки на уже живую , вполне любопытную, задающую вопросы по типу «И как? Похоже вышло?» . Конечно же не буквально – визуально (боюсь, вашей натуре будет совсем не смешно, если вы расчертите ей голову и лицо разноцветными карандашиками) .

Теперь, когда вы в усердных поисках, расскажу вам кое-что о пропорциях. Идеальными пропорциями принято считать так называемые «греческие» пропорции ибо именно обитатели Древней Греции выделили идеальные пропорции тела. Но вот идеальные пропорции несколько отличаются от тех, что есть у каждого человека – именно эти расхождения позволяют людям сохранять свою индивидуальность.

Проверить правильность пропорций можно, соединив все наиболее важные части лица или же конструктивные точки, расположенные один напротив другого – их соединение будет проходить через ушное отверстие.

Практика

Теперь практическая часть – переносим наши знания на рисунок натуры:

  1. Итак, прорабатываем композицию, находим место для головы, шеи, плеч. Работаем по принципу: отступ от края бумаги (планшета) перед лицевой частью (перед!) больше, чем над затылочной, а вверху отступ меньше, чем внизу.
  2. Теперь находим место отдельно для каждого предмета композиции: шеи, плечевого пояса и, соответственно, головы.
  3. Болванку нашу помните? Рисуем сейчас болванку, но с учетом всех пропорциональных особенностей нашей натуры. Не забывайте о том, что шея у нас не просто странный прямоугольник, она цилиндр – то есть она объемная, равно как и плечи.
  4. Болванка уже на месте, теперь работаем с ней с помощью следующих подпунктов:

a) Находим наиболее низкую и наиболее высокую точки с помощью оси, разделяющей голову на две равные части.

b) Линия трех-четвертного поворота – помните такую? Поскольку она проходит через скуловую точку (конечно же, вы это еще не забыли!) , то нам придется сначала найти эту самую точку и наметить.

c) Дальше по плану линия надбровных дуг. Ее можно провести по уровню бровей (немного дальше) и плюс еще одна деталь, которую мы самовольно назовем точкой излома надбровных дуг. Эта точечка находится аккурат там, где брови меняют свое направление.

d) Теперь черед нижней линии призмы носа. Ее проводим как и в случае с надбровными дугами, по уровню носа, только дальше. Расфокусируйте взгляд на вашу натуру, не смотрите конкретно в нее. И старайтесь не менять угол вашего наблюдения.

e) Височная точка, которую довольно-таки хорошо заметно на нашей натуре. На одной и той же линии расположены аж три точки (височная, высокая и ушное отверстие) и она ложится по форме головы.

f) Ушки и нос. Высота уха уже найдена с помощью линий, а вот форму берем у нашей натуры. С носом немного сложнее. Нужно наметить общий объем носа схематически пирамидкой и там уже разбираться с особенностями. Но! Ни одна форма на нашей натуре не живет сама по себе, она переходит, переползает и перетекает в нечто другое. Плавность, товарищи, и пластичность, помните об этом – вот нос, к примеру, соединяется с надбровными дугами.

g) Завершаем поиск скуловых точек (да-да, он длился все это время!) .

h) Определяем место для рта и по форме находим угол нижней челюсти.

i) Наконец, находим линию для глаз, которая идет где-то по уголкам глаз. Чтобы они были нарисованы верно, между глазами должно хватать место еще для одного (третий глаз рисовать не обязательно, а лучше вообще пока что не рисовать) .

j) И вот мы подошли к лобным буграм. Они находятся с помощью линий, которые вы проводите от надбровных бугров к наиболее выпуклым областям лба человека – эти линии расположены симметрично к центральной оси. А от них проводим линии к височным точкам и к наивысшей точке. Ура нам!

Думаю вопрос «Как рисовать голову» был хотя бы немного для вас раскрыт, спасибо Вам за то, что вы с нами!

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

Вначале постройте сетку на основе квадрата. Для этого по вертикали разделите квадрат на четыре равные части, а по горизонтали на пять равных частей (вы получите ЛИНИЮ ВОЛОС, ЛИНИЮ носа и линию подбородка). Пятую часть можете вычеркнутькарандашом или стереть ластиком, так как она уже вам не понадобится.

Через конец отрезка проведите вертикальную ось симметрии, которая, пересекая верхнюю грань квадрата, даст вам точку - высоту головы модели. Теперь найдите линию бровей, разделив отрезок между линией волос и линией глаз на пять равных частей. Тонкая пунктирная линия, проведенная через 1/5 часть, и будет этой линией.

Разделите верхнюю грань квадрата на пять равных частей так, чтобы третья часть была разделена пополам вертикальной осью симметрии. Далее, опустив перпендикуляры на линии носа, глаз и рта, как на рис. , найдете размеры глаз, ширину носа и рта.

Теперь прорисуйте детально все элементы лица, а также скулы и уши. Пунктирной линией обозначьте форму черепа и, придав нужный объем, рисуйте волосы.

СХЕМА ПОЭТАПНОГО ПОСТРОЕНИЯ РИСУНКА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФИЛЬ

Нарисуйте квадрат и разделите его по горизонтали на четыре одинаковые части. Вы получите соответственно линию волос, линию глаз, линию носа и линию подбородка.

Далее, по вертикали разделите квадрат на две одинаковые части. Первую вертикальную часть еще разделите на пять равных частей и через 1/5 проведите пунктир вверх до пересечения с линией глаз: вы получили место расположения глаза на рисунке.

Вторую часть разделите на 10 одинаковых отрезков, а 1/10 сотрите из-за ненадобности. Через первые три отрезка проведите пунктир вверх до линии глаз, чтобы определить место расположения уха.

Разделите расстояние между линией волос и линией глаз на пять равных отрезков и через 1/5 проведите пунктирную линию. Эта линия является линией бровей. Расстояние между линией носа и линией подбородка разделите на три равных отрезка и через 1/3 проведите пунктирную линию. Таким образом, вы получили линию рта рисунка головы человека.

Определите точку высоты головы X, точку затылка У и точки основания шеи Р и Р1. Заметьте, что задняя точка основания шеи Р1 всегда находится на линии рта рисунка головы человека. А точка затылка У всегда находится на линии глаз. Форма черепа плавно проходит через все эти точки. Этап Г. Прорисуйте схемы головы и лица и дайте дополнительный объем на прическу (максимум сверху и минимум - сзадиголовы человека ).

Простой метод выполнения рисунка головы человека карандашом

Рисунок головы состоит из двух пересекающихся линий. Первая - средняя лицевая линия - проходит вниз от переносицы к середине основания носа и затем к середине подбородка; вверх она идет от переносицы

посередине лба и темени к затылочной части. Вторая линия крестовины проходит через переносицу влево и вправо к краям головы через середину разреза глаз, как бы охватывая всю голову горизонтальным обручем. Пересекаясь, эти две линии образуют некий каркас, характеризующий положение головы в пространстве по отношению к точке зрения рисующего.

Если, например, голова расположена в фас без на­клона и уровень глаз совпадает с линией горизонта, то рисунок головы человека будет иметь вид прямых, пересекающихся под прямым углом (рис. а).

Если голова расположена в фас, но немного запрокинута назад, то средняя лицевая линия останется вертикальной прямой, а поперечная линия рисунка головы человека превратится в эллипс, ближняя часть которого окажется выше, а задняя, затылочная, ниже уровня глаз (рис. б).

Если голова расположена в трехчетвертном повороте без наклона, а глаза по прежнему находятся на уровне горизонта, то средняя лицевая линия будет иметь вид овала, а поперечина крестовины - вид прямой горизонтальной линии (рис. в).

Определив положение крестовины головы в пространстве по натуре, легко изобразить это положение на рисунке в виде каркаса рисунка головы человека, по которому и будет строиться рисунок головы в нужном ракурсе.

Применение крестовины при построении рисунка головы человека в начальной стадии овладения рисунком дает наибольший эффект, так как многие ошибки в рисунке возникают в результате неправильного определения положения головы в пространство. Только тогда, когда вы твердо усвоите основы построения рисунка, то можете учитывать крестовину головы, не изображая ее. Обычно это наступает не так скоро.

Пропорции головы и тела человека

Здесь приведу снимки страничек из замечательной книги Джека Хамма "Как рисовать голову и фигуру человека", которые наглядно показывают пропорции головы и тела человека.

Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: советы художника. М.: Сов. художник: 1965.

Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953.

Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц. М.: Высшая школа. 1978.

Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа. 1992.

Начиная с первобытной эпохи, могучим средством в развитии науки, техники, искусств вместе с языком, его речью, словами, буквами был рисунок с его точками, линиями, штрихами, пятнами, мазками, тушевкой, изображениями.

Рисунок – основа всех изобразительных искусств, одновременно и самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений карандашом, пером, кистью и так далее.

Большой вклад в русскую школу рисования внесли А.П. Лосенко, А.И. Иванов, К.П. Брюллов, П.П. Чистяков. Чистяков полагал: «Рисовать значит соображать. Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте задачу... Для начала надо рисовать как видишь и более подробно вырабатывать. Это и есть начало учения живописи. Не забудьте рисовать линию через две точки, все с расчетом... и проверять с общей формой». (Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М, 1953. – с. 359–442).

«В рисунке головы человека сначала помечают положение головы и шеи относительно вертикали. И сразу же размер лица и шеи, расположение глаз, относительно горизонтали. Рисовать не линией, а формой, то есть чертить линию, а не видеть массу, заключенную между двумя, тремя и так далее линиями. Когда общая масса верна относительно горизонтали и вертикали, тогда можно приступать к разбивке и прорисовке более мелких частей. Тушевка и светотень – окончание дела. Её начинают с рисунка теней или пятен. Брать самую сильную и по отношению к ней приводить к гармонии другие тени, полутени, полусвета и света».

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Внешняя форма головы человека чрезвычайно сложна и разнообразна (рис. 1). Вместе с тем ее строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструктивной структуре, которая определяет общий характер пластики ее форм независимо от индивидуальных черт отдельного человека.

Жестким основанием головы служит череп (рис. 2). Он состоит из значительного по объёму мозгового раздела и относительно небольшого лицевого. Жесткую коробку свода черепа составляют затылочная, лобная, две теменные и две височные кости. Опускаясь вниз, лобная кость образует внешний край глазных впадин, защищенных сверху надбровными дугами. Ниже располагается верхняя челюсть с грушевидным отверстием носа и верхним рядом зубов. С боков челюсть охватывают скуловые кости с уходящими назад к ушным отверстиям скуловыми дугами. Снизу череп завершает подвижная кость нижней челюсти с парным суставом у ее основания. Нижняя челюсть несет нижний ряд зубов и мощными жевательными мышцами может прижиматься к верхней.

Мышцы лица делятся на жевательные и не совсем правильно называемые «мимические» (рис. 3). Жевательные мышцы, прикрепляясь к костям, управляют движением нижней челюсти. «Мимические» же мышцы, вплетаясь своими окончаниями в мягкие ткани и кожу лица, позволяют нормально функционировать глазам, носу, рту, а также выражают внутреннее эмоциональное состояние человека – мимику лица.

Кости лицевой части служат основой его пространственной структуры, внешнюю пластическую форму его определяет сложный покров хрящей, мышц и жирового слоя. В силу этого форма свода черепа относительно проста и статична, а форма лица необычайно сложна и подвижна.

Для того чтобы полнее представить характер объемной формы головы (рис. 4), ее следует не только повнимательнее рассмотреть со всех сторон (спереди, сзади, сверху и снизу), но и сделать так называемые «характерные разрезы» в основных плоскостях (фронтальной, профильной и горизонтальной). Пластинка головы познается также с помощью целого ряда анатомических пунктов-узлов (опорных точек или маяков) и линий. Так, например, при виде спереди форму головы определяют: лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, теменные бугры, углы нижней челюсти, скуловые кости.

Маяками боковых частей головы являются: макушка, ушные отверстия, затылочный, теменной, лобный и надбровный бугры, кончик и основание носа, подбородок, угол нижней челюсти, вершина скуловой кости и верхний край глазницы.

При виде сзади – симметрично расположенные относительно средней линии теменные и затылочный бугры, сосцевидные отростки, ушные раковины и выступающие валики затылочной кости.

При виде сверху следует отметить лоб, широкую теменную и скуловые кости с уходящими назад скуловыми дугами.

Снизу мы увидим подковообразную нижнюю челюсть, широко расположенные скуловые кости и выступающие вперед надбровные дуги, основание и кончик носа, нижний край глазницы.

Соединительное звено туловища и головы – шея, жесткую конструкцию которой составляют семь верхних позвонков позвоночного столба. Передними границами шеи и туловища являются ключица и яремная ямка.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Движение головы (рис. 5) относительно туловища (вращение и наклоны во все стороны) обеспечивают подвижной атлантозатылочный сустав, гибкое сочленение семи шейных позвонков, а также большое число мышц шеи – регуляторов этих движений.

На рис. 6 показаны различные положения головы по отношению к зрителю. Они помогают уяснить суть объёмно-пространственного построения всей головы и ее частей. Разглядывая эти рисунки головы в различных наклонах и поворотах, следует, прежде всего, обратить внимание на то, как зрительно меняются опорные линии ее построения: срединная, профильная, надбровных дуг, глаз, основания носа, рта и нижней челюсти.

Изображение головы человека находилось в центре постоянного внимания мастеров изобразительного искусства всех времен. В эпоху итальянского Возрождения пытливое изучение природы, накапливание и обобщение знаний по анатомии человека и геометрии вылились в определенные приемы изображения, привели к созданию стройной системы построения головы.

СТРУКТУРА ЛИЦА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ

На основании анализа произведений старых мастеров и указаний профессоров Петербургской академии художеств П.П. Чистякова и Г.Р. Залемана. Проф. М.И. Курилко разработал схему построения головы (рис. 7) исходя из характерных анатомических особенностей строения костей и мышц. Интересно сравнить его схему со схемами А. Дюрера и А. Голубкиной. Схемы приводятся, конечно, не для того, чтобы рисовать их вместо живой формы, ибо ясно, что никакая схема не в состоянии подменить собой живую, чрезвычайно сложную саму по себе форму, изменяющуюся в зависимости от индивидуальных особенностей. Схемы необходимы в качестве наглядных пособий для грамотного и убедительного изображения головы любого человека.

В схеме из чрезвычайно сложной анатомической конструкции головы выбраны наиболее характерные опорные пункты построения костей, мышц. Их совокупность – структурный стержень объёмной формы головы человека, позволяющий четко и верно построить ее видимую пластическую форму. Зная анатомические пункты-маяки и характерные направляющие линии, рисующий острее видит главные структурные элементы формы и никогда на запутается во множестве деталей, верно и достаточно быстро изобразит её с помощью линий и светотени.

На основе схем мастеров С.В. Тихонов предложил свою схему человеческой головы, более детально связанную с анатомическим строением (рис. 8). В ней показана система надбровных дуг, лобных бугров, надпереносья, задней части головы.

Наибольший интерес представляет структура лица и его частей (глаз, носа, губ и ушей). Жёстким основанием глаз служат глазничные впадины, находящиеся под надбровными дугами лобной кости (рис. 9). Эта сложная пространственная конструкция образована четырьмя костями. Наружный край глазничной впадины, имея изгиб назад, образует пятую опорную точку глазничного отверстия в месте соединения лобной и отростка скуловой кости. Внешние края глазничных впадин расположены в черепе не фронтально, а развернуты несколько в стороны и наклонены вперед. Разворот верхнего края меньше нижнего, поэтому при виде сверху, снизу и сбоку линия глазничного отверстия напоминает по очертаниям восьмерку.

В глазничной впадине помещается глазное яблоко. Передняя часть глазницы и глазного яблока прикрыта лентой круговой мышцы глаза, включающей толщину двух частей век (верхнюю и нижнюю). Форма наружного края отверстия глазной впадины близка к прямоугольнику, а глазное яблоко имеет шаровидную форму. Поэтому углы глазничного отверстия полностью не заполняются, особенно внутренний верхний угол. Верхний край наклоненной глазничной впадины частично перекрывает глазное яблоко.

Радужная оболочка прикрыта верхним более подвижным веком и малоподвижным нижним (рис. 10). Глазная щель между веками, начинаясь у нижнего внутреннего угла глазного отверстия – слезника, кончается несколько ниже его верхнего наружного угла. При нормально раскрытом глазе верхнее веко частично прикрывает радужку зрачка нижней части. Толща верхнего века, проходя над выпуклостью вокруг зрачка, несколько приподнимается, благодаря чему изгиб верхнего века всегда следует за движением зрачка. Четыре прямые и две косые мышцы глазницы сообщают глазному яблоку большую подвижность. Каждый зрачок, следуя за предметом, может перемещаться вверх, вниз и в стороны (рис. 11).

Жестким основанием носа служат носовые кости наверху и край грушевидного отверстия верхней челюсти внизу, само тело носа состоит из хрящей и одной слаборазвитой носовой мышцы (рис. 12). В силу этого нос малоподвижен. Надпереносье образовано плоской трапециевидной с широким верхним основанием площадкой верхней кости, лежащей между надбровными дугами под углом к фронтальной поверхности лба. Спускаясь вниз и уходя несколько назад, она соединяется с двумя носовыми костями, которые вместе образуют переднюю прямоугольную площадку носа, расположенную под углом к надпереносью. Боковые поверхности верхней части носа, образованные отростками верхней челюсти, имеют форму прямоугольников, уходящих от носовых костей назад к щеке.

Форму среднего раздела носа определяет пирамидный хрящ, заключенный между двумя треугольными хрящами. Прикрепляясь к носовым костям и уходя вниз, он образует треугольную площадку фронтальной части носа, нижняя часть которого теряется между двумя крыловидными хрящами кончика носа (рис. 13). Перелом между носовыми костями, пирамидальными и крыловидными хрящами придает различный характер профилю носа (горбатый, прямой, курносый).

Фронтальную поверхность кончика носа определяет передняя часть крыловидных хрящей, боковые их части образуют раковины крыла носа и их нижние срезы, в которых расположены отверстия ноздрей. Построение сложной формы нижнего раздела носа должно опираться на анатомические маяки. Это места примыкания треугольных хрящей и несколько точек, определяющих перегородку носа. Так как основание носа располагается на подковообразной, в плане кости, верхней челюсти, то крылья носа, естественно, уходят назад от выступа кости носа, места крепления перегородки и круговой мышцы.

Сложную пластическую форму верхней и нижней губ образует своей толщей круговая мышца рта, лежащая на верхнем и нижнем костных сводах челюстей и зубов (рис. 14). Губы – наиболее динамичная часть лица. Объясняется это подвижностью нижней челюсти и относительно свободным прикреплением к костям круговой мышцы рта, большим числом управляющих ею мышц (рис. 15). Основная пространственная форма губ обусловлена подковообразной формой костей верхней и нижней челюстей, на которых располагается круговая мышца рта (рис. 16). Своеобразная конфигурация красной каймы губ – результат воздействия волокон радикальных мышц, вплетающихся в круговую мышцу.

Волокна щечных мышц, включаясь во внутренний слой круговой мышцы, подворачиваются внутрь и создают вертикальные складки у углов рта. Волокна квадратной мышцы верхней губы крепятся к наружному слою круговой мышцы, разворачивают ее толщу наружу и поднимают кверху красную кайму верхней губы.

Две квадратные мышцы нижней губы тоже крепятся к круговой мышце, разворачивают ее наружу и тянут красную кайму нижней губы вниз и несколько в сторону.

Уши расположены на боковой поверхности головы, имеют чрезвычайно сложную пространственную форму (рис. 17). Ушная раковина образована хрящами, покрытыми тонким слоем кожи. Наружный край раковины носит название завитка. Внутри него проходит раздваивающийся кверху противозавиток. Перед слуховым отверстием помещаются разделенные вырезкой выступы – козелок и противокозелок. Нижняя часть ушной раковины – мочка – без хряща. Ушная раковина, прикрепленная к височной кости тугими связками, неподвижна.

При общей округленной форме поверхность лба имеет более или менее выраженные пять граней (рис. 8). Фронтальную часть лба образуют два лобных и два подбровных бугра, к ней под углом примыкают боковые поверхности, ограниченные снизу надбровными дугами, с внешней стороны – височными линиями, за выступами последних располагаются направленные назад височные поверхности.

Подковообразная в плане нижняя челюсть определяет пластическую форму нижнего раздела головы. Между двумя квадратными мышцами нижней губы помещается подбородок. Форма его образована двумя подбородочными буграми и жировым наростом между ними.

Под нижней челюстью располагаются три площадки: одна прямая – от подбородка к гортани и две треугольные боковые, расположенные по ее сторонам. Ограничены эти площадки сбоку телом нижней челюсти, в середине – двубрюшными, а сзади – шиловидно-подъязычными мышцами, обозначающими нижнюю границу сопряжения головы и шеи спереди.

Округлая поверхность щеки, образованная большим числом мягких тканей, делится на три раздела, выраженных своеобразными переломами скуловой и жевательной мышц. Фронтальная часть щеки ограничена нижним краем глазной впадины, боковой поверхностью носа и скуловой мышцей.

приложение

Рис. 1. Исходное положение головы с тремя главными плоскостями, на которые проектируются основные изображения

Рис. 2. Череп: 1 – надпереносье; 2 – глазница; 3 – надбровная дуга; 4 – верхняя челюсть; 5 – скуловая кость; 6 – носовая кость; 7 – носовое (грушевидное) отверстие; 8 – лобная кость; 9 – лобный бугор; 10 – скуловая дуга; 11 – височная кость; 12 – височная линия; 13 – собачья ямка; 14 – угол нижней челюсти; 15 – подбородочные бугры; 16 – теменная кость; 17 – теменные бугры; 18 – затылочная кость; 19 – затылочный бугор; 20 – сосцевидный отросток височной кости; 21 – шейные позвонки; 22 – седьмой шейный позвонок; 23 – ключица; 24 – яремная ямка; 25 – рукоятка грудины

Рис. 3. Мышцы головы и шеи: 1 – лобная; 2 – круговая глаза; 3 – круговая рта; 4 – поднимающая крыло носа и верхнюю губу; 5 – жевательная; 6 – височный пучок жевательный; 7 – опускающая углы рта; 8 – двубрюшная; 9 – гортань; 10 – грудино-ключино-сосцевидная; 11 – капюшонная; 12 – яремная ямка; 13 – ключица; 14 – малая и большая скуловые мышцы; 15 – ланитная мышца

Рис. 4. Схемы исходных изображений головы и шеи с пометкой основных анатомических пунктов: а – спереди; б – сбоку; в – сзади; г – снизу (шея показана в разрезе); д – разрез головы по глазам и скуловым костям; е – сверху; ж – основные пункты и линии для рисования головы

Рис. 5. Возможности движения головы по отношению туловища: а – наклон вперед и назад; б – за счет поперечных перемещений шейных позвонков; в – наклон вбок; г – повороты вправо, влево

Рис. 6. Принципиальные схематические изображения головы с разных точек зрения: а – при исходном положении; б – при наклоне вбок; в – назад; г – вперед

Рис. 7. Схемы головы (методическая разработка С.В. Тихонова)

Рис. 8. Схемы головы: а – по А. Голубкиной; б – по А. Дюреру; в – по М. Курилко

Рис. 9. Исходные изображения глаза с анатомическим анализом

Рис. 10. Характерные разрезы век глаза

Рис. 11. Движение глаз: а – при закрытых, прищуренных и широко открытых веках; б – движение зрачка и изменение рисунка век в зависимости от направления взгляда

Рис. 12. Строение носа: а – внешний вид; б – костная основа носа; в – хрящи; г – основные анатомические точки носа и его схема

Рис. 13. Мышцы и схема профилей носа, изменение его характера в зависимости от направления и размеров переносицы, носовых костей, пирамидального и крыловидных хрящей

Рис. 14. Губы: а – исходный вид; б – поперечный и продольный разрезы

Рис. 15. Мышцы рта: а– вид спереди; б – вид сбоку; 1 – поднимающая верхнюю губу; 2 – малая скуловая; 3 – большая скуловая; 4 – поднимающая концы губ; 5 – четырехугольная мышца, опускающая нижнюю губу; 6 – треугольная; 7 – круговая мышца рта; 8 – подбородочная; 9 – жевательная мышца; 10 – квадратная мышца верхней губы; 11 – щечная мышца

Рис. 16. Основные анатомические точки и схемы губы: а – опорные точки; б – возрастные изменения; в – движение губ

Рис. 17. Исходные виды ушной раковины: а – спереди; б – сбоку; в – снизу; г – сверху; 1 – козелок; 2 – противокозелок; 3 – межкозелковая вырезка; 4 – завиток; 5 – противозавиток; 6 – ножки противозавитка с треугольной ямкой между ними; 7 – мочка

Как правильно нарисовать голову человека, соблюдая пропорции. Основные закономерности в конструкции головы человека. Знание этих пропорций поможет начинающему художнику в работе над портретом.

Рисование головы человека включает в себя пять этапов, но в данной статье будут рассмотрены только три, и так:

  1. Нанесение крайних точек от подбородка до макушки и центрально луча (линии). Рисование овала головы яйцевидной формы. Пометки профильных линии: линии глаз, нижнего основания носа и разреза губ. Изображение линии основания уха и направление шеи.
  2. Нанесение основных частей лица, к которым относятся глаза, надбровные дуги, нос, губы и уши. Нанесение собственной тени.
  3. Проверка и анализ нанесенных частей лица, волос и прорисовка формы головы, и ее частей более сильными линиями.
  4. Передача теней: собственных и падающих.
  5. Анализ и обобщение светоцветовых отношений изображения. Введение нюансных переходов в тенях и на свету.

Для рисования портрета можно использовать свой глазомер и не намечать никаких линий для соблюдения пропорций, просто садиться и рисовать с фотографии или натуры, как говориться “на глаз”. Но по собственному опыту знаю, что можно немного не угадать с размерами задуманного рисунка, если рисовать без нанесения крайних точек – не вместить все на листке бумаги и получить коня без копыт, а человек без ног и т.д.

В художественной практике установлены идеальные пропорции для головы человека. И хотя в жизни редко встречаются люди с идеальными пропорциями лица, все-таки их полезно знать, чтобы лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Зная эти пропорции можно нарисовать себе сетку, в которой легче будет определить и наметить основные черты лица (см. рисунок ниже). Согласно этим пропорциям от темени (верхней точки головы) до конца подбородка по горизонтали делится на две равные части линией глазных впадин. Прямоугольник, в котором будем рисовать овал головы человека, берем размером 14 х10 см.

Высота головы состоит из 7 равных частей. Верхняя часть отделяет линию волос, вторая снизу линия основания носа, а нижняя основание нижней губы. Ширина головы состоит из 5 равных частей. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа (или глаза). Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей.



Когда сетка нарисована и нанесены все точки:

  • Рисуем овал яйцевидной формы в пределах прямоугольника (размер 14 х 10 см, а = 2 см).
  • Намечаем глаза, зрачки, верхнее и нижнее веко.
  • Над глазами рисуем брови.
  • Рисуем нос.
  • На линии рта (красный цвет на рисунке) рисуем губы. От середины каждого глаза можно провести вертикальную линию, между этими линиями располагаются уголки рта. Форма губ разная. Но верхняя всегда темнее, нижняя светлее, на нее падает свет.
  • Рисуем уши. Уши располагаются между линиями переносицы и кончика носа.
  • Рисуем шею.
  • Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.
  • Рисуем волосы и создаем мужской или женский образ.

Глаза

Глаза бывают разной формы, как и другие части лица и могут отличаться: маленькие, большие, выпуклые, глубо посажены и т.д. Нижнее веко больше освещено, чем верхнее, которое темнее. Для лучшего отображения черт лица необходимо попрактиковаться. Для начала можно их срисовывать с фото.

Рисуем губы

Губы, как и глаза, являются очень выразительными чертами лица и отличаются по форме: тонкие, толстые, сред­ние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе.

Рисуем нос

Леонардо да Винчи изучая строение человеческого тела и анатомию человека, классифицировал формы носа, они бывают: прямые (1), вогнутые или курносые (2) и выпуклые или горбоносые (3).

Еще носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Ос­нование носа равно ширине глаза. При нанесении контуров носа стоит знать, что середина лицевой линии носа проходит через середину его ос­нования и кончика. Отличаются также крылья носа, при нанесении теней стоит внимательно изучить строение и особенность этой части лица вашего объекта изображения. Говорят: если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека.

Рисуем волосы

Начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени. Волосы состоят из многочисленных прядей. Можно не прорисовывать отдельные прядки, а набрасывать отдельные их группы и пучки.