Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей. Учет билетов в учреждении культуры: правила, требования, рекомендации Учет билетного хозяйства в учреждениях культуры

Положение о правилах продаж театрального билета, ведению билетного хозяйства посещения государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина»

1. Общие положения

1.1 . Настоящее Положение о правилах продажи театрального билета, ведению билетного хозяйства и посещения Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина» (далее – Положение) разработано в соответствии с:

— Гражданским кодексом РФ;

— Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 № 257 «Об утверждении бланков строгой отчетности;

— Положение «о Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590 (в ред. от 08.05.2015 № 453);

1.2. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина» (далее – Театр) осуществляет расчеты с населением при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

При приобретении билета в кассе театра и на сайте театра кассовый чек Заявителю не выдается, т.к. билет является бланком строгой отчетности.

Бланк строгой отчетности изготавливается типографским способом, содержит следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию. Серия билета обозначается двумя буквами (например – АБ, АВ и т.д.). Серия и тираж устанавливаются Театром при сдаче заказа типографии.

б) местонахождение Театра;

в) идентификационный номер Театра;

г) вид услуги;

д) стоимость услуги в денежном выражении;

е) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги.

Художественное оформление билетов, внесение дополнительной информации на них, техническое редактирование производится Театром самостоятельно.

1.3. Бланк билета должен содержать отрывные части (корешок, контроль, штрих код). На корешке дублируется серия и номер бланка.

1.4. Приобретая билет Театра, Зритель принимает на себя обязательства по соблюдению установленных правил продажи билетов, ведению билетного хозяйства и посещения Театра, изложенных в настоящем документе далее по тексту – Правила).

1.5. Билет Театра является договором возмездного оказания услуг в сфере культуры.

1.6. Театральный билет Театра не дублируется для финансовой и налоговой отчетности.

1.7. Театральный билет Театра с исправлениями, наклейками и существенными ля идентификации повреждениями является недействительным и освобождает Театр от каких-либо обязательств по нему.

1.8. Зритель несет всю полноту ответственности за подлинность театрального билета в случае приобретения его не в кассе Театра, не на официальном сайте Театра, не у официальных распространителей.

1.9. Театральный билет действителен только на одно лицо. дети в возрасте до 3-х лет на спектакли (мероприятия) театра проходят без билета и без предоставления отдельного места. От 3-х лет в обязательном порядке приобретается отдельный билет.

1.10. В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», приобретая театральный билет следует обращать внимание на возрастные ограничения при посещен спектаклей (мероприятий) Театра (информация указывается на афишах, билетах, на официальном сайте Театра), ответственность за несоблюдение данного условия лежит на родителях (или их законных представителях).

1.11. Билет (или приглашение) необходимо сохранять о конца спектакля и предъявлять его по первому требованию представителям администрации Театра.

1.12 . при выявлении факта незаконного приобретения или использования театрального билета, администрация Театра может принять решение о запрете посещения зрителем спектакля (мероприятия) Театра.

2. Общие Правила продажи билетов в Театре

2.1. Предварительная продажа театральных билетов производится в кассе, расположенной в здании театра(служебный вход), на сайте Театра и у официальных распространителей театральных билетов.

3. Продажа билетов в кассе театра

3.1. Местонахождение Театра: 119049, г.Москва, ул.Крымский вал, д.9, стр.33

Режим работы театральной кассы Театра: с 11.00-18.00 по будням, с 11-00-19-00 — по выходным. Летний режим и изменения в работе режима кассы объявляются дополнительно на официальном сайте Театра.

3.2. Продажа билетов в кассе Театра производится за наличный расчет в российских рублях по указанным на билетах ценам.

3.3. Продажа билетов с использованием банковских карт возможна на сайте Театра. Перед проведением операции с использованием банковской карты, театр с участием уполномоченного Театром банка, осуществляет проверку подлинности банковской карты, срока ее действия, убеждается в правомочности ее использовании лицом, имеющим намерение приобрести театральный билет.

4. Скидки и акции

4.1. Театр предоставляет скидку на билеты, согласно утвержденного списка льготных билетов.

4.2. При покупке театральных билетов по льготной стоимости производится только в кассе Театра при предъявлении соответствующих документов. Продажа льготных билетов через сайт театра не осуществляется.

4.3. При выявлении факта передачи льготных театральных билетов, приобретенных в соответствии с данными Правилами, другим лицам, администрация Театра вправе отказать этим лицам в посещении спектакля.

5. Возврат денежных средств

5.1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом «О защите прав потребителей» покупатель билета вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг и вернуть билет в любое время при условии оплаты Театру фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

5.2. В случае возврата билета менее чем за один календарный день до проведения мероприятия, касса Театра не возмещает покупателю стоимость билета, т.к. Театр понес фактические расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору.

5.3. В случае опоздания на мероприятие, на посещения мероприятия по какой-либо причине, касса театра не возмещает покупателю стоимость билета.

5.4. Сданные покупателем билеты могут продаваться кассой Театра повторно.

5.5. Администрация театра не несет ответственности за поддельные билеты и билеты, приобретенные у лиц, не являющихся официальными представителями Театра.

5.6. Неиспользованный театральный билет не дает права входа на другие спектакли.

5.7. Возврат стоимости билетов, проданных со скидкой, по отмененным, перенесенным или замененным мероприятиям осуществляется с учетом полученных скидок.

5.8. При отмене, замене или переносе мероприятия (спектакля) Зритель вправе возвратить Театру приобретенные билеты и потребовать возврата уплаченных денежных средств.

5.9 . Билеты, приобретенные на перенесенный или замененный спектакль (мероприятие) действительны на вновь объявленный спектакль (мероприятие), но по желанию Зрителя могут быть возвращены в кассу Театра.

5.10. Возврат билетов в случаях замены или переноса спектакля производится до назначенного времени начала спектакля в день проведения.

5.11. При отмене спектакля возврат билетов производится со дня распоряжения об отмене до даты, когда спектакль должно было состояться, плюс десять календарных дней.

5.12. Денежные средства за возвращенные билеты выплачиваются согласно ценам, указанным на билете.

5.13. Возврат денежных средств за билеты, приобретенные по банковским картам, производится на ту же карту, с которой они были оплачены, по заявлению покупателя в течение десяти рабочих дней.

5.14. Информация о замене или отмене мероприятия (спектакля) и сроках возврата билетов вывешивается в доступном для Зрителя месте в кассе и на сайте Театра.

5.15. Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей Театра без предварительного уведомления. Изменения в актерском составе не являются основанием для возврата билета.

5.16. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, в том числе, в случае болезни артиста, Администрация Театра оставляет за собой право на отмену, перенос и замену спектакля.

5.17. Во всех случаях билеты принимаются на основании заявления покупателя и при наличии паспорта.

5.18. Стоимость сервисного сбора и доставки не возвращается.

6. Правила посещения Театра

6.1. Приобретая театральный билет на спектакль (мероприятие) Театра, Зритель обязуется соблюдать общественный порядок в здании Театра.

6.2. Материальный ущерб, причиненный Театру по вине Зрителя, должен быть возмещен в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

6.3. Верхняя одежда должна быть сдана в гардероб. Театр не несет какой-либо ответственности за утрату денег, иных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей, оставленных Зрителем без присмотра или сданных в гардероб вместе с верхней одеждой.

6.4. В случае утери номерка из гардероба, Зритель возмещает Театру его стоимость в размере 200 (двести) рублей. Одежда Зрителю, потерявшему номерок, выдается в последнюю очередь.

6.5. Вход Зрителя в Театр и работа обслуживающего персонала начинается не ранее чем за 1 (один) час до начала спектакля. Вход в зрительный зал осуществляется после первого звонка, прекращается после третьего звонка, прозвучавшего в Театре.

6.6. Во время проведения спектакля все средств мобильной связи должны быть отключения или переведены в бесшумный режим.

6.7. Во избежание скопления очередей при входе в Театр, связанных с контролем билетов и проверкой металлодетекторами на наличие запрещенных предметов, приходить на спектакль (мероприятие) необходимо заблаговременно.

6.8. Вход в зрительный зал возможен с первым звонком (не ранее чем за 15 минут до начала спектакля).

6.9. Зрители обязаны занимать места согласно номера ряда и места, указанных в билете.

6.10. Запрещается занимать без согласования с администрацией места, отличные от указанных в билетах.

6.11. Опоздавшие Зрители могут посмотреть первый акт спектакля н имеющихся свободных местах (при наличии таковых) на балконе, при этом занимая места, предложенные контролером, а в антракте пересесть на места, указанные в билетах. В соответствии с правилами пожарной безопасности запрещается стоять между рядами, в проходах и у дверей во время спектакля. Зрители, опоздавшие более чем на 45 минут, в Театр не допускаются. Зрители должны самостоятельно обеспечить своевременный приход к началу спектакля.

6.12. Во время спектакля запрещены любые передвижения по зрительному залу, шум, разговоры, прием пищи и напитков, разговоры по телефону, использование мобильной техники. родители или педагоги должны обеспечить условия, чтобы их дети не мешали просмотру спектакля другим зрителям. За нарушение порядка в зрительном зале администрация театра имеет право потребовать от нарушителя выйти из зрительного зала и в случае невыполнения требования вывести его из зрительного зала, при этом стоимость услуг (билетов) не возвращается.

6.13. В целях обеспечения охраны авторских и иных смежных прав фото,-кино-,видео-, телесъемка, любые виды аудиозаписи спектаклей или их фрагментов без специального разрешения администрации Театра запрещается.

6.14. Запрещен вход в зрительный зал в верхней одежде, с напитками, с едой и в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

6.15 . В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «О охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», курение в помещениях Театра запрещено.

7. Порядок утверждения цен на театральные билеты

7.1. Цены на театральные билеты утверждаются Художественным руководителем Театра на основании Приказа. Одновременно утверждается распоясовка мест зала, которая должна учитывать сложность и особенность каждой конкретной постановки (спектакля).

7.2. Цены театральных билетов должны учитывать затраты Театра на создание постановки (спектакля), ее эксплуатацию, а также иные особенности спектакля.

8. Права и обязанности Театра

8.1 . Театр обязуется использовать информацию, полученную от Зрителя, только для организации работы сайта Театра.

8.2. Ответственность Театра перед Зрителем ограничена стоимостью приобретаемых билетов, спорные вопросы между Театром и Зрителем разрешаются путем переговоров, а при невозможности регулируются действующим законодательством Российской Федерации.

8.3. Театр не несет какой-либо ответственности за билеты, купленные у лиц, н уполномоченных осуществлять реализацию театральных билетов Театра.

"Бюджетный учет", 2009, N 8

Об особенностях бюджетного учета билетов, абонементов, экскурсионных путевок театрально-зрелищными учреждениями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха расскажет Т.Е. Володина, заслуженный экономист Российской Федерации, член методологического совета при Министерстве культуры и массовых коммуникаций.

Организации и учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, в соответствии со ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 359) осуществляют расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам и утвержденным порядком учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.

Формы бланков и их реквизиты

Формы бланков билета, абонемента и экскурсионной путевки утверждены Приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 257).

Абонемент Билет Экскурсионная путевка

К бланкам строгой отчетности, применяемым при оказании услуг организациями культуры, относятся:

  • билет;
  • абонемент;
  • экскурсионная путевка.

Каждый из этих документов должен содержать следующие реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию;

б) наименование и организационно-правовую форму учреждения (организации);

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица по доверенности;

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный учреждению (организации) культуры, выдавшему документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) иные реквизиты, характеризующие специфику оказываемой услуги, которыми вправе дополнить документ учреждение (организация) культуры.

Изготовление бланков

Утвержденные Приказом N 257 бланки строгой отчетности учреждения могут напечатать в типографии с обозначением серии и порядкового номера, а также изготовить самостоятельно с помощью имеющихся в наличии технических средств (персональных компьютеров и пр.) с соблюдением нумерации с помощью нумератора и применением специальной программы автонумерации, исключающей возможность повтора в использовании номера.

В соответствии с п. 12 Положения N 359 учреждения по требованию налоговых органов обязаны представить информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Способы формирования бланков документов посредством автоматизированных систем зависят от конкретной системы, используемой в данном учреждении.

Так как в Положении N 359 речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту от несанкционированного доступа, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, обычный компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может. Таково мнение Минфина России, которое изложено в Письмах от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-43 и от 7 ноября 2008 г. N 03-01-15/11-353.

Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на отрывные части бланка документа.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Об этом сказано в п. 4 Положения N 359, Письме Минфина России от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-42.

Художественное оформление билетов, абонементов и экскурсионных путевок, определение характера и содержания необходимой информации на них, а также их техническое редактирование производятся учреждением культуры и искусства самостоятельно.

Бюджетный учет

С 1 января 2009 г. вступили в силу Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 145н. В соответствии с ними расходы на оплату договоров на изготовление и приобретение бланочной продукции (в том числе бланков строгой отчетности, первичных учетных документов, регистров бюджетного учета и отчетности и пр.) следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги". Следовательно, расходы по изготовлению бланков строгой отчетности учреждений (организаций) культуры, утвержденных Приказом, также относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Расходы по оплате договоров на изготовление плакатов, афиш, программ спектаклей, договоров на создание эскизов костюмов и сценографии тоже следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Руководство учреждения должно обеспечить строгий контроль за сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности.

Ответственность за хранение билетов и абонементов в соответствии с действующим законодательством несут руководитель учреждения, а также другие его работники по письменному указанию руководителя.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.

Нереализованные билеты, абонементы и экскурсионные путевки списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности, утвержденные приказом руководителя учреждения. Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение 5 лет <1>.

<1> О сроках хранения документов см. статью "Уничтожение документов" N 3/2009, с. 60.

Списание изъятых из обращения билетов и абонементов производится на основании акта, составленного комиссией и утвержденного руководителем организации. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

Бухгалтерский учет билетов, абонементов и экскурсионных путевок в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее - Инструкция N 148н), осуществляется следующим образом.

Первичными документами по учету доходов от показа спектаклей, концертной и иной культурно-просветительской деятельности (в том числе сборов от продажи билетов и абонементов) служат бланки строгой отчетности, на основании которых осуществляется расчет с посетителями учреждений сферы культуры и искусства без применения контрольно-кассовой техники.

Прием изготовленных в типографии бланков строгой отчетности производится по накладной и счету в типографии представителем заказчика по доверенности.

При приеме изготовленных бланков строгой отчетности производится полная проверка, сличаются фактическое количество и серии, номера по данным, указанным в накладных (квитанциях и т.п.).

Получение бланков строгой отчетности от типографии отражается учреждением культуры по цене изготовления записью:

Дебет 2 401 01 226

"Расходы на прочие работы, услуги"

Кредит 2 302 09 730

"Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг",

с одновременным отражением на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности".

Оплата за бланки отражается записью:

Дебет 2 302 09 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытия денежных средств учреждения со счетов".

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) по видам, сериям и номерам, а также по местам их хранения с указанием даты получения (выдачи) бланков строгой отчетности, количества и стоимости. На основании данных по приходу и расходу бланков строгой отчетности выводится остаток на конец периода. В соответствии с Инструкцией N 148н БСО учитываются на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке: один бланк - 1 руб.

03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";

03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете";

03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации";

03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению".

Поступившие на склад бланки строгой отчетности отражаются по стоимости изготовления на забалансовом счете 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе".

Выданные со склада для регистрации в установленном порядке бланки строгой отчетности по средней фактической стоимости списываются с забалансового счета 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе". Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете".

Выдача комплектов билетов, абонементов со склада оформляется требованием-накладной (ф. 0315006), подписанным руководителем организации или его заместителем и главным бухгалтером, и производится под расписку на этом требовании лица, получающего бланки строгой отчетности.

Лицо, ответственное за реализацию бланков строгой отчетности, выдает зарегистрированные бланки кассиру билетной кассы, нештатным уполномоченным, театральным кассам для регистрации.

Требование выписывается в двух экземплярах: один выдается вместе с бланками строгой отчетности, второй передается в бухгалтерию учреждения.

Проштампованные и зарегистрированные бланки строгой отчетности при передаче на реализацию списываются по цене изготовления с забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете". Одновременно производится запись на забалансовом счете 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Нештатные уполномоченные по реализации бланков строгой отчетности и билетные кассиры учреждения обязаны в срок, установленный приказом руководителя учреждения, сдать в кассу учреждения или перечислить на счет учреждения деньги, вырученные за реализованные бланки.

Не возвращенные своевременно бланки строгой отчетности считаются проданными, и театральная касса или нештатный уполномоченный оплачивают их номинальную стоимость.

Должностные лица отчитываются за полученные и использованные бланки строгой отчетности корешками квитанций, копиями кассовых ведомостей и кассовыми отчетами по отрывным билетам в день сдачи выручки.

Отчеты должностных лиц служат основанием для оприходования выручки по приходному ордеру.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности по каждому спектаклю, концерту, представлению должен составляться на основании данных о регистрации бланков строгой отчетности, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных бланков строгой отчетности.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности должен поступать в бухгалтерию учреждения для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении на стационаре. К этому отчету должны быть приложены корешки бланков строгой отчетности использованного комплекта в сброшюрованном виде.

Начисление дохода от реализации услуг, оказываемых учреждением культуры, отражается следующей записью:

Дебет 2 205 03 560

Кредит 2 401 01 130

Поступление выручки от реализации билетов и других бланков строгой отчетности отражается записью:

Дебет 2 201 01 510, 2 201 04 510

"Поступление денежных средств учреждения на счета", "Поступления в кассу"

Кредит 2 205 03 660

Одновременно производится списание бланков строгой отчетности с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Возврат нереализованных билетов оформляется накладной и отражается по цене реализации записью способом "красное сторно":

Дебет 2 205 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг"

Кредит счета 2 401 01 130

"Доходы от оказания платных услуг".

Исправление способом "красное сторно" оформляется Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

Возврат нереализованных бланков строгой отчетности отражается списанием с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации" и записью на забалансовом счете 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению".

Нереализованные бланки строгой отчетности списываются с забалансового счета 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению" на основании Акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816) и в срок, установленный приказом руководителя учреждения, уничтожаются.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с установленным порядком.

Кроме обязательной согласно действующему законодательству инвентаризации бланков строгой отчетности необходимо в сроки, установленные руководством учреждения, проводить внезапные контрольные проверки их наличия, а также правильности заполнения и использования.

О случаях выявленных расхождений или недостач бланков строгой отчетности главный бухгалтер должен немедленно доложить в письменном виде руководителю учреждения для принятия мер.

При применении электронной формы реализации бланков строгой отчетности на сумму реализации производится запись:

Дебет 2 205 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг"

Кредит 2 401 01 130

"Доходы от оказания платных услуг".

Поступление выручки от реализации бланков строгой отчетности отражается записью:

Дебет 2 201 01 51 0, 2 201 04 510

"Поступления денежных средств учреждения на счета", "Поступления в кассу"

Кредит 2 205 03 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг".

Налоговый учет

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса не облагается НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства. К ним относится в том числе и реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, а также реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

Однако освобождение от обязанностей плательщика НДС не дает учреждению культуры права не составлять счета-фактуры и не вести книги покупок и продаж. Согласно п. 3 ст. 169 Налогового кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, а также в иных ситуациях, определенных в установленном порядке.

Если реализация товаров (работ, услуг) не подлежит обложению НДС, а также если плательщик освобожден от уплаты этого налога в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса, счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ). При этом на указанных документах делается соответствующая запись или ставится штамп "Без налога НДС".

Особенностью операций по реализации театральных билетов (абонементов, экскурсионных путевок) может являться размещение на них рекламной информации, которая является самостоятельным объектом налогообложения.

В других социальных отраслях бланки строгой отчетности учитываются так же, как и в учреждениях культуры.

Т.Е.Володина

Заслуженный экономист

Российской Федерации,

член методологического совета

при Министерстве культуры

и массовых коммуникаций

В бюджетном учреждении культуры, которое занимается кинопрокатом, происходит реализация части кинобилетов через интернет-оператора. Физическим лицам, которые приобрели таким образом билеты, в кассе кинотеатра распечатываются на специальном принтере и на специальной ленте кинобилеты. Такие кинобилеты могут распечатываться только в одной из касс одним из нескольких материально ответственных лиц (МОЛ) - кассиров. Данные кассира (Ф.И. О.) проставляются на бланке кинобилета. Лента для распечатки билетов (500 штук с уникальными серией и номером) передается в кассу. При этом определить МОЛ, которое в итоге будет распечатывать билет, заранее нельзя. Выдача таких бланков строгой отчетности (БСО) производится в течение всего рабочего дня кинотеатра - приблизительно с 08.00 до 24.00. В течение рабочего дня в данной кассе поочередно работают разные МОЛ. Соответственно, за БСО, находящиеся в кассе, несут ответственность разные МОЛ.
Каков порядок организации учета кинобилетов в такой ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Одним из вариантов организации учета кинобилетов в данной ситуации может быть передача ленты для распечатки билетов материально ответственному лицу на время его рабочей смены. По окончании рабочей смены материально ответственное лицо передает оставшиеся БСО тому материально ответственному лицу, которое принимает смену, и так далее каждый день. Передача может оформляться Требованием-накладной (ф. 0504204).
Соответствующие движения БСО получат свое отражение в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045), формируемой по каждому материально ответственному лицу.

Обоснование вывода:
Существующие в настоящее время нормативные акты и разъяснения Минкультуры России относительно применения таких бланков строгой отчетности (далее - БСО), как "билет", связывают их применение, в первую очередь, с необходимостью оформления БСО при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (смотрите, в частности, приказ Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности").
В рассматриваемой ситуации применение бланков кинобилетов не связано с подобными расчетами. Напротив, физические лица уже приобрели право на просмотр кино путем оплаты билета безналичным способом. Бланк кинобилета в данной ситуации не подтверждает приемку определенной суммы наличных денежных средств и (или) оплаты платежной картой. Вместе с тем в таких ситуациях необходимость в выдаче билета физическому лицу может быть обусловлена требованиями порядка использовании кинозалов, в частности, допуск в кинозал может осуществляться только на основании предъявленного билета на соответствующий сеанс. Кроме того, реализация билетов на культурные мероприятия по установленным формам подтверждает факт освобождения соответствующей услуги от обложения НДС ( НК РФ).
Положения п. 337 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), указывают на тот факт, что формы БСО, применяемые учреждением, а также другие организационные аспекты, связанные с их учетом и движением, утверждаются в учетной политике учреждения. При разработке положений учетной политики в данной части учреждению необходимо соблюдать требования:
- положений Инструкции N 157н;
- ведомственных "Методических указаний о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности...", направленных письмом Минкультуры России от 15.07.2009 N 29-01-39/04 (далее - Методические указания);
- Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета... и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н).
Согласно п. 2.5 Методических указаний бланки документов (билетов), поступившие в организацию, принимаются комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.
Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке осуществляются следующие мероприятия:
- проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.);
- составляется акт приемки бланков документов.
Акт, утвержденный руководителем организации, является основанием для принятия бланков документов на учет ответственным сотрудником. В соответствии с положениями N 52н в качестве первичного учетного документа, подтверждающего факт поступления в учреждение материальных ценностей, какими являются и БСО, может быть Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Согласно Инструкции N 157н и п. 2.6 Методических указаний бухгалтерский учет БСО ведется на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности":
- в условной оценке: один бланк, один рубль;
- по стоимости приобретения бланков (в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики).
БСО регистрируются в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) и передаются материально ответственному лицу на реализацию. В такой ситуации в качестве первичного учетного документа, подтверждающего передачу бланков кинобилетов на реализацию, может применяться Требование-накладная (ф. 0504204).
В соответствии с положениями Инструкции N 157н, п. 2.7 Методических указаний, а также N 52н аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045):
- по каждому виду бланков строгой отчетности, сериям и номерам с указанием даты получения (выдачи) бланков строгой отчетности, условной цены, количества, а также подписи получившего их лица;
- в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения.
Другими словами, "бригадный" учет (учет сразу у нескольких МОЛ) бланков строгой отчетности реализован быть не может. БСО должны находиться под ответственностью определенного МОЛ.
Поскольку в рассматриваемой ситуации в течение дня происходит смена кассира, ответственного за распечатку на бланках реализованных через Интернет кинобилетов, вполне обоснованно, что по окончании своего рабочего дня МОЛ, которому переданы для выдачи соответствующие БСО, будет передавать оставшиеся у него в ленте БСО принимающему МОЛ. Оформляться такая передача может Требованием-накладной (ф. 0504204).
Соответствующие движения получат свое отражение в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045), формируемой по каждому материально ответственному лицу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Уставом учреждений культуры предусмотрено проведение ими театральных представлений, зрелищ, культурно-просветительских, развлекательных мероприятий. Среди основных видов деятельности можно выделить экскурсии, аттракционы в парках культуры и отдыха, посещение зоопарков, проводящиеся за оплату. Бухгалтерский учет входных билетов, костюмов в театрах, музейных экспонатов, расходов и доходов бюджетных организаций культуры, налогообложение имеет определенные особенности. В статье расскажем про учет в учреждениях культуры, дадим примеры расчета.

Требования к форме билетов в организациях культуры

К формам билетов, продаваемых театрами, музеями, зоопарками и другими подобными организациями, предъявляются определенные требования. Согласно законодательству бланк билета должен содержать такие обязательные реквизиты, как:

  • наименование документа, номер и серию;
  • данные об утверждении формы билета;
  • ИНН, наименование, код учреждения, которое выпустило билет;
  • вид, единица измерения и стоимость услуги;
  • дату продажи билета;
  • данные кассира, реализовавшего билет;
  • сведения об изготовителе и тираже бланков.

Бланки билетов печатают в типографии либо самостоятельно на компьютере. Каждый билет должен иметь свой уникальный номер. Если бланки печатаются организацией самостоятельно, то важно не допускать повторения номеров. Организации культуры самостоятельно разрабатывают внешний вид билета.

Контроль за сохранностью билетов в организациях

Важной задачей бухгалтерского учета билетов в учреждениях культуры является обеспечение их сохранности в местах хранения и соблюдение правил их учета. Билеты необходимо хранить либо в специальных кладовых, либо в сейфе. Ответственность за их сохранность несет руководитель организации и лица, на которых возложена такая обязанность в соответствии с приказом директора.

Одновременно с ревизией кассовых операций проводят проверку билетов, представляющих собой бланки строгой отчетности.

Проверки билетов могут быть как плановыми, так и внезапными. Если в ходе таких ревизий установлены расхождения количества билетов, указанного в документах, и фактического наличия их, главный бухгалтер обязан поставить в известность руководителя организации культуры в письменной форме.

Бухгалтерский учет билетов

Поступление и выдача билетов со склада

Основанием для оприходования билетов, полученных от изготовителя, является накладная. Бланки получают по доверенности, оформленной по установленным правилам. Принимая бланки билетов необходимо сверить их фактическое количество с указанным в документах изготовителя. Кроме того, сличаются номера, серии билетов, их соответствие сведениям, отраженным в сопроводительных документах.

Поступление билетов:

  • Дт 210506340 «Увеличение стоимости прочих МЗ»
  • Кт 230222730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению МЗ».

Выданы со склада билеты:

  • Дт 240101272 «Расходование МЗ»
  • Кт 210506440 «Уменьшение стоимости прочих МЗ».

Одновременно с этой проводкой выполняют списание бланков билетов со счета 03/1 «Билеты на складе» на счет 03/2 «Билеты у подотчетных лиц».

Аналитический учет билетов

Основным регистром аналитического учета билетов является книга учета бланков строгой отчетности. Книга оформляется в соответствии с правилами бухгалтерского учета: листы нумеруются, прошнуровываются, на последней странице делается надпись о количестве листов в этой книге, заверенная печатью и подписью руководителя.

Продажа билетов: документальное оформление и отражение на счетах

Зарегистрированные билеты передают в кассы для их последующей реализации. Передачу их оформляют накладной, а с уполномоченным по продаже заключают договор о полной материальной ответственности. Продажную стоимость билета на бланке заранее указывать не нужно. Она может различаться по видам и времени представлений и прочим критериям. Поэтому достаточно проставить на бланке штамп театра, а стоимость указать при реализации.

Периодически в установленные на предприятии сроки ответственные лица составляют отчет о полученных и проданных бланках, а также возвращают в кассу организации полученные при продаже билетов деньги. К отчетам прилагают подтверждающие документы: копии ведомостей, корешки квитанций и т.д.

По каждому представлению, мероприятию составляют сводный отчет о реализованных билетах. Его предоставляют в бухгалтерию на следующий день после проведения мероприятия.

Пример отражения операций по движению бланков билетов

Театром заказано и выкуплено в типографии 500 билетов стоимостью 7500 рублей. 150 бланков передали в кассу для продажи. Цена билета 200 рублей. Продано 120 билетов, остальные билеты вернули в бухгалтерию.

Корреспонденция счетов Содержание операции Сумма
Дебет Кредит
210506340 23022 730 Получены билеты от типографии 7500,00
03/1 5000
240101272 210506440 Переданы билеты для штамповки 225
03/2 03/1 Выбыли со склада билеты 150
220503560 240104130 Переданы билеты на реализацию 3000
03/3 03/2 150
240104130 240101130 Реализованы билеты 2400
03/3 Проданы билеты 120
220503560 240104130 На стоимость возвращенных билетов методов красным сторно (600)
03/4 03/3 Возврат билетов 30
03/4 Уничтожение актов согласно акту 30

Учет театральных костюмов

Согласно действующему законодательству театральные костюмы являются сценическо-постановочными средствами. Если срок их полезного использования превышает 1 год, то, независимо от стоимости, такие объекты следует учитывать в составе основных фондов на счете 010109000. Если же костюмы служат меньше 12 месяцев, то их учитывают как материальные запасы на счете 010506000.

Учет костюмов в составе основных фондов имеет некоторые особенности, которые зависят от их стоимости . Предметы, стоимостью до 1000 рублей списываются на амортизацию сразу при передаче их в эксплуатацию:

  • Дт 040101271 «Расходы на амортизацию основных средств и НМА»
  • Кт 010109410 «Уменьшение стоимости основных средств».

Если стоимость костюма находится в пределах от 1000 до 10000 рублей, то при передаче их в эксплуатацию по ним начисляется стопроцентный износ. Костюмы, как объекты основных фондов, принимаются по первоначальной стоимости. Если они стоят больше 10000 рублей, то износ начисляется ежемесячно линейным способом.

Если костюмы приобретались из средств бюджета, то начисление износа отражается так:

  • Дт 140101271 «Расходы на амортизацию ОС и НМА»
  • Кт 110400000 «Амортизация».

Учет музейных ценностей

Музейные ценности учитывают в соответствии с ФЗ «О музейном фонде РФ» №54-ФЗ от 6.12.1996 г. Если они включаются в состав музейного фонда, то их не отражают на балансе организации и не относят к основным фондам. Предметы, включаемые в состав музейного фонда, напротив, относят к основным средствам и отражают на балансе учреждения.

Средства, не включаемые в музейные фонды Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Приобретение за счет бюджета
1 401 01 226 1 302 09 730 на сумму расходов по приобретению
130209830 130405226 Оплачено приобретение музейных ценностей
Приобретение за счет коммерческой деятельности
210604340 230209730 Оприходование ценностей
230209830 220101610 Оплата музейных ценностей

По музейным ценностям, стоящим на балансе организации, начисляется износ. При этом применяется линейный способ. Срок полезного использования этих объектов составляет от 15 до 20 лет. Для начисления амортизации по ним применяется счет 10407 000 «Амортизация прочих основных средств».

Как учитывать различные издержки

В себестоимость услуг, предоставляемых учреждениями культуры, включаются затраты по зарплате, на покупку необходимых материалов, на коммунальные услуги и связь транспортные, командировочные и прочие расходы. Когда организация оказывает только один вид услуг, затраты прямо списываются в себестоимость. Когда же услуг несколько, то по завершении месяца следует распределить между ними накладные расходы.

Как и на других предприятиях, в качестве базы распределения можно избрать расходы:

  • на зарплату;
  • на материалы;
  • прямые затраты.

За основу можно принять и доход от той или иной услуги. Порядок отнесения на себестоимость накладных и общехозяйственных расходов организация культуры выбирает на свое усмотрение и в обязательном порядке отражает его в своей учетной политике.

В аналогичной последовательности организация разрабатывает форму калькуляции, которую необходимо составить до начала оказания платной услуги. Синтетический учет расходов в организации культуры ведется на следующих группах счетов:

  • 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы»;
  • 0 109 90 000 «Издержки обращения».

Налоговый учет в учреждениях культуры

При определении оптимальной системы налогообложения у учреждения культуры есть выбор. Законодательством предусмотрено применение ими как ОСНО, так и «упрощенки». Плательщики, избравшие ОСНО, обязаны начислять и перечислять в бюджет налог на прибыль. Порядок его расчета, ставки платежа, доходы, попадающие под налогообложение, регулируются НК РФ.

Не облагаются налогом на прибыль поступления денежных и иных средств в рамках целевого финансирования. Такое правило касается не только бюджетных организаций, но и учреждений культуры любой организационно-правовой формы. Главное условие – раздельный учет доходов от приносящей доход деятельности и поступлений по целевому финансированию. Если это правило у налогоплательщика не соблюдено, то под налогообложение попадают все поступления.

Деятельность учреждений культуры освобождается от НДС. Такие организации могут применять УСНО при соблюдении условий, установленных законодательством.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. В каких случаях организации культуры могут перейти на УСНО?

Вопрос №2. Необходимо ли проставлять инвентарный номер на костюмах для постановок?

Согласно правил ведения бухгалтерского учета любому объекту основных фондов присваивается инвентарный номер. При этом не важно, к какой группе относится имущество, находится ли оно в запасе, эксплуатируется либо переведено на консервацию. Под этим номером имущество числится в учете весь срок пребывания его в учреждении.

Поэтому присваивание инвентарного номера сценическо-постановочным средствам, относящимся к основным фондам, обязательно. Если это касается театральных костюмов, то номер можно вышить нитками, либо написать на жетоне, прикрепляемом к нему.

Вопрос №3. Нуждаются ли театральные костюмы, не используемые в постановках длительный период, в каком-либо обособленном учете?

Согласно законодательству бухучет костюмов должен вестись так, чтобы был обеспечен контроль за их сохранностью, отражение на счетах и в первичных документах поступления, внутреннего перемещения и выбытия. Это обуславливает необходимость организации аналитического учета имущества, не используемого на сегодняшний день.

Учет костюмов, не участвующих в постановках длительное время, нужно вести на обособленных субсчетах. Отсутствие аналитического учета таких средств в учреждениях культуры является распространенной ситуацией, вызывающей нарекания со стороны контролирующих органов при проверке.

Вопрос №4. Относятся ли театральные билеты к денежным документам?

В театре билеты относятся их к бланкам строгой отчетности по причине отсутствия у них признаков денежных документов. В отношении организаций, покупающих билеты для того, чтобы раздать их своим работникам либо реализовать их в дальнейшем, действует обратное правило. В таком случае они однозначно относятся к денежным документам.

Вопрос №5. В конце марта театр продал 60 билетов на спектакль, который состоится в апреле. В каком месяце следует признать выручку от их продажи для целей налогообложения?

В марте. Выручка для целей налогообложения должна определяться по факту продажи билета, а не по дате предстоящего спектакля.

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1

Сегодня в России насчитывается несколько сотен театров. Некоторые из них имеют более чем вековую историю, а какие-то созданы совсем недавно. Их главное предназначение - творчество. Но деятельность любой творческой организации невозможна, если в ней нет бухгалтерии и не ведется учет. Очевидная специфичность театральных организаций предопределяет ряд особенностей их бухгалтерского учета. В данной статье рассмотрен вопрос об учете операций по реализации театральных билетов.

Согласно Положению о театре в Российской Федерации (далее - Положение N 329), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 N 329, театр - это организация, основной деятельностью которой являются подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих услуг. Театр, как и любая другая некоммерческая организация, вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность, но лишь для достижения целей, ради которых он создан.

Таким образом, деятельность театра подразделяется на основную бюджетную (некоммерческую) и предпринимательскую. В Положении N 329 определены основные виды театральной деятельности:

  • создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов;
  • проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;
  • изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;
  • подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;
  • прокат и реализация костюмов, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных принадлежностей;
  • реализация сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям театра, и другие виды деятельности, приведенные в п. 23 Положения N 329.

В данный момент экономическая деятельность театра регулируется единственным законодательным документом - "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" N 3612-1 от 09.10.1992 в ред. 2005 г.

Бланки билетов

Организации и учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, осуществляют расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники, правда, при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам и утвержденных Порядком учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности. Об этом сказано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 171).

Формы бланков билетов установлены Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 20н). Однако в связи с тем, что Правительством РФ утверждено Положение N 171, требования к билету, как к бланку строгой отчетности, стали жестче с целью максимально приблизить его к кассовому чеку. В данном нормативном документе установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее действовавшими требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности согласно новым требованиям до 1 января 2007 г.

Бланк билета, на основании Положения N 171, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование и код организации, выдавшей бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • вид услуг;
  • единица измерения оказания услуг;
  • стоимость в денежном выражении;
  • дата осуществления расчета;
  • наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации (п. 5 Положения N 171).

На бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж) (п. 7 Положения N 171).

Обратите внимание: при налоговых проверках учреждений культуры требования налоговиков к бланкам строгой отчетности вполне законны, так как Положение N 171 - действующий нормативный документ. Поэтому во избежание проблем, по мнению автора, отсутствующую информацию на театральном билете нужно указать разработанным в учреждении штампом - проштамповать существующие бланки строгой отчетности и пользоваться ими до конца года.

Министерство культуры РФ Письмом от 13.04.2000 N 01-67/16-21 до учреждений культуры и искусства довело согласованные с Минфином Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы Минкультуры России (далее - Методические указания).

Утвержденные в соответствии с Приказом N 20н и Положением N 171 бланки строгой отчетности печатаются типографским способом с обозначением серии и порядкового номера. Как правило, стационарные театры изготавливают комплекты билетов по числу мест в зрительном зале. Кроме того, бланки можно изготовить самостоятельно, например, на компьютере. Однако при этом необходимо соблюдать нумерацию и применять специальную программу автонумерации, которая исключает возможность повтора номера.

В случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с распространителями, использующими автоматизированные информационные системы продажи входных билетов, следует руководствоваться Письмом Минкультуры России от 17.03.2005 N 7-01-16/08 "Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Российской Федерации".

Художественное оформление билетов, определение характера и содержания указанной в них информации, а также их техническое редактирование учреждение культуры и искусства производит самостоятельно.

Контроль над сохранностью бланков строгой отчетности

Руководство учреждения должно обеспечить строгий контроль над сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности. Билетные комплекты должны храниться либо в специальной кладовой, либо в сейфе под замком. Ответственность за организацию хранения билетов и абонементов в соответствии с действующим законодательством несет руководитель учреждения или другие работники по его письменному указанию.

Проверка бланков строгой отчетности, хранящихся у должностных лиц, проводится одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40.

Нереализованные билеты списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности приказом руководителя учреждения. Корешки бланков строгой отчетности хранятся пять лет.

Изъятые из обращения билеты списываются на основании составленного комиссией акта, утвержденного руководителем учреждения. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

Кроме обязательных инвентаризаций бланков строгой отчетности, необходимо проводить внезапные контрольные проверки их наличия, правильности заполнения и использования в сроки, установленные руководством учреждения.

О случаях выявленных расхождений или недостач бланков строгой отчетности главный бухгалтер должен немедленно доложить руководителю учреждения для принятия мер. Сделать это нужно в письменном виде.

Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение пяти лет.

Бухгалтерский учет операций с билетами

Основным источником доходов театральных организаций являются сборы от продажи билетов на спектакли. Бухгалтерский учет билетов, в соответствии с новой Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, осуществляется следующим образом.

Изготовленные в типографии бланки строгой отчетности принимаются по накладной и счету типографии представителем заказчика по доверенности. При приемке изготовленных бланков строгой отчетности проводится полная проверка: сличаются фактическое количество бланков строгой отчетности, их серии, номера по данным, указанным в накладных (квитанциях и т.п.).

Получение бланков строгой отчетности от типографии отражается учреждением по фактической цене приобретения следующей записью:

Дебет счета 2 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит счета 2 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".

Поступившие на склад бланки строгой отчетности учитываются на счете 2 105 06 340 как прочие материальные запасы по фактической стоимости приобретения и одновременно как бланки строгой отчетности на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности на складе" в условной оценке: 1 руб. за один бланк.

К счету 03 "Бланки строгой отчетности" можно ввести следующие субсчета:

03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";

03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете";

03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации";

03-4 "Бланки строгой отчетности, не реализованные и подлежащие уничтожению".

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0511819) по видам, сериям и номерам, по местам их хранения с указанием даты получения (выдачи) бланков, их количества и стоимости, а также по материально-ответственным и подотчетным лицам. На основании данных по приходу и расходу бланков строгой отчетности выводится остаток на конец периода. Книги должны быть прошнурованы и опечатаны сургучной (мастичной) печатью, а количество листов заверяется руководителем учреждения.

При выдаче бланков строгой отчетности со склада вносится следующая запись по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (списание материальных запасов должно быть отражено в учетной политике учреждения):

Дебет счета 2 401 01 272 "Расходование материальных запасов"

Кредит счета 2 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов".

Одновременно бланки строгой отчетности списываются с забалансового счета 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе" и принимаются к учету на забалансовый счет 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете".

Лицо, ответственное за реализацию бланков строгой отчетности, выдает зарегистрированные бланки строгой отчетности по накладным кассиру билетной кассы, нештатным уполномоченным, городским театральным кассам для реализации. Выдача билетов уполномоченным по реализации билетов может производиться только при наличии договора подряда, заключенного между театром и уполномоченным, и договора о полной материальной ответственности. Накладная выписывается в двух экземплярах - один выдается вместе с бланками строгой отчетности, второй передается в бухгалтерию учреждения.

Продажная цена на бланках билетов, как правило, не печатается, так как может различаться в зависимости от спектакля, времени, когда он демонстрируется, состава актеров, поэтому цена проставляется непосредственно перед продажей билетов. При этом на билете ставится штамп театра.

При выдаче бланков строгой отчетности распространителям, с которыми заключен договор длительного характера, на сумму реализации билетов, не относящуюся к доходам текущего отчетного периода, производится бухгалтерская запись с использованием счета 0 401 04 130 "Доходы будущих периодов". По мнению автора, применять данный счет целесообразно в связи с поэтапной сдачей услуг по показу спектаклей и концертов. Бухгалтерская запись будет выглядеть следующим образом:

Дебет

Кредит

Проштампованные и зарегистрированные бланки строгой отчетности при передаче на реализацию списываются с забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете". Одновременно производится запись на забалансовом счете 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Должностные лица отчитываются за полученные и использованные бланки строгой отчетности корешками квитанций, копиями кассовых ведомостей и кассовыми отчетами по отрывным билетам в день сдачи выручки. Отчеты должностных лиц служат основанием для оприходования выручки по приходному ордеру.

Не возвращенные своевременно бланки строгой отчетности считаются проданными, и городская театральная касса или нештатный уполномоченный оплачивают их номинальную стоимость.

Нештатные уполномоченные по реализации бланков строгой отчетности и билетные кассиры учреждения обязаны в срок, установленный приказом руководителя учреждения, сдать в кассу учреждения или перечислить на его счет вырученные деньги за реализованные бланки строгой отчетности.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности по каждому спектаклю, концерту, представлению должен составляться на основании данных о регистрации бланков строгой отчетности, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных бланков строгой отчетности. Сводный отчет должен поступать в бухгалтерию учреждения для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении их на стационаре. К этому отчету должны быть приложены корешки бланков строгой отчетности использованного комплекта в сброшюрованном виде.

Признание выручки текущего отчетного периода от реализации бланков строгой отчетности оформляется по цене реализации записью:

Дебет счета 2 401 04 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Поступление выручки от реализации билетов отражается проводкой:

Дебет счета 2 201 01 510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета" или

Дебет счета 2 201 04 510 "Поступления в кассу"

Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".

При применении электронной формы реализации бланков строгой отчетности на сумму реализации производится следующая запись:

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг".

Возврат нереализованных бланков

Возврат нереализованных бланков строгой отчетности оформляется накладной и отражается по цене реализации способом "красное сторно":

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 04 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Исправление способом "красное сторно" оформляется Справкой (ф. 0504833), в которой необходимо сделать ссылку на номер и дату исправляемого Журнала операций, а также обосновать внесение исправлений. Возврат нереализованных бланков строгой отчетности отражается списанием с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации" и записью на забалансовом счете 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные". Нереализованные бланки строгой отчетности указываются в Акте о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816). На его основании в срок, установленный приказом руководителя учреждения, бланки строгой отчетности уничтожаются и списываются с забалансового счета 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные".

Рассмотрим учет реализации билетов на примере.

Пример. Театр приобрел у типографии 10 000 бланков билетов. Стоимость заказа составила 15 000 руб., НДС не начисляется. 300 билетов после оформления надлежащим образом были переданы для реализации в кассу театра. Цена одного билета на спектакль - 200 руб. Реализовано было 270 билетов, непроданные билеты были возвращены в бухгалтерию театра.

Бухгалтер отразил операции следующим образом.

Дебет

Кредит

Получены бланки билетов от

типографии

Отражено поступление бланков

билетов на склад

Выданы билеты в подотчет на

штамповку

Отражено выбытие со склада

бланков билетов

Выданы билеты

распространителю на

реализацию

Отражена выдача бланков

строгой отчетности с

подотчета на реализацию

Проданы билеты

распространителем

Поступила в кассу выручка

от реализации билетов

Отчитано за реализованные

бланки строгой отчетности

Отражен возврат билетов

методом "красное сторно"

Отражен возврат бланков

строгой отчетности

Согласно акту бланки

непроданных билетов

уничтожены

С.Гулиева

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"