Галерея в эрмитаже посвященная героям войны доу. Военная галерея эрмитажа

Военная галерея Зимнего дворца Государственный Эрмитаж

Среди мемориальных сооружений, созданных в память 1812 года, своеобразным памятником является Военная галерея Зимнего дворца

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло России, строился с июня по ноябрь 1826 года. Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Джованни Скотти. Портрет Карла Ивановича Росси. Художник Б.Ш. Митуар 1820-е годы

Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года в годовщину изгнания армии Наполеона из России. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Рота Дворцовых Гренадер. Художник К. К. Пиратский

Картина Г.Г.Чернецова запечатлела вид галереи в 1827 году. Потолок с тремя световыми фонарями, по стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов в золоченых рамах, разделенных колоннами, портретами в рост и дверями в соседние помещения. По сторонам этих дверей вверху находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа. Военная галерея Зимнего дворца. Г. Чернецов. 1827 год.

Здесь поместили 332 портрета генералов русской армии, участников войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814 гг

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны. Портрет Александра I . Художник Ф.Крюгера, в торце галереи.

Портреты для Военной Галереи написаны Джорджем Доу и его ассистентами Александром Васильевичем Поляковым и Василием Александровичем Голике. Портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Василием Голике (стоит) в окружении семьи Голике. 1834 год.

В 1830-х годах в галерее были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий - венским живописцем П. Крафтом. Портрет Франца I Художник П.Крафт Портрет Фридриха-Вильгельма III Художник Ф.Крюгер

Еще позднее в галерею поместили две работы художника Петера фон Гесса, современника Джорджа Доу, - «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину». Бородинское сражение. Художник Петер фон Гесс. 1843 год

Отступление французов через реку Березину. Художник Петер фон Гесс. 1844 год.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года, уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова. Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 метров, а над карнизом разместились хоры – обходная галерея. Военная галерея Зимнего дворца. Художник П. Гау. 1862 год.

В 1949 г.оду, к 150-летию со дня рождения А.С.Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта «Полководец». В 1834-1836 годах А.С.Пушкин часто посещал Военную галерею. Ее вдохновенным и точным описанием начинается созданное в 1835 году стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли. «Толпою тесною художник поместил. Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года.» А.С.Пушкин

среди 15 командиров бригад гвардейской, полевой и резервной артиллерии, принявших участие в Бородинском сражении, 10 человек (66,6 процента) были воспитанниками кадетских корпусов из 47 командиров артиллерийских рот гвардейской, полевой, резервной и запасной артиллерии, сражавшихся на Бородинском поле, 34 человека, или 72,3 процента, окончили кадетские корпуса в конной артиллерии воспитанники кадетских корпусов - командиры конных рот - составили 72,7 процента

В Военной галерее представлено 56 портретов воспитанников кадетских корпусов

В 1820-е годы память о войне была еще свежа. В обществе появилась идея запечатлеть всех участников Отечественной войны 1812 года. Герои войны должны были «ожить», чтобы навсегда занять прочное место в памяти русских людей. Эта идея вылилась в создание своеобразного памятника войне 1812 года - Военной галереи Зимнего дворца.

Утверждение списков

Сам император Александр I лично утверждал списки генералов, чьи портреты должны были быть помещены в Военной галерее. Портрет офицера мог быть размещен в Военной галерее только при условии, что он либо участвовал в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812—1814 годах в генеральском чине, либо был произведен в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Инспекторский департамент Главного штаба Российской империи составил предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею. В декабре 1819 года эти списки были предоставлены специально созданному в августе 1814 года комитету для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. Свою работу этот комитет проводил до августа 1820 года. Однако отнюдь все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Император и Главный штаб остановились на 349 героях войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.

Выбор императора: Джордж Доу

Вопрос о том, кому поручить написание стольких портретов был решен так же не без участия императора Александра I . Во время пребывания императора в Ахене осенью 1818 года начальник Главного штаба князь П.М. Волконский заказал тогда еще малоизвестному английскому художнику Джорджу Доу свой портрет. Александр вошел в комнату как раз во время сеанса и был поражен сходством портрета и быстротой, с которой работал мастер. Вскоре Доу получил приглашение в Петербург, где ему было заказано написание большого количества портретов героев войны 1812 года.

Джордж Доу работал над созданием этих портретов в течение 10 лет. Но для одного человека такой объем работы выполнить очень тяжело. Поэтому в России к нему на помощь были приставлены русские художники Василий Александрович Голике и Александр Васильевич Поляков. Всего они написали 332 портрета, в то время как оставшиеся портреты по тем или иным причинам остались невыполненными. Так, например, в галерее нет портретов кн. Д.И. Лобанова-Ростовского и А.С. Кологривова, руководивших в 1812 году подготовкой резервов.

Интересна история портрета декабриста С.Г. Волконского. Выполнен он был еще в 1823 году. Однако после всем известных событий 14 (26) декабря 1825 года решение о размещении портрета этого «государственного преступника», изначально даже приговоренного к смертной казни, которая затем была заменена ссылкой, было отменено. Таким образом, уже изготовленный портрет пролежал в запасниках Зимнего дворца многие годы и был обнаружен только в начале XX века, когда отношение общества и даже правящих кругов к декабристам изменилось. И только в 1903 года портрет Волконского был помещён в галерее и занял в ней свое достойное место.

Вокруг качества портретов, выполненных Доу, до сих пор ходят большие споры. Многие исследователи отмечают, что Доу и его помощники допустили целый ряд исторических неточностей. Многие герои войны к тому моменту уже погибли, и их портреты не могли писаться с натуры. Художники допустили ошибки в мундирах, погонах, орденах и лентах, иногда изображая те награды, которыми этот генерал никогда не обладал, а иногда не писали обязательные для ношения наградные знаки. Однако все эти неточности не могут изменить того впечатления, которое создается при входе в галерею.

Г.Г. Чернецов, 1827 г.

Открытие галереи

Зал, в котором разместилась будущая галерея, был спроектирован известным архитектором Карло Росси и строился в спешном порядке с июня по ноябрь 1826 года.

Торжественное открытие галереи, посвященной героям войны 1812 года, состоялось 25 декабря (7 января) 1826 года - в день, ознаменовавший победоносное окончание войны. В этот день в Зимнем дворце собрались те самые герои войны, чьи портреты находились на стенах галереи, и простые офицеры и солдаты гвардейских полков - но все они были ветеранами войны 1812 года, награжденные медалями и орденами за участие в этой кампании.

Пожар 1837 года


Портрет Александра I работы Ф. Крюгера

Уже в 30-е годы XIX века зал Военной галереи был поставлен парадный портрет императора Александра I (исполненный Францем Крюгером). Рядом находились парадные портреты, монархов союзных государств - короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца-Иосифа I. Портреты фельдмаршала М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли находятся по сторонам двери, ведущей в Георгиевский (Большой тронный) зал. По стенам расположены пять горизонтальных рядов нагрудных портретов героев войны 1812 года в золоченых рамах. Они разделены колоннами, портретами в рост и дверьми в соседние помещения. Над этими дверьми находились двенадцать лепных лавровых венков, окружающих названия мест, где происходили наиболее значительные сражения 1812-1814 годов, начиная с Клястиц, Бородина и Тарутина до Бриена, Лаона и Парижа.

Но 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался пожар, который продолжался три дня. В результате очень сильно пострадало декоративное убранство всех залов, не пощадил он и Военную галерею. Но благодаря мужеству гвардейских солдат ни один портрет герою войны 1812 года не пострадал: все они были спасены и вынесены из горевшего зала. В 1838-1839 годах галерея была восстановлена с некоторыми изменениями, внесенными архитектором В.П. Стасовым. В этом виде она сохранилась доныне.

Александр Сергеевич Пушкин, часто бывавший во дворце, очень любил эту галерею и посвятил ей замечательные строки в своем стихотворении о Барклае-де-Толли «Полководец»:

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,

Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года…

Нередко медленно меж ими я брожу

И на знакомые их образы гляжу,

И, мнится, слышу их воинственные клики.

Из них уж многих нет; другие, коих лики

Еще так молоды на ярком полотне,

Уже состарелись и никнут в тишине

Главою лавровой...

Хроника дня: Русские атакуют отряд Гранжана

Седьмая пехотная дивизия из 10-го армейского корпуса отступала к границе с Восточной Пруссией. У Шавлей и Кельма отряд генерала Гранжана был атакован русским авангардом, однако французы продолжили отступление.

Отряд генерала Паулуччи продолжал преследовать неприятеля и занял Шрунден.

Персона: Джорж Доу

Джорж Доу (1781-1829)

Джордж Доу родился 8 февраля 1781 г. в приходе Сент-Джеймс. Его отец Филипп Доу был художником и гравером в меццо-тинто, работал вместе с Хоггартом и Тёрнером, также писал политические карикатуры о жизни в Америке.

Первоначально Джордж тренировался с отцом как гравер, но позднее он заинтересовался живописью. Он стал учиться в лондонской Академии художеств, которую окончил в двадцатидвухлетнем возрасте с золотой медалью. Он был прекрасно образован, владел четырьмя европейскими языками. В 1809 г. Доу стал членом Академии художеств, а в 1814 г. - академиком.

Он пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 г. он отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого в Ахене познакомился с Александром I и произвел на него впечатление. Эта встреча стала очень важной в жизни английского художника. Российский император заказал Джорджу Доу написать портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В течение 10 лет художник работал над этими портретами.

В 1826 г. новый император Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 г. он был официально назначен Первым художником Императорского двора.

В 1828 г. он вернулся в Англию, где оставался в течение нескольких месяцев. В 1829 г. Доу вернулся в Санкт-Петербург, но вскоре у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. У художника была лёгочная недостаточность на протяжении всей жизни из-за перенесённой в детстве болезни. В августе 1829 г. Доу вернулся в Лондон, и 15 октября он скончался.

7 (19) декабря 1812 года

Г. Чернецов, 1827 … Википедия

Военная галерея Зимнего дворца, Э. П. Гау, 1862 Военная галерея одна из галерей Зимнего дворца в Санкт Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу… … Википедия

Военная галерея - Зимнего дворца (ныне в составе Эрмитажа), собрание портретов русских полководцев и военачальников — участников Отечественной войны 1812 и Заграничных походов 1813—14 (написаны в 1819—28 английским портретистом Дж. Доу при участии… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Запрос «Отечественная война» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Война 1812 года. Отечественная война 1812 года Наполеоновские войны … Википедия

Не следует путать с Тучков, Павел Алексеевич (градоначальник Москвы). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тучков. Павел Алексеевич Тучков 3 й … Википедия

Наградная медаль в честь 100 летия победы в Отечественной войне 1812 года. Надпись: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги» Отечественная война 1812 года оставила глубокий след в сознании российского общества, во … Википедия

Здание Московской городской думы Дата основания 2012 Местонахождение … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сражение под Смоленском. Сражение за Смоленск (1812) Отечественная война 1812 года … Википедия

- … Википедия

Книги

  • Военная галерея 1812 года , Мартиросова Мария Альбертовна. Книга знакомит с собранием портретов русских героев войны 1812-1814 г.–«Военной галереей» Эрмитажа, главным трудом английского художника Х YIII–Х I Х в. Д. Доу. Книга содержит биографические…
  • Военная галерея 1812 года Джордж Доу , Пантилеева А. (ред.-сост.). Книга знакомит с собранием портретов русских героев войны 1812-1814 г.–«Военной галереей» Эрмитажа, главным трудом английского художника Х YIII–Х I Х в. Д. Доу. Книга содержит биографические…

    - (ныне в составе Эрмитажа), собрание портретов русских полководцев и военачальников участников Отечественной войны 1812 и Заграничных походов 1813 14 (написаны в 1819 28 английским портретистом Дж. Доу при участии русских художников В. А.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Санкт Петербурге экспозиция из 322 портретов русских военачальников периода Отечественной войны 1812 и участников заграничных походов русской армии 1813 14. Открыта 25.12.1826 (6.1.1827). Художники: Дж. Доу, А. В. Поляков, В. А. Голике … Большой Энциклопедический словарь

    В Санкт Петербурге, экспозиция из 322 портретов российских военачальников периода Отечественной войны 1812 и участников заграничных походов российской армии 1813 1814. Открыта 25 декабря 1826 (6 января 1827). Художники: Дж. Доу, А. В. Поляков,… … Энциклопедический словарь

    Во енная галер ея З имнего дворц а … Русский орфографический словарь

    Г. Чернецов, 1827 … Википедия

    Военная галерея Зимнего дворца, Э. П. Гау, 1862 Военная галерея одна из галерей Зимнего дворца в Санкт Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу… … Википедия

    Военная галерея - Зимнего дворца (ныне в составе Эрмитажа), собрание портретов русских полководцев и военачальников — участников Отечественной войны 1812 и Заграничных походов 1813—14 (написаны в 1819—28 английским портретистом Дж. Доу при участии… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний дворец (значения). Дворец Зимний дворец … Википедия

    Михаил Богданович Барклай де Толли Michael Andreas Barclay de Tolly Фрагмент портрета М. Б. Барклая де Толли работы … Википедия

Книги

  • Военная галерея Зимнего дворца , Ренне Е.П.. Издание приурочено к 200-летнему юбилею победы России в Отечественной войне 1812 г. В нем читатель найдет изображения всех 336 портретов, исполненных для Военной галереи в 1820-е гг. Дж. Доу…
  • Военная галерея Зимнего дворца , В. М. Глинка, А. В. Помарнацкий. Издание 1981 года. Сохранность хорошая. В Военной галерее Зимнего дворца находятся триста тридцать два портрета военачальников русской армии - участников кампаний 1812-1814 годов, начавшихся…

Публикации раздела Музеи

Генералы 1812 года и их милые жены

К годовщине Бородинской битвы вспоминаем героев Отечественной войны 1812 года, разглядываем их портреты из Военной галереи Эрмитажа, а также изучаем, какие прекрасные дамы были их спутницами жизни. Рассказывает Софья Багдасарова.

Кутузовы

Неизвестный художник. Михаил Илларионович Кутузов в молодости. 1777

Джордж Доу. Михаил Илларионович Кутузов.1829. Государственный Эрмитаж

Неизвестный художник. Екатерина Ильинична Голенищева-Кутузова. 1777. ГИМ

Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов на портрете кисти Доу из Военной галереи написан во весь рост. Таких больших полотен в зале немного - подобной чести удостоены император Александр I , его брат Константин, австрийский император и прусский король, а из полководцев еще лишь Барклай де Толли и британец лорд Веллингтон.

Жену Кутузова звали Екатерина Ильинична, в девичестве Бибикова. На парных портретах, заказанных в 1777 году в честь свадьбы, Кутузов узнается с трудом - он молод, у него оба глаза. Невеста напудрена и нарумянена по моде XVIII века. В семейной жизни супруги придерживались нравов того же фривольного столетия: Кутузов возил в обозе женщин сомнительного поведения, жена его веселилась в столице. Это не мешало им нежно любить друг друга и своих пятерых дочерей.

Багратионы

Джордж Доу (мастерская). Петр Иванович Багратион. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Жан Герен. Ранение Петра Ивановича Багратиона в Бородинском бою. 1816

Жан-Батист Изабе. Екатерина Павловна Багратион. 1810-е. Музей Армии, Париж

Знаменитый военачальник Петр Иванович Багратион на Бородинском поле был тяжело ранен: ядро раздробило ему ногу. Его на руках вынесли из битвы, но врачи не помогли - через 17 дней он скончался. Когда в 1819 году английский живописец Джордж Доу принялся за огромный заказ - создание Военной галереи, облик погибших героев, в том числе Багратиона, ему пришлось воссоздавать по работам других мастеров. В данном случае ему пригодились гравюры и карандашные портреты.

В семейной жизни Багратион был несчастлив. Император Павел, желая ему лишь добра, в 1800 году выдал за него замуж красавицу, наследницу потемкинских миллионов Екатерину Павловну Скавронскую. Легкомысленная блондинка мужа бросила и уехала в Европу, где ходила в полупрозрачном муслине, неприлично облегающем фигуру, тратила огромные суммы и блистала в свете. В числе ее любовников был австрийский канцлер Меттерних, которому она родила дочь. Смерть супруга не повлияла на ее образ жизни.

Раевские

Джордж Доу. Николай Николаевич Раевский. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Николай Самокиш-Судковский. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 1912

Владимир Боровиковский. Софья Алексеевна Раевская. 1813. Государственный музей А.С. Пушкина

Николай Николаевич Раевский, поднявший под деревней Салтановкой в наступление полк (по легенде, рядом с ним в бой пошли два его сына, 17 и 11 лет), в сражении выжил. Доу, скорее всего, писал его с натуры. Вообще, в Военной галерее - более 300 портретов, и хотя английский художник «подписал» их все, но основной массив с изображением простых генералов создавали его русские помощники - Александр Поляков и Вильгельм Голике. Однако самых важных генералов Доу все-таки портретировал сам.

У Раевского была большая любящая семья (Пушкин долго вспоминал путешествие с ними по Крыму). Женат он был на Софье Алексеевне Константиновой - внучке Ломоносова , вместе с обожаемой женой они пережили много несчастий, в том числе опалу и расследование декабристского восстания. Тогда сам Раевский и оба его сына оказались под подозрением, однако позже их имя было очищено. Его дочь Мария Волконская последовала за мужем в ссылку. Удивительно: все дети Раевских унаследовали огромный прадедушкин ломоносовский лоб - правда, девочки предпочитали прятать его за локонами.

Тучковы

Джордж Доу (мастерская). Александр Алексеевич Тучков. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Николай Матвеев. Вдова генерала Тучкова на Бородинском поле. Государственная Третьяковская галерея

Неизвестный художник. Маргарита Тучкова. 1-я половина XIX века. ГМЗ «Бородинское поле»

Александр Алексеевич Тучков - один из тех, кто вдохновил Цветаеву на стихи, которые потом превратились в прекрасный романс Настеньки в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» . Он погиб в Бородинском сражении, причем его тело так и не нашли. Доу, создавая его посмертный портрет, скопировал очень удачное изображение кисти Александра Варнека.

По картине видно, каким красавцем был Тучков. Его жена Маргарита Михайловна, урожденная Нарышкина, мужа обожала. Когда ей доставили известие о гибели мужа, она отправилась на поле битвы - примерное место смерти было известно. Маргарита долго искала Тучкова среди гор мертвых тел, но поиски оказались безрезультатными. Долгое время после этих ужасных поисков она была не в себе, родные опасались за ее разум. Позже она воздвигла на указанном месте церковь, затем - женский монастырь, первой игуменьей которого и стала, приняв постриг после новой трагедии - внезапной смерти подростка сына.