Как подготовиться к участию в выставке? Советы и рекомендации по проведению успешной выставки. Правильная организация выставок и оформление стендов

1. Что такое выставка?

Занимаясь продвижением своих товаров на рынке, каждый из Вас использует четыре основных инструмента:

2. Стимулирование продаж.

3. Формирование положительного образа фирмы.

4. Индивидуальные продажи конечному потребителю (или прямые продажи).

Каждый из методов на определенном этапе деятельности фирмы необходим и для достижения порога эффективности, требует значительных денежных, человеческих и временных ресурсов.

Принимая участие в выставке, Вы получаете возможность одновременно использовать все вышеперечисленные инструменты маркетинга среди специально собранной для Вас целевой группы Ваших потенциальных клиентов.

Вкладывая деньги в выставку, Вы инвестируете определенные средства. Уровень отдачи от этой инвестиции зависит от четырех китов, на которых основывается успешное участие в любой выставке.

Итак, «правило 4П»:

1. Планирование.

2. Привлечение посетителей на стенд.

3. Персонал, работающий на стенде.

4. Получение, контроль и анализ результатов.

2. Планирование выставки

Перед тем как принять решение об участии в выставке, ответьте на следующие вопросы:

1. Какое значение придается выставке в Вашей маркетинговой политике?

o Хотите ли Вы увеличить объем продаж существующих товаров или услуг на существующих рынках?

o Предложить новые товары или услуги на существующие рынки?

o Предложить существующие товары или услуги на новые рынки?

o Предложить новые товары или услуги на новые рынки?

2. Почему Вам необходимо участвовать в этой выставке?
Другими словами, определить, каковы Ваши цели?

o увеличить объем продаж

o представить новые товары или услуги

o улучшить имидж вашей фирмы

o воздействовать на целевую группу ваших клиентов

o сформировать сеть дилеров или дистрибьюторов

o исследовать рынок

3. Определив цели, Вы поймете - что Вы хотите на ней показать?
Определив, какие товары и услуги Вы хотите выставить на стенде, готовьте экспозицию так, чтобы она привлекала внимание именно к ним.

4. Кто входит в Вашу целевую группу (т.е. кто те люди, которым Вы хотите продемонстрировать свой товар

5. Сколько средств Ваша фирма может выделить на участие в выставке?

3. Подготовка выставки

Планируя принять участие в выставке, Вам предстоит решить ряд необходимых тактических задач:

1. Какая площадь стенда Вам понадобится?
Определяется, в первую очередь, Вашими целями и бюджетом. Не забудьте о месте для персонала и для зрителей.

2. Где лучше расположить стенд.
Обычно посетители поворачивают направо или идут к центру.
Изучите планировку: где располагаются лидеры отрасли, Ваши конкуренты, основные точки, привлекающие посетителей (буфет, оргкомитет, технические службы и т. д.). Близость стенда к туалету или буфету порой дают великолепные результаты.

3. Как оформить стенд.
Основные принципы: бюджет и имидж Вашей фирмы (используете ли Вы передовые технологии, современная, стабильная, спортивная и т. д.)
Чтобы быть эффективной, Ваша экспозиция должна пройти трехсекундный тест. Посетитель за три секунды должен иметь возможность:

o Заметить Ваш стенд. Он должен быть броским: используйте цвет, световые эффекты, плакаты с изображением товара в натуральную величину, движущиеся объекты и т.д.

o Выделить Вашу фирму по названию и логотипу. Они должны быть крупными и разборчивыми.

o Определить, в чем достоинства Ваших товаров и услуг для покупателя. Используйте лозунги, вывески и заголовки. На выставке потребительских товаров делайте упор не на марку фирмы, а на конкретный товар.

4. Каковы условия участия в выставке.

5. Транспортировка оборудования и экспонатов
Вопросы, на которые нужно знать ответ:

o Кто собирает и разбирает экспозицию? - Нанятая бригада, персонал выставки или Ваши сотрудники.

o Насколько сложна сборка-разборка экспозиции?

o Какие товары и как должны быть показаны? - Учитывайте необходимое количество полок и другого оборудования, а также площади для демонстрации товара в действии.

o Как будет обслуживаться Ваш стенд? - коммунальные услуги, тарифы на монтажные работы и перевозку, хранение ваших контейнеров на складе и т. д.

4. Привлечение посетителей

Очень часто на выставках мы слышим претензии в свой адрес: мало рекламы, среди посетителей мало наших потенциальных клиентов и т.д.

Заплатив определенную сумму за участие в выставке, фирма, как правило, на этом успокаивается, рассчитывая, что остальными вопросами, в том числе и рекламным обеспечением, будут заниматься организаторы выставки.

Мы полностью с этим согласны тем более, что в сумме участия заложен % денег для проведения рекламной кампании, но рекламной кампании самой выставки!

После того, как выставка открылась и посетитель вошел в выставочный павильон, мы, как организаторы, не можем гарантировать, что он остановится именно у Вашего стенда.

Как же привлечь внимание посетителей к Вашему стенду?

Во-первых, начать это делать намного раньше, чем посетитель придет на выставку.

Для этого используются:

· Персональные пригласительные.
Этот метод используется для специально отобранных групп посетителей (например, постоянных или потенциальных клиентов), на которых возлагаются большие надежды. Приглашения обязательно должны быть подписаны лично руководителем фирмы.

· Приглашения по телефону, факсы.
Участие в выставке - удобный предлог для телефонного звонка Вашим потенциальным клиентам.

Кампания по почтовой рассылке должна совпадать с Вашими целями участия в выставке. Приглашение посетить Ваш стенд должно содержать предложение: получить подарок или сувенир, понаблюдать за демонстрацией товара в действии, получить скидки, льготы и т.д. Очень важно отследить результативность подобной акции: для этого можно применить систему купонов.

Проведите рассылку дважды или трижды через определенные промежутки времени по одной и той же базе адресов. Тип сообщений должен быть различный. Например, в первом письме Вы рассказываете о своем товаре и сообщаете, что более подробную информацию можно будет получить на выставке. Во втором сообщении адресат получает конкретное приглашение (с купоном) посетить Ваш стенд.

o убедите, что ваши продукты или услуги выгодны им

o заострите внимание на экономии денег и времени

o обращайтесь к эмоциям и потребностям Ваших клиентов

o вознаградите их действия

o сделайте так, чтобы Вас запомнили

o Кампания по формированию имиджа фирмы в СМИ.

Это формирование устойчивого положительного имиджа Вашей фирмы и Ваших товаров в глазах потребителей. Не надо путать с рекламой.

Действия:
- Подготовьте пресс-релизы и различные информационные материалы о деятельности Вашей фирмы для публикации в СМИ. Выберете те издания, которые планируют освещать ход выставки.

Кроме того, не забудьте о разного рода бесплатных материалах и образцах, которые посетители смогут получить на Вашем стенде во время выставки.

В подготовке подобного рода материалов Вам всегда рада помочь наша компания.

4.1. Раздаточный информационный материал.

Всем нам знакома картина бредущих по проходам посетителей с охапкой различных буклетов, листовок и др. материалов. Известно, что психологически посетитель настроен взять все, что ему предлагают, и они действительно настроены прочитать все, что взяли. Но, вернувшись с выставки, они осознают, что большинство собранных проспектов для них - это красочная макулатура. До 75% выставочных материалов выбрасывается посетителями так и не прочитанными.

Несколько советов по изготовлению материалов:

· не делайте дорогостоящих проспектов для раздачи на стенде

· предложите выслать информацию по почте. Это избавит посетителя от необходимости таскать за собой кипу проспектов и даст возможность изучить их в более спокойной обстановке. К тому же, получение персонального конверта с Вашей информацией психологически обяжет клиента к более детальному их изучению.

· раздавайте проспекты только специалистам и посетителям, входящих в Вашу целевую группу.

· продажу осуществляют люди, а не проспекты. Наиболее часто встречающаяся ошибка - вручение проспектов всем подряд. Проспект - это итог серьезного разговора с посетителем. Можно использовать видеокассеты (с технической информацией или презентационным фильмом), дискеты.

4.2. Бесплатные образцы или призы.

В качестве образцов используются полностью годные к употреблению товары, снабженные рекламными сообщениями. Обязательно укажите на них название и реквизиты своей фирмы. Вручение образца не влечет никаких обязательств для посетителя! Используйте образцы как приз для посетителей, заполнивших анкету или сообщивших о себе свои данные для вашего банка данных.

5. Работа на выставке

Успех любой экспозиции в наибольшей степени зависит от мастерства персонала.

Бытует абсолютно ошибочное мнение, к сожалению, достаточно распространенное, что на стенде может работать любой сотрудник, свободный от производства и знакомый с деятельностью фирмы. В результате Ваши ожидания от участия в выставке так и остаются ожиданиями.

Основные принципы отбора персонала.

Сложность подбора заключается в умении овладеть вниманием посетителей и удержать его в условиях проведения активной деятельности в павильонах с учетом множества отвлекающих внимание моментов.

1. Остановите свой выбор на коммуникабельных сотрудниках.

2. Они должны хотеть работать на стенде.

3. Сотрудник должен быть наблюдательным, подмечать любые тонкости в разговоре, в том числе и язык жестов.

4. Сотрудник должен быть специалистом, компетентным в этой области, быстро отвечающим на любые вопросы посетителя.

5. Сотрудник должен уметь слушать и задавать наводящие вопросы.

После того, как Вы сформировали команду, важно вовлечь всех ее членов в обсуждение планов Вашего участия в выставке. Общение с людьми - ключевой фактор успеха экспозиции.

Необходимо подробно осветить работникам следующие вопросы:

1. Какова цель Вашего участия.

2. Что конкретно Вы экспонируете (для Ваших работников не должно быть никаких неожиданностей при открытии выставки).

3. Какие требования Вы предъявляете к сотрудникам стенда (Важно, чтобы каждый из них имел индивидуальный план, связанный с общими задачами, - какую информацию собрать, сколько встреч провести и т.д.).

4. Как сотрудникам выполнять Ваши требования (Потренируйте персонал - как демонстрировать товар со стенда, как эффективно классифицировать потенциальных покупателей).

Возьмите за правило во время выставки ежедневно после закрытия собирать сотрудников. Это даст возможность устранить недостатки до начала следующего дня, пока они свежи в памяти.

Сотрудников, работающих на выставке, нужно стимулировать. Например, комиссионные от продаж, несколько дней отдыха и т.д.

5.1. Выход на сцену.

Выставка - это место, где Ваш персонал может либо создать, либо разрушить дальнейшие контакты. Устойчивое мнение клиентов наполовину формируется за первые 3-4 секунды общения с персоналом.

Одежда
Ваши сотрудники должны выглядеть респектабельно. В каждой фирме принят свой стиль одежды. Придерживайтесь его.

Как актеры на сцене
С момента открытия выставки и до его завершения Ваш персонал на стенде должен чувствовать себя, как актеры на сцене. Посетители, подобно зрителям, приходят, чтобы увидеть представление. Их ожидания велики, потому что они жертвуют своим временем.

Продажа на выставке и обычная продажа имеет ряд различий.

1. Территория выставки - это "нейтральное поле".
Продавец и покупатель находятся в равных условиях. Ни у кого из них нет территориальных преимуществ, как при обычной продаже.

2. Время - деньги. Продолжительность работы выставки и время покупателя ограничены. Чем больше выставка, тем меньше времени у покупателя на каждый конкретный стенд.

3. Внимание клиента рассеяно - вокруг много интересного.

4. Минимальное время на сбор и анализ информации. Как показывает опыт, клиенты в среднем проводят у каждой экспозиции от 3 до 5 минут.

5. Количество вероятных покупателей намного выше, чем в условиях обычной продажи.

6. Вероятные покупатели приходят к Вам сами.

7. Ограниченные возможности демонстрации товара в действии, т.к. ограничено время и рассеяно внимание. С другой стороны - уникальная возможность показать громоздкое оборудование.

Продажа есть продажа.
И покупатель остается покупателем. Для него характерна боязнь принять неправильное решение, поэтому ему важно знать, понимаете ли Вы его проблемы.

Основные моменты, на которых нужно сосредоточить усилия:

1. Найти своего потенциального покупателя и встретиться с ним.
Выставку посещают разные люди. Одни идут с четкой целью, другие просто посмотреть. Ваше умение определять тип посетителя - это ключ к успеху.

2. Задать вопросы, чтобы понять потребности покупателя.
Относитесь к другим так, как они хотели бы, чтобы к ним относились. Определив тип личности клиента, Вы сможете вести с ним беседу в доверительной форме, поймете, как он мыслит и принимает решения. А значит, Вы сможете правильно выбрать способ воздействия на него.

3. Предложить свое решение их проблем.

5.2. Как встречать посетителей.

Большинство посетителей (до 58%) будут ждать Вашего сотрудника у входа на стенд не более 1 минуты. В период большого наплыва посетителей Вам может не хватить сотрудников. Постоянно прокручивающийся ролик на стенде может временно завлечь внимание посетителя и дать ответы на общие вопросы о Вас.

Иногда поведение персонала может спровоцировать желание посетителей покинуть стенд. Многие из них испытывают неловкость при необходимости прервать беседу уютно расположившихся сотрудников. На стенде не следует пить, курить, есть, читать, сидеть, развалившись, выглядеть утомленным или безучастным - это вызывает негативную реакцию у посетителей. Никогда не оставляйте стенд без присмотра. Клиенту нужен реальный сотрудник, который уделит ему внимание, которое не заменят никакие проспекты.

Как задавать вопросы и определять вероятных покупателей. Ключ к успеху - правильно поставленные вопросы и умение слушать активно. Беседа должна вестись в форме вопросов и ответов - в этом секрет поиска вероятных покупателей.

Правило 80/20: 80% времени слушайте, что говорит клиент 20% времени рассказывайте клиенту о своих товарах и услугах.

Мастерство задавать вопросы состоит в том, чтобы заставить клиента расслабиться и установить с ним контакт. Не атакуйте посетителя своими вопросами, у него может создаться ощущение допроса. У Вас два уха и одни уста - используйте их в соотношении 2:1.

6. Итоги выставки

После закрытия выставки наступает заключительный этап - Получение результатов.

Как правило, непосредственно на выставке заключаются не договора, а устанавливаются перспективные связи.

Сразу после выставки начинаются реальные продажи - встречи с установленными контактами и исполнение сделанных заказов.

Самая распространенная ошибка, которую допускают участники выставок, - это отсутствие плана работы с установленными контактами. Как правило, эта информация передается в торговый отдел и там благополучно забывается. Участники выставок не учитывают двух очень важных моментов: во-первых, это время, в течении которого Вы позвонили посетителю после выставки, и во-вторых, к разным посетителям надо подходить по-разному. Решающим фактором при этом является упор на заключительную стадию сделки, а для этого последующие контакты с посетителями быстро и эффективно.

Как контракты на выставках превратить в заключенные контракты?

Сразу же после выставки разошлите всем посетителям, оставившим о себе сведения, письма со словами благодарности за проявленный интерес к вашей экспозиции. Такие письма лучше заготовить заранее, в ходе подготовки к выставке. Пообещайте в недельный срок связаться с посетителем.

Если Вы хотите, чтобы в памяти посетителя осталось название Вашей фирмы, Ваше письмо должно поступить к нему в течение 48 часов после закрытия выставки.

Группировка клиентов.

Сгруппируйте все анкеты, исходя из степени заинтересованности клиентов:

1. Отличные клиенты.

2. Хорошие клиенты.

3. Средние клиенты.

4. Ненадежные клиенты.

5. Труднодоступные клиенты.

Это самый простой и дешевый способ классификации посетителей.

Еще до выставки разработайте телефонную анкету. Она должна быть короткой и содержать только суть, чтобы ее можно было заполнить всего за несколько минут. Включите прямо в анкету начальную фразу, вопросы о потребностях посетителя в Ваших товарах или услугах, вопросы о сроках и имеющихся средствах, о том, как в фирме покупателя принимаются решения, какие действия следует предпринять.

Установите сроки. Завершить телефонные переговоры лучше в течении недели после закрытия выставки. Проранжируйте полученные ответы.

Например:
Стоимость одной продажи: разделите общие расходы по участию в выставке на количество продаж.
Стоимость одного установленного контакта: ОР: кол-во собранных анкет.
Затраты на одного клиента, привлеченного в результате телефонных звонков: ОР/число «горячих», хороших и будущих клиентов.
Оцените производительность своего труда.
Выделите время для анализа и обсуждения вместе с персоналом работы на выставке.

Выставки - это великолепная возможность для продвижения Вашей фирмы на конкретном рынке при условии:

1. Если они планируются.

2. Если посетитель идет на выставку с конкретной целью посетить Ваш стенд, который, в свою очередь, не оставляет никаких шансов пройти мимо него для тех, у кого этой цели нет.

3. Если Ваш персонал умеет, хочет и готов работать на выставке.

4. Если после выставки у Вас на столе лежат точные и информативные записи переговоров, «по горячим следам» которых сразу же начинается работа.


Дорогие друзья! Хочу организовать выставку картин своего деда. Начал звонить по галереям, но столкнулся с неожиданной для себя проблемой. Или все забронировано до нового года или космические цены. Прежде, чем отдавать чемодан финансов незнакомым людям, мне очень хотелось бы посоветоваться со знающими людьми. Выбрал этот сайт, так как здесь вас много:)

Есть картины, есть их автор, которому скоро 90 лет. Что то продавать из картин нужды нет, выставка это подарок художнику-любителю. Выставки у него никогда не было. Дайте пожалуйста совет, что нужно делать?? Можно ли организовать все малой кровью самому? Снять помещение, развесить картины. Как обычно обеспечивается охрана? Какой зал лучше снимать? Стоит ли к кому то обращаться? Если да, то к кому? В галерею, дом культуры или что еще. Самое главное. Как сделать так, чтобы на выставке ходили какие то люди?? Рассматривали.

Возможно совсем идиотские вопросы, заранее простите! Загорелся идеей, нужны советы.

Возможно, позже разместим коллекцию творений деда на этом сайте. Пока что дед относится к интернету скептически, не понимает зачем, махает руками. Заранее спасибо всем отписавшимся! Если сделал что то нетак прошу меня простить.

* В расчетах используются средние данные по России

Участие в торговой выставке может стать для компании хорошим способом продвижения своей продукции, поэтому такой вид бизнеса востребован, и организатор выставки может рассчитывать на постоянный приток клиентов. При этом выставка может охватывать совершенно разные виды деятельности человека, поэтому всегда есть возможность найти какую-либо нишу, ещё не используемую конкурентами.

На выставках представляют экспонаты и относящиеся к экономической сфере, в том числе сельского хозяйства, и к научной, и к технической, и даже к культуре. Порою проведение выставочного мероприятия становится наиболее эффективным рекламным ходом, при этом её посещают в большинстве своём потенциальные клиенты, которые могут ознакомиться с продуктами (и даже услугами) сразу на месте и определиться с выбором. Всё это делает выставочный бизнес перспективным и получающем всё большее распространение.

Однако в крупных городах, как правило, уже имеются крупные выставочные комплексы, которые известны большинству крупных предприятий, и участие на выставках этого крупного игрока становится уже залогом успеха. Но и в этом случае у новичка есть шанс завоевать свой сегмент рынка, открыв какую-либо новую нишу или же играя на предоставлении более выгодных услуг. Не каждый предприниматель может себе позволить участие на крупной выставке, потому что цена входа обычно очень высока у преуспевающего организатора выставок.

В связи с этим правильно разрекламированная выставка также сможет привлечь своих посетителей, при этом цена её организации будет не в пример ниже, чем в общеизвестном комплексе. Некоторые предприниматели, особенно в сфере искусства, даже специально организуют выставки типа underground, что привлекает свой, определённый, отличный от основного контингент. Более того, такое мероприятие может стать даже более успешным, чем известное на весь город. В общем и целом, организация выставок – это своего рода искусство. Искусство рекламы. Имея творческий подход и хорошую маркетинговую концепцию, можно раскрутить даже кажущееся на первый взгляд неинтересным мероприятие.

У любого новичка, желающего заниматься организацией выставок, также есть возможность выбрать наиболее удобную ему схему работы, при этом даже с небольшим стартовым капиталом можно пробиться на этот относительно несвободный рынок. Однако, изучив его более подробно, становится понятно, что практически все возможные ниши заняты только в городах федерального значения (но даже там в случае оригинальной идеи есть возможность получить популярность), в других же населённых пунктах обычно имеется один-два крупных торгово-выставочных комплекса, известных любому жителю города, и несколько выставок «по интересам», которые занимаются только определённой сферой или тематикой. То есть в регионах творческим людям практически ничего не мешает занять своё место, предоставив партнёрам и их потребителям что-то новое и оригинальное.

Выставочный бизнес – это понятие, которое может объединять несколько смежных, но немного отличающихся друг от друга видов деятельности. Важное отличие состоит в том, организуется ли торговая выставка или культурно-развлекательная. При этом даже экономические предприятия могут организовывать простую выставку своих экспонатов (например, передовые разработки), целью которой является хоть и привлечение внимания к своим продуктам, но не торговля ими. И наоборот, выставка картин, к примеру, может быть всецело направлена на реализацию выставленных экспонатов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Но предпринимателю лучше пытаться заниматься как можно бо́льшим количеством возможных вариантов, потому что бывает очень трудно привлечь партнёров, готовых выставить свои экспонаты, особенно на первых порах. Уже после, заняв определённую нишу и заработав имя, стоит задумываться о избирательном подходе к желающим участвовать в выставке. Вначале же лучше браться за любую идею, только если она активно не используется конкурентами.

Чтобы начать работу, стоит зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. В данном случае можно зарегистрировать и ИП, и юридическое лицо, предпочтительным из которых является ООО – общество с ограниченной ответственностью. Связано это с тем, что именно этим формам позволяется пользоваться упрощённой системой налогообложения и платить 15% (от операционной прибыли) или 6% (от доходов) в пользу государства. Для этого стоит выделить порядка 20 тысяч рублей, часть из этой суммы пойдёт непосредственно на оплату государственной пошлины, часть – на прочие бюрократические расходы. По времени процедура регистрации редко занимает больше одного месяца.

Для работы используется код (ОКПД 2) 82.30 Услуги по организации конференций и торговых выставок, но можно вписать и (ОКПД 2) 93.29 Услуги в области развлечений и отдыха прочие. В первом случае, как понятно из определения, можно будет работать, непосредственно организовывая торговые мероприятия, во втором – предлагая посетителям просто ознакомиться с экспонатами. Если нет желания самостоятельно разбираться со всеми юридическими вопросами, можно обратиться в специализированную фирму, которая в кратчайшие сроки проведёт регистрацию за предпринимателя и даже предоставит помощь юриста. Но, конечно, всё это будет не бесплатно.

Для дальнейшей работы стоит определиться с тем, будет ли предприниматель располагать собственным помещением или же будет постоянно арендовать новые площадки. В первом случае у него будет возможность полностью распоряжаться своим зданием, проводить выставки в удобное для бизнеса время и даже использовать площадку под иные цели, а не только под выставки. Иначе придётся для каждого нового мероприятия находить новое помещение и договариваться с владельцем о посуточной или даже почасовой аренде.

Готовые идеи для вашего бизнеса

В данном виде бизнеса идеально, когда бизнесмен имеет уже в собственности большое помещение – не меньше 100 м 2 , но даже такую площадку можно назвать маленькой, потому что некоторые выставки проходят на площадях до 700 м 2 . Тогда перед предпринимателем ставится задача оборудовать имеющееся здание под цели своего бизнеса и не тратить время и средства постоянно на поиск помещения и его обустройство. Причём выгодно это только в том случае, если помещение не арендовано, ибо придётся платить за аренду ежемесячно, а это станет лишней тратой средств, потому что порою мероприятия проходят раз в несколько месяцев. Поэтому, если своей площадки не имеется, лучше арендовать её непосредственно только на само мероприятие, сдавая в аренду уже арендованное помещение. Но здесь будут сложности с завозом оборудования и его установкой.

Сама площадка должна располагаться в деловых или центральных районах города, ведь посетители не поедут на окраину ради выставки (вернее, туда поедет гораздо меньшее их количество). Поэтому стоит рассчитывать на то, что стоимость аренды будет весьма высока. Сегодня в больших городах не составляет проблемы найти помещение, которое целенаправленно сдают по часам для выставок, при этом 100 м 2 сдаются по цене в 2 тысячи рублей в час. В небольших городах эта сумма несколько ниже.

Стоимость аренды будет входить в стоимость входа для участников, поэтому в данном аспекте предприниматель фактически не рискует своими средствами, но слишком дорогой «входной билет» может отпугнуть многих потенциальных партнёров. Если же брать в расчёт именно долгосрочную аренду, то можно найти большую площадку (порядка 500 м 2) стоимостью даже до 10 тысяч рублей в месяц, но нужно рассчитывать на то, что предоставит арендодатель буквально голые стены. Впрочем, для выставки это даже скорее плюс. В некоторых случаях (особенно в тёплое время года) выставки можно проводить и на открытом воздухе или в необорудованных помещениях (например, на неиспользуемой парковке). Обычно в таких случаях ищут наиболее дешёвые варианты, потому что их всё равно придётся постоянно переобустраивать под цели каждой конкретной выставки. При наличии нескольких миллионов, как уже говорилось, помещение можно полностью выкупить в собственность. В случае неуспеха это всё равно станет хорошим вложением средств, ибо вложения в недвижимость.

Можно также найти специальные конторы, которые занимаются сдачей помещений непосредственно под мероприятия. В этом случае рассчитывается не только стоимость аренды самого помещения, но и предоставляемая арендодателем мебель и оборудование, которыми он располагает. Обычно это универсальные вещи, но в некоторых случаях арендодатель сможет выделить даже стеллажи и витрины, что избавляет бизнесмена от необходимости привозить свои собственные – а это значительная экономия на транспорте и рабочей силе. Вообще, если придётся заниматься постоянной арендой новых помещений, то иметь своё собственное, пусть и небольшое, придётся, потому что в таком офисе будет храниться не только необходимое оборудование, мебель и прочие принадлежности, но и специальные устройства, которые позволяют производить рекламные материалы.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Сюда стоит отнести станок для широкоформатной печати (стоимость станка – от 400 тысяч рублей) и соответствующую периферию. Предпринимателю придётся изготавливать большое количество рекламной продукции, и в данном случае не всегда выгодно работать со сторонней типографией. Закупленное же печатное оборудование позволит заниматься дополнительным видом деятельности (который может приносить дополнительный же доход) и самостоятельно печатать листовки, баннеры и плакаты. Партнёры по достоинству оценят такую возможность, потому что для проведения выставки им потребуется много печатной продукции для рекламирования своих товаров и услуг. Так как в сознании участников выставки выработано убеждение, что всю рекламу на себя берёт организатор, то приходится этому соответствовать. Главное, дать понять, что организатор рекламирует непосредственно саму выставку, а непосредственно самой рекламой своих продуктов участник тоже должен заниматься.

Типичная цепочка выглядит так: организатор находит участников, после обращается в рекламное агентство, которое, в свою очередь, заказывает печать продукции в типографии. Так вот, максимальную прибыль можно получить, если исключить двух последних участников цепи вообще, поэтому выставочный бизнес предполагает ещё и разработку рекламы и её печать в пределах одного производства. Но, если у организатора не достаточно средств на основание такого предприятия, придётся обращаться к посредникам.

В организации самой выставки будет задействовано много людей. Сам предприниматель, возможно, с помощниками всецело должен заняться поиском участников выставки. Здесь всё зависит от того, какой формат выставки будет использован. Некоторые фирмы готовы устроить выставку, всецело посвящённую её деятельности. Хорошо работают выставки, которые посвящены какой-то отдельной сфере деятельности, при этом на одной территории будут участвовать конкуренты, которые пытаются привлечь посетителей именно к своим стендам. Как они этого добиваются – задача их исполнителей, но вместе с организатором устанавливаются определённые правила проведения выставки. Есть даже выставки, которые охватывают несколько сфер деятельности человека. Отдельного упоминания заслуживают выставки предметов искусства, но на таких площадках они тоже превращаются в товар.

Чтобы выставка заработала, нужно нанять немало подсобных рабочих, готовых привезти инвентарь, произвести монтаж оборудования и заниматься прочей силовой работой. Немаловажно, чтобы экспозиция была правильно устроена, потому что посетитель не должен её очень быстро обойти или заблудиться среди стендов. Обычно сами участники привлекают сотрудников, которые знакомят посетителей с экспонатами, проводят викторины и розыгрыши, торгуют продукцией или вручают сувениры. А вот следить за ходом выставки и за соблюдением её правил должны уже сотрудники организатора, при необходимости стоит даже привлечь частное охранное предприятие, чтобы оно выделило охранников на время выставки, потому что дебоширы везде могут себя проявить. Если предполагается какая-либо фоновая музыка, трансляция каких-либо материалов и тому подобные вещи, то нужно нанять операторов, которые занимаются техническим обеспечением. Также на плечи организатора ложится бремя обеспечения посетителей элементарными условиям – то есть наличие работающего санузла и буфета или хотя бы вендингового аппарата. При этом это тоже может принести дополнительную прибыль.

В офисе же постоянно работают маркетологи, которые занимаются мониторингом рынка, выявляют потребности рынка и узнают, какие выставки будут актуальны в ближайшее время, какие выставки будут проводить конкуренты, какой вид мероприятий не интересен населению. После определения типа выставки они должны обеспечить организатора программой по продвижению выставки. Впрочем, здесь хороши ATL-приёмы, при этом с участниками обсуждается, какой контингент они хотят видеть на выставке. Будут ли это простые люди, среди которых наверняка найдётся хоть несколько заинтересованных, а остальные станут источниками «сарафанного радио», будут ли это потенциальные бизнес-партнёры или же непосредственно уже готовые к приобретению потребители. Но так или иначе в каждом конкретном случае нужна своя рекламная кампания, которая может использовать различные методы.

Торговая выставка призвана не только предоставить потребителям товары участников, но и поддержать или улучшить имидж фирмы, стимулировать рост продаж и даже позволить производителю стать ближе к покупателю. Однако, как было отмечено выше, некоторые компании стремятся просто показать свои наработки и участвуют в выставке только для поддержания своего имени. Некоторые выставки вообще существуют ради эстетического удовольствия посетителей – речь идёт, конечно, о выставках культуры и искусства (хотя для кого-то эстетическим удовольствием является наблюдение за передовыми технологическими изделиями). В прямой зависимости от этого устанавливается источник дохода организатора.

Самый простая схема получения денег – когда организатор получает фиксированную сумму за организацию выставки. Чаще всего это возможно при сотрудничестве с одним участником, который платит просто за демонстрацию своей продукции и не ставит своей целью продажу товару. Он оплатит обговоренную сумму согласно договору, и не потребует каких-либо отчётов. Это похоже на деятельность рекламного агентства.

Самый, пожалуй, распространённый вариант, когда участники платят за «вход» на выставку, после чего отчисляют организатору средства в зависимости от эффективности проведённого мероприятия. В этом случае после проведения выставки придётся нанять статистов и анализаторов, которые предоставят развёрнутый отчёт об успехах мероприятия. И, наконец, существует схема, по которой источником дохода становятся проданные непосредственным посетителям билеты. Понятно, что это возможно только в том случае, если выставка носила культурно-развлекательный характер. Это, наверно, самая рискованная схема работы, потому что предприниматель может и вовсе ничего не получить. В некоторых случаях предприниматель и вовсе работает только на процент с реализованных участниками товаров, хотя это, чаще всего, для него невыгодно.

136 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 43537 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Стартовый капитал для открытия студии SEO-оптимизации сайтов составляет округлённо 240 тысяч рублей. Каждый новый заказ позволяет быстрее окупить проект, при нормальных условиях для чего потребуется б...

Собственная выставка – это отличный PR-ход, который поможет грамотно и интересно рассказать о себе. Это ваша реклама, расширение границ, поиск клиентов и самореализация. Выставлять можно все, что сделано, подобрано и скомпоновано лично вами. При подготовке к первой выставке очень важно не упасть в грязь лицом, ведь именно это лицо вы и будете демонстрировать в дальнейшем. Совета нужно искать у профессионалов. Они обладают достойным опытом работы, знают многое о посетителях не только российских, но и международных выставок и понимают специфику, связанную с организационными моментами.

Каролина Хаткевич – эксперт в выставочных делах. Она дизайнер и художник, а также член Творческого союза. Каролина на протяжении нескольких лет занимается организацией международных выставок и знает все о том, что нужно делать начинающим художникам. Советы Каролины будут интересны еще и потому, что она является владелицей собственной галереи Karoart.

Планирование

Вы можете удивиться, но время, потраченное на подготовку к выставке, занимает не менее полугода. За 6 месяцев решаются организационные вопросы, определяется концепция, завершается подготовка экспонатов (материалов). Любая выставка должна быть приурочена к яркому городскому событию. Его не обязательно определять заранее, но в течение полугода оно само даст о себе знать, и вы решите, что день рождения именитого художника или городской праздник отлично скрасят тот день, когда вы заявите миру о себе.

Спонсорство

Да, такова правда жизни. Без финансовой поддержки не может обойтись ни один начинающий художник или фотограф. Первое, что вам нужно сделать, — составить спонсорский пакет. Спонсорский пакет – это комплекс документов, которые позволят ознакомиться с целесообразностью вложения финансов в ваш проект.

На первом месте – значение проекта для города или области, а также определенных социальных групп. Будет хорошо, если вашу выставку посетят потенциальные клиенты спонсора или пользователи его коммерческих услуг. Если вы ищете финансовую поддержку государства, важно рассказать о пользе проекта с точки зрения обучения, образования, прославления города.

Также важно прописать структуру мероприятия: когда оно состоится, кто будет присутствовать, кто является автором и организатором проекта. Подайте информацию ярко и качественно. Эти документы лучше оформить в виде презентации.

Еще один важный момент – поддержка. Заручитесь положительной обратной связью. Она может быть дана авторитетными специалистами, учеными, университетами. Сделайте копии рекомендательных писем и обращений.

Ну и наконец, в плане должны быть указаны минимальная и максимальная сумма, а также перечень предоставляемых спонсору рекламных услуг и площадок. При подсчете затрат учитывайте все: аренду помещения, фуршет, стоимость материалов. В отношении выгоды спонсора важно понимать, что он должен не столько терять финансы, сколько приобретать новые возможности.

Информирование

Сделайте яркую рекламу. Если вам удалось заручиться поддержкой СМИ – это половина успеха. Если на ТВ о вас не желают говорить, идите в Интернет. Там есть социальные группы, блогеры и другие площадки для размещения информации. Сделайте выставку притягательной для потенциального зрителя, заинтригуйте, составьте яркий заголовок и сделайте стильное графическое оформление.

Наполнение

Решите вопрос с количеством ваших работ. Если вы – участник общего проекта, их может быть меньше 10, а если автор собственной выставки – не менее 50. Составьте план заранее: какие работы обязательно войдут в проект, а какие станут лишь дополнением коллекции. Как именно вы разместите работы? На эти вопросы необходимо отвечать заранее, а не в последний момент.

Подготовка

Будьте готовы к трудностям. Ни один план не поможет вам исключить эффект неожиданности и препятствия, случайно возникшие на пути. Выставки, как правило, проходят не в том виде, в каком их воображают первоначально. Меняются подрядчики, а тип площадки автоматически корректирует условия работы. Создайте небольшую команду из людей, которым вы доверяете, – они поддержат в трудную минуту и помогут найти выход из любой ситуации.

Не секрет, что в нашем огромном городе талантливых и неизвестных художников полным-полно. Только зачастую их работы так и остаются известными лишь небольшому кругу друзей. И у каждого молодого автора хоть раз возникали вопросы: «Где и как показать широкой публике все то, над чем я так трепетно и вдохновенно тружусь вот уже n-ный год? И возможно ли заработать своим искусством?» Чтобы хоть как-то облегчить жизнь молодым и неизвестным художникам, «ПОнедельник» прошелся по самым известным площадкам в Петербурге, где дают дорогу молодым.

Текст: Анастасия Гладких

Иллюстрации: Савелий Козловцев

«Эрарта» и молодые таланты: самый известный музей современного искусства в Петербурге дает дорогу молодым?

Когда мы открывались, в 2010 одна из площадок была запущена, как групповая выставка молодых художников. Идея оказалась удачной, и проведение подобных выставок юных мы попытались сделать регулярным. Сейчас их получилось сделать уже четыре. Вначале я придумывал тему, которая была бы интересна широкой аудитории, потом связывался с художниками.

Кого-то я ищу сам, кто-то находит меня, присылает работы, просит помочь советом. Я всегда открыт — меня легко найти в социальных сетях, я охотно раздаю всем контакты. Для многих эта площадка становится стартовой, случались большие дебютные выставки. Однако, молодым талантам не всегда удается адекватно оценивать свои возможности и соотносить «масштабы своего творчества» и наши 200 кв. метров.
Так что, если они уж очень настойчивы и упорно не внимают моим советам в духе «попробуй поработать еще» или «пока это не слишком интересно», в то время как мы-то понимаем, что творчество человека еще «не дозрело», я приглашаю его сюда, в эти два огромных зала и спрашиваю: «Вот что ты хочешь здесь показать?». В общем, человек после этого как-то сам понимает, готов он или нет.

На что вы больше всего обращаете внимание при подборе работ? Есть ли какие-то устойчивые критерии?

Важна оригинальность художественного высказывания. Она может проявляться как в технике, так и в содержании. Идеальное художественное произведение имеет и интересную форму, и примечательную идею. Но, например, выставить в стенах музея опасные биологические вещества или экспонаты с оголенными электропроводами я бы не рискнул.

Может ли молодой художник рассчитывать на какие-то материальные блага?

Организация выставки − дело довольно затратное. Монтаж, транспортировка работ, подсветка, фуршет, продвижение выставки − над этим работает команда музея. И мы надеемся, что автор может вложиться в свой же проект; как минимум, будет с энтузиазмом принимать участие в организации процесса. На раннем этапе художественная практика − это только вложения, каждый молодой автор должен это понимать. Музейные выставки начинающих художников часто становятся хорошим стартом сотрудничества с сетью международных галерей «Эрарта»

Да, у нас много предложений — это и уже брендовые выставки, которые «поездили» по миру и хотят выставиться у нас, и работы молодых талантов, зачастую никому особенно не известных. Мы не делаем разграничений между теми и другими. Решение о выставке принимают два человека в «Этажах» − это директор, Мария Рыбакова, и креативный директор — Савелий Архипенко. Насколько я знаю, они выбирают работы по принципу нравится/не нравится, нет никаких сложных искусствоведческих подходов, ведь «Этажи» изначально задумывались как место для себя и друзей. Так что главный принцип принятия решения — личная симпатия к проекту.

Как можно попасть к вам с выставкой?

У мастера должно быть портфолио и какая-то концепция выставки. Допустим, если кто-то из ваших читателей захочет «повисеть в Этажах», ему нужно составить превью и максимально краткое и емкое письмо с описанием идеи. Все это следует отправить на почту Марии Рыбаковой. Дальше они советуются с Савелием и выносят решение: «да, это интересно, делаем» или «нет, извините, не наш формат». В «Этажах» есть несколько бесплатных выставочных пространств — это плюс. Показать работы молодых художников мы можем в «Катушках», в пространствах «Белый коридор» и «Серый коридор», в «Зеленой комнате», в «Формуле» что-то выставляется и продается.

Есть ли какие-то ограничения? То, что вы точно не возьмете?

Мы, например, точно не пойдем на то, чтобы выставить экспонаты и объекты, которые могут послужить причиной для разжигания межнациональной розни. Мы не уходим во всякий трэш. Других ограничений нет.

А можно ли у вас не только прославиться, но и заработать. Продаются ли экспонаты с выставок?

Да, но это осуществляется через куратора галереи «Формула» − Ирену Куксенайте. Она сама ищет художников, выбирает что-то с инсталляций, выставляет у себя и предлагает посетителям возможность приобрести тот или иной объект.

Какой самый действенный способ попасть со своими работами на выставку? Есть ли секрет?

Секретов нет — нужно делать классное искусство.

Как молодой художник может выставить свои работы в «Галерее Борей»?

У нас на двери висит инструкция, как составить заявку на выставку. Претендент подготавливает папку, включающую в себя диск с пронумерованными фотографиями работ размером не более 500 кб каждая (количество не ограничивается), список работ с номерами, соответствующими фотографиям, с указанием техники, размера, года и свою биографию со всеми контактными данными. На диске нужно написать фамилию и свой телефон. На папке тоже должна быть указана фамилия, имя, техника, адрес, e-mail, телефон и дата подачи заявки. Если у автора есть представление о том, как должна выглядеть выставка, то ему стоит все это описать.

Кто выбирает работы, достойные висеть в вашей галерее? Какие критерии отбора используются?

Это делаю я, основываясь на своем представлении о прекрасном и 22-х летнем опыте. Иногда советуюсь с коллегами, потому что не все лежит в области моей компетенции. Пять-десять лет назад ситуация была другой. Сейчас выпускники «Мухи» идут в дизайн, или вообще работают вне искусства, чтобы зарабатывать деньги. А к нам приходят девочки и мальчики, которые приносят рисование — что-то среднее между фэнтези и граффити. Хвалю и советую продолжать учиться.

По нашим правилам автор всю техническую работу делает сам — окантовка, развеска, демонтаж выставки. Мы делаем анонс, помогаем создать печатную продукцию — придумываем макеты к флаерам, открыткам, буклетам, которые, зачастую, автору приходится распечатывать самому. Мы предоставляем пространство — это «Малый зал», около 60 кв. метров. Его основная функция — представлять молодых художников. Но поскольку предложений много, а в году всего 12 месяцев, мы гоним проекты в режиме non-stop: два дня на развеску — воскресенье и понедельник, и в течение двух недель работы видит публика. Конечно, этого мало, но для первой презентации молодого дарования достаточно.

Продаются ли работы с выставок?

Да. Но это чудо чудесное. Любителей прекрасного, к сожалению, не так много. У нас есть сложившийся круг коллекционеров, которые всегда приходят посмотреть на новые выставки. Есть любители графики, любители живописи. Но другой вопрос в том, что цены, зачастую, невменяемы. Девяносто процентов художников не понимают, как оценивать свое творчество. Я всегда говорю: если ты хочешь, чтобы твою картину купили, то постарайся назначить адекватную цену, а если хочешь «гнуть понты» − назначай, сколько хочешь, от этого вряд ли что-то изменится.

Анастасия, расскажите, как молодому художнику попасть со своими работами на «Пушкинскую-10»?

Мы очень активно взаимодействуем с молодыми художниками. Кто-то приходит сюда «с улицы», кто-то связывается через общих знакомых. Когда в нашем творческом офисе без предупреждения появляются художники со своими портфолио, я всегда стараюсь найти время, чтобы все посмотреть и как-то прокомментировать.

Вы одна выбираете работы, которые пойдут на выставку?

И да, и нет. У каждой выставочной площадки есть свой куратор. Я, например, занимаюсь недавно открывшейся галереей «2.04», где выставляется очень много молодых, неизвестных авторов, но также делаю выставки и в других наших пространствах. Когда ко мне поступает портфолио, я думаю о том, кто из наших кураторов мог бы этим заинтересоваться. Если это подходит для галереи «2.04», то мы довольно быстро можем организовать выставку там — у этой площадки сейчас самый гибкий график.

Что представляет собой площадка «2.04»?

Это очень уютное, камерное помещение, около 30 кв. метров. Площадка идеально подходит для небольших персональных выставок, инсталляций, перформансов и пр. Она очень многофункциональна и иногда может даже работать в режиме мастерской. В прошлом месяце там работал над своими картинами наш австралийский резидент Кристиан Халфорд.

Продаются ли картины с выставок?

Да, такое бывает, но это не больше одной или двух картин с выставки. Продажи идут неактивно, но это и не наша цель. Художникам, особенно молодым и неизвестным, крайне сложно заработать что-то на первых выставках. Но, с другой стороны, участие в выставках может влиять на будущую стоимость работ.

Мы обращаем внимание на качество и выразительность художественного образа. Также ценим экспериментальные проекты и произведения на стыке нескольких жанров. В таком нонконформистском пространстве как «Пушкинская-10» все может стать частью экспозиции. Однако и у нас есть определенные рамки − и эстетические, и этические.

К счастью, выставочных пространств в Петербурге такое же внушительное количество, как и художников. И постоянно открываются все новые и новые площадки.