Скрипичные мастера: Антонио Страдивари, Николо Амати, Джузеппе Гварнери и другие. Говорят, он до сих пор жив: в чем секрет скрипичного мастера Гварнери Смотреть что такое "Гварнери" в других словарях

Скрипичные мастера Италии создавали настолько прекрасные музыкальные инструменты, что они по сей день считаются самыми лучшими, несмотря на то, что в наш век появилось много новых технологий их изготовления. Многие из них сохранились до сих пор в отличном состоянии, и сегодня на них играют самые знаменитые и лучшие в мире исполнители.

А. Страдивари

Самый знаменитый и дел мастер - это Антонио Страдивари, родившийся и всю жизнь проживший в Кремоне. На сегодняшний день в мире сохранилось приблизительно семьсот инструментов, сделанных его руками. Учителем Антонио был не менее знаменитый мастер Николо Амати.

Точная дата рождения А. Страдивари неизвестна. Обучившись у Н. Амати, он открыл свою мастерскую и превзошёл своего учителя. Антонио улучшал скрипки, созданные Николо. Он добивался более певучего и гибкого голоса инструментов, делал более изогнутую форму, украшал их. А. Страдивари, кроме скрипок, создавал альты, гитары, виолончели и арфы (по крайней мере, одну). Учениками великого мастера были его сыновья, но они не сумели повторить успех своего отца. Считается, что секрет великолепного звучания своих скрипок он не передал даже своим сыновьям, поэтому он не разгадан до сих пор.

Семья Амати

Семья Амати - это скрипичные мастера из древнего итальянского рода. Жили они в древнем городе Кремоне. Основал династию Андреа. Он был первым скрипичным мастером в семье. Точная дата рождения его неизвестна. В 1530 году он и его брат Антонио открыли мастерскую по изготовлению скрипок, альтов и виолончелей. Они разработали собственные технологии и создали инструменты современного типа. Андреа добился, чтобы его инструменты звучали серебристо, нежно, ясно и чисто. В возрасте 26 лет А. Амати стал знаменитым. Мастер обучал своему делу сыновей.

Самым знаменитым в семье изготовителем струнных стал внук Андреа Амати - Николо. Он усовершенствовал звучание и форму инструментов, которые создавал его дед. Николо увеличил размер, уменьшил выпуклости на деках, сделал более крупными бока и более тонкой талию. Он также изменил состав лака, что сделало его прозрачным и придало ему оттенки бронзы и золота.

Был основателем школы для скрипичных мастеров. Многие знаменитые изготовители были его учениками.

Семья Гварнери

Скрипичные мастера из этой династии также проживали в Кремоне. Самым первым в роду изготовителем скрипок был Андреа Гварнери. Как и А. Страдивари, он был учеником Николо Амати. С 1641 года Андреа жил в его доме, работал подмастерьем и за это бесплатно получал необходимые знания. Из дома Николо он ушёл в 1654 году, после того как женился. Вскоре А. Гварнери открыл свою мастерскую. У мастера было четверо детей - дочь и трое сыновей - Пьетро, Джузеппе и Эусебио Амати. Двое первых пошли по стопам отца. Эусебио Амати был назван в честь великого учителя отца и был его крестником. Но, несмотря на такое имя, он единственный из детей А. Гварнери не стал скрипичным мастером. Самым знаменитым в семье является Джузеппе. Он превзошёл своего отца. Скрипки династии Гварнери были не столь популярными, как инструменты А. Страдивари и семьи Амати. Спрос на них был за счёт не очень дорогой стоимости и кремонского происхождения - что было престижным.

Сейчас в мире насчитывается приблизительно 250 инструментов, изготовленных в мастерской Гварнери.

Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Были в Италии и другие скрипичные мастера. Но они менее известны. И их инструменты ценятся меньше, чем те, что созданы великими мастерами.

Гаспаро да Сало (Бертолотти) - главный соперник Андреа Амати, который оспаривал у основателя знаменитой династии право считаться изобретателем скрипок современного вида. Он создавал также контрабасы, альты, виолончели и так далее. До наших дней дошло очень мало созданных им инструментов, не более десятка.

Джованни Маджини - ученик Г. да Сало. Сначала он копировал инструменты наставника, затем усовершенствовал свои работы, опираясь на достижения кремонских мастеров. Его скрипки отличаются очень мягким звучанием.

Франческо Руджери - ученик Н. Амати. Его скрипки ценятся не меньше, чем инструменты его наставника. Франческо изобрёл скрипки маленького размера.

Я. Штайнер

Выдающийся скрипичных дел мастер Германии - Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками - латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.


308 лет назад 21 августа 1698 года в итальянском городке Кремона в знаменитой семье создателей смычковых инструментов Гварнери родился Джузеппе Антонио Гварнери , будущий великий скрипичный мастер. Кремона в течение 200 лет была столицей струнных инструментов. Здесь работали Амати и Страдивари. Если инструменты Страдивари отличает воздушный и блестящий звук, то скрипкам Гварнери присущ голос более мощный, круглый и теплый. Джузеппе Гварнери прозвали «дель Джезу» за то, что он, в отличие от других Гварнери, традиционно посвящавших свои инструменты Святой Терезе, сопровождал свою подпись на скрипках крестом - символом Христа. Сделать хорошую скрипку - большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральным клеем. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Они и звучат по другому - ярко и певуче. Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно.

Подражатели терпеливо разбирали уникальные скрипки, измеряли каждую часть до сотых долей дюйма и делали точную копию - но так и не смогли добиться повторения волшебного звука. Физики в своих лабораториях измеряли колебания каждой составляющей старинных скрипок. Химики исследовали лак и дерево. И все безрезультатно. Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери - инструмент по имени «Cannone» - «пушка». Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Николо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается даже в самых акустически сложных точках зрительного зала. Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство - звук - было оценено в полной мере лишь в XIX веке. Головка скрипки - это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее прежде всего смотрят мастера и искусствоведы. Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала - это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая - из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. А для Джузеппе Гварнери это было естественно.

Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке - «певице» голос важнее внешности. Жизнь Гварнери сложилась нелегко, он умер в нищете в 46 лет. Трудно пришлось и его скрипкам. Из-за внешнего вида их не раз пытались переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Сейчас в мире осталось всего около ста тридцати скрипок работы Гварнери. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми. На изготовленных Джузеппе Антонио Гварнери скрипках играли А.Вьетан, Э.К.Сивори, Э.Изаи, Ф.Крейслер. Предпочитают их и большинство современных скрипачей.

12 декабря 2016 на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского российский альтист и дирижер Юрий Башмет и его камерный ансамбль “Солисты Москвы” выступили в честь 25-летия коллектива.

Музыканты сыграли на инструментах Страдивари, Гварнери и Амати, которые специально для юбилейной даты доставили из собрания Государственной коллекции музыкальных инструментов РФ.

ТАСС поговорил с первым заместителем генерального директора Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки Владимиром Лисенко и скрипичным мастером Владимиром Калашниковым и выяснил, почему эти скрипки так ценны, а имя Страдивари стало почти нарицательным.

Чем так уникальны эти скрипки?

Так называемые барочные скрипки, которые создавались до середины XVII века, обладали достаточно скромным камерным звучанием. Они имели другую форму, а струны для них делали из воловьих жил.

Мастер Николо Амати из итальянской Кремоны изменил форму и усовершенствовал акустический механизм инструмента. А его ученики – Антонио Страдивари и Андреа Гварнери – довели конструкцию скрипки до совершенства.

Талант этих мастеров заключается прежде всего в технологии изготовления и в том, насколько тщательно был построен баланс инструмента. Именно благодаря этому считается, что этим скрипкам нет равных и в наши дни.

Но если были и другие мастера, почему наиболее известны инструменты именно Страдивари?

Все дело в трудолюбии мастера. За свою жизнь Антонио Страдивари, по разным оценкам, создал от тысячи до трех тысяч инструментов. Главной своей жизненной целью он считал изготовление скрипок.

На данный момент по всему миру сохранилось около 600 инструментов Страдивари. Для сравнения, семейство Гварнери создало чуть больше сотни, Амати (от основателя династии Андреа до Николо) – несколько сотен.

К тому же Страдивари был первым, кто сделал скрипку той формы и размеров, которую мы знаем сейчас. Можно сказать, что это бренд, окруженный легендами и имеющий большое наследие. И это имеет значение для больших концертирующих музыкантов или коллекционеров, которые приобретают эти инструменты.

В чем же секрет кремонских мастеров?

Есть определенная система, которая сейчас изучена, за исключением одного – каким грунтом покрывали скрипки. Снаружи этот лак обеспечивает высокую степень сохранности, а внутри усиливает акустический эффект.

Благодаря этому повторить именно такое звучание никому еще не удавалось. Ученые даже делали спектрографический анализ, но состав и технология нанесения лака вызывают вопросы до сих пор.

То есть никто до сих пор не смог разгадать эту технологию?

Еще в XIX веке французский мастер Жан-Батист Вийом, который был последователем Страдивари, разобрал одну из его скрипок. Он ее изучил, собрал заново и сделал точную копию. Но, как отмечали современники, звук, хоть и приближался к инструментам Страдивари, все равно был хуже.

Неужели никто не может создать скрипку, близкую по качеству к инструментам Страдивари?

Строго говоря, наука и технический прогресс продвинулись достаточно далеко. Есть скрипки, которые максимально близки к инструментам Страдивари.

Еще при жизни Страдивари популярностью пользовались инструменты внука Андреа Гварнери – Джузеппе. Он получил прозвище “дель Джезу” – за то, что подписывал свои работы монограммой IHS (Иисус Христос Спаситель).

Но Джузеппе был очень болезненным человеком и из-за этого делал инструменты довольно небрежно в плане отделки. Хотя музыканты отмечают более мощный звук инструментов Гварнери. На одной из скрипок Джузеппе играл Николо Паганини.


Звучание мелодии сравнимо с нежным ручьем, который своим течением мелодично вливается в ухо слушателя. Для многих людей музыка воспринимается как ориентир душевного настроения и зеркало реальности. Предметом воплощения данных переживаний является старинный музыкальный инструментскрипка .

Это смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Пожалуй, ни один другой инструмент не имеет такого сочетания технической подвижности, красоты и выразительности звука. Чем качественней изготовлен инструмент, тем лучше это будет отражаться на процессе игры, а также восприятии музыкальной композиции.

Однако сегодня большее изумление вызывает не сама игра на инструменте, а ее стоимость . Стоимость некоторых инструментов на сегодняшний день оценивается в несколько миллионов долларов, ведь элитарное искусство стоит больших денег.

Так какой же инструмент удостоился чести называться «самая дорогая скрипка в мире ». Представляем наш топ-5.

5 место – музыкальные инструменты Линзи Стоппард — 2,2 миллиона долларов

Линзи Стоппард – известная музыкантка, дочь сэра Тома Стоппарда, оскароносного писателя. Новые инструменты девушки полностью выполнены дизайнером Тео Fennell из 24-каратного золота. Инструменты украшены драгоценными камнями – алмазами, сапфирами и рубинами.

Черный и белый инструменты, сделанные под заказ Линзи Стоппард, вместе стоили 4,4 миллиона долларов, то есть по 2,2 миллиона каждая! Как считает их обладательница, искусство стоит денег, а элитарное нуждается в больших деньгах, либо вовсе бесценно.

По сути, инструменты от их дешевых собратьев не отличаются, но их цена видна наглядно. На этих богинях мелодии красуются пятьдесят тысяч кристаллов Swarovski.

Первые в мире золотые скрипки, которые украшены алмазами, рубинами и сапфирами доверили создать британскому ювелиру Тео Феннелли.

Уникальность этих инструментов в следующем:

  • 1. На их создание ушло девять месяцев.
  • 2. Основа инструментов была выполнена из карбона и кевлара – очень крепких и легких материалов, дабы компенсировать вес металла.
  • 3. Основу покрыли золотом и украсили драгоценными камнями.
  • 4. Для их создания понадобилось практически все детали разрабатывать с нуля и экспериментировать с электроникой, чтобы золото зазвучало.
  • 5. Стоимость одного инструмента составила 2,2 миллиона долларов.

4 место – музыкальный инструмент Никколо Паганини — 5 миллионов долларов

Цена этого музыкального инструмента известного итальянского композитора и музыканта долгое время оставалась в тайне, ведь анонимный покупатель не желал разглашения информации даже о том, что такой инструмент существует! Однако спустя некоторое время тайна открылась, и мир узнал, что цена данного старинного экспоната составляет 5 миллионов долларов!

Это довольно удивительно, ведь цена более чем в два раза выше цены предыдущих собратьев по звучанию.

Этот инструмент был любимым у Никколо Паганини. Ее создал Карло Бергонци, ученик великого мастера. Его сын Ахилл после смерти виртуоза продал музыкальный инструмент. В результате его владельцами в разное время были музыканты и аристократы.

Более 35 лет им владел Джон Корильяно, который был членов Нью-Йоркского филармонического оркестра. После кончины маэстро семья выставила инструмент на Sothebys, где она была продана. В настоящий момент инструмент хранится в специальном банковском помещении в определенных климатических условиях и под усиленной охраной, его застраховали на 4,5 миллиона долларов.

3 место – музыкальный инструмент Гварнери — 7 миллионов долларов

На третьем месте уверенно расположился музыкальный инструмент Гварнери, который сделан непревзойденным мастером. Он считается лучшим вместе со знаменитым Страдивари!

Это чудо было изготовлено в 1741 году, что свидетельствует о старинности и ценности инструмента. Максим Викторов, российский предприниматель, в 2008 году купил его за 3,540,000 долларов, однако эксперты провели оценку и утверждают, что нынешняя цена этого инструмента превышает 7 миллионов долларов, что и обеспечило ей третье место в нашем списке.

Большая стоимость не только у предметов старины, но и у домашних животных и даже обычных аквариумных рыбок. Хотя назвать обычными рыб , язык не поворачивается, обычны они лишь для миллионеров.

2 место – «Леди Блант» Антонио Страдивари — 15,89 миллионов долларов

Аукционный дом Tarisio в июне прошлого года продал инструмент Страдивари «Леди Блант» за рекордную цену по нынешним меркам — 15,89 миллионов долларов. Его приобрел анонимный покупатель. Но и это не все, все вырученные от продажи деньги были направлены в помощь пострадавшим от цунами и землетрясения в Японии.

Продажа «Леди Блант» вызвала громадный интерес среди коллекционеров, которые пожелали использовать уникальную возможность, чтобы купить исторический инструмент. Им в течение 30 лет владела внучка поэта лорда Байрона леди Анна Блант. Также хозяевами были парижский мастер Жан Баптист Вийом, барон Кнооп, коллекционер Ричард Беннет, Сэм Блумфилд и Музыкальный фонд Nippon. Удивительно, но инструмент находится в прекрасном состоянии, как и тогда, когда его создали.

«Леди Блант» наиболее близка к своему первозданному состоянию, то есть у нее сохранилась большую часть оригинальных черт, к тому же до сих пор в лаковое покрытие в целом не нарушено.

Инструмент изготовлен в 1721 году Антонио Страдивари. Он также делал виолончели и альты в Кремоне (Италия). Сегодня сохранилось примерно 600 его инструментов. Все они пользуются отличным спросом среди знающих коллекционеров и выдающихся мировых исполнителей. Особенно ценится «Леди Блант», проданная за 15,89 миллионов долларов.

1 место – «Вьетан» Гварнери дель Джезу — 18 миллионов долларов

Истинную уникальность этого инструмента смогли оценить лишь великие скрипачи. Именно на Вьетане играл в одно время Никколо Паганини. Говорят, что истинная ценность Вьетана не исчисляется в денежном эквиваленте. Питер Квинт, который держал на концертах этот инструмент, утверждает, что он обладает невероятной мощью с точки зрения качества звучания. Вьетан способен на широкую звуковую палитру, которая позволяет выражать более широкий спектр эмоций.

Но мы все же говорим о самой дорогой скрипке. Вьетан приобрели за умопомрачительную сумму — 18 миллионов долларов. Ее хозяином стал бельгиец Эжен Изаи, который стал обладателем наиценнейшего музыкального инструмента.

Сколько стоит поесть не просто вкусно, а с ощущением собственной значимости и превосходства? Наша статья с высокой стоимостью Вам про это расскажет. Подумать только, тратить на обед 681 205 рублей за один раз!

Видео: совершенные скрипки (2 часть)