Сообщение на тему современный благотворитель. Крупнейшие меценаты современной россии

Правильная ссылка на статью:

Кеня И.А. — Женская благотворительность как особый элемент российской благотворительности в XIX - н. XX // Genesis: исторические исследования. - 2014. - № 5. - С. 53 - 77. DOI: 10.7256/2306-420X.2014.5.12462 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12462

Женская благотворительность как особый элемент российской благотворительности в XIX - н. XX

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом исследования являются мотивы, особенности, основные направления женской благотворительной деятельности в России в XIX - н. XX вв. Деятельность женских благотворительных обществ изучена на примере благотворительных обществ императрицы Марии Федоровны и деятельности общества "Дамского призрения бедных" С.С.Щербатовой. Приведены примеры благотворительной деятельности жен губернаторов, купцов, предпринимателей. Рассмотрена благотворительная деятельность графини А.Д.Блудовой и С.В.Паниной. Особое место в статье уделено благотворительной, просветительской и меценатской деятельности княгини М.К.Тенишевой. Использованы методы исследования: сравнительно-исторический, анализа и синтеза, индукции и дедукции. С помощью методов психологии определены мотивы женской и мужской благотворительности. Научная новизна исследования заключается в выявлении ценностных установок и синтезе мотивов женской благотворительности в России в XIX - н. XX вв. Выявлена разница мотивов и проявлений женской и мужской благотворительности. Одним из выводов является представление женской благотворительности как самореализации духовного мира женщины. Этот вывод подтвержден конкретными примерами деятельности известных благотворительниц С.В.Паниной, М.К.Тенишевой и др.


Ключевые слова: благотворительность, мотивы, особенности, благотворительные общества, история, ценностные установки, женская благотворительность, Тенишева, Панина, Вяльцева

10.7256/2306-420X.2014.5.12462


Дата направления в редакцию:

25-06-2014

Дата рецензирования:

26-06-2014

Дата публикации:

06-11-2014

Abstract.

Object of research are motives, features, the main directions of female charity in Russia in XIX - N of the XX centuries. Activity of women"s charitable societies is studied on the example of charitable societies of the empress Maria Fiodorovna and activity of society "Ladies" contempt poor" S. S. Shcherbatova. Examples of charity of wives of governors, merchants, businessmen are given. Charity of the countess A.D.Bludova and S.V.Panina is considered. In article it is featured charitable, educational and philanthropic activity of the princess M.K.Tenisheva. Research methods are used: comparative-historical, analysis and synthesis, induction and deduction. Motives of female and man"s charity are defined by methods of psychology. Scientific novelty of research consists in identification of valuable installations and synthesis of motives of female charity in Russia in XIX - N of the XX centuries. The difference of motives and manifestations of female and man"s charity is revealed. One of conclusions is representation of female charity as self-realization of an inner world of the woman. This conclusion is confirmed with concrete examples of activity of famous philanthropists of S.V.Panina, M. K. Tenisheva, etc.

Мотивы, особенности, направления женской благотворительной деятельности

Благотворительность - состоявшееся явление в жизни российского общества, особого расцвета она достигла во второй половине XIX в., когда беспрецедентная поддержка российским предпринимательством деятелей искусства и науки стала нравственным украшением истории культуры дореволюционной России. Одной из особенностей в развитии благотворительности этого периода является тот факт, что благотворительность становится одной из немногих разрешенных государством сфер проявления общественной активности граждан. Личное участие в деятельности благотворительных организаций и пожертвование крупных сумм на больницы, школы и богадельни способствовало повышению социального статуса предпринимателей, к тому же социально-экономические условия развития страны располагали к активной предпринимательской деятельности.

Благотворительность - этическая и социальная норма. Каноны мировых религий включают ее в число основных заповедей. Поэтому одним из мотивов пожертвований является их обусловленность христианскими побуждениями. Среди мотивов благотворительной деятельности оказались и особенности российского менталитета: милосердие, сострадание, помощь ближнему.

Женская благотворительность одна из мало изученных проблем в российской истории. Еще С.М.Соловьев выделял такие типичные черты русской женщины как трудолюбие, послушание, религиозность и милосердие. О женском милосердии говорили Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов. Мужская благотворительность рационально обоснована, ее базовые мотивы - гражданский долг, необходимость социальных изменений. Женская благотворительность более эмоциональна, а ее основным базовым мотивом является милосердие.

Женская благотворительность в России отличалась вариативностью, многоаспектностью и разноплановостью. На ценностные установки женщин влияли экономические и социальные обстоятельства. Для женщин долгое время был ограничен доступ к профессиональной реализации, поэтому их активность находила выход в социальной сфере. Наибольшую благотворительную активность проявляли представительницы элитарных групп и слоев российского общества. Благотворительность женщин данной социальной группы обуславливалась синтезом духовных, рациональных, религиозных, социально-статусных мотивов. Исследователи женского участия в благотворительной деятельности отмечали, что церковь всегда поощряла людей, подающих милостыню, но для глубоко набожных и благочестивых женщин подача милостыни считалась недостаточной. В любом российском регионе мы найдем примеры, когда женщины на свои средства строили церкви. Так Д.И.Голенищева-Кутузова строит Никольскую церковь в Матюшкине Псковской губернии, помещица В.Н. Безобразова строит церковь Преображения в селе Творишичи Брянского уезда Орловской губернии.

В мотивах благотворительной деятельности у российских женщин доминировали духовно-нравственные ценности, желание не просто жертвовать имея на это возможность, но и заниматься просвещением народа, а материальная поддержка нуждающихся строилась, прежде всего, на мотивах сострадания. Участие женщин в благотворительности, если они не принадлежали к высшему слою общества измерялось не тем, сколько они пожертвовали на благотворительность, а тем, сколько времени они потратили на заботу об обездоленных. Следует отметить тот факт, что женская благотворительность в своей основе была гуманной и представляла собой самореализацию богатого духовного мира женщины.

Можно выделить два основных направления женской благотворительной деятельности: общественная, осуществляемая через женские благотворительные организации и частная (индивидуальная).

Женские благотворительные общества

Женские благотворительные общества учитывали интересы и потребности женского населения России. Их деятельность была разноплановой, но в основном это была социально-реабилитационная помощь нуждающимся слоям населения (пособия, бесплатное питание, уход за больными) и нравственно-просветительская деятельность, связанная с распространением среди женщин полезных знаний. Женские благотворительные общества подвергались строгой правовой регламентации.

Яркий пример женской общественной благотворительности представляет благотворительное общество императрицы Марии Федоровны. Деятельность которого начавшись с попечения о воспитательных домах и институтах благородных девиц, распространилась на нуждающихся всех видов: детей, стариков, калек. Помощь осуществлялась предоставлением пропитания, проживания, обучения или денежного пособия. Помощь детям становится приоритетным направлением этого общества. К 1901 г. общее число всех детских приютов, принадлежавших ведомству Марии Федоровны, составило 428, из них в Москве и Петербурге 219. Помимо воспитательных домов и детских приютов, Мария Федоровна много внимания уделяла развитию женского образования, особенно специальным средним учебных заведений для девушек из небогатых семей. Эти заведения должны были давать одновременно общее и профессиональное образование. Такие учреждения получили название Мариинские училища и к концу XIX в. их в Российской империи было более 70. Мария Федоровна сама подавала пример подданным, жертвуя в пользу ряда учреждений из собственных средств, оплачивала обучение учениц, лишившихся отцов, поддерживала материально вдов. Главную цель в своей благотворительной деятельности видела в следовании христианской заповеди - помочь ближнему, оказавшемуся в тяжелых жизненных условиях.

Мария Федоровна учредила целый ряд стипендий. Стипендия на содержание учениц в школе для бедных девочек в Павловске, для беднейших выпускников Императорской Академии художеств. Благодаря денежной помощи императрицы 102 человека смогли обучаться в таких престижных заведениях как: Царскосельское женское училище духовного ведомства, Александровский лицей, Училище правоведения, Гатчинский сиротский институт, гимназии и начальные училища в Петербурге и Москве. Как меценат, она поддерживала науку и культуру: выделяла пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам. Ежегодная помощь оказывалась общинам сестер милосердия, больницам, лечебницам, родильным приютам.

В годы Первой мировой войны Марии Федоровны стала вдохновителем организации общественной помощи. На средства ее благотворительного общества содержались одиннадцать военно-санитарных заведений: госпитали, лазареты, санаторий, лечебница. Высокая нравственная репутация императрицы объединила вокруг ее личности активистов российской благотворительности. Многие филантропические учреждения стремились попасть под ее патронат. Мария Федоровна никогда не отказывала тем, кто нуждался в милосердии: к 1916 г. под ее покровительством состояли 134 благотворительных общества и заведения по всей России. Мария Федоровна, занимаясь благотворительностью как общественной, так и частной, внесла огромный вклад в дело гуманизации общественной жизни в России. Благодаря ее неутомимой энергии сфера благотворительности в Российской империи в пореформенный период достигла расцвета и стала выражением гражданского самосознания.

Еще одно из старейших женских благотворительных обществ - «Дамское призрение бедных» было создано в Москве. У его истоков стояла известная московская благотворительница София Степановна Щербатова. Цель этого общества она видела в том, чтобы «открывать людей, которые поистине нуждаются в помощи, стесняются просить подаяние, и оказывать им по возможности такой помощи, которые приносили бы им существенную пользу». Собрав вокруг себя многих дам московского общества, С. С. Щербатова развернула активную деятельность. В ведении общества находились Мариинское училище для девушек, школ, приютов, богаделен, два приюта - для неизлечимо больных и для слепых детей, больницы, ясли и Александровский дом престарелых классных дам. Конец XIX века стал временем бурного развития женской инициативы во всех сферах жизни, в том числе и на ниве благотворительности. К началу XX века только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывалось более 40 женских благотворительных организаций.

Благотворительность по статусу и состоянию души

Частная женская благотворительность проявлялось в деятельности представительниц высокопоставленных групп и слоев российского общества, это, прежде всего, благотворительность жен губернаторов, князей, графов, купеческих и предпринимательских жен.

Жена московского генерал-губернатора Голицына, - Татьяна Васильевна завоевала народную любовь своей благотворительной деятельностью. Сначала Голицына загорелась идеей женского образования. Системы общеобразовательных школ еще не существовало, а Смольный институт был рассчитан на очень небольшое число воспитанниц. По ее инициативе в 1825 году в Москве появляется Дом трудолюбия, который был преобразован в Елизаветинский институт благородных девиц. Позднее Татьяна Васильевна Голицына основывает Благотворительное общество, которое занимается устройством школ рукоделия для девочек по всей Москве. Княгиня считала, что каждая девочка должна не только обеспечивать своим мастерством собственную семью, но и иметь гарантированный приработок. Та же мысль побуждает Голицыну организовать в своем родовом имении Большие Вяземы кустарный промысел плетения корзин ракитника

Супруга купца Т.С.Морозова Марья Федоровна пожертвовала г. Москве более 150 тысяч рублей. В перечне ее пожертвований, такие общественные учреждения как: МГУ, Строгановское училище, Общество поощрения трудолюбия, Иверская община сестер милосердия, богадельни. Она единственная среди российских купчих была награждена Мариинским знаком отличия за 25 лет беспорочной службы в благотворительных заведениях.

Жена крупнейшего текстильного фабриканта И.А.Лямина Елизавета Семеновна в память о своем супруге сделала несколько больших пожертвований: 1895 г - украсила южный придел храма Николая в Пыжах, пожертвовала 600 тысяч рублей на создание приюта для неизлечимо больных им. митрополита Сергия.

Еще одной известной благотворительницей была певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева. Родилась она в 1871 г. в слободе Алтухово Орловской губернии. Став известной певицей, она ступила стезю благотворительницы, когда началась русско-японская война часть денег от своих выступлений она отдает в пользу раненых. Узнав, что царское правительство отказало в помощи лейтенанту Седову, организовавшему экспедицию к Северному полюсу, Вяльцева вместе с Шаляпиным и Собиновым организовала ряд благотворительных концертов в пользу экспедиции и способствовала началу всероссийского сбора пожертвований для этой цели. Не забывала она и о своей малой Родине, в Алтухово на свои средства Анастасия Дмитриевна оборудовала приют для рожениц. В Виленской губернии восстановила две сгоревшие деревни. В Петербургском университете несколько талантливых студентов учились на ее средства. В 1907 г. Всероссийское братское общество избрало ее своим почетным членом, Вяльцева активно участвовала в его работе, жертвовала средства для пострадавших. В своем завещании она жертвовала Петербургу два собственных дома с обстановкой на набережной реки Карповки д. 22 и 24, с прилегающими земельными наделами. Просила в одном организовать женскую больницу для малоимущих а в другом - приют для детей, которых оставили родители. Населению Петербурга Вяльцева завещала 567 636 тыс. рублей. Особенностью феномена благотворительности Вяльцевой было ее простое происхождение, отсутствие богатого мужа и необходимость самой зарабатывать на жизнь и щедро делиться заработанным.

Графини благотворительницы

Графиня Антонина Дмитриевна Блудова (1812-1891 гг.) вошла в историю российской благотворительности как создательница общества взаимопомощи Кирилло-Мефодиевского братства в Остроге. На строительство церкви святых Кирилла и Мефодия большие пожертвования кроме нее внесли императрица Мария Александровна, графиня А.Г.Шереметева и княгиня Д.А.Голицына. При братстве была открыта начальная школа и женское высшее училище. Главная цель училища - научить быть человеком, следуя христианским заповедям. При братстве была небольшая библиотека, а вскоре еще и открылся крестьянский пансион для мальчиков, лечебница и странноприимный дом. На протяжении 10 лет все школы братства содержались на личные деньги графини Блудовой. Примеры её единомышленниц - Н.Д. Протасовой, Н.Б. Шаховской, М.С. Сабининой, П.А. Соболевой, М.М. Киселёвой, А.Ф. Аксаковой (Тютчевой) - показывают нам впечатляющую картину женской благотворительности России XIX столетия. Каждый из этих примеров достоин нашей благодарной памяти.

Другой яркий пример женской благотворительности графиня - Софья Владимировна Панина (1871-1957 гг.), внучка С.И.Мальцова. Усвоенные с раннего детства от матери Анастасии Сергеевны демократические убеждения, составляли основные жизненные принципы этой замечательной русской женщины. Войдя в среду, где смысл жизни искали в идеалах служения народу, Софья воспитывалась в самой что ни есть спартанской обстановке и с детства была приучена бегать "по мужицким избам берегов Волги". В 1890 г. по настоянию бабушки единственная наследница несметного состояния, молодая графиня выходит замуж. По этому случаю, бабушка невесты решила преподнести ей подарок и уговорила родственников мужа продать имение Гаспра в Крыму. После недолгого замужества и развода, не имея ни детей, ни иных прямых наследников, Софья Владимировна значительную долю своих капиталов отдает на благотворительные учреждения.

Получив прекрасное образование в привилегированном Екатерининском институте, графиня Софья в девятнадцать лет познакомилась с Александрой Пошехоновой, школьной учительницей из рабочего района, пришедшей просить ее о бесплатной столовой для нуждающихся учеников. В 1890 г. вместе с учительницей А.В.Пошехоновой в Александро-Невском районе Санкт-Петербурга на свои средства Софья Владимировна организовала столовую и библиотеку, затем детский сад для малышей. Позднее появились ремесленные и рукодельные классы для подростков, общеобразовательные для их родителей.

4 апреля 1903 года состоялось торжественное открытие Лиговского Народного Дома графини С.В.Паниной, ставшего известным на всю Россию. В нем были мастерские для мальчиков, читальня, библиотека, зоологический музей, ресторан, театр с превосходной труппой, гастролировавшей в летнее время с большим успехом по всей России. В актовом зале проводились научно-популярные лекции, был создан первый в стране подвижной музей учебных пособий, первая в стране общественная обсерватория. Вслед за Лиговским народным домом Панина открывает народные дома в г. Валуйки Воронежской губернии с ботанической станцией и в с. Марьино Московской губернии. Софья Владимировна оказывает поддержку многим высшим и специальным учебным заведениям, особенно женским и учреждает множество стипендий. Главное направление в ее деятельности - принести пользу народу, нести просвещение в народ. В 1901 году, городская Дума официально засвидетельствовала графине глубокую признательность «за труды и пожертвования на пользу народного образования в Петербурге».

В 1912 году Народный дом графини Паниной стал методическим центром для всех подобных домов России, а их к тому времени было 316. В 1914 году, с началом войны, большую часть Народного дома на улице Тамбовской занимает лазарет, тут же происходит распределение помощи семьям мобилизованных. В 1917 году начинается ее политическая карьера: Софья Владимировна избирается в число гласных Петроградской думы, в мае становится товарищем министра государственного призрения, а в августе - товарищем министра народного просвещения, на этом посту и застала ее Октябрьская революция. Вынужденная эмигрировать из России, находясь вдали от Родины она продолжает заниматься благотворительной деятельностью.

Мария Тенишева: благотворительница, просветительница и меценат

Особое имя в женскую благотворительность вписала Мария Клавдиевна Тенишева, деятельность которой охватывала Россию, Италию, Францию, Смоленский и Брянский края, Москву и Петербург. Круг ее деятельности с течением времени расширялся, включая в себя просвещение, искусство и искусствоведение, науку, продвижение российской культуры за границей. Как меценат она не только вкладывала свои материальные средства в поддержку творческой элиты России, создание и развитие социокультурных учреждений и музеев, одновременно она занималась пропагандой русского искусства и культуры за рубежом, вкладывая в этот процесс свои духовные силы. Широта души, желание принести пользу своему Отечеству, продемонстрировать Европе лучшие достижения российской культуры, вот, что двигало Марией Тенишевой в ее устремлениях.

В ее благотворительности не было ничего показного, рассчитанного на внешние эффекты, все шло от сердца. Щедрость и жертвенность - ее главные жизненные постулаты. «Русскими Афинами» назовут современники Талашкино, имение князей Тенишевых под Смоленском, а саму княгиню Марию Клавдиевну — «Периклом русских крестьян», ведь строила она свои «Афины» для простых людей. Судьба не дарила ей легких путей, ей много раз приходилось начинать все сначала, что стоило ей многих душевных и физических сил, но она никогда не предавала своих идеалов, в них ее вера была безгранична, ибо основана на знании сердца.

Благотворительная деятельность Марии Клавдиевны началась на Смоленской земле, задолго до того, как она стала княгиней Тенишевой. Марию Николаеву смоленское общество знало как оперную певицу, обладательницу прекрасного голоса, благотворительные концерты которой пользовались большим успехом. «Директор Смоленского отделения Императорского русского музыкального общества господин Кротков и певица госпожа Николаева отправляются на днях в Париж, где предполагают дать концерт в пользу фонда школы имени М. И. Глинки», - писал журнал «Баян» в 1888 году.

После второго замужества Тенишева с 1892 по 1896 гг. прожила в Бежице, где находились заводы ее мужа князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Бежица стала для нее поистине «местом боевого крещения». Ее поразило тяжелое положение рабочих, их беспросветная нужда, полное бесправие, темнота и безграмотность. Она стремится улучшить их жизнь, организовала народную столовую с обедами за умеренную плату, хлопотала о выделении для рабочих во временное пользование пустующих земель, учредила благотворительное общество для оказания помощи сиротам и вдовам.

Тенишеву интересовала и проблема досуга рабочих, она организовывает в Бежице театр, открывает Дом общественного собрания с театральным и читальным залом, комнатами для кружковой работы. В парке были оборудованы площадки для тенниса, эстрада для концертов.

Вспоминая о годах, проведенных в Бежице, в книге «Впечатления моей жизни» Тенишева называла ее местом своего крещения, где ей «удалось стяжать славу, развернуться, выполнить все заветные мечты».

Тенишева живо отзывалась на все события, происходившие в России. В 1904 году во время русско-японской войны Тенишева и ее подруга Святополк-Четвертинская открыли в Талашкино первый лазарет. Во время Первой мировой войны лазарет был открыт уже в Смоленске, по оснащению и уровню медицинского обслуживания он не имел себе равных в городе. Мария Клавдиевна сама заведовала лазаретом, на свои средства оборудовала его всем необходимым вплоть до рентгеновского аппарата.

20 ноября 1914 года лазарет посетил Император Николай II. Тенишева писала: «Оставшись им (лазаретом) очень доволен, он (Император) благодарил меня, милостиво обласкал и наградил медалями моих раненых». Это только большие дела, а сколько было «малых»: пожертвований учебным заведениям, музеям и издательствам. Да просто участие в каждой конкретной судьбе: от крестьянского сироты до художника и ученого.

Высоко оценили деятельность Тенишевой ее соратники. Рерих писал: «Оглядываюсь с чувством радости на деятельность Марии Клавдиевны. Вспомним все школы, мастерские, заботы о просвещении, воодушевляющие спектакли, сказочные малютинские теремки, выставки, и в России, и за границей… Большой человек - настоящая Марфа Посадница. И теперь я вижу признательную память народа около имени Марии Клавдиевны. Много легенд сложится на Тенишевской улице, и имя княгини Тенишевой запечатлеется среди имен истинных созидателей».

Поражают масштабы общественной деятельности М. К. Тенишевой, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано ремесленное училище в Бежице, носившее имя своей основательницы; открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей; и, наконец, здесь, в Талашкино создан центр русского народного искусства и народных промыслов, о чем образно писал Н. К. Рерих: «В Кривичах Смоленских на великом пути в Греки этот родник. Там многое своеобычно. Дело широко открыто всему одаренному, всем хорошим поискам».

В 1911 году Смоленск стал обладателем уникального музея «Русская старина», созданного на средства княгини Тенишевой и насчитывающего почти 12000 единиц хранения. Первый в России общедоступный музея русского народного искусства обладал чрезвычайно ценной коллекцией предметов, отражающих историю, культуру, быт и искусство русского народа. Стоимость коллекции музея согласно официальным документам составляла 3 000 000 рублей. На базе музея был открыт филиал Московского археологического института. Тенишева финансировала институт, собирала книги для библиотеки, учредила стипендии. На торжествах по поводу передачи княгиней Тенишевой музея «Русская старина» в дар Московскому археологическому институту его директор Александр Иванович Успенский закончил свою речь словами: «Если музей есть гордость Смоленска, то женщина, проявившая такую любовь к просвещению, - есть гордость всей России». В благодарственном адресе от имени Смоленской Думы выражена признательность за великодушный дар, признание факта как великого события в истории города Смоленска и характеристика дарительницы как «воплощения русской женщины в самом лучшем значении слова, интеллигентной работницы, отдавшей свою несокрушимую энергию, любовь и знание отечественной старины на пользу дорогой родины...». 18 августа 1911 г. по повелению императора Николая II Тенишевой было присвоено звание Почетной гражданина г. Смоленска «за пожертвование Московскому археологическому институту музея древностей, с тем, чтобы музей оставался на вечные времена в г. Смоленске.». А улица на которой он находился получила название Тенишевской. 28 сентября 1911 г. в Петербурге нотариусом был заверен акт передачи музея Смоленску.

Важной областью ее благотворительной деятельности была деятельность в сфере народного образования. Еще в 1887 г. она предприняла первую попытку создания школы в Смоленской губернии, в Талашкино, совместно со своей подругой Е. К. Святополк-Четвертинской.

В Бежице в 1892 г. Тенишева открыла при заводе ремесленное училище на 60 человек в здании бывшего детского сада. В короткие сроки было куплено необходимое оборудование, открыты вечерние классы черчения. Для престижа учебного заведения были приглашены лучшие преподаватели из Смоленска. М. К. Тенишева выхлопотала в Петербурге в акционерном обществе завода 100 тысяч рублей на материальные нужды училища, а князь В.Н. Тенишев выделил 200 тысяч рублей для строительства здания. Новое двухэтажное здание было построено в короткий срок; машины и станки выписывались из Англии и Америки; электричество, водопровод - все было по последнему слову техники. Князь В.Н. Тенишев всячески поддерживал данное начинание, так как идея жены вполне отвечала его устремлению видеть рабочего более грамотного, приобщенного к технике, а это способствовало росту производительности труда на заводе. После того, как было построено новое двухэтажное здание училища, на первый курс уже было принято не 60, а 200 учащихся. Княгиня М.К. Тенишева с директором школы А.М. Смирновым разработали программу и устав училища, которое потом было преобразовано в школу ремесленных учеников с 3-х летним курсом обучения. По настоянию родителей и учеников училище стало носить имя М. К. Тенишевой. После окончания школы ученики поступали на Брянский завод.

Впоследствии она вспоминала: «главное, что удовлетворяло мое самолюбие, - это сознание того, что, придя туда последнею, после двадцатилетнего существования завода, мне удалось создать то, что уже давно должно было сделать». Появились индивидуальности, личный вкус, заговорили человеческие потребности в уютной, чистой обстановке. В этом проявились истинные пружины меценатства Марии Клавдиевны: сделать максимум возможного именно для того, чтобы «заговорили человеческие потребности». Просветительская и общественная деятельность приносила огромное удовлетворение самой Тенишевой.

В мае 1896 года учебное заведение отпраздновало первый выпуск. В этом же году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде «детище» Тенишевой ремесленная школа в Бежице удостоена высочайшей благодарности императора Николая II. Высокие знания выпускников Бежицкой школы ремесленных учеников были оценены быстро. Из разных уголков Российской империи посыпались заявки на знающих своё дело мастеров.

Деятельность княгини М. К. Тенишевой в создании школы ремесленных учеников сыграла важную роль в становлении низшего технического образования в Бежице. Поставив перед собой задачу по подготовке специалистов - практиков, на которых возлагалась задача повышения эффективности различных отраслей производства, М. К. Тенишева заложила основы профессионально-технического обучения рабочих, что является ярким примером богатого опыта подготовки молодых кадров дореволюционной России. Кроме ремесленной школы М.К. Тенишева оставила шесть благоустроенных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят. Таким образом, заметная часть детского населения поселка получала образование. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых, а Мария Клавдиевна являлась их попечительницей. В селе Хотылево, где она часто бывала в своем имении, она также создала школу для сельских детей.

Фамилия и княжеский титул, состояние, которое ей принес брак с Тенишевым расширили возможности приложения сил и знаний. Оттолкнувшись от опыта, полученного при создании ремесленного училища в Бежице, Тенишева приступила к формированию собственной педагогической системы.

Талашкинская сельскохозяйственная школа под Смоленском реализовывала план М.К. Тенишевой по организации разумного образовательного процесса. В школу принимались ученики всех сословий, дети-сироты и бесприютные принимались на полное обеспечение княгини. Здесь не просто получали знания, все было направлено на облагораживание души маленького человека, развитие в нем скрытых дарований и талантов.

В учебных целях были устроены опытное поле, лаборатория, метеорологическая станция, сад с огородом и образцовая пасека. Таким образом, в образовательных учреждениях изучались технологии, которые могли пригодиться ученикам в будущем.

В 1894 году Тенишевы покупают соседний с Талашкиным хутор Фленово и переводят сюда школу из Талашкина, которая предназначалось в первую очередь для сиротских и крестьянских детей. Программа школы целиком отражала уклад крестьянской жизни, помимо общей грамотности, дети получали образование по сельскохозяйственным наукам и ремесленным дисциплинам. Школа стала своеобразным экспериментом, моделью государственного устройства страны с колоссальными земельными ресурсами. Одновременно школа стала культурным центром для всех местных крестьян и с точки зрения сельскохозяйственных знаний, и с позиции устройства быта. Творческое развитие детей осуществлялось и через участие в театральной деятельности. Организатором театра и режиссером многих спектаклей стала сама княгиня.

Уникальным проектом Марии Клавдиевны стали учебные художественные мастерские в Талашкине: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания, в которых возрождались русские ремесла. Все эти традиционные народные ремесла входили в программу школьного обучения. В мастерских ученики работали рядом с С. Малютиным, И. Барщевским, Н. Рерихом. Ученики выполняли изделия по эскизам художников, многие вещи были разработаны самой Марией Клавдиевной. Изготовленные в мастерских изделия выставлялись на различных выставках.

Тенишевские школы решали задачу сохранения и продолжения национальных традиций в земледелии, народном искусстве при воспитании в учениках «национального духовного характера». Спасение России Мария Тенишева видела в сохранении целостности русской деревни как ядра национального уклада, православного миропонимания и духовного здоровья. Она не мыслила народной культуры без православных традиций, именно поэтому тенишевские школы становились живым и притягательным центром.

Педагогическую деятельность М.К.Тенишевой разделял с ней ее муж Вячеслав Николаевич. Вместе им удалось создать стройную педагогическую систему, которая была воплощена в программах самых различных учебных заведений, открытых в Петербурге, Брянске, Смоленске. Анализ сохранившихся архивных документов от Устава и расписания уроков до бухгалтерских и педагогических отчётов, даёт возможность выделить четыре основных принципа педагогической системы князей Тенишевых: жизнь человека богатой и счастливой может сделать только хорошее образование; индивидуальный характер образования проявляется в учете личных способностей и интересов ученика, выявлении его природного таланта; любое знание должно носить прикладной характер; образование должно быть доступно любому человеку, желающему учиться.Учебные заведения, устроенные ими, являлись передовыми для своего времени.

Мария Клавдиевна создает художественную студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую в доме на Английской набережной в Петербурге. Обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии были И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, Е.В. Честняков и многие другие прославившиеся в будущем художники.

Образовательные проекты М.К. Тенишевой остаются примером реализации педагогических идей на практике и для современной России. Основа просветительской и меценатской деятельности Тенишевой «природный талант, блестящие организаторские способности, огромное желание внести лепту в просвещение своего народа и капиталы мужа.»

Благотворительность князей Тенишевых приносила фамилии известность, почетное положение в обществе и, можно сказать, европейское признание. Чета Тенишевых занималась благотворительностью по разным направлениям, имея разную программу, разные методы и принципы. Усилия Марии Клавдиевны в чем-то можно сопоставить с деятельностью С. И. Мамонтова, С. П. Дягилева: она осуществлялась в определенных, уже выработанных и опробованных культурой рамках. Тенишева отдавала свои силы коллекционированию, образованию и просвещению народа, поддержке начинающих художников, финансировала археологические изыскания и журнал «Мир искусства». Творческие силы и духовные запросы княгини реализовались в особом подходе к общественной и благотворительной деятельности, умении придать традиционным вещам новый оригинальный оттенок, довести развитие проблем до какой-то новой точки, открывающей в жизни уже другие перспективы и более высокие духовные цели. Энергия князя была направлена на практические, реальные задачи, связанные с воспитанием молодого поколения, сумевшего достойно применить свои знания в практической деятельности.

Пережив горечь разочарований и утрат, Тенишева напишет: «Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы». Устремленность в будущее, умение опередить свое время - характерная черта Марии Клавдиевны Тенишевой, оставившей нам в наследство коллекции и музеи, которыми мы восхищаемся до сих пор.

Яркие и социально активные женщины, занимавшиеся благотворительностью по зову сердца и велению души - неотъемлемая, но к сожалению почти неизвестная часть нашего исторического и культурного наследия. Историческая справедливость требует восстановить имена русских женщин - общественных деятельниц на ниве меценатства, благотворительности и просвещения как достойного примера для нынешних поколений. Нравственный завет М.К.Тенишевой для потомков «Придите и владейте, мудрые! И созидайте на благо России!» - очень актуален в наши дни.

Библиография

.

Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. – М., 1988,-Кн. 2 т. 3 с. 605

.

Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX века. М., 2005. С.210.

.

Ульянова Г.Н. Императрица Мария Федоровна в российской благотворительности: материнское попечение о страждущих // Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба. СПб., 2006. С.104.

.

ЦГИАМ Ф. 357 Оп. 1 Д. 11 Л. 175-176

.

Предпринимательство и городская культура в России 1861-1914 гг. М., 2002 с. 92

.

Жинжикова И.Н., Кеня И.А. Сергей Мальцов – благотворитель земли брянской. Брянск, 2010 С. 17

.

Кеня И.А. Лупоядова Л.А. М.К.Тенишева: Созидание на благо России. Брянск, 2013 С. 5

.

М.Заблоцкая. Я люблю свой народ. К 150-летию со дня рождения М.К.Тенишевой// http://www.newacropol.ru/activity/center/exibitions/maria-tenisheva/tenisheva-150/

.

Талашкино. Сборник документов. Смоленск, 1995. С. 23

.

М.К. Тенишева Впечатления моей жизни. М., 2006. С. 148

.

Смоленские ведомости. 1914. № 184.

.

Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М., 2006. С. 385.

.

Рерих Н.К. Памяти М.К.Тенишевой // Н.К.Рерих. Из литературного наследия. М., 1974. С. 17.

.

Рерих Н.К.. Записные листки художника. Талашкино. //Весы,1904.№ 9. С.36

.

РГИА. Ф. 472. Оп.43. Д. 137. Л. 57

.

Смоленские ведомости. 1911. № 118.

.

РГИА Ф. 1288 Оп. 5-1-1911. Д. 1А Л. 190

.

РГИА Ф.225. Оп.11. Д.796. Л.1-3

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 140.

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 148.

.

Смоленский вестник. 1896. № 270.

.

Городков А.В., Дубровский А.М., Кеня И.А. Мария Тенишева: духовное наследие в Брянском крае. Брянск, 2008. С.20.

.

Пономарева Н. Становление школ традиционной культуры в Талашкино и СПб// Край Смоленский. 2013. № 6. С. 85.

.

Дубровский А.М., Исаченко Т.В., Кеня И.А. В.Тенишев – предприниматель, ученый, меценат. Б., 2011. С.10

.

Склеенова В.И. История музея «Русская старина». Смоленск, 2012 С. 6

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 257.

.

Кеня И.А. Благотворительность в России: традиции и современность // NB: Культуры и искусства.-2012.-1.-C. 258-275. URL: http://www..html

Дата публикации или обновления 01.05.2017


Общественное призрение как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему стало развиваться в европейских странах в XVI веке. До этого времени помощь бедным считалась обязанностью церкви. Следуя заповедям христианской религии, она щедро раздавала милостыню, побуждая к тому же и свою паству. В России помощь бедным оказывалась путём также церковной благотворительности. Однако церковь не преследовала цель искоренить нищенство и главной задачей считала спасение душ и подготовку верующих к загробной жизни, видя в милостыне средство, обеспечивающее добрым людям вечное блаженство; точно так же на милостыню смотрела и паства.

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Древнерусский благотворитель, «христолюбец» менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель». Под влиянием подобных воззрений помощь бедным оказывалась в широких размерах, но, вместе с тем, без всякого разбора.

Массовое нищенство и бродяжничество, возникшее в Московии в XVI - XVII вв. как результат войн, голодных лет и внутренних усобиц, побудило правительство подумать об организации государственного призрения бедных.

Впервые об этом заговорил Иван Грозный : на Стоглавом соборе 1551 года он призывал в каждом городе строить богадельни и больницы. Спустя столетие, в царствование Алексея Михайловича , было принято «Соборное уложение» (1649 г.), куда вошли статьи об общественном призрении. Его сын, Фёдор Алексеевич, своим указом предписал «разобрать» в Москве увечных людей от притворных нищих, причём, первых - поместить в «двух шпитальных», а здоровым лентяям - дать работу. На церковном соборе 1681 года царь предложил патриарху и архиереям по примеру Москвы устроить убежище для нищих и в провинциальных городах. К этой же цели стремился и Пётр I , который в 1705 году указал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, чтобы ловить бродячих нищих («ленивых прошаков») и наказывать: деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать очень высокому штрафу - пять и десять рублей. Благотворители же должны были доставлять свои подаяния в богадельни, приюты для принятия «зазорных детей», существовавшие при церквах.

Более систематической (и успешной) оказалась филантропическая деятельность Екатерины II . Уже в 1763 году она учредила воспитательный дом.

Позднее императрица предписала принять меры к «пристройству безумных» и открытию в каждой из 26 епархий по одной богадельне. Всё предпринятое Екатериной II в начале правления явилось подготовительными шагами для организации в России общественного призрения, основание которому положил высочайший указ 7 ноября 1775 года. Согласно ему, во всех губерниях были учреждены приказы общественного призрения, которым поручалось устройство всевозможного рода благотворительных заведений, а именно: народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых, домов для умалишённых, богаделен, работных и смирительных домов.

Эти приказы функционировали до введения в 1864 году земских учреждений, а во внеземских губерниях - до советского времени. Организованы они были на основе самостоятельности местных благотворительных учреждений, управления представителями местного населения (избранных обществом), обеспечения достаточными денежными средствами. Но именно последнее оказалось проблематичным, поскольку Приказам были отпущены ничтожные средства. Поэтому, кроме государственного финансирования, подведомственные Приказам учреждения разрешалось содержать на штрафные деньги с купцов, мещан, а также на частные пожертвования. Последнее прописывалось особо в 392 статье: «Частным людям, обществам и селениям не возбраняется учреждать от себя благотворительные заведения или к учреждённым уже что-либо прибавлять».

В развитие действовавшего указа Екатерины при её внуке Александре 4 января 1816 года был издан закон «О не принятии от порочных людей пожертвований и не награждении их за оные». Он ограничивал приём пожертвований только от «лиц благонадёжных» и предусматривал проверку личности жертвователя Министерством внутренних дел: какого он поведения, не был ли под судом или следствием.

Однако не только слабая финансовая база, но и плохая организация деятельности этих учреждений привели к тому, что в России призрение бедных продолжало, в большей степени, оставаться сферой частной благотворительности. Её корни уходили в давнее прошлое нашей страны. Перелистывая страницы истории, можно обнаружить яркие образы людей, для которых «делать добро» являлось девизом всей жизни. Например, в XVI веке известно имя Ульяны Осорьиной - вдовы зажиточного нижегородского дворянина. Она прославилась в веках своим «нищелюбием», опекая сирых и убогих, которые обращались к ней за помощью: кормила, обшивала, подавала милостыню.

В голодные годы она раздавала свои запасы, а в случае их нехватки продавала имущество и на вырученные деньги покупала хлеб голодающим. Бездонной кружкой, куда Осорьина прятала свои сбережения, стали для неё бедные, в числе которых оказалась и она в конце жизни. Но она не роптала на судьбу и, как отмечали современники, всегда была весела, оставаясь верной своему личному христианскому призванию служения миру и деятельной христианской любви. Достойным последователем Ульяны Осорьиной в XVII веке стал дворецкий царя Алексея Михайловича Ф.М. Ртищев, который в своей частной жизни главной задачей поставил служение страждущему. На личные средства он выкупал из крымского плена христиан, основал амбулаторный приют, богадельню , первую больницу в Москве для престарелых, слепых и калек.

Перед смертью Ртищев завещал дочери и зятю: «В память по мне будьте добры к моим мужикам, владейте ими льготно, не требуйте от них работ свыше силы и возможности потому, что они нам братья».

Как один из виднейших благотворителей известен Прокопий Акинфиевич Демидов (1710 - 1786 гг.) - представитель династии уральских горнозаводчиков. Получив громадные богатства по семейному разделу (четыре завода, десять тысяч душ крестьян, более десяти сёл и деревень, несколько домов), он в 1771 году передал 200 тыс. рублей на устройство «Родильного института» при Воспитательном доме.

Спустя год П.А. Демидов подарил этому учреждению собственный большой каменный дом на Донской улице, в приходе церкви Ризоположения. На его деньги в Москве были также возведены Коммерческое училище - первое в Европе, первый публичный ботанический сад (Нескучный сад с дворцом), в котором находилось около 2 тыс. сортов редких ботанических растений, собранных дарителем. По данным исследователей, П.А. Демидов за свою жизнь пожертвовал около полутора миллиона рублей на разные благотворительные цели.

Но, пожалуй, самым продуктивным, в плане благотворительности, был XIX век. И в этом немалая заслуга русского купечества, его лучших представителей: Морозовых, Третьяковых, Солдатенковых, Щукиных, Найдёновых, Хлудовых, чьи благие дела общеизвестны. Историк М.П. Погодин в 1856 году в Москве, на торжественном обеде, посвященном героическим защитникам Севастополя, сказал в адрес московских купцов слова, которые можно отнести ко всему российскому купечеству: «Московское купечество служит верно Отечеству своими трудами и приносит на алтарь его беспрерывные жертвы. Но наши купцы не охотники ещё до истории: они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа».

Столь же щедры на добрые дела были провинциальные купцы. Свою лепту в развитие благосостояния земляков внесло и коломенское купечество, представители его знаменитых фамилий: Кисловых, Шераповых, Шевлягиных, Щукиных, Ротиных, Тулиновых, Тупицыных, Рыжиковых и многих других. Именно о них и пойдёт наше повествование. О тех, кто, не помышляя о наградах, прославлял делами себя и свой край, заслужив тем почётное имя «благотворитель» (от исконно русского - «творящий благо»), слова полузабытого, к сожалению, в современном обществе. Наш сегодняшний интерес к ним - запоздалое признание потомками материальной и нравственной значимости их благих деяний.


С использованием материалов из книги «Коломенские благотворители», Л.Н. Рябкова, Издательский дом «Лига» , Коломна, 2009.

Все поколения семьи, начиная с внуков основателя династии, Прокофия, Григория и Никиты Демидовых, активно занимались благотворительностью. Братья многое сделали для становления основанного в 1755 году Московского университета. Помимо денежных пожертвований они передали университету минералогический кабинет из 6 тысяч предметов, знаменитую коллекцию минералов, огромный гербарий, естественнонаучные коллекции, библиотеки. На средства Прокофия Демидова в университете были учреждены первые именные стипендии, так называемый Демидовский пансион. На средства Демидовых в университете были открыты первые в России кафедра и кабинет натуральной истории (ныне Зоологический музей МГУ) и музей естественной истории (ныне Государственный геологический музей имени Вернадского). На строительство и нужды Московского Воспитательного дома Прокофий Демидов пожертвовал свыше миллиона рублей серебром. На его же средства при Воспитательном доме было открыто родовспомогательное отделение, дом для подкидышей и больница для бедных рожениц в Петербурге. Брат Прокофия Никита Акинфиевич открывает в Нижнем Тагиле заводскую школу, поощряет развитие художественных промыслов. Его сын Николай (1773-1828) продолжил начинания отца: построил в Нижнем Тагиле школу, больницу, приют, преобразовал горнозаводскую школу в Выйское училище. В 1806 году Николай создал художественную школу, наиболее одаренных учеников которой отправлял в Москву, Петербург, во Францию и Италию. В первой половине XIX века в Нижнетагильском горном округе Демидовых на «господский кошт» содержались горнозаводское Выйское училище, приходские и ремесленная школа, «практические классы» для детей рабочих, основанная Николаем Никитичем Демидовым художественная школа, две библиотеки, краеведческий музей и театр. После гибели при пожаре коллекций Московского университета Николай подарил университету кабинет естественной истории из 6000 предметов стоимостью в 50 тысяч рублей. Он пожертвовал Москве 100 тысяч рублей для устройства в подаренном им ранее «Слободском дворце» дома трудолюбия и каменный дом в Гатчине, где разместился благотворительный приют. Он жертвовал средства в Комитет инвалидов, пострадавшим от наводнения в Петербурге. Общая сумма его пожертвований на благотворительные цели по неполным данным превысила 720 тысяч рублей. Кроме того, он построил школу во Флоренции (она существует до сих пор и носит имя Демидовых), больницу, дом трудолюбия для престарелых и детей-сирот. После его смерти Флоренция воздвигла Николаю Демидову памятник, который и ныне украшает площадь его имени (Piazza Niccola Demidoff). Двоюродный брат Николая Павел Демидов (1738-1821) инициировал и финансировал открытие в Ярославле Демидовского высших наук училища для подготовки гражданских чиновников. Он также традиционно для Демидовых был крупным жертвователем Московскому университету. Павел Демидов передал ему в дар помимо денег приобретенные за границей редчайшие естественнонаучные, нумизматические, художественные коллекции и огромную библиотеку. По 50 тысяч рублей он выделил на открытие университетов в Киеве и Тобольске. Сыновья Николая Демидова Павел (1798 - 1840) и Анатолий (1812 - 1870) продолжили благотворительные традиции семьи. Основными направлениями их деятельности в этой сфере были строительство больниц, помощь вдовам и сиротам офицеров и солдат, погибших в ходе войн, поддержка художников и развитие образования в России. Здесь следует отметить учреждение в 1830 году в Императорской академии наук Демидовских премий, призванных содействовать «преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем Отечестве». Демидовские премии присуждались за достижения в науке, технике, искусстве и считались наиболее почетной общественной наградой России. На средства Анатолия Демидова в Петербурге раздавались бесплатные обеды беднякам, причем только в 1839-1851 годах было выдано более трех миллионов порций. Братья жертвовали средства на благотворительные цели и за границей: на поддержку дома трудолюбия для детей-сирот во Флоренции, основанного их отцом, на финансирование деятельности ассоциации «Донателло» и работы по завершению строительства фасадов базилики Санта-Кроче и собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, монастырю Святой Елизаветы в Австрии, беднякам Берлина и Парижа, парижскому Всемирному статистическому обществу, а также вдовам и сиротам воинов-французов, погибших в Африке. Демидовы финансировали открытие первого в России женского коммерческого училища для подготовки счетчиц, кассирш и делопроизводительниц.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели - обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят вглубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из "Поучения Владимира Мономаха": "Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека". В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне.

Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на "помощь бедным" объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати "отличиться" в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров.

Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметьевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж. Кваренги и Е.Н азаровым, Вдовий дом (архитектор И. Жилярди), Голицынская больница (архитектор М. Казаков) и многие другие.

В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза".

Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Высоко оценивали Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства - не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь, прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - художник, собиратель икон. Родился в семье священника. Учился в Вятской духовной семинарии, но с последнего курса ушел. В 1867г. юноша отправился в Петербург. Вначале учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского, а с 1868г. в Академии художеств. В апреле 1878 г. он уже был в Москве и с тех пор не разлучался с этим городом. Стремясь к созданию произведений в истинно национальном стиле, Виктор Михайлович обращался к событиям прошлого, образам былин и русских сказок. Широкую известность получили монументальные росписи, выполненные Васнецовым в православных храмах. Особенно большой успех сопутствовал его работе во Владимирском соборе в Киеве в 1885г. Виктор Михайлович стал не только ценителем, но и собирателем русской старины. В начале XX века коллекция икон В.М. Васнецова была уже столь значительной, что, будучи показанной на выставке Первого съезда русских художников, обратила на себя внимание. После смерти художника его дом и все художественные собрания перешли дочери Татьяне Викторовне Васнецовой. Благодаря ей, в 1953 г. был открыт Мемориальный музей В.М. Васнецова, существующий и поныне. Сегодня в доме-музее Виктора Михайловича Васнецова хранится 25 тысяч экспонатов, которые позволяют познакомиться с биографией и творчеством знаменитого художника.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904): художник, очеркист, собиратель памятников этнографии и декоративно-прикладного искусства, родился в дворянской семье. Окончил Петербургский морской кадетский корпус.

Тогда же проявил наклонности к искусству и стал посещать рисовальную школу художников. Отказавшись от военной карьеры, Верещагин поступил в Академию художеств. Собирать он начал довольно рано в шестидесятые годы XIX века.

И уже из первого путешествия по Кавказу и Дунаю привез немало разного рода "трофеев". В его собрание входили предметы, чуть ли, не со всего света. С 1892 г. Жизнь Верещагина была тесно связана с Москвой.

Московский дом художника напоминал самый настоящий музей. Прямо в мастерской находилась большая библиотека.

В 1895 и 1898гг. В.В. Верещагин принес в дар Императорскому Историческому музею отдельные предметы из своего собрания. В.В. Верещагин погиб 31 марта 1904 г. при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт - Артуре.

Коллекционер, издатель, благотворитель Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) родом из купеческой семьи. В детстве не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в "мальчиках" за прилавком своего богатого отца. Имя Солдатёнкова в истории культуры связывается с издательской деятельностью в России второй половины позапрошлого столетия, с коллекционированием отечественной живописи: издания Солдатёнкова имели в стране большой общественный резонанс, а собрание картин могло быть сопоставимо с галереей П.М. Третьякова. В его домашней галерее были такие известные вещи, как "Пасечник" И.Н. Крамского, "Весна - большая вода" И.И. Левитана, "Чаепитие в Мытищах" и "Проводы покойника" В.Г. Перова, "Завтрак аристократа" П.А. Федотова, этюд "Явление Христа народу" и первоначальный эскиз знаменитой картины.

Археолог, коллекционер Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884) - из старинной и знатной семьи, сын президента Академии наук графа С.С. Уварова. По инициативе Уварова в 1864 году создаётся Московское археологическое Общество, ставившее широкие задачи в сбережении и изучении памятников искусства и старины. Алексей Сергеевич Уваров участвовал в создании Российского Исторического музея. Лучшие экспонаты, добытые трудами членов Общества, были принесены в дар Императорскому музею для его первой экспозиции. После смерти отца Алексей Сергеевич унаследовал богатейшее фамильное собрание произведений искусства и древностей в усадьбе Поречье Московской губернии. Своеобразным продолжением музея служил прекрасный ботанический сад - до тридцати тысяч "отборного вида растений", привезённых в Подмосковье со всех концов света. После смерти Уварова А.С. его вдова, Прасковья Сергеевна Уварова, продолжила работу, начатую мужем.

Прасковья Сергеевна Уварова (1840-1924), урождённая Щербатова, из знатного княжеского рода. Уварова получила разностороннее домашнее образование: в числе её наставников были профессор Ф.И. Буслаев, занимавшийся с ней русской литературой и историей искусства, Н.Г. Рубинштейн, у которого она брала уроки музыки. А.К. Саврасов, занимался рисунком и живописью. Коллекционер, библиофил Василий Николаевич Баснин (1799-1876) много времени и стараний отдавал общественному труду, историко-краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы предметом его увлечений стали гравюры .

Помимо гравюр в собрание Баснина входили: акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг - это было крупнейшее частное собрание тех лет. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве - в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Одной из самых известных благотворительниц в Москве в XIX веке была Варвара Алексеевна Морозова.

Она основала и финансировала целую сеть благотворительных учреждений: больницу и родильный приют, аптеку, "санаторию", приют для сирот, колыбельную (так назывались тогда ясли), богадельню, убежище для хроников, дом призрения, училище, школу рукоделия, библиотеку.

Материальное покровительство В.А. Морозова оказывала и городу, ежегодно она ассигновала 760 руб. на пособие Мариинской женской гимназии. Часто обращался к Морозовой с просьбой о пожертвованиях на благотворительные цели Лев Николаевич Толстой. Пятьдесят тысяч рублей В.А. Морозова пожертвовала на строительство в Москве на Миусской площади народного университета, основные средства, на создание которого завещал другой меценат - А.Л. Шанявский.

В Москве В.А. Морозова построила ремесленное училище, начальную школу, была членом "Общества пособий несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения". Одним из ее главных благотворительных начинаний было создание так называемых Пречистенских курсов для рабочих, которые сыграли большую роль в просвещении московских рабочих масс. Курсы были открыты в арендованном В.А. Морозовой здании на Пречистенке в 1897 году и пользовались большой популярностью.

Благодаря пожертвованиям В.А. Морозовой (около 50 тыс. руб.) стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева, которая была открыта в 1885 году.

Вообще Варвара Алексеевна не была безоглядной филантропкой, она умела считать деньги и оказывала материальные благодеяния с разбором.

Выводы. Этап, начавшийся в 1861 г. и продолжавшийся до начала столетия ХХ, можно охарактеризовать как период общественного, частного призрения, которое восприняло опыт общественного призрения предшествующего этапа. В пореформенный период, в годы активного утверждения капиталистических отношений, общество потребовало новых форм и методов социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство в социальной сфере.

К середине XIX в. идеи гуманизма находили отклик среди либерально настроенных и прогрессивно мыслящих россиян, стремившихся своим конкретным вкладом облегчить страдания наименее социально защищенных соотечественников - убогих и престарелых, нищих, больных, сирот. Благодаря их инициативам в России создавались новые благотворительные общества, увеличивалось число учреждений общественного призрения, совершенствовались содержание и формы их работы, методы управления. Реформы 60-70-х годов XIX в. оказали значительное влияние на судьбу общественного и частного призрения России, способствовали их последующему развитию.

Из данной работы можно сделать вывод, частная благотворительность отвечает требованию совести, требованию настоятельному и благодетельному. Она оказывает воздействие, в отличии от общественной, не только на тело, но в первую очередь, на дух человека. Частная благотворительность закрывает собой проблемы общественной, а так же частная благотворительность есть выражение сострадания, порыв сердца. Общественная благотворительность возникла из частной, как более сложная из простой. Она более совершенна, но коренится в частной и из нее вырастает. Общественная благотворительность более формальна в своих действиях, и влияет в основном на тело, а не на дух человека.

Так же хотелось бы отметить тех людей, которые не были ни великими художниками, ни гениальными артистами, но вошли в историю Отечества потому, что способствовали ее развитию, обогащению. Это люди - представители богатейших промышленных и торговых династий страны. Их огромные состояния были нажиты отцами и дедами - в большинстве своем предприимчивыми, смекалистыми русскими мужиками.

В числе их сыновей и внуков было немало тех, кто использовал семейный капитал для благотворительных целей, для развития культуры и науки, кто стал покровителем искусств.

Среди этих людей были яркие, самобытные личности, отдавшие на алтарь искусства не только большие деньги, но и свою энергию и жар души. С их именами связаны многие достопримечательности культурной жизни России, многие добрые дела.


Можно сказать, что благотворительность сегодня в тренде. Представляю вашему вниманию реальные истории очень состоятельных людей, которые пожертвовали всё свое состояние.

1. Владислав Тетюхин (бывший совладелец крупной металлургической компании)

Свердловский олигарх в 80 лет не стал покупать себе виллу в тёплых странах и не завёл толпу супермоделей. Он продал все свои акции, и на вырученные 3,3 миллиарда построил медцентр в Нижнем Тагиле.

В будущем миллиардер планирует построить гостиницу, новые дома для сотрудников клиники на 350 квартир, общежитие для студентов, транспортный блок и вертолётную площадку.


Сейчас Тетюхин занимает здесь пост генерального директора и в свои 82 на работу приезжает строго по графику в 9:00 утра шесть дней в неделю! Сам он живет в 44 километрах от Тагила в городе Верхняя Салда. А местные чиновники прозвали бизнес Тетюхина альтруизмом. Мэр Нижнего Тагила даже пообещал назвать в честь него остановку общественного транспорта около медцентра.


2. Чак Фини (создатель Duty Free)

В 1988-м журнал "Forbes" поместил Чака Фини на 31-ю строчку своего списка богачей, и это было отчасти неверно – к тому моменту богатство Фини уже собственно не принадлежало ему. Фини анонимно жертвовал свои деньги всевозможным учреждениям и организациям – часто даже сами получатели не знали, кто был их благодетелем, а зачастую с них бралось слово о неразглашении.


Детище Чака Фини – фонд "The Atlantic Philanthropies", от лица которого и делаются все пожертвования. По общей оценке этот фонд уже сделал пожертвований на сумму свыше 6,2 млрд. долларов США.


Известно, что у Чака есть пятеро детей, а с первой женой он развёлся. Кстати, семейство его живет вполне обеспеченной жизнью обычных миллионеров, и лишь сам Чак Фини предпочитает принцип необходимой достаточности.


3. Браин Берни (имел бизнес в области подбора кадров и строительства)

У этого миллионера всё шло отлично, пока в его дом не пришла беда. У его жены диагностировали рак. Это оказало решающее влияние на магната, который много занимался благотворительностью. Он передал значительную часть своего состояния на создание целой колонны медицинских машин. Эти машины ездили по маленьким деревням в северной Англии и оказывали больным высокотехнологичную медицинскую помощь. Зарплату врачам Фред Берни платил из своего кармана.


Спустя долгие годы борьбы с болезнью, его жена выздоровела. На радостях Браин Берни продал большую часть имущества и отдал всё на благотворительность. Узнав об этом, его жена, решила подать на развод, так как не собиралась жить в нищете.


Браин Берни не стал препятствовать разводу и отдал положенные средства. После этого он переехал в маленькую квартиру над помещением своего благотворительного фонда, чтобы полностью посвятить себя делу борьбы с раком. Сейчас он живет на небольшую пенсию и ездит в подержанной машине.


4. Ли Лиюань (успешный инвестор)

Китайская бизнесвумен Ли Лиюань сделала многомиллионное состояние в 1980-х годах на удачных инвестициях в производство одежды и предприятия угольной промышленности. Однако сейчас от былых богатств не осталось и следа. Мало того – на Ли висят огромные долги.


Всё своё состояние бывшая миллионерша потратила на 75 сирот, которых она усыновила. А сейчас она даже не в состоянии самостоятельно их прокормить. На настоящий момент её долг составляет больше 300 000 $.


Ли получает пожертвования из благотворительных организаций и частных лиц, однако многие дети нуждаются в длительном и дорогом лечении или операциях, и поступающих денег катастрофически не хватает.


Сейчас мода на благотворительность набирает обороты.

Вот некоторые богатеи, которые в скором времени откажутся от всего.

5. Улав Тун (Норвежский миллиардер)

Всё свое состояние (около 6 миллиардов долларов) он решил потратить на финансирование медицинских исследований. Он решил, что деньги, которые он зарабатывал в течение своей жизни, лучше потратить на полезное дело. «Всё равно я не смогу забрать их с собой», - поясняет он.


Сам Улав живет довольно скромно. Он женат, но детей у него нет. Поэтому всё свое богатство он решил пожертвовать. «У меня есть велосипед и лыжи, а ем я немного. Так что, думаю, всё будет хорошо», - постоянно повторяет он в многочисленных интервью.


6. Тим Кук (генеральный директор Apple)

Его состояние оценивается в 800 млн. долларов. Практически все заработанные средства 54-летний бизнесмен планирует потратить на благотворительность после предоставления образования своему 10-летнему племяннику.


Он не распространяется, на какие цели будет направлять средства, хотя и говорит, что понемногу начал жертвовать деньги. Кук сообщил, что намерен выработать системный подход к благотворительности, а не просто подписывать чеки.


7. Саудовский принц аль-Валид

Не так давно принц заявил, что пожертвует все свое состояние на благотворительность. В первую очередь он хочет помогать организациям, которые занимаются борьбой за права женщин, а также спонсируют изучение неизлечимых болезней, помогают жертвам стихийных бедствий и популяризуют здоровый образ жизни.


Состояние аль-Валида, на 2015 год, оценивается в 21,5 млрд долларов. Инвестор занимает 22-ю строчку в списке самых богатых людей мира.

Как видите, все эти истории об одном, но развязка всегда разная и неоднозначная.

А если бы у вас были несметные богатства, как бы вы ими распорядились?