Андрей Тарковский, «человек, который увидел ангела. Человек, который увидел ангела и его родной город Человек который увидел ангела

Почему мне вдруг захотелось в Париж... не знаю - решение пришло спонтанно и неожиданно. Захотелось отметить день рождение в Париже. Париж... даже в самом названии какой-то кураж-восторг. Недаром в этих краях многие люди черпали вдохновение, и я хочу... хочу вдохновиться и, наконец, начать писать
.

Сидим в кафе перед Собором Парижской Богоматери. Настроение супер! С нами гид и переводчик - живет во Франции очень давно... он что-то рассказывает. И вдруг я у него спрашиваю: «А где в Париже похоронен известный русский кинорежиссер Андрей Тарковский?» Я совсем не думала об этом пять минут назад. Почему? Почему вдруг всплыли в памяти те далекие годы? Мой выпускной, почти золотая медаль, которую я не получила из-за двойки по физкультуре и поведению... и переезд в Москву.

Москва... Москва после маленького поселка в Рязанской области, где я жила, открыла мне дверь в новый мир, который для меня, 16-летней девочки, начался с квартиры известного всем кинорежиссера Андрея Тарковского. Я не знала и не понимала тогда, какую неоценимую роль он сыграет в моей судьбе.

Человек небольшого роста с взъерошенными черными волосами, как сейчас помню его. Я жила там до того момента, пока не собралась замуж. Будучи уже беременной, сидя в этом самом французком кафе, я со слезами на глазах попросила гида отвезти меня на кладбище - поклониться Андрею и его жене. Поклониться и сказать СПАСИБО. СПАСИБО ЗА ТОТ СЛЕД, КОТОРЫЙ ОСТАЛСЯ ВО МНЕ.

Кладбище Сен Женевье де Буа. Мы идем по тропинке, и сердце замирает как будто мы идем на свидание, на свидание с этим гениальным человеком и его замечательной женой... а вот и памятник, и на нем надпись: Человек, который увидел ангела. Ну, здравствуйте, Андрей Арсентьевич... Здравствуй, Лариса.

Я кланяюсь до земли и вижу его живого. Его, нервно шагающего по комнате, размахивающего руками, в моменты, когда посетило вдохновение. И его же, но совсем другого, ушедшего глубоко в себя, которого я очень боялась.

В то время у них были всегда финансовые проблемы. Снимать не давали - денег не было. По-кожному Тарковский испытывал сильный стресс. Было такое мельтешение туда-сюда. Бесконечные встречи с нужными людьми. Слышала частые Ларисины рассказы о множестве его любовниц. Не смог добиться имущественного и социального превосходства - добирал в женщинах. Выполнять роль защитника-охотника не очень получалось. Все было на Ларисиных мощных плечах.


При этом он по-анальному всегда был предан семье. Так и говорил: «у нас настоящая, полноценная семья». Сын для него был весь смысл. Очень любил Родину. Тосковал по ней. В душе всегда был русский человек, так и не смог жить по западным законам.

Он верил в мистические вещи. Помню, в один из вечеров мы собрались за большим столом в гостиной. Речь зашла об НЛО. Тогда я сидела, слушала, и меня охватывал ужас. Никак не могла понять, как это Андрей видел их в Тучково. Он рассказывал, что это случилось во время съемок фильма «Зеркало».

Звуковой поиск никогда не давал Андрею покоя. Он чувствовал свою избранность, свое отличие от других. Все время говорил о Сотворении мира, о Боге. Искал истину. В своих работах он воплощал прежде всего звуковые нехватки. Пытался через фильмы вынести их наружу. Донести смысл. Когда он уходил глубоко в себя, то его взгляд становился жестким, а речь отрывистой.

Тарковский всегда говорил, что очень одинок, и ему часто было страшно. В такие моменты он был таким беспомощным. Просил, чтобы Лариса не отходила от него. Он во всех и всегда искал ИДЕАЛ. Много позже моя подруга Ирина Печерникова (фильм «Доживем до понедельника») сказала мне: «Знаешь, почему Тарковский принял тебя, девочку из глубинки? Он почувствовал в тебе умение любить умение сострадать. Его Душе было хорошо с тобой»

Быть может, это было действительно так. Я безмерно благодарна за эти драгоценные годы и воспоминания. За тот след, который Андрей Тарковский оставил в моей душе. Я запомнила его таким, видящим этот мир совсем не так, как другие.

Дата смерти - 1986г, 29 декабря. Родился он в 1932 году. Ему было 54года. Много это или мало? И почему гениальные люди живут мало? Остались его картины, но о них пишут кинокритики, другие творческие люди, а я хочу просто вспомнить его как человека, как личность, сыгравшую свою роль в моей жизни.

Краткая биография


(1932–1986), русский кинорежиссер, сценарист.

Народный артист РСФСР (1980).

Родился 4 апреля 1932 в селе Завражье Ивановской обл. в семье поэта А.А.Тарковского. В 1951–1952 учился в Московском институте востоковедения, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, выезжал в геологическую экспедицию в Туруханский край. В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И.Ромма – в той же группе учился В.Шукшин). В 1960 защитил диплом короткометражной картиной Каток и скрипка (первая премия на Международном кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке) – уже в этой лирической новелле о маленьком музыканте и его взрослом друге Тарковский продемонстрировал незаурядное владение языком кинематографа. Иваново детство (по мотивам рассказа В.О.Богомолова Иван). Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке (Н.Бурляев), с ее контрастным противопоставлением светлого мира детства и мрачных реалий войны, произвела подлинную сенсацию в мировом кино (Гран-при МКФ в Венеции, 1962; приз МКФ в Сан-Франциско, 1962; ряд других призов). При очевидном тяготении к стилистике Р.Брессона и А.Куросавы молодой русский режиссер обнаруживал талант самоценного, оригинально мыслящего художника. Андрей Рублев (Страсти по Андрею) был завершен, но в прокат не вышел.

В 1969 французская фирма, получившая права на зарубежный прокат Рублева, с успехом показала его на Каннском фестивале (премия ФИПРЕССИ, 1969). После этого фильм на многие годы стал объектом зрительского ажиотажа в СССР, а Тарковский прочно утвердился в звании главного «эстета» и «нонконформиста» советского экрана. Солярис (по одноименному роману С.Лема) – это представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мирке космической станции. Однако и здесь Тарковский провел свою идею изначальной, «божественной» духовности человека, продлив ее за пределы национальных и культурных границ (в атрибутике фильма рублевская Троица равноправно уживается с музыкой И.С.Баха и картинами П.Брейгеля, а композиция финального кадра является буквальной цитатой Рембрандта). В Каннах (1972), кроме Специального приза жюри, Солярис получил еще и Приз Международного евангелического центра.

Зеркало (1974), где его муза философско-поэтической рефлексии не сковывается рамками традиционного сюжета, а лишь находит нужный ей фрагмент в богатом наборе визуальных ассоциаций и воспоминаний художника – автора и героя. Смысловая структура картины оказалась удивительно многомерной – наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах легко расшифровывалась и нота политического инакомыслия (эпизод в типографии и др.). Фильм практически не получил проката и обострил скрытое противостояние режиссера и власти. Примериваясь к новому проекту, Тарковский пишет сценарии, читает лекции по режиссуре, ставит Гамлета в Театре Ленинского комсомола. (1977).

Вышедший в 1979 Сталкер (по повести А. и Б.Стругацких Пикник на обочине; специальная премия экуменического жюри МКФ в Каннах, 1982) выглядел в некотором роде компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний «зона» могла быть намеком на кризис технократической (иначе – «капиталистической») цивилизации, в этом же ключе можно было толковать и смысл диалогов, которые ведут между собой писатель (А.Солоницын) и профессор (Н.Гринько).

В 1980 Тарковскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Вместе с тем на деле конфликт только углубился. Ностальгию Тарковский снимал в Италии. В переживаниях главного героя, оторванного от родных корней писателя Горчакова (О.Янковский), практически «зеркально» отразилось его собственное состояние душевной горечи и отчаяния. Будучи убежденным, что ни этот фильм, ни его дальнейшие работы не будут должным образом оценены в СССР, Тарковский принял решение остаться за границей. К сожалению, ни Ностальгия, удостоенная «Гран-при» за режиссуру в Каннах (1984), ни снятое в Швеции Жертвоприношение (специальный приз жюри МКФ в Канне, 1986) – мессианская драма-предсказание о грядущей атомной катастрофе, не открыли в творчестве Тарковского нового горизонта. Состояние душевной неприкаянности было усугублено тяжелым онкологическим заболеванием.

******************************************************************************************

Андрею Арсеньевичу Тарковскому,

гениальному советскому режиссеру. Его фильмы редко показывают на больших экранах, и их редко кто понимает, даже сейчас. За двадцать лет работы в России он снял всего пять картин, тем не менее, иностранцы и сейчас знают два основных имени русской культуры: Достоевский и Тарковский.

К юбилею режиссера планируется ретроспектива в Музее кино, которая продлится до 11 апреля, в тот же день эстафету примет кинотеатр "Иллюзион". Здесь пройдут показы лент, которые любил как зритель сам Андрей Тарковский в 60-70-е: это шедевры Ингмара Бергмана, Акиры Куросавы, Луиса Бунюэля, Робера Брессона. Кроме того, на этой неделе фильмы Тарковского будет демонстрировать телеканал "Культура".

Дебютом режиссера в СССР стало "Иваново детство" - фильм, ставший обладателем "Золотого льва" в Венеции. Потом появились "Андрей Рублев", "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер".

В вынужденной эмиграции еще три: "Ностальгия", "Жертвоприношение" и полнометражная документальная лента с Тонино Гуэрра "Время путешествий".

Для того, чтобы понять, как принимали Тарковского на родине достаточно сухих фактов: фильм "Сталкер" вышел в прокат в 1980 году, было сделано всего 196 копий. На всю Москву выделили три, и за первые же месяцы только в столице картину посмотрели два миллиона зрителей. Их продолжают смотреть и сейчас. Время все расставляет на свои места, потому сегодня можно сказать, что фильмы Андрея Тарковского - коммерчески успешные. Только срок их окупаемости - не первая неделя проката, а вся жизнь.

Что такое "кино Тарковского", не берутся определить даже именитые критики - это отдельным мир, который создавался словно в отрыве от реальности, при этом максимально к ней приближаясь. Современники и соотечественники его не понимали, за рубежом - восхищались, превозносили и награждали на всевозможных конкурсах. Восхищения гению всегда не хватало, возможно, именно поэтому он предпочел даже после смерти остаться там, где можно было творить - в Париже. На его могиле в Сен-Женевьев де Буа написано: "Человек, который увидел ангела".

После того, как в начале 80-х годов прошлого века Андрей Тарковский получил приглашение снять картину в Италии, в Россию он не вернулся. "Ностальгия" с Олегом Янковским в главной роли была "аполитичной", но при этом вызывала подозрения. Поэтому, когда режиссеру предложили продолжить работу за рубежом, он согласился. СССР настаивал на возвращении, но Тарковский отказался - за что и был объявлен предателем. Последний фильм режиссера "Жертвоприношение" снимался в Швеции. Тогда обострились проблемы со здоровьем: в борьбе с раком победила болезнь...

Он был незаурядным человеком еще с детства: очевидный лидер, знающий себе цену. Как вспоминала первая жена режиссера, Ирма Рауш , позже, в институте: "Андрей вызывал сложные чувства. Что-то неуловимо проглядывало в облике этого пижонистого столичного молодого человека. Я не могла в этом разобраться, и мы часто ссорились из-за разности мироощущений. Чтобы вы поняли эту разность, приведу такой пример: Андрей восхищался тем, как была снята сцена изнасилования и убийства девушки в "Святом источнике", а мне нравился хор гномиков в "Белоснежке". Забегая вперед, скажу - я многое поняла, когда Андрей познакомил меня со своим отцом".

Отец Андрея Тарковского - Арсений Тарковский, талантливейший поэт. Как рассказывают близкие семье люди, у них было много общего, понять одного можно было только узнав обоих. "Я, вероятно, разглядела по-настоящему позже и поняла, что объединяет стихи отца и фильмы Андрея. Они обладают свойством пробуждать в человеке то, о чем он только смутно догадывается".

Польский режиссер Кшиштоф Занусси, вспоминая о поездке с Андреем в Америку, рассказал, что однажды на встрече со зрителем молодой американец спросил Андрея: "Что я должен делать для того, чтобы быть счастливым?" Андрей сначала вопроса вообще не понял, а потом сказал: "Сначала надо задуматься - для чего вы живете на свете? Какой смысл в вашей жизни? Почему вы появились на земле именно в это время? Какая роль вам предназначена? Разберитесь во всем этом. А счастье?.. Оно или придет, или нет". Американец ничего не понял, и Занусси отметил, что это был очень русский ответ.

По значимости эстетического элемента в структуре фильма творческое наследие Тарковского сопоставимо с наследием С.М.Эйзенштейна. Он добился того, что особый, замедленный темп его произведений, насыщенность внутрикадрового пространства (пейзажи, портреты, обилие значимых деталей), актерские и авторские монологи, цветовые нюансы и другие выразительные средства киноязыка стали для зрителя заведомо важнее сюжетной интриги его фильмов. Важно, однако, что для Тарковского форма практически всегда являлась проекцией его авторской идеи. Роль его личности в истории отечественного кино уникальна: он остался героем высокого мифа о художнике-страстотерпце, режиссере-проповеднике, способном противостоять диктату государственной идеологии и коммерции даже в таком «индустриальном» виде искусства, как кинематограф.

Он снимал не о чём-то красивеньком - речь идёт о гармоничной красоте, о красоте потаённой, о красоте как таковой. Пикассо, вместо того чтобы прославлять красоту, попытаться её прославить, поведать о ней, засвидетельствовать эту красоту, действовал как её разрушитель, хулитель, изничтожитель. Истина, выраженная красотой, загадочна, она не может быть ни расшифрована, ни объяснена словами. Но когда человеческое существо, личность оказывается рядом с этой красотой, сталкивается с этой красотой, она ощущает её присутствие, хотя бы по мурашкам, которые пробегают по спине. Красота - это словно чудо, свидетелем которого невольно становится человек. В этом все дело.

А.ТАРКОВСКИЙ. ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ


Текст приводится по публикации “Литературной газеты” от 8 апреля 1987 года. Перевод с французского Л. Токарева.

Оба моих последних фильма основаны на личных впечатлениях, но не имеют отношения ни к детству, ни к прошлому, они, скорее, касаются настоящего. Обращаю внимание на слово “впечатления”. Воспоминания детства никогда не делали человека художником. Отсылаю вас к рассказам Анны Ахматовой о её детстве. Или к Марселю Прусту. Мы придаём несколько чрезмерное значение роли детства. Манера психоаналитиков смотреть на жизнь сквозь детство, находить в нём объяснения всему - это один из способов инфантилизации личности. Недавно я получил крайне странное письмо от одного знаменитого психоаналитика, который пытается объяснить мне мой творчество методами психоанализа. Подход к художественному процессу, к творчеству с этой точки зрения, если хотите, даже удручает. Удручает потому, что мотивы и суть творчества гораздо сложнее, намного неуловимее, чем просто воспоминания о детстве и его объяснения. Я считаю, что психоаналитические истолкования искусства слишком упрощённы, даже примитивны.

Каждый художник во время своего пребывания на земле находит и оставляет после себя какую-то частицу правды о цивилизации, о человечестве. Сама идея искания, поиска для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет. Пикассо даже говорил: “Я не ищу, я нахожу”. На мой взгляд, художник поступает вовсе не как искатель, он никоим образом не действует эмпирически (“попробую сделать это, попытаюсь то”). Художник свидетельствует об истине, о своей правде мира. Художник должен быть уверен, что он и его творчество соответствуют правде. Я отвергаю идею эксперимента, поисков в сфере искусства. Любой поиск в этой области, всё, что помпезно именуют “авангардом”, - просто ложь.

Никто не знает, что такое красота. Мысль, которую люди вырабатывают у себя о красоте, сама идея красоты изменяется в ходе истории вместе с философскими претензиями и просто с развитием человека в течение его собственной жизни. И это заставляет меня думать, что на самом деле красота есть символ чего-то другого. Но чего именно? Красота - символ правды. Я говорю не в смысле противоположности “правда и ложь”, но в смысле истины пути, который человек выбирает. Красота (разумеется, относительная!) в разные эпохи свидетельствует об уровне сознания, которое люди данной имеют о правде. Было время, когда эта правда выражалась в образе Венеры Милосской. И само собой разумеется, что полное собрание женских портретов, скажем Пикассо, строго говоря, не имеет ни малейшего отношения к истине. Речь идёт здесь не о красивости,

Мне кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы жить. Жить на пути к истине. Вот почему человек творит. В какой-то мере человек творит на пути к истине. Это его способ существовать, и вопрос о творчестве (“Для кого люди творят? Почему они творят?”) суть вопрос безответный. На самом деле у каждого художника не только своё понимание творчества, но и своё собственное вопрошение о нём. Это соединяется с тем, что я сейчас говорю об истине, которой мы взыскуем, которой мы способствуем нашими малыми силами. Основополагающую роль здесь играет инстинкт, инстинкт творца. Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он делает то или другое, пишет именно об этом, рисует именно это. Только потом он начинает анализировать, находить объяснения, умствовать и приходит к ответам, не имеющим ничего общего с инстинктом, с инстинктивной потребностью создавать, творить, выражать себя. В некотором роде творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа. В поле человеческой деятельности нет ничего, что было бы более неоправданным, бесцельным, нет ничего, что было бы более самодовлеющим, нежели творчество. Если убрать из человеческих занятий все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.

Под созерцанием я всего-навсего понимаю то, что порождает художественный образ или же мысль, которую мы вырабатываем у себя о художественном образе. Это все совершенно индивидуально. Художественный образ, смысл художественного образа могут вытекать только из наблюдения. Если не основываться на созерцании, то художественный образ заменится символом, то есть тем, что может быть объяснено разумом, и тогда художественного образа не существует - ведь он уже не отражает человечество, мир.

Подлинный художественный образ должен выражать не только поиск бедного художника с его человеческими проблемами, с его желаниями и потребностями. Он должен отражать мир. Но не мир художника, а путь человечества к истине. Простого ощущения контакта с душой, которая где-то здесь, выше нас, но тут, перед нами, живёт в произведении, достаточно, чтобы оценить его как гениальное. В этом - истинная печать гения.

Было время, когда я мог назвать людей, влиявших на меня, бывших моими учителями. Но теперь в моём сознании сохраняются лишь “персонажи”, наполовину святые, наполовину безумцы. Эти “персонажи”, может быть, слегка одержимы, но не дьяволом; это, как бы сказать, “божьи безумцы”. Среди живущих я назову Робера Брессона. Среди усопших - Льва Толстого, Баха, Леонардо да Винчи … В конце концов, все они были безумцами. Потому что они абсолютно ничего не искали в своей голове.

Они творили не при помощи головы … Они и пугают меня, и вдохновляют. Абсолютно невозможно объяснить их творчество. Тысячи страниц написаны о Бахе, Леонардо и Толстом, но в итоге никто не смог ничего объяснить. Никто, слава богу, не смог найти, коснуться истины, затронуть сущность их творчества! Это лишний раз доказывает, что чудо необъяснимо …

В высшем смысле этого понятия - свобода, особенно в художественном смысле, в смысле творчества, не существует. Да, идея свободы существует, это реальность в социальной и политической жизни. В разных регионах, разных странах люди живут, имея больше или меньше свободы; но вам известны свидетельства, которые показывают, что в самых чудовищных условиях были люди, обладающие неслыханной внутренней свободой, внутренним миром, величием. Мне кажется, что свобода не существует в качестве выбора: свобода - это душевное состояние. Например, можно социально, политически быть совершенно “свободным” и тем не менее гибнуть от чувства бренности, чувства замкнутости, чувства отсутствия будущего.

Что же касается свободы творчества, то о ней вообще нельзя спорить. Ни одно искусство без неё не может существовать. Отсутствие свободы автоматически обесценивает художественное произведение, потому что это отсутствие мешает последнему выразиться в самой прекрасной форме. Отсутствие этой свободы приводит к тому, что произведение искусства, несмотря на своё физическое существование, на самом деле не существует. В творчестве мы должны видеть не только творчество. Но, к сожалению, в ХХ веке господствующей является тенденция, при которой художник-индивидуалист, вместо того, чтобы стремиться к созданию произведения искусства, использует его для выпячивания собственного “я”. Произведение искусства становится выразителем “я” его создателя и превращается, как бы сказать, в рупор его мелких претензий. Вам это известно лучше, чем мне. Об этом очень много писал Поль Валери. Наоборот, подлинный художник, а более того - гений, являются рабами дара, которым они наделены. Они обязаны этим даром людям, питать которых духовно и служить им были избраны. Вот в чём для меня заключается свобода.

Это интервью Тарковский дал парижскому еженедельнику “Фигаро-мэгэзин” в октябре 1986 года.

Андрей Арсеньевич Тарковский

А ндрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в городе село Завражье, Ивановской области. Отец, Арсений Александрович - талантливый поэт и переводчик. Мама, Мария Ивановна, актриса, литературный работник, закончившая вместе с Арсением Высшие Литературные курсы при Всероссийском Союзе Поэтов. И мама, и отец впоследствии участвовали в работах сына. Стихи отца звучат с экрана в нескольких фильмах Андрея Арсеньевича.

Когда будущему знаменитому режиссеру было всего пять лет, отец покинул семью. А жили они в Москве, в Щипковском переулке, что в Замоскворечье. Здесь же Тарковский учился в школе, вместе с другим знаменитым ныне Андреем из мира искусства - поэтом Вознесенским.

По воспоминаниям однокашников, у Тарковского уже в детстве было чувство избранности, аристократичности. Он был среди мальчишек всегда опрятен и свеж, в юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца. Вел себя Андрей раскованно, даже с учителями общался, как с равными. Видимо, ощущение внутренней свободы было у него врожденным.

В 1951 году Андрей поступает в Московский Институт Восточных языков на арабское отделение, но не заканчивает курса в связи с ухудшением здоровья. В 1952–1953 годах работал в ВНИИ цветных металлов и золота, затем - геологом.

В 1954-м Андрей поступает во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии. Михаил Ильич Ромм становится Учителем Андрея. Дружба Андрея с Андроном Михалковым - Кончаловским выливается в совместное написание сценария для первого фильма Тарковского - «Каток и Скрипка». Этот фильм стал дипломной работой Тарковского во ВГИКе.

Премьера первого полнометражного фильма Андрея Тарковского состоялась в апреле 1962 года. Картина «Иваново Детство», созданная по роману Владимира Богомолова, в том же году получила Золотого Льва на Международном кинофестивале в Венеции.

Фильм «Андрей Рублев» в 1969-м был показан во внеконкурсной программе Каннского Кинофестиваля и получил там специальный приз, но к международному прокату эта лента была разрешена Совэкспортфильмом только в 1973 году.

Аналогичным образом, «Зеркало», фильм, содержащий автобиографические мотивы, завершенный в 1974, был разрешен к экспорту спустя много лет.

«Солярис», снятый в 1971–72 годах по мотивам одноименного романа Станислава Лема, также вызвал волну нападок и возражений со стороны коллег. «Сталкер» - последний фильм, снятый Андреем в Советском Союзе.

Могила Андрея Тарковского
на кладбище Ste-Genevieve
de Bois под Парижем

В 1976 году Тарковский поставил трагедию Шекспира «Гамлет» в Театре «Ленком».

В 1980 году ему было присуждено звание народного артиста РСФСР. В том же году он стал лауреатом итальянской премии «Давид ди Донателло» в номинации «За вклад в киноискусство» за ретроспективу фильмов.

50-летний юбилей режиссера, чьими фильмами восхищались Бергман и Феллини, не отмечался нигде, даже на Мосфильме. Просьбы Тарковского о работе Госкино игнорировало, что и привело к отъезду режиссера в Италию, где он работал по контракту над фильмом «Ностальгия». Не имея возможности снимать часть фильма в России, он был вынужден воссоздавать свою родину на фоне итальянского пейзажа. Знавшие Тарковского считают, что разлука с родиной и сыном Андреем стала причиной его смертельного заболевания. Сыну режиссера разрешили выехать уже к больному отцу только после требовательного письма президента Франции Франсуа Миттерана лично Михаилу Горбачеву. Еще работая над «Ностальгией», Тарковский говорил, что герой фильма будет тосковать по родине, сидя в мрачной комнате, похожей на больничную палату....

Осенью 1983-го Андрей Тарковский ставит оперу «Борис Годунов» на сцене лондонского «Ковент-Гардена». Через полтора года, в 1986-м, выходит его книга «Sculpting in Time».В 1985-м он ведет в Берлине подготовку к съемкам последнего фильма - «Жертвоприношение», который часто называют завещанием Тарковского.

В конце 1985-го, после завершения съемок «Жертвоприношения» в Швеции, Андрей возвращается в Рим уже смертельно больным. Через год, 29 декабря 1986, великий русский режиссер умер в клинике неподалеку от Парижа. Он похоронен на кладбище Русских Эмигрантов во Франции, в городке Сен-Женевьев-дю-Буа. Надпись на надгробном камне: «Человеку, который увидел Ангела».

Лауреат Ленинской премии (посмертно).

В 1993 году Фондом Андрея Тарковского учрежден «Приз Андрея Тарковского», который присуждается один раз в год в рамках Московского международного кинофестиваля «лучшему фильму конкурсной или внеконкурсной программы».

По материалам Интернет

Покровительство сверхъестественных сил всегда интересовало людей. Вопросы о бессмертии души, о том, как выглядят ангелы, как узнать своего ангела-хранителя и заручиться его поддержкой, волновали и продолжают волновать теологов и философов, молодых и пожилых, высокообразованных и самых простых верующих. Прихожане храмов возносят молитвы ангелам-хранителям и просят их о помощи, стараются угодить и расположить к себе. Однако свой ангел-хранитель есть у каждого человека, даже не посещающего церковь. Более того: ангелы покровительствуют не только христианам, но и приверженцам других религий. Существование ангелов признает ислам, иудаизм и даже растафарианство. Аналогичные ангелам сущности есть и во многих других верованиях.

Ангел-хранитель дается каждому человеку, независимо от вероисповедания, характера и поведения. Даже у преступников и атеистов есть ангелы-хранители, но эти покровители несчастны и зачастую бессильны. Чтобы не лишать своего ангела-хранителя энергии, нужно в первую очередь верить в него, а еще регулярно обращаться к нему и не забывать благодарить. Все это легко выполнить, если знать своего ангела-хранителя по имени. При желании вы можете даже вызвать своего ангела-хранителя, поговорить с ним, посоветоваться или просто ощутить его защиту. Наверняка в течение жизни вы неоднократно чувствовали его присутствие - пришло время познакомиться со своим ангелом-хранителем!

Ангел-хранитель – кто это? Зачем дается ангел-хранитель?
Обычно ангелов-хранителей представляют антропоморфными, миниатюрными или гигантами, осязаемыми или бесплотными – это не имеет значения и зависит исключительно от культурного опыта, фантазии и эстетических предпочтений верующего человека. По сути, ангел-хранитель – это дух, добрая сущность, наделенная разумом и чувствами, но лишенная земного тела и воплощающаяся в любую физическую форму при необходимости на ограниченный срок. Как правило, ангелов-покровителей воображают и изображают в произведениях искусства крылатыми: крылья нужны ангелам, чтобы летать и чтобы укрывать ими своих подопечных, оберегая их от невзгод.

Существование ангелов-хранителей невозможно доказать научными методами, но даже нерелигиозные люди признают, что хотя бы раз в жизни испытывали такое чувство, будто оказались под ангельским крылом ангела. Вы тоже наверняка переживали нечто подобное и могли почувствовать присутствие ангела-хранителя:

  • Вспомните тех, кто позитивно повлиял на вашу жизнь. Ангелы хранители часто действуют опосредованно, чужими руками. Зачастую они избирают своими «посредниками» родителей, любимых людей и близких друзей, но могут явиться и в образе незнакомого, но благосклонного к вам человека.
  • Пребывание на грани риска и последующее чудесное спасение напрямую связано с «работой» ангела-хранителя. Каждый из нас может вспомнить подобные обстоятельства: когда опоздал на самолет, попавший в аварию; когда прошел по улице в двух шагах от места падения сосульки; когда вдруг вспомнил о не выключенном утюге и вернулся домой или просто успел купить последний билет на концерт любимой группы.
  • Ангелы-хранители могут вселяться не только в людей, но и в животных. В СМИ периодически появляется информация о чудесных случаях, когда домашняя кошка или собака разбудили хозяина и буквально заставили его покинуть дом перед землетрясением, взрывом или другим бедствием. Эти происшествия – ни что иное как свидетельство защиты ангела-хранителя.
  • Зачастую ангел-хранитель не ищет физического воплощения и остается фантомом, незримо присутствующим поблизости и предоставляющим помощь в нужный момент. Это особенно важно, когда вас одолевает чувство одиночества, проблемы обрушиваются одна за другой – и вдруг, как будто ниоткуда, приходит решение, обстоятельства складываются наилучшим образом и жизни налаживается.
  • Современные люди теряют веру в ангелов-хранителей и заменяют их понятиями интуиции, подсознания и энергетических колебаний. По большому счету, нет принципиальной разница, как именно называть ангела-хранителя, если его поддержка помогает вам.
Единственное, что можно сказать наверняка – это то, что сила ангела-хранителя прямо пропорциональна силе нашей веры в него. Можно подпитывать, тренировать и укреплять возможности своего духовного защитника, если верить, мысленно взывать и благодарить его как можно чаще.

Кто мой ангел-хранитель? Как узнать ангела-хранителя по дате рождения?
Ангел-хранитель сопровождает каждого человека на протяжении всей жизни, от самого момента рождения. Именно дата рождения помогает узнать о своем ангеле-хранителе больше, например, выяснить его характер, пол и возраст. Это может показаться немного странным, ведь ангелы бесплотны. Но, тем не менее, категории возраста и пола им присущи, чтобы быть ближе и понятнее своим подопечным. Чтобы определить воплощение своего хранителя, суммируйте все цифры, составляющие дату вашего рождения, и сведите результат к однозначному числу. Например, если вы родились 30 июля 1986 года, то сложите 3+0+0+7+1+9+8+6=34; 3+4=7. Число «7» нечетное, значит, ваш ангел женского пола. Четные числа обозначают ангелов мужского пола.

Теперь найдите свое индивидуальное число в следующем списке, чтобы поближе узнать своего ангела, постичь его характерные особенности и черты поведения:

  • 1 – Святой ангел, считается наиболее быстрым защитником, приходящим на помощь еще до того, как об этом опросят.
  • 2 – Светлый ангел (или ангел света), имеет обыкновение являться во сне. Ангелы света оставляют своим подопечным родинки, зачастую на лице.
  • 3 – Воздушный ангел, сопровождает людей, склонных к авантюрам и риску. Оказываясь рядом, нередко выдает свое присутствие шорохом крыльев.
  • 4 – Мудрый ангел общается со своим подопечным с помощью подсказок и верных решений, что положительно сказывается на интеллекте и карьере человека.
  • 5 – Металлический ангел наделяет человека долгими годами жизни. Получает особую подпитку от слез, поэтому приходит на помощь, когда подопечный плачет.
  • 6 – Радужный ангел контактирует с людьми посредством творческой энергии, помогает раскрыть художественные способности и/или оригинальный взгляд на мир.
  • 7 – Энергетический ангел – самый обидчивый. Нуждается в постоянной благодарности, не терпит грубых слов и непризнания своих заслуг.
  • 8 – Милосердный ангел является воплощением души умерших предков, внимательно заботится, но испытывает потребности в воспоминаниях о нем.
  • 9 – Теплый ангел обеспечивает подопечного гармонией с миром и пониманием сути вещей. Именно ангелы Тепла чаще других воплощаются в животных.
Понимание характера вашего ангела-хранителя поможет установить с ним более близкую и прочную связь, не игнорируйте эти особенности. Помимо характера, у ангелов есть возраст, который не меняется, по крайней мере, для нас, людей. Возраст своего ангела узнают, прибавляя к числу рождения 4 (сакральное число). Для рожденных 30 числа это 30+4=34 года. Теперь вы знаете, что ваш ангел-хранитель – женщина 34 лет, и можете общаться и поддерживать связь эффективнее.

Как увидеть своего ангела-хранителя?
Для контакта с нами и передачи информации ангелы-хранители используют знаки – это единственный доступный им способ, чтобы не выдать себя посторонним людям и не испугать своего подопечного. Но мы можем сами, по своему желанию, наладить связь со своим ангелом и обращаться к нему, когда захотим. Для этого понадобится немного потренироваться:

  1. Выберите время, когда вы сможете остаться наедине с собой (и своим ангелом) в тишине, и никто не нарушит спокойствие. Это может быть раннее утро на рассвете или наоборот, перед отходом к сну
  2. Обустройте хотя бы небольшое пространство вокруг себя для уюта и комфорта: положите красивую и удобную подушку, зажгите свечу или небольшой ночник, включите тихую приятную музыку.
  3. Сядьте поудобнее и выпрямите спину. Можно подложить под спину подушку или распрямить плечи – ориентируйте на свои ощущения, которые должны быть вам по душе. Не зажимайте тело, не сгибайтесь и не сутультесь.
  4. Закройте глаза и спокойно, глубоко дышите. Не думайте ни о чем конкретном, а вместо суетных мыслей представьте, что от ваших ног к земле идут корни, а вокруг вас находится свет в форме яйца с золотым сиянием.
  5. Мысленно обратитесь к своему ангелу-хранителю и пригласите его присоединиться к вам в этой красивой и удобной обстановке. Золотой цвет – любимый для ангелов, поэтому хранителю наверняка будет очень приятно ваше внимание.
  6. Когда ангел появится рядом, вы почувствуете то по незримому дуновению, ощущению тепла и/или легкости – это индивидуально. После этого попросите ангела укрыть и обнять вас крыльями, прикоснуться к вам.
  7. Постарайтесь запомнить это ощущение, каждой клеточкой тела впитайте прикосновение ангела-хранителя и не забывайте это чувство, чтобы усилием воли воспроизводить его вновь. Спросите ангела, как его зовут.
  8. Обратитесь к ангелу по имени и искренне поблагодарите его за то, что он с вами и не оставляет вас на протяжении всех лет жизни. Если нужно, попросите его о помощи, поделитесь с ним своими мечтами и целями.
  9. Не задерживайте ангела долго, потому что пребывание в мире людей требует от него больших затрат энергии. Попрощайтесь с ангелом и пригласите возвращаться к вам почаще.
  10. Потянитесь всем телом и откройте глаза. Осмотритесь – мир вокруг вас остался прежним, но внутри вас теперь поселилось знание, которое позволит всегда и везде находить своего ангела-хранителя, обращаться к нему и получать его помощь.
Практикуйте такие встречи со своим ангелом хранителем регулярно, чтобы не терять связь с ним и укреплять взаимопонимание. Теперь, когда вы смогли узнать своего ангела-хранителя, не забывайте о нем, благодарите и подпитывайте энергией. Тогда ваш союз станет поистине крепким и защитит вас от любого зла. Пусть в вашей жизни случается как можно больше чудес и добра!

Поколение 60-х, выросшее в эпоху брежневского безвременья, относилось к фильмам Тарковского с чувством религиозного восторга. Это был вопрос веры: если человек любил и понимал «Зеркало» или «Солярис», он становился «своим», если нет – туда ему и дорога… Его имя было как пароль: Тарковского смотрел? – Свой человек. Таких «паролей» на самом деле было немного – Пастернак, Параджанов, Хамдамов (великий режиссер, до сих пор известный только профессионалам), Солженицын, Эфрос, Шнитке, Довлатов. Сейчас стало очевидным, что именно они, а не те, кто был признан и обласкан властью, определили лицо своего времени, создали незабываемый портрет эпохи.

У каждого из них была по-своему трагическая судьба. Но жизнь Тарковского – особый разговор. Может быть потому, что о нем как о человеке известно невероятно мало. С ним не проводились интервью, поклонники не ловили его у подъезда, газеты и журналы или обходили его фильмы молчанием, или же писали неприличные фразы, за которые теперь стыдно… Мне удалось увидеть его однажды в Тбилиси на закрытом просмотре фильма «Сталкер». Вынести хоть какую-то информацию из его бурчания себе под нос так и не удалось. Он вел диалог с самим собой, не со зрителем. В жизни он был чрезвычайно закрытым, «запечатанным» человеком, не заинтересованным в общении на темы, не касающиеся искусства.

Но зато когда речь заходила о творчестве, наступала кристальная четкость мысли и ясность намерения. Становилось ясно, что он видел кадры фильма как картины. Еще не начав снимать, в своем воображении он уже видел фильм во всех подробностях. Эти образы мучили его, не давали покоя, иссушали его тело. Еще задолго до того, как у него был обнаружен рак, он был похож на живую мумию – лицо, изборожденное морщинами, выдавало непрерывную работу мысли. Как портрет Достоевского работы Перова стал символом борений и исканий интеллигента 60-х годов 19 века, так трагический образ Тарковского можно считать символом борений и исканий интеллигента 60-х годов 20 века.

Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года с сильной концентрацией планет в Овне. Как многие представили этого знака, он обладал напором, честолюбием и умением проводить в жизнь свои намерения. Чем больше сопротивления он встречал от властей, тем отчаяннее он боролся. Это его энтузиазму, смелости и нежеланию идти на компромиссы мы обязаны тем, что у нас есть «Зеркало», «Иваново детство», «Андрей Рублев». Он был настоящим борцом, который не знал, что такое компромисс и отступление. Говорят, что во время съемок «Рублева» он очень заботился о том, чтобы эпоха была воссоздана как можно подробнее и натуральнее. В стремлении добиться своего от актеров он шел даже на то, чтобы сделать им больно. А в одном из эпизодов поджег живую корову. Что ж, в его гороскопе действительно есть Марс в Овне, который провоцирует жестокость. Сила желания и страсть воплотить свое видение на экране настолько велика, что все отступает на задний план. Вспомните Хичкока, который во время съемок «Птиц» заставил исполнительницу главной роли Типпи Хедрен вживую испытать нападение птиц. Но в том-то и дело, что это были только слухи. На самом деле никто коровы не поджигал, и никакой жестокости по отношению к актерам проявлено не было. Но характерно то, что именно о Тарковском ходили такие слухи. Его бескомпромиссность и прямота создавали ему множество проблем.

Внутренняя потребность всегда выражается в гороскопе через Луну. Луна в Рыбах в гороскопе Тарковского необычайно важна для понимания его личности. Она нашла свое воплощение в картинах Тарковского, и прежде всего в «Зеркале», где буквально разлит лунный свет. (Кстати говоря, техника работы с цветом в этом фильме была революцией в кино, подобно монтажу в «Броненосце Потемкин». Именно после просмотра этого фильма Феллини и Бергман признали, что им есть чему поучиться у русского мастера). Планета в Рыбах – это знак художника, поэтичной натуры, художественного дара. Луна в Рыбах в гороскопе Тарковского нашла выражение в светлом образе Матери, которым пронизана картина. В каждом кадре чувствуется благоговейное отношение, нежное тепло и преклонение перед женщиной, давшей ему жизнь.

В астрологической карте Тарковского Луна находится в соединении с Головой Дракона. Традиционно астрология считает, что такой аспект говорит о сильном материнском влиянии, о зависимости, о глубокой связи, которая не исчезает, а только углубляется с возрастом. Андрей Арсеньевич действительно был всю жизнь влюблен в свою мать. Ее отражение можно встретить во всех немногочисленных женских образах в его фильмах – это и Хари в «Солярисе», и для него ее духовный мир был камертоном и идеалом, воплощения которого он искал, но так и не нашел в реальности. И этот поиск, эта тоска по «потерянному раю» детства, эта ненасыщаемая жажда увидеть счастье на земле и выразились в его пост-российском кино, в двух шедеврах – «Жертвоприношении» и «Ностальгии».

Когда эти фильмы впервые показали в России, у всех было странное чувство неудобства и стыда. Казалось невероятным, что Тарковский, влюбленный в Россию, оказался безжалостно выброшен за границу и не имеет даже права видеться с женой и сыном. Он оказался в обстоятельствах, когда у него не было никакого выбора. Можете себе представить, что это значит для свободолюбивого Овна, у которого к тому же Солнце в соединении с планетой свободы Ураном! Вот когда начал свое разрушительное действие Плутон, имеющий очень злые аспекты, спровоцировавшие рак и безвременный уход.