Борис Васильев А зори здесь тихие…. Образ и характеристика гали четвертак в повести а зори здесь тихие васильева сочинение Несколько интересных сочинений

Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева – одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Впервые опубликована в 1969 году.
Повествование о пяти девушках-зенитчицах и старшине, вступивших в бой с шестнадцатью немецкими диверсантами. Герои говорят с нами со страниц повести о противоестественности войны, о личности на войне, о силе духа человека.

В главной теме повести – женщина на войне отражена вся «беспощадность войны», сама же тема до появления повести Васильева в литературе о войне не поднималась. Чтобы разобраться в событийном ряде повести, можно читать краткое содержание «А зори здесь тихие» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Васков Федот Евграфыч – 32-х лет, старшина, комендант разъезда, куда прикомандированы на службу девушки-зенитчицы.

Бричкина Елизавета -19 лет, дочь лесника, жившая до войны на одном из кордонов в лесах Брянщины в «предчувствии ослепительного счастья».

Гурвич Соня – девушка из интеллигентной «очень большой и очень дружной семьи» минского врача. Отучившись год в московском университете, ушла на фронт. Любит театр и поэзию.

Комелькова Евгения – 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: ее семью расстреляли. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив».

Осянина Маргарита – первая из класса вышла замуж, через год родила сына. Муж, пограничник, погиб на второй день войны. Оставив ребенка маме, Рита ушла на фронт.

Четвертак Галина – воспитанница детдома, мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война – это романтика.

Другие персонажи

Кирьянова – сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

Глава 1

В мае 1942 года на 171 железнодорожном разъезде, оказавшемся внутри идущих вокруг военных действий, уцелело несколько дворов. Немцы прекратили бомбежки. На случай налета командованием были оставлены две зенитные установки.

Жизнь на разъезде была тихой и спокойной, зенитчики не выдерживали искушения женским вниманием и самогоном, и по рапорту коменданта разъезда старшины Васкова один «опухший от веселья» и пьянства полувзвод сменял следующий…Васков просил прислать непьющих.

Прибыли «непьющие» зенитчики. Бойцы оказались совсем молоденькими, и были они… девушками.

На разъезде стало спокойно. Девушки над старшиной подтрунивали, Васков чувствовал себя неловко в присутствии «ученых» бойцов: образования у него было всего 4 класса. Главное же беспокойство вызывал внутренний «беспорядок» героинь – они все делали не «по уставу» .

Глава 2

Потеряв мужа, Рита Осянина, командир отделения зенитчиц, стала суровой и замкнутой. Однажды убили подносчицу, и вместо нее прислали красавицу Женю Комелькову, на глазах которой немцы расстреляли близких. Несмотря на пережитую трагедию. Женька открыта и озорна. Рита и Женя подружились, и Рита «оттаяла» .

Их подругой становится «заморыш» Галя Четвертак.

Услышав о возможности перевода с передовой на разъезд, Рита оживляется – оказывается, у нее рядом с разъездом в городе сын. По ночам Рита бегает навещать сына.

Глава 3

Возвращаясь из самовольной отлучки через лес, Осянина обнаруживает двух незнакомцев в маскировочных халатах, с оружием и пакетами в руках. Она спешит рассказать об этом коменданту разъезда. Внимательно выслушав Риту, старшина понимает, что она столкнулась с немецкими диверсантами, двигающимися в сторону железной дороги, и решает идти на перехват противника. В распоряжение Васкова выделены 5 девушек-зенитчиц. Беспокоясь за них, старшина старается подготовить свою «гвардию» к встрече с немцами и подбодрить, шутит, «чтоб засмеялись, чтоб бодрость появилась» .

Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич со старшим группы Васковым отправляются коротким путем к Вопь-озеру, где рассчитывают встретить и задержать диверсантов.

Глава 4

Федот Евграфыч благополучно проводит своих бойцов через болота, минуя топи (только Галя Четвертак теряет в болоте сапог), к озеру. Здесь тихо, «как во сне» . «И до войны края эти не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно и лесорубы, и охотники, и рыбаки ушли на фронт» .

Глава 5

Рассчитывая быстро справиться с двумя диверсантами, Васков все-таки «для подстраховки» выбрал и путь отступления. В ожидании немцев девушки пообедали, старшина дал боевой приказ задержать немцев при их появлении, и все заняли позиции.

Галя Четвертак, промокшая в болоте, заболела.

Немцы появились только наутро: «из глубины все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку» , и оказалось их не двое, а шестнадцать.

Глава 6

Понимая, что «пятеркой смешливых девчат да пятью обоймами на винтовку» с фашистами не справиться, Васков посылает «лесную» жительницу Лизу Бричкину на разъезд, сообщить, что нужно подкрепление.

Стараясь спугнуть немцев и заставить их идти в обход, Васков с девушками делают вид, что в лесу работают лесорубы. Они громко перекликаются, палят костры, старшина рубит деревья, а отчаянная Женька даже купается в реке на виду у диверсантов.

Немцы ушли, и все хохотали «до слез, до изнеможения» , думая, что самое страшное миновало…

Глава 7

Лиза «летела через лес как на крыльях» , думая о Васкове, и пропустила приметную сосну, возле которой нужно было повернуть. С трудом двигаясь в болотной жиже, оступилась – и потеряла тропу. Чувствуя, как трясина поглощает ее, в последний раз увидела солнечный свет.

Глава 8

Васков, понимающий, что враг хоть и скрылся, но может напасть на отряд в любую минуту, идет с Ритой в разведку. Выяснив, что немцы обосновались на привале, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет.

Васков не успевает остановить девушку. Через некоторое время ему слышится «далекий, слабый, как вздох, голос, почти беззвучный крик» . Догадываясь, что может означать этот звук, Федот Евграфыч зовет с собой Женю Комелькову и идет на прежнюю позицию. Вдвоем они находят убитую врагами Соню.

Глава 9

Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает. Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом. Федот Евграфыч «печалью был полон, по самое горло полон» из-за гибели Сони. Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами преступили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже – фашисты» .

Глава 10

Отряд похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев – те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю.

После боя старшина отменил собрание, где девушки хотели судить Галю за трусость, он объяснил ее поведение неопытностью и растерянностью.

Васков идет в разведку и в целях воспитания берет с собой Галю.

Глава 11

Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны.

Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.

Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать показавшихся немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак, и была сражена автоматной очередью.

Старшина решил увести диверсантов как можно дальше от Риты и Жени. До ночи он метался между деревьями, шумел, кратко стрелял по мелькающим фигурам врага, кричал, увлекая немцев за собой все ближе к болотам. Раненый в руку, спрятался на болоте.

На рассвете, выбравшись из болота на землю, увидел старшина чернеющую на поверхности топи армейскую юбку Бричкиной, привязанную к шесту, и понял, что Лиза погибла в трясине.

Надежды на помощь теперь не было…

Глава 12

С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну» , но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие.

На берегу речки, где вчера «спектакль фрицам устраивали» , старшина и девушки встречаются – с радостью, как сестры и брат. Старшина говорит о том, что Галя и Лиза погибли смертью храбрых, и о том, что всем им предстоит принять последний, по всей видимости, бой.

Глава 13

Немцы вышли на берег, и бой начался. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать» . Казалось Федоту Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник. Отряд не давал немцам перейти на другой берег.

Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты.

Отстреливаясь, Комелькова старалась увести за собой немцев. Веселая, улыбчивая и неунывающая Женька не даже не сразу поняла, что ее ранили – ведь глупо и невозможно было погибнуть в девятнадцать лет! Она стреляла, пока были патроны и силы. «Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо…»

Глава 14

Понимая, что умирает, Рита рассказывает Васкову о сыне Альберте и просит о нем позаботиться. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что «Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал» .

Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

Похоронив Женю и Риту, почти обессилевший, Васков брел вперед, к заброшенному скиту. Ворвавшись к диверсантам, убил одного из них, четверых же взял в плен. В бреду ведет раненый Васков диверсантов к своим, и, только поняв, что дошел, теряет сознание.

Эпилог

Из письма туриста (оно написано много лет спустя после окончания войны), отдыхающего на тихих озерах, где «полное безмашинье и безлюдье» , мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц. Он замечает, какие здесь тихие зори…

Заключение

Много лет трагическая судьба героинь не оставляет равнодушными читателей любого возраста, заставляя осознавать цену мирной жизни, величие и красоту истинного патриотизма.

Пересказ «А зори здесь тихие» дает представление о сюжетной линии произведения, знакомит с его героями. Проникнуть же в суть, почувствовать прелесть лирического повествования и психологическую тонкость авторского рассказа возможно будет при чтении полного текста повести.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания обязательно попробуйте ответить на вопросы этого теста.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2353.

Галя Четвертак образ и характеристика по плану

1. "Подкидыш". Одна из главных героинь повести Б. Васильева " " Галя Четвертак сразу же вызывает у читателя трогательную жалость. Даже фамилия девушки указывает на ее физический недостаток - "ростом... в четверть меньше".

Незаметная и скромная воспитанница детского дома сама старалась привлечь к себе внимание. "Дело о нападении...", поиск несуществующих сокровищ, появление ведьм, любовная лихорадка - все эти проделки сделали Галю знаменитой, позволили ей поверить в себя и собственную значимость.

Галя мечтала о "всеобщем поклонении". Ее не устраивала окружающая серая действительность, из которой она вырывалась с помощью богатого воображения.

2. Война . Погруженная в мечты девушка считала, что ей выпала удачная возможность проявить себя на войне. Поэтому она так настойчиво добивалась отправки на фронт. Гале удалось уговорить подполковника, который отправил ее в зенитчицы, невзирая на несоответствие возраста и роста. Однако военные будни оказались от мечты еще дальше, чем действительность на гражданке.

Галины романтико-героические представления, желание непременно совершить подвиг разбились о строгий воинский устав. Четвертак вновь превратилась в маленькую, смертельно напуганную, беззащитную девочку, у которой малейшая неприятность вызывала слезы.

3. "Мама - медицинский работник". Резкое несоответствие между мечтой и действительностью заставило Галю еще со времени детдома уходить в свой собственный воображаемый мир. Постепенно она даже начинает верить в реальность создаваемых в воображении образов. С их помощью Галя пытается защитить себя от окружающей грубости и жестокости. Особенно остро нужда в защите встает для Четвертак во время экспедиции Васкова.

На войне Галя чувствует себя совершенно беззащитной. Ее очень легко обидеть. Девушка боится насмешек подруг, сурового Васкова, и, конечно же, пока еще невиданного главного врага - немцев. Постоянный страх заставляет Галю выдумать и поверить в существование мамы - медицинского работника. Профессия выбрана не случайно - роль и авторитет медицины в военных условиях невероятно высок.

С помощью выдуманной мамы Галя пытается защитить себя от ужасных с ее точки зрения вещей: питья спирта и надевания сапог погибшей подруги. Осянина даже не понимает, каким страшным и жестоким для Гали становится ее нетерпеливый окрик: "Хватит! Нет у тебя мамы!".

4. "Боец уже был убит" . Вид убитой Сони нанес последний удар по романтическим представлениям Гали Четвертак. Война предстала перед ней во всей своей ужасающей полноте. Трусость Гали при перестрелке с немцами - неизбежное следствие животного чувства самосохранения, вызванного непреодолимым страхом. Выхода у Гали, а тем более у Васкова, не было. Взяв Четвертак с собой, старшина надеялся таким образом придать ей сил. Но с ним отправился уже не боец, а просто смертельно напуганная девочка. Война вошла даже в ее воображаемый мир. "Тупой, чугунный ужас" парализовал волю Гали и не оставил ей никаких шансов на спасение. Трагическая смерть Четвертак, если уместно такое сравнение, напоминает хладнокровное убийство загнанного беззащитного зверька.

В разделе на вопрос характеристика Гали Четвертак в повести „А зори здесь тихие” заданный автором Голосовать лучший ответ это Жизнь Гали Четвертак - одна сплошная мечта, и о войне она тоже мечтала, но "осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте".

Ответ от Елена Федорова [гуру]
Сирота, фамилию дали в детдоме, потому что была очень маленькая. Ей всегда хотелось, чтоб ее заметили, именно поэтому она все время фантазировала. Когда началась война, вместе со всеми однокурсниками явилась в военкомат - не взяли из-за маленького роста. Но она не отступилась и добилась своего. Но испытание войной Четвертачок (как ласково ее называла Комелькова) не выдержала, погибла, выдав себя криком. И этот крик был "Мама"


Ответ от Европеоидный [активный]
Галя Четвертак - детдомовец. Когда выросла, пошла в библиотечный техникум, где успела проучиться два года, пока не началась война.
Старшина ведет отряд через болота по узкой тропке, и вместе с девушками успешно добираются до озера Вопь. Устроив засаду на Синюхиной гряде, они дожидаются немцев. Те подходят к берегу лишь следующим утром. Но их оказывается гораздо больше - шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу Бричкину за подмогой, но девушка оступается на тропе и гибнет в трясине. Тем временем девушки решают обмануть врага, изобразив лесорубов.
Немцы отступают к Легонтову озеру, поверив, что на Синюхиной гряде кто-то действительно рубит лес. Отряд тем временем меняет позицию. Васков понимает, что забыл на прежнем месте свой кисет, и Соня Гурвич решает сбегать за ним. Второпях она нарывается на двух немцев, от рук которых и погибает. Васков с Женей мстят за убитую соратницу, а после хоронят Соню.

Что стало с актрисами из фильма,А зори здесь тихие...,

Что сейчас происходит в жизни актеров из этого любимого народом фильма.
Говорят, «у войны не женское лицо». Но в Великой Отечественной именно женщины стали главной опорой нашим защитникам, о чем с пронзительной искренностью рассказал в своем фильме «А зори здесь тихие...» по одноименной повести фронтовика Бориса Васильева режиссер Станислав Ростоцкий.

В мае ровно 40 лет назад Ростоцкий сумел пробить свой сценарий будущего фильма на киностудии и получил отмашку начать работу над картиной.

Об этом народном кино мы и решили вспомнить накануне Дня Победы. Мы поздравили исполнительниц главных ролей с праздником и расспросили о съемках и их сегодняшней жизни.


Посвятил фильм спасительнице.

Станислав Ростоцкий говорил, что картина - посвящение русским женщинам и персональная благодарность Анне Чегуновой (Бекетовой), вынесшей истекающего кровью кавалериста Ростоцкого из боя. Анна дошла до Берлина. Потом родила двоих детей, но вскоре ослепла - сказались последствия ранений. Ростоцкий вспоминал:
- Я привез Анну на студию и рассказывал все, что происходило на экране, а она плакала... Я отношусь к женщине на войне как к героине. Главная идея фильма - в центральной фразе: «На таком-то фронте ничего существенного не произошло...» Мы не раз слышали такое по радио. В моей картине фраза звучит, чтобы сказать: «Может, ничего существенного не произошло, но ведь погибли прекрасные люди».


Мастера, создававшие этот легендарный фильм - сам Ростоцкий, главный оператор Вячеслав Шумский, главный художник Сергей Серебренников, гример Алексей Смирнов, ассистент художника по костюмам Валентина Галкина, директор Григорий Рималис, - прошли войну и знали, как сделать материал достоверным. К сожалению, из них в живых сегодня только Вячеслав Шумский.
- Все они побывали в самом пекле, а Валентина Галкина под огнем выносила раненых с поля боя. Они знали все тонкости и нюансы, - рассказал «КП» художник-декоратор фильма Евгений Штапенко. - Никто из зрителей и не заметит, какие подошвы у сапог немецкого десанта, а я вместе со специалистом вкручивал шестигранные шипы в подошвы, чтоб все натурально было.


На Васкова пробовался Вячеслав Тихонов (фото слева внизу), а сыграл Андрей Мартынов. Сегодня он (фото слева вверху) работает в дубляже. Лизой Бричкиной стала Елена Драпеко. Сейчас она (на фото справа) ушла из актрис в большую политику.
Фото: ИТАР-ТАСС

Старшину мог сыграть Тихонов.

Станислав Ростоцкий планировал на роль старшины Федота Васкова кого-то из звездных актеров, а на роли девушек - неизвестных актрис. Первыми пробовали Вячеслава Тихонова и Георгия Юматова. Тихонов был любимым актером Ростоцкого, а фронтовика Юматова выбрал Борис Васильев. Но после кинопроб Ростоцкий продолжил поиск актеров. Следующими кандидатами стали Юрий Оськин из Театра Комиссаржевской и Виталий Шаповалов из Таганки, игравший Васкова на сцене Таганки. Но в итоге героя-старшину сыграл 26-летний актер Московского ТЮЗа Андрей Мартынов. Девушек-претенденток искала по всей стране второй режиссер Ростоцкого Зоя Курдюмова.


Вячеслав Тихонов.


Георгий Юматов


Андрей Мартынов


Елена Драпеко (Лиза Бричкина)

О героине.

Я хотела получить роль Женьки Комельковой. У меня с Женькой общие черты характера, но Ростоцкий убедил сыграть спокойную деревенскую Лизу Бричкину. С Лизой мы мало похожи, и поэтому пришлось меняться. Я «сделала» для нее вологодский говор. Меня и Остроумову каждое утро по два часа «прихорашивали». Ольке покрасили волосы в рыжий цвет и гримировали под Грету Гарбо. А мне гример Алексей Смирнов наклеивал сотню веснушек, да так, чтобы они «сидели» на одном и том же месте.


Что сейчас.
Сегодня заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко - кандидат социологических наук и депутат Госдумы от «Справедливой России». На Московском кинофестивале покажут новый фильм с участием Драпеко «Смерть в пенсне, или Наш Чехов». Свободное время она посвящает выращиванию цветов в своем загородном доме в Ленинградской области и путешествиям - она поставила целью познакомить жителей стран третьего мира с творчеством Александра Пушкина. На родине прадеда Пушкина Ибрагима Ганнибала в Эритрее (Восточная Африка) Елена с единомышленниками на свои деньги установила памятник русскому поэту, а 23 мая откроет памятник Николаю Рериху в Индии.
Первый муж Елены умер, в браке со вторым родилась дочь Анастасия. Сегодня Анастасия - продюсер радио «Маяк» и еще продюсирует Полину Гагарину, победившую на «Фабрике звезд-2».



Елена Драпеко

Ирина Долганова (Соня Гурвич)

О героине.

Актриса признается, что очень страдала на съемках. У ее Сони сапоги на два размера больше - и это в итоге стоит ей жизни.
- Я мучилась с этими сапожищами, постоянно теряя их на ходу. Что только не придумывала: и двойные портянки, и газеты за голенища. Один раз взмолилась: «Станислав Иосифович, на экране же не будет видно сапог! Можно поменять их, а то сил уже нет?» На что он философски ответил: «А достоверное воплощение образа?»



Свою звездную роль Ирина чуть было не упустила. Возвращаясь в Саратов, она не оставила на киностудии своего адреса. Через месяц ректор училища, схватив ее за руку, сказал: «Срочно отправляйся в Москву!» Оказывается, ей много раз звонили, сообщали об утверждении на роль. Но завуч это от нее скрывала. Ирина еле успела, чтобы сыграть сцену на катке с Костолевским, - снег в Москве уже начал таять.


Соню Гурвич сыграла Ирина Долганова. Сейчас она (на фото справа) - актриса Нижегородского ТЮЗа.
Фото: Ольга ШЕМАРУЛИНА.

Что сейчас.

Ирине пришлось делать выбор между распределением в театр и предложением Киностудии Горького остаться в Москве. Решив, что театр - это надежнее, она отправилась в Горький. Спустя несколько лет Станислав Ростоцкий, в доме которого Ирина останавливалась всякий раз, как приезжала в Москву, посетил ее в Горьком и снова предложил переехать в столицу. Но к тому времени Ирина Валерьевна уже была замужем, растила сына и бросать родной город и театр не захотела. В кино снялась всего несколько раз (в том числе в фильме «Мать» Глеба Панфилова). Сегодня прима Нижегородского ТЮЗа, заслуженная артистка России Ирина Долганова преподает актерское мастерство в нескольких детских коллективах и в Нижегородском госуниверситете им. Лобачевского. А еще она известный в городе защитник бездомных животных, помогает им обрести хозяев. Супруг Ирины занимается бизнесом, а сын работает врачом.

Ирина Шевчук (Рита Осянина)

О героине.

Я так проникла в образ своей героини, что уже реально жила ее жизнью. Когда снимали сцену смерти Риты, врач рассказал о последствиях осколочного ранения в живот от разорвавшейся гранаты. Я так детально представила, как задыхаюсь и мучительно умираю, что в кадре потеряла сознание! Все испугались.

Как раз во время съемок Ирина переживала трудный разрыв с любимым мужчиной - популярным актером Талгатом Нигматуллиным, и жизненные страдания еще больше усиливали ее игру...
- У нас был долгий роман. Практически два года неразлучно, а потом только встречи и расставания. Я сознательно пошла на разрыв, но все же для меня это стало тяжелым переживанием.



На Риту Осянину пробовалась Катя Градова (на фото слева внизу), а сыграла Ирина Шевчук. Сейчас Шевчук (фото слева вверху) - гендиректор кинофестиваля «Киношок».


Екатерина Градова.

Что сейчас.
В конце 1970-х заслуженная артистка Украинской ССР Ирина Шевчук вышла замуж за композитора Александра Афанасьева. Сегодня Ирина Борисовна - гендиректор кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок», член правления Гильдии актеров кино России. Недавно, 26 апреля, в Театре киноактера состоялась премьера ее спектакля «Веер леди Уиндермир» (по пьесе Оскара Уайльда). Еще она пишет стихи. Дочь Александра Афанасьева-Шевчук работала на телевидении в программе «Криминал», сейчас снимается в кино (сыграла Ирину Сомову в сериале «Монтекристо»), учится во ВГИКе.


Ирина Шевчук.

Ольга Остроумова (Женя Комелькова)

О героине.

Остроумовой очень хотелось сниматься у Ростоцкого. И она вовсю старалась на пробах. Просила Ирину Шевчук, с которой была в паре, отыграть на пробах максимально хорошо. Говорила:
- Пусть все у нас получится, мне необходимо заполучить Женьку!



Что сейчас.

После премьеры «Зорь...» не появлялась на экранах два года, а потом приглашения в кино посыпались как из рога изобилия. Сегодня Остроумова - народная артистка России, ведущая актриса Театра им. Моссовета. Сейчас она занята в репетициях спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» (по популярному в 1960 - 70-х гг. роману Нодара Думбадзе), премьера которого состоится 13 мая.
Дочь от первого брака Ольга Левитина окончила РАТИ (ГИТИС) и занята в постановках театра «Эрмитаж» и Мастерской Петра Фоменко. У нее уже двое детей. Сын Михаил учится на режиссера. В 1996 году Остроумова вышла замуж за Валентина Гафта, о котором говорит: «Жизнь с Гафтом - это абсолютный подвиг. Когда утром мне нужно побыть одной и настроиться на весь день, он вдруг начинает читать стихи, которые сочинил в пять утра. Приходится слушать...»


Женю Комелькову сыграла Ольга Остроумова. Сейчас она (фото слева) - прима Театра им. Моссовета.


Ольга Остроумова.

Екатерина Маркова (Галя Четвертак)

О героине.

Я очень полюбила свою героиню, хотя вспоминаю съемки со страхом, - призналась «КП» Маркова.
В фильме ее Галя выбегает из кустов с криком «Мама!» и получает выстрел в спину. Ростоцкий захотел сделать крупный план спины с дырками от пуль. В доске просверлили отверстия, прикрепили емкости с красной жидкостью, присоединили электрический шнур и надели на спину Екатерине Марковой. Электрический шнур замыкали, гимнастерка прорывалась изнутри, и со стороны казалось, что течет кровь. Но пиротехники просчитались - гимнастерку разорвало в клочья. По счастью, актриса не пострадала.
А в реальной жизни чудом уцелел на войне отец Марковой. «Папа, фронтовой корреспондент, должен был лететь на передовую. Но, когда самолет уже вырулил на взлетную полосу, приказ отменили, и папа получил другое задание. А самолет сбили через несколько минут. Хочешь не хочешь, а поверишь в судьбу. Если бы папа погиб, я бы не появилась на свет».


Галю Четвертак сыграла Екатерирна Маркова, которая считает, что ей повезло в семейной жизни - 40 лет счастлива в браке с мужем (на фото справа).
Фото: ИТАР - ТАСС и Photoxpress

Что сейчас.

Маркова стала драматургом и писателем. Она автор десяти книг, по ее сценариям сняты 5 фильмов. За сценарий картины «Третий в пятом ряду» награждена на Международном телефестивале в Праге. Недавно вышел ее роман «Плакальщица». В этом году исполняется 40 лет счастливому семейному союзу актера Георгия Тараторкина и Екатерины Марковой. А познакомила их в такси общая подруга актриса Ирина Короткова.
- Муж - самое лучшее, что у меня есть. Я нашла свое счастье, у меня замечательная семья, - призналась «КП» Маркова. - Сын Филипп - историк, пишет докторскую диссертацию, у него двое сыновей. Дочь Анна Тараторкина работает в РАМТе, участвует в спектаклях Театра Моссовета. 9 мая на канале «Россия» состоится премьера фильма «Смертельная схватка», где Анна играет снайпера Ольгу.
И еще все эти годы Екатерина Маркова дружит с Андреем Мартыновым, сыгравшим старшину Васкова.


Екатерина Маркова

Я обрела в нем поддержку и заботу, - призналась Маркова «КП». - Когда мой муж работал еще в Ленинградском ТЮЗе, а я жила в Москве и тоже играла в театре, Андрюша приходил и говорил мне: «Отдохни...» А потом гулял с маленьким Филиппом, кормил его.

После выхода фильма Мартынова пригласили на роль Кирьяна Инютина в «Вечный зов». Много лет Мартынов работал на дубляже -мало кто знает, что его голосом говорит Марлон Брандо в «Крестном отце».
В 1975-м в Германии Мартынов познакомился с литературоведом Франциской Тун, окончившей МГУ и свободно владеющей русским. В том же 75-м они расписались в Германии. Но Франциска не могла переехать в Москву, и через несколько лет брак распался. Их сын Александр - известный театральный художник в Берлине.

О съемках.

Актрисы хотели мыться в бане в купальниках.
***
Натурные съемки проходили в Карелии на берегу Сямозера. Киногруппа жила в Петрозаводске, а «зенитчицы» и «Васков» - в деревне. Целый месяц актрисы вставали чуть свет и под руководством майора маршировали, учились козырять и стрелять, ползали по-пластунски, разбирали и чистили винтовки. В их солдатские рюкзачки с хлебом, котелком, кружкой режиссер подкладывал по два-три кирпича, чтоб тяжелее было.
Снимали в лесах, где было полно клещей. Ростоцкий настоял, чтобы все актрисы сделали прививки. Но сам не привился, и укус клеща достался именно ему!
- Режиссера отвезли в больницу, клещ оказался энцефалитным. И Станислава Иосифовича потом кололи 7 дней подряд. Слава богу, не заболел! - рассказала Маркова.


Когда пришло время «топить» в болоте Лизу Бричкину, актрису Елену Драпеко облачили в гидрокостюм, ведь со дна били холодные ключи. Но в гидрокостюме остается прослойка воздуха. И девушку все время выталкивало. На берегу с чайником стоял Евгений Штапенко и заботливо перед каждым дублем смывал с лица Елены тину. Это выглядело так смешно, что съемка трагической сцены проходила под дружный хохот. Снимали дубль за дублем, а актриса все «не тонула». Тогда с помощью динамита сделали в болоте воронку, но и она не помогла. Пришлось расстаться с гидрокостюмом, и с первого же дубля сняли уходящую под воду актрису.
***


Для банной сцены в кадре нужны были обнаженные женские тела. Но мы долго не соглашались раздеться. Тогда Ростоцкий сказал: «Ну и наплевать! Вот наберу девок из Дома моделей, пусть покажут свои красивые тела, - вспоминает Ирина Долганова. - Но через неделю снова к нам: «Поймите, надо показать, что смерть уродовала юные тела, созданные для материнства!» Тогда мы поставили условие: репетируем только в купальниках и чтобы никого не было в павильоне, кроме оператора. Ростоцкий подавал команды с пульта. На полу лицом вниз лежал Женя Штапенко и подпускал пару. Когда мы влетели в кадр, каждая старалась занять место, чтоб ее поменьше было видно. Катя Маркова нырнула в огромную лохань, и, так как она девушка миниатюрная, из лохани торчали только коленки и голова, да еще и веником прикрылась. Ленка Драпеко легла на полати на живот, и видна была одна спина. Когда все заняли выгодные места, я хитро поступила - села спиной к камере. И на крупном плане как раз моя спина. Так что оголенной осталась только Оля Остроумова.
***


/www.kino-teatr.ru/kino/db/ros/acter/#m" target="_blank">http://www.kino-teatr.ru/kino/db/ros/acter/#m http://www.rusactors.ru/">kp.ru/daily/24485.3/641173/ http://www.kino-teatr.ru/kino/db/ros/acter/#m http://www.rusactors.ru/

Галя Четвертак - четвёртая из девушек - вообще была подкидышем, и фамилию ей дали в детском доме, потому что меньше всех ростом была, в четверть меньше. Поначалу, она была очень активна, и даже приняла участие в нескольких скандалах в детдоме. Но затем стала спокойней, прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже пела в хоре, хотя в душе мечтала о популярности. На войну её не брали, потому что она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Но Галя не сдавалась и, наконец, её направили в зенитчицы. Она была самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом психологически не выдержала напряжения, не справилась с собственным страхом.

Действие разворачивается в мае 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Васков.

На разъезде спокойно. Васкову присылают взвод бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью - прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечеркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она - дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза,переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение.Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев. Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинешенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

Война исковеркала судьбы многих героев: погибли не только девушки, но и старшина. Он погиб последним, пережив гибель всех своих бойцов, которые умерли как настоящие герои, спасая родину, Россию, все живое. Он тяжело переживает гибель девушек, чувствует свою вину, видя в каждой из них невесту, будущую мать, у которой могли бы быть дети и внуки, а «теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества». Читая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», невольно ставишь себя на место тех девушек, невольно думаешь, как бы повела себя я, оказавшись в столь ужасных обстоятельствах. И невольно понимаешь, что не очень многие люди способны на такой героизм, какой проявили девушки. Считается, что художественная литература основана на вымысле. Отчасти это правда, но Борис Васильев - писатель, прошедший войну, знавший не понаслышке о ее ужасах и убедившийся на собственном опыте в том, что тема женщины на войне заслуживает ничуть не меньшего внимания, чем тема мужского героизма.