Что посетить в Варшаве — достопримечательности польской столицы.


Видео полета над монументами Варшавы в HD формате.
Используйте режим "Полный экран".

Едем дальше. Следующие знаковые для Варшавы памятники архитектуры - Дворец культуры и науки, Базилика Святого Креста, Большой театр, Собор Св. Иоанна Крестителя, и Костел Святого Александра. Выжимка интересных фактов и коллекция фотографий по каждому из них приведены ниже. Для планирования маршрутов ваших реальных прогулок по Варшаве, вы можете использовать обзорную карту памятников архитектуры Варшавы, расположенную сразу после обзора.

Дворец культуры и науки, Варшава

» Дворец культуры и науки – здание является самым высоким зданием в Польше.
» Здание было построено советскими строителями по образцу «сталинских высоток» в качестве подарка Советского Союза польскому народу.
» В наши дни дворец культуры и науки входит в десятку высочайших небоскребов Европейского Союза.
» Высота 42-этажного небоскреба составляет почти 168 метров, а вместе со шпилем – 237 метров. Здание имеет 3288 комнат.
» Сегодня небоскреб выполняет функции офисного здания и выставочного центра, является штаб-квартирой ряда компаний и государственных учреждений. В здании дворца культуры и науки находятся кинотеатры, музеи, книжные магазины, научные институты, бассейны, театр и самый большой в Польше конференц-зал, рассчитанный на 3000 человек.
» На 30-м этаже здания на высоте 114 метров находится смотровая площадка, откуда открывается панорама города.

Базилика Святого Креста, Варшава

» Базилика Святого Креста – католический храм, построенный в 1679 – 1696 годах в стиле барокко.
» В колоннах храма захоронены урны с сердцами Фридерика Шопена и Владислава Реймонта.
» В 1944 году в ходе Варшавского восстания храм был серьезно поврежден: фасад здания был разрушен вместе со сводами и алтарем, также были уничтожены картины «Вечеря Господня» и «Распятие».
» После повреждения во время восстания храм был взорван немцами в январе 1945 года.
» В период с 1945 по 1953 года церковь была восстановлена, но интерьер претерпел некоторые изменения: ни барокко, ни фресок. Главный алтарь был восстановлен в период между 1960 и 1972 гг.
» В 2002 году Папа Иоанн Павел II возвел церковь Святого Креста в ранг малой базилики.

Большой театр, Варшава

» Большой театр – театральный комплекс, расположенный на исторической Театральной площади польской столицы.
» Большой театр в Варшаве – официально один из крупнейших театров в Европе.
» В залах театра ставят оперы, балеты, проходят концерты, а также торжества и прочие мероприятия.
» Театр имеет два зала – большой на 1841 место и малый – на 200 мест, в котором также проходят представления.
» В годы Второй мировой войны театр был полностью уничтожен немцами, однако к 1965 году здание театра было восстановлено.

Собор Св. Иоанна Крестителя, Варшава

» Костел святого Иоанна Крестителя – главный католический храм Польши и старейшая церковь столицы.
» Костел святого Иоанна Крестителя строился на протяжении XII-XIV веков, во время Второй Мировой войны он был взорван и разрушен до основания. Сейчас здание полностью восстановлено.
» Храм построен в стиле кирпичной готики, его необычный силуэт хорошо виден с Замковой площади. Во внутреннем убранстве собора привлекают внимание сводчатые потолки, алтарь сложной работы и часовня Непорочного Зачатия в стиле рококо.
» Костел святого Иоанна Крестителя всегда служил духовным и национальным центом Польши: в нем подписывались важнейшие договора, короновались монархи, находили упокоение самые известные люди страны.
» В храме можно видеть надгробные плиты и саркофаги князей Мазовецких, последнего польского короля Станислава Понятовского, писателя Генрика Сенкевича и других лиц. Надгробия украшены скульптурами тонкой работы и представляют значительную художественную ценность.

Самые красивые варшавские костелы сосредоточены в Старом городе. Новом городе и вдоль Королевского тракта. Более современные костелы появляются в новых районах города. Большинство старинных костелов было разрушено в годы Второй мировой войны. Польские реставраторы восстановили около ста костелов, монастырей и часовен. 90% из них является римско-католическими

Собор Святого Иоанна Крестителя (Catedra św. Jana Chrzciela)
История собора начинается в XIII в., когда к замку князей Мазовецких была пристроена деревянная часовня. В начале XV в. здесь построили новую готическую приходскую церковь. В 1798 г. статус церкви изменился. Она была объявлена собором, а в 1817 г. стала кафедральным собором. Собор был свидетельницей польско-тевтонской войны, здесь проходила коронация Станислава Лещинского и Станислава Августа Понятовского, в нем была ратифицирована Конституция 3 Мая. Во время бомбежек 1939 г. собор сильно пострадал. В дни Варшавского восстания 1944 г. его разрушили окончательно. В боях между германской армией и повстанцами использовались зажигательные снаряды и мины. Германские танки дважды входили в собор. Следы гусениц танка «Голиаф» вы увидите на стене восстановленного собора со стороны улицы Канония. Новый готический фасад собора проектировал Ян Захватович. В криптах нашли вечный покой король Станислав Август
Понятовский, писатель Генрик Сенкевич, пианист и премьер-министр Польши Ян Игнацы Падеревский и президенты Габриэль Нарутович и Игнацы Мосьцицкий.

Особый интерес представляет часовня Боричко со звездчатым потолком. Здесь хранится чудотворный Святой крест XVI в. Уникальна фигура распятого Иисуса с настоящими человеческими волосами. Это распятие – дар торговца Юрги Боричко. Под портретом основателя часовни, умершего в 1643 г., вы увидите табличку с эпитафией.

Над гробницей маршала Станислава Малаховского установлен великолепный памятник из белого мрамора работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена. Здесь же можно увидеть копию картины Доменико Гирландайо «Поклонение волхвов». В 1980 г. в соборе была устроена часовня в память примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского, названного Примасом тысячелетия.

Во время Международного фестиваля органной музыки в соборе проводятся концерты.

В 90-е годы XX в. сюда из Украины был перенесен прах последнего короля Польши, Станислава Августа Понятовского. Поляки верят в пророчество о том, что короли с именем Станислав привлекает в страну иностранные войска. Пророчество это было сделано, когда в 1079 г. король Болеслав II Лысый приказал убить святого Станислава, епископа Краковского. Когда королем был избран Станислав Лещинский, на церемонии присутствовали шведские солдаты. Станислав Август Понятовский бы избран после демонстрации русской военной силы. Самому Станиславу Августу в 1930-е годы пришлось бежать в Украину, а в 1939 г. Польша была разделена между Россией и Германией. Поляки считают, что прах Понятовского вернулся на родину после заключения альянса с НАТО, весьма выгодного для Польши.
Адрес: Swietojaiiska, 8.

Полевая кафедральная церковь Польской армии (Katedra Polowa NMP Królowej Korony Polskiej)
Барочная церковь ордена пиаристов была построена по приказу короля Яна II Казимира Вазы в 1660–1682 гг. архитектором Т. Буратини. Интерьер церкви украшают семь алтарей и картины выдающихся художников. В период с 1758 по 1769 г. церковь получила новый великолепный фасад. С 1835 по 1836 г. церковь была реконструирована под православную. Тогда на ней засверкали золотые византийские купола. После завоевания Польшей независимости в 1918 г. православная церковь снова подверглась реконструкции. С 1923 по 1933 г. она вновь стала католической, причем военной, и приобрела прежний вид. После Второй мировой войны, в1946–1960 гг. была проведена реконструкция церкви в барочном стиле.

Церковь стала полевой кафедральной в 1991 г. Перед ней были установлены якорь – символ военно-морского флота, и пропеллер – символ военно-воздушных сил. На церкви установили мемориальные таблички в память солдат, погибших на всех фронтах Второй мировой войны, а в вестибюле – большие плиты с перечислением имен солдат, служивших в польских легионах. В полевой церкви находится великолепная статуя работы Мирослава Бискупского. Напротив собора установлен памятник героям Варшавского восстания.
Адрес: Dtuga, 13/15.

Костел Святого Духа и паулинский монастырь (Kościół św. Ducha i Klasztor Paulinów)
Барочный костел на Новомейской улице (дом № 23) с 1711 г. служит отправной точкой ежегодного паломничества в духовную столицу Польши, Ченстохову. Костел, который вы видите сегодня, был построен в период с 1707 по 1711 г. на месте прежнего, сгоревшего в 1655 г.

После Второй мировой войны костел пришлось восстанавливать заново. Вы увидите двухэтажную постройку с простым фасадом и двумя башнями. Пилястры украшены карнизами и нишами, в которых установлены фигуры святых. Паулинский монастырь был основан в 1671 г. на углу улицы Подвальной. В течение нескольких лет им руководил отец Августин Кордецкий, прославившийся успешной обороной монастыря в Ченстохове от шведских войск.
Адрес: Nowomiejska, 23.

Костел Святого Гиацинта и доминиканский монастырь (śJacka i Klasztor Dominikanow)
Костел Святого Гиацинта и доминиканский монастырь – самый большой религиозный комплекс Варшавы. По-видимому, он был создан Йоханнесом Италусом между 1612 и 1638 гг. Изначально в костеле было 14 алтарей и часовен. В 1944 г. здесь находился госпиталь повстанцев. Бомба практически полностью уничтожила костел вместе с находившимися в ней ранеными. В 1947–1959 гг. костел восстановили. В тимпане над главным входом изображены Богоматерь, святой Доминик и святой Гиацинт. Обратите внимание на необычное сочетание готического и раннебарочного стилей в оформлении боковых нефов.

Самый ценный памятник костела – барочная погребальная часовня Адама и Малгожаты Котовских, построенная в 1691–1694 гг. Адам Котовский был крестьянином. Он перебрался в Варшаву, сумел сделать состояние и купил себе дворянский титул. Часовня была построена выдающимся голландским архитектором Тильманом ван Гамереном. Сегодня это единственный оригинальный элемент, сохранившийся после Второй мировой войны. В часовне вы увидите картину с изображением Богоматери, держащей на руках младенца Иисуса, а также мраморные надгробия с эпитафиями и изображения основателей часовни на металлических листах. В левом нефе установлены таблички в честь итальянских и британских парашютистов, погибших за независимость Польши.
Адрес: Freta, 8/10.

Костел Святого Мартина (Kościół św. Marcina)
Костел был построен для ордена августинцев в 1354 г. Во время Второй мировой войны он был полностью разрушен и восстановлен в стиле барокко. Обстановка костела вполне современная. Автор интерьеров – сестра Альма Скшидлевская. После войны сохранился лишь частично обгоревший крест, который сегодня установлен в центральном нефе. Этот костел польская аристократия XVI в. выбрала для проведения теологических дискуссий и политических диспутов. Подобные прения часто завершались дуэлями. В 80-е годы XX в. костел стал символом сопротивления движения «Солидарность» коммунистическому режиму. Ныне костел принадлежит ордену францисканцев, который организовал в деревне Ласки под Варшавой уникальную школу для слепых детей. Советуем заглянуть в костел 28 августа, когда здесь исполняется первый польский национальный гимн Boguroazica, а внутренние помещения освещены только свечами. Костел Святого Мартина – место вечного упокоения придворного композитора, писателя и поэта Адама Яжебского, служившего при дворе короля Владислава IV Вазы.
Ардес: Piwna, 9/11.

Костел Богоматери Всемилостивой и монастырь иезуитов (Kościół NMP taskawej i Klasztor jezuitów)
Этот барочный костел находится недалеко от собора Святого Иоанна Крестителя. Вы его сразу же узнаете по установленному перед входом каменному изваянию медведя, созданному в 1762–1764 гг. Дж. Плершем. Однонефный костел славится самой высокой в Старом городе колокольней под овальным куполом. Он посвящен Пресвятой Богоматери Всемилостивой, покровительнице Варшавы. Костел и монастырь были построены для иезуитов в период с 1609 по 1626 г. Во время Второй мировой войны весь комплекс был полностью уничтожен, а после войны восстановлен в мельчайших деталях.

Главные сокровища костела – картина «Пресвятая Мария Всемилостивая», подаренная королю Яну II Казимиру Вазе папой римским в 1651 г., и готический крест, датируемый XVI в. В крипте костела находится лапидариум, оберегающий части надгробия известного государственного деятеля Яна Тарло. В этом костеле дважды бывал папа римский Иоанн Павел II. У входа установлена мемориальная табличка в честь польского Примаса тысячелетия, кардинала Стефана Вышинского, а также в честь папы Иоанна Павла II.
Адрес: Swietojanska, 10.

Костел Явления Богоматери (Kościół Nawiedzenia NMP)
Согласно легенде, Богоматерь явилась богатому, но бездетному мельнику, который просил ее даровать ему сына. Богоматерь повелела ему построить церковь там, где он увидит гору со снежной вершиной, и крестить своего сына в новом костеле.

Мельник нашел гору, на которой уже началось строительство костела, и воздвиг на ней колокольню. И в следующем же году он стал отцом. Костел был освящен в 1411 г. по указу княгини Анны Мазовецкой. По ее же заказу из Италии были привезены мраморные статуи. В левой часовне вы увидите великолепную картину работы «Силезского Рембрандта» XVII в., Ми-хаэля Леопольда Вильмана, изображающую явление Богоматери. Костел не раз страдал от завоевателей. В XVII в.

Монахи-медики принимали участие во всех войнах и национальных восстаниях 1831 и 1863 гг., а также в Варшавском восстании 1944 г. Хотя после войны госпиталь так и не восстановили, костел был реконструирован. В 80–90-е годы монахи занимались траволечением. Недалеко от церкви находится памятник «Погибшим и убитым на Востоке», который был открыт в 1995 г.
Адрес: Bonifraterska, 12.

Прекрасная и загадочная польская столица раскинулась на берегу реки Висла. Варшава имеет многовековую историю, которая отразилась на ее архитектуре и достопримечательностях. Первые записи в летописях о Варшаве датируются еще XIV веком. Варшава является одним из красивейших городов Европейского союза. Сегодня город находится под защитой ЮНЕСКО.

Рассмотрим самые главные и самые интересные достопримечательности польской столицы с фото и описанием.

Площадь входит во все туристические путеводители Варшавы и является одной из главных достопримечательностей города. Именно здесь проходят важные городские мероприятия, такие как парады, митинги, национальные праздники и концерты. Площадь названа в честь Юзефа Пилсудского, который сыграл важную роль в восстановлении государственной власти Польши. Памятник политическому деятелю возвышается в центре площади, символизируя возрождение Польского Государства. Интересно, но во времена немецкой оккупации эта площадь носила имя Адольфа Гитлера. Далее после победы над фашизмом ее переименовали в Площадь Победы, а сегодня ей вновь вернули имя Пилсудского.

Помимо памятника здесь можно возложить цветы к мемориалу Погибшего Солдата, и осмотреть руины Саксонского Дворца. Этот дворец перенес за свою жизнь несколько глобальных реконструкций. Изначально он был построен в стиле барокко и являлся королевской резиденцией. Позже дворец несколько раз перестраивался и перепланировался. В 1944 году дворец был разрушен фашистскими войсками и от него остались лишь три аркады, под которыми и возвели мемориал Погибшему Солдату.

Ресторан «Dom Polski»

На карте Варшавы, на улице Французская, в стенах средневековой виллы расположился ресторан традиционной кухни «Польский Дом». Сегодня ресторан входит в число самых интересных достопримечательностей Варшавы. Гастрономическая примечательность открыла свои двери первым посетителям в 1998 году и уже много раз признавалась рестораном года. Сегодня у ресторана десятки наград, в том числе и звезда Мишлен, которой удостаиваются только лучшие рестораны. Этот символ свидетельствует о высокой кухне и отличном обслуживании. Если вы попадете сюда в воскресенье или в понедельник, вы сможете насладиться прекрасной живой польской музыкой, исполняемой на виолончели и скрипке.

«Польский Дом» имеет несколько уютных залов, где можно расположиться на семейный обед или ужин. Ресторан окружен великолепной оранжереей, с экзотическими растениями, фонтанами и скульптурами. Заведение открывается ежедневно с 12.00 по местному времени и продолжает свою работу, до тех пор, пока его не покинет последний гость. Кухня ресторана представлена традиционными польскими блюдами из мяса, птицы и рыбы.

Свою историю Костел Святого Креста начал в далеком 1267 году. На месте современного храма в те времена была выстроена маленькая часовня, которая позже была перестроена в деревянную церковь. Храм несколько раз разрушался, но всегда восстанавливался. Сегодняшний облик церковь приобрела в 1696 году. Церковь сильно пострадала в годы ВОВ. Немцами храм был разграблен и взорван. Были утеряны уникальные иконы и разрушен алтарь. Однако после войны храм был полностью отреставрирован и сегодня, как и прежде в храме идут службы, проводятся свадьбы и крестят детей. Храм имеет исключительное значение для страны, и даже его алтарь, восстановленный по старым эскизам, теперь носит имя Алтарь Отечества.

Уникальной достопримечательностью храма является статуя Иисуса Христа, несущего на себе огромный крест. Ранее этот памятник был бетонным, но после порчи вандалами было принято решение отлить скульптуру из бронзы. Во время войны немцы вывезли статую, но бросили в придорожном окопе, где ее и нашли польские солдаты. Памятник был возвращен и после победы над фашизмом его вновь установили перед входом в храм.

Старе Място – это древнейший исторический район Варшавы. Самые древние его постройки датируются XIII веком. Район отделен от остального города средневековыми стенами с одной стороны, и пересохшим руслом реки с другой. Попадая в это место, мгновенно переносишься на много веков назад. Узкие вымощенные улочки, лавки торговцев и конечно, рыночная площадь. Бродя по старому городу можно увидеть совершенно необычные постройки времен средневековья. Во время второй мировой войны большая часть старого города была разрушена, но после ее окончания все старинные памятники архитектуры были кропотливо восстановлены по старым фотографиям и чертежам.

В Старом Городе можно посмотреть такие интересные достопримечательности, как треугольная площадь, дворцовая площадь, Собор Иоанна Крестителя, Тонкий Дом, Костел Отцов иезуитов. Старый город как предмет Мирового Наследия находится под охраной ЮНЕСКО. Каждый год эту достопримечательность посещают сотни тысяч туристов. Примечательно, но даже восстановленные здания здесь выглядят так, как будто им и вправду 300-400 лет.

Рыночная площадь находится в Старом Городе Варшавы. Эта торговая площадка на протяжении всего существования города играла огромную роль в экономике Варшавы. Именно здесь торговали местные и заморские купцы, сюда приезжали бродячие артисты, и только тут ремесленники могли сбыть плоды своего труда. Рыночная площадь и сегодня является центром торговли. Каждый турист может купить себе здесь массу сувениров или серьезных вещей. Туристам приятно гулять по площади, заглядывая в торговые лавчонки, маленькие ресторанчики и кафе. Особую атмосферу задают свободные музыканты и художники, они, как и несколько веков назад приходят сюда развлечь народ и заработать немного денег.

В пределах старой площади есть несколько исторических достопримечательностей, которые можно посетить всей семьей, это музей литературы, музей истории и изваяние Варшавской Сирены. Памятник был создан в 1855 году и отлит из цинка. Позже его переносили в разные районы города, но 2008 году Сирену отлили из бронзы и вернули на историческое место. Оригинал передали городскому музею. Интересно, что площадь поделена на четыре части, каждая из которых названа в честь известных польских политических деятелей.

В свое время Варшава была богата не только на католические соборы, которые, безусловно, являются главным ее украшением, но и на православные церкви.

Одним из наиболее грандиозных храмов этой столицы можно считать разрушенный в первой половине прошлого века Александро-Невский варшавский собор.

Сейчас остались лишь разрозненные фрагменты данного храма, а также исторические сведения и фотографии собора, однако сам храм все еще играет значительную роль в жизни Варшавы. Давайте же ознакомимся с его историей, и разберем, почему он так важен для города Варшава.

Предыстория

В девятнадцатом веке в Варшаве количество православных соборов было крайне мало. Все действующие церкви могли вместить только десятую часть верующих.

При том, что количество православных в городе постоянно возрастало в связи с большим количеством приезжих гражданских лиц из России, а также военных, которые после падения Польши как государства охраняли порядок в городе Варшава.

Официально же идею о строительстве столь крупного собора в Варшаве выдвинул местный губернатор Гурко И.В.

Он же отправит официальное письмо на имя император с прошением разрешить построить подобный храм в городе Варшава. После того, как такое разрешение было получено, этот же губернатор возглавил специальную комиссию, обеспечивающую строительство собора по всем вопросам, включая создание проекта, а также сбор денег для нового храма.


В 1894 году началось успешное строительство одного из наиболее крупных храмов города. 2 июня того же года площадь, на которой планировалось строительство собора, была освящена. Деньги же на строительство храма собирали, что называется, всем миром: варшавский собор воздвигли на пожертвования лиц частных.

Всего строительство собора потянуло на 3 миллиона рублей по тем временем.
Строительство закончилось только в 1900 году. Сам собор получился пятикупольным. Более того, он получил самую высокую колокольню из всех, имеющихся на то время в Варшаве. Убранство же храма готовили еще 12 лет.

Открытие же грандиозного по масштабам собора свершилось уже в 1912 году. Торжество было, к слову, приурочено к юбилею Отечественной войны. Однако же этому красивому храму, к сожалению, было не суждено простоять в столице долгое время.

Уже через несколько лет государство, освободившись от уз Российский империи, решит от него избавиться.


Перед началом строительства собора Невского был учрежден конкурс на лучший проект основного культового здания столицы польской. Победил же на данном конкурсе проект Л.Н. Бенуа. Культовое сооружение по его проекту должно было быть выстроено в популярном на то время русско-византийском стиле, равно как и проект собора Христа Спасителя.

Грандиозная по своим размерам церковь должна была получить пять куполов, основание же ее делали квадратным, мало того, именно она была доминантой города за счет огромной как по тем временам высоты колокольни в 70 метров.

Для нового собора Александра Невского были задействованы лучшие умы империи. Так внутреннее убранство данного места создавалось под руководством ведущего художника того времени — Васнецова. Он обеспечил создание уникальных фресок. Иконы же заказывались у лучшего иконописца тех времен – господина Гурьянова.

В своей работе мастера задействовали лучшие материалы, при том большая часть именно таких материалов была драгоценной или же полудрагоценной. В результате именно таких работ варшавский собор получил огромное количество элементов в своем убранстве, которые предоставляли высокую ценность.

По нынешним данным таких элементов в соборе на момент его торжественного открытия было несколько тысяч. И, конечно, значительная их часть после тяжелых времен, постигших этот уникальный памятник культовой архитектуры, пропала.


Еще с началом Первой мировой в жизни собора настали крайне трудные времена. Храм варшавский Александра Невского во время эвакуации из столицы русских лишился всего внутреннего убранства.

Был вывезен весь иконостас, а также наиболее ценные декоративные элементы. И это было не зря: уже с приходом в Варшаву немцев в здании собора был организован католический костел.

Немцы дали ему имя святого Генриха, установили внутри традиционный орган, более того, сняли позолоту со всех куполов и стали проводить тут канонические католические службы.

Продолжалось все это вплоть до 1918 года, когда из Варшавы наконец были выведены войска. Номинально этот самый собор вернули православной епархии. Однако же после того, как город покинуло большинство русских, а сам же собор по факту был разграблен, популярность его была достаточно низка.

Уже после того, как Александро-Невский собор простоял на одной из крупнейших площадей города около 15-ти лет, его решили уничтожить, хотя споры по данному вопросу велись в столице достаточно долго. Власти приняли решение разрушить эту крупнейшую церковь по той причине, что он якобы напоминал о русском господстве в стране.

В то же время искусствоведы из Вильнюса уверяли, что данный объект Варшавы не имеет исторической ценности, а значит, нет никакого смысла ему сохранять.

Наименее радикально настроенные члены общества предлагали перестроить фасад собора в обычный католический костел. Также было предложение сделать из него музей, не восстанавливая разрушенные части храма. Не было только предложений восстановить его в качестве собора православного, тем более, что этот неудобный для властей объект занимал центральную площадь города, чего допустить было никак нельзя.

Уже первый созыв Сейма утвердил практически единогласно решение о ликвидации данной памятки. Вместе с ним, нужно сказать, решено было ликвидировать и другие православные церкви, оставив только 2 храма, деятельность которых должна была продолжиться.

Деньги же на снос собора, что примечательно, также собирали всем миром. Однако на этот раз государство выпустило специальные займы, которыми могли воспользоваться все желающие, погашать же их решено было за счет тех средств, которые будут получены от продажи материалов при сносе данного здания, как в итоге и получилось.


Споры о том, нужно ли оставить собор как памятку, и представляет ли он интерес для иностранцев, шли достаточно долгое время.

Однако же убедительных попыток в защиту собора Александра Невского так и не было, тех же, кто осмеливался встать на защиту храма, в основном признавали не патриотами и всячески клеймили. В результате в 1926 году его все же снесли.

Сам снос оказался делом достаточно трудным ввиду большого размера самого здания, а также наличия в нем множества ценных материалов, которые нельзя было повредить. Спасли оттуда часть фресок, а также колонны, которые позже были направлены в Краков в усыпальницу Пилсудского. Для того же, чтоб ликвидировать сами стены собора, потрачено было множество небольших зарядов, а вот на площади совершено было около 15000 взрывов, естественно, небольших.

Что примечательно, аналогичная технология была использована в соборе Христа Спасителя, снесенном Сталиным. Эти памятки вообще имеют много общего, ведь строились по весьма даже схожим проектам.Освобожденная после сноса собора площадь была действительно огромной.

Даже сейчас она считается одной из самых крупных в Варшаве. К сожалению, на ней совершенно не осталось никаких памяток старому собору.


Конечно, в Варшаве собор Александра Невского прожил крайне короткую как для сооружения таких масштабов жизнь, однако ему удалось попасть в историю. Прежде всего, благодаря большому количеству казусов, связанных с ним. Так, к примеру, именно для строительства этого гигантского собора пришлось передвинуть даже памятную колонну, посвященную семи генералам, погибшим в восстании 1830 года.

Кроме того, именно решения по воздвижению, а также последующему сносу именно этого культового сооружения были зафиксированы в основных документах своей эпохи, к примеру, в протоколе первого заседания Сейма.

Также именно церковь Александра Невского имеет символическое значение для самой Варшавы.Однако рассматривать это сооружение исключительно как символ русского господства здесь нельзя.

Скорее справедливо было назвать сооружение в Варшаве собора Александра Невского своего рода итого культурной политики на этих землях Российской империи, поскольку на его проектирование и строительство было брошено не только огромное количество средств, но и колоссальные усилия многих великих умов государства.


Несмотря на то, что город Варшава уж очень давно лишился своего грандиозного православного храма, интерес к нему среди туристов довольно велик. Так многие охотно пересматривают старые фотографии, на которых запечатлен собор (больше всего его снимали приезжие после войны, удивляясь красоте и размерам сооружения), а также те его фрагменты, которые сохранились и по сей день.

Особое внимание привлекают работы Васнецова, создававшие некогда тот самый оригинальный стиль внутреннего убранства храма (хотя с ними также можно ознакомиться в основном по фотографиям).

Кроме того, популярной является и сама площадь, на которой ранее размещалась церковь Александра Невского, ведь только она сейчас дает возможность представить себе реальные размеры давно снесенного собора. Хотя, конечно, несмотря на огромный интерес к этому старому сооружению, восстанавливать его никто не собирается.

Почему собор представляет такую большую ценность

Причин, по которым Александро-Невский собор важен для истории Польши, достаточно много. Среди наиболее важных нужно отметить такие:

  • Огромное количество материалов после разрушения памятника пошло на многие другие сооружения в Варшаве. Так часть его досок была использована для укрепления набережной Вислы, кроме того, некоторые фрагменты были использованы для создания памятника русалочке, а также оформления других церквей и соборов.
  • Уникальность сооружения. Это был наиболее крупный по тем временам собор с рекордным количеством ценных элементов, использованных в нем. Сложно представить себе аналогичное сооружение, которое даже после вывоза основных реликвий и фактического разграбления остатков убранство собора могло дать колоссальное количество материалов для строительства других объектов.
  • Большой интерес к собору со стороны туристов. Известно, что после войны он был чуть ли не наиболее популярным местом для приезжих из Англии и Франции. Очень многие фотографировали его на память, не отдавая должного внимания местным костелам. Именно по этой причине отдельные государственные лица призывали сохранить памятку как еще один символ Варшавы.
  • Наличие в соборе ценных культурных памяток. Образцы иконописи, а также мозаики можно считать замечательными произведениями искусства, равных которым по тем временам было не так уж и много. Все это давало собору возможность существовать если не в качестве действующего храма, то хотя бы под видом музея.
  • Это был действующий храм. В данном соборе проводились богослужения вначале по православным обрядам, а во время войны и по католическим. Примеров таких церквей на территории Польши на самом деле не так уж и много.
  • И сооружение, и снос собора не были решением небольшой группы человек. В каждом из этих случаев место имел огромный объем пожертвований, благодаря которым эти операции можно было совершить. И очень жаль, что такие жертвы не дали возможность остаться в веках уникальному памятнику русско-византийского стиля.

В завершение хочется добавить, что именно этот памятник мог бы стать еще одной жемчужиной польской столицы, доживи он до наших дней.

Однако судьба распорядилась иначе, ввиду чего нынешние поклонения варшавян, как и гости города, не имеют возможности увидеть это фантастическое сооружение.

Центр науки и культуры, бизнеса и промышленности Польши – это Варшава, столица государства. Варшава – самый крупный по населению город в стране, первые упоминания о котором относятся к XIV веку. За несколько веков в Варшаве были построены красивейшие дома, дворцы, скульптуры и памятники, однако во ІІ Мировую войну очень многие из них были уничтожены. Но город практически восстал из пепла: огромнейшую работу проделали архитекторы, реставраторы, строители и скульпторы, восстанавливая город по старинным фотографиям, картинам и чертежам. Благодаря им, центр Варшавы, который можно увидеть сейчас, выглядит почти идентично тому, каким его видели горожане в XVI-XVII вв.

Осмотр достопримечательностей Варшавы обычно начинают с самого величественного символа исторического наследия – Королевского замка. По соседству с ним находится Старый Город, который привлекает своими узкими улочками и прекрасными зданиями, расположенными вокруг центральной площади Рынок. От Замковой Площади начинает свой путь туристический маршрут, носящий название «Королевский Тракт», он тянется через ул. Краковское предместье, ул. Новый Свет, ул. Уяздовские Аллеи, Ботанический сад и приводит к красивейшему дворцово-парковому ансамблю города – Лазенки.

Строительство Королевского замка велось на месте деревянной крепости в 1598-1618 гг., когда страной правил король Сигизмунд III Ваза. На площади перед замком стоит в его честь памятник – колонна Сигизмунда. В 1644 г. ее поставил сын Сигизмунда III король Владислав IV. Бронзовая скульптура, стоящая на 30-метровой колонне, изображает короля, на котором одеты рыцарские доспехи. Правая рука короля держит меч, а левая опирается на большой крест.

Замок получил статус официальной королевской резиденции, когда столицу Польши было решено перенести из Кракова в Варшаву, и стал свидетелем многих исторических событий. Именно в Королевском Замке была принята Конституция 3 мая 1791 г. С 1918 г. здесь работали Президенты Польши и временные главы государства.

Восстановительные работы Королевского замка велись по уцелевшим его фрагментам вплоть до 1988 г. Архитектурное украшение замка – великолепная башня с часами, с которой ежедневно можно услышать мелодию в исполнении трубача. К счастью, во время войны удалось сохранить множество произведений искусства, которые сейчас выставлены в музее, расположенном в Замке. Здесь можно увидеть картины Рембрандта «Ученый за пюпитром» и «Девушка в шляпе», полотно Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом» и старинные виды Варшавы в исполнении итальянского художника Бернардо Беллотто. В Королевском замке также хранится урна с прахом национального героя Польши Тадеуша Костюшко.

В Старом Городе находится главный католический храм Варшавы – это Костел святого Яна (Иоанна) Крестителя, построенный в 1390 г. Костел возведен в стиле кирпичной готики, а внутренне убранство в начале XVII в. было оформлено в стиле барокко. Храм основательно разрушили въезжавшие в него танки во время войны, поэтому в 1963 г. он был восстановлен.

В Костеле св. Яна были коронованы в 1705 г. Станислав Лещинский и в 1764 г. Станислав Август Понятовский. Кроме праха мазовецких князей, здесь же похоронены польский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Генрик Сенкевич, а также первый президент Польши Габриэль Нарутович. В Костеле св. Яна произносил свои проповеди Петр Скарга, здесь молились генерал Ромуальд Траугутт и Тадеуш Костюшко, а в 1935 г. тут состоялась панихида по маршалу Юзефу Пилсудскому.

Рядом с Костелом св. Яна находится Иезуитский костел, или Костел Милостивой Божьей Матери – храм, построенный в стиле польского маньеризма в 1609-1626 гг. После строительства Костел постоянно украшали, внутри находилась богатая барочная мебель и алтари из мрамора и даже серебра. Однако в 1944 г. здание было разрушено и восстановлено уже в 1950-1973 гг. в наиболее приближенном, но все же упрощенном архитектурном стиле. Внутри костела хранятся: деревянное распятие 1383 г.; восстановленные фрагменты памятника маршалку Яну Тарло; икона с изображением Божьей Благодати – подарок Папы Римского Иннокентия X, сделанный в 1651 г.; каменная скульптура, изображающая лежащего медведя, середины XVIII в. и восстановленные эпитафии Яна Килинского, Матея Сарбевского, Станислава Конарского и Онуфрия Копчинского.

Центр Старого города и сердце Варшавы – площадь Рынок, четыре стороны которой названы в честь политических деятелей Польши: северная – Яна Декерта, восточная – Франтишека Барсса, западная – Гуго Каллантая, южная – Игнация Закшевского. В 1953 г. завершилась уникальная реконструкция площади Рынок, которая велась по довоенным изображениям. Многие дома на Рыночной площади носят разные названия (например, «Под св. Анной», «Под Василиском», «Под негритенком») и каждый из них имеет свою увлекательную легенду или историю. А основными достопримечательностями, которые стоит посетить на Рынке (кроме множества сувенирных магазинчиков и кафе), являются Музей литературы им. А. Мицкевича, Исторический музей Варшавы и Дом культуры Старого города.

Также на площади Рынок установлен спроектированный в 1855 г. памятник Варшавской русалке, являющейся символом города и изображенной на его гербе. На набережной реки Вислы стоит и второй памятник русалке, созданный в 1939 г.

Барбакан

Варшавский барбакан – полукруглый бастион, предназначенный для защиты города – был воздвигнут в 1540 г. Проектировал его архитектор из Венеции Джованни Баттиста. Ширина стен барбакана составляла 14 м, а высота – 15 м. Как и большинство других зданий Старого города, барбакан не избежал разрушения во время ІІ Мировой войны. Восстанавливали его в 1952-1954 гг. по сохранившимся чертежам XVII ст. В современной Варшаве крепостные стены и барбакан – излюбленное место туристов, здесь выступают уличные артисты, играют музыканты и выставляют на продажу свои полотна художники.

Краковское предместье

Одна из самых красивых улиц Варшавы, где расположены многие достопримечательности города, – это Краковское предместье. Здесь есть на что посмотреть:


  • Костел построен при монастыре бернардинцев еще в 1454 г., реконструирован в 1946-1962 гг. и представляет собой смешение различных архитектурных стилей: от поздней готики до неоренессанса.

  • Инициатор сооружения монумента был Генрик Сенкевич. Памятник воздвигли к 100-летию со дня рождения поэта в 1898 г. на деньги, собранные соотечественниками поэта.

  • Самый большой дворец

    Варшавы имеет несколько названий: Дворец Радзивилов, Дворец Конецпольских, Дворец Любомирских и Дворец Наместника. Президентский дворец создан в XVII в. и практически не пострадал во время войны. Во дворце есть часовня, зимний сад, и различные залы: рыцарский, картинный, синий, белый, колонный, гетманский и зал рококо. На площади перед дворцом установлен памятник князю Юзефу Понятовскому.

  • В XVII в. здание было летним королевским дворцом, а в 1816 г. здесь открыли Варшавский университет – один из самых крупных и престижных ВУЗов современной Польши.

  • Этот костел с фасадом в стиле рококо был построен в 1728-1765 гг. Сейчас он находится в практически неизменном состоянии и является одной из немногих достопримечательностей Варшавы, которые уцелели во время войны. В 1825-1826 гг. великий польский композитор Фредерик Шопен играл в этом костеле на органе, а с 1960 г. здесь служил настоятелем священник и поэт Ян Твардовский.

  • Костел построен в стиле барокко в 1679-1696 гг. Здесь хранятся мощи Святой Фелициссимы и урны с сердцами Фредерика Шопена и Владислава Реймонта, польского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. Перед базиликой установлена знаменитая статуя Иисуса Христа, несущего крест.

Уяздовские аллеи, вдоль которых расположены красивейшие дома, виллы и дворцы Варшавы, ведут к знаменитому дворцово-парковому комплексу Лазенки, разбитому на 76 гектарах земли. Неподалеку от главного входа в парк возвышается Бельведерский дворец, который сейчас является одной из резиденций президента Польши. Свое название дворец получил от итальянского выражения «belle vedere» — прекрасный вид. А вид на Королевские Лазенки действительно прекрасен и романтичен.

Свое развитие в классическом стиле парк ведет с XVIII в., когда его приобрел король Станислав Август Понятовский и занялся его разработкой. Слово «лазенки» означает «купальни, бани», и в парке действительно был расположен купальный павильон. Во время II Мировой войны многие здания в парке пострадали от пожаров, но все же сохранились лучше, чем дома в Старом Городе. Реконструкция строений закончилась через несколько лет после окончания войны. К достопримечательностям парка относятся такие здания: Дворец на воде, Римский театр, Белый домик, Дворец Мысьлевице, Храм Сивиллы, Египетский замок, Водосбор, Старая и Новая Оранжереи.

В наше время парк Лазенки – особое место, где можно гулять, дышать свежим воздухом, восхищаться красотой природы, слушать пение птиц и наслаждаться созерцанием прекрасных архитектурных шедевров.