Грибоедов: Особенности конфликта в комедии «Горе от ума. Сочинение: Основной конфликт в комедии Горе от ума Общественный конфликт в пьесе горе от ума

Любовная интрига

и общественный конфликт

в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума »

В основе сюжета пьесы А. С, Грибоедова «Горе от ума» согласно классицистической традиции лежит любовная интрига. Однако по жанру эта пьеса - общественная комедия, и основной конфликт здесь социальный. Он выражается в столкновении «века нынешнего* с «веком ми­нувшим». Конфликт комедии оказывается шире любовного сюжета. Эту особенность произведе­ ния отметил Гончаров в своем критическом этю­де «Мильон терзаний*: *Две комедии как будто вложены одна в другую: одна., частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчали- ным и Лизой: это интрига любви, вседневный мо­ тив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и дей­ ствие завязывается снова, частная комедия ра­ зыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Сюжет комедии «Горе от ума» строится на раз­ витии «любовного треугольника», соответствую­ щего в основном классицистической системе амплуа. Этот треугольник образуют героиня - Софья Фамусова, в свои семнадцать лет расцвет­ шая прелестно, и два героя - Чацкий и Молча лин. Один из них наделен положительными чер­ тами характера, ему свойственно благородство, пылкость чувств, способность на самоотвержен­ ные поступки ради своей возлюбленной* Дру­ гой - «услужлив скромен, тих», но за этими ка­ чествами скрывается карьеризм, стремление к собственной выгоде, граничащее с подлостью, Однако оба героя выходят за рамки классицисти­ ческих амплуа. Молчалив, изображенный с нега­ тивной авторской оценкой, удачлив в любви, именно его выбирает Софья. Чацкий же, пафос изображения которого в основном положитель­ ный, терпит крах в любви. Отступление от прин­ ципов классицизма обнаруживается и в финале пьесы: порок не наказан, а добродетель не тор­ жествует. Молчалину почти удалось избежать разоблачения, так как он до появления Фамусова скрывается у себя в комнате» а Чацкому вместо награды достается «мильон терзаний», он даже вынужден покинуть Москву*

Отличительная черта пьесы - наличие еще двух «любовных треугольников*, которые, рас­крываясь, усиливают комизм положения» Абсо­ лютно уверенная в своем возлюбленном, Софья не подозревает, что Молчалин не только не лю­ бит ее, но увлечен ее служанкой Лизой и даже пытается завоевать ее расположение подарками* Лиза же, в свою очередь, безответно любит бу­фетчика Петрушу, Кроме того, с ней пытается безуспешно флиртовать сам бария.

Конфликт комедии определяется столкнове­нием жизненных принципов консервативного фамусовского общества и Чацкого, представи­ теля передовой дворянской интеллигенции. Сю­жет и конфликт, связанные в один узел, развива­ются параллельно. Все узловые моменты разви­тия сюжета комедии сопровождаются монолога­ ми Чацкого, выражающего свою неприязнь к барской Москве, к косному застойному быту, от сутствию новизны в общественной жизни дво­ рянства.

В экспозиции, сценах комедии, предшествую­ щих появлению Чацкого в доме Фамусова, из разговора Софьи и Лизы становится известно» что Софья когда-то любила Чацкого, с которым она в детстве воспитывалась. Однако три года на­ зад он отправился путешествовать, и к началу действия комедии его в Москве нет. Теперь ей нравится другой человек. Предпочитая Молча-лина Чацкому, Софья основывает свой выбор не просто на чувствах, а на осознании того, что жиз­ ненные принципы молодого вольнолюбца не соответствуют ее представлениям о семейном счастье. Тогда как на Молчалина, по ее мнению, она вполне может положиться. Софья осознает, что слишком беспокойный и независимый Чац­ кий не будет покорным мужем, над которым можно безраздельно властвовать, как Наталья Дмитриевна властвует над Платоном Михайло­вичем. Уже в экспозиции комедии намечается конфликт между жизненными принципами геро­ ев, по сути принадлежащих к разным обществен­ ным лагерям. По мере развития действия этот конфликт будет развиваться и углубляться, пока не разрешится полным разрывом отношений между его участниками.

При встрече с Софьей в монологе «Ну что ваш батюшка?..* Чацкий слегка затрагивает их об­ щих знакомых, сетует на пустоту интересов, на отсутствие положительного содержания в свет­ской жизни Москвы. Хотя Чацкий настроен вполне миролюбиво и готов терпеть недостатки тех, с кем ему предстоит жить, становится оче­видно, что Софья к нему холодна.

В развитии любовной интриги, связанной со стремлением Чацкого узнать, любит ли его Со­ фья, а если не его, то кого, окончательно выясня­ ется, что Софья предпочитает Молчалина. Она почти признается Чацкому в своей любви к скромному секретарю ее отца, который кажется ей привлекательным. Развитие любовной линии во втором действии дополняется общественными разногласиями, возникшими между Чацким и Фамусовым. Один намек со стороны Чацкого на его возможное сватовство обнаружил, что между ним и известным московским тузом существуют неразрешимые противоречия, связанные с раз­ личным отношением к службе, карьере, управле­нию имением, богатству, свободе суждений.

В монологе «И точно, начал свет глупеть...* Чацкий противопоставляет два века: «век ны­ нешний* и «век минувший* с их разными жиз­ ненными ценностями. При этом Фамусов даже затыкает уши, не желая слушать молодого чело­века, улавливая в его речи крамольные настро­ ения, В монологе «А судьи кто?* Чацкий после­ довательно излагает жизненную программу лю­ дей его круга, состоявших в активной оппозиции к властям и существующему порядку. В резуль­ тате этих столкновений Чацкий оказывается не­ желательным женихом для дочери Павла Афа­ насьевича не только потому, что он небогат и не преуспел в службе, а потому, что он «карбона- ри*, он *хочет вольность проповедать*. Фамусов даже серьезно опасается, что Чацкий может втя­ нуть его в беду.

Кульминация в развитии конфликта и любов­ной интриги наступает в третьем действии, Со­фья» рассерженная нападками на Молчалина, намеренно объявляет Чацкого сумасшедшим, что­бы отомстить ему. Все гости охотно верят этой клевете, подхватывая, распространяют сплетню и отворачиваются от человека, который выска­зывает опасные, с их точки зрения, убеждения. Сплетня объединяет любовный сюжет и общественный конфликт. В момент, когда Чацкий про­износит свой монолог о французике из Бордо, никто из присутствующих его не слушает, все с усердием кружатся в взльсе. Герой оказывается в полном одиночестве, общество отвернулось от него.

В четвертом действии наступает развязка: Со­фья случайно узнает об истинных чувствах Мол-чалина. Ей становится стыдно оттого, что он ока­ зался таким низким человеком, недостойным ее любви, что она так слепо заблуждалась, высоко оценивая его личные качества. Для Чацкого фи­ нальное отрезвление, о котором он говорит в мо­нологе «Не образумлюсь... виноват*, означает не только утрату надежды на взаимность Софьи, по­терю возлюбленной, но он понимает, что его пути с фамусофским обществом окончательно разо­шлись и их примирение невозможно.

Параллельное развитие общественного конф­ ликта и любовной интриги отражает реальное противостояние общественных сил в жизни дво­ рянского общества и придает психологическую достоверность переживаниям героев, вовлечен­ ных в этот конфликт. Любовная линия заверша­ ется разоблачением Молчалина и разрывом Со­фьи с Чацким.

Конфликт поколений - как основной конфликт в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками. Он оставил потомкам два замечательных вальса и комедию “Горе от ума”.

“Горе от ума” - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, “на старших глядя”, уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович:

Вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают:

Кузьма Петрович! Мир ему! -

Что за тузы в Москве живут и умирают!...

Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ человека, выражающего передовые идеи своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.

Диалоги Фамусова и Чацкого -это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов - воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов отдать руку Софьи, но ставит при этом свои условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

На что Чацкий бросает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя! –

раздался военный клич Фамусова. А в ответ - монолог Чацкого “А судьи кто?”. В этом монологе Чацкий клеймит “прошедшего житья подлейшие черты”.

Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.

Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига - любовная. И. А. Гончаров писал: “Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье”. Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому “мильону терзаний”, под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: “Он не в своем уме”. И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И сам Чацкий, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом о “французике из Бордо”, который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин. Тайна раскрыта, сердце разбито, мучениям нет конца.

Ах! Как игру судьбы постичь?

Людей с душой гонительница, бич! -

Молчалины блаженствуют на свете! –

говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей:

Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

И перед тем как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет...

Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье “Мильон терзаний”: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрягавшийся в пословицу: “Один в поле не воин”. Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва”.

Александр Сергеевич был од-
ним из умнейших людей своего времени. Он
получил блестящее образование, знал несколь-
ко восточных языков, был тонким политиком
и дипломатом. погиб в 34 года му-
чительной смертью, растерзанный фанатика-
ми, оставив потомкам два замечательных
вальса и пьесу «Горе от ума». Ее жанр опре-
деляют, как социально-политическая комедия.
дал в ней правдивую картину рус-
ской жизни после Отечественной войны
1812 года. Читатель может проследить раз-
витие конфликта между двумя общественно-
политическими лагерями: консерваторов (фа-
мусовское общество) и либералов (Чацкий).
Фамусовское общество традиционно. Жиз-
ненные устои его таковы, что «учиться надо,
на старших глядя», уничтожать вольнодум-
ные мысли, служить с покорностью начальст-
ву, а главное - быть богатым. Своеобразны-
ми идеалами этого общества выступают в мо-
нологах Фамусова Максим Петрович и дядя
Кузьма Петрович.
…Вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают1…
Чацкий, напротив, - это носитель новых,
передовых идей, глашатай перемен. Чацкого
можно назвать героем своего времени. В его
монологах прослеживается целая политичес-
кая программа: он разоблачает крепостничест-
во и его порождения, бесчеловечность, лицеме-
рие, тупую военщину, невежество, лжепатрио-
тизм; он дает беспощадную характеристику
фамусовскому обществу.
Диалоги Фамусова и Чацкого - это борь-
ба. В начале комедии она проявляется еще не
в острой форме. Ведь Фамусов - воспитатель
Чацкого. В начале комедии Фамусов благос-
клонен к Чацкому, он даже готов уступить ру-
ку Софьи, но ставит при этом свои условия:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий бросает:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно начинает завязываться другая
борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба,
Фамусов и Чацкий, бросили друг другу вызов.
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя… -
поучает Фамусов.
А в ответ - монолог Чацкого «А судьи
кто?», в котором герой клеймит «прошедшего
житья подлейшие черты».
Каждое новое лицо, появляющееся в про-
цессе развития сюжета, становится новым про-
тивником Чацкого. Злословят в его адрес ано-
нимные персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна,
2-я княжна и др. Сплетни растут как «снежный
ком». В столкновении с этим миром - социаль-
ный конфликт пьесы.
Но в комедии есть и еще один конфликт,
еще одна интрига - любовная. И. А.
писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его
слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его
к Софье». Именно непонятное Чацкому пове-
дение девушки послужило мотивом, поводом
к раздражению, к тому «мильону терзаний»,
под влиянием которых он только и мог сыграть
указанную ему ым роль. Герой
страдает, не понимая, кто его соперник: то ли
46
Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он стано-
вится раздражительным, невыносимым, кол-
ким. Софья, возмущенная репликами Чацкого,
оскорбляющего не только гостей, но и ее воз-
любленного, в разговоре с г-ном Н произносит:
«Он не в своем уме». И слух о сумасшествии
Чацкого несется по залам, распространяется
среди гостей, приобретая фантастические,
гротескные формы. А сам герой, еще ничего не
зная, «подтверждает» этот слух жарким моно-
логом «Французик из Бордо», который произ-
носит в пустом зале. В четвертом действии ко-
медии наступает развязка. Чацкий узнает, что
избранник Софьи - Молчалин.
Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям
нет конца. «Ах! Как игру судьбы постичь? Лю-
дей с душой гонительница, бич! - Молчалины
блаженствуют на свете!» - говорит подавлен-
ный горем Чацкий. Его гордость задета, он ос-
корблен и порывает с Софьей: «Довольно! С ва-
ми я горжусь моим разрывом».
И Чацкий в гневе обращается ко всему
фамусовскому обществу:
…Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет…
Чацкий уезжает. Но кто он - победитель
или побежденный? Наиболее точно на этот во-
прос ответил в статье «Мильон тер-
заний»: «Чацкий сломлен количеством старой
силы, нанеся ей в свою очередь смертельный
удар качеством силы свежей. Он вечный обли-
читель лжи, запрятавшийся в пословицу:
«Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чац-
кий, и притом победитель, но передовой воин,
застрельщик и - всегда жертва».

КОНФЛИКТ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова стала новаторской в русской литературе первой четверти XIX века.

Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом. Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей «века нынешнего» и «века минувшего», причем к первым относится практически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его «оппонент» Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек.

Интересно то, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины...

«Тот сватался - успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах».

Женщин, в основном, занимают наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель - выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого.

Мужчины же все заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель - «добраться в генералы». Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что «три награжденья получил, числится по Архивам», и ему, конечно, хочется «дойти до степеней известных».

Сам же Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто «гнулась шея» в поклонах. Зато «имел сто человек к услугам», «весь в орденах». Вот это и есть идеал фамусовского общества.

Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они - «петрушки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». С ними один разговор: «В работу вас! На поселенье вас!». Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся, как огня.

«Учение - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух «века минувшего», отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь.

Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. «Высокие думы» для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает «с министрами связь». Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяют ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.

И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй.

«Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдье!

Вот наши строгие ценители и судьи!»

Чацкому ненавистны «прошедшего житья подлейшие черты», люди, которые «суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о «французике из Бордо» он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.

Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке.

К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Тугоуховской - «химика и ботаника». Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой - одиночка.

Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его «жалчайшим созданием», похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают эту новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным.

А.С. Пушкин, прочитав "Горе от ума", заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да он и не имеет цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего, он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, которое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как могло статься, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.

В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот - социальный. Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев («А судьи кто?», «Вот то-то, все вы гордецы!..»). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны:

«Безумным вы меня прославили все хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет».

Развязка конфликта - отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фамусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле Грибоедов создал комедию на все времена.

В первых сценах комедии Чацкий - мечтатель, которому дорога его мечта - мысль о возможности изменить эгоистическое, порочное общество. И он приходит к нему, к этому обществу, с горячим словом убеждения. Он охотно вступает в спор с Фамусовым, Скалозубом, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний. Портреты, которые он рисует в первых монологах, даже забавны. Характеристики метки, точны. Тут и «старинный, верный член «Английского клуба» Фамусов, и дядюшка Софьи, который уж «отпрыгал свой век», и «тот черномазенький», который всюду «тут как тут, в столовых и в гостиных», и толстый помещик-театрал с его тощими крепостными артистами, и «чахоточный» родственник Софьи - «книгам враг», требующий с криком «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», и учитель Чацкого и Софьи, «все признаки ученья» которого составляют колпак, халат и указательный перст, и «Гильоне, француз, подбитый ветерком».

И только потом, оболганный, оскорбленный этим обществом, Чацкий убеждается в безнадежности своей проповеди, освобождается от своих иллюзий: «Мечтанья с глаз долой, и спала пелена». Столкновение Чацкого и Фамусова строится на противопоставлении их отношения к службе, к вольности, к властям, к иностранцам, к просвещению и т.д.

Фамусов на службе окружает себя родственниками: свой человек не подведет да и «как не порадеть родному человечку». Служба для него - источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ - низкопоклонство перед вышестоящими. Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, который выслуживаясь, «сгибался в перегиб», «отважно жертвовал затылком». Зато был «обласкан при дворе», «пред всеми знал почет». И Фамусов убеждает Чацкого учиться на примере Максима Петровича житейской мудрости.

Откровения Фамусова возмущают Чацкого, и он произносит монолог, насыщенный ненавистью к «раболепству», шутовству. Слушая крамольные речи Чацкого, Фамусов все более распаляется. Он уже готов принять строжайшие меры против таких инакомыслящих, как Чацкий, считает, что им нужно запретить въезд в столицу, что их нужно отдать под суд. Рядом с Фамусовым полковник, такой же враг просвещенья и наук. Он спешит обрадовать гостей тем,

«Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий».

Для всех присутствующих «ученье - вот чума», мечта их - «забрать все книги бы да сжечь». Идеал фамусовского общества - «И награжденья брать, и весело пожить». Каждый знает, как лучше и быстрее добиться чинов. Скалозубу известны многие каналы. Молчалин получил от отца целую науку «угождать всем людям без изъятья». Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят по происхождению, по богатству:

«У нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь».

Гостей Фамусова объединяет защита самодержавно-крепостнического строя, ненависть ко всему прогрессивному. Пламенный мечтатель, с разумной мыслью и благородными порывами, Чацкий противопоставлен сплоченному и многоликому миру фамусовых, скалозубов с их мелкими целями и низменными стремлениями. Он чужой в этом мире. «Ум» Чацкого ставит его в глазах фамусовых вне их круга, вне привычных для них норм общественного поведения. Лучшие человеческие свойства и склонности героев делают его в представлении окружающих «странным человеком», «карбонарием», «чудаком», «безумным». Столкновение Чацкого с фамусовским обществом неизбежно. В речах Чацкого со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы.

С негодованием говорит он о крепостниках, о крепостном праве. В центральном монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха». Для него идеал - независимая, свободная личность.

С негодованием говорит он о бесчеловечных помещиках-крепостниках, «негодяях знатных», один из которых своих верных слуг «вдруг выменял на три борзых собаки!»; другой согнал на «крепостной балет от матерей, отцов отторженных детей», а потом они были распроданы поодиночке. И таких не единицы!

Чацкий тоже служил, он «славно» пишет и переводит, успел побывать на военной службе, видел свет, имеет связи с министрами. Но он разрывает все связи, уходит со службы потому, что хочет служить родине, а не начальству. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он. Будучи человеком активным, в условиях сложившегося политического и общественного быта он обречен на бездействие и предпочитает «рыскать по свету». Пребывание за границей расширило кругозор Чацкого, но не сделало его поклонником всего иностранного, в отличие от единомышленников Фамусова.

Чацкого возмущает отсутствие патриотизма среди этих людей. Его достоинство русского человека оскорблено тем, что среди дворянства «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским». До боли любя свою родину, он желал бы оградить общество от тоски по стороне чужой, от «пустого, рабского, слепого подражанья» Западу. По его мысли, дворянство должно стоять ближе к народу и говорить по-русски, «чтоб умный, бодрый наш народ, хотя по языку нас не считал за немцев».

А как уродливо светское воспитание и образование! Для чего «хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою по дешевле»?

Грибоедов - патриот борется за чистоту русского языка, искусства, образования. Высмеивая существующую систему образования, он вводит в комедию такие персонажи, как французик из Бордо, мадам Розье.

Умный, образованный Чацкий стоит за подлинное просвещение, хотя прекрасно сознает, как это трудно в условиях самодержавно- крепостнического строя. Ведь тот, кто, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин...», «в науки вперит ум, алчущий познаний... », «прослывет у них мечтателем опасным!». И такие люди в России есть. Блестящая речь Чацкого - свидетельство его незаурядного ума. Даже Фамусов отмечает это: «он малый с головой», «говорит, как пишет».

Что же удерживает Чацкого в чуждом по духу обществе? Только любовь к Софье. Это чувство оправдывает и делает понятным его пребывание в доме Фамусова. Ум и благородство Чацкого, чувство гражданского долга, негодование человеческого достоинства вступают в острый конфликт с его «сердцем», с его любовью к Софье. Общественно-политическая и личная драма развертывается в комедии параллельно. Они нераздельно слиты. Софья целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом ума и души противостоит этому миру. Любовный конфликт Чацкого с Софьей разрастается до масштабов поднятого им бунта. Как только выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и все прошедшее обратила в смех, он покидает ее дом, это общество. Чацкий в последнем монологе не только обвиняет Фамусова, но и сам духовно освобождается, мужественно побеждая свою страстную и нежную влюбленность и разрывая последние нити, связывавшие его с фамусовским миром.

У Чацкого еще мало идейных последователей. Его протест, конечно, не находит отклика в среде «старух зловещих, стариков, дряхлеющих над выдумками, вздором».

Таким людям, как Чацкий, пребывание в фамусовском обществе доставляет только «миллион терзаний», «горе от ума». Но новое, прогрессивное неодолимо. Несмотря на сильное сопротивление умирающего старого, остановить движение вперед невозможно. Взгляды Чацкого наносят страшный удар своими обличениями «фамусовым» и «молчалиным». Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его философию жизни осудили, против нее восстали. Если «чацкие» пока слабы в своей борьбе, то и «фамусовы» бессильны остановить развитие просвещения, передовых идей. Борьба против фамусовых не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась. Декабристы и выразитель их идей - Чацкий были представителями первого раннего этапа русского освободительного движения.

О конфликте «Горе от ума» до сих пор идут споры между разными исследователями, даже современники Грибоедова понимали его по-разному. Если принять во внимание время написания «Горя от ума», то можно предположить, что Грибоедов использует столкновения разума, общественного долга и чувства. Но, безусловно, конфликт комедии Грибоедова гораздо глубже и имеет многослойное строение.

Чацкий - вечный тип. Он пытается привести в гармонию чувство и разум. Он сам говорит, что "ум с сердцем не в ладу", но не понимает всей серьезности этой угрозы. Чацкий - это герой, поступки которого построены на одном импульсе, все, что он делает, он делает на одном дыхании, практически не допуская пауз между объяснениями в любви и обличающими барскую Москву монологами. Грибоедов изображает его настолько живым, полным противоречий, что он начинает казаться чуть ли не реально существовавшим человеком.

Много говорилось в литературоведении и о конфликте «века нынешнего» и «века минувшего». «Век нынешний» представляла молодежь. Но молодежь - это и Молчалин, и Софья, и Скалозуб. Именно Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а Молчалин не только чужд идеям Чацкого, он еще и боится их. Его девиз - жить по правилу: «Мне завещал отец…». Скалазуб же вообще человек устоявшегося порядка, он озабочен лишь своей карьерой. Где же конфликт веков? Пока мы наблюдаем лишь то, что оба века не только мирно сосуществуют, но еще и «век нынешний» является полным отражением «века минувшего», то есть конфликта веков нет. Грибоедов не сталкивает «отцов» и «детей», он противопоставляет им Чацкого, который оказывается в одиночестве.

Итак, мы видим, что в основе комедии лежит не социально-политический конфликт, не конфликт веков. Фраза Чацкого «ум с сердцем не в ладу», сказанная им в момент минутного прозрения, является намеком не на конфликт чувств и долга, а на более глубинный, философский - конфликт живой жизни и ограниченных представлений о ней нашего ума.

Нельзя не сказать о любовном конфликте пьесы, который служит для развития драмы. Первый любовник, такой умный, смелый, терпит поражение, финал комедии - не свадьба, а горькое разочарование. Из любовного треугольника: Чацкий, Софья, Молчалин, - выходит победителем не ум, и даже не ограниченность и посредственность, а разочарование. Пьеса приобретает неожиданный конец, ум оказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни. В конце пьесы все находятся в замешательстве. Не только Чацкий, но и непоколебимый в своей уверенности Фамусов, у которого вдруг все, что раньше шло гладко, переворачивается с ног на голову. Своеобразие конфликта комедии в том, что в жизни все не так, как во французских романах, в конфликт с жизнью вступает рассудочность героев.

Значение "Горе от ума" трудно переоценить. Можно говорить о пьесе как о громовом ударе по обществу «фамусовых», «молчалиных», скалозубов, о пьесе-драме "о крушении ума человека в России". В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович:...Вот пример:

«Покойник был почтенный камергер,

С ключом и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают:

Кузьма Петрович! Мир ему! -

Что за тузы в Москве живут и умирают!..»

Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.

Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов - воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия:

«Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-ка послужи».

На что Чацкий бросает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. «Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя!» - раздался военный клич Фамусова. А в ответ - монолог Чацкого «А судьи кто?». В этом монологе Чацкий клеймит «прошедшего житья подлейшие черты».

Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д. Сплетни растут, как «снежный ком». В столкновении с этим миром показана социальная интрига пьесы.

Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига - любовная. И.А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому «миллиону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким.

Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом «Французик из Бордо», который он произносит в пустом зале. Наступает развязка обоих конфликтов, Чацкий узнает, кто избранник Софьи. - Молчалины блаженствуют на свете! - говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей: Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:

«Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет.

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет...»

Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Миллион терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу - «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва».

Яркий, деятельный ум героя требует иной среды, и Чацкий вступает в борьбу, начинает новый век. Он рвется к свободной жизни, к занятиям наукой искусством, к службе делу, а не лицам. Но его стремлений не понимает общество, в котором он живет.

Конфликты комедии углубляют внесценические персонажи. Их довольно много. Они расширяют полотно жизни столичного дворянства. Большая часть их примыкает к фамусовскому обществу. Но их время уже проходит. Недаром Фамусов сожалеет, что времена уже не те.

Итак, внесценические персонажи можно разделить на две группы и отнести одну к фамусовскому обществу, другую к Чацкому.

Первые углубляют всестороннюю характеристику дворянского общества, показывают времена Елизаветы. Вторые духовно связаны с главным героем, близки ему по мыслям, целям, духовным исканиям, устремлениям.

Новаторство комедии «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Выводы

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

Тест по произведению