Характеристика и образ профессора преображенского в повести булгакова собачье сердце сочинение. Преображенский - профессор из романа "Собачье сердце": цитаты персонажа, образ и характеристика героя Победа профессора в собачье сердце

Животному лучше оставаться животным. К такому выводу пришел профессор Преображенский – доктор, дарующий молодость пациентам в повести «Собачье сердце». Филипп Филиппович создал Шарикова как подобие человеческого существа, но опыт не удался – из пса идеальный член общества не вышел.

История

Произведение изрядно подпортило жизнь российскому прозаику. В начале 1925 года Михаил Булгаков приступил к созданию новой повести под рабочим названием «Собачье счастье. Чудовищная история», которую ожидали для печати в журнале «Недра».

Спустя три месяца автор поставил точку в очередном литературном труде и презентовал коллегам по перу на собрании «Никитские субботники». В Главное политическое управление тут же поступил донос на Михаила Афанасьевича за «враждебную, дышащую презрением к совстрою» вещь.

Дело дошло до , и тот окончательно зарубил произведение. Мало того, к писателю явились с обыском, изъяв два экземпляра рукописей «Собачьего сердца». В 60-е годы машинописное творение просочилось в самиздат, а оттуда, небрежно скопированное, полетело на Запад. Легально повесть дошла до советского читателя только в 1987 году через журнал «Знамя», но это была та же некачественная копия. Лишь в разгар перестройки опубликовали подлинник.

О прообразах главного персонажа повести профессора Преображенского до сих пор спорят. Был ли такой человек – остается загадкой, однако прототипы точно М.А. Булгаков в своей работе использовал. Сходство с жизнью героя исследователи усматривают в быте врача-гинеколога Николая Покровского, дяди прозаика. Обстановка жилья книжного врача как скопирована с его квартиры.


Возможно, писатель опирался также на образ академика : влиятельный человек своего времени презирал большевиков, пережил череду обысков, но выстоял благодаря покровительству Ленина.

В основу биографии Преображенского легли также элементы деятельности Сергея Воронова, хирурга-экспериментатора, который пытался пересаживать женщинам яичники приматов. А известный гинеколог Владимир Снегирев любил петь, когда обдумывал важные дела, как и профессор из «Собачьего сердца».


И, наконец, замыкают список прототипов сосланный в Архангельск бывший личный врач семьи Дмитрий Никитин и медик Василий Преображенский, чьи интересы лежали в области генетики и экспериментальной физиологии. В частности, он пробовал силы в омоложении.

Был ли на самом деле кто-то главный из этих личностей для создания образа Филиппа Филипповича, теперь уже не важно. Булгакову удалось смиксовать лучшие умы эпохи и явить читающей публике символ человечности и высокой нравственности. Правда, воспитателя из Преображенского не вышло – как он ни пытался, полноценного человека из Шарикова слепить не получилось.

Главный сюжет

Сюжет повести разворачивается в Москве в конце 1927 года. Профессор Преображенский вместе с помощником доктором Борменталем в продолжение удачных экспериментов по омоложению решают испытать силы в пересадке животному человеческих семенников и железы, отвечающей за рост и развитие. Материал взяли у погибшего алкоголика и тунеядца Клима Чугункина, а в роли подопытного выступил уличный пес Шарик.


Собака начала превращаться в человека, впитав худшие качества своего донора – страсть к спиртным напиткам, грубость и хамство. Новость об успешном опыте облетела медицинское сообщество, и плод удивительных экспериментов стал звездой врачебных лекториев. Вчерашний пес, попав под опеку председателя домкома, активиста коммунистической партии Швондера, получил документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и совсем отбился от рук своего создателя.


Швондер вселил в сознание получеловека-полусобаки убеждение, что он – представитель пролетариата, страдающий от притеснения буржуев, то есть, доктора и его ассистента Борменталя. Шариков позволяет себе грубости в их адрес, напивается до бессознательного состояния, пристает к прислуге и ворует деньги. Последней каплей стал донос на Преображенского, чудом не долетевший до властей. Во время скандала, когда профессор выгонял свое научное детище из квартиры, Шариков пригрозил ему револьвером. Терпение врачей лопнуло, и экспериментаторы провели операцию с обратным эффектом – Полиграф Полиграфович вновь принял облик пса.

Образ профессора

Точную характеристику герою дает сам Шариков емкой фразой:

«Здесь пролетариатом не пахнет».

Профессор Преображенский – представитель интеллигенции, символ уходящей русской культуры. Об этом говорит внешний вид и образ жизни врача. Филипп Филиппович одет в темный костюм, носит золотую цепь и лисью шубу. В просторной семикомнатной квартире, несмотря на изменившиеся времена, еще осталась прислуга, к которой доктор относится с уважением. Обедает профессор на аристократичный манер – в столовой, где стол сервирован дорогой посудой, а ассортимент блюд включает слабосоленую семгу, икру, сыр и даже угрей.


Автор создал обаятельную личность. Преображенский очень эмоционален, умен и обладает отменной логикой, в спорах ведет себя дипломатично и сдержанно, а афоризмы, на которые богата его речь, читатели быстро превратили в крылатые выражения. Пытаясь дать героям «Собачьего сердца» характеристики по фразам, люди, увлеченные соционикой, относят профессора к двум социотипам – экстраверт и рационал.

Преображенский искреннее не любит пролетариат, осуждает новые власти за грубость и насильственные методы, предрекая скорый упадок хозяйства страны. Изменения, отражающиеся в мелочах, выводят профессора из себя: гости дома теперь не разуваются перед лестницей, не проходит месяца, чтобы не отключили электричество, а в парадной исчезли ковры и цветы. Филипп Филиппович считает, что пролетариат достоин лишь уборки сараев, а не руководства государством.


В знаменитом монологе о разрухе профессор делится мнением, что ужас, творящийся вокруг, - следствие бардака в голове человека:

«Что такое эта ваша разруха? (…) Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. (…) Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».

Светило науки преследует цель сделать окружающий мир лучше, но не путем насилия.

«Можно действовать только внушением», - говорит он.

Преображенский надеется преобразовать природу с помощью пересадки органов человека животному, чтобы устранить несовершенство природы людей. Фиаско в этом направлении дает понять профессору безнравственность научных экспериментов над человеком, а попытки изменить порядок вещей чреваты непредсказуемыми последствиями. В итоге герой приходит к выводу, что все в природе логично и закономерно – из «массы всякой мрази» все равно выделяются украшающие мир гении.

Цитаты

«- И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет.
- Гм… Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте».
«Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать».
«Почему убрали ковёр с парадной лестницы? М? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?»
«И вы, в присутствии двух людей с университетским образованием, позволяете себе давать советы космического масштаба и космической глупости».
«На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками».
«Холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими».
«Закрываю квартиру и уезжаю в Сочи! Ключи могу передать Швондеру, пусть он оперирует. Но только одно условие - как угодно, что угодно, когда угодно, но чтоб это была такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог даже подойти к двери моей квартиры! Окончательная бумажка! Фактическая! Настоящая! Броня!»

Цитаты из «Собачьего сердца» настолько остроумные, что их не обошли вниманием авторы мемов. Интернет переполнен фото профессора Преображенского из советского фильма 1988 года с переиначенными фразами. Отметим самые забавные:

«Человечество спасет карательная психиатрия».
«В интернете вычитали-с? Да у вас, батенька, с головой проблемы».
«Я не троллю, я только защищаюсь».
  • Первый фильм по мотивам булгаковской повести снял Альберто Латтуада. Картина совместного производства Германии и Италии вышла на экраны в 1976 году. На родине «Собачьего сердца» экранизация задержалась по причине запрета произведения.

  • Для , блистательно исполнившего роль Преображенского в российской ленте, работа в «Собачьем сердце» стала спасением: актера МХАТа в конце 80-х отправили на пенсию, а режиссер подарил ему шанс не впасть в депрессию.
  • На роль Шарикова подбирали актеров, похожих на собак. Организаторы кастингов увидели подобные черты в и . Однако режиссер забраковал эти кандидатуры. В последней стопке фото внимание мэтра киноискусства привлек неизвестный сотрудник алма-атинского театра . На пробах мужчина покорил сердце создателя картины, когда поднял стопку водки со словами: «Желаю, чтобы все!»

Герой повести «Собачье сердце» - профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он занимается модной в то время проблемой омолаживания человека. Надо отдать должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей. Работяга: принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно поесть, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, типичный интеллигент, которым Советская власть еще не успела окончательно перекрыть, как говорится, кислород. Впрочем, такой ученый большевиков вполне устраивает: он не занимается политикой.

Основные события разворачиваются после появления в доме профессора дворняги Шарика. Его характер удивительным образом созвучен «гомо советикусу»: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». А на чучело совы он смотрит с такими чувствами: «А сова эта - дрянь. Наглая. Мы ее разъясним».

Профессор, увлеченный наукой, не замечает, какого монстра привел в дом. В порядке эксперимента он пересаживает Шарику семенные железы человека, мечтая облагодетельствовать человечество. На глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человека.

Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство. В результате сам его «родитель» Преображенский чуть ли не оказывается на улице, и лишь его старые связи спасают его от беспредела Шарикова.

Булгаков показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми «прелестями» большевистского режима. Его еще гладили по шерстке. Но он, увлекшись своими разработками, не заметил, что сам создал себе такого представителя суровой власти.

Шарик буквально сживает ученого со свету. За смехотворностью сюжета стоит глубокая трагедия русской научной интеллигенции, которая в те годы невольно помогла большевикам укрепить свои позиции. Шариковы постепенно выдвинулись во все высшие эшелоны власти и стали не только отравлять судьбу нормальным людям, но и решать ее. Они стали определять и внешнюю политику страны.

Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался». Осознав свою роковую ошибку, профессор становится участником преступления: по совету Борменталя они решают избавиться от Шарикова и освободить человечество от этого кошмара.

Профессор решается еще на одну операцию и возвращает Шарикова в прежнее состояние.

Финал повести, однако, не благополучен, ибо за стенами дома профессора, где мирно дремлет пес Шарик, осталось много зараженных микробом Шарикова людей, и они еще натворят в стране много горьких дел.

Начиная свои рассуждения о профессоре Преображенском, герое произведения «Собачье сердце», хотелось бы немного остановиться на некоторых фактах биографии автора - Булгакова Михаила Афанасьевича (15.05.1891 г. Киев - 10.03.1940 г., Москва), русского писателя, театрального драматурга и режиссера. Все это для того, чтобы провести некоторые параллели, которые будут во многом объединять автора и его воображаемого героя.

Немного о биографии автора

Булгаков появился на свет в семье доцента Киевской духовной академии, но сам в скором времени стал учеником медицинского факультета Киевского университета. В Первую мировую он работал прифронтовым врачом. Весной 1918 года он вернулся в Киев, где практиковал как частный врач-венеролог. В гражданскую войну 1919 года Булгаков - военный врач Украинской военной армии, потом Вооруженных сил юга России, Красного креста, Добровольческой армии и т. д. Заболев тифом в 1920 году, он лечился во Владикавказе, и после в нем проснулся писательский талант. Своему двоюродному брату он напишет, что, наконец-то он понял: его дело - писать.

Прототип профессора Преображенского

С прототипом главного героя действительно можно сравнить Булгакова, слишком уж много у них общего. Однако принято считать, что Преображенский (профессор) как образ был списан с дяди Михаила Афанасьевича - знаменитого врача Москвы, гинеколога

В 1926 году ОГПУ провело обыск у писателя, и в результате были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневник.

Эта повесть была опасна для писателя тем, что она стала сатирой на советскую власть 20-30-х годов. Новоиспеченный класс пролетариата здесь представляют герои типа Швондеров и Шариковых, которые абсолютно далеки от ценностей уничтоженной царской России.

Им всем противопоставлен профессор Преображенский, цитаты которого заслуживают отдельного внимания. Этот хирург и ученый, представляющий собой светило российской науки, появляется впервые в тот момент, когда в повести пес, будущий Шариков, издыхает в городской подворотне - голодный и холодный, с обожженным боком. Профессор появляется в самые мучительные часы для собаки. Мысли пса "озвучивают" Преображенского как господина культурного, с интеллигентной бородкой и усами, как у французских рыцарей.

Эксперимент

Главное дело профессора Преображенского - лечить людей, искать новые пути достижения долголетия и действенные средства омоложения. Конечно же, как и всякий ученый, он не мог жить без экспериментов. Пса он подбирает, а заодно в голове врача рождается план: он решает провести операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент на собаке он делает в надежде найти действенный метод для обретения «второй молодости». Однако последствия операции оказались неожиданными.

На протяжении нескольких недель собака, которой дали кличку Шарик, становится человеком и получает документы на фамилию Шариков. Профессор Преображенский и его ассистент Борменталь пытаются привить ему достойные и благородные человеческие манеры. Однако их «воспитание» не приносит никаких видимых результатов.

Превращение в человека

Преображенский высказывает ассистенту Ивану Арнольдовичу Борменталю свое мнение: необходимо понимать весь ужас, состоящий в том, что у Шарикова уже не собачье сердце, а человеческое, причем "самое паршивое из всех существующих в природе".

Булгаков создал пародию на социалистическую революцию, описал столкновении двух классов, в которых Филипп Филиппович Преображенский - профессор и интеллигент, а рабочий класс - Шариков и ему подобные.

Профессор, как настоящий дворянин, привыкший к роскоши, живущий в 7-комнатной квартире и каждый день употребляющий в пищу разные деликатесы типа семги, угрей, индейки, ростбифов, и запивающий все это коньяком, водкой и вином, вдруг попал в неожиданную ситуацию. В его спокойную и соразмеренную аристократическую жизнь врываются необузданные и наглые Шариковы и Швондеры.

Домком

Швондер - это отдельный экземпляр пролетарского класса, он и его компания составляют домовой комитет в доме, где обитает Преображенский - профессор-экспериментатор. Они, впрочем, не на шутку взялись воевать с ним. Но тот тоже не так прост, монолог профессора Преображенского про разруху в головах говорит о том, что пролетариат и его интересы ему просто ненавистны, и пока у него есть возможность посвящать себя своему любимому делу (науке), ему будут безразличны мелкие мошенники и жулики вроде Швондера.

Но вот со своим домочадцем Шариковым он вступает в серьезную борьбу. Если Швондер давит чисто внешне, то от Шарикова так просто не открестишься, ведь это именно он - продукт его научной деятельности и порождение неудачного эксперимента. Шариков вносит в его дом такую смуту и разруху, что за две недели профессор испытал больше стрессов, чем за все свои прожитые годы.

Образ

Однако образ профессора Преображенского весьма любопытен. Нет, он отнюдь не воплощенная добродетель. У него так же, как и у любого человека, есть свои недостатки, он - довольно эгоистичная, самовлюбленная, тщеславная, но живая и настоящая личность. Преображенский стал образом настоящего интеллигента, в одиночку сражающегося с разрухой, которую несет поколение Шариковых. Разве этот факт не достоин симпатии, уважения и сочувствия?

Время революции

Повесть «Собачье сердце» показывает действительность 20-х годов двадцатого столетия. Описаны грязные улицы, где повсюду развешаны вывески с обещаниями светлого будущего людям. Еще более гнетущее настроение вызывает плохая, холодная ненастная погода и бездомный образ собаки, которая, как и большинство советских людей новой строящейся страны, буквально выживает и находится в постоянном поиске тепла и еды.

Вот в этом хаосе и появляется один из немногих выживших в период опасного и сложного времени интеллигентов Преображенский - профессор-аристократ. Персонаж Шариков, еще в своем собачьем теле, оценил его по своему: что он «ест обильно и не ворует, не будет пинать ногой, и сам никого не боится, потому что всегда сыт».

Две стороны

Образ Преображенского - как луч света, как островок стабильности, сытости и благополучия в жуткой действительности послевоенных лет. Он в действительности приятен. Но многим не нравится человек, у которого, в общем-то, все дела идут хорошо, но которому мало иметь семь комнат, - он хочет еще одну, восьмую, чтобы сделать в ней библиотеку.

Однако домком начал усиленную борьбу против профессора и пожелал отобрать у него его квартиру. В конце все-таки пролетариям не удалось навредить профессору, и поэтому читателя этот факт не мог не обрадовать.

Но это только одна сторона медали жизни Преображенского, а если глубже вникнуть в суть дела, то можно увидеть не слишком привлекательную картину. То благосостояние, которым обладает главный герой Булгакова, профессор Преображенский, ему, надо сказать, тоже не упало вдруг на голову и не перешло по наследству от богатых родственников. Свое богатство он сам нажил. А теперь он обслуживает людей, которые получили власть в свои руки, ведь сейчас наступило их время пользоваться всеми благами.

Очень интересные вещи озвучивает один из клиентов Преображенского: «Сколько ни краду, все идет на женское тело, шампанское «Абрау-Дюрсо» и раковые шейки»». Но профессор, несмотря на всю свою высокую нравственность, интеллигентность и чувствительность, не пытается вразумить пациента своего, перевоспитать или высказать неудовольствие. Он понимает, что ему необходимы деньги, чтобы поддерживать свой привычный образ жизни без нужды: со всей необходимой прислугой в доме, со столом, наполненным всякими яствами типа колбасы не из «Моссельпрома» или икры, намазанной на хрустящий свежий хлеб.

В произведении профессор Преображенский собачье сердце использует для своего эксперимента. Не из-за любви к животным он подбирает измученного пса, чтобы накормить или обогреть, а потому что у него в голове, как ему кажется, зародился гениальный, но чудовищный план насчет него. И дальше подробно описывается в книге эта операция, которая вызывает только неприятные эмоции. В результате операции по омоложению у профессора в руках оказывается «новородившийся» человек. Вот поэтому не зря Булгаков дает говорящую фамилию и статус своему герою - Преображенский, профессор, который вживляет попавшей к нему собаке мозжечок вора-рецидивиста Климки. Это дало свои плоды, таких побочных эффектов профессор не ожидал.

Фразы профессора Преображенского содержат мысли о воспитании, которое, по его мнению, могло бы из Шарикова сделать более или менее приемлемого члена социального общества. Но шансов Шарикову не дали. У Преображенского детей не было, и азами педагогики он не владел. Возможно, поэтому и эксперимент его не пошел в нужном русле.

И мало кто обращает внимание на слова Шарикова о том, что его, как бедное животное, ухватили, исполосовали и теперь гнушаются, а он, между прочим, своего разрешения на операцию не давал и может предъявить иск. И, что самое интересное, никто не замечает стоящей за его словами правды.

Учитель и воспитатель

Преображенский стал первым учителем словесности для Шарикова, хотя он и понимал, что научить говорить - это совсем не значит стать полноценным человеком. Он хотел сделать из зверя высокоразвитую личность. Ведь сам профессор в книге - эталон образованности и высокой культуры и сторонник старых, дореволюционных нравов. Он очень четко определил свою позицию, говоря о наступившей разрухе и неспособности пролетариата с ней справиться. Профессор считает, что людей нужно в первую очередь учить самой элементарной культуре, он уверен, что, используя грубую силу, в мире нечего невозможно добиться. Он осознает, что создал существо с мертвой душой, и находит единственный выход: сделать обратную операцию, так как его воспитательные методы на Шарикова не подействовали, ведь он в разговоре со служанкой Зиной отметил: "Никого драть нельзя... На человека и на животное можно действовать только внушением".

А вот навыки демагогии, как оказалось, усваиваются намного легче и быстрее, чем навыки созидательной деятельности. И Швондер преуспевает в воспитании Шарикова. Он не учит его грамматике и математике, а начинает сразу с переписки Энгельса с Каутским, в результате чего Шариков со своей низкой ступенью развития, несмотря на всю сложность темы, от которой у него "голова опухла", пришел к выводу: «Взять все и поделить!» Вот эта идея социальной справедливости была понята лучше всего народной властью и новоиспеченным гражданином Шариковым.

Профессор Преображенский: «Разруха в головах»

Надо отметить, что «Собачье сердце» со всех сторон показывает всю абсурдность и безумие нового устройства общества, возникшего после 1917 года. Это хорошо понимал профессор Преображенский. Цитаты персонажа о разрухе в головах уникальны. Он говорит, что если врач вместо того, чтобы проводить операции, начнет петь хором, у него настанет разруха. Если он станет мочиться мимо унитаза, и это будет делать вся его прислуга, то и в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха - не в клозетах, а в головах.

Известные цитаты Профессора Преображенского

Вообще, книга «Собачье сердце» - это настоящий цитатник. Основные и яркие выражения профессора были описаны в тексте выше, но есть еще несколько, которые тоже заслуживают внимания читателя и для разных размышлений будут интересны.

- «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».

- «Почему убрали ковер с парадной лестницы? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?»

- «Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно из массы всякой мрази создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

- "Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?"

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Образ профессора Преображенского в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цель урока: раскрыть мастерство М. Булгакова в создании образа художественного образа профессора Преображенского, в котором заложена идея произведения.

Задачи

обучающие: работать над навыками анализа текста, навыками раскрытия образа литературного героя;

развивающие: развивать мышление, способность обобщать и делать выводы, совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

воспитательные: воспитывать гражданскую позицию учащихся, чувство ответственности за собственные поступки и за происходящее в обществе, заинтересовать творчеством М.А.Булгакова.

Оформление доски

1. Портрет М.А.Булгакова.

2. Портрет Н.М.Булгакова (прототип профессора Преображенского.

3. Портрет героя повести, выполненный ученицей.

4. Запись: Приемы создания художественного образа героя:

А) Имя героя

Б) Портрет героя.

В) Поступки героя.

Г) Описание обстановки, в которой находится герой.

Д) Речевая характеристика героя (монологи, в том числе и внутренние, диалоги).

Е) Система образов произведения, окружение – второстепенные персонажи, через которые раскрывается образ.

Ж) Композиционные приемы, используемые автором для раскрытия характера героя.

Оборудование урока

Интерактивная доска, проектор, компьютер для просмотра отрывка из к/ф Н.Божко «Собачье сердце».

Опережающее задание

1. Индивидуальное задание: сообщение о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа профессора Преображенского (на 1-2 мин)

2. Индивидуальное задание: сообщение об образе доктора Борменталя и его роли в раскрытии характера профессора Преображенского (на 1-2 мин)

Ход урока

Оргмомент – 1 мин.

I . Вступительное слово учителя – 1 мин.

Мы продолжаем изучение повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и сегодня в центре нашего внимания образ профессора Преображенского.

Было уже ранее отмечено, что перемены, происходящие в России 20-30-х годов, связанные со строительством социализма и нового будущего человека, воспринимались писателем-гуманистом как огромный эксперимент, страшный по своим масштабам и последствиям. Булгаков отрицательно относился к идее создания нового общества, воспитанию нового, свободного от прежней морали и культуры человека. Писатель воспринимал это как вмешательство в естественный ход вещей, тысячелетнюю историю человечества, и последствия этого вмешательства могли стать плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает повесть «Собачье сердце».

Но кроме этого, в своем произведении Булгаков размышляет о роли ученого и науки, о роли интеллигенции в обществе, об их моральной ответственности перед обществом. Вот почему таким важным становится образ профессора Преображенского.

Цель нашего урока – анализ этого образа, постижение писательского мастерства Булгакова в создании образа главного героя. Мы постараемся определить способы и приемы раскрытия характера героев повести.

II . Работа над образом профессора Преображенского – 18-20 мин

Итак, перед нами главный герой повести – профессор Филипп Филиппович

Преображенский.

- Как вы думаете, какой смысл вкладывает Булгаков в имя и фамилию своего героя?

(Слушаем ответы учащихся)

Имя Филипп в переводе с греческого означает «любящий коней». Конь в Древней Греции был одним из символов благородного человека. А слово филиппика имеет значение «гневная обличительная речь, выступление против кого-либо или чего-либо. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что этим образом автору, наверное, хотелось обличить эксперимент, в котором профессор преобразил собаку в человека Прототипом профессора Преображенского явился дядя писателя – Николай Михайлович Булгаков, известный врач, умный и талантливый человек (фотография на доске).

Обратим внимание на портрет-иллюстрацию героя повести.

- Таким ли вы представляли себе профессора?

(Слушаем ответы учащихся)

Характер литературного героя в художественном произведении раскрывается определенными способами и приемами. Обратите внимание на записи на доске.

Давайте посмотрим, как Булгаков создает портрет Ф.Ф. Преображенского.

(Работа с текстом) гл.1 от слов «Дверь через улицу… Отдайте мне ее».

От слов «Вот это личность!» и до конца главы.

- Какую особенность изображения писателем внешности героя вы заметили?

(Портрет дан глазами собаки. При этом

гражданин = господин

товарищ = холуй)

- Какой прием использует Булгаков при описании квартиры Преображенского? Для чего? (Прием – антитеза. Два разных мира – мир чистоты, достатка, спокойствия и уюта и мир грязи, вони, нищеты и злобы).

Профессор господин, образованный, воспитанный, благородный человек, личность. Он всемирно известный ученый, практикующий врач, зарабатывающий деньги своим трудом, талантом. Он уверен в себе, спокоен, может заниматься любимым делом. Филипп Филиппович держит прислугу и живет в 7 комнатах. По мнению новой власти – домового комитета во главе со Швондером, - это непозволительная роскошь.

(Работа с текстом) Гл. 2 – эпизод прихода домкома в квартиру профессора с требованием уплотнения. От слов «Изразцовые квадратики…. Засверкала золотая цепь»

- Обратите внимание на детали. Как внешне меняется профессор во время разговора с «пролетариями»?

(Лицо «нежно побагровело» - «багровость приняла несколько сероватый оттенок» - «багровость его стала желтой», он «рявкнул»)

- Что хотел подчеркнуть автор?

(Раздражение. Его бесит отсутствие элементарного здравого смысла, ссылка на сомнительные авторитеты).

- Как вы думаете, может быть, жизнь в 7 комнатах – действительно непозволительная роскошь?

(Слушаем мнение учащихся. Нет, это не роскошь – это нормальное условие жизни человека. Интересно, что назначение комнат рационально. Это складывалось веками и даже закрепилось в языке: спальня, столовая, детская, кабинет..)

(Работа с текстом) гл. 3 . С начала и до слов «наполнился жидкой слюной»

От слов «Засим от тарелок» до «не читайте советских газет»

Сразу же на память приходят державинские строки:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь, икра…

И строки из «Евгения Онегина» Пушкина:

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

- Почему не случайны ассоциации?

(Культура потребления пищи уходит корнями в нашу

историю)

- Как это описание помогает понять образ профессора Преображенского?

(Культура жизни – это важная составная общей челове-

ческой культуры. Сравнивая Преображенского и Шарико-

ва, читатель сразу выделяет превосходство человека, «уме-

ющего есть»).

III . Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа героя 10мин.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию: «Роль образов прислуги в раскрытии характера профессора Преображенского»).

В Советской России работа прислуги считалась рабской работой, унижающей достоинство человека. Но Булгаков доказывает обратное: любая работа, если ее выполняют ответственно и с душой, необходима и будет оценена по достоинству. Сам профессор, относясь с уважением и доверием к своей прислуге, не унижает, а, наоборот, дает им почувствовать свою нужность, значимость, даже сопричастность к жизни профессора.

Снова антитеза: отношение Шарикова к Зине и Дарье Петровне.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию о роли доктора Борменталя в раскрытии образа профессора.)

Делаем вывод о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа главного героя: портрет, интерьер, быт, второстепенные персонажи – все свидетельствует о том, что Филипп Филиппович Преображенский – человек уверенный в себе, достойный, интеллигентный, обладающий высокой культурой.

IV . Роль образа в раскрытии идеи произведения 15 мин.

- Какова цель жизни профессора? (Слушаем ответы учеников).

Цель его жизни – служить науке. Ради этого он решился на эксперимент по очеловечиванию пса.. Но появляется в квартире Шариков – этот «новый человек», и сразу начинается разруха, как, впрочем, и везде: в доме, в стране.

В начале 30-х годов в Московской мастерской коммунистической драматургии была поставлена одноактная пьеса Валерия Язвицкого «Кто виноват» («Разруха»), где главное действующее лицо – древняя скрюченная старуха в лохмотьях по имени Разруха. Советская пропаганда стремилась сделать из разрухи мифическую неуловимую злодейку, стремясь скрыть, что ее первопричина – политика большевиков, военный коммунизм, когда люди, не имея стимула к труду, перестали честно и качественно работать.

- Как Преображенский предлагает избавиться от разрухи? (Навести порядок в стране, когда каждый должен заниматься своим делом, нести ответственность за свой труд)

Революция породила «новых людей», разрушивших старый мир, великую культуру, вооружившись одним правом – взять все и поделить. Но ведь цель революции – улучшить жизнь простых людей, преобразить мир.

Желая улучшить человеческую природу, Преображенский создал монстра, легко воспринявшего пролетарские идеи. Операция по пересадке гипофиза в течении недели очеловечивает собаку, «операция по очеловечиванию» швондеров длилась дольше, но результат в сущности один. Эти люди имеют только внешние человеческие признаки, недостаточные для того, чтобы определение «человек» было к ним приложимо. Миллионам швондеров и шариковых внушили страшную мысль: чтобы стать хозяином жизни, не нужно много трудиться, прилагать усилия, воспитывать себя, достаточно того, что ты «пролетарий».

Просмотр отрывка из фильма – фрагмент из 8 главы – разговор профессора с доктором Борменталем о результате эксперимента . – 5 мин.

- К какому выводу приходит профессор после своего эксперимента?

(Крах подобных экспериментов неизбежен, потому что невозможно «очеловечить» то, что перестало быть человеком, потеряв духовную, моральную и нравственную основу, на которой строятся отношения между обществом и личностью. Вот почему эксперимент с очеловечиванием собаки провалился так же, как и трагический коммунистический эксперимент. Время показало, насколько прав был в своих прозрениях Булгаков.

- Осуждает ли писатель профессора за этот эксперимент?

(Работа с текстом) – эпилог «Серые гармонии труб грели…

- Как называет профессора автор? (Высшее существо, всемогущий человек, седой волшебник).

- Какой вывод можно сделать?

(В повести профессору все удается вернуть на круги своя: злобный хам Шариков вновь становится добрым и ласковым псом. Жаль, что в реальной жизни невозможно время повернуть вспять.)

V. Итог урока.

Образ профессора Преображенского – главный образ, постигая который можно разобраться в идейном замысле писателя. Это один из самых ярких, запоминающихся образов, созданных Булгаковым. Мастерство автора проявилось в умении использовать различные способы и приемы в создании образа своего героя.

VI. Домашнее задание - 1-2 мин .

Талантливый писатель в созданных им образах выражает мысли, которые волнуют не только его современников, но и потомков. Эксперименты по созданию нового человека продолжаются и в ХХ I веке. Сейчас ученые пытаются клонировать людей. Предлагаю письменно ответить на вопрос:

«О чем предупреждал человечество русский писатель Михаил Булгаков, создавая образ профессора Преображенского?»

VII . Выставление и комментарий оценок за урок – 2 мин.

Поначалу "Калабуховский дом" хотелось только лишь упомянуть, однако где-то внутри росло неуемное желание попробовать раскопать об этом доме побольше информации, поскольку образ профессора Преображенского из «повести «Собачье сердце» взывал к его "оживлению" и более подробному рассказу…

Профессор Преображенский будил во мне удивительное ощущение понимания цельности, гармоничности и его активной уверенной жизненной позиции, с одновременным наполненнным изяществом, жестким тактом и великой способностью управлять этим миром, оставаясь в состоянии принятия, любви, тонкой иронии и мнимой театральной озадаченности. Профессор Преображенский легко выстраивал свои отношения с новой послереволюционной властью, с ее проявившимися заскорузлыми побочными бытовыми эффектами в лице Швондера и других его «товарищей». Поэтому мы остановимся на истории «Калабуховского дома», пребывании Михаила Булгакова в этом доме и Профессоре Преображенском как личности. В общем, будет всего по немногу...

Принято считать, что основным прообразом жилища профессора Преображенского послужил доходный дом 24/1 на углу Пречистенки и Обухова переулка, построенный по проекту архитектора С.Ф. Кулагина в 1904 году на участке, принадлежавшем Е.С. Павловской. Дом представляет собой пятиэтажное массивное строение с облицовкой рустом по первому этажу. По фасаду, обращённому в Обухов (с 1922 года - Чистый) переулок, расположены два высоких окна, объединяющие второй и третий этажи. Несколько окон по фасаду на Пречистенке украшены портиками с полуколоннами.
02.

Мы в Чистом переулке, что начинается от Причистенки. "Калабуховский дом" слева.

В начале XX века в этом доме жили два дяди Булгакова по матери - врачи Николай Михайлович и Михаил Михайлович Покровские. Первый из них как раз и стал основным прототипом Филлипа Филипповича Преображенского. В московских адресно-справочных книгах дореволюционных и первых пореволюционных лет один и тот же адрес братьев значится по-разному: «Покровский Н.М. - женские болезни - Обухов переулок, 1, квартира 12» и «Покровский М.М. - венерические болезни - Пречистенка, 24, квартира 12».
03.


Николай Михайлович Покровский является прообразом профессора Филиппа Филипповича Преображенского.
На этом фото он, естественно, гораздо моложе своего булгаковского персонажа.

04.


Квартира 12, где жили Покровские, была первым московским пристанищем Булгакова, в 1916 году на неделю приехавшего в Москву с женой из села Никольское Смоленской губернии. Указывая, что описание семи комнатной квартиры профессора Преображенского в деталях совпадает с квартирой Покровского, Б.В. Соколов делает наблюдение, что «в адресе прототипа названия улиц связаны с христианской традицией, а его фамилия (в честь праздника Покрова) соответствует фамилии персонажа, связанной с праздником Преображения Господня». Московский краевед и булгаковед Б.С. Мягков указывает, что квартира Покровского изначально насчитывала пять комнат, однако после приезда племянниц в 1920 году одна из больших комнат была перегорожена, в результате комнат образовалось семь. Племянницы Покровского - Александра Андреевна и Оксана Митрофановна жили в этой квартире до конца 1970-х годов.
05.


"Калабуховский дом". Пречистенка, 24/1.

Вестибюль «калабуховского дома» с мраморной парадной лестницей и бельэтаж, где помещалась «роскошная квартира» Преображенского, позаимствованы Булгаковым из находившегося неподалеку дома 13/7, стр. 1 на пересечении Пречистенки и Лопухинского переулка.
06.


Доходный дом Я.А. Рекка был построен в 1912 году по проекту архитекторов Г.А. Гельриха и Н.Г. Лазарева. До революции две квартиры на последнем, шестом этаже дома занимал Фаберже Александр, сын основателя прославленной ювелирной фирмы, руководитель и художник её московского отделения. После революции дом был «уплотнён». Фаберже оказался в эмиграции, а в принадлежавших ему квартирах 11 и 12 поселились знакомые Булгакова, художники из группы «Бубновый валет». Булгаков любил бывать у них в гостях. Часть интерьеров квартиры профессора Преображенского позаимствована Булгаковым именно из их жилища.
07.


Доходный дом Я.А. Рекка. Пречистенка, 13/7.

Вместе с бельэтажем, отсутствующим в доме 24, позаимствованы для калабуховского дома и другие реалии, относившиеся к дому 13, - стеклянная дверь парадного, у которой дежурил швейцар с «околышем с золотыми галунами», ступени серого мрамора в вестибюле, ковёр на лестнице, дубовая вешалка, «калошная стойка». Дому 13 соответствует и количество квартир на лестнице калабуховского дома: «Заметьте, здесь 12 квартир…» - говорит профессор Борменталю. В доме 24 квартир было лишь восемь...
08.


"Калабуховский дом". Пречистенка, 24/1.

Как мы помним, профессор Преображенский в 1924 году живёт и работает в Москве в так называемом «Калабуховском доме» по адресу ул. Пречистенка, 24, в семикомнатной квартире. Вместе с ним живут его домработница Зина и кухарка Дарья Петровна, а также временно его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь. Часть квартиры используется профессором в качестве личной хирургической клиники...

Преображенский достиг отличных результатов в практическом омоложении. Он полностью предан своему делу, но, в отличие от другого героя Булгакова профессора Персикова (повесть «Роковые яйца»), много думает и рассуждает об окружающей его советской действительности, к которой Преображенский относится очень критично. Немолодой интеллигентный человек, знающий цену труду и опыту, возмущён манерами советских выдвиженцев без образования и культуры. «Да, я не люблю пролетариата», - отвечает он на упрёк в нежелании поддерживать начинания большевиков...

От имени уличного пса Булгаков даёт такую характеристику своему герою:
«...- Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт...».

09.

Профессор Преображенский, кстати, очень симпатичен и близок мне по духу...
Мой любимый эпизод из фильма «Собачье сердце» режиссёра Владимира Бортко, когда новое домоуправление во главе с его председателем, Швондером, является к нему в квартиру «уплотнять профессора»:

Вы один живёте в семи комнатах...
... - Я один живу и работаю в семи комнатах, - ответил Филипп Филиппович, - и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку...»...

Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

Нет, не возьму, - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

Совершенное изумление выразилось на лицах («товарищей"), а женщина покрылась клюквенным налетом.

В 2014 году дом профессора Преображенского включён в список объектов, которые планируется обозначить на литературной карте Москвы.
11.

Справедливости ради стоит отметить, что в киноверсии «Собачьего сердца», снимавшейся в Ленинграде, роль «калабуховского» исполнил дом 27-29 на Моховой улице - бывший доходный дом страхового общества «Россия», построенный в стиле французского ренессанса по проекту архитектора Л.Н. Бенуа в конце XIX - начале ХХ века.

Район Остоженки и Пречистенки меня всегда привлекал своим неповторимым духом Старой Москвы и каким-то необъятным умиротворением. Я могу бесконечно гулять в этих местах, пытаясь уловить его неповторимую атмосферу. Это здорово, что Дом профессора Преображенского реально существует в Москве и уцелел, почти без выхолощенных новодельных "реставраций". В отличие от трех несохранившихся мест проживания Булгакова в районе Пречистенки, "колабуховский дом" напоминает о Мастере и является, фактически, памятником Михаилу Афанасьевичу Булгакову на Пречистенке.

Источники:

Мягков Б. С. Булгаковская Москва. М.: Московский рабочий, 1993.

Соколов Б. «Собачье сердце», часть 4. Булгаковская энциклопедия. 2-е изд. М.: Локид. Миф, 2000.

Википедия

Vladimir d’Ar, 2016