Конспект урока по литературному чтению "В.Лунин «Никого не обижай». С.Михалков «Важный совет»"(1 класс)

  • обобщить и закрепить знания детей о творчестве С.В. Михалкове, познакомить с его биографией;
  • совершенствовать навык чтения; расширять словарный запас детей;
  • развивать память, воображение, мышление;
  • воспитывать любовь к книге.

ХОД УРОКА

Учитель читает отрывок из стихотворения С.В. Михалкова СЛАЙД 1 (Приложение 1 )

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).

– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).

– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.

Сказки пишут... Сказочники.
Басни сочиняют... Баснописцы
Переводят с других языков... Переводчики.
Театральные пьесы пишут... Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут... Журналисты.

– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?

– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.

– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России) СЛАЙД 4

– А какие стихи Сергея Михалкова вы знаете?

СЛАЙД 5 Дети рассказывают стихотворения.

– Давайте проверим, все ли знакомы со стихами С. Михалкова. Я буду читать отрывки, а вы заканчивайте их:

– Давайте отдохнём. Физкульт.минутка. СЛАЙД 10

А теперь попробуйте ответить из какого стихотворения эти строчки:

* Писать красиво не легко:
“Дает корова молоко”
За буквой буква,
К слогу слог.

Ну хоть бы кто-нибудь помог! (“Чистописание”)

  • А теперь давайте вспомним это стихотворение.

Дело было вечером,
Делать было нечего.... (“А что у вас?”.) Продолжают.

* А мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении (летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница)

* Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет! (“Прививка”)

Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.

*Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:

Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу.
И про себя прошу, прошу:
Родная миленькая ртуть,
Ну, поднимись еще чуть-чуть! (“36,5”)

– Что вы можете сказать о таких учениках? (Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь).

*А вот стихотворение о другом мальчугане:

Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят от рук отбился
От каких, скажите, рук?! (“Лапуся”)

*О каком лекарстве идет речь в следующих строчках:

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета,
Нет, не два, а целых три,
Нужно, что ни говори!.. (“Чудесные таблетки от лени”)

*О каком заболевании идет речь:

У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип
Что такое? Это … (грипп)

А теперь мне хочется поговорить с вами о двух проказниках-щенках. Послушайте отрывки из стихотворений и вспомните их название:

* Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала.
Два часа его ждала. (“Мой щенок”)

На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его. (“Трезор”)

– И что же натворили каждый из этих щенков:

* Утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с медом и его покусали пчелы. Девочка его лечила.

* Порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали.

– А теперь поработаем командами. Каждой команде кроссворд. Посмотрим, какая команда знакома с творчеством Михалкова лучше. (Приложение 2):

После разгадывания кроссворда в командах, коллективно проверить.

Вопросы:

  1. 36, 5 на градуснике – это …
  2. Как называется стих о красивом письме?
  3. Что опубликовал Сергей Михалков в 15 лет?
  4. Какую фамилию носит дядя Стёпа?
  5. В стихотворении “Котята” каким был первый котёнок?
  6. На дверях висел замок,
    Взаперти сидел … Кто?
  7. Стихотворение “Как мужик … продавал”. Вставь слово.
  8. Куда звали 1 класс?

– Давайте определим, какая команда выполнила все задания в кроссворде, поаплодируем им.

– Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями. Закончить это занятие я бы хотела таким пожеланием: Любите книги! Читайте книги! СЛАЙД 12

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «И.Токмакова «Купите
собаку». С.Михалков «Важный совет».
У р о к 35. И. ТОКМАКОВА «КУПИТЕ СОБАКУ».
С. МИХАЛКОВ «ВАЖНЫЙ СОВЕТ»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых
умений; совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения
целыми словами; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к
животным.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
П р е д м е т н ы е: умение осмысленно читать вслух, передавая нужную
интонацию; находить фрагменты текста, необходимые для ответа на
поставленные вопросы.
Л и ч н о с т н ы е: умение оценивать свои эмоциональные реакции на
поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле,
общих нравственных категориях.
М е т а п р е д м е т н ы е (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его
названию, ключевым словам; устанавливать причинно­следственную связь
между поступками героев, понимать символы, знаки.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять
учебные действия в устной и письменной форме, сравнивать свой ответ с
ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в
процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать
своё отношение и оценивать высказывания партнёра, работая в паре.
Формы и методы обучения:
фронтальная,
индивидуальная;
объяснительно­иллюстративный.
Образовательные ресурсы: ребусы; изображения собак; энциклопедия о
животных; таблица со слогами; карточки с опорными словами.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Актуализация знаний.
– Назовите автора рассказа «Собака яростно лаяла».

– Расположите карточки с опорными словами по порядку.
– Используя опорные слова, перескажите рассказ.
II. Постановка цели урока.
– По первым буквам названий изображенных предметов прочтите название
животного, о котором мы сегодня будем читать произведения.
О т в е т: собака.
– Сегодня мы прочитаем произведение о собаках. Есть ли у вас дома
четвероногий друг?
– Какой породы?
– Как зовут вашу собаку?
– Как вы ухаживаете за своей собакой?
– Какую пользу приносят собаки?
III. Изучение нового материала.
1. Р е ч е в а я м и н у т к а.

скороговорку
Прочтите

медленно, затем быстро и четко:
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
2. О т р а б о т к а

н а в ы к а
ч т е н и я.
– Прочтите спрятанные слова.
– Рассмотрите двух ёжиков,
которые встретились под волшебным
деревом.
Какой ёжик несёт
двусложные слова?
– Какой несёт трёхсложные слова?
– Составьте эти слова.
– Сколько слов из 2 и сколько из 3
слогов унесут на спинках ёжики?
ро­га ка­ре­та

ро­за мо­ло­ко
но­га
мо­ре
ко­за
ре­ка
3. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я И. Т о к м а к о в о й «Купите собаку».
– Прочтите название стихотворения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

словами:
въе­дет – въедет
но­во­сёл – новосёл
сгры­зёт – сгрызёт
съест – съест
– Объясните значение слова «новосёл».
Новосёл – новый житель.
Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение И.
Токмаковой.
4. А н а л и з п р о и з в е д е н и я.
– От чьего имени написано стихотворение?
– О чём мечтает малыш?
– Кого ребёнок просит купить собаку?
– Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку?
– С какими животными он сравнивает щенка?
– С какой интонацией надо читать эти строки?

Передайте при чтении желание мальчика иметь щенка.
5. Ч т е н и е т е к с т а о с о б а к а х на с. 64 учебника (часть 2).
– Прочтите текст выразительно вслух.
– Что нового вы узнали о собаках?
– Какая порода собак вам нравится?
– Что вы ещё знаете о собаках?
– Какие книги о собаках вы читали?
– Кто был предком собак?
– Какие породы собак, изображённых на рисунках, вам знакомы?
– Что вы о них знаете?
– Какие ещё породы собак вам известны?
– Сравните текст о собаках, который вы только что читали, и рассказ В.
Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написан учёным, а какой –
писателем?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ПОДАРИЛИ СОБАКУ
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идёт смешной­смешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой, –
Только косолапый.
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я С. М и х а л к о в а «Важный совет».
– Прочтите название произведения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми
словами:
вос­пи­ты­вать – воспитывать
по­сред­ством – посредством
вос­пи­тан­ный – воспитанный
вос­пи­та­те­ли – воспитатели
– Объясните значение слов и выражений:
Посредством – при помощи.
Преданный – верный, любящий.
Воспитатели пеньки – бесчувственные (плохие) хозяева.
Учитель читает стихотворение.
2. А н а л и з п р о и з в е д е н и я.
– О чём это стихотворение?
– Какой важный совет даёт автор?
– Как нельзя воспитывать щенка?
– Когда щенок не будет преданным хозяину?
– Как называет автор плохих хозяев?
– Прочтите последние две строки стихотворения.
– Объясните их значение.
– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему
ребёнку собаку?

– Как собака может оказаться на улице?
– Какие вопросы вы задали бы малышу, который мечтает о собаке?
– Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга?
– Какие черты характера должны быть у хозяина собаки?
– В чём заключается «важный совет» С. Михалкова?
– Какие породы собак вам известны?
Внеурочная деятельность:
выразительное чтение наизусть
понравившегося стихотворения; подготовить рисунок о собаке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 35
Справочный материал для учителя.
Давно уже сложилось мнение, что самые обходительные из собак –
ш о т л а н д с к и е о в ч а р к и, к о л л и.
Своё название колли получили от черноголовых овец – коллиз, которых с
древности пасут в Шотландии. Внешне колли чем­то похожи на лису. Морда у
них длинная, узкая, сухая, но, конечно, больше лисьей и хитрости в глазах нет,
полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с
подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в
оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей
держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких
только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли
справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём
подчинялись им.
Из Германии в Россию завезли немецкую овчарку. Много воды утекло с тех
пор. Много поработали селекционеры­собаководы. И в результате сложилась
новая порода собаки – в о с т о ч н о е в р о п е й с к а я о в ч а р к а.
Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила
много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и
склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы
преступников. И пастухам помогает, служит подпаском: собирает
разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не
забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Словом, собака эта – мастер
на все лапы. Оно и понятно: восточноевропейская овчарка – собака смелая,
чуткая, выносливая и недоверчивая к чужим.
М о с к о в с к а я с т о р о ж е в а я – одна из самых молодых пород. Но
прародители этой собаки имеют древнюю и интересную историю.
С е н б е р н а р. Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров,
лежит знаменитый Сен­Бернарский перевал. В давние времена перевал этот
был единственной ниточкой, связывающей Италию со странами Северной
Европы. Много людей проходило здесь.
Но не для всех переход через Альпы оказывался счастливым. Снежные
лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда
случалась беда.

Слышали ли вы такие выражения:

    Шевелить мозгами;

    Краем уха;

    Хлопать ушами?

Объясните их значения.

Шевелить мозгами – соображать, думать о чем-то, размышлять. Чтобы вставить пропущенную букву в слове правильно – надо подумать, пошевелить мозгами.

Краем уха - то есть услышать не полностью,частично. Я об этой истории слышал краем уха (то есть чуть -чуть).

Хлопать ушами - слушая что-либо, не понимать содержания услышанного. Все слушали сказку и ты, но думал о чем-то другом, поэтому не понял о чем была сказка. (то есть прослушал)

Я хочу вас попросить сегодня не хлопать ушами, слушать и слышать меня не краем уха и шевелить мозгами.

А сейчас подготовимся к чтению.

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

II. Упражнения для интонации:

Скороговорка:

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

Ø «Ползем по словам, как улитки (черепашки), пропевая гласные;

Ø Чтение скороговорки с разной интонацией (весело и грустно)

Ø «Летим по предложению, как птицы (или бежим по предложению) – читаем в быстром темпе

По какой литературной стране мы с вами путешествуем? (Хохотания)

Какие произведения живут в этой стране? (смешные, юмористические, весёлые, забавные)

Для чего мы читаем их? (чтобы научиться чему-то, чтобы воспитывать в себе хорошие качества)

Мы уже с вами обсуждали такие поступки и поведение как: пустая болтовня, хвастовство, умение отвечать за свои поступки, отношение к животным, любопытство, упрямство.

Басни и стихи его
Знают все до одного
Не прочтёшь нигде такого,
Только в книжках Михалкова

Перед вами выставка книг С.Михалкова. Эти книги есть в школьной библиотеке и после урока вы можете взять любую книгу, записать её в библиотеке и пополнить свои читательские дневники произведениями этого автора.

Давайте выясним у С. Михалкова, как рождались его произведения, откуда он брал для них сюжеты? Самостоятельно прочитайте и найдите ответ на данный вопрос.

(Самостоятельное чтение биографии С.Михалкова, уч. пособие с. 98-99)

Как рождались произведения С.Михалкова? (из наблюдений за поведением детей)

С каким настроением он наблюдал за ними? (с доброй улыбкой)

Какой совет дают детям в этой статье? (смейтесь, и не забывайте делать выводы)

Давайте же определим тему нашего урока. (Творчество С. Михалкова) (на доске запись)

Чем будем заниматься? В этом нам помогут фразы. Мы будем…

Итать произведение (кого?) …..

смеяться, и не забывать делать (что?)…

Сегодня у нас будет не просто урок чтения, а урок- суд присяжных заседателей.

Что происходит на суде? (Ответы)

За что человека можно судить? (за его поступки)

Скажите, кто ведёт суд? (судья).

Кто такие присяжные заседатели?

Присяжные заседатели - непрофессиональные судьи, участвующие в судебном процессе. Непрофессионалы-присяжные из числа простых людей выносят вердикт (решение): виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления.

Ну а мы будем судить за поведение.

Распределим роли. Я– судья, вы – присяжные заседатели.

ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ!

Сегодня слушается дело под названием «ФОМА». Подсудимый – Фома. САДИТЕСЬ!

Господа присяжные заседатели, вам предстоит вынести вердикт: судить или не судить Фому.

Первой уликой имеющейся в данном деле является аудиозапись. Для понимания материалов по «делу» объясните значение некоторых слов.

Словарная работа.

Переулок - небольшая, обычно узкая улица, соединяющая две другие, параллельные улицы.

Галоши – короткая резиновая обувь.

Конго – река в Центральной Африке

Африка – самый жаркий материк на Земле

Аллигатор – крокодил

Пионерский отряд – группа мальчиков и девочек, объединённых общими интересами.

Послушайте внимательно и скажите, за какое поведение мы будем судить главного героя.

  • Разработки уроков
  • Чтение
  • 1 кл.

Цель: познакомить с произведениями В.Лунина «Никого не обижай». С.Михалкова «Важный совет»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным. Планируемые результаты: Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова. Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 3.Адекватно оценивать свои достижения; 4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Познавательные (искать, получать и использовать информацию): 1.Осознавать познавательную информацию; 2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; 6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения; 7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; Коммуникативные: 2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Межпредметные связи: ИЗО, математика, русский язык. Ресурсы: фотографии, альбомные листы, цветные карандаши. Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.