Краткая биография эмиля золя. Французский писатель Золя Эмиль

Крупнейший французский писатель, родился в Париже 2 апреля 1840 г. в семье итальянского инженера-строителя, который принял французское подданство. Детство и отрочество Эмиля прошло в Экс-ан-Провансе. В 1847 г., когда мальчику не было и семи, отец умер, после чего его родные оказались в крайне затруднительном материальном положении. В надежде, что друзья покойного супруга смогут их поддержать, их маленькая семья в 1858 г. переезжает во французскую столицу.

Образование Эмиль Золя получил в лицее, после которого работал в конторе у купца, в книжном магазине. Начиная с 1862 г. он примерно 4 года трудился в издательстве «Ашет», зачем решил уйти оттуда, заняться писательским ремеслом и таким образом зарабатывать на жизнь. Его восхождение к славе началось с журналистики, и впоследствии связь с нею никогда не прерывалась. Не отстраняясь от общественно-политической жизни страны, Золя время от времени выступал именно как публицист, хотя и снискал на этом поприще меньшую известность, нежели как создатель художественных произведений.

В 1864 г. увидел свет дебютный сборник рассказов под названием «Сказки Нинон», а в 1865 г. был опубликован его первый роман - «Исповедь Клода», который был, по сути, автобиографичным и сделал автора скандально известным. Эта репутация была поддержана обзором художественной выставки 1866 г., в которой Эмиль Золя страстно отстаивал творческую манеру художника Э. Мане, представителя импрессионизма. К этому новому направлению Золя питал особую симпатию, что нашло отражение в книгах «Мой салон», «Что я ненавижу», «Эдуард Мане». Проявил себя он и сторонником натуралистической школы (предисловие к драме «Тереза Ракен» (1867)), что на практике проявилось во введении в ткань художественных произведений материалов, связанных с медициной, физиологией, открытиями в естествознании. Золя был убежден, что роль доминанты в человеческой жизни играет именно биологическое начало.

Около 1868 г. Золя замыслил написать цикл романов, героями которого была бы одна семья, представленная четырьмя-пятью поколениями. Из романистов он был первым, кто посвятил целую серию произведений одному роду. Цикл «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» писался на протяжении двадцати двух лет (1871-1893) и стал самым значительным произведением в творческой биографии Эмиля Золя. Публика проявила к нему интерес не сразу, но после написанного в 1877 г. 7-го тома, романа «Западня», писатель стал знаменитым и состоятельным, купил неподалеку от столицы, в Медоне, дом. Очередные романы цикла были очень ожидаемыми, ими восхищались, их подвергали жесточайшей критике, но равнодушных не было. Всего в рамках «Ругон-Маккаров» было написано 20 томов, принесших мировую известность и статус крупнейшего национального писателя после Виктора Гюго .

Но даже известность не помогла писателю оказаться приговоренным к тюремному заключению сроком на 1 год по обвинению в клевете. В 1898 г. Золя вмешался в т.н. дело Альфреда Дрейфуса, несправедливо осужденного за выдачу военной тайны иностранному государству. В 1898 г. писатель обратился к президенту республики с открытым письмом «Я обвиняю», в результате чего ему пришлось срочно уехать в Англию. С изменением ситуации в пользу осужденного офицера писатель получил возможность возвратиться во Францию.

Последние годы жизни Золя работал над двумя циклами - «Три города» и «Четыре Евангелия» (романы «Плодовитость», «Труд», «Истина» и «Справедливость», из которых последний остался незаконченным). Смерть застала Эмиля Золя в Париже, 28 сентября 1902 г. Официальная причина смерти – отравление угарным газом вследствие неисправности каминного дымохода. У современников писателя были основания полагать, что он стал жертвой политических противников, однако доказать версию инсценировки несчастного случая никому не удалось.

Биография из Википедии

Эми́ль Золя́ (фр. Émile Zola; 2 апреля 1840(18400402), Париж - 29 сентября 1902, там же) - французский писатель, публицист и политический деятель.

Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века - вождь и теоретик так называемого натуралистического движения в литературе. Известен прежде всего масштабным 20-томным циклом «Ругон-Маккары», в котором описал все слои французского общества времён Второй империи. Его произведения были многократно экранизированы в кино и на телевидении.

Сыграл значимую роль в громком «Деле Дрейфуса», из-за которого был вынужден эмигрировать в Англию.

Детство и юность в Провансе

Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже, в семье инженера итальянского происхождения Франсуа Золя (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла ), принявшего французское гражданство, и матери француженки. В 1843 году отец Эмиля получил контракт на строительство канала в Экс-ан-Провансе и перевёз туда свою семью. Вместе с финансовыми партнёрами он создаёт компанию для проведения в жизнь задуманных проектов в Провансе. Работы по сооружению канала и плотины для снабжения города водой начались в 1847 году, но в том же году Франсуа Золя умирает от воспаления лёгких.

После смерти мужа мать Эмиля находится в большой нужде, живя на скудную пенсию. В 1851 году она возвращается с сыном в Париж, чтобы следить за судебным процессом, начатым кредиторами против компании покойного Франсуа Золя. В 1852 году компанию объявляют банкротом, а в следующем году канал меняет владельцев.

Образование Эмиль начинает получать относительно поздно для того времени - в семь лет. Мать помещает его в пансион при колледже Бурбона в Экс-ан-Провансе, где тот учится в течение пяти лет. В Провансе же Золя получает и религиозное образование - первое причастие он проходит в 1852-м.

В Экс-ан-Прованс одним из ближайших друзей Эмиля Золя становится художник Поль Сезанн, с которым он будет поддерживать дружбу вплоть до середины 1880-х годов. В это же время Золя увлекается произведениями Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи и Виктора Гюго. Он сам пробует писать стихи, но они в настоящее время утрачены. Городок Экс-ан-Прованс и весь регион станут источниками для многих сцен и сюжетов в его будущих романах из цикла «Ругон-Маккары». Сам образ города выведен в книгах под вымышленным названием Плассан .

Богемная жизнь

С сожалением для себя, в 1858 году Эмиль переезжает к матери в Париж. Живут они в достаточно скромных условиях. Мать Золя планировала для сына карьеру юриста, но тот дважды провалил свой экзамен на бакалавра.

В течение зимы 1860-1861 годов Эмиль заводит любовную связь с девушкой по имени Берта, которую он сам называл «девушкой с вечеринками» (фр. une fille à parties), т. е. проституткой. Он вынашивал идею «вытащить её из потока», приобщить к приличному роду занятий, но этот идеализм не смог противостоять реалиям жизни в Париже. Эта неудача послужит основной его первого романа «Исповедь Клода» (1865). Позже сюжет частично будет пересказан Эмилем в его цикле «Ругон-Маккары». Среди действующих лиц его произведений возникнет похожий сторонник религиозного воспитания и аналогичное стремление к жизни без обязательств.

В это время Золя постигает гуманистическую культуру, читая Мольера, Монтеня и Шекспира, а также попадает под влияние более современного Жюля Мишле. Он также увлекается живописью, близко сходится с импрессионистами: Эдуардом Мане, Камилем Писсарро, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислей, Яном Бартолдом Йонгкиндом. Эдуард Мане пишет несколько портретов Золя, а Поль Сезанн продолжает оставаться его ближайшим другом. В течение многих десятилетий писатель и художник будут поддерживать тёплые отношения, помогать другу другу в финансовом отношении, вести обширную переписку. Но после публикации романа «Творчество», в котором Сезанн неприятным образом узнает себя в образе художника Клода Лантье, их дружба прекращается. Сезанн отправил последнее письмо Золя в 1886 году и с тех пор они больше не увидятся.

Первые публикации

Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов - типичные «романы-фельетоны» («Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille , 1867)). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей «Что мне ненавистно» (Mes haines , 1866), «Поход» (Une campagne , 1882), «Новый поход» (Nouvelle campagne , 1897)). Эти выступления - знак его активного участия в политической жизни.

Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) - с участием Гюстава Флобера, Ивана Тургенева, Альфонса Доде и Эдмона Гонкура; «Меданские вечера» (1880) - знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса, Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как Анри Сеар, Леон Энник и Поль Алексис).

В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма. Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890-х годов, - знаменитая статья «J’accuse» («Я обвиняю»), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898).

В 1901 и 1902 годах член Французской Академии Марселен Бертло выдвигал Эмиля Золя на соискание Нобелевской премии по литературе.

Смерть

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии - из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

В 1953 году, журналист Жан Бореля опубликовал в газете «Либерасьон» расследование «Убит ли Золя?» заявив, что смерть Золя, возможно, является убийством, а не несчастным случаем. Он основывал своё утверждения на откровениях нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, что трубочист Анри Буронфоссе, признавался ему, что намеренно заблокировали дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.

Личная жизнь

Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.

Память

В честь Эмиля Золя назван кратер на Меркурии.

В Парижском метро есть станция Avenue Emile Zola на 10-й линии рядом с одноимённой улицей.

Творчество

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам - «Сказки Нинон» (Contes à Ninon , 1864), «Исповедь Клода» (La Confession de Claude , 1865), «Завет умершей» (Le vœu d"une morte , 1866), «Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille , 1867).

Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности - 20-томной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquart ). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin , 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи».

Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы.


Портрет кисти Мане

Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» (Fécondité , 1899), «Труд», «Истина» (Vérité , 1903), «Справедливость» (Justice , не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя.

В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал трилогию «Три города»: «Лурд» (Lourdes , 1894), «Рим» (Rome , 1896), «Париж» (Paris , 1898).

Эмиль Золя в России

Эмиль Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции. Уже «Сказки Нинон» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки». 1865. Т. 158. - С. 226-227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы», 1872. Кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами. Переводы произведений Золя выходили с купюрами по цензурным соображениям, тираж романа «Добыча», вышедший в изд. Карбасникова (1874) был уничтожен.

Могильный камень, оставшийся в качестве кенотафа на месте первоначальной могилы Золя на кладбище Монмартр, перемещённой 4 июня 1908 г. в Пантеон

Роман «Чрево Парижа», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.

В 1870-х гг. Золя был усвоен главным образом двумя группами читателей - радикальными разночинцами и либеральной буржуазией. Первых привлекли зарисовки хищнических нравов буржуазии, использованные у нас в борьбе с увлечением возможностями капиталистического развития России. Вторые нашли у Золя материал, уяснявший их собственное положение. Обе группы проявили большой интерес к теории научного романа, видя в ней решение проблемы построения тенденциозной беллетристики (Боборыкин П. Реальный роман во Франции // Отечественные записки. 1876. Кн.6, 7).

«Русский вестник» воспользовался бледной обрисовкой республиканцев в «Карьере Ругонов» и «Чреве Парижа» для борьбы с враждебной идеологией радикалов. С марта 1875 по декабрь 1880 Золя сотрудничал в «Вестнике Европы». 64 «Парижских письма», напечатанных здесь, составились из социально-бытовых очерков, рассказов, литературно-критических корреспонденций, художественной и театральной критики и излагали впервые основы «натурализма». Несмотря на успех, корреспонденция Золя вызвала разочарование радикальных кругов в теории экспериментального романа. Это повлекло за собой при малом успехе в России таких произведений Золя, как «Западня», «Страница любви», и скандальной известности «Нана» падение авторитета Золя (Басардин В. Новейший Нана-турализм // Дело. 1880. Кн. 3 и 5; Темлинский С. Золяизм в России. М., 1880).

С начала 1880-х гг. стало заметно литературное влияние Золя (в повестях «Варенька Ульмина» Л. Я. Стечькиной, «Краденое счастье» Вас. И. Немировича-Данченко, «Псарня», «Выучка», «Молодые» П. Боборыкина). Это влияние было незначительным, а сильнее всего оно сказалось на П. Боборыкине и М. Белинском (И. Ясинском).

В 1880-х и первой половине 1890-х гг. романы Золя не пользовались идеологическим влиянием и бытовали преимущественно в буржуазных читательских кругах (переводы печатались регулярно в «Кн. неделе» и «Наблюдателе»). В 1890-х гг. Золя приобрел вновь в России крупное идейное влияние в связи с отголосками дела Дрейфуса, когда вокруг имени Золя и в России поднялась шумная полемика («Эмиль Золя и капитан Дрейфус. Новый сенсационный роман», вып. I-XII, Варшава, 1898).

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после 1905, интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после 1917. Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, 1908) (В. М. Фриче, Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., 1919).

Произведения

Романы

  • Исповедь Клода (La Confession de Claude , 1865)
  • Завет умершей (Le vœu d"une morte , 1866)
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin , 1867)
  • Марсельские тайны (Les Mystères de Marseille , 1867)
  • Мадлена Фера (Madeleine Férat , 1868)

Ругон-Маккары

  • Карьера Ругонов (La Fortune des Rougon , 1871)
  • Добыча (La Curée , 1872)
  • Чрево Парижа (Le Ventre de Paris , 1873)
  • Завоевание Плассана (La Conquête de Plassans , 1874)
  • Проступок аббата Муре (La Faute de l"Abbé Mouret , 1875)
  • Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugène Rougon , 1876)
  • Западня (L"Assommoir , 1877)
  • Страница любви (Une Page d"amour , 1878)
  • Нана (Nana , 1880)
  • Накипь (Pot-Bouille , 1882)
  • Дамское счастье (Au Bonheur des Dames , 1883)
  • Радость жизни (La Joie de vivre , 1884)
  • Жерминаль (Germinal , 1885)
  • Творчество (L"Œuvre , 1886)
  • Земля (La Terre , 1887)
  • Мечта (Le Rêve , 1888)
  • Человек-зверь (La Bête humaine , 1890)
  • Деньги (L"Argent , 1891)
  • Разгром (La Débâcle , 1892)
  • Доктор Паскаль (Le Docteur Pascal , 1893)

Три города

  • Лурд (Lourdes , 1894)
  • Рим (Rome , 1896)
  • Париж (Paris , 1898)

Четвероевангелие

  • Плодовитость (Fécondité , 1899)
  • Труд (Travail , 1901)
  • Истина (Vérité , 1903)
  • Справедливость (Justice , не завершён)

Повести

  • Осада мельницы (L’attaque du moulin , 1880)
  • Госпожа Сурдис (Madame Sourdis , 1880)
  • Капитан Бюрль (Le Capitaine Burle , 1882)

Новеллы

  • Сказки Нинон (Contes à Ninon , 1864)
  • Новые сказки Нинон (Nouveaux contes à Ninon , 1874)

Пьесы

  • Наследники Рабурдена (Les héritiers Rabourdin , 1874)
  • Розовый бутон (Le bouton de rose , 1878)
  • Рене (Renée , 1887)
  • Мадлена (Madeleine , 1889)

Литературно-публицистические произведения

  • Что мне ненавистно (Mes haines , 1866)
  • Мой салон (Mon Salon , 1866)
  • Эдуард Мане (Edouard Manet , 1867)
  • Экспериментальный роман (Le Roman expérimental , 1880)
  • Романисты-натуралисты (Les romanciers naturalistes , 1881)
  • Натурализм в театре (Le Naturalisme au théâtre , 1881)
  • Наши драматурги (Nos auteurs dramatiques , 1881)
  • Литературные документы (Documents littéraires , 1881)
  • Поход (Une campagne , 1882)
  • Новый поход (Nouvelle campagne , 1897)
  • Истина шествует (La vérité en marche , 1901)

Издания на русском языке

  • Собрание сочинений в 18 томах. – М.: Правда, 1957. (Библиотека «Огонек»).
  • Собрание сочинений в 26 томах. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960–1967. - 300 000 экз.
  • Собрание сочинений в 20 томах (16 книгах). – М.: Голос, 1992–1998.
  • Собрание сочинений в 12 томах. – М.–Тверь: Художественная литература, Альба, 1995–2000.
  • Собрание сочинений в 20 томах. – М.: Терра, 1996–1998.
  • Собрание сочинений в 16 томах. – М.: Книжный клуб «Книговек», 2011.
  • Тереза Ракен. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1975. (Библиотека всемирной литературы).
  • Карьера Ругонов. Добыча. – М.: Художественная литература, 1980. (Библиотека классики).
  • Западня. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1988. (Библиотека классики).

Избранная литература о Золя

  • Полное собрание сочинений Э. Золя с иллюстрациями. - P.: Bibliothèque-Charpentier, 1906.
  • L’Acrienne. - 1860.
  • Темлинский С. Золяизм, Критич. этюд, изд. 2-е, испр. и доп. - М., 1881.
  • Боборыкин П. Д. (в «Отечественных записках», 1876, «Вестнике Европы», 1882, I, и «Наблюдателе», 1882, XI, XII)
  • Арсеньев К. (в «Вестнике Европы», 1882, VIII; 1883, VI; 1884, XI; 1886, VI; 1891], IV, и в «Критических этюдах», т. II, СПб., 1888)
  • Андреевич В. // «Вестник Европы». - 1892, VII.
  • Слонимский Л. Золя. // «Вестник Европы». - 1892, IX.
  • Михайловский Н. К. (в Полном собр. сочин., т. VI)
  • Брандес Г. // «Вестник Европы». - 1887. - X, к в Собр. сочин.
  • Барро Э. Золя, его жизнь и литературная деятельность. - СПб., 1895.
  • Пелисье Ж. Французская литература XIX век. - М., 1894.
  • Шепелевич Л. Ю. Наши современники. - СПб., 1899.
  • Кудрин Н. Е. (Русанов) . Э. Золя, Литературно-биографический очерк. - «Русское богатство», 1902, X (и в «Галерее современных французских знаменитостей», 1906).
  • Аничков Евг. Э. Золя, «Мир божий», 1903, V (и в книге «Предтечи и современники»).
  • Венгеров Э. Золя, Критико-биографический очерк, «Вестник Европы», 1903, IX (и в «Литературных характеристиках», кн. II, СПб., 1905).
  • Лозинский Евг. Педагогические идеи в произведениях Э. Золя. // «Русская мысль», 1903, XII.
  • Веселовский Ю. Э. Золя как поэт и гуманист. // «Вестник воспитания», 1911. - I, II.
  • Фриче В. М. Э. Золя. - М., 1919.
  • Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы. - М.: Гиз, 1922.
  • Эйхенгольц М. Э. Золя (1840-1902). // «Печать и революция», 1928, I.
  • Rod E. A propos de l’Assomoir. - 1879.
  • Ferdas В. La physiologie expérimentale et le roman expérimental. - P.: Claude Bernard et E. Zola, 1881.
  • Alexis P. Emile Zola, notes d’un ami. - P., 1882.
  • Maupassant G. de Emile Zola, 1883.
  • Hubert . Le roman naturaliste. - 1885.
  • Wolf E. Zola und die Grenzen von Poesie und Wissenschaft. - Kiel, 1891.
  • Sherard R. H. Zola: biographical and critical study. - 1893.
  • Engwer Th. Zola als Kunstkritiker. - B., 1894.
  • Lotsch F. Über Zolas Sprachgebrauch. - Greifswald, 1895.
  • Gaufiner . Étude syntaxique sur la langue de Zola. - Bonne, 1895.
  • Lotsch F. Wörterbuch zu den Werken Zolas und einiger anderen modernen Schriftsteller. - Greifswald, 1896.
  • Лапорт А. Золя против Золя. - P., 1896.
  • Монэстэ Ж. Л. Настоящий Рим: реплика Золя. - 1896.
  • Rauber A. A. Die Lehren von V. Hugo, L. Tolstoy und Zola. - 1896.
  • Лапорт А. Натурализм или вечность литературы. E. Золя, Человек и произведение. - P., 1898.
  • Буржуа, произведение Золя. - P., 1898.
  • Брунетье Ф. После процесса, 1898.
  • Bürger E. E. Zola, A. Daudet und andere Naturalisten Frankreichs. - Dresden, 1899.
  • Macdonald A. Emil Zola, a study of his personality. - 1899.
  • Vizetelly E. A. With Zola in England. - 1899.
  • Ramond F. C. Персонажи Ружон-Маккар. - 1901.
  • Conrad M. G. Von Emil Zola bis G. Hauptmann. Erinnerungen zur Geschichte der Moderne. - Lpz., 1902.
  • Bouvier . L’œuvre de Zola. - P., 1904.
  • Vizetelly E. A. Zola, novellist and reformer. - 1904.
  • Lepelletier E. Emile Zola, sa vie, son œuvre. - P., 1909.
  • Patterson J. G. Zola: characters of the Rougon-Macquarts novels, with biography. - 1912.
  • Martino Р. Le roman réaliste sous le second Empire. - P., 1913.
  • Lemm S. Zur Entstehungsgeschichte von Emil Zolas «Rugon-Macquarts» und den «Quatre Evangiles». - Halle a. S., 1913.
  • Mann H. Macht und Mensch. - München, 1919.
  • Oehlert R. Emil Zola als Theaterdichter. - B., 1920.
  • Rostand E. Deux romanciers de Provence: H. d’Urfé et E. Zola. - 1921.
  • Martino P. Le naturalisme français. - 1923.
  • Seillère E. A. A. L. Emile Zola, 1923: Baillot A., Emile Zola, l’homme, le penseur, le critique, 1924
  • France A. La vie littéraire. - 1925. - V. I. - Pp. 225-239.
  • France A. La vie littéraire. - 1926. - V. II (La pureté d’E. Zola, pp. 284-292).
  • Deffoux L. et Zavie E. Le Groupe de Médan. - P., 1927.
  • Josephson Matthew . Zola and his time. - N. Y., 1928.
  • Doucet F. L’esthétique de Zola et son application à la critique, La Haye, s. a.
  • Bainville J. Au seuil du siècle, études critiques, E. Zola. - P., 1929.
  • Les soirées de Médan, 17/IV 1880 - 17/IV 1930, avec une préface inédite de Léon Hennique. - P., 1930.
  • Пиксанов Н. К. , Два века русской литературы. - изд. 2-е. - М.: Гиз, 1924.
  • Мандельштам Р. С. Художественная литература в оценке русской марксистской критики. - изд. 4-е. - М.: Гиз, 1928.
  • Laporte A. Emile Zola, l’homme et l’œuvre, avec bibliographie. - 1894. - Pp. 247-294.

Экранизации

  • Жертвы алкоголя / Les victimes d’alcoolisme (Франция, 1902) (по роману «Западня»)
  • В чёрной стране / Au pays noir (Франция, 1905) (по роману «Жерминаль»)
  • Западня / L’assommoir (Франция, 1909)
  • Западня / Faldgruben (Дания, 1909)
  • Нападение на мельницу / The attack on the mill (США, 1910)
  • Жертвы алкоголя / Les victimes d’alcoolisme (Франция, 1911) (по роману «Западня»)
  • В стране тьмы / Au pays des ténèbres (Франция, 1912) (по роману «Жерминаль»)
  • Страница любви / Una pagina d’amore (Италия, 1912)
  • Человек-зверь (Франция, 1912) (возможно, что фильм не имеет отношения к роману Золя)
  • Жерминаль / Germinal (Франция, 1913)
  • Ограничьте народы / Gränsfolken (Швеция, 1913)
  • Чудо / Miraklet (Швеция, 1913) (по роману «Лурд»)
  • Деньги / Penge (Дания, 1914)
  • Рабыни роскоши и моды (Россия, 1915) (по роману «Дамское счастье»)
  • Разрушение / Destruction (США, 1915) (по роману «Труд»)
  • Тереза Ракен / Therese Raquin (Италия, 1915)
  • Холодное сердце / The marble heart (США, 1916) (по роману «Тереза Ракен»)
  • Мужчина и женщина / A man and the woman (США, 1917) (по роману «Нана»)
  • Наслаждение / La cuccagna (Италия, 1917) (по роману «Добыча»)
  • Пьянство / Drink (Великобритания, 1917) (по роману «Западня»)
  • Труд (Россия, 1917)
  • Человек-зверь (Россия, 1917)
  • Деньги / A pénz (Венгрия, 1919)
  • Нана / Nana (Венгрия, 1919)
  • Роковая женщина / Una donna funesta (Италия, 1919)
  • Тереза Ракен (Россия, 1919)
  • Труд / Travail, (Франция, 1919)
  • Мадлена Ферра / Maddalena Ferrat (Италия, 1920)
  • Человек-зверь / Die bestie im menschen (Германия, 1920)
  • Западня / L’assommoir (Франция, 1921)
  • Земля / La terre (Франция, 1921)
  • Мечта / La reve (Франция, 1921)
  • Дамское счастье / Zum paradies des damen (Германия, 1922)
  • За ночь любви / Pour une nuit d’amour (Франция, 1923)
  • Страница любви / Una pagina d’amore (Италия, 1923)
  • Нантас / Nantas (Франция, 1925)
  • Нана / Nana (Франция, 1926)
  • Деньги / L’argent (Франция, 1928)
  • Тереза Ракен / Therese Raquin (Германия, 1928)
  • Человек-зверь (La bête humaine), 1938
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin), 1953
  • Жервеза, 1956
  • Чужие жёны (Pot-Bouille), 1957
  • Добыча (La curée), 1966
  • Проступок аббата Муре, 1970
  • Зандали, 1991 (по мотивам «Терезы Ракен»)
  • Жерминаль, 1993
  • На краю света / Na koniec świata (Польша, 1999) - по мотивам романа «Тереза Ракен», в главных ролях Юстина Стечковска и Александр Домогаров
  • «Век Мопассана. Повести и рассказы XIX столетия», телесериал, серия по роману «За ночь любви» («Pour une nuit d’amour»), 2009 (Франция)
  • Дамское счастье (телесериал), 2012
  • Тереза Ракен (In Secret ) - фильм 2013 года, режиссёр Чарли Страттон.

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Имя: Эмиль Золя (Émile Zola)
День рождения: 2 апреля 1840
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 29 сентября 1902
Место смерти: Париж, Франция

Биография Эмиля Золя

Известный французский писатель Эмиль Золя родился в 1840 году в Париже. Его отец был итальянского происхождения и работал инженером-строителем.

Когда Эмилю было шесть лет, умирает его отец. Семья оказывается в очень плохом положении из-за отсутствия денег. Они переезжают в Париж, надеясь, что друзья отца окажут им помощь и поддержку.

Эмиль Золя учился в лицее, после окончания которого идет работать в книжный магазин. Постоянно находясь в окружении книг, у него появляется безумная любовь к чтению. С 1862 года он работает в издательстве «Ашет» на протяжении 4 лет. Здесь он получает хорошие деньги, много читает, а в свободное время пробует себя в литературной деятельности. Также он старается читать все новые книги, которые выходят, пишет на них рецензии, общается с писателями.

У Эмиля в этот период появляется огромная любовь к литературному мастерству, он уходит из издательства и решает заняться писательской деятельностью.

Золя связывает свою жизнь с журналистикой и никогда ее не бросает. Параллельно с данной деятельностью он пишет художественные произведения, которые пользуются весьма большим успехом.

В 1864 году выходит первый сборник рассказов «Сказки Нинон». В 1865 году публикуется первый роман «Исповедь Клода». В романе по сути описывается жизнь самого автора, и благодаря ему Золя получает долгожданную известность, правда скандальную. Еще более популярным писатель становится после того, как проявляет интерес и уважение к творчеству художника Э. Мане.

Примерно в 1868 году Эмиль Золя загорелся идеей написать цикл романов об одной семье, о жизни каждого человека из нескольких поколений. В этом поприще он был первым романистом. Его цикл романов «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» писался целых 22 года. Это бы
ло самое выдающееся творение в жизни писателя.

Изначально публика не проявила большого интереса к романам. Когда же был написан седьмой том, Золя стал известным и уважаемым писателем. За вырученные средства он приобрел дом недалеко от Парижа. После этого последующие романы ждали с большим нетерпением, их жестоко критиковали, ими восхищались, но равнодушным не оставался никто. Всего было написано 20 томов.

В 1898 году Эмиль Золя был приговорен к одному году лишения свободы за клевету. Он вмешался в дело Альфреда Дрейфуса, которого обвиняли в предательстве и выдаче государственной тайны Германии. Писателю пришлось покинуть страну и уехать в Англию, однако через некоторое время ситуация изменилась, Дрейфуса оправдали, и Золя вернулся во Францию.

В 1902 году Эмиль Золя скончался от отравления угарным газом. В официальной версии причина смерти звучала, как отравление из-за неисправности камина. Однако есть мнение, что писателя отравили на политической почве, но это так и не было доказано.

Библиография Эмиля Золя

Циклы произведений

Ругон-Маккары

1871 — Карьера Ругонов (La Fortune des Rougon)
1872 — Добыча (La Curée)
1873 — Чрево Парижа (Le Ventre de Paris)
1874 — Завоевание Плассана (La Conquête de Plassans)
1875 — Проступок аббата Муре (La Faute de l’Abbé Mouret)
1876 — Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugène Rougon)
1877 — (L’Assommoir)
1878 — Страница любви (Une Page d’Amour)
1880 — (Nana)
1882 — Накипь (Pot-Bouille)
1883 — (Au Bonheur des Dames)
1884 — Радость жизни (La Joie de vivre)
1885 — (Germinal)
1886 — Творчество (L’Œuvre)
1887 — Земля (La Terre)
1888 — Мечта (Le Rêve)
1890 — Человек-зверь (La Bête humaine)
1891 — (L’Argent)
1892 — Разгром (La Débâcle)
1893 — Доктор Паскаль (Le Docteur Pascal)

Три города

1894 — Лурд (Lourdes)
1896 — Рим (Rome)
1898 — Париж (Paris)

Четыре Евангелия

1899 — Fécondité
1901 — Труд (Travail)

Романы

1864 — Сказки Нинон (Contes à Ninon)
1867 — Тереза Ракен (Thérèse Raquin)
1874 — Новые сказки Нинон (Nouveaux Contes à Ninon)

Французский литературный деятель, лидер и основоположник натурализма во французской литературе, ставший известным и читаемым в России быстрее, чем на родине.

2 апреля 1840 года в семье француженки и итальянца, получившего французское гражданство, появился на свет Эмиль Золя. Отец мальчика Франсуа Золя, будучи инженером, подписал контракт на строительство канала, это поспособствовало тому, что в 1843 семья переехала в город Экс-ан-Прованс.

Совместно с партнерами Франсуа создает компанию для реализации проектов. Работа начала продвигаться в 1847 году, но отец Эмиля получил воспаление легких, от чего трагически и скоропостижно умирает.

В том же году мальчика определили в пансион при колледже. Там он знакомится с будущим знаменитым французским художником постимпрессионизма – , дружба с которым будет продолжаться больше 25 лет. Становится поклонником творчества и Альфреда де Мюссе, получает и религиозное освещение. Город Экс ни один раз откликнется в произведениях Золя под придуманным наименованием Плассан.


Однако после смерти отца мать остается вдовой, живет на пенсию, которой катастрофически не хватает. В 1852 году вынуждена вернуться в Париж, чтобы наблюдать за судебным процессом с кредиторами против компании покойного мужа. В результате судебных разбирательств компанию признали банкротом.

С полным разочарованием для себя в 18 лет Эмиль приезжает к матери в Париж, где жизнь полна ограничений из-за материального положения. Попытка построить будущее юриста провалилась, Золя провалил экзамены.

Литература

После провальных экзаменов Эмиль устроился на работу в книжном магазине. С 1862 года работал в издательстве «Ашет». Спустя 4 года Золя принял решение начать писать самому и сделать эту деятельность источником заработка. Начальные писательские шаги начались с журналистики. Дебютный сборник рассказов заявил о себе в 1864 году под названием «Сказки Нинон». Известность писателя была не за горами – через год Франция увидела опубликованный первый роман – «Исповедь Клода», ставший реальной биографией писателя. Он сделал Золя популярным.


Делом жизни стало написание 20-томного романа «Ругон-Маккары», где рассказывается об одной определенной семье во времена Наполеона 3 и второй Французской империи. Эмиль рассчитывал издать 10 томов романа, но в конечном результате произведение состоит из 20 томов, самыми успешными из которых стали «Западня» и «Жерминаль», посвященные классу рабочих людей.

Еще один роман, имевший успех у читателей – «Дамское счастье», полностью отображающий идеологию того времени, когда коммерческие отношения все активнее развиваются, где желание клиента закон, а права продавца не имеют значения. Действия книги развиваются в магазине под названием «Дамское счастье», а главные герои, как и в большинстве романов писателя, – бедные из глубокой провинции, уверенно идущие к успеху.


Эмиль Золя в 25 лет

Уловки торговли, понятные в наше время, становятся откровением в конце 19 века. Особое внимание уделяется женщинам в произведениях автора, в романе «Дамское счастье» не исключение: сильные, волевые и не зависящие от мужчин. Литературные критики полагают, что прототипом персонажей стала мать писателя.

В романах писателя раскрывается психологический настрой мелкой буржуазии, ищущей правду в жизни, но все попытки бесполезны и терпят неудачи. Так стало с революционером из произведения «Деньги», с которым читатели познакомились в 1891 году.


Собрание сочинений Эмиля Золя

Роман «Нана» получил популярность не только во Франции. В России он был напечатан в трех изданиях, но текст произведения был неполным. Объяснялось это запретом царской цензуры. Героиней повествования стала девушка Анна Купо, прототипом которой стала знакомая писателю куртизанка Бланш Д’Антиньи.

Основная задумка цикла «Ругон-Маккары» - семейная сага, сменяющаяся поколениями, периодически с возникающими новыми персонажами. Идея заключается в том, что от наследственности, обычаев и привычек семьи невозможно избавиться.


Эмиль Золя непрерывно от литературной деятельности занимался общественно-политической. Смелая и нашумевшая работа – публикация «Я обвиняю», вышедшая как ответ на Дело Дрейфуса. Многие знаменитости выступили на стороне офицера, еврея по национальности, которого обвинили в шпионаже на стороне Германии. Французского офицера приговорили к пожизненному сроку. Эмиль Золя пополнил список знаменитых персон Франции, поддерживающих Дрейфуса.

Личная жизнь

В молодые годы, после приезда к матери в Париж, Эмиль познакомился с Александриной Мелей, которая долгое время оставалась любовницей писателя. Связь с представительницей среднего класса стала по душе и матери писателя – серьезная, честолюбивая, хрупкая и одновременно сильная девушка. В 1870 году Эмиль женился на Александрине, но был один омрачающий фактор в семье – детей у пары не случилось.


По злой иронии судьбы, спустя годы, жена нанимает в дом молодую служанку Жанну, которая становится любовницей Золя. Длительное время писатель пытался скрывать запрещенные отношения, при этом обеспечивая молодую 20-летнюю девушку. Но когда у пары родился первый ребенок, хранить тайну больше не было смысла.

Эмиль женился на Жанне Розро, у пары родился второй малыш. Новая семья приносила писателю счастье и вдохновение в творчестве.

Смерть

Умер писатель в 62-летнем возрасте из-за отравления угарным газом. Официальной версией стала поломка в доме каминного дымохода. Некоторые издания публиковали последние слова Эмиля с обращением к жене о плохом самочувствии. Вызывать доктора отказался. Смерть наступила 29 сентября 1902 года.


У современников писателя были подозрения о неестественной смерти – убийстве. Спустя 50 лет журналист французской газеты Жан Бореля напечатал расследование «Убит ли Золя?». Он опубликовал подозрения в умышленном убийстве писателя, где раскрыл разговор фармацевта и трубочиста, который признался в умышленном загрязнении дымохода квартиры Золя.

Библиография

В списке можно перечислять большое количество сочинений: новеллы, повести, литературно-публицистические произведения, но особого внимания заслуживают романы.

  • 1865 – «Исповедь Клода»
  • 1866 – «Завет умершей»
  • 1867 – «Тереза Ракен»
  • 1867 – «Марсельские тайны»
  • 1868 – «Мадлена Фера»
  • 1871 – «Карьера Ругонов»
  • 1873 – «Чрево Парижа»
  • 1874 – «Завоевание Плассана»
  • 1880 – «Нана»
  • 1883 – «Дамское счастье»
  • 1885 – «Жерминаль»
  • 1890 – «Человек-зверь»
  • 1891 – «Деньги Разгром»
Язык произведений французский Награды Произведения на сайте Lib.ru Файлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма . Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса , которое обнажило противоречия Франции 1890-х годов , - знаменитая статья «J’accuse» («Я обвиняю»), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898).

Смерть [ | ]

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом , по официальной версии - из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство , но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

В 1953 году, журналист Жан Бореля опубликовал в газете «Либерасьон » расследование «Убит ли Золя?» заявив, что смерть Золя, возможно, является убийством, а не несчастным случаем. Он основывал своё утверждение на откровениях нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, что трубочист Анри Буронфоссе, признавался ему, что намеренно заблокировали дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.

Личная жизнь [ | ]

Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.

Память [ | ]

В честь Эмиля Золя назван на Меркурии .

В Парижском метро есть станция Avenue Emile Zola на 10-й линии рядом с одноимённой улицей.

Творчество [ | ]

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам - «Сказки Нинон» (Contes à Ninon , 1864), «Исповедь Клода» (La Confession de Claude , 1865), «Завет умершей» (Le vœu d"une morte , 1866), «Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille , 1867).

Эмиль Золя со своими детьми

Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности - 20-томной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquart ). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin , 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи ».

Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности - во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы.

Эмиль Золя (1870)

Эмиль Золя с фотоаппаратом

Эмиль Золя

Семья Золя

Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» (Fécondité , 1899), «Труд», «Истина» (Vérité , 1903), «Справедливость» (Justice , не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя.

В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал трилогию «Три города»: «Лурд» (Lourdes , 1894), «Рим» (Rome , 1896), «Париж» (Paris , 1898).

Эмиль Золя в России [ | ]

Эмиль Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции . Уже «Сказки Нинон» были отмечены сочувственной рецензией («Отечественные записки ». . Т. 158. - С. 226-227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» («Вестник Европы» , . Кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами. Переводы произведений Золя выходили с купюрами по цензурным соображениям, тираж романа «Добыча», вышедший в изд. Карбасникова (1874) был уничтожен.

Роман «Чрево Парижа», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после , интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после . Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, ) (В. М. Фриче , Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., ).

Произведения [ | ]

Романы [ | ]

  • Исповедь Клода (La Confession de Claude , 1865)
  • Завет умершей (Le vœu d"une morte , 1866)
  • Тереза Ракен (Thérèse Raquin , 1867)
  • Марсельские тайны (Les Mystères de Marseille , 1867)
  • Мадлена Фера (Madeleine Férat , 1868)

Ругон-Маккары [ | ]

Три города [ | ]

  • Лурд (Lourdes , 1894)
  • Рим (Rome , 1896)
  • Париж (Paris , 1898)

Четвероевангелие [ | ]

  • Плодовитость (Fécondité , 1899)
  • Труд (Travail , 1901)
  • Истина (Vérité , 1903)
  • Справедливость (Justice , не завершён)

Повести [ | ]

  • Осада мельницы (L’attaque du moulin , 1880)
  • Госпожа Сурдис (Madame Sourdis , 1880)
  • Капитан Бюрль (Le Capitaine Burle , 1882)

Новеллы [ | ]

  • Сказки Нинон (Contes à Ninon , 1864)
  • Новые сказки Нинон (Nouveaux contes à Ninon , 1874)

Пьесы [ | ]

  • Наследники Рабурдена (Les héritiers Rabourdin , 1874)
  • Розовый бутон (Le bouton de rose , 1878)
  • Рене (Renée , 1887)
  • Мадлена (Madeleine , 1889)

Литературно-публицистические произведения [ | ]

  • Что мне ненавистно (Mes haines , 1866)
  • Мой салон (Mon Salon , 1866)
  • Эдуард Мане (Edouard Manet , 1867)
  • Экспериментальный роман (Le Roman expérimental , 1880)
  • Романисты-натуралисты (Les romanciers naturalistes , 1881)
  • Натурализм в театре (Le Naturalisme au théâtre , 1881)
  • Наши драматурги (Nos auteurs dramatiques , 1881)
  • Литературные документы (Documents littéraires , 1881)
  • Поход (Une campagne , 1882)
  • Новый поход (Nouvelle campagne , 1897)
  • Истина шествует (La vérité en marche , 1901)

Издания на русском языке [ | ]

  • Тереза Ракен. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1975. (Библиотека всемирной литературы).
  • Карьера Ругонов. Добыча. – М.: Художественная литература, 1980. (Библиотека классики).
  • Западня. Жерминаль. – М.: Художественная литература, 1988. (Библиотека классики).

Избранная литература о Золя [ | ]

Список сочинений

  • Полное собрание сочинений Э. Золя с иллюстрациями. - P. : Bibliothèque-Charpentier, 1906.
  • L’Acrienne. - 1860.
  • Темлинский С. Золяизм, Критич. этюд, изд. 2-е, испр. и доп. - М. , 1881.
  • Боборыкин П. Д. (в «Отечественных записках», 1876, «Вестнике Европы», 1882, I, и «Наблюдателе», 1882, XI, XII)
  • Арсеньев К. (в «Вестнике Европы», 1882, VIII; 1883, VI; 1884, XI; 1886, VI; 1891], IV, и в «Критических этюдах», т. II, СПб. , )
  • Андреевич В. // «Вестник Европы». - 1892, VII.
  • Слонимский Л. Золя. // «Вестник Европы». - 1892, IX.
  • Михайловский Н. К. (в Полном собр. сочин., т. VI)
  • Брандес Г. // «Вестник Европы». - 1887. - X, к в Собр. сочин.
  • Барро Э. Золя, его жизнь и литературная деятельность. - СПб. , 1895.
  • Пелисье Ж. Французская литература XIX век. - М. , 1894.
  • Шепелевич Л. Ю. Наши современники. - СПб. , 1899.
  • Кудрин Н. Е. (Русанов) . Э. Золя, Литературно-биографический очерк. - «Русское богатство», 1902, X (и в «Галерее современных французских знаменитостей», 1906).
  • Аничков Евг. Э. Золя, «Мир божий», 1903, V (и в книге «Предтечи и современники»).
  • Венгеров Э. Золя, Критико-биографический очерк, «Вестник Европы», 1903, IX (и в «Литературных характеристиках», кн. II, СПб. , 1905).
  • Лозинский Евг. Педагогические идеи в произведениях Э. Золя. // «Русская мысль», 1903, XII.
  • Веселовский Ю. Э. Золя как поэт и гуманист. // «Вестник воспитания», 1911. - I, II.
  • Фриче В. М. Э. Золя. - М. , 1919.
  • Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы. - М. : Гиз, 1922.
  • Эйхенгольц М. Э. Золя ( -). // «Печать и революция», 1928, I.
  • Трунин К. Эмиль Золя. Критика и анализ литературного наследия. - 2018.
  • Rod E. A propos de l’Assomoir. - 1879.
  • Ferdas В. La physiologie expérimentale et le roman expérimental. - P. : Claude Bernard et E. Zola, 1881.
  • Alexis P. Emile Zola, notes d’un ami. - P. , 1882.
  • Maupassant G. de Emile Zola, 1883.
  • Hubert . Le roman naturaliste. - 1885.
  • Wolf E. Zola und die Grenzen von Poesie und Wissenschaft. - Kiel, 1891.
  • Sherard R. H. Zola: biographical and critical study. - 1893.
  • Engwer Th. Zola als Kunstkritiker. - B. , 1894.
  • Lotsch F. Über Zolas Sprachgebrauch. - Greifswald, 1895.
  • Gaufiner . Étude syntaxique sur la langue de Zola. - Bonne, 1895.
  • Lotsch F. Wörterbuch zu den Werken Zolas und einiger anderen modernen Schriftsteller. - Greifswald, 1896.
  • Лапорт А. Золя против Золя. - P. , 1896.
  • Монэстэ Ж. Л. Настоящий Рим: реплика Золя. - 1896.
  • Rauber A. A. Die Lehren von V. Hugo, L. Tolstoy und Zola. - 1896.
  • Лапорт А. Натурализм или вечность литературы. E. Золя, Человек и произведение. - P. , 1898.
  • Буржуа, произведение Золя. - P. , 1898.
  • Брунетье Ф. После процесса, 1898.
  • Bürger E. E. Zola, A. Daudet und andere Naturalisten Frankreichs. - Dresden, 1899.
  • Macdonald A. Emil Zola, a study of his personality. - 1899.
  • Vizetelly E. A. With Zola in England. - 1899.
  • Ramond F. C. Персонажи Ружон-Маккар. - 1901.
  • Conrad M. G. Von Emil Zola bis G. Hauptmann. Erinnerungen zur Geschichte der Moderne. - Lpz. , 1902.
  • Bouvier . L’œuvre de Zola. - P. , 1904.
  • Vizetelly E. A. Zola, novellist and reformer. - 1904.
  • Lepelletier E. Emile Zola, sa vie, son œuvre. - P. , 1909.
  • Patterson J. G. Zola: characters of the Rougon-Macquarts novels, with biography. - 1912.
  • Martino Р. Le roman réaliste sous le second Empire. - P. , 1913.
  • Lemm S. Zur Entstehungsgeschichte von Emil Zolas «Rugon-Macquarts» und den «Quatre Evangiles». - Halle a. S., 1913.
  • Mann H. Macht und Mensch. - München, 1919.
  • Oehlert R. Emil Zola als Theaterdichter. - B. , 1920.
  • Rostand E. Deux romanciers de Provence: H. d’Urfé et E. Zola. - 1921.
  • Martino P. Le naturalisme français. - 1923.
  • Seillère E. A. A. L. Emile Zola, 1923: Baillot A., Emile Zola, l’homme, le penseur, le critique, 1924
  • France A. La vie littéraire. - 1925. - V. I. - Pp. 225-239.
  • France A. La vie littéraire. - 1926. - V. II (La pureté d’E. Zola, pp. 284-292).
  • Deffoux L. et Zavie E. Le Groupe de Médan. - P. , 1927.
  • Josephson Matthew . Zola and his time. - N. Y. , 1928.
  • Doucet F. L’esthétique de Zola et son application à la critique, La Haye, s. a.
  • Bainville J. Au seuil du siècle, études critiques, E. Zola. - P. , 1929.
  • Les soirées de Médan, 17/IV 1880 - 17/IV 1930, avec une préface inédite de Léon Hennique. - P. , 1930.
  • Пиксанов Н. К. , Два века русской литературы. - изд. 2-е. - М. : Гиз, 1924.
  • Мандельштам Р. С. Художественная литература в оценке русской марксистской критики. - изд. 4-е. - М. : Гиз, 1928.
  • Laporte A. Emile Zola, l’homme et l’œuvre, avec bibliographie. - 1894. - Pp. 247-294.

Экранизации [ | ]

Примечания [ | ]

Ссылки [ | ]

Эмиль Золя оставил после себя не только много литературных произведений и публицистических статей, но и противоречивую биографию, которая вызывает больше вопросов, нежели дает ответов.

Его творчество стало новым этапом в развитии французской и мировой литературы. Писал Эмиль Золя произведения, список которых увеличивался с годами его авторской деятельности. С самыми основными из них ознакомимся дальше. Вот перечень некоторых из них:

  • «Сказки Нинон».
  • «Марсельские тайны».
  • «Завещание умершей».
  • «Исповедь Клода».
  • «Западня».
  • «Деньги».
  • «Истина» и другие.

Детство

Отец писателя был инженером-строителем итальянского происхождения, мать -француженкой. Детство поэта прошло в Провансе, в маленьком уютном городке Эксе, который потом он будет часто описывать в своих произведениях.

Авантюризм отца и его преждевременная смерть обрекли семью на трудное материальное положение и заставили госпожу Золя с сыном переехать во Францию, где она рассчитывала на помощь друзей покойного мужа.

Юность

Юношеские годы прошли в большой бедности. Но мечты об известности и писательском будущем не покидали Золя. Эмиль, несмотря на бедность, видел себя в будущем признанным и прославленным писателем.

В 1862 году ему удается получить место в известном парижском издательстве «Ашетт». Эта работа дает ему надежду и возможность проявить свои таланты. И правда, ему уже не нужно думать о хлебе насущном, а все свободное время он может посвятить литературе. Он много читает, изучает новинки литературы и пробует себя в качестве рецензента и журналиста. Благодаря этому его начинают публиковать в популярных французских изданиях, он получает возможность знакомиться лично с известными писателями и поэтами того времени. Тогда же он начинает делать первые попытки в поэзии и прозе.

Первые пробы пера

Титанический труд и непрерывное стремление к литературному Олимпу делают возможным издание первой книги Золя. Эмиль издал ее в 1864 году. Книга «Сказки Нинон» объединила рассказы прошлых лет, открыла писателя для общества, дала толчок к новым достижениям на литературном поприще.

После четырех лет работы в издательстве Золя уволился в надежде обеспечить себе имя в литературе.

В последующие годы издает Эмиль Золя книги, список которых характеризуется влиянием романтизма и по стилистике очень напоминают произведения Гюго и Санд. Это романы «Марсельские тайны» и «Завещание умершей».

"Исповедь Клода"

Роман «Исповедь Клода» - это легко завуалированное автобиографическое произведение, автор которого - Эмиль Золя. Биография писателя связывает данный роман с первым опытом в большой прозе, где так ярко изображено идейно-эстетическое становление творца. Благодаря этому произведению Эмиль получил скандальную популярность.

Э. Золя в своих литературных поисках стремится к созданию новых невымышленных героев с их реальными проблемами и конфликтами. Он желает выпустить новый роман, отвечающий времени, в котором жил писатель. Золя начинает интересоваться работами ученых естественных наук. Писатели современности братья Гонкуры и художники-импрессионисты тоже наложили отпечаток на новые этапы творчества Золя. Эмиль видит в натурализме естественное формирование реализма в новейших условиях развития литературы. Свежая идея позитивизма стала новой страницей в творчестве такого писателя, как Эмиль Золя.

Книги и статьи, изданные в период с 1867 по 1881 гг., скорее, тяготеют к публицистическому жанру. На их страницах поднимаются вопросы литературных направлений и их особенностей.

Сага о Ругон-Маккарах

Приблизительно в 1868 году у писателя возникла идея о написании целой серии романов, посвященных семейному клану Ругон-Маккары. История семьи описывается сквозь пять поколений. Различные сюжетные линии дали автору возможность показать многогранность жизни французов в рамках одной семьи. Это было новым действием в литературе и стало очень популярным для последующих поколений писателей. Золя сумел поднять ряд острых проблем, чем обратил внимание на свою персону.

Первые тома этой книги не привлекли внимания ни критиков, ни читателей. Но зато благодаря седьмому тому («Западня») получил огромный успех Эмиль Золя. Книги помогли стать ему богатым, и он наконец смог купить дом в Медоне вблизи Парижа. Это стало началом создания натуралистичной литературной школы, вокруг которой собрались молодые писатели того времени. Это литературное течение оказалось недолговечным, но сумело открыть миру много молодых талантов, таких как Ги де Мопассан и Ж. К. Гюсманс.

Признание

Наконец после стольких лет нищеты пришло признание к такому автору, как Эмиль Золя. Произведения, список которых каждый год пополнялся все новыми произведениями, статьями и очерками, изображали реальную жизнь французов, его современников.

Дальнейшие серии романа о семействе Ругонов общество встретило с большим интересом - их одинаково ругали и восхищались ими. В общем, сага о семействе насчитывает двадцать томов и является основным литературным творением Золя. Эмиль становится первым романистом, который сумел создать целую серию книг, представив переплетение сложных сюжетных линий и человеческих судеб на примере одной семьи. В этой фундаментальной работе была одна главная цель - показать влияние наследственности.

Сага о семействе Ругонов-Маккаров была окончена, признана вершиной французского реализма и принесла писателю славу и почитание. Были навсегда забыты ужасы голодного детства и учебы в казенном колледже. Всеобщее признание и большие гонорары абсолютно не предполагали недоразумений с правительством.

Дело Дрейфуса

Но, несмотря на это, Золя сумел объявить о несогласии с системой в деле Дрейфуса. Эта история началась в 1894 году, когда было обнаружено письмо некого военного французской армии, адресованное немецкому правительству, с предложением передачи секретных данных. Подозрение упало на капитана еврейского происхождения Альфреда Дрейфуса. В процессе разбирательств по делу он был осужден и отправлен в ссылку.

Всеобщая ненависть к евреям во французском обществе процветала и достигла огромных масштабов, было организовано много антисемитских движений. В то время даже католическая церковь яростно распространяла антиеврейские настроения.

Какое влияние на эти события имел Эмиль Золя? Творчество писателя неоднократно изображало евреев в самом непригодном свете. Один из таких романов - «Деньги», где главный герой, несмотря на свой род занятий и мошенничество, горячо ненавидит евреев за то, что те захватили весь контроль над главными финансовыми потоками страны.

Золя выступил в защиту Дрейфуса и на страницах французской газеты L’Aurore появилась его скандальная публикация «Я обвиняю!..». Это вызвало большой резонанс во французском обществе, а поэт был обвинен, лишен ордена Почетного Легиона и приговорен к году тюремного заключения. Ему даже пришлось бежать из страны, хотя вскоре он смог вернуться, а дело невиновного капитана пересмотрели.

После переоценки взглядов на антисемитизм написал новые произведения Эмиль Золя. Библиография последних лет является ярким подтверждением этого. Он вывел образ интеллигентного ремесленника в романе «Истина». Золя даже мечтал посетить Палестину, но внезапная смерть помешала этому. Вокруг его внезапного ухода тоже немало кривотолков. Официальной причиной смерти писателя по сей день считается отравление угарным газом.

Натурализм

Искусство Золя считал не просто вымыслом творца, он обращал пристальное внимание на изучение научных фактов. Как считал Эмиль, писатель или художник должен быть натуралистом и в своем творчестве уподобляться ученому.

Во Франции появилась новая литературная школа, основоположником которой являлся Эмиль Золя. Биография писателя полна противоречивыми фактами. Он сумел порвать шаблоны, заложенные предшественниками. Перенесение научных методов в сферу искусства и литературы было вполне объяснимо. Ведь в то время перед естествознанием просто преклонялись и отводили ему одну из главных ролей в культурном развитии страны.

Игнорирование условностей и вымысла стало основной теорией. Его натуралистичная концепция была наполнена крайностями и разногласиями, но все же творчество писателя еще раз доказывает, что художник в нем был сильнее, нежели теоретик.

По романам писателя создано много фильмов и театральных постановок, некоторые из них отмечены престижными кинематографическими наградами. И о нем самом написана книга, по которой снята биографическая драма, где Золя Эмиль изображен как борец с системой.