С2- Каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими и чем они схожи с героем «Старухи Изергиль»? «Обломов». Трагический конфликт поколений и его развязка Эпос Шолохова составили такие значительные произведения, как ";Тихий Д

Приехали мы в город Полоцк. На заре услыхал я в первый раз за два года, как громыхает наша артиллерия, и знаешь, браток, как сердце забилось? Холостой ещё ходил к Ирине на свиданья, и то оно так не стучало! Бои шли восточнее Полоцка уже километрах в восемнадцати. Немцы в городе злые стали, нервные, а толстяк мой всё чаще стал напиваться. Днём за городом с ним ездим, и он распоряжается, как укрепления строить, а ночью в одиночку пьёт. Опух весь, под глазами мешки повисли…

«Ну, — думаю, — ждать больше нечего, пришёл мой час! И надо не одному мне бежать, а прихватить с собой и моего толстяка, он нашим сгодится!»

Нашёл в развалинах двухкилограммовую гирьку, обмотал её обтирочным тряпьём, на случай, если придётся ударить, чтобы крови не было, кусок телефонного провода поднял на дороге, всё, что мне надо, усердно приготовил, схоронил под переднее сиденье. За два дня перед тем как распрощался с немцами, вечером еду с заправки, вижу, идёт пьяный, как грязь, немецкий унтер, за стенку руками держится. Остановил я машину, завёл его в развалины и вытряхнул из мундира, пилотку с головы снял. Всё это имущество тоже под сиденье сунул и был таков.

Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. Там он руководил постройкой укреплений. Выехали. Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из груди чуть не выскакивает. Ехал я быстро, но за городом сбавил газ, потом остановил машину, вылез, огляделся: далеко сзади две грузовых тянутся. Достал я гирьку, открыл дверцу пошире. Толстяк откинулся на спинку сиденья, похрапывает, будто у жены под боком. Ну, я его тюкнул гирькой в левый висок. Он и голову уронил. Для верности я его ещё раз стукнул, но убивать до смерти не захотел. Мне его живого надо было доставить, — он нашим должен был много кое-чего порассказать. Вынул я у него из кобуры «парабеллум», сунул себе в карман, монтировку вбил за спинку заднего сиденья, телефонный провод накинул на шею майору и завязал глухим узлом на монтировке. Это чтобы он не свалился на бок, не упал при быстрой езде. Скоренько напялил на себя немецкий мундир и пилотку, ну, и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идёт.

Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошёл на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулемётов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырёх местах ветровое стекло пробили, радиатор попороли пулями… Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую её, и дышать мне нечем…

(М. А. Шолохов. «Судьба человека».)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5-10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

В чём заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе «Судьба человека»?

При всей глубине содержания рассказ-эпопея «Судьба человека» отличается простотой и скупостью художественных средств, которые, однако, все использованы Шолоховым для выражения главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической судьбой, может сохранить в себе человечность вопреки войне и бесчеловечности окружающего мира.

По композиции «Судьба человека» - рассказ в рассказе. Он открывается авторским зачином-описанием тёплого весеннего дня на берегу широко разлившейся речки Бланки. Это экспозиция рассказа. Завязка происходит, когда Андрей Соколов и Ванюшка садятся рядом с автором на поваленный плетень, чтобы отдохнуть и дождаться у переправы лодки. Рассказ главного героя о своей жизни является кульминацией всего произведения, а заключительное авторское рассуждение о человеке-герое играет роль развязки. Исповедь Андрея Соколова может рассматриваться как законченный рассказ с самостоятельным сюжетом, где есть своя экспозиция (жизнь героя до войны), завязка (начало войны, прощание с женой), несколько кульминаций (сцена у Мюллера, похороны сына, объяснение с Ванюшкой), но нет развязки. Открытый финал исповеди показывает, что жизнь Андрея Соколова и его приёмного сына продолжается, и это оставляет некоторую надежду на счастливый конец (герой не умрёт прежде того, как поставит Ванюшку на ноги).

Композиция «рассказ в рассказе» предполагает двух рассказчиков: «внешний» рассказ, который открывает и заканчивает произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ - от лица главного героя. Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны» слушателя, всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру. Андрей Соколов в своём рассказе-исповеди говорит только о своих чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине личной скромности, но автор-рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую личность, в которой воплотились лучшие черты русского характера и человеческого характера вообще. Подтверждением такой высокой оценки героя является название произведения.

Излюбленным художественным приёмом писателя Шолохова является антитеза, которая усиливает трагическую напряжённость повествования. В «Судьбе человека» противопоставляются смысловые символы: весна, жизнь, ребёнок - война, смерть; человечность - изуверство; порядочность - предательство; мелкие трудности весеннего бездорожья - жизненная трагедия Андрея Соколова. На контрасте построена композиция рассказа: эпический зачин - драматическая исповедь - лирическая концовка.

Композиционное построение «рассказ в рассказе» позволило Шолохову применить все три способа изображения, используемые в художественной литературе: эпос, драму, лирику. Авторский зачин представляет собой эпическое (то есть внешнее по отношению к автору-рассказчику) описание весеннего дня и дороги (вернее, распутицы) до станицы Букановской. Автор перечисляет обычные признаки весны: горячее солнце, половодье, запах сырой земли, чистое небо, душистый ветерок с полей. В положенный срок приходит весна, природа просыпается, и по-другому быть не может. Так конкретный пейзаж превращается в символ: как природа оживает после зимы, так и люди приходят в себя после страшной войны, которая принесла столько страданий и смертей. Недаром герои сидят на берегу реки и смотрят на текущую воду, которая с давних времён олицетворяла для поэтов изменчивость жизни.

В рассказе-исповеди Андрея Соколова присутствуют главные признаки драмы. Во-первых, главный герой рассказывает о своей жизни и, как в пьесе, раскрывается через собственное слово. Во-вторых, автор наблюдает Андрея Соколова со стороны (в текст включены авторские разъяснения-ремарки по поводу пауз в монологе героя). В-третьих, исповедь Андрея Соколова - чрезвычайно насыщенный, напряжённый рассказ не только о жизни, полной катастрофических событий, но и о стойкости человека, который выжил всем смертям назло.

Лирический мотив звучит в заключительной части рассказа, когда автор смотрит вслед Андрею Соколову и Ванюшке и пытается разобраться в своих чувствах. В его душе сложно переплелись: глубокое потрясение от услышанного, симпатия к отцу и мальчику, уважение к солдату, удивление перед его мужеством, сочувствие главному герою в его великом, непоправимом горе, страх за будущее ребёнка, стремление запечатлеть в памяти встречу с замечательным русским человеком, надежда на то, что Андрей Соколов, вопреки всему, «выдюжит» и сможет вырастить сына.

Две трети текста занимает рассказ главного героя о своей жизни. Исповедальная форма позволяет Шолохову достичь максимального правдоподобия и добиться сильного эмоционального эффекта. Как в целом рассказе, так и в монологе Андрея Соколова есть эпические части, лирические отступления и драматические диалоги.

Автор, описывая обстоятельства встречи с незнакомым шофёром, недаром отмечает, что переправа через разлившуюся речку занимает час. Незнакомец с мальчиком вышли на берег спустя несколько минут после отплытия лодки (лодочник должен был перевезти с противоположного берега товарища автора). Андрей Соколов заканчивает исповедь как раз тогда, когда послышались удары вёсел по воде. То есть рассказ продолжается всего два часа, по объёму текста можно предположить, что он передан автором почти слово в слово, без каких-либо изъятий. Вот так за два часа можно переправиться через разлившуюся речку или рассказать человеческую жизнь. И какую удивительную жизнь!

Сжатость во времени и одновременно смещение реальной временной протяжённости событий придают взволнованность и естественность рассказу Андрея Соколова. Например, в две страницы текста умещается описание жизни героя до войны (сорок один год), и столько же страниц занимает одна сцена - прощание с женой на вокзале, которая реально длилась двадцать-тридцать минут. Годы плена описываются вскользь, а эпизод у Мюллера - подробно: фиксируются не только слова, но и движения, взгляды, мысли участников этой сцены. Таковы особенности человеческой памяти - отбирать и запоминать то, что кажется человеку наиболее важным. Шолохов из истории Андрея Соколова очень продуманно выбирает несколько эпизодов, которые проясняют разные черты характера героя: прощание с женой (непоказная, но сильная любовь), первая встреча с фашистами (человеческое достоинство), убийство предателя Крыжнёва (чувство справедливости), сцена у Мюллера (мужество), второй побег из плена (смекалка), смерть сына и объяснение с Ванюшкой (любовь к детям).

Рассказ от первого лица позволяет охарактеризовать героя через манеру говорить, через выбор слов. Андрей Соколов довольно часто употребляет просторечные формы и обороты («поиграйся у воды», «трудящая женщина» и т.д.), что свидетельствует о его недостаточной образованности. Герой и сам не скрывает, что он обыкновенный шофёр. Внешне суровый, сдержанный, он употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, когда рассказывает о своём приёмном сынишке (глазёнки, личико, травинка, воробушек).

Итак, чтобы выразить идейное содержание рассказа, Шолохов употребляет такие выразительные приёмы, которые сразу не бросаются в глаза, но незаметно выполняют труднейшую задачу - создать в небольшом художественном тексте убедительный образ настоящего русского человека. Разнообразие этих приёмов вызывает восхищение: композиция «рассказ в рассказе», при которой два рассказчика дополняют друг друга и усиливают драматическое напряжение повествования; антитезы философского характера, углубляющие содержание; противопоставление и взаимное дополнение эпического, драматического и лирического изображения; реальный и одновременно символический пейзаж; форма исповеди; изобразительные возможности художественного времени; речевая характеристика героя. Варьирование этих художественных средств доказывает высокое мастерство писателя. Все приёмы гармонично соединяются в небольшом рассказе и образуют целостное и весьма сильное по эмоциональному воздействию на читателя произведение.

Чем ближе к финалу романа, тем отчетливее в отношениях Обломова с поколением «Штольцев» вторгается мотив непонимания. Этот мотив герои считают фатальным. В итоге к финалу сюжет романа приобретает черты своеобразной «трагедии рока»: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь!»

В этих прощальных словах Ольги «трагическая вина» Обломова прочувствована вполне. Однако у Ольги, как и у Штольца, есть и своя «трагическая вина». Увлекшись экспериментом по перевоспитанию Обломова, она и не заметила, как любовь к нему переросла в диктат над душой человека другой, но по-своему поэтичной натуры. Требуя от Обломова, причем нередко в ультимативной форме, стать, «как они», Ольга и Штольц по инерции вместе с «обломовщиной» отвергли в Обломове и лучшую часть его души. Пренебрежительно брошенные на прощание слова Ольги - «А нежность... Где ее нет!» - незаслуженно и больно ранят сердце Обломова.

Итак, каждая из сторон конфликта не желает признать за другой права на самоценность ее духовного мира, со всем плохим и хорошим, что в нем есть; каждый, особенно Ольга, непременно желает переделать личность другого по своему образу и подобию. Вместо того чтобы перебросить мостик из поэзии «века минувшего» в поэзию «века нынешнего», обе стороны сами воздвигают непроходимую преграду между двумя эпохами. Диалога культур и времен не получается. Не на этот ли глубинный пласт содержания романа намекает и символика его заглавия? Ведь в ней отчетливо угадывается, пусть и этимологически, значение корня «облом», то есть разрыв, насильственный перерыв в эволюции. Во всяком случае, Гончаров отлично понимал, что нигилистическое восприятие культурных ценностей патриархальной России прежде всего обеднит культурное самосознание представителей «России новой».

И за непонимание этого закона и Штольц, и Ольга расплачиваются в совместной судьбе то приступами «периодического оцепенения, сна души», то вдруг подкравшейся из мрака «голубой ночи» обломовской «грезой счастья». Безотчетный страх тогда овладевает Ольгой. Этот страх не может ей растолковать «умный» Штольц. Зато автору и нам, читателям, вполне понятна природа этого страха. Это обломовская «идиллия» властно стучится в сердца поклонников «поэзии дела» и требует признания своего законного места в ряду духовных ценностей «новых людей»... «Дети» обязаны помнить своих «отцов».

Как преодолеть этот «обрыв», эту пропасть в историко-культурной цепи поколений - этой проблемой уже непосредственно будут мучиться герои следующего романа Гончарова. Он так и называется - «Обрыв». И словно к Штольцу и Ольге, позволившим себе испугаться и устыдиться странной симпатии к обломовской «грезе счастья», будет обращен этот внутренний голос спокойного раздумья одного из центральных героев «Обрыва» - Бориса Райского, сливающийся на сей раз с голосом самого автора; «А пока люди стыдятся этой силы, дорожа «змеиной мудростью» и краснея «голубиной простоты», отсылая последнюю к наивным натурам, пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс».

Основные теоретические понятия

  • Тип, типическое, «физиологический очерк», роман воспитания, роман в романе (композиционный прием), герой-«романтик», герой-«практик», герой-«мечтатель», герой-«деятель», реминисценция 1 , аллюзия, антитеза, идиллический хронотоп (соединение времени и пространства), художественная деталь, «фламандский стиль», символический подтекст, утопические мотивы, система образов.

Вопросы и задания

  1. Что такое типическое в литературе? В чем заключается своеобразие трактовки этой категории И. А. Гончаровым?
  2. Охарактеризуйте замысел «романной трилогии» Гончарова в целом. Каким историко-литературным контекстом этот замысел порожден?
  3. Что сближает роман «Обыкновенная история» с художественными установками «натуральной школы» и что отличает?
  4. Выявите в романе «Обыкновенная история» реминисценции из знакомых вам текстов русской классической литературы. Какую функцию в тексте романа они выполняют?
  5. Каковы обстоятельства творческой истории романа «Обломов»? Как они помогают понять авторский замысел произведения?
  6. По какому принципу построена система образов романа «Обломов»?
  7. В чем смысл противопоставления характеров и судеб героев (Обломова и Штольца, Обломова и Ольги Ильинской)?
  8. Какое место в системе образов романа занимает сюжетная линия «Обломов - Агафья Пшеницына»? Довершает ли эта линия окончательное «развенчание» Обломова или, наоборот, в чем-то поэтизирует его образ? Мотивируйте свой ответ.
  9. Раскройте значение сна Обломова в композиции романа.
  10. Подумайте над значением художественной детали в романах «Обыкновенная история» (желтые цветы, склонность Александра к поцелуям, просьба денег взаймы) и «Обломов» (халат, оранжерея) для раскрытия характера героя и существа конфликта.
  11. Сопоставьте поместье Адуевых Грачи с Обломовкой, обратив внимание на черты «обломовщины» в них.

1 Реминисценции - скрытые цитаты.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фам Винь Кы 0. Проблема героического в творчестве М.А. Шолохова (в типологическом сравнении с темой героического во вьетнамской литературе) : ил РГБ ОД 61:85-10/1204

Введение

Глава 1. Героика революции и гражданской войны ("Донские рассказы" и "Типий Дон") . 21-83

Глава 2. Героика сощшиошческого переустройства шзни (Поднятая целина") 84-131

Глава 3. Героика защиш социалистического отечества ("Они сражались за Родину", "Наука ненависти" и "Судьба человека") 132-182

Заключение 183-188

Список использованных источников и литературы 189-206

Введение к работе

7 -Актуальность темы исследования » Среди множества проблем шолоховедения большой интерес представляет в свете опыта развития и советской литературы, и других революционных и социалистических литератур, в частности, литературы Вьетнама, проблема художественного воплощения героического. Героическое начало пронизывает собой все творчество Шолохова, от самых ранних его художественных произведений до самых последних. Оно является отражением героического содержания открытой Октябрьской революцией новой исторической эпохи, художественными летописцами которой выступают Шолохов и другие лучшие советские писатели. Йце А.Н. Толстой отмечал, что Шолохов как писатель "целиком рожден Октябрем п советской эпохой" 1 . Он всем своим существом воспринял идеалы, цели революционной борьбы рабочего класса и трудового народа под руководством Коммунистической партии. Революционное обновление гсизни, борьба за новое, социалистическое общество, за торжество коммунистических идеалов - вот источник героического в творчестве Шолохова. Все, что противоречит этому, у Шолохова не совместимо ни с героическим, ни с возвышенным. В искусстве Шолохова героическое неразрывно связано с коммунистической идейностью. Это, как и многое другое, делает Шолохова в высшей степени типичным представителем литературы социалистического реализма.

ветской литературы" (М., 1982), где такие проблемы, как концепция человека, гуманистический идеал Шолохова и других советских писателей рассматриваются в широком контексте мирового литературного, дроцесса XX столетия. тпол к Л .Дитйинов К, ЩквМя Шолохов. - т.. 1980, с. 5. <.>См. ьеляев А. Идеологическая борьба и литература. - М.,

1982 (3-е изд.); Борщуков В. Поле битвы щей. Современная зарубежная критика о советской литературе. - М., 19831 А.Дышиц. Нищета советологии и ревизионизма,- М.» 197о: Озеров В. Тревоги мира и сердце писателя. - М«, 1979 (2-е изд.).

I. Толстой А.Н. 0 литературе и искусстве. - М., 1984, с.232.

Наш выбор теш исследования обусловлен и другим важным обстоятельством. Шолохов в своем творчестве сосредоточил все внимание на отображении решающих поворотных моментов в истории своего народа: революция и гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война. И самое прекрасное, самое возвышенное, что ярко проявилось в эти ответственные моменты истории и навсегда отложилось в памяти поколений - это именно героизм борцов за революцию, борцов за социалистическое переустройство жизни, защитников социалистического Отечества. И перо Шолохова запечатлело этот героизм как высшее выражение прекрасного и в образах народной массы, действующей на переднем плане во всех крупных его эпических произведениях, и в целой галерее широко известных образов положительных героев. Шолохов показал самые многообразные проявления героического, раскрыл его истоки, исторически меняющийся характер, тенденции его развития в социалистическом обществе. Героическое, таким образом, органически входит в общественно-эстетический идеал писателя, в его концепцию мира и человека. В понимании Шолохова оно составляет сущность искусства социалистического реализма, что он и выразил с предельной четкостью в речи при вручении ему Нобелевской премии. "Я говорю о реализме, несущем в себе идею обновления жизни, переделки ее на благо человека... Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить игл путь борьбы" 1 .

I. Шолохов М.А, Собрание сочинений в 8-й томах - М., 1980. т. 8, с. 356. В дальнейшем все цитаты из произведений Шолохова даются по этому изданию с указанием тома и страницы в тексте.

Углубленное изучение теоретических высказываний и особенно художественной практики Шолохова, по нашему мнению, может дать ценный материал для решения одной из важных проблей социалистической гуманитарной науки - проблемы героического как эстетической категории. Это проблема интенсивно обсуждается в Советском Goraae с середины 60-х годов, о чем свидетельствуют многочисленные работы советских литературоведов и диссертации на эту тему. Широко разрабатывалась и разрабатывается эта проблема и во Вьетнаме, о чем будет сказано ниже. В причастности к решению данной проблемы мы видим актуальность выбранной талы исследования.

Проблема героического у Шолохова интересует нас еще и потому, что мастерское воплощение героической темы в творчестве классика советской литературы являет пример того единства идейности и художественности, которое составляет один из краеугольных принципов марксистско-ленинской эстетики. Неукоснительная верность этому принципу и в творческой практике и в литературно-художественной критике является и требованием, и необходимым условием успешного развития социалистической литературы и искусства в любой стране. Известно, какое огромное значение придавали этому принципу классики марксизма-ленинизма. Борясь за революционное искусство, открыто выражающее интересы и общественные идеалы рабочего класса, возвеличивающее героическую борьбу пролетариата за свое освобождение, К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И. Ленин неизменно предъявляли к этому искусству

I. Назовем только самые яріше, концептуальные работы: Новиков В. Героическому времени - героическое искусство. - М., 1964; Топер П. Ради жизни на земле. - М., 1971; Якименко Л. На дорогах века. - М., 1973; Кузьмичев И. Герой и народ. -М., 1973; Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. - и.. 1975; Бочаров А. Человек и война. - М., 1978 (изд. 2-е).

Ю -высокие художественные требования, подчеркивали необходимость убедительного художественного воплощения передовых, революционных идей. В работе "Немецкий "истинный социализм" в стихах и прозе" Энгельс сурово критикует Карла Бека за то, что тот "воспевает трусливое мещанское убожество, "бедняка", pauvre hon-teus, существо с ничтожными, благочестивыми желаниями, "маленького человека" во всех его видах, но не гордого, грозного и революционного пролетария. Но Энгельс же на примзре некоторых стихотворений Фрейлиграта показывает, как далеки бывают самые радикальные призывы к революции от подлинной революционной поэзии^. В плане изучаемой нами проблемы особый интерес представляет известное письмо Маркса к Лассалю по поводу его пьесы "Франц фон Зшскинген". Касаясь выведенной в пьесе одной из прогрессивных исторических фигур - Ульршеа фон Гуттена, Маркс пишет: "Гуттен, по моему мнению, уже слишком воплощает в себе одно лишь "воодушевление", а это скучно . Разве он не был в то же время умница и чертовски остроумен и не совершил ли ты по отношению к нему большую несправедливость? " . Маркс подходит к пьесе Лассаля в целом и к образу Гуттена, в частности, с позиций реалистического искусства, образцом которого в драме для него является искусство Шекспира. Он требует полноты художественного изображения, воссоздания человеческих характеров, в том числе героических, в их живой конкретности, во многогранном сочетании индивидуальных черт, во всем многообразии воссозданных правдиво связей с социальной средой, с исторической обстановкой. То есть он требует того, что позднее Энгельс сформулировал как "правдивое воспроизведение типичных характе-

    Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 208.

    Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 575-576.

    Там же, т. 29, с. 484 (подчеркнуто нами).

ров в типичных обстоятельствах " По мнению Маркса, образ Гут-тена в пьесе Лассаля не художественен, потому что лишен индивидуальных черт и еще потому, что сама героическая фигура Гут-тена (как и Зиккингена) не постигнута Ласеалем в его социально-исторической сущности как "представителя гибнущего класса" (рыцарства), боровшегося против "новой формы существующего" (императорской власти, опирающейся на князей). Подлинно художественное отражение героического в представлении Маркса и Энгельса не отделимо от осознанного историзма.

Ленин высоко ценил М.Горького за то, что Горький "крепко связал себя своими великими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира"**, убедительно показал величие и героизм социалистического пролетариата, неизбежность его победы в революционной борьбе с буржуазией. Как известно, Ленин ценил поэзию Демьяна Бедного, несущую революционные пролетарские идеи, неодноіфатно подчеркивал агитационное значение его работы, но при этом, по свидетельству Горького, отмечал у Бедного недостаточность художественности С"Грубоват. Ццет за читателем, а надо быть немножко впереди") . В своих оценках отдельных произведений искусства, в отзывах о пьесах, романах, муныкальных спектаклях Ленин постоянно обращал внимание на художественность воплощения тех или иных идей, на способность произведений искусства "задеть за живое", на значение мастерства, "виртуозность" техники.

Таким образом, согласно взглядам классиков марксизма-ленинизма, идейность, партийность искусства неотторжимы от художественности, от профессионального мастерства. "Партийность -

    Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 37, с. 35.

    Ленин В.И. Поли.собр. соч., т. 19, с. 153.

    Пит. по: Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд. 3-е.-Й., 1967, с. 646.

12 -органический сплав исходных идейных позиций художника и создаваемых им эстетических ценностей.

Это положение имеет громадное практическое значение для решения задачи художественного воплощения героического, особенно в молодых революционных и социалистических литературах. Героическое, даже будучи несомненной, всюду наблюдаемой и всеми признаваемой правдой жизни, автоматически не становится правдой искусства. Чтобы стать таковой, оно, как любая правда жизни, должно получить глубокое художественное осмысление, преломляясь через творческую индивидуальность писателя, предстать в ярких, убедительных, обладающих большой силой художественного обобщения образах; оно должно быть не только показано в своих разнообразных проявлениях, но и раскрыто в своих глубинных истоках. Героическое в жизни - дело трудное и благородно величественное. И чем больше масштаб героизма, проявляемого народом в борьбе за правое дело, тем выше ответственность социалистического писателя, берущегося отразить этот героизм.

Тема героического по праву занимает центральное место во вьетнамской литературе. Она рождена самой историей вьетнамского народа; его длительной, упорной борьбой за освобождение из-под ига французского колониализма и японского милитаризма, увенчавшейся победой Августовской революции 1945 г., осуществленной под руководством Коммунистической партии $ затем - его двумя длившимися в общей сложности тридцать лет войнами Сопротивления против агрессии сначала французских, потом американских империалистов, за свободу, независимость и единство Роди-

I. Лукин Ю. Ленин и теория социалистического искусства. - М.,

- ІЗ -ны, ее социалистический путь развития. Литература нового Вьетнама родилась и росла в огне революционной борьбы своего народа и сама внесла существенный вклад в эту борьбу. Вьетнаїлские деятели литературы и искусства, стоящие на позициях социалистического реализма, черпали и черпают источник вдохновения в беспримерном революционном героизме своего народа и своим творчеством способствовали воспитанию этого героизма. Понятие "революционный героизм" превратилось во Вьетнаме в важную эти-ко-эстетическую категорию. "Революционный героизм, - писал видный деятель Ы1В, теоретик литературы и искусства Ха Хюи Зиап, - возникает в жизни, воплощается в социальных типах, в реальных героях и героических делах - это и есть главная основа нашей эстетики, главная основа создания типических образов в искусстве социалистического реализма" . Проблеме отражения героического уделялось главное внимание во вьетнамской литературно-художественной критике и литературоведении.

ІУ съезд КПВ (1976 г.) положительно оценил успехи вьетнамской литературы и искусства, "достигнутые главным образом в художественном отражении двух великих войн Сопротивления нации". Вместе с тем съезд указал на необходимость "добиваться создания крупных художественных произведений... большой обобщающей силы о боевых подвигах и величии народа Вьетнама, одержавшего победу над французскими и американскими империалистами, продемонстрировавшего беспримерную силу любви к Родине и к социалистическому строю. Такое искусство способно вдохновлять и воодушевлять защитников и строителей Родины, служить вечным примером будущим поколениям". "Необходимо - подчеркивалось да-

I. Ха Хюи Зиап. Революционная действительность и литература и искусство. - Ханой, 1970, с. 90 (на вьет. яз.).

14 -лее в документах съезда - отразить в литературе и искусстве борьбу за полную победу социализма. Это славная задача и высокая ответственность для социалистической литературы и искусства нашей страны" 1 .

Развитие вьетнамской литературы в послевоенный период характеризуется значительным расширением тематики, появлением целого ряда произведений, посвященных животрепещущим проблемам современности. Однако главное внимание писателей и старшего, и младших поколений по-прежнему сосредотачивается на художественном осмыслении пройденного народом исторического пути, на освещении революции и двух войн Сопротивления, В литературном процессе данного периода, наряду с определенными достижениями, проявляющимися, в частности, в плодотворных жанрово-стилевых поисках, отчетливо выявились и исподволь накоплявшиеся трудности. Если охарактеризовать их в общем, то можно сказать, что общий художественный уровень литературных произведений перестал отвечать возросшим требованиям читателей; во многих произведениях, в том числе на историко-революционную и военно-патриотическую темы, стали явственнее ощущаться недостаток художественного мастерства, умения глубоко отражать реальную действительность. У съезд КПВ (1982 г.) констатирует: "Наряду с хорошей культурной продукцией в целом качество культурной и художественной деятельности зачастую пока невысокое, недостаточно глубоко ее социалистическое содержание, она пока не обладает мощной притягательной силой, не оставляет глубокого

впечатления, не настраивает людей на правильные мысли и по-

«2 ступки" ,

    ІУ съезд Коммунистической партии Вьетнама, Документы и материалы. - М., 1977, с, 91-92,

    У съезд Коммунистической партии Вьетнама,- М, 1983, с.67.

В этих условиях творческое изучение коллективного опыта братских стран приобретет особенно важное значение для успешного развития вьетнамской литературы, которая и раньше никогда не изолировала себя от литератур мирового социалистического содружества. В этом коллективном опыте главное место, безусловно, принадлежит великой советсной литературе, ее наиболее выдающимся представителя!.!, в том числе, конечно, Шолохову, А в художественной практике Шолохова особый интерес, в свете достижений и проблем вьетнамской литературы, представляет реалистическое мастерство в воплощении темы героического.

Исходя из сказанного, цель нашего исследования мы вида в том, чтобы раскрыть художественную правду героического у Шолохова.

Книги Шолохова покорили весь мир прежде всего силой заключенной в них художественной правды. Почти во всех отзывах (в том числе Хо Ши Мина, Нгуен Динь Тхи и других вьетнамских писателей) повторяется одна и та те мысль, что все, что написал Шолохов, правдиво и достоверно, как сама жизнь, что в его произведениях жизнь каким-то чудом облеклась в слово. Это в полной мере относится к теме героического, героическим образам, занимающим большое место в творчестве Шолохова, В своей диссертации мы постараемся показать, что сила художественной правды героического у Шолохова кроется:

В глубоком историзме художественного мышления писателя. При изображении каждой эпохи, периода жизни своего народа Шолохов проникает в суть главных, исторических противоречий, свойственных именно этой эпохе. Писатель показывает, как эти противоречия проявляются в сложном сплетении жизненных процессов, в человеческих судьбах. Он показывает, как органичное осознание этих исторических противоречий с позиций интересов и

идеалов рабочего класса, трудового народа рождает в людях волю к борьбе, мужество, храбрость, стойкость, способность к самопожертвованию во тля высоких целей. Глубокий историзм Шолохова проявляется также в том, что у него в зависимости от характера борьбы, от эпохе к эпохе меняются характер героического, формы его проявления. Достаточно сравнить образы революционеров в "Тихом Доне", Давыдова и Майданникова в "Поднятой целине", солдат в романе "Они сражались за Родину" и Андрея Соколова в рассказе "Судьба человека". Эти образы представляют собой подлинные художественные типы, "явления эпохи" (если воспользоваться определением Горького).

В особой полноте изображения героических характеров. Эта полнота изображения вытекает из природы реалистического искусства Шолохова. Писатель не просто показывает героическое в виде деяний, поступков. Он стремится всесторонне мотивировать героическое, вскрывать его социальные, национальные, психологические, нравственные корни. Он показывает процесс становления и развития героических характеров в сложном взаимодействии с окружающей средой, с социальными, историческими обстоятельствами. Он рисует полнокровные, многогранные, глубоко индивидуализированные человеческие образы, в каждом из которых героическое как доминанта своеобразно сочетается со многими другими чертами характера, образует с ними сложное живое единство. Героическое у Шолохова лишено какого-либо налета идеализации, романтического парения над действительностью. В изображении Шолохова оно чаще всего предстает в одеянии обыкновенного, будничного. Одновременно эта героика глубоко интеллектуальна, ибо неразрывно связана с народной мудростью, носителями которой являются шолоховские герои и которая в социалистическом обществе получает небывалый простор для своего развития.

Искусство лепки многогранных героических характеров, реалистической поэтизации героического, психологического реализма при изображении героического - это творческие "уроки Шолохова", которые, на наш взгляд, имеют большое значение для молодых социалистических литератур, в том числе вьетнамской. Поэтому этим моментам мы будем уделять особое внимание при анализе произведений Шолохова.

Сила художественной правды героического у Шолохова кроется также в необычайном богатстве и глубине связей между героическим, трагическим и комическим. Творчество Шолохова (а также других крупных советских писателей) показывает, что трагическое и героическое находятся в социалистическом искусстве в сложной диалектической связи. Нельзя представлять себе трагическое в искусстве социалистического реализма только как одно из частных проявлений героического. Трагическое у Шолохова тесно связано с героическим, но имеет свое исторически меняющееся содержание. Шолохов своим творчеством новаторски обогащает наши представления о трагическом как эстетической категории. Вместе с тем важно подчеркнуть, что трагическое у Шолохова никак не противоречит оптимистическому духу его произведений, а только сообщает этому оптимизму еще более жизненность, художественную убедительность.

Комическое же (в форме юмористического) у Шолохова служит и средством реалистического возвеличения героического как момента идеального, и средством раскрытия внутренних противоречий духовно растущей героической личности. В целом юмор в художественном мире Шолохова выступает как непременный признак

I. Это представление одно время получило широкое распространение и во Вьетнаме. Против него убедительно возразили, в частности Б. Сучков в книге "Исторические судьбы реализма" (М., 1973, с.366-367) и М.Храпченко в книге "Художественное творчество, действительность, человек" СМ., 1976, с.166-

18 -революционно обновляющейся жизни. В этом ее органическая связь с героическим.

Общей теоретической и методологической основой диссертации являются труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина, их суждения о реализме и идейности, о героическом в лизни и в искусстве, труды критиков-марксистов Ш.Лафарг, Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский), в которых рассматривается эта проблема, программные документы КПСС и КПВ, а также литературно-теоретические и общеэстетические труды виднейших советских ученых (многие из этих трудов названы выше). Касаясь, например, вопроса о цельном героическом характере нового типа и проводя некоторые сравнения между героями Шолохова и героями народного эпоса, мы учитываем постоянный интерес основоположников марксизма к героическим темам и образам фольклора и вообще прошлого мирового искусства, связанный с борьбой Маркса и Энгельса за изображение в искусстве героической борьбы трудящихся, за новый тип человека - героя, рождающегося в этой борьбе: G другой стороны, подчерісивая как показательный признак реалистического стиля Шолохова то, что он, ісак правило, избегает открытого героического пафоса, показывает в создаваемых им образах героическое не в "чистом" виде, в эстетическом "нимбе", а в сочетании со многими обыкновенными человеческими чертами, мы помним философское указание Ленина: "Чистых" явлений ни в природе, ни в обществе нет и не может быть - об этом учит именно диалектика Маркса, показывающая нам, что самое понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во всей его сложности... Несомненно, действительность бесконечно разнообразна, это -

I. См. подробно об этом: Фридлендер Г. К.Маркс и Ф.Энгельс и вопросы литературы. Изд. 3-е. - M. t 1983, с. 262-266.

19 -святая истина! . Эстетически овладеть действительностью в ее бесконечном разнообразии, каждш предметом во всей его сложности может только реалистическое искусство, одним из великих представителей которого является Шолохов.

Методология исследования основывается на сочетании конкретного литературного анализа со сравнительно-типологическим исследованием. Произведения Шолохова группируются для анализа по тематическому принципу: революция и гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война. Это дает возможность проследить эволюцию героической темы в творчестве Шолохова в целом и выделить отдельные моменты, специфически присущие каждому этапу. Но поскольку реалистическое мастерство Шолохова в воплощении героического интересует нас и само по себе, и в свете достижений и проблем вьетнамской литературы, в каждой главе привлекаются для сопоставления наиболее показательные произведения вьетнамских писателей на аналогичную тему. При сопоставлении мы стремимся выявить в художественном опыте революционной и социалистической литературы Вьетнама черты,типологически близкие в историческом и идейном планах к идейно-творческим исканиям Шолохова или других крупных советских писателей, а танке отметить влияние Шолохова на творчество ряда вьетнамских литераторов. Одновременно мы считаем необходимым вкратце коснуться и некоторых специфических национальных традиций и условий развития новой вьетнамской литературы.

При анализе произведений Шолохова мы широко опираемся на достижения советских исследователей. Вместе с тем, в силу специфики поставленных перед собой задач, при рассмотрении проблемы героического у Шолохова мы преимущественно акцентируем

I. Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 241-242.

20 -внимание на тех моментах, которые или свидетельствуют о типологической близости творческих достижений классика советской литературы и ведущих вьетнамских писателей, или, по нашему мнению, заслуживают глубокого творческого изучения во Вьетнаме. Примером такого специфического подхода в первом случае является подробное рассмотрение "Донских рассказов", во втором - особый интерес к главам романа "Они сражались за Родину". В "Поднятой целине" по ряду причин наше внимание особенно привлекает образ Нестеренко.

Научная новизна и практическая полезность исследования вытекают из обоснованной выше актуальности, изложенных целей и методологии исследования. Мы надеемся внести некоторую лепту в дальнейшее все более углубленное и всестороннее изучение творчества Шолохова, а также дать некоторый материал для дальнейшей научной разработки проблемы общего и особенного в литературах социалистических стран, проблемы взаимодействия и взаимообогащения социалистических культур. Надеемся, что это исследование будет полезным дляэдцожественной практики вьетнамских писателей, которые разрабатывают и будут разрабатывать неисчерпаемую тему героической борьбы своего народа за свободу, независимость и единство Родины, за социализм.

По теме нашего исследования опубликована статья "Новаторские особенности героического у Шолохова", вошедшая в сборник "Художественная культура и идеологическая борьба", выпущенный Академией общественных наук при ЦК ШІСС в 1985 г. На основе главных положений данного исследования автором диссертации в августе 1984 г. сделан в Институте литературы СРВ доклад на тему: "Героическое и трагическое у Шолохова" и написана соответствующая статья, принятая в сборник статей и исследований,

J30 Вьетнаме готовящийся к печатшпо случаю 80-й годовщины со дня рождения

М.А. Шолохова.

Героика революции и гражданской войны ("Донские рассказы" и "Типий Дон")

Как известно, Шолохов утвердил свое имя в литературе двумя сборниками рассказов - "Донские рассказы" и "Лазоревая степь", вышедшими в 1926 году. Но еще не успела читающая публика оценить эти рассказы как явление большой литературы, как они были заслонены появившимися в 1928 году двумя книгами "Тихого Дона". Долгое время, не в последнюю очередь вследствие отношения самого автора, эти рассказы недооценивались, счита-і лись незрелыми пробами пера или первыми подступами к "Тихому Дону". Сейчас признаны их художественная самостоятельность и полноценность, лучшие из донских рассказов молодого Шолохова по праву заняли почетное место в золотом фонде советской литературы. Но в читательском восприятии рассказы донского цикла и "Тихий Дон" остаются объединенными в некое единство высшего порядка: в них слышится один и тот же шолоховский голос, повествующий о том, что произошло в донском крае за период первой мировой войны, революции, гражданской войны и первых последующих мирных лет.

Сразу отметим особенность, выделяющую голос Шолохова на фоне цветущей буйными и нередко диссонирующими красками советской прозы 20-х годов: он звучит негромко, просто и естественно, без накимов и аффектаций, с почти чеховской сдержанностью. Исследователи неоднократно указывали на следы влияний "стиля эпохи" в раннем творчестве Шолохова: рубленая фраза, синтаксические инверсии, натуралистические подробности и т.д., но если -сопоставить "Донские рассказы", например, с "Конармией" И.Бабеля (вышедшей в свет в том же 1926 г.) или с новеллистикой Л.Леонова, Арт. Веселого, Вс, Иванова того же периода, то нельзя не поразиться простоте и сдержанности манеры Шолохова: никаких гиперболизаций, никакой игры контрастами, причудливыми метафорами, никакой орнаментальности, увлечения живописью словом- Стиль "Донских рассказов", как и всех последующих произведений Шолохова, направляет читательское внимание не на личность рассказчика, а на то, о чем он рассказывает. Это стиль писателя, занятого не собой, а миром, напряженно осмысливающего не свои субъективные ощущения, а объективные процессы, происходящие в мире, стиль "летописца", эпика. Материал же, который выбрал для обработки эпик, на первый взгляд кажется далеким от мира эпоса, как небо от земли. В "Донских рассказах" (как позднее более развернуто - в "Тихом Доне") перед нами предстает социальный мир в состоянии "разлома", жестокой борьбы враждебных сил. Антагонистические конфликты эпохи обнажены и сгущены в фабулах рассказов: сын погибает в бою от руки отца, отец и брат убивают сына и брата, сын и брат хладнокровно придает смерти отца и брата, отвц беспощадно расправляется с сыновьями, сын казнит отца, муж - жену и т.п. Гибель семейных отношений отражает всю глубину социальных катаклизмов. Но не показом этого выделялся Шолохов. Многие писатели отображали это резче, контрастнее Шолохова. У того же И.Бабеля есть новелла "Письмо", весьма характерная для всего цикла "Конармия". В ней некий мальчик из экспедиции политотдела буденновской армии -рассказывает матери, среди прочих новостей, как его "папаша Тимофей Родионыч", "странник при старом режиме" поймал в бою и со зверской жестокостью убил своего сына Федора,красноармейца ("резали до темноты, пока брат Федор Тимофеич не кончился"); а позже другой сын, Семен, "красный герой" и командир полка (который, прочем, как уверяет мальчик, "может... вполне зарезать" любого соседа, кто "начнет забижать" матй) , разыскал скрывавшегося "папашу" и учинил над ним не менее лютую расправу. Обо всем этом мальчик сообщает матери сухо, бесстрастно, как о чем-то обыденном и постороннем. Нежные, взволнованные слова он находит только для своего коня, которого просит мать холить и лелеять. Поразив читателя таким психологическим контрастом, автор заключает свой якобы невымышленный рассказ тем, что в одинаково гротескном виде рисует портреты участников кровавой семейной распри.

Рассказ оставляет угнетающее впечатление, наводит на мысль о неразумном мире, где развязаны худшие человеческие страсти, где происходит всеобщее озверение людей и нет правых и неправых. Гротескный стиль бабелевской "Конармии", ориентирующийся на экзотику, фиксирующий все броское, парадоксальное, отклоняющееся от нормы, выдает растерянность писателя перед действительностью революции и гражданской войны, его неумение разобраться в сущности жизненных, социальных явлений, отделить внутреннее от внешнего, сокровенное от наносного, типическое -от случайного, видеть преображающую силу высоких целей, за которые борются трудящиеся массы под руководством партии большевиков. Пафос героизма и человечности, сквозящий в некоторых его новеллах ("Соль", "Эскадронный Трунов"), меркнет от прикосновения с многочисленными проявлениями аморализма и бессмысленной жестокости, по отношению к которым автор обычно занимает двойственную позицию, колеблющуюся между ужасанием и любованием.

Героика сощшиошческого переустройства шзни (Поднятая целина")

Художественное исследование глубинных процессов народной жизни, в первую очорэдь процесса перековки сознания масс, блистательно осуществленное в "Тихом Доне", продолжается М.Шолоховым - но упе на шом?остросоврзменном материале - в романе "Поднятая целина". "Тихий Дон" показывает, как извилист и мучительно труден был путь к новой пиэнн миллионов людей, опутанных неправдой старого мироустройства. Героика, которой автор овевает акт вызревания нового сознания, постижения массами правды революции, упе несет в себе принципиально новую - а стало быть, новаторскую в художественно-эстетическом плане - особенность. Это не героика кратковременных порывов, отдельных усилий воли и благородных поступков, сразу дающих добрые результаты, а героика длительного, упорного процесса социальной, идеологической переориентации, пересмотра взглядов, пореоценіш ценностей - то, что В.И. Ленин охарактеризовал как проявление "самого трудного героизма массовой и будничной работы. Героизм будней, явление, которого до сих пор еще не знала история, стал пафосом многих-многих произведений советской литературы 30-х годов, посвященных социалистическому строительству: индустриализации, коллективизации, подъему национальных окраин и т.д. Классическое произведение о коллективизации, "Поднятая целина", по словам А.Твардовского, худояеетвзнно подтвердила п закрепила "величайший исторический переворот в многовековом I. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.39, с. 18. укладе деревенской яизнп» революцій), которая сравнивается по своему значению и последстшкп с Октябрей"1. Что пе является характерно шолоховскіш в воплощзніш героической теш в этой романе?

Шолохов диалектически смотрит на процосс социалистического переустройства пизни. Он видит всю трудность победы нового, всю остроту классовой борьбы в деревне - борьбы, для победы в которой требуется такой по самоотверженный героизм, готовность идти на смерть» биться до конца с классовым врагом во шя интересов трудового народа, как в годы революции и гражданской войны. И художник рисует и ставит в центр повествования глубоко ііндивіщуалпзпрованннз героические образы ком-мунпстов-вшаков колхозного движения: Семена Давыдова, Макара Нагульнова, Андрея Разгзтнова. Их всех объединяют беззаветная преданность делу революции, чистота и бескорыстие помыслов, мужество и храбрость, идопная и нравственная стоШсость, упорство и целеустремленность в работе. Но двадцатипятитысячнику Давыдову не хватает знания села, слошгой расстанотси сил, психологии и настроения различных прослоек крестьянства; На- і гульнову, своеобразному рокэнтту революции, вредят леваціше замашки, горячность в мыслях и поспешность в действиях, неумение работать о массами; Разметнову пременами мешают излишняя мягкость характера, доброта, переходящая в яалостливость. А ыеяду тем обстановка в казачьем хуторе - в тех не краях, где развертывалось действие "Тихого Дона" - к моменту начала коллективизации слояилась іграйне напряженная. "їїизнь в Гремя-чем Логе стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием" (5,86). Плетутся нити широко задуманного контррево I, Твардовский А. О литературо. - М., 1973, с, 273-274. люционного заговора, возглавляемого матерыми врагами Советской власти. Отношение к колхозному строительству размежевало не только богатых и бедных, но дало тех, кто не ток давно еще сражались в одном лагере. БышшП красногвардеец Тпт Бородин за годы нэпа переродился в оголтелого кулака и теперь оказывает вооруженное сопротивление мероприятиям Советской власти, а бедняки Хопров, Борщэв выступают как подкулачниші. Мечутся из стороны в сторону середняки. Даже Кондрат Майданнипов, убежденный сторонник новых, социалистических отношений, в годы гражданской войны с оружием в pyitax отстаивавший дорогую ему власть рабочих и крестьян, избранный делегатом Всероссийского съезда Советов - п тот долго перевивает жестокую внутреннюю борьбу: ни пап не может вырвать из сердца "жалость-гадюку к своему добру, к собственной худобе, которой он сам добровольно лишился" (5, 142).

Прогрессивная притппо всех стран единодушно прпзнала глубокую художественную типичность фигуры Майданникова. Его душевные коллизии отражают действительно громадные социально-психологические трудности перехода от индивидуального хозяйствования к коллективному, трудности изживания собственнической психологии, превращения "моего" в "наше", освоения человеком труда роли хозяина коллектива, общества. Как показывает опыт Советского Союза п других социалистических стран, эти трудности, возникающие в период социалистических преобразований, не исчезли и на этапе зрелого социализма. "Народу, свершившему социалистическую революцій, прівсодптся еще долго осваивать свое положение верховного и безраздельного собственника всего общественного богатства - осваивать и экономически, и политически, и, если угодно, психологически, вырабатывать коллективистское сознание п поведение, Противоречия в душе Майданни-кова, столь убедительно раскрытые Шолоховым, сегодня осмысливаются в широком контексте сложных проблем формирования ново- го человека, утверждения новой морали и нравственностп, равно актуальных для всех социалистических обществ.

Героика защиш социалистического отечества ("Они сражались за Родину", "Наука ненависти" и "Судьба человека")

Великий подвиг советского народа в война с фашизмом, в защиту социалистического Отечества дает новый поворот героической теме в творчестве Шолохова. Художнически осмысливать этот подвиг Шолохов начинает непосредственно во время войны, публикуя, наряду с военными очорісами, рассказ "Hayica ненависти" в 1942 г., а с 1943 г. - главы из романа "Они сражались за Родину". Венчает эту работу расасаз "Судьба человека", увидевший свет D конце 1956- начале 1957 гг.

В чем новаторские особенности героического, воплощенного в романе "Они сражались за Родину"? Они органически связаны со своеобразием идейно-художественного замысла романа, со специфическим подходом Шолохова к решению темы Великой Отечественной войны. Художник не ставит перед собою задачу дать всеобъемлющее изображение войны, показать ее всемирно-историческое значение. Его увлекает другая, не мепэе важная творческая цель - показать народную точісу зрения на войну, раскрыть истоки народного героизма, отобразить судьбу простого советского человека, с оружием в руках сражающегося за Родину. "Меня интересует участь простых людей в минувшей войне, - говорит Шолохов. - Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысилп его

Бросается в глаза глубокоекодство в творческих установках между шолоховским романом и другим выдающимся творением советской литературы, созданным в те же военные годы - "Васи-лием Теркиным" Александра Твардовского. Это сходство и обеспечивает обоим произведениям особое место в необозримом потоке художественной литературы, посвященной Великой Отечественной войне. Но если в поэме Твардовского, в сущности, один герой, один собирательный образ русского СОЕЗТСІСОГО солдата, то Шолохов в своем романе рисует целый ісоллектив бойцов - вчерашних тружеников, людой разных биографий и возрастов, с разных мест России, которых свела вместе война. Для выяснения, чего стоит этот коллектив солдат, на что способен ісажднй его участник, в качестве исходной точгаї эпического сюжета выбран один из самых трудных, самых трагических эпизодов войны -тяжелые оборонителыгао бон, отступление Советской Армии летом 1942 г.

Есть в подобном выборе особый художественный такт, подтвержденный опытом и русской классики, и последующего развития советской "военной" прозы. Великий предшественник Шолохова п других советских писателей в изображении народной патри отической войны Л.Толстой, разъясняя замысел своей эпопеи "Войны н мир", подчеркивал, что ему "совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с БонапартовскоЙ Францией, не описав наших неудач и нашего срама... Если причины нашего торжества были не случайны, но лежали в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поралений".

Первые главы шолоховского романа появились в свет, когда уже свершился перелом в войне с германсіспм фашизмом, но до полной победы было еще дплеко. Война, которую пришлось вести советскому народу против фашистских захватчиков, была куда более тяжкой, жестокой, чем какая-либо война, которую знала история, и Шолохов, оледуя правде жизни, с большой художнической смелостью рисует страшные картины растерзанной врагом родной земли, показывает страдания и кровь, горечь поражений и трагизм сотен оборванных человеческих жизней. Ощущение войны как огромного бедствия, свалившегося на всех и каждого, в романе усугубляется мучительными перэживаниями героев, вызванными натиском превосходящих сил противника.

История о том, как с жестокими боями отступали и в конце концов добрались до штаба своей дивизии - в составе всего лишь двадцати семи человек - остатки разбитого поліса Красной Армии и составляет фабулу известных нам глав романа "Они сражались за Родину". История необычайно трагическая, вместе с другими лучшими произведениями советской литературы художественно закрепляющая в читательском сознании ту страшную цену, котофгго пришлось заплатить советскому народу за победу над фашизмом. В то пе время история, рассказанная Шолоховым, овеяна величественной героикой, полна могучего дыхания нового, социалистического эпоса. В неимоверно жестоких, трагических обстоятельствах в изобракенип Шолоховы.! в полную силу раскрываются мужество, стойкость, героическая самоотверженность простых советских людей, которые с орудием в руках отстаивают свою родную землю, творят подвиги во имя ее свободы и независимости, нисколько не воспринимая их как подвиги.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произве разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к изведению того автора, которому принадлежит исходный те укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйт выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в ном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы реч

8 В чём заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе «Судьба человека»?

В каких произведениях русской литературы X1Х-ХХ веков представлена тема подвига и в чём заключается сходство или различие её художественного решения по сравнению с «Судьбой человека»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните зад 10-16.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Слушай, мой милый: труды роковые Кончены - немец уж рельсы кладёт. Мёртвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках^рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался...

Крепко затылки чесали они: Каждый подрядчику должен остался, Стали в копейку прогульные дни!


Вариантб ^ _ 49

Всё заносили десятники в книжку - Брал ли на баню, лежал ли больной: «Может, и есть тут теперича лишку, Да вот, поди ты!..» Махнули рукой...

В синем кафтане - почтенный лабазник*, Толстый, присадистый, красный, как медь. Едет подрядчик по линии в праздник.

Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно...

Пот отирает купчина с лица И говорит, подбоченясь картинно:

«Ладно... нешто... молодца!.. молодца!,.

С богом, теперь по домам, - поздравляю! (Шапки долой - коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю И - недоимку дарю!..»

Кто-то «ура» закричал. Подхватили Громче, дружнее, протяжнее... Глядь: С песней десятники бочку катили...

Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей - и купчину С криком «ура» по дороге помчал...

Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..

(Н.А. Некрасов, 1864)

Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, ил последовательность цифр.

10 | В данном фрагменте реализуется важнейшая эстетическая категория, показывающая отражение в художественном


* Лабазник -торговец,в ладвл ец лабала - склада муки или зерна на торговой

Площади.


50 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017


произведении облика и миросозерцания народа. Укажите тер­ мин, которым обозначается это понятие.



11 Кто является в стихотворении выразителем авторской пози-ции?

12 | Как в литературоведении называется такой разговор двух или нескольких лиц?

| 13 | Из приведённого ниже перечня выберите три названия ху­ дожественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой^строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)анафора

2) гипербола

4)сравнение 5) литота

14 | Укажите размер, которым написано стихотворение Н.А. Не­ красова «Железная дорога» (ответ дайте в именительном па­ деже без указания количества стоп).


Вариант 6

При выполнении заданий 15 и 16 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложениым текстом в задан­ ном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

15 Какой социальный смысл получает картина строительства железной дороги в произведении Н. А. Некрасова?

16 В каких произведениях русской литературы реализуется мотив железной дороги и в чём сходство или различие его развития с некрасовским стихотворением?


52 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло женных тем сочинений (17.1-17.3).

Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинен на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается О баллов).



Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произве­ дения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не мен трёх стихотворений).