Коренные малочисленные народы сибири. Малочисленные народы

На обширных территориях Российской Федерации с давних времен обитало множество народов, племен и поселений. Каждое из них имело свою индивидуальную культуру, характерное наречие и местные традиции. На сегодняшний день некоторые из них полностью исчезли, другие же остались, но в более малочисленном составе. Какие самые малочисленные народы России? Какова их история, культура и современная жизнь? Об этом и пойдет речь дальше.

Арчинцы - малочисленные, но уникальные

В Чародинском районе, в месте, где протекает река Хатар, что находится на территории Дагестана, разбито поселение, жители которого именуются арчинцы. Некоторые их соседи сокращенно называют их арчи. Во время Советского Союза их численность достигала практически 500 человек. Это малочисленные народы России. На сегодняшний день это небольшое поселение вовсе не собирается исчезать с лица Земли, и насчитывает уже около 1200 человек.

Повседневная жизнь арчинцев

Погодные условия в месте обитания арчинцев можно назвать неблагоприятными, так как они характеризуются очень холодной и продолжительной зимой, коротким летом. Несмотря на такой суровый климат, обитатели этой местности (малочисленные народы России), имеют довольно хорошие и урожайные пастбища, на которых регулярно выпасался домашний скот.

Помесь христианства и язычества

Особенностью этой народности является культурная схожесть с их соседями - аварцами. Хотя эта местность досконально не изучена, с археологической точки зрения, можно с уверенностью сказать, что данная территория была освоена в раннюю эпоху бронзы. Судя по последним находкам, можно предположить, что племя довольно длительный срок находилось под влиянием язычества и только сравнительно недавно стало перенимать христианские традиции, как основную религию. В итоге, можно сказать, что львиная доля обрядов и других религиозных моментов смешались между собой, и в результате получилось христианство с примесью язычества. Коренные малочисленные народы России смирились с такой постановкой вещей.

Национальная одежда и еда

О традиционной одежде племени можно сказать немного. Она в основном состояла из сыромятой кожи и овечьих шкур. Такие природные материалы достаточно хорошо защищали арчинцев в холодное время года, которое, как известно, было довольно продолжительным. Рацион племени преимущественно мясной. Сырое, вяленое, сырокопченое - все эти и многие другие виды мяса активно использовались в приготовлении традиционных блюд.
Примечательно, что практически ни одно из них не обходилось без добавления старого бараньего жира. Им и еще некоторыми другими специями щедро приправляли как первые, так и вторые блюда. В целом, можно с уверенностью сказать, что арчинцы - это приятный и гостеприимный, хотя и немногочисленный народ.

Гостеприимство и мораль

Они почитают древние традиции и не забывают своего происхождения. Когда гость приходит в дом, хозяин не садится, пока этого не сделает пришедший. Также у арчинцев понятие гостеприимства не ограничивалось плотным обедом. Принять гостя в полном смысле этого слова означало обеспечить ему кров над головой и полную безопасность в пределах своего дома. Из вышеперечисленного можно смело сделать вывод, что это племя обладало и обладает высокими нравственными нормами.

Ногайцы или карагаши

Карагаши (ногайцы) - малочисленная этническая группа, которая поселилась и проживает на территории современной Астраханской области. В 2008 году их насчитывалось около 8 тысяч человек, однако есть предположения, что на сегодняшний день их численность существенно увеличилась. Именно на территории Красноярского района находится большая часть сел, в которых сегодня обитают эти малочисленные народы России.

Большинство малочисленных или кочевых племен очень схожи между собой родом деятельности - это скотоводство и овощеводство. Если в этой местности есть озеро или река, местные жители не упускают возможности порыбачить. Женщины в подобных племенах очень хозяйственные и почти всегда занимаются каким-то замысловатым рукоделием.
Одними из самых известных кочевых племен являются астраханские татары. Это поистине титульная национальность Республики Татарстан, которая на сегодняшний день входит в состав Российской Федерации. По сравнению с другими районами России, Татарстан является относительно многочисленным. По некоторым данным, зафиксированным в 2002 году, во всем мире татар насчитывается около 8 миллионов. Астраханские татары - одна из их, так сказать, разновидностей. Их скорее можно назвать этнотерриториальной группой. Их культура и традиции недалеко отошли от обычных татарских обычаев, и только лишь немного переплелись с русскими обрядами. Это издержки того, что самый малочисленный народ России живет на территории не совсем родного государства.

Удэгейцы. Исторически сложилось, что местом обитания этого маленького племени стал Приморск. Эта одна из немногих групп, населяющих Россию, не имеет своей собственной письменности.
Их язык также разбит многими диалектами и не имеет одной официально утвержденной формы. К их традиционным занятиям можно отнести охоту. Это, пожалуй, именно то, чем мужская половина племени должна владеть в совершенстве. Малочисленные народы севера России живут в поселениях, где совсем плохо развита цивилизация, поэтому их руки, их умения и навыки - это практически единственный способ выжить в этом мире. И это довольно успешно у них получается.

Малочисленные народы России имеют свою традиционную религию

Религиозная тематика племени очень близка. Кажется, что чем ближе человек живет к природе, тем более верующим он становится. И это правда, ведь наедине с небом, травой и деревьями, кажется, что с тобой разговаривает сам Бог. Удэгейцы верят во множество различных потусторонних существ, включая духов и различные сверхъестественные силы.

Немногочисленные ульчи и их взгляд на кочевую жизнь

Ульчи. В переводе означает «народ земли», что, по сути, так и есть, вот только народ совсем немногочисленный, можно даже сказать - самый малочисленный народ России. Населяют ульчи сегодня Хабаровский край и по численности насчитывают примерно 732 человека. Племя исторически переплетается с этнической группой нанайцев. Традиционно, как в прошлом, так и в настоящем, коренные малочисленные народы севера России занимаются рыболовством и сезонной охотой на лосей или оленей. Если говорить о духовной и религиозной жизни, то можно понять, что именно в этой местности в племени ульчей можно встретить самых настоящих обрядовых шаманов.

Они поклоняются духам и всячески пытаются своим поведением их задобрить. Как бы там ни было, приятно, что даже до нашей цивилизованной современности дошли такие племена со своими старинными обычаями, обрядами и традициями. Это дает возможность ощутить на себе их первобытный колорит и уникальность. У них многому можно научиться в отношении природы и человеческих отношений.

Другие малочисленные народы России (список приблизительный):

  • юги (юген);
  • греки-урумы (урум);
  • меннониты (немцы-меннониты);
  • кереки;
  • багулалы (багвалинцы);
  • черкесогаи;
  • кайтагцы.

Подробности Опубликовано 13.08.2014 16:32 В пятницу 18 декабря 2011г., в Российской газете были опубликованы официальные итоги переписи. Они, разумеется, были неполными, полные никогда не публикуются и лежат в архивах, а сааме полные из публикующихся – не в газетах, конечно, – занимают несколько томов (в России/СССР от одной книжки в 1979 до почти 100 в 1897).

Найти интересующие меня данные о национальном составе удалось. Но они были в виде рисунка, да такого маленького, что пришлось повозиться с переводом их в удобочитаемый, а затем и в цифровой вид. (Правда в интернет-Российской газете была ссылка на Федеральную службу государственной статистики. Но на сайте ФСГС попытка вызвать любой из «Информационных материалов об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года» оканчивалась ответом The page cannot be found. На следующей неделе доступ все-таки появился. –http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm - и его данными я тоже воспользовался).

Прежде, чем обратиться к вопросу изменения численности народов Севера, нужно сделать два принципиальных замечания.

Первое – о конкретной переписи 2010 г. В ней около 4% населения (5,6 млн. человек) не указали свой национальности. Это огромный рост – почти в 4 раза – по сравнению с переписью 2002 (тогда 1,5 млн. или около 1%) и совсем уж лавина в сравнении с поздними советскими переписями –тогда не было и двух десятков тысяч.

Было высказано мнение, что это, мол, все иностранцы. Но, по нашему мнению, это совсем не так. Часть этих людей, действительно не захотели отвечать на этот вопрос, но таких, видимо, очень мало. Подавляющее большинство из «не указавших» – это те, к кому счетчики и не приходили. Их записали на основе каких-либо списков, баз данных и т.п., просто выписали пол и возраст и ничего более. Такое практиковалось и в 2002, а к 2010 было даже законодательно разрешено. Но есть еще и те, кого просто нарисовали/приписали. И таких, судя по некоторым искажениям возрастной структуры населения ряда регионов, в 2010 г. тоже немало.

Все рассуждения о национальном составе по данным переписи надо делать с оглядкой на массу «не указавших».

Второе – об учете национальности в переписях. В сознании россиян национальная/этническая принадлежность есть нечто обязательное: неотъемлемый признак, полученный при рождении и несменяемый всю жизнь. Официальная запись о национальности в документах отражала это мнение, усиливала и закрепляла его. И даже с исчезновением такой записи это убеждение остается широко распространенным. В действительности все много сложнее.

От переписи к переписи многие люди изменяют то, что в переписном листе 2010 г. называлось «Ваша национальная принадлежность». Этнографы говорят в таких случаях о «смене этнической идентификации». Среди народов Севера такие процессы довольно заметны. Такое особенно вероятно для лиц этнически смешанного происхождения. Например, дети из смешанных семей, где, как правило, мать «коренная», а отец «некоренной», записанные в одной переписи по национальности матери, в следующей, выросши, указывают национальность отца. А в третьей переписи, снова говорят о принадлежности к национальности матери.

Кроме того, вступают в дело и методические факторы: одна перепись выделяет данный народ, другая – «прячет» его в большем, родственном. К примеру, Перепись 1926 г. учла около 700 чуванцев, в 1939 их тоже учли как отдельный народ («этели»), но не выделили, а отнесли к «прочим северным народностям». А в переписях 1959, 1970 и 1979 гг. всех назвавших себя чуванцами, в разработке относили к чукчам. И этнографы назвали это «этнической консолидацией». А бывает и наоборот. Применительно к народам севера: тех же чуванцев в 1979 относили к чукчам, а в 1989 сочли отдельным народом (около 1,4 тыс. чел.). Или, например, энцев, которых в итогах всех российских/советских переписей переписывали как ненцев и только с 1989 начали выделять как отдельный народ (200 чел.).

Наконец, кроме методики существует и практика проведения переписи, когда нередко применяется, как и на выборах, административный ресурс. Известны башкиро-татарские разногласия в Башкортостане, когда в 2002 руководство республики агитировало за, то чтобы некие пограничные группы населения, прежде переписанные как татары, записывались башкирами. Менее известны подобные случаи в Дагестане, где, к примеру, малочисленным арчинцам переписчики просто говорили, что такого народа нет, и записывали их аварцами, или на Камчатке, где переписчики требовали у назвавших себя камчадалами доказательств этого. Все это явно противоречит положению о переписи и ее инструкциям, но, скорее всего, такое счетчикам было указано на местном уровне.

Я так подробно останавливаюсь на этом, чтобы было понятно, что не только, а часто, и не столько рождаемость и смертность, влияют на изменение численности народов между переписями. А подчас эти процессы очень далекие от «размножения» и «вымирания».

Наконец, о народах Севера. Я сверился со списком народов Севера по постановлению правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р (в редакции от 18.05.2010 N 352). Судя по нему к КМНС относятся 40 этносов (интересно, что сайт Комитета Севера Госдумы http://www.severcom.ru/nations/ , где дан перечень 38 народов, отстает от жизни по меньшей мере на 5 лет – проверено 25.12.2011).

Итак, что же рассказала нам перепись 2010 о народах севера, «коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (КМНС) в официальной терминологии, или просто «коренных», как говорят жители Севера.

Ниже приведена таблица изменения численности этих сорока народов Севера России за последние три переписи. Кстати, при анализе переписи можно говорить не о 40, а 38 народах: перепись 2010 вообще не нашла алюторцев (в 2002 – 12 человек, приписаны к корякам), а кереков насчитала всего четырех, причем в месте их обитания – Чукотском округе – переписан всего один.

Сразу надо отметить, что многие из народов, упомянутых в этой таблице, государственная статистика стала учитывать только с 1990-х, на подъеме демократизации, а вместе с ней и национальных движений. Поэтому невозможно проследить динамику их численности за весь более чем 20-летний период. А сравнивать численность двадцати восьми народов в 1989 с численностью тридцати восьми в 2002 и 2010, как это нередко делали, совсем неправильно. Поэтому отдельно мы дали динамику за весь период группы из неизменных 28 народов, чтобы лучше была ясна общая ситуация. Да еще и промежутки между переписями разные: почти 14 и 8 лет. Поэтому кроме прироста за весь межпереписной период мы приводим среднегодовой прирост, что позволит сделать более точные сравнения.

Название народа Численность (человек) Прирост (%) Среднегодовой прирост (%)
1989 2002 2010 1989-2002 2002-2010 1989-2002 2002-2010
Алеуты 644 540 482 -16,1 -10,7 -1,3 -1,4
Алюторцы (*) (12) 0
Вепсы 12142 8240 5936 -32,1 -28,0 -2,8 -4,0
Долганы 6571 7261 7885 10,5 8,6 0,7 1,0
Ительмены 2429 3180 3193 30,9 0,4 2,0 0,1
Камчадалы 2293 1927 -16,0 -2,2
Кереки 8 4 -50,0 -8,3
Кеты 1084 1494 1219 37,8 -18,4 2,4 -2,5
Коряки 8942 8743 7953 -2,2 -9,0 -0,2 -1,2
Кумандинцы 3114 2892 -7,1 -0,9
Манси 8266 11432 12269 38,3 7,3 2,4 0,9
Нанайцы 11883 12160 12003 2,3 -1,3 0,2 -0,2
Нганасаны 1262 834 862 -33,9 3,4 -3,0 0,4
Негидальцы 587 567 513 -3,4 -9,5 -0,3 -1,2
Ненцы 34190 41302 44640 20,8 8,1 1,4 1,0
Нивхи 4631 5162 4652 11,5 -9,9 0,8 -1,3
Уйльта [в 2002 Ульта (ороки)] 179 346 295 93,3 -14,7 4,9 -2,0
Орочи 883 686 596 -22,3 -13,1 -1,8 -1,7
Саами 1835 1991 1771 8,5 -11,0 0,6 -1,5
Селькупы 3564 4249 3649 19,2 -14,1 1,3 -1,9
Сойоты 2769 3608 30,3 3,4
Теленгиты (*) 2399 3712 54,7 -0,1
Тазы 276 274 -0,7 5,6
Телеуты 2650 2643 -0,3 0,0
Тофалары 722 837 762 15,9 -9,0 1,1 -1,2
Тубалары (*) 1565 1965 25,6 2,9
Тувинцы-тоджинцы (*) 4442 1858 -58,2 -10,3
Удэгейцы 1902 1657 1496 -12,9 -9,7 -1,0 -1,3
Ульчи 3173 2913 2765 -8,2 -5,1 -0,6 -0,6
Ханты 22283 28678 30943 28,7 7,9 1,9 1,0
Челканцы (*) 855 1181 38,1 4,1
Чуванцы 1384 1087 1002 -21,5 -7,8 -1,7 -1,0
Чукчи 15107 15767 15908 4,4 0,9 0,3 0,1
Чулымцы 656 355 -45,9 -7,4
Шорцы 15745 13975 12888 -11,2 -7,8 -0,9 -1,0
Эвенки 29901 35527 38396 18,8 8,1 1,3 1,0
Эвены 17055 19071 21830 11,8 14,5 0,8 1,7
Энцы 198 237 227 19,7 -4,2 1,3 -0,5
Эскимосы 1704 1750 1738 2,7 -0,7 0,2 -0,1
Юкагиры 1112 1509 1603 35,7 6,2 2,2 0,8
Все КМНС 209378 252222 257895 102,2 0,3
Народы, учтенные в 1989 г. 209378 231195 237476 110,4 102,7 0,7 0,3

Некоторые из КМНС во всероссийском масштабе переписи отнесены к этнографическим группам в составе других, больших народов. В таблице они отмечены (*). Тувинцы-тоджинцы считались этнической группой тувинцев и в 2002, а вот теленгиты, тубалары и челканцы в 2002 были отдельными народами, а ныне стали этническими группами в составе алтайцев. Что повлияло на такое изменение мнения этнографов, а именно на их рекомендации опираются статистики при учете национального состава, за 8 лет неясно? Ведь еще раньше, до переписи 2002, они настояли на том, чтобы эти КМНС вместе с кумандинцами и телеутами считать самостоятельными народами и выделить их из состава алтайцев. Зато алюторцев, считавшихся в 2002 частью коряков, сделали отдельным народам, но никто из переписанных так себя не назвал.

В целом численность всех КМНС выросла, хотя много меньше, чем в 1989-2002. Однако в целом по стране население сокращается, и небольшой численный прирост КМНС на этом фоне выглядит более внушительно. Возможно, опять раздадутся голоса об «умеренно оптимистической демографической ситуации» у коренных северян.

Но, взглянув на таблицу попристальней, мы увидим, что прирост отмечен далеко не у всех народов, а только у четырнадцати; у 24 – наблюдалось сокращение численности. В прошлый межпереписной период выросли 18 народов, а уменьшилась численность только у 10. Налицо явное ухудшение ситуации.

Если говорить о приросте численности тех или иных народов, отметим сразу, что в современной ситуации числа свыше 12-15% (что соответствует, среднегодовому приросту в 1,4-1,8%) невозможны с демографической точки зрения. Среднегодовой прирост у самых быстро растущих только за счет естественного прироста народов России – чеченцев и ингушей – составил около 1%. Мы полагаем, что это максимум, возможный за период 2002-2010. Поэтому, когда мы видим числа порядка 20-50%, ясно, что прирост этот достигнут за счет недемографических факторов. Скорее всего, это свидетельствует о каких-то этнических процессах, так как о миграции КМНС в Россию извне говорить не приходится. Это относится как к приросту у теленгитов, челканцев, тубаларов и сойотов, так и к убыли тувинцев-тоджинцев, чулымцев и вепсов.

Конечно, смена этнической идентификации как источник роста численности народа вполне нормален, но для небольших и недавно конституированных общностей он и не слишком постоянен и надежен. Примером тому может быть сильное уменьшение числа тех, кто в 2010 назвал себя тувинцем-тоджинцем или камчадалом. И, если выйти за пределы официального списка КМНС, резко сократилась также численность коми-ижемцев (с 15607 в 2002 до 6420 в 2010).

Если оценивать естественный прирост у трех необыкновенно выросших народов из Республики Алтай, надо бы сравнивать с близкими им телеутами, кумандинцами и живущими рядом собственно алтайцами. У всех указанных отмечены небольшой прирост или небольшая убыль: практически неизменившаяся численность.

Это значит, что остаются только семь народов с устойчивой положительной динамикой: ненцы, долганы, эвенки с эвенами, юкагиры, ханты и манси. Из них, пожалуй, только ненцы растут в численности за счет высокой рождаемости у оленеводов Ямала и Таймыра (но не европейских тундр Ненецкого округа). Во всех остальных случаях находятся и другие объяснения. Например, смена этнической идентификации как источник роста численности хантов и манси, что отмечалась и в 1990-х. Долганы растут исключительно за счет якутских соплеменников (из Анабарского улуса), где их число увеличилось в 1,5 раз (а в 1989-2002 так и вовсе втрое); в Красноярском крае численность долган осталась без изменений. Мы не можем объяснить только роста численности юкагиров. Демографические параметры этого народа не слишком отличаются от соседних эвенов и чукчей, да и якутов – значит, здесь тоже имеют место недемографические факторы. Но эти факторы устойчивы и обеспечивают быстрый рост юкагиров уже полвека. 440, 593, 801, 1112, 1509, 1603 – вот динамика их численности в России по послевоенным переписям. Маленькие юкагиры «ассимилируют» соседей – иначе не объяснишь годовые темпы роста в 2-3% с 1959 до 2002, да и 0,8% в последнее восьмилетие совсем не мало.

Что касается народов, численность которых уменьшилась, то и здесь нет единственного фактора ответственного за этот процесс. Здесь и снижение рождаемости, и этнические процессы – ассимиляция русскими. Более быстро уменьшаются самые культурно русифицированные и/или метисированые. Это вепсы и шорцы, саами, народы Приамурья, алеуты и чуванцы. Ранее мы полагали, что численность саами продолжит расти, как в 1989-2002, благодаря той самой «смене этнической идентификации», что наблюдается у манси. Но национальное возрождение саами в 2000-х затихло и все вернулось к прежней ассимиляции, зафиксированной чуть ли не с конца 19-го века.

Говоря о расселении КМНС в стране, надо сказать, что уже второе десятилетие они концентрируются в районах основного расселения: в 1989 – вне «своих» регионах жило 6,7% КМНС, в 2002 – 4,3, в 2010 – 3,4%. Растет урбанизированность коренных северян, хотя она остается намного ниже чем в среднем по стране: в 2002 в городских поселениях жили 30,3% КМНС, а в 2010 – 32,5%. Причем народы, присоединившиеся к КМНС в 1990-х, урбанизированы больше, чем народы списка 1989 («старые НС») – 41% против 31%.

Если же брать отдельные регионы, то из 26 территорий, где есть данные о КМНС, прирост их численности зафиксирован в 7 (Республика Алтай, Бурятии, Саха-Якутии, Хакассии, Тюменская и Магаданской областях и в Чукотском ао), в остальных 19-ти население КМНС сократилось, особенно сильно в Республиках Тыве, Коми и Карели, Томской и Ленинградской областях.

Территория Народы, которые учтены на этой территории Их численность в … при-рост (%)
2002 2010
Мурманская область саами 1769 1599 -9,6
Республика Карелия вепсы 4870 3423 -29,7
Ленинградская область вепсы 2019 1380 -31,6
Вологодская область вепсы 426 412 -3,3
Архангельская область ненцы 8326 8020 -3,7
Республика Коми ненцы, ханты, манси 807 559 -30,7
Свердловская область манси 259 251 -3,1
Тюменская область ненцы, ханты, манси, селькупы, эвенки 67186 74664 11,1
Томская область селькупы, ханты, чулымцы, эвенки 3247 2198 -32,3
Кемеровская область шорцы, телеуты, кумандинцы 14382 13417 -6,7
Алтайский край кумандинцы 1663 1401 -15,8
Республика Алтай теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, шорцы 5803 7801 34,4
Республика Хакасия шорцы 1078 1150 6,7
Республика Тыва тувинцы-тоджинцы 4435 1856 -58,2
Красноярский край долганы, эвенки, ненцы, кеты, нганасаны, селькупы, энцы, чулымцы 16409 16226 -1,1
Иркутская область эвенки, тофалары 2154 1950 -9,5
Республика Бурятия сойоты, эвенки 5073 6553 29,2
Забайкальский край эвенки 1492 1387 -7,0
Амурская область эвенки 1501 1481 -1,3
Хабаровский край нанайцы, эвенки, ульчи, нивхи, эвены, удэгейцы, негидальцы, орочи 23512 22549 -4,1
Приморский край удэгейцы, нанайцы, тазы 1591 1429 -10,2
Сахалинская область нивхи, уйльта, эвенки, нанайцы, орочи 3192 2934 -8,1
Камчатский край коряки, ительмены, эвены, камчадалы, чукчи, алеуты, эскимосы 15236 14368 -5,7
Магаданская область эвены, коряки, ительмены, чукчи, камчадалы, юкагиры 4738 4841 2,2
Республика Саха (Якутия) эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи 32860 39936 21,5
Чукотский автономный округ чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, юкагиры, коряки, кереки 16757 16858 0,6

Народы перечислены в порядке убывания численности на данной территории.

Зеленым отмечены регионы с ростом численности КМНС.

Перепись 2010 г. отметила уменьшение численности у большей части КМНС во всей стране и в большинстве районов их расселения. Однако в целом общая число КМНС несколько увеличилось. Но все население России продолжало уменьшаться и это станет основным итогом переписи. Поэтому есть основания предположить, что ухудшение ситуации у КМНС снова, как и восемь лет назад, будет заретушировано учеными и не замечено обществом.

Дмитрий Богоявленский

Институт демографии НИУ-ВШЭ
2012г.

© Центр содействия КМНС

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ - в РФ особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

В Рос-сии од-ним из пер-вых за-ко-но-дательных ак-тов, на-прав-лен-ных на за-щи-ту прав коренных малочисленных народов, был Ус-тав об управ-ле-нии ино-род-цев 1822 года. В 1920-х годах в по-ста-нов-ле-ни-ях и дек-ре-тах советского пра-ви-тель-ст-ва (напр., в дек-ре-те ВЦИК и СНК от 25 октября 1926 года «Об ут-вер-жде-нии Вре-мен-но-го по-ло-же-ния об управ-ле-нии ту-зем-ны-ми на-род-но-стя-ми и пле-ме-на-ми се-вер-ных ок-ра-ин») сфор-ми-ро-ван за-кры-тый пе-ре-чень, пер-во-на-чаль-но вклю-чав-ший 24 эт-нические общ-но-сти.

Кон-сти-ту-ция РФ 1993 года (ст. 69) вве-ла по-ня-тие «коренные малочисленные народы ». В Российской Фе-де-ра-ции дей-ст-ву-ет Еди-ный пе-ре-чень ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов РФ (2000 год), а так-же Пе-ре-чень ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ (2006 год). Еди-ный пе-ре-чень ны-не вклю-ча-ет 40 на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка (але-уты, алю-тор-цы, веп-сы, дол-га-ны, итель-ме-ны, кам-ча-да-лы, ке-ре-ки, ке-ты, ко-ря-ки, ку-ман-дин-цы, ман-си, на-найцы, нга-на-са-ны, не-ги-даль-цы, нен-цы, нив-хи, оро-ки, оро-чи, саа-мы, сель-ку-пы, сой-о-ты, та-зы, те-лен-ги-ты, те-ле-уты, то-фа-ла-ры, ту-ба-ла-ры, ту-вин-цы-тод-жин-цы, удэ-гей-цы, уль-чи, хан-ты, чел-кан-цы, чу-ван-цы, чук-чи, чу-лым-цы, шор-цы, эвен-ки, эве-ны, эн-цы, эс-ки-мо-сы, юка-ги-ры), а так-же аба-зин, бе-сер-мян, водь, ижор-цев, на-гай-ба-ков, шап-су-гов и 14 на-ро-дов Да-ге-ста-на.

Со-глас-но российскому за-ко-но-да-тель-ст-ву, для при-зна-ния на-ро-да ко-рен-ным ма-ло-чис-лен-ным он дол-жен: осоз-на-вать се-бя са-мо-стоя-тель-ной эт-нической общ-но-стью (са-мо-иден-ти-фи-ци-ро-вать-ся), со-хра-нять ис-кон-ную сре-ду оби-та-ния (тер-ри-то-рию), нац. про-мыс-лы, т. е. осо-бое эко-но-мич. про-стран-ст-во, са-мо-быт-ную куль-ту-ру, об-щий род-ной язык и иметь чис-лен-ность на тер-ри-то-рии Рос-сии ме-нее 50 тыс. человек. Отеческое за-ко-но-да-тель-ст-во о ста-ту-се и за-щи-те прав национальных мень-шинств ба-зи-ру-ет-ся на ме-ж-ду-народных нор-мах, меж-го-су-дарств. до-го-во-рах Рос-сии о пра-вах че-ло-ве-ка и за-щи-те прав нац. мень-шинств.

Коренные малочисленные народы вы-де-ля-ют-ся в отдельную груп-пу на-ро-дов в це-лях осо-бой за-щи-ты со сто-ро-ны го-су-дар-ст-ва, они на-де-ле-ны осо-бым ста-ту-сом, име-ют ряд за-ко-но-да-тель-но за-кре-п-лён-ных льгот (пре-иму-ще-ст-вен-ное поль-зо-ва-ние био-ре-сур-са-ми, бо-лее ран-ний вы-ход на пен-сию, за-ме-на во-ен. служ-бы аль-тер-на-тив-ной, в пе-ре-чень про-фес-сий ко-то-рой вклю-че-на па-сть-ба оле-ней; ос-во-бо-ж-де-ние от пла-ты за зем-лю и т. п.). Ком-плекс-но во-про-сы в сфе-ре за-щи-ты прав национальных мень-шинств уре-гу-ли-ро-ва-ны Фе-де-раль-ным за-ко-ном «О га-ран-ти-ях прав ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов РФ» (1999 год).

На фе-де-раль-ном уров-не дей-ст-ву-ют так-же фе-де-раль-ные за-ко-ны «Об об-щих прин-ци-пах ор-га-ни-за-ции об-щин ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ» (2000 год), «О тер-ри-то-ри-ях тра-ди-ци-он-но-го при-ро-до-поль-зо-ва-ния ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ» (2001 год); ут-верж-де-на Кон-цеп-ция фе-де-раль-ной це-ле-вой про-грам-мы «Эко-но-ми-чес-кое и со-ци-аль-ное раз-ви-тие ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Во-сто-ка до 2015 го-да» (2007 год). Кро-ме то-го, субъ-ек-ты Фе-де-ра-ции са-мо-стоя-тель-но ре-ша-ют про-бле-мы нац. мень-шинств, про-жи-ваю-щих на их тер-ри-то-ри-ях.

Малочисленные народы, не малочисленные! Пора навести законодательный порядок!

29 января в Госдуму внесен законопроект № 984312-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты". Вопрос, который призван урегулировать данный законопроект это создание реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Это достаточно давняя тема. Категория людей, которая отнесена к коренным малочисленным народам в РФ, имеет определенные права, более расширенные по отношению к другим гражданам. Например, право на ведение традиционного образа жизни, приоритетного природопользования, осуществления промыслов, а также в области образования, культуры. Имеется также ряд социальных гарантий, которые указаны в законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». Но в связи с тем, что в паспорте национальность больше не указывается, и, государство с гражданами все больше пытается запротоколировать отношения, появилась необходимость подтверждать национальную принадлежность. Иначе просто невозможно воспользоваться гарантированными правами. Конституция РФ говорит, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. При этом отсутствует законодательный механизм реализации данного права.

Еще 2007 был утвержден Комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира, которым предусматривалась разработка нормативного акта документального подтверждения национальной принадлежности лиц из числа коренных малочисленных народов. К сожалению, этот пункт так и не был выполнен, а впоследствии совсем исключен. И до недавнего времени, вопрос о порядке подтверждения национальности на уровне Правительства не поднимался.

В последние годы ситуация ухудшилась. Например, у коренных малочисленных народов есть право на льготную пенсию, они на 5 лет раньше достигают пенсионного возраста, но оформить ее сложно, если ты не подтверждаешь национальную принадлежность. То же самое касается вопроса постановки в охотничьем билете специальной отметки для коренных малочисленным народам дающей право охоты без разрешительных документов. Сложилась практика, что эти люди вынуждены обращаться в суд и индивидуально доказывать, что относятся к коренным малочисленным народам. Сегодня, в ряде случаев, только лишь получив судебное решение, люди могут воспользоваться своими правами. Но подтвердить свою национальность в судебном порядке может лишь часть граждан. Это связано с отсутствием доступа к судам из-за удаленности проживания, незнанием процедуры обращения, неимением средств на дорогу для явки в суд.
Мы не раз говорили о том, что Правительство должно утвердить порядок подтверждения национальной принадлежности. Многие службы возражали, например, МВД отказалось выдавать вкладыши к паспорту или ставить печать о национальности. Поэтому официального порядка сегодня - нет.

08 июля 2015 года Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений № К 503 по осуществлению дополнительных мер, направленных на реализацию государственной политики в области повышения качества жизни и сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которым поручено обеспечить до 1 марта 2016 года, разработку законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование порядка отнесения граждан к малочисленным народам, в том числе ведущих традиционный образ жизни в местах традиционного проживания, и их учета.

В рамках реализации указанных поручений, мы обобщили региональный опыт, есть регионы, где выдают вкладыши в паспорт, регионы, где ведут реестры, изучили международный опыт и пришли к выводу, что порядок ведения реестра более целесообразен для нашей сегодняшней реальности.
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗрасширив полномочия федеральных органов государственной власти, наделив возможностью утверждать положение о формировании и ведении реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Органы местного самоуправления наделяются законопроектом полномочиями по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается внести изменение в понятийный аппарат федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» дав определение тому, что подразумевается под реестром лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления правом по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов РФ позволит вернуться к ранее существовавшей практике и минимизирует расходы лиц, относящихся к коренным малочисленным народам для подтверждения своей национальной принадлежности, поскольку у них появиться возможность получить выписку из реестра и предъявить по месту требования.
Предполагается, что данные реестра будут формироваться на основе информации, полученной из разных источников: свидетельства о рождении, выписок из похозяйственней книг, справок общественных организаций и общин коренных малочисленных народов, других источников на основании личных заявлений граждан Российской Федерации, порядок подачи которых будет определен положением о ведении реестра, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом государственной власти.

К закону предполагается принять нормативный акт, которым будет установлена процедура ведения реестра, критерии отнесения к коренным малочисленным народам. В самом реестре может быть предусмотрено три категории граждан:
1. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, которые ведут традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование постоянно;
2. Лица, которые относятся к коренным народам, но ведут традиционной образ жизни не постоянно, а подсобно. Как правило, это люди, живущие в сельской местности и работающие в социальной сфере, школе, органах местного самоуправления;
3. Лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но которые постоянно проживают и ведут аналогичный образ жизни. Как правило, это члены семей в смешанных браках, а также старожильческое население. Такие люди должны и могут пользоваться правами на приоритетное природопользование наравне с коренными малочисленными народами.
В зависимости от категории, возможно, будут определен объём прав, так, например, первая категория будет иметь возможность использования полноценно всех предусмотренных законом преференций.

В настоящее время, данный порядок ведения реестра находится на стадии разработки. ФАДН планирует в ближайшее время собрать экспертов, общественность, представителей заинтересованных органов власти и обсудить этот документ. После этого, мы планируем распространить его для более широкого обсуждения.
Процедура принятия закона достаточно длительная. И многое зависит от позиции Правительства РФ. Если Правительство согласится, что его надо принимать как можно быстрее, то процесс ускорится. Сейчас необходимо собрать отзывы от органов власти, в том числе из регионов, рассмотреть их позицию и сделать необходимые корректировки с учетом их мнений. Я считаю, что если закон пройдет и появится реестр, то многие проблемы у коренных малочисленных народов снимутся.

Ознакомится с проектом федерального закона № 984312-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты" и материалами к нему можно по ссылке:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=984312-6

Юлия Якель, почетный адвокат, директор правового центра Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, АНО "Хранители"

в РФ таковыми признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие свой образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень К. м. н. РФ утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ

понятие, употребленное в Конституции РФ. Согласно ст. 69, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В Конституции РФ используется и понятие "малочисленные этнические общности". Например, п. "м" ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относит "защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей".

В международных документах используются понятия "коренное население", "коренной народ": например, в Конвенции Международной организации труда (МОТ) 107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах" (1957 г.); в Конвенции МОТ 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (1989 г.). Однако их трактовки в данных документах и в российской науке и практике несколько расходятся. Международные документы в большей мере ориентированы на народы, лишившиеся традиционных мест своего проживания или имеющие проблемы в плане пользования ими, как бы не способные на самоорганизацию в виде национально-территориальных и иных формирований. Речь идет скорее о повышении быта и уровня жизни по стране в целом.

В России равноправие всех народов, возможности их самоорганизации закреплялись с самого начала, в том числе с использованием форм национально-территориальной автономии, созданием национальных районов, сельсоветов и т. п. Постоянно создавались возможности использования языка, развития письменности и т. д, Вместе с тем постепенно накапливались проблемы организации быта и жизни К. м. н., особенно в районах Севера и Северо-Востока. Технический прогресс повлиял на использование некоторыми народами традиционных видов промыслов, а промышленное освоение месторождений нефти и газа по-своему оказало на них еще более негативное воздействие. Отличное определение

Неполное определение ↓