Большой драматический театр товстоногова краткое описание. Большой драматический театр им

Который был одним из первых, основанных после Октябрьской революции. В разные годы там служили и служат прославленные режиссёры и актёры. БДТ считается одним из самых красивых театров мира.

История рождения театра

Большой драматический театр им. Товстоногова был открыт 15 февраля 1919 года. По причине отсутствия собственного здания труппа давала представления в Консерватории. Помещение не отапливалось, было очень холодно, но каждый вечер залы были полными.

Идея организовать театр принадлежит М. Горькому. Поддержала его - комиссар театров и зрелищ. Также к основателям относится художник А. Бенуа.

Художественный совет, который возглавлял М. Горький, принял решение пригласить на должности режиссёров А. Лаврентьева и Н. Арбатова. Актёр Н. Монахов был назначен завтруппой и занимался подбором артистов. Музыкальными руководителями театра стали А. Гаук и Ю. Шапорин. Труппа была собрана из выдающихся артистов, которые являлись ведущими актёрами других театров, и был среди них Ю. Юрьев - звезда немного кино.

Собственное здание БДТ получил в 1920 году и по сей день не меняет своего местоположения.

До Товстоногова

С весны 1919 года председателем худсовета театра был А. Блок. Большой драматический театр им. Товстоногова в первые годы существования демонстрировал спектакли, которые соответствовали замыслу его создателей, желавших видеть в нём революционную программу - репертуар был героического и социального характера. На сцене шли постановки по произведениям Ф. Шиллера, В. Гюго, У. Шекспира, поскольку советская драматургия ещё не получила своего развития. Во многом лицо театра определяли его художники. В их число входил и знаменитый Как утверждала актриса Н. Лежен, игравшая в театре в ту пору, на сцене не использовалась бутафория, вещи были настоящими: мебель заимствовалась из богатых домов. Даже костюмы были подлинными. В 1925 году был поставлен спектакль «Заговор императрицы». Роль Вырубовой играла Н. Лежен и в спектакле она надевала платье, которое действительно принадлежало её героине, существовавшей в реальности. Большое значение придавалось музыке, с театром сотрудничали Б. Асафьев, Ю. Шапорин, И. Вышнеградский.

С 1921 по 1923 годы в театре произошли большие перемены. Те, кто стоял у его истоков: М. Горький и М. Андреева - уехали из России. А. Блок скончался. Некоторые актёры вернулись в театры, где служили до приглашения в БДТ. Главный режиссёр А. Лаврентьев оставил пост в 1921 году, но через два года вернулся и до 1929 года занимал эту должность. Покинул театр художник А. Бенуа. На их места пришли другие люди, которые привнесли что-то новое, расширили репертуар пьесами отечественных и зарубежных драматургов той эпохи.

С 1929 по 1935 годы главным режиссёром был К. Тверской - ученик В. Мейерхольда. С тех пор количество новых постановок по классическим произведениям снизилось. И за весь период руководства К. Тверского было поставлено две новых классических пьесы. Предпочтение отдавалось произведениям современных авторов: Ю. Олеши, Н. Погодина, А. Файко, Л. Славина.

В 1932 году театру было присвоено имя одного из его основателей, он стал называться «имени Горького». Тогда в репертуар вошли некоторые произведения писателя.

Театр в 1935-1955 годы

Было время, когда Большой драматический театр им. Товстоногова переживал творческий кризис. Такой период длился 20 лет - с 1935 по 1955 годы. Это время можно назвать кризисом режиссуры, поскольку талантливые режиссёры появлялись и заявляли о себе интересными постановками, но надолго не задерживались и покидали театр (не всегда по доброй воле). К. Тверского в 1935 году выслали из города, а вскоре расстреляли. А. Дикий прослужил в театре всего год, затем был арестован. Все режиссёры, которые были после него, задерживались в среднем на 1-2 года. Из-за частой смены руководителей атмосфера в коллективе испортилась, качество постановок снизилось, БДТ утратил популярность, зрителей иногда было меньше, чем актёров на сцене, финансовое положение ухудшилось, и появилась угроза закрытия.

В эпоху Товстоногова

В 1956 году на должность главного режиссёра БДТ был приглашён Г. Товстоногов, которому предоставили большие полномочия. Начал свою службу в должности он с того, что уволил многих актёров. Новый руководитель старался привлечь зрителя, по этой причине в репертуаре появились комедии. Уже в начале 1957 года Большой драматический театр им. Товстоногова вернул былую популярность, и спектакли стали проходить при полных залах. Через 6 лет работы Г. Товстоногов завоевал славу талантливого и успешного режиссёра. Театр побывал на гастролях во многих странах мира и получил популярность за рубежом. Георгий Александрович занимал должность главного режиссёра БДТ на протяжении трёх десятков лет.

Конец 20 - начало 21 века

После того как скончался Г. Товстоногов, его заменил К. Лавров, который не был режиссёром, и поэтому театр находился в постоянном поиске постановщиков. Лавров собрал штат, работавший на постоянной основе. Однако он часто приглашал к сотрудничеству постановщиков из других театров. В 1992 году БДТ получил свое современное название. В 2004 году обрёл главного режиссёра, им стал Т. Чхеидзе, который занимал эту должность до 2013 года.

Театр сегодня

В марте 2013 года художественным руководителем БДТ стал А. Могучий. С 2011 по 2014 годы здание театра на Фонтанке было закрыто на реставрацию. 26 сентября был торжественно открыт обновлённый Большой драматический театр им. Товстоногова. Фото ниже - это изображение зрительного зала БДТ.

У театра три площадки: в здании на Набережной Фонтанке два зала, и один - в Каменноостровском театре.

Именитые актёры театра и его репертуар

В разные годы на сцене БДТ блистали такие актёры, как Т. Доронина, П. Луспекаев, О. Басилашвили, И. Смоктуновский, А. Фрейндлих, Н. Усатова и другие, прославлявшие и продолжающие прославлять Большой драматический театр им. Товстоногова.

Репертуар его весьма широк и включает классические и современные пьесы.

Как добраться

В самом центре города, на Набережной Фонтанки, в доме с номером 65 расположился Большой драматический театр им. Товстоногова. Адрес второй его сцены - станция метро «Крестовский остров», площадь Старого Театра, дом 13.

В пятницу в Каменноостровском театре Санкт-Петербурга прошел сбор труппы Большого драматического театра имени , на котором было объявлено имя нового руководителя БДТ. Им стал режиссер Андрей .

«Кандидатура Андрея Могучего согласована с художественным советом театра», — буднично представил нового руководителя министр культуры .

«Есть ощущение, что начинается новый этап. Новый режиссер приходит — дай бог, чтобы это было на пользу людям, чтобы зрителю нравилось, для этого мы и делаем спектакли», — сказал артист «Газете.Ru». Штиль считает, что единая сцена для БДТ и Александринки станет «соревнованием двух школ в хорошем смысле», но менять что-либо в БДТ надо осторожно, с оглядкой на традиции.

Могучий — петербуржец, ему 51 год, неоднократный лауреат премии «Золотая маска», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Об Андрее Могучем заговорили в начале 90-х, когда появился созданный им Формальный театр, объединивший вокруг себя молодых актеров, музыкантов, художников, ищущих новые формы искусства.

Первой известной работой Могучего стала постановка пьесы «Лысая певица» . С Формальным театром режиссер объездил всю Европу, участвовал в фестивалях десятка стран, после чего поставил несколько спектаклей в «Балтийском доме», синтезируя современное и традиционное искусство. За «Школу дураков» Могучий получил главную театральную премию Петербурга «Золотой софит» и Гран-при Эдинбургского фестиваля. В 2004 году стал режиссером-постановщиком Александринского театра. Здесь Могучий прославился пьесой «Петербург» по произведению . Этот спектакль играли в белые ночи во дворе и в музейных залах Михайловского замка: Могучему свойственны эксперименты, пространственно расширяющие театральную сцену («Лысую певицу» он показал зрителям в спальном районе Ленинграда, на фоне реальных новостроек, а « » — на Соборной площади Кремля). На большой сцене Александринки режиссер поставил спектакли «Иваны», «Изотов», «Счастье». Молодежь и артисты старшего поколения играли в них бок о бок.

«Могучий делает технологически и визуально сложные постановки, близкие к направлению, называемому «театр художника», — говорит театральный критик , — в его последних вещах он работает с видеопроекцией на невиданном прежде уровне».

Андрею Могучему предстоит подготовить театр к возвращению в капитально отреставрированное здание БДТ на набережной Фонтанки (планируется, что реконструкция завершится осенью).

Сейчас коллектив Большого драматического выступает на сценах Каменноостровского театра и ДК им. Горького.

Отметим, что, по слухам, Могучий согласился возглавить БДТ только при условии, что Минкульт предоставит ему абсолютную административную и творческую власть, в частности право самолично формировать труппу.

Последний раз таким полновластным хозяином БДТ был Георгий Товстоногов.

«Когда самого Товстоногова назначали в БДТ, а Любимова — на Таганку, это, видимо, выглядело не менее революционно», — сказал Берман, добавив, что считает Могучего сильным лидером, который наверняка завоюет уважение артистов театра и будет способен противостоять консерваторам внутри труппы, считающим себя хранителями «наследия великого Товстоногова».

Примечательно, что в нынешней труппе БДТ много актеров, работавших с Товстоноговым. Это народные артисты СССР Олег Басилашвили и , народные артисты России , Георгий Штиль, заслуженный артист России . Как они примут нового худрука — пока неясно. Например, в кулуарах театра корреспондент «Газеты.Ru» случайно подслушал и такое мнение:

«Могучий — это же театр абсурда, у него по сцене будут вверх ногами ходить голые люди, а в публику будут стрелять бумажными шариками из резиновых пулеметов. Вы в таком спектакле Басилашвили или Крючкову видите?»

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7802384000объект № 7802384000

Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (Большой драматический театр, с 1932 года - имени М. Горького, с 1964 до 1992 года - Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького) - театр в Санкт-Петербурге, основанный в 1919 году, один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. В 1992 году получил имя прославленного режиссёра Георгия Товстоногова, возглавлявшего театр на протяжении тридцати трёх лет.

История

Организация театра

Театр был организован по инициативе Максима Горького и комиссара театров и зрелищ Союза коммун Северной области, актрисы МХТ «первого призыва» Марии Андреевой. В августе 1918 года комиссаром М. Ф. Андреевой был подписан декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии», известного сегодня во всём мире под аббревиатурой БДТ.

В числе основателей театра был и один из столпов «Мира искусства» - художник, ставший в БДТ и режиссёром, Александр Бенуа. В сентябре актёру Николаю Монахову была поручена организация «особой драматической труппы»; в октябре художественный совет, возглавляемый Горьким, определился с режиссёрами, пригласив Н. И. Арбатова и Андрея Лаврентьева; в качестве руководителей музыкальной части были приглашены Александр Гаук и Юрий Шапорин. Тогда же определились и ведущие актёры театра: кроме Монахова, премьер Александринского театра Юрий Юрьев и «звезда» немого кино, актёр Малого театра Владимир Максимов.

Основу труппы составили артисты Театра художественной драмы, созданного в 1918 году А. Н. Лаврентьевым, и родившегося в том же году Театра трагедии под руководством Ю. М. Юрьева. В декабре состоялось первое собрание труппы, в которую вошёл и Василий Софронов; начались репетиции сразу двух спектаклей. В январе 1919 года было образовано правление БДТ; председателем правления стала Мария Андреева, главным режиссёром был назначен Андрей Лаврентьев.

Афиша спектакля «Дон Карлос»

Большой драматический открылся 15 февраля 1919 года в помещении Большого зала Консерватории спектаклем «Дон Карлос» по пьесе Фридриха Шиллера. Этот исторический спектакль поставил Андрей Лаврентьев, оформил Владимир Щуко, музыку к нему написал Борис Асафьев; в нём были заняты лучшие актёры труппы: Монахов (Филипп), Максимов (Дон Карлос), Юрьев (Поза); спектакль шёл ровно пять часов, Консерватория не отапливалась, был лютый холод, но каждый вечер зал заполняли зрители, и никто не уходил.

В 1920 году БДТ получил в своё распоряжение здание бывшего Малого театра (театра Суворина) на Фонтанке, 65, где располагается и в настоящее время.

Ранние годы (1919-1934)

В апреле 1919 года председателем Директории (художественного совета) Большого драматического театра стал Александр Блок, главным идеологом оставался Максим Горький.

По замыслу инициаторов театр должен был стать цитаделью героического репертуара, театром больших социальных страстей, взволнованной революционной патетики, театром «великих слёз и великого смеха» (А. Блок).

Спектакли театра в первые годы его существования полностью соответствовали революционной программе его основателей. В то время ещё не сложилась советская драматургия и на сцене театра шли лучшие произведения мировой классики: трагедии У. Шекспира и Ф. Шиллера, драмы В. Гюго; в то же время в театре ставились пьесы Д. Мережковского и В. Брюсова. В новом театре работали режиссёры Николай Петров и Борис Сушкевич; с театром тесно сотрудничали художники - представители «Мира искусства»: Мстислав Добужинский, Владимир Щуко (до БДТ оформлявшие спектакли в Театре трагедии Юрьева и Театре художественной драмы Лаврентьева), Борис Кустодиев, Евгений Лансере. Художники в значительной степени определяли лицо театра в его ранний период; о том, как Щуко создавал атмосферу в «Дон Карлосе» вспоминала исполнительницей роли Елизаветы Надежда Комаровская: «Масштабы декорации создавали впечатление беспомощности человека, его невозможности опрокинуть эти давящие своей тяжестью стены. Казалось, что человеческий крик никогда не может быть услышан, он потонет в них». И пять лет спустя критик А. А. Гвоздев писал: «Определить место БДТ в кругу новейших театральных течений - значит указать на ту роль, которую играл в этом театре художник-декоратор». По свидетельству актрисы Нины Лежен, в Большом драматическом в те годы всё было подлинным, не бутафорским: мебель, заимствованная из богатых домов, костюмы… Даже в 1925 году, играя Анну Вырубову в пьесе А. Толстого и П. Щёголева «Заговор императрицы», Лежен носила подлинное платье Вырубовой.

Важная роль отводилась и музыкальному оформлению; с БДТ сотрудничали Борис Асафьев, Юрий Шапорин (музыкальный руководитель до 1928 года), Михаил Кузмин, Иван Вышнеградский.

В 1921 году из России уехали Горький и Андреева, умер Блок, Ю. М. Юрьев вернулся в родной Александринский; ушёл М. Добужинский; в начале 1921 года БДТ покинул его главный режиссёр - Андрей Лаврентьев.

В Большой драматический приходили новые люди: в 1921-1922 годах главным режиссёром театра был Николай Петров, его преемником стал увлечённый экспрессионизмом Константин Хохлов, пополнивший репертуар театра пьесами Г. Кайзера и Э. Толлера. "В произведениях Георга Кайзера и Эрнста Толлера, - писал А. Пиотровский, - театр находил ту отвлеченность и обобщенность образов, тот публицистический темперамент, которые, конечно, весьма неосновательно казались ему неотъемлемым признаком «высокой драмы», истинным противоядием против презираемой им, театром Шиллера, «бытовщины».

В конце 1923 года БДТ покинул А. Бенуа, но пришли новые художники - Николай Акимов, Юрий Анненков, В. М. Ходасевич.

В 1923 году в Большой драматический вернулся Лаврентьев и оставался главным режиссёром до 1929 года; литературную часть театра в том же 1923 году возглавил Адриан Пиотровский, в значительной степени благодаря ему на афише театра появились пьесы современных драматургов, как зарубежных, так и отечественных. Последних театр нередко сам и открывал, в том числе Бориса Лавренёва, Е. Замятина (как драматурга), А. Штейна. Стремление к спектаклю «большому, абстрактному, обобщенному и монументальному» в этот период, по словам Пиотровского, определяло специфичность БДТ, как удачи его, так и заблуждения.

Рядом с Лаврентьевым в Большом драматическом до 1925 года работал Хохлов, при нём пришли в театр режиссёры Павел Вейсбрём и Константин Тверской. Пришли в БДТ и новые актёры: Александр Лариков, Валентина Кибардина, Ольга Казико.

Константин Тверской

БДТ имени Товстоногова днём

С 1929 по 1935 год главным режиссёром театра был Константин Тверской, ученик Всеволода Мейерхольда. С середины 20-х годов, начиная со спектакля «Мятеж» (по пьесе Б. Лавренёва «Дым»), поставленного Лаврентьевым в 1925 году, театр постепенно отказывался от отвлечённой романтики; в полной мере это удалось К. Тверскому. Он отдавал предпочтение современной драматургии (до 1935 года репертуар театра пополнила только одна классическая пьеса - «Доходное место» А. Н. Островского в постановке В. В. Люце), в БДТ ставились пьесы Юрия Олеши, Алексея Файко, Николая Погодина, Льва Славина; важным событием театральной жизни стал спектакль «Разлом» по пьесе Б. Лавренёва. Однако последним спектаклем, поставленным в БДТ Тверским, стал «Ричард III» У. Шекспира.

В 1932 году Большому драматическому было присвоено имя его фактического основателя - М. Горького; при Тверском в репертуаре театра впервые появились пьесы А. М. Горького: «Егор Булычов и другие» (1932) и «Достигаев и другие» (1933).

В этот период в Большом драматическом работали талантливые художники: Моисей Левин (главный художник), Николай Акимов и Вадим Рындин; последний спектакль Тверского оформил Александр Тышлер. В спектаклях Тверского заявили о себе молодые актёры Виталий Полицеймако и Николай Корн. C 1930 года в качестве режиссёра-постановщика в театре работал Владимир Люце, также ученик Мейерхольда.

Избранный репертуар

    1919 - «Дон Карлос» Фридриха Шиллера; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1919 - «Макбет» У. Шекспира; режиссёр Ю. М. Юрьев 1919 - «Разбойники» Ф. Шиллера; режиссёр Б. М. Сушкевич 1919 - «Дантон» М. Левберга; режиссёр K. K. Тверской 1920 - «Отелло» У. Шекспира; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1920 - «Царевич Алексей» Д. Мережковского; режиссёры А. Н. Бенуа и А. Н. Лаврентьев 1920 - «Король Лир» У. Шекспира; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1921 - «Рюи Блаз» В. Гюго; режиссёр Н. В. Петров 1921 - «Слуга двух господ» К. Гольдони; режиссёр А. Н. Бенуа 1922 - «Газ» Г. Кайзера; режиссёр К. Хохлов 1924 - «Бунт машин» А. Н. Толстого; режиссёр К. Хохлов 1924 - «Девственный лес» Э. Толлера; режиссёр К. Хохлов 1925 - «Заговор императрицы» А. Толстого и П. Щеголева; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1925 - «Мятеж» Б. Лавренёва; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1926 - «Блоха» Е. Замятина; режиссёр Н. Ф. Монахов 1927 - «Разлом» Б. Лавренёва; режиссёр К. Тверской 1929 - «Враги» Б. Лавренева; режиссёр А. Н. Лаврентьев 1929 - «Город ветров» В. Киршона; режиссёр К. Тверской 1929 - «Заговор чувств» Ю. Олеши; режиссёр К. Тверской 1932 - «Мой друг» Н. Погодина; режиссёр К. Тверской 1932 - «Егор Булычев и другие» М. Горького; режиссёры К. Тверской и В. В. Люце 1933 - «Достигаев и другие» М. Горького; режиссёр В. Люце 1934 - «Интервенция» Л. Славина; режиссёр В. Люце 1935 - «Ричард III» У. Шекспира; режиссёр К. Тверской.

Период кризиса режиссуры (1935-1955)

В 30-50-х годах в театре появлялись яркие режиссёры, однако, заявив о себе интересными постановками, они по тем или иным причинам, не всегда добровольно, покидали театр. Константин Тверской был сначала выслан из Ленинграда, а затем расстрелян; возглавивший театр в 1936 году Алексей Дикий в августе 1937 года был арестован и затем осуждён.

…Семь лет этот театр практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его «съели». Тут была очень злая труппа, очень их было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот театр… -Дина Шварц

После Дикого пост главного режиссёра занимали:

    1938-1940 - Борис Бабочкин 1940-1946 - Лев Рудник 1946-1950 - Наталья Рашевская 1950-1952 - Иван Ефремов 1954-1955 - Константин Хохлов

Такая частая смена художественного руководства отразилась и на атмосфере в коллективе, и на качестве постановок. К концу 30-х театр потерял популярность.

В начале Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Киров, но вскоре после прорыва кольца блокады, 11 февраля 1943 года, вернулся в Ленинград для обслуживания войск Ленинградского фронта и госпиталей.

Творческий кризис БДТ, обозначившийся ещё в конце 30-х, усугубился в послевоенные годы. Художественные руководители не задерживались надолго: в период с 1949 по 1955 год в театре сменилось четыре главных режиссёра, в сезоне 1953-1954 годов Большой драматический и вовсе обходился без главного режиссёра - управлялся коллегией. В условиях, когда во главе театра едва ли не каждый сезон оказывался новый человек, ни о каком плане развития, продуманной репертуарной политике не могло быть и речи. Всё это привело к тому, что в середине 50-х театр не имел «своего» зрителя; из-за крайне низкой посещаемости (на иных спектаклях публики в зале было «меньше, чем артистов на сцене») образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием.

Режиссёрская чехарда негативно сказалась на управляемости театра, труппа попросту «съедала» неугодных режиссёров. В БДТ в тот период было немало талантливых актёров, но одни, не принадлежавшие к руководящей группе, оказались не востребованы, другие были заштампованы в своих амплуа, третьи, в отсутствие художественного руководства ощутив себя хозяевами театра, позволяли себе на сцене всё, что заблагорассудится.

Избранный репертуар

См. также Спектакли Большого драматического театра

    1936 - «Матросы из Каттаро» Ф. Вольф; режиссёр А. Дикий 1937 - «Мещане» М. Горького; режиссёр А. Дикий 1938 - «Благочестивая Марта» Тирсо де Молина; режиссёр Н. В. Петров 1939 - «Дачники» М. Горького; режиссёр Б. Бабочкин 1941 - «Король Лир» У. Шекспира; режиссёр Г. Козинцев (с музыкой Д. Шостаковича) 1944 - «На дне» М. Горького; режиссёр Л. С. Рудник 1948 - «Враги» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская 1949 - «Слуга двух господ» К. Гольдони; режиссёр А. В. Соколов 1949 - «Егор Булычев и другие» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская 1950 - «Разлом» Б. Лавренева; режиссёры А. В. Соколов и И. С. Зонне 1951 - «Любовь Яровая» К. Тренёва; режиссёр И. С. Ефремов 1952 - «Достигаев и другие» М. Горького; режиссёр Н. С. Рашевская 1954 - «Гости» Л. Зорина; режиссёры В. В. Меркурьев и И. В. Мейерхольд 1955 - «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана; режиссёр К. П. Хохлов.

Эпоха Георгия Товстоногова (1956-1989)

Георгий Товстоногов не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако ради спасения «первого пролетарского театра», по настоянию курирующих театры партийных органов Ленинграда, Товстоногов всё же согласился стать одиннадцатым по счёту главным режиссёром Большого драматического и 13 февраля 1956 года, в канун очередного дня рождения театра, был представлен труппе.

Фойе театра

За шесть лет работы на посту главного режиссёра Ленинградского театра им. Ленинского комсомола Георгий Товстоногов заставил взыскательную ленинградскую театральную общественность говорить о себе, как о чрезвычайно талантливом и успешном режиссёре. Поставленный им в 1955 году на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина спектакль «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского (позже удостоенный Ленинской премии) не меньше, чем публике, понравился партийному руководству и сыграл не последнюю роль в его новом назначении.

Новому художественному руководителю были предоставлены широкие полномочия; из Ленинградского Ленкома Товстоногов пригласил на пост заведующей литературной частью Дину Шварц; для проведения административной реорганизации БДТ директором театра был назначен Георгий Коркин. «Он был жесток, он был беспощаден, - вспоминала Дина Шварц. - Он мог всё реорганизовать, уволить всех, кого надо. И он бегал к Георгию Александровичу каждый день». На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» художественных руководителей, Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!». С благословения руководящих инстанций, новый художественный руководитель уволил примерно треть труппы - более 30 актёров.

В первый свой год в БДТ Товстоногов в буквальном смысле слова «завлекал» зрителей в забытый ими театр; исходя из того, что «в театр ходят не только для пользы», новый художественный руководитель не чуждался и развлечения: ставил комедии «Шестой этаж» Альфреда Жери и «Когда цветёт акация» Николя Винникова, «Безымянную звезду» Михаила Себастиану… К началу 1957 года Товстоногову удалось переломить ситуацию: спектакли шли уже при полных залах. Новый БДТ, «театр Товстоногова», начался со спектакля «Эзоп» (по пьесе Гильерме Фигейредо), представленного зрителям 23 марта 1957 года; за «Эзопом» последовал легендарный «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским.

Падение интереса к театру с конца 30-х годов, по свидетельству Иосифа Юзовского, было общей тенденцией, не только БДТ, но весь советский театр переживал в эти годы кризис. Переход Товстоногова в Большой драматический совпал с началом «оттепели», он был одним из первых, кто осознал новые возможности в изменившейся атмосфере; «символом оттепели» стал уже «Эзоп»; два года спустя, в ходе обсуждения горьковских «Варваров», Юзовский, свидетель яркого расцвета театра в 20-х годах, писавший о спектаклях Владимира Немировича-Данченко и Всеволода Мейерхольда, говорил: «То, что вы делаете, имеет отношение не только к одному Большому драматическому театру… Я хочу, чтобы вы не снижали ваших темпов и чувствовали ответственность и понимали, что есть жажда настоящего и большого театра. Настолько давно его не было и настолько эта претензия может быть осуществлена в этом театре…». Товстоногов не обманул ожидания: за «Варварами» последовали «Пять вечеров» Александра Володина и ещё целый ряд спектаклей, вошедших в «золотой фонд» советского театра.

Большой драматический, хотя его не уставала хвалить и центральная советская пресса, вплоть до «Правды», особенно после признания за рубежом (что не исключало и бранных статей, в том числе в «Правде»), жил под постоянным присмотром партийных органов; не была выпущена «Римская комедия» Л. Зорина, с трудом, ценой многочисленных уступок Товстоногову удалось спасти спектакль «Три мешка сорной пшеницы» по повести Владимира Тендрякова - о послевоенном голоде в деревне и послевоенных репрессиях, долго и мучительно пришлось бороться за один из самых любимых зрителями спектаклей - «Цену», по той лишь причине, что автор пьесы, Артур Миллер, позволил себе критические высказывания о внешней политике СССР; выпущенные постановки нередко приходилось корректировать. Так, в спектакле «Горе от ума» на суперзанвес, как эпиграф, была вынесена цитата из А. С. Пушкина: «Чёрт догадал меня родиться в России с душой и талантом», - в конце концов цитату пришлось убрать. И тем не менее эпоха Товстоногова в истории Большого драматического стала «золотой»; на протяжении трёх десятилетий его руководства БДТ оставался лидером отечественного театрального процесса, «первой сценой страны», пользуясь неизменным успехом и за рубежом: из европейских стран БДТ за эти годы не побывал только в Португалии, гастролировал в Японии, Аргентине, Израиле, дважды в Тайване… «Большой драматический театр, - писал А. Свободин в 1970 году, - умеет создавать спектакли - культурные ценности. Они оказываются в одном ряду с выходом многотомных собраний сочинений великих писателей, с публикациями, проливающими новый свет на историю страны». А П. А. Марков шестью годами позже констатировал: «Какие суждения - от восторженных, захлебывающихся до скептических и высокомерных - ни выноси о спектаклях Товстоногова, остаётся одинаково очевидным, что Товстоногов занимает в нашей театральной жизни особое и чрезвычайно значительное место. Его не обойдёшь нарочитым невниманием, не будешь отрицать его определяющее, твёрдо закреплённое влияние на советский театр. Вдобавок налицо все признаки внешнего - порою триумфального - успеха… А между тем Товстоногов не делает минимального шага, для того чтобы вымолить у зрителя успех… Театр Товстоногова лишен малейшего оттенка сенсационности… Успех подтверждает, что театр попадает в самую точку общественно-художественных интересов страны…»

С Товстоноговым в разное время работали режиссёры Роза Сирота (в 1955-1962 и в 1966-1972 годах), Рубен Агамирзян (в 1961-1966 годах), Юрий Аксёнов (в 1961-1983 годах), Геннадий Егоров (в 1982-1984 годах) и каждый из них внёс свой вклад в «золотой фонд» БДТ.

Труппа

Труппа, созданная Товстоноговым, по мнению знаменитого польского режиссёра Эрвина Аксера, поставившего в БДТ не один спектакль, «могла соперничать с лучшими европейскими коллективами»: «Ведущие актёры этого театра, мастера своего дела, ничем не уступали всемирно известным звёздам, а возможно, и превосходили их умением соединить игру в ансамбле с индивидуальной виртуозностью». С Аксером готовы поспорить отечественные театроведы: «Труппа Большого драматического, - считает, в частности, Н. Старосельская, - не могла соперничать с лучшими европейскими коллективами, потому что была на протяжении нескольких десятилетий величайшей труппой в мире». По свидетельству К. Рудницкого, попасть в БДТ в 80-х годах было даже труднее, чем в труппу МХАТа 30-40 годов, где звёзды всесоюзного масштаба исчислялись десятками. В 1988 году, формулируя принципы, по которым он отбирал актёров в свой театр, Товстоногов, с его репутацией деспота и диктатора, в числе обязательных назвал «интеллектуальный уровень» («всё важное, интересное в нашей жизни должно его касаться») и «способность к импровизационному поиску в процессе работы». Товстоногов умел сделать актёра соавтором спектакля; как отмечала театровед Т. Злотникова, он любил актёров «как класс», но любил требовательно, порою даже обременительно.

«В труппе БДТ, - пишет Елена Горфункель, - у Товстоногова было несколько главных актрис - Нина Ольхина, Людмила Макарова, Эмма Попова, Зинаида Шарко, Татьяна Доронина». Но рядом с ними были и такие замечательные неглавные, как Валентина Ковель и Мария Призван-Соколова, которых Н. Старосельская также включила в «самый-самый малый звёздный круг»; в 70-х годах и с «главными» достойно конкурировала молодая Наталья Тенякова.

Что же касается мужской части труппы, то здесь перечень «звёзд» мог бы оказаться бесконечным: уже в 60-х годах рядом с многоопытными Виталием Полицеймако, Евгением Лебедевым, Ефимом Копеляном и Владиславом Стржельчиком прославились молодые Павел Луспекаев, Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Олег Басилашвили, Владимир Рецептер; в 70-х годах зрители узнали и полюбили Геннадия Богачёва, Юрия Демича и Андрея Толубеева; а были ещё и Николай Корн, Павел Панков, Николай Трофимов, Всеволод Кузнецов, Вадим Медведев…. Отдельная страница в истории товстоноговского БДТ - Иннокентий Смоктуновский, хотя он и сыграл на этой сцене только одну незабываемую роль.

Георгий Товстоногов возглавлял Большой драматический тридцать три года; 23 мая 1989 года, возвращаясь домой после генеральной репетиции спектакля «Визит старой дамы», он умер за рулём своего автомобиля.

Избранный репертуар

См. также Спектакли Большого драматического театра

    1957 - «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов 1957 - «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского; режиссёр Г. А. Товстоногов 1959 - «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов 1959 - «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Г. А. Товстоногов 1960 - «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов 1961 - «Моя старшая сестра» А. М. Володина; режиссёр Г. А. Товстоногов 1962 - «Горе от ума» А. Грибоедова; режиссёр Г. А. Товстоногов 1963 - «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта; режиссёр Э. Аксер 1964 - «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе, Г. Лордкипанидзе; режиссёр Р. С. Агамирзян 1965 - «Три сестры» А. Чехова; режиссёр Г. А. Товстоногов 1966 - «Мещане» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов 1968 - «Цена» A. Миллера; режиссёр Р. А. Сирота 1971 - «Тоот, другие и майор» И. Эркеня; режиссёр Г. А. Товстоногов 1972 - «Ревизор» Н. В. Гоголя; режиссёр Г. А. Товстоногов 1972 - «Ханума» Цагарели; режиссёр Г. А. Товстоногов 1973 - «Мольер» М. Булгакова; режиссёр С. Ю. Юрский 1974 - «Три мешка сорной пшеницы» В. Ф. Тендрякова, режиссёр Г. А. Товстоногов 1975 - «История лошади» по рассказу Л. Н. Толстого; режиссёр Г. А. Товстоногов 1977 - «Тихий Дон» по М. Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов 1981 - «Оптимистическая трагедия» B. Вишневского; режиссёр Г. А. Товстоногов 1982 - «Дядя Ваня» А. Чехова; режиссёр Г. А. Товстоногов 1983 - «Сёстры» («Сад без земли») Л. Разумовской; режиссёр Г. С. Егоров 1983 - «Смерть Тарелкина» А. Колкера (опера-фарс по мотивам комедии А. Сухово-Кобылина); режиссёр Г. А. Товстоногов.

После Товстоногова (1989-2013)

У многих было такое ощущение, что 23 мая 1989 года умер не только Товстоногов, умер БДТ; на панихиде об этом говорила Татьяна Доронина, о том же писала в своём дневнике Дина Шварц. Товстоногов не готовил себе преемника: придёт новый режиссёр, создаст свой театр. Но новый режиссёр не приходил (так, не состоялся переход в БДТ Льва Додина), наступали тяжёлые для всего российского театра времена; очень скоро перед БДТ, как и перед многими театрами, встал вопрос о выживании.

В этот период театр возглавил Кирилл Лавров, избранный тайным голосованием коллектива; он не был режиссёром, и одной из главных забот нового художественного руководителя, наряду с сохранением труппы и решением финансовых проблем, стали поиски талантливых режиссёров вообще и главного режиссёра в частности. Лишь в 2004 году театр обрёл, наконец, главного режиссёра в лице давно сотрудничавшего с БДТ Темура Чхеидзе. В одном из интервью в 2007 году Чхеидзе говорил: «Я знал: что тут ни сделай - это будет хуже, чем во времена Товстоногова. Но его нет, и вообще товстоноговы рождаются крайне редко. А жизнь идет, и я, восторгаясь тем театром, который был когда-то, не ставлю так, как Товстоногов».

В последние годы критики писали о застое в Большом драматическом, и 19 февраля 2013 года Темур Чхеидзе подал в отставку. Причины своей отставки он объяснил на пресс-конференции 4 марта: «Сейчас, наверное, настало время, когда БДТ нужны перемены, на которые лично я не могу пойти. Многие называют меня ретроградом, но это был мой принципиальный путь - сохранять наследие Товстоногова. Убежден, что пройдут неполные 10 лет и классика снова понадобится русскому театру. Один молодой человек сказал мне, что мои спектакли воспринимаются как анахронизм. Я благодарен ему за честность».

Сегодняшний день театра

На основной сцене театра представлены произведения русской и мировой классики, а также современная драматургия: пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, У. Шекспира, Ф. Шиллера, Б. Шоу, Р. Харвуда, М. Фрейна и других.

На Малой сцене идут «Старик и море» Э. Хемингуэя, «Кто боится Вирджинии Вульф» Э. Олби, «Дама с собачкой» А. П. Чехова, «Ангелова кукла» Э. С. Кочергина, «Берендей» С. А. Носова.

С 29 марта 2013 года художественным руководителем театра является Андрей Могучий, главным художником на протяжении уже четырёх десятилетий - Эдуард Кочергин. Заведующим музыкальной частью театра с 1998 года является композитор Николай Морозов.

В театре на постоянной основе работают режиссёры: Николай Пинигин, Андрей Максимов, Григорий Дитятковский. Спектакли в БДТ ставят также приглашённые режиссёры.

Текущий репертуар

См. также Спектакли Большого драматического театра

    2002 - «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2004 - «Копенгаген» Майкла Фрейна; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2005 - «Квартет» Рональда Харвуда; режиссёр Н. Н. Пинигин 2007 - «Блажь!» П. М. Невежина, А. Н. Островского; режиссёр Г. Р. Тростянецкий; композитор Н. А. Морозов 2007 - «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя; режиссёр Н. Н. Пинигин 2008 - «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2009 - «Дон Карлос, инфант испанский» Ф. Шиллера; режиссёр Т. Н. Чхеидзе 2009 - «Месяц в деревне» И. С. Тургенева; режиссёр А. А. Праудин; композитор Н. А. Морозов 2010 - «Школа налогоплательщиков» Л. Вернейля, Ж. Берра; режиссёр Н. Н. Пинигин 2010 - «Королева красоты» Мартина Макдонаха; режиссёр Е. В. Чернышов 2010 - «Мерси» И. Д. Шприца; режиссёр В. А. Золотарь 2010 - «Лето одного года» Эрнеста Томпсона; режиссёр А. М. Прикотенко 2011 - «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорка; режиссёр Т. Н. Чхеидзе; композитор Н. А. Морозов 2011 - «Пешком» Славомира Мрожека; режиссёр Анджей Бубень 2011 - «Время Женщин» Е. С. Чижовой; режиссёр Г. Р. Тростянецкий; композитор Н. А. Морозов

Труппа

В скобках указаны годы службы артистов в БДТ

    Марина Адашевская Борис Бабочкин (1931-1940) Олег Басилашвили (с 1959) Татьяна Бедова (с 1976) Геннадий Богачёв (с 1969) Олег Борисов (1964-1983) Ируте Венгалите (с 1988) Михаил Волков (1961-2001) Ольга Волкова (1976-1996) Дора Вольперт (1932-1941) Григорий Гай (1956-1984) Анатолий Гаричев (1959-1993) Дмитрий Голубинский (1919-1924) Екатерина Гороховская Елена Грановская (1939-1966) Михаил Данилов (1966-1994) Наталья Данилова (1977-1992) Юрий Демич (1973-1988) Алексей Дикий (1936-1937) - главный режиссёр Татьяна Доронина (1959-1966) Изиль Заблудовский (1947-2010) Михаил Иванов (1929-1964) Валерий Ивченко (с 1983) Марина Игнатова (с 1998) Ольга Казико (1927-1963) Валентина Кибардина (1936-1956) Валентина Ковель (1966-1997) Инна Кондратьева (1958-1962) Ефим Копелян (1935-1941, 1943-1975) Николай Корн (1935-1941, 1943-1971) Иван Краско (1961-1965) Светлана Крючкова (c 1976) Александра Куликова (c 1998) Андрей Лаврентьев (1919-1921 и 1923-1935) Кирилл Лавров (1955-2007) - художественный руководитель (c 1989) Фёдор Лавров (c 2007) Маша Лаврова (с 1993) Евгений Лебедев (1956-1997) Сергей Лосев (c 1980) Павел Луспекаев (1959-1967)
    Александр Мазаев (1933-1957) Людмила Макарова (с 1945) Лариса Малеванная (c 1976) Вадим Медведев (1966-1988) Георгий Менглет (1936-1937) Юзеф Мироненко (1969-2011) Николай Монахов (1919-1936) Михаил Морозов (1983-1987, и с 1990) Леонид Неведомский (с 1967) Анна Борисовна Никритина-Мариенгоф Андрей Носков (с 1998) Нина Ольхина (с 1947) Павел Панков (1947-1950, 1965-1978) Ваграм Папазян Елена Перцева (с 1985) Виталий Полицеймако (1930-1967) Елена Попова (с 1978) Эмма Попова (1962-1989) Мария Призван-Соколова (1931-2001) Владимир Рецептер (1962-1987) Вера Романова (1936-1974) Евгений Сидихин (с 1989) Скоробогатов, Константин Васильевич (1928-1935) Иннокентий Смоктуновский (1957-1960, 1966) Василий Софронов (1918-1960) Владислав Стржельчик (1938-1995) Юрий Стоянов (1978-1995) Владимир Татосов (c 1963) Наталья Тенякова (1968-1979) Семён Тимошенко (1919-1924) Андрей Толубеев (1975-2008) Юрий Толубеев (1978-1979) Юрий Томошевский (1978-1991) Николай Трофимов (1964-2005) Нина Усатова (c 1989) Алиса Фрейндлих (c 1983) Зинаида Шарко (c 1956) Георгий Штиль (c 1961) Сергей Юрский (1957-1979) Юрий Юрьев (1919-1921)

Телевизионные записи спектаклей

    Любовь Яровая (1953) Достигаев и другие (1959) Эзоп (1960) Мещане (1971) Правду! Ничего, кроме правды! Ханума (1978) Энергичные люди Дядя Ваня (1985) Пиквикский клуб (1986) История лошади (1989)

По сути эти три вехи обозначают наиболее значимые периоды жизни театра, рожденного революцией. С 1920 он занимает здание бывшего Суворинского театра на Фонтанке. До революции здесь располагался петербургский Малый театр, в котором на рубеже веков работала труппа Литературно-художественного общества. Так как главным пайщиком, негласным художественным руководителем, а также идеологом его был издатель газеты «Новое время» А.С.Суворин, петербуржцы так и называли театр суворинским. Время от времени небогатую художественными событиями жизнь театра озаряли творческие открытия. Так, на первую премьеру театра была поставлена Е.Карповым Власть тьмы Л.Н.Толстого, с П.Стрепетовой в роли Матрены. Таким же крупным явлением стали спектакли с участием П.Орленева , актера, создавшего новое амплуа «неврастеника». В школе при театре учился М.Чехов , принятый после обучения в театр Суворина и успешно проработавший в нем до поступления в МХТ в 1912. После смерти К.Ю.Лаврова в 2007 на должность Художественного руководителя БДТ им. Г.А.Товстоногова назначен Т.Н.Чхеидзе.

ТЕАТР, РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Собственно настоящая история БДТ начинается после Октябрьской революции. Открылся новый театр 15 февраля 1919 спектаклем Дон Карлос Ф.Шиллера в помещении Большого зала консерватории. Первый театр советского драматического искусства замышлялся как театр героического репертуара, масштабных образов, «великих слез и великого смеха» (Блок). Рожденный героической эпохой, он должен был передать ее особое величие. Это должен был быть театр «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Главный идейный вдохновитель нового театра был М.Горький . В первые годы ставились преимущественно классические пьесы, в которых акцентировались тираноборческие, свободолюбивые мотивы. В труппу поступили крупные актеры Н.Ф.Монахов , В.В.Максимов, на несколько лет перешел из Петроградского Государственного театра драмы (Акдрам) Ю.М.Юрьев , главный романтический премьер Александринской сцены . Главным режиссером был А.М.Лаврентьев, который осуществил постановки: Дон Карлос (1919), Отелло и Король Лир У.Шекспира (1920). Спектакли ставили также Н.В.Петров (Двенадцатая ночь Шекспира, 1921; Рюи Блаз В.Гюго, 1921), Б.М.Сушкевич (Разбойники Шиллера, 1919), А.М.Бенуа (Слуга двух господ К.Гольдони и Лекарь поневоле Мольера, 1921), Р.В.Болеславский (Рваный плащ С.Бенелли, 1919). Художники А.Н.Бенуа , М.В.Добужинский , В.А.Щуко и композиторы Б.В.Асафьев , Ю.А.Шапорин в тесном контакте с режиссерами стремились придерживаться традиций сценического романтизма. В начале 1920-х в репертуаре БДТ появились драмы немецких экспрессионистов, которые воплощались К.П.Хохловым в урбанистическом духе, в конструктивистском оформлении – Газ Г.Кайзера (1922, художник Ю.П.Анненков), Девственный лес Э.Толлера (1924, художник Н.П.Акимов). Эстетически к этим постановкам примыкал и спектакль Бунт машин А.Н.Толстого (переделка пьесы К.Чапека R.U.R ., 1924, художник Анненков).

Большое значение для судьбы театра имело привлечение на должность председателя Директории БДТ поэта А.А.Блока.

Но наряду с героико-романтическими постановками Шиллера, Шекспира, а также экспериментальными работами, театр ориентировался на кассовые спектакли, часто ставил и «облегченные» исторические мелодрамы. Одна из них – Заговор императрицы А.М.Толстого и П.Е.Щеголева (1925, режисер Лаврентьев, художник Щуко) – пользовалась шумным успехом.

ТЕАТР ПРИБЛИЖАЕТСЯ К СОВРЕМЕННОСТИ

Наиболее серьезные спектакли того периода связаны с творчеством К.К.Тверского, обычно работавшего с художником М.З.Левиным; среди них важными стали постановки пьес современных авторов – Мятеж (1925) и Разлом Б.А.Лавренева (1927), Человек с портфелем А.М.Файко (1928), Город ветров В.М.Киршона (1929), Мой друг Н.Ф.Погодина (1932). С середины 1920-х советские пьесы стали определять репертуар БДТ. Следуя времени, театр впервые пробовал приблизить Романтику к реальности, соединить героический пафос с конкретной жизненной средой. В труппе театра сформировались сильные актерские индивидуальности: О.Г.Казико, В.Т.Кибардина, А.И.Лариков, В.П.Полицеймако, К.В.Скоробогатов, В.Я.Софронов.

В год постановки Разлома , К.С.Станиславский во время ленинградских гастролей МХАТа написал на подаренном БДТ портрете: «Ваш театр, – один из тех немногих, которые знают, что революция в искусстве не только во внешней форме, но во внутренней сущности…».

Для многих актеров поворотным стало участие в пьесах Горького. Значительный успех имели горьковские пьесы Егор Булычев и другие (1932, режиссеры К.К.Тверской и В.В.Люце) и Достигаев и другие (1933, режиссер Люце). Имя Горького было присвоено театру неслучайно. Отступление от горьковских законов драматургии, предполагавших всегда ясность мысли, четкость идейной позиции, яркость характеров, непримиримый конфликт и особую театральность, почти всякий раз вело театр к неудачам.

В ТЕАТР ПРИХОДИТ Г.А.ТОВСТОНОГОВ

После ухода Тверского в театре наступила трудная пора. Художественные руководители часто менялись: 1934 – В.Ф.Федоров, 1936–1937 – А.Д.Дикий , 1939–1940 – Б.А.Бабочкин , 1940–1944 – Л.С.Рудник. В атмосфере эстетической непритязательности, разнонаправленных исканий лишь некоторые спектакли стали примечательными событиями сценического искусства: Мещане Горького (1937, режиссер Дикий); Дачники Горького (1939) и Царь Потап А.А.Копкова (1940 – оба режиссировал Бабочкин); Король Лир Шекспира (1941, режиссер Г.М.Козинцев). В первые годы великой отечественной войны театр работал в Кирове, в 1943 вернулся в Ленинград и продолжал работу в условиях блокады, обслуживая войска Ленинградского фронта и госпитали.

Творческий кризис БТД, обозначившийся еще в середине 1930-х, в послевоенные годы усугубился. Художественные руководители удерживались в театре лишь на недолгое время: 1946–1950 – Н.С.Рашевская, 1951–1952 – И.С.Ефремов, 1952–1954 – О.Г.Казико, 1954–1955 – К.П.Хохлов. Внедрение в репертуар многочисленных тематически актуальных, но ремесленных, а подчас и откровенно фальшивых пьес, повлекло за собой снижение художественного уровня спектаклей, актерского мастерства, потерю зрительской аудитории. В 1956 главным режиссером театра стал Г.А.Товстоногов, имеющий за плечами 25-летний опыт плодотворной работы в различных театрах (Тбилиси, Москва, Ленинград). Его приход совпал с «оттепелью» – оживлением общественной жизни страны после XX съезда КПСС. В короткий срок Товстоногов вывел театр из кризиса, превратил разлаженную труппу в сплоченный коллектив, способный успешно решать самые сложные творческие задачи. Решающим в театральной политике главного режиссера было обновление труппы и выбор репертуара. Чтобы вернуть доверие зрителя, Товстоногов начинает с непритязательных, но живых и узнаваемых пьес (Шестой этаж А.Жери, Когда цветет акация Н.Винникова). В эти постановки активно вовлекается талантливая молодежь, вскоре ставшую основой обновленного коллектива (К.Лавров, Л.Макарова, Т.Доронина, З.Шарко). Они принесли на сцену живое дыхание правды, открытые лирические сердца, неподдельно искренние голоса современности. Раскрепощенные духовной атмосферой своего времени, молодые актеры вместе с режиссером утверждали нового героя – внешне совсем не героического, но близкого каждому в зале, светящегося внутренней красотой и талантом человечности. Постановки произведений современной драматургии – Пять вечеров (1959, в центре которых необыкновенно тонкий дуэт Е.Копеляна и З.Шарко), Моя старшая сестра (1961 с блистательными Т.Дорониной и Е.Лебедевым) А.М.Володина, и Иркутская история А.Н.Арбузова (1960) – шли параллельно с тщательной работой над русской классикой, в которой режиссер слышал прежде всего нерв сегодняшнего дня. Спектакли Идиот по Ф.М.Достоевскому (1957 и 1966), Варвары Горького (1959), Горе от ума А.С.Грибоедова (1962), Три сестры А.П.Чехова (1965), Мещане Горького (1966, гос. премия СССР, 1970) стали крупными событиями духовной жизни общества и определили лидирующее положение БДТ в отечественном сценическом искусстве. Особый интерес вызывала сложившаяся в БДТ форма «спектакля-романа», которому свойственны обстоятельность и тонкость психологического анализа поведения персонажей, укрупненность образов, пристальное внимание к внутренней жизни всех действующих лиц.

Варвары А.М.Горького оказались первым спектаклем, превратившем еще недавно разнородную труппу БДТ в мощный и богатый звучаниями ансамбль, где режиссером были подготовлены и обеспечены большие актерские победы П.Луспекаева -Черкуна, В.Стржельчика-Цыганова, В.Полицеймако-Редозубова, О.Казико-Богаевской, З.Шарко-Кати, Т.Дорониной-Надежды, Е.Лебедева-Монахова, ее мужа.

Событием в театральной жизни страны стала постановка Идиота с И.Смоктуновским в главной роли. Спектакль, в котором особенно ясно проявился новаторский стиль режиссера: неуловимый в своей многоликости с одной стороны, и внешней неброскости с другой. Режиссер творит через актера, вместе с актером и раскрывает их индивидуальности часто неожиданно для них самих (О.Басилашвили, В.Стржельчик, О.Борисов).

Никакой замысел не существует для Товстоногова вне артиста. Но режиссер не «умирает в актере». Критик К.Рудницкий писал: «…режиссер в актерах оживает, искусство каждого из артистов приоткрывает одну из многих граней искусства самого режиссера…». Поэтому главная работа в театре – работа с автором и артистом. Главный итог работы – создание ансамбля высочайшей культуры, который может решать сложнейшие творческие задачи, добиваться стилистической целостности в любом спектакле.

Контакт со зрительным залом в спектаклях БДТ всегда обострен. Но были спектакли, где это условие становилось первостепенным. Так был поставлен спектакль Горе от ума (1964) с трагическим и одновременно эксцентричным Чацким-С.Юрским, который искал соратников в зале, обращаясь к зрителям, с живой юношеской непосредственностью, надеясь на понимание.

В каждом спектакле Товстоногова – свой способ общения со зрителем, будь то История лошади (1975) с Е.Лебедевым в роли Холстомера, Чехов, Горький или Гоголь (Ревизор , 1972), где режиссер ставит самые жесткие вопросы перед своими героями, а значит и перед зрителями. При этом новизна прочтения возникает у режиссера из глубины прочитанного текста, тех его пластов, что еще не были увидены и изучены.

По-новому прочитана и осмыслена революционная тематика спектаклей Гибель эскадры А.Корнейчука, Оптимистическая трагедия В.Вишневского, поставленные неоднократно, в разное время, а также Перечитывая заново М.Шатрова (1980), где пристально, без ложного пафоса рассматривается простой человек, оказавшийся перед лицом Истории.

Характерное замедленное развитие «спектаклей-романов» Товстоногова (Варвары и Мещане ; Поднятая целина по М.А.Шолохову, 1964 и др.) исподволь подводило актеров и зрителей к бурным, «взрывным», кульминационным моментам.

В 1970-е режиссер продолжит свои театральные поиски, в области большой прозы поставив роман-эпопею Тихий Дон с О.Борисовым в роли Григория – центральной фигуре спектакля, затмившей всех прочих лиц, потерявших в этой системе свой масштаб. Спектакль-эпопея рассматривал Григория, как трагического героя, не имеющего личной вины перед роком Истории. «Романным» постановкам режиссера всегда сопутствовало такое качество, как полифоничность.

Но не была чужда БДТ и веселая, озорная комедия. Зрителям 1970-х надолго запомнится праздничная, легкокрылая Ханума А. Цагарели (1972), поставленная с особым лиризмом, изяществом и блестящими актерскими работами Л.Макаровой, В.Стржельчика, Н.Трофимова. Опыт особого «вахтанговского» прочтения, с его открытой игрой в театр был успешно освоен режиссером в Волках и овцах А.Н.Островского (1980), острым трагикомическим гротеском прозвучала опера-фарс А.Н.Колкера Смерть Тарелкина по А.В.Сухово-Кобылину (1982), раскрывших большие возможности актеров БДТ в области открытой театральности (актерские работы Е.Лебедева, В.Ковель, С.Крючковой и др.). Комедийное мастерство артистов оттачивалось как на материале современной пьесы (Энергичные люди по В.Шукшину, 1974), так и в инсценировке Пиквикского клуба по Ч.Диккенсу, 1978).

В труппе, кроме уже упомянутых артистов плодотворно работали Э.А.Попова, М.А.Призван-Соколова, О.В.Волкова, Л.И.Малеванная, Ю.А.Демич, А.Ю.Толубеев, С.Н.Крючкова. В 1983 труппа БДТ пополнилась еще одним уникальным мастером сцены – А.Б.Фрейндлих , сыгравшей и продолжающей играть самые разноплановые роли – от трех женщин, противоположных по складу в комедии Этот пылкий влюбленный (Н.Саймон, 1983) до трагедийных образов леди Макбет и Насти (На дне А.М.Горького, 1987), и др.

ТЕАТР ИМЕНИ Г.А.ТОВСТОНОГОВА

После смерти Г.А.Товстоногова в 1989 художественным руководителем БДТ становится К.Ю.Лавров. В 1993 театру было по праву присвоено имя его бывшего главного режиссера, ставшего целой театральной эпохой, не только для своего театра, но и своей страны.

Ценный вклад в жизнь этого театра внесли постановки режиссера Т.Чхеидзе, во многом совпавшие с товстоноговскими требованиями к спектаклю. Глубина и масштаб режиссерского замысла Т.Чхеидзе воплощались им через тщательно подобранный ансамбль актеров. Наиболее интересны его спектакли: Коварство и любовь Ф.Шиллера (1990), Макбет У. Шекспира, (1995), Антигона Ж.Ануйя (1996), Борис Годунов А.Пушкина (1998).

В современном БДТ продолжают идти многие спектакли Г.А.Товстоногова, которые не просто сохранены, а живут полнокровной жизнью.

В 2007 после смерти К.Лаврова художественным руководителем был назначен Темур Чхеидзе, который с 1991 работал с БДТ, а в 2004 согласился стать главным режиссером. В феврале 2013 Чхеидзе подал в отставку и ушел с поста художественного руководителя.

Екатерина Юдина

Осенью 1918 года в Петрограде по инициативе писателя Максима Горького, поэта Александра Блока и актрисы МХТ Марии Андреевой был основан Большой драматический театр. Репертуарную политику театра определил его первый художественный руководитель, Александр Блок: «Большой драматический театр есть, по замыслу своему, театр высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии». Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства»: Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева — первых сценографов театра.

15 февраля 1919 года состоялась премьера: трагедию Ф.Шиллера «Дон Карлос» поставил режиссер Андрей Лаврентьев. Среди режиссеров БДТ следующих лет: ученик Мейерхольда Константин Тверской, ученик Немировича-Данченко Николай Петров, художник-мирискусник Александр Бенуа, знаменитый Чапаев из одноименного фильма — актер Борис Бабочкин. С 1932 по 1992 год БДТ носил имя своего основателя, Максима Горького.

В 1956 главным режиссером и художественным руководителем театра был назначен Георгий Товстоногов. При нем БДТ стал авторским режиссерским театром, известным на весь мир, лучшей драматической сценой СССР. В спектаклях Товстоногова играли Татьяна Доронина и Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский и Зинаида Шарко, Евгений Лебедев и Валентина Ковель, Олег Басилашвили и Светлана Крючкова, Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Олег Борисов, Николай Трофимов, Ефим Копелян, Кирилл Лавров и многие другие замечательные актеры. В те годы театр очень много гастролировал.

В ситуации противостояния двух политических систем, режима «железного занавеса», БДТ был культурным связующим звеном между Востоком и Западом. После смерти Товстоногова в 1989 году художественное руководство принял народный артист СССР Кирилл Лавров, после него — режиссер Темур Чхеидзе. С 1992 года театр стал носить имя Георгия Александровича Товстоногова.


В 2013 году художественным руководителем БДТ стал режиссер Андрей Могучий, один из лидеров театрального авангарда. Под руководством Могучего БДТ вновь обрел признание публики и критиков, стал одним из главных театральных ньюсмейкеров страны.

В декабре 2015 года театр отмечен экспертами российской Ассоциации театральных критиков «За выстраивание новой художественной стратегии Большого драматического театра». Творческое кредо БДТ — открытый диалог на темы, актуальные для современного общества.

Каждый спектакль, каждый проект нового БДТ обращается к проблемам человека своего времени. В постановках Большого драматического театра задействованы артисты всех поколений труппы — от совсем молодых актеров стажерской группы до ведущих мастеров сцены, таких как народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, народный артист России и Украины Валерий Ивченко, народные артистки России Светлана Крючкова, Ируте Венгалите, Марина Игнатова, Елена Попова, народные артисты России Геннадий Богачев, Валерий Дегтярь, заслуженные артисты России Анатолий Петров, Василий Реутов, Андрей Шарков, заслуженная артистка России Мария Лаврова и другие. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».


С 2013 года в БДТ имени Г.А. Товстоногова существует масштабный образовательная программа «Эпоха просвещения». Это лекции, концерты, выставки, круглые столы, посвященные актуальным творческим вопросам, встречи с людьми, которые создают современный театр, а также — экскурсии по музею и за кулисы театра, авторские программы, посвященные истории БДТ. Важным направлением «Эпохи просвещения» является «Педагогическая лаборатория БДТ» — режиссеры, актеры, театральные критики и педагоги обучают преподавателей средних школ и детских садов Санкт-Петербурга внедрению современного театрального языка и сценических приемов в школьную образовательную программу.

В 2015 году БДТ стал первым русским репертуарным драматическим театром, в афишу которого на постоянной основе включен инклюзивный спектакль «Язык птиц», созданный совместно с Центром творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Наряду с профессиональными актерами в этом спектакле играют люди с расстройством аутического спектра.

У Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65, возведенном в 1878 году архитектором Людвигом Фонтана по заказу графа Антона Апраксина.


Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра, старейшего сохранившегося деревянного театра России, построенного архитектором Смарагдом Шустовым по распоряжению императора Николая I в 1827 году. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее 5 премьер и более 350 спектаклей.